Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие механизма управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При решении задачи выявления конкурентных преимуществ и недостатков организаций автор предлагает ориентировать деятельность на «лучшие» показатели сравниваемых организаций, что обеспечивает соответствие принципу имманентности механизма управления конкурентоспособностью организации. Данное понимание основывается на том, что, по сути, ни размеры предприятия, ни число сотрудников, ни величина… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли
    • 1. 1. Оптовая организация в системе рыночных отношений как объект экономических исследований
    • 1. 2. Понятие конкурентоспособности оптовой организации
    • 1. 3. Направления развития механизма управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли в условиях инновационного развития
  • Глава 2. Методические аспекты развития механизма управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли
    • 2. 1. Систематизация подходов к оценке конкурентоспособности организаций оптовой торговли
    • 2. 2. Совершенствование методического инструментария механизма управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли
    • 2. 3. Система факторов и показателей конкурентоспособности организаций оптовой торговли как информационная составляющая механизма
  • Глава 3. Реализация механизма управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли
    • 3. 1. Модель реализации бизнес-процессов по повышению конкурентоспособности организаций оптовой торговли
    • 3. 2. Реализация методического инструментария механизма управления конкурентоспособностью организации оптовой торговли
    • 3. 3. Управленческие рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности организации оптовой торговли

Развитие механизма управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В послании Федеральному Собранию в 2010 г. Президент Российской Федерации отметил, что перед Россией стоит задача повышения стандартов жизни населения до качественно нового уровня и утверждения статуса государства как современной мировой державы. Для реализации данной цели глава страны предложил ряд приоритетных направлений экономического развития.

Одним из катализаторов положительных преобразований во всей экономике, как это отмечено в стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010;2015 гг., может стать качественное развитие данной отрасли.

Важнейшее место в сфере торговли занимает оптовое звено. Его значимость определяется многообразием выполняемых ею функций посредника в воспроизводственном процессе. Кроме того, оно занимает наибольшую долю в структуре оборота торговли.

На современном этапе оптовая торговля находится на стадии роста, что обуславливает усиление конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами. В связи с этим проблема повышения уровня конкурентоспособности оптовых организаций выдвигается на первый план, а её решение требует наличия эффективного механизма управления бизнес-процессами.

Новейшие теоретические разработки в экономической, математической, информационной областях знаний создают возможность развития механизма управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов исследуемой сферы деятельности на основе переосмысления понятийного аппарата, методологической составляющей, методики выявления причин существующих недостатков, показателей оценки. При этом ключевую роль играет качество принятия управленческих решений, влияющих на результаты хозяйственно-финансовой деятельности и финансовую устойчивость.

Указанное выше определяет потребность в развитии механизма управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли, что характеризует актуальность настоящего исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопросы сущности и направлений развития оптовой торговли отражены в работах таких экономистов, как Г. Д. Антонов, Е. П. Бел отелов, Е. А. Голиков, Е. В. Голубин, В. М. Даненбург, В. В. Дыбская, Г. А. Николаева, Д. Л. Щур и др. Однако в них практически не затрагиваются проблемы управления конкурентоспособностью.

Исследованием и совершенствованием теоретических и практических вопросов конкурентоспособности коммерческих организаций занимались зарубежные исследователи: И. Ансофф, А. М. Бранденбургер, Ф. Вирсема, Ф. Котлер, Ж. Ж. Ламбен, Б. Дж. Нейлбафф, М. Портер, К. Прахалад, Д. Сондерс, А. Дж. Стрикленд, А. А. Томпсон, М. Трейси, Г. Хамел и др. Однако рассматриваемый методический инструментарий не адаптирован к российской специфике экономических отношений между хозяйствующими субъектами.

Значительный вклад в исследование теории конкурентоспособности организации внесли отечественные ученые: С. Б. Авдашева, Г. Л. Азоев, 3. А. Васильева, Е. П. Голубков, А. П. Панкрухин, Ю. Б. Рубин, Р. А. Фатхутдинов, С. С. Фирсенко, А. Н. Чаплина, А. Ю. Юданов, Л. В. Юшкова и др. Однако появление новых разработок в экономике, управлении, математике диктует необходимость постоянного дополнения теоретических и методических вопросов, связанных с изучаемой областью.

Данные аспекты определили цель диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Цель данного исследования заключается в развитии механизма управления конкурентоспособностью оптовых организаций на основе совершенствования содержания его элементов, ориентированных на инновационное развитие и социальную направленность.

Цель предопределила необходимость постановки и дальнейшего решения следующих задач:

1. Исследовать содержание понятия «конкурентоспособность организации оптовой торговли» в рамках современного видения развития механизма управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли.

2. Выявить направления развития механизма управления конкурентоспособностью с учетом специфики деятельности организаций оптовой торговли и современных требований к принятию управленческих решений.

3. Проанализировать существующие методы оценки конкурентоспособности организаций оптовой торговли и предложить методический инструментарий, основанный на инновационных теоретико-прикладных разработках и технологиях.

4. Исследовать факторы конкурентоспособности организаций оптовой торговли и на этой основе дополнить систему показателей, позволяющих определить внутренние резервы повышения конкурентоспособности организаций оптовой торговли.

5. Выявить возможности наиболее эффективной реализации механизма управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли.

Объект исследования — организации оптовой торговли Красноярского края.

Предмет исследования — организационно-экономические отношения, формирующиеся в процессе управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли.

Область исследования — 1.6.123 «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг», 1.6.109 «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).

Методологическую базу достижения цели и решения задач исследования составили такие подходы, как логический, а именно: методологические принципы диалектической и формальной логикисистемный, предполагающий рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между нимипроцессный, который рассматривает функции управления как взаимосвязанныестоимостной, предполагающий направление всех бизнес-процессов на максимизацию результативности деятельностиэксклюзивный, который проявляется в использовании объектом исследования своего конкурентного преимущества. В работе применялись такие общепринятые приемы исследования, как дедукция, индукция, анализ, синтез, статистические и аналитические методы: группировка, относительные величины структуры, динамики, интенсивности, приемы изучения обратной факторной связи и др.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых в области конкурентоспособности организаций оптовой торговли.

Информационная база исследования представлена законодательными и нормативными актами, статистическими данными Федеральной службы государственной статистики РФ, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, материалами деятельности организаций оптовой торговли, результатами анкетирования руководителей организаций оптовой торговли и профессорско-преподавательского состава ФГБОУ «Красноярский государственный торгово-экономический институт».

Научные результаты, выносимые на защиту: — уточнено понятие «конкурентоспособность организации оптовой торговли» путем замены термина «потребность» на «существующий и формирующийся спрос» как наиболее адекватно отвечающий современным тенденциям в управлении. Дополнено содержание исследуемого понятия за счёт включения в него как количественного (доля рынка), так и качественного (эффективность хозяйственно-финансовой деятельности) индикаторов проявления конкурентоспособности организаций оптовой торговли, а также направлений повышения конкурентоспособности в виде сохранения и приумножения специфических конкурентных преимуществ;

— адаптирован механизм управления конкурентоспособностью организаций к специфике деятельности оптовой торговли на основе интеграции процессного и стоимостного подходов и дополнения принципов его формирования (аллоцентризм, имманентность, социальная ориентация, инновационность) с учетом современных требований;

— сформирован методический инструментарий оценки конкурентоспособности организаций оптовой торговли, включающий: методику анализа среды функционирования с учётом разработанного алгоритма установления её входных и выходных параметров, позволяющую выявить места среди конкурентовбенчмаркинг как инструмент, создающий предпосылки для выявления внутренних резервов повышения уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов исследуемой сферы деятельности;

— систематизированы факторы конкурентоспособности организации оптовой торговли по функциональному признаку, обусловливающие специфику деятельности, что позволило объединить показатели их оценки по следующим группам: взаимоотношения с поставщиками и покупателями, организационно-управленческая, маркетинговая, кадровая, хозяйственная, финансоваярасширен перечень показателей включением в каждую из групп критериев оценки качества управления бизнес-процессамиразработана модель реализации бизнес-процессов по повышению конкурентоспособности организаций оптовой торговли, включающая этапы организационно-управленческих действий, направления и способы сохранения имеющихся и создания новых конкурентных преимуществ, схему распределения и координации полномочий управления.

Научная новизна результатов диссертационного исследования определяется следующим:

— понятие «конкурентоспособность организации оптовой торговли» учитывает современную тенденцию перехода от управления функционированием к управлению развитием, предполагающую формирование нового спроса и новых рынков сбыта на основе внедрения инновационных технологий. Расширение содержания исследуемого понятия в части добавления индикаторов проявления конкурентоспособности организаций оптовой торговли и направлений её повышения способствует развитию методологической основы механизма управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов исследуемой сферы деятельности;

— механизм управления конкурентоспособностью организации оптовой торговли рассматривает хозяйствующий субъект как взаимосвязанную совокупность специфических бизнес-процессов, направленных на повышение стоимости хозяйствующего субъекта за счёт интенсификации использования ресурсного потенциала в результате повышения качества управления, ориентированного на инновационное развитие и социальную направленность;

— методика анализа среды функционирования, в отличие от существующих способов, позволяет на начальном этапе исследования уровня конкурентоспособности оптовых организаций создать ориентиры для сравнения и повысить объективность расчетов за счёт отказа от применения экономических весов и стандартов при формировании интегрального показателя оценки, а также использовать бенчмаркинг, который обусловливает возможность повышения точности сравнительной оценки, не прибегая к применению среднеотраслевых или нормативных значений показателей;

— система показателей конкурентоспособности организации оптовой торговли сформирована с учётом специфических факторов, отражающих внутреннюю и внешнюю среду функционирования хозяйствующего субъекта, и позволяет учесть условия, результаты и качество его деятельности, что обеспечивает возможность выявления направлений по повышению конкурентоспособности;

— модель реализации бизнес-процессов по повышению конкурентоспособности организаций оптовой торговли отличается упорядочением последовательности принимаемых управленческих решений в соответствии с возможностью их осуществления в долгосрочной и краткосрочной перспективе и позволяет эффективно распределить полномочия между менеджментом высшего и среднего звена и аналитическим центром ответственности.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии механизма управления конкурентоспособностью оптовых организаций на основе совершенствования содержания его основных элементов, ориентированных на инновационное развитие и социальную направленность: цель, подходы, концепция, задачи, принципы и инструменты.

Практическая значимость результатов заключается в возможности их использования при управлении бизнес-процессами, направленными на повышение конкурентоспособности организаций оптовой торговли, а также в дальнейших научных разработках в контексте исследуемого вопроса.

Апробация результатов исследования. Предложенный механизм прошел апробацию в ООО «Склад-С» (справка № 53 от 08.04.11), ООО «Техноавиа» (справка № 89 от 10.02.2011 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом 4,2 п.л. (авт. — 2,15 пл.), в том числе 3 статьи общим объемом 1,6 п.л. (авт. — 0,95 п.л.) в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК.

Результаты научного исследования докладывались на следующих научных конференциях: XXXVIII международная научно-практическая конференция «Татуровские чтения» (г. Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 2829 июня 2010 г.), международная научная конференция аспирантов и докторантов «Актуальные проблемы современной науки и пути их решения» (г. Красноярск, 25 ноября 2010 г.), II межрегиональная научная конференция аспирантов и докторантов с международным участием «Актуальные проблемы современной науки и пути их решения» (г. Красноярск, 2009 г.), межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов (на ин. языках) «Conditions of Modem Russian Economy» (г. Красноярск, 23 апреля 2009 г.).

Объем и структура работы определяются логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 169 источников, 24 приложения- 0 содержит 125 страниц текста, 18 таблиц и 23 рисунка.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель, основные задачи, положения, выносимые на защиту, научная новизна, практическая значимость, предмет, объект и методы исследования.

В первой главе «Теоретические основы управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли» выявлено место организаций оптовой торговли в системе рыночных отношений, значимость данного сектора экономики на современном этапе развития страны, обобщены и систематизированы специфические черты и функции предприятий исследуемой отрасли сферы услугпроанализированы существующие в экономической литературе трактовки в отношении понятия «конкурентоспособность организации», дано его уточненное определениепредложены направления развития механизма управления конкурентоспособностью оптовых организаций, включающие подходы, принципы, задачи и инструменты исходя их поставленной в работе цели.

Во второй главе «Методические аспекты развития механизма управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли» систематизированы известные подходы к оценке конкурентоспособности коммерческой организации, методы их реализации, обобщены их положительные и отрицательные сторонына основе нивелирования недостатков существующих методик и инновационных разработок определен и раскрыт методический инструментарий повышения уровня конкурентоспособности оптовых организацийсформирована информационная база выявления конкурентных преимуществ и недостатков, включающая систему показателей для проведения сравнительного анализа деятельности оптовых организаций.

В третьей главе «Реализация механизма управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли» сформирована модель реализации организационно-управленческих процессовопределены этапы их осуществленияпредложен субъект координации бизнес-процессов в рамках управления конкурентоспособностьюв ходе апробации авторской методики оценки конкурентоспособности оптовых организаций выявлены конкурентные преимущества и недостатки исследуемой организациипредложены конкретные рекомендации по сохранению и созданию преимуществприведены результаты практической реализации организационно-управленческих мероприятий управления конкурентоспособностью анализируемых оптовых организацийрассчитан экономический эффект, доказывающий жизнеспособность предлагаемых разработок.

В заключении сформированы основные результаты и преимущества научного исследования.

1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли.

Заключение

.

Логика диссертационного исследования была выстроена в соответствии с поставленными задачами.

На начальном этапе исследования на основе статистического материала была охарактеризована тенденция развития оптовой торговли. В частности, было установлено, что оптовая торговля в России в настоящее время находится на стадии роста, что подтверждают цепные темпы изменения оптового оборота за 2000;2010 гг.

Было отмечено, что Красноярский край имеет ряд особенностей, которые обуславливают выбор данного региона для исследования: в отличие от общероссийской структуры ВВП в крае торговля разделяет 3−5 места в доле валового регионального продукта, что указывает на имеющиеся резервы расширения масштабов как торговли в целом, так и оптовой сферы в отдельностигеографическое положение Красноярского края обуславливает территориальную удаленность многих населенных пунктов от центраналичие северных территорий Красноярского края вызывает необходимость «северного завоза» продовольственных и непродовольственных товаров и продукции в данные районы.

В работе была выделена роль оптовой торговли в воспроизводственном процессе, которая определяется реализацией большого числа функций исследуемой сферы услуг. Специфические черты оптовых хозяйствующих субъектов определили направления развития механизма управления ими в соответствии с требованиями инновационной экономики.

На следующем этапе исследования были проанализированы существующие в экономической литературе трактовки в отношении понятия «конкурентоспособность оптовой организации». На базе логического подхода и дезавуирования позиций в отношении содержания изучаемого понятия было сформировано определение конкурентоспособности оптовой организации. Автор характеризует её как сравнительную способность к увеличению доли конкретного оптового рынка на основе удовлетворения существующего и формирующегося спроса заинтересованных субъектов и к повышению эффективности хозяйствования путем сохранения имеющихся, а также создания новых конкурентных преимуществ, характерных для данной сферы услуг. В отличие от ранее известных, уточненное и расширенное понятие конкурентоспособности оптовой организации, во-первых, учитывает современную тенденцию перехода от управления функционированием к управлению развитием, предполагающую формирование нового спроса и новых рынков сбыта на основе внедрения инновационных технологий. В связи с указанным выше термин «потребность», встречающийся практически во всех трактовках изучаемого понятия, заменен на термин «существующий и формирующийся спрос». Во-вторых, ориентирован на индикаторы проявления как количественного (доля рынка), так и качественного (эффективность хозяйствования) характера. В-третьих, включает основные направления повышения уровня конкурентоспособности оптовых организаций (сохранение имеющихся, а также создание новых конкурентных преимуществ). Уточнение и расширение содержания исследуемого понятия способствует развитию методологической основы механизма управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов исследуемой сферы деятельности.

Для наиболее эффективного решения задачи повышения конкурентоспособности оптовых организаций автор предложил направления его развития, включая: цель, подходы, задачи, принципы и инструменты.

Целью механизма управления конкурентоспособностью оптовых организаций, по мнению автора, является выявление внутренних резервов организации для сохранения имеющихся, а также создания новых конкурентных преимуществ. *.

В основу развития механизма управления конкурентоспособностью оптовых организации предложено заложить процессный и стоимостной подходы, предполагающие, что эффективное управление специфическими.

116 для оптовой торговли бизнес-процессами должно, в конечном итоге, повышать стоимость оптовой организации.

Адаптация механизма управления конкурентоспособностью к современным требованиям проявилась и в дополнении принципов его реализации, такими как: имманентность, аллоцентризм, инновационность и соконкуренция.

Принцип имманентности предполагает, что конкурентоспособность хозяйствующего субъекта может быть объективно оценена только при сравнении с аналогичными субъектами соответствующего рынка по определенным параметрам.

Введение

данного принципа позволяет совершенствовать методический инструментарий формируемого механизма управления.

Организация управления в соответствии с принципом аллоцентризма позволяет повысить целевую направленность реакций менеджмента оптовой организации в ответ на действия конкурентов.

Инновационность предполагает необходимость соответствия концепции формирования механизма управления требованиям и направлениям современного экономического развития.

Принцип соконкуренции, предполагающий необходимость повышения конкурентоспособности не только конкретной оптовой организации, но и рынка целом, ориентирует механизм на социальный эффект, т. к. сотрудничество между хозяйствующими субъектами, организованное в форме, не препятствующей конкуренции, позволяет сэкономить ресурсы и улучшить качество обслуживания. Принцип соконкуренции может быть реализован путем взаимодействия конкурентов в тех направлениях, в которых их интересы совпадают: разработка единого этического кодекса, создание отраслевой" ассоциации, лоббирование интересов в органах власти, противодействие организациям, продающих товары-субституты, создание единых стандартов обслуживания потребителей и т. д. С целью реализации указанного выше принципа автор предложил создать некоммерческие.

117 объединения (ассоциации) оптовых организаций. Обеспечивая принцип социальной ориентации, преобразования в каждой оптовой организации могут стать эффективным катализатором увеличения конкурентоспособности региона.

Обосновав авторские принципы управления конкурентоспособностью оптовых организаций, автор выделил основные этапы реализации механизма управления и задачи, решаемые в рамках каждого из них: выбор рынка, определение его основных участниковоценка емкости рынка, оценка конкурентоспособности оптовой организациивыявление конкурентных преимуществ и недостатковразработка и реализация управленческих решений, направленных на сохранение имеющихся и создание новых конкурентных преимуществ.

С целью совершенствования методического инструментария механизма управления конкурентоспособностью оптовых организация автор изучил существующие походы к оценке ее уровня и конкретные методики в рамках каждого из них. Выявленные в процессе анализа положительные и отрицательные стороны послужили ориентиром для создания альтернативной методики, построенной на использовании современных достижений в области математики и информационных технологий.

В рамках развития механизма управления конкурентоспособностью оптовых организаций была предложена интеграция двух методик: анализа среды функционирования («Data envelopment analysis») и бенчмаркинга. Первая методика позволяет эффективно решать задачу ранжирования конкурентов и определения на этой основе места исследуемой организации на соответствующем рынке. Вторая — помогает выявить конкурентные преимущества и недостатки объекта исследования путем сравнения с параметрами деятельности ближайших конкурентов.

Предлагаемая автором методика анализа среды функционирования.

АФС) в условиях существования большого количества конкурентов позволяет определять места ближайших конкурентов с минимальными.

118 трудовыми и временными затратами за счёт устранения необходимости построения строгой аналитической функции и применения каких-либо экономических весов и стандартов при поиске интегрального показателя. При адаптации АФС к специфике деятельности оптовых организаций автор разработал алгоритм входных и выходных параметров. Для реализации АФС был использован программный продукт «Frontier analyst» как наиболее полно учитывающий ее возможности.

При решении задачи выявления конкурентных преимуществ и недостатков организаций автор предлагает ориентировать деятельность на «лучшие» показатели сравниваемых организаций, что обеспечивает соответствие принципу имманентности механизма управления конкурентоспособностью организации. Данное понимание основывается на том, что, по сути, ни размеры предприятия, ни число сотрудников, ни величина прибыли, ни скорость оборота капитала, ни производительность труда и пр. не могут быть признаками конкурентоспособности участников рынка. Они могут рассматриваться в контексте конкурентоспособности лишь в процессе сопоставлений и соизмерений аналогичных параметров деятельности конкурентов. Данное понимание конкурентоспособности организаций оптовой торговли вызвало потребность в примени к новой области знания такого инструмента как бенчмаркинг.

Очевидными достоинствами данного инструмента, используемого в рамках авторской методики оценки конкурентоспособности оптовых организаций, являются: отсутствие потребности расчета среднеотраслевых или нормативных значений показателейположительное психологическое воздействие на работников организации и увеличивает мотивацию, так как использование чужого опыта представляет собой самый надежный способ внедрения изменений, поскольку зачастую не требуется изобретения нового, а лишь требует применение уже достигнутого.

Эффективность реализации механизма управления конкурентоспособностью оптовых организаций во многом определяется качеством информационной базы, поскольку в случае ее недостаточности оценка не будет полной, а значит, многие аспекты могут быть упущены. В случае искаженности информации оценка исследуемого понятия также будет неадекватной.

Под информационной базой управления конкурентоспособностью оптовых организаций автор понимает систему показателей для проведения сравнительного анализа и принятия на его основе управленческих решений по сохранению имеющихся и созданию новых конкурентных преимуществ.

Формирование информационной базы осуществлялось с учетом специфических для оптовой торговли факторов внешнего и внутреннего воздействия, при этом особое внимание было уделено последним. Несмотря на всю важность внешних факторов общего воздействия, было признано, что в контексте изучения конкурентоспособности организации данные «правила игры» одинаковы для каждого хозяйствующего субъекта, функционирующего на конкретном оптовом рынке.

Для оценки факторов конкурентоспособности оптовых организаций автор, в первую очередь, использовал результативные показатели хозяйственно-финансовой деятельности, которые давно нашли свое практическое применение и методика расчета которых общеизвестна рентабельность активов, производительность труда и пр.). Дополнительно было предложено ввести в систему показатели для оценки ряда характеристик качества управления, ранее не входящих в поле зрения специалистов, например такие, как: рациональность стратегического управления, репутация на рынке, рациональность инновационной политики и ряд других. Отсутствие данной группы показателей в работах по изучаемой тематике объясняется сложностью подбора формализованных критериев их измерения. Однако, учитывая, что результаты хозяйственно-финансовой деятельности и финансового состояния зависят от качества управления, и,.

120 тем самым, обуславливают необходимость формирования подобного рода показателей и их использования в информационной системе управления конкурентоспособностью, автор разработал методику формирования числовых значений показателей для оценки качества управления. В частности, была предложена пятибалльная шкала оценки наиболее важных аспектов организационно-управленческих процессов по обеспечению конкурентоспособности оптовых организаций. Простота использования данной методики связана с тем, что содержание показателей предварительно сформулировано автором настоящего исследования и субъектам проведения анализа необходимо только соотнести его с действительностью. Общее число показателей, предлагаемых в работе для исследования возможностей повышения конкурентоспособности оптовых организаций, составило 34, из которых половина, т. е. 17, предназначены для оценки качества управления бизнес-процессами для достижения поставленной цели. Сформированная в работе система показателей позволяет проанализировать оптовые организации по 102 аспектам деятельности. В случае, когда необходимо ускорить процесс оценки конкурентоспособности за счет минимизации временных затрат, может быть использован консолидированный авторский вариант информационной базы, включающий 9 показателей, в т. ч. 4 -рассчитываемых по пятибалльной шкале.

Очевидными достоинствами предложенной системы показателей конкурентоспособности оптовых организаций являются:

— наличие возможности выявления значительно большего числа преимуществ и недостатков по сравнению с другими;

— способность указывать возможные пути повышения конкурентоспособности организации;

— использование в любой сфере оптовой торговли.

Эффективность реализации механизма управления во многом зависит от должной организации управленческих решений по достижению поставленной цели. В связи с этим автором разработана модель,.

121 предполагающая осуществление бизнес-процессов по повышению конкурентоспособности оптовых организаций в рамках 5-ти этапов, охватывающих наиболее важные аспекты функционирования хозяйствующего субъекта на оптовом рынке и позволяющих с максимальной эффективностью получить достоверную картину положения организации в отрасли, а также перспектив его развития.

1 этап. Определение достоверности каждого показателя, используемого для сравнения с конкурентами.

2 этап. Систематизация данных о реальных преимуществах и недостатках.

3 этап. Определение качества собственных преимуществ и глубины имеющихся недостатков путем их деления на тяжело и легко копирующиеся и копируемые соответственно.

4 этап. Разработка конкретных мероприятий по каждому направлению повышения конкурентоспособности организации.

5 этап. Реализация процессов по сохранению имеющихся и созданию новых конкурентных преимуществ.

Особое внимание было уделено характеристике направлений реализации бизнес-процессов на пятом этапе управленческих действий.

Автором было отмечено, что созданию конкурентных преимуществ способствует формирование абсолютно новых преимуществ, не характерных для участников конкретного рынка, и копирование опыта конкурентов с учетом специфики своей деятельности. Для рационального распределения ресурсов организации в процессе копирования конкурентных преимуществ целесообразно разделить их на тяжело и легко копируемые.

Основываясь на теории А. М. Бранденбургера и Б. Дж. Нейлбаффа, автор пришел к заключению, что созданию новых конкурентных преимуществ в оптовых организациях могут способствовать:

1. Изменение числа контрагентов (поставщиков и покупателей).

2. Изменение взаимоотношений с контрагентами и конкурентами за счет:

— введения новшеств в операционную деятельность для усиления желания покупателя продолжить отношения с оптовой организацией;

— совершенствования договорной работы с покупателями (установление штрафов за возникновение просроченной кредиторской задолженности и пр.);

— изменения тактики взаимодействия с целью изменения представления конкурентов об игре. Например, для обеспечения паритета цен организациям приходится прибегать к тактическим ходам, чтобы конкурент также поднял цены, так как борьба за низкие цены может ухудшить финансовые результаты обоих предприятий.

3. Изменение объемов деятельности за счет расширения ассортимента или его сужения до узкоспециализированного.

Сохранение конкурентных преимуществ подразумевает их усиление по сравнению с соперниками на конкретном рынке. Данный процесс является непрерывным, так как угроза утраты преимуществ в условиях жесточайшей конкурентной борьбы является достаточно серьезной. Представляется возможным и целесообразным выделить 2 направления сохранения преимуществ, расположив их по степени сложности реализации:

1. Сохранение тяжело копирующихся собственных конкурентных преимуществ.

2. Сохранение легко копирующихся собственных конкурентных преимуществ.

С целью координации реализации управления конкурентоспособностью оптовых организаций было предложено создать аналитический центр ответственности (АЦО), включающий группу экспертов конкретной организации. Для эффективного протекания данных процессов была сформирована организационно-информационная схема распределения полномочий и ответственности между основными.

123 взаимодействующими группами работников организации, что повышает вероятность успешного сохранения и создания конкурентных преимуществ оптовых организаций.

Разработанный механизм управления конкурентоспособностью оптовых организаций был апробирован автором на основе материалов оптовых организаций продовольственной и непродовольственной торговли Красноярского края.

В качестве примера в диссертационной работе приводятся результаты анализа конкурентоспособности организаций, занимающихся оптовой продажей кондитерских товаров. В процессе применения авторской методики были выявлены конкурентные преимущества и недостатки, а на заключительном этапе были предложены конкретные управленческие шаги по повышению уровня конкурентоспособности за счет сохранения имеющихся и создания новых конкурентных преимуществ. В результате, комплекс организационно-управленческих мер позволил организации повысить долю рынка и эффективность её хозяйствования, что проявилось в позитивном изменении соответствующих показателей.

Полученные теоретические результаты диссертационного исследования представляют авторское видение направлений развития механизма управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли.

Апробация итогов данной работы позволяет утверждать возможность её практического использования в современных условиях.

В качестве преимуществ предлагаемого механизма управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли автор выделяет следующие аспекты:

— ориентация 'на повышение конкурентоспособности не только конкретной организации оптовой торговли, но и рынка в целом;

— выявление позиций основных игроков на рынке на начальной стадии механизма управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли;

— наличие возможности выявления значительно большего числа конкурентных преимуществ и недостатков;

— организацию управления бизнес-процессами по повышению конкурентоспособности организаций оптовой торговли с учётом сложности их реализации;

— универсальность, заключающуюся в возможности использования методического инструментария в любой сфере оптовой торговли при незначительном изменении ряда показателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О конкуренции Электронный ресурс.: федер. закон от 26.07.2006 № 135-ФЭ ред. от 01.03.2011. Режим доступа: КонсультантПлюс.
  2. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства Электронный ресурс.: постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556. Режим доступа: КонсультантПлюс.
  3. Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010 2015 годы и период до 2020 года Электронный ресурс.: Приказ Минпромторга РФ от 31.03.2011 № 422. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
  4. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.kremlin.ru/news/9637].
  5. А. Н. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян. М.: Институт новой экономики, 2002. — 754 с.
  6. Алиев 3. Конкурентоспособность в эпоху глобализации / 3. Алиев // Власть. 2009. — № 2. — С. 34−37.
  7. Анализ эффективности функционирования сложных систем / В. Е. Кривоножко и др. // Автоматизация проектирования. 1999: — № 1. — С. 2−7.
  8. JI. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого развития экономики / Л. Андреева, Е. Миргородская // Экономист. 2004. — № 1. — С.81−88.
  9. Анн X. Маркетинг: учебник для ВУЗов / X. Анн, Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич- под общ ред. Г. Л. Багиева. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 736 с.
  10. Г. Д. Оптовый рынок : вопросы теории, оценка состояния и тенденции развития / Г. Д. Антонов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. — 225 с.
  11. А. А. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятий : монография / А. А. Апишев, А.В. Гапоненко- Кубан. гос. тех. ун-т. Краснодар: Изд. Куб ГТУ, 2003. — 128 с.
  12. Г. Л. Основы маркетинговых исследований : учеб. пособие / Г. Л. Багиев, И. А. Аренков. СПб.: Изд-во СПб., УЭФ, 1999. -56 с.
  13. Л. Конкурентоспособность туристских фирм : методы оценки / Л. Баумгартен // Проблемы теории и практики управления. -2010.-№ 3.- С. 42−49.
  14. Э. А. Опыты с бенчмаркингом (Как мы проводили эталонное сопоставление с японской компанией) / Э. А. Белокоровин // Маркетолог. 2005. — № 7. — С. 5−8.
  15. Е. П. Оптовая торговля и посредническая деятельность / Е. П. Белотелов. М.: Экономика, 1991. — 268 с.
  16. И. А. Торговый менеджмент / И. А. Бланк. изд. 2-е, перераб. и доп. — Киев: Ника-Центр: Эльга, 2004. — 780 с.
  17. К. Бизнес-разведка: внедрение передовых технологий / К. Боган, М. Инглиш. М.: Вершина, 2005.- 368 с.
  18. Д. Д. Становление теоретических представлений о конкуренции в контексте эволюции основных парадигм экономической теории / Д. Д. Богданов // Современная конкуренция. 2010. — № 1. — С. 2130.
  19. Большая советская энциклопедия. Словарь Электронный ресурс. Режим доступа: [http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/83/22400.htm].
  20. А. В. Оценка конкурентоспособности предприятия дорожного хозяйства / А. В. Васильева, Ю. А. Шевченко // Методы менеджмента и качества. 2007. -№ 11.-С. 11−15.
  21. Васильева 3. А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка / 3. А. Васильева // Маркетинг в России и за рубежом. -2006. № 2. — С. 83−89.
  22. И. Конкурентоспособность как интегральный показатель эффективности предприятий / И. Войцеховская // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 3. — С. 108−113.
  23. Ю. П. Бенчмаркинг в конкурентной борьбе / Ю. П. Воронов //ЭКО.-2005.-№ 4.-С. 2−18.
  24. Т. А. Маркетинговое управление / Т. А. Гайденко. 3-е изд., перераб. и доп. — М. Эксмо, 2008. — 512 с.
  25. М. И. Национальная стратегия конкурентоспособности как основа промышленной политики России / М. И. Гельвановский // Россия и современный мир. 2006. — № 3. — С. 118−128.
  26. С. Формирование конкурентного потенциала с помощью метода бенчмаркинга / С. Генералова // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 1. — С. 16−21.
  27. А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения / А. Глухов. М.: Маркетинг, 2000. — 458 с.
  28. Е. А. Оптовая торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика. Финансы. Безопасность: учеб. практ. пособие / Е. А. Голиков. -Экзамен, 2004. — 272 с.
  29. Т. Г. Бенчмаркинг как эффективный инструмент управления организацией / Т. Г. Голубева, О. Н. Елисеев // Качество.
  30. Инновации. Образование. 2002. — № 1. — С.60−62.128
  31. Е. В. Дистрибьюция. Формирование и оптимизация каналов сбыта/Е. В. Голубин. М.: Вершина, 2006. — 136 с.
  32. Е. П. Основы маркетинга: учебник / Е. П. Голубков. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Финпресс, 2003. — 688 с.
  33. Я. Целевая конкуренция / Я. Гордон. М.: Вершина, 2006. -78 с.
  34. Ю. В. Коммерцилогия : Теория коммерческой деятельности. В 2 т. Том 1: Метод познания: монография / Ю.В. Гуняков- Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. Красноярск, 2008. — 180 с.
  35. В. Основы оптовой торговли : пер. с англ. / В. Даненбург, В. Тейлор. М.: Сирин, МТ-Пресс, 2001. — 250 с.
  36. И. П., Михайлова С. Ю., Данилова Т. В. Бенчмаркинг -эффективный инструмент повышения конкурентоспособности / И. П. Данилов, С. Ю. Михайлова, Т. В. Данилова // Стандарты и качество. 2005. -№ 1.
  37. И. П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции / И. П. Данилов. М.: Пресс-сервис, 1997. -420 с.
  38. М. Конкурентоспособность российской экономики в условиях глобализации / М. Дерябина, С. Колчин // Власть. 2005. — № 2. -С.12−20.
  39. Н. Дистрибьюция на практике / Н. Дорощук, В. Кулеша. М.: Вильяме, 2006. — 372 с.
  40. В. В. Логистика: Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в целях поставок: учебник / В. В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев. М.: Эксмо, 2009. — 940 с.
  41. М. О. Ваша конкурентоспособность / М. О. Ермолов, М. Г. Миронов. М.: Альфа-пресс, 2004. — 160 с.
  42. В. М. Конкурентные позиции России на сырьевых рынках Европы / В. М. Жуковская, И. Н. Трофимова, Н. Т. Чертко // Вопросы статистики. 2006. — N 5. — С. 33−41.
  43. П. В. Основы стратегического управления / П. В. Забелин, Н. К. Моисеева. М.: Маркетинг, 1997. — 195 с.
  44. Н. А. Инновационная методика комплексной оценки конкурентоспособности предприятия оптовой торговли с учетом его экономического потенциала / Н. А. Зотов, О. Д. Нечаева // Инновации. -2006.- № 9.-С. 117−121.
  45. И. У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И. У. Зулькарпаев, Л. Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 4.
  46. В. Л. Конкурентоспособность России: иллюзии, реальность и перспективы / В. Л. Иноземцев // Россия и современный мир. -2008. № 1. — С. 5−25.
  47. Н. Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации : монография / Н. Я. Калюжнова. М.: ТЕИС, 2003. -254 с.
  48. Р. Бенчмаркинг обзор опыта достижения делового совершенства / Р. Кемп // Европейское качество. — 2004. — № 2. — С. 48−56.
  49. Р. Легальный промышленный шпионаж. Бенчмаркинг бизнес процессов: технологии поиска и внедрение лучших методов работы ваших конкурентов / Р. Кемп. — Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2004. — 416 с.
  50. В. Н. Диагностика уровня конкурентоспособности товара в системе взаимоотношений «производитель оптовый покупатель -розничный покупатель» / В. Н. Киндеев // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. — 2007. — Т. 7, вып.2. — С. 86−99.
  51. В. В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельностипредприятия : учебник / В. В. Ковалев. М.: Велби, 2002 — 424 с.130
  52. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А. И. Алексеева и др. М.: Финансы и статистика, 2006. -672 с.
  53. Ю. О повышении конкурентоспособности экономики / Ю. Кормнов // Экономист. 2006. — № 8. — С. 13−20.
  54. Э. М. Конкурентные позиции бизнеса : монография / Э. М. Коротков, Ю. Т. Шестопал, В. Д. Дорофеев. М.: ИНФРА-М, 2003. -261 с.
  55. И. Д. Маркетинг конкурентов и связи с конкурентами / И. Д. Котляров // Практический маркетинг. 2010. — № 4. — С. 15−19.
  56. В. В. Принцип и факторы постороения системы показателей конкурентоспособности предприятия / В. В Криворотов // Проблемы современной экономики. 2004. — № 3. С. 102−106.
  57. В. Е. Взаимосвязь между свойствами эффекта масштаба во внутренних точках и вершинах граней в моделях методологии анализа среды функционирования / В. Е. Кривоножко, Ф. Р. Форсунд // Доклады академии наук. 2010. -Т. 430, № 5. — С. 606−611.
  58. В. Е. Построение функции оценки деятельности сложных систем / В. Е. Кривоножко, А. А. Пискунов, А. В. Лычев // Доклады академии наук. 2009. — Т. 426, № 5. — С. 608−612.
  59. Круглый стол «Вопросы теории конкуренции» // Современная конкуренция. 2010. — № 3. — С. 3−37.
  60. Л. П. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов / Л. П. Кураков, В. Л. Кураков. М.: Вуз и школа, 2001.-720 с.
  61. И. Конкурентоспособность и проблемы структурной модернизации / И. Курнышева, С. Лыков, А. Идрисов // Экономист. 2008. -№ 9. — С. 39−47.
  62. Р. Проблемы конкурентоспособности народногохозяйства / Р. Кучуков, А. Савка // Экономист. 2008. — № 8. — С. 3−12.131
  63. Р. Проблемы конкурентоспособного развития / Р. Кучуков // Экономист. 2007. — № 8. — С. 25−37.
  64. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламбен — пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. СПб.: Питер, 2007. — 800 с.
  65. Л. Конкурентоспособность компаний в сфере консалтинга / Л. Лобода // Маркетинг. 2006. — № 4. — С. 74−85.
  66. Ш. Метод оценки конкурентоспособности предприятия розничной торговли / Ш. Магомедов, И. Койчакаев // Маркетинг. 2007. — № 5. — С. 91−102.
  67. Маркетинг: словарь / Г. Л. Азоев и др. М.: Экономика, 2000. -362 с.
  68. Маркетинг: учеб. пособ. / под ред. А. М. Немчиной, Д. В. Минаевой. М.: Бизнес-Пресса, 2001. — 512 с
  69. Маркетинг: учебник / под ред. Т. Н. Парамоновой. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2007. — 360 с.
  70. Д. В. Бенчмаркинг выгодно ли учиться у других? / Д. В. Маслов, Э. А. Белокоровин // Управление качеством.- 2005.- № 2. С. 18−22.
  71. Д. В. Особенности применения бенчмаркинга на малых и средних предприятиях / Д. В. Маслов, Э. А. Белокоровин // Методы менеджмента качества. 2004. — № 8. — С. 22−27.
  72. М. X. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1993. -199 с.
  73. . 3. Концепция организационных изменений в современных компаниях / Б. Мильнер // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 1. — С. 27-34.
  74. . 3. Концепция организационных изменений в современных компаниях / Б. Мильнер // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 2. — С. 8−16.
  75. Ю. Слагаемые конкурентоспособности: рекомендации повыработке стратегии развития / Ю. Мишин. М.: Риск, 2005. — 451 с.132
  76. Модели и методы поддержки принятия решений в переговорном процессе / В. Е. Кривоножко и др. // Искусственный интеллект и принятие решений. 2010. — № 1. — С. 57−67.
  77. Ю. Основные положения оценки и пути обеспечения конкурентоспособности предприятий / Ю. Моисеева // Менеджмент сегодня. -2005.- № 6.-С. 15−20.
  78. Е. П. Модификация метода «Анализ среды функционирования» на основе использования эталонных границ эффективности / Е. П. Моргунов, О. Н. Моргунова // Системы управления и информационные технологии. 2007. -№ 1.2. — С. 262−268.
  79. Е. П. Система поддержки принятия решений при исследовании эффективности сложных систем: принципы разработки, требования и архитектура / Е. П. Моргунов // Вестник Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та. 2007. — Вып. 3 (16). — С. 59−63.
  80. Дж. Теория игр и экономическое поведение / Дж. Нейман, О. Моргенштерн. -М.: Наука, 1970. 707 с.
  81. , Г. А. Оптовая торговля / Г. А. Николаева, Д. Л. Щур. -М.: Приор, 1998.-336 с.
  82. В. В. Конкурентоспособность российской экономики: текущие проблемы и перспективы / В. В. Овчинников // Россия и современный мир. 2004. — № 2. — С. 103−116.
  83. С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведкова. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  84. Опыт конкуренции в России: Причины успехов и неудач / авт. проекта А. Ю. Юданов. М.: ИНТРАСТ: КНОРУС, 2007. — 464 с.
  85. Организационно-экономические инструменты реализации стратегии развития организаций рынка потребительских услуг: монография / А. Н. Чаплина и др.- Краснояр. гос. торг. экон. ин-т. — Красноярск: КГТЭИ, 2004. — 341 с.
  86. Основы менеджмента: пер. с англ. / Ф. Котлер и др.. 2-е европ. изд. — М.- СПб.- К.: Вильяме, 2002. — 944 с.
  87. А. П. Антикризисный стратегический маркетинг / А. П. Панкрухин // Практический маркетинг. 2010. — № 6. — С. 4−10.
  88. Т. Н. Конкурентоспособность предпритяий розничной торговли : учеб. пособие / Т. Н. Парамонова. М.: Кнорус, 2008. -120 с.
  89. Н. И. Международный маркетинг : учеб. пособие / Н. И. Перцовский, И. А. Спиридонов, С. В. Барсукова- под ред. Н. И. Перцовского. М.: Высшая школа, 2001. — 239 с.
  90. Т. Бенчмаркинг как средство повышения конкурентоспособности / Т. Пилчер // Качество. 2004. — № 1. — С. 40−46.
  91. М. Е. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. / М. Е. Портер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 715 с.
  92. М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. / М. Е. Портер. 2-е изд. — М.: Альпина бизнес букс, 2006. — 452 с.
  93. А. И. Организация работы оптового торгового предприятия: (Из опыта работы рижской оптово-торговой конторы) / А. И. Путинцев, Р. Я. Денисов, Э. А. Говорушко. М.: Экономика, 1985. — 144 с.
  94. . А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, JL Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 5-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
  95. Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно ориентированном развитии / А. Рей // Вопросы экономики. 2004. — № 8. — С.- 46−65.
  96. Р. Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии и повышения прибыли : пер. с англ. / Р. Рейдер — науч. ред. Т. В. Данилова. М.: Стандарты и качество, 2007. — 247 с.
  97. Ю. Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции / Ю. Б. Рубин // Современная конкуренция. 2010. — № 3. -С. 38−67.
  98. Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции : учебник / Ю. Б. Рубин. 6-е изд., перераб. И доп. — М.: Маркет ДС, 2007. — 608 с.
  99. В. А. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности текущее состояние и перспективы / В. А. Сальников, Д. И. Галимов // Проблемы прогнозирования. — 2006. — № 2. — С. 55−83.
  100. Д. О. Стратегическое управление конкурентоспособности предприятия на основе комплексной оценки его потенциала : автореф. дис. канд. экон. наук / Д. О. Самодуров. СПб. -2000.-18 с.
  101. С. Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях / С. Г. Светуньков. СПб., 1997. -264 с.
  102. Система рейтингования регионов с использованием методологии АСФ / А. А. Пискунов и др.. // Вестник АКСОР. 2008. — № 4. — С. 24−30.
  103. . В. Маркетинг: учебник / Б. В. Соловьев. М.: ИНФРА-М, 2008. — 383 с.
  104. Справочник предпринимателя. Розничная торговля- Оптовая торговля- Грузовой транспорт- Общественное питание и гостиничное хозяйство. М.: Наука, 1994. — 592 с.
  105. . В. Маркетинг: учеб. пособие для ВУЗов / Б. В. Сребник. -М.: Высш. шк., 2005. 360 с.
  106. Стратегический менеджмент / под ред. А. Н. Петрова. СПб.: Питер, 2005.-496 с.
  107. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю (Краеноярскстат) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.statis.krs.ru.
  108. А. Вариант модельного анализа конкурентоспособности предприятий промышленной отрасли (на примере шинной промышленности) / А. Тимофеев // Российский экономический журнал. 2007. — № 7−8. — С. 90−92.
  109. Н. Е. Маркетинг : учеб. пособие / Н. Е. Титова, Ю. П. Кожаев. М.: ВЛАДОС, 2003. — 352 с.
  110. мл. А. А. Стратегический менеджмент: концепция и ситуация для анализа: пер. с англ. / А. А. Томпсон — мл., А. Дж. Стрикленда III. — 12-е изд. — М.: Вильяме, 2006. — 928 с.
  111. Трансформация эффективной гиперповерхности в анализе эффективности сложных систем / В. Е. Кривоножко и др. // Нелинейная динамика и управление. М., 2008. — Вып. 6. — С. 279−304.
  112. Е. Повышение конкурентоспособности предприятия / Е. Туркова // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 4. -С. 100−107.
  113. Д. Н. Словарь Электронный ресурс. / Д. Н. Ушаков. -Режим доступа: Ьйр://з1оуап.уа^ех.ги/~книги/Толковый словарь Ушакова.
  114. X. А. Обеспечение конкурентоспособности грузовых автомобилей на этапе разработки / X. А. Фасхиев, И. М. Костин. -Набережные Челны: Камский политехнический институт, 2001. 349 с.
  115. Р. А. Конкурентоспособность: Россия и мир, 19 922 015 / Р. А. Фатхутдинов. М.: Экономика, 2005. — 606 с.
  116. Р. А. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России / Р. А. Фатхутдинов // Общество и экономика. 2003. -№ 1. — С.31−43.
  117. Р. А. Стратегический менеджмент : учебник / Р. А. Фатхутдинов. 7-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2005. — 448 с.
  118. Р. А. Управление конкурентоспособностью организации : учебник / Р. А. Фатхутдинов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Эксмо, 2005. — 544 с.
  119. Федеральная служба государственной статистики РФ Электронный ресурс. Режим доступа: http // www.gks.ru.
  120. С. С. Стратегия формирования регионального продовольственного рынка : монография / С. С. Фирсенко- Краснояр. гос. торг. экон. ин-т. — Красноярск, 2002. — 176 с.
  121. С. С. Эффективное управление конкурентоспособностью дистрибьютора : монография / С. С. Фирсенко, Е. А. Якимова- Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. Красноярск, 2011. — 198 с.
  122. X. Дж. Бенчмаркинг в лучшем виде! 20 шагов к успеху / Дж. X. Харрингтон, Дж. С. Харрингтон. СПб.: Питер, 2004. -176 с.
  123. В. Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева. М.: Финансы и статистика, 2002. — 528 с.
  124. М. 6 SIGMA / М. Хэрри, Р. Шредер. М.: ЭКСМО 2003.464 с.
  125. , JI. Н. Конкурентоспособность предприятия : учеб. пособие / JI. Н. Чайникова, В. Н. Чайников. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. — 192 с.
  126. А. Н. Механизм обеспечения конкурентоспособности сетевых розничных предприятий / А. Н. Чаплина, И. А. Войцеховская- Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. Красноярск, 2008. — 133 с.
  127. А. Н. Факторы и инструменты обновления предприятий российского бизнеса : монография / А. Н. Чаплина, И. А. Войцеховская- - Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. Красноярск, 2005. — 215 с.
  128. А. Н. Формирование стратегии комплексного развития предпринимательской структуры : монография / А. Н. Чаплина, Е. А. Герасимова- Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. Красноярск, 2009. — 218 с.
  129. Д. А. Стратегический маркетинг: принципы планирования и реализации /Д. А. Шевченко // Практический маркетинг. -2010.- № 3.-С.4−9.
  130. Щур Д. JI. Основы торговли. Оптовая торговля: справочник руководителя / Д. JI. Щур. 3-е изд., перераб. доп. — М.: Дело и Сервис, 2005. — 656 с.
  131. Экономическая эффективность и конкурентоспособность: учеб. пособие / Д. Ю. Муромцев и др. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. 96 с.
  132. JI. В. Конкурентный анализ товарных рынков и услуг: учеб. пособие / JI. В. Юшкова- Краснояр. гос. торг. экон. ин-т. — Красноярск, 2008.-294 с.
  133. Ansoff Н. I. From Strategic Planning to Strategic Management / H. I. Ansoff, R. P. Declerck, R. L. Hayes N. Y.: John Wiley, 1976. — 257 p.
  134. Ansoff H. I. Strategic Management / H. I. Ansoff. N. Y.: John Wiley, 1979.- 162 p.
  135. Ansoff H. I. Understanding and Managing Strategic Change / H. I. Ansoff, A. Bosnian, P. Storm. New York: Elsevier Science Pub. Co., 1982. -264 p.
  136. Banker R.D. Some models for estimating technical and scale efficiency in data envelopment analysis / R. D. Banker, A. Chames, W.W. Cooper // Management Science. «1984. — № 30/9.
  137. Bendell T. Benchmarking for Competitive Advantage / T. Bendell, L. Boulter, J. Kelly. New York: McGraw-Hill, 1993. — 266 p.
  138. Bogan C. E. and Michael J. Benchmarking for Best Practices / C. E. Bogan and J. Michael. New York: McGraw-Hill, 1994. — 312 p.
  139. Bosomworth C. E. The Executive Benchmarking Guidebook / C. E. Bosomworth. Boston: The Management Roundtable, 1993.
  140. Bramley P. Evaluating Training Effectiveness: Benchmarking Your Training Activity Against Best Practice / P. Bramley. New York: McGraw-Hill Professional Publishing, 1996. — 186 p.
  141. Camp R. C. Benchmarking: The Search far Industry Best Practices That Lead to Superior Performance / R. C. Camp. Milwaukee: ASQC Quality Press, 1989.-299 p.
  142. Camp R. C. Business Process Benchmarking / R. C. Camp. -Milwaukee: Irwin Professional Publishing, 1995. 300 p.
  143. Charnes A. Measuring the efficiency of decision making units / A. Charnes, W.W. Cooper, E. Rhodes // European Journal of Operational Research. -1978.-Vol. 2.-P. 427−444.
  144. Coelli T. An Introduction to Efficiency and Productivity Analysis / T. Coelli, D. S. Prasada Rao, G. E. Battese. Boston: Kluwer Academic Publishers, 1998.-275 p.
  145. Cook W. D. Hierarchies and Groups in DEA / W. D. Cook, D. Chai, J. Doyle, R. Green // Journal of Productivity Analysis. 1998. — Vol. 10. — P. 177 198.
  146. Cooper W. W. Data Envelopment Analysis: A Comprehensive Text with Models, Applications, References, and DEA-Solver Software / W. W. Cooper, L. M. Seiford, K. Tone Boston: Kluwer Academic Publishers, 2000. — 318 p.
  147. Cooper W. W. Handbook of data envelopment analysis / W. W. Cooper, L. M. Seiford, J. Zhu. Boston: Kluwer Academic Publishers, 2004. -608 p.
  148. Czarnecki M. X. Benchmarking Strategies in Accounting and Finance / M. X. Czarnecki. N. J.: American Institute of Certified Public Accountants, 1993.- 188 p.
  149. Data Envelopment Analysis: Theory, Methodology, and Application / A. Charnes, W. W. Cooper, A. Y. Lewin, L. M. Seiford- Boston: Kluwer Academic Publishers, 1994. 513 p.
  150. Hamel G. Competing for the Future / G. Hamel, C. K. Prahalad. -Boston: Harvard Business School Press, 2000. 384 p.
  151. Hart L. Benchmarking for Improvement / L/ Hart // Statistics in Practice Meas- uring & Managing. — 2002. — P. 30−39.
  152. Kazarian K. A. New Philanthropy Benchmarking: Wisdom for the Passionate / K. A. Kazarian. New Yor: United University Press, 2002. — 420 p.
  153. Kyro P. Revising the concept and forms of benchmarking // Benchmarking: An International Journal. 2003. — V. 10. — № 3. — P. 210−225.
  154. Laufgraben J.L. How Benchmarking Can Help US Improve What We Do / J. L. Laufgraben // About Campus. 2004. — January-February. — P. 4−11.
  155. Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning / H. Mintzberg. New Jersey: Free Press, 1993. — 460 p.
  156. Porter M. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors / M. Porter. New York: Free Press. — 1998. 397 p.
  157. Sowlati T. Establishing the «practical frontier» in data envelopment analysis Text. / T. Sowlati, Joseph C. Paradi // Omega. 2004. — Vol. 32. -P. 261−272.
  158. Sowlati T. Establishing the Practical Frontier in DEA: Ph.D. dissertation / T. Sowlati. University of Toronto, 2001.
  159. Treacy M. The Discipline of Market Leaders / M. Treacy, F. Wiersema. New York: Basic Books, 1995. — 224 p.
  160. Watson G. H. Strategic Benchmarking: How to Rare Your Company’s Performance Against the World’s Best / G. H. Watson. New York: John Wiley & Sons, 1993.-288 p.
  161. Watson G. H. The Benchmarking Workbook: Adapting Best Practices for Performance Improvement / G. H. Watson. Portland: Productivity Press, 1992.- 122 p.
  162. Wireman T. Benchmarking Best Practices in Maintenances Management / T. Wireman. New York: Industrial Press, 2003, 256 p.
  163. Zairi M. Competitive Benchmarking An Executive Guide / M. Zairi. — Cheltenham: Nelson Thornes Ltd., 1992. — 70 p.
  164. Zairi M. Leonard P. Practical benchmarking the complete guide. / M. Zairi, P. Leonard. — New York: Chapman and Hail, 1994. — 320 p.
  165. Zhu J. Quantitative Models for Performance Evaluation and Benchmarking: Data Envelopment Analysis With Spreadsheets and DEA Excel Solver / J. Zhu. New York: Springer, 2002. — 328 p. r
Заполнить форму текущей работой