Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Информационная безопасность в деятельности органов внутренних дел: теоретико-правовой аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Угрозы информационной безопасности страны, источниками которых является современная преступность, преступные национальные и транснациональные сообщества, которые по своей совокупности и масштабам воздействия охватывают всю территорию страны, затрагивая все сферы жизни и деятельности общества, что обусловливает необходимость рассмотрения борьбы между организованной преступностью и призванными… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 13 ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. Информационная безопасность в системе национальной 13 безопасности: природа, сущность, место в категориальном аппарате общей теории права
      • 2. 0. рганизационно-правовое обеспечение информационной 35 безопасности
  • ГЛАВА 2. УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 57 В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
    • 1. Компьютерная и телекоммуникационная преступность
    • 2. Информационный терроризм: понятие, правовая квалификация, 62 средства противодействия
    • 3. Информационная война: организационно-правовое обеспечение 80 государственного противодействия кибернетической преступности
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
    • 1. Государственно-правовое регулирование в сфере борьбы с 96 компьютерными преступлениями
    • 2. Совершенствование нормативно-правовой базы по защите 115 информации органов внутренних дел
    • 3. Организационно-управленческий и правовой механизм защиты 127 информации в деятельности органов внутренних дел: пути дальнейшего развития

Информационная безопасность в деятельности органов внутренних дел: теоретико-правовой аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В результате осуществления социально-экономических преобразований за истекшие годы общество и общественные отношения в России перешли в качественно новое состояние, характеризующееся, в частности, сильным сращиванием органов власти, организаций бизнеса и криминалитета, что диктует острую потребность пересмотра функций и задач правоохранительных органов, органов обеспечения национальной безопасности, сил обеспечения экономической безопасности и правопорядка.

Переход в новое состояние российского общества неразрывно связан с возникновением новых вызовов и угроз как национальной безопасности в целом, так и ее важнейших составляющих — экономической и общественной безопасности. Возникновение указанных угроз на фоне сильного отставания и недостаточного развития российской законодательной основы сопряжено, прежде всего, с ускоренной капитализацией экономических отношений общества, бурным развитием рыночных отношений, тесным встраиванием России в глобальные мировые экономические отношения, глобализацией мировой экономики, глобализацией и транснационализацией преступности в основных жизненно важных сферах общественных отношений, возникновением и развитием международного терроризма и др.

Все это требует серьезного осмысления и выработки новых механизмов организации противодействия национальной и транснациональной преступности.

Необходимым условием социально-экономического развития Российской Федерации является снижение уровня преступности. Существующее состояние, применяемые правоохранительные механизмы и средства борьбы с современной преступностью не в полной мере соответствуют состоянию и динамике распространения организованной преступности, теневой экономике и экономической преступности, наркоторговле и торговле людьми, терроризму и экстремизму, коррупции.

Информационная революция способствует созданию и включению в социально-экономическую систему таких потоков информации, которые могут быть вполне достаточными для эффективного разрешения большинства современных глобальных и региональных социально-экономических проблем, для обеспечения рационального природопользования, гармоничного экономического, политического, социального и культурно-духовного развития общества и его безопасности. Этими же достижениями в сфере информации в полной мере пользуется и преступность, которая в своей основе является масштабной и организованной, охватывая целые регионы и даже всю территорию страны, выходя за ее пределы, имеет большие возможности по доступу к информационным, техническим и финансовым ресурсам, их наращиванию и использованию в своей противоправной деятельности. Указанные обстоятельства обусловливают необходимость кардинального переосмысления существующих взглядов и выработки новых концептуальных подходов к проблеме информационной безопасности, борьбы с такими новыми явлениями как киберпреступность и кибертерроризм в целях обеспечения национальной безопасности.

Актуальность исследования правовых и организационно-управленческих механизмов обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел в условиях интеграции информационных систем правоохранительных органов и специальных служб обусловлена также тем, что вопросы теории защиты информации традиционно рассматривались, как правило, с технических позиций или применительно к ранее существующим и устоявшимся организационным системам.

В ряде исследований отмечается, что проблему обеспечения защиты информации часто сужают до проблемы обеспечения защиты только компьютерной информации. Так, О. В. Генне справедливо полагает, что для реализации эффективного подхода необходимо взаимоувязанное рассмотрение ряда аспектов информационной безопасности1.

Формирование режима информационной безопасности — проблема комплексная, в которой можно выделить четыре уровня: законодательный (законы, нормативные акты, стандарты и т. п.) — административный (действия общего характера, предпринимаемые руководством) — процедурный (меры безопасности, направленные на контроль за соблюдением сотрудниками мер, направленных на обеспечение информационной безопасности) — программно-технический (технические меры).

Исходя из этого, возникает необходимость развития теоретических положений и методологических принципов обеспечения информационной безопасности органами внутренних дел. Особую значимость приобретает научно-практическая проблема комплексного рассмотрения вопросов государственно-правового регулирования и организационного управления в сфере обеспечения информационной безопасности правоохранительных органов. Все это определило актуальность темы исследования и рассматриваемый круг вопросов.

Состояние изученности проблемы. Вопросы государственного регулирования в информационной сфере в значительной мере стали затрагиваться в научных публикациях лишь во второй половине XX века, когда форсированными темпами стал развиваться международный обмен научно-техническими достижениями. Большой вклад в рассматриваемую область внесли следующие отечественные ученые: В. Д. Аносов, А. Б. Антопольский, Г. Т. Артамонов, П. И. Асяев, Ю. М. Батурин, И. Л. Бачило, М. Боер, А. Б. Венгеров, М. И. Дзлиев, Г. В. Емельянов, И. Ф. Исмагилов, В. А. Копылов, В. А. Лебедев, В. Н. Лопатин, Г. Г. Почепцов,.

1 См.: Генне О. В. Основные положения стеганографии // Защита информации Конфидент. — 2000. — № 3. — С.20−25.

М.М. Рассолов, И. М. Рассолов, А. А. Стрельцов, А. Д. Урсул, А. А. Фатьянов, А. П. Фисун и др. Среди зарубежных ученых в данном направлении можно отметить работы Р. Голдшейдера, И. Джерарда, Дж. Майера, Б. Маркуса, Дж. Ромари, С. Филипса и др.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является уточнение теоретико-правовых положений, методологических принципов обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел, информационного противоборства и эффективного информационного противодействия криминальным структурам с применением правовых и правоохранительных механизмов.

В соответствии с сформулированной целью в работе были поставлены следующие задачи:

— исследовать и уточнить теоретические и методологические основы государственно-правового регулирования в сфере защиты информации и организации информационной безопасности органов внутренних дел;

— определить пути совершенствования правовых механизмов защиты информации, организационные мероприятия и управленческие решения по борьбе с компьютерными преступлениями;

— выявить роль правовых и организационных механизмов защиты информации в системах информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел;

— разработать предложения по формированию организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел.

Объектом диссертационного исследования выступает информационная безопасность органов внутренних дел.

Предметом исследования являются правовые и организационно-управленческие механизмы обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили теоретические и методологические разработки отечественных и зарубежных ученых по проблемам национальной, экономической и информационной безопасности, защите информации.

В основу исследования положена системная методология, разработанная В. Н. Анищенко, Б. В. Ахлибининским, Л. Б. Баженовым, Р. Н. Байгузиным, Б. В. Бирюковым, В. В. Бордюже, В. В. Вержбицким, Г. Г. Вдовиченко, В. А. Галатенко, А. П. Герасимовым, И. И. Тришкиным, Д. И. Дубровским, Н. И. Жуковым, A.M. Коршуновым, К. Е. Морозовым, И. Б. Новик, Л. А. Петрушенко, М. И. Сетровым, А. Д. Урсул, Г. И. Царегородцевым и др.

Теоретико-правовой основой диссертационного исследования стали труды ученых в области уголовного права, криминологии, теории права информатики, среди которых работы: С. С. Алексеева, Ю. М. Батурина, Н. И. Ветрова, В. Б. Вехова, Б. В. Здравомыслова, В. В. Крылова, В. Н. Кудрявцева, Ю. И. Ляпунова, А. В. Наумова, С. А. Пашина, А. А. Пионтковского, Н. А. Селиванова, А. Н. Трайнина, О. Ф. Шишова.

При проведении исследования применялись диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой, абстрактно-логический, аналитический и системный методы, а также метод экспертных оценокшироко использовались методы прикладных, специальных дисциплин (уголовного права, статистики, информатики, теории информационной безопасности).

Нормативно-правовой основой исследования послужили положения международного законодательства, правовой базы Российской Федерации по защите информации, Уголовный кодекс Российской Федерации и основанные на них нормативные правовые документы.

Научная новизна диссертационного исследования определяется комплексным анализом правовых и организационных механизмов обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел.

Научная новизна исследования заключается в самой постановке проблемы и выборе круга рассматриваемых вопросов. Настоящая диссертация является первой в отечественной юридической науке работой, посвященной комплексному исследованию правовых и организационных основ информационной безопасности правоохранительных органов Российской Федерации, основу которых образуют органы внутренних дел МВД России. В ней впервые проанализированы современные угрозы национальной безопасности в информационной сфере, исходящие от организованной национальной и транснациональной преступности, коррупции, терроризма, экстремизма и криминальной экономики, обоснованы роль и место информационной безопасности в общей системе обеспечения национальной безопасности. Впервые выполнен комплексный анализ целей, задач, функций и полномочий органов внутренних дел в сфере борьбы с компьютерными преступлениями и кибернетическим терроризмом, обеспечения информационной безопасности в оперативно-служебной деятельности. На основе взаимоувязанной оценки состояния оперативной обстановки и характера преступлений в информационной сфере, масштабов, форм, методов и средств информационного противодействия правоохранительным органам со стороны преступности, обосновано положение о нахождении органов внутренних дел в состоянии информационной войны с различными видами преступности, прежде всего, организованной и экономической. Сформулированы предложения по направлениям совершенствования государственно-правового регулирования отношений в области обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел и развитию действующего законодательства.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в их направленности на решение задач, стоящих перед органами внутренних дел по обеспечению законности и правопорядка, безопасности государства, общества и личности.

Полученные в ходе исследования теоретические положения, сформулированные выводы и практические рекомендации могут способствовать проведению согласованной государственной политики в области обеспечения национальной и информационной безопасности, поэтапному совершенствованию государственно-правового регулирования отношений органов внутренних дел в сфере защиты информации, противодействия компьютерной преступности и кибернетическому терроризму.

Выводы и рекомендации соискателя использовались при обосновании государственно-правовых мер и механизмов обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел, подготовке докладов руководству МВД России и в высшие органы исполнительной власти Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности.

Теоретические разработки соискателя могут послужить основой дальнейших научных изысканий в области обеспечения национальной безопасности российского государства и общества, а также могут быть использованы в образовательном процессе высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений МВД России.

Положения, выносимые на защиту. В процессе исследования получен ряд новых теоретических положений, которые выносятся на защиту:

• В современных условиях информационная безопасность общества, государства и личности является, наряду с другими видами безопасности, включая экономическую, важнейшей составляющей национальной безопасности.

Угрозы информационной безопасности страны, источниками которых являются современные национальные и транснациональные преступные сообщества, по своей совокупности и масштабам воздействия охватывая всю территорию страны и затрагивая все сферы жизнедеятельности общества, подрывают основы национальной безопасности Российской Федерации, нанося ей значительный ущерб.

• Органы внутренних дел МВД России являются важной составляющей сил и средств противодействия информационным посягательствам криминальных сообществ на права и свободы граждан, безопасность государства, общества и личности.

В условиях современного состояния преступности, которая в своей основе является масштабной и организованной, охватывает целые регионы и даже всю территорию страны, выходя за ее пределы, имеет большие возможности по доступу к информационным средствам и оружию, их наращиванию и использованию в своей противоправной деятельности, невозможно обеспечить информационную безопасность органов внутренних дел только на основе применения защитных средств и механизмов. В этих условиях необходимо вести активные наступательные (боевые) действия с использованием всех видов информационного оружия и других наступательных средств в целях обеспечения превосходства над преступностью в информационной сфере.

• Органы внутренних дел МВД России находятся в состоянии информационной войны как с национальными, так и транснациональными преступными сообществами, специфическим содержанием и основной формой ведения которой являются информационная борьба с использованием информационно-вычислительных и радиосредств, средств радиотехнической разведки, информационно-телекоммуникационных систем, включая каналы космической связи, геоинформационных систем к иных информационных систем, комплексов и средств.

• На эволюции правового режима, организационных основ и собственно деятельности органов внутренних дел по обеспечению информационной безопасности, противодействию компьютерным преступлениям и кибернетическому терроризму сильно отразились изменения в политическом и социально-экономическом положении страны. Выработанные и реализуемые подходы к «силовому» обеспечению правопорядка и безопасности в условиях высокой активности организованных криминальных сообществ требуют кардинального переосмысления существующих взглядов и выработки новых концептуальных подходов к проблеме государственно-правового регулирования отношений в сфере информационной безопасности, борьбы с такими новыми явлениями как кибернетическая преступность и кибернетический терроризм в целях обеспечения национальной безопасности.

• Общесоциальный характер деятельности органов внутренних дел, необходимость четкой правовой регламентации их деятельности в особых условиях ведения информационной войны с масштабной организованной преступностью требуют создания соответствующего государственно-правового режима и отражения его в основополагающих политических и нормативных правовых документах. Поэтому логически обоснованным представляется дополнение Концепции национальной безопасности и Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, закона РСФСР «О безопасности» положениями относительно понятия «информационная война» и условий применения информационного оружия в борьбе с кибернетической преступностью и кибернетическим терроризмом, а также расширение круга правомочий сотрудников органов внутренних дел в законе РСФСР «О милиции» в части особых условий применения информационного оружия в целях эффективного противодействия организованной преступности при возникновении прямых угроз информационной безопасности общества и государства.

Апробация результатов диссертационного исследования. Ряд положений настоящей работы обсуждались на научно-практической конференции «Институциональные, экономические и юридические основы финансовых расследований в борьбе с терроризмом» (Академия экономической безопасности МВД России, 2006), межведомственном круглом столе «Актуальные проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности органов охраны правопорядка» и межведомственной научной конференции «Актуальные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями», Всероссийской научно-практической конференции «Противодействие легализации преступных доходов: проблемы и пути их решения» (Академия экономической безопасности МВД России и Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, 2007). Материал диссертационного исследования использован при подготовке специализированных лекций по проблемам ответственности за совершение преступлений в сфере компьютерной информации на курсах повышения квалификации органов по борьбе с экономическими преступлениями.

Основные положения и выводы диссертации изложены в шести научных публикациях.

Объем и структура диссертационного исследования.

Структура и объем диссертации

определяются целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В проведенном диссертационном исследовании поставлена и решена важная научно-практическая задача повышения уровня национальной безопасности и темпов социально-экономического развития Российской Федерации, снижения уровня преступности на основе совершенствования механизмов государственно-правового регулирования отношений в области обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел, повышения эффективности борьбы с компьютерной преступностью и кибернетическим терроризмом, достижения информационного превосходства органов внутренних дел над организованной национальной и транснациональной преступностью.

На основе результатов выполненного исследования могут быть сделаны следующие основные выводы.

1. Глобализация мирового хозяйства, рост экономической преступности в России на фоне все нарастающего воздействия глобальных информационных систем на социально-экономическое и политическое состояние страны вызвали необходимость поиска новых подходов к обеспечению национальной и информационной безопасности. Практика показала, что даже самые совершенные меры по пресечению социально-опасных преступлений могут иметь низкую эффективность вследствие утраты защищенности информационных систем и информационной безопасности правоохранительных органов.

Сложившаяся ситуация требует повышенного внимания к защите государственных интересов от новых реальных и потенциальных угроз, обеспечению национальной безопасности в сочетании с мерами государственно-правового, организационно-управленческого и иного характера по информационной безопасности органов внутренних дел.

2. В современных условиях возникла проблема информационной безопасности, обоснования ее места в системе национальной безопасности.

Обобщение основных концептуальных положений обеспечения информационной безопасности позволило установить, что: в современных условиях информационная безопасность общества, государства и личности является, наряду с другими видами безопасности, включая и экономическую, важнейшей составляющей национальной безопасностивозникающие угрозы информационной безопасности необходимо не только своевременно выявлять, но и оперативно предупреждать и пресекать их.

Механизмы защиты информации правоохранительных органов предлагается рассматривать как инструменты повышения эффективности обеспечения национальной безопасности.

3. Угрозу национальной безопасности представляют информационные технологии, так как нарастает информационное воздействие на социально-экономическую систему России, включая финансовую сферу. Информационные атаки против национальных валют и фондовых рынков приобретают все более агрессивный характерфондовые рынки, в основном, связаны с игрой на понижение капитализации предприятий, а затем с их скупкой по более низкой цене.

Изучение механизмов воздействия на технические и программные средства информатизации, а также прогнозирование оценки криминальных ситуаций, возможного экономического ущерба, позволило сформулировать новое направление противодействия преступностиинформационное.

4. Угрозы информационной безопасности страны, источниками которых является современная преступность, преступные национальные и транснациональные сообщества, которые по своей совокупности и масштабам воздействия охватывают всю территорию страны, затрагивая все сферы жизни и деятельности общества, что обусловливает необходимость рассмотрения борьбы между организованной преступностью и призванными ей противостоять правоохранительными органами, и, прежде всего, органами внутренних дел, как информационная война, основной формой ведения которой и ее специфическим содержанием являются информационная борьба с использованием информационно-вычислительных и радиосредств, средств радиотехнической разведки, информационно-телекоммуникационных систем, включая каналы космической связи, геоинформационных систем и иных информационных систем, комплексов и средств.

5. В условиях современного состояния преступности обеспечить информационную безопасность органов внутренних дел на основе только применения защитных средств и механизмов невозможно. В этих условиях необходимо вести активные наступательные (боевые) действия с использованием всех видов информационного оружия и других наступательных средств в целях обеспечения превосходства над преступностью в информационной сфере.

6. В целях создания необходимой правовой основы эффективного осуществления правоохранительной деятельности в условиях информационной войны с преступными сообществами, устранения недостатков и пробелов в действующем законодательстве и основополагающих государственных политических документов целесообразно внести изменения в следующие нормативные правовые акты:

— в Законе «О милиции» расширить круг правомочий сотрудников органов внутренних дел в части особых условий применения информационного оружия в целях эффективного противодействия организованной преступности при возникновении прямых угроз информационной безопасности общества и государства;

— дополнить Концепцию национальной безопасности Российской Федерации и Доктрину информационной безопасности Российской Федерации положением относительно понятия и условий применения информационного оружия в борьбе с кибернетической преступностью и кибернетическим терроризмом.

7. Анализ показал, что в МВД России сложилась трехуровневая структура информационного обслуживания, которая является отображением реально существующей структуры управления деятельностью правоохранительными органами, в основе которой находятся административно-территориальные принципы.

Совокупность информационных потоков в органах внутренних дел МВД России по учету преступлений включает в себя: информационные потоки общего пользованияинформационные потоки специального назначения (циркулирующие внутри служб) — архивную информацию органов внутренних дел.

Предлагается поэтапно создавать сетевые модели для изучения социально-экономических систем и криминальных ситуаций. На первом этапе целесообразно создавать менее сложные модели с последующим переходом к интегрированной системе защиты информационных ресурсов, включая и информацию правоохранительных органов.

8. Исходя из оценки правовых норм и технологий защиты информации, учитывая при этом сложившуюся практику обеспечения информационной безопасности, выделены следующие механизмы защиты информации: правовые нормы, содержащиеся в специальных законодательных и нормативных актах, правилах, процедурахорга}шзацио}шые мероприятия посредством регулирования и регламентации деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основетехнологические, определяющие порядок и последовательность использования технических средств, препятствующих нанесению ущерба правоохранительной деятельности.

В диссертации раскрыты механизмы доступа к открытой информации, включая структурирование открытой информации по уровням доступа, а также властных структур, связанных с предоставлением информации.

9. Возрастание требований со стороны специализированных органов федеральной власти к соблюдению информационной безопасности и объявления новой редакции ведомственного перечня сведений, составляющих государственную тайну, значительно увеличился объем секретной и особенно совершенно секретной информации в информационных системах органов внутренних дел.

Исходя из этого, предлагается усилить работу по совершенствованию правового и нормативного обеспечения защиты информации.

10. В зависимости от характера информации, ее доступности для заинтересованных потребителей, а также экономической целесообразности конкретных защитных мер могут быть избраны следующие формы защиты информации: патентование, авторское право, признание сведений конфиденциальными, товарные знаки, применение норм обязательственного права.

Необходимо отметить, что коммерческая тайна не включает охраняемые государством сведения, общедоступные сведения, патенты, товарные знаки, сведения о негативной стороне деятельности, учредительные документы и сведения о хозяйственной деятельности.

11. Организация защиты информации в системе обеспечения экономической безопасности представляет собой формы и методы регламентации производственной деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе, исключающей или существенно затрудняющей неправомерное овладение конфиденциальной информацией и проявление внутренних и внешних экономических угроз.

К основным организационным мероприятиям органов внутренних дел по обеспечению информационной безопасности предлагается отнести: формирование режима и охраны в целях исключения возможности тайного проникновения на территорию размещения информационных ресурсовметоды работы с сотрудниками при подборе и расстановке персоналаработу с документами и документированной информацией, включая разработку и использование документов и носителей конфиденциальной информации, их учет, исполнение, возврат, хранение и уничтожениепорядок использования технических средств сбора, обработки, накопления и хранения конфиденциальной информациитехнологии анализа внутренних и внешних угроз конфиденциальной информации и выработки мер по обеспечению ее защитыпроведение систематического контроля за работой персонала с конфиденциальной информацией, порядком учета, хранения и уничтожения документов и технических носителей.

В каждом конкретном случае организационные мероприятия носят специфическую форму и содержание, направленные на обеспечение безопасности информации в сфере обеспечения экономической безопасности. Специфической областью организационных мер является организация защиты ПЭВМ, информационных систем и сетей органов внутренних дел.

12. Анализ действующего российского законодательства в области информационной безопасности и государственной системы защиты информации позволяет выделить важнейшие полномочия органов внутренних дел в сфере обеспечения информационной безопасности государства: отражение информационной агрессии, направленной против страны, комплексная защита информационных ресурсов, а также информационно-телекоммуникационной структуры государстванедопущение и разрешение международных конфликтов и инцидентов в информационной сферепредупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в информационной сферезащита иных важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

13. Ключевым направлением развития информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов является создание единых методических, информационных, организационно-правовых и программно-технических решений, выработанных на основе системного подхода.

Реализация этих направлений предполагает: систематизацию информационных потоков и автоматизацию процессов их обработки на базе сетей ЭВМ регионального и центрального уровнейсоздание многоуровневой системы интегрированных банков данных оперативно-разыскного, справочного и иного назначения, концентрирующих сведения общего пользования, а также специализированных территориально-распределенных информационных систем: нормативное регулирование, сервисное обслуживание, функционирование системы и подготовка кадровминимизацию числа информационно значимых характеристик объектов учета при обеспечении их достоверности.

14. Исследования показали, что концептуальные положения обеспечения информационной безопасности правоохранительных органов должны включать требования к переходу к единой нормативно-правовой базе, регулирующей процессы использования информации в борьбе с преступностью. При этом в системе министерства внутренних дел вместо многочисленной группы ведомственных актов предлагается ввести три группы нормативно-правовых документов по информационному обеспечению: отраслевые, общего пользованияотраслевые, по линиям службнормативно-правовую документацию местного уровня управления по локальным прикладным проблемам информационного обеспечения территориального органа внутренних дел.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. — 25 дек.
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1998. — 10 дек.
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. — № 17(1831). — Ст.290.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.): Пакт ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. № 4812-VIII // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976.-№ 17(1831). — Ст. 291.
  5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства Российской Федерации.-2006. -№ 31 (ч.1).-Ст.3451.
  6. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изм. от 2 февр., 18 дек. 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 32. — Ст.3283- 2006. -№ 6. — Ст.636- № 52 (ч.1). — Ст.5497.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 18. — 2117.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 1995 г. № 1108 «О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (с изм. от 6 окт. 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 46. — Ст.4418- 2004. — № 41. — Ст.4024.
  9. Военная доктрина Российской Федерации: Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 17. — Ст.1852.
  10. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. №Пр-1895 // Российская газета. 2000. — 28 сент. — № 187.
  11. Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. 2000. — 11 июля. — № 133.
  12. Книги, монографии, сборники, статьи, диссертации, авторефераты:
  13. JI. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л. Абалкин // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — С. 5−7.
  14. Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для 21 в. / Р. Ф. Абдеев. М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 1994.-335 с.
  15. Р.Г. Правовое обеспечение национальной и федеративной политики Российского государства / Р. Г. Абдулатипов // Российский конституционализм: проблемы и решения: Материалы международ, конференции. М., 1999. — С. 80−87.
  16. А.Х. Проблема внешних границ и безопасность России /
  17. A.Х. Абуев // Проблемы безопасности человека и общества в международных отношениях. М., 2002. — С. 15−18.
  18. В.И., Ерохин В. В. Система обеспечения безопасности Российской Федерации: Учебное пособие / В. И. Аверченков,
  19. B.В. Ерохин. Брянск: Изд-во БГТУ, 2005. — 354 с.
  20. М.В., Байков В. В. Разработка понятия «информационная безопасность» / М. В. Арсентьев, В. В. Байков // Информационные ресурсы России. 2003. — № 4. — С. 29−31.
  21. М.В. Состояние информационной безопасности в России / М. В. Арсентьев // Информационные ресурсы России. 2003. — № 2. — С. 19−21.
  22. МБ., Савин А. Н. Опыт организации информационной безопасности в США / М. В. Арсентьев, А. Н. Савин // Информационные ресурсы России. 2003. — № 5. — С. 35−37.
  23. Ю.Архипов Л., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценка, проблемы, способы обеспечения / Л. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — С.24−27.
  24. Н.Бараева О. Усиление уголовно-правовой защиты банковской тайны в современной России / О. Бараева // Уголовное право. 2004. — № 3. — С. 7−8.
  25. С. Правовое регулирование в области информационной и аудиовизуальной безопасности детей / С. Барканов // Официальные документы в образовании. 2004. — № 20. — С. 66−72.
  26. А. Эффективность защиты информации / А. Баутов // Открытые системы. СУБД. 2003. — № 7/8. — С.56−60.
  27. И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации / И. Л. Бачило // Государство и право. 2001. -№ 2. — С.5−14.
  28. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Информационная безопасность: Учебное пособие / Под ред. С. Г. Антимонова. М.: Знание, 2005. — 344 с.
  29. Н.В. Информационная безопасность развития государства / Н. В. Бекетов // Информационные ресурсы России. 2003. — № 6. — С. 32−35.
  30. И.Ю. «Электронное государство» / И. Ю. Богдановская // Общественные науки и современность. 2004. — № 6. — С. 105−111.
  31. В.А. Экономическая безопасность: Учебное пособие для вузов по специальностям экономики и управления / В. А. Богомолов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-483 с.
  32. И.В. Тайна по российскому законодательству: Автореф. дис. канд. юрид. наук / И.В. Бондарь- Нижегородский институт МВД России. Нижний Новгород, 2004. — 28 с.
  33. В.В., Белозеров А. В., Софьина И. В. Информационная безопасность: Монография / В. В. Бордюже, А. В. Белозеров, И. В. Софьина. -Пермь: Пермский центр научно-технической информации, 2005.-372 с.
  34. В.И. Национальная безопасность современной России: Автореф. дис.. канд. юрид. наук / В.И. Булавин- Нижегородский институт МВД России. Нижний Новгород, 1999. — 27 с.
  35. А.И., Возжеников Н. В., Синеок Н. В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов /
  36. A.И. Буркин, А. В. Возжеников, Н.В. Синеок- Под общ. ред. А. В. Возженикова. М.: Изд-во РАГС, 2005.-425 с.
  37. А. А., Дудник А. Г. Аспекты формирования криминалистической характеристики преступлений, совершаемых с использованием ЭВМ и радиоэлектронных устройств / А. А. Васильев, А. Г. Дудник // Следователь. 2004. — № 2. — С. 34−38.
  38. А.И., Сальников В. П., Степашин С. В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение / А. И. Васильев,
  39. B.П.Сальников, С. В. Степашин. СПб: СПбУ МВД РФ, 1999. — 236 с.
  40. В.А. Проблемы развития законодательства в сфере борьбы с киберпреступностью // crime-research.ru
  41. М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М. С. Вершинин. СПб: Ид-во Михайлова В. А., 2001.-252 с.
  42. А.Ф. Духовная безопасность российской цивилизации: теоретико-методологические аспекты: Учебное пособие / А. Ф. Викторов. -М.: МАКС-Пресс, 2005. -253 с.
  43. А.Ф. Информационная война в современных условиях / А.Ф. Викторов//Информационное общество. 1997.-№ 1.-С. 13−18.
  44. А.А. Правовая защита: информационный аспект / А. А. Викулин // Мир библиографии. 1999. — № 3. — С.16−19.
  45. А.А. Основные проблемы борьбы с нарушениями прав интеллектуальной собственности в сети Интернет (вопросы теории и практики) / А. А. Власов // Юрист. 2002. — № 2. — С.41−45.
  46. А.В., Глебов И. И., Золотарев В. А. Основные концептуальные положения национальной безопасности России в XXI веке / А. В. Возжеников, И. И. Глебов, В. А. Золотарев. М.: ЭДАС ПАК, 2000. — 48 с.
  47. А.В., Прохожев А. А. Безопасность России: современное понимание, обеспечение / А. В. Возжеников, А. А. Прохожев. -М.: Росэкномфонд «Созидание», 1998. 176 с.
  48. О.А. Механизмы защиты информации правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности: Дис. канд. юрид. наук / О.А.Войналович- Московский университет МВД России. М., 2004. — 189 с.
  49. В.И. Информационные войны как угроза национальной безопасности России / В. И. Волковский // Российский Кто есть Кто. 2001. -№ 1. — С.34−39.
  50. В.И. Проблема безопасности в области телекоммуникаций и информационных технологий / В. И. Волковский // Российский Кто есть Кто. 2000. — № 2. — С.24−27.
  51. В.И. Социальная безопасность и информационное общество / В. И. Волковский // Материалы 12 научно-технической конференции «Системы безопасности». М., 2003. — С.46−48.
  52. Е. Информационная безопасность бизнеса: правовые аспекты / Е. Волчинская // Закон. -2002. № 12. — С.3−8.
  53. А.А. Закон «Об электронной цифровой подписи» за и против / А. А. Волчков // Защита информации: Конфидент. — 2002. — № 3. -С. 19−25.
  54. Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. Учебник для вузов // Пер. с англ. Под ред. H.JI. Фроловой. М.: ЮНИТИ, 1997. — 377 с.
  55. В.А. Основы информационной безопасности: Курс лекций / В. А. Галатенко. 3-е изд. / Под ред. В. Б. Бетелина. — 3-е изд. — М.: ИНТУИТ.ру, 2006.-273 с.
  56. В.А. Стандарты информационной безопасности: Курс лекций / В. А. Галатенко. 2-е изд. / Под ред. В. Б. Бетелина. — М.: ИНТУИТ.ру, 2006.-389 с.
  57. Э. Теория и практика государственного регулирования информационной сферы: опыт развитых стран и задачи России / Э. Гасанов // Информационные ресурсы России. 2004. — № 5. — С. 8−11.
  58. О.В. Основные положения стеганографии / О. В. Генне // Защита информации. Конфидент. 2000. — № 3. — С.20−25.
  59. А.И., Попенков В. И. Геополитическое соперничество за природные и информационные ресурсы: вызовы XXI века / А. И. Поздняков, В. И. Попенков // Геополитическое соперничество в современном мире: история и перспективы. М., 1996. — С. 33 -40.
  60. JI. В. Проблемы защиты прав человека в процессе модернизации права информационными средствами / J1. В. Голоскоков // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2005. — № 1. — С. 324−331.
  61. Л.П., Куценко Е. С. Управление безопасностью: Учебное пособие / Л. П. Гончаренко, Е. С. Куценко. М.: КНОРУС, 2005. — 298 с.
  62. А.П. Экономическая безопасность инвестиционно-строительной деятельности: методологические аспекты / А. П. Гончарук. -Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. 476 с.
  63. Государственная безопасность России: история и современность / Под общ. ред. Р. Н. Байгузина. М.: РОСПЭН, 2004. — 473 с.
  64. Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. 2-е изд., испр. и доп. / Г. В. Грачев. — М.: ПЭР СЭ, 2003. — 303 с.
  65. С.Д. Защита национальной безопасности России: теоретико-прикладной анализ уголовно-правовых и криминологических проблем: Монография / С. Д. Гринько. М.: Полиграф сервис, 2005. — 245 с.
  66. Э.А. КТНК в России. Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике / Э. А. Грязнов. -М.: ООО «Инфограф», 2000. 435 с.
  67. А.А., Байбурин В. Б. Информационная безопасность / А. А. Губенков, В. Б. Байбурин. М.: Новый дом, 2005. — 337 с.
  68. Е.В. Роль информационного противоборства в современных условиях / Е. В. Дергачева // Информатика и вычислительная техника. 1996. — № 1 -2. — С.43−51.
  69. М. Общество и насилие: от «традиционного» терроризма к информационному / М. Дзлиев // Информационные ресурсы России. 2002. -№½. — С.29−33.
  70. Г. Г. Безопасность России и ее экономическая политика / Г. Г. Димитриади. М.: ЛЕНАНД, 2005. — 267 с.
  71. Н. Информационная безопасность в цифрах и фактах / Н. Елманова // КомпьютерПресс. 2004. — № 4. — С. 8−10.
  72. Г. В. О роли государства в регулировании разработки, производства и обращения средств защиты информации / Г. В. Емельянов // Информационное общество. 2003. — № 4. — С. 20−22.
  73. И. Информационное общество национальный приоритет / И. Емельянович // Наука и инновации. — 2004. — № 2. — С. 19−27.
  74. В. Катастрофоустойчивость информационных систем / В. Ефремов // Открытые системы. СУБД. 2005. — № 9. — С. 12−17.
  75. И.И. Информационная война что это такое? / И. И. Завадский // «Конфидент». — 1996. — № 4. — С. 14−20.
  76. Е. Правовые гарантии безопасности информации / Е. Зверева // Законность. 2004. — № 5. — 18−21.бб.Зеленков М. Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке / М. Ю. Зеленков. М.: ЮИ МИИТА, 2002.-328 с.
  77. О. В. Информационная составляющая современных войн / О. В. Иванов // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. 2004. — № 4. — С. 64−70.
  78. А.В. Показатели экономической безопасности по методике С. Глазьева / А. В. Илларионов // Вопросы экономики. 1998. -№ 10.-С.45−53.
  79. Ю.А. Введение в теорию информационной безопасности: Учебное пособие / Ю. А. Илларионов. Владимир: Изд-во Владимирского государственного университета, 2005. — 276 с.
  80. Информационная безопасность и компьютерные технологии в деятельности правоохранительных органов: Межвузовский сборник / Ред. В. Н. Черкасов. Саратов: СЮИ, 2004. — Вып. 3.-294 с.
  81. Информационная безопасность России / Ю. С. Уфимцев, Е. А. Ерофеев, В. П. Буянов и др.- Моск. акад. экономики и права. М.: Экзамен, 2003. — 558с.
  82. Информационное общество: Информационные войны, информационное управление, информационная безопасность / Под ред. М. А. Вуса. СПб.: ФЦП «Интеграция», СПбГУ, 1999.- 211 с.
  83. Информационное право, информационная безопасность и защита информации: Сборник нормативно-правовых актов / Сост. А. И. Исаченкова, Е. В. Исаченкова. Пермь: ЗУИЭП, 2004.-239 с.
  84. К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России / К. Х. Ипполитов. М.: Российский Союз предприятий безопасности, 1996. — 398 с.
  85. JI.C. Экономическая безопасность Российской Федерации: международный аспект / J1.C. Ищенко. Казань: ТИСБИ, 2005. -312с.
  86. .Б., Тропинин С. А. Государственное управление в правоохранительной сфере как фактор укрепления экономической безопасности России: Монография / Б. Б. Казак, С. А. Тропинин. Рязань: АПУ, 2004.-439 с.
  87. Г. М., Прудников А. С. Безопасность экономики и предпринимательства в России / Г. М. Казиахмедов, А. С. Прудников. М.: Экономика, 1999. — 266 с.
  88. Д.А. Информационная безопасность: понятие, место в системе уголовного законодательства РФ, проблемы правовой охраны: Дис. канд. юрид. наук / Д. А,. Калмыков- Яросл. гос. ун-т. Ярославль: Б.и., 2005. — 219 л.
  89. А.Н., Козлинский А. В., Лебедев В. Н. Сравнительный анализ структурных методологий / А. Н. Калянов, А. В. Козлинский, В.Н. Лебедев//Системы управления базами данных. 1997.- № 5−6. — С.32−41.
  90. B.C. Уголовная ответственность за преступления в сфере компьютерной информации: Дис. канд. юрид. наук / B.C. Карпов- Красноярский государственный университет. Красноярск, 2002. — 209 с.
  91. Ким В. Технологии баз данных в обеспечении национальной безопасности / В. Ким // Открытые системы. СУБД. 2003. — № 7/8. — С.84−87.
  92. А. Ю. Сущность информационного аспекта национальной безопасности Российской Федерации / АЛО. Кирьянов // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. — № 6. — С. 2022.
  93. Ю. К вопросу об обеспечении стратегии экономической безопасности России / Ю. Кобрин // Экономист. 1999. — № 7. — С.22−29.
  94. А.В. Экономическая безопасность / А. В. Колосов. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. — 208 с.
  95. С.А. Информационная борьба в политических конфликтах: вопросы теории / С. А. Комов // Информатика и вычислительная техника. -1996.-№ 1−2.-С. 18−27.
  96. А.А. Проблемы безопасности информационной инфраструктуры / А. А. Кононов // Информационное общество. 2003. -№ 1. — С.71.
  97. И.Н. Оценка уровня экономической безопасности государства: методологический подход / И. Н. Конотовский. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2005. — 439 с.
  98. В.А. О структуре и составе информационного законодательства / В. А. Копылов // Государство и право. 1996. — № 6. -С.101−110.
  99. М.Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования: Учебное пособие / М. Я. Корнилов. М.: Изд-во РАГС, 2005.-248 с.
  100. А.Б. Общие принципы разработки концепции информационной безопасности в рамках региона / А. Б. Корсак // Информационное общество. 2003. — № 4. — С. 10−12.
  101. Э.Г. Геоэкономика (Освоение мирового экономического пространства) / Э. Г. Кочетов. М.: БЕК, 1999. — 378 с.
  102. Э.Г. Геоэкономика: финансы реальные и виртуальные (финансовый дуализм и его правовые аспекты) / Э. Г. Кочетов //Общество и экономика. 2000. — № 1.-С.37−45.
  103. М.А. Безопасность в сфере таможенной деятельности: Уголовно-правовой и криминологический аспекты / М. А. Кочубей. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-253 с.
  104. В.Б. Информация объект или объекты исследования? / В. Б. Кравченко // Тез. докл. на заседании Межведомственногомеждисциплинарного семинара по науч. проблемам информационной безопасности 13 декабря 2001 г. Б.и., Б.г. — С.28−31.
  105. Т.М. Безопасность человека: психологический аспект: Учебное пособие / Т. М. Краснянская. Ставрополь: Пресса, 2005. -283 с.
  106. А., Крамаренко Г. Дипломатия и информационно-коммуникационная революция / А. Крутских, Г. Крамаренко // Международная жизнь. 2003. — № 7. — С.102−113.
  107. Кузнецов O. JL, Большаков Б. Е. Начала теории устойчивого развития социоприродных систем / O.JI. Кузнецов, Б. Е. Большаков // Вестник Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2001. — № 1 (4). — С. 5−24.
  108. Кузнецов O. JL, Большаков Б. Е. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе природа-общество-человек: Учебник / O. JL Кузнецов, Б. Е. Большаков. СПб-М-Дубна: Гуманистика, 2002. — 616 с.
  109. С.В. Доступ к текстовой информации / С. В. Кузнецов. -М.: Инвента, 1999.-254 с.
  110. С.В., Титов В. В. Классификация: системно-морфологический подход/ С. В. Кузнецов, В. В. Титов. М.: Инвента, 1998. -476 с.
  111. Н.Ф. Преступления и преступность / Н. Ф. Кузнецова. М., 1969.-273 с.
  112. С.Г. Информационная безопасность как диалектика закрытости и открытости / С. Г. Лобанов // Информационные ресурсы России. 2002. — № 7. — С.25−27.
  113. В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство / В.Н. Лопатин- С-Петерб. ун-т МВД России. -СПб.: Фонд «Университет», 2000. 323 с.
  114. Лубянка: обеспечение экономической безопасности государства: Сборник / Под ред. В. И. Сергеева. 2-е изд. — М.: Моя Россия, Кучково поле, 2005. — 476 с.
  115. Лужков 10. М. Приветствие Мэра Москвы Ю. М. Лужкова участникам и гостям Всероссийской конференции «Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества» / Ю. М. Лужков // Информационное общество. 2003. — № 4. — С. 5.
  116. А. Технологии информационной безопасности вчера и сегодня / А. Лукацкий // КомпьютерПресс. 2004. — № 4. — С. 12−16.
  117. А.И., Мухин Г. Н. Конфиденциальная информация и коммерческая тайна: правовое регулирование и организация защиты / А. И. Лукашов, Г. Н. Мухин. Минск: БелГУ, 1998. — 294 с.
  118. С., Свинаренко А. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности / С. Лыкшин, А. Свинаренко // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — С. 115−125.
  119. С.А. Право международной безопасности / С. А. Малинин // Курс международного права. В 7 т. М.: Юрид. лит., 1990. -Т. 4, — С. 167−171.
  120. С.А. Человеческое измерение как обязательный компонент всеобъемлющего подхода к международной безопасности / С. А. Малинин // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1994. -№ 3.-С. 39−45.
  121. А. Три кита информационной безопасности / А. Малюк / Беседу вел П. Демидов // Закон.- 2002. № 12. — С.40−42.
  122. В.В. Конституционные основы национальной безопасности России: Монография / В. В. Мамонов. Саратов: Изд-во СГАП, 2002. — 219 с.
  123. В. Проблемы экономической безопасности России / В. Медведев // Вопросы экономики. 1997. — № 3. — С.43−54.
  124. Т.В. Социально-политические аспекты глобальной информатизации / Т. В. Мешкова // Полис: Политические исследования. -2002. № 6. — С.24−33.
  125. Г. А. Культура безопасности организации: Учебник / Г. А. Минаев. М.: Московский государственный университет печати, 2005.-439 с.
  126. .А., Соколин В. В. Межнациональные конфликты в рамках новой парадигмы социально-экономической безопасности и общественного развития (на примере Московского региона) / Б. А. Минин, В. В. Соколин. М.: Изд-во МАОР, 2004.-241 с.
  127. Е. Информационная безопасность как социологическая проблема: (Некоторые методологические подходы) / Е. Митрохина// Безопасность. 1997. — № 7−9. — С.34−38.
  128. Е. В. Актуальность новых подходов к регулированию информационных отношений / Е. В. Михайленко // Юрист. 2004. — № 4. — С. 42−45.
  129. И.Л. Информационная безопасность политической системы / И. Л. Морозов // Полис (Политические исследования). -2002. -№ 5. С.134−145.
  130. И.В. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / И. В. Мухин. М.: ВАГШ, 2000.-251 с.
  131. Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики в финансово-кредитной сфере и меры по их снижению: Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований / Гл. ред. Л. Н. Красавина. -М.: Финансы и статистика, 2005.-335 с.
  132. А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности / А. Нестеров, А. Вакурин // Вопросы экономики. -1995.-№ 1.-С.32−39.
  133. Р.Г. Система обеспечения экономической безопасности государства / Р. Г. Нургалиев. М.: РАП, 2005.-367 с.
  134. О безопасности: Сборник законодательных и нормативных документов по состоянию на февраль 1998 г. (Серия «Федеральное законодательство»).- М.: Буквица, 1998. 439 с.
  135. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А. Прохожева. М.: РАГС, 2002. — 421 с.
  136. А.А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства: Учебное пособие для вузов / А. А. Одинцов. М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 388 с.
  137. Е.А. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность) / Е. А. Олейников. М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 1997. — 268 с.
  138. Е.А., Филин С. А., Видяпин В. И. Экономическая и национальная безопасность: Учебник для вузов / Е. А. Олейников, С. А. Филин, В.И. Видяпин- Под ред. Е. А. Олейникова. М.: Экзамен, 2005. — 430 с.
  139. Г. И., Роик В. Д. Социальные аспекты экономической безопасности России / Г. И. Осадчая, В. Д. Роик. М.: Мысль, 2005. — 278 с.
  140. Ю.М. Финансовая экономика как высшая форма бытия экономики / Ю. М. Осипов // Материалы международной научной конференции «Финансовая экономика: концепция, структуры, менеджмент» (Москва, МГУ. Апрель, 2000). М.: МГУ, 2000. — С.23−37.
  141. В. В. Информационная политика в современной России / В. В. Панферова // Социально-гуманитарные знания. 2005. — № 5.- С. 53−68.
  142. С.В., Пашина JT.JT. Продовольственная безопасность: измерение, оценка, планирование: Монография / С. В. Парамонова, JI.JI. Пашина. Благовещенск: Изд-во Даль ГАУ, 2004. — 290 с.
  143. Н.П. Противодействие терроризму — насущная проблема законодательной власти государств-участников СНГ / Н. П. Патрушев // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. 2001. — № 2/3. — С. 97−99.
  144. И.Н. Безопасность экономического пространства хозяйствующего субъекта / И. Н. Петренко. М.: Анкил, 2005. — 218 с.
  145. Петренко J1. Ф. Обеспечение информационной безопасности / JI. Ф. Петренко // Вестник Российской академии наук. 2005. — Т. 75. — № 1.- С. 95−104.
  146. С. Корпоративная система информационной безопасности / С. Петренко // Закон. 2002. — № 12. — С. 19−24.
  147. С.А., Курбатов В. А. Политика информационной безопасности / С. А. Петренко, В. А. Курбатов. Москва: Акад. АйТи, 2006. — 394 с.
  148. А. В. Социально-философские аспекты проблемы информационной безопасности России: Автореф. дис. канд. филос. наук. 09.00.11 / А. В. Поликарпов. Ростов н/Д, 2000. — 24 с.
  149. Н.Н. Проблемы информационной безопасности / Н. Н. Потрубач // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 2. — С.264−273.
  150. Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации: Научно-практическое пособие / JI.B. Андриченко и др. М.: Юрид. лит., 2005.-344 с.
  151. О.В. Трансатлантические отношения в сфере безопасности и их влияние на внешнеполитические позиции России / О. В. Приходько. М.: ИСКРАН, 2004. — 235 с.
  152. Ю. Информационная функция государства / 10. Просвирин // Журнал российского права. 2002. — № 3. — С.29−35.
  153. Е.А. Кибербезопасность и кибертерроризм / Е. А. Роговский // США. Канада. Экономика-политика-культура. 2003. — № 8. -С.23−41.
  154. Ю. Стратегия безопасности страны / Ю. Рыжов // Армия и общество. -М., 1990. С. 380−391.
  155. АЛ. Уголовно-правовая охрана электронной информации в Республике Беларусь / A.JI. Савенок // Прокурорская и следственная практика. 2003. — №½. — С.135−138.
  156. К. Элементы концепции экономической безопасности / К. Самсонов // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — С. 14 -24.
  157. В.А. Правовой механизм регулирования коммерчески значимой информации в торговом обороте / В. А. Северин // Юрист. 2002. — № 10. — С.10−19.
  158. В.А. Правовые проблемы обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации / В. А. Северин // Вестник Московского университета. 2000. -№ 4. — С.20−30.
  159. В., Хлопьев А. Социальная безопасность России / В. Серебрянников, А.Хлопьев. М.: ИСПИ РАН, 1996. — 344 с.
  160. О. Г. Актуальные проблемы информационной безопасности в научно-технической сфере / О. Г. Сиваков // Информационные ресурсы России. 2003. — № 4. — С. 25−28.
  161. А.И. Некоторые проблемы международной информационной безопасности / А. И. Смирнов // Юридический мир. -2001. № 8. — С.13−18.
  162. Е.Е. Нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере информационной безопасности / Е. Е. Смирнов // Информационные ресурсы России. 2003. — № 5. — С. I-XII.
  163. Е.Е. О базисных актах в структуре информационного законодательства Российской Федерации / Е. Е. Смирнов // Информационные ресурсы России. 2002. — № 7. — С.20−24.
  164. О.А. Право, государство и безопасность личности в условиях развития информационно-электронной среды / О. А. Степанов // Государство и право. 2004. -№ 11.- С.34−38.
  165. С.В. Экономическая безопасность Российской Федерации / С. В. Степашин. М.- СПб.: Издательство «Лань», 2001. — 234 с.
  166. С.В., Шульц В. Л. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации: Учебник для вузов / С. В. Степашин, В .Л. Шульц. СПб.: Изд-во СПб ГТУ, 1994.-505 с.
  167. А. А. Региональные проблемы обеспечения информационной безопасности России / А. А. Стрельцов // Информационное общество. 2003. — № 4. — С. 7−9.
  168. А. Правовое обеспечение информационной безопасности / А. Стрельцов // Закон. 2002. -№ 12. — С.9−11.
  169. Д. История информационной преступности / Д. Фролов // Закон. 2002. — № 12. — С.34−39.
  170. Р. Передача информации / Р. Хартли // Теория информации и ее приложения: Сб. пер. М.: Гос. изд-во физ.-мат. лит., 1959.-С.138−149.
  171. Ю.Е. От безопасности городской власти к безопасности людей / Ю. Е. Хохлов // Информационное общество. — 2003. -№ 4.-С. 1−9.
  172. Л. Новые задачи информационной безопасности / Л. Черняк // Открытые системы. СУБД. 2005. — № 5/6. — С. 16−18.
  173. А.И. Совет безопасности в системе органов государственной власти субъекта Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук / А.И.Шабрин- Санкт-Петербургский университет МВД России.- СПб., 2000. 176 с.
  174. Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред.
  175. A.Б.Барихина. М.: Книжный мир, 2000. — 719 с.
  176. A.M. Социология преступности (криминология) / A.M. Яковлев. М.: Волтерс Клувер, 2005. — 868 с.
  177. В.И. Информационная безопасность: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманит. и соц.-экон. спец. /
  178. B.И.Ярочкин. М.: Междунар. отношения: Летописец, 2000. — 399 с.
  179. В.И. Секыоритология наука о безопасности жизнедеятельности / В. И. Ярочкин. — М.: Ось-89, 2000. — 399 с.
Заполнить форму текущей работой