Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Адаптация учащихся в новых социокультурных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании выявлено, что независимо от культурной принадлежности у визитеров в ходе адаптации происходит повышение значимости одних характеристик и понижение других. Происходит расширение границ своего Я и отнесение себя к более широкой общности, что, видимо, позволяет сохранить то, что уже сформировано в ходе социализации, и найти новые перспективы для развития. Полученные данные показывают… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Межкультурная адаптация как предмет психологического исследования
    • 1. 1. Основные подходы к исследованию адаптации в психологии
    • 1. 2. Социально-психологическая адаптация: сущность и функции
    • 1. 3. Проблема анализа межкультурной адаптации
  • Глава 2. Основные феномены межкультурной адаптации
    • 2. 1. Межкультурное взаимодействие и общение как корреляты адаптации
    • 2. 2. Проблема анализа социальной идентичности личности
    • 2. 3. Трансформация идентичности в процессе адаптации
    • 2. 4. Психологические аспекты проявления толерантности к новым культурным и этническим группам
    • 2. 5. Атрибутивные барьеры межэтнических отношений
  • Глава III. Изучение особенностей межкультурной адаптации визитеров
    • 3. 1. Процедура и методы эмпирического исследования 96 ^ 3.1.1. Организация исследования
      • 3. 1. 2. Методы исследования
    • 3. 2. Результаты исследования. Анализ результатов 114 3.2.1. Идентификационные характеристики визитеров 114 3.2.2.0собенности адаптации стажеров с различной выраженностью культурного шока
    • 3. 3. Проблемы подготовки учащихся к межкультурному взаимодействию
  • ВЫВОДЫ

Адаптация учащихся в новых социокультурных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы изучения межкультурной адаптации связана с динамическими социально-психологическими процессами в изменяющемся обществе, которые происходят в нашей стране и во многих других странах в последнее время и обусловливают изменение самосознания граждан [2, 10, 30, 63, 70 и др.]. Характерным признаком новой этнополитической и социально-психологической реальности является рост профессиональных и образовательных контактов, этнических миграций, развитие туризма и других видов активности, связанных с межкультурным взаимодействием и общением.

Надо отметить, что ситуация перехода, нестабильности продуцирует определенные процессы в массовом сознании, такие как глобальная ломка, социальных стереотиповизменение системы ценностейкризис идентичности. По данным психологических и социологических исследований все больше и больше людей позитивно воспринимают направление развития общества в сторону демократии и новых экономических отношений [38, 43, 66]. Вследствие глубоких перемен общества происходят изменения в массовом сознании, в отнесении себя к определенным социальным категориям, что получило название «кризис идентичности» [10, 121 и др.]. Социальные изменения создают противоречия в самосознании как у каждого конкретного человека, так и между поколениями [10, 32].

Сегодня проблема адаптации к новой культурной и этнической среде, кризис и трансформация идентичности, различные виды социально-психологической адаптации находятся в центре внимания психологов многих стран. Среди отечественных психологов можно отметить подходы к изучению социально-психологической адаптации в условиях межкультурного взаимодействия (В.В. Гриценко, JI.M. Дробижева, JI.B. Ключникова, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко и др.), а также в условиях кризиса идентичности (H.JI. Иванова, И. А. Климов, Н. М. Лебедева, В. Н. Павленко, А. Н. Татарко и др.)

В то же время важно отметить, что в современной психологической науке процессы межкультурной адаптации слабо исследованы. Особенно это касается отечественной науки. Остаются слабо изученными вопросы влияния различных элементов культуры на процесс адаптации, изменения в структуре идентичности и ценностей под влиянием адаптационных процессов, возможности формирования толерантного отношения к представителям иных культур средствами языкового обучения, психологические аспекты развития международных контактов в условиях многоязычной среды. Эти проблемы обусловливают важность изучения процессов межкультурной адаптации и трансформации социальной идентичности в ходе изучения иностранных языков и в продуманной, научно обоснованной государственной образовательной политике.

Интерес к межкультурной адаптации мигрантов и визитеров появился в психологии около полувека тому назад, что было связанно с послевоенным бумом в обмене студентами и специалистами и миграционными процессами. Потребность в этих исследованиях значительно возросла в последние годы, поскольку миграционные процессы затронули еще большее количество людей [182]. Современная политика открытого бизнеса и образования в мировом образовательном пространстве дает возможность многим гражданам учиться и работать в зарубежных странах, а также принимать иностранных визитеров.

Россия долгое время была во многом закрыта для международных контактов, что отражалось на образе жизни людей. После перестройки создались условия для общения и деловых контактов с представителями разных стран. Этот процесс сопровождается изменением социальной идентичности, прежде всего этнической [14, 15, 16, 45, 46, 49 и др.]. Обучение и работа в других странах способствует лучшему пониманию новой культуры и новой этничности. В процессе обучения за рубежом происходит постепенное «вхождение» индивида в социокультурную среду, осознание существования различных социальных структур и собственной принадлежности к какой-либо группе, которая может быть узкой, например, референтная группа, или широкой, например, народ. В связи с этим формируется система характеристик, имеющими смысл объединения человека с другими людьми, определяющими его позицию в обществе, отношение к ценностям, нормам группы, социальную перспективу и деятельность [10].

Проблема межкультурной адаптации, как разновидности адаптации социальной, связана, прежде всего, с поиском механизмов, которые помогают индивиду соотнести настоящее и будущее, интегрировать различные влияния культуры и найти свое место в сложном динамичном мире [30, 54]. В нашей работе в качестве элемента культуры, оказывающего влияние на адаптационные процессы, рассматривается образование. Образование является феноменом культуры, который оказывает серьезное влияние на становление личности. В то же время оно само зависит от того, кто будет его реализовывать и развивать.

Изучение проблемы межкультурной адаптации проводится в контексте задач совершенствования подготовки специалистов в соответствии с приоритетами образования в демократическом, гражданском обществе, которые соответствуют современным общественным условиям. Эти условия постепенно создаются в нашей стране и требуют осознания и адаптации к ним. В свое время Э. Фромм дал достаточно полное описание целей и задач личностного развития человека в условиях демократического общества. Он считал, что демократия создает экономические, культурные, политические условия, необходимые для полноценного развития индивида как личности. В этих условиях каждый человек имеет возможность реализации своих уникальных возможностей, которые есть у каждого человека [199]. Поэтому важнейшей задачей образования в демократических условиях является уважение самобытности человека, развитие его уникальности сообразно его природе и высшим нравственным и духовным ценностям.

Тема межкультурной адаптации и трансформации социальной идентичности в последнее время становится актуальной не только в психологической науке, но и в образовании. Важным аспектом исследования адаптационных процессов визитеров является усвоение иностранных языков в ходе обучения [164]. Психологи отмечают тесную связь адаптационных процессов и языка, как элемента духовной культуры народов [65, 164]. Язык — это элемент духовной культуры общества, поэтому изучение языка приводит к пониманию норм и ценностей определенной культурной среды. Развитие образовательного туризма, совместного бизнеса, миграционные процессы стимулируют обучение за рубежом и изучение различных иностранных языков, прежде всего европейских.

В то же время растет необходимость изучения русского как иностранного для многих мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, которые не владеют русским языком в необходимой для работы или обучения мере. В российские учебные заведения стремятся мигранты разных национальностей, среди которых часто встречаются люди, не вполне освоившие русский язык. Многие школы не готовы к тому, чтобы проводить регулярную работу с этими учащимися, помочь им адаптироваться к новой социальной среде, стать полноценными членами общества. Поэтому актуальной задачей является создание условий, в которых люди, изучающие новый язык, смогли бы полнее познакомиться с новой культурой, быстрее преодолеть барьеры аккультурации и стать более толерантными к новой культурной среде. Это, в свою очередь, необходимо не только для реализации учебных, но и воспитательных задач образования.

Процесс приспособления к новой социальной и культурной среде может сопровождаться невротическими и психосоматическими расстройствами, отклоняющимся поведением, ностальгией и другими проблемами. Подобные явления в ходе адаптации получили название «культурного шока» и нашли отражение в исследованиях отечественных и зарубежных психологов [8, 15, 62, 83, 161, 180, 207, 235 и др.]. Эти исследования касаются в основном мигрантов и переселенцев, т. е. людей, которые переехали на постоянное место жительство в другую страну. Но надо отметить, что, несмотря на разную цель пребывания в новой стране у мигрантов и визитеров, исследователи отмечают много общего в адаптационных процессах той и другой групп. В частности, наблюдаются стрессы и переживания культурного шока в ходе адаптации [38, 39, 180]. Поэтому необходимо проводить психологические исследования не только мигрантов, которые приезжают на длительный срок в новую страну, но и визитеров, т. е. стажеров, учащихся, которые прибыли на обучение.

Поскольку адаптационные процессы проявляются и в условиях кратковременных контактов с новой социокультурной средой, важно знать, какие проблемы возникают в процессе адаптации визитеров и в чем заключается специфика адаптации отечественных и зарубежных визитеров. Это поможет как организации подготовки визитеров к обучению, так и оказанию своевременной помощи в адаптации иностранным студентам и стажерам, что особенно важно в сфере образования и бизнеса.

Таким образом, перед специалистами-психологами социальные изменения ставят такие цели как изучение и обоснование программ подготовки специалистов для обучения и работы в зарубежных странах, программ адаптации мигрантов к русскоязычной школе, поиска механизмов формирования позитивной этнической идентичности. Поэтому большое внимание в данном исследовании уделяется проблеме межкультурной адаптации студентов в ходе изучения иностранных языков и обучения в зарубежных вузах. Также большое внимание уделяется вопросам трансформации социальной идентичности, в которой отражаются социокультурные противоречия самосознания.

Научная новизна данной работы заключается в следующем: впервые была поставлена и исследована проблема психологических проявлений межкультурной адаптации студентов в зарубежных вузахустановлены особенности трансформации социальной идентичности в процессе адаптации.

Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем развитии научных представлений о соотношении различных показателей адаптации, о факторах, обусловливающих трансформацию социальной идентичности. В исследовании были выявлены психологические показатели и механизмы межкультурной адаптации визитеров. Было показано, какую роль играет обучение за рубежом в развитии ценностей, мотивации, а также конкретных форм поведения и механизмов общения учащихся.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного диссертационного исследования могут использоваться в работах психологов при подготовке учащихся для обучения за рубежом, а также по организации приема в школах и других учебных заведениях студентов из других стран. Они могут помочь психологам, работающим в учебных учреждениях, обеспечивать более эффективный процесс адаптации студентов из иной культурной среды в новых условиях, а также адаптации местных учащихся к новой культуре, заложенной в языке. Знания об особенностях процесса вхождения учащихся в новую этнокультурную среду могут быть полезны для подготовки учебных курсов по социальной и этнической психологии, в административной работе в образовательных центрах, а также в подготовке к работе с иностранными студентами.

Цель исследования — выявить основные особенности межкультурной адаптации визитеров — стажеров иностранных вузов и курсов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме адаптации к иной культурной среде и выделить основные показатели межкультурной адаптации.

2. Определить, как меняются основные показатели адаптации (социальная идентичность, толерантность, ценности) в ходе адаптации.

3. Разработать программу исследования процесса межкультурной адаптации студентов, выявления факторов адаптации к новой культурной среде.

4. Выделить различные уровни проявления «культурного шока» в ходе адаптации.

5. Провести сравнение изучаемых параметров по параметрам культурной и половой принадлежности (в группах российских и зарубежных стажеров, у представителей различных полов).

Объект исследования — процесс межкультурной адаптации личности.

Предмет исследования — особенности и динамика межкультурной адаптации учащихся в ходе обучения в зарубежных вузах (россиян — в других странах, иностранцев — в

России). В ходе эмпирического исследования предмет конкретизировался в изучении выраженности культурного шока и специфика его преодоленияпоказателей социальной идентичностисмысловых, мотивационных и атрибутивных характеристик личности- (жизненные ценности, потребности, мотивы, стереотипы) — показателях толерантности.

Основная гипотеза: межкультурная адаптация сопровождается изменением идентификационных, ценностно-мотивационных характеристик и протекает успешней, если человек стремиться реализовать себя в профессиональном пространстве, имеет позитивные этнические стереотипы, толерантно относится к представителям других этнических групп.

Методологическая база исследования:

При разработке проблематики данного исследования использовались следующие теоретические положения или отдельные результаты исследований:

1. Общенаучные принципы социокультурной обусловленности психических процессов и явлений (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, JI.C. Выготский, А. И. Донцов, В. П. Зинченко, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, X. Маркус, С. Китаяма, Р. Майер, С. Московичи, С. Л. Рубинштейн, Г. Триандис, Э. Фромм, Е. В. Шорохова, Э. Эриксон и др.).

2. Когнитивный и конструкционистский подходы в исследовании социальной идентичности (П. Бергер, Н. Л. Иванова, Т. Лукман, Т. Г. Стефаненко, А. Тэшфел, Дж. Тернер и др.).

3. Кросс-культурный подход и этнопсихология (К.А. Абульханова-Славская, Дж. Берри, Н. М. Лебедева, А. А. Леонтьев, В. Ф. Петренко, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко,

A.В. Сухарев, А. Н. Татарко, В. Ю. Хотинец, П. Н. Шихирев, Е. И. Шлягина и др.).

4. Исследования этнической толерантности в отечественной и зарубежной психологии (Дж. Берри, С. Бочнер, Ф. Барт, Е. В. Конева, Д. Кэмпбелл, Н. М. Лебедева, М. А. Лобас,

B.Н. Павленко, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко и др.).

5. Социально-психологические модели стратегий аккультурации мигрантов (Дж. Бэрри, С. Бочнер, В .В. Гриценко).

Методы эмпирического исследования:

В работе использовались методы кросс-культурного анализа, психодиагностического тестирования, социальнопсихологического опроса. Проводился анализ, обобщение философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, категориальный анализ парадигмы исследования в современной психологии.

Использовались психодиагностические методики исследования: методика «Двадцать утверждений» (Kuhn, McPartland) — методика «Этническая толерантность» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова), авторская методическая разработка анализа уровня выраженности культурного шокаметодика выявления стереотипных представлений о другой группе (Н.Л. Иванова) — анкета для опроса визитеров и др.

Эмпирическую базу исследования составил социально-психологический опрос визитеров, россиян в зарубежных вузах и иностранных студентов в российских учебных заведениях. Исследование проводилось в 1998 — 2003 гг. на различных выборках визитеров: иностранных визитеров на языковых курсах в Россиирусских стажеров в зарубежных вузах (университеты, колледжи, в том числе Центральный Европейский университет) и др. Всего в исследовании участвовало более 300 человек.

Математико-статистическая обработка данных. При обработке данных использовались статпакет Statistica 5.1. Применялись методики: корреляционный, факторный анализ, непараметрические критерии. Для определения значимости различий использовался непараметрический U-критерий МаннаУитни.

Положения выносимые на защиту:

1. Межкультурная адаптация сопровождается изменениями в структуре социальной идентичности. Происходит понижение актуальности одних видов идентификационных характеристик и повышение значимости других. Наблюдается повышение профессиональной, этнической и географически широкой идентичности (европеец, человек мира и т. п.) т. е. усиливается роль видов идентичности, имеющих различную консолидирующую направленность.

2. Структура идентичности имеет определенные различия у российских и иностранных стажеров, в частности, иностранные стажеры демонстрируют более выраженные показатели учебно-профессиональной, гражданской, глобальной идентичность, направленность на деятельность и общениероссийские учащиеся имеют более выраженные показатели семейной, локальной, физической идентичности.

3. Динамика идентичности имеет половые различия. В начале адаптации у юношей преобладают деятельностные характеристики, но на втором и третьем этапах начинают преобладать этническая и гражданская идентичность, в то время как у девушек усиливаются учебно-ролевые позиции.

4. Преодоление культурного шока происходит легче у визитеров, которые прошли предварительную подготовку к поездке в информационном и бытовом плане, имеют меньше негативных стереотипов о стране пребывания, у которых этническая идентичность сочетается с гражданской, глобальной и профессиональной идентичностью.

Апробация и внедрение результатов работы: Материалы и результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры психологии ЯГПУ, на конференции американского института Кеннана (Ярославль, 1996) — на международных педагогических чтениях, посвященных 175-летию со дня рождения К. Д. Ушинского «Общество, образование, человек» (Ярославль, 1999) — на семинаре «Университет и гражданское общество: опыт российско-американского сотрудничества» (Волгоград, 2001) — на конференции «Европейские ценности образования и концепция построения гражданского общества в России» (Ярославль, 2001) — на конференции «Роль высшего образования в развитии межэтнической толерантности» (19−21 декабря 2001 г.) — на конференции программы

Фулбрайт «Университетский преподаватель в мультиверсуме культуры» (Москва-Ярославль, 19−20 апреля 2002) — на международной конференции «Пути развития образования в XXI век» (Йошкар-Ола. 2002) — на конференции «Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества в России» (Ярославль, 2003).

По теме диссертационного исследования опубликовано 8 печатных работ.

Внедрение результатов осуществлялось на базе Международного образовательного центра «Ин-Ти-Си», школы-колледжа «МУБиНТ», учебно-оздоровительного лагеря «Искра», средних школ г. Ярославля №№ 4, 42, 84.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа с 1997 по 2003 гг.

На первом этапе (1997 — 1998) осуществлялось накопление информации по проблеме социально-психологической адаптации, проводился анализ литературы, осуществлялось первичное наблюдение, формировалась стратегия исследования.

На втором этапе (1998 — 2001) проводился отбор практического материала, были разработаны гипотеза, цели и задачи исследования, проводился анализ показателей межкультурной адаптации в ходе зарубежных стажировок, начался сбор эмпирического материала.

На третьем этапе (2002 — 2003) проводился сбор данных, анализировались и обобщались результаты, а также завершалось литературное оформление диссертации и внедрение результатов.

Выводы

1. Процесс адаптации к новым социокультурным условиям сопровождается изменениями в структуре социальной идентичности. Наибольшие изменения касаются личностной, социально-ролевой, семейной, этнической, гражданской и глобальной видов социальной идентичности.

2. В ходе адаптации наблюдается усиление тех видов идентичности, которые имеют различную консолидирующую направленность. В частности, у многих визитеров усиление этнической и локальной идентичности сопровождается осознанием своей причастности к более широкому сообществу, что выражается в глобальной, деловой и социально-ролевой идентичности. Наряду с ростом осознанной определенности происходит расширение границ Я путем самоопределения в более широкой общности, что, видимо, позволяет найти новые перспективы для развития в новых условиях.

3. Выявлено, что у всех визитеров, независимо от культурной принадлежности, наблюдается невнимание к своим физическим данным, здоровью, материальному положениюнизкая религиозная идентичность. Низкий уровень физического Я и материального Я, что может свидетельствовать о слабости субъективного отражения своих физических и материальных возможностей. Видимо, визитеры — это преимущественно люди, которые достаточно нейтральны в отношении к религиозной культуре, здоровью, материальному положению.

4. Выявлены половые различия динамика идентичности, что позволяет говорить о различиях в переживании юношами и девушками кризиса идентичности и культурного шока. На всех этапах адаптации у юношей преобладает деятельностное Я, но на втором и третьем этапах — стойко преобладают этническая и гражданская идентичность. Эти данные полезны для учета половых различий в подготовке юношей и девушек к поездке.

5. Динамика идентичности российских и зарубежных стажеров в ходе адаптации имеет некоторые различия. Российские стажеры демонстрируют большую выраженность идентичности с близким окружением (друзья, семья), этнической, поло-ролевой, локальной идентичности. У зарубежных стажеров наблюдается более высокий уровень показателей, связанных со своими физическими данными, переживаемое состояние в данный момент, восприятие себя собственником и самооценка способности к деятельности.

6. Практически все визитеры переживают кризис аккультурации, но он преодолевается легче у тех, у кого более выражены позитивные и нейтральные стереотипов о людях из страны пребывания, имеется предварительная подготовка к поездке в информационном и бытовом плане, в структуре самосознания выражены этническая идентичность в сочетании с гражданской, глобальной и профессиональной идентичностью.

7. Иностранные стажеры в целом легче адаптируются в новых социальных условиях. Среди них больше тех, кто в минимальной степени ощущает проявления культурного шока и больше, тех, кто имеет слабую выраженность этого явления.

8. Практическая направленность исследования заключается в оптимизации процесса работы с визитерами, подготовки наших студентов к обучению за рубежом, обучении преподавателей языковых курсов к принятию зарубежных визитеров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что изучение особенностей межкультурной адаптации визитеров актуально в современных социально-экономических условиях. В последние десятилетия во многих странах отмечается усиление мобильности молодежи для получения образования и работы за рубежом. Любое пребывание в новой стране может сопровождаться проблемами в адаптации, связанными с трудностями взаимодействия и поведения в новой культурной среде. Это требует понимания психологических закономерностей адаптации, а также факторов, которые могут положительно или отрицательно повлиять на результаты этого процесса.

В исследовании выявлено, что независимо от культурной принадлежности у визитеров в ходе адаптации происходит повышение значимости одних характеристик и понижение других. Происходит расширение границ своего Я и отнесение себя к более широкой общности, что, видимо, позволяет сохранить то, что уже сформировано в ходе социализации, и найти новые перспективы для развития. Полученные данные показывают, что процесс адаптации проходит по-разному у юношей и у девушек, они по-разному переживают кризис идентичности и культурный шок. Феномен культурного шока имеет сложную природу, он связан со многими особенностями личности и проявляется по-разному у людей в зависимости от многих факторов. Было выявлено, что успешное вхождение в новую культурную и профессиональную среду связано с обретением профессионально-деловой идентичности, осознанием своих способностей в деятельности и общении, обретением профессиональных, социальных и материальных перспектив, нейтральными и позитивными стереотипами, автономностью, самоуважением и опытом межкультурного взаимодействия.

Выявленные особенности адаптации в нашей работе имеют научную и теоретическую значимость и могут служить основой для дальнейших социально-психологических исследований в этом направлении. Кроме того, настоящее исследование имеет большое практическое значение, поскольку оно может оказать большую помощь специалистам по работе с молодежью, педагогам, руководителям учебных заведений в решении новых для них проблем приема иностранных стажеров и подготовки отечественной молодежи для поездок за рубеж.

В заключение отметим, что проведенное нами исследование является начальным этапом в изучении специфики адаптации к новой культурной среде. В дальнейшем мы намерены провести анализ влияния межкультурного взаимодействия на процесс приспособления визитеров к новой культурной среде.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Национальные отношения и политика общественного согласия // Этнополитический вестник, 1995, № 2, с. 15−35.
  2. Абульханова-Славская К. А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет. М., 1997. С. 7−38.
  3. Н.А. Адаптация и резервы организма. М., 1990.
  4. B.C., Толмасова А. К. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации / Психология самосознания. Самара, 2000. С. 624−641.
  5. С.Г. Возникновение, развитие и основные сферы использования понятия «адаптация». Ереван, 1984.
  6. Актуальные проблемы этнической психологии. Тверь, 1992.
  7. Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. 1996, № 3, с. 13−23.
  8. А.Г., Тихоненко А. А., Бергельсон J1.A. Социально-психологическая адаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии, 1981, № 4, с. 91−102.
  9. .Г. Человек как предмет познания. JL, 1968.
  10. Г. М. Психология социального познания, М., 2000.
  11. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская JI.A. Современная социальная психология на Западе. М., 2001.
  12. Г. М., Хелкама К., Дубовская Е. М., Стефаненко Т. Г., Тихомандрицкая О. А. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997, № 4, с. 31−41.
  13. Г. М., Шевелева А. Ю. К вопросу о проблеме группы в социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14 Психология. № 1. 1998. С. 41 47.
  14. И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1998.
  15. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994, № 1, с. 3−18.
  16. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология: учебное пособие для вузов. М., 1998.
  17. А.Г. Век толерантности. М., 2000.
  18. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М-Воронеж, 1996.
  19. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., 1979.
  20. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, 1989, № 1, с. 17−24.
  21. Е.П. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопределенности // Трансформации идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 30 54.
  22. Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М-Воронеж, 2000.
  23. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2001.
  24. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
  25. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
  26. А.А. Личность и общение. М., 1995.
  27. Ю.В. Основы этнической психологии. СПб., 1991.
  28. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  29. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.
  30. А.В. Ментальность российская и региональная (провинциальная) // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С. 38 44.
  31. А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал, 1996, № 6, с. 30−38.
  32. Р. Место беспорядка: Критика теорий социального изменения. М., 1998.
  33. Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 1. С.56−62.
  34. Н.Г. Психологические аспекты ситуаций межнационального взаимодействия. Дисс.. канд. психол. наук. Ярославль, 1999.
  35. Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал, 1995, т. 16, № 5, с. 104−115.
  36. Введение в этническую психологию // Под ред. Платонова Ю.П.СПб., 1995.
  37. АЛ., Десятникова Ю. М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям // Вопросы психологии, 1995, № 1, с. 5461.
  38. Е.В. Адаптация к новым социальным и культурным условиям в России. СПб., 1994.
  39. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. СПб., 1994.
  40. Н.Г. Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в общественном быту // Кавказский этнографический сборник, IX. М., 1989.
  41. В.Г. Человек в экстремальных условиях внешней среды. М., 1992.
  42. Вопросы психической адаптации человека. М., 1974.
  43. В., Освальд И. Введение. Постсоветские этничности И Конструирование этничности. СПб., 1998.С.6 36.
  44. JI.C. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1−4. М., 1981−1984.
  45. Вынужденные мигранты и государство // Отв. ред. Тишков В .А. М., 1998.
  46. .А., Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал, 1996. № 5. С. 69−75.
  47. О.С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности. М., 1989. С. 67 89.
  48. С.А. Особенности адаптации студентов ВУЗов в процессе обучения // Социологические исследования, 1994, № 3, с. 131−135.
  49. Н.М. К проблеме этнопсихологической адаптации // Социологические исследования, 1995, № 11, с. 63−67.
  50. А.Б. Эволюция адаптаций: историко-методологическое исследование. Л., 1989.
  51. К. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальное&trade-: Хрестоматия. М., 1995.
  52. П.И., Павленко В. Н. Идентичность: Философский и психологический анализ. Киев, 1999.
  53. Е.И., Кроник А. А. Конструктивные функции психологии//Психологический журнал. 1989. Т.10. № 6. С.24−33.
  54. Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования, 1995, № 8, с. 13−16.
  55. В.В. Стремление к самоактуализации как важнейший фактор успешности адаптации вынужденных переселенцев. М., 2002.
  56. В.В. Эмоциональное состояние русских вынужденных мигрантов // Психологический журнал, т.21, № 4, 2000.
  57. Т. С. Коростелов А.Д. Этнокультурные ценности и ориентации в республиках Российской Федерации: сходства и различия // Суверенитет и этническое самосознание: идеологи я и практика. М., 1995, с. 143−171
  58. Л. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
  59. А.Ф. Социально психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография, 1977, № 3. с. 3−13.
  60. Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения // Вопросы психологии, 1995, № 5, с. 18−25.
  61. У. Психология. М., 1991.
  62. Л.Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы их формирования // Психологический журнал, № 3, 1996, с. 137 149.
  63. Г. Г. Реформы и общественная психология // Журнал Власть, 1998, № 5. С. 8 17.
  64. Т.Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека. М., 1976.
  65. А.И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 75−86.
  66. Л.М., Аклаев А.Р, Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М., 1996.
  67. Л.М., Сусоколов А. А. Межэтнические отношения и культурные процессы (по материалам этносоциологических исследований в СССР) // Советская этнография, 1981, № 3, с.11−12.
  68. О.Н., Мытиль А. В. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования, 1995, № 6, с. 110−120.
  69. .С. Этническое, национальное, цивилизованное в пространстве Евразии // Цивилизации и культуры. 1995, Вып.2, с. 81−104.
  70. АЛ. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психологический журнал. Том 19. № 3, 1998 С. 3−17.
  71. М.В. Идентичность человека. Ростов-на-Дону, 1999.
  72. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15 36.
  73. В.В. Правда и ложь в российском самосознании / Российский менталитет. М., 1997. С. 131−144.
  74. О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности // Психологический журнал, 1995, № 4, с. 75−82.
  75. Н.Л. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов / Идентичность и толерантность. М., 2002. С. 134−152.
  76. Н.Л. Исследование этнических и профессиональных стереотипов у студентов педагогических вузов // Роль высшегообразования в развитии межэтнической толерантности. Ярославль, 2002.
  77. H.JI. Социальная идентичность и проблемы образования.: Монография. Ярославль, 2001.
  78. H.JI. Психологическая структура социальной идентичности. Дисс. д-ра психол. наук. Ярославль. 2003.
  79. H.JI. Социальная идентичность: структура и трансформаци. Ярославль, 2004.
  80. H.JI., Мнацаканян И. А. Проблемы высшего образования в европейском образовательном пространстве // Педагогический вестник. Ярославль. 2001, № 3 (28), с. 48−53.
  81. H.JI., Мнацаканян И. А. В поликультурном мире // Высшее образование. 2003. № 1. С. 145−163.
  82. H.JI., Конева Е. В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. Ярославль, 2003.
  83. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, 1984, № 4, с. 88−95.
  84. И. Цивилизация и адаптация. М., 1984.
  85. Е. Адаптация и развитие: выбор психотерапевтической стратегии // Психологический журнал, № 1, 1995.
  86. А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ, 1997, с. 54−88.
  87. Н. От маргинальности до интеграции: стратегия аккультурации в различных группах национальных меньшинств Литвы // Этническая психология и общество: Сб. статей. М., 1997, с. 271−288.
  88. К. Русский национальный характер. М., 1995.
  89. ЮЛ. Проблема ситуационной и трансверсальной идентичности личности как агента (объекта) социальных отношений // Психология самосознания. Самара, 2000. с. 613 623.
  90. М.М. Психологические основы решения педагогической проблемной ситуации. Ярославль, 1991.
  91. С.М., Опарина Т. А. Методические рекомендации по повышению адаптированности старшеклассников. Ярославль, 1997.
  92. И.Ю., Смирнова А. Г. Формирование идентичности в российской провинции. М., 2001.
  93. И.А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности // Трансформация идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 54 82.
  94. С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80−90 годы) // Социологические исследования. 1995. № 1. С. 59−72.
  95. Н.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога (ценностно-рефлексивный подход). Дисс. д-ра психол. наук. Ярославль, 2000.
  96. JI.В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия в новых социальных условиях // Современная психология: состояние и перспективы исследования. М., 2002. С. 233 249.
  97. .М. Стресс и адаптация. М., 1980.
  98. В.И. О понятии этнической общности // Советская этнография, 1967, № 2, с. 100−111.
  99. В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография, 1974, № 2, с. 24−38.
  100. М. Развитие национального самосознания у современных русских студентов // Журнал прикладной психологии, 2000, № 4, с. 54−59.
  101. Я.Л. Психология взаимоотношений в малой группе: общие и возрастные особенности. Учебное пособие для Вузов. Минск, 2000.
  102. М.С., Горшков В. Ю. Жизненные ценности учителей общеобразовательных школ // Европейские ценности образования и концепция построения гражданского общества в России. Ярославль, 2001. С. 43 54.
  103. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.
  104. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971, с. 122−158.
  105. В.Т., Донской В. И. Общая психотерапия М., 1993.
  106. Е.В., Лобас М. А. Социально-психологические особенности миграционных процессов на примере русскоязычной школы // Проблемы общей и прикладной психологии: сб. статей. Научно-практическая конференция выпускников «Содружество». Ярославль, 2001.
  107. Корнилов А. Ш Саморегуляция человека в условиях социального перелома // Вопросы психологии, 1995, № 5, с. 6978.
  108. М., Скрибнер С. Культура и Мышление. М., 1977.
  109. X., Хансен Л. Ф. Северный Кавказ. М., 1997.
  110. Е.В. Восприятие конфликта как индикатор межэтнической напряжённости (на примере Северной Осетии) // Социальные исследования, 1996, № 9, с. 116−121.
  111. Е.П., Тагирова Р. А. Преодоление проблемно-конфликтных ситуаций в различных социально-этнических условиях // Психологический журнал, 1999, № 6, с. 36−43.
  112. В.Г., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. М., 1996.1131 Кузнецов А. И. О соотношении понятий «общество» и «этническая общность» // Советская этнография. 1989, № 4, с. 19−31.
  113. П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.
  114. В.Н., Сушков И. Р., Ципцюк В. Г. Социально-психологический аспект межнациональных отношений // Психологический журнал, 1991, т. 12, № 1, с. 31−40.
  115. Г. У. Методы исследования этнических стереотипов // Психологический журнал., 1986, т.7, № 2, с. 41−50.
  116. Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования. 1997. № 3. С. 14−36.
  117. В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
  118. Н.М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество. М., 1997, с.104−115.
  119. Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М., 1998.
  120. Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал, 1999, т.20, № 3, с. 48−58.
  121. Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.
  122. Н.М., Татарко А. Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России. Психологический журнал. Т.24 5, 2003 стр. 31−44.
  123. Н.М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г., Мартынова М. Ю. Межкультурный диалог. Тренинг этнокультурной компетентности. М., 2003.
  124. Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
  125. В.П., Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен обыденного сознания в ситуации социоэтнических изменений // Этническая психология и общество. М., 1997, с. 164−173.
  126. В.П., Мин Л.В. Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана // Психологический журнал, 1996, № 6, с. 72−81
  127. В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии, № 11, 1997, с. 46−54.
  128. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 15−27
  129. М.А. Адаптация мигрантов к русскоязычной школе. Дисс. Канд. психол. наук. Ярославль. 2001.
  130. С. Метаморфозы традиционного сознания. СпБ., 1994.
  131. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал, 2001, т.22, № 1, с. 16−24.
  132. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М., 1988.
  133. Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах. М., 1996.
  134. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988, с. 110−359.
  135. А.Б. Психические особенности этнокультурной маргинализации // Социально психологические исследования межнациональных отношений. М., 1993, с. 219−231.
  136. А.А. Личность, групповая социализация и психическая адаптация. Ереван, 1986.
  137. А.А. Социально-психическая адаптация личности: (Формирование, механизмы и стратегии). Ереван, 1988.
  138. Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество. М., 1997, с. 76−88.
  139. Р.С. Общие основы психологии. Книга 1. MJ, 1994.
  140. Н.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе. Дисс. д-ра психол. наук. Ярославль, 2001.
  141. В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998.
  142. Новые славянские диаспоры / Отв. ред. Мартынова М. Ю. М., 1996.
  143. В.Н., Корж Н. Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. Т. 19,1998. № 1. С. 75 89.
  144. В.Н., Таглин С. А. Введение в этническую психологию: Учебное пособие. Харьков, 1992.
  145. Ю.В. Этничность в структуре самосознания личности юноши призывника. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Казань, 2000.
  146. .Д. Общественное настроение. М., 1966.
  147. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
  148. Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
  149. А.В. Общая психология. М., 1986.
  150. В.А. Феномен субъективности в психологии личности: Дис. д-ра психол наук. М., 1993.
  151. . Избранные психологические труды. М., 1969.
  152. В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология. М., 1994, с. 5−14.
  153. Ю.П. Социальная психология этнического взаимодействия / Введение в этническую психологию. СПб., 1995. С. 134−143.
  154. .Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973.
  155. Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень № 2. М., 2001.
  156. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сост. Ю. В. Чернявская. М., 1998.
  157. Психология. Словарь / Под общей ред. И. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. К., 1990.
  158. А.П. Социальная адаптация и ответственность личности. Томск, 1985.
  159. Русские нового зарубежья: Итоги этносоциологического исследования в цифрах. М., 1996.
  160. С.Б. Этнопсихологические факторы развития стрессоустойчивости личности (на этническом материале учителей бурятской национальности). Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Новосибирск, 1999.
  161. Н.А. Некоторые методологические проблемы социальной адаптации личности. Владивосток, 1979.
  162. Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
  163. М., Макки У. Ф. Образование и Двуязычие. Зарубежная школа и педагогика. М., 1990.
  164. З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996.
  165. З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.
  166. Р.Х. От национального самосознания к гражданскому действию // Массовое сознание и массовые действия. М., 1994, с. 68−79.
  167. Н.Г. Этничность: социологическая перспектива // Социальные исследования, 1999, № 1, с. 21−31.
  168. В.М. Формирование жизненных планов детей в условиях резких социальных изменений // Психологический журнал, 1995, № 2, с. 60−70.
  169. И.А. К проблеме изучения этнического сознания у детей и юношей // Советская этнография. 1982. № 1. С. 80 88.
  170. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
  171. Г. У. Шайгерова JI.A. Кризис идентичности у вынужденных мигрантов их Афганистана // Мигранты из дальнего зарубежья. М., 2000, с. 17−22.
  172. Г. У. Шайгерова Л.А., Шлягина Е. И. Нарушения этнической идентификации у русских мигрантов // Социологический журнал, 1995, № 3, с. 144−150.
  173. В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации // Психологический журнал, 1997, № 1, с. 50−60.
  174. Г. В. К исследованию этнопсихологии городских жителей//Советская этнография, 1976, № 3, с. 45−56.
  175. Г. В. О предметной области этнопсихологии // Советская этнография, 1983, № 3, с. 78−85.
  176. Г. В. Этническая группа в современном советском городе. Л., 1987, с. 10−152.
  177. Е.Н. Межрегиональные столкновения и терроризм с позиций конфликтологического подхода // Массовое сознание и массовые действия. М., 1994, с. 88−104.
  178. Т.Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках // Трансформация идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 11−30.
  179. Т.Г. Социальная психология этнической идентичности. Диссд-ра псих. наук. М., МГУ, 1999 (а).
  180. Т.Г. Этнопсихология. М., 1999 (б)
  181. Т. Г. Шлягина Е.И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993.
  182. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  183. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1997.
  184. Э.В. Маргинальный человек: Исследование личности и культурного конфликта // Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979. С. 90 112.
  185. А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса// Расы и народы. Вып. 20. М., 1990.
  186. А.В. Этническая функция культуры и психические расстройства// Психологический журнал, 1996, № 2, с. 129−137.
  187. А.В., Степанов И. Л., Струкова А. Н., Луговский С. С., Халдеева Н. И. Этнофункциональный подход к психологическим показателям адаптации человека // Психологический журнал. 1997, № 6, с. 64−75.
  188. Г. Т. Этнология. М., 1998.
  189. А.Н. Взаимосвязь этнической идентичности и психологических стратегий межкультурного взаимодействия. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2004.
  190. В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
  191. Ф.С., Зарипов А. Я. Грани этнической идентификации// Социальные исследования, 1997, № 8, с. 40−49.
  192. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.490.
  193. Философские проблемы теории адаптации. М., 1975.
  194. Философский словарь. М., 1987.
  195. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси, 1991.
  196. Фрейнкман-Хрусталёва Н.С., Новиков А. И. Эмиграция и эмигранты: История и психология. СпБ., 1995.
  197. С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений. М., 1997.
  198. Э. Бегство от свободы. М., 1990.
  199. М.В. Структура и динамика этнических диспозиций в подростковом возрасте: Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ярославль, 1995.
  200. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии, 1994, № 10, с. 112−123.
  201. О. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире // Философские науки, № 12, 1991, с. 16−28.
  202. В.Ю. Исследование различных форм выражения этнического самосознания у студентов удмуртов // Психологический журнал, 1997, т.1, № 4, с. 36−42.
  203. В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.
  204. Н.С. Психология эмиграции: социально-психологические и личностные проблемы // Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук. СПб., 1996.
  205. Ю.П. Как быстро человек может измениться: некоторые аспекты, связанные с временем, творчеством и властью // Психологический журнал, 1991, т. 12, № 4, с. 41−49.
  206. Г. П. Фрустрирующие факторы в современной социокультурной ситуации // Социально-психологические проблемы человека в современной социокультурной ситуации: материалы научной конференции. СПб., 1994, с. 50−51.
  207. А. А. Развитие идентификационной структуры в Северо-Кавказском периферийном поясе // Демократическое развитие регионов как условие построения гражданского общества в Российской Федерации. Владикавказ, 1998. С.11−13.
  208. К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография. 1972, № 3. с. 73−85.
  209. М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социальные исследования, 1995, № 9.
  210. Шайгерова J1.A. Кризис идентичности в ситуации вынужденной миграции // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень № 2. М., 2001. с. 75−85.
  211. Г. В. Общность происхождения признаки этнической общности//Советская этнография, 1968,№ 4.С.65−74.
  212. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.
  213. П.Н. Современная социальная психология. М., 2000.
  214. Е.И., Данзаева Э. У. Зависимость актуального этнопсихологического статуса личности от ее характерологических черт // Этническая психология и общество. М., 1997. С. 347−355.
  215. Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996.
  216. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  217. Этническая психология и общество. М., 1997.
  218. Этническая экология: теория и практика. М., 1991.
  219. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.
  220. Этнопсихологический словарь. М., 1999.
  221. Этносоциальные проблемы сельских миграций. М., 1990.
  222. Этносы и этнические процессы. М., 1993.
  223. В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования идентичности личности.// Психология самосознания. Самара. 2000. С. 589 602.
  224. Abrams D., Hogg М.A. An introduction to the social identity approach / Social identity theory. NY, 1990. C. 1−10.297 p.
  225. Abrams D., Hogg M.A. Comments on the motivational status of self- esteem in social identity and intergroup discrimination // European Journal of Social Psychology. 1988. 18. Pp. 317- 334.
  226. Aklaev A. Causes, Prevention of ethnic Conflict // Overview of Post-soviet Russian-Languege Literature. M., 1995.
  227. Anderson S.M., Klatzky R.L. Traits and social stereotypes: level of categorization in person perception // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. 53. Pp. 235−46.
  228. Augoustinos M., Walker I. Social cognition. London-New Delhi, 1995.
  229. Barth F. Enduring and Emerging Issues in the Analysis of Ethnicity // The Anthropology of Ethnicity / Beyond «Ethnic Groups and Boundaries». Amsterdam, 1994.
  230. Barth F. Introduction // Ethnic Groups and Boundaries: The Social Organization of Culture Difference. Oslo-Bergen-Tromso, 1969.
  231. Bauman Z., Identity Then, Now, what For? // Polish sociological review. 1998.3(123). Pp. 206−216.
  232. Baumeister R.F. Identity: Cultural change and the struggle for self. NY, 1986.
  233. Benedict M., On Cyberspace and virtual reality // Man and Information technology, Stockholm, IVA.1995.
  234. Berry J.W. Psychology of acculturation. // J. Berman (Ed.) Cross-Cultural Perspectives / Lincoln, 1990.
  235. Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-Cultural psychology: Research and Applications. Cambridge, 1992.
  236. Billing M. Social representation, objectification and anchoring: A theoretical analysis / Social behavior. 1985. 3: 1−16.
  237. Bochhner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in contact. Oxford, 1982. P. 5−44.
  238. Bourhis R.Y., Sachadev I. Language and social identification Richard Y. / Social Identity Theory. Constructive and Critical Advances. NY, 1990.
  239. Brewer M., Campbell D.T. Ethnocentrism and intergroup attitudes: East African evidence. NY, 1976.
  240. Brewer M., Schneider S., Social identity and social dilemmas: A double-edged sword / Social Identity Theory. Constructive and Critical Advances. NY, 1990. Pp. 169 185.
  241. Brown R., Social psychology. NY, 1986.
  242. Bruner J. S., Social psychology and perception / Reading in social psychology. NY, 1958. Pp. 85−94.
  243. Campbell D. T. Stereotypes and the perception! of group differences // American Psychologist. 1967.22. Pp. 817−29.
  244. Carlson R: Where is the persona in personality research? / Psychological Bull. 1971. V.75. Pp. 607−649.
  245. Catastrophic stress and factors affecting its consequences among Southeast Asian refugees // Soc. Sci. & Med., 28: 183−194. 1989.
  246. Chandler M. Surviving time: The persistence of identity in this culture and that. // Culture and Psychology. 1998. Pp. 209−231
  247. Chante L. Categorical race versus individuality belief as determinants of discrimination // Experimental Social Psychology. 1996. Vol. 32. Pp. 129−140.
  248. Clark K.B., Clark M. P. Racial identification and preference in Negro children. / Readings in social psychology. NY, 1947. 169−178.
  249. Condor S. Social stereotypes and social identity / Social Identity Theory. Constructive and Critical Advances. NY, 1990.
  250. Deschamps J. C., Devos T. Regarding the relationship between social identity and personal identity / Social Identity (International Perspectives). London New Delhi, 1998. Pp. 1−13.
  251. Deschamps J.C. Effect of crossing category membership on quantitative judgement // European Journal of Social Psychology. 1977. 7. Pp. 122−126.
  252. Deschamps J.C. The social psychology of intergroup relations and categorical identification / The social dimension (be Tajfel H. Ed.). Cambridge, 1984. Vol. 2. Pp. 541−559.
  253. Doise W. Social Representations in Personal Identity / Social Identity (international perspectives) London- New Delhi, 1998. Pp. 13−24.
  254. Ellemers N. The influence of socio-cultural variables on identity management strategy // European Review of Social Psychology. 1993. 4. Pp. 27−57.
  255. Ellemers N., Mlicki P.P. Being different or being better? National stereotypes and identifications of Polish and Dutch students // European Journal of Social Psychology. 1996. Vol. 26. Pp. 97−114.
  256. Ellemers N., Van Knippenberg A. Stereotyping in social context. / In Spears., Oakes P.J., Ellemers N., Haslam S.A. (Eds) The social psychology of stereotyping and group life. Oxford, 1997. Pp. 208 -235.
  257. Ellemers N., Van Rijswijk W., Bruins J., De Gilder D. Group commitment as a moderator of attributional and behavioural responses to power use // European Journal of Social Psychology. 1998. 28. Pp. 555−573.
  258. Erikson E.H. Identity Youth and Crisis. NY, 1968.
  259. Festinger L.A. A Theory of Cognitive Dissonance. Stanford, CA, 1957.
  260. Fiske S.T., Taylor S.E. Social cognition. NY, 1991.
  261. Furnham A., Bochner S. Culture Shock: Psychological reactions to unfamiliar environments, L., N.Y., 1986.
  262. Gockowski J., Identity and Adaptation // Polish Sociological Review. 1998.2 (22). Pp. 133 149.
  263. Greenwood J. D. Realism, Identity and Emotion: Reclaiming Social psychology. Great Britain. Wiltshire, 1994.
  264. Hall S. The question of cultural identity / J.V. Deth, E. Scarbrough. The Impact of Values. Oxford: Oxford Univ. Press, 1995. Pp. 119−125.
  265. Hamilton D. L. A cognitive-attributional analysis of stereotyping / Advances in experimental social psychology. NY, 1989. Vol. 12. Pp. 53−81.
  266. Hamilton D. L., Sherman S.J., Ruvolo C.M. Stereotype-based expectancies: Effect on information processing and social behavior // Journal of Social Issues. 1990.46. Pp. 35−60.
  267. Harre R. Social Being. Oxford, 1979.
  268. Hinkle S., Brown R. J. Intergroup comparisons and social identity: Some links and lacunae / Social identity theory: Constructive and critical advances. Hemel Hempstead, 1990. Pp. 48−71.
  269. Hofstede G. National cultures revisited // Behavior Science Research. 1983.18. Pp. 285−305.
  270. Hogg M., Abrams D. Social motivation, self-esteem and social identity / Social identity theory: Constructive and critical advances. Hemel hempstead: harvester Wheatsheaf, 1990. Pp. 28−47.
  271. Hogg M.F., Abrams D. Social identifications: A social psychology of intergroup relations and group processes. London, 1988.
  272. Honess Т., Yardley K., Self and Social structure: An Introductory Review /Self and Identity: Psychosocial Perspectives. NY -Toronto, 1987.
  273. Judd C.M., Park B. Definition and assessment of accuracy in social stereotypes //Psychological Review. 1993. 100. Pp. 109−128.
  274. Kelly C., Group identification, intergroup perceptions and collective action // European Review of Social Psychology. 1993. 4. Pp. 59−83.
  275. Kloskowska A. The Response of national Cultures to Globalization and Its Effect on Individual Identity// Polish Sociological Review. 1998. 1(21). Pp. 3−19.
  276. Kluckhohn C. Values and value orientations in the theory of action// Toward a General Theory of Action. Cambridge, 1951.
  277. Kuhn M.N., McPartland T. S. An empirical investigation of self-attitudes//Sociological Review. 1954. 19. Pp. 68−76.
  278. Marcia J.E. Identity in adolescence // Handbook of adolescent psychology. NY., 1980.
  279. Markus H., Kitayama S. Culture and the self: implications for cognition, emotion and motivation // Psychological Review. 1991. Vol. 98 (2). Pp. 224−253.
  280. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1954.
  281. McCall G., Simmons J. Identities and Interactions. NY, 1978.
  282. Moscovici S. The Phenomenon of Social Representations // Social Representations. Cambridge Paris, 1984.
  283. Moya M. Social Identity and Interpersonal Relationship / Social Identity (International Perspectives) London- New Delhi, 1998. Pp. 154−210.
  284. Notions of Nationalism / S. Perival. Budapest: Central European Univ. Press, 1995.
  285. Oakes P.J., Haslam S.A., Turner J.C. Stereotyping and social reality. Oxford, 1994.
  286. Oyserman D., Markus H.R. The social self / Psychological perspectives on the self. NY., 1993. Pp. 187−213.
  287. Roccas S., Brewer M. Social Identity Complexity // Personality and Social Psychology Review. 2002. Vol.6. No. 2. Pp. 88−106.
  288. Salazar J.M., Social identity and national identity / Social Identity: International Perspectives. London, 1998.
  289. Salazar J.M., Social identity and national identity / Social Identity: International Perspectives. London, 1998.
  290. Sarbin Т., Worldmaking, Self and Identity // Culture and Psychology. 2000. 6(2). Pp. 253−258.
  291. Second P.F. Stereotyping and favorableness in the perception of Negro faces. // Journal of abnormal and Social Psychology. 1959. 59. Pp. 309−315.
  292. Self and Identity. Psychological Perspectives (ed. K. Yardley). NY, 1987.
  293. Sherif M, In common predicament: Social psychology of intergroup conflict and cooperation. Boston, 1966.
  294. Simpson G.E., Yinger J.M. Racial and cultural minorities: An analysis of prejudice and discrimination. NY, 1985.
  295. Smith M.B. Social situation, social behavior, social group // Psychological Review. 1945. 52. Pp. 224−229.
  296. Social Identity Theory: Constructive and critical Advances (ed. D. Abrams and M. Hogg). NY- London, 1990.
  297. Social Identity: Context, Commitment, Content (ed. N. Ellemers, R. Spears, B. Doosje). NY- Amsterdam, 1999.
  298. Social Identity: International Perspectives (ed. J-C Deschamps, S. Worchel, F. Morales, D. Paez). London, 1998.
  299. Social Psychology of Identity and the self Concept. London -Toronto, 1992.
  300. Stryker S. Identity theory: Developments and extensions / Self and Identity. NY, 1986. Pp. 89−104.
  301. Stryker S., Gottleib A. Attribution theory and symbolic interactionism: A. comparison / New Directions in Attribution Research. New Jersey, 1981. Vol. 3. Pp. 425−458.
  302. Tajfel H. Experiments in vacuum / The Context of Social Psychology: A Critical Assessment. London, 1972.
  303. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge and Paris, 1982.
  304. Tajfel H. Social Stereotypes and Social Groups // Intergroup Behavior. Oxford. 1981. .144−168.
  305. Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Intergroup Behavior. Oxford, 19 816.
  306. Tajfel H. Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup behavior. Chicago, 1986.
  307. Tajfel H., Sheikh A.A., Gardner R.C. Content of stereotypes and the inference of similarity between members of stereotyped groups. // Acta Psychologica. 1964.22. Pp. 191 -201.
  308. Taylor S.E., Peplau L.A. Sears D.O. Social psychology (8th edn.) Englewood Cliffs. New Jersey, 1994.
  309. Tesser A. Some effects of self-evaluation maintenance on cognition and action. / Handbook of Motivation: and Cognition: Foundations of Social Behavior. NY., 1986. Pp. 435- 464.
  310. Triandis H.C. Culture and Social Behavior, N.Y. 1994. (196)
  311. Triandis H.C. et al. Individualism and collectivism: cross-cultural perspectives on self-in-group relationship // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. 54. Pp. 323−38.
  312. Turner J. The experimental social psychology of intergroup behavior/ Eds. J. Turner and H. Giles. Oxford. 1981. P. 66−101.
  313. Turner J.C. A self-categorization theory // Rediscovering the Social Group: A Self- Categorization theory. Oxford, 1987. Pp. 42−67.
  314. Turner J.C. Towards a cognitive redefinition of the social group / in H. Tajfel (ed.) Social Identity and Intergroup Relations. Cambridge, 1982.
  315. Turner J.C., Oakes P.J. Self-categorization theory and social influence / Psychology of group influence. Hillsdale. New Jersey, 1989. Pp. 233−275.
  316. A. (ed.) Identity in Adolescence: Processes and Contents. San-Francisco, 1985.
  317. Wilpert C. Ethnic and Cultural Identity: Ethnicity and the Second Generation in the Context of European Migration / new Identities in Europe. Aldershot. UK, 1989. Pp. 6−24.
  318. Yardley K. What do you mean «Who am I?»: Exploring the Implications of a Self- Concept Measurement with Subjects / Self and Identity. Psychological Perspectives. Chichester, 1987. Pp. 211 231.
  319. Zurcher, L. The mutable self: A self concept for social change. Beverly Hills, 1977.1. Методика: Must-test
  320. А. Эллис, модификация: Иванов П. Н., Колобова Е.Ф.1. Инструкция:
  321. Я непременно должен Я непременно должен Я непременно должен Я непременно должен Я непременно должен Я непременно должен
  322. Ужасно, если Ужасно, если Ужасно, если Ужасно, если Ужасно, если Ужасно, если
  323. Я не могу терпеть Я не могу терпеть Я не могу терпеть Я не могу терпеть Я не могу терпеть Я не могу терпеть1. Обработка результатов.
  324. Анализируется: количество и содержание Must -тем.
  325. Проводится анализ ответов в соответствии с классификатором.
  326. Ответы каждого испытуемого соотносятся со следующей шкалой.
  327. Забота о своем здоровье, эмоциональном состоянии, отдыхе (утверждения выражающие стремление иметь хорошее здоровье, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, например, «ужасно, если я заболею», «я непременно должен плавать раз в неделю»).
  328. Общение, взаимодействие с друзьями, коллегами, сокурсниками (утверждения, касающиеся стремления принадлежать к группе людей, избегать одиночества, непонимания, например, «я непременно должна иметь много друзей», «ужасно, если тебя не понимают»).
  329. Материальное благополучие, приобретения (утверждения, выражающие потребность иметь хорошие условия жизни, приличный заработок, например, «я не могу терпеть нищих», «ужасно, если у меня не будет отдельной квартиры»).
  330. Самообслуживание, быт (утверждения, в которых выражается стремление заботиться о себе, о своем быте, жить в порядке и чистоте, например, «я непременно должен сделать уборку в своей комнате», «ужасно, если я не успею помыть посуду к приходу гостей».
  331. Моральные и личностные качества, смысл жизни (утверждения, в которых выражается отношение к себе и людям, например, «ужасно, если люди жестоко обращаются друг с другом», «я непременно должен исполнить задуманное»).
  332. Состояние внешней среды (утверждения, в которых выражается- забота о происходящих изменениях в погоде, природе, например, «ужасно, когда холодно», «я не могу терпеть северную природу»).
  333. Ценности общества (утверждения, касающиеся ценностей общества, связанных с идеей мира, демократии, независимости и прогресса, например, «ужасно, если будет война», «я не могу терпеть исламистов»).
  334. Семья, любовь, близкие люди (утверждения, касающиеся установления определенных взаимоотношений с близкими, например, «ужасно, если родители заболеют», «я непременно должен создать хорошую семью»).
  335. Автономия (утверждения, в которых выражается стремление к самостоятельности, автономности, например, «терпеть не могу, когда мне приказывают», ужасно, если всю жизнь придется жить под каблуком родителей).
  336. Методика для анализа стереотипов1. Инструкция:
  337. В первой колонке отметьте знаком + те качества, которые по Вашему мнению свойственны в большей степени российским стажерам.
  338. Во второй колонке отметьте знаком + те качества, которые по Вашему мнению в большей степени свойственны зарубежным студентам.
  339. В третьей колонке отметьте качества, которые есть у вас.
  340. Ключ для подсчета коэффициента отношения (КО): Положительные качества: 1,5,9,12,15,19,21,23,26,30. Отрицательные качества: 2,7,11,14,17,20,22,24,25,28. Нейтральные качества: 3,4,6,8,10,13,16,18,27,29.
  341. Методика на выявление отношения студентов к ценностям зарубежного образования
  342. Свобода, открытость, демократия (плюрализм мнений, контроль и баланс сил, представительное управление, демократическое принятие решений и т. д.
  343. Ценности достижения успеха (личная инициатива, ответственность, достоинство, стремление к успеху, умение отстаивать свои права, этика успеха, развитие индивидуального самовыражения и критического ума).
  344. Ценности, поддерживающие основные социальные роли: семейные, профессиональные, гражданские (лояльность к закону, уважение к общественным нормам и правилам общественного поведения).
  345. Ценности, поддерживающие конструктивный образ жизни и способность противостоять вредным влияниям (воспитание половой компетентности, потребительской грамотности, личной безопасности, противостоянию наркотикам и борьбе с ними).
  346. Ценности, связанные с подготовкой молодежи к жизни (карьерного роста в условиях рынка- активного образа жизни и адаптации к реальным отношениям в обществе, подразумевающего выбор социальной и профессиональной идентичности).
  347. Общечеловеческие нравственные ценности, способствующие развитию сообществ (уважение к себе и другим людям, честность, дисциплинированность, готовность помочь другому, терпимость и сотрудничество, стойкость в преодолении трудностей).
  348. Ценности национальной культуры (во всех западных странах, несмотря на то, что идут процессы интеграции, школа формирует знание национальных достижений и традиций, уважение к своему народу).
  349. Ценности, ориентированные на решение глобальных проблем человечества (сохранение экологической устойчивости, развитие глобальных телекоммуникаций, борьба с коррупцией).
  350. Ю.Ценности, поддерживающие уровень и качество образования, соответствующие социальноэкономическому и культурному развитию общества.
Заполнить форму текущей работой