Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Возрастные особенности волевых усилий в двигательной активности школьников 12-17 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрение половых особенностей развития волевых усилий показывает, что у мальчиков более высокими темпами, чем у девочек, развиваются волевые усилия в стартовых реакциях простой и сложной организации, в стоп-реакциях сложной организации, в удержании максимального уровня мобилизации. В основе полового диморфизма волевых усилий, проявляемых в двигательной деятельности, лежит ряд причин, как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ В СОЗНАТЕЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Волевое усилие и его развитие в онтогенезе
    • 1. 2. Волевое усилие в регуляции двигательной деятельности
  • ГЛАВА II. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ В ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ПО ОТКРЫТОМУ КОНТУРУ
    • 2. 1. Эффективность волевых усилий, связанных с началом и остановкой двигательных действий простой функциональной организации
    • 2. 2. Эффективность волевых усилий, связанных с началом и остановкой двигательных действий сложной функциональной организации
    • 2. 3. Сопоставительный анализ эффективности волевых усилий, проявляемых в двигательных действиях различной функциональной организации
  • ГЛАВА III. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ В ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ПО ЗАКРЫТОМУ КОНТУРУ
    • 3. 1. Эффективность волевых усилий, связанных с удержанием максимального уровня активности
    • 3. 2. Эффективность волевых усилий, направленных на снижение активности
    • 3. 3. Сопоставительный анализ развития волевых усилий различной направленности

Возрастные особенности волевых усилий в двигательной активности школьников 12-17 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коммунистическая партия и Советское правительство поставили перед психологической наукой задачу исследования закономерностей формирования человека с активной жизненной позицией. В материалах июньского (1983) года Пленума ЦК КПСС указывается: «Нет и не может быть задачи более высокой, чем поднять кавдо-го человека до уровня творца собственной судьбы, творца истории» /I, с. 66/. Подготовка подрастающего поколения к жизни не может быть успешно осуществлена без знания закономерностей организации воспитания и самовоспитания воли школьников. Решение этой задачи будет возможным только при условии углубленного изучения возрастных, половых и индивидуальных особенностей волевого усилия.

Актуальность работы определяется недостаточной разработанностью проблемы формирования в онтогенезе волевого усилия как центрального механизма волевой регуляции, а также очевидной необходимостью развития у школьников способности к сознательной саморегуляции. Изучение развития соотношения активирующей и дезактивирующей функций волевого усилия с позиций генетического подхода даёт возможность приблизиться к пониманию природы волевого усилия. Наблюдение за подростками и юношами показывает, что большинство из них умеют в той или иной степени мобилизовать себя для достижения поставленной цели. Но сознательное снижение активности как функция волевой регуляции в рамках существующей формы обучения пока ещё плохо формируется. Неумение сознательно снизить уровень активированности психических функций имеет нежелательные последствия для школьников — перенапряжение различных систем. С целью профилактики этих явлений школьников необходимо целенаправленно обучать приёмам сознательного снижения уровня активированности психики. Овладение приёмами сознательной мобилизации и дезактивации в двигательной деятельности, которая занимает значительное место в жизни школьников, в дальнейшем позволит перейти к переносу навыков саморегуляции в другие виды деятельности.

Предметом исследования были инициативные волевые усилия школьников 12−17 лет в двигательной деятельности, то есть волевые усилия, проявляемые на основе только собственной потребности и внутренних приёмов саморегуляции Сбез внешних стимулирующих воздействий). Изучение волевых усилий в двигательной деятельности даёт возможность получить точные количественные и качественные характеристики для оценки способности к волевым усилиям.

Цель исследования состояла в изучении возрастных и половых особенностей инициативных волевых усилий в регуляции различных сторон двигательной активности.

Общая гипотеза исследования. Волевые усилия различной направленности, являющиеся конкретными проявлениями перехода самосубъектных отношений с низшего на верхние уровни, в двигательных действиях различной функциональной организации развиваются в онтогенезе неравномерно. Старший подростковый возраст является сензитивным периодом для развития инициативных волевых усилий. Быстрее совершенствуются волевые усилия, проявляемые в действиях, функциональная система и режим выполнения которых являются благоприятными для актуализации рефлексивных процессов и эксплицированности их результатов в сознании.

Задачи исследования.

I. Раскрыть возрастные и половые особенности инициативных волевых усилий в двигательных действиях простой и сложной функциональной организации, регулируемых по механизму открытого контура.

2. Выявить особенности соотношения развития инициативных волевых усилий, связанных с удержанием максимального уровня активности и дезактивацией в двигательных действиях, регулируемых по закрытому контуру.

3. Провести сопоставительный анализ развития волевых усилий различной направленности в двигательной деятельности.

Научная новизна. В исследовании на школьниках 12−17 лет впервые выявлены возрастные и половые особенности развития инициативных волевых усилий в двигательных действиях, регулируемых по открытому и закрытому контурам. Структурно-функциональный подход к анализу волевой сферы и рассмотрение волевого усилия как проявления самосубъектных отношений позволили синтезировать результаты экспериментов и показать роль рефлексивных процессов в механизме волевого усилия. Применение генетического метода дало возможность установить, что волевые усилия, проявляемые в действиях, функциональная система и режим выполнения которых являются благоприятными для актуализации рефлексивных процессов и эксплицированности их результатов в сознании, совершенствуются быстрее, чем в других условиях.

Теоретическое значение работы состоит в следующем. Раскрыто психологическое содержание волевого усилия как конкретного перехода самосубъектных отношений с нижнего уровня на верхние уровни. Частично уточнено содержание понятия «волевое усилие». Сформулировано положение об основных новообразованиях в развитии волевой сферы личности. Показана возрастная гетерохрон-ность развития инициативных волевых усилий различной направленности, которая позволяет объяснить наиболее существенные качественные изменения в формировании способности к волевым усилиям в старшем подростковом возрасте.

Практическое значение работы определяется тем, что её результаты позволяют: I) наметить пути целенаправленного развития способности к волевым усилиям у школьников 12−17 лет- 2) использовать методики оценки способности к волевым усилиям, проявляемых в двигательной активности, в практике профориентации и профотбора- 3) выбрать приёмы саморегуляции, которые можно использовать в двигательной деятельности*.

Положения, выносимые на защиту:

1. Старший подростковый возраст является сензитивным периодом для развития инициативных волевых усилий.

2. Эффективность и темпы возрастного развития инициативных волевых усилий в двигательной активности зависят от: а) сложности регуляторных механизмов тех двигательных действий, на выполнение которых они направленыб) типа регуляции (преимущественно по открытому или закрытому контуру) — в) уровня акти-вированности регулируемой функции.

Апробация результатов. Результаты исследования докладывались на научных конференциях преподавателей Симферопольского госуниверситета (1979;1984 годы), на Всесоюзной конференции молодых учёных «Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности» (Симферополь, 1983).

Материалы диссертации отражены в 5 публикациях.

Внедрение результатов работы осуществлялось на курсах повышения квалификации учителей труда, физкультуры и начальной военной подготовки в Крымском областном институте усовершенствования учителейв детской юношеской школе № I и школе высшего спортивного мастерства г. Симферополяв курсе педагогической, детской и возрастной психологии на кафедре психологии Симферопольского госуниверситета.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Рукопись содержит 165 страниц, включает 15 таблиц и 20 рисунков.

Список литературы

насчитывает 147 наименований, из них II на иностранных языках.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Возрастное повышение эффективности волевых усилий дезактивирующей направленности связано с развитием рефлексии различной направленности: исходного состояния мышцспособов оценки состояния мышцспособов изменения состояния мышцитогового состояния мышечной системы.

2. Старший подростковый период является сензитивным периодом для развития инициативных волевых усилий, что обуславливается активизацией рефлексивных процессов и отработкой способов расслабления до уровня устойчивых навыков.

3. Специфика волевой регуляции у школьников не имеющих опыта в инициативной дезактивации, проявляется в активном поиске способов повышения эксплицированности в сознании кинесте-зических ощущений, отражающих состояние мышц.

4. Эффективность инициативных волевых усилий, направленных на расслабление мышц, у подростков и юношей во всех возрастных группах выше, чем у девушек.

5. Применение внешней вербальной стимуляции у школьников 12−17 лет оказывает неодинаковое воздействие на эффективность волевых усилий, связанных с расслаблением: одни испытуемые улучшают качество расслабления, а другие (их значительно больше) несколько ухудшают свои показатели, у третьих же применение внешних вербальных воздействий приводит практически к дезорганизации регуляторного механизма произвольного расслабления.

6. В 14−15 лет эффективность волевых усилий наиболее чувствительна к внешним вербальным воздействиям. Такая картина наблюдается как в группе улучшающих качество расслабления, так и в группе ухудшающих его. Вероятно, это объясняется повышением в подростковом возрасте общей реактивности функций первой и второй сигнальных систем.

3.3. Сопоставительный анализ развития волевых усилий различной направленности.

Проверка гипотезы о зависимости темпов развития волевых усилий в двигательных действиях, регулируемых по закрытому контуру, от уровня активации функциональной системы, проводилась путем сопоставления возрастной динамики волевых усилий, направленных на удержание максимального уровня мобилизации и волевых усилий, направленных на дезактивацию мышц. Результаты изучения возрастных особенностей развития волевых усилий представлены в виде графиков на рис. 19 и 20. Анализ темпов развития волевых усилий позволил установить, что у школьников 12−17 лет быстрее развиваются волевые усилия, направленные на удержание максимального уровня мобилизации. Наиболее высокие темпы развития волевых усилий активирующего характера отмечаются в группе школьников 12−14 лет, а волевых усилий дезактивирующей направленности — у подростков 14−15 лет. Следовательно, волевые усилия, направленные на удержание максимального уровня мобилизации начинают формироваться в онтогенезе раньше и их развитие происходит более высокими темпами, чем волевых усилий, направленных на дезактивацию. Эта закономерность выявляется в экспериментах как с мальчиками, так и с девочками. Объяснение этим фактам надо искать в различиях режимов работы функциональной системы анализируемых двигательных действий и изменении с возрастом системы значимых детерминант. В случаях проявления волевых усилий, направленных на удержание максимального уровня мобилизации в двигательных действиях статического характера функциональная система работает на высоком уровне активирован.

1,6].

1,5.

13 U.

IZ.

14 5.

17 303PACT лет).

Рис. 19 Динамика развития волевых усилий различной направленности у мальчиков в условиях стимуляции,.

1 — в старт-реакциях простой функциональной организации,.

2 — в стоп-р. прост, функц. орг., 3 — в старт-р.сложи, функц. орг., 4 — в стоп-р. сложи, функц. орг., 5 — в удержании максимального уровня мобилизации, б — в дезактивации мышц. ft?

1-Ci.SQ.

IS.

1.4 lb.

I.Z и.

1.0 2.

15 6.

17 Возраст.

ЛЕТ).

Рис. 20 Динамика развития волевых усилий различной направленности у девочек в условиях стимуляции.

1 — в старт-реакциях простой функциональной организации,.

2 — в стоп-р. прост— функц. орг., 3 — в старт-р. сложн. функц. орг., 4 — в стоп-р. сложн. функц. орг., 5 — в удержании максимального уровня мобилизации, 6 — в дезактивации мышц. ности. По каналам обратной связи от работающих мышц в центральную нервную систему поступает мощный поток афферентной импуль-сии, который создаёт хорошие условия для ясной и отчётливой эк-сплицированности в сознании образов напряжённых мышц и величины прилагаемого усилия.

При проявлении волевых усилий, направленных на расслабление, функциональная система работает в режиме пониженной активации. Поток обратной афферентации с неработающих мышц слабый. В сознании эксплицируются нечёткие, «размытые» образы расслабленных мышц. Рефлексия эффективности волевых усилий в этом случае затруднена .

Таким образом, противоположные по уровню активированности режимы работы функциональной системы создают неравноценные возможности для актуализации рефлексии, от которой, в свою очередь, во многом зависит эффективность волевых усилий активирующей и дезактивирующей направленности. Среди значимых факторов, определяющих соотношение развития мобилизующей и дезактивирующей функций волевого усилия, мы выделяем особенности формирования в онтогенезе физиологического механизма волевого усилия. Физиологической основой волевого усилия является взаимодействие свойств нервной системы и уровня развития возбудительной и тормозной функции второй сигнальной системы (В.К.Калин, 1968). Из исследований в области физиологии высшей нервной деятельности известно, что в онтогенезе быстрее формируется возбудительная функция второй сигнальной системы, а тормозная отстаёт от неё в своём развитии /56/.

К числу социально-психологических детерминант, обуславливающих развитие волевых усилий, мы относим особенности целенаправленного обучения волевым усилиям, а также спонтанное формирование этой способности в неорганизованной двигательной активности. Темпы развития волевых усилий в двигательной деятельности в условиях целенаправленного обучения зависят от содержания, методов и продолжительности обучения. Содержательная сторона обучения определена школьными программами по физическому воспитанию. Ныне действующие школьные программы в основном ориентированы на развитие у учащихся физических качеств, которые способствуют развитию мобилизующей функции волевого усилия. Средства физического воспитания, благоприятно сказывающиеся на формировании мобилизую' щей функции волевого усилия, доминируют в школьных программах всех классов. Что касается расслабления мышц, то этому аспекту развития школьников практически внимания не уделяется. Однонаправленность средств физического воспитания в процессе обучения приводит к дисгармонии в развитии активирующей и дезактивирующей функций волевого усилия.

Практика показывает, что большинство учителей перед началом упражнений формируют у учеников установку на мобилизацию, и в ходе выполнения двигательного действия активизируют их речевыми командами типа: «Сильнее!», «Быстрее!», «Выше!», «Добавь!» и т. д. Внешняя стимуляция, проводимая в такой форме, активизирует рефлексивные процессы, связанные с волевыми усилиями мобилизующего характераs Только немногие педагоги перед выполнением уп-, ражнений формируют у школьников установку на качественное выполнение действий без излишнего напряжения, и в процессе их выполнения с помощью словесных указаний обращают внимание своих учеников на расслабление неработающих мышц.

Анализ содержания и методов обучения физическим упражнениям в школе в свете результатов наших экспериментальных исследований позволяет ставить вопрос о необходимости усиления внимания к целенаправленному развитию у школьников способности к рефлексии не только процесса мобилизации, но и процесса дезактивации двигательной системы. Обучение рефлексии, лежащей в соснове волевых усилий дезактивирующей направленности, надо рассматривать как самостоятельную учебную задачу.

Владение способами дезактивации помогает школьникам оптимизировать энергозатраты и предупреждать появление переутомления. На уроках физкультуры, труда, начальной военной подготовки применение приёмов сознательного снижения уровня активности может быть использовано в качестве действенного средства организации класса, снижения «рабочего шума», продуктивного перехода от решения одной учебной задачи к другой. Включение упражнений на расслабление в урок повысит его плотность за счет ликвидации имеющих место на каждом занятии пассивных пауз. Они являются резервом времени, за счет которого, без расширения временных рамок урока, можно значительно обогатить его содержание.

Введение

в содержание урока упражнений, направленных на развитие способности обращать внимание на самого себя, учиться «слушать» свой организм и повышать отчётливость осознания состояния своих мышц, активно их расслаблять, запоминать ощущения расслабленных мышц, будет способствовать развитию рефлексии и умению проявлять инициативные волевые усилия. Упражнения на дезактивацию — это не самоцель, они являются действенным средством совершенствования культуры движений.

Сравнение темпов развития волевых усилий всех видов направленности, которые изучались в нашем диссертационном исследовании дает дополнительную информацию о возрастных особенностях становления волевой сферы личности. Анализ этих данных (см. рис. 19 и 20) позволяет сделать вывод о гетерохронности развития изучаемых волевых усилий. Характер гетерохронности определяется неодновременным и неравноценным развитием рефлексии в действиях различной функциональной организации.

Рассмотрение половых особенностей развития волевых усилий показывает, что у мальчиков более высокими темпами, чем у девочек, развиваются волевые усилия в стартовых реакциях простой и сложной организации, в стоп-реакциях сложной организации, в удержании максимального уровня мобилизации. В основе полового диморфизма волевых усилий, проявляемых в двигательной деятельности, лежит ряд причин, как биологического, так и социально-психологического характера. Мы считаем совершенно справедливым положение В. И. Селиванова о том, что решающая роль в половых различиях развития воли принадлежит традициям, особенностям обучения и воспитания. Литературные данные и наши наблюдения свидетельствуют о том, что с возрастом у школьников происходит перестройка в системе ценностей. У подростков развитие способности проявлять волю в физических упражнениях стоит на одном из первых мест (в первую очередь, конечно, у мальчиков). В период ранней юности система ценностных ориентаций в отношении волевого развития изменяется. Школьники начинают значительное внимание уделять развитию тех сторон личности, которые связываются ими с будущей профессией. При этом нередко развитие способности управлять движениями отходит на второй план. Этого, кстати, не наблюдается у школьниц-спортсменок, для которых занятия спортом являются одним из ведущих видов деятельности. Проведенные нами исследования возрастных особенностей волевых усилий на выборке учащихся детской юношеской школы № I г. Симферополя не выявили замедления развития волевых усилий в скоростных действиях в период ранней юности.

Таким образом, по результатам наших исследований можно сделать следующие выводы.

1. Эффективность и темпы развития волевых усилий зависят от уровня активированности функциональной системы (максимального и минимального) двигательного действия. Более высокими темпами развиваются волевые усилия, связанные с выполнением действий, функциональная система которых максимально активирована.

2. Волевые усилия, проявляемые в двигательной деятельности, развиваются у школьников гетерохронно, что определяется неодновременным и неравноценным развитием рефлексии.

3. Развитие способности к рефлексии в двигательной деятельности надо рассматривать как самостоятельную учебную задачу, решение которой должно осуществляться в процессе целенаправленного обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В советской психологии изучение формирования механизмов волевого усилия всегда считалось центральным аспектом проблематики воли. Традиционно этот вопрос решался в плоскости субъектно-объектных отношений. Волевое усилие при этом выступало признаком волевого действия. В рамках такого подхода были достигнуты определенные успехи в понимании сущности механизма волевого усилия.

В последние годы предложен новый подход в изучении волевой регуляции /53/. Волевое усилие рассматривается как конкретное проявление перехода самосубъектных отношений с низшего уровня на верхние уровни. При возникновении затруднений в выполнении действия преднамеренное усилие становится предметом рефлексии и превращается в собственно волевое усилие. Рефлексия является атрибутом волевого усилия. В русле такого подхода волевое усилие рассматривается как механизм волевой регуляции и основной способ осуществления волевого действия. Эти положения были использованы нами в качестве отправных для исследования волевого усилия.

Мы характеризуем волевое усилие как активное проявление сознания, состоящее в мобилизации психических и физических возможностей человека или в необходимом снижении активированности психики в ходе преодоления внутренних и внешних препятствий в процессе деятельности в соответствии с объективно осознанной необходимостью.

Использование структурно-функционального подхода и методов микроанализа двигательной деятельности позволяет подойти к изучению развития мобилизующей и дезактивирующей функций волевого усилия в связи с особенностями работы механизмов двигательных действий.

В результате проведения экспериментов было установлено следующее. На фоне общей возрастной тенденции повышения эффективности инициативных волевых усилий вьщеляется старший подростковый возраст, который является сензитивным периодом для развития волевых усилий в двигательной деятельности. Это объясняется быстрым формированием в этом возрасте самосознания, рефлексии и понятийного мышления. В физиологическом плане это связано с быстрым развитием регулирующей роли второй сигнальной системы.

Волевые усилия различной направленности развиваются у школьников 12−17 лет неравномерно. Быстрее формируется способность к волевым усилиям в действиях, функциональная система и режим выполнения которых благоприятны для актуализации рефлексивных процессов и эксплицированности их результата в сознании.

Эффективность и темпы возрастного развития волевых усилий в двигательной деятельности у школьников зависят от сложности регу-ляторных механизмов тех двигательных действий, на выполнение которых они направлены: чем проще механизм регуляции, тем выше эффективность волевых усилий и выше возрастные темпы их развития.

В*-. • «. двигательных действиях, регулируемых по механизму открытого контура, быстрее развивается волевые усилия, направленные на ускорение стоп-реакций простой функциональной организации. Это становится возможным благодаря тому, что такой тип реакций осуществляется в условиях хорошей эксплицированности в сознании исходного устойчивого состояния регулируемой функции (в наших экспериментах — статического напряжения мышцы, обеспечивающей выполнение действия).Самые низкие темпы развития волевых усилий у школьников наблюдаются в стоп-реакциях сложной функциональной организации. Данный тип реакций осуществляется в условиях быстро изменяющейся интенсивной структуры компонентов регулируемой функции, что затрудняет её сознательный анализ и внесение необходимых изменений.

Микроанализ старт-стоп-реакций простой функциональной организации позволил установить, что повышение эффективности инициативных волевых усилий находит выражение, в первую очередь, в улучшении функции программирования. Ускорение темпов повышения эффективности инициативных волевых усилий в старшем подростковом возрасте выражается в развитии способности к актуализации образа максимально быстрого начала и прекращения двигательных действий. Это подтверждается данными о перераспределении в микроструктуре действия соотношения времени работы блока формирования программ и моторных периодов блока реализации. В старшем подростковом возрасте существенно сокращается время программирования, приходящееся на каждую единицу времени моторной фазы.

Эффективность и темпы развития инициативных волевых усилий в двигательных действиях, регулируемых по закрытому контуру, зависят от уровня активации функциональной системы (максимального и минимального). Эффективность и темпы развития инициативных волевых усилий оказываются выше в действиях, функциональная система которых работает на значительном уровне активированнос-ти. В этом случае создаются благоприятные условия для проявления рефлексии.

В результате исследования волевых усилий, связанных с удержанием максимального уровня активности, было обнаружено, что в старшем подростковом возрасте увеличивается количество попыток инициативного волевого регулирования своей деятельности, что связано с активизацией рефлексивных процессов.

Изучение волевых усилий, направленных на расслабление мышц, позволило выявить тенденцию, заключающуюся в возрастном повышении эффективности инициативных волевых усилий. В условиях внешней вербальной стимуляции волевых усилий испытуемых наряду с возрастными особенностями начинают отчётливо проявляться и индивидуальные. Наиболее ярко это выражено в старшем подростковом возрасте. Внешняя стимуляция активизирует рефлексивные процессы у школьников. Однако этого ещё недостаточно для улучшения качества произвольного расслабления мышц. Помимо рефлексии необходимо владение способами активного расслабления. Эксперименты показали, что большинство школьников этого в своём опыте не имеют.

Сопоставительный анализ темпов развития волевых усилий, связанных с удержанием и снижением максимального уровня активности, свидетельствует об опережающем развитии волевых усилий активирующего характера. Мы объясняем это особенностями режима работы функциональной системы двигательного действия и изменением с возрастом системы значимых детерминант. Высокий уровень активации функциональной системы создает хорошие условия для протекания рефлексивных процессов, что в итоге и обуславливает высокие темпы развития волевых усилий, направленных на удержание максимального уровня мобилизации.

Среди социальных факторов следует вццелить содержание двигательной активности школьников в неорганизованной и организованной деятельности. В школьных программах по физическому воспитанию предлагаемые средства и методы, а также рекомендуемое распределение времени создают более благоприятные возможности для развития рефлексии, связанной с процессом мобилизации и менее благоприятные для развития рефлексии произвольного расслабления мышц. Практически последнему аспекту в учебных программах внимания не уделяется.

К числу значимых детерминант следует отнести особенности формирования физиологического механизма волевого усилия, в котором более быстро развивается возбудительная функция второй сигнальной системы по сравнению с тормозным.

Полученные в работе данные о развитии в онтогенезе мобилизующей и дезактивирующей функций волевого усилия в теоретическом плане дают возможность приблизиться к пониманию формирования механизмов волевой регуляции.

Практический аспект работы раскрывается использованием в педагогической практике выявленных возрастных закономерностей развития активирующей и дезактивирующей функций волевых усилий. Особое значение имеет указание на сензитивный период в формировании волевых усилий, проявляемых в двигательной активности. Практическая проверка показала, что педагогам важно целенаправленно развивать у школьников 14−15 лет способность к проявлению инициативных волевых усилий. Если этого не делать, то в последующие возрастные периоды развитие волевой регуляции будет затруднено. В формировании ценностных ориентаций, связанных с активной работой школьников над собой, необходимо показать им значение развития способности к волевой регуляции двигательной деятельности, разъясняя при этом возрастные и индивидуальные особенности её проявления. Путь к развитию инициативных волевых усилий лежит через обучение школьников рефлексии. В процессе управления двигательной активностью учащихся учителя должны чаще использовать словесные указания, позволяющие активизировать рефлексивные процессы и тем самым повысить эффективность инициативных волевых усилий особенно у учеников с плохо развитой инициативной регуляцией.

Внедрение наших педагогических рекомендаций в практику спортивной деятельности позволило оптимизировать у школьников-спортсменов (бегунов на средние дистанции) энерготраты, ускорить протекание процессов восстановления и тем самым повысить их работоспособность.

Качественные и количественные характеристики волевых усилий испытуемых, полученные в экспериментах, можно использовать для оценки способности к инициативной регуляции в двигательной активности у школьников 12−17 лет, а разработанные нами методики для диагностики сформированности механизмов инициативных волевых усилий. Применение этих методик при отборе детей в детскую юношескую школу № I г. Симферополя позволило сократить отсев школьников из групп начальной спортивной подготовки на 30−40%.

Ряд положений, высказанных в диссертации, мы рассматриваем в качестве гипотез для дальнейших исследований, наиболее важными из которых являются представления об этапности развития воли в онтогенезе и её основных новообразованиях. Эти гипотезы требуют дальнейшего углубленного экспериментального изучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июля 1983 г.- М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  2. М.А. Возрастные изменения двигательной и словесной реакции на звуковые раздражители у школьников и их особенности при спортивной тренировке: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ереван, 1970. — 27 с.
  3. А.В. Себя преодолеть! Изд. 2-е доп. и перераб.- М.: ФиС, 1982. 192 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 339 с.
  5. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.- М.: Медицина, 1975. 447 с.
  6. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967. — 476 с.
  7. Р.Б. Особенности волевой регуляции младших школьников в условиях психической напряженности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Киев, 1984. — 16 с.
  8. Е.Н. Исследование генезиса волевого действия: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1979. — 24 с.
  9. М.Я. Воля как предмет функциональной психологии.- Пб.: Начатки знаний, 1922. 115 с.
  10. Бэн А. Психология. В 2-х т. М., 1902, т. I. — 417 е., т. 2. — 404 с.
  11. Н.А. 0 построении движений. М.: Биомедгиз, 1947. — 255 с.
  12. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 351 с.
  13. Е.И. Возрастные изменения времени реакции у детейи взрослых. В кн.: Пограничные проблемы психологии и физиологии. — М.: АПН РСФСР, 1961, с. 162−169.
  14. Е.И. Время реакции человека. М.: Медицина, 1964.- 440 с.
  15. О.Я., Судаков К. В. Системный анализ двигательных реакций человека в различных режимах работы целенаправленного поведенческого акта. Успехи физиологических наук, 1981, т. 12, № I, с. 3−31.
  16. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
  17. Л.И. Что такое воля? Семья и школа, 1981, № I, с. 32−35.
  18. Л.И. Сознательно управлять своим поведением. -Семья и школа, 1981, № 3, с. 28−31.
  19. Д.П. Возрастные изменения максимального темпа движений у детей 6−17 лет: Автореф. дисс.. канд. биол. наук.- М., 1955. 14 с.
  20. К.М. О скорости тормозной реакции человека. Избранные произведения. В 3-х т. — М.: Медгиз, 1953, т. I, с. 3338.
  21. И.А., Томбиева А. П. Возрастные особенности в воспроизведении максимального ритма движений. Известия АПН РСФСР, 1957, вып. 142, с. 94−112.
  22. Возрастные особенности воли личности. (Под ред. В.И.Селиванова). Рязань, 1971, — 171 с.
  23. К.Я. Отдельные аспекты проявления волевого поведения у дошкольников в игровой деятельности. В кн.: Проблемы психологии воли: Материалы четвёртой научной конференции. (Под ред. В.И.Селиванова). — Рязань, 1974, с. 33−34.
  24. Вопросы психологии личности. (Под ред. В.И.Селиванова).- Рязань, 1973. 181 с.
  25. В. Основы физиологической психологии. Спб.: 1874, т. 3, вып. 9. — 345 с.
  26. Л.С. Развитие высших психических функций. -М.: АПН РСФСР, I960. 449 с.
  27. Г. М. Исследование механизма нарушения скорости процесса реакции. В кн.: Психомоторика и физическая культура.- М.: ЦНИИФК, 1935, с. 93−123.
  28. А.А. Соотношение латентного периода и параметров моторной фазы простой двигательной реакции. Вопросы психологии, 1980, № 4, с. 137−140.
  29. С.Г. «Чувство времени» и скорость двигательной реакции. М.: Медгиз, 1958. — 148 с.
  30. Л. Психология и психогигиена в спорте. М.: ФиС, 1973. — 151 с.
  31. К.Г. Формирование навыков произвольного расслабления и их влияние на развитие двигательных функций у подростков и юношей: Автореф. дисс.. канд. биол. наук. М., 1965. — 18 с.
  32. Н.Д. Динамика психической рефрактерности в двигательном акте. Вопросы психологии, 1981, № 2, с. 79−82.
  33. Н.Д., Девишвили В. М., Зинченко В. П. Микроструктурный анализ исполнительной деятельности. M.: ВНИИТЭ, 1975. — 174 с.
  34. Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982. — 208 с.
  35. В.В., Эльконин Б. Д., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. (Под ред. В.В.Давьщова). М., 1978, с. 180−205.
  36. Л.Н. Возрастные особенности развития некоторых психических функций у школьников в связи с занятиями спортом: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1968. — 17 с.
  37. B.C., Логинов А. А. Возрастные особенности скрытого периода двигательной реакции в зависимости от интервалов времени между сигналами. Третий Съезд общества психологов СССР. — М., 1968, с. 55−57.
  38. Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976, — 95 с.
  39. А.В. Развитие произвольных движений. М.: АПН РСФСР, I960. — 430 с.
  40. В.П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М.: МГУ, 1979. — 344 с.
  41. G.E., Котырло В. К. Психологические новообразования в раннем онтогенезе. В кн.: Психология (республиканский научно-методический сборник) № 22. — Киев, Радяньска школа, 1983, с. 19−27.
  42. Е.И. Экспериментальное изучение простейших компонентов воли у школьников. М.: Учпедгиз, I960, с. 108−129,
  43. Е.П. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение, 1980. — 199 с.
  44. В.К. Особенности проявления волевого усилия в мышечной работе. Материалы второй межвузовской конференции по проблемам психологии воли. (Под ред. В.И.Селиванова). — Рязань, 1967, с. 30−33.
  45. В.К. Экспериментальное изучение волевого усилия: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Рязань, 1968. — 18 с.
  46. В.К. К вопросу о специфике волевой регуляции поведения. В кн.: Психология (республиканский научно-методический сборник) № 17. — Киев, 1978, с. 10−17.
  47. Всесоюзной конференции молодых учёных. Симферополь, 1983, с. I75−181.
  48. Р.Л. К проблеме вьщержки в психологии: Авто-реф. дисс.. канд. психол. наук. Тбилиси, 1968. — 25 с.
  49. М.М. О формировании высшей нервной деятельности ребёнка. Л.: Медгиз, 1958. — 143 с.
  50. А.П. О природе волевого усилия: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1983. — 20 с.
  51. В.А. Индивидуальные особенности волевой активности школьников и подростков: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Киев, 1979. — 27 с.
  52. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. — 256 с.
  53. К.Н. Воля и её воспитание. М.: Знание, 1957.- 24 с.
  54. А.В. Развитие и инволюция различных групп мышц человека в онтогенезе: Автореф. дисс.. доктора мед. наук. Л., 1958. — 36 с.
  55. И.А. Исследование речевых реакций детей младшего школьного возраста (8−10 лет). В кн.: Речь и интеллект в развитии ребёнка. — М., 1928, с. 108−109.
  56. В.К. Некоторые подходы к экспериментальному исследованию волевых действий у детей. В кн.: Материалы второй межвузовской конференции по проблемам психологии воли.
  57. Под ред. В.И.Селиванова) Рязань, 1967, с. 28−30.
  58. В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, Радяньска школа, 1971. — 199 с.
  59. Л.А. Структура двигательного анализатора. Л.: Медицина, 1968. — 279 с.
  60. С.Е. К вопросу об онтогенезе воли. В кн.: Проблемы психологии воли: Материалы четвёртой научной конференции. (Под ред. В.И.Селиванова). — Рязань, 1974, с. 87−90.
  61. А.Ф. Общая и экспериментальная психология. -Спб, 1912. 264 с.
  62. А.Ф. Психология общая и экспериментальная. -Л.: Госиздат, 1925. 290 с.
  63. Г. Ф. Биометрия. Изд. 2-е. М.: Высшая школа, 1973. — 343 с.
  64. И.П. Очерки по воспитанию воли учащихся: Автореф. дисс.. доктора психол. наук. Вильнюс, 1967. — 64.
  65. Н.Д. Психология. М.: Высшая школа, 1964. -256 с.
  66. Н.Д. Психология характера. Изд. 3-е испр. и доп.- М.: Просвещение, 1969. 424 с.
  67. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. — 359 с.
  68. Легкая атлетика за рубежом. (Под ред. Е.Н.Кайтмазовой).- М.: ФиС, 1974. 430 с.
  69. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е.- М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  70. B.C. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. Спб., 1913. — 300 с.
  71. В.И. Развитие словесной регуляции действий удетей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  72. А.Р. О генезисе произвольных движений. Вопросы психологии, 1957, № 6, с. 3−10.
  73. А.Р. Роль речи в регуляции нормального и аномального поведения. В кн.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и анамального ребёнка. (Под ред. А.Р.Лурия). — М.: АПН РСФСР, 1958, т. 2, с. 5−46.
  74. А.А. Беседы с воспитателем о развитии ребёнка. М.: Учпедгиз, 1962. — 279 с.
  75. Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. М.: Педагогика, 1974. — 232 с.
  76. А.И. 0 расслаблении мышц у спортсменов^: Авто-реф. дисс.. канд. медиц. наук. Л., 1955. — 16 с.
  77. Т.Н., Фёдоров Е. Н. Возрастная динамика некоторых показателей функционального состояния нервной системы школьников. В кн.: Труды девятой научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. — М., 1969, т. 2, с. 4−5.
  78. М.А. Сравнительный анализ некоторых параметров сенсорных функций у спортсменов. Теория и практика физической культуры, 1965, № 10, с. 45−48.- 86. Мэйман Э. Интеллигентность и воля. М.: Задруга, 1917. — 209 с.
  79. Г. Психология и учитель. М., 1915. — 284 с.
  80. В.Н. Об экспериментальной диагностике так называемого усилия. В кн.: Педагогические исследования. (Под ред. М. Я. Басова, А. Болтунова и др.). — М.-Л., 1930, с. II9-I4I.
  81. А.В. Произвольное мышечное расслабление и его изменения в зависимости от возраста и двигательной активности:
  82. Автореф. дисс.. канд. биол. наук. М., 1973. — 21 с.
  83. .М. Электромиографическая характеристика двигательной деятельности детей разного возраста: Автореф. дисс.. кавд. биол. наук. -М., 1965. 19 с.
  84. И.П. Полное собрание трудов. М., 1949, т. 3, кн. 2.
  85. Т.А. 0 временной структуре сенсомоторных реакций человека. Вопросы психологии, 1981, № 5, с. 74−84.
  86. И.К. Некоторые возрастные особенности волевой регуляции движений. В кн.: Психофизиология. -JI., 1979, с. 53−58.
  87. И.К. Возрастные особенности волевых усилий, связанных с активным расслаблением. В кн.: Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых учёных. — Симферополь, 1983, с. II—13.
  88. М.Ф. О времени простой двигательной реакции и её компонентов у спортсменов. Теория и практика физической культуры, 1956, т. XIX, № 8, с. 606−613.
  89. Ю.М. Речевые раздражения у детей. (Экспериментальные исследования тормозных речевых сигналов). «М.: Медгиз, I960. 166 с.
  90. А.О. Особенности саморегуляции в связи с половым деморфизмом. В кн.: Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции: Тезисы докладов на научной конференции 28−29 ноября 1974 г.: Казанский ун-ет, Казань, 1975, с. 89−95.
  91. А.Ц. Очерки психологии спорта. М.: ФиС, 1959.- 308 с.
  92. А.Ц. Некоторые итоги изучения волевой подготовки спортсмена. В кн.: Психологическая подготовка спортсмена. -М.: ФиС, 1965, с. 11−25.
  93. Р.Л. Особенности регуляции статических напряжений в онтогенезе у школьников. В кн.: Труды девятой научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. ~М., 1972, ч. I, с. 293−295.
  94. Развитие психо-физиологических функций взрослых людей. (Под ред. Б. Г. Ананьева и Е.И.Степановой). В 2-х т. М.: Педагогика, 1972, т. I, 1977, т. 2.
  95. И.П., Фёдоров В. Л. 0 быстроте напряжения и расслабления мышц у спортсменов. Теория и практика физической культуры, 1959, т. ХХП, № 9, с. 675−680.
  96. Т. Воля в её нормальном и болезненном состоянии.- Спб., 1894. 200 с.
  97. Н.В. Основные особенности воли детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -Тбилиси, 1964. 25 с. 108.бинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
  98. Р^винский Л.И., Соловьёва Е. А. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
  99. НО. РУдик П. А. Психологические проблемы в физическом воспитании и спорте: Доклад по опубликованным работам на соискание ученой степени доктора педагогических наук (по психологии).- М., 1952. 29 с.
  100. П.А. Психология. М.: ФиС, 1974. — 512 с.
  101. В.И. Воспитание воли школьников. Изд. 2-е.- М.: Учпедгиз, 1954. 208 с.
  102. В.И. Психология волевой активности. Рязань: Рязанский гос. пед. ин-ут, 1974. — 150 с.
  103. В.И. Воля и самовоспитание студентов. М.: Молодая гвардия, 1980. — 80 с.
  104. В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производительным трудом. М.: Высшая школа, 1980.- 93 с.- 116. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. — 645 с.
  105. М.Ф., Фёдоров В. Л. Сравнительные особенности безусловных и условных реакций нервно-мышечной системы. -Теория и практика физической культуры, 1973, № б, с. 20−22.
  106. Г. Н. Волевое усилие: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1954. — 16 с.
  107. Татачник Б.И.О совершенствовании быстроты двигательной реакции у юных спортсменов. Теория и практика физической культуры, 1975, $ 9, с. 46−48.
  108. O.K. 0 формировании произвольных движений у детей дошкольного возраста. В кн.: Проблемы высшей нервнойдеятельности нормального и аномального ребёнка. (Под ред. А.Р.Лурия). М.: АПН РСФСР, 1958, т. 2, с. 72−130.
  109. Ю.М. Физиология двигательного аппарата человека. Л.: Медицина, 1965. — 363 с.
  110. Д.И. Психологические особенности общественно полезной деятельности школьников. Вопросы психологии, 1978, № 4, с. 158−164.
  111. А.Т. Аутогенная тренировка. Киев: Здоровье, 1979. 143 с.
  112. М.М. Потребности и воля как аффективно- побудительные состояния человека: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Томск, 1967. — 25 с.
  113. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1966. — 429 с.
  114. Е.Д. Динамика латентного периода двигательной реакии у детей. Доклады АПН ПСФСР, 1957, № I, с. 133−137.
  115. О.А. Роль эмоций в волевых действиях спортсменов. В кн.: Проблемы психологии спорта. (Под ред. П.А.Ру-дика). — М.: ФиС, 1962, вып. 2, с. 49−65.
  116. В.Л. Координация произвольных движений человека в условиях космического полета. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Наука, 1968. — 134 с.
  117. В.Л. Об управлении движениями человека. М.: ФиС, 1970. — 136 с.
  118. Ш. М. Проблема мотива волевого поведения. Автореф. дисс.. доктора психол. наук. Кутаиси: 1955. — 52 с.
  119. Ш. М. К вопросу о воле первоклассника. Вопросы психологии, 1976, № 4, с. 72−81.
  120. В.Д. Психологический анализ деятельности каксистемы. Психологический журнал, 1980, т. I, № 3, с. 33−46.
  121. А.Г. Исследование влияния способности произвольного расслабления мышц на проявление скоростно-силовых кагчеств. Теория и практика физической культуры, 1973, № I, с. 38−39.
  122. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6−20.
  123. С.В. Развитие регулирующей функции речевой инструкции в раннем детстве. В кн.: Речь и развитие психических процессов у ребёнка. ХУШ Международный психологический конгресс. Симпозиум 31. — М., 1966, с. 92−95.
  124. Й.П. Возрастные и половые особенности развития двигательной функции человека и влияние на неё физических упражнений: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1972.- 26 с.
  125. Achievement Relatend Motives in Children/Ed by c.p. Smith. Hew-York: Russel Sage Foundation, 1969. — 24б c.
  126. Atkinson J. W, Introduktion to Motivation, D. van Host-rand Company, Inc., Hew-York, 1965.
  127. Atkinson J.W., Litwin G.H. Achievement motive and test anxiety as motive to approach success and to avoid failure. «Journal abnormal social psychology», vol 60, 1960.
  128. Bindra D. Motivation. Hew-York, 1959.
  129. Bonis M. Juflunce de niveua de motivation sur la performance dans une eprenve conflictuelle. Lannee psychologigue, 1965, 2.
  130. Kelli A'., Action, Emotion and Wille. London, 1963.
  131. Lewin K. Dunaie theory of personality. Hew-York, 1935.
  132. Lewin K. Intention, Will and Heed. In: Organisationand Pathology of Thounght/ Ed. by D. Rapaport. New-York, 1951, p. 92−153.
  133. Mc Сelland D.C., Atkinson J.W., Clark R.A., Lowell E.L. The achievement motive. Hew-York, 1953.
  134. Piaget J. Will and Action. Bulletion Menninger School of Psychiatri, March 6, 13 and 22, 1961.
  135. Rosenfeld G. Theorie und Praxis der betnmotivation, VEB Deutsche Verlag der Wissenschaften, Berlin, 1967.
Заполнить форму текущей работой