Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности формирования негативного образа регионального политического лидера. 
Политико-психологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Региональные избирательные кампании дают богатый эмпирический материал для анализа объективных и субъективных условий восприятия политической власти и формирования образов политических лидеров. При этом исследованию формирования негативных образов политиков не уделяется достаточно внимания в сравнении с практикой по их созданию. Так, ни в отечественных, ни в зарубежных источниках нет данных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • Междисциплинарный подход к изучению политического восприятия и формирования образов политического лидерства
    • 1. 1. Политические факторы формирования негативного образа политических лидеров
    • 1. 2. Психологические факторы политического восприятия
    • 1. 3. Коммуникативные факторы формирования негативных образов
  • Глава 2.
  • Особенности формирования негативного образа регионального политического лидера
  • Харастеристика исследования
    • 2. 1. Региональный политический контекст негативного восприятия
    • 2. 2. Психологические механизмы формирования негативного образа политика
    • 2. 3. СМИ и формирование негативного образа регионального лидера

Особенности формирования негативного образа регионального политического лидера. Политико-психологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В последние годы в политическом пространстве перманентно циркулирует разнообразная негативная информация о явлениях, политиках, фактах, событиях. Негативная доминанта в политической коммуникации, подразумевающая скрытое или явное противостояние политических оппонентов, обостряет традиционное неоднозначное отношение россиян к власти и всему политическому процессу. Негативное позиционирование политических конкурентов становится распространенным элементом борьбы за власть в публичной сфере. Рядовые граждане, сознание которых является зеркалом разыгрываемых политических сюжетов, вынуждены быть не только зрителями, но и субъектами предлагаемых драматических спектаклей. Средства массовой информации, порождая непривлекательных политических персонажей, умножают негативные настроения в массовом сознании. Восприятие потребителей политических продуктов, «затачиваясь» под «негатив», становится потерянным для позитивных явлений и сообщений, и в ожидании появления новых «антигероев», в свою очередь способствует расширению негативного пространства конъюнктурного политического поля.

Традиционное недоверие к власти у наших граждан и неудовлетворенность любой властью любого уровня облегчает приписывание политикам негативных характеристик. Контрпропаганда стала непременным атрибутом практически любой избирательной кампании. Дискредитация политических оппонентов становится узнаваемой частью сценария не только в разворачивающихся предвыборных кампаниях, но и в межвыборном политическом процессе. В регионах, характеризующихся конфликтными отношениями различных уровней власти, это проявляется особенно ярко. При низкой востребованности политической информации с одной стороны и при бедности местного новостного поля, с другой, граждане оказываются зрителями дискредитационных медиатем. Это еще больше отчуждает их от политического процесса, снижает мотивацию политического участия.

Региональные избирательные кампании дают богатый эмпирический материал для анализа объективных и субъективных условий восприятия политической власти и формирования образов политических лидеров. При этом исследованию формирования негативных образов политиков не уделяется достаточно внимания в сравнении с практикой по их созданию. Так, ни в отечественных, ни в зарубежных источниках нет данных о природе появления негативных образов, механизмах их формирования, причинах их устойчивости в сознании, о возможностях переформирования уже сложившихся негативных образов и конструирования позитивного образа в условиях политических конфликтов, давления административного ресурса, подконтрольных региональных СМИ. Данное диссертационное исследование посвящено политико-психологическому анализу феномена негативного образа регионального политического лидера, истоков его происхождения и динамики. Такая задача требует использования междисциплинарного подхода, позволяющего учитывать многообразие факторов. В данном исследовании используется эмпирический материал, полученный автором в Республике Карелия в 2000;2002 г. Объектом исследования автора стало формирование в восприятии жителей столицы Республики негативного образа главы самоуправления. В работе делается акцент на комплексном рассмотрении политических, психологических, коммуникативных факторов формирования образа.

Степень научной разработанности проблемы.

Общеметодологической основой данного диссертационного исследования являются политико-психологические концепции восприятия лидеров, образов лидеров и власти. В политической психологии накоплен богатый теоретический материал, анализирующий проблему политического восприятия в самых разных аспектах. При этом изучению формирования образов власти и политических лидеров с акцентом на их негативном восприятии в отечественной и зарубежной литературе практически не уделяется специального внимания.

Категория образа политического лидера находится в фокусе нескольких дисциплин — политологии, социологии, психологии. В политологическом смысле образ политического лидера, формирующийся в массовом сознании, является одним из ресурсов власти, наряду с властными институтами, властным статусом и другими источниками власти1. На основе складывающегося в сознании образа строится политическое поведение, реализующееся в поддержке того или иного политического лидера. Являясь коммуникативной единицей, позитивный образ политического лидера является одним из условий эффективной реализации власти. Негативный образ, оказываясь знаком неэффективной власти, приводит к сужению властных возможностей, означает потерю влияния. Негативный образ политического оппонента, складывающийся в сознании избирателей, представляет собой дополнительный источник политического капитала, расширяющий возможности обеспечения электоральной поддержки и перспектив выполнения властных функций в межвыборный период.

Политическая власть в определениях многих исследователей-политологов, представляет собой систему взаимосвязанных и институционализированных связей и отношений, ролевых структур, стилей поведения, не отождествляемую ни с отдельными институтами, ни с определенным доминирующим субъектом, ни со средствами2. Политическая психология акцентирует внимание на субъективных сторонах феномена власти, таких, как психологические механизмы осуществления власти, установки, поведение, восприятие политической власти, формирование образов власти в сознании. В политической психологии существуют два подхода в изучении восприятия гражданами политической власти и политических лидеров. Первый фокусирует внимание на анализе образов самой власти и лидеров, делая акцент на личности политиков. С акцентом на лидерах и их характеристиках проблема восприятия политических лидеров исследуется в зарубежной3 и отечественной науке4. Второй подход исследует политическое восприятие последователей, рассматривая различные аспекты личности в политике5. Работы политологической направленности фокусируют внимание, во-первых, на самой власти и лидерах. В этом направлении можно выделить труды Ф. Гринстайна, Д. Уинтера, У. Уэйнтрауба6, Э. Фидлера, Р. Стогдила, М. Херманн, занимающихся.

1 Шестопал Е. Б. Психология восприятия власти. М.2002.

2 Соловьев А. И. Политология. Политическая теория и политические технологии. М. Аспект Пресс, 2000, с. 86.

3 Greenstein F. Personality And Politics, Princeton, 1987. Hermann M. Ingredients of leadership //Political Psychology, 1984; Kinder D., Peters M, Abelson R., Fiske S. Presedential prototypes in Political behavior, 1980, 2- Kinder D., Fiske S. Presidents in the Public mind In: M. Herman (ed) Political psychology. Jossey-Bass, 1984, Vol.11- Greenstein F. Popular Images of the President // Wildavsky A. (ed) Perspectives on the Presidency, Boston, P. 290.

4 Шестопал Е. Б. Личность и политика. М., 1988, Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. М., 1996, Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики на рубеже 90-х. М&bdquo- 2000.

5 Adelson J, Green В., O’Neil R., Growth of Idea of Law in Adolescence//Developmental Psychology. 1969Jfe 1.

6 Winter D., Hermann M., Weintbraub W., Walker S. The Leader as a projective scene. //Political Psychology, 1991, V. 12, N 2, David G. Winter, Margeret G. Hermann, Walter Weintraub, Stephan G. Walker The personality of Bush and Gorbachev Measured at a Distance: Procedures, Portraits and policy in Political Psychology, Vol. 12, N 2,3, 1991. политико-психологическими исследованиями лидерства, а также лидерством в его связях с внешней средой.

В отечественной науке проблеме политического лидерства посвящены работы Е. Б. Абашкиной, Г. К. Ашина, М. Н. Афанасьева, Б. Н. Березовского, Н. И. Бирюкова, Васильева В. К. Е.В.Егоровой-Гантман, В. А. Зорина, Ю. В. Ирхина, Н. П. Пишулиной, А. И. Пригожина, Н. М. Ракитянского, М. А. Сиверцева, А. И. Соловьева, Е. Б. Шестопал, Р. П. Шпаковой, 7 и др.

Психологические механизмы политического восприятия исследуются в рамках теорий социальной перцепции, разработанные зарубежными и отечественными учеными8, теорий социальных представлений9, коммуникативных аспектах формирования образа10. Исследования социального восприятия (частным случаем которого является политическое восприятие) производятся в рамках изучения межличностного восприятия, теорий когнитивного соответствия, теории каузальной атрибуции11. Проблемы зависимости социального восприятия от разнообразных социальных факторов были предметом изучения Дж. Брунера и его последователей. Под образом в социальной психологии12 понимается субъективная картина мира или его фрагментов. В русле социальной психологии были выделены многие закономерности восприятия социальных объектов, что отражено в работах Ф. Хайдера, Э. Джонса, К. Дейвиса, Г. Келли, Дж. Келли, Д. Бема, М. Лернер, Е. Уолстре, А. Бодалева, В. Агеева и др.

В российской политической науке разработками проблемы политического восприятия занимаются Е.В. Егорова-Гантман, Е. Б. Шестопал, Е. Б. Абашкина, Г. Г. Дилигенский, Л. Я. Гозман, И. Г. Дубов. В русле социально-психологических.

7 Васильев В. К. Феноменология лидерства. // Общество и политика. СПб. 2000. Егорова Е. В. Психологический методы исследования личности политических лидеров капиталистических стран. М., 1988, Ракитянский Н. М. Проблемы психодиагностики политических лидеров//Власть. 1996.№ 1. Абашкина Е. Б., Косолапова Ю. Н. О теориях лидерства в современной политической психологии // США: экономика, политика, идеология, 1993, 3.

8 Брунер Дж. Психология познания. М., 1977; Asch S. Forming Impression of Personality//Journal of Abnormal and Social Psychology. 1946. № 1. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции.//Современная зарубжная социальная психология. Тексты. М., 1984; Майерс Д. Социальные воздействия//Социальная психология. Спб. 2000. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.2000;

9 Moscovici S. Les representations sociales//Psychologie sociale. P. 1988.

10 Ковлер А. И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт.М. — 1995; Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. М.1997. Психология восприятии власти. Под ред. Шестопал Е. Б. М.2002. Крамник В. В. Власть и мы: ментапьность российской власти — традиции и новации.//Общество и политика. СПб.2000. Имидж лидера. Под ред. Егоровой-Гантман Е.В.М.1994.

11 Г. А. Андреева. Социальная психология познания. М.2000.

12 Е.В. Егорова-Гантман, «Политическое консультирование» М., 1999 подходов отечественные исследователи изучают феномен менталитета, опосредствующий процесс политического восприятия13.

В направлении, которое концентрирует внимание на изучении субъектов восприятия политических лидеров, анализируются различные аспекты личности, воздействующие на формирование образов. Это труды, изучающие мотивацию и потребности в восприятии14, механизмы функционирования политического сознания15, социально-политические установки личности16. В отечественной науке исследования, посвященные субъектам восприятия, рассматривают особенности массового российского сознания17, различные психологические характеристики.

1 Я субъектов восприятия. Кроме того, в отечественных исследованиях развивается направление, рассматривающее воздействие особенностей политического процесса на восприятие власти в массовом сознании19.

Вопросы специфики региональных политических лидеров изучаются отечественными исследователями в работах по регионалистике, акцентирующих внимание на институциональных аспектах региональной власти, взаимоотношениях элит, особенностях политических режимов в регионах, конфликтах разных уровней региональной власти20.

13 Ментальность россиян. Коллективная монография, 1997, Российский менталитет. М., 1997.

14 Atkinson J., Feather N. A theory of achievement motivation N.Y.I 966- McClelland D., Atkinson J., Clark R., Lowell E. The Achievement Motivie. N.Y.1953; Renshon S. Psychological Needs and Political Behavior: A theory of Personality and Political Efficiency. N.Y.I 974.

15 Adelson J, Green В., O’Neil R., Growth of Idea of Law in Adolescence//Developmental Psychology. 1969.1.

16 Tomas W., Znanecki. The polish peasant in Europe and America. Boston, 1918, Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. M.1994. Ядов ВЛ. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. М. Наука, 1975.

17 Н. Н. Богомолова, А. И. Донцов, Т. В. Фоломеева. Психология больших социальных групп: новые судьбы, новые подходы. М.2002; Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология М.1994.

1 Гозман Л. Я. Психология в политике — от объяснений к воздействию//Вопросы психологии. 1992J61- Имидж лидера/Под ред. Егоровой-Гантман Е.В.- Ирхин Ю. В. Психология и политика. М., 1993; Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990;х.М., 2000. Чулочников Н. В. Иррациональное в политическом поведении россиян.//Россия. Политические вызовы 21 в.М.2002. Юрьев А. И. Может ли общество одновременно думать и чувствовать?//Общество и политика. СПб.2000.

19 Рукавишников В. Политические культуры и социальные изменения. М. 1998. Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура. М.2001. Левада Ю. А. Социальные типы переходного периода: попытки характеристики//Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. ВЦИОМ, 1996 № 1. Массовое сознание и массовые действия. Под ред. Ядова В.А.М.1994. Дилигенский Г. Г. Российские архетипы и современность//Вестник РОПЦ. 1996.№ 2. Макаренко Б. И. Феномен политического лидерства в восприятии общественного мнения: уроки избирательных кампаний 1995 и 1996 годов. М.1996. Ольшанский Д. В. Постготалитарное сознание и его лидеры. //Вестник МГУ. Серия 12: Политические науки. 1995Jfel.

20 Афанасьев М. Региональное измерение российской политики//Полис. 1998.№ 2. Силакова И. В. Взаимоотношение федеральных и региональных элит в условиях политической трансформации современного российского общества. М.2001. Россия регионов: трансформация политических режимов/Общ. Ред. Гельман В., Рыженков С., Бри М.М.2000. 3., Гржейщак. С. Е. Региональное.

В рамках анализа региональных избирательных процессов изучаются политические предпочтения и избирательное поведение граждан в регионах21. В политико-психологических и социально-психологических исследованиях рассматриваются некоторые аспекты политического восприятия и формирования образов политиков s*s на региональном уровне. Отдельным направлением являются исследования, выявляющие роль СМИ в формировании образов региональных политиков и региональных избирательных процессах, показывающие, что политические представления населения о политиках формируются преимущественно через оценки, потребляемые из региональных СМИ23.

Проблема формирования негативного образа имеет культурологическое измерение в том смысле, что глубинные, неосознаваемые пласты образов власти уходят корнями в сферу культурных традиций и коллективного бессознательного, придающего восприятию, в частности, особенности мифологического мышления, характеризующегося слитностью эмоционального и когнитивного планов. Формирование многоуровневых значений образов в восприятии происходило в течение столетий, находя отражение в культуре и искусстве. При этом, говоря о негативных образах власти, нужно иметь в виду с одной стороны формирование образов власти, а с другой — создание образов негативных героев в культуре. Наиболее глубокий пласт, уходящий в глубины подсознания, это уровень архетипов, мифов, за которым следуют национальные, культурные, символы, эстетические идеалы исторических эпох, классовые или групповые образы, и, наконец, образы и метафоры, произрастающие в индивидуальной психике. Д. Кола, рассматривая взаимосвязи эстетических форм и социальной организации, выделенные А. Токвилем в классическом труде «Демократия в Америке», задается вопросом, следует ли делать вывод о том, что эстетические формы заключают в себе некий прядок, отображением которого является и социальный строй, должны ли образы интерпретироваться как тексты, сообщения которых, расшифровываются политическое лидерство России: факторы эффективной реакции на вызовы 21 в.//Россия. Политические вызовы 21 в.М.2002.

21. ПоповаЕ.В.Полис.2001 Николаев А. Н. Административный ресурс в региональных избирательных кампанияхУ/РоссияТ Политические вызовы 21 в.М.2002. Щербинина Н. Г. Эффективные избирательные технологии в ситуации реального выбора: региональный опыт. Полис. №. 2001.

22 Брушлинский А. В. Ментальность российская и региональная (провинциальная)//Российский менталитет. М. 1997.

23 Иларионова Т. С. Пресса в России в динамике государственного развития. Социология власти.М.1999; Лаврухин М. А. Институт региональных СМИ в электоральных процессах. Волгоград. 2002. Бударина О. А. Коммуникативные технологии формирования и продвижения имиджа муниципальной власти. Автореферат на соискание степени к.п.н. М. 2002 определенными эстетическими кодами, и, наконец, обладает ли художественная форма качествами матрицы, предполагающей какие-либо установления и механизмы24. А. Токвиль рассматривает эстетическую форму как характерный элемент, в котором воспроизводятся распространенные в разных обществах социальные структуры25. С одной стороны эстетический идеал порождается социальной системой, с другой, эта система является результатом реализации л/ идеала.. В истории культуры складываются эстетические формы, коды, механизмы порождения и функционирования образов власти и негативных персонажей. Существующий в социуме в конкретный исторический момент эстетический идеал.

У7 задает представление об образе его носителя. Исторически эстетические коды появлялись как отражение социально-политических и стилевых изменений эпохи, отпечатываясь в свою очередь, на создаваемых в этот период образах и персонажах искусства, культуры, истории, и предопределяя зарождение последующих. Используемые смысловые и эстетические элементы кодирования эталонов в создаваемых героях и антигероях в разные эпохи формировало неосознаваемые уровни коллективного восприятия. Рассмотрение некоторых элементов создания негативных персонажей в культуре и искусстве даст возможность увидеть общие моменты в порождении и функционировании негативных образов в сознании. Негативные аспекты восприятия власти в отечественных исследованиях изучались в политико-психологическом ракурсе восприятия политических лидеров, в частности, в исследованиях негативных политических стереотипов, барьеров восприятия политиков, эмоционального восприятия политиков. Негативного восприятия политических лидеров касаются отечественные и зарубежные работы, анализирующие средства и эффекты воздействия негативной политической рекламы лд в предвыборных кампаниях. В данных исследованиях отмечается большая эффективность негативной политической рекламы в воздействии на массовое сознание по сравнению с позитивной.

24 Colas D. Sociologie politique. Р.2000.

25 Tocqueville A. de. De la Democratic en Amerique. 2 vol. P. 1982.

26 Барт. П. Философия истории как социология. СПб. 1928.

27 Бранский В. П. Искусство и философия. Калининград. 2000.

28 Медведева С. А. Политические стереотипы россиян//Психология восприятия власти. Под ред. Шестопал Е.Б.М.2002. Пищева Т. Барьеры в восприятии // Психология восприятия власти. Под ред. Шестопал Е.Б.М.2002.

29 Jonson-Cartee, K.S., Copeland, G.A. Negative political advertising: Coming of Age. NY. 1991; Janis, I.L., Feshback, S. Effects of fear-arousing communications.Joum. Of Abnorm. and Soc.Psychol. 1953; Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. M.2000; Григорьев М. Информационные войны в политической.

Таким образом, различные подходы рассматривают формирование образов политических лидеров в различных ракурсах, придерживаясь разных методологий, И изучают проблему восприятия лидерства в рамках различных наук: политологии, психологии, социологии, коммуникативистике и других смежных дисциплинах. Несмотря на «широкий» подход к изучению политического восприятия, исследования, фокусирующие внимание на проблеме формировании негативных образов политиков и, в частности, негативного восприятия регионального политического лидерства, практически отсутствуют.

В нашем исследовании мы рассматриваем формирование образа регионального политического лидера в определенный период между двумя избирательными кампаниями. Факторы, определяющие политическое восприятие и формирование негативного образа политического лидера, мы группируем на политические, психологические, коммуникативные. В первой группе мы учитываем специфику современной российской политической ситуации, особенности регионального политического процесса и региональных средств массовой информации. Во второй группе мы рассматриваем психологические и коммуникативные аспекты формирования негативного образа политического лидера.

Объект и предмет исследования.

Объектом диссертационного исследования является негативный образ политического лидера, главы самоуправления столицы Республики Карелия, исследуемый в 2000;2002 г.

Предметом исследования являются политико-психологические факторы и механизмы формирования негативного образа регионального политика.

Цель и задачи диссертационного исследования:

Целью исследования является выявление политических, психологических, коммуникативных факторов формирования негативного образа регионального политика в восприятии граждан, описание политико-психологических механизмов его формирования борьбе в современной России//Россия. Политические вызовы 21 в.М.2002. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К. В., Байбакова В. Б. Политическая реклама. М.1999.

Цели обусловили постановку и реализацию следующих задач:

1. Проанализировать теоретические концепции политического восприятия вообще и негативного восприятия, в частности.

2. Выявить и описать особенности политического контекста, в котором происходит восприятие региональных политиков (на примере указанного региона).

3. Определить роль средств массовой информации как фактора, опосредующего взаимодействие политического контекста, личности политика и восприятия граждан.

4. Сопоставить личность политика и его образ, сформированный в восприятии граждан.

5. Проследить феноменологию негативного образа в восприятии, выделить этапы его формирования.

6. Построить концептуальную модель, позволяющую описать комплекс политических, психологических, коммуникативных факторов формирования негативного образа регионального политика.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретической основой анализа в данном диссертационном исследовании явились в политологическом аспекте теории, анализирующие период трансформации российского общества. Данные теоретические подходы позволили сформировать представление о характеристиках и проблемах политического процесса в целом и его воздействии на политическое восприятие граждан30.

Анализ регионального контекста осуществлялся в соответствии с разрабатываемыми отечественными исследователями региональных российских политических процессов принципами трансформации и раскола элит31.

При изучении психологических факторов политического восприятия мы опирались на концепции идеальных прототипов Д. Киндера и С. Фиске, концепции социальной.

30 Мельвиль А. Ю. Демократические транзиты: Теоретико-методологические и прикладные аспекты. — М., 1999; Салмин A.M. Современная демократия: очерки становления. — М, 1997; Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М.1997; Гельман В .Я. Трансформация в России: политический режим и демократическая оппозиция. — М., 1999.

31 Россия регионов: трансформация политических режимов/Общ.ред.В.Гельман, С. Рыженков, М.Бри. М. 2000. Силакова И. В. Взаимоотношение федеральных и региональных элит в условиях политической трансформации современного российского общества. М.2001. А. С. Кузьмин, Н.Дж. Мелвин, В. Д. Нечаев, Региональные политические режимы в постсоветской России: опыт типологизации. Полис № 3 2002. перцепции Д. Брунера, разработки отечественных социальных психологов. Политико-психологическое исследование, изучающие субъективное измерение политики, позволяет анализировать микроуровень политических процессов, воздействующий на макропроцессы. Мы опирались на методологические принципы политико-психологического анализа, разработанные в работах отечественных и зарубежных ученых: Е. Б. Шестопал, Е.В.Егоровой-Гантман, Г. Г. Дилигенского, Ф. Гринстайна34. Методики эмпирического исследования проверены в практике исследований массового сознания, проводимых автором в предвыборных кампаниях регионального уровня.

При выявлении и описании коммуникативных факторов формирования образов политического лидерства мы опирались на концепции, рассматривающие средства массовой коммуникации как фактор политическом процесса и изучающие эффекты воздействия на массовое сознание35.

Эмпирическая база исследования.

В исследовании используется эмпирический материал, полученный в Республике Карелия в 2000;2002 г. Объектом исследования стало формирование в восприятии жителей столицы Республики негативного образа главы самоуправления. В работе делается акцент на комплексном рассмотрении политических, психологических, коммуникативных аспектов формирования образа.

Для выявления факторов и феноменов восприятия, влияющих на формирование негативных образов политиков, использовался анализ эмпирических материалов политико-психологических, социально-психологических, социологических исследований, проведенных автором. Практическая часть базируется на материалах собственного политико-психологического исследования, посвященного динамике.

32 Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

33 Андреева Г. М. Психология социального познания. М.2000.

34 Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990;х. — М, 2000; Шестопал Е. Б. Политическая психология. — М., 2002; Егорова-Гантман Е. В. Имидж лидера. — М., 1997; Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. — М., 1994; Greenstein F.l. Personality and politics: Problems of evidence, inference, and conceptualization. — Princeton, 1987; Political psychology/Ed. By Monroe K.R. -L., 2002.

35 Ковлер А. И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт.М. — 1995; Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. Отв.ред.Е.В.Егорова-Гантман.М., 1994; Амелин В.Н.Д1евчик Д.А., Устименко С. В. Воюют надписи (имидх кандидата и способы его актуализации).М., 1995 — Конецкая В. П. Социология коммуникации. М. -1997; Михалкович В. И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 1986, Степанов Ю.С.В мире семиотики//Семиотика. М. — 1983. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. -М., 1999. восприятия политического лидера под воздействием средств массовой информации, формирующих образ политика. Образ политика изучался с помощью методик, разработанных Е.Б.Шестопал36.

Эмпирическая база составляет:

1. Количественные опросы производились на репрезентативной выборке 500 800 респондентов: декабрь 2000, август-декабрь 2001.

2. Качественные исследования восприятия: декабрь 2000 года, август-декабрь.

2001 (по 4 фокус-группы, 6−10 респондентов каждая).

3. Контент-анализ региональных средств массовой информации: август-декабрь 2001.

4. Тестирование респондентов (27 человек) в сочетании с качественным исследованием восприятия (глубинные интервью): апрель 2002.

5. Включенное наблюдение: декабрь 2000 года, август-декабрь 2001 года, апрель.

2002 года.

Подробное описание исследование дается во второй главе. Научная новизна исследования.

Научная новизна данного диссертационного исследования и полученных выводов заключается в следующем:

1. Впервые произведен комплексный анализ формирования негативного образа действующего политического лидера.

2. Разработана концептуальная модель анализа политических, психологических, коммуникативных факторов формирования негативного образа политика.

3. Впервые описаны психологические механизмы и феномены формирования негативного образа политического лидера.

4. Автором предложена типология избирателей в региональном контексте, склонных к негативному восприятию регионального лидера.

5. В научный оборот введен значительный объем эмпирических данных о восприятии негативного образа политика, роли средств массовой.

36 Шестопал Е. Б. Восприятие образов: политико-психологический анализ. II Полит. Исслед. — М., 1995. — № 5- Шестопал Е. Б., Новикова-Грунд М. В. Восприятие образов 12 ведущих российских политиков // Полит. Исслед. — М., 1996. — № 5- Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990;х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. — М.: РОССПЭН, 2000. информации, средствах моделирования негативного образа политического лидера.

Практическое и теоретическое значение исследования.

Теоретическое значение данного диссертационного исследования состоит в концептуализации факторов, воздействующих на формирование негативного образа политического лидера, на выявлении роли объективных политических предпосылок (в частности, воздействие СМИ), с одной стороны, и разных субъективных факторов, в том числе психологических механизмов в формировании негативного образа с другой.

Практическая значимость заключается в том, что теоретические и эмпирические разработки диссертанта могут быть использованы для анализа и интерпретации массового сознания в ходе выборов и в межвыборном политическом процесседля прогнозирования результатов избирательных кампаний, особенно кампаний регионального уровнядля разработки коммуникационных стратегий в избирательных кампаниях и моделирования как позитивных, так и негативных образов кандидатов.

Апробация результатов исследования.

Данное диссертационное исследование было обсуждено на заседании кафедры политической психологии философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Основное содержание работы отражено в публикациях автора и в докладах на следующих российских и международных конференциях:

Второй Всероссийский конгресс политологов «Россия. Политические вызовы XXI века». Москва, апрель 2000 г.

Человек. Культура. Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований". — МГУ, Москва, февраль 2002 г.

Третий Всероссийский конгресс политологов «Выборы в России и российский выбор». — Москва, апрель 2003 г.

Структура исследования.

Данное диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение

.

Проблема формирования негативных образов политических лидеров является актуальной для современного политического процесса не только в силу их распространения на политической арене, но и по причине феномена восприимчивости к негативным образам массового сознания россиян.

Несмотря на богатство накопленного в политической психологии теоретического материала, анализирующего политическое восприятие в самых разных аспектах, исследования, фокусирующие внимание на проблеме формирования негативных образов политиков, в отечественной и зарубежной литературе отсутствуют. В данной работе была предпринята попытка, выявить и описать комплекс политических, психологических и коммуникативных факторов формирования негативного образа действующего регионального политического лидера. В соответствии с логикой, исследования мы проанализировали подходы к анализу политического восприятия, рассмотрели особенности периода трансформации и роль средств массовой информации на общероссийском и региональном уровне, проследили динамику формирования образа между двумя выборами, выявили этапы его формирования, рассмотрели особенности формирования образа на уровне массового и индивидуального восприятия, изучили элементы негативного образа на рациональном и иррациональном уровне, выявили ряд средств формирования негативного образа, описали психологические механизмы и феномены его формирования. В работе разработана концептуальная модель анализа политических, психологических, коммуникативных факторов формирования негативного образа политика, произведен комплексный анализ его формирования. Впервые описаны психологические механизмы и феномены формирования негативного образа политического лидера. Выявлен ряд связей между психологическими особенностями субъектов восприятия и формированием негативного образа. В научный оборот введен значительный объем эмпирических данных о восприятии негативного образа политика, роли средств массовой информации, средствах моделирования негативного образа политического лидера.

В работе показано, что негативный образ политического лидера — это сложный феномен, результат воздействия комплекса факторов, включающего политические, психологические, коммуникативные. Объективными предпосылками формирования негативного образа являются особенности общероссийского и регионального политического процессов и деятельности средств массовой информации, опосредствующих формирование образов политических лидеров. Противоречия периода трансформации, незавершенность перехода к демократической модели, разрыв между элитами и основной массой населения, реальность исполнительной власти при номинальности остальных ветвей, становление гражданских институтов при сохраняющемся дефиците работающих правовых механизмов, слабое осознание населением своих интересов и неразвитость механизма их реализации через политическое представительство — все это является внешним контекстом политического восприятия. Данные факторы усиливают негативное восприятие политики и власти. Региональная политическая реальность, конфликт республиканской и муниципальной власти, доминирование исполнительной власти в республике, подконтрольность законодательной, судебной власти и региональных средств массовой информации, являются объективным фактором формирования негативного образа главы самоуправления. Являясь элементом российского политического процесса, СМИ, вопреки снижающемуся к ним доверию, остаются одним из ведущих факторов воздействия на политическое восприятие. Региональные СМИ, будучи подконтрольными тем или иным финансовым или бюрократическим группам, являются инструментом канализации местных политических конфликтов и играют значительную роль в формировании образов политиков. Потребление населением политической информации негативного характера снижает доверие к информационным источникам, усугубляет негативное отношение к региональной власти и политическим фигурам. Снижение доверия к СМИ у населения не означает уменьшения их эффектов. Жители достаточно точно воспроизводят основные циркулирующие в региональных средствах массовой информации темы, сюжеты, передаваемые позиции, оценки. Одним из следствий воздействия является доминирование в массовом сознании негативных элементов по отношению к региональной политике. Материалы средств массовой информации, включая аудиторию в процесс коммуникации, не только содержанием, но и формальными средствами усиливают негативное восприятие политического образа, политического процесса, самих СМИ. Диалоговый характер взаимодействия региональных средств массовой информации превращает политика в эксплуатируемый повод для происходящей между изданиями полемики. Формирование устойчивого негативного образа является результатом воздействий СМИ, в основе которых лежит кумулятивный эффект. Первоначально диффузный образ поэтапно закрепляется продуктами средств массовой информации, которые продолжительно подкрепляют его через постоянное упоминание негативных фактов. Сформированный образ оказывается «сильнее» альтернативной информации. Условия ограничения информационных каналов создают объективные препятствия к его изменению. Серьезные фактические обвинения, выдвигаемые против политика, на определенном этапе не обязательно увеличивают число его противников. Высокая интенсивность в негативных коммуникативных воздействиях может привести к позитивной динамике негативного образа в сознании.

На уровне массового сознания предпосылками к формированию негативного образа политика являются особенности массового сознания, предопределяющие негативное восприятие власти. Это негативный эмоциональный фон в массовом сознании, связанный с неопределенностью и нестабильностью продолжающейся трансформации общества, накладывающий отпечаток на воспринимаемые политические объекты. Негативизм российского сознания в формировании образов политиков предопределяется и стереотипами восприятия, содержащими негативное отношение к власти, политике, политикам. Противоречивость и эклектичность в ценностях, потребностях, эмоциях, представлениях массового сознания проявляется в преобладании иррационализма в восприятии и усилении склонности к негативной оценке и эмоциональной окраске политических образов. Дистанцирование от потребления политической информации обуславливает когнитивную простоту формирующихся политических образов. Аполитичность массового сознания проявляется в индифферентности к политикам, сниженном интересе, что обедняет формирующиеся в сознании образы, препятствует восприятию их положительных составляющих.

В форме психологического предъявления негативных образов на федеральном и региональном уровне наблюдается различие в параметре «масштаб» образа. Региональное информационное пространство наполнено иронией над «мелкими» фигурами, не соответствующими политическим ролям, вызывающими чувства снисхождения, презрения. Искажающей образ формой является его тривиализация, акцентирование черт ординарного человека. Кодирование в СМИ соотносится с эстетическими и смысловыми кодами, используемыми в искусстве, в создании визуальных эффектов, в используемых негативных символах и сюжетах, в эксплуатируемых речевых стратегиях. Негативная окраска создается инициированием эмоциональных состояний, таких, как страх, гнев, отвращение, антипатия, скука, снисхождение, смех.

В массовом сознании в данном регионе в формировании негативного образа роль «фильтра» играет региональный идеальный прототип. Персонифицируя образ города, образы региональных политических лидеров выступают элементом коллективного самосознания. На формирование негативного образа оказывают воздействие как психологические особенности субъектов восприятия, так и особенности личности политика. Нами выявлено три класса связей между личностными факторами воспринимающих и отвержением негативного образа по внешним, личностным и функциональным аспектам. «Адаптированные к системе конформисты» акцентируют внимание в образе в большей степени на внешние характеристики. «Нонконформисты» обращают внимание на личностные составляющие в образе. «Самодостаточные», с высокой самооценкой, воспринимают образ в первую очередь с точки зрения функциональных характеристик.

Что касается черт лидера, противоречия в его мотивационной структуре отражаются дисгармоничностью в его образе. Политический конфликт и межличностный конфликт двух политических оппонентов взаимно усугубляют друг друга, что в разных проявлениях находит отображение в СМИ.

В формировании негативного образа нами выделены такие психологические механизмы, как деидентификация, деперсонификация, фиксация «ложных корреляций», согласование противоречивых элементов образа. Негативный образ характеризуется устойчивостью, которая формируется в ходе поэтапной фиксации негативного отношения к политическому лидеру на разных уровнях восприятия. После фиксации негативный образ становится одним из «фильтров» восприятия самого политика, его реальной деятельности, связанной с ним информации. Данный «фильтр» воздействует на восприятие объективных фактов таким образом, чтобы укреплять сформированный негативный образ. В отличие от позитивного, негативный образ допускает больший объем характеристик и не «требует» их непротиворечивости. В условиях ограниченного потребления информации в формировании негативного образа в сознании внешние и личные характеристики играют более существенную роль, чем функциональные. Устойчивости негативного образа в сознании способствуют выполняемые им психологические функции. Негативный образ способствует проекциям негативных эмоциональных состояний граждан, дает возможность рационализировать причины негативных явлений, фактов повседневной жизни, отображаемых региональными СМИ. Негативный образ созвучен негативному эмоциональному состоянию в массовом сознании региона, и соответствует распространенному до настоящего времени стереотипному негативному восприятию политиков. При этом постоянно напоминаемые средствами массовой информацией негативные факты о политиках и разного рода негативные сообщения, фиксируют в сознании установку на их ожидание, развивают готовность к интеграции новой информации негативного характера, снижают чувствительность восприятия по отношению к позитивным и нейтральным сообщениям и объектам, отвергаемым, игнорируемым или воспринимаемым как случайность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Б., Косолапова Ю. Н. О теориях лидерства в современной политической психологии США // США: экономика, политика, идеология, 1995, № 1.
  2. К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы. В кн: Российский менталитет. Под ред. Абульхановой К. А. и др. М., 1997.
  3. Н.С. Власть в психоанализе и психоанализ власти. В кн.: Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.
  4. О.Б., Трунов С. А., Лапшев П. И. О состоянии межбюджетных отношений в субъектах РФ. В кн: Центр-Регионы-Местное самоуправление. Вып. 4. М. СПб, 2001.
  5. В.М. Сознание как парадокс. СПб., 2000, 528 с.
  6. В.Н., Левчик Д. А., Устименко С. В. Воюют надписи. Имидх кандидата и способы его актуализации.М., 1995
  7. В.Н. Социология политики. М., 1993.
  8. Г. М. Психология социального познания. М.2000.
  9. М.С. Эмоциональная составляющая политической культуры//Полис, 1997, № 2.
  10. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
  11. П.Афанасьев М. Региональное измерение российской политики//Полис, 1998, № 2.
  12. М. Клиентелизм и российская государственность.М. 1997
  13. В.А., Дука А. В. Конфликты и компромиссы в структуре региональной политической элиты: типология противоборства//Стратегия. 1997, № 9.
  14. В. А. Политические лидеры и элита: Опьгт региональной характеристики//Социальные и политические ориентации Санкт-Петербургской элиты: Материалы международного симпозиума. СПб. 1997.
  15. Т. Л. и др. Социальные изменения: восприятие и переживание//Социальная психология в современном мире. М.2002.
  16. Р. Искусство и визуальное восприятие. М. 1996.
  17. А. Театр и его двойник. М.2000.
  18. С.И., Чернышов А. Г. Политическая структура современной российской провинции. М., 1997, С.22
  19. В.А. «Восприятие и событие». С-Пб, 2002
  20. О.Л. Искусство создания политического имиджа.СПб., 1997 и Социально-психологические технологии создания политического имиджа.СПб., 1997
  21. С.А. Фокус-группы. М., 1998.
  22. С.А. Глубокое интервью. М., 2001.
  23. Д. Социальные рамки информационного обществ а//Новая технократическая волна на Западе. М., 1988.
  24. Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения М., 1991.
  25. Н.Н. Когнитивные модели убеждающей коммуникации//Мир психологии. М., 1999г№ 3.
  26. Н.Н., Донцов А. И., Фоломеева Т. В. Психология больших социальных групп: новые судьбы, новые подходы. М.2002
  27. В.Э., Ожиганов Э. Н. Россия перед парламентскими выборами: ценности массового сознания и политической дифференциации избирателей. Социология власти. Оценки политической ситуации и институтов государственной власти. № 2−3. 1999. с. 57.
  28. Е.И. Транформация ценностей российского общества. Полис. 2000 № 6.
  29. В.П. Искусство и философия. Калининград. 2000.
  30. Дж. Психология познания. М., 1977
  31. Ю.П. Основы изучения и организации информационно-пропагандистской работы.М., 1989-
  32. П. Социология политики. М., 1994
  33. А.В. Ментальность российская и региональная (провинциальная)//Российский менталитет. М.1997.
  34. О.А. Коммуникативные технологии формирования и продвижения имиджа муниципальной власти. Диссертация на соискание степени к.п.н. М. 2002
  35. . П. Философия истории как социология. СПб. 1923.
  36. М. Эстетика словесного творчества. М.1977.
  37. Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.
  38. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.: Питер Ком, 1999.
  39. М.И. Подходы к интерпретации метода портретных выборов Леопольда Сонди (www.motiv-analys.se/szondi/index2.html, 30 января 1997).
  40. Власть, бизнес и гражданское общество. М., 2003.
  41. А.А. Семиотика и ее основные проблемы. М., 1968.
  42. А.Б., Галкин А. А., Красин Ю. А. Тенденции политического развития России//Россия: трансформирующееся общество. М.2001.
  43. О.В. Автореферат на соискание степени кпн. М.2001
  44. В.К. Феноменология лидерства. // Общество и политика. СПб. 2000.
  45. Л. Психология политической пропаганды.М., 1981
  46. М. Информационные войны в политической борьбе в современной России//Россия. Политические вызовы 21 в.М.2002.
  47. В.Я. Трансформация в России: политический режим и демократическая оппозиция. М., 1999
  48. Л., Дубин Б. Общество телезрителей: массы и массовые коммуникации в России конца 90—годов. Мониторинг общественного мнения. № 2, март 2001.
  49. Гаман-Голутвина О. Политические элиты России. М., 1998.
  50. З.А., Кертман Г. Л., Павлова Т. В., Патрушев С. В., Хлопин Д. А. Российская повседневность и политическая культура: проблемы обновления. Полис. 1996 № 4.
  51. Д. Экологический подход к зрительному восприятию, М.1988
  52. . С.Е. Региональное политическое лидерство России: факторы эффективной реакции на вызовы 21 в.//Россия. Политические вызовы 21 в.М.2002.
  53. Л.Я. Психология в политике — от объяснений к воздействию//Вопросы психологии. 1992.№ 1
  54. Л.Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. М., 1996
  55. М. «Грязная» энциклопедия. (Анализ практики российских и зарубежных избирательных кампаний) // Советник 1999 № 12 (дек.)
  56. Т. Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995 6.
  57. Т.Э. Рекламный политический портрет в системе массовой коммуникации: Дис. канд. филолог, наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак. журналистики. Каф. экон. журналистики и рекламы. М., 1995
  58. А. «Информационная война». М.1998.
  59. Граждане России: кем они себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить? М.1998.
  60. Э. Опыт построения научной критики. М.1998
  61. В. «Мифотехнологии в электронных средствах массовой информации». М., 1999.
  62. И.М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности.М., 1996.
  63. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. / Под ред.А. Л. Журавлева. М.1996
  64. Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита.- М., 1996
  65. Г. Г. Социально-политическая психология. М.1994.
  66. Г. Г. Российские архетипы и современность//Вестник РОПЦ. 1996.№ 2.
  67. Г. Г. Индивидуализм старый и новый. Полис. 1999 № 3.
  68. И.Е. Россия: социальная трансформация элиты и мотивация//Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. М.1994.
  69. .М., Ричард К. Р. Политология. Методы исследования. М.1997.
  70. В.В. Практическое руководство к тесту Л.Зонди// Психология судьбы. Екатеринбург, 1995. Вып.2. С. 176−196- 1996. Вып. 3. С. 165−187.
  71. В.В. Судьбоанализ. Первые шаги в России// Психологическая газета, 1996. № 7.
  72. В.В. Леопольд Зонди и его тест. Будем знакомы!// Психологическая газета, 1997. № 9
  73. О. Генотип Гайдара. Рождение реформы из духа самоубийства. Независимая газета, 2000, 27.01.
  74. О. Посад и Кремль. Независимая газета. 1997, 20.10.
  75. О. Формула Жириновского. Истоки и смысл политического поведения отца русской либерал-демократии. Независимая газета, 1999, 6.02.
  76. Е.В. Психологические методы исследования личности политических лидеров капиталистических стран. М., 1988
  77. Егорова-Гантман Е., Минтусов И. «Политическое консультирование» М., 1999
  78. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К. В., Байбакова В. Б. Политическая реклама. М.1999.
  79. В. От авторитаризма к демократии: две модели. Pro et contra. 1998. № 3.
  80. A.M. «Психология политической борьбы», СПб. 1994.
  81. И., Бурова Ю. Сюткина А. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость // Российское общество: становление демократических ценностей? / Под. ред. М. Макфола и А. Рябова- М, Гендальф, 1999
  82. Имидж лидера. Под ред. Егоровой-Гантман Е.В.М.1994.
  83. Ю.В. Психология и политика. М., 1993.
  84. Ф. Политический маркетинг. М.2000.
  85. Т.С. Пресса в России в динамике государственного развития. Социология власти. С. 101,104.
  86. B.JI. «Вечные ценности» в меняющемся мире//Свободная мысль-21.2001, № 8.
  87. О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.2003
  88. Е.В. Риторика. М. 1999
  89. Г. Процесс каузальной атрибуции.//Современная зарубжная социальная психология. Тексты. М., 1984
  90. А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт.М. -1995
  91. В.В. Власть и мы: ментальность российской власти традиции и новации.//Общество и политика. СПб.2000.
  92. Кантор В. Личность и власть в России: сотворение катастрофы. Личность и власть: интеркультурный диалог. М. 1998
  93. Кара-Мурза С. «Манипуляции сознанием в России». М.1999.
  94. Э. «Техника современных политических мифов». М.
  95. М. «Мифология избирательных кампаний». СПб.
  96. М.С. Мир общения. М., 1988
  97. Ю.Л. Начало социологии. Спб.2000.
  98. А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла. М.2001
  99. Е.А. Динамика образов Григория Явлинского и Владимира Путина в президентской кампании. // Полис. 2000. № 8.
  100. Е.А. Путь к руке избирателя. // Выборы. Законодательство и технологии. Независимый институт выборов. 2001. № 4.
  101. Е.А. Особенности формирования негативного образа политического лидераП Психология восприятия власти /Под ред. Шестопал Е. Б. М., 2002.
  102. В.П. Социология коммуникации. М.1997.
  103. О.А. Эстетика, М., 1998.
  104. А.С., Мелвин Н. Д., Нечаев Н. Д. Региональные политические режимы в постсоветской России: опыт типологизации. Полис № 3 2002.
  105. С. Человек традиции на гребне перемен. Виктор Черномырдин как лицо и голос эпохи. Независимая газета. 1998, 31.01.
  106. А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М. 1997
  107. Ю. Феномен власти в общественном мнении: парадоксы и стереотипы восприятия //Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения, 1998, № 5.
  108. Ю.А. Социальные типы переходного периода: попытки характеристики//Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения, 1996 № 1.
  109. Ю.А. «Человек политический». Сцена и роли переходного периода// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения, 1996 № 4.
  110. Ю.А. В мире аудиовизуальной коммуникации нужен новый тип газеты. В кн.: Пресса в обществе: 1955−2000. М.2000.
  111. М.А. Институт региональных Сми в электоральных процессах. Волгоград. 2002.
  112. Левин К. Теория поля в социальных науках, СПб, 2000
  113. В.А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война, М. 1996.
  114. Т. Искусство обольщения. М., 1996.
  115. Н. Группы интересов и их представительство в структурах власти/ЯТолития. 1997. № 2.
  116. Е.В., Цветков В. А. Финансово-промышленные группы: полученный опыт и прогностические тенденции дальнейшего развития. М. 1999.
  117. Майерс Д. Социальные воздействия//Социальная психология. Спб. 2000.
  118. Массовые коммуникации/ЯТсихология и ее приложения. Ежегодник Российского психологического общества. Т.9. Вып.1.М., 2002.
  119. . К. Человек и общество в век преобразований. М.1991.
  120. Ментальность россиян. Коллективная монография. М.1997.
  121. Массовое сознание и массовые действия. Под ред. Ядова В.А.М.1994.
  122. .И. Феномен политического лидерства в восприятии общественного мнения: уроки избирательных кампаний 1995 и 1996 годов. М.1996.
  123. Н.М. Грязные избирательные технологии. Мифы и реальность. М., 2003
  124. Е. Сучков Е. Основы избирательных технологий. М.2002.
  125. М. Искусство и миф. М.
  126. В.И. Изобразительный язык СМК. М., 1986
  127. Л.В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М.2000.
  128. А.Ю. Демократические транзиты: Теоретико-методологические и прикладные аспекты. М., 1999
  129. А.Ю. Политические ценности и ориентации и политические институты//Россия политическая. Под ред. Л.Шевцовой. М. 1998.
  130. С. Политические стереотипы. //Психология восприятия власти. М.2002
  131. С.С. Предпосылки и основные этапы децентрализации государственной власти. В кн: Центр Регионы — Местное самоуправление. Вып.4, М.-СПб. 2001.
  132. М.В., Аминов Н. А. Типологические особенности мотивационной сферы учителей// Практична психолопя та сощальна робота.-2001, № 5, с. 5−15.
  133. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 1999.
  134. А.Н. Административный ресурс в региональных избирательных кампаниях.//Россия. Политические вызовы 21 в.М.2002.
  135. С.В., Сибирко В. Г. Восприятие политических лидеров и отношение к демократии: некоторые особенности сознания россиян//Полис. 1997, № 6.
  136. Д.В. Посттоталитарное сознание и его лидеры. //Вестник МГУ. Серия 12: Политические науки. 1995.№ 1.
  137. Г. В. Социологические исследования. 1997, № 5.
  138. Н.П. Индустрия образов. М., 1986.
  139. Е.В. Проблемные измерения электоральной политики в России: губернаторские выборы в сравнительной перспективе//Полис. 2001, № 2
  140. Т. Образы политиков: особенности коммуникации и барьеры восприятия//Психология восприятия власти. М.2002
  141. JI.A. Автореферат диссертации. М, 2001
  142. Пресняков J1.A. Структура личностного восприятия политической власти//Полис. 2000, № 4.
  143. Политическая агитация: опыт, проблемы, пути перестройки.//В.А.Житенев, М. П. Габдулин, Г. И. Баринова и др.М., 1989
  144. Проблема субъективности российской политики. Доклад фонда «Реформа"//Независимая газета. 1998. 18−19 февр.
  145. Психология ощущения и восприятия. Хрестоматия. М.1998.
  146. Психология восприятии власти. Под ред. Шестопал Е. Б. М.2002.
  147. Перспективы социальной психологии, М. 2001.
  148. Политическая агитация: опыт, проблемы, пути перестройки.//В.А.Житенев, М. П. Габдулин, Г. И. Баринова и др.М., 1989.
  149. Г. Г. „Информационно-психологические войны“, М.1999.
  150. Н.Е. Транзит российских ценностей. В кн.: Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура. М.2001
  151. Пазолини П.-П. Теорема. М.2000.
  152. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. М. 1997.
  153. В., Рабинович И. От информационных войн к управляемой конфронтации и сотрудничеству. М.2001.
  154. О.Ф. Методы диагностики социально-психологических установок личности//Методы психологической диагностики. Выпуск 1. Москва, 1993.
  155. Н.М. Проблемы психодиагностики политических лидеров//Власть. 1996.№ 1.
  156. Российский менталитет. Под ред. Абульхановой К. А. и др. М.1997.
  157. М.С. Психология и журналистика. М.1989
  158. Россия регионов: трансформация политических режимов/Общ. Ред. Гельман В., Рыженков С., Бри М.М.2000.
  159. Россия: трансформирующееся общество. М.2001.
  160. Российская элита. Психологические портреты. М.2000.
  161. В. Политические культуры и социальные изменения. М. 1998. Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура. М.2001.
  162. Региональные элиты Северо-Запада России. СПб.2001
  163. Росс JL, Нисбетт Р. Человек и ситуация, М., 1999
  164. Средний класс в современном российском обществе. М.2000.
  165. М.И. История политической пропаганды. Киев, 1990.
  166. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. Ядова В. A. J1.1979.
  167. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М. 1993.
  168. А. Семиотика и лингвистика. М.1995.
  169. А.И. Культура власти. М., 1992
  170. А.И. Психология власти: противоречия переходных процессов//Власть многоликая. М., 1992.
  171. А.И. Политология. Политическая теория и политические технологии. М. Аспект Пресс, 2000, с.86
  172. А.И. Постсовременный облик политики. В кн. Политические вызовы 21 в. М.2002.
  173. В. Современная политическая история России. М. 2002
  174. И.В. Взаимоотношение федеральных и региональных элит в условиях политической трансформации современного российского общества. М.2001.
  175. Система СМИ России/Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2001.
  176. Социально-политические конфликты в российском обществе: проблемы урегулирования//"Круглый стол». Социс. 1999. № 3.177. Стили человека. М.1998.
  177. Социальная психология в современном мире. Под ред. Г. А. Андреевой. М.2002
  178. Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М.1985
  179. Ю.С. В мире семиотики //Семиотика. М. 1983.
  180. A.M. Современная демократия: очерки становления. М, 1997
  181. JI.H. Тест восьми влечений Сонди и его модификация. М., 1996.
  182. Собчик J1.H. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М., 1998.
  183. JI.H. Многофакторная личностная методика Р.Кетелла. М.2001.
  184. Е.С. Графические методы в практической психологии. Спб., 2002.
  185. В. Губернаторы: бунт на коленях//Русская мысль. 2000, № 4319.
  186. В.П. Российское обновление: проблематика перепрограммирования сознания// Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура. М.2001
  187. Р. Отношения «центр-регионы» в 1997—1998 гг.: между конфликтом и консенсунсом//Полития. Весна 1998. № 1.
  188. Р. Сравнительный анализ тенденций регионального развития России и Украины//Полис. 1999, № 6.
  189. Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура. М.2001
  190. Е.В. Обыденное сознание: структура и функции. Ставрополь, 1998.
  191. И.А. Общественное знание и массовая коммуникация в буржуазном обществе.М., 1988
  192. С. «Приемы, стратегии и тактики предвыборной борьбы». Спб.
  193. В. Поэзия кошмаров и ужаса. М.1912.
  194. В. Социология искусства. М.2003
  195. Федотова Л.Н.Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды. М. МГУ, 1988.
  196. Холодная М. А. Пснхология интеллекта: парадоксы исследования. М., Томск, Барс, 1997
  197. А. Большая манипулятивная игра. М.2000
  198. Н.В. Иррациональное в политическом поведении россиян. В кн. Россия: политические вызовы 20 в. М.2002.
  199. А.Г. Регион как субъект политики. М.1999.
  200. А.Г. Психология региональной элиты: мировоззренческие и идеологические стереотипы//Трансформация региональных элит в сравнительной перспективе. М., 1999
  201. Е.Б. Личность и политика. М., 1988
  202. Е.Б. Психологический профиль российской политики на рубеже 90-х. М., 2000
  203. Е.Б. Политическая психология. М., 2002
  204. Е.Б. Восприятие образов: политико-психологический анализ. // Полит. Исслед. М., 1995. № 5
  205. Е.Б., Новикова-Грунд М.В. Восприятие образов 12 ведущих российских политиков // Полит. Исслед. М., 1996. № 5
  206. Э. Основные идеальные типы индивидуальности//Психология личности. Тексты. М, 1982.
  207. П. Социальные изменения, как травма. Социс. 2001, № 1.
  208. Н.Г. Эффективные избирательные технологии в ситуации реального выбора: региональный опыт. В кн: Россия. Политические вызовы 21 в. М.2002.
  209. Электоральный пейзаж в преддверии избирательной кампании//Аналитическое сообщение ФОМ, 1999, 18 авг.
  210. А.И. Может ли общество одновременно думать и чувствовать?//Общество и политика. СПб.2000.
  211. В.Я. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. М. Наука, 1975.
  212. Bourdieu P. Savoir Fair. Contribution a une theorie dispositionnelle de Taction. P.1998.
  213. Bourdieu P. Television et journalistique. P. 1996.
  214. Colas D. Sociologie politique. P.2000.
  215. Cormerais F., Milon A. La communication ouverte. P. 1994.
  216. Doin R., Lamarre D. Les relations publiques. Montreal, 1987.
  217. Foucault M. Les mots et les choses. P. 1966.
  218. Foucault M. Surveiller et punir. Naissance de la prison. P. 1975.
  219. Foucault M. Les intellectuels et le pouvoir//L'Arc № 49, 1971.
  220. Goff J.-P. Le. Le mythe de l’entreprise. P.1993.
  221. Heude R-P. Communiquer pour gagner. P. 1987.
  222. Lallemand J.-C. Les elites provinciales a Briansk et a Smolensk//La revue russe. Paris, 1999. № 15.
  223. Moscovici S. Les representations sociales//Psychologie sociale. P. 1988
  224. Schneider B. Les relations publiques dialogue ou manipulation? P. 1979.
  225. Tocqueville A. de. De la Democratie en Amerique. 2 vol. P.1982
  226. Almond G., Verba S. The Civic Culture. Political attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton, 1963.
  227. Asch S. Forming Impression of Personality//Journal of Abnormal and Social Psychology. 1946. № 1.
  228. Adelson J, Green В., O’Neil R., Growth of Idea of Law in Adolescence//Developmental Psychology. 1969.1.
  229. Atkinson J., Feather N. A theory of achievement motivation N.Y.I 966
  230. Althusser L. Lenin and Philisophy and other Essays. New Left Books, 1971.
  231. Ball-Rokeach S., DeFluer M.L. A dependency model of mass media effects. In: Communication Research. № 3. 1976.
  232. David G. Winter, Margeret G. Hermann, Walter Weintraub, Stephan G. Walker The personality of Bush and Gorbachev Measured at a Distance: Procedures, Portraits and policy in Political Psychology, Vol. 12, N 2,3,1991.
  233. Eagly A.H., Chaiken S. The Psychology of Attitudes. NY, 1993
  234. Fiske J. Television culture. L., 1987.
  235. Greenstein F.I. Personality and politics: Problems of evidence, inference, and conceptualization. Princeton, 1987.
  236. Greenstein F. Popular Images of the President // Wildavsky A. (ed) Perspectives on the Presidency, Boston, P. 290.
  237. Ноге E. The Relationship between the Autonomous Okrugs and their Host Oblast/Krai: the Case of Siberia: Paper prepared for the conference «Regional Politics in Russia» scheduled in Dundee, Scotland on 13−14 May 2000
  238. Hermann M. Defining the Bush Presidentioal style, Columbus, 1989.
  239. Hermann M. Ingredients of leadership//Political Psychology, 1984
  240. Hovland C.I., Lumsdaine A.A., Sheffield F.D. Experiments in Mass Communication. Princeton Univercity Press, 1949.
  241. Heider, F. Social perception and phenomenal causality//Psy.Review, 1944
  242. Hamilton D., Katz L., Leirer V. Cognitive representation of personality impressions: Organisational processes in first impression formation. J. Of Personality and Social Psychology, 39, 1980.
  243. Jonson-Cartee, K.S., Copeland, G.A. Negative political advertising: Coming of Age. NY. 1991
  244. Janis, I.L., Feshback, S. Effects of fear-arousing communications. Journ. Of Abnorm. and Soc.Psychol.l953
  245. Klapper J. The Effects of mass communication. Glencoe, 1960.
  246. Kinder D., Peters M, Abelson R., Fiske S. Presedential prototypes in Political behavior, 1980,2.
  247. Kinder D., Fiske S. Presidents in the Public mind In: M. Herman (ed) Political psychology. Jossey-Bass, 1984, Vol.11.
  248. Katz, Gurevitch, Haas, 1975
  249. Lasswell H.D. Psychopathology and politics. Chicago, 1931
  250. Lippman W. Public Opinion. London, 1922
  251. Lasarfeld P., Berelson В., Gandet H. The Peoples Choise. N.Y. Free Press, 1955.253.' McClelland D., Atkinson J., Clark R., Lowell E. The Achievement Motivie. N.Y. 1953
  252. McArthur L. Social Perception. Buckingham: Open University Press, 1990.
  253. Renshon S. Psychological Needs and Political Behavior: A theory of Personality and Political Efficiency. N.Y. 1974
  254. Neal A.G. National trauma and collective memory. L.- N.Y., 1998
  255. Sears D. Political psychology// Ann.Rev.Psycol. 1987. Vol.38.
  256. Snyder M. Uranovitz S. Reconstructing the past: Some cognitive consequences of person perception. J. Of personality and Social Psychology, 36,1978.
  257. Tomas W., Znanecki. The polish peasant in Europe and America. Boston, 1918
  258. Political psychology/Ed. By Monroe K.R. L., 2002.
  259. Pye L. Political Communication // The Blacweell Encyclopaedia of Political Institution. Oxford New York, 1987.
  260. McQuail D. Mass Communication Theory. An Introduction. London: Sage, 1987
  261. Siebert G.F., Petetrson Т., Shramm W. Four Theories of Press. University of Illinois Press, 1956
  262. McQuail D. Media Performance: Mass Communication and the Public Interest. London: Sage, 1992.
  263. Rabin A. The Szondi Test (www.motiv-analys.se/szondi, 30 Jan. 1998).
  264. Newstadt R. Presidential power. The politicals of leadership. N.Y. Willey, 1960.
  265. Winter D., Hermann M., Weintbraub W., Walker S. The Leader as a projective scene. //Political Psychology, 1991, V. 12, N 2
Заполнить форму текущей работой