Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние массовой коммуникации на аттитюды по отношению к политическим лидерам

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Авторы отмечают, что доказана возможность искусственной активизации того или иного пути воздействия манипулированием 5 характеристиками источника (компетентность, привлекательность и т. д.), однако отсутствует эмпирическая информация относительно других составляющих коммуникативного акта, в частности, сообщения. Существует потребность выделения характеристик сообщения, определяющих путь… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы теоретических и эмпирических исследований массовой коммуникации в социальной психологии
    • 1. 1. Массовая коммуникация: определение, структура, функции
    • 1. 2. Проблема исследования массовой коммуникации
    • 1. 3. Модель вероятности обработки информации
  • Глава II. Массовая политическая коммуникация и особенности аттитюдов по отношению к политическим явлениям
    • 2. 1. Особенности аттитюдов по отношению к политике
    • 2. 2. Типы и формы политического поведения
    • 2. 3. Массовая коммуникация и электоральное поведение
  • Глава III. Исследование влияния массовой коммуникации на аттитюды по отношению к политическим лидерам
    • 3. 1. Описание методик исследования
    • 3. 2. Характеристика выборки
    • 3. 3. Процедура исследования"
    • 3. 4. Обработка результатов исследования
    • 3. 5. Анализ и интерпретация результатов
  • Выводы

Влияние массовой коммуникации на аттитюды по отношению к политическим лидерам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные условия функционирования российского общества, формирующаяся система демократических институтов, подразумевающая личное участие граждан в управлении страной, а, значит, и их право на обладание разнообразной общественно-политической информацией, повышает роль средств массовой коммуникации в формировании мнений, оценок, отношений людей к сфере политики и государственного устройства, становлении общественного сознания.

Сейчас, когда идет стремительное перераспределение удельного веса сведений о мире в пользу массовой коммуникации, изучение факторов массового информационного воздействия, особенно, касающихся сферы управления социальными процессами, приобретает особую актуальность и значимость. Анализ факторов, способствующих достижению эффективного влияния массовой коммуникации, предполагает изучение социально-психологических свойств процесса формирования и изменения политических аттитюдов, в том числе особенностей представления информации и субъективных характеристик реципиента.

Логика научных исследований в области политической пропаганды ориентирует специалистов на изучение как общих социально-психологических механизмов воздействия массовой коммуникации, так и на анализ специфических особенностей восприятия политической реальности и аттитюдов по отношению к политическим институтам и лидерам.

Вопрос о роли массовой коммуникации в формировании мнений, отношений граждан и, особенно, политического поведения, остается в науке открытым. В то время как на Западе уже пытаются строить модели влияния массовой политической коммуникации на реципиента, создают современные системы информационного и психологического управления обществом (и весьма удачные, судя по масштабам экспансии западной культуры, осуществляемой через средства массовой коммуникации), в России изучение социально-психологических механизмов политического влияния только начинается.

Необходимо анализировать и использовать наиболее перспективные и эмпирически обоснованные западные модели, но более целесообразно реализовывать собственные, отражающие специфику российского менталитета, образа жизни и современных условий исследовательские программы. Развитие технологий психологического и информационного управления обществом жизненно необходимынельзя, по меткому выражению политического психолога А. И. Юрьева, «.пытаться в очередной раз хлебать щи лаптем» .

Поэтому в настоящее время перед отечественной социальной психологией наиболее остро стоит проблема теоретического и экспериментального исследования процессов влияния массовой коммуникации на политические аттитюды и поведение, анализа объективных составляющих информационного воздействия, механизмов взаимодействия компонентов сообщения и социально-психологических свойств реципиента, детерминирующих восприятие, осознание, оценку информации и, в конечном счете, его поведение.

Исследования воздействия средств массовой коммуникации на аттитюды по отношению к различным социальным явлениям проводятся на Западе, начиная с 20-х годов нашего столетия. Существующие подходы к изучению массовой коммуникации можно объединить в две основные парадигмы: медиацентрированную и человекоцентрированную. Представители первой парадигмы.

К.Ховланд, И. Джанис, Х. Келли, А. Люмсдейл, Ф. Шеффилд, Г. 4.

Лассвелл, П. Лазарсфельд, Г. Гиман, П. Шитсли, В. МакГуайр и др.) считали, что реципиент является пассивным элементом в структуре коммуникативного акта, то есть, субъектом воздействия выступает сообщение передаваемое по каналам массовой коммуникации.

Во второй парадигме реципиенту отводится доминирующая роль, которую он реализует путем отбора сообщений и самостоятельной интерпретации поступающей информации (Дж.Блюмлер, Е. Кац, П. Палмгрин, А. Рубин, С. Уиндалл, Л. Веннер и др.).

Попыткой синтеза двух парадигм явилась теория вероятности обработки информации (Р.Петти, Дж. Качиоппо). Данная теория постулирует существование двух путей воздействия массовой коммуникации — центрального и периферического. В случае тщательной когнитивной обработки и анализа реципиентом поступающей информации, на основе которых принимается решение о поддержке или отвержении предлагаемой позиции, активизируется центральный путь. Воздействие происходит периферически при отсутствии глубокого анализа фактического содержания сообщения, с использованием реципиентом простейших средств оценки, основанных на косвенных признаках. Такими признаками могут выступать привлекательность коммуникатора, простота языка сообщения, приятная обстановка восприятия информации, крайние позиции и т. д. Основным фактором, определяющими реализацию того или иного пути воздействия является наличие или отсутствие у реципиента мотивации и способности к когнитивной обработке информации. В том случае, когда мотивация и способность к обработке наличествуют, воздействие происходит по центральному путиесли же реципиент не имеет возможности и желания анализировать сообщение, активизируется периферический путь.

Авторы отмечают, что доказана возможность искусственной активизации того или иного пути воздействия манипулированием 5 характеристиками источника (компетентность, привлекательность и т. д.), однако отсутствует эмпирическая информация относительно других составляющих коммуникативного акта, в частности, сообщения. Существует потребность выделения характеристик сообщения, определяющих путь воздействия, и эмпирической проверки того, как различные характеристики сообщения влияют на процесс воздействия. Другой важнейшей проблемой, поставленной в рамках данной теории, является отсутствие экспериментально обоснованной информации относительно устойчивости аттитюдов, сформированных центральным и периферическим путем.

Кроме того, в настоящее время отсутствуют эксперименты в рамках теории вероятности обработки информации, где объектом аттитюдов являются политические явления, процессы или политические лидеры.

Наконец, необходимо констатировать полное отсутствие эмпирических исследований на основе данной теории, предпринятых на российской выборке. Необходимость таких исследований диктуется во-первых, усиливающейся ролью массовой коммуникации в формировании общественного мнения в России, а, во-вторых, невозможностью прямой экстраполяции теоретических положений западной социальной психологии на отечественные реалии.

Попыткой решить обозначенные проблемы явилась данная работа.

Цель исследования: выявить особенности влияния массовой коммуникации на аттитюды по отношению к политическим лидерам.

Исходя из цели исследования, сформулированы следующие задачи:

1. Определить, каким образом путь воздействия влияет на изменение аттитюдов по отношению к политическому лидеру;

2. Исследовать оценочные стереотипы в отношении политического лидера;

3. На основании социально-психологического исследования выделить личностные характеристики существенные для построения модели воздействия массовой коммуникации на различные возрастные группы;

4. Разработать опросник для исследования персонифицированных политических аттитюдов.

Объектом исследования выступили 1107 человек различного пола, возраста и уровня образования, проживающих в г. Ярославль.

Предмет исследования — аттитюды и оценочные стереотипы по отношению к политическому лидеру, личностные особенности аудитории массовой коммуникации.

Основные гипотезы исследования:

1. Воздействие массовой коммуникации изменяет аттитюды по отношению к политическому лидеру;

2. Центральный путь воздействия формирует более устойчивые во времени аттитюды;

3. Реципиенты реализуют самые простые формы политического участия.

Методологической основой исследования послужили теория вероятности обработки информации (R. Petty, J. Cacioppo), концепция когнитивного ответа (A. Greenwald, R. Petty, Т. Ostrom, Т. Brock), положения о структурных составляющих коммуникативного акта (G. Lasswell), а также теория социальных представлений В. Н. Мясищева и социально-психологических особенностей групповой деятельности В. В. Новикова, матрица социально-политических установок Г. Г. Дилигенского.

Методы: метод эксперимента, разработанный и апробированный опросник персонифицированных политических аттитюдов на основе шкалирования по Лайкерту, разработанный опросник политической активности, метод частного семантического дифференциала, метод экспертных оценок, контент-анализ, опросник Шмишека. При обработке результатов исследования и валидизации опросника использовались методы математической статистики: анализ значимости различий, корреляционный анализ, факторный анализ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые на отечественной выборке исследовался процесс воздействия массовой коммуникации на аттитюды по отношению к политическим лидерам на основе модели вероятности обработки информации;

2. Предпринята попытка построения типологии аудитории на основе личностных характеристик реципиентов;

Теоретическая значимость состоит в том, что в работе выявлены особенности воздействия центральным и периферическим путями на аттитюды, выделены основные черты политических аттитюдов, рассмотрены особенности массовой коммуникации как особой формы социального общения.

Практическая значимость. Выявлены условия наиболее эффективного использования центрального и периферического путей воздействия. На основе анализа личностных характеристик аудитории разработана модель воздействия массовой коммуникации на различные возрастные группы. Полученные в ходе исследования результаты успешно применялись в построении политических кампаний, при выборе средств и способов воздействия на различные категории избирателей.

Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты исследования были обсуждены на заседаниях кафедры социальной и политической психологии ЯрГу им. П. Г. Демидова, а также на II съезде Российского Психологического Общества (г. Ярославль, сентябрь 1998 г.), симпозиуме «Социальная психология: XXI век» (г. Ярославль, сентябрь 1999 г.), конференции «Психология и эргономика: проблемы теории и практики» (г. Тверь, август 1999 г.), конференции «Новое национальное лидерство: институт президента в пост советском пространстве» (г. Томск, март 2000 г.), международном симпозиуме «Социальная психология: практика, теория, эксперимент, практика» (г. Ярославль, сентябрь 2000 г.).

Основное содержание работы нашло отражение в 9 публикациях.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав основной части, выводов, заключения, списка использованной литературы, 7 приложений и выполнена на 152 страницах.

Список литературы

состоит из 183 наименований, из которых 49 на английском языке.

Выводы.

Анализируя результаты проведенного исследования можно сделать заключение о подтверждении всех первоначальных гипотез. Подтвердилась гипотеза о том, что воздействие массовой коммуникации изменяет аттитюды по отношению к политическому лидеру. В экспериментальном исследовании доказано, что оба пути воздействия значимо изменяют аттитюды, в то время как в группе, где сообщение не представлялось, изменения аттитюдов не выявлено. Доказано, что центральный путь воздействия формирует более устойчивые во времени аттитюды, что является подтверждением второй гипотезы. Подтвердилась и гипотеза о выраженности самых простых форм политического участия реципиентов. Однако, данные исследования показали, что кроме таких форм активности как апатия и голосование, у реципиентов актуализировано и протестное поведение.

По результатам проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1. Путь воздействия влияет на степень изменения аттитюдов по отношению к политическому лидеру;

2. Центральный путь формирует более устойчивые во времени аттитюды;

3. В настоящее время существует актуализация крайних типов политического участия (апатия, голосование на выборах и поведение протеста);

4. При оценке политического лидера происходит ориентировка на факторы профессионализма, самостоятельности, кредитности. Важна положительная эмоциональная оценка.

Заключение

.

Исследования процессов воздействия массовой коммуникации на мнения и оценки реципиентов по отношению к политическим явлениям, на политическое поведение имеют огромные перспективы. Глобализация человечества, создание единого информационного пространства, превращение планеты в «большую деревню», подмена межличностного общения опосредованным являются (при всей своей негативности) объективными реалиями сегодняшнего дня. Массовая политическая коммуникация подразумевает, прежде всего, процессы управления обществом и механизмы поддержания нормального его существования. Вертикальные контакты в обществе должны усиливаться и приобретать качественно новый уровень. Средством достижения этого служит эффективная работа системы средств массовой коммуникации.

Перспективы и возможные направления наших исследований заключаются в следующем. Во-первых, тип предоставляемой реципиенту информации, очевидно, не является единственным способом активизации того или иного пути воздействия. Характеристики коммуникатора, канала, ситуации воздействия также должны изучаться в качестве факторов, определяющих путь воздействия. И сами характеристики сообщения могут подвергаться варьированию. Длина сообщения, наличие или отсутствие визуальных компонентов также могут выступать в качестве независимых переменных в экспериментах по изучению воздействия массовой коммуникации. В нашем исследовании предметом сообщений массовой коммуникации являлся политический лидер, однако, в этом качестве можно использовать институциональные образования — политические партии, объединения, политические группы и т. д.

Теоретическое предпосылки модификации модели вероятности обработки информации заключаются в частности в учете межличностного фактора, который выполняет роль проводника информации, получаемой из средств массовой коммуникации. Необходимо учитывать «двухшаговый» процесс передачи информации. Нуждаются в уточнении и временные параметры действия данной модели. Необходимо выработать четкие параметры эффективности или неэффективности путей воздействия во времени в зависимости от характеристик сообщения, канала, коммуникатора, ситуации. Разумеется, построение теоретических конструкций должна предварять полноценная экспериментальная проверка.

Исследование политической активности также предполагает массу вариаций. В модели JI. Милбрата, которая использовалась в нашем исследовании, низкий уровень политической активности представлен только одним типом участия — голосующие. В России, имеющей, как показало исследование, низкий уровень политической активности необходимо исследовать данный поведенческий уровень более подробно, дифференцируя низкую политическую активность на несколько составляющих, которые могут выступать самостоятельными типами политического участия. Интересна также взаимосвязь особенностей воздействия через средства массовой информации и уровнем актуализируемой активности.

Предложенная в нашем исследовании модель воздействия на разные возрастные категории реципиентов средств массовой коммуникации может быть модифицирована и дополнена. Дополнению и расширению могут подвергнуться особенности канала, коммуникатора и сообщения при воздействии на каждую возрастную группу. Кроме того, рассмотренные возрастные группы являются достаточно крупными и нуждаются в дополнительной дифференцировке с целью более точного и адекватного воздействия.

В настоящее время под массовой коммуникацией подразумевается не только коммуникация, имеющая технического посредника передачи информации, а также и другие виды коммуникативного взаимодействия, влияющие на большое количество людей. В частности к массовой коммуникации относят слухи, изучение которых в нашей стране до сих пор не проводилось, и возможности которых в изменении и формировании аттитюдов, как показывает практика политического воздействия, огромны.

Таким образом, существуют многочисленные и разнообразные перспективы и пути дальнейшего исследования означенной проблематики, которые мы планируем реализовывать в дальнейшей работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 95−101.
  2. А.В. Некоторые проблемы социологического изучения массовой коммуникации. Автореф. дисс. канд. социол. наук. Новосибирск, 1970. 24с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. Д., 1968.
  4. А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М.: Педагогика, 1981.
  5. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1997. 376 с.
  6. А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979,144с.
  7. А.Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установка вобщей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1979.
  8. Н.Н. Социальная психология радио, печати и телевидения. М.: Изд-во МГУ, 1991. 125с.
  9. Н.Н., Стефаненко Г. М. Контент-анализ. М.: МГУ, 1992. 58с.
  10. В.В. О восприятии телевизионного сообщения в зависимости от темпа чтения// Вопросы психологии. 1972, № 3.
  11. В.Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986. 304с.
  12. А.А. О проблеме коммуникации // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975.С. 165 182.
  13. В.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. 528с.
  14. О.В. Функции образа лидера в массовом сознании. Гитлеровская Германия и Советская Россия // Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ власти. В 2-х т. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1999.
  15. И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. 4.1. СПб.: Триз-шанс, Изд-во «Бизнес-пресс», 1999. 256с.
  16. П.А. Роль социальных установок в восприятии газетной информации (опыт экспериментального исследования). Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1964. 20с.
  17. Возрастно-половая структура населения ярославской области. Статистический бюллетень. Ярославль: Госкомстат России Ярославский областной комитет государственной статистики, 1998.
  18. Ю.В. Опыт социологического и социально-психологического исследования структуры читательской аудитории городской и районной газеты. Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1970. 27с.
  19. К.С. Пропаганда и внушение. М., 1989.
  20. Ю.З. Проблема валидности эксперимента в психологии // Психологический журнал Т.8. № 4,1987. С. 117−125.
  21. Л.Я. Психология в политике: от объяснения к воздействию // Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений / Под. ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Смысл, 1996. С.129−150.
  22. JI.Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Р-н-Д.: Феникс, 1996. 446с.
  23. Г. В. Психология манипуляций в условиях политического кризиса// Общественные науки и современность. 1999. № 4. С. 106−114.
  24. М.С. Методы и техника психологических операций в избирательных кампаниях // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999.№ 1 .С. 3−16.
  25. .А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. 368с.
  26. А. Реклама. М.: Прогресс-универс, 1993. 175с.
  27. Г. Г. Социально-политическая психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Новая школа, 1996. 352с.
  28. С.А. Психобиография политического лидера. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1996. 20с.
  29. Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997.344с.
  30. В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.256 с.
  31. Е.В. Прикладные исследования американской политической психологии роли буржуазного политического лидера во внешней политике //Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983.
  32. С.И. Применение опроса в практике социально-психологических исследований. Ярославль, ЯРГУ, 1981.
  33. С.И., Полетаев Ю. А. Некоторые особенности женского политического поведения // Психология и практика. Ежегодник РПО. т.4, вып.5. Ярославль: ЯрГУ, МАПН, РПО, 1998.С. 198−200.
  34. А.Н. Как победить на выборах. Обнинск, 1995.
  35. Журналистика в политической структуре общества: некоторые проблемы политической организации средств массовой коммуникации и пропаганды / Под. ред. Я. Н. Засурского. М.: Изд-во МГУ, 1975. 335 с.
  36. В.К., Семенов В. В. Два подхода к предвыборной кампании // Социальная психология XXI век. Том 1. Ярославль: МАПН, 1999. С. 214 217.
  37. А.Б. Коммуникативный менеджмент: рабочая книга менеджера PR. СПб.: Союз, 1997. 288с.
  38. JI.M. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М.: Изд-во МГУ, 1995. 271с.
  39. О.И. Текст и коммуникация. М.: Высшая школа, 1990. 154с. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия, 1990, 2. С. 58−69.
  40. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1975.
  41. И.Ю. Политическая элита: ее сущность и психология. Ярославль: ЯрГУ, 1995. 152с.
  42. И.Ю. Политический истеблишмент: психологические аспекты практики властвования. М.: ИП РАН, 2000. 410 с.
  43. П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: Пан ЛТД, 1994. 284с.
  44. С.В. Социально-психологические аспекты восприятия телепередачи региональной аудиторией. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Иваново, 1998. 24с.
  45. Г. А. О системе психологического воздействия // Психология воздействия. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. С.4−43.
  46. И.Н. Когнитивная сложность как личностная характеристика // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. Сб. трудов. Вып.1. Л., 1974.
  47. B.C. Редакция и аудитория. М., 1983.
  48. Краткий психологический словарь. Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431с.
  49. Ю.С. Влияние социальных установок на восприятие в массовых коммуникациях. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1989.
  50. Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. Спб.: Речь, 2001.184 с.
  51. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. 390с.
  52. М. Опыт и проблемы изучения эффективности районных газет // Массовая коммуникация и развитие социалистического образа жизни. Тарту, 1976.
  53. А.Н., Боковиков А. К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М.: Академия, 1998. 136с.
  54. Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1996. 316с.
  55. К. Акцентуированные личности. Киев, 1989.
  56. А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
  57. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 302с.
  58. Е.А. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.
  59. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  60. Д. Социальная психология. Пер. с англ. СПб.: Питер, 1997. 688с.
  61. М.В. Электоральные предпочтения россиян: «парадокс стабильности"// Общественные науки и современность, 1998. № 1. С.44−50.
  62. Дж. Б., Рич Р.К. Политология: методы исследования. М.: Изд-во «Весь мир», 1997. 544с.
  63. Г. М. Психологическое управление в рыночных условиях. М.: МАПН, 1997. 438с.
  64. Массовая информация в советском промышленном городе: опыт комплексного социологического исследования. Под общ. ред. Б. А. Грушина, Л. А. Оникова. М., 1980.
  65. Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб.: СПбГУ, 1996. 160с.
  66. М.А. СМИ в условиях социально-политического конфликта // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1993. № 1. С. 90−97.
  67. О.Т. Критерии типологии молодежной аудитории телепрограмм // Массовая коммуникация и развитие социалистического образа жизни. Тарту, 1976.
  68. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е Семенова. Л.: ЛГУ, 1977.
  69. В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М.: Наука, 1986. 224с.
  70. Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. 247с.
  71. В.Н. Личность и неврозы. М., 1949.
  72. В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956.
  73. А.П. Влияние психологического анализа пропаганды на становление целевого подхода в теории коммуникации// Вопросы психологии. 1976. № 6. С. 39−48.
  74. А.П. Политическая психология: предмет, концептуальные основания, задачи // Общественные науки и современность. 1998, № 1. С. 154−162.
  75. И.Ю. Имидж: определение и свойства.// Психотехнологии в социальной работе / Сб. под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, 1998. С. 200−201.
  76. И.Ю. Структура имиджа предприятия и формы его формирования. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 1998. 22с.
  77. В.В. О феноменологии психосоциальных представлений в социальной психологии XXI века. Материалы пленарного доклада Международному Симпозиуму «Социальная психология XXI век». Ярославль: МАПН, 1999. 39с.
  78. В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: МАПН, 1998. 464с.
  79. В. Психология политики. Политические и социальные идеи К. Г. Юнга. СПб.: Ювента, 1998. 384с.
  80. Д.В. Массовые настроения в политике. М., 1995.
  81. Д.В. Психологические проблемы политических стереотипов //Психологический журнал. Т.10. № 2.1989. С. 160−161.
  82. .Д. Общественное настроение. М.: Мысль, 1967.
  83. В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
  84. В.Ф., Митина О. В. Отношение граждан России к реформам и типология политических установок // Психологический журнал. 1997. Т.18. № 5. С. 31−41.
  85. В.Ф., Пронина Е. Е. Человек на телеэкране: опыт психосемантического исследования // Психологический журнал. 1986. Т.7. № 3.
  86. JI. Массовая коммуникация и творчество. Л., 1976.
  87. Р.Э., Качоппо Дж.Т. Зависимость реакций на количество и качество аргументов от актуальности проблемы: центральный и периферийный пути к убеждению // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 528с.
  88. К.К. Что изучает общественная психология? М.: Знание, 1970.
  89. Политическая реклама. М.: Никколо М, 1999. 240 с.
  90. Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М.: Лабиринт, 1988. 333с.
  91. Г. Г. Паблик рилейшнз или как успешно управлять общественным мнением. М.: Центр, 1998. 352с.
  92. Г. Г. Символы в политической рекламе. Киев, 1997
  93. Г. Г. Теория коммуникации. Киев: Союз рекламистов Украины, 1996. 175с.
  94. Предмет семиотики. М.: Изд-во МГУ, 1975. 406с.
  95. Проблемы исследования речевого воздействия на аудиторию в зарубежной социальной психологии. М. 1979.
  96. Е.Е. Категориальная структура восприятия телевизионных передач. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1987. 24 с.
  97. А.А. Психология познания педагогом личности учащегося. М., 1990.
  98. К.А. Влияние когнитивного стиля на взаимоотношения врача и больного // Психологический журнал. 1990. № 1.
  99. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические метолы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.
  100. С.К. Политическая психология// Психологический журнал. Т. 10.1980. № 1. С. 141−156. 7. Рощин С. К. Психология и журналистика. М.: Наука, 1989. 192с. В. Савежко Ю. С. Методика «Рисунок человека» // Вопросы психологии. 1970. № 3. С. 45−54.
  101. М.Г. Пресса и общество опыт социологического исследования провинциального читателя // Вестн. моек, ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1994. № 1. С. 10−22.). Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд.
  102. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1632 с. I. Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: СПбГУП, 1996.
  103. Д.Н. Экспериментальная основа психологии установки //
  104. Психологические исследования. М., 1966. !. Ульяновский А. В. Мифодизайн рекламы. СПб.: Ин-т личности, 1995. 300с.
  105. Феномен выборов в России: социально-психологический анализ (круглый стол)// Психологический журнал. Т. 14. № 4. 1994. С. 74−82.. Фирсов Б. Телевидение глазами социолога. М., 1971.
  106. .М. Пути развития средств массовой коммуникации. М.: Наука, 1977. 188с.
  107. А.У. Межличностный контекст как исходное понятие психологии устной пропаганды // Вопросы психологии. 1977. № 4.
  108. М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал. 1992. № 3.
  109. М.А., Кочарян А. Когнитивный стиль: когнитивное пространство индивидуальности интеллекта // Психологические проблемы индивидуальности. Москва, Ленинград, 1985. С. 157−162.
  110. Э. Ципцюк В. Г. Соответствие когнитивно-эмоциональных и поведенческих компонентов социальной установки. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1987. 20с.
  111. Д.А. Роль коммуникаторного противоречия в смене социальной установки. Автореф. дисс. канд. психол. Наук. Тбилиси,-1973. 24с.
  112. У.Л. Значение и структура языка. М.: Прогресс, 1975. 432с.
  113. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
  114. X. Шерковин Ю. А. Возможные сопутствующие эффекты массовых информационных процессов и их социально-психологическая значимость // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. 296с. С. 129−143.
  115. Ю.А. Пропаганда: социально-психологический аспект // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. С. 183−195.
  116. Е.Б. Личность и политика: критический очерк современных западных концепций политической социализации. М.: Мысль, 1988. 203с.г. Шестопал Е. Б. Оценка гражданами личности лидера // ПОЛИС. 1997. № 6. С. 57−72.
  117. Е.Б. Очерки политической психологии. М.: ИНИОН АН СССР, Институт молодежи, 1990. 140с.
  118. П.Н. Исследование социальной установки в США // Вопросы философии. 1973. № 3.
  119. П.Н. Современная социальная психология в США. М.: Наука, 1979. 209с.
  120. П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е. В. Шороховой и М. И. Бобневой. М.: Наука, 1976. 365с.
  121. Н.Б., Матвеева JI.B. Связь с аудиторией в телекоммуникации. М., 1992.
  122. А.Н. Исследования особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности. Дисс. канд. психол. наук. Л., 1983. 194 с.
  123. А. Выборы глазами политического психолога // Власть. 1996. № 4. С. 15−23.
  124. А. Классификация партий России по их политической аргументации // Власть. 1997. № 7. С. 46−55.
  125. В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология / под ред. Е. С. Кузьмина и B.C. Семенова. Л.: ЛГУ, 1979. С. 258−272.
  126. В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. 248с.
  127. Arterton F.C. Media politics: the news strategies of presidential campaigns. Lexinston. MA: D.C. Health, 1987.
  128. Bandura A. Social cognitive theory of mass communications. In: By Bryant J., Zillmann D. (Eds.) Media effects: advances in theory and research. Hillsdale: LEA Publishers, 1994.
  129. Berelson В., Lazarsfeld P.F., McPhee W.M. Voting. A study of opinionformation in a presidential campaign. Chicago: Exedorf Publ., 1954. 1. Blumler J.G., Katz E. The uses of communications. Beverly Hill: Sage Publications, 1974.
  130. Brown J.A.C. Techniques of persuasions. From propaganda to brainstorming.
  131. Harmondnorth, 1963. 5. Campbell A., Converse Ph.E., Miller W.E., Stoker D. The voter decides. Evanstone III. 1954.
  132. Denton R.E., Woodvard G.C. Political communication in America. N.Y.: Praeger Publ., 1985.
  133. Hovland C.I., Lumsdale A., Sheffild F. Experiments on mass commynication. PrincetownN.Y.: Princetown university press. 1949.
  134. Hyman H., Sheatsley P. Some reasons why information on campaigns fail. Public Opinion Quarterly. 1947. II. Pp. 412−423.1.terpersonal Communications and Mass Media. Thousand Oaks London -New Deli: Sage Publication, 1994.
  135. Lasswell H.W. The structure and function of communication in society. In. Bryson L. (Eds.) The communication of ideas. N.Y. Harper & Row. 1948. '. Lazarsfeld P., Berelson В., Gaudet H. The People Choice. N.Y.:Columbia University Press, 1948.
  136. Lenart S. Shaping Political Attitudes. The Impact of mass media proposition. N.J.: Cowrbing Press, 1994.
  137. Lippmann W. Public opinion. N.Y.: Macmillan. 1922.. Lippmann W. Public Opinion. N.Y.: Harcourt Brace, 1966.. Mass media in Germany. Berlin: UMB Press. 1989.
  138. McCombs M.E., Shaw D.L. The evolution of agenda setting research: Twenty-five years in the marketplace of ideas. Journal of communication, 1993. 43 (2). Pp. 58−67.
  139. McGuire W.J. Attitudes and attitude change. In: G. Lindzey & E. Aronson (Eds) Handbook of social psychology (3th ed. Vol. 2) Reading MA: Addison-Wesley, 1985.
  140. McGuire W.J. The nature of attitudes and attribute change. In G. Lidsey, E. Aronson (Eds.) The handbook of social psychology (2nd ed. Vol.2.) 1989. Pp. 136−346.
  141. McGuire W.J. Theoretical foundation of campaigns. In: R.E.Rice, C.K. Atkin (Eds.) Public communication campaigns. Newbury park, C.A.: Sage Publ. 1987.
  142. S. McLeod J.M., Kosicky G.H., McLeod D.M. The expanding boundaries of political communication effects. In: J. Bryant, D. Zillmann (Eds.) Media effects advansed in theory and research. Hillsdale, N.Y.: LEA Publ. 1994.
  143. Milbrath L.W. Political participation. In: Long S.L. (Ed) The handbook of political behavior. Vol.4. N.Y. and London: Plenum press, 1981.
  144. Mill J. On liberty representative government. The subjection on woman. London, 1963.
  145. Monroe A.D. Public opinion & ideology. In: Long S.L. (Ed) The handbook of political behavior. Vol.4. N.Y. and London: Plenum press, 1981.
  146. Nimmo D. Mass communication and politics. In: Long S.L. (Ed) The handbook of political behavior. Vol.4. N.Y. and London: Plenum press, 1981.
  147. Palmgreen P. Uses and gratifications: a theoretical perspective. In: R.N.Bostrom (Ed.) Communication yearbook 8. Newbury Park, CF: Sage, 1984. Pp. 20−55.
  148. Patterson Т.Е., MacClure R.D. The Unseeing Eye. The Myth of Television. Critical studies of mass communication, 6, 1989. Pp. 135−156.
  149. Petty R.E., Cacippo J.T. Communication and persuasion: central and peripheral routs to attitude change. N.Y.: Springer & Verlag, 1986.
  150. Petty R.E., Cacippo J.T. Effects of forewarning of persuasion intent on cognitive responses and persuasion. Personal and social psychology. Bulletin. 1975. #5. Pp. 173−176.
  151. Petty R.E., Cacippo J.T. Mass media attitude change: implication of ELM of persuasion. In: By Bryant J., Zillmann D. (Eds.) Media effects: advances in theory and research. Hillsdale: LEA Publishers, 1994.
  152. Petty R.E., Cacippo J.T. The elaboration likelihood model of persuasion. In: Berkovits L. (Ed) Advances in experimental social psychology. Vol. 19. N.Y.: Academic Press, 1986. Pp. 123−205.
  153. Power in National Politics. N.Y.: G.P. Purnams' Sons, 1976.
  154. Rice R.E., Atkin С. Public communication campaigns. Newbury park C.A.: Sage, 1987.
Заполнить форму текущей работой