Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интегрированная система обучения в техническом вузе как основа повышения качества подготовки специалистов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Международные стандарты ИСО серии 9000 не содержат упоминания об образовательной деятельности вообще. То же самое относится и к подходу TQM, который, являясь достаточно общим, нацелен прежде всего на решение задачи обеспечения качества продукции. Образовательная деятельность, особенно в высшем образовании, существенно отличается от всех других видов производственной деятельности. Это исключает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки исследования
    • 1. Современные требования к качеству подготовки студентов в системе высшего образования
    • 2. Проблема качества подготовки специалистов в техническом вузе
  • §-3.Личностные особенности студентов и их проявление в подготовке будущего специалиста
  • Выводы
  • Глава II. Пути обеспечения качества подготовки студентов технического вуза в процессе интегрированной подготовки
    • 1. Организационно — педагогическое сопровождение процесса интегрированной подготовки
  • §-2.Содержание и формы интеграции учебного процесса и практической деятельности студентов
    • 3. Опытно-экспериментальная работа и анализ ее результатов по проверке путей интегрированного обучения
  • Выводы

Интегрированная система обучения в техническом вузе как основа повышения качества подготовки специалистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Преобразования в нашей стране, затронувшие все сферы социально-экономических отношений, изменили цель и характер труда, нравственные, мировоззренческие, ценностные ориентиры общества и личности. Складывающаяся социокультурная ситуация в современной России определяет необходимость переосмысления вопросов, связанных с подготовкой молодежи к динамично изменяющимся рыночным условиям. В процессе подготовки специалиста главенствующую роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры.

Вместе с тем, переориентация на рыночные отношения потребовала серьезных изменений в области качества подготовки специалистов в системе высшего образования. Сегодня все больше осознается необходимость в специалистах, способных к функционированию в новых социальноэкономических условиях и самореализации сформированного уровня культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности.

Поэтому вопросам качества подготовки выпускников высших учебных заведений всегда уделялось большое внимание. В современных условиях проблема качества подготовки специалистов приобрела особое значение в связи с тем, что ухудшились условия бюджетного финансирования, которые делают проблему «выживания» вуза в сложившейся ситуации чрезвычайно острой и ставят ее решение в прямую зависимость от количества студентов, обучающихся на коммерческой основе, где качество подготовки ниже по ряду причин, например, в связи с более низким уровнем общеобразовательной подготовки абитуриентов, более низкими требованиями преподавателей с целью снижения «отсева» и т. д.

Большинство вузов России активно реагируют на происходящие изменения тем, что открывают пользующиеся спросом специальности, одновременно сокращая выпуск по традиционным, совершенствуя учебные планы и программы, расширяя профиль подготовки по существующим специальностям и т. д. Но эти мероприятия, при всей их очевидной целесообразности и необходимости, имеют, как правило, разобщенный характер. Поэтому представляется своевременной попытка ряда вузов и исследовательских центров (МИСИС, МЭСИ, СпбГУ и других) более комплексного, обобщенного и объективного подхода к решению настоящей проблемы с использованием тех инструментов обеспечения качества, которые применяются в настоящее время во многих странах и известны как Международные стандарты качества ИСО серии 9000 и Всеобщее Управление Качеством — ВУК (TQM — Total Quality Management).

Подходы стандартов серии ИСО 9000 и TQM имеют много общего, в первую очередь — ориентацию на потребителя. При этом возможны два пути решения задачи обеспечения качества.

1. Совершенствование результатов деятельности организации посредством установления адекватных схем контроля на всех этапах и уровнях управления и разработки для этого нормативной документации, что известно под названием система управления обеспечения качества.

2. Совершенствование всех выполняемых в организации операций (так называемых процессов) посредством таких изменений в организационной структуре, которые не только способствуют вовлечению всех сотрудников в управление обеспечения качества, но и создают для этого объективные возможности. Такой подход получил название TQM.

Сочетание этих двух подходов, направленное на достижение одной цели, может дать наилучшие результаты и обеспечить успех в решении поставленной задачи.

Международные стандарты ИСО серии 9000 не содержат упоминания об образовательной деятельности вообще. То же самое относится и к подходу TQM, который, являясь достаточно общим, нацелен прежде всего на решение задачи обеспечения качества продукции. Образовательная деятельность, особенно в высшем образовании, существенно отличается от всех других видов производственной деятельности. Это исключает шаблонные подходы и требует формирования в деятельности профессорско-преподавательского состава вуза особого отношения к качеству педагогической работы. Без этого обеспечение качества подготовки специалиста в вузе обречено на провал, даже если вся документально-нормативная база будет находиться в идеальном состоянии, а для каждого преподавателя будет составлена четкая должностная инструкция.

По данной проблеме в настоящее время имеется большое число публикаций. Большое внимание к проблеме качества подготовки специалиста было уделено отечественными учеными А. Л. Денисовой, А. А. Крамаренко, Ю. А. Кудрявцевым, С. В. Линовским, Т. А. Мирошниковой, А. Я. Савельевым, Н. А. Селезневой, А. И. Субетто, В. А. Тихомировым, С. А. Шикуновым, С. Н. Широбоковым, и др.

Проведенный нами анализ основных подходов, посвященных формированию личности современного специалиста в системе высшего образования, позволяет сделать вывод о том, что проблема обеспечения качества подготовки специалиста средствами педагогической диагностики остается не разработанной и требует глубокого анализа с позиций теоретического обоснования и практической востребованности.

Противоречие, возникающее между потребностью практики в обеспечении необходимого качества подготовки современного выпускника вуза, и не разработанностью путей ее осуществления в учебно-воспитательном процессе, определило проблему исследования: какие организационно-педагогические условия необходимо создать для обеспечения качества подготовки специалиста современного вуза?

Решение этой проблемы определило цель исследования: разработать организационно-педагогические условия обеспечения качества подготовки специалиста в системе профессиональной подготовки средствами интеграции теоретического обучения и практической деятельности.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки специалиста в вузе.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия интегрированной подготовки специалиста в вузе.

Гипотеза исследования: мы исходим из предположения о том, что обеспечение качественной подготовки специалистов в условиях вуза возможно, если:

— будет теоретически обоснована роль интегрированной организации учебно-практической деятельности в обеспечении качества подготовки специалиста;

— изучены, проанализированы теоретические основы обеспечения современных требований к качеству подготовки специалиста в высшей школе и выявлены возможности интегрированной подготовки для решения этих задач;

— процесс интеграции теоретического обучения и практической деятельности будет представлять собой единую целостность, реализующую дидактическую, методическую и воспитательную направленность в организации учебно-практической деятельности студентов;

— осуществляется мониторинг уровня сформированности профессионально-важных знаний и умений будущего специалиста;

Цель и положения гипотезы определили постановку необходимых исследовательских задач:

1. Определить роль интегрированной формы организации учебно-практической деятельности студентов в обеспечении качества подготовки специалиста в условиях вуза.

2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить основные направления осуществления интегрированной подготовки в обеспечении качества подготовки студентов в учебно-воспитательном процессе вуза.

3. Осуществить экспериментальную проверку разработанных организационно-педагогических условий интегрированной подготовки в практике работы современного высшего учебного заведения.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

— теоретические методы: изучение и анализ специальной литературы и исследований по проблеме качества образованияклассификация, сравнение, обобщениеретроспективный анализ собственного опыта, анализ инструктивно-методических документов по вопросам качества образования;

— эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта, концептуальные обоснования и анализ педагогической практики;

— педагогический эксперимент: работа по разработанным материалам и методическим рекомендациям для преподавателей по проведению интегрированной подготовки.

Теоретико-методологической основой исследования явились: теория о деятельностной сущности человека и творческой активности, теория систем, теория управленияпринципы системного, личностного и деятельностного подходов к формированию личностиконцепция непрерывного образования, концепция повышения качества образования.

Исследование осуществлялась в три этапа:

Первый этап (1997 — 1998гг.) — подготовительно — поисковый, в процессе которого изучались теоретические источники по проблеме исследования, нормативно — правовые акты, программно — методические материалы и отчеты социологических исследований по проблемам качества подготовки специалистовизучался опыт деятельности учреждений высшего профессионального образования по построению системы контроля качества. Уточнялись предмет и объект исследования, разрабатывались исходные положения гипотезы.

Второй этап (1999 — 2000гг) — адаптивно — практический или процесс опытно — поисковой работы в результате которого выявлено состояние проблемы качества деятельности вуза, проведен анализ и уточнены основные направления деятельности вуза по организации интегрированной подготовки.

Третий этап (2001 — 2002гг) — обобщение и систематизация полученных результатов исследования, рекомендации по построению работы вуза по обеспечению качества подготовки специалистов в соответствии с определенными организационно — педагогическими условиями. Оформление результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Определена роль интегрированной формы организации учебно-практической деятельности студентов в обеспечении качества подготовки специалистов, которая в свете изменения требований современной социально-экономической ситуации и высшей школы к подготовке специалиста вуза выступает в качестве важного средства достижения поставленных не только учебных задач, но и задач формирования личности будущего специалиста;

2. Определены организационно-педагогические условия обеспечения качества подготовки специалиста в вузе (определена роль интегрированной формы организации деятельности студентов в этом процессевыявлены ее возможности в обеспечении качества подготовки специалиставыявлены основные направления ее осуществления в вузесформированности профессионально-важных знаний и умений будущего специалиста).

3. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия повышения качества подготовки специалиста на основе внедрения интегрированной формы организации учебно-практической деятельности студентов.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработаны методические материалы и рекомендации по обеспечению качества подготовки специалистов в вузе, которые могут быть реализованы в образовательном процессе других учреждений высшего профессионального образования.

На защиту выносятся:

1. Роль интегрированной формы организации учебно-практической деятельности студентов в обеспечении качества подготовки специалистов, которая в свете изменения требований современной социально-экономической ситуации и высшей школы к подготовке специалиста вуза выступает в качестве важного средства достижения поставленных не только учебных задач, но и задач формирования личности будущего специалиста.

2. Разработанные организационно-педагогические условия подготовки студентов, предполагающие сочетание: особых форм взаимодействия учебного заведения и производства для подготовки специалиста в свете требований международных стандартов качества, связанных с необходимостью учета требований нового поколения стандартов высшего образованиясоздания педагогических условий активной деятельности студентов по формированию знаний, умений, отношения и опыта их практического использования в решении профессиональных задач.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и полученные практические результаты были изложены автором в докладах и выступлениях на научнопрактических конференциях по проблемам повышения качества образования в вузах, в выступлениях на Ученых советах и Ректоратах Московского государственного индустриального университета, семинарах и курсах повышения квалификации преподавателей высшей школы.

Апробация результатов исследования проводилась через практическую деятельность автора, при использовании разработанных материалов в условиях взаимодействия вуза и предприятий.

Выводы.

Переход к рыночной экономике обострил проблему самореализации профессионального, творческого потенциала специалиста в трудовой деятельности. Возможная нестабильность в востребованности специалистов, конкуренция на рынке труда, безработица могут отразиться на сформированности личного «Я — специалиста». Это, в свою очередь, может проявляться в отсутствии интереса к осваиваемой профессии, снижению активности в учебной и практической деятельности. Современное высшее учебное заведение обязано учитывать эти перемены и всемерно направлять О педагогические усилия на развитие активности и личностного потенциала студентов, являющихся основой подготовленности выпускника к будущей профессиональной деятельности.

Развитие личностных и профессионально-значимых качеств у студентов требует осведомленности в вопросах профессионального самоопределения молодежи. Условия рыночной экономики внесли неопределенность в мировоззрение, ценностные ориентации и установки студентов, утеряны прежние ориентиры социальной жизни, наблюдаются трудности в процессах социализации. Трудности заключаются в рассогласовании уровня притязаний и индивидуально-творческих ресурсов и в том, что социальная ориентация опережает личностную и профессиональную.

Вот почему внедрение ИСО социально защищает молодое поколение, т.к. дает возможность студенту еще на стадии обучения подобрать себе по душе сферу будущей деятельности, проверить себя в деле, показать себя, развить свои способности и таланты. Кроме того, такая система подготовки обычно предполагает дополнительную оплату труда, получение различных льгот и кредитов под будущую деятельность. Она позволяет наиболее оперативно реагировать на динамично меняющиеся потребности общества. Поэтому не случайно такая система обучения получает все большее признание в развитых странах мира, а в России в условиях кризиса, когда необходимо быстро запускать производство на современном уровне, ИСО становится одним из важнейших средств по целевому формированию интеллектуального потенциала предприятий и фирм.

Интегрированная система обучения воспитывает у выпускников ответственность за дело, которое они выполняют, за свою бригаду, свой отдел, свое предприятие. Благодаря этому качеству выпускников ИСО многие базовые предприятия, на которых они работают не только не погибли, но и сохранили способность к возрождению. Среди специалистов на таких предприятиях до настоящего времени преобладают выпускники, прошедшие подготовку по ИСО. Поэтому руководители базовых предприятий в настоящее время всеми возможными средствами поддерживают свои вузы. Не случайно, что все вузы, работавшие по системе «завод-втуз», не только выжили, но и развиваются, сохраняя основные принципы ИСО в новых условиях.

Характерным примером такого подхода может служить сотрудничество между АМО-ЗИЛ и МГИУ, послужившее основой нашего исследования. Сотрудничество, которое знаменует трансформацию интегрированной системы обучения на новой основе, в новых условиях, на новых организационных принципах. Этот объективный процесс интеграции науки, образования и практики, как показали результаты проведенного исследования, могут являться важным ориентиром в развитии современной высшей технической школы России.

Заключение

.

1. Изменения, происходящие в социально-экономической жизни современного общества, оказывают влияние на процесс формирования специалистов в условиях высшей школы.

Качество профессиональной подготовки современного специалиста рассматривается как возможность обеспечения рынка труда квалифицированными специалистами, а также удовлетворения потребностей индивида в получении конкурентоспособных знаний. Обеспечение качества профессиональной подготовки базируется на мониторинге рынка труда с целью определения потребностей в специалистахсистемно-функциональном и информационном анализе профессиональной деятельности специалиста с целью определения структуры и содержания профессиональной деятельностиопределении критериев оптимизации системы средств и условий удовлетворения потребностей в образовательных услугахформировании системы управления качеством образовательных услугвнедрении современных достижений психологии, педагогики и дидактики в практику профессиональной подготовки.

Необходимость разработки новых подходов к системе подготовки специалистов привела к идее реализации интеграции высшей школы, науки и производства. Как основа обеспечения качественной подготовки специалистов может быть рассмотрена интегрированная система обучения, где требования к подготовке специалиста и соответствующая профессиональная образовательная среда взаимосвязаны не только в учебной, но и в практической деятельности студентов — будущих специалистов вуза.

В современных условиях развития высшей школы, когда для многих студентов стала реальной необходимость совмещать работу и учебу, ИСО позволяет увязать личностные и профессиональные устремления будущих молодых специалистов, что и предопределяет высокое значение интегрированной формы подготовки.

2. Проведенное теоретическое исследование позволило установить, что необходим поиск и обоснование практических путей реализации интегрированной системы обучения в вузе, как основы обеспечения качества подготовки специалиста.

В современных условиях накоплен достаточно большой исследовательский материал по проблеме изучения качества подготовки специалистов. Его особенностью является то, что фактическому анализу подвергается учебный процесс, тогда как наиболее важные составляющие, связанные с осуществлением практической деятельности и сформированности личностных качеств остаются «в тени». Процесс адаптации специалиста в условиях реальной профессиональной деятельности в значительной степени определяется степенью овладения практическими умениями, проявляющимися и в сформированности личности будущего специалиста, то есть его самооценки как профессионала. Интегрированная форма обучения, реализованная в процессе экспериментальной работы была построена исходя из современных, сложившихся в рыночных условиях личностных качеств специалиста и была ориентирована на решение именно этой проблемы.

Анализ возможностей учебно-воспитательного процесса в вузе, опирающегося на ИСО, позволил обосновать принципиальное значение данной формы работы в формировании самооценки «Я — специалист» студента и основные направления его реализации в организации учебно-воспитательного процесса.

Исследование проблемы качества подготовки студентов в современных условиях привело к выводу о том, что в основе решения данной проблемы лежат две основные составляющие — активная деятельность студента в учебной и практической работе и педагогически обоснованная организация практической деятельности, направленные на формирование подструктуры личности «Я — специалист».

3. Проводимая в ходе исследования опытно-экспериментальная работа осуществлялась в нескольких направлениях — в подготовке преподавателей к осуществлению ППП студентов (на основе семинаров, консультаций по разработанной программе) и в работе со студентами через индивидуальные консультации.

Проводимая экспериментальная работа включала организацию всех условий, необходимых для организации и проведения ППП. Для преподавателей, работающих со студентами экспериментальных групп, были проведены занятия и необходимые консультации по повышению уровня психолого-педагогической подготовки, проводились встречи и консультации с зам. декана и проректорами, созданы условия для сочетания учебы и работы студентов.

Экспериментальная работа осуществлялась с группой студентов в 236 человек автомобильного факультета за период 2000; 2002гг.

Анализ полученных данных позволил сделать выводы о том, что в ходе экспериментальной работы удалось добиться устойчивой тенденции к повышению уровня сформированности адекватной самооценки студента как специалиста, хотя по данным проводимого анкетирования количество студентов, имеющих негативное отношение к выполнению функций рабочего на ЗИЛе, не уменьшается. О О о.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. О субъекте психической деятельности. М.: 1987.
  2. B.C. Композиция тестовых заданий: Кн. для преподавателей вузов, учителей шк., гимназий и лицеев, студентов и аспирантов пед. вузов / В. С. Аванесов. М.: Адепт, 1998. — 217 с.
  3. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II.- М.:
  4. JI.H. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М: Юрид. лит., 1988. — 176 с.
  5. Антропология // Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.), Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шибаевой. М.: Педагогика, 1974. — С. 229−547
  6. А.И. Введение в культурологию: Учеб. пособие / А.И.Арнольдов- Нар. Акад. культуры и общечеловеч. ценностей. М.: Б. и., 1993.-350 с.
  7. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1978. — 129 с.
  8. В.Г. Мотивации поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. -М.: Мысль, 1976.- 158с.
  9. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. -158с.
  10. Ю.Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 105 с.
  11. ГБабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 558 с.
  12. Ю.К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1987.-78с.
  13. Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников / Ю. К. Бабанский // Совет, педагогика. 1983. — № 3. — С. 99 106.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод, основы) / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  15. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  16. С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике / С. Я. Батышев. -М.: Ассоц. проф. образования, 1993. 191 с.
  17. С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации / С. Я. Батышев. М.: Высш. шк., 1987. — 340 с.
  18. H.A. О назначении человека // Мир философии: Книга для тения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. — М.: Политиздат, 1991. С. 256−262
  19. В.П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. 303 с.
  20. В.П. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько. — М.: Высш. шк., 1989.- 141 с. 21 .Блага К., Шебек М. Я-твой учитель, ты мой ученик. М., 1991 — 143с.
  21. И.В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности / И. В. Блаумберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М.: Знание, 1969. — 48 с.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464с.
  23. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя / В. Б. Бондаревский. М.: Просвещение, 1985.- 143 с.
  24. Н.Ш. Теория и практика дополнительной профессиональной подготовки студентов в техническом вузе. Автореф. Докт дисс. Казань, 1988. 40 с.
  25. A.A. Активное обучение в высшей школе: Контекст, подход /
  26. A.А.Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
  27. И.А. Использование профессиональных задач в процессе обучения / И. А. Володарская, Т. А. Арташкина // Практика создания модели специалиста в различных вузах. М., 1989. — С. 69−76.
  28. И.А. Проблема целей обучения в современной педагогике: Учеб. метод, пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов / И. А. Володарская, А. М. Митина. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 72 с.
  29. И.А. Профессиональные задачи и качество усвоения фундаментальных знаний / И. А. Володарская, Т. А. Арташкина. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1993. 196 с.
  30. Всероссийское совещание работников образования, Москва, 14−15 января 2000 г.: Стеногр. отчет. М.: Высш. шк., 2000. — 424 с.
  31. Выготский J1.C. Педагогическая психология / Л.С.Выготский- Под ред.
  32. B.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991.- 479 с.
  33. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 51 с.
  34. П.Я. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе / П. Я. Гальперин, З. А. Решетова, Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. — 39 с.
  35. .С. Методологическое знание в педагогике / Б. С. Гершунский. М.: Знание, 1986. — 109 с.
  36. .С. Стратегические приоритеты развития образования в России / Б. С. Гершунский // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 46−54.
  37. Л.А. Потребности и интересы / Л. А. Гордон // Совет, педагогика. -1989. -№ 8/9. С. 140−154.
  38. Н.Е. Методика составления рабочих программ учебных дисциплин / Н. Е. Грузин, А. Е. Баштовой // Проблемы высшей школы. Киев, 1976. -Вып.25. — С. 11−14.
  39. П.С. Философия культуры: Пособие для гуманитар, вузов. / П. С. Гуревич. М.: Аспект Пресс, 1994.-316 с.
  40. В.Е. Сущность культуры / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов -Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1979. 263 с.
  41. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико психол. проблемы построения учеб. предметов / В. В. Давыдов. — М.: Пед. о-во России, 2000. -479 с.
  42. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 239с.
  43. Т.А. Структурно системный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. — М.: Знание, 1972. — Вып. 1−3.
  44. М.С. Философия культуры / С. М. Каган. СПб.: Петрополис, 1996. -416с.
  45. М.С. Человеческая деятельность: (Опыт систем, анализа) / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  46. В.А. Подготовка молодежи к труду в системе непрерывногообразования / В. А. Кальней, В. М. Кузнецов, Ю. М. Роговский. М.: РМАТ, 1994.- 160 с.
  47. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф.Каптерев- Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  48. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.:Педагогика, 1982.-704 с.
  49. М.В. Инновационные методы обучения в высшем образовании / М. В. Кларин // Бизнес образование. — 1997. — № 2. — С. 46−53.
  50. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании / М. В. Кларин // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−21.
  51. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Климов. М.: Знание, 1983. — 34 с.
  52. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Е. А. Климов. -Обнинск: Принтер, 1993. 56с.
  53. О 59. Коган Л. Н. Теория культуры / Л. Н. Коган. Екатеринбург: Б.и., 1993. — 160с.
  54. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. -176 с.
  55. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 384 с.
  56. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М., 1993 М., 1993.-63 с.
  57. Контроль качества и оценка в образовании: Материалы международной конференции. СПб.: Изд-во РПГУ имени А. И. Герцена, 1998. — 158с.
  58. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Ф. Котлер М.: Ростинтер, 1996.-704 с.
  59. В.А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. -М.: Просвещение, 1972. 255 с.
  60. Т.В. О различных психологических уровнях управления творческой деятельностью / Т. В. Кудрявцев // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975. — С. 62−73.
  61. Н.В. Опыт экспериментального моделирования деятельности преподавателя высшей школы / Н. В. Кузьмина // Соврем, высш. шк. 1977. — № 3. — С. 73−87.
  62. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк., 1990. — 119 с.
  63. Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г. В. Драча. М.: Гардарики, 1999.-336с.
  64. Культурология. Основы теории и истории культуры / Под ред. И. Ф. Кефели. СПб.: Б.и., 1996. — 591 с.
  65. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев. М.: Высш. шк., 1991. — 223 с.
  66. А. Н. Об историческом подходе в изучении психики человека // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С. 9−44.
  67. А.H. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  68. А.Н. Мышление / А. Н. Леонтьев // Философская энциклопедия. -М., 1964.-С. 514−519.
  69. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  70. И.Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974. — 64с.
  71. И.И. К теории построения учебного предмета / И. И. Логвинов // Совет, педагогика. 1969. — № 3. — С. 91−100.
  72. A.A. Система образования и систематизация наук / А. А. Ляпунов // Вопр. философии. 1968. — № 3. — С. 38−50.
  73. Л.Н. Формирование профессиональной мотивации как фактор улучшения качества подготовки специалистов в педагогическом вузе / Л. Н. Мазаева. // Проблемы гуманизации естественнонаучного образования. Н. Новгород, 1996. — С. 91−92.
  74. Ф. Высокий образовательный замысел: К 50-летию образования ЮНЕСКО / Ф. Майор, С. Тангян // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 3−13.
  75. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H., Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М., Пед. общество России, 2001. 128с.
  76. В.М. Культура и история / В. М. Межуев. М.: Политиздат, 1977. -199 с.
  77. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  78. Е.И. Теория и практика мониторинга качества обучения в региональной системе образования. М., Педагогическое общество России, 1999.-224с.
  79. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепед. подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  80. A.M. Интеграция базового профессионального образования / А. М. Новиков // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 3−8.
  81. A.M. Профессиональное образование России / А. М. Новиков. -М.: ИЦП НПО РАО, 1997. 254 с.
  82. Об образовании: Закон Рос. Федерации: (в ред. Федер. законов от 13 янв. 1996 г. № 12-ФЗ, от 16 нояб. 1997 № 144-ФЗ) // Сборник законов Российской Федерации. М., 1999. — С. 224−245.
  83. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. М.: Высш. шк., 1987. — 87 с.
  84. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: (Утв. Вехов. Советом Рос. Федерации 9 окт. 1992 № 3612−1) // Ведомости Съезда народ, депутатов и Верхов. Совета Рос. Федерации. 1992. — № 46. — Ст. 2615.
  85. Оценка качества профессионального образования. Доклад 5 мая 2001./Под ред. В. И. Байденко. М., Исследовательский центр качества подготовки специалистов. 2001. — 186с.
  86. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
  87. Педагогика: Учеб. пособие для пед. вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Пед. о-во России, 1998. 638 с.
  88. А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 112с.
  89. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  90. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1972. — 239 с.
  91. В.М. Педагогические исследования и практика / В. М. Полонский // Совет, педагогика. 1984. — № 5. — С.8−13.
  92. Я.А. Знание, мышление и умственное развитие / Я. А. Пономарев. М.: Просвещение, 1967. — 264 с.
  93. Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям. М.: Проф. образование, 1999. — 904 с.
  94. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  95. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. -М.: Изд-во МГУ, 1979. 208 с.
  96. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М., Мир 1991−320с.
  97. З.А. Один из подходов к построению учебной дисциплины / З. А. Решетова, С. А. Беляева // Вестн. высш. шк. 1985. — № 5. — С. 35−39.
  98. А.Т. Принцип научности в обучении и теории учения / А. Т. Рогов // К проблеме управления обучением и воспитанием: Сб. статей. М., 1970. -С. 178−191.
  99. М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся //Ярославский педагогический вестник. 1994. — № 1. — С. 16−19.
  100. С. В. Основы общей психологии: В 2-х т. М.:
  101. М.Н. Основные направления исследований по проблемам дидактики / М. Н. Скаткин // Совет, педагогика. 1966. — № 8. — С. 21−34.
  102. М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
  103. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров A.M. М.: Сов., энциклопедия, 1986. — 1599 с.
  104. В.М. Социология нравственного развития личности. М.:
  105. В.А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  106. Н.Ф. Методика составления обучающих программ: Учеб. пособие / Н. Ф. Талызина.- М.: Изд-во МГУ, 1980. 46 с.
  107. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста / Н. Ф. Талызина // Соврем, высш. шк. 1986. — № 2. — С. 75−83.
  108. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: (Псих, основы) / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 344 с.
  109. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие./ Под ред. М. М. Поташника. М., Пед. Общество России, 200. 448 с.
  110. И.М. Задачи в школе, в вузе, в жизни / И. М. Фейгенберг // Вестн. высш. шк. 1975. — № 4. — С. 12−16.
  111. Формирование личности: проблемы комплекс, подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1983. -256 с.
  112. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие / И. Ф. Харламов. М.: Юристъ, 1997.-507 с.
  113. А.Г. Становление личности. М.: Знание, 1972. — 48 с.
  114. С.М. Правовая культура молодежи. Воронеж, 1975. — 64 с.
  115. К.Н., Соловьев В. П., Ворожейкина О. Л., Тарасюк Л. Н., Сравнение требований к подготовке выпускников вузов России, США, Германии, Великобритании. Монография. М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2002 — 201с.
  116. С., Щеглова С. Кто они, подростки девяностых? (Социологический портрет современного детства). М.: Юнпресс, 1995. -50 с.
  117. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
  118. С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. /Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. -304 с.--Т. 2.-416 с.
  119. С.Е. Государственные стандарты общего среднего образования: опыт, проблемы, перспективы / С. Е. Шишов. М.- Ярославль: Б.и., 1997. -215 с.
  120. С.Е. Образовательные стандарты и качество образования / С. Е. Шишов // Образовательные стандарты и контроль качества: Сб. науч. тр. Вологда, 1996. — С. 25−34.
  121. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М., Российское педагогическое агентство, 1998. — 354с.
  122. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  123. В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов: Учеб. пособие / В. А. Якунин. Л.: Б.и., 1986. — 44 с.
  124. А.И. О некоторых вопросах построения учебных предметов / А. И. Янцов // Совет, педагогика. 1965. — № 5. — С. 59−67.
  125. М.М. Проблемы воздействия сложных ситуаций на процесс формирования нравственного опыта молодежи. Автореф. канд. дисс.-М., 1969.-31 с.
Заполнить форму текущей работой