Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Этническая и территориальная обусловленность образовательной установки младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Влияние этнического фактора на формирование образовательной установки выражено слабо, преимущественно на уровне тенденций. Для младших школьников обоего пола характерно проявление гностической составляющей. Для мальчиков личностный уровень развития направленности предпочтительнее. Для девочек на уровне тенденции более важна в образовательной установке ее эмоциональная и социально-прагматическая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК УЧАЩИХСЯ В ЭТНИЧЕСКОМ И МЕНТАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ
    • 1. 1. Понятие установки как категории социальной психологии
    • 1. 2. Психологические проявления образовательной установки у детей младшего школьного возраста
    • 1. 3. Зависимость образовательной установки от силы мотивации
    • 1. 4. Уровни образовательной установки младших школьников
    • 1. 5. Проблема психологического опосредования образовательной установки младших школьников
    • 1. 6. Этническое и тендерное своеобразие образовательной установки младших школьников
    • 1. 7. Поселенческая ментальность как фактор специфики образовательной установки младших школьников
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СРЕДОВЫМИ ФАКТОРАМИ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы и методики проведения эксперимента
    • 2. 2. Описание выборки
    • 2. 3. Урбанистичность среды проживания как фактор влияния на образовательную установку младших школьников
    • 2. 4. Этничность среды проживания как фактор влияния на образовательную установку младших школьников
    • 2. 5. Влияние фактора половой принадлежности на мотивационную структуру образовательной установки
    • 2. 6. Субъектная позиция целеполагания в образовательной установке
    • 2. 7. Варианты детерминации поведенческой составляющей образовательной установки
  • Выводы по главе 2

Этническая и территориальная обусловленность образовательной установки младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-психологические исследования в системе образования занимают все большее место. Социально-психологическая работа с целями образования по формированию субъектности учащихся является предметом исследования таких отечественных психологов, как Г. В. Акопов, Н. В. Кузьмина, Я. Л. Коломинский, Ю. А. Клейберг, Б. Ф. Ломов, А. А. Реан, М. Г. Рогов, Д. И. Фельдштейн, Р. Х. Шакуров, В. А. Якунин [5- 78- 175] и др. В их трудах затрагиваются различные социально-психологические аспекты обучения и воспитания, социально-психологические проблемы девиантного поведения, проблемы социальных мотивов образования, самоопределения, методы активного социально-психологического обучения. Проводится социально-психологическое изучение личности учащихся, учебных групписследуются массовые психологические явления в системе и подсистемах образования.

Данное исследование проводится в русле одного из приоритетных направлений психологии — «социальной психологии образования». Центральной проблемой исследования является изучение образовательных установок младших школьников как субъектов учебного процесса.

Будучи одним из центральных психологических понятий, «установка» рассматривается в научных теориях, объясняющих или описывающих целостные процессы — поведение, деятельность, развитие личности, групп (Ф. Олпорт, Дж. Фримен, Д. Н. Узнадзе [114- 171] и др.). Труды Г. М. Андреевой, А.Г. Асмоло-ва, Ш. А. Надирашвили, Г. Ш. Шихирева, В. А. Ддова [8- 15- 109- 185- 193] и других исследователей свидетельствуют о вкладе ученых России в разработку этой проблемы.

Как отмечает A.JI. Свенцицкий, не все три компонента — когнитивный, аффективный, поведенческий — обязательно имеют место в процессах формирования установки, и в таком случае приоритет остается за оценочным параметром (Zanna and Rempel). Это положение не является отказом от трехкомпонентной концепции установки, поскольку три источника оценочного суждения: мнения, чувства и прошлое поведение — могут детерминировать, как каждый из них сам по себе, так и в сочетании друг с другом. Четвертым детерминантом установки в некоторых работах называется процесс мотивации.

Как отмечает А. В. Петровский [118], в рамках стабильной и изменяющейся социальной среды существуют разные закономерности развития личности. В стабильный период в рамках одного возрастного периода это — адаптация, индивидуализация и интеграция, которые отражают разные степени представленности личности в межличностных отношениях и ее социальной успешности. Вхождение в новую общность — ученичество является для ребенка новым рождением, которое сопровождается качественным преобразованием в системе отношений с миром за счет присвоения знаний (когниций), норм, ценностей и социально приемлемых целей более широкой социальной группы (семьи, места проживания, этнической общности). Стремление соответствовать представлениям взрослых о своей роли рождает мотив достижения данного образа, что соотносится учащимися в когнитивном, оценочном и конативном аспектах и реализуется в поведении.

Как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности, мотивация представляет исключительный интерес для педагогов и родителей. По существу, никакое эффективное социально-педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей невозможно без учета особенностей его мотивации.

Актуальность исследования заключается в том, что образовательная установка младших школьников исследуется с позиций анализа специфики социальных условий ее формирования. Современные условия развития потребностно-мотивационной сферы сознания субъекта образовательной деятельности подвержены стремительной трансформации, что вызывает слабую осознанность условий развития образовательных мотиваций.

Цель исследования: выявление социально-психологических факторов, оказывающих влияние на образовательную установку.

Задачи исследования:

— провести теоретический анализ структуры образовательной установки в соответствии с ментальными характеристикам (этнической и территориальной) младших школьников;

— определить особенности влияния ментальных факторов (этнического и территориального) на качественные характеристики образовательной установки младших школьников;

— выявить особенности влияния качественных характеристик образовательной установки на мотивацию младших школьников;

— определить специфику образовательной установки младших школьников с учетом тендерных особенностей.

Объект исследования: образовательная установка младших школьников.

Предметом исследования является этническая и территориальная обусловленность образовательной установки младших школьников, проживающих в населенных пунктах Оренбургской области.

Гипотеза исследования: Образовательные установки младших школьников обусловлены ментальными характеристиками (этническая и территориальная принадлежность оказывает влияние на формирование образовательной установки младших школьников).

Методологическими и теоретическими основами предпринятого исследования являются: а) социально-психологические положения отечественных и зарубежных психологов, изучавших установочные явления (Г.М. Андреева, А. Г. Асмолов, А. И. Донцов, В .Я. Донцов, Е. С. Кузьмин, В. Н. Мясищев, A.JI. Свенцицкий, Д. Н. Узнадзе, И. Айзен, Д. Бирн, Р. Бэрон, Б. Джонсон, Д. Кац, Д. Майерс, У. Мак-гайр, Г. Олпорт, М. Рокич, JI. Тёрстоун, JL Фестингер, М. Фишбайн [8- 15- 45- 107- 171- 114] и др.) — б) теории отечественных и зарубежных авторов, определяющие логику и периодизацию развития субъектности учащихся (Л.И. Божович, А. В. Запорожец,.

В.П. Зинченко, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, Д.Б. Элько-нин [22- 52- 117] и др.) — в) методологические и теоретические исследования в области социальной перцепции, компетентности общения, психологии межличностных отношений (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, JI. А. Петровская [8- 19]) — г) исследования влияния мотива достижения на деятельность вообще и учебную деятельность учащихся в частности (Т.В. Бендас, О. С. Гребенюк, В. В. Знаков, А. К. Маркова, Н. И. Мешков, К. Муздыбаев, А. А. Реан, A.M. Эткин, В.А. ЯкунинДж. Роттер, Хекхаузен [41- 81- 100- 138- 178]) — д) исследования по проблемам социальной психологии образования (Г.В. Акопов, Н. В. Клюева, И. С. Кон, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, JI.M. Митина, Н. Н. Нечаев, Н. Н. Обозов, Н. С. Пряжников, М. Г. Рогов, Р. Х. Шакуров [5- 66- 78- 81−93] и др.).

Методы исследования.

Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотетических положений использована совокупность общенаучных, психологических методов:

— теоретического анализа и синтеза (сравнительно-сопоставительный, логический), который стал основой для разработки концепции исследования;

— сбора фактического материала: наблюдение, интервью, анкетирование, анализ документов (на этапе пилотажных исследований);

— эмпирического исследования: диагностическая методика Г. В. Акопова, методика М. В. Гамезо «Мотивация учебной деятельности школьников», ориентировочная карта-схема психологической характеристики личности младшего школьникаТАТ Хекхаузена;

— поперечных срезов;

— количественной и качественной обработки полученных результатов, ма-тематико-статистические методы анализа данных (таблицы сопряженности, хи-квадрат Пирсона, регрессионный анализ).

Научная новизна исследования. В работе, в контексте идей социальной психологии образования, уточнено определение образовательной установки младших школьников, раскрыта её структурно-содержательная характеристика: рассмотрено преимущественное влияние оценочного компонента и условия формирования когнитивного и конативного компонентовустановлено влияние мотивации на структуру и качественные характеристики образовательной установки младших школьниковраскрыты различные аспекты влияния территориальной ментальное&tradeна качественные характеристики образовательной установкипроанализирована специфика образовательной установки школьников по половой принадлежностивыявлена взаимосвязь этнического и территориального факторов и образовательной установки младших школьников.

Анализ результатов исследования позволил выявить, что на качественные характеристики сознания младших школьников в рамках изучения их образовательной установки не оказывает большого влияния этнический фактор ментально-сти и в слабой форме — половой диморфизм. Фактор территориальной ментально-сти, напротив, оказывает существенное влияние: с понижением уровня урбани-стичности населенных пунктов, в которых живут и обучаются дети, профессиональное самоопределение младших школьников не выявлено, становится менее значимой личностная когнитивная характеристика, отмечается тенденция группового сознания определения себя через отрицание негативной групповой идентичности либо при помощи поведенческой, функциональной характеристики группы. Для девочек наиболее важными компонентами образовательной установки являются эмоциональный и поведенческий компонент, а для мальчиков — гностический и поведенческий.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что автором обосновано влияние этнических и территориальных ментальных факторов на содержательную специфику образовательной установки младших школьников. Раскрыто значение эмоционально-оценочного компонента в образовательной установке младших школьников и существенное виляние мотива достижения успеха на качественные характеристики образовательной установки младших школьников. Дополнены представления о структуре образовательной установки и ее специфике для младших школьников. Полученные данные расширяют область применения социальной психологии образования.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что ее результаты могут способствовать организации учебно-воспитательного процесса в различных типах образовательных учебных заведений в условиях отсутствия единых аксиологических программ в обществе. Решаемые в исследовании вопросы связаны с актуальными задачами обучения и воспитания в системе современного образования. Материалы исследования могут быть использованы с целью оптимизации педагогического процесса средней школы за счет более глубокого понимания педагогами особенностей образовательных установок младших школьников, обусловленных этническими и территориальными факторами.

Положения, выносимые на защиту:

1. Структурно-содержательная сущность образовательной установки младших школьников обусловлена влиянием мотивации, этнической и территориальной ментальности на ее структуру и качественные характеристики.

2. На образовательную установку младших школьников оказывает влияние территориальный фактор (ментальность): с понижением уровня урбанистичности населенных пунктов изменяется представленность структурных компонентов образовательной установки младших школьников.

3. Существенное влияние на образовательную установку младших школьников оказывает фактор полового диморфизма.

Надежность и достоверность предпринятого исследования обеспечивается теоретико-методологической проработанностью проблемыприменением апробированных и надежных методов психологического исследования, адекватных предмету, цели и задачамвзаимодополняемостью исследовательских процедур и приемоввзаимопроверкой результатов, полученных по разным типам анкетприменением методов математической статистикирепрезентативностью выборки и возможностью проверки полученных результатовтщательной обработкой и соотнесением полученных результатов с релевантными результатами других исследований.

Апробация работы. Теоретические и экспериментальные результаты исследования апробированы в ходе обсуждения на методических семинарах и заседаниях кафедры социальной психологии Самарского государственного педагогического университета, а также в ходе выступлений с докладами на внутривузов-ских и межвузовских научных и научно-практическая конференциях (Самара, Сургут, Пенза, Оренбург, Орск). На протяжении трех лет на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» автором исследования читался спецкурс «Этническая и ментальная специфика образовательных установок младших школьников».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, содержит библиографический список из 196 наименований и 40 приложений.

Выводы по главе 2.

1. Мотивацию младших школьников, живущих в больших городах, отличает в большей мере сформированность гностического мотива личностной направленности учебной деятельности. По мере уменьшения техногенности населенного пункта в большей мере проявляются поведенческая, негативная эмоциональная составляющая мотива, социально-ролевые характеристики направленности. Для населенного пункта с промежуточным уровнем развития техногенности в большей мере присущи социально-ролевые характеристики направленности.

2. В городах с высокой техногенностью интерес формируется в самой учебной деятельности («уроки», «кружки с практической деятельностью»), для города со средней техногенностью интерес преимущественно возникает во вне-учебной деятельности («книги», «кино») или вообще не сформирован («не знаю»).

3. Анализ внешней оценки направленности интересов младших школьников также показывает, что в городах с высокой техногенностью у младших школьников на уровне тенденций формируется гностический компонент. В городах с низкой техногенностью выделяется поведенческий компонент направленности, который в большей мере имеет социальную специфику, хотя на данном этапе возрастного развития младших школьников требуется формирования прежде всего познавательной, а не ярко выраженной социальной активности. По-видимому, социальная ситуация в городах с низкой техногенностью имеет ярко выраженную специфику, что отражается на образовательной установке младших школьников.

4. Влияние этнического фактора на формирование образовательной установки выражено слабо, преимущественно на уровне тенденций.

5. Для младших школьников обоего пола характерно наличие проявления гностической составляющей, но для девочек учебная мотивация опирается на эмоционально-поведенческую составляющую, а для мальчиков преимущественно на гностическую. Анализ внешней оценки направленности интересов младших школьников показывает, что у мальчиков формируется гностический компонент. Для девочек более предпочтительны поведенческий и эмоциональный компоненты, то есть у мальчиков выявлено наличие познавательной мотивации, в то время как у девочек она находится в стадии становления.

6. Анализ результатов модификации анкеты школьников позволил выявить особенности готовности младших школьников принять социальную роль и соответствующую активность. В больших городах целевую составляющую образовательной установки образует мотив познания — «быть грамотным», для младших школьников средних по техногенности городов по сравнению с остальным существенно менее важным является личностная характеристика. «.

7. При выделении групп в соответствии с половой принадлежностью мы отмечаем, что для мальчиков целевой составляющей мотива образовательной установки является личностная субъектная характеристика «быть умным», тогда как для девочек наиболее важна ситуация внешнего оценивания.

8. Групповое самосознание младших школьников наиболее четко определяется через отрицание негативной групповой идентичности, которую выделяют преимущественно по деятельностной характеристике. Для мальчиков специфичным в характеристике группового сознания себя как школьников является совместная успешная деятельность, для девочек групповое сознание определяется через отрицание негативной идентичности.

9. В целом можно отметить, что вне зависимости от существенных отличий для некоторых групп учащихся объединяющим моментом можно считать присутствующее в формулировках неотрефлексированное присвоение установок взрослых: В ответах на вопрос «Что в характере мешает учиться?» спектр вариантов представляется следующий: «лень», «отсутствие усидчивости», «с утра тянет ко сну», «не знаю». Здесь мы не обнаружили статистически значимых различий у групп учащихся, выделенных как по техногенной, так и языковой ментальное&trade-. Для мальчиков на уровне тенденций это «отсутствие усидчивости», а для девочек «не знаю», что в целом свидетельствует о слабой рефлексии школьниками данного возраста.

10. Для учащихся больших городов существует больший выбор профессий, соответственно, уже в начальной школе учащиеся могут осознанно планировать будущий профессиональный выбор, с понижением техногенности места проживания происходит ориентация на работу или отдых сразу после школьного обучения. При выделении групп по половому признаку мальчиков существенно отличает предпочтение в будущем профессии юриста, а девочек — желание пойти работать после окончания школы.

11. С ростом техногенности населенного пункта, в случае преобладания таких личностных характеристик, как общественная активность, трудолюбие, ответственность, инициатива, организованность, любознательность, аккуратность, образовательная установка на достижение успеха возрастает. Пол младших школьников оказывает существенное влияние на образовательную установку достижения успеха: мальчики более склонны ставить реальные достижимые в учебе цели, а девочки более склонны избегать неудач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью нашей работы было выявление структуры образовательной установки младших школьников и роли мотива достижения в формировании образовательной установки младших школьников, а также определение влияния техногенности населенного пункта, этнических характеристик семей и полового диморфизма на качественные и количественные характеристики образовательной установки младших школьников.

Исследование качественных и количественных структурных особенностей образовательной установки младших школьников обнаружило в большей мере влияние техногенности города, полового диморфизма на образовательную установку младших школьников, а также незначительное влияние этнических характеристик на содержательные различия в структуре образовательной установки младших школьников.

Анализ эмпирических данных выявил как общее в количественных и качественных характеристиках образовательных установок младших школьников, так и существенные различия в зависимости от рассматриваемых нами факторов.

Мотивацию младших школьников, живущих в больших городах, отличает в большей мере сформированность гностического мотива личностной направленности учебной деятельности. По мере уменьшения техногенности населенного пункта проявляются поведенческая, негативная эмоциональная составляющая мотива, социально-ролевые характеристики направленности. Для населенного пункта с промежуточным уровнем развития техногенности в большей мере присущи социально-ролевые характеристики направленности.

В городах с высокой техногенностью интерес формируется в самой учебной деятельности («уроки», «кружки с практической деятельностью»), для города со средней техногенностью интерес преимущественно возникает во вне-учебной деятельности («книги», «кино») или вообще не сформирован («не знаю»).

Анализ внешней оценки направленности интересов младших школьников также показывает, что в городах с высокой техногенностью у младших школьников на уровне тенденций формируется гностический компонент. В городах с низкой техногенностью выделяется поведенческий компонент направленности, который в большей мере имеет социальную специфику, хотя на данном этапе возрастного развития младших школьников требуется формирование прежде всего познавательной, а не социальной активности. По-видимому, социальная ситуация в городах с низкой техногенностью имеет ярко выраженную специфику, что отражается в образовательной установке младших школьников.

Влияние этнического фактора на формирование образовательной установки выражено слабо, преимущественно на уровне тенденций. Для младших школьников обоего пола характерно проявление гностической составляющей. Для мальчиков личностный уровень развития направленности предпочтительнее. Для девочек на уровне тенденции более важна в образовательной установке ее эмоциональная и социально-прагматическая значимость. Мальчиков отличает выбор предметов с ярко выраженным гностическим содержанием и тенденции к выбору предметов с социальной поведенческой составляющей, тогда как девочек — с эмоциональным и поведенческим содержанием. То есть для девочек учебная мотивация опирается на эмоционально-поведенческую составляющую, а для мальчиков преимущественно на гностическую. Мальчиков характеризует наличие познавательной мотивации, в то время как у девочек она находится в стадии становления.

В больших городах целевую составляющую образовательной установки образует мотив познания — «быть грамотным», для младших школьников средних по техногенности городов существенно менее важным является личностная характеристика, значение которой существенно в малых населенных пунктах. При выделении групп в соответствии с половой принадлежностью мы отмечаем, что для мальчиков целевой составляющей мотива образовательной установки является личностная субъектная характеристика, тогда как для девочек наиболее важна ситуация внешнего оценивания. Групповое самосознание младших школьников наиболее четко определяется через отрицание негативной групповой идентичности, которую выделяют преимущественно по деятельностной характеристике. Для мальчиков специфичным в характеристике группового сознания себя как школьников является совместная успешная деятельность, для девочек групповое сознание определяется через отрицание негативной идентичности. В целом можно отметить, что вне зависимости от существенных отличий для некоторых групп учащихся объединяющим моментом является присутствующее в их формулировках неотрефлексированное присвоение установок взрослых.

С ростом техногенности населенного пункта, в случае преобладания таких личностных характеристик, как общественная активность, трудолюбие, ответственность, инициатива, организованность, любознательность, аккуратность, образовательная установка на достижение успеха возрастает. Пол младших школьников оказывает существенное влияние на образовательную установку достижения успеха: мальчики более склонны ставить реальные достижимые в учебе цели, а девочки более склонны избегать неудач.

Следовательно, в ходе теоретического и практического анализа подтвердились гипотеза и выдвинутые на защиту положения диссертационного исследования: образовательные установки младших школьников обусловлены ментальными характеристиками (территориальной, этнической принадлежностью) и некоторыми индивидуально-психологическими особенностями. Образовательная установка младших школьников взаимосвязана с этническими характеристиками: для учащихся башкир, русских характерно преобладание гностической специфики содержания образовательной установки, для учащихся татар, казахов содержательно преобладают поведенческий и эмоциональный компоненты.

Образовательная установка младших школьников связана с территориальной спецификой: для учащихся больших городов, имеющих признаки организованной по принципу образовательного пространства среды (Оренбург, Орск), образовательная установка отличается когнитивным компонентом (направленностью на уроки и учебную деятельность), тогда как в неорганизованных территориальных поселениях (Гай, Адамовка) преимущественно представлены эмоциональный компонент и направленность на внеучебную деятельность.

Образовательная установка связана с мотивацией достижения на успех: надежда на успех характерна для младших школьников, ориентированных на учебную деятельность, чему способствуют уроки, кружки, практическая и вне-учебная деятельность на фоне положительных эмоциональных состояний.

На образовательную установку младших школьников оказывает влияние половая принадлежность: для девочек характерна межличностная, эстетическая, внеучебная содержательная специфика, основанная на преобладании эмоционального компонента, тогда как для мальчиков — предметная специфика, основанная на преобладании гностического и поведенческого компонентов.

Полученные результаты вносят свой вклад в прояснение идей социальной психологии образования. Уточнено определение образовательной установки младших школьников, раскрыта её структурно-содержательная характеристика: рассмотрено преимущественное влияние оценочного компонента и условия формирования когнитивного и конативного компонентов, выделено влияние мотива достижения успеха на структуру и качественные характеристики образовательной установки младших школьников, описаны различные аспекты взаимосвязи социального контекста социальной ситуации развития младших школьников с качественными характеристиками их образовательной установки (этническая характеристика семьи, территориально-ментальная характеристика населенного пункта), впервые описана специфика образовательной установки младших школьников в зависимости от их половой принадлежности.

Изучение этого явления должно быть продолжено как в области социальной психологии образования, так и на стыке с педагогической психологией. В частности, к перспективным разработкам можно отнести более детальное исследование взаимосвязи структуры образовательной установки младших школьников с их Я-концепцией, особенностями статусного положения в группе и обществе, а также исследование динамики структуры образовательной установки школьников в учебном процессе и характер влияния различных типов педагогического воздействия не ее структуру.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р. Г. Природа и парадоксы национального «Я» / Р. Г. Абдулатипов. М.: Мысль, 1991.-222 с.
  2. , В. В. Социальная психология детства : развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абрашенкова. М.-Воронеж: МПСИ: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 416 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.-299 с.
  4. , А. Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов / А. Р. Аклаев // Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып. 1. -М.: Просвещение, 1990.-С. 12−38.
  5. , Г. В. Социальная психология образования / Г. В. Акопов. М.: МПСИ: Флинта, 2000. — 296 с.
  6. , Г. В. Социальная психология образования как прикладная отрасль/Г. В. Акопов//Дошкольная психология. -2001. -№. 2. С. 14−18.
  7. , Э. Г. «Этнические самосознание» или «этническая идентичность» / Э. Г. Александренков // Этнографическое обозрение. 1996. -№ 3. — С. 13−23.
  8. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М: Аспект-Пресс, 1997.-376 с.
  9. , Е. В. Социальная психология : учеб. пособие для студ. вузов / Е. В. Андриенко — под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. -264 с.
  10. Ю.Арестова, О. К. Влияние мотивации на структуру целеполагания / О. К. Арестова // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1998. — № 4. — С. 5758.
  11. П.Арутунян, Ю. В. Этносоциология: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Арутунян, JL М. Дробитева, А. А. Сусоколов. М.: Аспект-Пресс, 1998. -271 с. — (Программа «Высшее образование»).
  12. , С. А. Народы и культура: развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. -М.: Наука, 1989. 156 с.
  13. , В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  14. М.Асмолов, А. С. Деятельность и установка / А. С. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 150 с.
  15. , А. С. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии. Теоретические и методологические проблемы социальной установки / А. С. Асмолов. М.: МГУ, 1980. — 234 с.
  16. , Ю. К. Личностный фактор оптимизации обучения / Ю. К. Бабанский //Вопросы психологии. 1984. -№ 1. — С. 51−57.
  17. , Н. JI. Половозрастная идентификация : методика исследования детского самосознания / Н. JI. Белопольская. М.: Педагогика, 1995. -175 с.
  18. , Ш. Тендерная психология / Ш. Берн. СПб. Питер, 2001. — 136 с.
  19. , А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодал ев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965.- 123 с.
  20. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  21. , Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1972. — 376 с.
  22. , Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1979. — № 2, 4.
  23. , Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1987. — 213 с.
  24. , Ю. В. Этносы и этнические процессы как предмет исследования / Ю. В. Бромлей, В. И. Козлов // Этнические процессы в современном мире — отв. ред. Ю. В. Бромлей. М.-Л., 1989. — С. 5−29.
  25. , А. Истоки характера у детей. (Часть 3. Самосознание.) / А. Валлон. Вопросы психологии. — 1990. -№ 6. — С. 121−133.
  26. , И. М. К проблеме диагностики мотивации / И. М. Вартанова // Вестник МГУ. 1998. — № 2. — С. 80−87. — (Сер. 14. Психология).
  27. , М. Типы социального поведения. Нравы. Обычаи: избранные произведения / М. Вебер. М.: Просвещение, 1990. — С. 633−636.
  28. , Е. Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок / Е. Б. Весна // Мир психологии. 2001. — № 2. -С. 154−166.
  29. , JI. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. соч. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — С. 5−328.
  30. , Л. С. Кризис семи лет / JI. С. Выготский // Собр. соч. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — С. 376−385.
  31. , Л. С. Младенческий возраст / JI. С. Выготский // Собр. соч. -М.: Педагогика, 1984.--Т. 4.-С. 269−317.
  32. Выготский, JL С. Мышление и речь / JI. С. Выготский // Собр. соч. -М.: Педагогика, 1982.-Т. 2.-С. 5−361.
  33. , JI. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка / JI. С. Выготский // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 287 с.
  34. , JI. С. Раннее детство/ JI. С. Выготский // Собр. соч. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — С. 340−367.
  35. , Г. Национальные образы мира : курс лекций / Г. Гачев. М.: Академия, 1998.-432 с.
  36. , Б. С. Менталитет и образование : учеб. пособие для студ. вузов / Б. С. Гершунский. М.: ИПП, 1996. — 144 с.
  37. , О. Б. Влияние социальных условий на структуру темперамента / О. Б. Гилева, Т. В. Бочарова // Вопросы психологии. 2000. — № 4. — С. 73−76.
  38. , Э. Социальный заказ и детская судьба / Э. Гиненфельд, Л. Мумбер // Управление школой. 1999. — № 10. — С. 13−14.
  39. , Н. Диагностика готовности детей к школьному обучению : пять педагог, и психолог, заданий, определяющих основные функциональные характеристики // Начальная школа. 1995. — № 27. — С. 6.
  40. , Е. Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков / Е. Б. Гончарова // Вопросы психологии. 2000. — № 6. — С. 132−135.
  41. , О. С. Теория обучения : учебник / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. М.: Владос, 2003. — 384 с.
  42. Гуманитарное образование полиэтнического региона: проблемы, новации и оптимальные формы: материалы регионал. науч. семинара. Йошкар-Олы: Марийск. гос. ун-т, 1995. — 150 с.
  43. , Г. Г. Социально-политическая психология / Г. Г. Дили-генский. М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
  44. , А. И. Социальный контекст как фактор взаимодействия меньшинства и большинства /А. И. Донцов, М. Ю. Токарева // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 115−125.
  45. , А. И. Язык как фактор этнической идентичности / А. И. Донцов, Т. Г. Стефаненко, Ж. Т. Уталиева // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 75−86.
  46. , Jl. М. Этническое и историческое самосознание народов СССР на рубеже последнего десятилетия XX века (в конце 80-х нач. 90-х гг.) // Духовная культура и этническое самосознание. — Вып. 2. — М., 1991. — С. 65−82.
  47. , И. Г. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании больших групп населения / И. Г. Дубов // Вопросы психологии. 2000. -№ 5.-С. 87−99.
  48. , И. Феномен менталитета : «психологический анализ» / И. Дубов//Вопросы психологии. 1993. -№ 2. — С. 10−17.
  49. , И. В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И. В. Дубровина, М. И. Лисина / /Возрастные особенности психического развития детей. М.: Педагогика, 1982. — 385 с.
  50. , Т. Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях / Т. Дусарова // Развитие личности. 1999. — № 4.
  51. , С. П. Мир личности : контуры и реальность / С. П. Иванов. -М.: МПСИ: Флинта, 1999. 160 с.
  52. , Т. В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков / Т. В. Иванова // Вопросы психологии. 1998. — № 2. — С. 7182.
  53. , Н. П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни / Н. П. Ивсенкова, А. В. Ефимова и др. // Вопросы психологии. -2001.-№ 5−6.
  54. , Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. -113 с.
  55. , И. А. Национальное воспитание путь духовного обновления / И. А. Ильин // Педагогика Российского зарубежья: хрестоматия. — М.: Просвещение, 1996.
  56. , И. В. Категория поведения в теории установки / И. В. Име-дадзе. Тбилиси, 1991.
  57. , JT. Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения / Л. Б. Ительсон. Владимир: Типография Главполиграфпрома, 1972.
  58. , Д. Сельская школа : бытие и сознание / Д. Карданов // Директор школы.- 1996.-№ 6.-С. 11−18.
  59. , А. В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности / А. В. Кирьякова. JI.: ЛГУ, 1991. — С. 59.
  60. , Е. А. Профессиональный менталитет и психологическая гипотеза / Е. А. Климов // ОНС. 1995. — № 6. — С. 140−150
  61. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1978.-239 с.
  62. Кон, И. С. Социологическая психология / И. С. Кон .- М.-Воронеж: МПСИ- НПО «МОДЭК», 1999. 560 с. — (Психологи отечества).
  63. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. -М.: Политиздат, 1967.383 с.
  64. , Е. В. Этнический стереотип и межнациональные отношения / Е. В. Конева, Г. В. Балакирев // Мышление и субъективный мир. Ярославль, 1991.-С. 71−77.
  65. , М. Культура и мышление / М. Коул, С. Скрибнер. М.: Просвещение, 1977. — 264 с.
  66. , С. Ю. Первоклассники и учитель в учебном диалоге / С. Ю. Курганов // Школа диалога культур. Кемерово: Алеф, 1993. — 86 с.
  67. , И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, 3. Матейчек. -М.: Высшая школа, 1984. 274 с.
  68. , И. Л. Культура межнациональных отношений в педагогической публицистике / И. Л. Ленский // Педагогика. 1998. — № 6. -С. 112−116.
  69. , А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 126 с.
  70. , А. Н. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 158 с.
  71. , М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста / М. И. Лисина // Вопросы психологии. 1961. — №. 3. -С. 117−124.
  72. , М. И. Проблемы онтогенеза в общении / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  73. , М. И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника / М. И. Лисина // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М.: Педагогика, 1979.-452 с.
  74. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 350 с. — ил. — (Памятники психологической мысли)
  75. , О. Т. Влияние этнокультурных традиций на становление пола личности / О. Т. Лопухова // Вопросы психологии. 2001. — № 5. — С. 73.
  76. , А. К. Активизация мотивации достижения учащихся / А. К. Маркова // Детский психолог. 1996. — Вып. 12.-72 с.
  77. , А. К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л. С. Выготского / А. К. Маркова // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М.: Педагогика, 1981. — 250 с.
  78. , А. К. Пути исследования мотивации / А. К. Маркова. М.: Наука, 1980.- 115 с.
  79. , А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  80. , А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности: тексты. М.: Изд-во МГУ, 1990. — С. 108−118.
  81. , А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюш-кин. М.: МСИ, 2003. — 720 с.
  82. Ментальная механика" или «ментальная химия: новые проблемы эмпирической психологии сознания / Е. Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. М.: Наука, 1994. — С. 86−110.
  83. Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: Ин-т психологии РАН, 1998.-320 с.
  84. Ментальность россиян / под ред. И. С. Дубова. М.: Наука, 1998.297 с.
  85. , В. С. Структура личности : характер, способности, самосознание: учеб. пособие / В. С. Мерлин. Пермь: Изд-во Перм. пед. ин-та, 1990. -195 с.
  86. , С. Ю. Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка / С. Ю. Мещерякова // Возрастные особенности психического развития детей. -М.: Просвещение, 1982. 149 с.
  87. , В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 19−26.
  88. , Р. П. Диагностика стойких и временных познавательных трудностей у младших школьников / Р. П. Мильруд, А. В. Можейко // Вопросы психологии. 2001. — № 3. — С. 117−121.
  89. , JI. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Флинта: МПСИ, 1998. — 200 с.
  90. Многонациональный мир Оренбуржья / под ред. В. П. Торукало. -Оренбург: ОГПИ, 1994. 168 с.
  91. , К. X. Введение в социальную философию / К. X. Момджян. М.: Высш. шк. — 448 с.
  92. , С. Влияние меньшинства / С. Московичи, Г. Мюньи, К. А. Перес // Иностранный психолог. 1994. — Т. 2. — № 2. — С. 18−24.
  93. Мотивационная установка / Е. П. Ильин // Мотивация и мотивы. -СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  94. , А. В. Основные составляющие влияния мезофакторов на социализацию человека («Регион») / А. В. Мудрик. М.: Академия, 1999. — 216 с.
  95. , А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 1999. — 184 с.
  96. , К. Психология ответственности / Муздыбаев, К. Л., 1983.-240 с.
  97. , М. Русский язык как неродной : ситуативный подход к обучению диалоговой речи / М. Мукатова // Образование и рынок. 1998. -№ 3.-С. 35−40.
  98. , А. Б. Психологические особенности этнокультурной маргинальное&trade- / А. Б. Мулдашева // Социально-психологические исследования межнациональных отношений. М.: Просвещение, 1993. — С. 219−231.
  99. , С. В. Педагогическая культура татарского народа / С. В. Мухаметзянова, Р. А. Низамов. Казань: Заря-Тан, 1994. — 149 с.
  100. , В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. М.: Академия, 1997.-456 с.
  101. , В. С. Проблема этнического самосознания народностей Севера в контексте межэтнических отношений / В. С. Мухина // Дети на Севере: защита, выживание и развитие в условиях экстремальной среды. М.: Академия, 1996.-С. 90−91.
  102. , В. С. Этнопсихология : настоящее и будущее / В. С. Мухина // Психологический журнал. 1994. — № 3. — С. 42−49.
  103. , В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М: Изд-во МГУ, 1982. — С. 35−38.
  104. , Р. Г. Экспериментальные основы теории установки Д. Н. Узнадзе / Р. Г. Нададзе // Психологическая наука в СССР. Т. 2. — С. 286 337.
  105. , Ш. А. Установка и деятельность / Ш. А. Надирашви-ли.-Тбилиси, 1997.-361 с.
  106. , А. А. Социально-психологическая адаптация личности : (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджян. Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. — 367 с.
  107. , Р. С. Психология / Р. С. Немов. М.: Владос, 1998. — 608 с.
  108. , Р. С. Психология : пособие для учащихся 10−11 классов / Р. С. Немов. М.: Просвещение, 1995. — 239 с.
  109. , Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. М.: БЦ «Сфера», 1998. — 240 с.
  110. , Г. Личность в психологии / Г. Олпорт: пер. с англ. М: КСП+ - СПб.: Ювента, 1998. — 345 с.
  111. Особенности обучения и психического развития школьников / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1988. — 190 с.
  112. , Л. Психология личности : теория и исследования / Л. Пер-вин, О. Джон: пер. с англ. М.: Аспект-Пресс, 2000. — 607 с.
  113. , А. В. Менталитет / А. В. Петровский // Российская психологическая энциклопедия. М.: ВЛАДОС, 2001. — 597 с.
  114. , А. Менталитет личности / А. Петровский, М. Ярошев-ский // История психологии. М., 1994. — С. 416−420.
  115. , К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М: Наука, 1986.-254 с.
  116. , О. Г. Языковая ментальность способ представления мира / О. Г. Почепцов // Вопросы языкознания. 1990. -№ 6. — С. 110−122.
  117. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Творческий Центр «Сфера», 1997. 528 с.
  118. , А. С. Общепсихологическая теория установки А. С. Пранчишвили // Психологическая наука в СССР. М., 1998. — Т 2. -С. 286−337.
  119. , А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми / А. М. Прихожан // Активные методы работы школьного психолога. М.: Просвещение, 1990. — 285 с.
  120. Психологическая диагностика детей и подростков / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: АПН СССР, 1995. — 96 с.
  121. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / под ред. А. Коссаковски и др.: пер. с нем. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  122. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / под ред. С. В. Шорохова, М. И. Бобкова. М.: Наука, 1976. — 295 с.
  123. Психологическое развитие младших школьников / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. — 168 с.
  124. Психология: биографический библиографический словарь: пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. — 832 с.
  125. Психология и культура / под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003.-267 с.
  126. Психология развития: учеб. для студ. психолог, и пед. вузов / Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова и др.- под ред. Т. Д. Мар-цинковской. М.: Академия, 2001. — 352 с.
  127. , JI. Н. Что такое менталитет? / JI. Н. Пушкарев // Отечественная история. 1995. -№ 3. — С. 158−167.
  128. Развитие сельских поколений / под ред. Т. И. Заславской, И. Б. Мучника. -М.: Статистика, 1977. 145 с.
  129. Развитие установок и убеждений // Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе // под ред. Р. Коссаковски и др. -М.: Педагогика, 1981.-224 с.
  130. , Д. Я. Практическая психодиагностика / Д. Я. Райго-родский // Методики и тесты. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998.
  131. , И., Поппер П. Секреты личности / И. Раншбург, П. Поп-пер: пер с венгерского Н. М. Куренной, И. Ф. Куренного. М.: Педагогика, 1983.- 157 с.
  132. , А. А. Практическая психодиагностика личности : учеб. пособие. СПб.: Изд-во С-Петербург. ун-та, 2001. — 224 с.
  133. , А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. JI. Коломинский. СПб.: Питер, 2000. — 416 с.
  134. , А. И. Российский менталитет: к социологическому дискурсу / А. И. Редель. // Социологические исследования. 2000. — Декабрь. — № 12. -С 109−118.
  135. , В. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности / В. В. Репкин, Г. В. Репкина, Е. В. Занка // Вопросы психологии. 1995. -№ 1.-С. 13−25.
  136. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / под ред. К. А. Абдульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. -М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1997. 336 с.
  137. , С. JI. Основы общей психологии : в 2 т. / С. JI. Рубинштейн. М., 1989. — Т. 2. — 328 с.
  138. , В. Е. Социальные и ментальные тенденции современного российского общества / В. Е. Семенов. СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2005.
  139. , Г. В. Экономическая социализация детей и подростков: периодизация и результаты: по данным международного исследования / Г. В. Семья // Школ, эконом, ж-л. 1998. — № 5. — С. 25−31.
  140. , С. Н. Единое образовательное пространство малого города как фактор формирования подрастающих поколений / С. Н. Сивков // Мир психологии. 1999. — № 1. — С. 231 -244.
  141. , А. В. Направления психолого-педагогического воздействия на учебные группы / А. В. Сидоренков // Вопросы психологии. 1998. -№ 4.-С. 21−29.
  142. , П. В. Эмоциональныймозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций / П. В. Симонов. М.: Наука, 1991.
  143. , Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии : хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию / Е. Е. Соколова. М.: Наука, 1994.-395 с.
  144. , Е. Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 142 с.
  145. , Э. И. Этнопедагогическое пространство чувашской семьи. Проблемы его развития и совершенствования / Э. И. Сокольникова // Мир психологии. 1999. — № 4. — С. 233−241.
  146. , Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. М.: Академия, 1998. — 186 с.
  147. , Г. У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация / Г. У. Солдатова, JI. М. Дробитева // Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996. — С. 296 367.
  148. , В. А. Психолого-педагогическая проблема профессионального менталитета учителя / В. А. Сонин. Смоленск, 1997. — 214 с.
  149. , В. А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя / В. А. Сонин // Мир психологии. 2000. — № 2. — С. 183 191.
  150. , Б. А. Мотив и смысл / Б. А. Сосновский. М.: Просвещение, 1993. — 118 с.
  151. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Аспект-Пресс, 1999.-475 с.
  152. , Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения / Т. Г. Стефаненко // Общение и оптимизация совместной деятельности. -М.: Академия, 1987. С. 240−250.
  153. , Т. Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности / Т. Г. Стефаненко // Этническая психология и общество. М.: Старый Сад, 1997. — С. 97−104.
  154. , Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. М. Екатеринбург: ИП РАН: Академ, проект, Деловая книга, 2000. — 320 с.
  155. , Т. Г. Этнопсихология : учеб. для студ. вузов по спец. «Психология» / Т. Г. Стефаненко. М.: ИП РАН: Академ, проект, 1999. — 415 с.
  156. , В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Педагогика, 1983.
  157. , Е. В. Изучение у ребенка смысловых образований / Е. В. Субботский // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1977. — № 1. -С. 62−72.
  158. , А. А. Структурные факторы самоорганизации этноса / А. А. Сусоколов // Расы и народы. 1990. — Вып. 20. — С. 5−40.
  159. , А. В. Теоретическое и экспериментальное исследование этнической функции культуры в возникновении психических расстройств / А. В. Сухарев // Психологический журнал. 1996. — № 2. — С. 129−137.
  160. , А. В. Этнофункциональный подход к проблемам психопрофилактики и воспитания / А. В. Сухарев // Вопросы психологии. 1996. -№ 4.-С. 81−93.
  161. , А. В. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека / А. В. Сухарев // Вопросы психологии. 2002. — № 2. -С. 40.
  162. Теоретические и методологические проблемы социальной установки / под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М.: Изд-во МГУ, 1977. -205 с.
  163. , Е. Этнопсихология: межэтнические отношения / Е. Тимофеева // Развитие личности. 2000. — № 3−4.
  164. , В. П. Национально-культурная политика в регионе : опыт, проблемы, тенденции / В. П. Турукало. Оренбург, 1995.
  165. , Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2001.-416 с.
  166. , Д. Н. Теория установки / под ред. Ш. А. Надирашвили,
  167. B. К. Цаава. М.-Воронеж: ИПП -НПО «МОДЭК», 1997. — 448 с.
  168. , Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе // Психологические исследования. М.: Просвещение, 1966.
  169. , И. М. Что такое образовательная среда и как ее выявить? / И. М. Улановская II Вопросы психологии. 1998. — № 6. — С. 56−87.
  170. , Д. И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. -1998.-№ 1.-С. 3−20.
  171. , Ю. В. Социализация этноса / Ю. В. Филиппов. -Н. Новгород, 1997.
  172. Фрейд, 3. Я и ОНО: труды разных лет: в 2 т. / 3. Фрейд. Тбилиси, 1991.-Т. 2.-425 с.
  173. , X. Мотивация и деятельность : в 2 т. / X. Хекхаузен: пер. с нем. М.: Педагогика, 1986.
  174. , В. Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека / В. Ю. Хотинец // Вопросы психологии. 1998. — № 2.1. C. 60.
  175. , В. Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе / В. Ю. Хотинец / /Вопросы психологии. 1998. -№ 3.
  176. , В. Ю. Этническое самосознание / В. Ю. Хотинец. СПб.: Алетейя, 2000.-С. 31−43.
  177. , Г. Д. Понимание и усвоение знаний / Г. Д. Чистяков // Развитие творческой активности школьников — под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991.-С. 105−125.
  178. , Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения / Н. И. Чуприкова. М.: АО Столетие, 1994.-192 с.
  179. , Н. И. Социальная психология в образовании : учеб. пособие / Н. И. Шнвандрин // Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
  180. , П. Н. Современная социальная психология / П. Н. Шихи-рев. М.-Екатеринбург: ИП РАН — Деловая книга, 2000. — 448 с.
  181. , Г. Г. Введение в этническую психологию / Г. Г. Шлет. СПб.: Питер, 1996.-154 с.
  182. Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. М.: МПСИ, 1999.-343 с.
  183. Этнос / А. В. Мудрик. М.: Владос, 2001.
  184. Этносоциальные проблемы в Сибири. Вып. 2. — Новосибирск, 1997.
  185. Юнг, К. Психологические типы: пер. с нем. / К. Юнг. М.: Про-гресс-Универ. — 716 с.
  186. , В. В. Современный словарь по психологии / В. В. Юрчук. -Мн.: Элайда, 2000.-704 с.
  187. , В. И. Этносоциальные аспекты проблем образования в русской диаспоре : опыт русской общины Таджикистана / В. И. Ющин // Русская школа. М.: Академия, 1994.
  188. , В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе /В. А. Ядов//Социология жизни. 1994.-№ 1,-С. 35−52.
  189. , Ф. Г. Национально-региональный компонент образования : этнометодологический подход / Ф. Г. Яломов // Начальная школа. 2001. -№ 2.-С. 93−95.
  190. , Е. Н. Межэтнические отношения: типология социокультурных программ (на материале российско-киргизских отношений) / Е. Н. Яркова // Мир психологии. 2001. — № 1с. 219−229.
  191. Duijker, М. S. National character and national stereotypes / M. S. Dui-jker, N. M. Frijda. V. I.: Amsterdam, 1960.1. Диссертации
  192. Айгумова, 3. И. Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия: автореф. дис. канд. психолог, наук / 3. И. Айгумова. М., 1997.
  193. , JI. И. Особенности межэтнического восприятия подростками друг друга : автореф. дис. канд. психолог, наук / JI. И. Алексеева. М., 1994.
  194. Гаджимурадова, 3. М. Особенности этнического самосознания молодежи Дагестана: автореф. дис. канд. психолог, наук / 3. М. Гаджимурадова. -М., 1998.
Заполнить форму текущей работой