Стратегия развития промышленных предприятий в условиях нестабильной экономики
Целью настоящего исследования является совершенствование методологических и методических основ и формирование организационно-экономического механизма стратегии управления развитием предприятий с учетом реалий отечественной экономики. Эта цель определила постановку следующих задач: анализ методологических основ формирования стратегии развития предприятия в период реформирования экономики… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Тенденции развития промышленных предприятий в современных условиях
- 1. 1. Основные факторы и признаки кризисных явлений экономики промышленных предприятий России
- 1. 2. Стратегическое управление предприятием и закономерности его развития
- 1. 3. Проблемы повышения эффективности функционирования предприятий в современных условиях
- Глава 2. Анализ как информационная основа стратегического управления предприятием
- 2. 1. Методы анализа финансового и имущественного состояния предприятия
- 2. 2. Методы стратегического анализа
- 2. 3. Анализ организационной структуры управления предприятием
- Глава 3. Методологические и методические основы 107 стратегии развития предприятия
- 3. 1. Совершенствование методов стратегического 107 анализа
- 3. 2. Методические основы выбора 124 стратегических альтернатив развития предприятия
- 3. 3. Реструктуризация предприятия на основе 139 выбранной стратегии его развития
Стратегия развития промышленных предприятий в условиях нестабильной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Решению стратегической задачи преодоления глубокого социально-экономического кризиса, переживаемого Россией, должно предшествовать всестороннее изучение функционирования экономики в столь сложный и противоречивый период рыночных преобразований. Переходный период начался в отсутствие экономической теории и концепции жизнедеятельности в условиях многоукладной экономики.
Важной составляющей данной теории является система взглядов на стратегию развития экономики в переходный период, возможность позитивного влияния ее результатов для стабилизации и последующего подъема хозяйственной деятельности общества. Стратегия развития экономики в переходный период, в свою очередь, включает разработку методологических и методических основ формирования организационно-экономического механизма развития предприятий.
С переходом российской экономики на принципы рыночного хозяйствования, руководство многих предприятий столкнулось с проблемой разработки стратегий для своих предприятий. Предприятия стоят пред необходимостью самостоятельной оценки перспектив своего развития, анализа сильных и слабых сторон, шансов и рисков, конкурентоспособности как по предприятию в целом так и его отдельных продуктовых групп и областей деятельности.
Формирование стратегического мышления является проблемой для современных отечественных предприятий по многим причинам.
Прежде всего, это отсутствие опыта разработки совершенных стратегий на предприятиях, в которых в доперестроечный период не было необходимости. С одной стороны они выполнялись на уровне отрасли или народного хозяйства, а с другой — рамки пятилетних и других планов и соответствующее наличие ресурсов были достаточно сбалансированы и на иные цели не хватало ресурсов.
Отсутствие подготовленных специалистов, программ для их переподготовки, привело к проблеме наличия кадров в этой области.
Отсутствие опыта и специалистов, теоретической и методологической базы стратегического управления предприятиями, особенно в условиях нестабильной экономики, серьезно сдерживают эти процессы в реальных условиях. В западной литературе имеется достаточно методик и разработок по стратегическому управлению, однако их использование в «чистом виде» затруднено. Во-первых, нет отработанных рыночных отношений, и, во-вторых, условия, в которых могут работать эти методы не сопоставимы с отечественными.
Все это вызывает необходимость осмысления и анализа имеющегося мирового опыта и, по возможности, адаптации или разработки методов с учетом сложившихся в России и, в частности, в станкостроительной промышленности условий.
Прогнозирование с достаточной достоверностью состояния внешней среды, выбор целей и определение стратегий и критериев степени достижения выбранных целей, организация соответствующих внутренних ресурсов и процессов, необходимых для достижения поставленных задач, постоянный контроль и, наконец, выработка при необходимости управляющих воздействий — все эти функции руководства постоянно требуют принятия решений руководящим составом предприятия.
Не случайно, что в соответствии с акционерным законодательством, и западным, и отечественным, функция определения перспективных направлений общества, то есть его стратегии закреплена за советами директоров, как реально высшими органами управления акционерными обществами. И именно от того — выполняют они ее или нет, зависит во многом судьба предприятий.
Качеством стратегических и текущих решений, принимаемых руководителями предприятий, в значительной степени, определяется уровень ее развития, способность своевременно реагировать на изменяющиеся условия во все усложняющемся мире современной деловой деятельности.
Стратегические решения являются и самыми трудными для руководителей. Они налагают на них большую ответственность и обуславливают высокую степень риска при управлении предприятием. В условиях рыночной экономики степень неопределенности (а, следовательно, и риска) намного возрастает за счет воздействия таких факторов, как неопределенность рынка, поведение поставщиков, акционеров и конкурентов. Кроме того, динамическое развитие научно-технического прогресса приводит к еще большему усложнению как самого производственно-сбытового процесса, так и управления им.
В настоящей работе при рассмотрении этой проблемы анализируются труды по стратегическому управлению и его инструментарию таких ученых экономистов, как: Ансофф И., Акофф Р., Кинг У., Клиланд Д., Ламбен Ж. Ж., Питере Т., Уотермен Р., Саати Т., Керне К., Хан Д., Евенко Л. И., Градов А. П., Краюхин Г. А., Лукашевич М. Л., Казанцев А. К., Немчин A.M. и др.
Несмотря на то, что стратегическое управление являлось темой многочисленных исследований, его отдельные этапы требуют более полного и точного определения и описания. Так, например, большинство работ в данной области были ориентированы на решение проблем применительно к условиям центрального управления экономикой.
Актуальность избранной темы исследования определяется появлением в настоящее время уникальной возможности создания системы научных знаний, на основе которых будут разработаны методы управления предприятиями, развитыми и дополненными по сравнению с уже существующими исследованиями, адаптированными к современным условиям хозяйствования.
Цель и задачи исследования
.
Целью настоящего исследования является совершенствование методологических и методических основ и формирование организационно-экономического механизма стратегии управления развитием предприятий с учетом реалий отечественной экономики. Эта цель определила постановку следующих задач: анализ методологических основ формирования стратегии развития предприятия в период реформирования экономики Россииобоснование методологических подходов к формированию стратегии развития предприятия в условиях нестабильной экономикиразработка методики проведения стратегического анализа, обоснование выбора путей реструктуризации предприятийОбъектом исследования являются предприятия станкостроительной промышленности России и их деятельность по формированию стратегии развития.
Предметом исследования является организационно-экономический механизм предприятий, определяющий стратегию его развития.
Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составили труды классиков экономической теории, отечественных и зарубежных исследователей стратегического планирования и управления. В качестве методической базы исследования применены общенаучные методы исследования, в том числе — системный анализ, логическое моделирование, экспертные оценки и т. д. В диссертации использовались законодательные акты Российской Федерации, методические и инструктивные материалы министерств и ведомств, международных организаций, данные Госкомстата РФ. данные, собранные автором на промышленных предприятиях, отечественные и зарубежные публикации в области стратегического планирования и управления.
Научная новизна и практическая значимость результатов исследования.
Проведено комплексное исследование экономических процессов, обеспечивающих успешное функционирование предприятий в условиях реформирования экономики и разработан новый подход к совершенствованию методологических и методических основ формирования стратегий развития предприятия. К числу основных результатов, определяющих научную новизну работы, относятся следующие:
1. На основе исследования кризисных явлений в экономике российских предприятий выявлены причины, отрицательно влияющие на развитие предприятий.
2. Уточнены понятия внешних и внутренних факторов отрицательно влияющих на развитие предприятий и основных условий снижения их платежеспособности.
3. Сформирована концепция нового подхода к совершенствованию методологических и методических основ стратегии выживания предприятия на базе применения теоретической конструкции контура стратегического планирования.
4. Проведено всестороннее исследование методов и показателей анализа финансового состояния предприятия, обосновано проведение этого анализа в качестве первичного этапа разработки стратегии его развития и предложена схема рациональной структуры анализа финансовой устойчивости.
5. Разработана методика выбора реструктуризации предприятия как результат реализации принятой стратегии его развития.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования содержащихся в ней результатов для повышения эффективности управленческой и планово-аналитической деятельности и тем самым — обоснованности стратегических управленческих решений на предприятии любой формы собственности, функционирующих в различных отраслях национальной экономики. Реализация сформулированных в работе рекомендаций позволяет повысить степень адаптируемости предприятия к перманентно меняющимся условиям рынка, что позитивно отражается на результативности его хозяйственной деятельности.
Результаты диссертационного исследования приняты к использованию на предприятиях станкостроительной деятельности, а также используются в учебном процессе при подготовке специалистов экономистов-менеджеров по специальности «экономика и управление на предприятии машиностроения».
Выводы и предложения.
1. В процессе реформирования экономики России определение методов и инструментальных средств по выработке рациональных и практически реализуемых стратегий развития предприятий становится объективной необходимостью.
2. Для исследования методологических и методических основ разработки и реализации развития предприятия наиболее целесообразно применять теоретическую конструкцию контура стратегического планирования, который обосновывает принципиальную возможность согласования отдельных стратегий и соответствия их базовой стратегии.
3. На этапе разработки общей стратегии предприятия возможно планирование нескольких альтернатив, обеспечивающих основные направления развития производства.
4. Выбор стратегии развития предприятия предваряет анализ его состояния по основным направлениям деятельности и, в том числе, по финансам, цели которого увязать с основными задачами стратегического управления. Предложенный метод стратегического анализа позволяет изучить состояние и перспективы развития внешней среды и внутреннего потенциала предприятия.
5. Разработка стратегии развития предприятия обуславливает необходимость пересмотра производственной структуры и структуры управления предприятием.
6. Обоснованы методические положения по выбору стратегических альтернатив развития предприятия, основанные на одновременном построении развития базовой стратегии.
Список литературы
- Закон РФ «О собственности на территории РСФСР» от 14.07.90 г.
- Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности в Российской Федерации» от 25.12.90 г.
- Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 08.01.98 г. № 6-ФЗ.
- Указ Президента РФ «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение» от 19.12.93 г. № 1662.
- Указ Президента РФ «О реформе государственных предприятий» от 22.05.94 г. № 1003.
- Постановление Правительства РФ «О разработке прогноза социально-экономического развития и комплексных мер государственного регулирования экономики Российской федерации на 1994 год» от 15.06.93 г.
- Распоряжение Государственного Комитета РФ по управлению городским имуществом «О некоторых мерах по реализации Постановлений Правительства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)» от 04.03.94 г. № 460.
- План финансового оздоровления /бизнес-план/ (типовая форма). Приложение 1 к Распоряжению Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 05.12.94 № 98-р. М., 1994.
- Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.
- Анализ финансового состояния предприятия. Основные положения методики. СПб.: ИКФ «Альт», 1994.
- Аренков И.А. Теория и методология принятия маркетинговых решений на принципах бенчмаркинга. СПб.: СПбГУЭФ, 1998.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
- Аркин В.И., Сластников А. Д. Равновесная модель перехода от централизованной экономики к конкурентному рынку //Экономика и математические методы. 1994. — Т.ЗО. — № 3. — С. 102−116.
- Архипов В.М. Стратегическое планирование на предприятии. -СПб.: СПбГУЭФ, 1992.
- Банкротство: стратегия и тактика выживания. 4.1. Как избежать банкротства /Под науч. ред. Г. П. Иванова и В. А. Кашина. М.: СПМЛИ, 1993.
- Баренбойм П. Правовые основы банкротства. М.: Белые альвы, 1995.
- Брэддик У. Менеджмент в организации. М., 1997.
- Васильева Н.Э. и др. Несостоятельность (банкротство) предприятия и пути его финансового оздоровления. М.: АО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1996.
- Волгин Н.А. Экономика труда и социально-трудовая сфера: проблемы теории и практики, новые подходы //Известия Академии труда и занятости. 1998. — № 3−4. — С.12−32.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования теория, методология и практика. — М., 1998.
- Градов А.П., Вещунов А. П., Вещунова Н. А. Самостоятельность и управление производственным профилем предприятия. М.: Экономика, 1990. 237 с.
- Гурков И., Аврамова Е. Стратегии выживания промышленных предприятий в новых условиях //Вопросы экономики. 1995. — № 6.
- Евланов Л.Г., Кутузов В. А. Экспертные оценки в управлении. -М.: Экономика, 1978. 133 с.
- Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. М.: Экономика, 1988. — 191 с.
- Завьялов П. Конкурентоспособность в экономической политике зарубежных стран //Маркетинг. 1996. — № 2.
- Завьялов П.С. Конкуренция неотъемлемое свойство рынка //Маркетинг. — 1997. — № 5.
- Зинковская Н.В. Моделирование стратегии развития предприятия в условиях рыночной экономики. М.: Экономика, 1993.
- Ивлев В., Каменнова М., Попова Т. Методологический подход реорганизации деятельности предприятия //Открытые системы. 1996. — № 2. — С.67−69.
- Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. /Науч. ред. и авт. по-слесл. В. А. Приписное. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
- Кибанов А.Я. Управление машиностроительным предприятием на основе функционально-стоимостного анализа. М.: Машиностроение, 1991. 160 с.
- Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Изд-во «Прогресс», 1982.
- Книга делового человека: Справочник /Л.Е. Варданян, А.И. Ка-нащенков, А. В. Носов и др. Под ред. Г. А. Краюхина, Э. С. Минаева. М.: Высшая школа, 1993. — 350 с.
- Ковалев А.П. Диагностика банкротства. М.: Финстатинформ, 1995.
- Ковалев В.В. Финансовый анализ. М., 1997.
- Колобов А.А., Ермаков А. Ю., Омельченко И. Н. Формирование системы стратегического интегрированного управления промышленным предприятием // Изв. вузов. Машиностроение. 1994. — № 4−6.
- Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. — 384 с.
- Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб., 1998.
- Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. — ТЛ, 2
- Лавров С.Н., Злобин С. Ю. основы маркетинга промышленных объектов. М.: Внешторгиздат, 1989. — 215 с.
- Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996. -589 с.
- Лунев Н., Макаревич Л. Бизнес-план для получения инвестиций. Методические рекомендации. М.: Внешсигма, 1995.
- Л юсов А. Н. Модели рыночной экономики //Деньги и кредит. -193.-№ 1,-С. 37−45.
- Никешин С.Н., Немчин A.M. Комплексный подход к стратегии развития потенциала производственных систем в строительстве: Препринт. -СПб.: СПбГИЭА, 1992.
- Новиков И.И., Кружилин Г. Н., Ананьев Е. П. Использование газа в энергетике России //Изв. РАН. Энергетика. 1993. -№ 1.
- Омельченко И.Н., Киреев А. В. основы формирования производственно-финансовой устойчивости предприятия //Изв. вузов. М.: Машиностроение. — 1996. — № 4−6. — С.118−122.
- Организация и методы исследования спроса и рынка сбыта в современных условиях. Научно-аналитический обзор. М.: АН СССР, 1991.
- Петров А.Н., Буренина Т. В., Климов С. М. Базовые модели стратегического планирования //Известия СПбУЭФ. 1998. — № 2 (14).
- Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. -СПб.: СПбГУЭФ, 1993.
- Платова С.Ю. Управление предприятиями в условиях рынка //Вестник Моск. Ун-та. Серия 6. «Экономика». 1992. — № 3. — С. 59−67.
- Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. под ред. и с предисл. В Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. — 896 с.
- Портфель управления финансами /Под ред. Ю. Б. Рубина. М.: 1996.
- Пярнитс Ю.Э., Савенкова Т. И. Стратегия и тактика гибкого управления. М.: Финансы и статистика, 1991. — 192 с.
- Ростовцева Л.И. Как разработать товарную стратегию фирмы. //Вестник МГУ. Экономика. 1995. — № 3.
- Рюли Э. Управление ресурсами как фактор стратегического успеха //Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 6.
- Саати Т., Керне. К. Аналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991. — 224 с.
- Томпсон А.А., Стрикленд А. Д. Стратегический маркетинг. Искусство разработки и реализации стратегии. М., 1998. — С. 12.
- Сборник бизнес-планов: Отечественный и зарубежный опыт: Учебн.-практич. пособие / Под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 1997. — Вып. 1.
- Семенов A.JI., Соколов О. А. Теория и практика стратегического управления крупной капиталистической фирмой. М.: МНИИПУ, 1989.
- Семененко П. Рыночные условия диктуют новую стратегию //Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 4.
- Системный анализ в экономике и организации производства /Под ред. С. А. Валуева, В. Н. Волковой. Л.: Политехника, 1991.
- Статистика рынков товаров и услуг. Учебник /И.К. Беляевский, Г. Д. Кулагина и др.: под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика,. 995. -432 с.
- Степанов М.В. Стратегия хозяйственного поведения корпораций США. М.: Наука, 1990. — 143 с.
- Стратегическое планирование и управление /Под ред А. Н. Петрова. СПб.: СПбГУЭФ, 1997.
- Стратегия экономического управления предприятием: принципы формирования стратегических решений. Уч. пособие /А.П. Градов. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1993.
- Стратегия экономического развития предприятием: производственная система как объект стратегического управления. Уч. пособие /А.П. Градов. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1993.
- Финансы и управление предприятием /Под ред. A.M. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 1995.
- Фаснахт Р. Стратегическое пространство для альтернатив рыночных решений //Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 5.
- Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. — 272 с.
- Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. /Под ред. и с предисл. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1997. — 800 с.
- Argent J. Corporate Collapse. N.Y.: Willey, 1976. — p. 49.
- Ansoff H.I. Corporate Strategy. Penguin Books, Middlesex, 1981. -P. 172−173.
- Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises Cambridge, Mass, MIT Press, 1962. P.S.
- Chand Y.N. Campo-Flores F. Business Policy and Strategy. Text and Cases. Goodyear Pablishing Company. Santa Monica, California, 1980. 686 p.
- Cristensen C.R., Andrews K.R., Bowtr I.L. Business Policy: Text and Cases. Homewood (ill), Irwin, 1960. P. 18.
- Dunst K.H. Portfolio Management. Konzeption fur die strategische Unternehmungsplanung. Walter de Gruyter, 1983.
- Hinterhuder H.H. Strategische Unternehmungsfuhrung. Walter de Gruyter, 1980.
- Pearce J.A., Robinson R.B. Strategy Formulation and Implementation. 2 AutT, Home wood, 1985.
- Portfolio Management von Franz-Fritdrich Neubauer 3., vollig uberar-deitete Auflage, 1989.
- Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategy Planning. N.Y.: The Free Press, 1994. — P. 36.
- Teller R. Operational Managment: Fundametntal Conseps and Methods. N.Y.: Harper and Row, 1978. — P. 47−49.