Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методическое обеспечение индивидуальной самостоятельной работы по методике обучения алгебре и началам анализа будущих учителей математики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Индивидуальная самостоятельная работа является предметом исследования таких учёных, как JI.B. Жарова, И. Т. Огородников, И. Унт, Н. И. Чиканцева и др. В кандидатских диссертациях Г. И. Китайгородской, С. В. Кораблёвой, А. Е. Тулинцева рассматривается проблема индивидуализации самостоятельной работы студентов по физике, педагогике. Исследования, посвящённые индивидуальной самостоятельной работе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
    • 1. 1. Психолого-педагогические аспекты понятия «индивидуальная самостоятельная работа студентов»
    • 1. 2. Типы индивидуальной самостоятельной работы студентов в курсе методики обучения математике
    • 1. 3. Требования к содержанию методического обеспечения индивидуальной самостоятельной работы студентов
  • ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА
    • 2. 1. Разработка методического обеспечения индивидуальной самостоятельной работы на примере темы «Методика изучения тригонометрических функций в средней школе»
    • 2. 2. Организация, содержание и результаты педагогического эксперимента

Методическое обеспечение индивидуальной самостоятельной работы по методике обучения алгебре и началам анализа будущих учителей математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные пути развития образования на современном этапе определены Концепцией модернизации российского образования, утверждённой Правительством РФ в 2001 году. Все предлагаемые новации направляются на достижение трёх главных целей: на расширение доступности, повышение качества и эффективности российского образования. В связи с этим в области высшего профессионального образования активно осуществляется переход от экстенсивного вузовского образования к интенсивному. B. JL Матросов и.

B.А. Трайнёв отмечают, что это выражается в следующем: «.в последние годы учебные программы вузов пополнились прогрессивными методами обучения. Особое место среди них занимают обучающие алгоритмы, задания по самоподготовке, тестовый контроль усвоения материала. Методическая работа', проводимая в вузах, направлена на повышение качества профессиональной подготовки, формирование активной жизненной позиции будущего специалиста» [103, с.21]. Этот процесс затрагивает также и педагогические вузы, готовящие преподавателей и учителей школ различного профиля.

Вопросы подготовки будущего учителя математики находятся в центре внимания таких учёных, как Л. Г. Вяткин [23], В. А. Гусев [41−43],.

C.Н. Дорофеев [50], И. В. Дробышева [51], О. Б. Епишева [53, 54], Ю. М. Колягин [105], М. А. Кудайкулов [84], Г. Л. Луканкин [96, 97], Е. И. Лященко [91], В. Л. Матросов [103], А. Г. Мордкович [111], И. А. Новик [118, 119], Е. С. Петрова [132], Г. И. Саранцев [150−152], Е. В. Силаев [154], И. М. Смирнова [161, 162], Е. И. Смирнов [136], Н. Л. Стефанова [164, 165], Л. М. Фридман [175], P.C. Черкасов [106], Л. В. Шкерина [183] и др.

1 Методическая работа — часть системы непрерывного образования преподавателей, связанная с повышением уровня их методической и общедидактической подготовки [131, с. 141].

Отмечается важность сформирования методических умений будущих учителей, позволяющих успешно осуществлять процесс обучения учащихся математике. Данному вопросу посвящены работы Н. В. Амосовой [11], И. В. Дробышевой [51], О. Б. Епишевой [53], М. А. Кудайкулова [84], Н. Д. Кучу гуровой [90], Г. Е. Муравьёвой [ИЗ], И. А. Новик [119], Н. Л. Стефановой [165] и др.

Все исследователи подчёркивают необходимость использования при формировании и совершенствовании методических умений будущих учителей самостоятельной работы.

Общие проблемы теории самостоятельности учащихся и студентов в процессе обучения рассматривают видные педагоги С. И. Архангельский [12], Ю. К. Бабанский [128], Б. П. Есипов [55], И. Я. Лернер [93], М. И. Махмутов [104], И. Т. Огородников [121], П. И. Пидкасистый [133, 134], М. Н. Скаткин [156] и др. Вопросам организации2 самостоятельной работы, поиску форм и методов её активизации3 в процессе обучения посвящены исследования Е. Л. Белкина [14, 15], М. Г. Гарунова [24, 25], Б. Г. Иоганзена [65], В. А. Козакова [75], В .И. Крупича [81], И. Л. Наумченко [114], Г. И. Саранцева [152], Н. А. Терёшина [164], И. Унт [170], Н. И. Чиканцевой [178, 181], Т. И. Шамовой [182], Р. Г. Щукиной [185] и др. Некоторые аспекты проблемы представлены в диссертационных исследованиях Н. Л. Вельской [16], А. Курбанова [88], И. Е. Торбан [167], И. В. Харитоновой [177], О. И. Яхно [190].

Для нас наибольший интерес представляют работы, изучающие значение, возможности и организацию самостоятельных работ при индивидуализации4 и дифференциации обучения5 школьников и студентов. Этой проблеме посвящены труды В. А. Гусева [42], Л. В. Жаровой [58], Г. И. Китайгородской [72], С. В. Кораблёвой [78], Н. Д. Кучугуровой [89, 90],.

2 Под организацией какого-либо процесса будем понимать упорядочивание отдельных его действий, приведение его в хорошее, планомерное внутреннее устройство [123, с.392].

3 Активизация — усиление деятельности, побуждение к решительным действиям [159, с.5].

4 Индивидуализация обучения — организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся [ 131, с. 104].

Дифференциация обучения — форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся [131, с.74].

E.B. Силаева [154], А. Е. Тулинцева [169], И. Унт [170], Н. И. Чиканцевой [178, 181] и др.

Проблема, посвященная индивидуализации самостоятельной работы студентов при обучении методическим дисциплинам6, в частности предмету «Методика обучения математике"7, разработана недостаточно.

В настоящее время использование индивидуальных самостоятельных работ в обучении студентов часто затруднено из-за отсутствия соответствующего методического обеспечения8.

Теоретические вопросы создания методического обеспечения учебного процесса представлены в работах E. JL Белкина [14], В. П. Беспалько [17], Ю. Г. Татур [17], Е. И. Смирнова [136], В. Д. Шадрикова [136] и др. Компоненты методического обеспечения индивидуальной самостоятельной работы студентов по общей методике обучения математике разработаны в трудах Е. И. Лященко [91], И. А. Новик [118], Н. М. Рогановского [142], И. М. Смирновой [161], Н. Л. Стефановой [164] и др. Методическое обеспечение индивидуальной самостоятельной работы по курсу «Методика обучения алгебре и началам анализа» представлено или недостаточно полно, или без учёта индивидуальных особенностей обучаемых.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью использования индивидуальной самостоятельной работы при подготовке будущего учителя математики (особенно — при формировании методических умений) и отсутствием специально подготовленного методического обеспечения индивидуальной самостоятельной работы по курсу «Методика обучения алгебре и началам анализа». Это и обусловило актуальность тематики данного диссертационного исследования.

6 Методические дисциплины — дисциплины, изучающие методику обучения какому-либо школьному предмету.

7 Методика обучения предмету — частная дидактика, теория обучения учащихся предмету. Различают общую и частные методики [131, с.141].

8 Методическое обеспечение образовательного процесса — предоставление достаточных методических средств для осуществления образовательного процесса [159, с. 152].

Объектом исследования является индивидуальная самостоятельная работа студентов педагогического вуза по предмету «Методика обучения математике».

Предмет исследования составляет содержание методического обеспечения индивидуальной самостоятельной работы студентов по методике обучения алгебре и началам анализа.

Проблема исследования состоит в выявлении особенностей содержания методического обеспечения индивидуальной самостоятельной работы студентов по методике обучения математике, способствующего формированию методических умений будущих учителей математики.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что использование методического обеспечения индивидуальной самостоятельной работы студентов на занятиях по методике обучения алгебре и началам анализа будет способствовать более активному формированию методических умений будущих учителей математики.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке методического обеспечения индивидуальной самостоятельной работы по методике обучения алгебре и началам анализа.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих конкретных задач:

1. Проведение анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы о сущности понятия «индивидуальная самостоятельная работа студентов».

2. Выделение типов индивидуальной самостоятельной работы студентов в курсе методики обучения математике.

3. Уточнение структуры методического обеспечения индивидуальной самостоятельной работы студентов и изучение требований к содержанию его отдельных компонентов.

4. Разработка методического обеспечения индивидуальной самостоятельной работы студентов по теме «Методика изучения тригонометрических функций в средней школе» курса «Методика обучения алгебре и началам анализа».

5. Экспериментальная проверка эффективности гипотезы исследования.

Для решения вышестоящих задач использовались следующие методы исследования:

— анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, диссертаций, программ по методическим курсам педвузов, учебников и методических пособий для студентов педвузов;

— анкетирование студентов физико-математического факультета Коми пединститута;

— анализ собственного опыта работы в Коми пединституте;

— наблюдение за деятельностью студентов во время занятий по методике обучения математике, педагогической практики;

— беседа с преподавателями педвузов, учителями математики школ, студентами;

— проведение педагогического эксперимента по проверке гипотезы исследования;

— обсуждение результатов исследования на методических семинарах аспирантов, конференциях;

— статистическая обработка результатов эксперимента.

Методологическую основу исследования составили положения современной науки о диалектической взаимосвязи теории и практики в развитии личноститеория личностно-ориентированной организации учебного процесса, дидактическая теория умений и навыков, теория формирования учебной деятельности.

Научная новизна исследования:

1. Уточнена структура методического обеспечения индивидуальной самостоятельной работы студентов, включающая в себя основные компоненты (рабочую учебную программу, методику выявления индивидуальных особенностей студентов, тексты индивидуальных самостоятельных работ, методические рекомендации преподавателю, методические указания студентам) и второстепенные компоненты (справочный и иллюстративный материалы, материалы для контроля, вопросы к зачёту).

2. Разработано методическое обеспечение индивидуальной самостоятельной работы студентов по курсу «Методика обучения алгебре и началам анализа», учитывающее индивидуальные особенности студентов, способствующее активному формированию их методических умений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Использование методического обеспечения индивидуальной самостоятельной работы в курсе методики обучения математике, учитывающее индивидуальные особенности обучаемых, способствует активному формированию методических умений будущего учителя математики.

2. Индивидуальные самостоятельные работы в курсе методики обучения математике представлены следующими типами:

— одинаковые по содержанию, но выполняемые с индивидуализированными инструкциями;

— индивидуализированные по содержанию, но выполняемые с одинаковыми инструкциями;

— индивидуализированные по содержанию и выполняемые с индивидуализированными инструкциями.

3. Методическое обеспечение индивидуальной самостоятельной работы студентов по теме «Методика изучения тригонометрических функций в средней школе».

Достоверность результатов диссертационной работы опирается на опыт использования методического обеспечения индивидуальной самостоятельной работы при обучении студентов методике обучения алгебре и началам анализа в Коми пединституте, а также на результаты проведённого эксперимента.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что внедрение полученных автором результатов исследования в практику работы педвузов позволит интенсифицировать процесс организации самостоятельной работы студентов, будет способствовать активному формированию методических умений будущих учителей математики.

• Базой исследования был выбран Коми государственный педагогический институт. Исследование проходило несколько этапов.

На первом этапе (1996;2000 гг.) изучалась психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования, анализировалось теоретическое состояние проблемы, накапливались факты реального состояния организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов, изучалась методика организации самостоятельной работы, определялись предмет, объект, цели и задачи исследования, рабочая гипотеза.

На втором этапе (2000;2003 гг.) уточнялись понятия, составляющие основу исследования, разрабатывались задачи к занятиям по методике обучения алгебре и началам анализа, подготавливалось методическое обеспечение индивидуальной самостоятельной работы студентов, осуществлялась опытно-экспериментальная работа по внедрению его в практику в Коми педагогическом институте.

На третьем этапе (2003;2004 гг.) уточнялись, анализировались результаты проведенного исследования, которые были оформлены в этой работе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством проведения практических занятий по методике обучения алгебре и началам анализа в Коми государственном педагогическом институте (20 002 004 гг.) — в виде докладов на научно-методических семинарах кафедры алгебры и геометрии Коми государственного педагогического института, г. Сыктывкар (2003;2004 гг.) — на аспирантском семинаре кафедры методики преподавания математики Mill У «Современные проблемы методики преподавания математики в системе «школа-вуз» «, г. Москва (2003 г.) — в виде докладов на пятнадцатой Коми республиканской молодёжной научной конференции, г. Сыктывкар (2004 г.) и шестых Педагогических чтениях «Гуманизация образования — XXI век» Коми республиканского института развития образования и переподготовки кадров, г. Сыктывкар (2004 г.).

Основные положения диссертации отражены в 9 публикациях:

1. Генкулова О. В. Формирование некоторых методических умений студентов при разработке конспектов уроков по математике // Сборник научных статей аспирантов. Выпуск 2. — Сыктывкар: КГПИ, 2000. — С.69−72. -0,25 п.л.

2. Генкулова О. В. О формировании элементов методической культуры студентов в процессе проведения спецсеминара по методике преподавания математики // Проблемы современного математического образования в педвузах и школах России: Тезисы докладов II межрегиональной научной конференции. — Киров: ВятГПУ, 2001. — С.27−28. — 0,12 пл.

3. Генкулова О. В. Методические задачи для самостоятельной работы студентов // Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и вузе: Сб. ст. Выпуск 8. — М.: МПГУ, 2003. — С.87−91. — 0,3 п.л.

4. Генкулова О. В. Индивидуализация самостоятельной работы студентов-математиков на занятиях по теории и методике обучения математике // Вопросы технологии в обучении математике: Сб. ст. — Глазов: изд-во Глазов, гос. пед. ин-та, 2003. — С.18−20. — 0,19 пл.

5. Генкулова О. В. Виды самостоятельных работ студентов в курсе теории и методики обучения математике // Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и вузе: Сб. ст. Выпуск 9. — М.: МПГУ, 2004. — С.21−25. — 0,3 пл.

6. Генкулова О. В. Классификация самостоятельных работ студентов по теории и методике обучения математике // Сборник научных статей аспирантов. Выпуск 4. — Сыктывкар: КГПИ, 2004. — С. 15−19. — 0,3 пл.

7. Генкулова О. В. Организация индивидуальных самостоятельных работ студентов по теории и методике обучения математике // Проблемы современного математического образования в педвузах и школах России:

Тезисы докладов III Всероссийской научной конференции. — Киров: ВятГГУ, 2004.-С.21.-0, 06 п.л.

8. Генкулова О. В. Методические умения будущих учителей математики, их формирование в Коми пединституте // VI Педагогические чтения «Гуманизация образования — XXI век»: Доклады, выступления. — Сыктывкар: КРИРОиПК, 2004. — С.20−24. — 0,25 пл.

9. Генкулова О. В. Значение самостоятельной работы в подготовке будущего учителя математики // Материалы докладов XV Коми республиканской молодёжной научной конференции. Том 1. — Сыктывкар: изд-во Коми научного центра УрО РАН, 2004. — С.346−347. — 0,2 п.л.

Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.

В данной главе мы рассмотрели теоретические вопросы содержания методического обеспечения индивидуальной самостоятельной работы студентов педвуза.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что имеются различные подходы к определению понятия «самостоятельная работа студента». В данной работе мы принимаем следующее определение: самостоятельная работа студента — это вид учебного труда, который является управляемым процессом и служит целям обучения и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалиста.

Среди различных типов и видов самостоятельной работы студентов, предложенных в педагогической литературе, мы выделяем для изучения индивидуальную самостоятельную работу. Под индивидуальной самостоятельной работой будем понимать самостоятельную работу, учитывающую индивидуальные особенности обучаемых.

Индивидуальная самостоятельная работа является предметом исследования таких учёных, как JI.B. Жарова, И. Т. Огородников, И. Унт, Н. И. Чиканцева и др. В кандидатских диссертациях Г. И. Китайгородской, С. В. Кораблёвой, А. Е. Тулинцева рассматривается проблема индивидуализации самостоятельной работы студентов по физике, педагогике. Исследования, посвящённые индивидуальной самостоятельной работе студентов по предмету «Методика обучения математике», в частности по курсу «Методика обучения алгебре и началам анализа», разработаны недостаточно.

В данной работе мы предлагаем следующие типы самостоятельных работ студентов в курсе методики обучения математике:

— одинаковые по содержанию, выполняемые с одинаковыми инструкциями;

— одинаковые по содержанию, но выполняемые с индивидуализированными инструкциями;

— индивидуализированные по содержанию, но выполняемые с одинаковыми инструкциями;

— индивидуализированные по содержанию и выполняемые с индивидуализированными инструкциями.

Последние три типа самостоятельных работ являются индивидуальными, так как могут учитывать индивидуальные особенности обучаемых. К индивидуальным особенностям студентов относим: мотивы учебной деятельности, обученность предмету «математика», сформированность методических умений. Данные особенности выбраны исходя из специфики предмета «Методика обучения математике».

Для успешной организации индивидуальной самостоятельной работы студентов необходимо наличие соответствующего методического обеспечения. Под методическим обеспечением индивидуальной самостоятельной работы студентов по какой-либо учебной дисциплине будем понимать содержательные разработки следующих компонентов: рабочей программы учебной дисциплины, методики выявления индивидуальных особенностей студентов, вариантов индивидуальных самостоятельных работ, методических рекомендаций по организации самостоятельной работы, методических указаний студентам (основные компоненты), иллюстративного и справочного материала, дидактических материалов контроля и самоконтроля, вопросов к зачёту (вспомогательные компоненты).

При разработке каждого компонента следует придерживаться выделенных рекомендаций.

Процесс создания методического обеспечения длительный и трудоёмкий, требует неоднократного апробирования с целью совершенствования содержания методического обеспечения ИСРС.

Во второй главе диссертации будет описан процесс разработки методического обеспечения индивидуальной самостоятельной работы студентов по методике обучения алгебре и началам анализа на примере темы «Методика изучения тригонометрических функций в средней школе», будут представлены организация, содержание и результаты педагогического эксперимента с использованием разработанного материала.

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО.

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ И.

НАЧАЛАМ АНАЛИЗА.

2.1. Разработка методического обеспечения индивидуальной самостоятельной работы студентов на примере темы «Методика изучения тригонометрических функций в средней школе».

Как было представлено в первой главе, создание методического обеспечения индивидуальной самостоятельной работы студентов состоит из нескольких этапов. В данном разделе эти этапы будут представлены более подробно на примере одной из тем курса методики обучения алгебре и началам анализа.

2.1.1. Анализ учебных и методических пособий по курсу «Методика обучения алгебре и началам анализа».

Курс «Методика обучения алгебре и началам анализа» изучается студентами-математиками на старших курсах педагогического вуза. Он призван подготовить будущих учителей по предмету в теоретическом плане перед стажёрской педагогической практикой в старших классах средних школ.

Анализ учебных и методических пособий [54- 91- 106- 107- 112- 118- 150- 161] показал, что большинство преподавателей-методистов в содержании курса выделяют следующие блоки:

1) методика изучения тригонометрических функций;

2) методика изучения свойств функций и построений графиков;

3) методика изучения производной и её приложений;

4) методика изучения первообразной и интеграла;

5) методика изучения показательной и логарифмической функций.

Изучение данного курса проходит на лекционных, практических и лабораторных занятиях в соответствии с индивидуальным планом, разработанным внутри педвуза.

Рассмотрим теперь распределение времени на различные организационные формы занятий по данному курсу, проводимому в Коми государственном педагогическом институте (см. табл. 2.1.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Вспомните формулы сложения аргументов и преобразования сумм в произведение).
  2. D. Постройте график функции f (x)=-2sinx, найдите область определения и множество значений функции.
  3. На лабораторном занятии проверьте выполнение контрольной работы своего товарища. Оцените работу, выполните анализ контрольной работы.
  4. Изготовьте индивидуальный тригонометрический круг (радиус круга 5 см). Подберите упражнения для организации устной работы с тригонометрическим кругом.
  5. Подготовьте сообщение, мотивирующее изучение темы «Решение тригонометрических уравнений».
  6. Подготовьте фрагмент урока по введению понятия «арксинус числа», используя следующие указания: a) подберите подготовительные упражнения для актуализации знаний учащихся-b) докажите «теорему о корне»
  7. Какую ошибку может допустить учащийся при построении графика функции y=arccos х?
  8. Составьте математический диктант по теме «Свойства тригонометрических функций».
  9. Разработайте справочную таблицу решений простейших тригонометрических уравнений (с частными случаями).
  10. Решите уравнения, выделите возможные ошибки учащихся при решении уравнений, заполните таблицу.
  11. Уравнение Решение Возможные ошибкиcos х=0 sin х=1 tgx=0 cos х=½ cos х—½ ctg х=-1 sin (x-7t/6)=V3/2 sin x=2 tgx=4 ctg (2x- k/3)=S arccos x=- 7i/6
  12. Используя предыдущее задание, составьте тренажёр для учащихся по теме «Простейшие тригонометрические уравнения» (10 заданий). Решите подобранные уравнения.
  13. Перечислите основные виды тригонометрических уравнений, решаемых в школе. Систематизируйте материал в таблицу.
  14. Вид уравнения, способ решения. Пример и решение.
  15. Сводящееся к квадратному. 5зт2х + 6собх -6 = 0
  16. Проанализируйте следующее задание:
  17. Найдите промежутки знакопостоянства и нули функции Г (х)=-зтЗх".
  18. Указание: 1) решите задание- 2) выясните, какими способами можно выполнить это задание- 3) подберите вопросы для учащихся, позволяющие найти ход решения (например, «Как аналитически можно найти нули функции?»).
  19. Составьте карточки для проведения дифференцированного зачёта по теме «Тригонометрические функции».
  20. Задания на выбор. Выполните одно из заданий:
  21. A. Разработайте конспект урока по теме «Уравнение cosx=a».
  22. B. Решите задания повышенной сложности 4, с. 318, № 42- 45.
  23. C. Выступите на практическом занятии с одним из фрагментов урока:
  24. Введение числовой функции y=sinx.
  25. Построение графика функции y=sinx.
  26. Математический диктант по теме «Свойства тригонометрических функций».
  27. D. Изготовьте тригонометр и продемонстрируйте его работу.
  28. Алгебра: Учебник для 9 кл. средней школы / Под ред. С. А. Теляковского. М.: Просвещение, 2002. — 365 с.
  29. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10−11 кл. общеобразоват. учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. М.: Просвещение, 2000. — 384 с.
  30. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10−11 кл. общеобразоват. учреждений /А.Н. Колмогоров, A.M. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др. Под ред. А. Н. Колмогорова. М.: Просвещение, 2002. — 384 с.
  31. М.И. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10−11 кл. сред, шк. СПб.: Свет, 1998. — 384 с.
  32. С.И. Построение графиков тригонометрических функций содержащих модуль // Математика в школе. 1997. — № 1.
  33. Э.С. Единичная окружность в подготовительном курсе тригонометрии // Математика в школе. — 2000. — № 8.
  34. И.Т. Тригонометрические уравнения и неравенства: Кн. для учителя. М. Просвещение, 1989. — 239 с.
  35. Дорофеев Г. В., .Муравин Г. К., Седова Е. А. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс. М.: Дрофа, 2000. — 160 с.
  36. Зачёты в системе дифференцированного обучения математике / JI.O. Денищева и др. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  37. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Под ред. Е. И. Лященко. М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
  38. Р.Д. и др. Устные упражнения по алгебре и началам анализа. -М.: Просвещение, 1989. 96 с.
  39. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5−11 кл. / Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. М.: Дрофа, 2001. -320 с.
  40. В. Сборник упражнений по тригонометрии // Математика. -2000.-№ 41.
  41. Другие варианты индивидуальных самостоятельных работ по теме «Методика изучения тригонометрических функций в средней школе» представлены в приложении 7.21.5. Методические рекомендации и указания
  42. Выделим методические рекомендации преподавателю по организации индивидуальной самостоятельной работы студентов с использованием методического обеспечения.
  43. Распределение студентов на группы и определение варианта ИСРС должно происходить после изучения индивидуальных особенностей студентов.
  44. Индивидуальные самостоятельные работы выполняются студентами во внеурочное время к установленному числу. Для желающих проводятся консультации.
  45. Возможная схема обучения студентов теме «Методика изучения тригонометрических функций в средней школе» представлена на схеме 2.4.1. Схема 2.4.
  46. Обучение студентов теме «Методика изучения тригонометрических функций в средней школе»
  47. Темы лекций, практического и лабораторного занятий смотри в таблице 2.2. Индивидуальную самостоятельную работу студентов предлагаем разбить на две части, так как она имеет большой объём.
  48. Задания примерной контрольной работы по изучаемой теме представлены в приложении 4.
  49. В иллюстративный материал включены: образец индивидуального тригонометрического круга (см. приложение 5) — эскиз тригонометра с описанием его изготовления (см. приложение 6).
  50. Методика введения понятия «арксинус числа».
  51. Свойства тригонометрических функций.
  52. Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств.
  53. Методы решения тригонометрических уравнений.
  54. Тригонометрический круг, его возможности.
  55. Организация, содержание и результаты педагогического эксперимента
  56. Для участия в педагогическом эксперименте были выделены группы студентов: экспериментальная (23 человека) и контрольная (25 человек). Рассмотрим подробно этапы педагогического эксперимента.22.1. Констатирующий этап
  57. Содержание используемой нами анкеты было приведено в подразделе 2.1.3. Анализ анкет студентов дал следующие результаты.
  58. Мне интересно учиться математике.52%.
  59. Я хочу стать учителем (педагогом, воспитателем).29%.
  60. Я хочу получить диплом о высшем образовании.44%.
  61. Учусь по настоянию родителей.4%.
  62. Хочу получить педагогическое образование.13%.
  63. Поступил учиться случайно.4%.
  64. Обучение это ещё одна возможность для общения с людьми.6%.
  65. Я считаю, что без образования не смогу ничего достичь.40%.
  66. Причинами, по которым студенты занимаются не в полной мере своихсил, явились следующие: — нет времени.13%-- лень.27%-- нет интереса к предмету.16%-- большая нагрузка.17%-- семейные обстоятельства.10%-- слабые знания.4%.
  67. Занимаются в полной мере своих сил.15%.
  68. Анализ ответов на четвёртый вопрос показал, что больше всего стимулируют студентов к самостоятельным занятиям практические занятия (58%), педагогическая практика (67%), индивидуальные задания к занятиям (69%), рефераты, курсовая работа (67%).
  69. Таким образом, мы видим, что студенты понимают необходимость изучения данного предмета.
  70. При ответе на вопрос: «Какой вид учебной деятельности Вам нравится при изучении методики обучения математике?» (вопрос IX) ответы студентовраспределились в следующем соотношении:
  71. Решать задания из контрольных и экзаменационных работ.58%.
  72. Выступать с фрагментом урока на занятии.26%.
  73. Письменно разрабатывать фрагмент урока.23%.
  74. Разрабатывать дидактическую игру (соревнование).29%.
  75. Изготовлять наглядность к уроку.39%.
  76. Знакомиться с альтернативными методиками.32%.
  77. Изучать дополнительный материал (для мат. классов).29%.
  78. Подбирать исторический материал к уроку.23%.
  79. Выполнять аннотацию статьи.0%.
  80. Полученные ответы на эти вопросы анкеты позволили нам учесть основные потребности студента при организации его индивидуальной самостоятельной работы. Они реализуются в заданиях на выбор.
  81. Данные ответы подтвердили, что методические умения многих студентов развиты недостаточно.
  82. Распределение студентов по группам со сходными мотивами учебной деятельности до экспериментального обучения60 -|40
Заполнить форму текущей работой