Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы интеллигенции в освещении современной российской прессы, 1986-1999 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос о роли интеллектуальной элиты в жизни общества традиционно обостряется в периоды социокультурной нестабильности. Для нашей страны, где образованная часть общества всегда выполняла функции не только интеллектуального, но и духовного (а зачастую — идеологического) лидера, этот вопрос особенно актуален. Отечественная интеллигенция как политическая и духовная сила заявила о себе именно… Читать ещё >

Содержание

  • Страница
  • Глава 1. Формирование и развитие взглядов на проблемы интеллигенции в российской печати
    • 1. Историко-теоретический аспект
  • Дореволюционный период
    • 2. Историко-теоретический аспект
  • Советский и постсоветский периоды
    • 3. Тема интеллигенции в печати к. 19 — н. 20 в
  • Глава 2. Проблемы интеллигенции на страницах современных российских изданий
    • 1. Публицистическое определение понятия и функций интеллигенции
    • 2. Освещение роли интеллигенции в политике
    • 3. Освещение роли интеллигенции в культуре
  • Глава 3. Развитие взглядов на интеллигенцию в различных изданиях
    • 1. Освещение темы интеллигенции в журнале «Новый мир»
    • 2. Освещение темы интеллигенции на страницах журналов «Москва» и «Наш современник»
    • 3. Освещение темы интеллигенции в научно-теоретических и научно-популярных журналах

Проблемы интеллигенции в освещении современной российской прессы, 1986-1999 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблематика выступлений прессы, вопрос содержательного наполнения печатных материалов является важнейшим для изучения журналистики. Выбор наиболее предпочтительных тем и проблем для освещения накладывает свой отпечаток на облик любого издания и в конечном счете создает его индивидуальное лицо. Тема интеллигенции в этом плане — одна из самых показательных. Отличительной чертой этой темы является то, что она находится на стыке множества наук и сфер интересов (исторического, философского, экономического, социологического и т. д. характера).

В условиях реформирования общества, когда происходят существенные перемены в экономической, политической и духовной жизни, на первый план выступают: проблема взаимоотношения власти и общества, проблема демократизации культурной и политической сферы, наконец, проблема разработки новой общественной идеологии. Все эти проблемы теснейшим образом взаимодействуют в рамках одной темы — темы интеллигенции.

Актуальность диссертационной работы состоит в следующем: в современных условиях социально-политического развития интерес к интеллигенции в обществе и политике значительно возрос. Отношение к отечественной интеллигенции никогда не было вопросом, который мог решаться нейтрально, этот социокультурный феномен всегда порождал противоречивые, а зачастую и взаимоисключающие точки зрения на его суть, форму и функциональную принадлежность. Поэтому освещение проблем интеллигенции в публицистике всегда теснейшим образом связано как с идеологической направленностью издания, так и с его подходам к проблемам культуры. Естественно, что за последнее десятилетие крупные журнальные издания уделили немало внимания этой теме. Было опубликовано огромное количество материалов, касающихся интеллигенции, и наконец назрела необходимость изучения этой темы в теоретико-журналистском аспекте. Это тем более важно, что в силу исторических, социальных и культурных обстоятельств в нашей стране тема интеллигенции остается публицистически актуальной на протяжении многих десятилетий и оказывает большое влияние на весь процесс развития как отдельных изданий, так и журналистики в целом.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем интеллигенция со всем комплексом относящихся к ней проблем рассматривается в сфере публицистического освещения. В диссертации дается классификация и описание исторически сложившегося круга проблем, рассматриваемых прессой в рамках темы интеллигенциихарактеризуются отдельные издания (группы изданий), занимающиеся этой темой.

Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы изучить, каким образом отражаются в современной публицистике проблемы интеллигенции.

Задачи исследования:

1. Проследить вкратце исторический процесс возникновения и формирования отечественной интеллигенции в ее ныне существующем качестве, а также отметить сопутствующее этому процессу изменение понятий и характеристик, к ней прилагаемых.

2. Охарактеризовать причины появления темы интеллигенции на страницах прессы и дать ретроспективный обзор истории данной проблематики.

3. Изучить особенности данной проблематики в современных СМИ, для чего выявить основные группы проблем, проанализировать формы и методы их подачи.

4. Исследовав издания разной политико-идеологической направленности, определить основные приоритеты в освещении темы интеллигенциивыяснить, каким образом на разработке этой темы сказываются идеологические пристрастия издания.

5. Обрисовать общую схему исследования темы интеллигенции в публицистических изданиях.

Объект диссертационного исследования — проблематика литературнохудожественных и общественно-публицистических изданий. Предмет — проблемы интеллигенции на страницах современных российских изданий.

Теоретическая и методологическая база исследования включает в себя, во-первых, труды по истории и теории печати. Это работы Акопова А. И.1, Корнилова Е. А.2, Махониной Т. А.3, Пирожковой Т. А.4, Прохорова Е. П. 5, Симкина Я. Р.6, Соколова А. Н.7, Станько А. И. Также была использована обширная литература исторического и философского характера, касающаяся темы интеллигенции (работы Н. А. Бердяева, К. Мангейма, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева, А. В. Луначарского, Г. П. Федотова и т. д.). Помимо этого, в работе использованы материалы научно-теоретических конференций и межвузовских научных сборников, посвященных различным аспектам темы интеллигенции.

Эмпирическая база исследования. В качестве основной базы исследования была использована журнальная публицистика. Связано это с тем, что в силу исторически обусловленных причин именно журнальная публицистика стала ареной зарождения и развития споров интеллигенции о самой себе и об окружающем ее мире. Основными принципами при отборе журналов были следующие: во-первых, стремление.

1 Акопов А. И. К вопросу о журнале как о типе периодического издания// Типология журналистики. Вопросы методологии и истории. Ростов-на-Дону, 1987.

2 Корнилов Е. А. Типология периодической печати: основные понятия и категории// Типология периодических изданий. Ростов-на-Дону, 1984.

3 Махонина Т. А. Русская легальная журналистика 20 в. М., 1980.

4 Пирожкова Т. А. Революционные демократы о славянофильстве и славянофильской журналистике. М., 1984.

5 Прохоров Е. П.

Введение

в журналистику. М., 1989.

6 Симкин Я. Р. Изучение журнальной периодики как научная проблема// Вестник Московского университета. Серия 11. Журналистика. 1974. № 6- Изучение журналистики как явления культуры// Методы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1979.

7 Соколов А. Н. Вопрос об интеллигенции в оппозиционой публицистике (1901;1904 гг.)// Общественно-политическая проблематика периодической печати России (19-н. 20 вв.). М., 1989. использовать те печатные издания, которые имели (и имеют) большой общественный резонансво-вторых, рассматривать те из них, которые были бы ориентированы на интеллигенцию как на аудиториюи, наконец, использовать в качестве источника журналы различных общественно-политических лагерей. По этим критериям были отобраны следующие издания: литературно-художественные журналы «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Москва», «Наш современник» — научно-теоретические журналы «Полис», «Социс», «Вопросы философии», «Философские науки», «Власть» и некоторые другие. Динамика развития темы интеллигенции в этих изданиях была прослежена на протяжении всего реформенного и постсоветского периода, так как именно это время, когда рост общественного самосознания стимулировался политическими и социальными переменами, было наиболее актуально в отношении интересующей нас темы. Первая глава содержит описание исторического процесса формирования в общественной мысли и публицистике круга проблем, связанных с темой интеллигенции. Вторая и третья главы посвящены анализу освещения этой проблематики в современной прессе, которая обратилась к теме интеллигенции практически с момента начала реформ в нашем обществе (т. е. с 1986 г.) и продолжает, в той или иной мере, эксплуатировать эту тему по сегодняшний день.

Степень разработанности темы. Анализ освещения проблем интеллигенции современной российской прессой предпринимается впервые. В последнее время различными вузами было проведено немало исследований, рассматривающих интеллигенцию как объект социологического, политологического или культурологического анализа. Результатом этих исследований стали многочисленные сборники материалов научных конференций, таких, например, как «Интеллигенция в социальных процессах современного общества», «Интеллигенция в советском обществе», «Интеллигенция в политической истории 20 в.», «Интеллигенция России: уроки истории и современность», «Интеллигенция: проблемы гуманизма, народа, власти», «Интеллигенция и либерализм в России» 1. Знаменательно, что еще до этих о разработок появился сборник «Интеллигенция: что о ней думают и говорят сегодня», подготовленный не на научном, а на публицистическом материале.

Традиционным является также изучение интеллигенции и ее идейно-политического поиска в русле исторических исследований (в качестве примера можно привести диссертацию А. Байлова «От „Вех“ к сменовеховству (из истории идейно-политических исканий российской интеллигенции)», а также диссертацию Н. Портнягиной «Русский либерализм после революции 1905 г.»). Если же говорить об изучении публицистических текстов, то такие исследования проводились для получения материалов по истории интеллигенции (см. диссертацию О. Федоровой «Журнальная публицистика 1-й пол 20-х гг. 20 в. как источник по истории формирования советской интеллигенции»). Анализ проблематики публицистических выступлений по теме интеллигенции осуществлялся лишь в отношении прессы конца 19-начала 20 вв. (например, в сборнике «Общественно-политическая проблематика периодической печати России (19-н. 20 вв.) или в книге Т. Махониной «Русская о легальная журналистика 20 в.»). Таким образом следует констатировать, что процесс освещения проблем интеллигенции на страницах современной отечественной прессы еще не стал предметом всестороннего исследования в рамках теории журналистики.

Теоретическая значимость исследования. Диссертация вносит вклад в разработку проблематики периодической печати на современном этапе.

1 Интеллигенция в социальных процессах современного общества. М., 1992; Интеллигенция в советском обществе. Кемерово, 1993; Интеллигенция в политической истории 20 в. Иваново, 1993; Интеллигенция России: уроки истории и современность. Иваново, 1994; Интеллигенция: проблемы гуманизма, народа, власти. Улан-Удэ, 1994; Интеллигенция и либерализм в России. Саратов, 1995.

2 Интеллигенция: что о ней думают и говорят сегодня. М., 1989.

J Махонина Т. Русская легальная журналистика 20 в. М., 1980; Общественно-политическая проблематика периодической печати России (19-н. 20 в.). М., 1989.

Практическое значение исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе на факультетах и отделениях журналистики вузов, а также для проведения спецкурсов и спецсеминаров.

Методы исследования. В работе был использован историко-теоретический метод исследования публицистических текстов, направленных на освещение темы интеллигенции, а также методика проблемно-семантического анализа.

Апробация. Материалы исследования прошли апробацию на научно-практических конференциях, проводимых факультетом филологии и журналистики Ростовского государственного университета. По теме диссертации опубликованы следующие статьи:

1. Дискуссия о проблемах российской интеллигенции в современных литературно-художественных журналах.//Филологический вестник Ростовского государственного университета. — 1998. — № 2. — С. 54−58.

2. «Положение во гроб» (заметки об отечественной интеллигенции).//Ростовская электронная газета. — 1998. — № 4. — www. relga. ru.

3. Критика «шестидесятников» как один из аспектов обсуждения темы интеллигенции.//Вопросы журналистики и филологии. — Вып. 2. — Ростов-на-Дону, 1998. — С. 17−19.

4. Интеллигенция в политике.//Ваш выбор. — 1998. -№ 4. — С. 21−24.

5. Интеллигенция и демократизация: проблемы интеллектуальной элиты на страницах СМИ.//Вопросы журналистики и филологии. — Вып. 3. — Ростов-на-Дону, 1998. — С. 17−19.

6. Поиски национальной идеи в российской публицистике 90-х гг.//Филологический вестник Ростовского государственного университета. — 1999. — № 1. — С. 64−67. 9.

Структура диссертации определена характером и составом источников, а также основными проблемами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

Вопрос о роли интеллектуальной элиты в жизни общества традиционно обостряется в периоды социокультурной нестабильности. Для нашей страны, где образованная часть общества всегда выполняла функции не только интеллектуального, но и духовного (а зачастую — идеологического) лидера, этот вопрос особенно актуален. Отечественная интеллигенция как политическая и духовная сила заявила о себе именно в публицистике. Становление самосознания, мировоззрения, политических позиций интеллигенции осуществлялось в печатных изданиях, шло в журнальной полемике. Так, на рубеже веков в печати развернулась дискуссия, в рамках которой всесторонне обсуждались прошлые, настоящие и будущие проблемы и задачи отечественного «образованного сословия». Во время этой дискуссии публицистами были использованы имевшиеся до того теоретические разработкикроме того, окончательно сформировался и был очерчен журнальными публикациями основной круг проблем, связанный с понятием «интеллигенция». Это проблема определения термина, проблема социального статуса интеллигенции и взаимоотношений «интеллигенция — властьнарод», и, наконец, самая актуальная на тот момент проблема теоретического или практического объединения. Взгляды на роль и место интеллигенции, как правило, четко совпадали с идейным направлением издания. В ходе полемики выработались и основные жанровые формы, используемые в публицистических спорах об интеллигенции и по сей день. Это — проблемная статья, исторический очерк, обозрение.

Процессы экономических и политических перемен, происходившие в нашем обществе в последнее десятилетие, снова актуализировали тему интеллигенции. Характерной чертой литературно-художественных и общественно-политических изданий является постоянное использование интеллигентской проблематики для комментирования процессов, происходящих в обществе. В свою очередь, журнальные дискуссии являются своеобразными катализаторами процессов самоосознания интеллигенции, определения ею своей роли в обществе и культуре.

Основные рассматриваемые вопросы — публицистическое определение понятия и функций интеллигенции, роли интеллигенции в политике и культуре. Как правило, все три вопроса так или иначе затрагиваются в любой публикации, касающейся темы интеллигенции. Подход к выяснению политической функции и культурной роли интеллигенции зависит от определения, даваемого ей автором. Поэтому обычно материалы выстраиваются по определенной схеме: сперва дается определение понятия, затем, исходя из него, автор начинает говорить о культурных, социальных или философских проблемах, связанных с темой интеллигенции.

Спор о роли интеллигенции в политике вовлек в дискуссию газеты и научно-теоретические журналы, так как этот вопрос является более острым и постоянно требует сиюминутного решения со стороны коллективного политического сознания общества. «Толстые», литературно-художественные журналы здесь менее активны, предпочитая дискуссию о роли интеллигенции в культурном процессе. Этот вопрос не случайно рассматривается с самых различных точек зрения, захватывая вопросы патриотизма, религии и нравственности и даже экологического сознания. Таким образом общественная мысль через журнальную полемику пытается очертить контуры будущего культурного пространства и определить роль интеллигенции в нем как творца, аккумулятора и (или) транслятора культурных ценностей.

Процесс самоанализа интеллигенции на страницах журналов в конце концов привел к появлению нескольких тенденций. Условно их можно назвать «западнической», ^славянофильской" и концепцией «конца истории». Сторонники «западничества» считают, что отечественной интеллигенции необходимо как можно скорее стать социальной группой профессиональных интеллектуалов, «работников умственного труда» по западному типу- «славянофилы» -полагают, что советская и постсоветская «образованщина» не может считаться истинной интеллигенцией, которая необходима государству и обществу в качестве духовной элитысторонники «конца истории» предполагают, что необходимость интеллигенции в каком бы то ни было смысле постепенно отпадает. Особенно ярко все эти концепции проявились на страницах журнала «Новый мир», как наиболее рассчитанного на интеллигенцию.

В этих же рамках освещаются и такие вопросы, как проблема взаимоотношений элиты и общества, проблема соотношения понятий интеллигенции и элиты, а также процесс маргинализации и люмпенизации интеллигенции. Противопоставление интеллигенции и мещанства, духовного и буржуазного — характерная черта любой дискуссии, касающейся российской интеллигенции.

Проблема интеллигенции имеет не только социологическую окраску. Те из публикаций, которые выдержаны в русле политологической, социологической, а также культурологической тематики, строятся в форме развернутых дискуссий или научно-популярных статей. Основные проблемы таковы: отношение интеллигенции к власти в условиях демократизации общества и культурысоздание интеллектуальной элиты в политике путем выработки особых социальных программ и вопрос о репрезентативности такой элиты, а также раскол интеллигенции на номенклатурную и оппозиционную и его последствия.

Еще одна важная проблема в этом контексте — проблема демократизации культуры. Распад культуры на массовую и элитарную может повлечь за собой и распад интеллигенции на интеллектуалов и буржуа. Среди множества тем, рождающихся в этой связи, наиболее часто разрабатываются в периодической печати следующие: насколько приемлемыми являются буржуазные ценности для отечественной культуры, естествен или неестествен для интеллигента западный образ жизни, и самое главноене породит ли распад культуры необходимость для интеллектуальной части общества заниматься производством зрелищ для масс. В основе всех рассуждений лежит мысль о том, что интеллектуальный слой, по сути, элитарен. Констатируется, что углубление демократических процессов в обществе совпадает с упадком культуры.

Интересно отметить, что мнения об объективной необходимости или ценности сращения интеллигенции со средним классом в литературно-художественных журналах в последние два-три года стали появляться значительно реже, чем в других изданиях. В связи с этим определенные изменения претерпевает и облик самих журналов, так как он напрямую связан с отношением к вопросам культуры и к интеллигенции как ее создателю и носителю.

Тема интеллигенции подвергается корректировке и в связи с идеологической направленностью каждого конкретного издания. Трансформация этой темы происходит следующим образом: сначала в публицистике встает вопрос о функциональности интеллигенции, о ее конкретной социальной роли. Затем, в процессе идеологического размежевания, дискутируется проблема «интеллигенция в политике». Толкование этой проблемы в публицистическом контексте позволяет с большей или меньшей четкостью установить идеологическую позицию того или иного издания. По мере ослабления злободневности вопрос об интеллигенции переходит в сферу духовно-нравственной — и шире — культурной проблематики. При этом все предыдущие ступени обсуждения, естественно, накладывают свой отпечаток на выработку новой культурной парадигмы. В дальнейшем, по мере актуализации темы для общественного сознания, процесс обсуждения может повториться, однако уже с учетом измененных в рамках предыдущей дискуссии стереотипов.

Процесс создания нового стереотипа культурных ценностей влечет за собой изменение целей и характера деятельности большинства изданий. Переоценка ценностей неизбежна, так же как неизбежно ее влияние на систему СМИ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Двойной стандарт. \ Знамя. 1994. № 2.
  2. Ю. Отцы и деды. \ Октябрь. 1994. № 5.
  3. В. Орден русской интеллигенции. \ Москва. 1994. № 4.
  4. Д. Борьба с духовностью. \ Уральский следопыт. 1990. № 12.
  5. Л. Без нас, без нас! \ Огонек. 1993. № 11.
  6. Л. Вытеснение интеллигенции. \ Огонек. 1992. № 29.
  7. Л. Датчик боли. \ Культура. 1992. № 42.
  8. Г. Российская интеллигенция. Судьба одной идеи. \ Коммунист. 1991. № 10.
  9. К. Призыв к покаянию. \ Вестник Европы. 1909. т. 3. кн.5.
  10. Д. Интеллигенция и власть: советский опыт. \ Отечественная история. 1994. № 2.
  11. Л. На пороге гуманитарного века. \ Новый мир. 1994. № 12.
  12. Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М. 1990. 224 с.
  13. Н. Самопознание. М. 1991.
  14. Н. Судьба России. М. 1990. 208 с.
  15. Н. Судьба человека в современном мире. \ Новый мир. 1990. № 1.
  16. В. Кредо плюралистов. \ Слово. 1990. № 9.
  17. Л. Советский интеллигент в интерьере мятежа.\ Москва. 1993. № 11.
  18. Ю. Близ точки поворота. \ Культура. 1992. № 44.
  19. А. Интеллигенция «Садового кольца». \ Москва. 1998. № 1.
  20. А. Гибнет ли интеллигенция? \ Культура. 1993. № 9.
  21. Д. Ангел истребления. \ Собеседник. 1996. № 48.
  22. А. Приближение к миру. \ Новый мир. 1994. № 3.
  23. В 21 в. без интеллигенции? \ Российские вести. 1997. № 65.
  24. И. Во дни великой катастрофы. \ Правда. 1995. № 29.
  25. . Русский интеллигент личность. Личности не любят шагать строем. \ Известия. 1997. № 45.32. Вехи. Свердловск. 1991.
  26. А. Виртуальная реальность советской интеллигенции. \ Посев. 1997. № 5.
  27. В. Совесть народа? \ Культура. 1992. № 45.
  28. Э. Интеллигенция и народ. \ Общественные науки и современность. 1991. № 3.
  29. Вопросы церковной жизни. \ Русское обозрение. 1892. т. 4.
  30. В. Смущение умов. \ Культура. 1992. № 36.
  31. П. «Вехи»: неуслышанное предостережение. \ Вопросы философии. 1992. № 2.
  32. Д. Поэзия советская. \ Новый мир. 1992. № 5.
  33. Р. Возрождение России и новый «орден» интеллигенции. \ Новый мир. 1992. № 7.
  34. Д. Русский интеллигент уходит. \ Известия. 5.11.97.
  35. Э. Попрошу на жердочку. \ Культура. 1992. № 44.
  36. Л. Интеллигенты и интеллектуалы. \ Знамя. 1992. № 3.
  37. Л., Дубин Б. Идеология бесструктурности. \ Знамя. 1994. № 11.
  38. Ю. Горькие истины «Вех». \ Социс. 1990. № 10.
  39. Думы о «Былом». \ Русская мысль. 1906. № 12.
  40. Л. Самая удачная карта. \ Книжное обозрение. 1993. № 39.
  41. С. Культура, демократия и тоталитаризм. \ Новый мир. 1997. № 8.
  42. Заметки читателя. \ Русская мысль. 1903. № 2.
  43. В. Кого опьянило вино демократии? \ Культура. 1992. № 42.
  44. Н. Двойное самоубийство. \ Знамя. 1993. № 11.
  45. Из глубины. М. 1990. 298 с.
  46. А. Интеллигенция как социальная группа. \ Образование. 1904. № 1.
  47. А. Со стороны. \ Образование. 1903. № 3.
  48. Из истории русской журналистики к. 19 н. 20 в. — изд-во МГУ. 1973.
  49. Интеллигенция. Власть. Народ. М. 1993. 335 с.
  50. Интеллигенция в политической истории 20 в. Иваново. 1993. 112 с.
  51. Интеллигенция в России. СПб. 1910. 259 с.
  52. Интеллигенция в советском обществе. Кемерово. 1993.
  53. Интеллигенция в социальных процессах современного общества. М. 1992. 182 с.
  54. Интеллигенция в условиях кризиса. \ Человек. 1995. № 2.
  55. Интеллигенция и власть. \ Кентавр 1992. № 11.
  56. Интеллигенция и власть. \ Полис. 1992. № 3.
  57. Интеллигенция и либерализм в России. Саратов. 1995. 75 с.
  58. Интеллигенция и народ. \ Философские науки. 1991. № 3.
  59. Интеллигенция: проблемы гуманизма, народа, власти. Улан-Удэ. 1994. 126 с.
  60. Интеллигенция России: уроки истории и современность. Иваново. 1994. 335 с.
  61. Интеллигенция: что о ней думают и говорят сегодня. М. 1989. 70 с.
  62. Ю. Демократия и культура. \ Новый мир. 1997. № 1.
  63. Ю. На стыке времен. \ Новый мир. 1994. № 5.
  64. А. «Ересь жидовствующих». \ Наш современник. 1992. № 9.
  65. В. Куда нам плыть? \ Культура. 1992. № 25.
  66. М. Судьба интеллигенции судьба России. \ Молодой коммунист. 1990. № 10.
  67. Кара-Мурза С. Тайная идеология перестройки. \Наш современник. 1994. № 1.
  68. Кара-Мурза С. Уничтожение России. \ Наш современник. 1993. № 1.
  69. Кара-Мурза С. Цивилизационный слом. \ Наш современник. 1993. № 8.
  70. Э. История Советской России. М. 1990. 764 с.
  71. А. Вечный спор теряет смысл. \ Культура. 1993. № 2.
  72. А. Выяснение истины или метания радикальной интеллигенции? \ Культура. 1991. № 46.
  73. Кива A. Intelligentsia в час испытаний. \ Новый мир. 1993. № 8.
  74. А., Лурье С. О сборнике «Вехи». \ Русская мысль. 1909. № 5.
  75. С. Интеллектуалы и интеллигенты. \ Москва. 1993. № 5.
  76. С. О судьбах «образованного сословия» в России. \ Новый мир. 1995. № 8.
  77. Н. Закат интеллигенции? \ Независимая газета. 1.2.92.
  78. В. Между государством и народом. \ Москва. 1998. № 6.
  79. О. Интеллигенция в российском обществе. \ Социально-политический журнал. 1995. № 1.
  80. М. Самоанализ интеллигенции как политическая философия. \ Новый мир. 1994. № 8.
  81. В. Спуститесь с Олимпа, господа! \ Культура. 1992. № 47.
  82. В. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура. \ Вопросы философии. 1989. № 9.
  83. А. Наше недавнее прошлое. \ Вестник Европы. 1896. т.З.
  84. В. Есть русская интеллигенция! \ Октябрь. 1997. № 11.
  85. В. Интеллигенция: проблемы определения понятия. \ Социально-политический журнал. 1995. № 2.
  86. С. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. -Франкфурт-на-Майне. 1983. 216 с.
  87. Д. Заметки и наблюдения. Л. 1989. 606 с.
  88. Д. Нельзя уйти от самих себя. \ Новый мир. 1994. № 6.
  89. Д. О русской интеллигенции. \ Новый мир. 1993. № 2.
  90. А. Дерзание духа. М. 1988. 366 с.
  91. А. Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем. М. 1924. 80 с.
  92. В. Квази. \ Новый мир. 199 3. № 7.
  93. В. Соблазненные словом. \ Смена. 1992. № 7.
  94. К. Демократизация культуры. М. 1993. 90 с.
  95. М. Этюды исторического оптимизма. \ Знамя. 1994. № 5.
  96. Т. Русская легальная журналистика 20 в. М. 1980.
  97. Методы исследования журналистики. Ростов-на- Дону. 1979.
  98. Н. Сумерки России. \ Наш современник. 1994. № 3.
  99. Н. Об интеллигенции, ее судьбе и ответственности. \ Поиск. 1993. № 50.
  100. М. Государство и общество. \ Октябрь. 1993. № 4.
  101. К. На исходе века. \ Журналист. 1991. № 7.
  102. Т. Интеллигенция и пути развития российского общества. \ Социс. 1995. № 39.
  103. И. Интеллигенция: превратности свободы. \ Октябрь. 1997. № 12.
  104. П. О путях и задачах русской интеллигенции. \ Посев. 1994. № 1.
  105. П. Русская интеллигенция. \ Свет. 1990. № 11.
  106. А. На краю пропасти. \ Дружба народов. 1993. № 9.
  107. Общественно-политическая проблематика периодической печати России (19 н. 20 вв.). -М. 1989. 144 с.
  108. ОвсяницкаяЕ. У интеллигенции есть будущее! \ Книжное обозрение. 1995. № 11.
  109. В. Воинствующий интеллигент. \ Диалог. 1994. № 2.
  110. Ю. Еще о роли интеллигенции в российской истории. \ Власть. 1997. № 10.
  111. О России и русской философской культуре. М. 1990. 528 с.
  112. А. Не хочу быть интеллигентом. \ Московские новости. 15.12.91.
  113. А. На разных языках. \ Русское богатство. 1906. № 12.
  114. Т. Революционные демократы о славянофильстве и славянофильской журналистике. М. 1984. 162 с.
  115. В. Наша текущая жизнь. \ Русское богатство. 1900. № 12.
  116. Положение интеллигенции в современном обществе. \ Российская газета. 2.2.95.
  117. Ю. Дети «Артека». \ Собеседник. 1997. № 49.
  118. М. Поэты переходного времени. \ Русская мысль. 1899. № 1.
  119. . Россия и опыт Запада. Франкфурт-на-Майне. 1995. 333с.
  120. В. Интеллигенция и патриотизм. \ Москва. 1991. №. 2
  121. С. Из жизни кентавров. \ Знамя. 1992. № 3.
  122. Рац М. Интеллигенты или интеллектуалы? \ Книжное обозрение. 1995. № 4.
  123. В. Трудно жить поперек века. \ Культура. 1993. № 14.
  124. И. Молодежь в русской истории. Франкфурт-на-Майне. 1972. 142 с.
  125. Ю. Земной мессия, или спасет ли интеллигенция человечество? \ Культура. 1993. № 7.
  126. Т. Интеллигенция и власть. \ Социс. 1993. № 2.
  127. . Нам верить нельзя. \ Новое время. 1995. № 25.
  128. А. Двести лет из истории русской интеллигенции. \ Наука и жизнь. 1991. № 3.
  129. В. Интеллигенция и фашизм: обреченное противостояние. \ Посев. 1994. № 2.
  130. В. Завтрашние люди. \ Дон. 1989. № 5.
  131. И. Время «Вех»: к истокам дискуссии. \ Философские науки. 1991. № 6.
  132. Л. Об интеллигенции и интеллигентности. \ Коммунист. 1988. № 16.
  133. Н. Логика и психология современной интеллигенции. \ Вестник Европы. 1904. т. 294.
  134. А. Наши плюралисты. \ Новый мир. 1992. № 4.
  135. А. Образованщина. \ Новый мир. 1991. № 5.
  136. В. Власть и российская интеллигенция : между антипатией и обожанием. \ Власть 1997. № 6.
  137. В. Интеллигенция как зеркало европейской революции. \ Русская мысль. 1997. № 4189.
  138. И. Возрождение или.? \ Дон. 1990. № 1.
  139. В. Не путайте интеллигента со специалистом. \ Известия. 20.5.98.
  140. С. Функциональная интеллигентность. \ Полис. 1998. № 1.
  141. С. Культура и религия. \ Философские науки. 1991. № 7.
  142. Ф. На обочине. \ Культура. 1992. № 33.
  143. . История безответной любви. \ Знание сила. 1991. № 5.
  144. Ю. Между молохом и мамоной. \ Новый мир. 1993. № 5.
  145. Д. В поисках универсального со-знания. \ Новый мир. 1994. № 4.
  146. Д. Дети утопии. \ Новый мир. 1994. № 9.
  147. Д. После катастрофы. \ Новый мир. 1995. № 2.
  148. Д. Возвращение в контекст. \ Новый мир. 1994. № 7.
  149. Э. Думал ли Вольтер о гильотине? \ Культура. 1995. № 47.
Заполнить форму текущей работой