Социально-психологические особенности самопрезентации военнослужащих-женщин
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явился социально-деятельностный подход А. В. Петровского, основанный на концепции деятельностного опосредования межличностных отношений, позволивший определить самопрезентацию военнослужащих-женщин как процесс управления собственным поведением. В качестве основополагающих были взяты принципы психологии: детерминизма, развития… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Теоретические основы исследования самопрезентации военнослужащих-женщин
- 1. Проблема самопрезентации и основные психологические подходы в зарубежной и отечественной психологии
- 2. Влияние условий повседневной и служебно-боевой деятельности на проявление самопрезентации военнослужащих-женщин
- 3. Теоретическая модель исследования особенностей самопрезентации военнослужащих-женщин
- Глава II. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей самопрезентации военнослужащих-женщин
- 1. Методический замысел исследования
- 2. Анализ социально-психологических качеств, типологий и тактик, влияющих на процесс самопрезентации военнослужащих женщин
- 3. Социально-психологические особенности, детерминирующие процесс самопрезентации военнослужащих-женщин
- Глава III. Социально-психологические условия оптимизации управления собственным поведением в процессе самопрезентации путем коррекции и самокоррекции
- 1. Теоретическое обоснование программных методик повышения эффективности управления собственным поведением в процессе самопрезентции
- 2. Экспериментальное обоснование результативности тренинговой программы процесса самопрезентации путем коррекции и самокоррекции
Социально-психологические особенности самопрезентации военнослужащих-женщин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Повышение роли и места женщин в обществе в целом, а также неуклонный рост числа женщин, желающих связать свою судьбу с армией, продолжает расти. Наметилась тенденция роста набора женщин на службу по контракту, ежегодный прирост военнослужащих-женщин составляет 1,5%, что выводит Россию на третье место в мире после США и Израиля по степени фемипизиро-ванности армии. По данным ГШ ВС РФ за 1999;2001гг. количество женщин, занимающих офицерские должности в ВС РФ, выросло на 6%, должности прапорщиков — на 8%, должности солдат и сержантов — на 11%. Споры о том, место ли женщине в рядах Вооруженных Сил, сегодня уже бессмысленны. Женщины в армии, в том числе на полях сражений, — это объективная реальность.
Большинство социальных взаимодействий в обществе, в том числе и в военно-социальной среде, может быть рассмотрено с точки зрения самопрезепта-ции. Оказываясь в ситуации межличностного взаимодействия в воинском коллективе, военнослужащая-женщина испытывает стрессы, связанные с принад-лежностькь к женскому полу в традиционно доминирующем мужском коллективе. Вместе с этим, военнослужащая-женщина, желает она того или нет, становится субъектом пристального внимания со стороны членов воинского коллектива, некой «мишенью» для восприятия. В отдельных воинских коллективах, особенно при наличии у военнослужащей-женщины подчиненного личного состава, она является ещё и примером, образцом поведения, отношения к службе для своих подчиненных. Во многом, благодаря ей подчиненные усваивают существующие в армейском социуме нормы, ценности и традиции, а иногда подражают её поведению.
Вышеперечисленные социальные ситуации требуют от военнослужащей-женщины определенных навыков и умений процесса самопрезентации. Практика свидетельствует: насколько женщина сумеет себя публично представить в повседневной жизнедеятельности, насколько предъявит военной общественности профессиональные знания, навыки и умения и другие личностные качества на службе, во многом будет зависеть эффективность ее социально-психологической адаптации в военной среде, ее статус и имидж в глазах сослуживцев. Данные обстоятельства придают исследуемой проблеме высокую актуальность и значимость.
Между тем большинство социальных взаимодействий в обществе, в том числе и в военно-социальной среде, может быть рассмотрено с точки зрения самопрезентации. При этом личность, проявляющая активность по созданию впечатления о себе, является в данном случае субъектом самопрезептации, а объект, на которую направлена данная активность, воспринимающим субъектом, так как он как бы «считывает» информацию субъекта. Оказываясь в ситуации межличностного взаимодействия в воинском коллективе, военнослужащая-женщина немедленно становится субъектом самопрезентации, независимо от осознанности своих поведенческих действий. Она представляет информацию о себе посредством внешнего вида, окружающего пространства, вербального и невербального поведения, личностно-деловых качеств, связанных с исполнением ею должностных обязанностей. Автоматически, с момента начала взаимодействия, представители воинского коллектива (начальники, сослуживцы) становятся объектами самопрезентации, воспринимающими представленную военнослужащей-женщиной информацию о себе.
Как показали результаты проведенного нами исследования, оценка восприятия военнослужащих-женщин со стороны непосредственных начальников неоднозначна: большинство военнослужащих-женщин (51% из числа опрошенных) отметили негативную оценку восприятия, 12% затруднились ответить на вопрос о восприятии и лишь 37% считают, что объекты самопрезентации воспринимают их полноценными членами коллектива, способными качественно выполнить задачи воинской деятельности.
В настоящее время имеет место противоречие между резким увеличением численности военнослужащих-женщин, расширением их служебно-функциональной активности в ВС РФ и необходимостью быстрой, адекватной адаптации в военно-социальной и профессиональной среде. Военнопрофессиональная. деятельность военнослужащих—женщин сегодня в значительной степени оказывает влияние на. эффективность выполнениябоевых задач, стоящих перед армией и флотом, на поддержание повседневной боевой готовности частей: и соединений. Поэтому в деятельности военнослужащих-женщин становятся всё более востребованными навыки управления' впечатлением для создания положительного имиджа, способствующие их карьерному и профессиональному росту.
Приведенные факты подтверждают актуальность исследования проблемы самопрезентации: военнослужащих-женщин в области деятельности, которая с учетом сложившихсяв обществе стереотипов относится к типично мужской, — военная служба.
В течение всей службы у военнослужащей-женщиньксуществует необходимость формировать о себе позитивное мнениев окружающем социуме. А иногда ей приходиться убеждать вышестоящее командование, офицерский коллектив, подчиненных изменить имеющееся у них представление о ней. Причины, для этого могут быть разные. Это стремление к карьерному росту, принятие новой" должности, желание занять более высокий социальный статус в коллективе сослуживцева иногда, изменить сложившееся негативное мнение. Данная проблема может быть минимизирована путем приобретения' умений и навыков по оптимизации процесса самопрезентации.
Трудности и препятствия, возникающие в процессе самопрезентации военнослужащих-женщин, существенно-влияют на их адаптацию в воинском коллективе, на их карьерный рост и профессиональное развитие, на эффективность взаимодействия. в системе отношений «начальник-подчиненный» и в целом на морально-психологическое состояние личного состава.
Оптимальным образом конструируемый и реализованный: процесс самопрезентации в условиях армейскойдеятельности позволит военнослужащим-женщинам полно и всесторонне раскрыть собственный профессионально-деловой и личностный потенциал, так как эффективность самопрезентационного поведения женщин в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации во многом определяет результаты их деятельности как специалистов той или иной профессии, а также степень конструктивности их взаимоотношений как со стороны начальников, так и со стороны сослуживцев в воинском коллективе.
Анализ изучения отечественной литературы показал, что вопросы самопрезентации чаще всего рассматривались в области социальной перцепции (А.А. Бодалев, 1994, 1995, 2004; М. В. Буракова, 2000; Р. Э Варданян, 2003; В. В. Знаков, 1994; В. Н. Куницына, 2001; В. А. Лабунская, 1999, 2003; В. Н. Панферов, 2000; Е.А. Соколова-Бауш, 1999; М. Н. Котлярова, 2001; Е. А. Петрова, 2001; О. А. Пикулева, 2004 и др.), явлений социальной фасилитации и ингибиции (О.А. Герасимова, 2003; Ю. Н. Емельянов, 1985; Е. В. Зинченко, 1998; Ю. П. Кошелева, 2002; А. У. Хараш, 1977; В. В. Хороших, 2001 и др.), восприятия и формирования имиджа (Т.З. Адамьянц, 1995; А. Ю. Панасюк, 2003; Г. Г. Почеп-цов, 2002; Е. А. Петрова, 2001, 2004; И. И. Петрова, 2003; Е. Б. Перелыгина, 2002, 2004; В. М. Шепель, 1997; А. В. Саватеев, 2003; Д. Г. Давыдов, 2005 и др.), влияния и манипулирования (E.JI. Доценко, 1996; В. Н. Куницына, 2001, 2002; В. М. Поголыиа, 1998, 2001; А. Н. Панкратов, 2000, 2002; Е. В. Сидоренко, 1999, 2000, 2001; В .П. Шейнов, 2002, 2003; Е. В. Михайлова, 2005; Н. А. Федорова, 2007 и.
ДР-).
Следует отметить, что проблема самопрезентации военнослужащих-женщин в условиях военно-социальной среды не рассматривалась,' не проводилось также специальных исследований по выявлению факторов, влияющих на эффективность самопрезентационного процесса у данной категории военнослужащих.
Отсутствие научно обоснованных данных по обозначенной проблеме не позволяет применить адекватные методики по изучению процесса самопрезентации военнослужащих-женщин с целью выявления факторов, влияющих на этот процесс и выработать соответствующие программы"их оптимизации.
Актуальность обозначенной проблемы, ее недостаточная научная разработанность и высокая практическая значимость определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.
Объектом исследования является самопрезентация военнослужащих-женщин в военно-социальной среде Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предметом исследования — социально-психологические особенности, детерминирующие процесс самопрезентации военнослужащих-женщин.
Цель исследования — на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию самопрезентации и выявления условий ее проявления, а также существующих приемлемых методов изучения и обработки, уточнить сущность самопрезентации военнослужащих-женщин, выявить структуру и содержание социально-психологических особенностей, детерминирующих процесс самопрезентации в условиях военно-социальной среды, и на этой основе разработать комплексную программу по его оптимизации.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа зарубежных и отечественных научных подходов к пониманию феномена самопрезентации, уточнить сущность и разработать теоретическую модель самопрезентации военнослужащих-женщин ВС РФ.
2. В процессе эмпирического исследования выделить социально-психологические особенности, влияющие на проявление самопрезентации женщин в военно-социальной среде, выявить их содержание и структуру.
3. Разработать комплексную программу, направленную на развитие личностных качеств военнослужащих-женщин, способствующих оптимизации процесса их самопрезентации в воинском коллективе.
В качестве гипотезы исследования выдвинуты предположения о том, что:
1. Самопрезентация военнослужащих-женщин обусловлена накопленным опытом, феминностью, личными ценностями, военно-социальными нормами, системой оценивания значимых представителей военного социума, а результатом самопрезентации выступает персонификация военнослужащей — женщины в воинском коллективе.
2. Особенности самопрезентации военнослужащих-женщин детерминируется социальным, личностным и тендерным факторамив условиях армейской среды военнослужащая-женщина ограничена существующими нормами и правилами воинской слуэк: бы, что рассматривается как данность, мало подверженная коррекционным изменениямличностный и тендерный фактор являются более динамичными.
3. Применение комплексной программы, направленной на личностный рост и развитие коммуникативных навыков военнослужащей-женшины, позволяет более эффективно презентовать положительные стороны, научить эффективному поведению в различных ситуациях общения с учетом как социального, так и личностного факторов и, следовательно, способствует оптимизации процесса ее самопрезентации в военно-социальной среде. •.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явился социально-деятельностный подход А. В. Петровского, основанный на концепции деятельностного опосредования межличностных отношений, позволивший определить самопрезентацию военнослужащих-женщин как процесс управления собственным поведением. В качестве основополагающих были взяты принципы психологии: детерминизма, развития, активности, формирования и проявления человеческой психики в деятельности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн), принцип системности психологических явлений (Б.Ф.Ломов), принцип целостности развития личности (Б.Г.Ананьев), а также исследования в области психологии профессиональной деятельности (К.А. Абуль-ханова-Славская, Е. А. Климов, А.К. МарковаЛ.Г. Лаптев), отечественные разработки в области психологии человека как субъекта деятельности и общения (А.К. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский), личностно-социально-деятельностный подход (В.А.Петровский, Л. Ф. Железняк, П. А. Корчемный, Н.Ф. Феденко), ресурсный подход к анализу психологических феноменов (А'.Г. Караяни), концептуальные основы психологии субъектогенеза (А.С. Огнев, I.
И.В. Сыромятников), теоретические и прикладные исследования самопрезентации (Е.А.Соколова-Бауш, В. В. Хороших, О. А. Пикулева, Е. В. Михайлова, Н. А. Федорова, А. В. Саватеев, Д. Г. Давыдов и др.).
Автор опирался на исследования представителей интеракционистского направления при исследовании мотивов самопрезентации (М.Лири и Р. Коваль-ски, Р. Баумейстер), самопрезентационных стратегий и тактик (С.-Ж. Ли, Б. Кигли и др.), влияния внешних и внутренних факторов на особенности самопрезентации (Э.Гоффман, М. Снайдер, Б. Басс), тендерных различий в самопрезентации (Т.Бендас, О. Пикулева).
Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:
1. Выявлено, что теоретические подходы к изучению самопрезентации в зарубежной и отечественной психологии достаточно многообразны, доминирующую позицию среди которых занимают интегративные (когнитивнои поведенческиориентированные) подходы, а зарождение процесса самопрезентации возникает параллельно с социогенной потребностью быть личностью, а также собственных притязаний, связанных с направленностью личности, ее мотивационно-потребностной сферой.
2. Показано, что самопрезентация военнослужащейженщины способствует развитию ее социогенной потребности быть личностью за счет индивидуализации, персонификации (персонализации), групповой идентификации, действенных преобразований ее интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер в процессе общения и деятельностииз числа средств самопрезентации военнослужащих-женщин преобладающими явились сама личность военнослужащей-женщины, ее личностно-деловые, профессиональные качества, сопутствующие — внешний вид, вербальное и невербальное поведение.
3. Установлено, что процесс самопрезентации имеет отличительные особенности, проявляющиеся внутри категорий военнослужащих-женщин: «военно-профессиональные» обусловлены принадлежностью к воинской службе как к особому виду государственной службы- «внутрикатегориальные» — наличием существующих различий внутри самой категории военнослужащих-женщингендерные" - своеобразием самопрезентации, обусловленной половой принадлежностью при равнозначных требованиях, предъявляемых армейской средой к категории «военнослужащих».
4. В разработанной теоретической модели показано, что пусковым механизмом самопрезентации выступает мнение «значимого другого» о себе, чьи указания и роли важны для личности субъекта самопрезентации, способствующее актуализации потребности изменения процесса управления собственным поведением и непрерывной его самокоррекции, в соответствии с поставленными целями, личными ценностями и военно-социальными нормами. Для большинства военнослужащих-женщин им является непосредственный командир (начальник) как своего рода «проводник» и «образец» существующих требований воинского социума.
5. Выявлена зависимость демонстрируемых личностно-должностных качеств в процессе самопрезентации от статуса различных военно-профессиональных групп. Для военнослужащих-женщин в офицерском звании и прапорщиков характерно преобладание неконформных тенденций, независимости мнения, упорства в отстаивании собственной точки зрения, склонность к лидерству и доминированию. У женщин рядового и сержантского состава выявлено преобладание склонности к компромиссам, конгруэнтности и ответственности в контактах с окружением, подчиняемости и конформности. Особенности самопрезентации всех категорий женщин-военнослужащих с использованием вербальных и невербальных средств обусловлены исполняемыми слу-жебно-должностными обязанностями.
6. Показаны наиболее характерные признаки результативности процесса самопрезентации военнослужащих-женщин: для группы высокоэффективных женщин-военнослужащих характерны высокий уровень притязаний в профессиональной деятельности, ассертивности и самомониторингагруппа средне-эффективных — незначительно отличается от высокоэффективного по показателям личностно-поведенческого критерия, а по показателям оценочного и результативного критерия имеют тенденцию к увеличениюдля представительниц низкоэффективной группы характерны доминирующая позиция прагматически ориентированных мотивов в военной службе над профессиональными, достаточно низкий уровень притязаний в профессиональной деятельности и мотивации достижения^ большинство представительниц данного типа самопрезентации имеют низкие показатели уровня ассертивности и самомониторингасредиданной группы не: было выявлено представительниц гармоничного типа, который является наиболее корреляционно нагруженным при оценке эффективности самопрезентации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Самопрезентация военнослужащих-женщин? представляет собой процесс управления собственным поведением' в* соответствии с накопленным опытом, феминностыо, личными ценностями, военно-социальными нормами, а также, системой? оценивания значимых представителей военного социума в целях формирования персонификациипроцесс проявления: самопрезентации индивида (военнослужащих-женщин) детерминируется1 социальным: опытом и: требованиями/ социальнойсреды, в которой находится субъект самопрезентации.
2. Разработанная теоретическая модель самопрезентации военнослужащих-женщин включает в себя структурные составляющие самопрезентации (субъект, объект, социальную ситуацию), социально-психологические особенности: самопрезентации (военно-профессиональные, внутрикатегориальные, гендерные)^ механизмы (мнение «значимых других» о себе, оценка ситуации и прогнозирование реакций военнослужащих, реакция военнослужащих, рефлексия реакций военнослужащих) и результаты процесса самопрезентации (персонификация, персонализациягрупповая^ идентификация)-: военнослужащие женщины в большей мере стремятся к персонификации нежели к пёрсонализа-ции, к сохранению личностно-половой идентичности, несмотря^ на наличие грубости и других негативных проявлений в армейской среде, к ориентации самопрезентационной деятельности на установленный порядок в соответствии с нормативными требованиями.
3. По основанию характера воинской деятельности выявлена следующая типология и тактика процесса самопрезентации: для женщин, чья работа предполагает достаточно активное взаимодействие с людьми, в сфере «человек-человек» характерно преобладание ассертивпого типа самопрезентации с преимуществом тактик: «желание/старание понравиться», «примероносительство», «преувеличение своих достижений" — у женщин, непосредственно связанных с обслуживанием техники, знаковыми системами преобладает защитный тип самопрезентации в большей степени представленный тактикой «извинение" — по основанию направленности самопрезентационного процесса в воинском коллективе выделяются следующие типы военнослужащих — женщин: Я-направленные, О-направленные, Д-направленные и группоидентичный (гармоничный) тип, в котором в равном количестве представлены показатели вышеназванных (Я, О, Д) типов.
4. Социально-психологические особенности проявления самопрезентации военнослужащих женщин могут быть представлены и охарактеризованы как:
1) военно-профессиоиалъные, обусловленные принадлежностью к воинской службе как к особому виду государственной службы:
— ограниченность средств и способов самопрезентации реально существующими нормами и правилами воинской службы;
— ориентация самопрезентационной деятельности на подчинение организованному порядку;
— обусловленность мотивации и направленности субъекта самопрезентации требованиями статуса и военной профессии, выраженными родственными связями;
— детерминированность направленности самопрезентации в условиях военной службы средой и местом дислокации воинских частей;
— ориентация военнослужащих-женщин в процессе самопрезентации в большей мере на дело, на официальную субординацию, нежели на неформальные межличностные отношения по сравнению с женщинамислужащими Вооруженных Сил;
2) внутрикатегориалъные, проявляющиеся в существующих различиях внутри самой категории военнослужащих-женщин:
— существующая вариативность процесса самопрезентации, обусловленная типологией военных профессий;
— использование вербальных и невербальных средств самопрезентации, обусловленное принадлежностью к различным военно-профессиональным группам;
— детерминированность процесса самопрезентации социальным статусом- -зависимость эффективности самопрезентации от групповой направленности в воинском коллективе;
— демонстрация различных личностно-деловых качеств и сторон личности в зависимости от исполняемых служебно-должностных обязанностей и статуса военнослужащей-женщины;
3) гендерные, обусловленные своеобразием полов в условиях армейской среды:
— сохранение личностно-половой идентичности в повседневных и экстремальных условиях воинской деятельности;
— выраженная эмоциональность и вариативность процесса самопрезентации;
— достаточно выраженная гибкость в подборе форм и методов самопрезентации в различных служебно-боевых ситуациях.
5. В условиях армейской среды демонстрируемые в процессе самопрезентации личностно-деловые качества опосредуются статусом различных военно-профессиональных групп: для военнослужащих-женщин в офицерском звании и прапорщиков характерно преобладание неконформных тенденций, независимости мнения, упорства в отстаивании собственной точки зрения, склонность к лидерству и доминированию. У женщин рядового и сержантского состава выявлено преобладание склонности к компромиссам, конгруэнтности и ответственности в контактах с окружением, подчиняемости и конформности.
6. Разработанный и апробированный в ходе формирующего эксперимента социально-психологический видеотренинг, включающий в себя тренинги личностного роста и развития коммуникативных способностей с использованием видеозаписи, является эффективным средством совершенствования самопрезентации в процессе военно-профессиональной деятельности военнослужащих-женщин, позволяющим в ходе работы тренинговой группы развивать у участниц стремление к личностному и профессиональному росту, формированию соответствующей «Я-направленности», осуществлять выработку у военнослужащих-женщин адекватной самооценки. Отмеченные особенности видеотренинга позволяют рассматривать его как метод социально-психологического воздействия, формирующий в сознании субъекта новые эталоны эффективного поведения в ситуациях межличностного и профессионального общения, развивающий перцептивные, коммуникативные и интерактивные способности личности.
Практическая значимость исследования:
1. Полученные в исследовании данные о социально-психологических особенностях самопрезентации могут быть использованы в практической деятельности военных психологов и специалистов по профессиональному психологическому отбору при решении задач оптимизации взаимодействия в военно-социальной среде.
2. Разработанная программа социально-психологического тренинга самопрезентации с использованием видеозаписи может быть применена для совершенствования навыков самопрезентации как в профессиональном, так и межличностном взаимодействии, что особенно важно для представителей военнослужащих-женщин, занятых в сфере «человек-человек», в деятельности которых умение расположить к себе во многом определяет их профессиональную успешность и компетентность.
3. Предложенные автором рекомендации реализуются в процессе психологического консультирования в экспериментальных частях и подразделениях и могут быть использованы войсковыми психологами в различных видах и родах Вооруженных Сил РФ. Разработанная программа тренинга способствует формированию в сознании военнослужащих-женщин новых эталонов эффективного поведения в ситуациях межличностного и профессионального общения.
4. Теоретические положения о сущности самопрезентации военнослужащих-женщин, социально-психологических особенностях, детерминирующих данный процесс, могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и семинарских занятий по социальной психологии, психологии тендерных различий, психологии труда, военной педагогике и психологии, психологии военного управления, в изучении факультативного спецкурса «Тендерная психология», а также могут быть включены в образовательный процесс ВУЗов Министерства обороны и других силовых ведомств при подготовке военных психологов.
Методика и эмпирическая база исследования.
При проведении диссертационного исследования был использован комплекс психодиагностических методик и исследовательских методов, объединенных замыслом констатирующего и формирующего экспериментов. В исследовании, которое проводилось на базе воинских частей Московского, Ленинградского, Северо-Кавказского, Сибирского и Дальневосточного военных округов, приняло участие 483 военнослужащих-женщины и 186 военнослужащих-мужчин. Основными методами являлись: эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование, наблюдение, изучение документов, беседа, экспертный опрос, анализ результатов деятельности. Обработка результатов исследования предполагала применение методов математической статистики, включающих корреляционный, и факторный виды анализа.
Достоверность полученных данных обеспечивалась опорой на известные теоретические положения и использованием адекватных целям и задачам исследования методических оснований, сопоставлением получаемых данных и разнообразием применяемых исследовательских процедур и комплекса релевантных методик, их взаимным дополнением, применением апробированного инструментария, сочетанием качественного и количественного анализа с применением математических методов обработки и анализа данных, репрезентативностью выборки испытуемых, содержательной психологической интерпретацией эмпирических результатов исследования.
Апробация результатов исследования. На отдельных этапах результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии Военного университета, а также на заседаниях кафедры психологии Московского социально-гуманитарного университета. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на научных и научно-практических конференциях Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина (2005), Московского государственного областного университета (2006), на конференции «Особенности Российской культуры и менталитета как фактор социально-экономического развития страны» (2007).
На основе материалов диссертационного исследования был опубликован ряд статей в сборниках научных работ Военного университета и других российских вузов.
Основные теоретические положения и описанные в работе технологические средства, проходят апробацию в воинских частях ряда военных округов (МВО, СКВО, ДВО).
Выводы по главе:
1. Результаты формирующего квазиэксперимента показали, что разработанная на основе теоретических положений система психологических воздействий, направленная на коррекцию и самокоррекцию необходимых компонентов направленности военнослужащих-женщин в процессе персонализации, позволяет совершенствовать самопрезентацию военнослужащих-женщин и формировать наиболее адекватный требованиям воинского социума смешанный (гармоничный) персонализирующий тип как результат самопрезентации у военнослужащих-женщин.
2. Разработанный и апробированный в ходе квазиэксперимента социально-психологический видеотренинг, является эффективным средством совершенствования самопрезентации в процессе военно-профессиональной деятельности военнослужащих-женщин, позволяющим в ходе работы тренинговой группы развивать у участниц стремление к личностному и профессиональному росту, формированию «Я-концепции», осуществлять выработку у военнослужащих-женщин адекватной самооценки. Отмеченные особенности видеотрени-га позволяют рассматривать его как метод социально-психологического воздействия, формирующий в сознании субъекта социальной и профессиональной деятельности новые эталоны эффективного поведения в ситуациях межличностного и профессионального общения, и развивающий перцептивные, комму-, никативные и интерактивные способности личности.
3. Для военнослужащих-женщин — представителей человекоориентиро-ванных профессий, осуществляющих свои функции во взаимодействии и общении с другим человеком или группой людей, совершенствование навыков непосредственной самопрезентации является своего рода повышением’их профессиональной. компетентности. Видеотренинг самопрезентации дает возможность субъекту человекоориентированных воинских профессий осознать и адекватно самостоятельно оценить собственный образ в процессе социальной и профессиональной деятельности, что выступает в качестве важного фактора военно-профессионального самосовершенствования.
Практические рекомендации:
Для совершенствования социально-психологических условий по управлению собственным поведением, оптимизирующих процесс самопрезентации военнослужащих-женщин и повышения оценки их восприятия в воинском коллективе со стороны объектов самопрезентации, предлагается:
1. Руководителям ВУЗов, готовящих военных психологов и военных руководителей в целях повышения эффективности психологической работы с военнослужащими-женщинами, целесообразно рассмотреть вопрос о включении материалов исследования в содержание учебных дисциплин «тендерная психология», «активные методы социально-психологического обучения», «психология управления», «возрастная психология», «введение в профессию» относительно сущности и условий реализации эффективности самопрезентации военнослужащих-женщин, структуры и динамики социально-психологических особенностей, детерминирующих этот процесс, а также оказания психологической помощи военнослужащим-женщинам в решении проблем по вопросам успешности самопрезентации и повышения адекватности восприятия со стороны объектов самопрезентации.
2. Полученные в исследовании < данные о социально-психологических особенностях самопрезентации, разработанные и предложенные в диссертации критерии, показатели и методические средства могут быть использованы в практической деятельности военных психологов и специалистов по профессиональному психологическому отбору в интересах диагностики направленности военнослужащих-женщин в воинском коллективе в целях решения задач оптимизации интерактивного взаимодействия в военно-социальной среде.
3. Военным психологам использовать разработанную и апробированную в ходе диссертационного исследования комплексную программу оптимизации процесса самопрезентации, в процессе психологического сопровождения военной службы женщин предусмотреть время для проведения консультаций и социально-психологических тренингов, направленных на развитие личностных характеристик, необходимых для развития навыков по самосовершенствованию, успешной профессиональной деятельности и коммуникативного общения в воинском коллективе.
4. Разработанная программа социально-психологического видеотренинга эффективной самопрезентации может быть применена для совершенствования навыков самопрезентации как в профессиональном, так и межличностном взаимодействии, что особенно важно для представителей военнослужащих-женщин, занятых в сфере «человек-человек», в деятельности которых умение расположить к себе во многом определяет их профессиональную успешность и компетентность.
5. В качестве дальнейших перспективных исследований профессиональной карьеры офицеров можно определить следующие направления: психологические факторы успешности самопрезентации военнослужащих-мужчинособенности самопрезентации курсанток военных ВУЗов в процессе обученияличностные детерминанты динамики самопрезентации военнослужащих-женщин на различных этапах службыдинамика развития имиджа офицера на различных этапах службыпсихологические условия формирования имиджа командира-женщины как профессионала и лидера воинского коллектива.
Список литературы
- Абрамович Н.Я. Женщина и мир мужской культуры. — М.: Свободный путь, 1913.-113с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. 299с.
- Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности/ Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.-С. 153−161
- Адамъянц Т.В. В поисках имиджа (как стать телезвездой), М., Добрая книга, 1995. 219с.
- Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении// Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991. — С. 37−74
- Ананьев Б.Г. О методах современной психологии: Психодиагностические методы. Л., 1976. — 401с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 399с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с анг.: В 2-х кн. — М.: Педагогика, 1982.-318с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. 5-е изд. М.: МГУ, 2004. 367с.
- Ю.Анцупов А. Я., Помогайбин В. Н., Пошивалкин О. А. Методологическиепроблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций — XX век. М.: Современный Гуманитарный Институт, 2000. — 527с.
- Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития// Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. — С. 115−129
- Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу // Вопросы психологии. -1973. -№ 4. С. 173−180.
- З.Асеев В. Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. — С. 34−49
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1984. -208с.
- Бабушкин Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск, 1999. — 125с.
- Бархаев Б.П., Караяни А. Г., Перевалов В. Ф., Сыромятников И. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. М.: Воениздат, 2006. — 444с.
- Бахтина Е.Ю. Рзработка утеплённой одежды с улучшенными эргономическими параметрами для женщин военнослужащих: Дис. .канд.техн.наук.- СП., 2000. 183с.
- Бендас Т.В. Тендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.-431 с.
- Бобнёва М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978.-С.311
- Бовуар С. де. Второй пол. -М.: «Прогресс», 1968, Т.1.- С. 264
- Богданов И.В. Психологические основы формирования военно-профессионального опыта воинов-операторов: Автор, дис. канд. психол. наук. — М., 1999.-24с.
- Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению. // Общение и деятельность. — Прага, 1981. -С. 21−45
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 199с.
- Бодалёв А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.- 271с.
- Бодалев А.А. Психология общения. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -254с.
- Болыпой толковый психологический словарь / Роббер Артур. Том 2 (П-Я). Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 543с.
- Боровикова С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб., 1991. — 123с.
- Введение в этническую психологию: Учебное пособие / Ю. П. Платонов, А. О. Бороноев, Л. Г Почебут. и др.// Под ред. Ю. П. Платонова. СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1995. — С. 57−63
- Военная психология / Под ред. Н. Ф. Феденко. М.: ВПА, 1978. — 334с.
- Воинский труд: наука, искусство, призвание. -М.: Совершенство, 1998. — 129с.31 .Вооруженные Силы Российской Федерации 2005. М.: РИЦ МО РФ, 2006. 292с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр.соч.Т.З. М., 1983. — С. 203−231
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры /Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Изд-во «Ин-т практ. психол.», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-510с.
- Гаах Н.А. Социальная самореализация военнослужащих — женщин Вооружённых сил Российской Федерации (Социально философский анализ).-Автор. дис.канд. фил ос. наук. — М. 2001.-23с.
- Гейманс Г. Психология женщины. — СПб., 1911. — 38с.
- Герасимова О.А. Социально-психологические характеристики ольфак-торной самопрезентации личности: Дис.. канд. психол.наук. Ростов-на Дону. 2003. 160с.
- Гартун-Лопаева Т.А., Нечаев А. П., Цыганкова Л. А. Женщины в ВС зарубежных стран // Информационный бюллетень. Л.: ВМедА, 1987.-N76.-С. 122−148.
- Горчакова В.Г. Деловитость и женственность: Психологические особенности профессионализма женщины. — Челябинск, 1999. — 78с.
- Гоффман Э. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология. Тексты, под ред. Г. М. Андреевой, Н.Н.Богогмо-ловой, Л. А. Петровской М.: Изд-во МГУ, 1984 — с. 188−197.
- Дейвис Ф. Вш абсолютный имидж.- М.: Внешсигма, 1997.- 320с.
- Дент Ф.Э. Управление саморазвитием./Пер. с англ. — М.: HIPPO 2004.95с.
- Деркач А.А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: МААА, 1998. — 114с.
- Доценко E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997. -344с.
- Дроздова И.И. Кодирование и интерпретация экспрессии эмоциональных состояний субъектами педагогического общения. Дис.. канд. псих, наук. Ростов-на-Дону. 2003. 174с.
- Дьяченко М.И., Феденко Н. Ф. Основы психологии. М., изд. ВПА, 1962. -295с.
- Евенко С.Л. Методы математической статистики в -психологии: Сборник задач: Учеб. пособ. М.: ВУ, 2006. — 222с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение, Л., 1985−166с.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дис. доктора психол. наук. — Л., 1991.-48с.
- Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера: Дис. канд. психол. наук. -М., 1979. -499с.
- Женщины в науке: Реф. Сб. / Под ред. А. Кулькиной.- М.,-1989. 106с.
- Забродин Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые образования впсихологической структуре личности // Вопросы психологии. № 6. -1989. -С. 14−21.
- Завьялова Е.К. Социально-психологическая адаптация женщины в современных условиях (профессионально-личностный аспект).- Автор. дис. д-ра психол. наук.-СПб, 1998. 46с.
- Задорожникова Е.Б. Профессиональная карьера женщин: социологический анализ: Автор, дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2003. — 24с.
- Зуйкова Е.М. Социальная защита женщин- военнослужащих в реформируемом обществе.- М.: МГСУ, 1996. 46с.
- Захарова И.Б. Социально-педагогическое ориентирование личности студента на успешную самопрезентацию в- образовательном процессе. Автор. дис. канд. пед. наук. — Красноярск, 2003: — 22с.
- Иванова Е.Л. Самопрезентация: за 15 минут. психотехнологии. — Ростов н/Д: Феникс, 2005 -185с.
- Иванова Ю. Н- Храбрейшие из прекрасных: Женщины России в войнах. -«Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. — с.247−266.
- Караяни А.Г. Психология и этика делового общения. — М.: СГУ, 2002. — 112с.
- Караяни А.Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. -СПб.: Питер, 2006.-480с.
- Киршин Ю.Я. О научной организации воинского труда.-М^: Воениздат, 1970.- 120с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 400с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — М.,. 2004.-509с. .
- Ковальчук И.С. Мотивация профессиональной деятельности военнослужащих-женщин :ВУЗов МО РФ: Автор, дисс. канд. психол. наук. М., 2003.-24с.
- Конституция Российской Федерации. М.: Юрист, 1997. — 59с.
- Краткий словарь современных понятий и терминов / Сост. и общ. ред.
- В.А.Макаренко.- М.: Республика, 1995. 509с.
- Крижанская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. JI: Изд-во Лен. ун-та, 1990.-208с.
- Круткин С.В. Психологическая совместимость как фактор оптимизации комплектования первичных воинских коллективов: Автор, дисс. канд. психол. наук. М., 2004. — 23с.
- Крылов А.Ю. Личностно — профессиональная адаптация женщин к условиям военной службы в РВСН, — Автор, дисс.канд. психол. наук. — М.: В, А РВСН, 2001.-21с.
- Кузина Р.Х. Психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих женщин. — Автор, дисс. канд. психол. наук — СПб.: СПбГУ, 2001. — 23с.
- Куницына В.Н., Казаринова Н. В., Поголына В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. 544с. .
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. — 391с.
- Лавриненко Н.В. Женщина: самореализация в семье и обществе (гендер-ный аспект). Киев, 1999. — 32с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. -575с.
- Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения // В кн: Психологические проблемы социальной регуляции поведения.- М.: Наука, 1976-С. 64−93
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. -1975.-№ 2. -С. 31−45.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии — М.: Наука, 1984.-444с.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер ком, 1999. 688с.
- Майерс Д. Социальная психология // Вступительная статья А. А. Свенцицкого.- СПб., 2000.- 512с.
- Макдауголл У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1984. — 233с.
- Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб., 1997. — 119с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Маслоу. А. Мотивация личности. Пер. с анг. Изд.: 3 Нью- Йорк, 1987.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность/Перевод, с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
- Магомед — Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — М., 1987. — 24с.
- Мезенцева Е.Б. Трудовые права в современном российском контексте (гендерный аспект) // Права женщин в России: Исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. T.l. М.: МФФ, 1998. — С. 209−211
- Мурманцева B.C. Женщины в солдатских шинелях. -М.: Воен. Издат., 1971.- 160с.
- Нефёдова И., Власова Е. Я и мой имидж (для женщин). М.: ЭКСМО-Пресс, 1997.-315с.
- Никитин Е.П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000. 76с.
- Носов А.В. Социально-психологическая компенсация профессионально-деструктивных качеств офицеров — руководителей: Автор. дисс.канд. психол. наук. М., 2004. — 24с.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» челове-ка//Психология личности.Т.2. С. 520
- Панасюк А.Ю. Имиджелогия в структуре наук о психологии взрослых// Мир психологии, № 2, 1999, С. 49−52
- Панфёров В.Н. Общение как предмет социально-психологического исследования: Автореферат дис.. докт. пихол. наук. Л, 1983
- Панфёров В.Н. Психология человека. СПб, 1997.- 105с.
- Панфёров В.Н. Психология человека. Человек и его психические свойства. СПб, 1996.- 51с.
- Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. Учебное пособие. М., 2002.-223с.
- Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения. Дис.. д-ра псих. наук. М., 2000. 402с.
- Петровский А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью //Психология личности.Т.2., С. 458
- Петровский А.В. Феномены субъектности в развитии личности. Самара, 1997.-206с.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М.: Изд-во МГУ, 1989. 101с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Из-во МГУ, 1982. 168с.
- Пикулева О.А. Тендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации: Автор, дисс.канд. психол. наук, СПб., 2004. 24с.
- Платон. Избр. диалоги. М., 1965.-С.130.
- Платонов К.К. Психология развивающейся личности. М, Наука, 1987.-254с.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология: Учеб. Пособие.- М.: Высшая школа, 1977. 247с.
- Понуждаев Э.А. Женщина как субъект воинской деятельности (социально философский анализ). — Автор, дисс. канд. филос. наук. — М. 1994.-22с.
- Понуждаев Э.А. Феминизация общества и армии: сущность, структура, специфика развития и социальный механизм: Автор, дисс. д-ра филос. наук. М.: Монино. — 1999. — 42с.
- Попова JI.B. Проблемы самореализации одаренных женщин // Вопросы психологии. 1996. — N2. — С.31−41
- Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: рефл-бук, Киев: Ваклер, 1999−624с.
- Психогимнастика в тренинге / Под. ред. Н. Ю. Хрящёвой. СПб.: Ювента, Институт тренинга, 1999. — 139с.
- Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога. М., 1992. — 36с.
- Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского и М.Г. Яро-шевского. М.: Политиздат, 1985. — 438с.
- Психология и педагогика профессиональной деятельности. Ч. 1,2./ Отв.ред. Б. П. Бархаев. М.: ВУ, 1998. — 279с.
- Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.- 176с.
- Резвицкий И.И. Личность, индивидуальность, общество. М.: Политиздат, 1984. 141с.
- Роджерс К. Феноменологическое направление в теории личности //Карл Роджерс. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. 317с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -703с.
- Руководство по организации работы высших военных учебных заведений Министерства Обороны Российской Федерации (Приказ Министра Обороны РФ от 12 марта 2003 г. № 80). 43 с.
- Рыков C.JI. Военно- социальная работа с военнослужащими — женщинами. М.: ВУ, 2002. — 64с.
- Рыков C.JI. Социально-педагогическая теория и практика профессионального воспитания военнослужащих женщин (на опыте частей РВСН). — Автор. дисс. д-ра пед. наук.- М., 2003. — 43с.
- Рыков С.Л. Профессиональное воспитание военнослужащих-женщин: теория и практика. М.: ВУ, 2002. — 269с.
- Рыков С.Л. Женщины на защите Отечества // Ориентир.- 2000.- № 5. С. 62−64.
- Рыков С.Л. Женщина на войне: психологические особенности самореализации// Психологическая реабилитация военнослужащих.-М., 2003.-С. 51−57
- Саватеев А.В. Психологические условия совершенствования имиджа командира курсантского подразделения. Автор, дисс. канд. психол. наук. -М., 2001. -24с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения// Под ред. Ядова В. А. Л.: ЛГУ, 1979. — 264с.9
- Сафонова М.В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере: Автор, дисс. канд. психол. наук. — СПб., 1999. — 23с.
- Семенова Л.М. Технология самопрезентации: Учебно-методический комплекс/ Под ред. К. В. Киуру.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. 55с.
- Семенова М.Е. Профессиональный имидж- путь к успеху // Les Nouvelles Estetiques (русское издание) .-2001.-№ 4. С. 58−69
- Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.-382с.
- Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию// Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: СПб ун-та, 1997. С. 123−142
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. М. Школа-Пресс, 1995.-383с.
- Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989. — 620с.
- Словарь практического психолога /Сост.С. Ю. Головин. Минск.: Харвест, 1997. ~ 798с.
- Смирнов А.И. Женщины на военной службе: новые возможности и социальные права. М.: Ин-т социологии РАН, 2000. — 140с.
- Соколова-Бауш Е. А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте. Автор, дисс. .канд. псих, наук. М., 1999.-22с.
- Соколова-Бауш Е. А. Самопрезентация как фактор формирования и впечатления о коммуникаторе и реципиенте // Мир психологии.- № 3.-1999.-С. 132−139
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.:ИП РАН, Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 114с.
- Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А. В. Суворова и М. И. Драгомирова. — М.: Русский путь, 2000. 182с.
- Сыромятников И.В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части Сухопутных войск.- Автор, дисс. канд. психол. наук. →М., 1997. 24с.
- Сыромятников И.В. Психология профессиональной субъектности управленческих кадров. М.: Изд-во СГУ, 2006. — 247с.
- Тедески Дж., Неслер М. Основы социальной власти и социального влияния// Иностранная психология, 1994. Т. 2, № 2 (4), С. 25−31
- Утлик Э.П. Психология личности (личность в общей и военной психологии). М.: ВУ, 2006. — 334с.
- Утлик Э.П. Учет психологических факторов в руководстве личным составом воинского подразделения: Автор, дисс.канд. психол. наук. — М., 1975.-24с.
- Феденко Н.Ф. Проблемы направленности личности в советской военной психологии // Труды академии № 41. М.: ВПА, 1963. — С. 14−29
- Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
- Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 67-ФЗ «О статусе военнослужащих».
- Федерова Н.А. Личностные и ситуационные факторы выбора вербальных техник самопрезентации. Автореф. дисс .канд. псих, наук, М., 2007.- 27с.
- Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 488с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. — 455с.
- Фромм Э. Иметь или быть?: Пер. с англ./ Общ. Ред. и поел. В. И. Добреньков.- 2-е изд.,. доп.- М.: Прогресс, 1990. 336с.
- Хвостов В.М. Психология женщин. О равноправии женщин. — М., 1911.-38с.
- Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. Психология женщины- Невротическая личность нашего времени/ пер. с англ.- М.: Издательство «Смысл», 1997.- 496с.
- Хороших В.В. Психологические факторы успешности самопрезентации. Автореф. дисс. .канд. псих, наук, СПб., 2001. 21с.
- Хороших В.В. Психологические факторы успешной самопрезентации: Дис. .канд.псих.наук, СПб., 2001. 176с.
- Цуцыев С.А. «Проблема женщина и Армия» в современных ВС России.- СПб.:ВМедА.- Матер. Всеармейской научной конферениции (2526 февраля), 1999. С. 231−240
- Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 160с.
- Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. — М.: Логос, 2001.- 134с.
- Шевченко И.С. Вариативность самопрезентации личности в Интернет-общении. Автор, дисс. .канд.псих.наук, Казань, 2002. 23с.
- Шепель В.М. Имеджелогия. М.: 1996. 142с.
- Шепель В.М. Домашний имидж-консультант.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.-249с.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-544с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. —317с.
- Япчук В.А. Самопрезентация как социально-психологический феномен М.: Издательство «Смысл», 1997. — 496с.
- Baumeister R.F. A self-presentation view of social phenomena // Psyho-logical Bulletin, 91, 1982.
- Goffman E. The presentation of self in everyday life. NY Ancchor Books, 1959.
- Impression management theory and social psychological research, ed. By J.T. Tedeschi, N. Y: Academie Press, 1981.
- Leary M., Kowalsky R., Impression management: A literature review and two-component model//Psycological Bulletin, 107, 1990.
- Lee S.-J., Quigley B.M., Nesler M.S., Corbett A.B., Tedeschi J. Development of a self-presentation tactics scale // Personality and Individual Differences, 1999.
- Jellison J.M. & Gentry K.W. A self-presentation interpretation of the seeking approval// Personatity & Social Psychology Bulletin, 4, 1978.
- Jellison J.M. & Green A self-presentation approach to the fundamental attribution error// Jornal of personality and social psychology, 40, 1980.
- Jones E.E. Ingraliation: A social psychological analysis.-Appelton, 1964.
- Jones E. E Interpersonal perception, NY, 1990.
- Pearson J., Nelson P., Titsworlh S., Harter L. Human communication., 2003, 565 p.
- Rosenfeld P., Giacalone R., Riordan C. Impression management: building and enhancing reputations at work. London, Thomson Learning, 2002, 244 P
- Schlenker B. Self-presentation/ in HANDBOOK of self and Identity/ by M. Learyetal., 2003.
- Schlenker B. & Pontari B. The strategie control of information: Impression management and self-presentation in daily life// In Psychological Perspectives on Self and Identity., W.D.C., 2000.
- Singh V. & Vinnicombe S. Impression management, commitment and gender: managing others good opinions // European Management Journal, 2001.
- The self in social psychology-ed. By R.F. Baumeister- ML, Psychology press, 1999−492 p.
- Fromm E. To Have or to Be?-New York, 1976.-21 Op.
- Fromm E. Psychoanalysis and Religion.- New York, 1976.-11 Op.