Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценочно-функциональная модель управления специальным (коррекционным) образовательным учреждением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе аналитически представленной историографии проблемы уточнено понятие «управление качеством специального (коррекционного) образования» — расширены научные представления об оценивании как механизме управления качеством образовательной системы специального (коррекционного) образовательного учреждения, в том числе: выявлены принципы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
    • 1. 1. Оценивание специальной (коррекционной) образовательной системы на уровне образовательного учреждения как педагогическая проблема
    • 1. 2. Организационно-методические условия совершенствования оценивания образовательной системы специального (коррекционного) образовательного учреждения
    • 1. 3. Оценочно-функциональная модель управления образовательной системой С (К)ОУ
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОЦЕНОЧНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫМ (КОРРЕКЦИОННЫМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
    • 2. 1. Программа исследования эффективности деятельности руководителя по управлению специальным (коррекционным) образовательным учреждением
    • 2. 2. Содержание опытно-поисковой работы по управлению специальным (коррекционным) образовательным учреждением
    • 2. 3. Анализ эффективности оценочно-функциональной модели управления образовательной системой С (К)ОУ
  • ВЫВОДЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

Оценочно-функциональная модель управления специальным (коррекционным) образовательным учреждением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. В процессе модернизации системы образования России перед руководителями образовательных учреждений, педагогами, родителями обучающихся (воспитанников) отчетливо обозначилась проблема оценивания качества образования, в том числе и в связи с активно внедряемыми, ориентированными на потребителя механизмами управления качеством специального (коррекционного) образования. Соответствующие задачи поставлены в Концепции общероссийской системы оценки качества образования, Национальной доктрине российского образования на период до 2025 года и других стратегических документах.

На социально-педагогическом уровне актуальность исследования заключается в необходимости разработки модели совместной деятельности участников образовательного процесса по оцениванию образовательных объектов как компонента системы менеджмента качества в специальном (кор-^ < ! рекционном) образовательном учреждении: njw, 1 [ л ' -f —шч, «ifitt > >»,<, </'' ц-у"* 1 ' Исследователями осуществлены попытки описания образовательных объектов, подлежащих оцениваниюопределения признаков этих объектов, а также соответствующих им критериев и измерителей (Ю.К. Бабанский, С. Г. Молчанов, Л. И. Новикова, H.JT. Селиванова, Г. Н. Сериков и др.) — выявлены закономерности управления образовательной системой, в том числе на уровне руководителя образовательного учреждения (Т.М. Давыденко, A.M. Моисеев, М. М. Поташник, Т. Н. Шамова и др.). Предложены подходы к определению понятия «качество образования» и факторов, его определяющих, в том числе соответствующих характеристик управляющей системы (В.А. Болотов, В. И. Зверева, В. И. Звонников, СЕ. Шишов и др.). Разрабатываются такие направления совершенствования оценочных процессов в шко-i", 1 ле, как обеспечение их уровневости и многопозиционности (С.А. Иванов, Э. В. Пискунова, О. Э. Крутова и др.), системное рассмотрение объектов образования при учете приоритетов использования полученной информации (Г.С. Ковалева, В. И. Загвязинский и др.), устранение факторов, снижающих эффективность управленческих решений (Т.С. Кабаченко, И. О. Котлярова, В. Н. Машков и др.), разрабатывается теория педагогических измерений (B.C. Аванесов, В. И. Звонников, С. Г. Молчанов и др.).

Однако на научно-теоретическом уровне актуальным остается исследование способов согласования отношения участников образования к основной образовательной функции в связи с пониманием важности этого механизма для решения проблемы выбора критериев, инструментария и т. д. оценивания качества специальной (коррекционной) образовательной системы на уровне специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Многочисленные публикации свидетельствуют о том, что практические работники формируют методическое знание по разным направлениям совершенствования оценочных процессов в управлении образованием школьников с особыми образовательными потребностями, в том числе соз. дают инструментарии. — Однако эти «разработки — нуждаются в критическом ь.

Ki V п, 1.!1 I) r 't|(.(|, l iFf, V ' i' I '" i (' 1 " ,(' ' и, ('I, 1 ' ' ' I ч w!

1 анализе и апробации.

Актуальность проведенного исследования на научно-методическом уровне связана с отбором содержания и средств трансляции научного знания в образовательную практику, в том числе: с формированием обоснованного алгоритма управления специальным (коррекционным) образовательным учреждением посредством оценивания.

Таким образом, своевременность изучения функции оценивания образовательной системы в деятельности руководителя специального (коррекционного) образовательного учреждения связана с несоответствием между:

— признанием важности управления специальным (коррекционным) образовательным учреждением на основе оценивания и отсутствием научного представления об алгоритме совместной деятельности местного сообщества по отбору качественных характеристик специального (коррекционного) образовательного учреждения, удовлетворяющих образовательные потребности общества и личности, и адекватного этим характеристикам инструментария оценочных процедур;

— востребованностью управленческого содействия участникам образования в совершенствовании осуществляемых ими оценочных процессов и отсутствием в теории управления специальным (коррекционным) образовательным учреждением соответствующего обоснованного алгоритма деятельности руководителя;

— высокими требованиями к качеству управления образовательными процессами и недостаточностью методических материалов, направленных на обеспечение управления качеством специального (коррекционного) образования на основе оценивания в условиях образовательного учреждения.

Актуальность выявленной проблемы определила тему нашего исследования: «Оценочно-функциональная модель управления специальным (коррекционным) образовательным учреждением».

Цель исследования разработать и апробировать оценочно-.1 і I { і - 1 > І I, И «і» > ' I ' «' «Г функциональную модель управления специальным (коррекционным) образовательным учреждением.

Объект исследования — содержание деятельности руководителя по управлению образовательной системой специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Предмет исследования — процесс формирования оценочно-функциональной модели комплексного оценивания результатов, процессов и условий образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Гипотеза исследования — исполнение функций по оцениванию образовательной системы в деятельности руководителя специального (коррекционного) образовательного учреждения будет эффективным, если: -'л'.

1)в организационном аспекте их содержание будет выстроено на основе модели комплексного оценивания результатов, процессов и условий образования;

2) методическими основаниями построения оценочно-функциональной модели управления С (К)ОУ будет выступать: актуализация субъектного ресурса участников образования и их методической готовности включаться в оценочные процедурысоздание методического обеспечения менеджмента качества на основе оценивания управленческих решений и действий.

В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы управления оцениванием образовательной системы в деятельности руководителя специального (коррекционно-го) образовательного учреждения в современных исследованиях.

2. Выявить организационно-методические условия исполнения функций оценивания образовательной системы в деятельности руководителя специального (коррекционного) образовательного учреждения.

I (4 ! и ,'()|3. «Разработать1, оценочно-функциональную модель,-комплексного-оцеу уу-<. '''(У» 1 у <, 'Ьмчу, •м.у 1 > ' и • • (1 нивания результатов, процессов и условий образования, описывающую функции оценивания в деятельности руководителя специального (коррекционного) образовательного учрежденияописать содержание функций руководителя специального (коррекционного) образовательного учреждения по управлению качеством образовательной системы.

4. Опытно-поисковым путем проверить эффективность методического обеспечения исполнения функций оценивания в деятельности руководителя по управлению образовательной системой специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют: I/ >,.

— системный подход как направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов и систем, предполагается раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нём и сведение их в единую теоретическую картину (O.J1. Алексеев, В. Г. Афанасьев, В. В. Коркунов, А. Б. Невелев, В. П. Сергеева, Г. Н. Сериков, В. И. Третьяков и др.);

— субъектный подход (C.JL Рубинштейн, A.B. Брушлинский, Л. Ф. Алексеева, С.А. Белоусова), предполагающий, что за субъектом закрепляется понимание источника активности при акцентировании внимания на понимании человека как «хозяина» своего психического мира, обладающего определенной степенью свободы управления импринцип субъектности состоит в установлении целостности, сфокусированности внутри человека;

— теория управления образованием, рассматривающая различные аспекты управления качеством образования, оценки качества образования, совокупности его показателей и расставляющая приоритеты в определении его критериев (В.И. Андреев, Г. С. Ковалева, H.A. Селезнева, Г. Н. Сериков, А. И. Субетто и др.) — ', 7- теоретико-методологические исследования в области оценивания со t 1 1 I t ' [ «I ' 1 v ' 1 ' i'1 /1 i'1 1 I/ '» 1 >

Iii.'/ i' 1 7''/': ¦, ' .^i'-v' ', 4 '/> r ! [' «i,|.j (| «>.!¦ ,''!.: i, -, 1 '' ''Ч,^.'— 1'' V. «¦,< .'. ', '.V/1 ' ' (1'11, «11 ' стояния, изменений и тенденций развития образовательных объектов, базирующиеся на теории педагогических измерений (А.Е. Бахмутский, С. Г. Молчанов, А. И. Севрук, H.JI. Худякова, A.A. Чумаков.), и основах педагогической квалиметрии (СИ. Архангельский, М. И. Граб, В. П. Мизинцев, В.И. Ого-релков, а также Дж. Гласе, Дж. Стенли).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:

— теоретические: методологический анализретроспективная систематизация на основе обобщения данных психологических и педагогических исследованийизучение нормативной документациисинтез, сравнение, классификация, прогнозирование, абстрагирование, моделирование;

— эмпирические: изучение и обобщение эффективного опыта управления образованиемизучение инструментального обеспечения оценивания образовательных объектовсистематизация продуктов управленческой и педагогической деятельностинаблюдения, опрос, экспертная оценка, формирующий эксперимент;

— методы математической статистики данныхнепараметрический Т-критерий Вилкоксона, позволяющий сопоставить данные, полученные в двух группах различных условий на одной выборке испытуемых при отсутствии нормального распределения.

Основной базой опытно-поисковой работы стало муниципальное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение школа-интернат № 11 г. Челябинска. В опытно-поисковой работе приняли участие 455 школьников, 30 педагогов, 734 родителя обучающихся (воспитанников). В эксперимент были включены (для компаративного исследования) на отдельных его этапах аналогичные образовательные учреждения. I.

Исследование проведено в три этапа:

На первом этапе (2002;2004 годы) — констатирующем — осуществлен &bdquo-)и > ¿-м'-' л I —и 1 >> 1 н (Ч «Ч,.^'*» ч^.'чЛ-^ «> («, ^ л 'Л > V ' г' < анализ состояния проблемы’путем изучения доступных научных и литера- ' турных источников, практической деятельности руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений г. Челябинска с помощью наблюдения, анкетирования, опроса, анализа документации субъектов управленческой деятельности. Осуществлена постановка и обоснование проблемы, цели, рабочей гипотезы, задач исследованияобеспечены необходимые материальные, кадровые, нормативные условия.

Второй этап (2005;2011 годы) — опытно-поисковый: теоретическое обоснование основных идей исследования, разработка деятельности руководителя, поэтапная реализация заложенных в гипотезе идей, отслеживание процесса, корректировка испытываемой модели управленческой деятельно, сти. Основные методы исследования — обобщение, дедукция, индукция, моделирование, эксперимент, экспертное оценивание.

Третий этап (2011;2012 годы) — заключительно-оценочный. Проведены контрольные замеры, обработаны полученные результаты, осуществлен их всесторонний анализ, обобщение, сформулированы выводы, произведено оформление и описание хода и результатов опытно-поисковой работы. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: — дана характеристика организационно-методических условий, обеспечивающих совершенствование качества специального (коррекционного) образования, а именно: разработка и обоснование модели комплексного оценивания образовательной системы школыактуализация субъектного ресурса участников образования и повышение методической готовности занятых специалистов участвовать в оценивании качества образованияформирование методических материалов, обеспечивающих управление специальным (коррекционным) образовательным учреждением на основе оценивания его образовательной системы;

— на основе выявленных условий разработана оценочно-функциональреждением, в которой содержание деятельности руководителя включает диагностическую, прогностическую, оценочную, развивающую, корректирующую, обучающую, мотивирующую, информационную функции.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе аналитически представленной историографии проблемы уточнено понятие «управление качеством специального (коррекционного) образования" — расширены научные представления об оценивании как механизме управления качеством образовательной системы специального (коррекционного) образовательного учреждения, в том числе: выявлены принципы построения в образовательном учреждении многопозиционной комплексной оценки качества образования, а также функции руководителя специального (коррекционного) образовательного учреждения как участника совместной деятельности, иерархически организованного типа, по совершенствованию оценивания в менеджменте качестваосуществлена верификация исследуемой оценочно-функциональной модели управления специальным (коррекционным) образовательным учреждениемполучены данные о ее влиянии на состояние управляющей и управляемой систем. Результаты исследования могут способствовать дальнейшей разработке научно-методического обеспечения многопозиционного управления образовательными процессами.

Практическая значимость исследования заключается в следующих его результатах:

— функциональная модель деятельности руководителя является основой совершенствования качества образования, а ее методическое обеспечениеосновой совершенствования методической базы системы управления на уровне специального (коррекционного) образовательного учреждения;

— разработанный организационно-управленческий алгоритм формироI вания методической и квалитативной компетентности педагогических работников специального (коррекционного) образовательного учреждения имеет.

1 ') значение.для.развития?системы внутриорганизационного повышения квали '' - «'г, ''1.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью подходов к изучению проблемывыбором комплекса взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов исследованияпроведением опытно-поисковой работы в течение восьми лет в условиях реального образовательного процессасистематически проводимыми диагностическими срезами с помощью корректно подобранных методовсочетанием качественного и количественного анализа данных с применением методов математической статистики, личным участием автора в реализации оценочно-функциональной модели управления специальным (коррекционным) образовательным учреждением.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством:

— участия автора в работе международных научно-практических конференций «Наука и современность» (Новосибирск, 2010) — «Цивилизациякультура — образование: из прошлого в будущее» (Екатеринбург, 2009) — «Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы» (Челябинск, 2009) — «Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации» (Челябинск, 2008;2009) — Всероссийских научно-практических конференций «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2008) — «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2002, 2009;2012) — региональной научно-практической конференции «Организация и содержание повышения квалификации педагогических работников в областной образовательной системе» (Челябинск, 2000);

— публикаций результатов исследований в научных журналах и сборниках (Челябинск, 1999;2012; Волгоград, 2009; Казань, 2009; Москва, лябинского государственного педагогического университета, кафедры специального (коррекционного) образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Доказываем, что организационным условием формирования функции оценивания образовательной системы в деятельности руководителя специального (коррекционного) образовательного учреждения является разрабо танная модель комплексного оценивания образовательной системы, предполагающая установление субъектами образования соответствия свойств образовательной системы основной образовательной функции, содержание кото, і. > і і, І- 1 ' «рой определяется государством, обществом и личностью. Предметом оценивания выступают образовательные результаты, процессы и условия.

Инструментарий оценивания основывается на оценочных технологиях, обеспечивающих возможность самостоятельного выстраивания участниками образования путей решения выявляемых проблем через серию альтернатив. Руководитель как участник совместной деятельности иерархически организованного типа по управлению качеством образования обеспечивает согласование действий субъектов образовательной системы по отношению к основной функции образования.

2. Обосновывается, что методическими условиями формирования функции оценивания образовательной системы в деятельности руководителя специального (коррекционного) образовательного учреждения являются: актуализация субъектного ресурса участников образования, позволяющая вовлечь педагогов, узких специалистов, родителей обучающихся в решение проблем оценивания качества образования, и повышение методической готовности занятых специалистов участвовать в процедурах оценивания качества образованияформирование методических материалов, обеспечивающих.

-'I ' ' ' - Л',, 1 I 11 !, * 'V ' '"" ч, «ч «I '1 VI (, Ди управление качеством специального (коррекционного) образования на основе его оценивания.

3. Утверждается, что оценочно-функциональная модель управления специальным (коррекционным) образовательным учреждением включает исполнение руководителем диагностической, корректирующей, обучающей, оценочной, мотивирующей, развивающей, информационной, прогностической функций.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (203 наименования), приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками, отражающими основные положения и результаты исследования.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Опытно-поисковая работа проводилась на базе специального (кор-рекционного) образовательного учреждения № 11 г. Челябинска с 2002 по 2012 годы, не нарушая естественного хода образовательного процесса. Основной ее целью была проверка условий преднамеренных изменений в организации оценивания образовательной системы, последующая оценка достигнутых положительных сдвигов в качестве образовательных услуг.

2. Опытно-поисковая работа проводилась в три этапа: констатирующий, опытно-поисковый и заключительно-обобщающий. Результаты констатирующего этапа показали невысокий уровень по результативной, процессной и системной составляющим системы менеджмента качества: низкий уровень результатов по всем параметрам СМК, за исключением трёх параметров (со значениями второго уровня): доступность образовательных услуг, гибкость системы управления, механизмы сбора и анализа информации об отсроченных результатах деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения.

3. На опытно-поисковом этапе были сформированы и реализованы представления о восьми функциях руководителя специального (коррекционного) образовательного учреждения по управлению совершенствованием оценивания образовательной системы всеми участниками образования, в т. ч.: диагностическая, прогностическая, оценочная, развивающая, корректирующая, обучающая, мотивирующая, информационная функции по управлению обеспечением, проектированием и реализацией контрольно-оценочных про-.

1 ???' I «' ' ', 'V «11/1' 'Л<!> 'Ч'К» 1 1 У /'И'!*1,!','',?>/(1V1 ' '(I >' >' '('/'.'.

I ' («I || I1 | | 1 1|/ л I' < ч т I, | <1 I, / - м' |, г I > 11 I и 1 Л |11 ^ I < У» 'Ч I ' I 1 (л, '" л цессов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. В теI чение опытно-поисковой работы проведено пять контрольных замеров, которыми зафиксирована устойчивая положительная динамика по всем составляющим менеджмента качества в учреждении.

4. На заключительно-обобщающем этапе опытно-поисковой работы объективность и достоверность полученных результатов была подтверждена с помощью методов математической статистики. Результаты математической обработки с помощью непараметрического Т-критерия Вилкоксона свидетельствуют об интенсивности позитивных сдвигов по всем параметрам в течение опытно-поисковой работы. Сумма нетипичных сдвигов («отрицательных» и «нулевых») по всем срезам меньше критического значения при р < 0,01. Это означает достоверное преобладание типичного сдвига в полученных данных, что подтвердило правильность выдвинутой гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе осуществления изменений системы образования России перед работниками образования, а также политиками, государственными деятелями, работодателями, родителями обучающихся и воспитанников отчетливо обозначилась проблема оценивания качества образования, в том числе в связи с активно внедряемыми ориентированными на потребителя методами и механизмами управления качеством образования. Анализ научной литературы и управленческой практики по решению проблемы показал её недостаточную разработанность. Актуальность исследования заключается в поиске оснований для комплексной оценки образовательной системы на уровне С (К)ОУ, в формировании научных представлений о методическом оснащении оценочных процедур, в исследовании содержания деятельности первого руководителя специального (коррекционного) образовательного учреждения по совершенствованию оценочных процессов, в выявлении методов его воздействия на управ^емую ¡-систему^ ния и средств трансляции научного знания в образовательную практику. Исследуемая модель управления совершенствованием оценочных процессов является важнейшим элементом внедряемой в систему образования системы менеджмента качества.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективные изменения в состоянии управляемой и управляющей систем школы будут достигнуты, если для совершенствования оценивания качества образования будет актуализирован субъектный ресурс участников образования, обеспечена их 1 методическая готовность включаться в оценочные процедуры, а также сформирован пакет управленческих, методических материалов, направленных на обеспечение менеджмента качества на основе оценивания. Создание данных педагогических условий будет обеспечено разработанным на основе системного, субъектного подходов составом функций руководителя по управлению обеспечением, проектированием и реализацией оценочных процессов.

Выбор в качестве базовых подходов системного, субъектного подхода в управлении образовательной организацией, теории измерения в образовании обусловлен спецификой нашего исследования. Системный подход предполагает раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нём и сведение их в единую теоретическую картину. В субъектном подходе за субъектом закрепляется понимание источника активности при акцентировании внимания на понимании человека как хозяина своего психического мира, обладающего определенной степенью свободы управления им. Теория измерения в образовании обогащает исследование концептуально-методологическими исследованиями, рассматривающими различные аспекты оценивания качества образования, выделяющие совокупности показателей и расставляющие приоритеты в определении его критериев, подкритериев, инструментария.

V п • 1″ I ' < ' Н у (((I' 1 <'' «» I' «N' «/, Ц1 1.

1,1 На основе перечисленных методологических основании при построении функциональной модели деятельности руководителя сформулированы принципы оценивания образовательных процессов: оценивание качества образовательной системы образовательного учреждения должно быть комплексной процедурой, которая совмещает различные способы сбора персонифицированных и неперсонифицированных данныхобъектами оценивания являются результативная, процессуальная и системная составляющие образовательной системысистема оценивания качества встроена в образовательный процесс на основе диагностограммык оцениванию подключаются учащиеся и родители обучающихсяпосредством соответствующих оценочных технологий, предполагающих возможность самостоятельного выстраивания путей решения через серию альтернативкомбинирование внешних и внутренних процедур оценивания обеспечивает многопозиционный анализ образовательной системы.

Выявили управленческие механизмы совершенствования оценивания образовательной системы школы. В качестве этих механизмов нами рассматриваются: актуализация субъектного потенциала участников образования на основе реализации технологии ресурсного управления персоналомповышение методической готовности занятых специалистов участвовать в процедурах оценивания качества образованияформирование пакета управленческих, методических, дидактических материалов, обеспечивающих управление качеством специального (коррекционного) образовательного учреждения на основе его оценивания.

Модель деятельности руководителя, обеспечивающая реализацию заявленных управленческих механизмов, включает следующий состав функций:

— диагностическая функция предполагает организацию диагностики имеющихся условий обеспечения оценочных процедур в образовательной системевыявление запросов на методическую продукцию для оценочных процессоввыявление возможности и готовности разрабатывать необходи им ,< || Ь'1 /" иШи «(('1, п * у I (> ?1' мые 1 материалывыявление форм V1 взаимодеиствия, участников, совместной деятельности, их способности к целеообразованию и соорганизации смысловсбор и анализ информации об организационной и исполнительской деятельности в учреждениианализ эффективности использования научно-методических материаловотслеживание соответствия планируемых структурных изменений выбранной образовательной стратегии;

— корректирующая функция предполагает определение состава временных творческих групп по разработке модели оценивания качества образования, обеспечение разработчиков необходимыми основными источниками проектирования системы оценивания качества образования в учреждении, в т. ч. информационными, временными, организационными ресурсами;

— обучающая функция состоит в создании условий для повышения проекI тировочной и квалиметрической компетентности педагоговв уточнении с участниками проектных работ теоретико-методических основ проектирования научно-методического обеспечения контрольно-оценочных процессовв обучении участников опытно-поисковой деятельности навыкам конструктивного взаимодействия, администраторов — техникам модерации;

— оценочная функция предполагает оценку эффективности принимаемых решенийрезультатов деятельности временной экспертной группы по организационному проектированиюрезультативности проводимых изменений;

— мотивирующая функция состоит в привлечении участников совместной деятельности к проектированию технических заданий с учетом наилучших стандартов обеспечения деятельностив первоочередном оснащении рабочих мест работников, участвующих в управлении качеством на основе оценки предоставляемых образовательных услугв своевременной и точной постановке целей проектирования (в поиске и отработке способов сочетания нормативных оценок с другими способами оценивания) — в поиске форм и способов привлечения учащихся и их родителей к разработке принципов и критериев оцениванияв разработке систем качественного оценивания,.

Т’Нь^ УМ/' ^ I'1'1'< ' м1 м)^ IV .{м 'М', V голЛи^'1!'- м!,-,-^/ с /р н м1 V, в поиске способов их сочетания с другими системамиво введении в образо- <- > • вательный процесс методик, направленных на развитие рефлексивных умений и в разработке на их основе системы самооценивания учащихсяв отборе мер побуждения участников образования к использованию принятых решенийв учете результативности деятельности в гибкой стимулирующей части оплаты труда и др.;

— развивающая функция нацелена на перевод форм взаимодействия участников образования от совместно-распределенной к совместно-последовательной и совместной формам взаимодействияна постоянную работу посредством управленческого консультирования со смыслами каждого участника совместной деятельности (их оформление и переоформление), на.

11 сближение общих и единичных смыслов и т. п.- у/ ' [ *.

— информационная функция означает поставку в систему сведений об источниках информации, о специальных средствах оценивания деятельности по апробации возможных вариантов решений поставленной управленческой задачи, о проектировочных механизмах достижения цели, об особенностях субъектов процессов управления образованием на всех уровняхо реагируе-мости естественных образовательных систем на те или иные воздействия в связи с научно-методическим совершенствованием контрольно-оценочных процессов в учреждениио взаимоотношениях между некими субъектами управляемой системыоб опыте применения психологических сведений в других образовательных учреждениях и т. п.;

— прогностическая функция включает в себя: разработку программы поэтапного изменения организационной структуры школы-интерната в соответствии с представлениями о качестве образовательных услуг и наличной ситуациейвыбор инструментов реструктуризации управления, соответствующих особенностям состояния учрежденияразработку плана-графика последующих мероприятий по реструктуризации управленияуправление мак.

Для получения объективной информации об эффектах вносимых руководителем преднамеренных изменений была сформирована система менеджмента качества специального (коррекционного) образовательного учреждения на ступени начального образования. В СМК включены параметры и уровневые показатели по трем составляющим образования: результативной, процессуальной и системной.

Результаты констатирующего этапа показали невысокий уровень по результативной, процессуальной и системной составляющим системы менеджмента качества: низкий уровень результатов по всем параметрам СМК, за исключением трёх параметров (со значениями второго уровня) — доступность образовательных услуг, гибкость системы управления, механизмы сбора и анализа информации об отсроченных результатах деятельности образовательного учреждения. Несмотря на зафиксированную на констатирующем этапе тенденцию роста показателей в течение года, недостаточные темпы прироста свидетельствовали о необходимости преднамеренных изменений в организацию системы оценивания специального (коррекционного) образовательного учреждения на ступени начального образования.

В течение опытно-поисковой работы проведено пять контрольных замеров, которыми зафиксирована устойчивая положительная динамика по всем составляющим менеджмента качества в учреждении. Результаты мат-статистической обработки с помощью Т-критерия Вилкоксона свидетельствуют об интенсивности позитивных сдвигов по всем параметрам в течение опытно-поисковой работы. Сумма нетипичных сдвигов («отрицательных» и «нулевых») по всем срезам меньше критического значения при < 0,01, что означает достоверное преобладание типичного сдвига в полученных данных.

Проведенное исследование подтвердило правильность гипотезы и позволило сформировать следующие выводы:

1. Теоретическое изучение проблемы исследования позволило устаноо, ••.''•Л,. V — л, 1 М'" Упа"" ,!','*!-> вить, что управление качеством специального (коррекционного) образования согласование действий субъектов образовательной системы по отношению к основной функции образования, содержание которой определяется государством, обществом и личностью. Руководитель как участник совместной деятельности иерархически организованного типа по управлению качеством образования обеспечивает согласование действий субъектов образовательной системы по отношению к основной функции образования.

2. Организационным условием деятельности руководителя по совершенствованию в С (К)ОУ оценочных процессов является модель комплексного оценивания специального (коррекционного) образовательного учреждения. Модель нацелена на установление соответствия процессов, результатов и условий деятельности субъектов образования ее (деятельности) основной образовательной функции. Инструментарий оценивания основывается на технологиях, предполагающих самостоятельное выстраивание участниками образования путей решения выявляемых проблем через серию альтернатив. Методические условия совершенствования оценивания качества образования включают: актуализацию субъектного ресурса участников образования и повышение методической готовности занятых специалистов участвовать в оценивании качества образованияформирование методических материалов, обеспечивающих управление качеством образования на основе его оценивания.

3. На основе выявленных организационно-методических условий оценивания образовательной системы разработана оценочно-функциональная модель управления специальным коррекционным образовательным учреждением. С позиции системного, субъектного подходов, теории педагогических измерений содержанием ролевой позиции руководителя является исполнение им диагностической, прогностической, корректирующей, оценочной, развивающей, обучающей, мотивирующей, информационной функции по управлению обеспечением, проектированием и реализацией оценивания.

4. Эффективность намеченного содержания функций руководителя.

— Ч'/туч/^ЛТ- ' ' * ! * ' «> ' ' '-и «а» ^ I 1 П й, < Хм.' ,.

С (К)()У по совершенствованию оценивания образовательной системы’дока- / зана опытно-поисковым путем. Зафиксирован рост функциональной грамотности обучающихся и их ключевых компетенцийулучшилось обеспечение безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения, доступности образовательных услуг. Достигнуто повышение компетентности персонала и качества учебно-методической обеспеченности образовательного процесса. Улучшено качество управления образовательной системой, оптимизированы затраты на обеспечение образования и др. Повысился уровень удовлетворенности выпускников, родителей.

Перспективы исследования проблемы связаны с развитием научных представлений о качественных характеристиках специального (коррекцион-ного) образования, а также с необходимостью корректировки инструментария оценивания результативной, процессуальной, системной составляющих образовательной системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. В., Абанкина И. В., Баландина О. В., Сигалов С. В. Развитие сети образовательных учреждений: учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. М.: ACADEMIA АПК и ППРО. -2007.-128 с.
  2. Е. А. Технология деятельности заместителя директора школы по управлению образовательным процессом в начальных классах // Завуч начальной школы. 2001. — № 3. — С. 545.
  3. В. А., Челышева И. А., Сучкова Т. Л. Мониторинговые исследования одно из основных направлений в работе администрации школы // Завуч начальной школы. — 2001. — № 5. — С. 104−107.
  4. Л. Г. Совершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой рефлексии: дисс.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1999.-201 с. i 1i I i 1 / 11) ' «
  5. С. В. Комплексный мониторинг качества обучения народному художественному творчеству в системе ДОД // Дополнительное образование. 2007. — № 3. — С. 16−22.
  6. C.B. Педагогический мониторинг в УДОД как управленческая проблема // Дополнительное образование. 2007. — № 2. — С. 13−17.
  7. В. И., Оскарсон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалистов: науч.-метод. сборник. 2002.-С. 176.
  8. В. И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара „Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы“. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — С. 25−30.
  9. Ю. В. Повышение педагогической эффективности управления региональной системой начального профессионального образования : ав-тореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2004. — 22 с.
  10. А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. -Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. 176 с.
  11. А. С., Нестеров В. В. Педагогическая компетентность : учеб, пособие. Екатеринбург: Центр „Учебная книга“, 2003. — 188 с.
  12. Е. Н. Педагогический совет как форма управления качеством образования // Справочник заместителя директора школы. 2008. -№ 7. -С. 5−14.
  13. С. А. Психология субъектно-образующего менеджмента: методологические и теоретические основания исследования: монография. -Челябинск: ИИУМЦ „Образование“, 2008. 282 с.
  14. Н. А. Назревшие проблемы регуляции двигательных актов // Хрестоматия по курсу „Введение в психологию“ / ред.-сост. Е. Е. Со
  15. Г. М. Диагностика компетентностей учащихся // Справочник классного руководителя. 2009. — № 1. — С. 44−54.
  16. И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1987. — № 8. -С. 39−53.
  17. В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
  18. В. А. Становление общероссийской системы оценки качества образования // Справочник заместителя директора школы. 2007. -№ 9.-С. 18−23.
  19. Е. Н. Воззрения на профессиональные компетенции современного учителя в различных странах мира // Высшее образование сегодня. 2009. — № 1. — С. 42—44.
  20. И. П. Здоровьесберегающие технологии в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2006. — № 5. -С. 64−73.
  21. В. Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. М.: СИН-ТЕГ-ГЕО, 1997.- 188 с.
  22. Е. В., Кудрявцев Ю. А., Сырых В. М. Кодекс Российской Федерации об образовании стратегический путь совершенствования образовательного законодательства в Российской Федерации // Право и образование. — 2001.-№ 4. — С. 34−47.
  23. . Г. Критерии оценки деятельности и личности учителя // Завуч. 2001. — № 2. — С. 83−87.
  24. .Г. Критерии оценки деятельности педагогического коллектива // Завуч. 2001. — № 2. — С. 88−89.
  25. Е. И. Мониторинг качества образования // http://festival. lseptember.ru.iii ' i
  26. А. А. Формирование системы оплаты труда и стимулирования работников образовательного учреждения: разъяснения к Модельной методике // Справочник руководителя образовательного учреждения. -2009.-№ 5.-С. 24−42.
  27. Ю. В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога. М., 1998. — 179 с.
  28. Н. О., Назаров В. JI. Мониторинг и саморазвитие школьного управления // Директор школы. 1999. — № 6. — С. 15−19.
  29. А.Д. и др. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста: методическое пособие / под науч. ред. JI. М. Шипициной. СПб.: Речь, 2008. — 48 с.
  30. С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  31. С. Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников : автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 2007. — 52 с.
  32. В. И. Управление проектами в России. М.: Алане, 1995.-225 с.
  33. К. А., Петров Ю. Н. Педагогический менеджмент. М.: Педагогика, 1991.-268 с.
  34. Н. Л. Содержание и технологии мониторинга уровня профессиональной компетентности учителя // Справочник заместителя директора школы. 2008. — № 12.-С. 18−28.
  35. В. Б. Распределение стимулирующей части фонда оплаты: критерий качества труда // Народное образование. 2009. — № 4. — С. 31−37.
  36. А. 3. Разработка управленческих решений: учеб. пособие. -2005−56 с. 1 1, '
  37. . С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы // Магистр. 1991. — С. 17−24.
  38. . С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998.-607 с.
  39. Л. А. Технология формирования ключевых навыков в Британской профшколе // Специальное профессиональное образование. -2002.-№ 12.-С. 390.
  40. Т. В. Критерии и оценки качества образования // Директор школы.-2006.-№ 5.-С. 51−55.
  41. Р. В. Профессиональное самоопределение школьников в системе „Дополнительное образование лицей — вуз“ // Дополнительное образование и воспитание. — 2007. — № 12. — С. 24−29.
  42. В. А. Стандарты высшего профессионального образования компетентностного формата: вопросы структуры и содержания // Высшее образование сегодня. 2008. № 9. — С. 18−22.
  43. H. Н., Герасименко Е. В. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 3. — С. 38—42.
  44. . М. Чему следует учить (Jean-Marie Domenach. Ce qu' il faut enseigner). Paris: Seuil, 1989. — 190 c.
  45. С. A. Реализация национального проекта „Образование“ в Республике Марий Эл // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2006. — № 10. — С. 7−16.1.' ,
  46. А. Как измеряются эффективность и „продуктивность“ // Директор школы. 1999. — № 8. — С. 10−15.
  47. В. И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования. Режим доступа: http://www.pspu.ru /scimodelmat (дата обращения: 14.10.11).
  48. Г. Н., Рябов А. Е. В „зеркале“ учительских оценок: методика измерения степени удовлетворенности педагогов своим трудом // Директор школы. 2001. — № 9. — С. 26−30.
  49. Закон РФ „Об образовании“.
  50. А. Н. Организационная психология. М.: Флинта, 2000. — 648 с.
  51. В. И. Педагогические измерения в управлении качеством обучения : автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 2007. — 39 с.
  52. И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование в России. — 2003. — № 5. — С. 34−42.
  53. И. А. Проблемы качества образования // Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель). М. — Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — Кн. 2.
  54. Э. Ф., Глуханюк Н. С. Аттестация руководителей: теория и практика. Екатеринбург: Изд-тво Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. — 84 с.
  55. Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: Изд-тво Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. — 126 с.
  56. Д. А. Управление качеством образовательного процесса. -М.: Сентябрь, 2007. 208 с.
  57. С. А., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Крутова О. Э. Мониторинг и статистика в образовании: учеб.-метод. комплект для подготовкитьюторов. М.: АПК и ППРО, 2007. — 128 с., < м (.1, ,
  58. Л. Ф. Между идеальным и реальным. На какие ценностиориентируется учитель // Директор школы. 1998. — № 1. — С. 17−26.
  59. А. Компаративизм и педагогические исследования // Перспективы: вопросы образования. 1991. — № 1. — С. 93−101.
  60. М. Д. Методика формирования профессиональной компетентности будущих специалистов как актуальная теоретическая и практическая задача современных исследований // Высшее образование сегодня. -2008.-№ 7.-С. 28−30.
  61. С. П. Профессиональный имидж педагога и культура его общения // Дополнительное образование и воспитание. 2008. — № 9. -С. 3−10.
  62. Т. С. Психология управления: учеб, пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 384 с.
  63. А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М.: Изд-во „Институт психологии РАН“, 2004. — 504 с.
  64. Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. — 238 с.
  65. Е. В. Анкетирование родителей // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. — № 1. — С. 74−82.
  66. Н. В., Буйлова Л. Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование. -2004.-№ 12.-С. 19−21.
  67. Г. С. Оценка качества образования // Школьные технологии. 2006. — № 5. — С. 150−154.
  68. Н. К. Дидактические условия обучения руководителей школ формированию организационных структур внутришкольного управления: дисс. канд. пед. наук. -М., 2003. 186 с.
  69. М. Н. Документальное сопровождение воспитательной деяIтельности школы // Справочник классного руководителя. 2008. — № 2. -С. 23−28.
  70. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой. СПб., 2004.
  71. Ю. А. Концепция проблемно-функционального внутришкольного управления // Управление школой: проблемы, опыт, перспективы. Екатеринбург, 1992. — С, 24−38.
  72. Л. П., Песяк Е. Ф., Черепанова И. А., Андрианова И. А. Методическое обеспечение образовательного процесса // Дополнительное образование. 2006. — № 2. — 21 с.
  73. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  74. И. О. Теоретические основы лично ориентированного повышения профессионально-педагогической квалификации работников образования: дисс.. докт. пед. наук. Челябинск, 1999. — 341 с.
  75. Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: учеб, пособие. М.: УРАОЛ, 2002. — 125 с.
  76. Е. П., Чернышова М. П. Параметры и критерии оценки дополнительных образовательных программ в УДОД // Дополнительное образование и воспитание. 2008. — № 12. — С. 9−14.
  77. В. В. Методология педагогического исследования : по-соб. для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994. — 165 с.
  78. В. В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа // Гуманизация образования. 1994. -№ 1. — С. 54−58.
  79. Ю. Д. Архитектоника организационного поведения: учеб. пособ. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 334 с. 1.' (1 I1 'г I 82. Круглова О. С. Технология проектного обучения // Завуч. 1999. -№ 6. — С. 90−94.
  80. Т. Ф., Белоусова Г. В. Структура концепции воспитания школы русской культуры МОУ СОШ № 2 г. Пикалево // Завуч. 2002. -№ 1. — С. 37−66.
  81. Э. Р. Диагностика семейного воспитания // Справочник классного руководителя. 2009. — № 3. — С. 24−27.
  82. . А. Теория и практика управления процессом модернизации системы образования в сельском социуме: дис.. докт. пед. наук. М., 2002. — 366 с.
  83. Н. Г. Проектная деятельность учащихся // Справочник заместителя директора школы. 2008. — № 8. — С. 47−58.
  84. . В. Мониторинг деятельности классного руководителя // Справочник классного руководителя. 2007. — № 12. — С. 50−59.
  85. С.Н. Концепция развития школы // Завуч: управление современной школой. 2006. — № 4. — С. 4−39.
  86. В. Концепция „минимальной компетенции“ // Перспективы: вопросы образования. 1988. — № 1. — 32 с.
  87. В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 1991.-221 с.
  88. Н. В. Теоретические основы личностно ориентированного образования в начальной школе: дисс.. докт. пед. наук. Челябинск, 2000.-436 с.
  89. И. Я., Скаткин М. Н. Дидактика современной школы. М.: Просвещение, 1975. — 472 с.
  90. В. М. Самоанализ успешности педагогов и учащихся // Завуч. 1999. -№ 5. — С. 109−126.
  91. Э. В. Квалиметрический подход к определению качества управления образовательным учреждениям // Педагогика. 2004. -№ 10.-С. 427. ' ¦ ц
  92. А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. — № 1. — С. 8.
  93. А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
  94. А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-420 с.
  95. Методические рекомендации в помощь изучающему управленческую деятельность руководителя образовательного учреждения // Завуч.2001.-№ 8.-С. 93−99.
  96. Л. М. Зарубежные эмпирические теории дополнительного образования взрослых // Педагогика. 2003. — № 5. — С. 67−84.
  97. Модель профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования // Завуч. 2001. — № 4. — С. 113−136.
  98. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. Режим доступа: http://www.standart.edu.ru (дата обращения: 07.09.10).
  99. А. М., Моисеева О. М. Заместитель директора школы по научной работе. М., 1996. — 189 с.
  100. С. Г., Яковлева Г. В. Инструментальное обеспечение оценивания методической компетентности педагогов инновационных ДОУ : сб. метод, рек. и инструм. для рук. дошк. образов, учреждений. Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2005. — 60 с.
  101. С. Г., Симонян Р. Я. Предпрофильное и профильное образование (терминологический словарь): учеб. пособие. Челябинск: ИД-ППО, 2005.-44 с.
  102. С. Г. Профессиональная компетентность в системах аттестации, управления, повышения квалификации и профессиональной деятельности. Челябинск: ИДПОПР, 2001. — 24 с.
  103. С. Г. Теоретические основания создания инструментального обеспечения оценивания профессионально-педагогической компетентности. Режим доступа: http://www.kpmo-sakha.ru (дата обращения: 05.07.09.)
  104. С. Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1998.-255 с.
  105. С. Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников сферы образования. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2007.-340 с.
  106. Е. Н. Как оценить результативность школьного образования // Народное образование. 2009. — № 1. — С. 158−162.
  107. Е.Б. Система внутришкольного контроля образовательного учреждения // Справочник заместителя директора школы. 2008.8.-С. 21−46.ii *, 1, ' 1, , ' '
  108. Т. Г. Проектирование эксперимента в образовательныхсистемах. М.: АПКиПРО, 2002. — 112 с.
  109. Н. В. Кадровая школа молодого педагога „Восхождение“ // Дополнительное образование и воспитание. 2008. — № 7. — С. 24 -26.
  110. Нововведения в муниципальном управлении образованием: пособие для руководителей и сотрудников муниципальных органов управления образованием / под ред. Н. Д. Малахова. М.: Новая школа, 1997. — 96 с.
  111. О. С. Динамика изменения профессиональной рефлексивности педагогов в ходе развивающего тренинга // Высшее образование в России. 2008. — № 12.-С. 59−61.
  112. Т. В. Особенности мониторинга самоопределения личности обучающегося // Дополнительное образование. 2004. — № 2. -С. 49−50.
  113. М. В., Шершнева В. А. Междисциплинарная интеграция в условиях компетентностного подхода // Высшее образование сегодня. -2008.-№ 9.-С. 23−25.
  114. Н. Н. Основы диагностики качества гуманитарной подготовленности студентов технических специальностей : автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 2006. — 47 с.
  115. Е. И. Компетентность образования: социальный аспект. -СПб.: Изд-во РАО ИОВ, 1995. 256 с.
  116. Образовательное учреждение в условиях введения подушевого финансирования и отраслевой оплаты труда: учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов / под ред. М. М. Мусарского. М.: АПК и ППРО, 2007. — 64 с.
  117. Определение и согласование потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Режим доступа: http://www.standart. edu.ru (дата обращения: 15.03.12).1.I *
  118. Основы инспектирования школ Англии // Директор школы. -1999. № 5. — Приложение.
  119. Т. Диагностика эффективности // Директор школы. -1998.-№ 3.-С. 17−21.
  120. В. П., Салова И. Г. Аналитический отчет школы // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2003. — № 5. — С. 6−16.
  121. JI. Г., Головнева Н. JI. Подготовка к школе. СПб.: Дельта, 1998.-208 с.
  122. С. Н. Маркетинговый мониторинг системы образования : дисс.. канд. социол. наук: 22.00.01. Москва, 1998. — 165 с.
  123. JI. М., Решетников Н. Н., Шимутина Е. Н. Организация труда руководителя образовательного учреждения: учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. М.: АПК и ППРО, 2007. -64 с.
  124. Программа воспитания в начальной школе. Режим дрступа: http://www.standart.edu.ru (дата обращения: 13.03.09).
  125. Н. В. Преемственность между начальным и основным общим образованием // Завуч. 2000. — № 4. — С. 5−6.
  126. Н. А. Памятки к планированию работы школы // Завуч. -2002.-№ 1.-С. 91−94.
  127. И. К. Оценка заболеваемости учащихся // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. — № 2. — С. 77−82.
  128. С. А. Программно-целевой принцип в теории и практике управления областной образовательной системой : дисс.. докт. пед. наук. -Челябинск, 1999.-315 с.
  129. Н. В. Самодиагностика качества управления как средств развития профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения : дисс.. канд. пед. наук. Самара, 2003. — 230 с.
  130. В. Н. Тесты по математике : 1 класс: к учебнику М. И.1.» 1
  131. Моро и др. «Математика. 1 класс: в 2 ч.». М.: Изд-во «Экзамен», 2007. -126 с.
  132. Н. Индекс уверенности, или статические методы оценки готовности коллектива к преобразованиям // Директор школы. 2001. -№ 3. — С. 33−38.
  133. Г. П. Инновационный подход к формированию коммуникативной компетентности старших школьников : автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киров, 2006. — 19 с.
  134. Т., Воутилайнен Э., Поренне П. и др.. Управление по результатам / пер. с финск. — общ. ред. и предисл. Я. А. Лейманна. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. — 320 с.
  135. Сборник нормативных документов. Начальная школа / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 63 с.
  136. Т. А. Формирование профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации): дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 2009. — 188 с.
  137. В. Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. — № 4. — С. 38−41.
  138. Н. А. Технология тестов учебной деятельности как средства оценивания результатов обучения : автореф. дисс.. докт. пед. наук.-Киров, 2006.-41 с.
  139. Г. И. Мониторинг деятельности учреждения дополнительного образования по социальной адаптации личности // Дополнительное образование. 2005. — № 5. — С. 6−12.
  140. Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация: монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. — 664 с.
  141. Г. Н. Основание педагогических исследований. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. — 238 с.
  142. Система внутришкольного контроля: Перечень вопросов, требующих контроля со стороны директора школы // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2006. — № 9. — С. 23−25.
  143. Г. И. Рекомендации по внутришкольному управлению качеством образования // Справочник заместителя директора школы. -2009. № 2. — С. 4−20.
  144. Г. И. Рекомендации по внутришкольному управлению качеством образования // Справочник заместителя директора школы. -2009.-№ 3.-С. 9−29.
  145. В. А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. -1991. -№ 10.-С. 79−84.
  146. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160 с.
  147. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А Мижериков — под общ. ред. П, И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
  148. И. А. Логопедический альбом для обследования лекси-ко-грамматического строя и связной речи: наглядно-методическое пособие. -СПб. — М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС — ИД Карапуз — ТЦ Сфера, 2006. 52 с.
  149. Е. Э., Курлов В. Ф. Социологические исследования в школе: темы и способы проведения // Директор школы. 1998. — № 5. -С. 13−19.
  150. Т. А. Основы квалитативной технологии формирования и диагностики структуры знаний обучаемых : автореф. дисс,. докт. пед. наук. Ижевск, 2006. — 63 с.
  151. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS / SC / Sec. (96) 43. Берн, 1996. С. 109−110.
  152. Стандарт общего образования: концепция государственных стандартов общего образования. Режим доступа: http://www.standart.edu.ru (дата обращения: 26.05.11).
  153. Е. Н. Создание системы воспитания: формы, методы и приемы // Директор школы. 2000. — № 2. — С. 19−26.
  154. С. В. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы в школе // Справочник заместителя директора школы. 2009. — № 3. — С. 304.
  155. Е. Э. Самооценка школ // Народное образование. -2008.-№ 10.-С. 168−173.
  156. М. И., Воронова, Б. 3. Гигиенические требования к организации летнего отдыха детей в загородных оздоровительных учреждениях
  157. Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. — № 4. -С. 67−74.
  158. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.-95 с.
  159. Структура управления образовательным учреждением // Завуч.2002. -№ 3. С. 5−7.
  160. И. В. Психология профессиональной субъектности офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации : дисс.. докт. психол. наук. М., 2007. — 420 с.
  161. О. Н. Анкетирование при выработке стратегии развитияIшколы // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. -№ 4.-С. 31−38.
  162. Г. Ч. Как управлять качеством образования в условиях образовательной школы? // Стандарты и мониторинг в образовании.2003.-№ 3.-С. 43−53. < ' 1. , ' ' '
  163. Теоретические основы обеспечения качества образования. Режим доступа: http://www.mgopu.ru (дата обращения: 16.02.10).
  164. Н. Н. Технология формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников: пособие по самообразованию для специалистов начального общего образования. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. — 84 с.
  165. Т. С. Технология как способ развития качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. — № 3 — С. 3−8.
  166. Е. А. Мониторинг деятельности классного руководителя // Справочник классного руководителя. 2009. — № 2. — С. 67−74.
  167. Т. Ю., Ипатова О. Н. Региональная модель аттестации педагогических работников // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. — № 3. — С. 40−49.
  168. П. И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. М.: ООО «Изд-во Скрип-торий 2003», 2006. — 568 с.
  169. JI. В. Теоретические основы развития и становления личности младшего школьника в образовательном процессе : дисс.. докт. пед. наук. Челябинск, 2000. — 337 с.
  170. Т. Н. Оценка персонала образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. — № 2. -С. 44−51.
  171. И. Б. Особенности работы психолога с администрацией образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. — № 2. — С. 59−67.
  172. Управление качеством / под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, 1999.-200 с.
  173. Управление качеством образования / под ред. М. М. Поташника. -1 М.: Педагог, общество России, 2000. 440 с.
  174. Управление персоналом: учебник / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Ерёмена. М.: АРКТИ, 1999. — 354 с.
  175. Управление школой: теоретические основы и методы: учеб. пособие / под ред. В. С. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. -336 с.
  176. Е. В. Стандарты профессиональной деятельности как основа формирования профессиональной компетентности социальных работников // Высшее образование в России. 2008. — № 10 — С. 36−38.
  177. Л. Современный директор : профессиональные ценности и стереотипы // Директор школы. 1999. — № 5. — С. 20−27.
  178. А. И. Социальная характеристика школы // Завуч. -2000. № 2. — С. 52−82.
  179. H. Системная оценка качества педагогического труда // Народное образование. 2009. — № 4. — С. 192−198.
  180. Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.: АРКТИ, 2000. — 56 с.
  181. Н. П., Малахова М. Я., Баднина Н. А. Подготовка и проведение конкурса «Мастерство и творчество» в МГДД(Ю)Т // Дополнительное образование. 2006. — № 12. — С. 10−15.
  182. В., Хорош JI. Лаборатория нерешенных проблем // Директор школы. 2000. — № 6. — С. 33−40.
  183. Т. Д. Гигиенические требования к условиям обучения в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. -№ 2. — С. 68−76.
  184. Л. И. Система проведения педагогических советов в школе комплексе № 16 // Завуч. — 1999. — № 7. — С. 3−21.
  185. Н. Л. Онтологическое основание возникновения и развития ценностного мира человека : автореф. дисс.. докт. философ, наук. -Омск, 2004. 40 с.
  186. А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос». — Режим доступа: www.eidos.ru (дата обращения: 01.28.07).
  187. А. В. Ключевые компетенции как компонент личност-но ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -2003.-№ 2.-С. 58−64.
  188. С. В., Кирсанов И. Н. Технология составления портфо-лио педагога // Справочник заместителя директора школы. 2009. — № 4. -С. 83−88.
  189. И. Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. — № 4. — С. 3−10.
  190. А. А. Методика конструирования тестов профессиональных достижений с использованием Интернет-технологий : автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 2006. — 81 с.
  191. В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. -№ 8.-С. 26−31.
  192. Т. И., Давыденко Т. Н. Деятельность учителей по формированию системы качеств знаний учащихся как объекта внутреннего управления.-М., 1999.-79 с.
  193. С. Е., Кальней В. А. Школа : мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 320 с.
  194. Г. А., Агаркова Е. И., Солопова Н. К. Аттестация педагогических кадров как ключевая процедура оценивания профессиональной деятельности // Справочник заместителя директора школы. 2009. — № 1. -С. 5−20., i 1 •, а ' < ' •, | <
  195. В. М. Критерии оценки имиджа директора школы // Завуч: управление современной школой. 2008. — № 6. — С. 134−139.
  196. В. А. Моделирование и философия. М. — JI.: Наука, 1966.-30 с.
  197. Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами : учеб. пособ. для студ. учеб. заведений / под ред. Т. И. Шамовой. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 384 с.
  198. В. В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности // Высшее образование в России. 2008. — № 10. — С. 39−41.
  199. Т. Ю. Школьный центр здоровья и развития учащихся // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2006. — № 9. -С. 31−36.
  200. С. Т. Карта интеллектуально-творческого потенциала личности // Дополнительное образование. 2004. — № 6. — С. 24−27.
Заполнить форму текущей работой