Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Альтернативные модели социализации детей-инвалидов в современном обществе: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ результатов исследования проблемы социализации детей-инвалидов позволяет выделить несколько основных направлений. Одно из нихпсихоаналитическое направление, представленное фрейдизмом, суть которого сводится к тому, что процесс социализации личности полностью подконтролен врожденным инстинктам поведения человека как биологического существа в обществе. Сторонники социального подхода… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
    • 1. 1. Основные подходы и модели социализации и социальной интеграции детей-инвалидов
    • 1. 2. Основные механизмы процесса социализации
    • 1. 3. Институционализация социальной интеграции детей-инвалидов
  • ГЛАВА 2. Философская антропология и антропософия как теоретико-методологическая основа альтернативных моделей социализации детей-инвалидов
    • 2. 1. Модель социализации личности в концепции философской антропологии
    • 2. 2. Антропософская социальная концепция как теоретико-методологическая основа модели социализации детей-инвалидов
  • ГЛАВА 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
    • 3. 1. Кемпхиллское движение как модель социализации детей-инвалидов
    • 3. 2. Проблемы и перспективы использования альтернативных моделей социализации в современном российском обществе

Альтернативные модели социализации детей-инвалидов в современном обществе: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Актуальность социально-философского анализа проблем социализации детей — инвалидов в значительной степени обусловлена сложными, требующими выработки новых подходов для своего решения практическими задачами, которые возникают в процессе реформирования современного российского общества.

Коренные изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самых уязвимых его категориях — инвалидах. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями. В мире отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10 процентов. В России сейчас около десяти миллионов граждан имеют инвалидность.

Особую обеспокоенность общественности вызывает значительное увеличение числа детей-инвалидов. В Российской Федерации за последние 20 лет уровень детской инвалидности увеличился более чем в 3,6 раза и по прогнозам будет увеличиваться и в дальнейшем. В настоящее время в России проживает 8 млн. инвалидов, из них детей-инвалидов — 1 млн. Основными причинами увеличения числа детей-инвалидов являются ухудшение условий жизни, которые губительно начинают действовать уже в период развития плода, ухудшение условий труда женщин, бытовых условий жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, ухудшение экологической обстановки.

Дети-инвалиды — самый социально незащищенный общественный слой России. Тенденция увеличения в России количества детей-инвалидов при общем снижении рождаемости и недостаточность существующих форм обучения и воспитания, адекватных потребностям и способностям детей данной категории, позволяют сделать вывод об определенном несовершенстве социальной и 3 образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития и поставить задачу поиска эффективных путей оказания социально-педагогической помощи детям данной категории.

По отношению к детям-инвалидам сегодня в России ведется активная социальная политика. С начала 90-х годов начинают создаваться научно-исследовательские институты, занимающиеся проблемами инвалидов. Значительное место в современной государственной политике по социально-педагогической защите детей-инвалидов отводится целевым программам (федеральным, региональным), среди которых особое значение имеют «Дети России», «Дети-инвалиды» и др.

Постановка в качестве приоритетных общенациональных задач, имеющих ярко выраженную гуманистическую направленность — здоровье нации, реформирование в соответствии с требованиями времени системы образования, — предопределила растущий интерес общества к проблемам семей, в составе которых есть дети-инвалиды, к работе с ними социальных служб, некоммерческих организаций и реабилитационных центров различных форм собственности. В центре внимания общественности — поддержка семей детей-инвалидов и поиск наиболее эффективных и наименее психологически безболезненных моделей социализации ребенка-инвалида.

Во многих российских регионах на основе Федерального закона № 181 от 24 ноября 1995 года «О защите инвалидов Российской Федерации» были приняты законодательные акты и губернаторские программы, открыты центры помощи семье и детям, призванные комплексно обслуживать семьи, где есть дети-инвалиды. Закон определил комплексную реабилитацию инвалидов как одно из важнейших звеньев в системе их социальной защиты. Основным механизмом осуществления данного процесса является индивидуальная программа реабилитации инвалидов. Она представляет собой комплекс оптимальных мероприятий, включающих отдельные виды, формы, объемы помощи детям-инвалидам, сроки и порядок их реализации, направленные на восстановление компенсации нарушенных или утраченных функций организма, развитию способностей инвалида в выполнении определенных видов деятельности.

Необходимо признать, однако, что существующие концепции социальной реабилитации и практика их реализации на сегодняшний день не являются достаточно эффективными и действенными, что, по мнению ряда исследователей, в значительной степени обусловлено ограниченностью их теоретико-методологической основы, в силу чего они сводятся к проведению отдельных мероприятий по оказанию почти исключительно материальной помощи. Между тем, сегодня становится все более очевидной недостаточность такого подхода к проблеме социальной адаптации детей-инвалидов, что заставляет научную общественность искать новые, более эффективные модели социализации и реабилитации детей-инвалидов. Эти важные, имеющие особую социальную значимость, задачи не могут быть решены без социально-философского анализа и обобщения различных моделей и механизмов социализации детей-инвалидов, без осмысления накопленного в этой области отечественного и зарубежного опыта.

Другими словами, социально-философский анализ моделей, механизмов и институтов социализации детей-инвалидов в современном обществе, в том числе альтернативных положенным в основу общегосударственной практики, является актуальной научной проблемой, имеющей большое практическое значение.

Степень изученности проблемы. Социокультурная трансформация российского общества конца XX века потребовала изменения государственной и общественной позиции по отношению к проблеме воспитания, развития, обучения детей — инвалидов и заставило искать наиболее эффективные модели социализации в общественную структуру. Данная задача, поставленная перед учеными и общественными деятелями заставила обратиться к опыту решения проблем социализации личности не только в отечественной социально-философской и педагогической науке, но и зарубежному опыту.

В силу своего комплексного, мультидисциплинарного характера проблема социализации детей с отклонениями в развитии является общим предметным полем различных гуманитарных наук, располагаясь на пересечении социальной философии, общей, специальной и социальной психологии, социальной антропологии, социальной педагогики.

Степень разработанности проблемы связана с расширением пространства социального неравенства, практик социальной депривации, невысокой эффективностью действующих социализационных технологий, систем в отношении детей с ограниченными возможностями. Философский анализ социальной интеграции личности как социокультурного феномена возможен на основе трудов социальных философов, принадлежащих к различным школам и направлениям.

На наш взгляд, необходимо отметить, что большой вклад в решение этой проблемы внесли идеи и концепции разработанные отечественными и зарубежными философами, психологами, педагогами начиная с XIX — XX вв.

В контексте данного исследования были актуализированы разработки марксистской теории анализа социального неравенства и прогрессирующей поляризации общества, проблема неравенства жизненных шансов людей, М. Вебера, детерминант социальной сегрегации С. Гоарда, институциализации неравенства Е. Балабановой, П. Штомпки, и проблемы динамики неравенства Д. Константиновского.

Различные теоретические аспекты данной проблемы исследовались представителями ряда философских школ и направлений, которые внесли существенный вклад в разработку таких вопросов, как формы общественного устройства, модели и институты социализации личности, основные подходы и механизмы социализации личности, имеющей отклонения в развитии.

Анализ специфики социального неравенства, возможностей доступа представителей социально-уязвимых групп к ресурсам общества, к образованию представлен в работах таких зарубежных ученых как Ч. Кули [69], Дж. Г. Мид [84].

Интересной, на наш взгляд, является концепция представителей социальной феноменологии (П. Бергер, Т. Лукман [13], К. Вольф [28]) и символического интеракционизма (теория стигматизации Э. Гоффмана), которые рассматривали проблемы нетипичности, инаковости инвалида и его болезнь, как социокультурный феномен, как специфическую роль, навязываемую человеку социальным окружением.

В ряде работ современных отечественных и зарубежных авторов, подчеркивается необходимость реализации антропоцентрированной социальной политики, усиления практики социальной помощи и поддержки лиц с ограниченными возможностями, оказания им содействия в ходе интеграции в общество. При этом многие ученые обращают внимание на низкую степень социальной защищенности детей и подростков, в особенности, имеющих отклонения в развитии. В целом проблематика детства как социокультурного универсума исследуется как зарубежными учеными (М. Мид [84].), так и отечественными (И. Кон [68], Б. Эльконин, Д. Зайцев [49]).

Но, наиболее глубоко, на наш взгляд, проблема интеграции в общество детей с ограниченными возможностями была исследована и разработана представителями антропософского направления социально-философской науки Р. Штайнером [154], Б. Ливехудом, которые предложили свой уникальный вариант модели социализации инвалида в общественное пространство.

Важное место в отечественном дискурсе проблем инклюзии личности в общественные отношения принадлежит работам Макаренко, Сухомлинского, Л. Выготского, чьи идеи о связи между социальной активностью, социальным окружением и индивидуальным психофизическим развитием человека заложили методологические основы социально-образовательной интеграции детей с физическими и умственными недостатками.

Рефлексия процесса социализации в контексте институциональных традиций представлена в работах современных исследователей — В. Добренькова, Э. Ильенкова, И. Кона, рассматривающих образование в качестве института социальной адаптации, интеграции личности.

В настоящее время в России, несмотря на традиционность адаптационно-реабилитационного подхода к проблеме социализации детей-инвалидов с ограниченными возможностями актуализируется в исследованиях О. Герасименко [32], Р. Дименштейна [32], Н. Малофеева [80], Л. Шипицыной [149] и др.

Интегрированное образование рассматривается в качестве одного из важнейших институтов включения в общество детей с различным уровнем психического и физического развития. Эта проблема рассматривается как зарубежными (К. Кениг, Б. Левихуд) так и отечественными авторами (Н.Назарова [87], П. Новиков [103], Е. Ярская-Смирнова [167]).

Анализ результатов исследования проблемы социализации детей-инвалидов позволяет выделить несколько основных направлений. Одно из нихпсихоаналитическое направление, представленное фрейдизмом, суть которого сводится к тому, что процесс социализации личности полностью подконтролен врожденным инстинктам поведения человека как биологического существа в обществе. Сторонники социального подхода рассматривают индивида исключительно как пассивный продукт внешних воздействий. В психологическом направлении социализация понимается как вхождение изначально асоциального или антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям. В русле интеракционизма социализация трактуется как процесс и следствие межличностного взаимодействия людей (Э. Берне [16], Э. Эриксон [163] и др.). Концепция Д. Мида заложила основы эмпирического исследования социализации: социальные функции детской игры, значение прямого и косвенного общения, характер и типы значимых других, способы принятии роли другого, целостность личности и т. д.

Отмечая основные направления в исследовании проблемы социализации личности, необходимо подчеркнуть, что многие аспекты данной проблемы еще не нашли должного освещения. До сих пор дискуссионными являются вопросы, связанные с моделями и механизмами наиболее эффективного процесса социализации личности, проблемы формирования «бесконфликтного» государственного устройства и место в нем детей и взрослых с ограниченными возможностями, поиск наиболее приемлемых форм их адаптации и взаимоотношений с беспроблемными индивидами в современном обществе.

На наш взгляд, недостаточно внимания уделено философами и социологами антропософской модели социализации личности, базирующейся на собственной системе представлений о социальной структуре общества и места в ней индивида. Именно поэтому в данном диссертационном исследовании автор предпринял попытку социально-философского анализа различных подходов и моделей социализации личности с ограниченными возможностями, институтов и механизмов социализации детей-инвалидов, уделив основное внимание мало изученным вопросам в отечественной гуманитарной науке.

Объектом данного исследования является социализация личности с ограниченными возможностями.

Предметом исследования являются концепции и модели социализации детей-инвалидов и практический опыт их использования в современном обществе.

Цель и задачи исследования

Принимая во внимание актуальность теоретических и прикладных аспектов данной проблемы и отсутствие в настоящий момент монографических и диссертационных исследований проблемы, целью данного исследования является социально-философский анализ ряда теоретических моделей и практического опыта социализации детей-инвалидов в современном обществе.

Такая постановка цели определяет необходимость решения ряда исследовательских задач:

— осуществить анализ исследования проблемы социализации детей-инвалидов в рамках различных социально-философских направлений и школ;

— проанализировать возможности и потенциал социализации детей-инвалидов в рамках традиционных моделей воспитания и обучения;

— рассмотреть философскую антропологию и антропософию как теоретико-методологическую основу альтернативных традиционным моделей социализации личности ребенка-инвалидаосуществить анализ проблем и перспектив использования альтернативных моделей социализации детей-инвалидов в контексте процессов социокультурной трансформации российского общества;

— проанализировать основные итоги и результаты использования антропософской модели социализации детей-инвалидов в отечественной и зарубежной лечебно-педагогической практике.

Теоретико — методологической основой диссертационного исследования явились принципы объективности, всесторонности, историзма, единства логического и исторического, требующие комплексного изучения всех общественных явлений в их возникновении, движении и развитии, внутренней закономерности и взаимной связи. Анализ поставленной проблемы осуществляется не только с учетом изменения ее временных форм, но и в контексте экономического, общественно-политического и социально-психологического развития российского общества на рубеже XX — XXI вв.

В контексте заявленной тематики диссертационного исследования теоретическими и методологическими основаниями анализа проблемы социализации детей с ограниченными возможностями выступают:

— концепции «нормализации» и человеческого капитала- «гипотеза контакта» и «теория моделирования" — концепции дифференциации (Г.Спенсер [119]), стратификации (М.Вебер [24], П. Сорокин [115]) и социальной депривации, а также концепции социальной интеграции (Э. Дюркгейм [45], Т. Парсонс [94]) — интеграции в общество детей с ограниченными возможностямиконцепции компенсации дефекта (А. Адлер) и маргинальной идентичности (Р. Парк);

— основные положения философии образования Э. Дюркгейма, экосистемного подхода (Е. Ярская-Смирнова), теории структурации Э. Гидденса;

— работы М. Мид по культурантропологической проблематике, труды по общей методологии социологических исследований отечественных авторов (Э. Ильенкова, В. Ярская, Е. Ярская-Смирнова).

— фундаментальные разработки в русле социального интеракционизма (Г. Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани), социального конструктивизма и структурализма (П.Бергер, Э. Гидденс, Т. Лукман), а также классического функционализма (Э.Дюркгейм, Б. Малиновский, П. Сорокин), структурного функционализма и неофункционализма (Т. Парсонс).

Для решения поставленных задач в работе использовались методы феноменологического анализа, сравнительно-исторический метод, а также методы смежных с социальной философией наук — социальной психологии и педагогики.

Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:

— осуществлен анализ исследования проблемы социализации детей-инвалидов в рамках различных социально-философских направлений и школ и выявлены основные философские подходы к процессу воспитания и обучения детей-инвалидов;

— выявлено, что традиционные концепции социальной реабилитации и практика их реализации являются недостаточно эффективными и действеннымисводятся к проведению отдельных мероприятий по оказанию почти исключительно материальной помощи, что в значительной степени обусловлено ограниченностью их теоретико-методологической основы;

— проанализированы идеи и положения философской антропологии и антропософии о структуре личности, в которой впервые рассматривается духовно-душевная составляющая индивида в тесной связи с социально-экономической структурой общества, создавая тем самым, теоретическую основу альтернативной концепции социализации личности ребенка-инвалида;

— обобщен зарубежный опыт использования альтернативных моделей социализации детей-инвалидов;

— проанализированы основные итоги и результаты применения антропософской модели социализации детей-инвалидов в отечественной лечебно-педагогической практике.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Анализ процесса социализации личности выявил широкий спектр концепций и моделей этого процесса, понимаемого главным образом, как процесс обучения и воспитания личности и следующие основные подходы к нему: диагностический, художественный, констатирующий, формирующий, «развивающее обучение», гуманитарный, технологический, антропологический и антропософский.

2. Большинство представленных подходов к процессу социализации имеют существенные недостатки: директивность образовательного процесса, его зависимость от социально-экономических, политических и идеологических трансформаций, упор на естественно-научную компоненту, отсутствие методик духовно-душевного развития ребенка и методик развития индивидуальных качеств личности. Такая односторонность образовательного и воспитательного процесса приводит к формированию непредсказуемой, склонной к девиантному поведению личности, ограничивает возможности полноценной социализации инвалидов. Традиционные модели социализации детей-инвалидов, базирующиеся на сугубо детерминистском понимании этого процесса, обрекают их в перспективе на социальную изоляцию в домах для инвалидов и специнтернатах;

3. Альтернативой традиционным моделям социализации является антропософская модель социализации детей-ивнвалидов, которая базируется на особых представлениях о структуре личности, рассматривая в качестве доминантной духовно-душевную компоненту личности ребенка.

4. Предпринятый в диссертации анализ позволяет сделать вывод о том, что антропософская концепция является целостной, всесторонне проработанной моделью социализации детей-инвалидов, которая делает возможным в перспективе их активное включение в полноценную социальную жизнь, в частности через организацию специальных поселений и коммун совместного проживания инвалидов и здоровых членов социума (кемпхилл — движение).

5. Социально-философский анализ опыта практического использования идей и положений антропософской лечебной педагогики в современной России показывает, что, несмотря на неоднозначное отношение к ним отдельных групп общественности, возможно их успешное применение в практике социальных работников, педагогов и врачей для решения задач социализации детей-инвалидов на основе преимущественной коррекции духовно-душевной составляющей личности ребенка-инвалида.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В рамках используемого подхода построена модель социализации детей-инвалидов в условиях современного российского общества, которая дает возможность детям-инвалидам, имеющим недостатки развития, более безболезненно включиться в общественную жизнь. Особый интерес представляет возможное практическое применение положений данной работы в процессе воспитания и обучения детей-инвалидов.

Выводы, полученные в ходе работы, могут быть полезны при подготовке курсов социальной философии, культурологии, социологии, социальной психологии, педагогики, психологии личности.

Апробация основных положений работы проводилась в выступлениях на научно-практических конференциях в Донском государственном техническом университете. По результатам исследований были сделаны доклады на ежегодных Штайнеровских чтениях (г. Ростов-на-Дону, 2001;2007 гг.), медико-педагогической конференции «Экология ребенка» (г. Ростов-на-Дону, 2003 г.), Лосевских чтениях (г. Ростов-на-Дону, 2004 г.), областной научно-практической конференции «Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья» (г. Ростов-на-Дону, 2005 г.), международных конференциях «Итоги и перспективы развития русской духовности» (12−13 февраля 2005 г.). В 2007 г. в реферируемом журнале Северо-Кавказского научного центра высшей школы была опубликована статья «Поиск эффективной модели социализации детей-инвалидов: опыт социально-философского анализа». По результатам исследований опубликована монография «Рудольф Штайнер» (Ростов н/Д.: МарТ, 2006). Всего было опубликовано девять статей и одна монография в общем объеме 6 п.л.

Результаты диссертационного исследования были использованы в практической работе с детьми-инвалидами по реализации лечебно-педагогической инициативы «Свеча» (С верой в человека). Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, который включает 187 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ социально-философских работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных моделям, институтам и механизмам социализации детей-инвалидов позволяет сформулировать ряд выводов и положений, имеющих принципиальный характер.

Прежде всего, нами был выявлен широкий спектр концепций и моделей этого процесса социализации личности, понимаемого главным образом, как процесс обучения и воспитания личности, а так же определены основные подходы к нему: диагностический, художественный, констатирующий, формирующий, «развивающее обучение», гуманитарный, технологический, антропологический и антропософский.

В результате проведенного исследования, нами был сделан вывод о том, что представленные подходе к процессу социализации инвалида имеют существенные недостатки, такие как директивность образовательного процесса, его зависимость от социально-экономических, политических и идеологических трансформаций, упор на естественно-научную компоненту, отсутствие методик духовно-душевного развития ребенка и методик развития индивидуальных качеств личности. Еще одним существенным недостатком представленных моделей социализации личности-инвалида — наличие в них определенных норм развития личности. С нашей точки зрения, проблема «нормы» является не адекватной, так как в русле современных тенденций формирование моделей социализации личности, должно проходить с учетом развития индивидуальных особенностей. Если не учитывать уникальность личности ребенка, а особенно ребенка-инвалида, то это приводит к формированию непредсказуемой, склонной к девиантному поведению личности и ограничивает возможности полноценной социализации инвалидов. Традиционные модели социализации детей-инвалидов, базирующиеся на сугубо материалистическом понимании этого процесса, обрекают их в перспективе на социальную изоляцию в домах для инвалидов и специнтернатах.

Проведенный анализ традиционных моделей социализации позволил сделать вывод о необходимости формирования новых, альтернативных методик и моделей социализации детей-инвалидов. Такой альтернативной моделью социализации на наш взгляд и является антропософская модель социализации детей-инвалидов, которая базируется на особых представлениях о структуре личности и рассматривает в качестве доминантной духовно-душевную компоненту индивида.

Предпринятый в диссертации анализ позволяет сделать вывод о том, что антропософская концепция является целостной, всесторонне проработанной моделью социализации детей-инвалидов, которая делает возможным в перспективе их активное включение в полноценную социальную жизнь, в частности через организацию специальных поселений и коммун совместного проживания инвалидов и здоровых членов социума (кемпхилл — движение).

Социально-философский анализ опыта практического использования идей и положений антропософской лечебной педагогики в современной России показывает, что, несмотря на неоднозначное отношение к ним отдельных групп общественности, возможно их успешное применение в практике социальных работников, педагогов и врачей для решения задач социализации детей-инвалидов на основе преимущественной коррекции духовно-душевной составляющей личности ребенка-инвалида.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Хил С., Тернер Б. С. Социологический словарь/Пер. с англ. Под редакцией С. А. Ерофеева, — Казань, Издательство Казань Ун-та, 1997.-165с.
  2. М.М. Полноценная жизнь инвалида. Пер. с англ. М.: 1991. -235с.
  3. Амонашвили III.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики, — М.: Амоношвили, -М.: 2000. 142 с.
  4. В.К. Мультикультурализм как фактор усиления социальной природы государственной службы в США и Канад., Управление общественными институтами и процессами в России: вопросы теории и практики. Саратов, ПАГС, 2002. 185−190 с.
  5. Антология социальной работы. В 5 т. Социальная политика и законодательство в социальной работе/ сост. М. В. Фирсов -М.: Сварог, 1995. -Т.З 15 с.
  6. Аристотель. Афинская политика. Государственное устройство афинян. Издательство 2 пер. С. Н. Радцига М.: Госсоцэкиздат, 1937. -23−27 с.
  7. А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности к культуре достоинства: Социально-философские проблемы образования. — М.: 1992. — 342 с.
  8. Р.К. Самые знаменитые философы России. М.: Веге, 2001. -479 с.
  9. B.C. Социальная философия. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М.: ГРАНД, 2000. — 559 с.
  10. Г. С. Введениев диалектику творчества. СПб: Р. ХГИ, 1997.- 463 с.
  11. А.Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики. М.: Просвещение, 1984.-295 с.
  12. Белый Андрей Р. Штайнер и Гётев мировозреннии современности. Воспоминание о Штайнере. -М.: Издательство Республика, 2000. 719 с.
  13. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.- 321 с.
  14. А. Творческая эволюция- Материя и память. Перевод с французкого. Минск, Харвест, 1999. — 140 с.
  15. H.A. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи. Философия свободного духа. -М.: 1994. 318−363 с.
  16. Э. Игры в которые играют люди. -М.: 1996. 193 с.
  17. Р. Развитие Я концепций и воспитание. Перевод с английского Москва.: Прогресс. 1986 — 36 с.
  18. В.М. Избранные труды по психологии личности. В 2-х томах. С.-П. Государственный университет, факультет психологии. Ответственный редактор: Т. С. Никифоров, Л. А. Коростылева, том 2 Объективное изучение личности. СПб: Алетейя, 1999. — 283 с.
  19. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. Учебное пособие: Университет российской академии образования, составил Б.М. Бим-Бод. М.: УРАО, 1998. — 57 с.
  20. О.Ф. Философия экзистенциализма: Философия существования /МВД Россия С-П университет научный редактор A.C. Колесников, В. П. Сальников. СПб.: Лань, 1999. — 222 с.
  21. Г. А. Опыт энциклопедического издания духовной науки Р. Штайнера в 2 тт. М: Институт общегуманных исследований, 1999. — 800 с.
  22. П. Опыт рефлексивной социологии под редакцией В.И. Добренькова. М.: Издательство. МУБ, 1996. — 236 с.
  23. М. Хозяйственная этика мировых религий. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: 1994. — 43−77 с.
  24. М. Протестантская этика и дух капитализма. Издание Вебер М. Избранное произведение. М.: Эко Пресс, 2001. -61−272 с.
  25. Вейс Томас. Как помочь ребёнку? Опыт лечебной педагогики в Кемпхилл- общинах. М.: Московский центр вальдорфской педагогики, 1992. — 167 с.
  26. Видеман. Карл Кёниг. Калуга, Духовное издание, 2001. 505 с.
  27. Вилькен Фолькерт. Самостоятельная экономика, как условие развития общества. М.: Антропософия, 1994. — 224 с.
  28. Вольф Отто. Антропософская медицина и лечебные средства. Калуга: Духовное издание, 2004. — 102 с.
  29. JI.C. Собрание соч.в 6 тт.Т. 5. Основы дефектологии, — М.: Педагогика, 1983.-465 с.
  30. Гебель Вольфганг. Глеклер Михаэля. Ребёнок. От младенчества к совершенству. М.: Энигма, 1998. — 591 с.
  31. O.A., Дименштейн Р. П. Социально-педагогическая интеграция. Выработка концепции // Социально-педагогическая интеграция в России // Под редакцией Цыганюк. М., 2001. -.7 с.
  32. Гершунский. Философия образования для XXI века: (в поисках практико-ориентированных концепций) // Российская академия образования- институт теории образования и педагогики. М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
  33. Глазл Фридрих. Предприятия будущего. Калуга, Духовное познание, 1997.-122 с.
  34. М. Способности и нарушения. Практические указания по вопросам воспитания и судьбы. Екатеринбург, Центр по лечебной педагогике, — J j' i. 1 и I w .
  35. Т. Избр. Соч. в 2 тт. Т.2. М.: Мысль, 1964. -744−745 с.
  36. Громан Герберт. Жизнь растений. М.: 1995.- 240 с.
  37. Е. М. Вальдорфский детский сад. М.: Издательство МПИ, 1992.-66 с.
  38. В. Критерии оценки «человека депровацией» зрения в античные времена// Дефектология, 1996. 51 с.
  39. Е. Владимир Соловьев и Рудольф Штайнер. М.: Мартис, 1993. -97 с.
  40. Н.Ф., Багаева ГН., Исаева Т. Н. Социальная работа с семьёй ребенка с ограниченными возможностями. М.: Издательство Института социальной работы, 1996. — 364 с.
  41. Э. Самоубийство. М.: Мысль, 1994. — 645 с.
  42. Э. Социология. Ее предназначение, метод. М.: Канон, 1995−76 с.
  43. В. Сущность философии. М., 2001. — 159 с.
  44. E.H. Воспитание и обучение умственно отсталых детей. М., 1934.-49 с.
  45. Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России // Саратов, 2003, — 350 с.
  46. Х.С. История олигофренопедагогики. М.: Просвещение, 1980. -398 с.
  47. Х.С. Умственно отсталые дети. История обучения и воспитания с древних времен до середины XX века. М.:1995. — 14 с.
  48. В. История русской философии в 2тт. Т. 1−2 Л.: Эго, 1991. -547 с.
  49. Г. Общение. Пример чистой или формальной социологии // Избранное. Созерцание жизни. -М.: Юрист, 1996. 486−500 с.
  50. В.П. Методические вопросы психологии. М.: Издательство МТУ, 1983.- 164 с.
  51. Золотухина-Аболина Е. В. Повседневность и другие меры опыта. М.: ИКЦ, Март, Ростов-на-Дону, издательский Центр Март, 2003. — 192 с.
  52. Ф.В. Исходные данные социологии. / Американская социологическая мысль: Тесты / Под редакцией В. И. Добренькова. М.: Издательство МУБиУ, 1996. — 60 с.
  53. А. Бунтующий человек. Перевод с французского. М.: Терра-Книжный клуб, 1999. — 415 с.
  54. И. Сочинения в бтомах. (Под общ. Редакцией В. Ф. Асмуса и др.) М.: «Мысль», 1964 Акад. Наук СССР, Ин-т философии, Философ, наследие. Т. З/ред. Т. И. Ойзерман. 1964. 799 с.
  55. Карлгрен Франс. Воспитание к свободе. Педагогика Р. Штайнера из опыта международного движения вольдорфских школ. М.: Издательство московского центра вальдорфской педагогики, 1993. — 269 с.
  56. К. Лечебно-педагогическая диагностика. Чебоксары: Антропософский центр социальной терапии, 2001.- 190 с.
  57. К. Кэмпхиллское движение. М.: Evidentis, 2003. — 90 с.
  58. К. Человек в Camphille. Калуга, Духовное познание, 1995. — 251 с.
  59. Г. Лечебная педагогика, основанная на антропософии. Калуга, Духовное познание, 1992. — 41 с.
  60. П.И. Отсталые и ненормальные дети, их лечение и воспитание. М.: 1911. — 173 с.
  61. В. С болью в сердце. Одесса, Ассоциация Мир через культуру, 2001. — 95 с.
  62. Кристи Нильс. По ту сторону одиночества. Сообщество необычных людей. Калуга, Духовное познание, 1993. — 178 с.
  63. Г. С. Римская биография: Жизнеописание Агриколы Тацита// Вестник древней истории, 1980. № 4, .27 с.
  64. Кон Н. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века: Социально-педагогический анализ, Институт этнологии и антропологии РАН. Дубна (Московская обл.).
  65. К.В., Сутырин Б. А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX в). М.: Академический проект, 2002. — 112 с.
  66. Ч.Х. Человеческая природа. (Перевод с английского под общим научным редактором А.Б. Толстова). М.: Идея-Пресс- Дом интеллектуальной книги, 2000.-300 с.
  67. Г. От нормального к здоровому. М.: Evidetis, 2004. — 242с.
  68. К.С., Райская М. М., Грибанова Т. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 1988. — 168 с.
  69. В.И. О государстве // Ленин В. И. Полное собрание сочинений Т.39. -М.: 1963.34 с.
  70. Лес Бос Доверие. Дарение. Благодарение. Калуга, Духовное познание, 2001.-264 с.
  71. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991. — 52 с.
  72. Ли Керол Джен Таубер Дети индиго. -М.: София, 2002. 288 с.
  73. . Человек в сообществе. Социальные формы на примере лечебно-педагогических учреждений. Калуга, Духовное познание, 1996. — 137 с.
  74. H.H., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов// Социально-психологичекие проблемы образования детей с отклонениями в развитии. Саратов: Издательство В. П. Латонов, 2002. 15−21 с.
  75. A.C. Собрание сочинений в5 тт. Т.12. -М.: 1971.- 384с.
  76. H.H. Специальное образование в России и за рубежом. В «2-х частях. М.: Печатный двор, 1996. 37 с.
  77. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9 тт. Т.2 М.: Политиздат, 1985. — 5−508 с.
  78. Г. Опыт конкретной философии / Габриель Марсель- (Перевод с французского В. П. Большакова и В.П.Визгина), -М.: Республика, 2004. 222 с.
  79. А.И. Слепоглухонемые дети. М.-Педагогика, 1974. — 284−297 с.
  80. Мид ДЖ. Г. Азия. Тексты / Американская социологическая мысль. / Под редакцией В. Н. Добренькова. М.: Издательство МУБиУ, 1996. — 225 с.
  81. Ч. Высокая теория // Американская социологическая мысль / Под редакцией В. И. Добренькова. М.: Издательство МУБиУ, 1996. — 145 с.
  82. С.С. О резидуальных психических расстройствах у детей // В кн. Резидуальные невро-психические расстройства у детей Редактор Мнухин С. С. Ленинградский психиатрический медицинский институт. Т.51,1968. -5−22 с.
  83. Н.М. Об изменениях в понятийном аппарате социальной педагогики и ее современных лингвосементических проблемах // Понятийный аппарат педагогики и образования. / Под редакцией Е. В. Ткаченко. -Екатеринбург, 1995. выпускП 1 с.
  84. Н.М. О двух концепсиях социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями: Диагностика, коррекция, реабилитация. -Красноярск, 1996.- 132 с.
  85. Ф. О пользе и вреде истории для жизни- Сумерки кумиров или как философствовать молотом- О философах- Об истине во вненравственном смысле: (перевод с немецкого) / Фридрих Ницше. Минск: Хорвест, 2003. — 383 с.
  86. А.У. Побеги из дома при патологических нарушениях поведения у подростков // В книге Патологические нарушения поведения у подростков. -Л.: 1973.-24−31 с.
  87. Обучение детей с проблемами развития в разных странах мира. Хрестматия/ сост. Л. М. Шипицына. СПб.: 1997. 160 с.
  88. Н.И. Трудновоспитуемые дети. Имущественные правонарушения у детей и подростков. М.: 1986. — 423 с.
  89. Основы ортопедагогики / Под редакцией Б. Пузанова, Э. Брукарт- Перевод с нидерландского. -М.: 1993.- 67 с.
  90. Т. Функциональная иеория измерения // Американская социологическая мысль / Под редакцией В. Н. Добренькова. М.: МУБиУ, 1996. — С.474−476. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. -М.: Медиум, 1995.-321 с.
  91. Т. Система современных обществ / Перевод с английского Л. А. Седова, А. Д. Ковалева под редакцией М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998.-18 с.
  92. П. Есть ли будущее государственной школы? Сложной для учеников, учителей и родителей или являются ли вальфдорские школы лучшими на сегодняшний день. // Развитие, 1998. № 2. 39−69с.
  93. Паулинг П Школьно-политическое значение вальдорфских школ. 1990. -26 с.
  94. A.B. Психология: учебник для студенческих вузов, обучающихся по педагогике слепых. -М.: Высшая школа, 2001. 501 с.
  95. A.A. Вальдорфская педагогика. Антология. М.: Просвещение, 2003.-494 с.
  96. Постановление СНК РСФСР от 23.11.1926 года. Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков. М.: Приор, 2001.-32 с.
  97. С.О. Антропософия мудрость человеческого сердца. -Одесса, Издательство «Путь познания», 1999. — 542 с.
  98. С.О. Духовные судьбы России и грядущие мистерии Святого Грааля. М.: ENIGMA, 1995. — 542 с.
  99. С.О. Восток в свете с Западом. СПб.: Издательство им. Н. И. Новикова, 1993. — 166 с.
  100. С.О. Р. Штайнер и краеугольные мистерии нашего времени. -Ереван, Ной, 1992. 537 с.
  101. В.В., Шкаратен О. Н. Социальная стротификация. М.: Аспект Пресс, 1995.-13 с.
  102. A.A. Философия. М.: Издательский центр, 2001. — 102 с.
  103. Г. Границы естественнонаучного образования понятии: логическое введение в исторические науки. Перевод с немецкого. СПб.: Наука, 1997.-531 с.
  104. С.С. Среди художников. М.: Издательство Республика, 1994. -400 с.
  105. Российская педагогическая энциклопедия / Под редакцией В. В. Давыдова. -М.: 1993.- 159 с.
  106. Сартр Ж-П. Бытие и ничто: Опыт феноменальной онтологии- Перевод с французского предисловие В.И. Колярка- примечание: В. И. Колярка, Р. К. Медведевой. М.: Республика, 2000.- 639 с.
  107. Седдон Ричард Конец тысячелетия и за его пределами. Ростов-на-Дону, Донской издательский дом, 2000. — 52 с.
  108. A.C. Психопотология детского возраста. Киев, 1987. — 29−31 с.
  109. Советская энциклопедия. М.: 1970 — 345 с.
  110. B.C. Сочинение в двух томах. М.: Издательство Мысль, Академия наук СССР, 1990. — Т. 1 893с., Т.2 — 823 с.
  111. П.А. Явление взаимодействия как коллективное единство // Система социологии в 2 тт. Т.2 М.: Наука, 1993. — 12−20 с.
  112. П.А. Социальная аналитика. Анализ элементов взаимодействия // Теоретическая социология: Антология. М.: Книжный дом, Университет, 2002. -144 с.
  113. Словарь. Социальное управление. М.: 1994. — 132с.
  114. Социальная философия в конце XX века.-М.: 1991.-487 с.
  115. Г. Основания социологии. СПб.: 1876. — 496 с.
  116. Словарь иностранных слов / Под редакцией Н. В. Лёхина и Ф. Н. Петрова. -М.: 1955.-С.276.
  117. Е.Г. Беспризорность в России // Социологические исследования. 1998.-56 с.
  118. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: 1959.-76 с.
  119. Е.Г. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива) Перевод с украинского Н.Дангуловой. М.: Молодая гвардия, 1975. -239 с.
  120. Т.В. О некоторых клинико-патогенетических закономерностях формирования девиантного поведенияу детей школьного возраста // Актуальные вопросы невропотологии и психиатрии детского возраста. Тезисный доклад. -Ташкент, 1987.-236−237 с.
  121. Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. СПб.: 1915. — Т.2 -67 с.
  122. K.M. Профориентация во вспомогательной школе. Киев, 1976.-230 с.
  123. В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. М.: 1973. — 123 с.
  124. Философский энциклопедический словарь. М.: 1998. — 345 с.
  125. М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М.: 1996. — 342 с.
  126. П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем. // Изд.: Флоренский П. А. Сочинения в 4 тт. Т.2 М.: 1996. -45−87 с.
  127. Фрейд 3. Психоанализ и культура Леонардо да Винчи. СПб.: Алетейя, 2000.-296 с.
  128. Э. Бегство от свободы(учеб. Пособие) / Э. Фромм- перевод с английского Т. Ф. Швейника. 3 издание. М.: Флита: Московский психологический институт: Прогресс, 2006. — 246 с.
  129. O.E. Легкие степени дебильности. М.: 1964.- 45 с.
  130. М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. М.: 1999. — 50 с.
  131. М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997. — 179 с.
  132. М. Время и бытиё. М.: 1993 — 87 с.
  133. Г. Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе. М.: Прогресс, 1984. — 34 с.
  134. Е.И. Генезис социальной работы в России. М.: 1995. — 34 с.
  135. В. Дети нуждающиеся в особом уходе. Калуга, Духовное познание, 1997. — 295 с.
  136. Н.Г. Избранные философские сочинения в 2 тт. Л.: 1975. — 67 с.
  137. В.Д. Ведение в психологию: способности человека / В. Д. Шорников. М.: Логос, 2002. — 159 с.
  138. В. Связь теорий с практикой в обучении. Опыт Петрушевской средней школы. Под ред. Чл.-кор. АПИ РСФСР Б. П. Есипова. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1955. — 104 с.
  139. H.H. Социализация личности. М.: 2000. — 98 с.
  140. В.Н. Социально-философский анализ развития общества. М.: 1984.-274 с.
  141. М. Избранные произведения / Перевод с немецкого: Денежкина A.B. и др. М.: Гнозис, 1994.- 413 с.
  142. Т. Социальная психология / Т. Шибутани- перевод с английского В. Б. Ольшанского, Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. — 538 с.
  143. П.Е. Антропософский путь ученичества. Калуга, Духовное познание, 1992. — 130 с.
  144. JT.M. Экскурс в историю интеграции // Специальная педагогика / Под рад. М. Н, Назаровой. М.: Академия, 2000. -355 с.
  145. Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Издательство «Дидактика-Плюс», 2002. -259 с.
  146. А. Мир как воля и представление. / Артур Шопенгауэр- (перевод с немецкогоЮ.И. Айхенвальд). Минск, Харвест, 2005. — 844 с.
  147. Р. Общее учение о педагогике, как основа педагогики. М.: Парсифаль, 1996.- 174 с.
  148. Р. Основные социальные требования нашего времени, М.: Новалис, 2003. — 303 с.
  149. Р. Основные черты социального вопроса. Ереван, Ной, 1992. -139 с.
  150. Р. Педагогика, основанная на познании человека. М.: Парсифаль, 1996.- 123 с.
  151. Р. Современная духовная жизнь и воспитание. М.: Парсифаль, 1996.-208 с.
  152. Р. Социальное будущее. Калуга, Духовное познание, 1993. -240 с.
  153. Р. Философия свободы. Ереван, Ной, 1993. — 228 с.
  154. Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Калуга, Духовное познание, 1992. — 110 с.
  155. Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. М.: Парсифаль, 1993. — 40 с.
  156. Р. Лечебно-педагогический курс. Калуга, Духовное познание, 1993.-245 с.
  157. Штерн Вильям. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении. М.:Духовное познание, 1999.- 120 с.
  158. Э. Детство и общество / Э.Г. Эриксон- (перевод с английского и науч. ред. А.А. Алексеева), 2 издание, переработанное и дополненное. СПб.: Летний сад, 2000. — 415 с.
  159. Юнг К. Человек и его символы. М.: 1997. — 91−97 с.
  160. О.Н. Социология и рискология. // Россия: риски и опасности переходного общества. -М.: 1998. 9−35 с.
  161. В.Н. Нетипичность в предмете социологии оьразования: Социальная педагогика и социальная работа // Социокультурные проблемы нетипичности / Под ред. Е. Ф. Смирновой. Саратов, Издательство СГТУ, 1997. -44с.
  162. В.Н. Пространство социальной политики в аспекте управления. // Актуальные проблемы управления и социальной политики. Саратов, Издательство СГТПП, 2002. -12 с.
  163. Ярская Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов, СГТУ 1997.- 120 с.
  164. Ярская Смирнова Е. Р Принцип инклюзивного образования, а прав инвалидов. // Материалы научно-практической конференции. Воронеж, ВГУ, 2002.- 116−119 с.
  165. К. Всемирная история философии: Введение. (Перевод с немцкого К.В. Лощевского). СПБ.: Наука, 2000. — 272 с.
  166. Adler A. Whats lief should mean to gou. Boston: Little, Brown, 1931.- 41 p.
  167. Bronfenblenner U. Ecological systems theory // Six theories of child development. London, 1992. 67 p'.
  168. Cahan E, MechlingJ, Sutto-Smith B, WhiteS. The elusive historical child: Ways of Knowing the child of history and psychology // children in time and place. London, 1998.-192 p.
  169. Cochran M. Enviromental factors conrecting network development // Extending families. N.Y., 1990.-.227 p.
  170. Etzioni A. The active society. New York: Free Press, 1968. -.417 p.
  171. Fermald W.E. The burden of feeblemindedness I I Psycho-Asthenics. N.-Y., 1913.-152 p.
  172. Giddens A. Centrel prob lems in social theory: Action, strocture and contradiction in social analysis. London: Macmillan Press, 1979. -76 p.
  173. Goffman E. Stigma: Notes on the management spoiled identity. New York, London, A Touchstone Book, 1986. 78 p.
  174. Langsted L., Sommer R Derimar K // The Jntermational Hend book of child Care Policies and Programs. Westport. 147 p.
  175. Muller G. Bildung and Erziehung in Humonismus der italienschen Renaissanse. Wisbaden, 1987. -36 s.
  176. Park R. Assimilation // Jntroduction to the Science of Sociolody / Ed. By R. Park and E Burgess. Chicago, -L.: Chicago Unir. Press, 1969. -734−739 p.
  177. Parsons T. Societies: Evolutionary and comparative perspectives. New Jersen, 1966.-76 p.
  178. Schad, Wolfgang. Menschenbild und Medizin. Methodologische Zugange. In: Mathias Girke et al. — Koln: Deutseher Arzte — Verlag, — 29−40 s.
  179. Smith D, McJntyre. R. Husserl and Jntertionality. Dortrecht, Boston, London, 1982.-30 p.
  180. Visual impairment in children and adolescents / James E. Jan, E Reger, D. Freeman, Eileen B. Scott. New York: Grune and Stratton, 1977- Pielaseh H, Jaedicke V, Geschichte des Blindenwegen in Deutschland and in DDR. Leipzig, 1971. 30 p.
  181. Wainnapel S.P., Bernbaum M. The husican with visual impairment of blindness // Archives of Ophtalmology, 1986. Vol. 104. 4 n.
  182. Walker P. Coming home from deinstitutionalization to supporting people in their own homes in region. New Hempshire, 1993. 46 p.
Заполнить форму текущей работой