Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности состояния физиологических изгибов позвоночника и показателей внешнего дыхания у детей 7-10 лет с различными типами осанки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научно-практическая значимость. Полученные данные достаточно большой выборке детей 7−10 лет (1104), характеризующие состояние и уровень развития у них физиологических сагиттальных изгибов позвоночника в зависимости от его длины, пола и возраста, позволили разработать классификацию типов осанки и критерии оценки классифицируемых признаков. Разработанные оценочные шкалы типов осанки позволяют… Читать ещё >

Содержание

  • ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
  • ГЛАВА 1. Опорно-двигательный аппарат, осанка и влияние её нарушений на функционирование развивающихся систем организма детей
    • 1. 1. Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата и функции внешнего дыхания у детей младшего школьного возраста
    • 1. 2. Условно-рефлекторная сущность осанки, её внешние признаки и здоровье
    • 1. 3. Факторы, способствующие нарушениям осанки и их распространенности
    • 1. 4. Методы контроля и диагностики за состоянием осанки
    • 1. 5. Формирование осанки и коррекция её нарушений
  • ГЛАВА 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Исследование осанки во фронтальной и сагиттальной плоскости
      • 2. 2. 2. Оценка типологических признаков осанки по сагиттальным изгибам позвоночника
      • 2. 2. 3. Методика оценки состояния, развития и функциональной подготовленности свода стопы
      • 2. 2. 4. Исследования функционального состояния внешнего дыхания у детей 7−10 лет
      • 2. 2. 5. Статистическая обработка результатов
  • ГЛАВА 3. Особенности состояния внешних признаков осанки
    • 3. 1. Возрастно-половые особенности физического развития детей младшего школьного возраста
    • 3. 1. 1. Характеристика показателя длины позвоночного столба
    • 3. 2. Состояние естественных физиологических изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости
    • 3. 3. Классификация типов осанки по сагиттальным изгибам позвоночника в зависимости от его длины
    • 3. 4. Распределение детей по типам осанки
    • 3. 5. Характеристика внешних признаков осанки во фронтальной плоскости у детей 7−10 лет
    • 3. 6. Состояние внешних признаков осанки во фронтальной плоскости у детей с различными её типами
  • ГЛАВА 4. Состояние, развитие и подготовленность свода стопы детей
  • 7−10 лет
    • 4. 1. Возрастно-половые особенности показателей, характеризующих уплощённость продольного свода стопы
    • 4. 2. Распределение детей на группы по качественным признакам уплощённости свода стопы
    • 4. 3. Реакция свода стопы при различных режимах её нагрузки
    • 4. 4. Функциональная подготовленность свода стопы у детей 7−10 лет
  • ГЛАВА 5. Типы осанки и показатели внешнего дыхания у детей 7−10 лет
    • 5. 1. Особенности внешнего дыхания у детей младшего школьного возраста
    • 5. 2. Состояние внешнего дыхания у детей с различными типами осанки
    • 5. 3. Корреляционный анализ показателей осанки и внешнего дыхания у детей 7 — 10 лет

Особенности состояния физиологических изгибов позвоночника и показателей внешнего дыхания у детей 7-10 лет с различными типами осанки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера наблюдается снижение жизненного уровня населения, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры, ухудшение положения детей, возможности их жизнеобеспечения, развития и социализации (А.Г.Комков, 1998). Как следствие этого происходит снижение уровня здоровья, физического развития, физической и функциональной подготовленности детей и подростков (Л.И.Лубышева, 1996; А. Д. Димитриев, 1996; В. П. Моченов, 1997; Ю. Н. Вавилов, А. Ю. Вавилов, 1997; Л. А. Семенов, С. В. Исаков, 1998).

Не случайно в отечественных и зарубежных исследованиях всё больший интерес проявляется к проблеме адаптации развивающего детского организма к умственным и физическим нагрузкам (Р.А.Абзалов, 1971, 1985; С. В. Хрущев, 1980; Р. А. Шабунин, 1981; Ф. Г. Ситдиков с соав., 1986; Ю. С. Ванюшин, 1986; С. И. Русинова, 1989; А. В. Крылова, 1990; Н. И. Шлык, 1991; И. О. Тупицин, И. Г. Андреева, 1998).

Среди встречающихся отклонений в состоянии здоровья и физического развития учащихся, значительное место занимают различные функциональные нарушения осанки и деформации свода стопы. Частота таких нарушений среди школьников составляет от 50 до 85% обследуемых детей (А.А.Путилова, 1967; Е. Н. Аксёнова, 1973; А. Д. Дубогай, 1973; Р. И. Слугин, 1974, В. А. Арсланов, 1985; Г. В. Егоркин, 1996 и др.). Известна связь запущенных форм нарушений осанки с состоянием функционирования других систем, которые негативно отражаются на их деятельности. В числе их сердечно-сосудистая система, аппарат внешнего дыхания, зрение и др. (З.В. Нахрова, 1969; В. Б. Овсянников, 1974; З. А. Ляндрес, О. П. Зайдель, 1977; Л. Н. Волгина, 1986 и др.).

Различные виды отклонений осанки, так или иначе, связаны с позвоночником — основой человеческого тела, его фундаментом. От формы позвоночника, его длины, строения зависит внешний вид, рост и анатомическое строение. Эволюционное биомеханическое и анатомическое строение и развитие опорно-двигательного аппарата позволяют ему * обеспечивать согласованное функционирование своих многочисленных звеньев, создавать условия работы другим системам и организму в целом. В то же время, являясь частью функционирующего организма, опорно-двигательный аппарат, и особенно его основа — позвоночник, нуждаются в пристальном наблюдении за его состоянием, так как морфологический статус человека во многом предопределяет его функциональные возможности (Г.С.Туманян, Э. Г. Мартиросов, 1976).

Повышение прочности позвоночника к вертикальным нагрузкам обеспечивают существующие в нормальном позвоночнике физиологические искривления в виде шейного лордоза, грудного кифоза и поясничного лордоза. Детскому позвоночнику свойственна наибольшая степень мобильности и физиологическая нестабильность. Вследствие чего на всем периоде роста опорно-двигательного аппарата в процессе его развития под воздействием различных факторов могут формироваться нежелательные отклонения от нормы внешних признаков осанки, характеризующих ее как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскости. Среди наиболее значимых факторов, влияющих на состояние осанки, для детей младшего школьного возраста могут быть: недостаточное физическое развитиенизкая двигательная активностьотсутствие сформированных навыков правильной осанки и неблагоприятные условия окружающей среды (А.Н.Буровых, 1967; М. В. Антропова, 1976; В. Д. Чаклин, Е. А. Абальмасова, 1973; С. В. Хрущёв, 1978; В. С. Шаргородский, 1980; И. Д. Ловейко, 1982; П. С. Брэгг, Р. Нордемар, 1994).

В условиях интенсификации учебно-воспитательного процесса, возрастающего информационного поля, умственных и физических нагрузок, воздействия эколого-экономических условий на развитие детского организма и здоровья становится очевидным и необходимым поиск наиболее рациональных средств и методов организации жизнедеятельности детей и подростков.

В связи с выше изложенным, нам представляется весьма актуальными: исследования, направленные на дальнейшее изучение анатомо-физиологических и возрастно-половых особенностей состояния и развития опорно-двигательного аппарата (ОДА), совершенствование методических основ изучения и диагностики состояния осанкиразработки четких критериев классификации типов осанки и ее оценки, совершенствование методик коррекции выявляемых отклонений ОДА, исследования важнейших физиологических систем организма, в зависимости от состояния осанки.

Целью настоящей работы является: изучение анатомо-типологических особенностей физиологических изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости, и на их основе исследование состояния опорно-двигательного аппарата и внешнего дыхания у детей 7−10 лет.

Задачи исследования:

1. Изучить возрастно-половые особенности состояния внешних признаков осанки во фронтальной и сагиттальной плоскости у детей младшего школьного возраста.

2. Определить характерные признаки типов осанки по физиологическим изгибам позвоночника в сагиттальной плоскости в зависимости от его длины.

3. Разработать качественные и количественные оценочные шкалы для классификации типов осанки детей 7−10 лет.

4. Выявить распространенность нарушений осанки во фронтальной и сагиттальной плоскости у школьников.

5. Изучить состояние, развитие и подготовленность свода стопы при различных силовых нагрузочных режимах у детей 7−10 лет.

6. Исследовать состояние вентиляции легких по показателям внешнего дыхания у детей 7−10 лет с различным типом осанки.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что впервые:

1. Изучены возрастно-половые особенности состояния естественных, физиологических изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости в зависимости от его длины у детей 7−10 лет.

2. Разработана и представлена классификация типов осанки и критерии количественной и качественной оценки сагиттальных физиологических изгибов позвоночника для детей младшего школьного возраста.

3. Исследовано состояние ОДА и функции вентиляции легких по показателям внешнего дыхания в зависимости от типа осанки.

4. Показано, что в период роста и развития опорно-двигательного аппарата, данные, характеризующие длину позвоночника и величины шейного и поясничного лордозов, являются основными, информативными источниками для классификации типа осанки и оценки ее состояния.

5. Выявлена частота распространенности классифицируемых типов осанки по состоянию физиологических изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости.

6. Установлено, что у детей с отклонениями шейного изгиба позвоночника наблюдаются наименьшие значения лёгочных объёмов по сравнению с детьми, не имеющими нарушений и детьми с изменениями осанки в поясничном отделе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Классификацию типов осанки, учитывающую возможные варианты её состояния необходимо систематизировать на основе естественных физиологических изгибов позвоночника и его длины.

2. При изменении внешних признаков осанки в сагиттальной плоскости выявляется положительная корреляционная связь между показателями шейного, поясничного лордозов и внешнего дыхания.

Научно-практическая значимость. Полученные данные достаточно большой выборке детей 7−10 лет (1104), характеризующие состояние и уровень развития у них физиологических сагиттальных изгибов позвоночника в зависимости от его длины, пола и возраста, позволили разработать классификацию типов осанки и критерии оценки классифицируемых признаков. Разработанные оценочные шкалы типов осанки позволяют по данным длины позвоночника, величине шейного и поясничного лордоза классифицировать тип осанки, что дает основание более углубленно и конкретно оценивать состояние позвоночника, дифференцированно подходить к выбору лечебно-педагогических мер.

Результаты настоящего исследования расширяют представление о возрастно-половых особенностях состояния опорно-двигательного аппарата и функции внешнего дыхания детей 7−10 лет в период их адаптации к режиму обучения в школе. Они также могут использоваться в теоретических и практических курсах по возрастной физиологии, физиологии спорта, биомеханике, врачебном контроле, спортивной медицине, теории и методике физического воспитания, валеологии. Сведения, характеризующие индивидуальные типологические особенности осанки, могут использоваться при ориентации детей к занятиям конкретным видом спорта, позволяют с большей степенью достоверности проводить раннюю диагностику состояния осанки, осуществлять ее классификацию, целенаправленно проводить коррекцию отклонений в ОДА и его функционального состояния, дифференцировать нагрузочные режимы при использовании физических упражнений.

Апробация работы. Основные результаты исследования доложены и представлены на: итоговых научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Казанского педагогического университета (19 951 998гг.) — первой Всероссийской конференции «Научно-методические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи», г. Екатеринбург, 1996 г.- Всероссийском симпозиуме и школе-семинаре молодых ученых и учителей «Растущий организм: Адаптация к физической и умственной нагрузке», г. Казань, 1998 г.- научно-практической конференции «Школьное образование и здоровье», г. Казань, 1996, 1998 гг.

Реализация результатов исследования. По материалам диссертации опубликовано 10 работ. Материалы диссертации используются: на занятиях по физическому воспитанию и возрастной физиологии в учебно-тренировочном процессе и врачебном контроле в Казанском педагогическом университете, в Камском институте физической культуры г. Н.Челны, а также в школах № 8, 12, 143 г. Казани на уроках валеологии, биологии и физической культуры.

Структура диссертации. Диссертация объемом 173 страниц состоит из введения, обзора литературы, описания организации и методов исследования, результатов исследования и их обсуждения, заключения, выводов, списка используемой литературы.

Список литературы

включает 278 названий, из них 246 -отечественных авторов, авторов из ближнего зарубежья и 32 иностранных авторов. Диссертация содержит 29 рисунков и 19 таблиц.

ВЫВОДЫ:

1. Состояние физиологических изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости необходимо оценивать с учётом показателя его длины.

2. На основе сочетания показателей изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости (шейного и поясничного лордозов) классифицированы 9 типов осанки: 1 -средний- 2 — выпрямленный- 3 — лордотический- 4 — кифотический- 5 — сутуловатый- 6 — шейно-лордотический- 7 — шейно-выпрямленный- 8 поясничнолордотический- 9 — пояснично-выпрямленный.

3. Средний тип осанки, характеризующийся умеренно выраженными шейным и поясничным лордозами (М±-0,756) выявляется у 30% детей 7−10 лет. Отклонения сагиттальных изгибов позвоночника в шейном и поясничном отделах от средних величин (> или < М+0,750) обнаруживается у 70% школьников младшего возраста.

4. С возрастом, как у мальчиков, так и девочек выявляется достоверное увеличение глубины поясничного лордоза (Р< 0,01−0,001), а развитие шейного лордоза происходит неравномерно, причём половые различия в первом случае проявляются у детей 8−10 лет (Р< 0,01), а во втором — у детей 7−9 лет (Р<0,05−0,001).

5. Высокий уровень асимметрии (М+т) надплечий и углов лопаток выявляется у детей с шейно-лордотическим, сутуловатым, выпрямленным типами осанки (от 7,9 до 11,0 мм), а отклонения позвоночника от вертикали и его изгиба в правую или левую сторону — у детей с пояснично-лордотическим, лордотическим, шейно-выпрямленным, кифотическим (от 8,7 до 14,4 мм).

6. Средний показатель уплощенности свода стопы детей 7−10 лет находится на уровне 43,4−49,5%. С возрастом показатель уплощенности на 1 кг массы тела у девочек достоверно снижается от 0,87 до 0,3%/кг, у мальчиков — от 0,6 до 0,3%/кг (Р< 0,001), а функциональная её подготовленность улучшается.

7. Положительные корреляционные связи между лёгочными объёмами (ДО, ФЖЕЛ, ОФВ1, РОвд) и шейным лордозом отмечаются у детей с сутуловатым, шейно-лордотическим, шейно-выпрямлеными, кифотическим типами осанки, а у школьников с пояснично-лордотическим, пояснично-выпрямленным типами осанки между показателями скорости воздушного потока (МОС25, МОСбО, СОС 25−75,СОС75−85) с поясничным лордозом (г=0,6−1,0).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Нам представляется, что результаты исследования: физического развитиявнешних признаков осанки, характеризующих её состояние во фронтальной плоскостифизиологических изгибов позвоночника в сагиттальной плоскоститипологических особенностей осанкиразвития и подготовленности свода стопыфункции внешнего дыхания у детей младшего школьного возраста можно рекомендовать для практического использования во врачебно-педагогической практике.

1. Медицинским работникам, детским тренерам по спорту и педагогам. При анализе и оценке состояния физического развития детей необходимо учитывать длину позвоночного столба, т.к., без её учёта искажается истинное его состояние внешних признаков осанки. Измерять длину позвоночника удобнее курвиметром, а характеризовать предложенными нами пятью качественными и количественными оценками (см. таб. 5).

2. Для характеристики, оценки и классификации индивидуальных типологических признаков осанки детей необходимо измерять как минимум три показателя: длину позвоночника (в см), величину шейного и поясничного лордозов (в мм), а определять тип осанки по нашей классификации (см. рис .3 -11).

3. Степень выраженности отклонений внешних признаков осанки, характеризующих её во фронтальной плоскости, рекомендуем определять по составленным нами качественным и количественным оценкам (см. таб. 11,12).

4. При отборе детей для занятий конкретным видом спорта необходимо учитывать индивидуальный тип осанки, классифицируемый нами.

5. Учителям в школе и инструкторам по лечебной физической культуре. При планировании, организации и проведения занятий лечебной гимнастике, направленных на коррекцию отклонений ОДА, необходимо учитывать конкретную количественную и качественную характеристику внешних признаков осанки во фронтальной, сагиттальной плоскостях.

6. Детям, имеющим уплощённый и плоский свод стопы, для его укрепления и улучшения подготовленности рекомендуются нагрузки, как циклического, так и силового воздействия. При этом последние должны быть кратковременными и не превышать силы, создаваемой массой собственного тела.

7. Для повышения функциональных возможностей аппарата внешнего дыхания детей с шейно-лордотическим, кифотическим, сутуловатым и пояснично-лордотическим типами осанки необходимо в занятия физическими упражнениями включать корригирующие движения направленные на уменьшение шейного и поясничного лордозов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.A. Движение и развивающееся сердце. М.: МГПИ, 1985.90 с.
  2. P.A. Изучение некоторых функциональных особенностей детского сердца и его регуляторных механизмов в условиях различных двигательных режимов: Дис.. канд. биол. наук. Казань, 1971. — 168 с.
  3. Л.И. Проблемы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков // В кн. Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков. М., 1980. — С.7−15.
  4. Р.У. Материалы по изучению осанки ереванских школьников: Автореф.дис.. канд.мед.наук. Баку, 1963. -27с.
  5. В.И. Оптимизация функционального состояния младших школьников на уроке с помощью чередования рабочих поз // Гигиена и санитария. -1988.-№ 11.-С. 75−76.
  6. E.H. Нарушение осанки у школьников младших классов // Мед. проблемы физической культуры. Вып. 3. Киев, 1973. — С.42−45.
  7. О.Н. К вопросу об осанке человека: Дис.. канд.пед.наук. М, 1948.-113с.
  8. А.П., Давыдов Б. Н., Перевощикова Н. К. Показатели внешнего дыхания у здоровых школьников // Здоровый ребёнок: Материалы конф. врачей акушеров, гинекологов и пёдиатров. Кемерово, 1972. — С. 141.
  9. Н.В., Мещенко В. М. Материалы по географическому распространению сколиозов в южной части Восточной Сибири // Сколиоз. М., Медицина, 1974. — С.200−204.
  10. М.Н. Физическое воспитание детей раннего возраста. Киев: Здоровье, 1978. — 163с.
  11. A.A. Анатомия ребёнка. Бухарест: Мередиане, 1970.363с.
  12. B.B. К вопросу о профилактике и коррекции нарушений осанки и аномалий позвоночника у школьников: Автореф.дис.. канд.мед.наук. -М., 1955. 12с.
  13. В.В., Терентьева Г. В. Средние величины естественных изгибов позвоночника у детей 4−16 лет // Тр. Первого Всеросс. съезда детск. врачей, 14−19 дек. 1959 г. / Под ред. Н. Н. Григорьева. М.: Медгиз, 1961. — С.278−281.
  14. М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1977.335с.
  15. М.В., Кольцова М. М., Семёнова Л. К. Морфофункциональные особенности детей 6 лет и гигиенические рекомендации по режиму их обучения // Новые исследования по возрастной физиологии. 1976. — № 1. — С.5−8.
  16. Г. И. К вопросу изучения состояния осанки у школьников г.Тбилиси // Актуальные проблемы гигиены обучения и воспитания школьников. -Минск, 1974.-С.12.
  17. Г. И. Осанка школьников в подготовительных и первых классах // Физиология развития человека. М., 1976. — С.98.
  18. В.А. Осанка, рабочая поза и здоровье: Учеб. пособие. -Казань, 1987.-84с.
  19. В.А. Особенности осанки в учебной деятельности школьников младшего возраста и их влияние на функциональное состояние некоторых систем организма. Автореф. дис.. канд.биол. наук. Казань, 1979. -26 с.
  20. В.А. Педагогические условия формирования осанки школьников младшего возраста в учебной деятельности: Дис.. канд.пед.наук. -Казань, 1985. -241с.
  21. В.А. Тонометрия мышц при нарушениях осанки // Растущий организм в условиях мышечной деятельности: Межвуз.сб. Казань, 1990. — С.13.
  22. В.А., Петрова P.C. Состояние осанки городских и сельских школьников младшего возраста по показателю развития свода стопы // Вегетативные показатели адаптации организма к физическим нагрузкам: Мужвуз.сб.науч.тр. Казань, 1984. — С. 19−26.
  23. В.А., Арсланова Л. М. Методические основы комплексного решения проблемы воспитания осанки // Организационно -педагогические условияэколого-нравственного воспитания / Материалы респуб. науч. практ.конф. -Казань, 1995.-С.15.
  24. Л.М. Стопа и сердце при физических нагрузках у студентов с различным уровнем здоровья: Дис.. канд.биол.наук. Казань, 1996. — 184с.
  25. Л.М. Состояние стопы и опорно-двигательного аппарата студентов, корреляционные связи // Материалы науч. конф. молодых учёных и специалистов КГПУ. Казань, 1995. — С. 12.
  26. Л.П. Профилактика и лечение нарушений осанки у дошкольников в условиях детских садов: Автореф.дис.. канд.мед.наук. Рязань, 1971.-14с.
  27. В.А., Башкинова Р. Ф., Мататсаев К. Организация раннего выявления сколиозов и нарушений осанки у учащихся музыкальной школы г.Ташкента // Материалы итог.науч. сессий / Узбекист. НИИ травматологии и ортопедии. Ташкент, 1971. — С.8−10.
  28. Т.А. Внешнее дыхание и газообмен у здоровых детей и подростков в связи с особенностями морфофункционального развития // Материалы 6-го съезда дет. врачей Грузии. 1987. — Т.1. — С.95.
  29. В.Ф. Зрение у детей: Проблемы развития в условиях НТР. -Новосибирск, 1991. 140с.
  30. А.И., Мизинова Н. Г. Особенности изменения функции внешнего дыхания у детей, адаптирующихся к школе // Сб.науч.тр. Новосибирск, 1985. -С.27−28.
  31. В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. М.: Медицина, 1973. — 222с.
  32. В.Е. Влияние веса тела и мышечных сил на формирование физиологических изгибов позвоночника // Ортопедия, травматология и протезирование. 1973. — № 2. — С.45−49.
  33. В.И., Громова З. П., Егорова Т. И. Гигиенические требования к оборудованию школьного здания, ПТУ и пионерского лагеря // Школьная гигиена. -М., 1983.-С.122−126.
  34. М.А., Родинова Н. Н., Комиссарова И. А. Некоторые показатели внешнего дыхания здоровых детей школьного возраста // Вопросы охраны материнства и детства. М.: Медицина, 1964. — Т.90, № 4. — С.47.
  35. Н.Т. Формирование осанки у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: Дис.. канд.пед.наук. М., 1968. -120с.: ил.
  36. Н.Т. Формирование правильной осанки // Физическая культура в школе. 1974. — № 2. -С.52−56.
  37. Н.С. К изучению физического развития, нарушений осанки и сколиозов у школьников в условиях юга Казахстана: Автореф.дис.. канд.мед.наук. -Алма-Ата, 1968. 19с.
  38. А.П., Лиепинь Х. Ю. Осанка, её пороки и их исправление. Рига, 1963.
  39. A.A. Исследование функции внешнего дыхания: Метод.пособие. -Минск, 1955. 106с.
  40. А.Н. Лёгочные объёмы здоровых детей 5−16 лет // Педиатрия. -1970. № 6. — С.46−50.
  41. М.П., Шалаев Е. П. Использование отечественных спирографов для исследования функции внешнего дыхания методом анализа петли «поток -объем» с применением ЭВМ // Военно-мед. журнал. 1991. — № 10. — С.34−36.
  42. П.С., Нордемар Р. Позвоночник ключ к здоровью. — СПб.: Лейла, 1994.-336с.
  43. В.В. Размеры и формы позвоночника человека и их измерения в период роста // Ученые записки МГУ. Антропология. М., 1940. — Вып.34. — С.143−145.
  44. А.Н. Изменение функции внешнего дыхания у детей с нарушениями осанки // Материалы 10-й науч. конф. по возрастной физиологии и биохимии. Т. 2. Ч. 1.-М., 1971.-С. 112−113.
  45. А.Н. Профилактика и коррекция нарушений осанки в режиме дня школ (интерната): Дис.. канд.пед.наук. М., 1967. -223с., 45л. ил.
  46. А.И., Зародин Н. В. Возрастно-половые особенности показателей внешнего дыхания у школьников младших классов // Санитария и гигиена. 1991. — № 10. — С.53−55.
  47. Ю.Н., Вавилов А. Ю. Спортивно-оздоровительная программа «Президентские состязания» (Авторский проект). Теор. и практ. физ.культ., 1997, № 6, с. 51−52.
  48. Е.М., Волощук A.C. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. Киев: Здоровья, 1988. — 135с.: ил. — (Б-ка практ. врача. Гигиена).
  49. Ю.С. Деятельность сердца и состояние симпато-адреналовой системы у мальчиков, занимающихся спортом: Дис.. канд. биол. наук. Казань, 1986.- 167 с.
  50. ЭР. Морфометрия лёгких человека. М: Медицина, 1970.1. С. 82.
  51. Г. И. К осанке сельских детей Полесья // Гигиена и санитария. -1974. № 2. — С.95−97.
  52. Г. И. Состояние осанки сельских школьников Белоруссии // Актуальные вопросы мед. обеспечения агропром.комплекса: Сб.науч.тр. Минск, 1987.-С.75−76.
  53. A.A., Яушев М. Ф., Фирсов О. В. Хронический бронхообструктивный синдром: Диагностика и опыт лечения в современных условиях. Казань: КГМУ- ГП ВЭО «Сэламат», 1997. — 107с.
  54. В.А. Нарушение дыхательного ритма у детей со сколиозом // Ортопедия, травматология и протезирование. Медицина. 1974. — № 1. — С.79−81.
  55. Л.Н. Функциональное состояние лёгочного дыхательного аппарата у детей с нарушениями осанки // Медицинские проблемы физической культуры: Респ. межвед. сб.- Киев, 1990. С.45−48.
  56. Л.Н. Физическое состояние школьников с нарушениями осанки и его коррекция: Дис.. канд.мед.наук. Киев, 1986, — 187с.: ил.
  57. P.P. Практическое руководство по ортопедии. Л.: Медгиз, 1930. — С.211−219.
  58. В. Плоскостопие у детей школьного возраста. Докл. науч.конф. анатомов гистологов и эмбриологов Эстонии, Латвии и Литвы. Тарту. 1973. — С.77−80.
  59. С.И. Физиологические особенности детей: Пособие для студ. фак. естествознания пед. ин-тов. М: Просвещение, 1965. -243с.
  60. В.А., Бабаев A.M., Яшина В. Н. Типология осанки человеческого тела в процессе онтогенеза и геронтогенеза // Тез. 49-й итог.науч.конф. / Астрахан.мед.ин-т. Астрахань, 1967. — С.98−100.
  61. П.И., Булгакова Е. С. Изгибы позвоночника и типы осанки у детей // Антропологичекий журнал. 1936. — № 3. — С. 4.
  62. Н.В. Неправильные привычные позы у детей, как фактор, способствующий образованию сколиозов у детей // Тез. материалов 4-й науч.конф. по вопросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1959. — С.95−97.
  63. С.М. К дискуссии об оценке физического развития детей и подростков // Гигиена и санитария. 1967. — № 4. — С.7.
  64. С.Н. Оценка здоровья детей и подростков при массовых осмотрах // Вопросы охраны материнства и детства. 1973. — № 7. — С.3−7.
  65. В.А. Влияние учебных занятий в режиме динамических поз на психофизиологическое развитие детей младшего школьного возраста: Дис.. канд.биол.наук. Красноярск, 1995. — 171с.
  66. Н.И., Семёнов Л. К. Адаптационные возможности позвоночника и профилактика нарушений осанки у детей разного возраста: Аспекты адаптации // Материалы межвуз. симпозиума / Под ред. проф. А. П. Сорокина. Горький, 1973. -С.124−125.
  67. B.C., Коц Я.М., Шик Л. Н. Регуляция позы человека. М.: Наука, 1965.-256с.
  68. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. З / Под ред. И. А. Бодуэна де Куртдне. М., 1955.
  69. А.Г. Основные проблемы клинической физиологии и патологии дыхания в спортивной медицине. В кн.: Дыхание и спорт. Материалы XV всесоюзн. науч.конф. по спортивной медицине. — М., 1971, с. 3 -22.
  70. А.Н. Нарушения осанки у детей // Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1981. — С. 125.
  71. С.Д. Профилактика дефектов осанки и сколиоза у детей. -Орджоникидзе: ИР, 1988. -79с.: ил.
  72. Г. П., Лазуренко Н. П. Нарушение осанки у детей, их причины и профилактика // Актуальные вопросы профилактики: Материалы 10-й науч.-практ. конф. / Отв.ред. К. С. Тереновой. Ворошиловград, 1978. -453с.
  73. А.Д. Современные проблемы здоровья школьников // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. док./ Междунар. науч.-прак. конф. Ижевск, 1996. — С. 150−151.
  74. Л.Д. К оценке функционального состояния подростков с начальной сколиотической деформацией в период производственного обучения.: Дис.. канд. биол. наук. Свердловск, 1972. — 135с.: ил.
  75. Л. Д., Федорова Г. Г. Адаптация внешнего дыхания к нагрузке у здоровых подростков и подростков, имеющих сколиоз // Мышечная деятельность в норме и патологии. Горький, 1973. — С. 35−36.
  76. С.Б. Влияние статической нагрузки на сердечно-сосудистую систему детей младшего школьного возраста: Дис.. канд. биолог, наук., — М., -1987.-191с.: ил.
  77. Должные величины кривой поток объем форсированного выдоха у детей 6−16 лет / Н. С. Ширяева, Б. П. Соловьев, В. А. Марков, А. Ю. Переверзева // Вопросы охраны материнства и детства. — 1990. — № 9. — С.8−11.
  78. А.Д. Влияние различных двигательных режимов на функциональное состояние школьников младших классов с нарушениями осанки // Мед. пробл. физ. культуры. Вып.З. Киев, 1973. — С.109−116.
  79. А.Д. Морфофункиональные показатели и двигательные возможности учащихся младших классов с разными типологическими особенностями. В сб.: Охрана здоровья детей и подростков. Вып. 13. 1983, с. 2326.
  80. П.Л., Федосов В. М. Форма шейного отдела позвоночника в разные возрастные периоды //Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. 1989. -Т.96, Вып.5. — С.35−37.
  81. Заболевание и повреждения позвоночника у детей и подростков / Андрианов В. Л., Баиров Г. А. Садафьева В.М. Райе Р. Э. Л.: Медицина, 1985. -С. 120−134.
  82. .Л. Распространенность нарушений осанки и сколиоза у детей школьного возраста. В кн.: Труды института (Казанский научно-исследовательский ин-т травматологии и ортопедии). — 1969, т. 14, с.19−22.
  83. М.Ф. Анатомия человека. Т.1. М.: Физкультура и спорт, 1965.-С.338−367.
  84. И. Г. Социально-гигиенические аспекты методики, пропаганды формирования правильной осанки у детей: Автореф.дис.. канд.мед.наук. М., 1971. — 17с.
  85. И.Г. Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста // Вопр. охраны материнства и детства. 1973. — Т. 18, № 3. — С.90.
  86. И.Г. Формирование правильной осанки у детей и санитарно-просветительская работа: Метод.письмо. М., 1971. — 16с.
  87. Изменение физической работоспособности школьников 7−17 лет с возрастом и в течение учебного года / Ситдиков Ф. Г., Русинова С. И., Крылова A.B., Самигуллина Г. Х. // Функции двигательного аппарата человека и животных -Казань, 1986.-С. 148−154.
  88. В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников. Л.: Медгиз, 1963. — 64с.: ил.
  89. А.Н. Физиологические закономерности развития утомления у школьников разного возраста // Вопросы возрастной физиологии. М., 1962. -С.181−190.
  90. Ф.Н., Нахрова З. В. Внешнее дыхание у большых сколиозом // Ортопедия, травматология и протезирование. 1964. — № 5. — С.33−36.
  91. А.И., Кон И.И., Беленький В. Е. Сколиоз. М.: Медицина, 1981.272с.
  92. А.Ф. Восстановительное лечение при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата. М.: Медицина, 1969. — 404с.
  93. А.Ф. Предупреждение дефектов осанки у детей младшего возраста //Дошкольное воспитание. 1973. — № 9. — С.54−57.
  94. Г. М. Внешнее дыхание и некоторые показатели гемодинамики у больных сколиозом до и после коррегирующих операций на позвоночнике: Дис.. канд. мед. наук. М., 1969. — 230с.: ил.
  95. Н.Б. Профилактика нарушений осанки у школьников // Медицинская сестра. 1961. — № 1. — С.42−50.
  96. Н.Б. Функциональные изменения у учащихся 7−11 лет при использовании разных типов школьной мебели // Вопросы школьной гигиены. М.: Просвещение, 1967. — С.77−79.
  97. Ю.Н. Таблицы расчетов функциональных показателей внешнего дыхания у детей Краснодарского края и Адыгейской автономной области: Метод, пособие. Краснодар, 1986. — 32с.
  98. Р. Ф. Зильбер H.A. Методологические особенности показателей кривой поток-объем у лиц моложе 18 лет // Пульманология. 1994. — № 2. — С. 17−21.
  99. Н.Е., Николаева Т. И. Показатели осанки и гибкости у школьников // Проблемы физиологии развития. М., 1976. — С.112.
  100. З.П. Методические указания для определения осанки детей школьного возраста измерительным способом и основные принципы методики лечебной физкультуры для восстановления правильной осанки. Харьков, 1955. -с.55.
  101. З.П. Осанка детей школьного возраста и восстановление ее при отклонениях методом ЛФК: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Харьков, 1952. -12с.
  102. А.З. Кислородные режимы организма ребенка и подростка. -Киев: Наук, думка, 1973. 320с.
  103. И. Профилактика нарушений осанки // Начальная школа. -1974. № 7.-С.67−69.
  104. А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников. Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 6. С. 2−7.
  105. В.К. Осанка учащихся в школе и ее воспитание // Изв. АПН РСФСР.-М" 1949. Вып. 23. -С. 119−128.
  106. В.К., Ловейко И. Д. Руководство по коррегирующей гимнастике. Киев, 1948.
  107. Т.С. Методика исследования и таблицы для оценки физического развития детей и подростков Молдавии. Кишинев, 1966. — 99с.
  108. A.B. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой системы школьников 11−16 лет: Дис.. канд. биол. наук. -Казань, 1990.-260 с.
  109. И.А. Медицинские аспекты физического воспитания детей в разные возрастные периоды II Физическая культура и здоровье детей и подростков. -М&bdquo- 1966. -С.7−18.
  110. В.К., Любимов Г. А. Каменева М.Ю. Динамика сопротивления потоку воздуха в фазу его нарастания в процессе форсированного выдоха при различных нарушениях механики дыхания // Пульманология. 1995. — № 4. — С.36−41.
  111. Т.Д. Возрастные изменения физиологии дыхания у детей от рождения до 14 лет // Современные проблемы физиологии дыхания. Куйбышев, 1980. — С.91−98.
  112. Т.Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков. -М.: Медицина, 1986. 128с.
  113. Т.Д., Назарова Н. Б. Исследование внешнего дыхания и газового состава крови у детей. М.: Медицина, 1976. — 176с.: ил.
  114. М.И. Профилактика и лечение сколиозов // Вопросы ортопедии и травматологии детского возраста. М., 1958. — С.235−240.
  115. А.Л., Латыпов H.A. Вопросы этиологии и оперативного лечения сколиоза: Учеб. пособие. Казань: Тат.кн. изд-во, 1988. — 78с.
  116. A.B. Лечебная физическая культура для детей со сколиозами и другими нарушениями осанки: метод, рекомендации для врачей и инструкторов ЛФК. СПб.: Форум-Пресс, 1997. — 16с.: ил.
  117. И.Н., Маринова К. В., Каплун Э. Г. Анатомия и физиология детского организма / Под общ. ред. И. Н. Леонтьевой. М.: Просвещение, 1976. -239с.
  118. Г. Т., Коваль Д. Е. Обоснование лечебно-профилактических мероприятий по предупреждению порочных осанок и сколиоза у дошкольников // Современные проблемы лечения и реабилитации: Тез. докл. XI республ. науч. конф. Киев, 1979. — С.249−250.
  119. И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. Л.: Медицина, 1982. — 143с.: ил.
  120. И.Д. Формирование осанки у школьников: Пособие для учителей и школьных врачей. М.: Просвещение, 1970. — 95с.
  121. Л.И. К проекту организации нового Всероссийского детско-юношеского физкультурно-спортивного движения «Президентские состязания». Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 10, с. 63.
  122. Т.И. Методика обследования осанки школьников // Тр. / Киргиз, мед. ин-т. 1962. — T.XVI. — С.58−62.
  123. Т.И. Провилактика и лечение нарушений осанки и деформаций позвоночника у школьников г.Фрунзе: Автореф. дис.. канд.мед.наук. Фрунзе, 1965.-25 с.
  124. Т.И. Профилактика и лечение нарушений осанки и деформаций позвоночника у школьников г.Фрунзе // Актуальные вопросы физиологии и патологии детского возраста: Тр. / Киргиз.мед.ин-т. Фрунзе, 1970. — Т.80. — С.53−57.
  125. Т.И. Профилактика и лечение нарушений осанки и деформаций позвоночника у учащихся I-IV классов. / Советское здравоохранение Киргизии, 1965, № 2, с.40−45.
  126. З.А., Зайдель О. П. Нарушения осанки и сколиозы у детей, их профилактика и функциональное лечение // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. М.: Медицина, 1977. — № 3. — С.22−25.
  127. З.А., Закревский Л. К. Оперативное лечение сколиозов у детей. Л.: Медицина, 1967. — 205с.
  128. М.Н., Аркачеев А. И. Внешнее, тканевое дыхание и газообмен у больных сколиозом // Ортопедия, травматология и протезирование. 1983. — № 12. -С.47−51.
  129. М.Н., Капустина Г. М. Влияние коррегирующих операций на внешнее дыхание и гемодинамики у больных сколиозом // Сколиоз. М.: Медицина, 1972. -С.101−107.
  130. Е.В. Электрофизиологическая характеристика состояния мышечной и нервной системы при сколиозах у детей: Автореф. дис. д-ра мед. наук. Минск, 1967.
  131. Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР / Под ред. Ю. А. Ямпольской. М.: Медицина, 1977. -493с.
  132. Методические рекомендации по нормативам физического развития детей школьного возраста Ленинграда / Сост. И. С. Гильбо, М. М. Дуб, С.И.Огрызко- Под ред. И. В. Лапина. Л., 1978. — 43с.
  133. И.А. Гигиена обучения и нарушение осанки у детей школьного возраста // Охрана здоровья детей и подростков: Сб. Киев, 1978. — Вып.9. — С.23−27.
  134. И.А. Некоторые особенности формирования осанки у детей младшего школьного возраста // Материалы 10-й науч. конф. по возр. морфологии, физиологии и биохимии / Под ред. акад. А. А. Маркосяна. М., 1971. — Т.2, 4.2. -С.38−39.
  135. И.А. Анатомо-рентгенологическая характеристика и патогенез сколиоза: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. М., 1963. — 34с.
  136. И.А. Морфологические предпосылки к проблеме сколиоза // Ортопедия, травматология и протезирование. 1982. — № 5. — С.40−41.
  137. И.А., Риц И.А. Рентгено-диагностика и принципы лечения сколиоза. М.: Медицина, 1969. — 390 с.
  138. К.А. Комплексное лечение сколиоза у детей школьного возраста // Вопросы травматологии и восстановительной хирургии: Сб. -Новосибирск, 1957. С.88−93.
  139. В.П. К проблеме разработки и реализации спортивно-оздоровительной программы «Президентские состязания». Теор. и практ. физ. культ., 1977, № 1. с. 61−62.
  140. С.П., Халетова С. С., Сергеев B.C. профилактика сколиозов и дефектов осанки школьников г.Йошкар-Ола // Казанский медицинский журнал. -1980. -Т.61, № 1. С.71−72.
  141. Ю.С. Физиологическое обоснование режима ежедневной двигательной активности учащихся младших классов общеобразовательной школы: Дис.. к.б.н.-М. 1986.-185 с.
  142. Л.Б., Димов Д. П. Антропометрические данные и функциональная оценка внешнего дыхания у лиц молодого возраста с воронкообразной грудной клеткой // Военно-медицинский журнал. 1979. — № 5. — С.64−68.
  143. З.В. Внешнее дыхание у больных сколиозом: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Казань, 1969. — 13с.
  144. В.П. Нарушение осанки и понижение остроты зрения у школьников младших классов г.Киева // Охрана здоровья детей и подростков. Вып.1. Киев, 1970.-С.78−80.
  145. Е.К., Волков М. В., Каптелин А. Ф. Выявление и раннее лечение дефектов осанки и сколиозов у детей // Хирургия. 1963. — № 4. — С. 109 114.
  146. Л.П. Методы установления средних контуров тела и определенных отклонений от них // Антропологический журнал. 1934. — № 3. -С.26−29.
  147. Н.И., Богданов О. В. Характеристика мышечной активности школьников в норме, при нарушениях осанки и сколиозе // Физиология человека. -1986. Т. 12, № 5. — С.777−783.
  148. В.А. Особенности анатомо-функционального состояния позвоночника при нарушениях осанки во фронтальной плоскости и начальных формах сколиоза: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Л., 1987. — 21с.
  149. В.Б. Исследование бронхиальной проходимости у школьников со сколиозом и нарушением осанки // Здравоохранение Белоруссии. -1976. -№ 2. -С.52−54.
  150. В.Б. Состояние гемодинамики и функции внешнего дыхания у больных сколиозом при комплексном консервативном лечении: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Минск, 1975. — 24с.
  151. В.Б. Характеристика некоторых показателей механографии у детей и подростков со сколиозом // Ортопедия, травматология и протезирование. -1973.-№ 8.-С.59−62.
  152. В.Б. Состояние гемодинамики и функции внешнего дыхания у больных сколиозом при комплексном консервативном лечении: Дис.. канд. мед. наук. Минск, 1975. — 251с.: ил.
  153. Э.Я. Влияние зрительно-двигательного стереотипа на развитие зрительного анализатора и физическое развитие у детей в процессе школьного обучения: Автореф.дис.. канд. биол. наук. Красноярск, — 1989. — 20с.
  154. Опыт организации профилактики нарушений осанки у школьников физической культурой и коррегирующей гимнастикой. / Тарасенко Г. Т., Фирсунина С. П., Шерстюк А. Д., Аксёнова E.H. // Мед.пробл.физ. культуры: Респ.межвед.сб. Вып.1. Киев, 1971. — С.86−89.
  155. Д.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей с деформациями позвоночника и грудной клетки впериод лечения физическими упражнениями: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -Киев, 1967.-20с.
  156. Д.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей с деформациями позвоночника и грудной клетки // Гипоксические и дистонические состояния, их клиника и терапия. Киев, 1967. -С.130−131.
  157. Оценка состояния здоровья и физического развития детей города Казани по центильному методу: (Методическое пособие) / Сост. А. Х. Яруллин, Г. А. Бардина, Л. Н. Титенок и др.- Под ред. А. Х. Амирова. Казань, 1993. — 60с.
  158. Оценка состояния осанки учащихся подготовительных классов и групп, обучающихся с 6-летнего возраста / Дронов И. С., Чепурной Г. И., Полещук А. Н., Орлов А. Г. // Гигиена и санитария. 1985. — № 2. — С.92.
  159. Э.Э. О возрастных особенностях внешнего дыхания у детей 715 лет в покое и при физической нагрузке // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1978. — № 1. — С.52.
  160. A.M., Ветошкин H.A., Никитин В. В. Нарушение осанки у детей школьного возраста // Сб. науч. раб. Вып. 1. Уфа, 1970. — С. 190−192.
  161. E.H., Лучко П. Я. Коррегирующая гимнастика для восстановления правильной осанки у детей на базе школ // Педиатрия. 1975. — № 10. — С.80−81.
  162. О.П., Попова Е. П. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1978. — .с.
  163. A.A., Уварова A.B. Опыт лечения и профилактики деформаций позвоночника у детей. М.: Медгиз, 1960. — 155с.: ил.
  164. Г. В., Петренко П. П. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей. Киев: Здоров’я, 1980. — 143с.: ил.
  165. А.Н. Исследование функциональных свойств стоп мальчиков 8−10 лет в связи с уровнем их физического развития // Мед. проблемы и спорт, Смоленск, 1975.
  166. Прошкене Т-И.Ю. Анатомо-физиологические особенности положения сидя, эргономическое обоснование рабочего сидения: Дис.. канд. мед. наук. -Вильнюс, 1981. -200с.
  167. A.A. К вопросу об этиологии предсколиотических состояний у детей // Ортопедия: / Сб. 1970. — Вып.6. — С.5−8.
  168. A.A., Лихварь Г. Т. Сколиозная болезнь. Киев: Здоров’я, 1975. «173 с
  169. A.A. Клиника и лечение предсколиотических состояний у детей: Автореф. дис.. докт.мед.наук. Киев, 1967. — 26 с.
  170. .Ж., Громова Л. А. Функции вентиляции и уровня физической работоспособности у здоровых школьников // Функциональные методы исследования в педиатрии. М., 1976. — С.84−85.
  171. Распространенность деформаций опорно-двигательного аппарата у школьников г. Киева / А. А. Путилова, Д. Е. Коваль, Ф. И. Бабич, И. М. Киселевич II Ортопедия: / Сб. 1968. — Вып.4. — С.4.
  172. Распространенность нарушений осанки и сколиоза у детей школьного возраста / Завьялова Т. П., Шулутко Л. И., Гиммельфарб А. Л. и др. // Тр. / Казан, науч.-исслед. ин-т. травматологии и ортопедии. Казань, 1969. — T.XIV. — С. 19−22.
  173. А.Д. Лечебная физкультура при расстройствах осанки и сколиозах школьников: Учеб.-практ. и наглядное пособие для врачей и методистов по лечебной физической культуре. М.: Медгиз, 1955. — 199с.
  174. А.Д. Методика лечебной физической культуры при сколиозах и расстройствах осанки: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Л., 1954. — 14с.
  175. С.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой системы детей младшего школьного возраста в течение учебного года: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Казань, 1989. -21 с.
  176. В.Н., Долженко Т. А. Возростно-половые нормативы некоторых показателей функции внешнего дыхания у детей 6−15 лет: Метод.письмо. Горький, 1967.-5с.
  177. О.Н. Влияние режима дня на развитие сколиотической осанки у учащихся подростков // Охрана здоровья детей и подростков. 1971. — Вып.З. -С.16−18.
  178. Л.А., Исаков C.B. Основы организации мониторинговой системы диагностики спортивной пригодности детей. Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 7, с. 2−4.
  179. Г. И. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М.: Медицина, 1979. — С.79−82.
  180. Р.В. Гигиеническое знание двигательной активности школьников: Дис.. д.м.н. Таллин, 1968. — 466 с.
  181. М.И., Тычинин В. А. Сколиотическая болезнь и ее профилактика // Ортопедия: / Сб. 1970. — Вып.6. — С. 14−24.
  182. А.П., Рехницкий А. Я. Деформации скелета у детей. М.: Медицина, 1975. — 47 с.
  183. P.A., Кибиша Р. И. Влияние положения тела на периферическое кровообращение человека // Достижения теории и практики учения о моторно-висцеральных рефлексах. Вильнюс, 1972. — С.76.
  184. В.И. Изменение осанки во фронтальной плоскости у детей по данным флюорографии // Педиатрия. 1974. — № 11. — С.71−75.
  185. Н.М. Из опыта работы по профилактике нарушений осанки у детей // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. -1970. -Вып.4. С.343−346.
  186. Н.М. К вопросу о профилактике и лечении нарушений осанки у детей // Научные основы физической культуры и спорта: Материалы 2-й поволжской конф. Куйбышев, 1971. — С. 101−102.
  187. О.В. Социально-гигиенические факторы семейного уклада и состояние осанки воспитанников детских садов // Медико-социальные исследования. Рига, 1978. — С.62−65.
  188. О.В. Роль социально-гигиенических факторов в формировании нарушений осанки детей дошкольного возраста: Дис.. канд. мед. наук. Рига, 1979. -211с.: ил.
  189. В.Л. Стройность, величавость, приличие, красота. Киев: Здоров’я, 1973. — № 6. — С.14−15.
  190. П.Т., Бойко Л. И. Формирование осанки здорового ребенка // Медико-социальные аспекты развития и воспитания здорового ребенка.: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. М., 1983. — С.85−86.
  191. Г. М. Анатомический анализ движений человеческого тела. -М.: Медицина, 1964. С.26−31.
  192. Т.Б., Андреев В. М., Шаршун И. Н. современные методы исследования функции внешнего дыхания и основного обмена: Учеб. пособие. П., 1984. — 61с.
  193. Г. П. Оценка некоторых показателей физического развития и функции внешнего дыхания в зависимости от экологических условий проживания: Автореф.дис.. канд. мед. наук. Кемерово, 1984. -20с.
  194. Е.В., Болховатинова H.A. К вопросу о нарушениях осанки у первоклассников г.Белгорода//Материалы науч. конф.-Вильнюс, 1971.-С.22.
  195. Е.В., Болховатинова Н.А.Измеритель уровня плеч и лопаток для определения нарушений осанки // Детский организм и среда. Вильнюс, 1975. -С. 290−291.
  196. Г. С., Мартиросов Э. Г. Телосложение и спорт. М.: ФиС, 1976.236 с.
  197. И.О., Андреева И. Г. Сенситивные периоды развития сердечнососудистой системы. Влияние экологических и гелиометеофакторов // Материалы XVII съезда физиологов России. Ростов-на-Дону, 1998. — С. 16.
  198. В.А. Распространенность, ранее выявленная, профилактика нарушений осанки и сколиотической болезни у детей и некоторые функциональные изменения при данном заболевании: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Донецк, 1969.-21с.
  199. Е.П. Нарушение осанки и сколиотическая болезнь у детей: Изменение функции внешнего дыхания при консервативной терапии: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Ижевск, 1969. — 18с.
  200. З.А. О распространенности дефектов осанки и сколиозов среди школьников города и села в новых условиях // Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания школьников. М., 1977. — С. 102−108.
  201. Э.В. Аномалии позвоночника у детей: Руководство для врачей. -СПб., 1995.-334с.
  202. Д.А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. М.: Педагогика, 1990. -61с.
  203. В.Я. Сколиоз: (Сообщение) // Фельдшер и акушерка. 1991. -№ 8. — С.35−37.
  204. В.Я., Улещенкр В. А. Врожденные аномалии и их роль в развитии деформаций позвоночника // Тр. 4-го Всесоюз. съезда травматологов-ортопедов. М., 1982. — С.176−180.
  205. H.A. Физиология человека. 3-е изд. — М.: Просвещение: Владье, 1995. -401с.
  206. Функциональные методы исследования бронхиальной проходимости у детей // Метод. рекомендации / И. С. Ширяева, О. В. Лукина, В. С. Реутова и др. М., 1990.-22с.
  207. Х.Х. Воспитание осанки у детей. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 72 с.
  208. П.И. Методические подходы к профилактике нарушений осанки у школьников средствами биологической обратной связи // Санитария и гигиена. — 1994.-№ 7.-С.18−25.
  209. П.И. Ранняя диагностика и прогнозирование нарушений осанки у младших школьников с помощью компьютерной стабилографии // Гигиена и санитария. 1993. — № 9. — С.29−32.
  210. А.Г., Антропова М. В. Забота о здоровье детей: Из опыта работы школы продлённого дня № 710 г. Москвы. М., 1980. — 104 с.
  211. C.B. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1980. — 224с.
  212. C.B. Двигательная активность детей и оздоровительная роль физкультуры // Вопросы охраны материнства и детства. 1978. — № 2. — С.62.
  213. Н.Г. Состояние и корректировка осанки у школьников // Гигиена и санитария. 1978. — № 5. — С.40−43.
  214. Я.Л. Внимание! Ваш позвоночник. Ташкент: Медицина, 1988.303 с.
  215. H.A. Плоскостопие у детей и подростков // Амбулатор. помощь детям с ортопедическими заболеваниями. Л., 1971. — С.106−113.
  216. В.Д. Патология, клиника и лечение сколиоза: Тр. 1-го Всесоюз. съезда травматологов-ортопедов. М., 1965. — С.209−217.
  217. В.Д., Абальмасова Е. А. Сколиоз и кифозы. М.: Медицина, 1973. -253с.: ил.
  218. Т.И., Казьмин А. И. Функция внешнего дыхания у больных тяжелыми формами сколиоза // Вестник хирургии им. Грекова. 1964. — Т. 93, № 9: -С. 76−83.
  219. Л.Н., Ганюшкина С. М. Исследование бронхиальной проходимости у подростков с искривлением позвоночника различной этиологии и степени выраженности // Ортопедия, травматология и протезирование. 1970. -№ 6. — С.73−75.
  220. Л.Н., Ганюшкина С. М. О состоянии дыхания при некоторых видах патологии опорно-двигательного аппарата // Экспериментальные исследования по физиологии, биофизике и фармакологии. 1967. — Вып.7. — С.211−217.
  221. P.A. Приспособительные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма детей среднего школьного возраста к мышечной деятельности // Медико-биологические проблемы физ. воспитания учащейся молодежи. Челябинск, 1981.-С. 105−116.
  222. A.C. Состояние внешних признаков осанки во фронтальной плоскости у лет 7−10 лет // История, опыт работы и перспективы развития ЕГФ: Сб. науч. работ. Ч. 1. Казань, 1998. — С. 136.
  223. H.A. Вопросы физиологии и патологии дыхания у детей. М.: Медгиз, 1957. -292 с.
  224. B.C. Избирательное воздействие на мышцы в комплексном лечении больных сколиозом // Патогенетическое комплексное лечение сколиотической болезни и вопросы трудовой профориентации: Респ. науч. конф.: Сб. Киев — Львов, 1980. — С.31−34.
  225. И.С. Некоторые показатели функции внешнего дыхания у здоровых детей дошкольного и школьного возраста // Педиатрия. 1970. — № 6. -С.86−87.
  226. И.С. Функция внешнего дыхания у детей и современные методы ее определения // Вопросы охраны материнства и детства. 1977. Т.22., 5 № 7. С.6−11.
  227. И.С. Функция внешнего дыхания у здоровых детей и при хронических бронхолегочных болезнях: Дис.. д-ра мед.наук. М., 1976. -362с.:ил.
  228. A.M. Исследование и воспитание осанки подростков: Дис.. канд. пед. наук. М., 1947. — 220с.
  229. Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей. Ижевск, 1991. -417с.:ил.
  230. Н.И., Перельман Ю. М. Возрастные изменения вентиляционной функции легких и гемодинамики малого круга кровообращения у детей и подростков // Физиология человека. -1989. Т. 15, № 4. — С.56−62.
  231. З.М. Воспитание осанки у учащихся начальных классов школы продлённого дня в процессе учебно-воспитательной работы: Автореф. дис.. канд. биол. наук. М., 1975. — 19с.
  232. Л.И. Боковое искривление позвоночника у детей (сколиоз). -Казань: Тат. кн. изд-во, 1968. 134с.
  233. Л.И. Пороки осанки и сколиоз II Ортопедия, травматология и протезирование. 1964. — № 5. — С.56−60.
  234. Н.С. Влияние различных режимов обучения на возрастные особенности стопы детей // Новые исследования по возрастной физиологии. -1976. № 1.-С.64−67.
  235. Т.Н. Влияние сколиотической деформации и её лечения на функциональное состояние дыхательной системы у детей и подростков: Автореф.дис.. канд. мед. наук. Л., 1981. -25с.
  236. Т.Н., Яковлева М. И. Адаптационные возможности дыхательной системы у больных сколиозом // Заболевания и повреждения позвоночника у детей: Межинст. сб. науч. тр. / Под ред. В. Л. Андрианова. Л., 1981. — 143с.
  237. В.Е. Нарушения функции внешнего дыхания у детей со сколиозом III степени // Материалы межобл. науч.-практ.конф. травматологов-ортопедов. Вологда, 1965. — С. 198−203.
  238. М.А. К оценке комплексных лечебно-профилактических мероприятий у дошкольников с нарушением осанки: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Казань, 1972. — 24с.
  239. М.А. Нарушения осанки у дошкольников // Казан, мед. журнал. 1971. — № 2. — С.88−89.
  240. Е.И. Осанка и плоскостопие: профилактика и коррекция нарушений осанки, деформаций позвоночника и плоскостопия у детей школьного возраста. М.: Медгиз, 1956. — 108с.: ил.
  241. Aeppli U. Das Ergebnis bei Scoliosen jugendlicher in Hinblick aut die Lungen function //Arch. Orthop. Unfall-chir. 1964. — V.56, № 2. — P. 155−165.
  242. Bendix Т., Hagberg М/ Sloping desks, trunk and head posture and trapeziums // J.Ergonomics. -1984. V.27, № 8. — P. 873−882.
  243. Bhatnagen V., Drury C.G., Schiro S.G. Posture, postural discomfort and performance // J. Human factors. 1985. — № 27 (2). — P. 189−199.
  244. Budziszewski Z. Zastosowanie pozaustrojowego sprzenia zwrotnego do korekcji postawy ciala // Chir. Narzad Ruchu. 1970. — V.35, № 2. — P.267−270.
  245. Cardiopulmonary Function in Mild and Moderate Idiopathic Scoliosis. / Hengry B.I., Mankin M.B.Graham J., Scahack J. // J. Bone. In. Surg. 1964. — V. 46. -P. 53−62
  246. Cook C.D. Respiratory physiology in infants and children // R.M.Smith. Anesthesia for infants and children. 1959. — P.50.
  247. Cook C.D., Barie H., Forest S.A., Helliesen P.I. Pulmonary Physiology in children Lung Volumes Mechanic of Respiratory Muscle Strength in Scoliosis // Pediatrics. 1960. — V.25, № 5. — P. 766−776.
  248. Dewald R.L., Ray R.D. Skeeletel Traction for the Treatment of Severe Scoliosis //J.Bone. .Surg. 1970. — V.52-A, № 2. — P.233−238.
  249. Dietzch H.I. Spirographische normalwerk gesunder Schulkinder // Padiat. n.Grenzgeb. 1967. — V.6. — S. 195−205.
  250. Dunnill M.S. Postnatal growth of the lung //Thorax. 1962. -V. 17. — P.329.
  251. Effect of changes in sitting work posture on static heck and shoulder muscle activity / Schuldt K., Ekholm J., Harms-kingdahl K. Nemeth G., Arborelins V.P. // J.Ergonomics. 1986. — V.29., № 12. — P.1525−1537.
  252. Frontino G., Scarponi R. Nuovi prospective Nell trattamen to Delia scoliosis (Screenings scholastic systematic) // Min. Ort. 1980. — Vol. 31. — P. 337−390.
  253. Grynzpan A. Badania ventilacji plus w bocznych dystonicznych skrzywieniach kregoslupa. // Chir. Narzad. Ruchu. 1966. — V.31, № 2. — P.193−198.
  254. Herberts P., Kadefors R., Broman H. Arm positioning in manual tasks an elect romyographic steady of localized muscle fatigue // J.Ergonomics. 1980. — V.23., N7. -P.655−665.
  255. I.e. retentissement ventilators Des scolioses de Lenfant du trance du tipe Milwaukee / Lacheretz M., Guerrin F., Robin H., Albecg S-P. // Rev. Chir. Orthop. 1969. — V.55. — N2. — P. 659−674.
  256. Kerwin A.I. Pulmonocardiac Failure as a Result of Spinal Deformity // Report of 5 Cases. Arch. Intern med. 1942. — V.69. — P.560−572.
  257. Le retentissement ventilator Des scolioses de l’enfant. Ses modifications souse orthese du trounce du type Milvaukee / Lacheretz M., Guerrin E., Robin H., Albecg J.P. // Rev. Chir. orthop. 1969. — V. 55, № 7. — P. 659−674.
  258. Lung function among black and white children / Binder R.S., Mitchell C.A., Schoenderg J.B., Bonhuys A. //Am Rev Respir. Dis. 1976. — V.119. — P.995.
  259. Macek C. Electrical Stimulation of Muscles Replaces Braces for scoliosis // Jam. 1982. — V.247, № 8. — P. 1097−1098.
  260. Mecorigh. Education physique ET scolioses // Cash. sei. Educe. Phys. -1970. V.9, № 3. — P.3−8.
  261. Meznik F., Koller H., Kummer F. Die Entwicklung deer Lungenfunktion nach Scoliose Operationen // Z.Orthop. 1972. — V.110, № 4. — P.542−544.
  262. Modugno G., Jacono S., Mancredi F. La cardiopatia die cifoscoliotici // II. Progress Medico. 1958. — V.14. — P. 265−281.
  263. Nachenson A., Morris J. In vivo measurement of intradiscal pressure // Journal. Of Bone and Joint Surgery. 1964. — № 46. — P. 1077.
  264. Neugebaner H. Hormonelle Wachstmas bremsung bei idiopathischen skoliosen // Z.Orthop. 1970. — V.107, № 4. — P.716−734.
  265. Ponseti J.U., Pedrini V., Ynne-Davies P.D., Duval-Beaupere G. Pathogen nesis of scoliosis // Cline. orthop. 1976. — Vol. 12. — p. 268−280.
  266. Rauch G. Wachl H. Beitrag zur Fruhdiagnostik deer skoliose undo deer Hau figkeit im Schulalter // Z.arzte. fortbild. 1976. — V.70, № 10. — P.532−555.
  267. Roaf R. Basi teoriche dell trattamento della scoliosi: UN naevo metodo di bloccaggio e correzione con placca II Minerva ortop. 1970. — V.21, № 4. — P.289−294.
  268. Stone D., Keltz H. The Effect of Respiratory Muscle Dysfunction on Pulmonary Function, Studies in Patints with Spinal Chord in Juries // Amer. Rev. resp. Dis. 1963. — V.88, № 5. — P.621−629.
  269. Taussig L.M. Maximal expiratory Flou at functional residual capacity: a test of lung function foryong children //Am Rev Respir Dis. 1977. — V.116. — P. 1031.
  270. Ting E.V., Lyons A. The Reaction of Pressure and Volume of the Total Respiratory Sistem and its Components in Kyphoscoliosis II Amer. Rev. Resp. Dis. -1964.-V. 89.-P. 379−386.
  271. Руне Хедман. Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 152с.:ил.
Заполнить форму текущей работой