Формирование системы сбалансированных показателей организационно-экономического состояния предприятия железнодорожного транспорта
Инструментарно-методический аппарат представлен совокупностью системного, процессно-функционального, ситуационного, структурно-уровневого подходов, методов теоретико-прикладного научного познания: абстрактно-логического, статистических группировок, выборочных наблюдений, графического представления данных для получения, анализа и интерпретации информацииметодов систематизации, проектирования… Читать ещё >
Содержание
Актуальность темы исследования. Рыночные преобразования экономики России, мировой экономический кризис и последовавшие за этим процессы трансформационного спада привели к нарушению непрерывности и целостности воспроизводства элементов транспортной инфраструктуры. Транспорт, являясь социально значимой частью народного хозяйства и составляющей его инфраструктуры, испытывает ряд существенных трудностей и ограничивающих его развитие. Слабая мотивация частных инвесторов в дисбаланс структуры спроса и предложения на рынке транспортных услуг- низкая ресурсная база- увеличивающиеся эксплуатационные затраты в связи с инфляцией и другие. Проблемы делают актуальными решение задач управления издержками, поскольку последние могут ограничивать экономические возможности улучшения деятельности и снижения деструктивного воздействия на развитие транспортного производства.
Для преодоления этих негативных тенденций необходимы специальные научные разработки, способствующие диверсификации эксплуатационных расходов. Однако в российской науке не до конца сложилось целостное концептуальное представление об управлении издержками, факторах их формирования, эффектах функционирования, комплементарных другим элементам транспортной инфраструктуры.
Масштабы и серьезность перечисленных проблем актуализировали необходимость создания теоретических и методико-прикладных основ совершенствования оценки и планирования издержек в контексте методологии системного, эволюционного, институционального и синергетического анализа.
Степень разработанности проблемы. Отдельные теоретико-методологические и практические вопросы управления эксплуатационными расходами транспорта и других элементов инфраструктуры были объектом анализа как зарубежных, так и российских ученых.
Теоретическую основу данного исследования составляют труды: Абрамова А. П., Данилочкина Н. Г., Вольфсона А. Л., Канторовича Л. В., Клейнера Г. Б., Лапидуса Б. М., Лившица В. Н., Мазо Л. В., Персианова В. А., Шеремета А. Д. и др. Изучение работ позволило обосновать факторы, траектории и закономерности изменения издержек как экономического элемента инфраструктуры.
Рассмотрением экономической сущности издержек, их признаков и особенностей занимались Белов В. И., Дмитриев В. А., Изводков М. В., Журавель А. И., Николаев С. А., Орлов В. Н., Чудов A.C. и др.
Авторская концепция основывается на методологии системного подхода к исследованию, существенный вклад в разработку которого внесен Громовым H.H., Ефремовым B.C., Костенец И. А., Львовым Д. С., Петровым А. Н., Славиным Н. Б., Шмаковым А. Д. и др.
Современные экономические проблемы управления издержками исследовались Адлером Ю., Брагинским К. А., Васильковым А. Н., Коньковым П. С., Мицкевичем Е. В., Стуковым С. А., Чупейкиным Л. Г., Терепшной Н. П., Шкуриной Л. В. и др.
Значительный вклад в развитие теории эволюционной и институциональной экономики внесли зарубежные ученые: Брейли Р., Джеймс П. Вумек, Даниел Т. Джонс, Карренбауф М., Майерс С., Мюллендорф Р., Хальерт Э., Цубаки X., Шим Дж., Якокка Л. и др. ученые.
Вопросами экономики, маркетинга и менеджмента на транспорте занимаются российские ученые Альбеков А. У., Антропов В. А., Бубнова Г. В., Галабурда В. Г., Давыдов A.B., Мамаев Э. А., Персианов В. А., Самарина Т. П., Соколов И. Ю., Улицкий М. П., Шагинян С.Г.
Вопросам стратегического менеджмента организации посвящены труды Зуб А. Т., Максименко Л. С., Мачерета Д. А., Молочникова Н. Р., Панасенко C.B., Парахиной В. Н., Перова В.И.
Особенности факторов, влияющих на затраты, рассмотрены в научных трудах Авдашева С. Б., Белобжецкого И. А., Вовк A.A., Захарчук Е. А, Палий В. Ф. и др.
Концепция современного затратного механизма, которую создавали многие отечественные исследователи (Билоха Л.В., Врублевский Н. Д., Ивлиеев И. В., Кобелев Н. Б., Крылов М. Ф., Левицкая Л. П., Марочкин A.M., Метелкин П. В., Полянский Ю. А., Ткач В. И. и др.), способствовали обоснованию авторской точки зрения на методологию анализа, оценки и планирования транспортных издержек.
Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных решению указанных проблем, теоретические и методологические основы их развития в разрезе влияния на функционирование транспортной инфраструктуры еще в полной мере не изучены.
Формирование системы сбалансированных показателей организационно-экономического состояния предприятия железнодорожного транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель диссертационного исследования состоит в теоретико-методическом обосновании на основе сравнительного анализа внутренних характеристик производственной системы модели затратного механизма, стратегии совершенствования экономических процессов в заданных условиях и выявление особенностей оценки деятельности хозяйствующих субъектов с учетом прогнозирования влияния отдельных элементов затрат на конечные экономические результаты.
Поставленная цель диссертационного исследования предопределила решение следующих научных задач:
1. — исследовать и развить существующие подходы к управлению эксплуатационными расходами в кризисных условиях и оценке экономического состояния предприятий железнодорожного транспорта;
2. — разработать организационные аспекты формирования институционально-аналитической системы оценки эксплуатационных расходов;
3. — построить эконометрические модели для прогнозирования экономического состояния предприятий железнодорожного транспорта на основе корреляционно-регрессионного анализа;
4. — разработать экономический механизм оценки состояния предприятий железнодорожного транспорта;
5. — предложить механизм планирования эксплуатационных расходов с учетом нормативного эталонирования.
Объектом исследования являются предприятия железнодорожного транспорта.
Предметом диссертационного исследования выступают экономические и организационно-управленческие отношения, обеспечивающие трансформацию затратного механизма, в рамках стабилизации функционирования предприятий железнодорожного транспорта в условиях проведения в отрасли структурных реформ.
Область исследования. Диссертационная работа выполнена в рамках Паспорта научной специальности ВАК Минобрнауки Российской Федерации.
08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: транспорт), п. 1.4.89 «Планирование и анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий транспорта», п. 1.4.92 «Организация управления на транспорте».
Теоретико-методологической основой исследования послужили положения экономической теории и экономики транспорта, стратегического менеджмента, региональной экономики, результаты исследований проблем управления транспортными комплексами.
Методологическая основа диссертационной работы составляет комплекс фундаментальных методов научного познания: диалектического, абстрактно-логического, сравнительного.
Инструментарно-методический аппарат представлен совокупностью системного, процессно-функционального, ситуационного, структурно-уровневого подходов, методов теоретико-прикладного научного познания: абстрактно-логического, статистических группировок, выборочных наблюдений, графического представления данных для получения, анализа и интерпретации информацииметодов систематизации, проектирования, экспертных оценок для углубленного изучения теоретических и методологических аспектов сбалансированного развития транспортного комплекса.
Информационно-эмпирическую базу составили научные труды отечественных и зарубежных ученых, специалистов в области экономики транспорта, стратегического регионального управления, управления развитием, данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориального органа по Ростовской области, сведения интернет-сайтов органов регионального управления, аналитические материалы, приведенные в стратегиях и концепциях социально-экономического развития России и ее субъектов, материалы Министерства экономического развития, Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФматериалы, опубликованные в периодической печати и специальной научной литературе, размещенные в Интернетеэмпирические данные, собранные диссертантом по результатам проведенного исследованияаналитические наработки и авторские расчеты. Репрезентативность эмпирической базы с применением аутентичного аналитического инструментария обеспечивает высокую достоверность теоретико-методологических результатов исследования и обоснованность его прикладных рекомендаций и выводов.
Нормативно-правовая база представлена рядом законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность предприятий транспортной отрасли на федеральном и субфедеральном уровнях, включая Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, а также законы и нормативные акты России, регламентирующие деятельность предприятий транспорта и их объединений в области разработки и реализации стратегий развития.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования основывается на теоретических положениях и научной позиции автора, согласно которым совершенствование оценки и планирования издержек предприятий железнодорожного транспорта в контексте методологии системного, эволюционного, институционального и синергетического анализа позволяет сформировать оптимизационный механизм формирования и оценки издержек как элемента основной инфраструктуры деятельности хозяйствующего субъекта экономико-производственной сферы предприятий железнодорожного транспорта.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в научно-методическом обосновании экономического инструментария для разработки системы сбалансированных показателей оценки организационно-экономического состояния предприятия железнодорожного транспорта в условиях проведения в отрасли структурных реформ.
Элементы приращения научного знания состоят в следующем:
1. Предложен подход планирования эксплуатационных расходов с учетом нормативного эталонирования, позволяющий принимать оптимальные прогнозные и оперативные решения, оптимизировать эксплуатационные расходы предприятия железнодорожного транспорта.
2. Обоснован алгоритм управления расходами предприятий железнодорожного транспорта в условиях проведения в отрасли структурных реформ на основе гипотезы о линейности формы связи, позволяющий выбрать оптимальное решение для управления эксплуатационными издержками с учетом уникальности ситуации.
3. Разработана методика экономико-математического моделирования управления предприятием железнодорожного транспорта, оптимизирующая менеджерские решения и способствующая повышению качества транспортных услуг на принципах развития саморегулирования.
4. Сформирована программа для мониторинга и комплексной оценки состояния предприятий железнодорожного транспорта на основе системы сбалансированных показателей, позволяющая принимать адекватные и своевременные управленческие решения в их производственной, экономической и финансовой деятельности.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется важностью и прикладным характером проблем управления издержками в транспортной инфраструктуре. Обоснованные теоретические выводы и практические рекомендации могут быть применены при разработке стратегий и планов развития транспортной системы, которые целесообразно реализовывать, увязывая их с развитием других элементов транспортной инфраструктуры.
Апробация работы. Полученные на различных этапах исследования результаты прошли апробацию и получили положительную оценку на научных конференциях, семинарах, совещаниях международного, федерального, регионального, межвузовского и вузовского уровня: научно-практическая конференция «Транспорт-2011» (Ростов-на-Дону) — международная научная конференция «Механика и трибология транспортных систем» (Ростов-на-Дону) — научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Теория и практика коммерческого посредничества в сфере обращения» (Ростов-на-Дону, 2011, 2012). Построенные в диссертационном исследовании математические модели с использованием корреляционно-регрессионного анализа приняты к внедрению и используются в работе Ростовского филиала ОАО «Первая грузовая компания» для прогнозирования результатов деятельности, исходя из сложившегося уровня эксплуатационных затрат. Кроме того, используются в учебном процессе ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)», ФГБОУ ВПО «РГУПС» при преподавании дисциплин «Управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте», «Система фирменного транспортного обслуживания», «Экономика отрасли», «Обеспечение коммерческой деятельности», «Транспортная логистика», а также в дипломном проектировании.
Публикации. Основные результаты диссертационного исследования изложены в 15 печатных работах объемом 4,8 п.л., в том числе из них 5 — в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для опубликования научных результатов кандидатской диссертации.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения,.
Заключение
.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы и привести основные результаты работы:
— дана трактовка сущности введенного в научный оборот понятия экономических процессов, которые представляют собой непрерывное изменение экономических показателей по различным видам деятельности хозяйствующего субъекта с учетом временных параметров, направленных на получение кончных экономических результатов;
— установлено, что эффективное исследование производственных ресурсов хозяйствующего субъекта, которое может носить экстенсивный и интенсивный характер, в первую очередь, связано с сокращением эксплуатационных расходов, составляющих на железнодорожном транспорте значительный удельный вес в доходах и включающих следующие экономические элементы: фонд оплаты труда, отчисления на страховые взносы, расходы на материалы и прочие материальные затраты, топливо, энергию, амортизацию, прочие затратыобоснованно, что для повышения эффективности контроля за эксплуатационными расходами необходимо создание экономической технологии, своевременно обеспечивающей управленческий аппарат достоверной и максимально полной информацией об издержках, для чего разработан оценка, направленный на получение и использование объективных и независимых данных об объекте исследования, факторах, на него влияющих, и составления прогноза изменения экономической ситуации;
— экономический анализ деятельности хозяйствующего субъекта необходимо осуществлять на основе системного подхода, что требует выделения системы показателей (индикаторов), характеризующих такое состояниеразработанной системы позволяет оценить экономико-финансовую деятельность, выявит факторы, влияющие на конечный результат, определить дальнейшую стратегию, определить адекватный я.
Vil ih i механизм совершенствования экономического состояния хозяйствующего субъекта;
— предложено и обосновано нормативное эталонирование эксплуатационных расходов, использование которого влияет на тенденции развития экономических процессов текущего планирования и оперативно оценивает воздействие основных факторов, определяющих трансформацию экономической деятельности;
— анализ связей между финансовыми коэффициентами и эксплуатационными расходами на основе матрицы парных коэффициентов корреляции показал, что между этими показателями существуют различные по силе связи, что позволило отобрать факторы, включенные в разработанные регрессионные эконометрические модели, которые построены для показателей: коэффициент общей ликвидности, индекс деловой активности, рентабельность всех активов по чистой прибыли, рентабельность перманентного капитала, т.к. они являются определяющими в реальных условиях хозяйствующего субъекта;
— сформирована и обоснована система показателей оценки экономического состояния хозяйствующего субъекта, на базе которой разработана система, позволяющая сравнивать результаты функционирования хозяйствующего субъекта, используя финансовые коэффициенты за ряд предыдущих лет, а также с экономическим состоянием родственных предприятий;
— разработанная система оценки экономического состояния реализована на хозяйствующем субъекте, что позволило охарактеризовать платежеспособность в части ликвидности и финансовой устойчивости, использование капитала, финансовые результаты, рентабельность, показатели эффективности и потенциального роста.
Таким образом, проведенные исследования обеспечивают совершенствование экономических процессов и способствуют принятию.
Ш V «ft научно обоснованных решений, прогнозированию производственных ситуаций с учетом совершенствования затратного механизма, комплексной оценки экономического состояния по уровням управления хозяйствующего субъекта.
Список литературы
- Авдашева С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков.
- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.
- Адлер Ю., Черных Е., Управление знаниями: новые акценты поискаисточников конкурентных преимуществ// Стандарты и качество. 2000. № 6. С. 48−55.
- Алехнович С.О., Особенности железнодорожных сообщений в структуререгиональной экономики федеративного государства / Алехнович С. О. // Экономика железных дорог. 2003. — № 2. — С. 44−49.
- Аналькина Е.А., Данилочкина Н, Г. Управление затратами.
- Багриновский К.А., Бусыгин В. П. Математика плановых решений. М.: Наука, 1980. — 224 с.
- Бубнова Г. В., Инструменты корпоративного управления деятельностью ОАО «РЖД» / Г. В. Бубнов, A.B. Бечин, А. Е. Ефремов // Ж.-д. тр-рт Сер. Информационные технологии на ж.-д. трансп. ЭИ/ЦНИИТЭИ МПС. 2003. -№ 4.-С. 10−13.
- Н.Белый О. В. О стратегии развития транспортной отрасли до 2030 года // Транспорт РФ. 2009. № 31 (22−23). С. 5.
- Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 147
- Варнавский В.Г., Концессионное хозяйствование на железнодорожномтранспорте / В. Г. Варнавский // Ж.-д. трансп. 2003. — № 2. — С. 54−59.
- Васильков А.И., Миневский А. И. Учет и анализ распределениякосвенных затрат в промышленности. М.: Финансы и статистика, 1985. — 245с.
- Вторушина Н. Проблем, право, не счесть // Деловой журнал РЖД -Партнер. 2009. № 23 (171). С. 35.
- Велыможин A.B., Гудков В. А., Миротин Л. Б. Теория транспортныхпроцессов и систем. М: Транспорт, 1998.
- Винниченко Н. Г. Финансирование и кредитование железных дорог. -М.: Транспорт, 1987.
- Волков Б. А. Оценка экономической эффективности инвестиционныхвложений на железнодорожном транспорте // Экономика железных дорог, 1999, № 5.
- Вольфсон A. JL, Факторная оценка себестоимости текущего ремонтажелезнодорожного пути / A.JI. Вольфсон, A.M. Татиевский, П. В. Тимофеев // Экономика железных дорог. 2003. — № 4. — С. 43−49.
- Вольфсон JI. Я., Дедовской В. И., Шильников Н. С. Экономиикатранспорта. М.: Трансжелдориздат, 1941.
- Временные методические рекомендации по калькулированиюсебестоимости перевозок на железнодорожном транспорте / МПС РФ. М., 1996.
- Временные методические рекомендации по определению долиэксплуатационных расходов, зависящих от объема работ / МПС РФ. М., 1997.
- Вовк A.A. Себестоимость единицы продукции как пользовательэффективности производства /А.А.Вовк, Ю.А.Вовк//Экономика железных дорог.-2004.-№ 4.-С. 30−38.
- Врублевский Н.Д., Крылов М. Ф. Совершенствование нормативного метода учета. М.: Финансы и статистика, 1987. 197с.
- Галабурда В.Г., Персианов В. А., Тимошин A.A. и др. Единая2930,31,32,33,34,35,36,37,38,39