Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические особенности самопрезентации военнослужащих-женщин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явился социально-деятельностный подход А. В. Петровского, основанный на концепции деятельностного опосредования межличностных отношений, позволивший определить самопрезентацию военнослужащих-женщин как процесс управления собственным поведением. В качестве основополагающих были взяты принципы психологии: детерминизма, развития… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы исследования самопрезентации военнослужащих-женщин
    • 1. Проблема самопрезентации и основные психологические подходы в зарубежной и отечественной психологии
    • 2. Влияние условий повседневной и служебно-боевой деятельности на проявление самопрезентации военнослужащих-женщин
    • 3. Теоретическая модель исследования особенностей самопрезентации военнослужащих-женщин
  • Глава II. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей самопрезентации военнослужащих-женщин
    • 1. Методический замысел исследования
    • 2. Анализ социально-психологических качеств, типологий и тактик, влияющих на процесс самопрезентации военнослужащих женщин
    • 3. Социально-психологические особенности, детерминирующие процесс самопрезентации военнослужащих-женщин
  • Глава III. Социально-психологические условия оптимизации управления собственным поведением в процессе самопрезентации путем коррекции и самокоррекции
    • 1. Теоретическое обоснование программных методик повышения эффективности управления собственным поведением в процессе самопрезентции
    • 2. Экспериментальное обоснование результативности тренинговой программы процесса самопрезентации путем коррекции и самокоррекции

Социально-психологические особенности самопрезентации военнослужащих-женщин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Повышение роли и места женщин в обществе в целом, а также неуклонный рост числа женщин, желающих связать свою судьбу с армией, продолжает расти. Наметилась тенденция роста набора женщин на службу по контракту, ежегодный прирост военнослужащих-женщин составляет 1,5%, что выводит Россию на третье место в мире после США и Израиля по степени фемипизиро-ванности армии. По данным ГШ ВС РФ за 1999;2001гг. количество женщин, занимающих офицерские должности в ВС РФ, выросло на 6%, должности прапорщиков — на 8%, должности солдат и сержантов — на 11%. Споры о том, место ли женщине в рядах Вооруженных Сил, сегодня уже бессмысленны. Женщины в армии, в том числе на полях сражений, — это объективная реальность.

Большинство социальных взаимодействий в обществе, в том числе и в военно-социальной среде, может быть рассмотрено с точки зрения самопрезепта-ции. Оказываясь в ситуации межличностного взаимодействия в воинском коллективе, военнослужащая-женщина испытывает стрессы, связанные с принад-лежностькь к женскому полу в традиционно доминирующем мужском коллективе. Вместе с этим, военнослужащая-женщина, желает она того или нет, становится субъектом пристального внимания со стороны членов воинского коллектива, некой «мишенью» для восприятия. В отдельных воинских коллективах, особенно при наличии у военнослужащей-женщины подчиненного личного состава, она является ещё и примером, образцом поведения, отношения к службе для своих подчиненных. Во многом, благодаря ей подчиненные усваивают существующие в армейском социуме нормы, ценности и традиции, а иногда подражают её поведению.

Вышеперечисленные социальные ситуации требуют от военнослужащей-женщины определенных навыков и умений процесса самопрезентации. Практика свидетельствует: насколько женщина сумеет себя публично представить в повседневной жизнедеятельности, насколько предъявит военной общественности профессиональные знания, навыки и умения и другие личностные качества на службе, во многом будет зависеть эффективность ее социально-психологической адаптации в военной среде, ее статус и имидж в глазах сослуживцев. Данные обстоятельства придают исследуемой проблеме высокую актуальность и значимость.

Между тем большинство социальных взаимодействий в обществе, в том числе и в военно-социальной среде, может быть рассмотрено с точки зрения самопрезентации. При этом личность, проявляющая активность по созданию впечатления о себе, является в данном случае субъектом самопрезептации, а объект, на которую направлена данная активность, воспринимающим субъектом, так как он как бы «считывает» информацию субъекта. Оказываясь в ситуации межличностного взаимодействия в воинском коллективе, военнослужащая-женщина немедленно становится субъектом самопрезентации, независимо от осознанности своих поведенческих действий. Она представляет информацию о себе посредством внешнего вида, окружающего пространства, вербального и невербального поведения, личностно-деловых качеств, связанных с исполнением ею должностных обязанностей. Автоматически, с момента начала взаимодействия, представители воинского коллектива (начальники, сослуживцы) становятся объектами самопрезентации, воспринимающими представленную военнослужащей-женщиной информацию о себе.

Как показали результаты проведенного нами исследования, оценка восприятия военнослужащих-женщин со стороны непосредственных начальников неоднозначна: большинство военнослужащих-женщин (51% из числа опрошенных) отметили негативную оценку восприятия, 12% затруднились ответить на вопрос о восприятии и лишь 37% считают, что объекты самопрезентации воспринимают их полноценными членами коллектива, способными качественно выполнить задачи воинской деятельности.

В настоящее время имеет место противоречие между резким увеличением численности военнослужащих-женщин, расширением их служебно-функциональной активности в ВС РФ и необходимостью быстрой, адекватной адаптации в военно-социальной и профессиональной среде. Военнопрофессиональная. деятельность военнослужащих—женщин сегодня в значительной степени оказывает влияние на. эффективность выполнениябоевых задач, стоящих перед армией и флотом, на поддержание повседневной боевой готовности частей: и соединений. Поэтому в деятельности военнослужащих-женщин становятся всё более востребованными навыки управления' впечатлением для создания положительного имиджа, способствующие их карьерному и профессиональному росту.

Приведенные факты подтверждают актуальность исследования проблемы самопрезентации: военнослужащих-женщин в области деятельности, которая с учетом сложившихсяв обществе стереотипов относится к типично мужской, — военная служба.

В течение всей службы у военнослужащей-женщиньксуществует необходимость формировать о себе позитивное мнениев окружающем социуме. А иногда ей приходиться убеждать вышестоящее командование, офицерский коллектив, подчиненных изменить имеющееся у них представление о ней. Причины, для этого могут быть разные. Это стремление к карьерному росту, принятие новой" должности, желание занять более высокий социальный статус в коллективе сослуживцева иногда, изменить сложившееся негативное мнение. Данная проблема может быть минимизирована путем приобретения' умений и навыков по оптимизации процесса самопрезентации.

Трудности и препятствия, возникающие в процессе самопрезентации военнослужащих-женщин, существенно-влияют на их адаптацию в воинском коллективе, на их карьерный рост и профессиональное развитие, на эффективность взаимодействия. в системе отношений «начальник-подчиненный» и в целом на морально-психологическое состояние личного состава.

Оптимальным образом конструируемый и реализованный: процесс самопрезентации в условиях армейскойдеятельности позволит военнослужащим-женщинам полно и всесторонне раскрыть собственный профессионально-деловой и личностный потенциал, так как эффективность самопрезентационного поведения женщин в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации во многом определяет результаты их деятельности как специалистов той или иной профессии, а также степень конструктивности их взаимоотношений как со стороны начальников, так и со стороны сослуживцев в воинском коллективе.

Анализ изучения отечественной литературы показал, что вопросы самопрезентации чаще всего рассматривались в области социальной перцепции (А.А. Бодалев, 1994, 1995, 2004; М. В. Буракова, 2000; Р. Э Варданян, 2003; В. В. Знаков, 1994; В. Н. Куницына, 2001; В. А. Лабунская, 1999, 2003; В. Н. Панферов, 2000; Е.А. Соколова-Бауш, 1999; М. Н. Котлярова, 2001; Е. А. Петрова, 2001; О. А. Пикулева, 2004 и др.), явлений социальной фасилитации и ингибиции (О.А. Герасимова, 2003; Ю. Н. Емельянов, 1985; Е. В. Зинченко, 1998; Ю. П. Кошелева, 2002; А. У. Хараш, 1977; В. В. Хороших, 2001 и др.), восприятия и формирования имиджа (Т.З. Адамьянц, 1995; А. Ю. Панасюк, 2003; Г. Г. Почеп-цов, 2002; Е. А. Петрова, 2001, 2004; И. И. Петрова, 2003; Е. Б. Перелыгина, 2002, 2004; В. М. Шепель, 1997; А. В. Саватеев, 2003; Д. Г. Давыдов, 2005 и др.), влияния и манипулирования (E.JI. Доценко, 1996; В. Н. Куницына, 2001, 2002; В. М. Поголыиа, 1998, 2001; А. Н. Панкратов, 2000, 2002; Е. В. Сидоренко, 1999, 2000, 2001; В .П. Шейнов, 2002, 2003; Е. В. Михайлова, 2005; Н. А. Федорова, 2007 и.

ДР-).

Следует отметить, что проблема самопрезентации военнослужащих-женщин в условиях военно-социальной среды не рассматривалась,' не проводилось также специальных исследований по выявлению факторов, влияющих на эффективность самопрезентационного процесса у данной категории военнослужащих.

Отсутствие научно обоснованных данных по обозначенной проблеме не позволяет применить адекватные методики по изучению процесса самопрезентации военнослужащих-женщин с целью выявления факторов, влияющих на этот процесс и выработать соответствующие программы"их оптимизации.

Актуальность обозначенной проблемы, ее недостаточная научная разработанность и высокая практическая значимость определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования является самопрезентация военнослужащих-женщин в военно-социальной среде Вооруженных Сил Российской Федерации.

Предметом исследования — социально-психологические особенности, детерминирующие процесс самопрезентации военнослужащих-женщин.

Цель исследования — на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию самопрезентации и выявления условий ее проявления, а также существующих приемлемых методов изучения и обработки, уточнить сущность самопрезентации военнослужащих-женщин, выявить структуру и содержание социально-психологических особенностей, детерминирующих процесс самопрезентации в условиях военно-социальной среды, и на этой основе разработать комплексную программу по его оптимизации.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа зарубежных и отечественных научных подходов к пониманию феномена самопрезентации, уточнить сущность и разработать теоретическую модель самопрезентации военнослужащих-женщин ВС РФ.

2. В процессе эмпирического исследования выделить социально-психологические особенности, влияющие на проявление самопрезентации женщин в военно-социальной среде, выявить их содержание и структуру.

3. Разработать комплексную программу, направленную на развитие личностных качеств военнослужащих-женщин, способствующих оптимизации процесса их самопрезентации в воинском коллективе.

В качестве гипотезы исследования выдвинуты предположения о том, что:

1. Самопрезентация военнослужащих-женщин обусловлена накопленным опытом, феминностью, личными ценностями, военно-социальными нормами, системой оценивания значимых представителей военного социума, а результатом самопрезентации выступает персонификация военнослужащей — женщины в воинском коллективе.

2. Особенности самопрезентации военнослужащих-женщин детерминируется социальным, личностным и тендерным факторамив условиях армейской среды военнослужащая-женщина ограничена существующими нормами и правилами воинской слуэк: бы, что рассматривается как данность, мало подверженная коррекционным изменениямличностный и тендерный фактор являются более динамичными.

3. Применение комплексной программы, направленной на личностный рост и развитие коммуникативных навыков военнослужащей-женшины, позволяет более эффективно презентовать положительные стороны, научить эффективному поведению в различных ситуациях общения с учетом как социального, так и личностного факторов и, следовательно, способствует оптимизации процесса ее самопрезентации в военно-социальной среде. •.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явился социально-деятельностный подход А. В. Петровского, основанный на концепции деятельностного опосредования межличностных отношений, позволивший определить самопрезентацию военнослужащих-женщин как процесс управления собственным поведением. В качестве основополагающих были взяты принципы психологии: детерминизма, развития, активности, формирования и проявления человеческой психики в деятельности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн), принцип системности психологических явлений (Б.Ф.Ломов), принцип целостности развития личности (Б.Г.Ананьев), а также исследования в области психологии профессиональной деятельности (К.А. Абуль-ханова-Славская, Е. А. Климов, А.К. МарковаЛ.Г. Лаптев), отечественные разработки в области психологии человека как субъекта деятельности и общения (А.К. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский), личностно-социально-деятельностный подход (В.А.Петровский, Л. Ф. Железняк, П. А. Корчемный, Н.Ф. Феденко), ресурсный подход к анализу психологических феноменов (А'.Г. Караяни), концептуальные основы психологии субъектогенеза (А.С. Огнев, I.

И.В. Сыромятников), теоретические и прикладные исследования самопрезентации (Е.А.Соколова-Бауш, В. В. Хороших, О. А. Пикулева, Е. В. Михайлова, Н. А. Федорова, А. В. Саватеев, Д. Г. Давыдов и др.).

Автор опирался на исследования представителей интеракционистского направления при исследовании мотивов самопрезентации (М.Лири и Р. Коваль-ски, Р. Баумейстер), самопрезентационных стратегий и тактик (С.-Ж. Ли, Б. Кигли и др.), влияния внешних и внутренних факторов на особенности самопрезентации (Э.Гоффман, М. Снайдер, Б. Басс), тендерных различий в самопрезентации (Т.Бендас, О. Пикулева).

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:

1. Выявлено, что теоретические подходы к изучению самопрезентации в зарубежной и отечественной психологии достаточно многообразны, доминирующую позицию среди которых занимают интегративные (когнитивнои поведенческиориентированные) подходы, а зарождение процесса самопрезентации возникает параллельно с социогенной потребностью быть личностью, а также собственных притязаний, связанных с направленностью личности, ее мотивационно-потребностной сферой.

2. Показано, что самопрезентация военнослужащейженщины способствует развитию ее социогенной потребности быть личностью за счет индивидуализации, персонификации (персонализации), групповой идентификации, действенных преобразований ее интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер в процессе общения и деятельностииз числа средств самопрезентации военнослужащих-женщин преобладающими явились сама личность военнослужащей-женщины, ее личностно-деловые, профессиональные качества, сопутствующие — внешний вид, вербальное и невербальное поведение.

3. Установлено, что процесс самопрезентации имеет отличительные особенности, проявляющиеся внутри категорий военнослужащих-женщин: «военно-профессиональные» обусловлены принадлежностью к воинской службе как к особому виду государственной службы- «внутрикатегориальные» — наличием существующих различий внутри самой категории военнослужащих-женщингендерные" - своеобразием самопрезентации, обусловленной половой принадлежностью при равнозначных требованиях, предъявляемых армейской средой к категории «военнослужащих».

4. В разработанной теоретической модели показано, что пусковым механизмом самопрезентации выступает мнение «значимого другого» о себе, чьи указания и роли важны для личности субъекта самопрезентации, способствующее актуализации потребности изменения процесса управления собственным поведением и непрерывной его самокоррекции, в соответствии с поставленными целями, личными ценностями и военно-социальными нормами. Для большинства военнослужащих-женщин им является непосредственный командир (начальник) как своего рода «проводник» и «образец» существующих требований воинского социума.

5. Выявлена зависимость демонстрируемых личностно-должностных качеств в процессе самопрезентации от статуса различных военно-профессиональных групп. Для военнослужащих-женщин в офицерском звании и прапорщиков характерно преобладание неконформных тенденций, независимости мнения, упорства в отстаивании собственной точки зрения, склонность к лидерству и доминированию. У женщин рядового и сержантского состава выявлено преобладание склонности к компромиссам, конгруэнтности и ответственности в контактах с окружением, подчиняемости и конформности. Особенности самопрезентации всех категорий женщин-военнослужащих с использованием вербальных и невербальных средств обусловлены исполняемыми слу-жебно-должностными обязанностями.

6. Показаны наиболее характерные признаки результативности процесса самопрезентации военнослужащих-женщин: для группы высокоэффективных женщин-военнослужащих характерны высокий уровень притязаний в профессиональной деятельности, ассертивности и самомониторингагруппа средне-эффективных — незначительно отличается от высокоэффективного по показателям личностно-поведенческого критерия, а по показателям оценочного и результативного критерия имеют тенденцию к увеличениюдля представительниц низкоэффективной группы характерны доминирующая позиция прагматически ориентированных мотивов в военной службе над профессиональными, достаточно низкий уровень притязаний в профессиональной деятельности и мотивации достижения^ большинство представительниц данного типа самопрезентации имеют низкие показатели уровня ассертивности и самомониторингасредиданной группы не: было выявлено представительниц гармоничного типа, который является наиболее корреляционно нагруженным при оценке эффективности самопрезентации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Самопрезентация военнослужащих-женщин? представляет собой процесс управления собственным поведением' в* соответствии с накопленным опытом, феминностыо, личными ценностями, военно-социальными нормами, а также, системой? оценивания значимых представителей военного социума в целях формирования персонификациипроцесс проявления: самопрезентации индивида (военнослужащих-женщин) детерминируется1 социальным: опытом и: требованиями/ социальнойсреды, в которой находится субъект самопрезентации.

2. Разработанная теоретическая модель самопрезентации военнослужащих-женщин включает в себя структурные составляющие самопрезентации (субъект, объект, социальную ситуацию), социально-психологические особенности: самопрезентации (военно-профессиональные, внутрикатегориальные, гендерные)^ механизмы (мнение «значимых других» о себе, оценка ситуации и прогнозирование реакций военнослужащих, реакция военнослужащих, рефлексия реакций военнослужащих) и результаты процесса самопрезентации (персонификация, персонализациягрупповая^ идентификация)-: военнослужащие женщины в большей мере стремятся к персонификации нежели к пёрсонализа-ции, к сохранению личностно-половой идентичности, несмотря^ на наличие грубости и других негативных проявлений в армейской среде, к ориентации самопрезентационной деятельности на установленный порядок в соответствии с нормативными требованиями.

3. По основанию характера воинской деятельности выявлена следующая типология и тактика процесса самопрезентации: для женщин, чья работа предполагает достаточно активное взаимодействие с людьми, в сфере «человек-человек» характерно преобладание ассертивпого типа самопрезентации с преимуществом тактик: «желание/старание понравиться», «примероносительство», «преувеличение своих достижений" — у женщин, непосредственно связанных с обслуживанием техники, знаковыми системами преобладает защитный тип самопрезентации в большей степени представленный тактикой «извинение" — по основанию направленности самопрезентационного процесса в воинском коллективе выделяются следующие типы военнослужащих — женщин: Я-направленные, О-направленные, Д-направленные и группоидентичный (гармоничный) тип, в котором в равном количестве представлены показатели вышеназванных (Я, О, Д) типов.

4. Социально-психологические особенности проявления самопрезентации военнослужащих женщин могут быть представлены и охарактеризованы как:

1) военно-профессиоиалъные, обусловленные принадлежностью к воинской службе как к особому виду государственной службы:

— ограниченность средств и способов самопрезентации реально существующими нормами и правилами воинской службы;

— ориентация самопрезентационной деятельности на подчинение организованному порядку;

— обусловленность мотивации и направленности субъекта самопрезентации требованиями статуса и военной профессии, выраженными родственными связями;

— детерминированность направленности самопрезентации в условиях военной службы средой и местом дислокации воинских частей;

— ориентация военнослужащих-женщин в процессе самопрезентации в большей мере на дело, на официальную субординацию, нежели на неформальные межличностные отношения по сравнению с женщинамислужащими Вооруженных Сил;

2) внутрикатегориалъные, проявляющиеся в существующих различиях внутри самой категории военнослужащих-женщин:

— существующая вариативность процесса самопрезентации, обусловленная типологией военных профессий;

— использование вербальных и невербальных средств самопрезентации, обусловленное принадлежностью к различным военно-профессиональным группам;

— детерминированность процесса самопрезентации социальным статусом- -зависимость эффективности самопрезентации от групповой направленности в воинском коллективе;

— демонстрация различных личностно-деловых качеств и сторон личности в зависимости от исполняемых служебно-должностных обязанностей и статуса военнослужащей-женщины;

3) гендерные, обусловленные своеобразием полов в условиях армейской среды:

— сохранение личностно-половой идентичности в повседневных и экстремальных условиях воинской деятельности;

— выраженная эмоциональность и вариативность процесса самопрезентации;

— достаточно выраженная гибкость в подборе форм и методов самопрезентации в различных служебно-боевых ситуациях.

5. В условиях армейской среды демонстрируемые в процессе самопрезентации личностно-деловые качества опосредуются статусом различных военно-профессиональных групп: для военнослужащих-женщин в офицерском звании и прапорщиков характерно преобладание неконформных тенденций, независимости мнения, упорства в отстаивании собственной точки зрения, склонность к лидерству и доминированию. У женщин рядового и сержантского состава выявлено преобладание склонности к компромиссам, конгруэнтности и ответственности в контактах с окружением, подчиняемости и конформности.

6. Разработанный и апробированный в ходе формирующего эксперимента социально-психологический видеотренинг, включающий в себя тренинги личностного роста и развития коммуникативных способностей с использованием видеозаписи, является эффективным средством совершенствования самопрезентации в процессе военно-профессиональной деятельности военнослужащих-женщин, позволяющим в ходе работы тренинговой группы развивать у участниц стремление к личностному и профессиональному росту, формированию соответствующей «Я-направленности», осуществлять выработку у военнослужащих-женщин адекватной самооценки. Отмеченные особенности видеотренинга позволяют рассматривать его как метод социально-психологического воздействия, формирующий в сознании субъекта новые эталоны эффективного поведения в ситуациях межличностного и профессионального общения, развивающий перцептивные, коммуникативные и интерактивные способности личности.

Практическая значимость исследования:

1. Полученные в исследовании данные о социально-психологических особенностях самопрезентации могут быть использованы в практической деятельности военных психологов и специалистов по профессиональному психологическому отбору при решении задач оптимизации взаимодействия в военно-социальной среде.

2. Разработанная программа социально-психологического тренинга самопрезентации с использованием видеозаписи может быть применена для совершенствования навыков самопрезентации как в профессиональном, так и межличностном взаимодействии, что особенно важно для представителей военнослужащих-женщин, занятых в сфере «человек-человек», в деятельности которых умение расположить к себе во многом определяет их профессиональную успешность и компетентность.

3. Предложенные автором рекомендации реализуются в процессе психологического консультирования в экспериментальных частях и подразделениях и могут быть использованы войсковыми психологами в различных видах и родах Вооруженных Сил РФ. Разработанная программа тренинга способствует формированию в сознании военнослужащих-женщин новых эталонов эффективного поведения в ситуациях межличностного и профессионального общения.

4. Теоретические положения о сущности самопрезентации военнослужащих-женщин, социально-психологических особенностях, детерминирующих данный процесс, могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и семинарских занятий по социальной психологии, психологии тендерных различий, психологии труда, военной педагогике и психологии, психологии военного управления, в изучении факультативного спецкурса «Тендерная психология», а также могут быть включены в образовательный процесс ВУЗов Министерства обороны и других силовых ведомств при подготовке военных психологов.

Методика и эмпирическая база исследования.

При проведении диссертационного исследования был использован комплекс психодиагностических методик и исследовательских методов, объединенных замыслом констатирующего и формирующего экспериментов. В исследовании, которое проводилось на базе воинских частей Московского, Ленинградского, Северо-Кавказского, Сибирского и Дальневосточного военных округов, приняло участие 483 военнослужащих-женщины и 186 военнослужащих-мужчин. Основными методами являлись: эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование, наблюдение, изучение документов, беседа, экспертный опрос, анализ результатов деятельности. Обработка результатов исследования предполагала применение методов математической статистики, включающих корреляционный, и факторный виды анализа.

Достоверность полученных данных обеспечивалась опорой на известные теоретические положения и использованием адекватных целям и задачам исследования методических оснований, сопоставлением получаемых данных и разнообразием применяемых исследовательских процедур и комплекса релевантных методик, их взаимным дополнением, применением апробированного инструментария, сочетанием качественного и количественного анализа с применением математических методов обработки и анализа данных, репрезентативностью выборки испытуемых, содержательной психологической интерпретацией эмпирических результатов исследования.

Апробация результатов исследования. На отдельных этапах результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии Военного университета, а также на заседаниях кафедры психологии Московского социально-гуманитарного университета. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на научных и научно-практических конференциях Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина (2005), Московского государственного областного университета (2006), на конференции «Особенности Российской культуры и менталитета как фактор социально-экономического развития страны» (2007).

На основе материалов диссертационного исследования был опубликован ряд статей в сборниках научных работ Военного университета и других российских вузов.

Основные теоретические положения и описанные в работе технологические средства, проходят апробацию в воинских частях ряда военных округов (МВО, СКВО, ДВО).

Выводы по главе:

1. Результаты формирующего квазиэксперимента показали, что разработанная на основе теоретических положений система психологических воздействий, направленная на коррекцию и самокоррекцию необходимых компонентов направленности военнослужащих-женщин в процессе персонализации, позволяет совершенствовать самопрезентацию военнослужащих-женщин и формировать наиболее адекватный требованиям воинского социума смешанный (гармоничный) персонализирующий тип как результат самопрезентации у военнослужащих-женщин.

2. Разработанный и апробированный в ходе квазиэксперимента социально-психологический видеотренинг, является эффективным средством совершенствования самопрезентации в процессе военно-профессиональной деятельности военнослужащих-женщин, позволяющим в ходе работы тренинговой группы развивать у участниц стремление к личностному и профессиональному росту, формированию «Я-концепции», осуществлять выработку у военнослужащих-женщин адекватной самооценки. Отмеченные особенности видеотрени-га позволяют рассматривать его как метод социально-психологического воздействия, формирующий в сознании субъекта социальной и профессиональной деятельности новые эталоны эффективного поведения в ситуациях межличностного и профессионального общения, и развивающий перцептивные, комму-, никативные и интерактивные способности личности.

3. Для военнослужащих-женщин — представителей человекоориентиро-ванных профессий, осуществляющих свои функции во взаимодействии и общении с другим человеком или группой людей, совершенствование навыков непосредственной самопрезентации является своего рода повышением’их профессиональной. компетентности. Видеотренинг самопрезентации дает возможность субъекту человекоориентированных воинских профессий осознать и адекватно самостоятельно оценить собственный образ в процессе социальной и профессиональной деятельности, что выступает в качестве важного фактора военно-профессионального самосовершенствования.

Практические рекомендации:

Для совершенствования социально-психологических условий по управлению собственным поведением, оптимизирующих процесс самопрезентации военнослужащих-женщин и повышения оценки их восприятия в воинском коллективе со стороны объектов самопрезентации, предлагается:

1. Руководителям ВУЗов, готовящих военных психологов и военных руководителей в целях повышения эффективности психологической работы с военнослужащими-женщинами, целесообразно рассмотреть вопрос о включении материалов исследования в содержание учебных дисциплин «тендерная психология», «активные методы социально-психологического обучения», «психология управления», «возрастная психология», «введение в профессию» относительно сущности и условий реализации эффективности самопрезентации военнослужащих-женщин, структуры и динамики социально-психологических особенностей, детерминирующих этот процесс, а также оказания психологической помощи военнослужащим-женщинам в решении проблем по вопросам успешности самопрезентации и повышения адекватности восприятия со стороны объектов самопрезентации.

2. Полученные в исследовании < данные о социально-психологических особенностях самопрезентации, разработанные и предложенные в диссертации критерии, показатели и методические средства могут быть использованы в практической деятельности военных психологов и специалистов по профессиональному психологическому отбору в интересах диагностики направленности военнослужащих-женщин в воинском коллективе в целях решения задач оптимизации интерактивного взаимодействия в военно-социальной среде.

3. Военным психологам использовать разработанную и апробированную в ходе диссертационного исследования комплексную программу оптимизации процесса самопрезентации, в процессе психологического сопровождения военной службы женщин предусмотреть время для проведения консультаций и социально-психологических тренингов, направленных на развитие личностных характеристик, необходимых для развития навыков по самосовершенствованию, успешной профессиональной деятельности и коммуникативного общения в воинском коллективе.

4. Разработанная программа социально-психологического видеотренинга эффективной самопрезентации может быть применена для совершенствования навыков самопрезентации как в профессиональном, так и межличностном взаимодействии, что особенно важно для представителей военнослужащих-женщин, занятых в сфере «человек-человек», в деятельности которых умение расположить к себе во многом определяет их профессиональную успешность и компетентность.

5. В качестве дальнейших перспективных исследований профессиональной карьеры офицеров можно определить следующие направления: психологические факторы успешности самопрезентации военнослужащих-мужчинособенности самопрезентации курсанток военных ВУЗов в процессе обученияличностные детерминанты динамики самопрезентации военнослужащих-женщин на различных этапах службыдинамика развития имиджа офицера на различных этапах службыпсихологические условия формирования имиджа командира-женщины как профессионала и лидера воинского коллектива.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Я. Женщина и мир мужской культуры. — М.: Свободный путь, 1913.-113с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. 299с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности/ Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.-С. 153−161
  4. Т.В. В поисках имиджа (как стать телезвездой), М., Добрая книга, 1995. 219с.
  5. Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении// Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991. — С. 37−74
  6. .Г. О методах современной психологии: Психодиагностические методы. Л., 1976. — 401с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 399с.
  8. А. Психологическое тестирование: Пер. с анг.: В 2-х кн. — М.: Педагогика, 1982.-318с.
  9. Г. М. Социальная психология. 5-е изд. М.: МГУ, 2004. 367с.
  10. Ю.Анцупов А. Я., Помогайбин В. Н., Пошивалкин О. А. Методологическиепроблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций — XX век. М.: Современный Гуманитарный Институт, 2000. — 527с.
  11. Л.И. Методологические проблемы психологии развития// Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. — С. 115−129
  12. Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу // Вопросы психологии. -1973. -№ 4. С. 173−180.
  13. З.Асеев В. Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. — С. 34−49
  14. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1984. -208с.
  15. Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск, 1999. — 125с.
  16. .П., Караяни А. Г., Перевалов В. Ф., Сыромятников И. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. М.: Воениздат, 2006. — 444с.
  17. Е.Ю. Рзработка утеплённой одежды с улучшенными эргономическими параметрами для женщин военнослужащих: Дис. .канд.техн.наук.- СП., 2000. 183с.
  18. Т.В. Тендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.-431 с.
  19. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978.-С.311
  20. С. де. Второй пол. -М.: «Прогресс», 1968, Т.1.- С. 264
  21. И.В. Психологические основы формирования военно-профессионального опыта воинов-операторов: Автор, дис. канд. психол. наук. — М., 1999.-24с.
  22. Н.Н., Петровская Л. А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению. // Общение и деятельность. — Прага, 1981. -С. 21−45
  23. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 199с.
  24. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.- 271с.
  25. А.А. Психология общения. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -254с.
  26. Болыпой толковый психологический словарь / Роббер Артур. Том 2 (П-Я). Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 543с.
  27. С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб., 1991. — 123с.
  28. Введение в этническую психологию: Учебное пособие / Ю. П. Платонов, А. О. Бороноев, Л. Г Почебут. и др.// Под ред. Ю. П. Платонова. СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1995. — С. 57−63
  29. Военная психология / Под ред. Н. Ф. Феденко. М.: ВПА, 1978. — 334с.
  30. Воинский труд: наука, искусство, призвание. -М.: Совершенство, 1998. — 129с.31 .Вооруженные Силы Российской Федерации 2005. М.: РИЦ МО РФ, 2006. 292с.
  31. Л.С. История развития высших психических функций. Собр.соч.Т.З. М., 1983. — С. 203−231
  32. Л.С. Психология развития как феномен культуры /Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Изд-во «Ин-т практ. психол.», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-510с.
  33. Н.А. Социальная самореализация военнослужащих — женщин Вооружённых сил Российской Федерации (Социально философский анализ).-Автор. дис.канд. фил ос. наук. — М. 2001.-23с.
  34. Г. Психология женщины. — СПб., 1911. — 38с.
  35. О.А. Социально-психологические характеристики ольфак-торной самопрезентации личности: Дис.. канд. психол.наук. Ростов-на Дону. 2003. 160с.
  36. Гартун-Лопаева Т.А., Нечаев А. П., Цыганкова Л. А. Женщины в ВС зарубежных стран // Информационный бюллетень. Л.: ВМедА, 1987.-N76.-С. 122−148.
  37. В.Г. Деловитость и женственность: Психологические особенности профессионализма женщины. — Челябинск, 1999. — 78с.
  38. Э. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология. Тексты, под ред. Г. М. Андреевой, Н.Н.Богогмо-ловой, Л. А. Петровской М.: Изд-во МГУ, 1984 — с. 188−197.
  39. Ф. Вш абсолютный имидж.- М.: Внешсигма, 1997.- 320с.
  40. Ф.Э. Управление саморазвитием./Пер. с англ. — М.: HIPPO 2004.95с.
  41. А.А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: МААА, 1998. — 114с.
  42. E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997. -344с.
  43. И.И. Кодирование и интерпретация экспрессии эмоциональных состояний субъектами педагогического общения. Дис.. канд. псих, наук. Ростов-на-Дону. 2003. 174с.
  44. М.И., Феденко Н. Ф. Основы психологии. М., изд. ВПА, 1962. -295с.
  45. С.Л. Методы математической статистики в -психологии: Сборник задач: Учеб. пособ. М.: ВУ, 2006. — 222с.
  46. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение, Л., 1985−166с.
  47. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дис. доктора психол. наук. — Л., 1991.-48с.
  48. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера: Дис. канд. психол. наук. -М., 1979. -499с.
  49. Женщины в науке: Реф. Сб. / Под ред. А. Кулькиной.- М.,-1989. 106с.
  50. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые образования впсихологической структуре личности // Вопросы психологии. № 6. -1989. -С. 14−21.
  51. Е.К. Социально-психологическая адаптация женщины в современных условиях (профессионально-личностный аспект).- Автор. дис. д-ра психол. наук.-СПб, 1998. 46с.
  52. Е.Б. Профессиональная карьера женщин: социологический анализ: Автор, дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2003. — 24с.
  53. Е.М. Социальная защита женщин- военнослужащих в реформируемом обществе.- М.: МГСУ, 1996. 46с.
  54. И.Б. Социально-педагогическое ориентирование личности студента на успешную самопрезентацию в- образовательном процессе. Автор. дис. канд. пед. наук. — Красноярск, 2003: — 22с.
  55. Е.Л. Самопрезентация: за 15 минут. психотехнологии. — Ростов н/Д: Феникс, 2005 -185с.
  56. Иванова Ю. Н- Храбрейшие из прекрасных: Женщины России в войнах. -«Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. — с.247−266.
  57. А.Г. Психология и этика делового общения. — М.: СГУ, 2002. — 112с.
  58. А.Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. -СПб.: Питер, 2006.-480с.
  59. Ю.Я. О научной организации воинского труда.-М^: Воениздат, 1970.- 120с.
  60. Е.А. Психология профессионала. М: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 400с.
  61. Е.А. Психология профессионального самоопределения. — М.,. 2004.-509с. .
  62. И.С. Мотивация профессиональной деятельности военнослужащих-женщин :ВУЗов МО РФ: Автор, дисс. канд. психол. наук. М., 2003.-24с.
  63. Конституция Российской Федерации. М.: Юрист, 1997. — 59с.
  64. Краткий словарь современных понятий и терминов / Сост. и общ. ред.
  65. В.А.Макаренко.- М.: Республика, 1995. 509с.
  66. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. JI: Изд-во Лен. ун-та, 1990.-208с.
  67. С.В. Психологическая совместимость как фактор оптимизации комплектования первичных воинских коллективов: Автор, дисс. канд. психол. наук. М., 2004. — 23с.
  68. А.Ю. Личностно — профессиональная адаптация женщин к условиям военной службы в РВСН, — Автор, дисс.канд. психол. наук. — М.: В, А РВСН, 2001.-21с.
  69. Р.Х. Психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих женщин. — Автор, дисс. канд. психол. наук — СПб.: СПбГУ, 2001. — 23с.
  70. В.Н., Казаринова Н. В., Поголына В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. 544с. .
  71. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. — 391с.
  72. Н.В. Женщина: самореализация в семье и обществе (гендер-ный аспект). Киев, 1999. — 32с.
  73. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304с.
  74. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. -575с.
  75. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения // В кн: Психологические проблемы социальной регуляции поведения.- М.: Наука, 1976-С. 64−93
  76. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. -1975.-№ 2. -С. 31−45.
  77. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии — М.: Наука, 1984.-444с.
  78. Д. Социальная психология. СПб.: Питер ком, 1999. 688с.
  79. Д. Социальная психология // Вступительная статья А. А. Свенцицкого.- СПб., 2000.- 512с.
  80. У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1984. — 233с.
  81. С.И. Психология тренинга. СПб., 1997. — 119с.
  82. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  83. . А. Мотивация личности. Пер. с анг. Изд.: 3 Нью- Йорк, 1987.
  84. А.Г. Мотивация и личность/Перевод, с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  85. Магомед — Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — М., 1987. — 24с.
  86. Е.Б. Трудовые права в современном российском контексте (гендерный аспект) // Права женщин в России: Исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. T.l. М.: МФФ, 1998. — С. 209−211
  87. B.C. Женщины в солдатских шинелях. -М.: Воен. Издат., 1971.- 160с.
  88. И., Власова Е. Я и мой имидж (для женщин). М.: ЭКСМО-Пресс, 1997.-315с.
  89. Е.П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000. 76с.
  90. А.В. Социально-психологическая компенсация профессионально-деструктивных качеств офицеров — руководителей: Автор. дисс.канд. психол. наук. М., 2004. — 24с.
  91. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» челове-ка//Психология личности.Т.2. С. 520
  92. А.Ю. Имиджелогия в структуре наук о психологии взрослых// Мир психологии, № 2, 1999, С. 49−52
  93. В.Н. Общение как предмет социально-психологического исследования: Автореферат дис.. докт. пихол. наук. Л, 1983
  94. В.Н. Психология человека. СПб, 1997.- 105с.
  95. В.Н. Психология человека. Человек и его психические свойства. СПб, 1996.- 51с.
  96. Е.Б. Психология имиджа. Учебное пособие. М., 2002.-223с.
  97. Е.А. Визуальная психосемиотика общения. Дис.. д-ра псих. наук. М., 2000. 402с.
  98. А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью //Психология личности.Т.2., С. 458
  99. А.В. Феномены субъектности в развитии личности. Самара, 1997.-206с.
  100. Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М.: Изд-во МГУ, 1989. 101с.
  101. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Из-во МГУ, 1982. 168с.
  102. О.А. Тендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации: Автор, дисс.канд. психол. наук, СПб., 2004. 24с.
  103. Платон. Избр. диалоги. М., 1965.-С.130.
  104. К.К. Психология развивающейся личности. М, Наука, 1987.-254с.
  105. К.К., Голубев Г. Г. Психология: Учеб. Пособие.- М.: Высшая школа, 1977. 247с.
  106. Э.А. Женщина как субъект воинской деятельности (социально философский анализ). — Автор, дисс. канд. филос. наук. — М. 1994.-22с.
  107. Э.А. Феминизация общества и армии: сущность, структура, специфика развития и социальный механизм: Автор, дисс. д-ра филос. наук. М.: Монино. — 1999. — 42с.
  108. JI.B. Проблемы самореализации одаренных женщин // Вопросы психологии. 1996. — N2. — С.31−41
  109. Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: рефл-бук, Киев: Ваклер, 1999−624с.
  110. Психогимнастика в тренинге / Под. ред. Н. Ю. Хрящёвой. СПб.: Ювента, Институт тренинга, 1999. — 139с.
  111. Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога. М., 1992. — 36с.
  112. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского и М.Г. Яро-шевского. М.: Политиздат, 1985. — 438с.
  113. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Ч. 1,2./ Отв.ред. Б. П. Бархаев. М.: ВУ, 1998. — 279с.
  114. Д.М. Тренинг личностного роста: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.- 176с.
  115. И.И. Личность, индивидуальность, общество. М.: Политиздат, 1984. 141с.
  116. К. Феноменологическое направление в теории личности //Карл Роджерс. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. 317с.
  117. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -703с.
  118. Руководство по организации работы высших военных учебных заведений Министерства Обороны Российской Федерации (Приказ Министра Обороны РФ от 12 марта 2003 г. № 80). 43 с.
  119. C.JI. Военно- социальная работа с военнослужащими — женщинами. М.: ВУ, 2002. — 64с.
  120. C.JI. Социально-педагогическая теория и практика профессионального воспитания военнослужащих женщин (на опыте частей РВСН). — Автор. дисс. д-ра пед. наук.- М., 2003. — 43с.
  121. С.Л. Профессиональное воспитание военнослужащих-женщин: теория и практика. М.: ВУ, 2002. — 269с.
  122. С.Л. Женщины на защите Отечества // Ориентир.- 2000.- № 5. С. 62−64.
  123. С.Л. Женщина на войне: психологические особенности самореализации// Психологическая реабилитация военнослужащих.-М., 2003.-С. 51−57
  124. А.В. Психологические условия совершенствования имиджа командира курсантского подразделения. Автор, дисс. канд. психол. наук. -М., 2001. -24с.
  125. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения// Под ред. Ядова В. А. Л.: ЛГУ, 1979. — 264с.9
  126. М.В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере: Автор, дисс. канд. психол. наук. — СПб., 1999. — 23с.
  127. Л.М. Технология самопрезентации: Учебно-методический комплекс/ Под ред. К. В. Киуру.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. 55с.
  128. М.Е. Профессиональный имидж- путь к успеху // Les Nouvelles Estetiques (русское издание) .-2001.-№ 4. С. 58−69
  129. Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.-382с.
  130. Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию// Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: СПб ун-та, 1997. С. 123−142
  131. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. М. Школа-Пресс, 1995.-383с.
  132. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989. — 620с.
  133. Словарь практического психолога /Сост.С. Ю. Головин. Минск.: Харвест, 1997. ~ 798с.
  134. А.И. Женщины на военной службе: новые возможности и социальные права. М.: Ин-т социологии РАН, 2000. — 140с.
  135. Соколова-Бауш Е. А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте. Автор, дисс. .канд. псих, наук. М., 1999.-22с.
  136. Соколова-Бауш Е. А. Самопрезентация как фактор формирования и впечатления о коммуникаторе и реципиенте // Мир психологии.- № 3.-1999.-С. 132−139
  137. Т.Г. Этнопсихология. М.:ИП РАН, Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 114с.
  138. Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А. В. Суворова и М. И. Драгомирова. — М.: Русский путь, 2000. 182с.
  139. И.В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части Сухопутных войск.- Автор, дисс. канд. психол. наук. →М., 1997. 24с.
  140. И.В. Психология профессиональной субъектности управленческих кадров. М.: Изд-во СГУ, 2006. — 247с.
  141. Дж., Неслер М. Основы социальной власти и социального влияния// Иностранная психология, 1994. Т. 2, № 2 (4), С. 25−31
  142. Э.П. Психология личности (личность в общей и военной психологии). М.: ВУ, 2006. — 334с.
  143. Э.П. Учет психологических факторов в руководстве личным составом воинского подразделения: Автор, дисс.канд. психол. наук. — М., 1975.-24с.
  144. Н.Ф. Проблемы направленности личности в советской военной психологии // Труды академии № 41. М.: ВПА, 1963. — С. 14−29
  145. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
  146. Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 67-ФЗ «О статусе военнослужащих».
  147. Н.А. Личностные и ситуационные факторы выбора вербальных техник самопрезентации. Автореф. дисс .канд. псих, наук, М., 2007.- 27с.
  148. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 488с.
  149. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. — 455с.
  150. Э. Иметь или быть?: Пер. с англ./ Общ. Ред. и поел. В. И. Добреньков.- 2-е изд.,. доп.- М.: Прогресс, 1990. 336с.
  151. В.М. Психология женщин. О равноправии женщин. — М., 1911.-38с.
  152. К. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. Психология женщины- Невротическая личность нашего времени/ пер. с англ.- М.: Издательство «Смысл», 1997.- 496с.
  153. В.В. Психологические факторы успешности самопрезентации. Автореф. дисс. .канд. псих, наук, СПб., 2001. 21с.
  154. В.В. Психологические факторы успешной самопрезентации: Дис. .канд.псих.наук, СПб., 2001. 176с.
  155. С.А. «Проблема женщина и Армия» в современных ВС России.- СПб.:ВМедА.- Матер. Всеармейской научной конферениции (2526 февраля), 1999. С. 231−240
  156. Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 160с.
  157. В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. — М.: Логос, 2001.- 134с.
  158. И.С. Вариативность самопрезентации личности в Интернет-общении. Автор, дисс. .канд.псих.наук, Казань, 2002. 23с.
  159. В.М. Имеджелогия. М.: 1996. 142с.
  160. В.М. Домашний имидж-консультант.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.-249с.
  161. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-544с.
  162. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. —317с.
  163. В.А. Самопрезентация как социально-психологический феномен М.: Издательство «Смысл», 1997. — 496с.
  164. Baumeister R.F. A self-presentation view of social phenomena // Psyho-logical Bulletin, 91, 1982.
  165. Goffman E. The presentation of self in everyday life. NY Ancchor Books, 1959.
  166. Impression management theory and social psychological research, ed. By J.T. Tedeschi, N. Y: Academie Press, 1981.
  167. Leary M., Kowalsky R., Impression management: A literature review and two-component model//Psycological Bulletin, 107, 1990.
  168. Lee S.-J., Quigley B.M., Nesler M.S., Corbett A.B., Tedeschi J. Development of a self-presentation tactics scale // Personality and Individual Differences, 1999.
  169. J.M. & Gentry K.W. A self-presentation interpretation of the seeking approval// Personatity & Social Psychology Bulletin, 4, 1978.
  170. J.M. & Green A self-presentation approach to the fundamental attribution error// Jornal of personality and social psychology, 40, 1980.
  171. Jones E.E. Ingraliation: A social psychological analysis.-Appelton, 1964.
  172. Jones E. E Interpersonal perception, NY, 1990.
  173. Pearson J., Nelson P., Titsworlh S., Harter L. Human communication., 2003, 565 p.
  174. Rosenfeld P., Giacalone R., Riordan C. Impression management: building and enhancing reputations at work. London, Thomson Learning, 2002, 244 P
  175. Schlenker B. Self-presentation/ in HANDBOOK of self and Identity/ by M. Learyetal., 2003.
  176. B. & Pontari B. The strategie control of information: Impression management and self-presentation in daily life// In Psychological Perspectives on Self and Identity., W.D.C., 2000.
  177. V. & Vinnicombe S. Impression management, commitment and gender: managing others good opinions // European Management Journal, 2001.
  178. The self in social psychology-ed. By R.F. Baumeister- ML, Psychology press, 1999−492 p.
  179. Fromm E. To Have or to Be?-New York, 1976.-21 Op.
  180. Fromm E. Psychoanalysis and Religion.- New York, 1976.-11 Op.
Заполнить форму текущей работой