Модернизация управления машиностроительным предприятием на основе формирования эффективной системы менеджмента качества
Поскольку деятельность предприятия многофункциональна и является объектом ожиданий со стороны многих заинтересованных сторон, эффективность системы менеджмента качества, по нашему мнению, также должна оцениваться многокритериально, с использованием показателей, включая требования удовлетворенности всех заинтересованных сторон как субъектов экономических отношений, и самого предприятия… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
- 1. 1. Эволюция понятийного аппарата категории «качество»
- 1. 2. Особенности внедрения и функционирования систем менеджмента качества на машиностроительных предприятиях
- 1. 3. Анализ теоретико-методологических подходов к оценке эффективности систем менеджмента качества
- 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
- 2. 1. Анализ эффективности функционирования системы менеджмента качества
- 2. 2. Концептуальная модель эффективной системы менеджмента качества предприятия
- 2. 3. Обоснование критериев и выбор показателей оценки эффективности системы менеджмента качества
- 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
- 3. 1. Методика комплексной оценки эффективности системы менеджмента качества машиностроительного предприятия с использованием элементов метода анализа иерархий
- 3. 2. Комплексная оценка эффективности функционирования системы менеджмента качества (на примере ФГУП «Карачевский завод 124 «Электродеталь»)
- 3. 3. Разработка методических рекомендации по модернизации управления машиностроительным предприятием на основе повышения эффективности системы менеджмента качества
Модернизация управления машиностроительным предприятием на основе формирования эффективной системы менеджмента качества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертационного исследования. Обострение глобальной конкурентной борьбы, близкие перспективы вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и связанные с этим процессы интенсификации товарно-рыночных отношений заставляют отечественные предприятия машиностроительного комплекса заниматься качеством не только производимой продукции, а рассматривать всю систему экономических отношений и исследовать процессы управления деятельностью, акцентируя внимание на совершенствовании процессов производства и управления. На данном этапе существование предприятий должно строиться на новой стратегии развития, ориентированной на достижение коммерческого успеха через постоянное повышение качества деятельности. Внедрение и формирование эффективных систем менеджмента качества, соответствующих требованиям международных стандартов, позволяет подойти к решению целого комплекса производственно-технических, социально-экономических и организационно-хозяйственных проблем одновременно.
Для оперативного решения задачи модернизации управления высшее руководство машиностроительных предприятий должно обладать действенным инструментом измерения и оценки стратегического потенциала действующей системы менеджмента качества. Необходимость разработки комплексной методики оценки эффективности деятельности в рамках системы менеджмента качества предприятия и внедрения результатов анализа для принятия и реализации качественных управленческих решений обусловливает актуальность диссертационного исследования.
Состояние изученности проблемы. Проблеме повышения эффективности систем управления посвящено большое количество научных исследований и фундаментальных работ таких ученых, как: Д. Джуран, П. Друкер, Ё. Кондо, Т. Конти, М. Х. Мескон, М. Портер, А. Стрикленд, А. Томпсон, Р. Каплан, Д. Нортон, Т. Саати, А. Фейгенбаум, Дж. Харрингтон. Наибольший вклад в решение проблемы модернизации управления предприятия на основе формирования эффективной системы менеджмента качества внесли: Е. К. Аванесов, Ю. П. Адлер, В. Я. Белобрагин, В. Г. Версан, Б. И. Герасимов, Э. И. Гончаров, Д. С. Демиденко, М. Е. Карлик, М. И. Круглов, В. А. Лапидус, К. М. Рахлин, М. З. Свиткин, JI.E. Скрипко, И. И. Чайка, В. Е. Швец.
Несмотря на постоянно растущее количество исследований в данной области, остается не решенной проблема оценки эффективности функционирования систем менеджмента качества, а также их влияния на управление и деятельность машиностроительных предприятий.
Объект исследования — машиностроительные предприятия различных форм собственности, в том числе Брянской области.
Предметом исследования является процесс модернизации управления на основе создания организационно-экономического механизма эффективного функционирования системы менеджмента качества.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке научно обоснованных теоретико-методических положений и практических рекомендаций по модернизации управления предприятием машиностроительного комплекса на основе формирования эффективной системы менеджмента качества.
Достижение поставленной цели вызвало необходимость постановки и решения следующих основных задач исследования:
— уточнить содержание понятия «система менеджмента качества» в свете эволюции понятийного аппарата менеджмента и сложившихся предпосылок повышения качества управления машиностроительных предприятий;
— разработать теоретико-методические подходы по формированию эффективной системы менеджмента качества машиностроительного предприятия с учетом инновационного характера развития и непрерывности функционирования в условиях тесного взаимодействия системы с внешней деловой средой;
— обосновать использование предлагаемой иерархии комплексных показателей оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества машиностроительного предприятияпредложить методику комплексной оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества машиностроительного предприятия с использование элементов метода анализа иерархий;
— разработать алгоритм внедрения и модель информационной поддержки предлагаемой методики комплексной оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества машиностроительного предприятия;
— разработать модель матрицы стратегических зон развития системы менеджмента качества и приоритетные мероприятия, обеспечивающие модернизацию управления машиностроительными предприятиями;
— оценить практическую значимость предлагаемых методических разработок.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области управления и оценки эффективности деятельности предприятия, фундаментальные исследования и прикладные работы в области систем менеджмента качества, инновационного и стратегического управления, а также справочные и методические материалы, специализированные периодические издания по проблемам менеджмента качества, монографические исследования.
Методическую основу исследования составляют системно-процессный и функциональный подходы, метод классификаций, структурный и логический анализы, графические методы, семантическое и экономико-математическое моделирование, метод анализа иерархий и иерархический синтез.
Информационной базой исследования послужили статистическая отчетность и материалы Брянского областного комитета государственной статистики, нормативные документы, материалы семинаров и научно-практических конференций, материалы выборочных обследований машиностроительных предприятий Брянской области за 2000;2006 гг.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании теоретико-методических и практических рекомендаций по модернизации управления машиностроительным предприятием на основе формирования эффективной системы менеджмента качества с учётом инновационного характера развития и непрерывности функционирования в условиях тесного взаимодействия с внешней деловой средой.
Научная новизна диссертационного исследования подтверждается следующими научными результатами, выносимыми на защиту:
— уточнено определение и содержание понятия «система менеджмента качества» на основе учёта процессов взаимоотношений с заинтересованными сторонами в рамках деятельности машиностроительного предприятия в условиях нестабильной внешней деловой среды (п. 15.13 Паспорта специальности 08.00.05);
— предложена концептуальная модель эффективной системы менеджмента качества машиностроительного предприятия, являющаяся инструментом модернизации управления в целях достижения максимального синергетического эффекта от удовлетворения требований заинтересованных сторон и инновационного характера развития в условиях тесного взаимодействия с внешней деловой средой. Для раскрытия взаимодействия концептуальных условий эффективности и отражения влияния составных компонентов разработана семантическая карта модели на базе технологии Mind Mapping (п. 15.2 Паспорта специальности 08.00.05);
— обосновано использование иерархической системы стратегических показателей, отражающих требования удовлетворенности заинтересованных сторон машиностроительного предприятия, осуществляющего деятельность в условиях инновационного развития. Эта система отвечает необходимым и достаточным условиям формирования комплексной модели оценки эффективности системы менеджмента качества (п. 15.4 Паспорта специальности 08.00.05);
— предложен методический подход к формированию комплексной оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества, основанный на применении элементов модифицированного иерархического синтеза и метода анализа иерархий, что позволяет провести комплексный анализ деятельности машиностроительного предприятия в рамках динамики развития системы менеджмента качества. Разработан обобщенный алгоритм её внедрения и модель информационной поддержки (п. 15.13 Паспорта специальности 08.00.05) — предложены матрица стратегических зон развития системы менеджмента качества и перечень приоритетных мероприятий хозяйственной политики, способствующие достижению оптимального направления развития системы в сторону максимального синергетического эффекта и обеспечивающие повышение эффективности деятельности и модернизацию управления машиностроительным предприятием (п. 15.15 Паспорта специальности 08.00.05).
Практическая значимость диссертационной работы состоит в возможности использования теоретических и научно-методических положений и практических рекомендаций в качестве конкретного экономического инструментария, направленного на модернизацию управления предприятием машиностроительного комплекса на основе формирования эффективной системы менеджмента качества.
Разработанные в диссертации рекомендации являются исходным материалом для дальнейших исследований, связанных с формированием методического инструментария оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества, и могут быть использованы в учебном процессе при чтении таких дисциплин, как «Стратегический менеджмент», «Управление качеством» студентам и слушателям экономических специальностей вузов, а также в системе подготовке и переподготовки руководителей и специалистов промышленных предприятий.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Научные положения и практические результаты диссертационного исследования обсуждались и получили положительную оценку на международных и всероссийских научно-практических конференциях и семинарах, в том числе: «Конкурентоспособность предприятий и организаций» (Пенза, 2007 г.), «Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие» (Пенза, 2007 г.), «Экономические и организационные проблемы управления в современных условиях» (Брянск, 2006 г.), «Экономика и эффективность организации производства» (Брянск, 2006 г.), а также на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Вузов города Брянска (2005;2007 гг.).
Предложенный в диссертации методический инструментарий принят к использованию на ряде предприятий, что подтверждено актами о внедрении.
Публикации. Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 11 научных работах общим объёмом 4,23 пл., из них авторских — 3,35 пл.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, включающего 175 наименований. Основная часть содержит 167 страниц, 20 рисунков, 18 таблиц, 13 приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Выполненное диссертационное исследование позволило сделать ряд научно-обоснованных теоретико-методических и практических рекомендаций, направленных на модернизацию управления предприятиями машиностроительного комплекса на основе формирования эффективных систем менеджмента качества.
1. Доказано, что внедренные на машиностроительных предприятиях системы менеджмента качества в соответствии с требованиями МС ИСО 9000:2000 следует рассматривать не как подсистемы управления применительно только к качеству, а как всю систему внутрифирменного управления, функционирование которой направлено на критерии качества выпускаемой продукции, процессов и всей деятельности. По мнению автора, система менеджмента качества — это система качественного управления предприятием, нацеленная на достижение соответствия требованиям потребителей и других заинтересованных сторон, которые позволят предприятию обеспечить и поддерживать конкурентные преимущества в условиях нестабильной внешней деловой среды.
2. Отечественный опыт функционирования показал, что на большинстве машиностроительных предприятий системы менеджмента качества практически дискредитировали себя, превратившись из потенциального инструмента улучшения качества бизнеса в «бюрократическую машину». Автором было раскрыто действие эффекта «домино», который ясно демонстрирует усугубление основных причин неэффективности систем менеджмента качества, что приводит к крупным финансовым потерям.
В диссертации также были систематизированы эффекты, которые получают предприятия, создавшие реально действующую систему менеджмента качества. Эффекты были представлены в виде призмы, каждая грань которой представляет отдельный эффект: организационный, экономический, репутационный, стратегический и синергетический. Повышение эффективности системы менеджмента качества проявляется в действии синергетического эффекта посредством достижения баланса интересов всех заинтересованных сторон при условии постоянного развития самой системы.
3. Автором была предложена концепция эффективной системы менеджмента качества, определяющим свойством которой является непрерывность функционирования в рамках стратегии достижения максимального синергетического эффекта от удовлетворения требований заинтересованных сторон и инновационный характер развития в условиях тесного взаимодействия системы с деловой средой. Для раскрытия взаимодействия концептуальных условий эффективности системы менеджмента качества и отражения влияния функционирования составных компонентов модели на деятельность машиностроительных предприятий автором на основании технологии Mind Mapping была разработана концептуальная семантическая модель эффективной системы менеджмента качества. Модель имеет вид карты взаимосвязанных сущностей и их элементов и представляет собой ориентированный граф, упрощающий понимание смысла предметной области, ее сущностей и их взаимосвязей.
4. Поскольку деятельность предприятия многофункциональна и является объектом ожиданий со стороны многих заинтересованных сторон, эффективность системы менеджмента качества, по нашему мнению, также должна оцениваться многокритериально, с использованием показателей, включая требования удовлетворенности всех заинтересованных сторон как субъектов экономических отношений, и самого предприятия, осуществляющего деятельность в условиях инновационного развития. В рамках разработки комплекса мониторинга эффективности системы менеджмента качества было предложено использовать комплексный набор критериев, субкритериев и показателей, являющихся стратегическими показателями эффективности на общекорпоративном уровне и обладающих сложной иерархической структурой. Достоинством разработанного комплекса мониторинга, анализа и оценивания эффективности является возможность рассмотрения системы менеджмента качества на общекорпоративном уровне, когда вся деятельность предприятия предстает как единый метапроцесс, требования к которому будут согласовываться с требованиями к самой деятельности и системе управления.
5. На основании анализа теоретико-методологических подходов, представленных в отечественной и зарубежной литературе, было установлено, что существующие методы оценки позволяют лишь частично проанализировать эффективность системы менеджмента качества. Данный факт обусловил необходимость синтеза комплексного методического инструментария оценки эффективности системы менеджмента качества и выработки практических рекомендаций, направленных на совершенствование управления и повышение эффективности деятельности машиностроительных предприятий.
В диссертации на основе предложенной концептуальной модели эффективной системы менеджмента качества и сформированной иерархии критериев, субкритериев и показателей была разработана методика комплексной оценки эффективности системы менеджмента качества предприятия. Математической основой предлагаемой методики послужил метод анализа иерархий и иерархический синтез, применяющийся к исследованию данного класса задач впервые. В рамках исследования был также предложен обобщенный алгоритм внедрения методики комплексной оценки эффективности системы менеджмента качества на машиностроительном предприятии и разработана модель информационной поддержки.
6. Рекомендации, полученные в результате анализа эффективности системы менеджмента качества и оценки ее потенциала, воплощаются в практических решениях и являются базой для совершенствования управления и выбора стратегического направления развития деятельности предприятия в рамках системы менеджмента качества. Основой для данного выбора служит «линия эффективности системы менеджмента качества», расположенная на плоскости с координатами количественных значений рассматриваемых критериев и отражающая стратегическое изменение деятельности предприятия в рамках системы.
Для упорядочения процедуры выбора стратегии на всем множестве сочетаний критериев было условно выделено ряд стратегических зон и предложен перечень практических рекомендаций по оптимизации развития системы менеджмента качества. При этом под оптимальным направлением развития системы менеджмента качества следует понимать совокупность управляющих воздействий высшего руководства, совместимую с наложенными на систему ограничениями по максимизации значений критериев эффективности таким образом, что обеспечивается движение в сторону достижения синергетического эффекта. Синергизм в рамках системы менеджмента качества проявляется в совместном, согласованном и целенаправленном совершенствовании управления деятельностью предприятия на основе универсальных закономерностей самоорганизации.
7. Возможности предлагаемых автором методических разработок по совершенствованию управления на основе оптимизации направления развития системы менеджмента качества прошли апробацию на ряде машиностроительных предприятий Брянской области (ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь», ОАО «Снежеть» и др.) и на практике доказали свою эффективность.
Рассмотренная проблема формирования внутреннего потенциала системы менеджмента качества представляет актуальную задачу реструктуризации управления и обеспечения устойчивого развития машиностроительных предприятий. Достижение удовлетворенности всех заинтересованных сторон на базе освоения инновационного потенциала даст новый виток развитию деятельности и организации управления на принципах самоорганизации.
Список литературы
- О техническом регулировании: Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (в ред. от 01.05.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — N 52 (ч. 1). — ст. 5140- Российская газета. — 2007. — 11 мая. — С. 7.
- ГОСТ 15 467–79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1987. — 28 с.
- ГОСТ Р ИСО 9000−2001. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». М.: ИПК «Издательство стандартов», 2001. — 26 с.
- ГОСТ Р ИСО 9001−2001. «Системы менеджмента качества. Требования». -М.: ИПК «Издательство стандартов», 2001.-21 с.
- ГОСТ Р ИСО 9004−2001. «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». М.: ИПК «Издательство стандартов», 2004. — 36 с.
- Аванесов, Е.К. Самооценка организационного профиля компании и СМК / Е. К. Аванесов, В. Е. Швец // Методы менеджмента качества. 2005. -№ 1. — С. 4−10.
- Адлер, Ю. Хороший потребитель довольный потребитель. Что приходит в голову, когда говорят про удовлетворенность и лояльность / Ю. Адлер, С. Турко // Стандарты и качество. — 2005. — № 4. — С. 74- 78.
- Азгальдов, Г. Г. О квалиметрии / Г. Г. Азгальдов, Э. П. Райхман. М.: Изд-во стандартов, 1973. — 172 с.
- Александрова, И.А. Менеджмент качества как средство повышения конкурентоспособности компании / И. А. Александрова // Jet Info. Информационный бюллетень. 2006. — № 3. — 28 с.
- Алексеев, Д.И. Менеджмент качества и качество менеджмента -европейский опыт / Д. И. Алексеев, К. М. Рахлин // Все о качестве. Зарубежный опыт. 2004. — Выпуск 44. — С. 3−27.
- Алешин, А. Ориентация на потребителя ключевой фактор успешной деятельности предприятия / А. Алешин // Стандарты и качество. — 2006. — № 5. -С. 38−41.
- Алешин, Б.С. Философские и социальные аспекты качества: учебное пособие / Б. С. Алешин и др. М.: Логос, 2004. — 438 с.
- Андросенко, Н.В. Анализ показателей результативности системы менеджмента качества / Н. В. Андросенко, К. М. Рахлин // Все о качестве. Отечественные разработки. 2004. — Выпуск 29. — С. 5−15.
- Арбузов, В.И. Основы систем менеджмента машиностроительного предприятия / В. И. Арбузов и др. Мн.: Технопринт, 2000. — 280 с.
- Аристов, О.В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов / О. В. Аристов. М.: ИНФРА-М, 2003. — 240 с.
- Атаманчук, Г. В. Управление: сущность, ценность, эффективность: Учеб. пособие для вузов / Г. В. Атаманчук. М.: Академический проект- Культура, 2006. — 544 с.
- Банди, Б. Методы оптимизации: Вводный курс / Б.Банди. Пер. с англ. -М.: Радио и связь, 1988. 128 с.
- Бастрыкин, Д.В. Управление качеством на промышленном предприятии / Д. В. Бастрыкин и др. Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б. И. Герасимова. М.: «Издательство Машиностроение-1», 2006. — 204 с.
- Бир, Ст. Кибернетика и управление производством / Ст. Бир. М.: Наука, 1965.-392 с.
- Бойцов, Б. Качество и интеллектуальный потенциал России / Б. Бойцов, В. Азаров, Ю. Крянев // Стандарты и качество. 2001. — № 7−8. — С. 62−65.
- Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 1998. — 1536 с.
- Брагин, В. Совершенствование управления основа повышения конкурентоспособности организации / В. Брагин // Стандарты и качество. -2004.-№ 8.-С. 64−67.
- Варакута, С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. / С. А. Варакута. М.: ИНФРА-М, 2001. — 207 с.
- Версан, В.Г. Высшее руководство предприятий и результативность систем менеджмента качества / В. Г. Версан // Стандарты и качество. 2005. -№ 11. -С. 45−48.
- Версан, В.Г. Высшее руководство предприятий и стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 года: суть конфликта и его последствия / В. Г. Версан // Сертификация. 2005. — № 1. — С. 2−5.
- Вильтрубе, Ю.Н. К вопросу об эффективности системы менеджмента / Ю. Н. Вильтрубе, В. А. Крайнев // Методы менеджмента качества. 2004. — № 9. -С. 21−26.
- Винокуров, В. Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия / В. Винокуров, А. Винокуров // Стандарты и качество. -2005.-№ 12.-С. 68−73.
- Боткине, Д. Размышление о будущем качества / Д. Боткине // Стандарты и качество. 2006. — № 7. — С. 102−106.
- Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. О. П. Глудкина. М.: Горячая линия — Телеом, 2001. — 600 с.
- Гаффорова, Е.Б. Интеграция системы менеджмента качества в общую систему управления предприятием / Е. Б. Гаффорова, В. А. Иванова // Все о качестве. Отечественные разработки. 2006. — Выпуск 40. — С. 7 — 23.
- Гаффорова, Е. Ключ к разрешению противоречий единая система менеджмента предприятия на основе качества / Е. Гаффорова // Стандарты и качество. — 2006. — № 10. — С. 74−77.
- Герасимов, Б.И. Качество в системе управления предприятием / Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин. М.: Машиностроение, 2000. — 104 с.
- Гличев, А.В. Основы управления качеством продукции / А. В. Гличев. -2-е. изд., перераб. и доп. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. — 424 с.
- Гончаров, Э. Снова об эффективности СМК / Э. Гончаров // Стандарты и качество. 2006. — № 7. — С. 62−65.
- Горленко, О.А. Создание систем менеджмента качества в организации: Монография. / О. А. Горленко, В. В. Мирошников. М.: Машиностроение-1, 2002. — 126 с.
- Гугулев, А. Система терминов для системы менеджмента качества / А. Гугулев // Стандарты и качество. 2005. — № 8. — С. 70−73.
- Гудков, А.Г. Роль инновации в обеспечении качества продукции / А. Г. Гудков, Е. Н. Горлачева // Машиностроитель. 2005. — № 2. — С. 15−21.
- Гусева, А.В. Совершенствование системы менеджмента организации /
- A.В. Гусева // Методы менеджмента качества. 2005. — № 8. — С. 7−10.
- Денисова, A.JI. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: аспекты качества / A.JI. Денисова, Т. М. Уляхин. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. — 120 с.
- Дшхунян, B.JI. Процессы и менеджмент качества в развитии экономических успехов предприятия / B.JI. Дшхунян, Т. Г. Никольская. М.: НТК «Трек», 2005. — 144 с.
- Дякин, В.Н. Оптимизация управления промышленным предприятием: Монография / В. Н. Дякин, В. Г. Матвейкин, Б. С. Дмитриевский. Под научн. ред. д-ра экон. наук Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. -84 с.
- Егорова, JI. Причины неэффективности систем менеджмента качества / JI. Егорова // Стандарты и качество. 2006. — № 12. — С. 54−59.
- Еленева, Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий / Ю. Я. Еленева. М.: «Янус-К», 2001. — 296 с.
- Ефимов, В.В. Новый взгляд на модель делового совершенства / В. В. Ефимов, М. И. Даншина // Все о качестве. Отечественные разработки. 2006. -Выпуск44.-С. 48−57.
- Елиферов, В.Г. Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни /
- B.Г. Елиферов. М.: Вершина, 2006. — 296 с.
- Жариков, В.В. Математическое моделирование эффективного производства в условиях конкуренции: Монография / В. В. Жариков. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. -100 с.
- Иванов, В.А. Постоянное улучшение и его место в СМК организации / В. А. Иванов, В. М. Шилов, А. В. Оборин // Методы менеджмента качества. -2004.-№ 4.-С. 41−45.
- Ильин, В.В. СМК и человеческий фактор / В. В. Ильин // Методы менеджмента качества. 2006. — № 3. — С. 24−26.
- Кабанов, Ю. Построение системы менеджмента организации: одна система, два слоя, три шага, пять граней, восемь принципов./ Ю. Кабанов // Стандарты и качество. 2006. — № 4. — С. 70−75.
- Калита, Т. Работает ли система управления качеством: десять тестов / Т. Калита // Стандарты и качество. 2006. — № 6. — С. 80−83.
- Канивец, А.Н. Экономический анализ системы менеджмента качества промышленного предприятия / А. Н. Канивец, J1.B. Пархоменко- под науч. ред. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005. — 144 с.
- Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. С. Каплан, Д. П. Нортон. 2-е изд., испр. и доп. Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2003. — 320 с.
- Карлова, Т.В. Сценарий формирования анализа и управления эффективностью и качеством производства / Т. В. Карлова // Вестник машиностроения. 2004. — № 9. — С. 78−81.
- Качалов, В.А. Эволюция методов менеджмента качества и место в ней системы менеджмента качества / В. А. Качалов // Все о качестве. Отечественные разработки. 2005. — Выпуск 38. — С. 50−64.
- Качество в 21 веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития / ред.-сост. Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсон- пер. с англ. М.: Стандарты и качество, 2005. — 278 с.
- Кисилева, Т. Качество в контексте общей теории систем / Т. Кисилева, В. Степанов. // Стандарты и качество. -2001. -№ 3. С.54−55.
- Киселев, Э.В. Концепция эффективной системы менеджмента качества предприятия / Э. В. Киселев // Справочник. Инженерный журнал. 2004. — № 12. -С. 46−49.
- Киселев, Э.В. Методология исследования эффективности системы менеджмента качества предприятия / Э. В. Киселев // Справочник. Инженерный журнал. 2004. — № 10.- С. 47−49.
- Киселев, Э.В. Общие теоретические подходы к обеспечению эффективности систем менеджмента качества наукоемких промышленных предприятий / Э. В. Киселев // Справочник. Инженерный журнал. 2005. — № 12. -С. 36−39.
- Киселев, Э.В. Основы системного анализа менеджмента качества / Э. В. Киселев // Справочник. Инженерный журнал. 2004. — № 6. — С. 23−26.
- Киселев, Э.В. Предпосылки использования системного подхода в управлении качеством / Э. В. Киселев // Справочник. Инженерный журнал. -2003,-№ 7.-С. 39−42.
- Ковалев, А.И. Как обустроить качество продукции / А. И. Ковалев // Все о качестве. Отечественные разработки. 2006. — Выпуск 39. — С. 3−12.
- Кондо, Ё. Хосин кэнри один из подходов японского менеджмента качества / Ё. Кондо // Методы менеджмента качества. — 2001. — № 5. — С 5−10.
- Конти, Т. Почему не полностью используется потенциал самооценки? / Т. Конти // Методы менеджмента качества. 2003. — № 3. — С. 4−11.
- Конти, Т. Учет потребностей заинтересованных сторон основа стратегий улучшения корпоративных результатов деятельности / Т. Конти // Все о качестве. Зарубежный опыт — 2004. — Выпуск 44. — С. 66−84.
- Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг // Стандарты и качество. 2001. — № 4. — С. 4−10.
- Копанева, И.Н. Как измерить удовлетворенность потребителей / И. Н. Копанева // Методы менеджмента качества. 2003. — № 6. — С. 22−26.
- Кощий, С. Самооценка и ее роль в совершенствовании менеджмента качества / С. Кощий // Стандарты и качество. 2002. — № 10. — С. 61−63.
- Круглов, М. Концепция формирования на российских предприятиях корпоративных систем более высокого уровня / М. Круглов. // Стандарты и качество. 2000. — № 3. — С. 54−58.
- Круглов, М. Г. Менеджмент систем качества: Учебное пособие / М. Г. Круглов и др. М.: ИПК Издательство стандартов, 1997. — 368 с.
- Крюков, И. От результативности процессов к эффективности предприятия / И. Крюков, А. Шадрин // Стандарты и качество. — 2003. — № 9. — С. 62−65.
- Кузин, Б.И. Методы и модели управления фирмой / Б. И. Кузин В.Н. Юрьев, Г. М. Шахдинаров. СПб.: Питер, 2001. — 432 с.
- Кузнецов, В. Концепция работы с поставщиками в системе управления качеством / В. Кузнецов, М. Деменин // Стандарты и качество. 2003. — № 7. -С. 69−71.
- Кузьмин, A.M. Формы применения функционально-стоимостного анализа / A.M. Кузьмин // Машиностроитель. -2001.- № 6. С. 37 — 40.
- Кутырин, В.А. Внутренний аудит системы качества / В. А. Кутырин, М. В. Тучина // Методы менеджмента качества. 2001. — № 2. -С. 10−16.
- Лапидус, В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / В. А. Лапидус. Гос. Ун-т управления- Нац. Фонд подготовки кадров. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. — 432 с.
- Лапидус, В.А. Может ли концепция всеобщего качества (TQM) стать национальной волевой идеей России? / В.А. Лапидус// Методы менеджмента качества. 2000. — № 1. — С. 8−17.
- Локатос, И. История науки и ее рациональные конструкции. Структура и развитие науки / И. Локатос. М.: Прогресс, 1978. — 315 с.
- Мазур, И.И. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по специальности «Управление качеством» / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. -М.: Изд-во Омега-Л, 2006. 400 с.
- Максимов, Ю.А. СМК как средство повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия / Ю. А. Максимов и др. // Методы менеджмента качества. 2005. — № 11. — С. 17−25.
- Малова, И.В. Экономическая эффективность «две стороны одной медали» / И. В. Малова // Все о качестве. Отечественные разработки. — 2005. -Выпуск 34. — С. 49−64.
- Математические и инструментальные методы экономического анализа: управление качеством: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под научной ред. д-ра эконом, наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002.-236 с.
- Машкин, В.И. Проблема оценки качества менеджмента / В. И. Машкин // Все о качестве. Отечественные разработки. 2004. — Выпуск 31. — С. 41−56.
- Мерил, П. Лидирующая роль руководства в стандартах ИСО серии 9000:2000 / П. Мерил // Все о качестве. Зарубежный опыт. 2004. — Выпуск 43. -С. 7−21.
- Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1992. — 700 с.
- Механцева, К.Ф. Процессный подход к оценке эффективности СМК / К. Ф. Механцева // Все о качестве. Отечественные разработки. 2005. — Выпуск 37.-С. 37−40.
- Механцева, К.Ф. Эволюция качества как объекта управления / К. Ф. Механцева // Все о качестве. Отечественные разработки. 2005. — Выпуск 36. -С. 70−76.
- Минцберг, И. Структура в кулаке: создание эффективной организации / И. Минцберг- под ред. Ю. Н. Катпуревского. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. -512 с.
- Мирошников, В.В. Методика оценки удовлетворенности заинтересованных сторон организации на основе применения нечетких множеств / В. В. Мирошников, Н. М. Борбаць // Информационные технологии. -2007.-№ 3.-С. 63−70.
- Михайлова, Н.В. О качестве системы качества / Н. В. Михайлова // Методы менеджмента качества. 2001. — № 7. — С. 8−13.
- Михеев, С.В. Некоторые аспекты оценки качества управления / С. В. Михеев // Методы менеджмента качества. 2003. — № 3. — С. 29−31.
- Михеева, С. Новый метод оценки конкурентоспособности предприятий / С. Михеева // Стандарты и качество. 2004. — № 6. — С. 74−77.
- Молодов, М.В. Оценка удовлетворенности общества деятельностью организации / М. В. Молодов // Методы менеджмента качества. 2002. — № 4. -С. 22−24.
- Мочалов, Н.А. Оценка эффективности и совершенствование системы качества предприятия / Н. А. Мочалов и др. // Методы менеджмента качества. -2001.-№ 10.-С. 19−24.
- Мухин, В.И. Исследование систем управления / В. И. Мухин. М.: Экзамен, 2002.-384 с.
- Небалуева, JI.A. Измерение удовлетворенности персонала / JI.A. Небалуева // Все о качестве. Отечественные разработки. 2005. — Выпуск 33. -С.11−45.
- Никитин, В. Оценка эффективности системы качества в строительных организациях / В. Никитин, А. Демешенко, В. Шинкевич // Стандарты и качество. 2000. — № 6. — С. 54−55.
- Никифоров, А.Д. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов /
- A.Д. Никифоров. М.: Дрофа, 2004. — 720 с.
- Никифоров, Г. В. Информационные системы ключ к построению эффективной СМК / Г. В. Никифоров // Методы менеджмента качества. — 2006. -№ 1.-С. 42−46.
- Нили, Э. Призма эффективности: Карта сбалансированных показателей для измерения успеха в бизнесе и управления им / Э. Нили, К. Адаме, М. Кеннерли- Пер. с англ. Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003. — 400 с.
- Овчинникова, Т. Подсистема качества в системе управления предприятием / Т. Овчинникова, В. Падалкин, В. Штефан // Стандарты и качество. 2007. — № 1. — С. 90−92.
- Огвоздин, В.Ю. Анализ основных терминов стандарта ИСО 8402−86 /
- B.Ю. Огвоздин // Стандарты и качество. 1992. -№ 3. — С. 20−25.
- Огвоздин, В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: Учебное пособие / В. Ю. Огвоздин. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. -160 с.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. -7-е изд., стереотипное. М.: Советская энциклопедия. — 1968. — 900 с.
- Окрепилов, В.В. Управление качеством: Учебник для вузов / В. В. Окрепилов. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Экономика, 2000. — 1012 с.
- Панов, А. Модель менеджмента машиностроительного предприятия / А. Панов // Стандарты и качество. 2002. — № 2. — С. 54−57.
- Петиченко, А. Измените систему мотивации / А. Петиченко // Стандарты и качество. 2007. — № 1. — С. 56−60.
- Подвесовский, А.Г. Методы принятия решений: метод анализа иерархий / А. Г. Подвесовский. Брянск: Изд-во БГТУ, 2007. — 30 с.
- Пономарев, С.В. Управление качеством продукции: аудит в системе менеджмента качества: учебное пособие / С. В. Пономарев и др. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. — 96 с.
- Процессный подход в стандартах ИСО серии 9000 и на практике / Под общей ред. Г. Е. Герасимовой. М.: НТК «Трек», 2005. — 168 с.
- Пичурин, И. Сущность понятия «качество» / И. Пичурин // Стандарты и качество. 2002. — № 8. — С. 62−63.
- Пухальский, В. Определение качества / В. Пухальский // Стандарты и качество. 2001. -№ 3.~ С. 50−53.
- Рамперсад, Х.К. Преодоление сопротивления со стороны персонала при создании СМК в организации / Х. К. Рамперсад, С. В. Пономарев // Методы менеджмента качества. -2003. -№ 12. С. 31−35.
- Рамперсад, Х.К. Универсальная система показателей деятельности / Х. К. Рамперсад. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 352 с.
- Рассел, Дж. П. Применение МС ИСО 9004:2000 для улучшения деятельности / Дж. П. Рассел // Методы менеджмента качества. -2003. № 12. -С. 44 — 46.
- Рахлин, К.М. Оценивание результативности системы менеджмента качества / К. М. Рахлин // Все о качестве. Отечественные разработки. -2005. -Выпуск 35.-С. 3−10.
- Рахлин, К.М. Система менеджмента качества: ошибки и заблуждения / К. М. Рахлин // Методы менеджмента качества. 2005. — № 12. — С. 19−20.
- Рахманов, А. По «климату» и «морозу»: военно-техническая политика Минобороны России в области качества и надежности радиоэлектронныхсредств вооружения и электронной компонентной базы / А. Рахманов // Стандарты и качество. 2005. -№ 2. — С. 16−19.
- Рыженко, Г. Методический подход к оценке затрат на качество. / Г. Рыженко, С. Михеева, В. Сурсяков, В. Басаргин // Стандарты и качество. -2004,-№ 7.-С. 58−60.
- Рузаев, Е.Н. Показатель эффективности интегрированной системы менеджмента / Е. Н. Рузаев, С. А. Погребняк, В. Н. Бориков // Методы менеджмента качества. 2002. — № 4. — С. 9−11.
- Саати, Т. Аналитическое планирование. Организация систем / Т. Саати, К. Керне- пер. с англ. Р. Г. Вачнадзе. М.: Радио и связь, 1991. — 224 с.
- Саати, Т. Принятие решений: метод анализа иерархий / Т. Саати- пер. с англ. Р. Г. Вачнадзе. М.: Радио и связь, 1993. — 278 с.
- Салимова, Т.А. История управления качеством: учеб. пособие для вузов / Т. А. Салимова, Н. Ш. Ватолкина. М.: Кнорус, 2005. — 250 с.
- Свиткин, М.З. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе на основе МС ИСО / М. З. Свиткин, В. Д. Мацута, К. М. Рахлин. СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999. — 403 с.
- Свиткин, М. От менеджмента качества к качеству менеджмента и бизнеса: миф или реальность? / М. Свиткин // Стандарты и качество. — 2004. -№ 1.-С. 74−79.
- Свиткин, М.З. От менеджмента качества к качеству менеджмента и бизнеса по рекомендациям стандарта ИСО 9004:2000 / М. З. Свиткин // Все о качестве. Отечественные разработки. 2006. — Выпуск 40. — С. 24−72.
- Системы качества. Сб. нормативно-методических документов. М., Изд. стандартов, 1999. — 128 с.
- Скрипко, JI. Как определять результативность и эффективность процессов? / JI. Скрипко // Стандарты и качество. 2005. — № 5. — С. 60−63
- Скрипко, JI. Экономика качества: тенденции и перспективы развития / JI. Скрипко // Стандарты и качество. 2003. — № 1. — С. 68−71.
- Скрипко, JI. Экономические методы менеджмента качества в стандартах ИСО серии 9000:2000 / JI. Скрипко // Стандарты и качество. 2002. — № 7. — С. 66−71.
- Смагина, М.Н. Процессы системы менеджмента качества / М. Н. Смагина, Б. И. Герасимов, Л. В. Пархоменко. Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. — 100 с.
- Советский энциклопедический словарь. Науч.-редакционный совет:
- A.M. Прохоров (пред.). М.: Советская энциклопедия, 1981. — 1600 с.
- Солин, А. Как выполнить требования стандартов ИСО к обеспечению удовлетворенности потребителей / А. Солин // Стандарты и качество. 2006. -№ 4. — С. 80−82.
- Справочник по функционально-стоимостному анализу / Под ред. М. Г. Карпунина, Б. И. Майданчика. М.: Финансы и статистика, 1988. — 431 с.
- Сулейманов, Н. Инновационная модель системы управления качеством / Н. Сулейманов // Стандарты и качество. 2004. — № 6. — С. 58−62
- Сутин, Р.Я. Самооценка системы качества предприятия / Р. Я. Сутин // Машиностроитель. 2001. — № 4. — С. 16−18.
- Терещенко, Н.В. Модель комплексной оценки результативности СМК / Н. В. Терещенко, Н. С. Яшин // Методы менеджмента качества. 2006. — № 4. -С. 12−18.
- Титов, П. Качество управления через управление качеством / П. Титов // Стандарты и качество. 2003. — № 5. — С. 50−51.
- Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент / А. А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. М.: ИНФРА-М, 1998. — 576 с.
- Трошин, В. Интегрированные системы менеджмента что это такое? /
- B. Трошин // Стандарты и качество. 2002. — № 11. — С. 10−13
- Туркин, В.Г. Качество машиностроительной продукции / В. Г. Туркин, Б. И. Герасимов, В. Д. Жариков. Под науч. ред. Б. И. Герасимова. -Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 104 с.
- Туровец, О.Г. Организация производства и управление предприятием: Учебник / О. Г. Туровец, М. И. Бухалков, В. Б. Родинов и др.- под ред. О. Г. Туровца. М.: ИНФРА-М, 2002. — 528 с.
- Ульянов, М. Повышение конкурентоспособности предприятия с помощью СМК / М. Ульянов // Стандарты и качество. 2006. — № 12. — С. 48−53.
- Уолш, К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании / К. Уолш. Пер. с англ. М.: Дело, 2000. — 312 с.
- Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. 199 с.
- Управление качеством продукции. ИСО 9000 ИСО 9004, ИСО 8402.- М., Изд. стандартов, 1988. 154 с.
- Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 491 с.
- Фейгенбаум, А. Контроль качества продукции / А. Фейгенбаум. М.: Экономика, 1986.-471 с.
- Фейгенбаум, А. Новое качество для 21 века / А. Фейгенбаум, Д. Фейгенбаум // Стандарты и качество. 2000. — № 6. — С. 59−62.
- Ферару, Г. Экоинновационная деятельность как фактор повышения качества и конкурентоспособности продукции / Г. Ферару // Стандарты и качество. 2007. — № 3. — С. 80 — 84.
- Харринтон, Дж.Х. Управление качеством в американских корпорациях / Дж.Х. Харринтон. М.: Экономика, 1990. — 272 с.
- Хойер, Р. Что такое качество? / Р. Хойер, Б. Хойер // Стандарты и качество. 2002. — № 3. — С. 97−102.
- Цибуля, В. А. Опыт внедрения систем менеджмента качества / В. А. Цибуля // Стандарты и качество. 1998. — № 10. — С. 57−63.
- Чайка, В.А. Инновации и системы менеджмента качества / В. А. Чайка // Все о качестве. Отечественные разработки. 2005. — Выпуск 35. — С. 19−25.
- Чайка, И. Что будет со стандартами ИСО серии 9000 в 2008 году? / / И. Чайка // Стандарты и качество. 2006. — № 3. — С. 64−69.
- Черкасов, В.В. Повышение эффективности деятельности организации / В. В. Черкасов, В. И. Змиевский // Методы менеджмента качества. 2005. — № 2.- С. 44−49.
- Шадрин, А.Д. Менеджмент качества. От основ к практике / А. Д. Шадрин. М.: НТК «Трек», 2004. — 360 с.
- Шадрин, А. Пять потребностей, восемь принципов, десять заповедей / А. Шадрин // Стандарты и качество. 2002. — № 2. — С. 54−59.
- Шадрин, А. Феноменология качества / А. Шадрин // Стандарты и качество. 2004. — № 7. — С. 72−73.
- Швец, В.Е. Измерение процессов в современной системе менеджмента качества / В. Е. Швец // Методы менеджмента качества. 2001. -№ 1. — С. 11−13.
- Швец, В.Е. К вопросу определения результативности и эффективности СМК / В. Е. Швец // Методы менеджмента качества. 2004. -№ 6.-С. 4−8.
- Швец, В.Е. Сильные и слабые стороны компаний, или как двигаться к успеху / В. Е. Швец // Методы менеджмента качества. 2003. — № 10. — С. 14−17.
- Швец, В. Устойчивое развитие и менеджмент качества / В. Швец // Стандарты и качество. 2005. — № 11. — С. 38−43.
- Шельмин, Е.В. Эффективная система на основе процессного управления. Проблемы. Анализ. Решение / Е. В. Шельмин. -М.: Вершина, 2007. -224 с.
- Шокина, Л.И. Оценка качества менеджмента компаний: учебное пособие / Л.И. Шокина- под ред. проф. М. А. Федотовой. М.: КНОРУС, 2007. — 344 с.
- Шпер, В.Л. Снова о качестве, определениях и сопутствующих материях / В. Л. Шпер // Методы менеджмента качества 2002 — № 1. — С. 43−47.
- Эванс, Дж. Р. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Дж.Р. Эванс- пер с англ. под ред. Э.М. Короткова- предисловие Э. М. Короткова. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2007. — 671 с.
- Эддоус, М. Методы принятия решений / М. Эддоус, Р. Стэнсфилд. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. 590 с.
- Энгельс, Ф. Диалектика // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е. изд. Т. 20, 547 с.
- Эшби, У.Р. Введение в кибернетику / У. Р. Эшби. М., 1959. — 433 с.