Развитие креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте
Вокруг изучения проблемы креативности объединились исследователи, владеющие разными знаниями, методами и представлениями об этом вопросе и предлагающие различные пути решения. Большинство работ по данной проблеме связано с именами зарубежных психологов (Т. Амабайль, Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс, С. Медник, Дж. Рензулли, К. Роджерс, Р. Стернберг, Г. Уоллес и др.). В отечественной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ПРОБЛЕМА КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В
- СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
- 1. 1. Сущность и природа креативности личности
- 1. 2. Основные подходы к проблеме развития креативности личности
- 1. 3. Возрастная динамика креативности личности и ее особенности в старшем школьном возрасте
- 1. 4. Психодиагностика креативности личности
- Выводы
- Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Постановка проблемы исследования
- 2. 2. Организация экспериментального исследования
- 2. 3. Методика диагностики креативности личности
- 2. 4. Психодиагностика ценностных представлений старшеклассников
- 2. 5. Методика изучения самоотношения старшеклассников
- 2. 6. Методика экспертной оценки учителем креативных проявлений учащихся
- 2. 7. Методы математико-статистической обработки результатов исследования
- 2. 8. Описание тренинговой программы креативности
- Выводы
- Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 3. 1. Результаты обследования испытуемых до начала
- — формирующего эксперимента
- 3. 1. 1. Изучение показателей креативности личности
- 3. 1. 2. Изучение ценностных представлений старшеклассников
- 3. 1. 3. Изучение самоотношения старшеклассников
- 3. 1. 4. Экспертная оценка учителями креативных проявлений старшеклассников
- 3. 2. Результаты обследования испытуемых после формирующего эксперимента
- 3. 2. 1. Исследование показателей креативности личности
- 3. 2. 2. Исследование ценностных представлений старшеклассников
- 3. 2. 3. Исследование самоотношения старшеклассников
- 3. 2. 4. Повторная экспертная оценка учителями креативных проявлений старшеклассников
- 3. 3. Анализ динамики креативности в экспериментальной группе
- Выводы
Развитие креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность и постановка проблемы исследования. Одной из последних тенденций в современной психологической науке является возрастание интереса к проблеме креативности личности. Интерес к данной проблеме продиктован временем.
Современное общество, переступившее порог третьего тысячелетия, отводит особую роль креативности каждой конкретной личности. Чтобы решить социальные, экологические, экономические и культурные проблемы, характерные для сегодняшней действительности, обществу требуются активные, творчески мыслящие личности. Государство, не способное выявить и воспитать творческих людей, не способно модифицировать свою социально-экономическую систему. В настоящее время эта проблема стоит особенно остро из-за возрастания степени социальной неопределенности.
В связи с этим современным обществом предъявляются повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь. Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении проблем — это огромный капитал общества. В условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, только творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни.
Отвечая требованиям современной действительности, происходят коренные преобразования школьной практики. Гуманизация образования изменила представления о его целях и задачах, поставив в центр внимания личность, ориентацию на ее культурное развитие, творческую реализацию. Основным качественным критерием в рамках личностно ориентированного обучения рассматривается уровень творческого развития личности. В связи с этим в настоящее время происходит пересмотр содержания и технологий образования (А.Г. Ас-молов, Е. В. Бондаревская, И. Б. Котова, В. А. Петровский, E.H. Шиянов, И. С. Якиманская и др.).
Идея гуманизации образования сделала психологическую, науку насущной потребностью современной школы. Эта потребность отразилась в появлении нового звена в структуре учебного заведения — психологической службы, призванной оказывать действенную помощь в создании условий для полноценного развития детей, их успешной социализации. т.
В создавшихся условиях проблема креативности личности, источников и факторов ее развития приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением современных научных исследований.
Вопрос изучения креативности имеет давнюю историю. Долгое время эта важная психологическая характеристика вызывала споры, и целые поколения психологов отрицали ее значимость. Выделение ее как самостоятельной психологической особенности требовало доказательства того, что креативность отражает особую психологическую реальность, не сводящуюся к той, которая описывается другими характеристиками, традиционно изучаемыми в психологии, и позволяет создать более точный портрет индивидуальности.
Вокруг изучения проблемы креативности объединились исследователи, владеющие разными знаниями, методами и представлениями об этом вопросе и предлагающие различные пути решения. Большинство работ по данной проблеме связано с именами зарубежных психологов (Т. Амабайль, Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс, С. Медник, Дж. Рензулли, К. Роджерс, Р. Стернберг, Г. Уоллес и др.). В отечественной психологии понятие «креативность» рассматривается как синоним слова «творческость». Особый вклад в исследования этого направления внесли фундаментальные труды Д. Б. Богоявленской, Я. А. Пономарева, A.M. Матюшкина, а также работы таких исследователей, как В. Н. Дружинин, В. Н. Козленко, B.C. Юркевич, E.JI. Яковлева и др.
Накоплен большой и содержательный материал, который дал определенные результаты как в теоретическом, так и в практическом отношениях, однако единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует всеми признанных методик, диагностирующих данное свойство. Во многих случаях разногласия в определении места креативности в структуре личности и ее психологического содержания, источников и условий ее развитая диктуются различными теоретическими позициями.
Можно выделить несколько направлений в исследовании явления креативности. Представители одного из них — когнитивного — связывают исследование креативности с изучением познавательных процессов, выявляют связи креативности с уровнем интеллекта, выделяют и рассматривают стадии, уровни и типы креативного процесса. Следует отметить, что в центре внимания этих исследователей находится креативное мышление (М. Воллах, Дж. Гилфорд, Г. Грубер, Н. Коган, С. Медник, Я. А. Пономарев, Е. П. Торренс, Г. Уоллес и др.).
Другое направление в изучении природы креативности — личностноеориентировано на исследование тех личностных аспектов, которые связаны с процессом творчества. Представителями этого направления (А. Адлер, Т. Ама-байль, Ф. Баррон, М. Коллинз, К. Мартиндэйл, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Хар-рингтон и др.) выявляются характерологические, мотивационные, эмоциональные, социально-ролевые качества личности творчески проявивших себя людей, рассматривается связь креативности с самоактуализацией личности.
В последнее время в психологической науке наметилась тенденция к преодолению ограниченности указанных выше подходов к исследованию креативности. Креативность признается многомерным явлением и рассматривается в единстве когнитивных и личностных переменных. К исследованиям этого направления, которое можно назвать интегративным, относятся работы Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, В. Н. Козленко, A.M. Матюшкина, Дж. Рензулли, Р. Стернберга, К. Хеллер, E.JT. Яковлевой и др.
Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение креативности, многообразие аспектов и подходов в определении природы креативности, в выделении условий реализации и развития креативных качеств личности, значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, это относится к? исследованию источников и условий развития креативности личности в разные возрастные периоды. Решение данной проблемы имеет особое значение в отношении старшего школьного возраста, так как именно этот возраст, на наш взгляд, является благоприятным временем для развития креативности с целью закрепления ее как устойчивой характеристики личности. Это обосновано как рядом экспериментальных исследований, выявившим «всплеск» проявлений креативности в старшем школьном возрасте (Д.Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, В. Н. Козленко, Дж. Рензулли, Р. Стернт берг, B.C. Юркевич и др.), так и теоретическими положениями, раскрывающими особенности развития личности в данный возрастной период (Л.И. Божович, В. В. Давыдов, И. С. Кон, Н. С. Лейтес, Е. А. Шумилин и др.).
Одной из нерешенных проблем в современной психологии остается разработка диагностических методик, адекватно отражающих актуальный уровень креативности личности, а также задача по совершенствованию технологий для развития данного свойства. В настоящее время ощущается острое противоречие между теоретическими представлениями о психологической природе креативности, с одной стороны, и практикой развития и диагностики креативности — с другой. Становится очевидным, что требуются более комплексные и разработанные подходы как к диагностике, так и развитию креативности личности.
Таким образом, недостаточная изученность проблемы креативности личности и актуальность решения задачи ее развития в старшем школьном возрасте обусловили выбор темы данного диссертационного исследования. В связи с этим проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы базовые детерминанты развития креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является развитие личности старшеклассника, а его предметом — процесс развития креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте.
Гипотезы исследования:
1. Креативность — это некоторое глубинное свойство (устойчивая особенность) личности, обусловливающее способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, интенцию на открытие нового и активное преодоление сложившихся стереотипов и проявляющееся в различных формах независимо от внешней установки.
2. Развитие креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте детерминировано следующими базовыми условиями: а) внутренним и, к которым относятся: m.
— осознание старшеклассником ценности креативных черт собственной личности;
— эмоционально положительное отношение к креативному процессу;
— развитые дивергентные интеллектуальные функции;
— позитивное самоотношение;
— наличие таких личностных качеств, как независимость, решительность, настойчивость при достижении цели, способность отстаивать свое мнение, способность к риску. б) внешним и, в качестве которых выступают параметры креативной среды: проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.
Задачи исследования:
1. Провести анализ современного состояния и основных направлений изучения проблемы креативности в зарубежной и отечественной психологии.
2. Разработать методику диагностики и программу развития креативности личности.
3. Выявить базовые детерминанты развития креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте.
4. Разработать практические рекомендации по развитию креативности старшеклассников.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
— ведущие методологические принципы отечественной психологии: детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, активности, системности, комплексности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, J1.C. Выготский, Э. В. Ильенков, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.).
— теории зарубежных психологов о конвергентном и дивергентном видах мышления (Дж. Гилфорд, Дж. Тейлор, Е.П. Торренс) — подходы к креативному процессу (С.И. Макшанов, Г. Уоллес, С. Медник, Я. А. Пономарев, Н.Ю. Хрящева) — положения о многофакторности, многосвязности креативности с други0 ми психическими явлениями (Д.Б. Богоявленская, В. Н. Козленко, Дж. Рензул-ли, Р. Стернберг, К. Хеллер и др.), о внутренней мотивации творческой деятельности (Т. Амабайль, Ф. Баррон, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, К. Мартиндейл, A.M. Матюшкин и др.), о возрастной динамике креативности (Д.Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, Е. П. Торренс, B.C. Юркевич) — личностный подход к становлению креативности (А. Маслоу, К. Роджерс, Н. Роджерс, Э. Фромм) — положения тестологии (А.Г. Алексеева, М. Воллах, Т. В. Галкина, Н. Коган, E. J1. Солдатова) — идеи гуманизации образования и личноразвиваюшего обучения (А.Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, С. Л. Братченко, И. Б. Котова, C.B. Недбаева, В. А. Петровский, E.H. Шиянов и др.).
Организация и этапы исследования:
— аналитико-поисковый этап (1999;2000 гг.) — определение целей, задач, гипотез исследованиятеоретический анализ литературы по изучаемой проблеме;
— опытно-экспериментальный (2000;2001 гг.) — подбор методов и экспериментальных методик, разработка методики диагностики и тренинговой программы креативности личностипроведение констатирующего и формирующего экспериментов;
— обобщающий (2001;2002 гг.) — обработка и статистический анализ полученных результатовразработка и публикация пособия, содержащего методический инструментарий по развитию креативности личности в старшем школьном возрастеапробация и внедрение результатов исследования.
Методы исследования. Для проверки выдвинутых гипотез и решения задач исследования были использованы:
— методы теоретического исследования (теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме — системный, сравнительно-сопоставительный и др. виды анализа);
— беседа, наблюдение;
— психодиагностические методы: для изучения креативности личности нами разработана методика, включающая задания из тестовых батарей Дж. Гилфорда, С. Медника, Е. П. Торренсадля изучения ценностных представлений старшеклассников нами использован «Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенинадля изучения особенностей самооценки и Я-концепции респондентов использовался «Опросник самоотношения» (ОСО) В. В. Столинадля экспертной оценки учителями креативных проявлений учащихся применялся «Опросник креативности Джонсона»;
— эксперимент (констатирующий и формирующий);
— методы математической статистики и качественный анализ результатов.
База исследования и контингент испытуемых. Экспериментальная работа проводилась на базе Успенского центра профессиональной ориентации и психологической поддержки населения «Поиск» и МОУ-СОШ № 18 г. Армавира. Участниками экспериментального исследования выступили учащиеся 10−11-х классов — всего 125 человек (75 человек — экспериментальной группы и 50 человек — контрольной) в возрасте 15−17 лет.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• дано представление о креативности как устойчивом свойстве личности;
• показана возможность развития креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте;
• разработана комплексная методика диагностики креативности личности, максимально учитывающая влияние тестовой ситуации, критериев оценивания полученных данных на адекватность результатов исследования и позволяющая определить как вербальную, так и невербальную составляющие креативности;
• разработана экспериментальная тренинговая программа, направленная на актуализацию креативогенных качеств личности старшеклассников, их развитие и трансформацию в устойчивое личностное свойство;
• научно обоснованы базовые детерминанты развития креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте. *.
Теоретическое значение работы состоит в выявлении психологической сущности креативности как устойчивого свойства личности, определении особенностей ее развития в старшем школьном возрасте, научном обосновании внутренних и внешних значимых детерминант развития креативности личности старшеклассника.
Практическое значение работы. Результаты исследований могут быть использованы в практике школьной психологической службы. Разработанный и апробированный психодиагностический и психоразвивающий инструментарий может применяться в целях изучения и развития креативности личности. Материалы исследований могут использоваться при чтении разделов общей, возрастной и педагогической психологии в педагогических вузах, а также на курсах повышения квалификации учителей и педагогов-психологов в ИПК работников образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Креативность является устойчивым свойством личности, обусловливающим способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, интенцию на открытие нового и активное преодоление сложившихся стереотипов и проявляющимся в различных формах независимо от внешней установки.
2. Благоприятным периодом для развития креативности как устойчивого свойства личности является старший школьный возраст, благодаря таким его психологическим особенностям, как стремление к независимости, утверждение самостоятельности и оригинальности, формирование «внутренней позиции» личности, определение жизненных ценностей, становление устойчивого образа «Я» и др.
3. Базовыми внутренними детерминантами развития креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте являются:
— осознание старшеклассником ценности креативных черт собственной т личности;
— эмоционально положительное отношение к креативному процессу;
— развитые дивергентные интеллектуальные функции;
— позитивное самоотношение;
— наличие таких личностных качеств, как независимость, решительность, настойчивость при достижении цели, способность отстаивать свое мнение, способность к риску.
4. Характеристики креативной среды (проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность) выступают в качестве значимых внешних детерминант развития креативности личности старшеклассника.
5. Психоразвивающая программа, построенная с учетом выделенной совокупности внутренних и внешних детерминант и реализуемая в форме психологического тренинга гуманистической направленности, стимулирует развитие креативности как устойчивого личностного свойства в старшем школьном возрасте.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась соблюдением основных методологических принципов психологической науки, комплексным применением апробированных в зарубежной и отечественной психологии методов исследования, экспериментальной проверкой гипотезы, содержательным анализом выявленных фактов, использованием статистических процедур количественной обработки данных.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем опытно-экспериментальной работы, публикацией промежуточных результатов, а также в процессе их систематического обсуждения на заседаниях кафедры психологии Армавирского государственного педагогического института, научно-практических конференциях в 2000;2002 гг. (г. Армавир, 2000 г., г. Ставрополь, 2002 г., г. Ростов-на-Дону, 2002 г.). Материалы диссертации отражены в 5 публикациях. Автором подготовлено методическое пособие для оказания практической помощи педагогам-психологам образования в работе по развитию креативности личности старшеклассников.
Результаты исследования самоуверенности старшеклассников на конец формирующего эксперимента отражены в гистограмме рис. 11.
Процентное распределение старшеклассников с разным уровнем самоуверенности после формирующего эксперимента.
И Экспериментальная группа? Контрольная группа а.
50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0.
I II III.
Уровень.
Условные обозначения:
I — низкий уровень;
II — средний уровень;
III — высокий уровень.
Рис. 11.
Как показывают данные гистограммы, в конце эксперимента по шкале самоуверенности в изучаемых группах наблюдаются заметные различия. Так, для экспериментальной группы характерно превалирование среднего уровня самоуверенности, в то время как в контрольной, также как и на начало эксперимента, превалирует низкий уровень. Количество респондентов с высоким уровнем самоуверенности на 5,5% больше в экспериментальной выборке.
В результате статистической обработки полученных данных с помощью %2 -критерия между изучаемыми выборками были обнаружены достоверные различия по обоим факторам (по глобальному самоотношению — р<0,01- по самоуверенности — р<0,001).
3.2.4. Экспертная оценка учителями креативных проявлений старшеклассников.
По результатам экспертной оценки креативных проявлений старших школьников после формирующего эксперимента наблюдаются значимые различия между изучаемыми группами по всем характеристикам (таблица 7).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование, имеющее теоретико-экспериментальный характер, позволяет сделать следующие выводы:
1. Теоретическое исследование, предпринятое нами, показало, что в психологии существует несколько направлений в изучении креативности, единой и стройной концепции креативности не существует. Наиболее обоснованной является интегративная трактовка креативности как сложного, многокомпонентного психологического явления, которое нельзя отделить от целостной личности человека.
Становится очевидным, что в структуру креативности входят помимо особых характеристик интеллекта (прежде всего дивергентных интеллектуальных функций), еще и особые характеристики личности (прежде всего мотива-ционные). Необходимо подчеркнуть, что принципиально большую роль здесь играют устойчивые мотивадионные факторы, в частности, система ценностей, иерархия потребностей, которые образуют личностный смысл творческой деятельности.
2. Мы определяем креативность как некоторое особое глубинное свойство (устойчивая особенность) личности, обусловливающее способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, интенцию на открытие нового и активное преодоление сложившихся стереотипов и проявляющееся в различных формах независимо от внешней установки. Весь ход теоретического анализа подтверждает правомерность рассмотрения креативности в таком аспекте.
3. Изучение теоретических источников по исследуемой проблеме позволяет говорить о динамической характеристике креативности, о развиваемости этого свойства. Креативные возможности существуют в каждом человеке, необходимо создавать условия для их развития. В повседневной жизни, как правило, происходит подавление креативных свойств индивидуума. Поэтому развитие креативности возможно лишь в специально организованной среде. Кроме того, успешное развитие креативности предполагает обязательный учет механизмов протекания креативного процесса.
4. Анализ исследований по вопросам изменения креативности в онтогенезе позволил прийти к выводу о том, что одним из благоприятных периодов для развития креативности личности является старший школьный возраст. Это связано со многими Психологическими особенностями старшеклассника, благодаря которым креативность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика, сознательно реализуемая в процессе творчества.
Сталкивая личность с множеством новых, противоречивых жизненных ситуаций, старший школьный возраст стимулирует и актуализирует ее креативные потенции. Благодаря естественной юношеской гибкости, стремлению заново и критически осмыслить все окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, активному отказу от стереотиповстремлению к самосовершенствованию, самоактуализацииформированию «внутренней позиции» личности, определению жизненных ценностейстановлению устойчивого образа своего «Я» — старший школьный возраст можно считать наиболее благоприятным для развития креативности как устойчивого личностного свойства.
5. Изучение современных программ развития креативности позволило утверждать, что подавляющее большинство этих методик ориентировано либо целиком, либо преимущественно на развитие когнитивной ее составляющей. В то же время эти подходы не имеют целью развития креативности как системного свойства личности, не уделяют достаточно внимания мотивационному компоненту креативности. Все это приводит к тому, что креативность формируется как ситуативное свойство — реакция на внешние по отношению к субъекту требования и привнесенные извне проблемы. Кроме того, производимое формирующее воздействие часто носит локальный характер (направленный на какую-либо конкретную деятельность) и по своей форме напоминает процесс обучения, что не позволяет обеспечить наиболее глубинные изменения в личности.
6. Анализ существующих подходов к диагностике креативности личности показал, что исследователи используют психодиагностические методики в зависимости от собственных представлений о природе креативности. В связи с недостаточной адекватностью существующих методик поставленным в нашем исследовании задачам, нами была специально разработана комплексная методика диагностики креативности личности, максимально учитывающая влияние тестовой ситуации, критериев оценивания полученных данных на адекватность результатов исследования и позволяющая определить как вербальную, так и невербальную составляющие креативности.
7. На основании проведенного теоретического исследования были выделены и психологически обоснованы базовые детерминанты развития креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте.
В качестве внутренних детерминант мы рассматриваем:
— осознание старшеклассником ценности креативных черт собственной личности;
— эмоционально положительное отношение к креативному процессу;
— развитые дивергентные интеллектуальные функции;
— позитивное самоотношение;
— наличие таких личностных качеств, как независимость, решительность, настойчивость при достижении цели, способность отстаивать свое мнение, спо-> собность к риску.
К наиболее значимым внешним детерминантам мы относим характеристики креативной среды: проблемность, неопределенность, принятие, безоце-ночность.
8. При развитии креативности старшеклассников необходимо признать ценность общения, значение групповой работы. Кроме того, оказываемое формирующее воздействие должно носить непрямой характер, то есть подразумевать его опосредование глубинными индивидуальными структурами субъекта, что сможет обеспечить не поверхностные, а глубинные изменения. Необходимо активное, осознанное участие самой личности по созданию мотивации к развитию креативности. Особенно эффективной формой в этом отношении, на настоящее время, является психологический тренинг гуманистической направленности.
9. С учетом указанных теоретических положений нами была разработана и в ходе формирующего эксперимента реализована специальная тренинговая программа, которая обеспечила создание и соблюдение психологических условий для позитивных изменений в креативности личности старшеклассников. Особенностью авторской программы развития креативности является то, что в ней предпринята попытка преодолеть ограниченность отдельных подходов к развитию креативности, ориентированных либо целиком, либо преимущественно на развитие той или иной (чаще всего когнитивной) ее составляющей. В разработанной нами программе задействован целый комплекс факторов, способных оказать влияние на развитие креативности как устойчивого свойства личности. Данная программа реализует гуманистическую ориентацию и направлена на осознание участниками себя, своей системы ценностей, своих возможностей, личностное саморазвитие, утверждение потребности творчески относится к жизни и самому себе, потребности в самоактуализации.
10. Сопоставляя результаты диагностики участников экспериментальной и контрольной групп по всем методикам после экспериментального тренинга, в результате наблюдения за участниками эксперимента как во время тренинговых занятий, так и в повседневной жизни (на уроках, во время внешкольных мероприятий и т. д.), мы имеем основание утверждать, что гипотеза исследования относительно базовых детерминант развития креативности как устойчивого личностного свойства в старшем школьном возрасте получила свое экспериментальное подтверждение. Система мер, направленных на развитие креативности старшеклассников в режиме экспериментального тренингового курса оказалась весьма эффективной, о чем свидетельствует статистический анализ результатов, полученных на разных этапах эксперимента.
11. Полученные результаты исследования представляют в определенной мере статистически выверенные ориентиры, которые уже сейчас могут быть. полезны в исследовательской и практической работе по организации условий, стимулирующих креативность личности старшеклассника.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни: Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида. М., 1977.
- Аврамова Т.И. Личностно-ориентированные тренинги как метод коррекции самоотношения: Диссерт.. канд. психол. наук. Воронеж, 2000.
- Акимова М.К. Изучение креативности в зарубежной психологии // Психологическая диагностика: проблемы исследования / Под ред. K.M. Гуреви-ча. М.: Педагогика, 1981. — С. 70−74.
- Алексеева Л.Г. Исследование речемыслительной креативности личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993. — 24 с.
- Алиева Е.Р. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности. М.: ИП РАН, 1991. — С. 7−17.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. М.: Сов. радио, 1979. — 184 с.
- Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. Кишинев, 1990. — 184 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.339 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.1. Т. 2.
- Андреева В.И. Диалектика и самовоспитание творческой личности. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. 236 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. — 367 с.
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону, 2000.
- Богданов E.H., Краснощеченко И. П. Организация самопознания личности подросткового и юношеского возраста. Калуга, 1996.
- Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 35−41.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983. — 173 с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1996.
- Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. -Спб., 1996.
- Боно Э. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении. М.: Прогресс, 1976. — 136 с.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983. 96 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. — 197 с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга психотехники. -М., 1989.
- Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, JI.A. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Смысл, 1999.
- Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика: Монография. Ч. 1. -Минск, 1995.-240 с.
- Воробьев А.Н. Тренинг интеллекта. М.: Лесн. промышленность, 1989.- 175 с.
- Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности // Методы психологической диагностики. М.: РАН, 1994. — С. 5−39.
- Вуджек Т. Как создать идею. Спб., 1997.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. — М., 1982.
- Галкина Т.В., Алексеева Л. Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности // Методы психологической диагностики. М.: РАН, 1994. — С. 82−108.
- Галкина Т.В., Алексеева Л. Г. Тест Медника как метод диагностики креативности и его русскоязычный вариант // Психологический анализ учебной деятельности. М.: ИП РАН, 1991. — С. 187−193.
- Гальперин П.Я. К вопросу о формировании творческого мышления // Школьный психолог. 1999. -№ 8.
- Гилфорд Д. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — С. 433−456.
- Глотова Г. А. Творческая одаренность личности: Проблемы и методы исследования. Екатеринбург: Урал, ун-т им. М. Горького, 1992. — 127 с.
- Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М.: ИП РАН, 1993.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.
- Григоренко Е.Л., Кочубей Б. И. Исследование процесса выдвижения и проверки гипотез близнецами // Новые исследования в психологии. 1989. — № 2.-С. 15−20
- Григоренко Е.Л., Стернберг Р. Стили мышления в школе. Часть 2 // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. — 1994. — № 4.
- Григорьева М.Н., Партная А. Использование социально-психологического тренинга в учебно-воспитательной работе со старшеклассниками // Вопросы психологии. 1988. — № 5. — С. 100−108.
- Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988. — № 4. С. 161 -167.
- Грубер Г. Е. Собственная активность залог творческих успехов // Общественные науки за рубежом. — 1988. — № 1. — С. 76−80.
- Демидова T.B. Проблема креативности в современной психологии // Личность XXI века: теория и практика / Под ред. E.H. Шиянова, И. Б. Котовой, C.B. Недбаевой. Армавир: АГПИ-МОСУ КФ, 2001. — С. 39−41.
- Демидова Т.В. Роль социальной среды в развитии креативности // Развивающаяся личность в системе высшего образования России: Сборник научных трудов / Под ред. И. Б. Котовой. Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2002. — С. 48−49.
- Диагностика творческих способностей. Шадринск: Изд-во Шадрин-ского пед. института, 1997.
- Диагностическое обеспечение формирования социально зрелой творческой личности. Минск, 1992.
- Дорфман Л.Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 101−106.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996. — 224 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна Вита, 2000.
- Дружинин В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. 1994. -№ 4.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психологиятворчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. -M., 1990.-С. 117−130.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975. — № 5. — С. 166−175.
- Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. № 6. -1990. — С. 85−92.
- Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. М., 1995.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1974.
- Келасьев В.Н. Некоторые формы умственного тренинга // Психологический журнал. Т. 8. № 6. — С. 90−97
- Козленке В.Н. Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе: Дис.. канд. психол. наук. М., 1982.
- Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание. М., 1984.384 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.
- Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989.255 с.
- Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М.: ИНТОР, 1995. — 48 с.
- Креативность как интегральное качество личности // Тезисы VI Рос-сийск. конференции «Проблема взаимосвязи эмоций, мышления и воли». Рязань: РГПУ, 1994.
- Кузьмин Е.С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л., 1983.
- Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. Спб.: Питер, 2000.
- Ландрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984.-80 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
- Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Академия, 2001.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Лук А. Н. Проблемы научного творчества // Науковедение за рубежом. М.: ИПИОН АН СССР, 1983
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. -127 с.
- Майданник И.А. Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников в процессе креативных игр: Автореф.. канд. психол. наук. -Ставрополь, 1997.
- Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М., 1993.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
- Мельникова С.И., Цимбал В. Н., Чигринов В. И. Развитие творческих возможностей обучаемых: Учебное пособие. Харьков: ХГУ, 1990. — 82 с.
- Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 86−95.
- Моляко В.А. Творческая одаренность и воспитание творческой личности. Киев, 1991.
- Мотков О.И. Психология познания личности. Практическое пособие. -М., 1993.
- Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. -Магнитогорск, 1994.
- Недбаева C.B. Психологические практики в образовании: виды, статус, методический инструментарий. Спб., 2000.
- Недбаева C.B. Психологические практики в российском образовании XX столетия. Спб.: Образование, 1999.
- Немов P.C. Психология. Книга 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. -M.: Сфера, 2000.-448 с.
- Одаренные дети: Пер. с англ. / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 380 с.
- Ожиганова Г. В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности // Психологический журнал. 2000. — № 2. — С. 75−85.
- Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом. 1968. — № 4. — С. 69−73.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитаие характера. М., 1987.223 с.
- Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг в воспитании партнерства и взаимопомощи. М., 1995.
- Перкинс Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. 1988. — № 4. — С. 88−92.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. — 168 с.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960.
- Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988. — С. 21−25.
- Прутченков A.C. «Свет мой, зеркальце, скажи.»: Методические разработки социально-психологических тренингов. М.: Новая школа, 1996.
- Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. Спб: Речь, 2000.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1998.
- Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования: Сборник научных трудов / Под ред. Г. А. Бе-рулава, И. Н. Семенова. М.: Российское психологическое общество. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995.-83 с.
- Психологические проблемы творческой деятельности. Киев: Знание, 1990.
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
- Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. А. Я. Пономарева. М.: Наука, 1990. — 220 с.
- Пути формирования творческого мышления школьников: Сб. научн. тр.-Уфа, 1983.-91 с.
- Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В .Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991.
- Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Ма-тюшкина. М.: Педагогика. 1991. — 155 с.
- Рапацевич Е.С., Цвирко В. И. Сборник задач для развития творческих способностей школьников. Минск, 1989.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.-С. 6−15
- Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ: Сер. «Психология». 1989. — № 2. — С. 58−65.
- Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. № 1, 1995, С. 132 139.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. т
- Рувинский Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания: Учебное пособие для пед.институтов. М., 1982.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Спб.: Питер, 1999.
- Рудкевич Л.А., Рыбалко Е. Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности. -Спб., 1997.
- Сафонцева С.В., Воронин А. Н. Влияние экстраверсии / интроверсии на взаимосвязь интеллекта и креативности // Психологический журнал. 200. -№ 5. — С. 57−65.
- Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. Руководство. Ярославль: Содействие, 1991. — 19 с.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980
- Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте): Дис.. канд. психол. наук. -Спб., 1996.- 170 с.
- Сонин В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. -М., 1998.
- Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей // Вопросы психологии. 2000. — № 1. — С. 36−46.
- Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 2. — С. 144−160.
- Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески! // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 186−213.
- Тафель P.E. Анализ исследования творческих способностей в американской психологии // Вопросы психологии. 1972. — № 1
- Тафель P.E. Использование диагностических методик для выявления творческих способностей // Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М., 1973.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во Московского университета, 1984.
- Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 123−132.
- Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации / Под ред. Е. Г. Трошихиной. Спб., 2001.
- Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е.Торренса. Спб.: Има-тон, 1998
- Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. Спб.: Иматон, 1998.
- Тютюнник В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда. Автореф.. докт. психол. наук. М.: МГУ, 1994.
- Уайсберг Р. Творчество: гений и другие мифы // Общественные науки за рубежом. РЖ. Сер. Науковедение. 1988. — № 5. — С. 84−90
- Фидельман М.И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте: Автореф.. канд. психол. наук. -М., 1994.
- Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М.: Генезис, 1999.
- Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001.
- Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1989.
- Хазратова Н.В. Формирование креативности под влиянием микросреды: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1994.
- Харькин В.Н., Гройсман A.A. Психолого-педагогические тренинги. -М, 1995.
- Хоровитц Ф.Д., СГБрайен М. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направление исследований // Общественные науки за рубежом. РЖ. Сер. Науковедение. 1988. — № 1.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985.
- Шиянов E.H. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя: Учебное пособие. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1991.
- Шиянов E.H. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М. — Ставрополь, 1991. — 206 с.
- Шиянов E.H., Демидова Т. В. Программа развития креативности личности в старшем школьном возрасте: Методическое пособие для практических психологов образования, педагогов и студентов педвузов. Армавир: Изд-во АГПИ, 2002. — 50 с.
- Шиянов E.H., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995. — 314 с.
- Шрагина Л.И. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности // Психологический журнал. 2000. — № 4. — С. 73−78.
- Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высш. школа, 1989.- 141 с.
- Шумилин Е. Психологические особенности личности старшеклассника / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1979.
- Юркевич B.C. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 127−142.
- Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996.
- Яковлева E.JI. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 37−42.
- Яковлева E. J1. Психология развития творческого потенциала школьников: Автореф.. докт. психол. наук. М., 1997. — 42 с. т
- Adler A. Understanding Life. Harmondworth: Penguin, 1997.
- Amabile T.M. The Social Psychology of Creativity. -N.Y., 1983.
- Amabile T.M., Collins M.A. Creative // Manstead A.S.R., Hewstone M. (eds.) The Blackwell encyclopedia of social psychology. Oxford: Blackwell Publ., 1996.-P. 142−144.
- Barron F. Creative person and creative process. N.Y., 1969.
- Barron F. Putting creativity to work // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 76−98.
- Barron F., Harrington D.M. Creativity, intelligence, and personality // Annual Review of Psychology. 1981. — V. 32. — P. 439−476.
- Boden M. The creative mind: Myths and mechanisms. N.Y.: Basic-Books, 1992.
- Boles S. A model of routine and creative problem solving // Journal of Creative Behavior. 24(3). — 1990.
- Butcher H. Intelligence and creativity. In: New approaches in psychological measurement. L., N.Y., 1973. — P. 43−64.
- Callagan C. Developing creativity in gifted and talented. Reston VA: The Council for Exceptional Children, 1978.
- Cattel R.B. Personality and learning theory. N.Y.: Spring, 1979.
- Chembers W.N. Creative Scientist of Today // Science. 1964. — vol. 145.
- Cropley A.J. Creativity and intelligence // British J. Educational psychology. 1966. — V. 39. — P. 259−266.
- Csikszentmihaliy M. Creativity. Flow and the psychology of discovert and invention. N.Y.: Harper Perennial, 1997.
- Csikszentmihaliy M. Society, culture, and person: A systems view of creativity / Ed. R. Sternberg. The nature of creativity. New York: Cambridge University Press, 1988. — P. 325−329.
- Eysenk H.J. (ED) A model for intelligence. N.Y.: Springier, 1982. — P.13.43.9
- Farley F. The big T in personality // Psychol. Today. 1986. — V. 20. — № 5. p. 44−52.
- Flescher J. Anxiety and achievement of intellectually gifted children // J. Psychology. 1963. — V. 53.
- Gardner H. Creating minds. New York: Basie Books, 1993.
- Getzels J.W., Jackson P/W/ A study of the sources of highly intelligente and highly creative adolescents // Explorations in creativity. N.Y., 1967.
- Gough H.G. A creative personality scale for the Adjective Check List // J. Pers. Soc. Psychol. 1979. — V. 37. — № 8. — P. 1398−1405.
- Guilford J.P. Intelligence, creativity and their educational implications. -San Diego, Calif., Knapp., 1968.
- Guilford J.P. The nature of human intelligence. New -York: Mc-Gaw Hill, 1967.
- Johnson D.L. A conceptual model of teacher and student classroom interaction and observed student verbal creativity / Psychology in the Schools, 10:4 (October, 1973).-P. 475−481.
- Johnson D.L. Creativity checklist (Cch) Cat. No. 33 780, 1979.
- Khatena J. The creatively gifted child: Suggestions for parents and teachers. -N.Y.: Vantage Press, 1978.
- Kneller G.F. The art of science and creativity. N.Y., 1965.
- Martindale C. Personality, situation and creativity // Glover J.A., Ronning R.R., Reynolds C.R. (eds.) Handbook of creativity. N.Y.: Plenum. — 1989. — P. 211 232.
- Maslow A. The farther reaches of human nature. N.Y.: Viking Press, 1985.
- May R. The courage to create. N.Y., 1975.
- Mc Kinnori D.W. The nature and nature of creative talent // Amer. Psychology. 1962.-V. 17.
- Mednick S.A., Halpern S. Ease of concept attainment rank // J. Exp. Psychol. N.Y., 1962, vol. 6.
- Mednick S.A. Tlie associative basis of the creative process // Psychol. Review. 1969. — № 2. — P. 220−232.
- Milgram R.M. Teaching Gifted and Talented Children Learners in Regular Classrooms. Springfield, 1989.
- Moneta G. A model of scintif s creative potential // Phyllosof. Psychol. -1993.-V. 6(1).-P. 23−27.
- Piatt W., Baker B. The relation of the scientific «hunch» to research // Journal of Chemical Education. N.Y.- 1931. -vol. 8.
- Renzulli J. The enrichment triad model. Mansfield Centre: Creative Learning Ass., 1977.
- Rogers C. On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin, 1961.
- Rogers N. Creative Connection. Palo Alto: Scince and Behavior Books, Snc., 1993.
- Rossman J. The psychology of the inventor. — Washington, 1931.
- Sapp D. The point of creative frustration and creative process: a new look at old model // Journal of creative behavior. 1992. — 26(1). — P. 21 -28.
- Sternberg R., Davidson S.E. ets. Conception of giftedness. Cambridge, 1986.
- Sternberg R.J., Lubart T.I. An investment theory of creativity and its development // Human Development. 1991. — V. 34. — P. 1−32.
- Tannenbaum A.J. Adolescent attitudes toward academic brilliance. Talented youth project monograph. N.Y., 1962.
- Tannenbaum A.J. Liftedness: a psychological approach // Sternberg R., Davidson S.E. ets. Conception of giftedness. Cambridge, 1986. — P. 21−52.
- Taylor C., Ellison R. Manual for Alpha Biographical Inventory. Salt Lake City: Institute for Behavioral Research in Creativity, 1968.
- Terman L.M. The Measurement of Intelligence. Boston, 1937.
- Torrance E.P. Growing up creativity gifted: a 22-years longitudinal study // Creative child and adult quarterly, 1980.
- Torrance E.P. Guiding creative talent Englewood Cloffs. — N.Y.: Prentice-Hall, 1962.
- Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning, 1965. — P. 663−679.
- Torrance E.P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. -N.Y., 1974.
- Treffinger D. Guidelines for encouraging independence and selfdirection among gifted students // Journal of Creative Behavior. 1978. — 12(1).
- Vernon P.E. Effects of administration and Scoring on divergent thiiJcing tests. Br. J. educ. psuchol. — 1971.
- Wallas G. The art of thought. -N.Y., 1926.
- Wollach M.A., Kogan N.A. A now look at the creativity intelligence distinction // Journal of Personality. — 1965. — № 33. — P. 348−369.