Метод уменьшения погрешностей корреляционных гидроакустических лагов на основе использования функций средних модулей разностей
За последнее десятилетие на мировом флоте изменилась ситуация с возможностью определения и коррекции элементов движения судна. Выход на эксплуатационный режим глобальных высокоточных спутниковых навигационных систем (СНС) отодвинул на второй план традиционные приборы определения элементов движения судна: гирокомпас и лаг. Действительно, современные приемоиндикаторы СНС «ГЛОНАСС-НАВСТАР» позволяют… Читать ещё >
Содержание
- 1. Анализ способов измерения скорости лагами с линейной базой направленных приемников
- 1. 1. Анализ способов измерения скорости судна с использованием прямых методов оценок корреляционных функций
- 1. 2. Анализ способов измерения скорости с использованием функций среднего модуля разностей амплитуд огибающих эхо-сигналов
- 1. 3. Анализ способов' построения корреляционных лагов
- 1. 3. 1. Анализ информационно-физических моделей эхосигналов корреляционных лагов
- 1. 3. 2. Анализ структур вычислительных устройств корреляционных лагов
- 1. 3. 3. Анализ способов моделирования случайных процессов
- 1. 4. Анализ оценок флюктуационных погрешностей корреляционных способов измерения скорости судна
- 1. 5. Анализ влияния характеристик отражающей поверхности на погрешности корреляционного лага
- 1. 6. Систематизация погрешностей корреляционных гидроакустических лагов и методов их уменьшения
- 1. 6. 1. Систематизация погрешностей корреляционных гидроакустических лагов
- 1. 6. 2. Систематизация методов уменьшения погрешностей лагов
- 1. 7. Выводы по первой главе
- 2. Разработка гидроакустических лагов с линейной базой направленных приемников 2.1 Уточнение информационно-физической модели корреляционного лага
- 2. 1. 1. Уточнение информационно-физической семантической 63 модели корреляционного лага
- 2. 1. 2. Декомпозиция семантической модели
- 2. 2. Разработка вычислительных устройств лагов на основе использования функций средних модулей разностей амплитуд огибающих эхо-сигналов
- 2. 3. Уточнение классификации гидроакустических измерителей скорости с линейной базой направленных приемников
- 2. 4. Оценка погрешностей корреляционных лагов, построенных на основе использования функций средних модулей разностей
- 2. 4. 1. Оценка влияния аддитивных помех на погрешность лага
- 2. 4. 2. Оценка флюктуационных погрешностей лагов
- 2. 4. 3. Погрешности корреляционного лага вследствие неидентичности амплитудных характеристик приемных каналов
- 2. 5. Погрешности цифрового полярного коррелятора
- 2. 6. Разработка схемы стабилизации флюктуационных погрешностей при изменении характеристик отражающей поверхности
- 2. 7. Выводы по второй главе 108 3 Результаты моделирования работы корреляционного
- 3. 1. Моделирование эхо-сигналов гидроакустического относительного лага
- 3. 1. 1. Экспериментальные исследования статистических характеристик эхо-сигналов лага «SAL-R1»
- 3. 1. 2. Машинное моделирование амплитуд эхо-сигналов лага
- 3. 2. Имитационное моделирование измерителей скорости с линейной базой направленных приемников
- 3. 3. Имитационное моделирование схемы стабилизации флюктуационных погрешностей корреляционного лага
- 3. 4. Имитационное моделирование вычислительных устройств лагов при не идентичности амплитудных характеристик приемных каналов
- 3. 5. Выводы по третьей главе 1
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение
Метод уменьшения погрешностей корреляционных гидроакустических лагов на основе использования функций средних модулей разностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из важнейших задач судовождения была и остается задача автономного определения путевой скорости и угла сноса судна. В настоящее время эта задача успешно решается различными техническими средствами судовождения.
Рост тоннажа, скоростей, количества транспортных и промысловых судов привели к увеличению интенсивности судоходства. В связи с этим возросли требования к технико-эксплуатационным характеристикам лагов, информация от которых, совместно с данными от приборов курсо-указания, позволяет вести непрерывное и, притом, автономное счисление, а также используется для исключения методических погрешностей других технических средств навигации (ТСН): гирокурсоуказателей радиолокационных станций навигации и систем автоматической радиолокационной прокладки расхождения судов, спутниковых и радионавигационных систем, инерциальных и перспективных батиметрических навигационных систем.
Специалисты в области судовождения уделяют большое внимание вопросам практического использования лагов (способам измерения абсолютной и относительной скоростей, определению и учету поправок лагов, методам расчета методических и инструментальных погрешностей лагов, а также их компенсации, минимизации и учету во время плавания).
За последнее десятилетие на мировом флоте изменилась ситуация с возможностью определения и коррекции элементов движения судна. Выход на эксплуатационный режим глобальных высокоточных спутниковых навигационных систем (СНС) отодвинул на второй план традиционные приборы определения элементов движения судна: гирокомпас и лаг. Действительно, современные приемоиндикаторы СНС «ГЛОНАСС-НАВСТАР» позволяют измерять малые скорости до нескольких миллиметров в секунду и ускорения порядка 0,1 мм/с2 при точности определе5 ния координат судна Юм. Некоторые отечественные приверженцы радио и спутниковых навигационных систем говорят о том, что в недалеком будущем лаг как техническое средство навигации вообще не будет устанавливаться на судне, и что вполне достаточно индукционного лага, который по классификации относится к лагам средней точности [56].
При плавании судна по счислению наиболее приемлемо использование абсолютного лага. Однако существует большой ряд задач, когда необходимо знание относительной скорости судна или относительной и абсолютной вместе (адаптивные авторулевые, радиолокационные станции, системы автоматической радиолокационной прокладки, гирокурсо-указатели и др.).
Исходя из опыта эксплуатации индукционных лагов на транспортных судах, следует отметить, что их погрешности непостоянны во времени вследствие обрастания корпуса судна, изменения его посадки и, как следствие, изменения толщины и других характеристик пограничного слоя под корпусом судна в районе установки индукционного преобразователя. Через 0,5-г1 год после очередного докования судна уменьшение показаний лаговой скорости может достигать 30% и более. В результате этого скорость судна на большинстве судов в настоящее время вырабатывается, как правило, в основном по данным приемоиндикаторов СНС и РНС, причем только относительно грунта [74].
В настоящее время гидроакустическими лагами (ГАЛ) оснащено достаточно много судов. Имеется достаточно большое количество моделей относительных ГАЛ, которые могут устанавливаться на суда практически любого водоизмещения. В основном это ГАЛ, работающие на эффекте Доплера (ДГАЛ) [3, 27, 43, 47]. Теоретические вопросы принципа работы, погрешностей, способов построения, аппаратурных реализаций и использования ДГАЛ достаточно хорошо изучены, и их развитие идет в основном по пути технического совершенствования по преодолению ряда трудностей методического и технического характера.
Теоретические и экспериментальные исследования, проводимые с целью дальнейшего совершенствования и развития аппаратуры автономной навигации, привели, по мнению отечественных и зарубежных специалистов, к разработке достаточно перспективных измерителей скорости с линейной базой направленных приемников (ЛБНП), к которым относятся корреляционные измерители скорости (КИС). Одним из первых термин «линейная база направленных приемников (вибраторов)» ввел отечественный ученый Блинов И. А. [23]. ГАЛ, построенными на этом способе измерения скорости (СИС), являются корреляционные гидроакустические лаги (KTAJI). Эти лаги имеют хорошие перспективы в эксплуатации благодаря их полной автономности, простоте, высокой точности и способности работать в достаточно сложных гидрометеорологических условиях.
Принцип работы этих лагов основан на корреляционных способах обработки огибающих эхо-сигналов (ОЭС) и начал интенсивно исследоваться в середине 1970;х годов [3, 7−16, 19, 22, 25−27, 30−33, 37, 38, 48, 73, 76]. В теоретическом и техническом плане эти лаги еще достаточно не изучены, научные публикации имеют разрозненный характер, отсутствуют достаточно полные теоретические и экспериментальные исследования именно гидроакустических относительных лагов.
Гидроакустические лаги с линейной базой направленных приемников имеют ряд преимуществ перед традиционными доплеровскими ГАЛ. Такие как: независимость показаний скорости судна от скорости распространения звука в водной среде и наклонах грунта, большая устойчивость работы при качке судна и наклоне грунта, установка гидроакустических антенн в клинкеты диаметром от 32 мм до 300 мм при различной рабочей глубине, достаточно малая мертвая зона по рабочей глубине [99].
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Опубликованные в 1970;2004 годах работы отечественных и зарубежных ученых [1−3, 7−17, 19, 25−27, 30−33, 38, 48, 76, 78, 81, 82, 87, 88, 94, 99,103,104−121] по корреляционным экстремальным системам (КЭС), корреляционным лагам (КЛ) позволяют сделать вывод о нескольких СИС и конструктивных реализаций этих способов.
Если авиационные КИС достаточно хорошо описаны в литературе: основополагающая монография Боркус М. К. и Черного А. Е. [25] и последующие работы на ее основе [3, 27], то о ГА Л таких типов в научно-технической литературе сведений не достаточно. Несмотря на перспективы упомянутого способа, некоторым теоретическим вопросам, в частности методам уменьшения погрешностей измерения составляющих вектора скорости, на сегодняшний день не уделено должного внимания.
При современном уровне микроэлектроники и схемотехники габаритные размеры блоков лага и стоимость комплекта при одинаковой рабочей глубине под килем и количеством измеряемых составляющих вектора скорости судна будут примерно одинаковы. Таким образом, создание конкурентно-способного корреляционного лага может быть осуществлено в основном только путем уменьшения его погрешностей.
Работа по созданию лагов начинается с разработки информационно-физических моделей процесса измерений, выбора алгоритмов работы, разработки структурных схем, оценки погрешностей измерения и поиск возможных путей их снижения. Этот этап происходит на семантическом, морфологическом и алгоритмическом уровне информационно-физических моделей [96].
Модели корреляционных лагов, опубликованные в работах [25, 27], а также модель эхо-сигналов, приведенная в работе [61], не учитывают специфику области применения вышеупомянутых СИС на морских и речных судах в режиме измерения относительной скорости, которая заключается в том, что сигналы распространяются в гидросреде, где они подвержены существенному влиянию затухания, рассеяния, реверберации и других факторов. Причем эхо-сигналы, в силу влияния рассеяния и реверберации, являются носителями полезной информации.
Использование КСИС ограничено применением оценок только действительных корреляционных функций (КФ) [3, 15, 25, 51, 76, 88]. Опубликованы работы по применению функций средних модулей разностей (СМР) огибающих эхо-сигналов (ОЭС) для оценки корреляционных функций с целью вычисления скорости судна [63]. При такой обработке ОЭС вместо операции умножения используется операция вычитания, что может повысить эффективность ГАЛ с ЛБНП за счет упрощения технической реализации их вычислительных устройств. Однако отсутствуют сведения о структурных схемах вычислительных устройств" лагов, построенных для работы по этому методу, и их погрешностей.
При работе корреляционного лага в реальных условиях, на входах его вычислительного устройства кроме полезных сигналов всегда будут присутствовать помехи. Отношение сигнал/шум будет непостоянным вследствие изменения расстояния до отражающей поверхности и изменения ее отражательных характеристик. Кроме того, неравномерность амплитудных характеристик приемных каналов может влиять на погрешность измерения скорости. Возникает необходимость оценки влияния этих факторов на погрешность лага и поиска путей их уменьшения.
Классификация и определения, изложенные в работах [51, 57, 58], позволяют синтезировать около 1 ООО моделей КГАЛ, но требует уточнения по вариантам построения измерителей скорости построенных на косвенных методах оценки корреляционных функций. В частности, с использованием функций средних модулей разностей, которые предложены в работах [45, 48, 63, 65], а также применения широтно-импульсной модуляции сигналов [46] для упрощения построения корреляторов и вариантов построения экстремальных регуляторов. Эти недостатки затрудняют более эффективную работу над измерителями скорости с ЛБНП.
При натурном моделировании очень дорогостоящими являются этапы морских испытаний. Сократить их стоимость можно, если создать имитаторы отраженных сигналов, которые в максимальной мере соответствуют реальным сигналам, отраженным от различных поверхностей (морская и земная поверхности, дно различных водоемов). Такие имитаторы могут быть созданы в виде отдельных устройств или прикладных программ для ЭВМ. Современные пакеты прикладных программ позволяют производить машинное моделирование достаточно сложных электронных устройств, входными сигналами которых могут быть смоделированные амплитуды ОЭС. В этой связи, возникают следующие научные задачи: а) необходимо проанализировать характеристики отражающих поверхностей, в частности, степень неровностиб) произвести анализ выражений для корреляционных функций отраженных сигналов при различных характерах отражающих поверхностей, в) обосновать статистические характеристики эхо-сигналов от турбулентного потока воды под днищем судна.
В работе [50] рассматривается проблема влияния характеристик отражающей поверхности на флюктуационную погрешность корреляционного лага. Делаются предположения о необходимости введения в низкочастотную часть приемного тракта управляемых фильтров. Однако отсутствуют сведения о реальных структурных схемах таких приемных трактов и их характеристиках.
В открытой печати не найдено сведений о влиянии неидентичности амплитудных характеристик на погрешности взаимно автокорреляционных способов измерения модуля полной и продольной скоростей судна. В этой связи возникает научная задача исследования этого вопроса.
ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ. Совершенствование корреляционных лагов с целью уменьшения погрешностей на основе и использования функций средних модулей разностей амплитуд эхо-сигналов.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются методы и средства навигации и судовождения, в частности гидроакустические лаги. ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ — методы уменьшения погрешностей корреляционных гидроакустических лагов на основе использования функций средних модулей разностей амплитуд эхо-сигналов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие научные задачи:
— уточнить информационно-физическую модель лага с учетом условий эксплуатации;
— разработать структурные схемы вычислительных устройств лагов с использованием функций средних модулей разностей для измерений модуля, курсовой и измеренной скорости;
— уточнить классификационную таблицу КГ АЛ с включением в нее других схем построения вычислительных устройств измерителей скорости с ЛБНП.
— получить выражения для флюктуационных погрешностей лагов с использованием функций средних модулей разностей для разработанных схем построения вычислительных устройств;
— произвести оценку влияния помех на входах коррелятора;
— оценить влияние неидентичности амплитудных характеристик приемных каналов лага на погрешности измерения составляющих вектора скорости судна;
— разработать метод и структурную схему лага с компенсацией влияния изменения характеристик отражающей поверхности на флюк-туационную погрешность;
— провести машинное моделирование работы гидроакустического относительного лага с использованием функций средних модулей разностей амплитуд огибающих эхо-сигналов в различных условиях. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1. Уточненная информационно-физическая модель лага с учетом специфики его применения.
2. Новые типы вычислительных устройств гидроакустических относительных лагов.
3. Методы уменьшения погрешностей измерения составляющих вектора скорости гидроакустическими корреляционными лагами.
СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОГО ВОПРОСА.
В настоящее время ведутся интенсивные работы, направленные на создание новых измерителей скорости, обладающих повышенной эксплуатационной надежностью, точностью показаний, ремонтнопригодно-стью и достаточной эффективностью применения [3, 99, 121]. На современном этапе ГАЛ с ЛБНП с хорошими технико-эксплуатационными характеристиками производит только шведская фирма «Consilium Marine» (ряд унифицированных лагов SAL).
Фирмой «Дженерал Электрик» (США) создан лаг «Quo Vadis», и этой же фирмой совместно с фирмой «Магнавокс» (США) создан новый гидроакустический корреляционный лаг «МХ-810», не требующий управления оператором [3], фирмой «EDO Carporation» разработан корреляционный лаг, совмещенный с доплеровским лагом с единым модулем антенной системы [122]. Таким образом, ведущие зарубежные фирмы, производящие современные приемоиндикаторы радио и спутниковых навигационных систем, продолжают разработки и производство автономных датчиков навигационной информации. В Российской Федерации подобные лаги не производились и не производятся.
Одновременно обозначилась тенденция к разработке автономных измерителей скорости с ЛБНП специализированных типов для решения задач другими видами транспорта (авиационного, железнодорожного, автомобильного) [3, 30−33].
Наметившееся отставание в области разработки и производства автономных технических средств навигации (лагов, эхолотов) может привести к зависимости страны от зарубежных фирм разработчиков и производителей такой аппаратуры [56].
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. При решении поставленных научных задач использовались методы теории гидроакустики, корреляционного и спектрального анализа случайных процессов, имитационного моделирования и натурного эксперимента, положений теории автоматического управления.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Новизна работы заключается в применении нетрадиционных методов обработки эхо-сигналов для разработки высокоэффективного гидроакустического лага с уменьшенными погрешностями и его стендовых испытаний, в том числе:
— уточнена информационно-физическая модель лага с учетом специфики его применения;
— разработаны новые типы вычислительных устройств лагов с.
ЛБНП;
— уточнена классификация лагов с ЛБНП;
— получены сравнительные выражения для флюктуационных погрешностей лагов построенных с использованием функций средних модулей эхо-сигналов;
— получены выражения для оценки влияния неидентичности амплитудных характеристик приемных каналов на погрешности измерения.
1 скорости корреляционными способами;
— разработан метод и структурная схема устройства для стабилизации флюктуационных погрешностей лага при изменяющихся характеристиках отражающей поверхности.
ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ обусловлена совпадением результатов теоретических исследований с данными машинного моделирования, стендовых и натурных испытаний гидроакустических лагов с ЛБНП в реальных условиях.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ. Практическая ценность работы заключается в разработке рекомендаций по выбору алгоритмов работы, характеристикам приемно-излучающего тракта, построению вычислительных устройств лагов с ЛБНП с уменьшенными погрешностями. Важным практическим результатом являются, разработка новых типов лагов с ЛБНП.
Полученные результаты позволят повысить эффективность технических средств навигации судов по сравнению с существующими системами за счет повышения точности и надежности измерения скорости, ремонтопригодности всей системы в 1,5−2 раза.
Тема связана с НИР и ОКР, проводимых на кафедре «Технические средства судовождения» в ФГОУ ВПО МГУ им. адм. Г. И. Невельского в i соответствии с федеральными целевыми программами: «Мировой океан».
1998;2012 гг.) в рамках задачи создания технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана, транспортные коммуникации России в Мировом океане- «Модернизация транспортной системы России» (2002;2010 гг.) в рамках задачи «Комплексная информатизация транспорта на основе использования современных телекомммуникационных и навигационных систем», планами НИР ВУЗа в рамках темы «Повышение эффективности технических средств навигации и разработка методов их комплексного использования» .
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ. Результаты работы непосредственно использованы при выполнении госбюджетных НИР, которые велись на кафедре «Технические средства судовождения» ФГОУ ВПО МГУ имени адмирала Г. И. Невельского.
Выводы и рекомендации, полученные при разработке диссертации, внедрены в процесс обучения курсантов и студентов ФГОУ ВПО МГУ имени адмирала Г. И. Невельского (лекции, курсовое и дипломное проектирование).
АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ. Основные теоретические положения подтверждены экспериментально при машинном моделировании ГАЛ с ЛБНП. При разработке программ для ЭВМ ГАЛ с ЛБНП использованы результаты теоретических исследований, изложенных в диссертационной работе.
Материалы работы были доложены и одобрены на: международной научно-технической конференции «Безопасность на море. Научно-технические проблемы и человеческий фактор» — 2002 г.- пятой международной научно-практической конференции «Проблемы транспорта Дальнего Востока» — 2003 г.- шестой международной научно-практической конференции «Проблемы транспорта Дальнего Востока» -2005 г.
ПУБЛИКАЦИИ. По результатам исследований опубликовано 9 работ, в том числе 1 без соавторства.
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ. Диссертация представлена на 152 листах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и одного приложения. Работа содержит 56 рисунков, 1 таблицу и список использованных источников из 122 наименований.
3.5 Выводы по главе 3.
По результатам исследований проведенных в главе три можно сделать следующие выводы:
1. Обоснованы статистические характеристики случайных процессов необходимых для имитационного моделирования. Сходимость статистических характеристик реальных эхо-сигналов и сформированных достаточно хорошая, и сформированные процессы можно использовать для машинного моделирования работы вычислительных устройств лагов.
2. Подтверждено путем имитационного моделирования, что флюктуационные погрешности измерения скорости существенно ниже (до 5 раз) у лагов, построенных на основе использования функций средних модулей разностей амплитуд эхо-сигналов, по сравнению с лагами, использующими алгоритмы прямых оценок корреляционных функций.
3. Предложенные методика постановки эксперимента и схема стабилизации уровня взаимной корреляционной функции при нулевом временном сдвиге, а, следовательно, и флюктуационных погрешностей измерения скорости лагами с линейной базой направленных приемников, работоспособны и могут найти применение в новых разработках.
4. Погрешности при измерении корреляционных задержек и рассчитанных по выражениям, полученным теоретическим путем, для прямых и косвенных оценок корреляционных функций имеют достаточно хорошую сходимость (не более 30%).
6. Результаты имитационного моделирования работы вычислительных устройств лагов при неидентичных амплитудных характеристиках имеют достаточно хорошую сходимость с результатами теоретических исследований.
Основные научные результаты, изложенные в главе, опубликованы в. работах [5, 41, 42, 75].
Заключение
.
В настоящей диссертационной работе, на основании выполненных исследований, получены следующие основные научные результаты и выводы:
1. В результате уточнения информационно-физической модели лага на основе составленной семантической схемы корреляционного лага и описанной с помощью уравнений можно выделить основные процессы, которые происходят при работе корреляционного лага с учетом условий эксплуатации.
2. Разработаны структурные схемы новых вычислительных устройств лагов на основе использования функций средних модулей разностей для измерений модуля, курсовой и измеренной скоростей.
3. Уточнена классификационная таблица лагов с включением в нее других схем построения вычислительных устройств измерителей скорости с линейной базой направленных приемников, которая приводит в единую систему терминологию в этой области научных исследований и позволяет синтезировать более 10 000 типов лагов, для различных условий эксплуатации.
4. Получены новые математические выражения для качественной и количественной оценки величин флюктуационных погрешностей при использовании прямых и косвенных оценок корреляционных функций для измерения скорости методом сравнения крутизны корреляционных функций в точках слежения для заданной амплитуды функций.
5. Получены новые математические зависимости для оценки влияния помех на входах коррелятора и неидентичности амплитудных характеристик приемных каналов лага на погрешности измерения составляющих вектора скорости судна.
6. Теоретически получено и подтверждено экспериментальным путем, что флюктуационные погрешности и влияние неидентичности амплитудных характеристик приемных каналов на погрешности измерения скорости существенно меньше (от 1,5 до 5 раз) у лагов построенных на основе использования функций средних модулей разностей амплитуд эхо-сигналов.
7. Разработана структурная схема лага с компенсацией влияния изменения характеристик отражающей поверхности на флюктуационную погрешность измерения скорости судна.
8. Имитационное моделирование работы гидроакустического относительного лага на основе использования функций средних модулей разностей амплитуд огибающих эхо-сигналов в различных условиях подтвердили правильность выводов и рекомендаций, полученных теоретическим путем.
Список литературы
- Абрамович, Б. Г. Обеспечение безопасности мореплавания современными гидроакустическими лагами Текст. / Б. Г. Абрамович: учеб. пособие. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1992. — 88 с.
- Абрамович, Б. Г. Использование корреляционных лагов для определения параметров движения объекта Текст. / Б. Г. Абрамович, В. В. Завьялов // XXXIII Всесоюз. межвуз. науч.-техн. конф.:. Тез. докл. Т. 1. Ч. 1.- Владивосток, ТОВВМУ, 1990. — С. 80 — 83.
- Абсолютные и относительные лаги Текст. / К. А. Виноградов, В. Н. Кошкарев, Б. А. Осюхин, А. А. Хребтов: Справочник. Л.: Судостроение, 1990. — 264 с.
- Акустика океана Текст. / Под ред. Л. М. Бреховских. М.: Наука, 1974. — 696 с.
- А. с. № 537 315 СССР, МКИ3 G01P 9/66, G01P 3/58. Способ определения скорости судна относительно дна. / В. И. Воловов, В. В. Крас-нобородько, Ю. П. Лысанов, В. А. Сечкин (СССР). № 2 051 138/10 Заяв. 09. 08. 74 Опубл. 30.11. 76, Бюл. № 44 — 4 с.
- А. с. № 640 209 СССР, МКИ3 G01P 5/00. Способ определения скорости судна относительно дна. / В. И. Воловов, В. В. Краснобородько, Ю. П. Лысанов, В. А. Сечкин. (СССР). № 2 394 219/18−10- Заявл. 02. 08. 76- Опубл. 30. 12. 78, Бюл. № 48. — 4 с.
- А.с. 714 284, СССР, МКИ3 G01P 3/64. Новый способ определения скорости движения объекта/ В. И. Домаркас, В. П. Трюкас и др. (СССР). Опубл. 1980, Бюл.№ 5.
- А. с. 818 278 СССР, МКИ3 G01P 3/64. Корреляционный измеритель скорости / Б. Г. Абрамович, А. А. Панченко и В. В. Завьялов (СССР). -№ 2 757 236/ 18 10- Заявл. 28. 03. 79.
- А. с. 907 441 СССР, МКИ3 G01P 3/64. Корреляционный измеритель скорости/ Б. Г. Абрамович, А. А. Панченко и В. В. Завьялов (СССР). -№ 2 911 701 /18−10- Заявл. 14.04. 80- Опубл. 23. 02. 82, Бюл. № 7−6 с.
- А. с. 907 442 СССР, МКИ3 G01P 3/64. Корреляционный измеритель скорости/Б. Г. Абрамович, А. А. Панченко и В. В. Завьялов (СССР).-№ 2 952 860 / 18- 10- Заявл. 11. 07. 80- Опубл. 23. 02. 82., Бюл. № 7.-8 с.
- А. с. 1 040 418 СССР, МКИ3 G01P 3/64, G01С 22/02. Корреляционный измеритель скорости / Б. Г. Абрамович, В. В. Завьялов и А. А. Панченко (СССР). № 3 435 580/18−10- Заявл. 23. 04. 82- Опубл. 07. 09. 83, Бюл. № 33. — 4 с.
- А. с. 1 070 482 СССР, МКИ3 G01P 3/64. Корреляционный измеритель скорости / Б. Г. Абрамович, В. В. Завьялов и А. А. Панченко (СССР). -№ 3 462 115/ 18- 10- Заявл. 24. 05. 82- Опубл. 30. 01. 84, Бюл. № 4.-4 с.
- А. с. 1 101 003, СССР, МКИ3 G01P 3/64. Корреляционный измеритель скорости / Б. Г. Абрамович, В. В. Завьялов и А. А. Панченко (СССР.)-№ 3 301 870/18 10- Заявл. 11. 05. 81. — 6 с.
- А. с. 1 275 294 СССР, МКИ3 G01P 3/80. Корреляционный измеритель скорости / Б. Г. Абрамович, В. В. Завьялов, А. А. Панченко и А. В.
- Артемьев (СССР). -№ 3 850 586/24−10- Заявл. 29. 12. 84- Опубл. 07. 12. 86, Бюл. № 45. 6 с.
- Баклицкий, В. К. Корреляционно-экстремальные методы навигации Текст. / В. К. Баклицкий, А. Н. Юрьев. М.: Радио и связь, 1982. -256 с.
- Белавин, О. В. Основы радионавигации Текст. / О. В. Белавин: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Советское радио, 1977.-320 с.
- Белоглазов, И. Н. Корреляционно-экстремальные системы Текст. / И. Н. Белоглазов, В. П. Тарасенко. М.: Советское радио, 1974. -392 с.
- Бендат, Дж. Измерение и анализ случайных процессов Текст. / Дж. Бендат, А. Пирсол.- Пер. с англ. Г. В. Матушевского, В. Е. Приваль-ского / Под. ред. И. Н. Коваленко. М.: Мир, 1971. — 408 с.
- Бендат, Дж. Прикладной анализ случайных данных Текст. / Дж. Бендат, А. Пирсол.- Пер. с англ. -М.: Мир, 1980. 540 с.
- Березин, С. Корреляционные измерители глубины и скорости Текст. / С. Березин, О. Каратаев // Морской сборник. JI., — 1976. — № 12.-С. 235−237.
- Блинов, И. А. Использование линейной базы направленных вибраторов для навигационных измерений Текст. / И. А. Блинов // Судовождение. Науч.-техн. сб. JL:. Транспорт. — 1964. — Вып. 4. — С. 20−29.
- Богородский, А. В. Гидроакустическая техника исследования и освоения океана Текст. / А. В. Богородский, Г. В. Яковлев, Е. А. Каре-пин, А. К. Должников / Под.ред. В. В. Богородского. Л.: Гидрометеоиз-дат, 1984.- 264 с.
- Боркус, М. К. Корреляционные измерители путевой скорости и угла сноса летательных аппаратов Текст. / М. К. Боркус, А. Е. Черный. -М.: Советское радио, 1973. 168 с.
- Бочкарев, А. М. Корреляционно-экстремальные системы навигации Текст. / А. М. Бочкарев // Зарубежная радиоэлектроника. — 1981. — № 9.-С. 28−53.
- Букатый, В. М. Гидроакустические лаги Текст. / В. М. Букатый,
- B. И. Дмитриев. -М.: Пищевая промышленность, 1980. 176 с.
- Бурдик, В. С. Анализ гидроакустических систем Текст. / В. С. Бурдик. JI.: Судостроение, 1988 — 392с.
- Быков, JB. В. Цифровое моделирование в статической радиотехнике Текст. / В. В. Быков. -М.: Сов. радио, 1971. 328 с.
- Васильев, Д. В. К вопросу оптимизации корреляционных измерителей скорости Текст. / Д. В. Васильев // Радиотехнические тетради. -2000.-№ 20.-С. 7−15.
- Васильев, Д. В. Исследование адаптивного корреляционного измерителя скорости с применением математического моделирования Текст. / Д. В. Васильев, С. А. Денисов, С. А. Серебряков // Вестник МЭИ. -1995.-№ 2.-С. 9−18.
- Виницкий, А. С. Очерк основ радиолокации при непрерывном излучении Текст. / А. С. Виницкий. М.: Сов. радио, 1961. — 496 с.
- Виноградов, К. А. Гидроакустический корреляционный лаг Текст. / К. А. Виноградов, В. Н. Кошкарев, Б. А. Осюхин, Г. В. Яковлев // Судостроение за рубежом. 1977. — № 7. — С. 53 — 64.
- Виноградов, К. А. Влияние водной среды, насыщенной пузырьками воздуха, на работу эхолота Текст. / К. А. Виноградов, Б. М. Ману-лис, А. В. Тейтельман // Судостроение. 1981. — № 3(520). — С. 33 — 34.
- Воловов, В. И. Определение курсовой скорости и бортового сноса судна акустическим методом Текст. / В. И. Воловов, В. В. Красно-бородько, Ю. П. Лысанов, В. А. Сечкин // Акустический журнал, 1979, -Т. 25, вып. 2, — С. 293−295.
- Воловов, В. И. Акустические методы решения некоторых океанологических и навигационных задач Текст. / В. И. Воловов, Ю. П. Лысанов // Проблемы акустики океана. М.: Наука, — 1984. — С. 185 — 192.
- Воробьев, В. В. Моделирование функционирования схемы стабилизации флюктуационных погрешностей корреляционного лага Текст.
- В. В. Воробьев, В. В. Завьялов, В. С. Перечесов // Вестн. Морского государственного университета. Серия: Судовождение. Владивосток: МГУ им. адм. Г. И. Невельского, — 2005. — Вып. 9. — С. 21−25.
- Галкин, С. В. Гидроакустические доплеровские относительные лаги Текст. / С. В. Галкин, В. П. Плахотников, А. В. Соколов, И. К. Усачева // Судостроение за рубежом. 1988. — № 2. — С. 77 — 86.
- Гидроакустические навигационные средства Текст. / Бородин В. И. и др. JI.: Судостроение, 1983. — 264 с.
- Грибанов, Ю. И. Автоматические цифровые корреляторы Текст. / Ю. И. Грибанов, Г. П. Веселова, В. Н. Андреев. М.: Энергия, 1971.-240 с.
- Гутников, В. С. Фильтрация измерительных сигналов Текст. / В. С. Гутников JI.: Энергоатомиздат, 1990. -192 с.
- Гусев, Н. М. Гидроакустические доплеровские лаги Текст. / Н. М. Гусев, Г. В. Яковлев // Судостроение за рубежом. 1976. — № 5. — С. 53 — 66.
- Жовинский, В. Н. Корреляционные устройства Текст. / В. Н. Жовинский, В. Ф. Арховский. М.: Энергия, 1974. — 248 с.
- Жуковский, А. П. Теоретические основы радиовысотометрии Текст. / А. П. Жуковский, Е. И. Оноприенко, В. И. Чижов. М.: Сов. радио, 1979.-320 с.
- Завьялов, В. В. Классификация корреляционных лагов Текст. / В. В. Завьялов // XXXI Всесоюзная межвуз. науч.-техн. конф.: Тез. докл.- Т. 1. Ч. 2. — Владивосток: ТОВВМУ, — 1988. — С. 92 — 93.
- Завьялов, В. В. Флюктуационные погрешности корреляционных измерителей скорости Текст. / В. В. Завьялов // XXXV Всероссийской межвуз. НТК. Тез. докл. Т. 1. — Ч. 1. Владивосток: ТОВВМУ, — 1992. -С. 78−80.
- Завьялов, В. В. Оценка эффективности корреляционных гидроакустических лагов // XXXVII Всероссийская межвуз. НТК. Сборник докладов. Т. 1. — Ч. 1. Владивосток: ТОВВМУ, — 1994. -С. 11−19.
- Завьялов, В. В. Корреляционные и спектральные характеристики эхосигналов лага с линейной базой приемников Текст. / В. В. Завьялов // Сб. докл. XXXVIII Всероссийск. межвуз. НТК. Т. 1. — Ч. 1. Владивосток: ТОВВМУ, — 1995. — С. 65 — 67.
- Завьялов, В. В. Некоторые аспекты развития судовых лагов Текст. / В. В. Завьялов // Проблемы развития морского транспорта на Дальнем Востоке: Тез. докл. / Межвуз. науч.-техн. конф., Ч. 2. -Владивосток: ДВГМА, — 1997. — С. 74 — 75.
- Завьялов, В. В. Классификация измерителей скорости с линейной базой направленных приемников Текст. / В. В. Завьялов // Транспортное дело России. Спецвыпуск № 2. — 2004. — С. 104−106.
- Завьялов, В. В. Измерители скорости с линейной базой направленных приемников Текст. / В. В. Завьялов. Владивосток: Мор. гос. унт, 2004. 176 с.
- Завьялов, В. В. Выбор режимов излучения гидроакустических лагов Текст. / В. В. Завьялов, А. В. Артемьев // Сб. докл. XXXV Всерос-сийск. межвуз. НТК. Т. 1. — Ч. 1. Владивосток: ТОВВМУ, — 1992. — С. 81−83.
- Завьялов, В. В. Моделирование эхо-сигналов измерителей скорости с линейной базой направленных приемников Текст. / В. В. Завьялов, А. В. Артемьев // Транспортное дело России. Спецвыпуск № 2. -2004.-С. 107−110.
- Завьялов, В. В. Основы теории измерителей скорости с использованием средних модулей разностей амплитуд эхо-сигналов Текст. / В. В. Завьялов, А. В. Артемьев // Транспортное дело России. Спецвыпуск -№ 2.-2004.-С. 20−22.
- Завьялов, В. В. Интервалы корреляции эхо-сигналов, отраженных от неровных поверхностей Текст. / В. В. Завьялов, А. В. Артемьев,
- A. А. Панченко // Сб. докл. Междунар. НТК, поев. 110-летию мор. образования в Приморье «Наука морскому образованию на рубеже веков». 9−10 ноября 2000 г. — Владивосток, — 2001. — С. 46 — 49 .
- Завьялов, В. В. Статистические характеристики амплитуд огибающих эхо-сигналов, отраженных от неровных поверхностей Текст. /
- B. В. Завьялов, А. В. Артемьев, А. А. Панченко // Транспортное дело России. М.: Спецвыпуск 2005. — № З.-С. 32−34.
- Завьялов, В. В. Формирование огибающей амплитудно-модулированных импульсов Текст. / В. В. Завьялов, Е. JI. Емельянов // XXXI Всесоюз. межвуз. науч.-техн. конф.: Тез. докл. Т. L — Ч. 2. — Владивосток, ТОВВМУ, — 1988. — С. 98.
- Зубкович, С. Г. Статистические характеристики радиосигналов, отраженных от земной поверхности Текст. / С. Г. Зубкович. М.: Сов. радио, 1968. -224 с.
- Зурабов, Ю. Г. Новый шведский гидроакустический лаг Текст. / Ю. Г. Зурабов, Г. И. Москвин, Б. Н. Амелехин // ЭИ «Морской транспорт. Сер. Судовождение и связь» / ММФ. В/О «Мортехинформреклама», — 1975.-Вып. 1(76).-С. 37- 41.
- Иванченков, В. П. Некоторые проблемы создания судовых относительных лагов Текст. / В. П. Иванченков // Судостроение, 1986, -№ 12.-С. 22−24.
- Козубовский, С. Ф. Корреляционные экстремальные системы: Справочник. Текст. / С. Ф. Козубовский. Киев: Наукова думка, 1973. -224 с.
- Колчинский, В. Е. Автономные допплеровские устройства и системы навигации летательных аппаратов Текст. / Под ред. В. Е. Кол-чинского. М.: Советское радио, 1975. — 432 с.
- Куликов, Е. И. Оценка параметров сигналов на фоне помех Текст. / Е. И. Куликов, А. П. Трифонов. М.: Радио и связь, 1978 296с.
- Купер, Дж. Вероятностные методы анализа сигналов и систем Текст. / Дж. Купер, К. Макгиллем: Пер. с англ. М.: Мир, 1989. — 376 с.
- Курочкин, С. С. Многоканальные счетные системы и коррелометры Текст. / С. С. Курочкин. М.: Энергия, 1972. — 344 с.
- Ланге, Ф. Корреляционная электроника Текст. / Ланге. Л.: Судпромгиз, 1963. — 448 с.
- Левин, Б. Р. Теоретические основы статистической радиотехники Текст. / Б. Р. Левин. М.: Радио и связь, 1989 653с.
- Лёзин, Ю. С. Введение в теорию и технику радиотехнических систем Текст. / Ю. С. Лезин. М.:Радио и связь, 1986 278с.
- Макс, Ж. Методы и техника обработки сигналов при физических измерениях Текст. / Ж. Макс. М.:Мир, 1983, т.1 311с., т.2 — 256с.
- Матвиенко, В. Н. Дальность действия гидроакустических средств Текст. / В. Н. Матвиенко, Ю. Ф. Тарасюк. 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Судостроение, 1981. — 208 с.
- Мелик-Шахназаров, А. М. Цифровые измерительные системы корреляционного типа Текст. / А. М. Мелик-Шахназаров, М. Г. Марка-тун. -М.: Энергоатомиздат, 1985. 128 с.
- Мирский, Г. Я. Характеристики стохастической взаимосвязи и их измерение Текст. / Г. Я. Мирский. М.: Энергоатомиздат, 1982. — 320 с.
- Ольшевский, В. В. Статистические свойства морской реверберации Текст. / В. В. Ольшевский. М.: Наука, 1966. — 203 с.
- Ольшевский, В. В. Статистические методы в гидролокации Текст. / В. В. Ольшевский. Л., Судостроение, 1983. — 280 с.
- Ольшевский, В. В. Теоретические и экспериментальные исследования морской реверберации Текст. / В. В. Ольшевский, Т. А. Мороз. -Л.: ЦНИИ «Румб», 1976. 132 с.
- Панченко, А. А. Погрешности цифрового полярного коррелятора Текст. / А. А. Панченко, В. В. Воробьев // Вестн. Морского государственного университета. Серия: Судовождение Владивосток: МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2004. — Вып. 2. — С. 107−112.148
- Смирнов, Е. JI. Технические средства судовождения. Теория: Учебник для вузов Текст. / Е. JI. Смирнов, А. В. Яловенко, В. В. Воронов. СПб.: Элмор, 1996. 544 с.
- Смирнов, Е. JI. Технические средства судовождения. Том 2. Конструкция и эксплуатация: Учебник для вузов Текст. / Е. JI. Смирнов и др. СПб.: Элмор, 2000. 656 с.
- Справочник по гидроакустике Текст. / А. П. Евтютов и др. 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Судостроение, 1988. — 552 с.
- Справочник по радиоэлектронике в трех томах Текст. / Под общ. Ред. А. А. Куликовского. Т. 3. М.: Энергия. 1970. 816 с.
- Сташкевич, А. П. Акустика моря Текст. / А. П. Сташкевич. -Л.: Судостроение, 1966. 355 с.
- Теоретические основы радиолокации.: Учеб. пособие для вузов Текст. / Под ред. Я. Д. Ширмана. М.: Советское радио, 1970. — 560 с.
- Фалькович, С. Е. Статистическая теория измерительных радиосистем Текст. / С. Е. Фалькович, Э. Н. Хомяков. М.:Радио и связь, 1981 -288с.
- Фельдман, Ю. И. Теория флюктуаций локационных сигналов, отраженных распределенными целями Текст. / Под ред. Ю. И. Фельдмана. М.: Радио и связь, 1988. — 272 с.
- Denbigh, P. N. A design study for a correlation log to measure speed at sea Text. / P. N. Denbigh // The Journal of navigation. 1982. — Vol. 35.-№l.-P. 160−184.
- Denbigh, P. N., etc. Ship velociti determination by doppler and correlation techniques Text. / P. N. Denbigh // IEE Proceedings. 1984. -Vol. 131.-partF.-№ 3.-P. 315−325
- Description SAL-ACCOR DOUBLE AXIS LOG Text. /. Jung-ner Marine. The SAL-ACCOR makers. Bes-1533-Е. 15. 07. 1980.
- Descripion SAL-ACCOR MARINE LOG Text. /. Jungner Marine. The SAL-ACCOR makers. Bes-1416-Е. 06. 06. 1980.
- Dickey, F. R. The correlation aircraft navigator, a vertically beamed doppler radar Text. / F. R. Dickey // Proceedings of the National Conference on Aeronautical Electronics, Dayton, Ohio, May, 1958, — P. 463 -466.
- Dickey, F. R. Implementation and testing of a deepwater correlation velocity sonar Text. / F. R. Dickey, W. C. Bookheimer, K. W. Rhoades // Proceedings of the Offshore Technology Conference, Houston, USA.- 1983,-P. 437−446.
- Dickey, F. R Velocity measurement using correlation sonar Text. / F. R. Dickey. // IEEE Plans Posit. Locat. and navig. Symp. Rec., San Diego, Calif., New York, N. Y, 1978. — P. 255 — 264.
- Edward, V. A. Remote measurement of water currents using a correlation sonar Text. / V. A. Edward // Journal of the Acoustical Society of America, Supplement, 66. 1979, — P. 557.
- Griffiths, G. Deep water bottom-track ship’s velocities from an acoustic correlation current profiler Text. / G. Griffiths, S. E. Bradley, S. Ruiz // Proceedings of MTS/IEEE Oceans '97, Halifax, Canada, 1997, — P. 1404−1410.
- Griffiths, G. An Acoustic Correlation Sonar for Vertical Profilingof Ocean Carrents to a Range of 1 km Text. / G. Griffiths [et al.] // IEE Pro150ceedings (Radar, Sonar and Navigation) 1996. — Vol. 143. — No. 3. — P. 177 -183.
- Installation service manual. SAL-ACCOR Text. / Jungner Marine. The SAL-ACCOR makers. Bes-1455-Е. 25. 06. 1980.
- Keary, A. Simulation of the correlation velocity log using a computer based acoustic model Text. / A. Keary [et al.] // Proc. 11th Int. Symp. Unmanned Untethered Submersible Technology. Durham, New Hampshire. USA.-1999.-P. 446−454.
- Miller, R. J. Air and Space navigation uses correlation technique Text. / R. J. Miller // Electronics. 1961. — Vol. 34, — № 50.
- Phillips, B. On the development of a correlation sonar velocity log Text. / B. Phillips, H. Robinson, M. Hill. Unmanned Undersea Vehicles Symposium, Naval Undersea Warfare Center, Newport, U.S.A., April 24 27, 2000.
- Phillips, B. A new correlation sonar velocity sensor (COVELIA) Text. / B. Phillips, H. Robinson, M. Hill. Oceanology International 2000, Brighton, March 7−10, 2000.
- Roeder, A. W. System for sensing velocity through the use of al-timetry signals / General Electric Co.. Пат. США, кл. 34 318, (G 01 S 9/44), № 4 106 017, заявл. 1. 06. 76, № 691 606, опубл. 8. 08. 78.
- Vasilyev, D. V. Some Invariant Features of Signals in the Correlation Tracking Systems Text. / D. V. Vasilyev // Proc. Sino-Russia Intern. Academic Conf., Beijing Institute of Technology, China. 2000. — P. 104−109.
- SAL-R1. Manual / Consilium Navigation AB, Sweden. 2003.198 c.
- Combined Doppler and Correlation Velocity Systems Электронный ресурс. // http ://www. edocorp .com/indust/acoustic/p-avlduc .html.1. АКТ О ВНЕДРЕНИИг. Владивосток «3 «гяигг^-j 2006 г.
- Наименование организации ФГОУ ВПО Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского
- Ответственный исполнитель Воробьев В. В.
- Дата внедрения 3 апреля 2006 г.
- Участвовали во внедрении от производства (должность, фамилия, имя, отчество) директор института «Морская академия» Гаманов В. Ф., начальник судоводительского факультета Лобастов В. М.
- Руководитель предприятия (директор, главный инже: