Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформированная до революции типологическая система театральных журналов значительно изменилась в годы Гражданской войны: в этот период прекратили свое фактическое существование старейшие органы театральной печати, издания отдельных театров и театральных организаций. Однако сами типы журналов при этом сохранились (за исключением сатирического типа и журналов-манифестов). На протяжении последующих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава.

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕРИОДИКИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (1808−1917) Предпосылки возникновения театральной периодики в России Первые театральные журналы Театральная периодика второй трети XIX в Театральная периодика последней трети XIX в Театральная периодика начала XX века (1901−1917 гг.)

Выводы по главе

Глава

II. ИСТОРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИИ АНАЛИЗ СОВЕТСКИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕАТРАЛЬНЫХ ЖУРНАЛОВ (1917−1991) Формирование и развитие типов театральной периодики в 1917—1928 гг. 84 Развитие типов театральных журналов в 1928—1941 гг. Театральные журналы 1941−1956 Театральные журналы в 1956—1991 гг.

Выводы по главе

Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обзор научной и публицистической литературы.13.

Глава I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕРИОДИКИ.

В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (1808−1917).26.

Предпосылки возникновения театральной периодики в России.26.

Первые театральные журналы.31.

Театральная периодика второй трети XIX в.40.

Театральная периодика последней трети XIX в.55.

Театральная периодика начала XX века (1901;1917 гг.).66.

Выводы по главе.82.

Выводы по главе.

Сформированная до революции типологическая система театральных журналов значительно изменилась в годы Гражданской войны: в этот период прекратили свое фактическое существование старейшие органы театральной печати, издания отдельных театров и театральных организаций. Однако сами типы журналов при этом сохранились (за исключением сатирического типа и журналов-манифестов). На протяжении последующих лет к ним добавились новые — театрально-практические и массовые журналы. Происходила постепенная трансформация типов и дифференциация составляющих признаков.

Советские театральные журналы сложились в типологическую систему в конце 1930;х гг. и периодически претерпевали изменения до 1991 г. На формирование типологической системы повлияло несколько факторов: государственные постановления и декреты, контролирующие как деятельность театров, так и деятельность печатных органовзначительный рост отраслевых журналовобретение театром новой функции агитации и пропаганды.

Признаки, характеризующие типы театральных журналов, остались теми же, что и до революции: читательская аудитория, издающий орган, цели и задачи издания, жанры и тематика публикаций. Каждый из этих признаков является необходимой типологической характеристикой при формировании нового типа журнала.

По сравнению с дореволюционными, театральные журналы Советской эпохи охватывали все группы читательской аудитории. Информационные потребности рядового зрителя были учтены при создании массового театрального журналав расчете на потребности литераторов, пишущих для театра, было создано периодическое издание по вопросам драматургии.

Стабильная типологическая система отличала развитие театральных журналов в 1956;1991 гг. Все существующие в этот период типы театральной периодики отличаются не только строгой типологической структурой, но и постепенным увеличением тиража.

Сложившаяся система театральных журналов, четко сформировавшиеся типы, установившаяся издательская структура журналов создали возможность комплексно анализировать театральные журналы. Результаты этого исследования были изложены в главе.

В последние годы Советской власти, когда в театроведении наступает современный период, характеризующийся разновекторным подходом к освещению театрального события, специализированные издания все чаще обращаются к опыту зарубежного театра и русскому творческому наследию 1920;х гг., возрождается театрально-практический тип журнала, сформированный в первые годы Советской власти и отличавшийся широтой взглядов, преимущественно аналитическим подходом освещением театральных событий при краткости публикаций.

Этот процесс дифференциации типов театральных изданий, наметившийся в 1991 г., отчетливо проявился в последующее время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации выполнено историко-типологическое исследование отечественных театральных журналов от момента выхода первого журнала до конца советского периода — 1808−1991 гг. Результаты исследования изложены в двух главах. Первая посвящена типологии дореволюционных театральных журналов, вторая — типологии советских. В конце каждой главы приведены выводы. Отметим основные положения, касающиеся практических результатов работы.

Необходимость проведенного исследования показана в обзоре литературы по истории данного вопроса. Эта литература немногочисленнаосвещая разные аспекты театральной периодики (историю создания, тематику, авторский состав, особенности распространения и т. д.), она не дает подробного, целостного анализа этих изданий. Крайне мало работ, посвященных типологическим группам театральных журналов и газет. Нет, ни одного обобщающего труда, который рассматривал, бы эволюцию развития театральных журналов на всех исторических этапах, четкое обозначение типов изданий и их трансформацию по времени.

Вследствие этого, в диссертации, впервые предпринята попытка классифицировать театральную периодику по типам, начиная с момента ее возникновения. В выводах ко второй главе дается обзор современной периодики в области театра, поскольку перед нами стояла задача не только исследовать историю журналов, но и определить некоторые тенденции их развития, обозначить возможность рассматривать современные журналы сквозь призму накопленного театральной журналистикой опыта.

В диссертации выявлены предпосылки возникновения театральных журналов. Этот род журналистики появляется в тот период, когда объект ее отражения — драматический театр, творчество деятелей сцены, размышления о мастерстве актера — обретает общественный интерес, что происходит к концу XVIII — началу .XIX вв. В театральной критике складываются первые каноны, театральная жизнь обретает четкие черты, поход в театр (среди состоятельной публики) становится модным явлением.

На основе историко-типологического метода исследования описана структура и особенности развития первых русских театральных журналов, определены их типы. Однако не поддаются строгой классификации первые с театральные журналы «Драматический вестник» (1808) и «Журнал драматический» (1811). В деятельности журналов было много проблем и не было четкой программы, однако оба эти издания подготовили почву для дальнейшего развития театральных журналов, их черты во второй трети XIX в. лягут в основу типа толстых театральных журналов.

Как показывают результаты исследования, основные типы отечественных театральных журналов сформировались уже до революции: толстый журнал, сборники пьес, информационный журнал, рекламный журнал, профсоюзный журнал, сатирический журнал, внутритеатралъный журнал с делением на подгруппы: журналы-манифесты и издания отдельных театров. Классификация составлена с учетом 10 признаков, формирующих тип периодического издания. Отличительные особенности каждого типа характеризовались задачами и программой изданий, читательским и авторским составом, жанрами публикаций.

В целом дореволюционная театральная периодика представляет собой многогранное общественно-культурное явление: она отражает объективный ход русской театральной мысли, историю развития театра в России и характер общественных отношений.

В первой главе выявлена закономерность развития системы дореволюционных театральных журналов. Так, в конце XVIII и в первой половине XIX в. театральная журналистика занималась преимущественно драмой и была обращена к литературе (формируется тип толстого журнала и сборника пьес) — во второй половине XIX в. театральная критика делает упор на анализ соотношения сцены и действительности, театр рассматривается в •системе общественной жизни и быта (популярность получают информационная театральная периодика и театральные программы) — в начале XX в. театральная журналистика сопрягается с философией и эстетикой (формируются внутритеатральные издания, журналы-манифесты). Подобная схема требует многих пояснений, но общая тенденция такова.

В годы революции и гражданской войны происходят существенные изменения в театральной журналистике и в практике драматического искусства. Однако сами типы журналов при этом сохранились (за исключением журналов-манифестов и театрально-сатирического типа). На протяжении последующих лет к ним добавились новые — театрально-практические журналымассовыежурналы, посвященные вопросам драматургии и журналы, посвященные технике сцены. Происходила постепенная трансформация типов и дифференциация составляющих признаков.

Советские театральные журналы сложились в типологическую систему в конце 1930;х гг. и периодически претерпевали изменения до 1991 г.

В результате исследования выявлены факторы, влиявшие на формирование типологической системы советских театральных журналов. Это прежде всего государственные постановления и декреты, контролирующие как деятельность театров, так и деятельность печатных органовзначительный рост отраслевых журналовобретение театром новой функции агитации и пропаганды.

Признаки, характеризующие типы театральных журналов, остались теми же, что и до революции: читательская аудитория, издающий орган, цели и задачи издания, жанры и тематика публикаций. Каждый из этих признаков является необходимой типологической характеристикой при формировании нового типа журнала.

В 90-е годы у современного театра появилась черта, которая отличает его от театра советской эпохи — полистилистика в постановке драматических произведений. Множество трактовок и искусствоведческих концепций дали русскому театру творческую свободу и одновременно создали сложные условия для сохранения каждым театральным коллективом собственного стиля. Этот стиль должен быть заманчив для зрителя, но при этом не занижать планку, достигнутую искусством.

Коммерциализация, поиски новых форм творчества и способов привлечения зрителей, влияние экономических отношений на развитие театра, социальные условия страны привели к трансформации составляющих типологической системы театральной периодики. Меняются интересы читательской аудитории, в связи с чем в журналах появляются новые рубрики. Некоторые типы изданий меняют свою программу. Появляются новые театральные журналы. Частично наблюдается дифференциация различных типов изданий, что вызвано их стремлением удержаться на рынке СМИ и быть одновременно полезными широкой читательской аудитории.

Современная театральная журналистика отличается публикациями малых форм, трансформацией жанров в сторону облегченности. При несомненной широте охвата это направление журналистики прибегает к публикациям небольших объемов, отдает предпочтение информационным жанрам, нежели аналитическим. Перестройка, период гласности открыли для отечественного театра ' возможность сотрудничать с зарубежными организациями, использовать театральный опыт западных стран. На новом этапе развития театральной журналистики возросло количество изданий, адресованных зрителям.

Задача диссертанта заключалась в том, чтобы обозначить общие тенденции типологического развития журналов выбранной тематики. По замыслу автора, проделанное исследование должно определить пути для дальнейшего изучения театральной периодики. В связи с этим отметим важные, на наш взгляд, направления дальнейших исследований.

Прежде всего, следует углубить изыскания в области функционирования крупных дореволюционных журналов: «Репертуар и Пантеон», «Театральная библиотека», «Русская сцена», «Артист», «Театр и искусство», «Рампа и жизнь», а также журналов-манифестов «Маски»,.

Любовь к трем апельсинам", «Студия». Большой интерес представляют собой информационные театральные журналы, на страницах которых отразились многочисленные процессы развития драматического театра. Представляет интерес дальнейшее выявление авторского состава редакций, расшифровка псевдонимов театральных критиков и репортеров.

С многочисленными проблемами сталкивается изучение советской театральной периодики. Анализ этих изданий следует проводить по отдельным периодам, углубляясь в особенности развития театра, а также культурного и социального развития страны каждого конкретного исторического отрезка.

Особое внимание следует уделить теоретическим вопросам. Целый ряд аспектов журналистской науки остаются неразработанными. Это, например, теория жанров театральных публикаций. Необходимо также детальное изучение отдельных видов периодики, например, театрально-практических и толстых журналов.

Наряду с ними следует изучать отраслевые газеты. Начало этому анализу положено в диссертации. Среди театральных газет, которые как сопутствующий материал были просмотрены в ходе исследования, выделен, например, библиографический указатель — тип, которого нет среди театральных журналов.

В работе рассматривались журналы, посвященные теории и практике драматического искусства. Но кроме них подлежит изучению периодика, посвященная другим видам театра: музыкальному, любительскому, народному, театру кукол, эстрады и т. д. Говоря в целом, журналистская наука нуждается в разработке курса, посвященного теории и истории театральной журналистики.

Однако, несмотря на кажущуюся многочисленность театральной прессы, ее функционирование сталкивается с целым рядом проблем, которые касаются, в основном, не интернет-изданий, а прессы, издающейся в бумажном варианте. Так, журналам приходится существовать либо на деньги спонсоров, либо на деньги организаций, управляющих театрами. Как первый, так и второй вариант имеют свои недостатки.

На этом фоне более успешной выглядит группа театрально-практического типа изданий, которые обращены не столько к профессиональным работникам театра, сколько к широкому кругу лиц, интересующимся современным театральным искусством. Возрастает роль и так называемой универсальной периодики: это информационные журналы, а также журналы и газеты типа программ и афиш.

Характерными особенностями развития современной системы театральной периодики явилась продолжающаяся дифференциация и трансформация отдельных типологических признаков (читательская аудитория, издающий орган, программа издания и т. д.) и стремление ряда изданий охватить максимально широкую читательскую аудиторию. В ряде случаев это приводит к размыванию программы издания, создает дополнительные трудности для определения его места в типологической системе.

Особенности развития современной системы театральной печати требуют детального анализа, что может стать темой отдельного научного исследования.

На формирование и дальнейшее развитие системы театральной периодики влияют два основных фактора: особенности развития театрального процесса и характер развития журналистики начала XXI в.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Летопись периодических изданий СССР 1950−1954 гг.- 1955−1960 гг.- 1961−1965 гг.- 1968−1970 гг.- 1971−1975 гг. и т. д. / Всес. книж. палата, М., 1955−1983.
  2. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей / Составитель И. Ф. Масанов. Всес. книж. палата. Т. 1−4. М., 19 561 958.
  3. Периодическая печать СССР 1917−1949 гг. Журналы, труды и бюллетени по культуре и искусству / Всес. книж. палата. М., 1955.
  4. Печать СССР в 1917—1963 гг.- 1951−1955 гг.- 1956−1965 гг. / Всес. книж. палата, М., 1956−1966.
  5. Русская периодическая печать (общие и отраслевые библиографические указатели 1703−1975). / Аннотированный указатель- Составители Н. Ф. Андреева, М. В. Машкова. М., 1977.
  6. Русская периодическая печать 1703−1900 гг. / Библиографический указатель- Составитель Н. М. Лисовский. П, 1915.
  7. Русская периодическая печать. Указатели содержания. 1728−1995 / Составитель Н. В. Никитина. СПб., 1998.
  8. Театральная периодика 1774−1917 / Библиографический указатель- Составитель В. Е. Вишневский. М.-Л., 1941. — 4.1: 1774−1917. — 128 с.
  9. Театральная периодика 1917−1940 / Библиографический указатель- Составитель В. Е. Вишневский. М.-Л., 1941. — 4. II: 1917−1940. — 148 с.
  10. Указатель содержания русских журналов и продолжающихся изданий. 1755−1970. / Составители Ю. М. Масанов, Н. В. Никитина, З. Д. Титова.-М., 1975.
  11. Н.Д. Первая российская революция и театральная печать // Театр. 1985. № 8. — С. 81−87
  12. А.И. Типология советских научно-технических журналов: Дис. канд. филол. наук: 10.01.10- МГУ. М., 1979.-216 с.
  13. А.И. Методологические проблемы изучения специальных журналов // Методы исследования журналистики. Ростов-н/Д, 1984. -224 с.
  14. А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск, 1985. — 96 с.
  15. А.И. Специальные журналы. Методология. История. Типология: Дисс.докт. филол. наук: 10.01.10 Киев, 1991. — 354 с.
  16. А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория практика (публикации разных лет). Ростов-на-Дону, 2002. — 368 с. 21 .Альтшуллер А. Я. История русской театральной критики: Уч. пос. -Вып. III.-Л. 1976.-76 с.
  17. А.Я., Данилова Л. С. История русской театральной критики: Уч. пос. Вып. IV. — Л. 1977. — 76 с.
  18. С.Г. Издания по искусству. Проблемы типологии и редактирования. М. 1989. — 104 с.
  19. . Истоки русской театральной критики // Вопросы театрального искусства: Сб. научн. трудов. М. 1975. — С. 109−136.
  20. .Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века: Учебн. пособие. М., 1977. — С. 531−559.
  21. С.М. «Драматический вестник» // Книга. Исследования и материалы: Сб. научн. трудов. Т.1. М. 1959. — С.253−266.
  22. Е.В. Русская художественная периодика к. XIX н. XX вв.: Автореф. дис. канд. Искусствоведения. — JL, 1980. -23 с.
  23. Э.М. История русского театра: Учеб. пособие. M.-JI., — 1928. -244 с.
  24. А.Г. / А.Г. Беспалова, Е. А. Корнилов, А. П. Короченский, Ю. В. Лучинский. История мировой журналистики. Ростов-н/Д, 2000. -344 с.
  25. А. Записки баловня судьбы // Театр. 1988. — № 10. — С. 165.
  26. A.M. О «Журнале драматическом» 1811 года // Русский библиофил. 1912. — № 2. — С. 5−29.
  27. А. Театральная критика советской провинции: основные направления исследования // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: К новому синкретизму: Сб. науч. тр.- Под ред. Г. А. Жерновой. -Кемерово, 2005. Вып. 4. — С. 37−58.
  28. А. Феномен нестоличного театра в советском театроведении // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: К новому синкретизму: Сб. науч. тр. / под ред. Г. А. Жерновой. -Кемерово, 2005. Вып. 4. С. 59−65.
  29. История русского драматического театра от его истоков до конца XX века: Учебн. пособие- Под ред. Н. С. Пивоварова. М., 2005. — 736 с.
  30. Н. Мейерхольд. М.-Л., 1929. — Т.2. — 404 с.
  31. Л.Н. Журнал «Тульский зритель» // http://www.tounb.tula.net/Tula/Istochnikyistoshnik6.htm
  32. Д. Театральные ошибки. М., 1896. — С. 13.
  33. Ю.К. История русской театральной критики: Уч. пос.-Вып. V. Л. 1977.-76 с.
  34. А.К. Театр: Воспоминания и размышления. М., 1980. — 462 с.
  35. Д.Н. Театральный журнал на фоне времени // Театр и русская культура на рубеже XIX—XX вв.еков.: Сб. научн. трудов. М., 1998 -С.7−29.
  36. А. Была и такая газета. «Обозрение театров газета театральной публики и. баллов» // Театр. — 1988. — № 5. — С.118.
  37. .Г. Большие маленькие театры. М., 1998. -464 с.
  38. Л.В. «Библиотека для чтения» как тип издания: Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.10- МГУ. М., 1993. — 24 с.
  39. Г. Г. Театр в культурной жизни России. 1914−1917. М., 2000. -196 с.
  40. С.С. Очерки по истории русского драматического театра. -М.-Л., 1948.-588 с.
  41. С.С., Португалова М. Г. Русский драматический театр XIX века. Т. 2. Л., 1974. — 384 с.
  42. Ю. Очерки по истории русского драматического театра от истоков до 1898 года. М., 2002. — 192 с.
  43. Ю. Это было. было. // Театр. 1991. — № 10. — С. 107−113.
  44. В.Н. Театр и зрители. СПб., 2007. — 328 с.
  45. В.Н. Критика, театр, зритель: в поисках целостности // Театр между прошлым и будущим: Сб. научн. трудов. — М., 1989. С. 26−39
  46. Н. Старый театральный журнал // Театр и искусство. 1906. -№ 22. — С. 344−346
  47. .И. История русской журналистики XIX века: Учебн. пособие. -М., 2003.-288 с.
  48. B.C. Театр и власть. 1917−1927. От свободы до «осознанной необходимости». М., 2003. — 656 с.
  49. Г. В. Типологические особенности журналистики русского зарубежья // Журналистика русского зарубежья XIX—XX вв.еков. СПб., 2003. — С. 7−24.
  50. М.А. Советские театральные критики о проблеме направлений в сценическом искусстве // Театральная критика 1917— 1927 годов: Сб. научн. трудов. Л., 1987. — С. 151−171.
  51. В.В. Театр // Россия. Энциклопедический справочник. М., 1998.-С. 798−806.
  52. А. (Смоленский). К истории театрального журнала в России // Театр и искусство. 1906. — № 52. — С. 17−24.
  53. Л.К. Театральная пресса 1917−1919 г. // Бирюч. Сборник статей. П., 1921. — Вып.2. — С. 314−319.
  54. История русского драматического театра / Ю. А. Дмитриев,
  55. Н.Г. Зограф, Т. М. Родина, О. М. Фельдман, Е. Г. Холодов и др. Т.1−7. -М., 1976−1987.
  56. Р.С. Очерки истории русской художественной критики XIX в.: от К. Батюшкова до А. Бенуа. М., 1990. — С. 230−256.
  57. Е.А. Проблемы применения системного подхода к изучению журналистики // Методы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1984.-С. 27−39.
  58. Д.Д. Вокруг театра. СПб., 1894. — 198 с.
  59. Д.Г. Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX нач. XX вв. — СПб., 1999. — 328 с.
  60. Д.Г. Театральная книга в России конца XIX начала XX в. (Некоторые статистические данные) // Книжное дело в России во второй половине XIX — н. XX. Вып. 3: Сб. научн. трудов. — Л., 1988. -С. 80−93.
  61. Н.В., Лапкина Г. А. История русской театральной критики: Учебн. пособие. Вып. II. Л., 1976. — 74 с.
  62. А.Р. Листья дерева. Воспоминания. Л., — 1926. — 208 с.
  63. А.Р. Профили театра. М., 1929. — 276 с.
  64. А.Р. Театральные портреты. Л., 1967. — 384 с.
  65. А.П. Театральная критика российской провинции. 1880— 1917: Комментированная антология. М., 2006. — 592 с.
  66. А.П. Чехов в русской театральной критике. 1887−1917: Комментированная антология. М., 2007. — 532 с.
  67. А. Театр и пресса: не поле брани, а сотрудничество // Журналист. 2004. — № 7.
  68. Г. А. История русской театральной критики: Учебн. пособие. Вып. I.-Л., 1975.-76 с.
  69. Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., — 1994. — 458 с.
  70. . ".О чем спорите с ними?." заметки театрального критика. // Театральная жизнь. 1997. — № 1. — С.44−45.
  71. Д.Е. Из прошлого российской журналистики. Л., 1930. — С. 178−231
  72. С.Я. История русской журналистики начала XX в. М., 2004. — 368 с.
  73. Ю. Театральный журнал старого времени // Библиотека «Театра и искусства». СПб., 1900. — № 6.
  74. Московский Художественный Театр в русской театральной критике 1898−1905 / Сост. О. А. Радищева. М., 2005. — 640 с.
  75. Московский Художественный Театр в русской театральной критике 1906−1918 / Сост. О. А. Радищева. М., 2005. — 878 с.
  76. И.Л. Из истории советских театральных журналов (19 181 923) // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика, М., 1971, — № 4 с.38−49.
  77. И.Л. Становление типа советского театрального журнала 1920-х-нач. 1930-х годов: Дис. канд. филол. наук: 10.01.10- МГУ. -М., 1971.-145 с.
  78. И.Л. Театральный журнал «Любовь к трем апельсинам» // Из истории русской журналистики второй половины XIX в.: Сб. научн. трудов. М., 1984. — С. 207−222.
  79. Е. Первый русский журнал, посвященный театру // Артист, 1890. № 6.-С. 24−33.
  80. В.А. Театральная Москва. Сорок лег московских театров. -М., 2002.-376 с.
  81. Об одной антипатриотической группе театральных критиков // Правда. 1949−28 янв.
  82. Очерки истории русской театральной критики. ТТ. 1−3. / Под ред. А. Я. Альтшуллера. Л., 1979.
  83. И. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. Л. 1971. — 200 с.
  84. И. Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX века. Л., 1979. — 248 с.
  85. И. Театр и зритель российских столиц. 1895−1917. Л., 1990.-272 с.
  86. Постановление СНК РСФСР «Об улучшении театрального дела» // Советский театр. 1930. — № 13−16. — С. 3−6.
  87. Л.Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. М., 1996. — 341 с.
  88. Т.М. Русское театральное искусство в начале XIX века. М., 1961.-320 с.
  89. П. Спрос на интимность. Что поменялось в театре с приходом Интернета // Русский репортер. 2007. — № 27. — С. 74−77.
  90. Т.Ю. Театральные журналы Москвы 1919−1929 гг.: Автореферат дис. канд. искусствоведения. М., 1991. -26 с.
  91. Т.Ю. Театральные журналы начала 20-х годов // Театральная критика: история и теория: Сб. научн. трудов. М., 1989. -С. 137−156.
  92. А. Первый театральный журнал в России // Артист. -1890. № 7. — С.44−47.
  93. Система средств массовой информации России. М., 2003. — 264 с.
  94. Системный метод и современная наука. Новосибирск, 1983. -164 е.- Системность и эволюция. — М., 1984. — 96 с.
  95. В.А. Воспоминания. Л.-М., 1965. — 484 с.
  96. Л.В. В кругу друзей и муз: Дом А. Оленина. Л., 1983. — С. 55−56.
  97. Типология журналистики / Под ред. А. И. Станько. Ростов-н/Д. 1987. — 187 с.
  98. Типология периодических изданий / Под ред. Е. А. Корнилова. -Ростов-н/Д, 1984. 178 с.
  99. JI.Я. Советская театральная журналистика. // Театральная критика 1917−1927 годов. Проблемы развития.: Сб. научн. трудов. Л., 1987. — С.5−39.
  100. В.В. О журналистских предпочтениях и практической типологии // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2003. — № 12. С. 3−5.
  101. Г. А. Основные этапы развития советского театроведения (1917−1941) // История советского театроведения: Очерки. 1917−1941. М., 1981. — С. 38−119.
  102. Г. А. Страницы истории советского театра. 1917−1967: Учебн. пособие. М., 1983. — 272 с.
  103. Г. В. Развитие театральной критики в общеполитической прессе начала XX века // Вестник МГУ. Серия 10. — 1985. — № 6.-С. 21−41.
  104. М.В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). М., 2000. — 256 с.
  105. М.И. Еженедельник как тип издания. М., 1986. — 51 с.
Заполнить форму текущей работой