Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов к вузу: на примере студентов коренных малочисленных народов Севера, ханты и манси

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективный процесс адаптации и формирование адаптированности у студентов младших курсов ханты и манси к обучению и воспитанию в вузе с использованием развивающих возможностей учебной дисциплины «Иностранный язык»: 1) учет этнических особенностей студентов ханты и манси при организации учебно-воспитательного процесса вуза, 2) помощь… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-теоретические аспекты процесса адаптации студентов к обучению и воспитанию в вузе
    • 1. 1. Процесс адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе как педагогическое явление
    • 1. 2. Характеристика этнических особенностей обско-угорских народов и модель адаптированности студентов ханты и манси к учебно-воспитательному процессу в вузе
    • 1. 3. Педагогические условия повышения эффективности процесса адаптации студентов ханты и манси к обучению и воспитанию в вузе
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Пути и условия процесса успешной адаптации к вузу студентов ханты и манси (на основе опытно-экспериментальной работы)
    • 2. 1. Изучение и учет индивидуально-психологических особенностей студентов (ханты и манси) как основа их социально-педагогической адаптации
    • 2. 2. Организация деятельности педагогов на основе личностной адаптации студентов ханты и манси
    • 2. 3. Специфические условия обеспечения процесса адаптации к вузу студентов ханты и манси
  • Выводы по главе 2

Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов к вузу: на примере студентов коренных малочисленных народов Севера, ханты и манси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития российского общества, характеризующегося широкой демократизацией жизни, накоплением новых знаний в различных отраслях науки, совершенствованием процессов производства и стремительной информатизацией общества, важное место отводится высшей школе. Для подготовки нового поколения специалистов необходимо использовать действенные формы и методы организации учебного процесса, способные раскрыть потенциальные возможности студентов независимо от национальности, так как динамичность развития современного общества ставит человека в условия, в которых необходимо не только адаптироваться к социуму, но и ориентироваться, принимать решения, реализуя свой внутренний потенциал в окружающей его действительности [48].

В процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный этап обучения в вузе. Сложность его заключается в перестройке всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности студента, освоении новых способов познавательной деятельности и формировании определенных типов и форм межличностных связей и отношений. Главной характеристикой данного этапа является процесс адаптации студентов к вузовскому обучению. Эффективная адаптация во многом определяет мотивацию, направленность и характер учебной деятельности студентов на старших курсах, психологический комфорт, моральную удовлетворенность собой и обучением в вузе.

Из множества проблем высшей школы в настоящее время особо выделяется комплекс вопросов, связанных с трудностями первого года обучения. В отечественной науке проблема адаптации студентов разрабатывалась, прежде всего, в русле исследований социальной адаптации (Г.А. Балл, И. А. Милославова, П. А. Просецкий, Н. Е. Шафажинская и др.). С позиций возрастных особенностей нашла отражение в работах М. И. Дьяченко, И. А. Зимней, JI.A. Кандыбович. Некоторые вопросы, касающиеся структуры адаптации, раскрываются в работах Р. Р. Бибрихом, JI.K. Гришановым, В. Д. Цурканом. В психолого-педагогических исследованиях последних лет отчетливо прослеживается тенденция разработки эффективных путей успешной адаптации студентов к вузовскому обучению через изучение факторов ее эффективности (М.Б. Аристидес, Л. Г. Егорова, В. В. Лагерев, Л.Н. Жмыриков), влияния характера педагогического общения преподавателя и учебной группы (А.Ц. Эрдынеев, А.А. Темербекова), содержания основных психологических механизмов адаптации студентов (М.С. Яницкий, Г. А. Гущина, Н.Г. Ершова) — выявления зависимости адаптационного процесса от типологических свойств нервной системы (Е.А. Климов, К.О. Сатросян) и личностных характеристик учащихся (И.А. Мипославова).

Опыт работы в вузе показывает, что не все студенты могут быстро, успешно и самостоятельно включиться’в учебный процесс и, следовательно, справиться с элементами новизны, избавиться от негативного восприятия действительности и ощутить внутреннюю мотивацию профессионального роста. Так, студентам, принадлежащим к коренным малочисленным народам Севера (ханты и манси) на начальном этапе достаточно сложно адаптироваться к социальным условиям города, учебе в университете и проживанию в университетском общежитии. Объясняется это тем, что в настоящее время система образования, учитывающая этнические особенности коренных жителей Севера, практически отсутствует. Обучение детей малочисленных народов идет по общегосударственным школьным программам, что ведет к культурной ассимиляции подрастающего поколения северных этносов и обусловливает такие негативные моменты в высшем образовании, как немотивированный отсев, формальное получение образования, отсутствие заинтересованности в его продолжении и др.

Вот почему проблема адаптации рассматривается нами как актуальная, требующая всестороннего анализа и предусматривающая необходимый комплекс педагогических условий, способствующих эффективной адаптации студентов младших курсов ханты и манси к образовательному процессу в вузе.

Анализ литературы по проблеме и несовершенство школьной и вузовской практики позволили выявить ряд противоречий начального этапа процесса адаптации учащихся к обучению и воспитанию в вузе:

1) между недостаточной подготовленностью первокурсников к обучению в высшей школе и требованиями, предъявляемыми к ним на данной ступени обучения;

2) между нарастанием объема актуальной научной информации и ограниченными сроками обучения;

3) между необходимостью учета этнических особенностей студентов ханты и манси, влияющих на индивидуально-психологические свойства и личностные качества будущих специалистов и недостаточной реализацией данного принципа преподавателями;

4) между потребностью практики в создании условий активизации процесса адаптации учащихся, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, к обучению и воспитанию в вузе и неразработанностью рекомендаций, способствующих повышению эффективности данного процесса.

Наличие данных противоречий определило проблему и тему исследования: «Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов к вузу (на примере студентов коренных малочисленных народов Севера, ханты и манси)».

Проблема исследования: каковы педагогические условия, позволяющие обеспечить эффективную адаптацию студентов младших курсов ханты и манси к процессу обучения и воспитания в вузе и соответственно их качественную подготовку как будущих специалистов.

Цель исследования: определить комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих процесс эффективной адаптации студентов младших курсов ханты и манси к учебно-воспитательному процессу в вузе.

Объект исследования: образовательный процесс вуза и микросоциум проживания студентов ханты и манси.

Предмет исследования: адаптация учащихся младших курсов ханты и манси к обучению и воспитанию в вузе.

Гипотеза исследования: эффекгивйостъ процесса адаптации к обучению и воспитанию в вузе студентов коренных малочисленных народов Севера существенно повышается:

1) если при организации учебно-воспитательного процесса в вузе учитываются этнические особенности учащихся малых этносов, влияющие на их индивидуально-психологические свойства и личностные качества;

2) учебно-воспитательный процесс вуза представляет собой развивающуюся, динамично функционирующую, целостную педагогическую систему;

3) в ходе образовательного процесса учащимся малых народов оказывается помощь в профессиональном самоопределении, осуществляется контроль и оценка успешности их обучения на всех этапах учебно-воспитательного процесса с учетом этнических особенностей, влияющих на индивидуально-психологические свойства и личностные качества студентов, проводится воспитательная работа в студенческом общежитии и подготовка учащихся ханты и манси к межкультурному взаимодействию;

4) используется дифференцированный подход к выявлению и преодолению трудностей и противоречий, имеющих место в процессе адаптации, в отношении к студентам малых народов, характеризующимся особенностями семейного воспитания и своеобразным отношением к жизни.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) уточнить понятия «адаптация», «процесс адаптации» и «адаптированность» с учетом этнических особенностей учащихся малых народов;

2) разработать авторскую концепцию эффективного процесса адаптации студентов ханты и манси к учебно-воспитательному процессу вуза и модель формирования адаптированности к нему учащихся младших курсов;

3) разработать критерии и показатели эффективности процесса адаптации учащихся младших курсов к обучению и воспитанию в вузе;

4) определить, обосновать и апробировать пути активизации учебной (на примере дисциплины «Иностранный язык») и воспитательной деятельности относительно учащихся ханты и манси на младших курсах с учетом этнической принадлежности, влияющей на их индивидуальные особенности;

5) создать и апробировать программу организации эффективного процесса адаптации студентов ханты и манси к вузу на основе дифференцированного подхода к обучению и воспитанию.

Теоретико-методологической основой исследования являются важнейшие положения о деятельностной и творческой сущности человека и социальной детерминированности его развития:

• психолош-педагогические теории формирования и развития субъектности личности, связи деятельности и развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, JI.C. Выготский, В. И. Каган, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

• теории адаптивного, личностного и личностно-деятельностного подходов к изучению отношений между студентом и преподавателем высшей школы (М.Б. Аристидес, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. Н. Орлов и др.);

• теории личностной ориентации при организации целостного педагогического процесса (В.А. Сластенин, М. Н. Скаткин, В. Д. Шадриков и др.);

• теории индивидуализации и дифференциации обучения (Ю.К. Бабанский, А. А. Бударный, А. А. Кирсанов, Е. А. Климов, Е. С. Рабунский, М. И. Смирнов, А. А. Солонова, А. А. Темербекова, И. Э. Унт, И. С. Якиманская и др.);

• теории о содержании основных психологических механизмов адаптации студентов (Г.А. Гущина, Н. Г. Ершова, М. С. Яницкий и др.);

• теории об активном, творческом характере адаптации студентов (Б.М. Петров, П. А. Просецкий, В. А. Семиченко, Н. Е. Шафажинская и др.);

• теории о влиянии доминирующей профессиональной мотивации на успешность процесса адаптации студентов к учебной деятельности вуза (Р.Р. Бибрих, Л. К. Гришанов, В. Д. Цуркан, Ф. М. Рахматаллина, И. А. Тагунова, А.С. 7.

Шевчук и др.) и влиянии возрастных особенностей студентов на успешность процесса адаптации (Б.Г. Ананьев, М. И. Дьяченко, И. А. Зимней, JT.A. Кандыбович и др-);

• теории о влиянии характера педагогического общения преподавателя и учебной группы (А.В. Мудрик, А. Ц. Эрдынеев и др.);

• теории о зависимости адаптационного процесса от типологических свойств нервной системы (Э.А. Голубева, В. Д. Небылицин, В. В. Рубцов, С. И. Сороко, Б. М. Теплов и др.) и личностных характеристик (Б.Г. Ананьев, Д. А. Андреева, В. В. Белоус, Б. А. Вяткин, Л. П. Егорова, Л. Н. Жмыриков, И. К. Кряжева, И А. Милославова и др.);

• теории о воспитании подрастающего поколения с опорой на богатое наследие национальных культур (Т.Н. Волков, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов и др.);

• теории о специфике процесса адаптации преподавателей к педагогическому труду и студентов к обучению в вузе в условиях Крайнего Севера.

А.П. Тарабрин, А. А. Абакумов, В. Г. Арсенов и др.).

Методы исследования. Теоретические методы: анализ и обобщение идей и результатов педагогических и психологических исследований по проблеме процесса адаптации. Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, устный и письменный опрос, анкетирование, тестирование, беседы с преподавательским составом, со студентами учебных групп (индивидуальные и фронтальные), моделирование, диагностирование эффективности процесса адаптации студентов младших курсов, к учебной деятельности в условиях инновационных способов организации учебно-воспитательного процесса, метод педагогического эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), математические методы обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования служило Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сургутский государственный университет» (СурГУ) Ханты.

Мансийского автономного округа — Югра, его образовательно-воспитательное пространство.

В эксперименте участвовало в общей сложности более 560 студентов, 70 студентов коренных малочисленных народов Севера, ханты и манси, 20 преподавателей СурГУ и 100 родителей.

Исследование проводилось в течение 6 лет (с 2001 по 2006 гг.) в несколько этапов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• Уточнены понятия «адаптация», «процесс адаптации» и «адаптированность» с учетом этнических особенностей студентов ханты и манси.

• Разработана авторская концепция организации эффективного процесса адаптации студентов младших курсов ханты и манси к учебно-воспитательному процессу в вузе, включающая основополагающие идеи личностно-деятельностного подхода, дифференцированного подхода к обучению, влияния этнических, индивидуально-психологических, личностных и возрастных особенностей на процесс адаптации студентов младших курсов ханты и манси.

• Представлена авторская модель формирования адаптированности студентов ханты и манси к обучению и воспитанию в вузе.

• Определены и обоснованы пути активизации учебно-воспитательной деятельности студентов младших курсов.

• Создана авторская программа организации процесса адаптации, включающая комплекс организационно-педагогических условий, позволяющих обеспечить успешную адаптацию студентдв ханты и манси к процессу обучения и воспитания в вузе.

• Выделены и описаны уровни сформированности адаптированности студентов ханты и манси к обучению и воспитанию в вузе.

• Разработаны критерии и показатели эффективности процесса адаптации для студентов младших курсов ханты и манси.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии научных представлений о сущности, структуре и особенностях процесса адаптации 9 студентов этнических меньшинств к образовательному процессу в вузе, а также в определении и обосновании организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективный процесс адаптации студентов ханты и манси к учебно-воспитательной деятельности в вузе с учетом их этнической принадлежности.

Теоретически обоснованы и описаны рекомендации по адаптации и повышению качества знаний, успеваемости студентов ханты и манси. Представлены характеристики их эмоционального состояния с учетом этнических особенностей.

Практическая значимость исследования заключается:

• во внедрении разработанной программы эффективного процесса адаптации студентов младших курсов ханты и манси в учебно-воспитательную деятельность в вузе;

• применении разработанных и апробированных критериев и показателей эффективности процесса адаптации учащихся младших курсов студентов ханты и манси;

• использовании результатов исследования при дальнейшей теоретической разработке процесса адаптации студентов, относящихся к этническим меньшинствам, к обучению и воспитанию в вузе;

• разработке материалов исследования для повышения квалификации работников вузов на территории Ханты-Мансийского автономного округа.

Подготовленные программа и рекомендации могут бьггь использованы другими вузами, осуществляющими свою адаптационную деятельность на территориях проживания этнических меньшинств.

Достоверность научных результатов исследования.

Достоверность полученных результатов достигается научной обоснованностью основных методологических и теоретических исходных положений исследования, использованием комплексной методики педагогического исследования, возможностью применения комплекса организационнопедагогических условий для обеспечения успешной адаптации студентов младших курсов малых народов Севера к процессу обучения и воспитания в вузе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепция организации эффективного процесса адаптации студентов младших курсов ханты и манси к обучению и воспитанию в вузе, включающая основополагающие идеи личностно-деятельностного и дифференцированного подходов к обучению, влияния этнических, индивидуально-психологических и возрастных особенностей на процесс адаптации студентов младших курсов ханты и манси.

2. Модель формирования адаптированности учащихся ханты и манси к учебно-воспитательному процессу в вузе, основными компонентами которой являются: этнический, личностный, дидактический, профессиональный и бытовой.

3. Программа организации эффективного процесса адаптации студентов ханты и манси к обучению и воспитанию в вузе, включающая учебную деятельность, внеучебную воспитательную деятельность, социальную защиту студентов, работу с родителями.

4. Организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективный процесс адаптации и формирование адаптированности у студентов младших курсов ханты и манси к обучению и воспитанию в вузе с использованием развивающих возможностей учебной дисциплины «Иностранный язык»: 1) учет этнических особенностей студентов ханты и манси при организации учебно-воспитательного процесса вуза, 2) помощь в профессиональном самоопределении, 3) осуществление контроля и оценки успешности обучения студентов малых этносов на всех этапах целостного педагогического процесса с учетом их индивидуально-психологических особенностей личностных качеств, 4) подготовка к межкультурному взаимодействию (формирование толерантности) студентов, 5) учет особенностей воспитательной работы со студентами ханты и манси в студенческом общежитии.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования обсуждены на кафедре педагогических технологий Рязанского, государственного университета им. САЕсенина и на заседаниях кафедры иностранных языков Сургутского государственного университета.

Результаты исследования были представлены на разных этапах работы и получили одобрение в ходе окружных и межвузовских научно-практических конференций: «Наука и образование XXI века. Окружная конференция молодых ученых ХМАО» (г. Сургут, 2001, 2003, 2004, 2005, 2006) — ХП Рязанские педагогические чтения: «Методическое обеспечение качества учебно-воспитательного процесса. Научно-методическая конференция (г. Рязань, 2005), «Ценностные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе» (г. Рязань, 2006).

Материалы исследования используются в практике работы педагогического коллектива в Сургутском государственном университете.

Основное содержание результатов исследования отражено в 7 публикациях и 2 методических рекомендациях: «Стремись к деловому общению (коммуникативные игры)» для студентов очного отделения факультета экономики 1−2 курсов и «Менеджмент — искусство или наука?» для студентов очного отделения факультета управления 2 курса. Общий объем 3,34 печ.л.

Структура диссертации. Диссертация объемом 210 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы (185 источника) и приложенийсодержит 16 таблиц и 2 диаграммы.

Выводы по главе 2.

Изучение результатов опытно-экспериментальной работы показало, что реализация представленной нами концепции и модели эффективного процесса адаптации студентов обско-угорских народов к вузу в программе организации эффективного процесса адаптации студентов младших курсов ханты и манси к учебно-воспитательному процессу в вузе по ряду учебных дисциплин, входящих в учебный план первого года обучения: иностранный язык, философия, социология, культурология, высшая математика, региональная экономика и др. способствует успешному решению трудностей адаптационного периода, становлению морально-психологического самочувствия первокурсников, успешному выполнению ими учебных программ, формированию уважительного отношения к другим людям и культурам при осознании своей этнической принадлежности.

В ходе анализа педагогических наблюдений за особенностями процесса адаптации были выявлены педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов (ханты и манси) к обучению и воспитанию в вузе с использованием развивающих возможностей учебной дисциплины «Иностранный язык» выступают: 1) учет этнических особенностей студентов ханты и манси при организации учебно-воспитательного процесса вуза, 2) помощь в профессиональном самоопределении, 3) осуществление контроля и оценки успешности обучения студентов малых этносов на всех этапах целостного педагогического процесса с учетом их индивидуально-психологических особенностей личностных качеств, 4) подготовка к межкультурному взаимодействию (формирование толерантности) студентов, 5) учет особенностей воспитательной работы со студентами ханты и манси в студенческом общежитии.

Выделенные условия входили в комплекс мероприятий по реализации разработанной нами программы, включающей: учебную деятельность, внеучебную воспитательную деятельность, социальную защиту студентов ханты и манси и работу с родителями студентов коренных малочисленных народов Севера.

Апробация разработанных нами концепции, модели и программы по организации эффективного процесса адаптации студентов ханты и манси к обучению и воспитанию в вузе позволила:

1. Успешно адаптироваться студентам ханты и манси к обучению в вузе и сформировать адаптированность к учебно-воспитательному процессу.

2. Осознать личную значимость выбранной профессии.

3. Повысить духовно-нравственный, интеллектуальный потенциал студентов.

4. Сформировать высококвалифицированных специалистов, соответствующих требованиям рынка труда.

5. Повысить успеваемость по учебным дисциплинам.

6. Сформировать толерантное отношение к представителям других культур.

Заключение

.

1. Введено уточненное понятие процесса адаптации студентов ханты и манси к воспитательно-образовательному пространству вуза, под которым мы понимаем процесс активного приспособления учащихся к учебно-воспитательной среде, включающий успешное овладение новыми знаниями, умениями и навыками, новыми формами и методами учебной работы, приобщение к инновационным видам познавательной деятельности, усвоение новых социальных норм, обычаев, традиций, требований коллектива, приспособление к условиям быта в студенческом общежитии, знакомство с этнически отличной культурой, ее ценностями и нормами.

2. В ходе исследования была разработана концепция организации эффективного процесса адаптации студентов младших курсов ханты и манси к обучению и воспитанию в вузе, включающая основополагающие идеи личностно-деятельностного и дифференцированного подходов к обучению, влияния этнических, индивидуально-психологических и возрастных особенностей на процесс адаптации студентов младших курсов ханты и манси.

3. С учетом авторской концепции создана модель адаптированности учащихся ханты и манси к учебно-воспитательному процессу в вузе, основными компонентами которой являются: этнический, личностный, дидактический, профессиональный и бытовой.

4. Введенное в нашем исследовании понятие «адаптированности» относительно коренных малочисленных народов Севера представляет собой качество личности студента, которое способствует успешному приобретению знаний, умений и навыков, способов организации умственной деятельности, рациональному коллективному и личному режиму труда, досуга и быта, системе работы по профессиональному образованию и самовоспитанию значимых качеств личности, помогает наилучшему приспособлению организма к осуществляемой деятельности.

5. Педагогическими условиями активизации процесса адаптации студентов младших курсов (ханты и манси) к обучению и воспитанию в вузе с использованием развивающих возможностей учебной дисциплины «Иностранный язык» выступают: 1) учет этнических особенностей студентов ханты и манси при организации учебно-воспитательного процесса вуза, 2) помощь в профессиональном самоопределении, 3) осуществление контроля и оценки успешности обучения студентов малых этносов на всех этапах целостного педагогического процесса с учетом их индивидуально-психологических особенностей личностных качеств, 4) подготовка к межкультурному взаимодействию (формирование толерантности) студентов, 5) учет особенностей воспитательной работы со студентами ханты и манси в студенческом общежитии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст./ К. А. Абульханова-Славская М.: Наука, 1980 — 335 с.
  2. , А.С. Адаптация выпускников педагогических вузов к условиям профессионального обучения в вузе Текст.: автореф.дис.канд.пед.наук/ А. С. Агафонова. Тула.: ТГПУ, 1997 — 20 с.
  3. , О.Ф. Индивидуально-психологический фактор адаптации субъекта учебной деятельности (в контексте гуманизации образования) Текст.: автореф.дис.канд.псих.наук/ О. Ф. Алексеева. М., 1995 — 21 с.
  4. , И.А. Психологические характеристики адаптации студентов к учебной деятельности Текст.: автореф.дис.канд.псих.наук/ И. А. Аливердиева. Д., 1982 — 15 с.
  5. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст./ Б. Г. Ананьев JI. — 1968 -338 с.
  6. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст./ Б. Г. Ананьев JL: Наука -1989- 247 с.
  7. , Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе Текст./ Д. А. Андреева// Человек и общество. вып. XI — М. — 1973 — С.25−27.
  8. , М.М. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплин педагогического цикла Текст./ М. М. Анцибор. Тула. — 1992. — 209 с.
  9. , М.Б. Специфика учебно-воспитательного процесса на начальном этапе обучения студентов в высшей школе Текст.: дис.канд.пед.наук/ М. Б. Аристидес.- М., 1988 180 с. — Библиогр.: с.172−180.
  10. , Л.И., Демидова, С.Б. Педагогическая деятельность куратора в общежитии Текст./ Л. И. Архарова, С.Б. Демидова// Воспитательная работа в вузе. Рязань, 2003. — С.115−118.160
  11. , В. Профессиональная адаптация преподавателей Текст./ В. Ащепков// Высшее образование в России. -1998. № 4 — С.67−72.
  12. , Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса: Методические основы Текст./ Ю. К. Бабанский. М: Просвещение, 1982. — 192 с.
  13. , Ю.С. Самооценка студента как показатель его учебной адаптации/ Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов Текст./Ю. С. Бабахан. Ереван. 1973. — С. 12−23.
  14. , М.М., Лукьянова, М.И. Психологические основы личностно ориентированного подхода к обучению Текст.//М.М. Балашов, М.И. Лукьянова// Наука и школа. 1998. — № 6. — с.26−32.
  15. , Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности Текст./ Г. А. Балл //Вопросы психологии 1989 — № 1 — С.92−100.
  16. , В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников Текст.: дис.канд.пед.наук/ В. А. Беликов. Магнитогорск. — 1955 — 351 с. -Библиогр.: с.338−351.
  17. Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка Текст./ Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко. Москва: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000 — с. 208. 5000 экз. — ISBN 5−89 395−167- 0С.44−56.
  18. , В.В. Психологические симптомокомплексы и инвариантытемперамента Текст.: автореф. дис. докг. псих, наук/ В. В. Белоус. -М., 1982 -41с.
  19. , P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе Текст./ Р. Р. Бибрих// Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: Штиинца, 1990 — С. 17−29.
  20. , А.А., Криволап, Л.И., Магун, B.C. О соотношение самооценок и педагогических оценок учащихся школ и вуза Текст./ А. А. Бодалев, Л. И. Криволап, В. С. Магун// Проблемы высшего педагогического образования. -Л.- 1971 178 с.
  21. , ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте Гексг./Д И. Божович. -М.: Просвещение, 1968. -134 с.
  22. Большой Российский энциклопедический словарь. Золотой фонд Текст./под ред. А. Е. Махов, Л. И. Петровская, В. М. Смолкин, В. Д. Шолле. М.: научн. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2003.- 1888 с. — 20 000 экз. -ISBN 5−85 270−324−9
  23. Бокуть, Б. В. Вузовское обучение: проблемы активизации Текст.: под ред. Б. В. Бокуть.-Минск. 1989. — 108 с.
  24. , Л.В. Что такое самооценка? Текст./ Л.В. Бороздина// Психологический журнал. 1992. — № 4 — т. 13. — С.99−100.
  25. , В.И., Каганов, А.Б. Адаптация студентов младших курсов (Обзорная информация) Текст./ В. И. Брудный, А. Б. Каганов. М. 1975. -36с.
  26. , А.А. Индивидуальный подход в обучении Текст./ А.А. Бударный// Советская педагогика -1965. № 7. — С.70−83.
  27. , Б. Воспитательные проблемы коллектива студенческого общежития Текст.: автореф.дис.канд.пед.наук/ Будзишевска Б. М., 1972 -22с.
  28. , В.М., Антонова, М.А. Локус контроля у преподавателей Коми и русского этносов Текст./ В. М. Бызова, М.А.Антонова// Психологический журнал. 1995. — № 6. — С.75−78.
  29. , Г. М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII -нач. XX вв. Текст./ Г. М. Василевич. JL, 1969.
  30. , Р.Б. Уроки дифференцированного обучения Текст./Р.В. Вендеровская //Советская педагогика.- М., 1990. № 11.- С.78−86.
  31. , B.C. Об адаптации студентов-первокурсников к педагогическому вузу Текст./ B.C. Викторова// Пути совершенствования профессиональной направленности в педвузе (студент как предмет познания и воспитания). Саратов, 1975 — С.36−43.
  32. , Г. Н. Этнопедагогика: предмет, проблемы, современные поиски Текст./ Г. Н. Волков// Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы научно практической конференции (6−7 декабря 2001 г.) — Элиста, 2003.
  33. , JI.C. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений Текст./ JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — 504с.
  34. , Б.А. Влияние психического напряжения на деятельность в спорте и управление им в зависимости от особенностей личности Текст.: автореф. док. псих, наук/Б.А. Вяткин. -М., 1981 41с.
  35. , Р.Г. Педагогические условия социализации старшеклассников в школьных трудовых объединения Текст.: автореф.дис.канд.пед.наук/ Р. Г. Габдрахманова. Йошкар-Ола, 2005 — 22с.
  36. , П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий»: доклад на соискание ученой степени доктора пед. наук /по психологии/ по совокупности работ Текст./ П. Я. Гальперин. -М. 1965. — 51 с.
  37. , С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения Текст./ С.А. Гапонова// Психологический журнал. -1994. -т. 15 -№ 3-С. 131−135.
  38. , С.С. Педагогические условия самореализации подростков Текст.: автореф.дис.канд.пед.наук/ Гиль С. С. Екатеринбург, 1994 — 22с.
  39. , Л.А., Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии/ Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко- под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 694 с. — 1000 экз. — ISBN 5−9268−0046−9
  40. , Э.А. Способности и индивидуальность Текст./ Э. А. Голубева. -М, 1993 176 с.
  41. , Л.К., Цуркан, В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов Текст./ Л. К. Гришанов, В.Д. Цуркан// Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: Штиинца, 1990-С. 3−17.
  42. , Г. А. Гуманистическая воспитательная среда как условие адаптации к обучению студентов негосударственного вуза Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Г. А. Гущина Г. А. Киров, 2002. — 137 с. — Библиогр.: с. 125.137.
  43. , М.В. Некоторые особенности проявления личностных свойств студентов-первокурсников в условиях адаптации к вузу Текст./ М.В. Делеу//Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: Штиинца, 1990 — С.29−41.
  44. , Ж.Д. Народные традиции воспитания у бурят Текст.: автореф.дис.канд.псих.наук/Ж.Д. Доржиева. Фрунзе, 1981 — 22с.
  45. , М.И., Кандыбович, JI.A. Психология высшей школы Текст.: учеб. пособие для вузов/ М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Университетское, 1993 — 368 с.
  46. , Л.Г. Факторы адаптации студентов к учебно -воспитательному процессу технического вуза Текст.: автореф.дис.канд.псих.наук/Л.Г. Егорова. Л., 1978 — 21с.
  47. , Н.Г. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов-первокурсников к учебной деятельности в ИФК Текст.: дис. канд. пед. наук/ Н. Г. Ершова Н. Г. СПб, 1998. — 168 с. -Библиогр.: с. 134−148.
  48. , Л.Н. Диагностика социально психологической адаптации личности в условиях деятельности и общения Текст.: автореф.дис.канд.псих.наук/ Л. Н. Жмыриков. — Л., 1989- 24с.
  49. , А.А., Малхасян А. Г. Как самостоятельно учиться Текст.: пособие для учащихся вечерних и заоч. школ/ А. А. Жуковский, А. Г. Малхасян. М.: Просвещение, 1974. — 112с. — 100 000 экз.
  50. , В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студентов высш.165пед. учеб. заведений/ В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Изд. Центр «Академия», 2003. — 208с.
  51. , Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике Текст.: научно-метод. пособие/Н. И. Загузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. дом Ореол-Лайн, 1998. — 191 с. — 2000 экз. — ISBN 5−93 092−002−8
  52. , И.А. Адаптация студента как субъекта учебной деятельности на начальном этапе обучения иностранному языку в условиях языкового вуза Текст./ И.Я. Зимняя// Психология студента как субъекта учебной деятельности. М. — 1989 — вып.327 — С. 4 -14.
  53. , И.А. Педагогическая психология Текст./ И. Я. Зимняя. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 447 с.
  54. , О.И., Кряжева, И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности Текст./ О. И. Зотова, И.К. Кряжева// Психологические механизмы регуляции социального поведения М. — 1979 -С.43 -56.
  55. , Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема Текст./ Д. И. Зюзин М., 1978 — С. 48.
  56. , И.И. Научно педагогические основы совершенствования готовности будущих учителей к творческой профессиональной деятельности Текст.: автореф.дис.канд.пед.наук/ И. И. Ильясов. — Алма-Ата., 1986. — 24 с.
  57. , В.И., Сычеников, И.А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (Единая методическая система института: теория практика) Текст./ В. И. Каган, И. А. Сычеников М.: Высшая школа, 1987 -142с.
  58. , В.Е. О понятии «адаптация студентов в вузе» Текст./В.Е. Кадочкина// Оптимизация процесса формирования личности студента. Куйбышев, 1980 — С.83−94.
  59. , В.П. Современные аспекты адаптации Текст./В.П. Казначеев. Новосибирск: «Наука. Сиб. отд», 1980. — 154 с.
  60. , Е.А. Исследование стрессовых ситуаций студентов -спортсменов в связи с некоторыми особенностями личности Текст.: автореф.дис.канд.пед.наук/Е.А. Калинин. -М., 1975. 21 с.
  61. , Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/Н.П. Капустин. М.: Изд. Центр «Академия», 1999. — 216 с. — 30 000 экз. — ISBN 57 695−0417-Х
  62. , А.Д. Очерки социальной психологии Текст./ А. Д. Карнышев. Иркутск. 1998. — 325 с.
  63. , А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема Текст./ А. А. Кирсанов. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1982−224с.
  64. , JI.C. Педагогические основы индивидуализации обучения в вузе Текст.: учеб. пособие/ JI.C. Клемешева. Ташкент: Изд-во Ташк. ГУ, 1988.- 79с.
  65. , Е.А. Типологические различия в адаптации к экстремальным условиям диагностического эксперимента Текст./ Е.А. Климов// Вопросы психологии Свердловск. — 1967 — С. 55 — 59.
  66. Ковалев, А Г. Социально-психологические проблемы коллектива и руководства Текст./ А. Г. Ковалев М.: Политиздат, 1975 -112с.
  67. Кон, И. С. Психология юношеского возраста Текст./ И. С. Кон. М.: Наука, 1979−154с.
  68. , А.П. Социально педагогическая адаптация иностранных студентов в процессе профессиональной подготовки (на примере авиацион. техн. колледжа) Текст.: автореф.дис.канд.пед.наук/ А. П. Кормилицин. -М., 1997. — 22с.
  69. , С.А. Организация патриотического воспитания студентов в среднем специальном учебном заведении Текст.: автореф.дис.канд.пед.наук/ С. А. Кочевцева. Рязань: РГПУ, 2005 — 20с.167
  70. , А.И. Культура педагогического эксперимента Текст./А. И. Кочетов. 2-е изд., испр. и доп. — Мн.: ред. Журнала «Адукацыя i выхаванне», 1996. — 327 с. — Библиогр.: с. 175−177. — 3000 экз. — ISBN 985−6029−10−4.
  71. , А.И. Педагогическое исследование Текст.: учеб. пособие для аспирантов, студентов-дипломников и учителей/ А. И. Кочетов. Рязань: РГПИ. — 1975. -177 с. — 5000 экз.
  72. , А.И. Актуальные проблемы педагогики Текст.: спецкурс для студентов-выпускников пед. институтов/ А. И. Кочетов. Рязань: РГПИ. -1971.-279 с.-2500 экз.
  73. Красильников, В. П Игры и состязания в народной педагогике хантов Текст./ В.П. Красильников//Педагогика. 2006. — № 1. С.55−60.
  74. Краткий словарь иностранных слов Текст./ Сост. С. М. Локшина. М., 1978 -125 с.
  75. , В.Н. Формирование мотивации познавательной деятельности в контекстном обучении Текст.: дис. канд. пед. наук/ В. Н. Кругликов. М. — 1996. — 193с. — Библиогр.: с. 182−193.
  76. , В.А. Основы педагогической психологии Текст./В.А.Крутецкий. М.: 1977 — 253с.
  77. , А.Г. Динамика ценностных ориентации Российской молодежи Текст.: автореф. дис. докт. соц. наук/ А. Г. Кузнецов. М., 1995 -31с.
  78. , М.И. Адаптация выпускников вузов МВД РФ пенитенциарного профиля к воспитательной деятельности в колонии Текст.: автореф.дис.канд.пед.наук/М.И. Кузнецов. М., 1996 — 24с.
  79. , В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство Текст./В.П. Кузовлев// Педагогика. 2000. — № 1. — С.52−57.
  80. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст./ Н. В. Кузьмина. М., 1990. — 76 с.
  81. , П.С. Адаптация как функция развития личности Текст./ П. С. Кузнецов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991 — 76 с.
  82. , Ю.Н., Сухобская, Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся Текст./ Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М.: Педагогика, 1971. -111с.
  83. , В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками Текст./ В. В. Лагерев. М. — 1991. — 48с.
  84. Леви-Строс, К. Структурная антропология Текст./К. Леви-Строс. М.: 1985.- 148с.
  85. , А.Н. Потребности, мотивы и эмоции Текст./ А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1971. с.
  86. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст./ А. Н. Леонтьев. Изд. 2-е. — М.: Политиздат, 1977. — 340с.
  87. , В.Т. Современное студенчество: социологические очерки Текст./ В. Т. Лисовский. М.: Высшая школа, 1990. — 303с.
  88. , З.А. Педагогические условия адаптации учащихся общеобразовательных школ к труду в рыночной экономике Текст.: автореф.дис.канд.пед.наук/Литова 3. А. Брянск, 1998 — 19с.
  89. , М.В. Психологические условия школьной адаптации Текст.: автореф.дис.канд.псих.наук/ М. В. Максимова. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1994 — 24с.
  90. , В.Л., Серова, Л.К. Информационные аспекты управления спортсменом Текст./ В. Л. Марищук, А. К. Серова. М.: Физкультура и спорт, 1983.- 110с.
  91. А.К. Формирование мотивов учения Текст./ А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1990. 120с.
  92. , В.А. Психолого-педагогические условия адаптации слушателей военных вузов к профессиональной деятельности Текст.:169автореф.дис.канд.пед.наук/ В. А. Мельников. Оренбург: ОГИ, 1999 — 18с.
  93. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст.:/ B.C. Мерлин. М.: Педагогика, 1986 — 225с.
  94. , И.А. Адаптация как социально- психологическое явление Текст./ И.А. Милославова// Социальная психология и философия. -Л.-1973.-вып.2-С. 111−120.
  95. , Л.М. Психология профессионального развития учителя Текст.: автореф.дис.док.пед.наук/ Л. М. Митина. М, 1995 — 47с.
  96. , М. Организация общения студентов в общежитии Текст.: автореф.дис.канд.пед.наук/ Михеллер М. Ленинград, 1981 — 20с.
  97. , А.Г. К вопросу о дидактической адаптации первокурсников вуза: Психологические и социально-психологические особенности студента Текст./ А. Г. Мороз. Ереван. -1973. — С. 23−31.
  98. , А.В. Учитель: мастерство и вдохновение Текст./ А. В. Мудрик. -М., 1986- 160с.
  99. , А.В. Введение в социальную педагогику Текст./ А. В. Мудрик. -М., 1997- 137с.
  100. , К. Психология ответственности Текст./К. Муздыбаев. Л.: Наука, 1983−240с.
  101. , В.Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности Текст./ В.Д. Небылицын// Естественно научные основы психологии. М. — 1978 — С. 295 — 296.
  102. , Т.Г. Формирование мотивов учебной деятельности студентов при изучении дисциплин педагогического цикла Текст.: дис. канд. пед. наук/ Т. Г. Неруш. Саратов. 1996. — 165с. — Библиогр.: с. 149−165.
  103. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов Текст. /М., 1995 С. 15−16.
  104. , О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития Текст./ О.П. Околелов// Образование в России. -1994. № 2. — С.40−50.
  105. , А.Н. Управление учебно-воспитательным процессом в высшем педагогическом учебном заведении Текст./ А. Н. Орлов. Алма-Ата: Мектеп, 1987- 109с.
  106. , Е.А. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к обучению в вузе в процессе внеучебной деятельности Текст.: дис. канд. пед. наук/ Е. А. Осипов. М. 2002. — 119с. — Библиогр.: с. 99−119.
  107. Основы педагогики и психологии высшей школы Текст./ под.ред.А. В. Петровского М.: Изд-во МГУ, 1986. — 303с.
  108. Педагогический энциклопедический словарь. Золотой фонд Текст./вед. научн. ред. О. Д. Грекулова. М.: научн. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2003.- 528 с. — 10 000 экз. — ISBN 5−7107−7304−2
  109. Пб.Пидкасистый, П. И, Фридман, JI.M., Гарунов, М.Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы Текст./ П. И. Пидкасистый, JI.M. Фридман, М. Г. Гарунов. М.: Педаг-ое общ-во России, 1999.-354с.
  110. , В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнического общества Текст./В.Я. Пилиповский//Педагогика. -1997.-№ 5.-С. 97−103.
  111. , В.В. Этнология: предметная область, социальные функции понятийный аппарат Текст./ В.В. Пименов//Этнология. М. — 1994. — С. 66.
  112. , К.К. Система психологии и теория отражения Текст./ К. К. Платонов. М.:Наука. — 1982. — 309с.
  113. , И.П. Педагогика Текст./И.П. Подласый. М.: Просвещение, 1996.-432с.
  114. , М.Н. Рейтинговая система в управлении качеством высшего образования Текст. /М.Н. Прокопьев// Северный университет: информационно-аналитическая газета Сургутского государственногоуниверситета ХМАО Югры. — 2006. — 20 апреля
  115. , О.Г. Воспитание детей в условиях Крайнего Севера Текст./ О.Г. Прохорова//Педагогика. 2006. — № 1. С.49−55.
  116. Психология. Словарь. Текст./под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.- 494 с. — 400 000 экз. — ISBN 5−25 000 364−8
  117. , Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников Текст./ Е. С. Рабунский. М: Педагогика, 1975 — 184 с.
  118. , Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательная активность личности Текст./ Ф.М. Рахматаллина// Психологическая служба в вузе. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1981 — С.90−104.
  119. , А.А. Локус контроля делинквентной личности Текст./ А. А. Реан //Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 2. — С. 52 — 56.
  120. , Я. Экспериментальная психология эмоций Текст./ Я. Рейковский. М.: Прогресс, 1979. — 390 с.
  121. , Н.И. Психологические проблемы изучения и формирования личности студента как будущего специалиста Текст./ Н.И.
  122. Рейнвальд//Студент на пороге 21 века: Монография. М.: Изд-во УДН, 1990. -С. 16−31.
  123. , М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект Текст./ М. В. Ромм.- Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма РАН, 2002. 275 с. — 500 экз. — ISBN 5−2 031 862−0
  124. Российская педагогическая энциклопедия Текст./глав. ред. В. В. Давыдов. -М.: научн. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993.- 1 т. 608 с. -5000 экз. — ISBN 5−85 270−286−2
  125. Российская педагогическая энциклопедия Текст./глав. ред. В. В. Давыдов. -М.: научн. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1999.- II т. 672 с. -50 000 экз. — ISBN 5−85 270−140−8
  126. , C.JI. Проблемы общей психологии Текст./ C.JI. Рубинштейн. М. Т. 2. -1973. — 237с.
  127. , C.JI. Основы общей психологии Текст./ С. JI. Рубинштейн. -М.-1989.-273с.
  128. , В.В. Психологические основы организации совместной учебной деятельности Текст.: автореф. дис. док. пед. наук/В.В. Рубцов. -М., 1986−47с.
  129. , А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования Текст./ А.Я. Савельев// Высшее образование в России 1994. -№ 2-С. 29−37.
  130. , В.А. Педагогические условия профессиональной адаптации сельской молодежи в сельскохозяйственном производстве Текст.: автореф.дис.канд.пед.наук/В.А. Сазонов. Челябинск, 1980 — 20с.
  131. , А.Н. К вопросу об эстетическом воспитании студентов Текст./А.Н. Самойличенко// Северный университет: информационно-аналитическая газета Сургутского государственного университета ХМАО -Югры. 2006. — 20 апреля
  132. , К.О. К вопросу адаптации первокурсников Текст./
  133. К.О.Сатросян//Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов: Материалы симпозиума. Ереван: Арм. гос. пед. ин-т, 1973 -С.6−10.
  134. , К.О. Психологические вопросы адаптации студентов к высшей школе Текст./ К. О. Сатросян. Ереван: Арм. гос. пед. ин-т, 1981. -85с.
  135. , Б.У. Сборник документов в помощь заместителям деканов факультетов по внеучебной работе и кураторам академических групп Текст. / Б. У. Серазетдинов. Сургут, 2003. — 33 с. -150 экз.
  136. , М.В. Социально-педагогические условия адаптации слушателей младших курсов к обучению в высшем учебном заведении МВД России Текст.: автореф.дис.канд.пед.наук/ М. В. Сидорова. Брянск, 1998 -23с.
  137. , М.Н. Совершенствование процесса обучения Текст./ М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1971 — 206с.
  138. , Е.В. Психологический анализ социальной адаптацииличности в инокультурной среде (на материале иностр. студентов) Текст.:автореф.дис.канд.пед.наук/ Е. В. Скворцова. М., 1997 — 24с.
  139. , В.А. Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы Текст./ В.А. Сластенин// Наука и школа. 1998. -№ 2 — С.8−16.
  140. , В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е. Н. Педагогика Текст.: учеб. пособие/В .А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Изд. центр «Академия». — 2003, — 576 с. — 20 000 экз. — ISBN 5−7695−0878−7.
  141. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст./ С. Д. Смирнов. М.: Аспект-Пресс, 1995 -271с.
  142. , А.А. Уровневая дифференциация: Путь к успеху Текст./ А.А. Солонова//Народное образование. 1994. — № 1. — С.100−102.
  143. , С.И. Нейрофизиологические механизмы индивидуальной адаптации человека в Антарктиде Текст./ С. И. Сороко. Д.: Наука, 1984. -152 с.
  144. , К.И. Воспитание культуры межнационального общения подростков в условиях сельской многонациональной школы Хакассии Текст.: автореф.дис.пед.псих.наук/К.И. Султанбаева. М., 1995 — 17с.
  145. , И.А. Мотивация как целеполагающий компонент учения (на материале зарубежных стран) Текст./ И.А. Тагунова// Новые исследования в педагогических науках М. -1991 — № 2 (58) — С. 19−23.
  146. , С.А. Высшее образование в перспективе 21 столетия Текст./ С.А. Тянган/ЯТедагогика/ 2000. — № 2/ - С.3−10.
  147. , А.П. Особенности профессиональной адаптации учителя к педагогической работе в условиях крайнего Севера Текст.: автореф.дис.канд.псих.наук/ А. П. Тарабрин. М.: МГЛУ, 2000 — 18с.
  148. Теплов, БМИзфанныетрудыТекст./Б.М. Теплов. М. — 1985. — 243 с.
  149. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст./ И. Э. Унт.-М.-1990. -192с.
  150. Унт, И.Э. К проблеме индивидуализации учебного процесса Текст./ И.Э. Унт//Советская педагогика. 1971. — № 11. — С.41−48.
  151. , К.Д. Человек как предмет воспитания Текст./К.Д. Ушинский. Собр.соч.- т.8 — М. — 1950. — С.44.
  152. , В.А., Приступа, Г.Н. Как проводить педагогический эксперимент Текст.: учеб. пособие/В.А. Фадеев, Г. Н. Приступа. Рязань: РГПУ. — 1993.-Библиогр.: с.134−137. — 137 с. — 1000 экз. — ISBN 5−88 006−009−8.
  153. , И.Л. Проблемы социальной профессионально -личностной адаптации начинающего учителя Текст./ И. Л. Федотенко. -Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1998. 50 с. — 500 экз.
  154. Философский энциклопедический словарь Текст./ Гл.ред. А. Ф. Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия, 1983 — 839 с.
  155. , Т.Г. О проекте программы устойчивого развития обских угров Текст./Т. Г. Харамзин// Народы Северо-Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2002. — Вып. 9. — С. 188−189.
  156. , И.И. Проблема самосознания в психологии Текст./ И. И. Чеснокова. М.: Изд-во Наука, 1977. — 179 с.
  157. , К.У. Процессы адаптации и реадаптации в структуре профессионализации личности Текст.: автореф.дис.канд.псих.наук/ К. У. Чимбеленге. Ярославль. -1996. — 31с.
  158. , Н.Е. Психологический анализ саморегуляции личности в процессе социально-психологической адаптации студентов педагогического вуза Текст.: автореф.дис.канд.псих.наук/ Н. Е. Шафажинская. М.: МГПИ, 1982- 15с.
  159. , Н.Е. Роль социально-психологической адаптации студентов-первокурсников в оптимизации учебного процесса Текст./ Н.Е. Шафажинская//Психологические проблемы интенсификации обучения иностранному языку. М. 1981. — вып. 179 — С.88−96.
  160. Шадриков, В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении Текст.: под ред. В. Д. Шадрикова М.: Просвещение, 1990 — 142 с.
  161. , Т.И., Давыденко, Т.М., Рогачева, Н. А. Управление адаптивнойшколой: проблемы и перспективы Текст. /: Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Н. А. Рогачева. Архангельск, 1995 — 147 с.
  162. , АС. Психологические особенности мотивации учебной деятельности студентов Текст./А. Шевчук// Северный университет: информационно-аналитическая газета Сургутского государственного университета ХМАО-Югры. 2006. — 20 апреля
  163. , Т. Социальная психология Текст./ Т. Шибутани. Ростов на Дону: «Феникс», 1999. — 205с. — С. 81.
  164. , И.В. К вопросу об особенностях адаптации студентов на младших курсах вузов Текст./И.В. Ширяева// Пути повышения эффективности обучения в вузе. Горький: Изд-во ГТУ, 1980 — С.70−75.
  165. , А.В. Физиологические и метаболические характеристики процессов адаптации и дезадаптации организма спортсменов высокой квалификации (на примере игровых видов спорта) Текст.: автореф.дис.канд.пед.наук/ А. В. Шемердяк. Тюмень, 2005. — 22с
  166. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст./ Г. И. Щукина. М. — 1979. — С.50. — 38 000 экз.
  167. , А.Ц. Влияние характера педагогического общения преподавателя на адаптацию студентов-первокурсников Текст.: автореф.дис.канд.пед.наук/ А. Ц. Эрдынеев. М. — 1992. — 19с.
  168. , И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе Текст./ И.С. Якиманская/Директор школы. М., 2000. -96с.
  169. , П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека Текст./ П. М. Якобсон. М.: Просвещение. — 1967. — 97с.
  170. , М.В. Педагогические основы адаптации первокурсников к обучению в вузе Текст.: дис. канд. пед. наук/ М. В. Яковлева. Улан-Удэ, 2000. — 147 с. — Библиогр.: с. 131−147.
  171. , М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности Текст.: автореф.дис.канд.пед.наук/ М.С.177
  172. Яницкий. Иркутск. — 1995. — 25с.
  173. Albert, R.D. The intercultural sensitizer or culture assimilator: A cognitive approach// Handbook of intercultural training. N.Y. — Vol.2. — P. l 86−217.
  174. Brislin, R.W., Cushner, K., Cherrie, C., Yong, M. Intercultural interactions: A practical guide. Beverly Hills, 1986. — 204p.
  175. Ocampo, K.A., Bernal, M.E., Knight, G.P. Gender, race, and ethnicity: the sequencing of social constancies// Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities. Albany, 1993. — P. l 1−30
  176. Swann, W.B. To de adored or to be known: the interplay of self-enhancement and self-verification// Handbook of motivation and cognition: Foundations of social behavior. N.Y., 1990. — Vol.2. — P.408−448.
  177. Triandis, H.S. Culture and social behavior. N. Y., 1994. — 147p.
Заполнить форму текущей работой