Обеспечение ресурса двигателей тракторов агропромышленного комплекса путем контроля условий эксплуатации по химмотологическому параметру моторного масла
Анализ зарубежной практики показывает, что там уделяют большое внимание обеспечению поддержания надежности машин у потребителя. Это, в первую очередь, высокий уровень обслуживания машин в гарантийный период, оперативный и качественный ремонт в течение всего срока службы. То есть предпочтение отдается концепции недопущения серьезных поломок. Немалую роль играет полное удовлетворение потребителя… Читать ещё >
Содержание
- ИССЛЕДОВАНИЙ
- 1. 1. Надежность тракторов агропромышленного комплекса
- 12. Анализ и перспективы методов управления условиями эксплуатации двигателя
- 13. Анализ существуюш-их способов диагностирования двигателей
- 1. 4. Контроль условий эксплуатации двигателей и их диагностика по химмотологическим показателям моторного масла
- 1. 5. Цель и задачи исследований
- ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЖИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 2. 1. Ресурс тракторов и проблема его реализации
- 2. 2. Определение потенциальной скорости поступления железа в смазочную систему двигателя
- 2. 3. Определение фактической скорости поступления железа в смазочную систему двигателя
- 2. 4. Выводы
- ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙЛЭКСПЛУАТАТЦИИ И ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ДВИГАТЕЛЕЙ ТРАКТОРОВ ПО ХИММОТОЛОГИЧЕСКОМУ ПОКАЗАТЕЛЮ
- 3. 1. Основные требования к программному продукту
- 3. 2. Схема функционирования способа диагностирования
- 3. 3. Алгоритм программного продукта
- 3. 4. Математическая модель программного продукта
- 3. 5. Выводы
- 4. ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 4. 1. Программа и общая методика
- 4. 2. Выбор и обоснование марок двигателей
- 4. 3. Методика измерения показателей износа деталей двигателя
- 4. 4. Методика исследования технических показателей при стендовых испытаниях двигателя
- 4. 5. Методика исследования технических показателей при эксплуатационных испытаниях двигателя
- 4. 6. Методика определения не нормативных элементов математической модели программного продукта
- 4. 6. 1. Определение коэффициента отфильтровываемости
- 4. 6. 2. Определение коэффициента, учитывающего геометрию износа зеркала гильзы цилиндра
- 4. 6. 3. Методика определения массы железа, поступающей в моторное масло с поршневых колец
- 4. 6. 4. Методика расчета коэффициента, учитывающего геометрию износа шеек коленчатого вала
- 4. 6. 4. Методика расчета коэффициента учитывающего погрешность опыта
- 4. 7. Обоснование возможности применения результатов исследований для более широкого спектра марок двигателей
- 4. 8. Оборудование и приборы для исследований
- 5. 1. Анализ изнашивания деталей двигателей и определение 105 потенциальной скорости поступления железа в смазочную систему
- 5. 1. 1. Анализ изнашивания зеркала гильзы цилиндров
- 5. 1. 2. Анализ изнашивания шеек коленчатого вала
- 5. 1. 3. Анализ изнашивания поршневых колец
- 5. 1. 4. Определение потенциальной скорости поступления железа в смазочную систему двигателей
- 5. 2. Исследование распределения железа по элементам смазочной системы двигателей
- 5. 2. 1. Результаты стендовых испытаний двигателя СМД
- 5. 2. 2. Результаты стендовых испытаний двигателя Д
- 5. 2. 3. Результаты стендовых испытаний двигателя Д
- 5. 3. Определение остаточного ресурса двигателей по предлагаемой методике с тестированием программного продукта
- 5. 4. Выводы
Обеспечение ресурса двигателей тракторов агропромышленного комплекса путем контроля условий эксплуатации по химмотологическому параметру моторного масла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Перемены, происходящие в экономике России, существенно влияют и на изменение требований к надежности техники, повыщению её производительности и экономичности, наиболее полному использованию ресурса машин. Раннее существовавшая и применяемая на протяжении многих лет система исследования надежности и внедрения её результатов в производство, обеспечивала повышение ее уровня в среднем от 2 до 4% в год и достижение большинством марок тракторов нормативных значений надежности, заданных в Государственных стандартах. Однако, в настоящее время, по данным, приведенным С. Г. Стопаловым [125], в результате неудовлетворительной эксплуатации и низкого качества капитального ремонта, фактическая надежность универсально-пропашных тракторов (УНТ) сокращается по сравнению с потенциальной в 2. .2,4 раза, а тракторов общего назначения (ТОН) — 3. .4 раза [125].
Проблему наиболее полного использования ресурса машин необходимо решать путем разработки и внедрения эффективных методов и средств диагностирования и контроля условий эксплуатации что, безусловно, повысит надежность.
Анализ зарубежной практики показывает, что там уделяют большое внимание обеспечению поддержания надежности машин у потребителя [88]. Это, в первую очередь, высокий уровень обслуживания машин в гарантийный период, оперативный и качественный ремонт в течение всего срока службы. То есть предпочтение отдается концепции недопущения серьезных поломок. Немалую роль играет полное удовлетворение потребителя запасными частями в любой точке земного шара не более, чем за 1−2 суток, что, в конечном счете, приводит к повышению эффективности использования техники. Опыт ведущих стран мира показал, что надежность техники и, в том числе, тракторов зависит не только от усилий машиностроителей, но и от условий, в которых она эксплуатируется. Причем, воздействие последних настолько значительно, что все усилия машиностроителей могут быть сведены на нет [88].
Одним из агрегатов тракторов, который во многом определяет работоспособное его состояние и наиболее чувствителен к условиям эксплуатации, является двигатель. По своей конструкции он наиболее сложен по сравнению с другими агрегатами и на него воздействует большее количество факторов. Активность негативного воздействия одних и тех же факторов на двигатель и другие агрегаты трактора также неодинакова. Так, например, пусковой износ деталей двигателя в среднем поясе России составляет около 10% в общем эксплуатационном износе, а на Крайнем Севере — около 20%, причем износ деталей цилин-дропоршневой группы за один пуск и прогрев остывшего двигателя в 2 раза больше, чем теплого. Очевидно, что столь существенного эффекта этот температурный фактор не может оказывать на агрегаты трансмиссии [29 .
До настоящего времени не разработаны эффективные методы оперативного прогнозирования состояния двигателя с оптимизацией условий их эксплуатации. В своем большинстве, применяемые методы диагностирования не позволяют оперативно определить остаточный ресурс двигателя с учетом многофакторной перспективы что, в свою очередь, не дает возможности для полного использования ресурса, планирования ремонтов и повышает эксплуатационные затраты. Эти проблемы заставляют искать в ряде случаев более трудоемкие и менее перспективные пути решения различных вопросов повышения надежности машин.
Один из важнейших путей повышения надежности и эффективности использования тракторов заключается в совершенствовании системы технической эксплуатации и организации ремонта. Одно из направлений решения проблемы — пользование услугами фирменного сервисного обслуживания на предприятиях или технических центрах заводов-изготовителей.
Возможность организации такой службы сейчас становится вполне реальным мероприятием в связи с объединением многих сельскохозяйственных производителей в крупные предприятия, в которых сосредоточено в несколько раз больше тракторов, чем в бывших коллективных хозяйствах. Так, по данным Орловского областного комитета государственной статистики [122], в АО «Орловская Нива» в 2000 году работало 930 тракторов, а в ОАО «Орловский Агро-комбинат» — 1144 трактора.
Как уже отмечалось выше, одним из важнейших способов повышения надежности техники и максимального доиспользования ресурса является поддержание условий эксплуатации на уровне, предусмотренном заводом-изготовителем. В России на настоящий момент времени оборудования и технологий, позволяющих следить за условиями эксплуатации при условии максимального снижения человеческого фактора, нет, не ведутся и научные исследования в этом направлении. Нет также методов, позволяющих прогнозировать остаточный ресурс в зависимости от изменения условий эксплуатации. Поэтому научные исследования в данном направлении являются актуальными.
Теоретические исследования выполнены с применением следующих теории изнашивания деталей двигателя на основе положений химмотологиивзаимосвязи свойств исследуемых объектовнадежностиматематической статистики и моделирования.
Эксплуатационные исследования проводили на двигателях марки Д-144, СМД-18 и Д-240. Определение содержания железа в масле и отложениях из фильтра проводили в лабораторных условиях — спектральным анализом, в эксплуатационных — прибором ПОМЖ ЛИМП ОФ НАТИ.
Основные положения диссертации доложены и получили одобрение на пяти научных конференциях. Диссертация состоит из введения, шест глав, общих выводов и приложений. Содержит 167 страниц машинописного текста, 9 таблиц и 56 рисунков. Список использованной литературы включает 149 наименований, из них 4 — на иностранном языке.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
1. Применены понятия «потенциальная скорость поступления железа в смазочную систему», при которой обеспечивается заводской ресурс двигателя и «фактическая скорость поступления железа в смазочную систему», т. е. действительная в результате его эксплуатации.
2. Разработан способ диагностирования двигателя, обеспечивающий реализацию потенциального ресурса, основанный на сравнении потенциальной и фактической скоростей поступления железа в смазочную систему.
3. На основании исследований определены значения потенциальной скорости поступления железа в смазочную систему двигателей СМД-18, Д-144 и Д-240, которые соответственно равны 0,0447 г/мото-ч, 0,0631 г/мото-ч и 0,0283 г/мото-ч.
4. Основными донорами железа являются: гильзы цилиндров, поршневые кольца и шейки коленчатого вала. Для СМД-18 и Д-240 эти параметры, соответственно, в среднем составляют 64,17%- 23,77%- 10,09%>, для Д-144 — 63,47%- 23,17%- 9,39%.
5. Разработана методика вычисления коэффициента, учитывающего условия эксплуатации двигателя. При соблюдении условий эксплуатации его параметр равен единице, в этом случае обеспечивается нормативный ресурс двигателя.
6. Соотношение распределения железа между картерным маслом и РМЦ составляет для двигателя СМД-18 — 67%) и 33%) — для двигателя Д-144 -72% и 28%- для двигателя Д-240 — 67% и 33%.
7. Разработаны математическая модель, программный продукт, соответствующий требованиям законов РФ и база данных для него, позволяющие определить условия эксплуатации и остаточный ресурс с их учетом.
8. Проведено тестирование способа диагностирования двигателя и программного продукта, показавшее, что фактическое отклонение контролируемых параметров показателей от результатов, полученных в результате применения предложенного способа, составляет ±2,5%.
9. Расчетный технико-экономический эффект от внедрения данного способа только для одной марки трактора ДТ-75Н в Орловской области дает возможность выполнить дополнительно объем работ, соответствующий эксплуатации 112 тракторов.
Список литературы
- Автомобильный справочник. Первое русское издание. — М.: За рулем, 2000 -869 с.
- Агафонова Н.В. Процесс и традиции в науке. М.: Издательство МГУ, 1991. — 156 с.
- Алиев Рошван Алексан оглы. Комплексный параметр оценки технического состояния тракторных дизелей на основе косвенного измерения максимального значения давления в цилиндре. Автореферат диссертации на соискание степени к.т.н. Д.: 1990. — 22 с.
- Арабян С.Г. Об определении требований тракторных дизелей к качеству смазочных масел, //Тракторы и сельхозмашины, 1961, № 6. с 24−26.
- Архипов B.C., Капкан В. Р., Колобов Г. П., Стопалов С. Г., Щельцин М. А. Эксплуатация, надежность сельскохозяйственных тракторов, состояние и перспектива // Тракторы и сельскохозяйственные машины 1993, № 8. с. 6−7
- Батратков A.A. Теоретические основы химотологии. М.: Химия, 1985. -315 с.
- Вельских В.И. Диагностика технического состояния и регулировка тракторов. М.: Колос 1973. — 494 с.
- Вельских В.И. Справочник по техническому обслуживанию и диагностированию тракторов. М.: Россельхозиздат, 1975. — с. 107−109.
- Белянчиков Г. П., Благовидов И. Ф. Пучков Н.Г. Исследование эксплуатационных свойств масел для тракторных дизелей с поддувом. Присадки к маслам. Труды второго всесоюзного научно-технического совеш-ания. М.: Химия. 1966 г.-с. 38−40
- Ю.Боков Ю. К., Шевцов Н. И. Установка для измерения суммарного зазора в спряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма. М., Труды ГОСНИТИ, 1972, Т.32.
- Б0ЛДИН A.n. Исследование возможностей использования спектрального анализа картерного масла для диагностики автомобильного карбюраторного двигателя. М. Автореферат кандидатской диссертации 1968 г. — 18 с.
- Веденяпин Г. В. Общая методика экспериментального исследования и обработки опытных данных. М.: Колос, 1973. -170 с.
- И.Величкин И. Н. Факторы влияющие на долговечность мащин. //Тракторы и сельскохозяйственные машин. 1999 № 8. С. 31.
- Величкин И.Н., Нисисевич А. И., Зудлетова М. Г. Ускоренные испытания дизельных двигателей на износостойкость. М.: Машиностроение, 1964. — 230 с.
- Величкин И.Н., Опыт анализа надежности и долговечности тракторных двигатели по комплексным показателям. //Тракторы и сельхоз. Машины. 1969№ 9,-С. 1−4.
- П.Венцель СВ. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания. М.: Химия, 1979. — 240 с.
- Венцель СВ. Применение смазочных масел в автомобильных и тракторных двигателях. М.: Химия, 1969. — 226 с.
- Вознесенский В.А. Статистические решения в технологических задачах. -Кишинев.: Картя молдовеняска. 1965. с.
- Воинов В.П. Как определить срок смены масла в автотракторных двигателях. М.: Гостоптехиздат, 1946. — с.
- Вольский Э.П., Рязанов П.С, Ворожихина В. И. Увеличение моторесурса среднеоборотных судовых и тепловозных дизелей. //Химия и технология то-плив и масел. 1976, № 3. с. 32−34.
- Ворожейкина А.Г. Исследование эксплуатационных режимов и качественного состояния картерных масел в двигателе К-700. Автореферат кандидатской диссертации, Челябинск, 1973. 19 с.
- Гаврилов К.Л. Справочник по диагностике и ремонту легковых и грузовых автомобилей иностранного и отечественного производства. СПб.: Лейла, 2000−280 с.
- Герасимович Г. Г. Исследование взаимосвязи физико-химических показателей моторного масла и технического состояния двигателя Д-50 трактора Т-54В. Автореферат канд.дисс. Кишинев.: 1974. — 17 с.
- Глинка Н.Л. Общая химия. Л.: Химия, 1984. — 702 с.
- Говорущенко Н.Я. Диагностирование технического состояния автомобиля. -М.: Транспорт, 1970. 320 с.
- Горфинкель М.И. Обоснование теории взаимосвязи свойств объекта исследования техники. //Техника в сельском хозяйстве. 1995 № 5. с. 23
- Григорьев М.А. Качество моторного масла и надежность двигателей. М.: Издательство стандартов, 1981, — 232 с.
- Григорьев М.А., Долецкий В. А. Обеспечение надежности двигателей. М.: Издательство стандартов, 1978, — 322 с.
- Григорьев П.Ф. Методика оценки износа поршневых колец авиационных двигателей. В сб.: Изучение износа деталей машин с помощью радиоактивных изотопов. М.: Из-во АН СССР 1957. — с 37−40.
- ЗГГриднева И. А. Измерение фактической толщины масляннного слоя в подшипниках коленчатого вала автомобильного двигателя. В сб. «Труды Харьковского автомобильно-дорожного института», 1962, вып 29. с 106−109.
- Грицевич В.И. Исследование диагностики дизельных автомобильных двигателей по параметрам картерного масла. Автореферат диссертациии на соискание научной степени КТН. М. 1971. — 18 с.
- Гуреев A.A., Фукс И. Г., Лашхи В. Л. Химотология. М.: Химия 1986. — 386 с.
- Гурьянов Ю.А. Исследование пневмовакумого способа диагностики цилин-дропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания. Автореферат канд.дисс. Челябинск, 1979. 18 с.
- Гусаков C.B. Электронно-програмный комплекс для регистрации быстродействующих процессов двигателей внутреннего сгорания. // Тракторы и сельскохозяйственные мащины 1997, № 6. с 18.
- Данилов Е.В., Сомов В. А., Никифоров O.A. Влияние щёлочности на процессы старения в масла в дизелях. Сб. Исследования старения масел в двигателях. М.: ЦНИИТЭ Нефтехим, 1968. — 128−135с.
- Двигатели такторные и комбайновые. Виды и программы стендовых испытаний. ГОСТ 18 508–80. М., 1950. С. 5.
- Денисенко А.Н. Извлечение присадок из моторных масел центробежным очистителем. //Химия и технология топлив и масел. 1966 № 6. с. 13−16.
- Драгомиров С.Г., Куделя И. Н. Седьмой форум двигателестроителей. // Тракторы и сельскохозяйственные мащины. 1999 № 12. с. 36.
- Драницин Е. Прибор для контроля содержания железа в масле. //Автомобильный транспорт. 1966. № 5. с. 22−24.
- Ждановский Н.С. Диагностирование автотракторных двигателей. Л.: Колос 1977.-247 с.
- Ждановский Н. С, Алилуев В. А., Николаенко A.B., Улитковский В. А. Диагностика автотракторных двигателей. Л.: Колос, 1977, с. 256.
- Ждановский Н. С, Улитковский Б. А., Алилуев В. А. Диагностирование дизелей автотракторного типа. Л.: Колос, 1970. — 254 с.
- Игайкина И.И. Оптимизация эксплуатационных допусков на функциональные параметры двигателя при диагностировании трактора в режиме неустановившейся нагрузки. Автореферат диссертации на соискание степени к.т.н. -Саранск.: 1996−20 с.
- Итинская А.И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости. -М.: Колос, 1982.- 205 с.
- Итинская Н.И., Кузнецов H.A. Справочник. Топливо. Масла и технические жидкости. М.: Агропромиздат, 1989. — 205 с.
- Канарчук В.Е. Определение износа автотракторных двигателей с помош-ью анализа проб картерного масла. Изд. Львовского университета. 1972. 38 с.
- Карпов Л.И. Диагностика и техническое обслуживание тракторов и комбай-нов.-М.: 1972, С.97
- Катамов Л.П. Параметрический синтез технических объектов АПК. //Техника в сельском хозяйстве. 1998, № 4, с 31.
- Келер К.А. Диагностика технического состояния автомобильного двигателя по динамике изменения концентрации продуктов износа в катерном масле. Автореферат диссертации на соискание научной степени КТН. Киев, 1969. -18 с.
- Келер К.А., Сароко В., Заросило //Диагностирование двигателя по содержанию железа в масле. // Автомобильный транспорт. 1968. № 3. с 20−22.
- Коваленко В.П., Рыбаков К. В. Фильтрация авиационных масел и специальных жидкостей. М.: Транспорт, 1977. — 192 с.
- Кораморенко Г., Иванов А., Толстов В. Способы диагностики цилиндро-поршневой группы. //Автомобильный транспорт. 1971 № 2. С. 18−19.
- Коршунов A.n. Об оценке эффективности техники в условиях недостаточности исходной информации. //Техника в сельском хозяйстве. 1998, № 5, с. 12. бГКостецкий Б. И. Трение смазка и износ в мащинах. Киев.: Техника. 1970. -396 с.
- Крагельский И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968.- 383 с.
- Кривенко n.M., Федосеев И. М., Аверьянов В. Н. Ремонт дизелей сельскохозяйственного назначения. М.: Агропромиздат, 1990. — 269 с.
- Кухтов В.Г., Мельников Б. Л., Полянский A.C. Влияние предпродажной подготовки на безотказность двигателей в начальный период эксплуататции. //Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1993 № 2 с 32−34.
- Кюрегян С.К. Эмиссионный спектральный анализ нефтепродуктов. М.: Химия, 1969.-292 с.
- Кюрегян С.К. Оценка износа двигателей внутреннего сгорания методом спектрального анализа. -М.: Машиностроение, 1966. 152 с.
- Ленин И.М. Теория автомобильных двигателей. М.: Машгиз, 1958. — 128 с.
- Лосиков Б.В. Нефтепродукты, свойства, качества, применение. М.: Химия, 1966.-с.69. лосиков Б.В., Виппер А. Б., Валенкин A.B. Зарубежные методы испытания моторных масел на двигателях. М.: Химия, 1969. — с.
- Лышко Г. П. Новое в использовании дизельных масел для тракторов. Кишинев.: Картя Молдавеняскэ, 1970. — 159 с.
- ЛЫШК0 Г. П. Новый метод оценки условий эксплуатации, технического состояния и остаточного моторесурса тракторных двигателей. Труды кишиневского сельскохозяйственного института. Кишинев.: Типография КСХИ, 1983.-5 с.
- Лышко Г. П. О новом режиме использования моторного масла и применение его для анализа при диагностике двигателей. //Сельское хозяйство Молдавии, 1968, № 8-с. 12−15.
- Лышко Г. П. Периодический анализ моторного масла, как метод диагностического контроля работы двигателя. М.: В ст. Актуальные вопросы эксплуатации МТП в сельском хозяйстве. БТИ. ГОСНИТИ, 1969. — с.
- Лышко Г. П. Топливо и смазочные материалы. М., Агропромиздат, 1985. -335 с.
- Лышко Т.П., Жосан A.A. К методике определения содержания механических примесей в отработанных маслах. Труды Кишиневского сельскохозяйственного института, Кишинев.: Тип. КСХИ, 1970, т.53.
- Лышко Г. П., Потапов Ю. С., Алейнов И. Н. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости. Кишинев.: ГУАМ, 1997. — 522 с.
- Лышко Г. П., Продан М. И. О сроке замены картерного масла в двигателях Д-50 тракторов «Беларусь». Труды Кишиневского сельхозинститута. Кишинев.: Тип. КСХИ, 1967, т.53 — с. 117−120.
- Лышко Г. П., Савченко В. Г. К методике спектрального анализа отработанных тракторных масел. Кишинев.: Труды Кишиневского СХИ, 1966, т.2.
- Мамедов Энвер Али оглы. Метод и средства теплового диагностирования дизелей сельскохозяйственного назначения Автореферат диссертации на соискание степени к.т.н. М.: 1992. — 18 с.
- Методика ускоренных стендовых испытаний деталей двигателей на абразивное изнашивание. М.: ОНТИ-НАТИ. 1968. — 80 с.
- Мигаль В.Д. Концепция, критерии оценки и программа работ по повышению1. U и / /гр Uнадежности сельскохозяйственной техники. //Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1997, № 4 С. 26.
- Миньков Н. А., Обоснование средств диагностирования в динамических режимах. Автореферат диссертации на соискание степени к.т.н. Саранск.: 1997.-240 с.
- Мирошников Л.В. Диагностика технического состояния автомобилей. М.: Высшая школа. 1967. — 128 с.
- Михальченков А.М., Дроздов A.B., Меметов P.A. Коробление гильз цилиндров при эксплуатации. //Техника в сельском хозяйстве. 1998 № 5. с 36−37.
- Михлин В.М. Основные параметры технического состояния машин. // МТС. № 5. С 42−44.
- Михлин В.М. Прогнозирование технического состояния машин. М.: Колос, 1976.-286 с.
- Мишин И.А. Долговечность двигателей. М.: Машгиз. 1960. — с.
- Морозов Г. А. Применение топлив и масел в дизелях. Л: Недра, 1964, с.72−75.
- Морозов Г. А., Арциомов О. М. Очистка масел в дизелях, Л: «Машиностроение», 1971,192 с.
- Непогодьев A.B., Виппер А. Б. Производство и исследование присадок к маслам. М.: ЦНИИТЭнефтегаз, 1965.-147 с.
- Непогодьев A.B., Ворожихина В. И., Рязанов Л. С. Влияние центрифугирования масла на расходование присадки в системе смазки дизелей, в сб. «Масла и присадки в системе смазки дизелей», НИИТяжмаш, 1969.
- Неустроев В. Е, Исследование влияния режимов работы автотракторного двигателя на интенсивность изнашивания его основных сопряжении. Труды НИИС. Саратов, 1980, т. 105, с. 23.
- Неустроев Е.В. Исследование влияния режимов работы автотракторного двигателя на интенсивность изнашивания его основных сопряжении. Автореферат на соискание ученой степени к.т.н. Саратов.: 1980. — С. 19.
- НИКИТИН Е. А. Диагностирование дизелей. М.: Машинностроение, 1987. -246 с.
- Нисневич А.Н. Применение радиоактивных изотопов для изучения долговечности деталей машин. М.: Госатомиздат, 1962. — с 245.
- Новорождин Д.Д. Разработка способа определения остаточного ресурса тракторных двигателей по состоянию моторного масла. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.т.н. Кишинев, 1983. 18 с.
- Ону И. К. Исследование и разработка метода оценки технического состояния дизельных двигателей по массе железа в мотором масле. Автореферат диссертации на соискание научной степени к.т.н., Кишинев.: 1981.- 17 с.
- Охрименко Н.В., Дорогочинский А. З., Труды ГрозНИИ. Выпуск ХХУШ. 1974.-с. 56−63.
- Отчет ВНПО «Ремдеталь». Техническая информация по договору 10/2−25. Разработка технологических процессов восстановления ресурсоопределяю-щих деталей ДВС гальвано-механическим способом. Кишинев.: 1986 г.
- Отраслевая нормаль. Методика ускоренных стендовых испытаний деталей двигателей на абразивное изнашивание. ОНТИ-ЕАТИ. М., 1963, с. 13
- Отчет НИИАТ 1602. Технико-экономическое обоснование возможности увеличения сроков службы масел в автомобильных карбюраторных двигате-лях.-М.: 1968.-30 с.
- Павлов Б.В. Кибернетические методы технического диагноза. М.: Машиностроение, 1966. — 123с.
- Павлов Б.В. Теория технического диагноза. В сборнике «Научные труды СИБВИН».- Новосибирск 1966. с 26−30
- Папок К.К. Оценка качества масел. Сб. Моторные и реактивные масла и жидкости, -с. 42−75.
- Петросян П.Ш. Исследование износа и возможности оценки технического состояния деталей тракторов с применением метода спектрального анализа. Автореферат кандидатской диссертации. Саратов 1973 .-20 с.
- По страницам журналов. //Тракторы и сельскохозяйственные машины. // 1991, № 2. с. 25−27.
- Погорелый И.П. Обкатка и испытание тракторных и автомобильных двигателей. М.: Колос, 1973, с. 41.59.
- Рамайя К.С., Трактовенко И. А. Закономерности угара и разложения присадок, определяющие качество моторного масла. М.: Труды НАМИ, 1969 вып 113.-114 с.
- Руководство по определению степени износа при масляном анализе. Документ КГМ-100, «Комацу», 1975. 246 с.
- Рунечев М.С. и др. Об экономии топлива и смазочных материалов. М.: Россельхозиздат 1986. — 141 с.
- Савельев А.П. Повышение эффективности функционирования машинно-тракторного агрегата за счет совершенствования диагностирования тракторов в динамических режимах. Автореферат диссертации на соискание степени д.т.н. Саранск.: 1994. — 429 с.
- Савченко О.Ф., Контроль и экспертиза технического состояния тракторных дизелей в условиях эксплуатации. Автореферат диссертации на соискание степени к.т.н. Новосибирск.: 1997. — 19 с.
- Северный А.Э., Кричевский М. Е., Корнеев В. М. Прогрессивные технологии м высокопроизводительное ремонтно-технологическое оборудование -основа эффективного техсервиса в АПК. //МТС № 6. с. 7−11.
- Селиванов А.И., Артемьев Ю. Н. Теоретические основы ремонта и надежности сельскохозяйственной техники. М.: Колос, 1978. — с.
- Семейкин В.А. Эффективность технического обслуживания машинотрак-торного парка и автомобилей. М.: Россельхозиздат, 1987. — с.
- Скибневский К.Ю., Петросян П. Ш. Инструкция по применению метода спектрального анализа масел при обслуживании машинотракторного парка. М.: ГОСНИТИ. 1973. — с 146.
- Соколов А.И. Изменение качества масла и долговечность автомобильных двигателей. Томск.: изд-во ГТУ, 1976. — 68 с.
- Соколов А.И., Тищенко Н. Т. Применение эмиссионного спектрального анализа масла для оценки износа и свойств работающего масла. Томск.: Издательство Томского университета. 1979. 207 с.
- Сборник Орловского комитета статистики. Наличие тракторов, сельхоз. машин и энергетических мощностей. Орел.: изд-во ООКГС. 2002. 45 с.
- Спичкин Г. В. Определение технического состояния двигателя без разборки // Автомобильный транспорт № 3 1955. с. 14−16
- Степанов Н. В. Совершенствование метода функционального диагностирования тракторных дизелей на основе перераспределения цилиндровых нагрузок. Автореферат диссертации на соискание степени к.т.н. Новосибирск.: 1990. -18 с.
- Стопалов С.Г. Диагностика и прогноз показателей надежности сельскохозяйственных тракторов. //Тракторы и сельскохозяйственные машины 1993, № 11.-с25−26.
- Технические условия на приемку гильз в ремонт. М., ГОСНИТИ, «Колос» 1965.- 32 с.
- Трактор ДТ-175С. Под редакцией Ракина Р. Я. М.: Агропромиздат, 1988 -335 с.
- Топилин Е.Г. Работоспособность тракторов. М.: Колос, 1984 — 303 с.
- Боуден Ф.П., Тей Бор Д. Трение и смазка М.: Машгиз 1960. — 150 с.
- Файн p.c., Кройц к.л. Химизм граничного трения стали в присутствиии углеводородов. Сборник «Новое о смазочных материалах».- М.: Химия. 1967.
- Халфин М.А. Перспективы повышения качества и надежности сельскохозяйственной техники. //Тракторы и сельскохозяйственные машины 1997, № 9.-с. 4−5.
- Хотинский В.А. Исследование и разработка технологии восстановления гильз цилиндров тракторных двигателей вставками из чугуна. Автореферат к.т.н. Саратов.: 1981. — 17 с.
- Хрущев Н.В. Динамика изнашивания деталей машин. //Вестник машиностроения. 1966. № 8.-с. 13−15.
- Чанкин В.В. В сб. Оценка технического состояния двигателей и механизмов методом спектрального анализа масел. М. ДНТП 1969. — с. 14−25.
- Чанкин В.В. Спектральный анализ масел в транспортных двигателях и методы контроля их состояния без разборки. М., «Транспорт», 1967. 320 с.
- Челпан Л.К. Предельные и допустимые технико-экономические параметры дизелей, размеры деталей и соединений при ремонте. Автореферат диссертации на соискание степени д.т.н. МИИСП им. Горячкина. М.: 1990. -44 с.
- Черепанов С.С. Пути развития и совершенствования агротехнического сервиса. //Техника в сельском хозяйстве. 1997. № 2 с. 34.
- Черноиванов В.И. Перспективы развития технического сервиса в агро-промыпшенном комплексе. //Тракторы и сельскохозяйственные машины 1997, № 1. с. 7.
- Черноиванов В.И. Проблемы Технического сервиса в АПК России. //Техника в сельском хозяйстве 1993, № 5−6. с. 3−4.
- Черноиванов В.И., Северный А. Э. Развитие технического сервиса в АПК как приоритетное направление работ ГОСНИТИ. //Техника в сельском хозяйстве 1994, № 4. с. 16.
- Школьников В.М. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости. М.: Химия, 1989, — 432 с,
- Шор Г, И, Заславский Ю. С., Морозова И. А. Исследование механизма действия моющих присадок к моторным маслам. Труды второго всесоюзного научно-технического совещания. Химия, М. 1966,
- Шпаилевский Г, Б, Эффективность применения электронной аппаратуры на сельскохозяйственных тракторах, //Тракторы и сельскохозяйственные мащины 1993, № 1, с. 6,
- Long distance diagnoses of engine ailments — «Chemical Processing» 1960, № 10, p. 152−154,
- Nica A. Sisteme de lubrificare.. Editura academiei republicii populare Romania.
- Oil analysis keys fleet PM program «Diesel and Gas Engine Progress» 1961 27, № 11, p. 30−31
- Oil analysis: carby Warnins of construction machinery problems. «World Construction», 1974, Vol. 24, 1, p/ 34−37.
- Tipei N. Hidro-aerodinamika lubricatiei. Editura academiei republicii populare Romine. 1987. 695 h.
- Versino Misura iniretta dellusura di un motore a scoppio attraverso la volu-tazione del colorante della benzina trafilato nellolio di lubrificazione/ «Rivista italiana delle sostanze grasse», 1961,38,4, p. 236−238.
- Fendt Betriebsanleitung, Xaver Fendt GmbH & CO. Maschinen und Schieper-fabrik D-87 616 Marktoberdorf / Bayem Germany. VZKD / Ko Wa 04.96 2034V. С 189.