Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-экономические проблемы развития почтовой связи России в условиях рыночной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Высокая степень неопределенности принятия отраслевых решений по использованию факторов почтового производства в регистре меняющихся принципов хозяйствования национальной экономики диктует необходимость регулирования использования производственных ресурсов путем их нормирования с учетом типовой и региональной специфики деятельности. Проблема обеспечения равновесия в сфере производства… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ, ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ РОССИИ
    • 1. 1. Оценка места и роли почтовой связи в отраслевой и национальной экономике
    • 1. 2. Характеристика экономического развития почтовой связи и факторов ее производства
    • 1. 3. Анализ требований к системе почтовой связи, ограничений и проблем ее функционирования и развития
    • 1. 4. Системный подход к формированию Концепции развития почтовой связи России
    • 1. 5. Обоснование приоритетных задач исследования и методических подходов к их решению
  • Выводы по I главе
  • Глава II. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ
    • 2. 1. Необходимость совершенствования механизма хозяйствования почтовой связи в условиях изменения парадигмы социально-экономической системы
    • 2. 2. Влияние особенностей продукта’Почтовой связи на методы и принципы хозяйствования
    • 2. 3. Исследование особенностей рынка услуг почтовой связи
    • 2. 4. Обоснование принципов и масштабов регулирования деятельности почтовой связи
    • 2. 5. Методологические основы механизма регулирования социально-экономических отношений в почтовой связи
  • Выводы по II главе
  • Глава III. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ УСЛУГ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ
    • 3. 1. Применение концепции социально-этичного маркетинга в почтовой связи
    • 3. 2. Методология исследования и анализ- основных параметров состояния почтового рынка
    • 3. 3. Методы и принципы прогнозирования спроса и предложения почтовых услуг с учетом влияния факторов и рыночной конъюнктуры
    • 3. 4. Обоснование методологии рыночного ценообразования в почтовой связи .'
  • Выводы по III главе
  • Глава IV. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕдКИЙ МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОЧТОВЫХ УСЛУГ
    • 4. 1. Теоретическое обоснование сущности качества услуг почтовой связи и методологии его оценки
    • 4. 2. Моделирование и нормирование качества услуг почтовой связи
    • 4. 3. Методологические принципы интегральной оценки и стандартизации качества почтовых услуг
    • 4. 4. Организационно — экономический механизм управления качеством почтовых услуг
  • Выводы по IV главе
  • Глава V. РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ
    • 5. 1. Совершенствование методологии оценки социально-экономической эффективности использования производственных ресурсов почтовой связи
    • 5. 2. Применение производственных функций для сбалансирования факторов производства почтовой связи
    • 5. 3. Нормирование использования основных производственных фондов почтовых объектов
    • 5. 4. Методологические принципы региональной диагностики финансовой состоятельности объектов почтовой связи
  • Выводы по V главе .'

Социально-экономические проблемы развития почтовой связи России в условиях рыночной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Кардинальные перемены, в экономике России выдвигают перед всеми отраслями общественного производства комплекс проблем социально-экономического и организационно-технологического характера по переходу на качественно новый уровень развития производительных сил и производственных отношений общества.

Эти проблемы в полной мере относятся к почтовой связи, являющейся важной составляющей комплекса «Связь» и частью социальной и производственной инфраструктуры. Выполняя функции по пересылке отправлений, почтовая связь оказывает непосредственное влияние на уровень и перспективы общественного производства и жизнь людей и является одним из необходимых факторов социально-экономического развития и создания инфраструктуры рынка.

Почтовая связь обладает рядом характерных черт, которые выделяют ее в особый вид связи и отдельную сферу приложения общественного труда, накладывают отпечаток на факторы экономического роста, механизм хозяйствования, тип рынка и систему управления.

Специфика почтовой связи заключается в неотделимости процессов производства и потребления услуг, разнесенности во времени и пространстве эффекта процесса пересылки отправлений, участии в нем ряда почтовых объектов и сторонних организаций, невещественном характере продукта, насыщенном рынке услуг, социальной направленности деятельности.

Сетевой способ производства и социальный характер потребления почтовых услуг определяют особую структуру ресурсов и соответствующие приоритеты эффективности работы, выдвигая на первый план качество услуг, сбалансированность факторов производства, согласованность системы экономических критериев и ограничений в деятельности почтовой связи.

В условиях реформирования экономики России существенно снизился платежеспособный спрос на услуги почтовой связи, что сказалось на финансовом дефиците и замедлении темпов расширенного воспроизводства отрасли. При ухудшении финансового положения почтовой связи особенно четко проявился двойственный характер ее экономики, обусловленный выполнением требований социальной службы и обеспечения финансирования своего развития. Наиболее сложной экономической задачей стало возмещение издержек производства социально значимых услуг в некоммерческих секторах рынка услуг почтовой связи.

Решение проблем функционирования социально ориентированной отрасли и создания организационно-экономических условий для устойчивого ее развития в условиях рыночных отношений настоятельно требует научного обоснования приоритетов экономической Политики и разработки механизма эффективного воздействия на потенциал рынка почтовых услуг и производственных ресурсов.

Для дальнейшего эффективного функционирования почтовой связи страны необходима стратегия устойчивого развития, основанная на усилении социальной ориентации рыночного механизма хозяйствования, на использовании потенциальных возможностей научно-технического прогресса и особенностей потребления почтовых услуг. Разработка такой стратегии требует: а) комплексного исследования состояния и факторов развития отраслиб) анализа внутренних и внешних социально-экономических и производственных отношений системы почтовой связи, определения соответствующего механизма реализации, рычагов и границ государственного регулированияв) изучения процессов производства и потребления почтовых услуг, развития принципов формирования рынка этих услугг) совершенствования методологии измерения качества услуг, эффективности деятельности и использования ресурсов, способов управления факторами и параметрами воспроизводства.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Тенденции информатизации общества и ориентация на социальную и экологическую направленность результатов и сбалансированность факторов общественного производства обуславливают повышение значения средств связи, включая почтовую связь, в управлении и обеспечении необходимых условий и темпов развития национальной экономики. Это, в свою очередь, требует совершенствования экономической методологии и адаптации системы управления связью к изменяющимся условиям и закономерностям развития.

Рассмотрению теоретических и практических вопросов экономики и управления народным хозяйством и его отраслями посвящено много работ отечественных и зарубежных ученых. В области связи наиболее известны работы Горелик М. А., Губина Н. М., Иванова В. Р., Мхитаряна Ю. И., Резниковой Н. П., Срапионова О. С. При этом только в последних публикациях и учебниках затронуты экономические проблемы связи в условиях рыночных отношений.

Экономике почтовой связи, которая априорно рассматривалась в качестве подотрасли связи и на которую распространялись отраслевые принципы и методы хозяйствования, уделяется незначительное внимание. В работах ученых в области почтовой связи: Бутенко Б. П., Гиля Г. К., Сайфутдинова А. Ф., Тихоновой А. Ф. рассматриваются аспекты организации и управления технологическими процессами и только тезисно затрагивается экономическая деятельность.

Целый комплекс вопросов экономики почтовой связи в области механизма хозяйствования, оценки деятельности, распределения сетевых доходов, управления рынком почтовых услуг, их качеством и использованием факторов производства требует теоретической и практической разработки для адекватного отображения и реализации в процессе функционирования и развития отрасли.

Таким образом, актуальность проблемы, решению которой посвящена данная диссертационная работа, обусловлена: коренным изменением общих экономических условий функционирования почтовой связи, нерешенностью важнейших методологических вопросов экономики и управления отраслью, отличающейся социальным характером потребления услуг, спецификой продукта и факторов производства, а также необходимостью усиления мотивации отрасли в повышении хозяйственной самостоятельности, качества услуг и эффективности производственно-рыночного потенциала.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель диссертационной работы состоит в разработке методологических положений и практических рекомендаций по решению проблем функционирования почтовой связи как социально ориентированной отрасли в условиях рыночной экономики.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

— обоснование роли почтовой связи в национальной экономике, возможности ее функционирования в рамках автономной системы и перехода к принципиально новым принципам хозяйствования;

— разработка основных положений и механизма реализации концепции развития почтовой связи России;

— раскрытие экономических основ функционирования почтовой связи с социальной доминантой деятельности в условиях рыночных отношений, систематизация свойств почтового продукта и выявление их влияния на систему управления и факторы производства;

— обоснование понятийного аппарата рыночной экономики применительно к почтовой связи, включая определение характера и структуры рынка услуг, маркетинга, принципов регулирования деятельности;

— разработка инструментария изучения рынка почтовых услуг, количественной оценки факторов, формирующих спрос, ценообразования и прогнозирования предложения услуг с учетом рыночной конъюнктуры;

— совершенствование методологии формирования конечных результатов деятельности почтовых объектов в рыночной среде с учетом специфики образования и распределения сетевых доходов;

— предложение комплексной системы оценки качества почтовых услуг, пронизывающей все элементы почтовой связи, на основе интегрального подхода и нормирования качественных параметровразработка механизма организационно-экономического регулирования качества почтовых услуг;

— обоснование методологии измерения социально-экономической эффективности использования производственных ресурсов почтовой связи с учетом типа и характера научно-технического прогрессаразвитие принципов управления использованием и потреблением производственных ресурсов на основе сбалансирования их элементов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в том, что: — теоретически обоснованы положения и принципы социально ориенV тированного механизма рыночного хозяйствования в почтовой связи, позволяющего сбалансировать экономические интересы производителя и пользователя почтовых услуг, в большинстве своем социально значимых для него;

— разработаны методология интегрального измерения результатов деятельности, факторов формирования спроса и эффективности использования ресурсов, нормативно-диагностический принцип управления качеством услуг и производственно-финансовыми ресурсами, методика распределения сетевых доходов отрасли и формирования конечных доходов почтовых объектов;

— выполнено моделирование параметров рынка услуг почтовой связи, нормирование качества услуг и факторов производства на основе статистических методов, модернизирована процедура выборочного учета объемов и качества почтовых услуг.

На основе проведения исследования и экспериментально-аналитических расчетов получены новые научные результаты по совершенствованию экономической методологии и принципов управления почтовой связью с социальной направленностью потребления ее услуг, позволяющие решить социально-экономические проблемы ее развития в новых условиях хозяйствования.

К числу наиболее существенных научных результатов, которые выносятся на защиту, относятся следующие:

— концепция и Программа развития почтовой связи России, в основе которой лежат системный подход к решению стратегических задач, эволюционные принципы их реализации и обеспечение сбалансированности функционирования отрасли по элементам сети и факторам производства;

— обоснование социально ориентированной модели рыночной экономики почтовой связи, адекватной современному этапу развития общества и специфике отрасли, механизма и принципов ее реализации;

— интегральный подход к оценке результатов деятельности объектов почтовой связи в условиях финансового дефицита, позволяющий реализовать на практике экономические принципы хозяйствования при внутрисистемных расчетах и распределении государственных ассигнований;

— методология формирования конечных доходов почтового объекта как производственной системы и перераспределения сетевых доходов на основе структурного принципа возмещения стоимости услуг;

— методологический аппарат маркетингового управления рынком почтовых услуг, ценообразования, прогнозирования спроса и предложения услуг;

— система интегральной оценки и нормирования качества почтовых услуг, базирующаяся на последовательно-иерархическом принципе интеграции частных и обобщающих оценок с помощью индексов соблюдения нормативов качества;

— организационно-экономический механизм повышения качества почтовых услуг, охватывающий систему контроля, оценки и мотивации на основе регулирования результатов деятельности в соответствии с соблюдением стандартов качества;

— критериальная база оценки социально-экономической эффективности и механизм управления использованием производственных ресурсов путем нормирования и сбалансирования факторов производства;

— разработанный принцип диагностирования финансовой состоятельности почтовых объектов на основе отраслевых идентификаторов, отражающих типологию региональных условий деятельности.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является методическое и инструментальное обеспечение механизма разрешения теоретических и практических проблем функционирования и развития почтовой связи.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является почтовая связь как система социально-экономических отношений, возникающих в процессе производства и потребления услуг.

ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования явились фундаментальные положения экономической теории, маркетинга, регулирования экономических процессов в различных социально-производственных системах.

Для решения поставленных в диссертационном исследовании задач использованы методы экономико-математического моделирования и прогнозирования, системного, статистического, корреляционно-регрессионного анализа, производственных функций, социологические методы, технико-экономические расчеты и возможности ПЭВМ.

В диссертации использованы материалы Госкомстата РФ, Министерства связи РФ, ФСПС России, МТУСИ, НИИПС, ЦНИИС и научно-исследовательских работ в области организационно-экономических аспектов управления почтовой связью, выполненных под руководством или при участии автора.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ результатов исследования состоит в том, что реализация разработанных в диссертации методологических положений и механизмов управления позволяет научно обосновывать стратегию и тактику функционирования почтовой связи по основным параметрам производства с учетом специфики рынка ее услуг.

Конкретные предложения по регулированию социально-экономических отношений в процессе производства и потребления услуг дают возможность с системных позиций и на единой методологической основе решать задачи почтовой связи и других отраслей инфраструктурного характера.

Основные положения и выводы диссертации использованы в почтовой связи на различных уровнях управления, в народном хозяйстве и связи, в подготовке специалистов высшей школы.

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования осуществлено в нескольких направлениях:

— основные положения Концепции развития почтовой связи, ры-ночно-регулируемого механизма хозяйствования, результаты прогнозирования спроса и экономических результатов деятельности почты вошли в разработанные совместно с ЦНИИС и НИИПС и утвержденные Правительством РФ документы «Концепция программы Российской Федерации в области связи» (25.03.93), «Программа развития почтовой связи РФ на 1994 — 2005 годы» (05.05.94);

— внедрены и направлены для реализации в организациях и объектах почтовой связи методические указания по установлению и применению нормативов использования производственных ресурсов, рекомендации по организации маркетинговой службы, по анализу финансового положениянормативы и основные контрольные сроки обработки и доставки почтовых отправлений, инструкция по статистическому учету;

— результаты НИР по вопросам нормирования качества услуг, изучения почтового рынка, диагностики финансового состояния, распределения сетевых доходов и государственных дотаций применяются в оперативной работе ОЭП ФСПС РФ, при разработке стратегических планов, обосновании правовых и законодательных положений в области экономики и организации почтовой связи;

— результаты НИР по вопросам международной почтовой связи были представлены на сессиях Всемирного почтового союза и включены в рабочие документы и регламенты ВПС;

— теоретические положения по специфике экономики и маркетинга, методическое обеспечение управления качеством услуг и использованием производственно-финансовых ресурсов, социально-ориентированного механизма хозяйствования, выборочного статистического учета в почтовой связи отражены в учебниках и учебно-методических материалах и излагаются в лекциях для студентов, специалистов отрасли в ИПК, преподавателей ФПКП МТУСИ.

АПРОБАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ. Основные положения работы и отдельные ее разделы представлены в виде докладов и обсуждены на 20 республиканских и международных конференциях, симпозиумах, сессиях, проводимых MC РФ, ВНТО радиотехники, электроники и связи им. A.C. Попова, МАИ, ФСПС РФ, МТУСИ и Всемирным почтовым союзом.

Результаты исследований нашли отражение в практических рекомендациях для Федеральной службы и объектов почтовой связи по экономическим, финансовым, маркетинговым и качественным аспектам.

Концептуальные положения по стратегии социально-экономического развития почтовой связи были представлены и одобрены на НТС ФСПС России и Министерства связи РФ.

Под научным руководством или при непосредственном участии автора в МТУСИ и НИИПС выполнены НИР по проблемам и методологическим основам экономики почтовой связи: сущности почтового рынка и маркетинга, методологии измерения, нормирования и мотивации обеспечения качества услуг и использования основных фондовдиагностирования финансового состояния региональных почтовых объектовоптимизации выборочного учета письменного обмена и качества услугисследования потребностей в услугах, прогнозирования спроса и предложения, ценообразования.

ПУБЛИКАЦИИ. Включенные в диссертацию основные научные результаты опубликованы в двух учебниках, монографии, брошюре, статьях, учебно-методической литературе и учебных пособиях. Основные положения диссертации изложены в 47 публикациях общим объемом 18 печатных листов.

— 14.

Выводы по 5 главе.

1. Социальная и качественная направленность эффекта использования технических средств почтовой связи в условиях рынка «потребителя» выдвигает комплекс проблем по обоснованию критерия эффективности использования производственных ресурсов и сбалансированию факторов производства. При этом механизм управления производственными ресурсами должен учитывать технологические, социальные и воспроизводственные аспекты почтовой деятельности, характер и этапы научно-технического прогресса.

При высокой трудоемкости почтовых услуг и низком уровне технической оснащенности труда оценка эффективности использования ресурсов производства соотношением объемов услуг (доходов, прибыли) на единицу стоимости применяемых средств не адекватна процессам воспроизводства в почтовой связи. Внедрение техники здесь ведет не к росту стоимостных результатов деятельности, а к замене живого труда овеществленным, улучшению условий труда и повышению качества услуг (при этом фондоотдача снижается).

Для обоснования критерия эффективности использования производственных ресурсов проведены исследования экономической целесообразности их эксплуатации, внутренней связи факторов производства и их оценок. В конечном счете эффект от внедрения и использования ОПФ выражается в росте производительности труда на основе повышения его технической оснащенности.

В качестве искомого критерия был предложен коэффициент эластичности е, сущность которого заключается в характеристике изменения производительности труда (Д, 1ПТ) в результате увеличения фондовооруженности (Д^) на 1%: е =ДТпт / Д^у.

Особое свойство данного показателя (при е > 1,0 фондоотдача растет) позволяет комплексно и поэтапно решать задачу повышения эффективности использования факторов производства.

2. В целях обеспечения сбалансированности развития средств производства почтовой связи предложены методологические принципы управления использованием и потреблением ресурсов на основе замещения живого труда овеществленным и взаимосвязанного нормирования использования ресурсов.

— 375.

Математическим инструментом решения данной проблемы служит аппарат производственных функций, позволяющий установить меру взаимосвязи между затратами и результатами, определить оптимальную структуру и наиболее эффективное использование ресурсов с учетом их ограниченности и пределов взаимозаменяемости. Достижение определенного значения е предполагает соблюдение пропорциональности в ресурсах для предложения определенного объема услуг.

Модификация производственной функции в форме зависимости производительности труда от фондовооруженности позволяет обоснованно подходить к увеличению ресурсов, устранять диспропорции в отношении факторов производства, нормировать эластичность и определять на этой основе потребность в ресурсах почтовой связи для предоставления задаваемого спросом объема услуг, а также структурные параметры и размеры эксплуатационных расходов. Расчеты показали существенную зависимость факторов почтового производства от внешних условий хозяйствования, особенно в области налогообложения и политики реновации основных фондов.

3. Высокая степень неопределенности принятия отраслевых решений по использованию факторов почтового производства в регистре меняющихся принципов хозяйствования национальной экономики диктует необходимость регулирования использования производственных ресурсов путем их нормирования с учетом типовой и региональной специфики деятельности. Проблема обеспечения равновесия в сфере производства и потребления для трудоемкой отрасли почтовой связи, действующей в ограниченных текущим спросом рамках, фокусируется на область оптимизации предложения путем согласованного и пропорционального потребления средств производства.

Предлагаемый в диссертации нормативный механизм регулирования факторов производства основан на взаимосвязанном нормировании ис.

— 376 пользования производственных ресурсов (коэффициента эластичности), дифференциации целеполагания задачи повышения эффективности использования ресурсов в зависимости от технического уровня и сбалансировании факторов производства в определенных спросом границах предложения услуг.

4. В результате определения потребности в трудовых ресурсах и стоимости ОПФ для удовлетворения текущего спроса на почтовые услуги в рамках нормативного £-прироста производительности труда на каждый процент прироста фондовооруженности представляется возможность взаимосвязанно решать проблемы технического оснащения производства, сокращения трудовых затрат, повышения качества услуг.

Применение групповых нормативов коэффициента эластичности для УФПС, различающихся по степени технической оснащенности, позволяет объективно измерять эффективность использования средств труда в регионах, выравнивать уровень технического развития, необходимый для обеспечения одномерности почтового пространства Российской Федерации, обоснованно подходить к определению размеров инвестирования производства.

5. Прямая зависимость результатов деятельности почтовых предприятий от спроса на услуги обуславливает специфику измерения финансового состояния и управления финансовыми ресурсами. Возможности маневрирования оборотными фондами почтовой связи, оптимизации структуры собственных и заемных средств весьма ограничены рыночными и производственными возможностями регионов страны, платежеспособностью и территориальной разнесенностью клиентуры.

Для повышения финансовой стабильности почтовой связи в диссертации предлагается механизм диагностирования и прогнозирования финансовой состоятельности с помощью отраслевых критериев. Поскольку отрасль нематериалоемка и для производства ее услуг не требуются сырье и основные материалы, то допустимые границы уровня текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами существенно ниже принятых для народного хозяйства (так первый показатель может не превышать 1,4- второй — 0,3). Финансовые идентификаторы устанавливаются дифференцированно по трем территориально-экономическим группам УФПС, отражающим типовые региональные условия и факторы их деятельности.

6. Нормативно-диагностический подход к регулированию факторов производства, использованию производственных и финансовых ресурсов, оптимизации потребления основных фондов и трудовых ресурсов во взаимосвязи, применение отраслевой критериальной базы оценки финансовой состоятельности углубляют экономическую методологию и развивают принципы управления производственными ресурсами, способствуют рациональному использованию основных и оборотных средств и экономической стабилизации почтовой связи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В диссертации на концептуальном, методологическом и инструментальном уровне обосновано решение проблем функционирования и развития социально ориентированной отрасли почтовой связи в условиях рыночной экономики.

В результате анализа структурной динамики и факторов производства почтовой связи выявлены существенные диспропорции, остаточный принцип финансирования развития и исчерпание возможностей ее устойчивого воспроизводства и качественного совершенствования в рамках отрасли связи. Исходя из тенденций почтового развития, наличия потенциала рынка почтовых услуг, использования ее ресурсов и инфраструктуры получен обоснованный вывод об экономической возмож.

— 378 ности функционирования почтовой связи как автономной производственной системы.

2. Важнейшими условиями устойчивости темпов воспроизводства почтовой связи России являются системность решения стратегических задач, эволюционность их реализации, сбалансированность элементов сети и факторов производства. В соответствии с этими принципами была разработана Концепция развития почтовой связи РФ, основные компоненты которой вошли в утвержденную Правительством России Программу ее развития на 1994;2005 годы.

3. Успешное функционирование и развитие почтовой связи, отличающейся социальной направленностью деятельности, зависит от адекватности механизма хозяйствования отраслевой специфике.

На основе систематизации свойств почтового продукта и выявления особенностей рынка почтовых услуг установлены специфические черты управления процессами производства и потребления услуг, оли-гополистический тип рынка и двойственный характер экономики отрасли, обуславливающие социальную ориентацию модели рыночного хозяйствования в почтовой связи.

Социально ориентированный механизм хозяйствования обеспечивается сочетанием рыночных и регулируемых принципов. Их комбинация позволяет увязывать интересы и платежеспособность пользователей с производственными возможностями почтовой связи по удовлетворению потребностей и социальной политикой государства.

Данный подход способствует реализации социальной направленности деятельности, коммерциализации и расширению рынка услуг, повышению их качества и эффективности экономики почтовой связи. Для определения реальной суммы и целевого назначения государственных дотаций на покрытие убытков за предоставление социально значимых почтовых услуг в некоммерческих секторах рынка разработана соответствующая методика.

4. Для обеспечения согласования деятельности структурных элементов системы почтовой связи в области предложения и качества услуг, покрытия общих издержек на производство услуг и научно-техническое развитие отрасли разработан производственно-структурный принцип формирования конечных и перераспределения сетевых доходов, а также интегральный подход к измерению результатов работы и качества услуг. Это позволяет в условиях финансового дефицита реализовать на практике экономические принципы хозяйствования при распределении государственных ассигнований, обеспечить экономическую справедливость при внутрисистемных расчетах.

5. Разработанный аппарат маркетингового управления рынком услуг почтовой связи служит формированию спроса на основе совершенствования методов тарификации и прогнозирования предложения услуг.

Принципиальным изменением в тарифной стратегии является переход от затратной цены к рыночной с учетом спроса. Метод равновесного ценообразования балансирует стоимость почтовых услуг и расходов пользователей, функционально определяемых платежеспособным спросом. В результате реализации данного подхода можно более объективно устанавливать регулируемые и свободные тарифы.

Балльно-статистический метод оценки влияния совокупности формирующих спрос факторов (количественных и качественных) повышает точность прогнозов предложения услуг в изменяющихся условиях внутренней и внешней среды. Использование модели прогноза почтового обмена с учетом текущего спроса и влияния факторов дает возможность более объективно обосновывать бизнес-план организаций ФСПС.

6. Решение проблемы повышения качества услуг почтовой связи, в которой многозвенное производство совпадает с потреблением, основывается на системном подходе к процессу формирования качества,.

— 380 комплексности его оценки по разным аспектам потребительской ценности и элементам сети, стандартизации качественных параметров в соответствии с требованиями пользователей и возможностями отрасли.

Предложенная методология интегрального измерения качества услуг базируется на нормировании его параметров и интеграции частных оценок соблюдения этих нормативов. Последовательно-иерархический принцип построения системы оценок по разным характеристикам качества и уровням почтовой сети создает надежный инструмент контроля и мотивации хозяйствующих субъектов в повышении качества услуг. Механизм экономического регулирования результатов труда и деятельности почтовых объектов в соответствии с уровнем соблюдения стандартов качественных параметров дополняет и обеспечивает комплексность системы управления качеством услуг почтовой связи.

7. Обеспечение научно-технического и социального прогресса в развитии отрасли предусматривает сбалансированность и интенсификацию факторов производства, одномерность почтового пространства и выравнивание уровня технической оснащенности предприятий по регионам страны.

Для реализации механизма взаимосвязанного регулирования факторов и обоснования потребности в ресурсах производства в качестве нормируемого признака и критерия социально-экономической эффективности использования основных фондов предложен показатель прироста производительности труда на каждый процент прироста его фондовооруженности.

Применение аппарата производственных функций для этих целей дает возможность осуществлять дифференцированный подход к оценке уровня использования производственных ресурсов, оптимизировать их структуру и факторы интенсификации почтового производства.

8. Принцип диагностирования финансовой состоятельности почто.

— 381 вых объектов на основе отраслевых идентификаторов позволяет учесть специфику почтового производства в плане низкой материалоемкости предоставляемых услуг и обоснованно сократить потребность в собственных и заемных оборотных средствах.

Финансовые критерии различаются по территориально-экономическим группам УФПС, отражающим типологию условий деятельности почтовых объектов в зависимости от производственно-рыночного потенциала обслуживаемой территории. Это дает возможность проводить дифференцированную региональную финансовую политику в почтовой связи.

9. Разработанные в диссертации принципы, методы, формы управления экономическими процессами, средства решения проблем функционирования и развития почтовой связи способствуют формированию адекватной современному этапу развития общества и отраслевой специфике экономической модели, а также реализации социальной направленности ее деятельности, обеспечению устойчивого развития, повышения эффективности экономики и качества услуг. Кроме того, теоретическое обоснование и методическое обеспечение социально ориентированного механизма хозяйствования углубляют экономическую теорию и создают основы экономики почтовой связи как науки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Хозяйственный механизм общественных формаций.-М.: Мысль, 1986.-286 с.
  2. Л.И. Экономическая теория на пути к новой парадигме/ Вопросы экономики, 1993.-N 1, с.4−14.
  3. Т.П. Маркетинг:вопросы и ответы.-М.: Агропромиз-дат, 1991.-158 с.
  4. В. А. и др. Математико-статистические методы технико-экономического анализа производства.-М.: Экономика, 1967.-264 с.
  5. АлленРой Дж. Экономические индексы.-М.: Статистика, 1980.-256 с.
  6. Ф.А. Организационно-экономический механизм повышения качества продукции в новых условиях хозяйствования.-М.: Изд. стандартов, 1990.-227 с.
  7. Анализ и нормирование качества продукции по пересылке почтовых отправлений печати и качества обслуживания потребителей услугами почтовой связи. Отчет по НИР МИС, СПКБ-М.: 1990.-130 с.
  8. И. Стратегическое управление.-М.: Экономика, 1989. -519 с.
  9. Анализ спроса и предложения услуг почтовой связи и разработка рекомендаций по тарифной политике в почте. Отчет по НИР МТУСИ.-М.: 1993.- 52с.
  10. Ю.Баззел Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге. -М.: Финстатинформ, 1993. -96 с.
  11. И.Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?-М.: Финансы и статистика, 1995.-384 с.
  12. Н.Б. Производственные функции в моделях экономического роста.-М.: Изд. МТУ, 1981.-126 с.
  13. В.А., Губин Н. М. Применение теории массового обслуживания в экономике и организации связи.-М.:ВЗЭИС, 1969.-487 с.
  14. В.А., Губин Н. М., Батый P.A. Экономико-математические методы и модели в планировании и управлении в отрасли связи. -М.: Радио и связь, 1984.-264 с.
  15. В.А., Мацнев В. Н., Тихонова А. Ф. Организация и планирование почтовой связи.-М.: Связь, 1977.- 296 с.
  16. ., Эванс Д. Ж. Маркетинг.-М.: 1990.- 309 с.
  17. В.Ф. и др. Планирование в условиях перехода к рынку. -Киев:Техника, 1990.-263 с.
  18. Бестужев-Лада И. В. Рабочая книга по прогнозированию.-М.: Мысль, 1982.-429 с.
  19. Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятий.-М.: Изд. стандартов, 1991.-214 с.
  20. Г. Н. и др. Качество продукции и научно-технический прогресс. М.: Изд. стандартов, 1988.-80 с.
  21. М. Теория и измерение технического прогресса-М.: Статистика, 1971.-521 с.
  22. Л.Б. Экономические модели в судостроительном производстве. -Л.: Судостроение, 1984.-272 с.
  23. В.Б. Программа России по развитию электросвязи/Вестник связи, 1993.-N 6, с. 8−10.
  24. .П., Кузовкова Т. А. Почта в России и за рубежом/ Вестник связи, 1992.-N 10, с. 8−10.
  25. .П., Кузовкова Т. А. Перспективы развития почтовой связи.Сборник «Новая Россия»,-М.: Изд. МАИ, 1994, — с.485−487.
  26. Е.И., Подгородецкий И. А. Статистика связи.-М.: Связь издат, 1948.- 301 с.
  27. Л.Е. Макроэкономика связи/ Электросвязь, 1989.-N 2, с. 3−7
  28. Л.Е. Интеллектуальная сеть: Эволюция сетей и услуг связи/Электросвязь, 1992.-N 1, с.2−6.
  29. Л.Е. Электросвязь и экономика: информационно-экономический закон/Электросвязь, 1992.-N 12, с.2−6.
  30. И.Г., Венецкая В. И. Основные математические понятия и формулы в экономическом анализе.-М.: Статистика, 1979.-447 с.
  31. Дж. Концепция полезности в теории ценности и ее критики /В кн. Теория потребительского поведения и спроса. Спб.: экономическая школа, 1993.-78−116с.
  32. Взенкова Ф.А.-, Кузовкова Т. А. Оптимизация выборочного статистического учета/Вестник связи, 1992.-N 1, с.49−52.
  33. Вид Л.Б., Иванов Е. А. Новая философия планирования.-М.: Экономика, 1990.-386с.
  34. .Н., Полянская Е. Е. Деловой телефон.-М.: Радио и связь, 1987.-207 с.
  35. В.А., МацневК.Н., Селиванов Н. И. Автоматизированная система управления финансами сиязи.-М.: Радио и связь, 1984.- с.
  36. В. А. Финансовое состояние отрасли/Вестник связи, 1991. -N 7,8,12.
  37. В. А. Системный анализ экономики связи.-М.: Радио и связь, 1993.-128 с.
  38. В.А., Гайдаенко Ю. Г. Эффективность основных фондов и методы ее экономической оценки.-Л.: Лениздат, 1975.-151 с.
  39. ЗЭ.Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. -М.: Высшая школа, 1972.-576с.
  40. .В., Хинчин А. Я. Элементарное введение в теорию вероятностей.-М.: Наука, 1964.-482с.
  41. Е.А., Глушко А. К., Горелик М. А. и др. Маркетинг в сфере услуг на примере предприятий связи.-М.: ЦНТИ «Ин-формсвязь».- 56 с.
  42. Е.П., Голубкова E.H., Секерин В. Д. Маркетинг, выбор лучшего решения.-М.: Экономика, 1993.-128 с.
  43. М.А., Соловейчик Л. М., Шаманский Г. И. Основные производственные фонды электросвязи и нормирование их использования. -М.: Связь, 1978. -96 с.
  44. М.А. Эффективность междугородной телефонной связи и пути ее повышения (народнохозяйственный и отраслевой аспекты). -М: Связь, 1979.-96 с.
  45. М.А. Экономические проблемы повышения эффективности связи.-М.: Радио и связь, 1985.-168 с.
  46. М.А. и др. Кто и сколько теряет/Вестник связи, 1992. N 6, с. 3−32.
  47. В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований.-М.: Издание Московского Университета, 1988.-230 с.
  48. Н.М., Матлин Г. М. Качество связи.: Теория и практика.-М.: Радио и связь, 1986.-272 с.
  49. Н.М., Добронравов A.C., Дорохов B.C. Экономикоматема-тические методы и модели в планировании и управлении в отрасли связи.-М.: Радио и связь, 1993.-376 с.
  50. Г. Б. Влияние научно-технического прогресса на макроэкономические показатели развития отрасли связи/Экономика и математические методы.РАН.-1992,Т.27, N 3.
  51. Г. Б., Волчкова Н. В. Путь развития электросвязи России.Вариант оптимистического прогноза/ Электросвязь, 1993.-N11, с.10−15.
  52. Р. Методы статистических обследований.-М.:Финансы и статистика, 1985.-478 с.
  53. Документы ИС и КСПИ ВПС.-Берн:МБ ВПС,-1990−1995.
  54. Документы Сеульского конгресса ВПС. Общая дискуссия. Сеул, 1994.
  55. Н.К. Выборочный метод и его применение в социаль-ноэкономических исследованиях.-М.:Статистика, 1970.-376 с.
  56. Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент.-М.: Статистика, 1977.-176 с.
  57. Н.К. Что такое статистика/Вестник статистики, 1991, — N 12, с. 29−39, 1992.-N 1, с. 43−51.
  58. М., Фокс К. Методы анализа корреляций и регрессий.-М.:Статистика, 1966.-560 с.
  59. Г. М., Голубицкая Е. А. Тарифы на услуги электросвязи: методические ПОДХОДЫ К форМИрОВаНИЮ/ВеСТНИК cbfl3h, 1994.~N 5, с.40−41.
  60. Ю.П., Лотов A.B. Математические модели в экономике. -М.: Наука, 1979. -271 с.
  61. В.Р. и др. Отрасль на пути к рынку.-М.:Радио и связь, 1990.-76 с.
  62. Р.В., Жигульская Г. М. Организация управления и экономические отношения в условиях рынка /Вестник связи, 1991,-N6,с.40−45.
  63. Инструкция по статистическому учету на предприятиях связи.-М.:Радио и связь, 1984.-48 с.
  64. Инструкция о порядке разработки контрольных сроков и расписаний обработки, пересылки и доставки почтовых отправлений и печати и организации контроля за их выполнением.-М.:ГЦМПП, MC СССР, 1985.-30 с.
  65. Инфраструктура и интенсификация экономики./Красовский В.П. и др.-М.:Наука, 1980.-368 с.
  66. Информатика: данные, технология, маркетинг./Под ред. А. Н. Романова. -М.: Финансы и статистика, 1991.-224 с.
  67. Информатика в статистике: Словарь-справочник.-М.: Финансы и статистика, 1994.-12,7 п.л.
  68. Исследование сроков и моментов проведения выборочного статистического учета обмена и качества работы предприятий связи. Отчет НИЧ МИС.-М.:1989.-37 е., 1990.-55 с.
  69. Ито С и др. Прошлое, настоящее и будущее применения методов управления качеством./Хинсицу Капри Япония. 1988.-ы 7, с.32−43.
  70. В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека: Проблема комплексного изучения.-Новосибирск:Наука, Сиб. отд-ние, 1991.-304 с.
  71. Квалиметрия жизни/Проблемы измерения качества жизни и направления их решения.-Л.:ЛДНТП, 1991.-23 с.
  72. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег.-М.: 1948.-561 с.
  73. Кимбл Грегори А. Как ильно пользоваться статистикой.-М.: Финансы и статистика, 1982.-294 с.
  74. У. Методы выборочного наблюдения.-М.:Статистика, 1976, — 440 с.
  75. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.)Информационный обзор/В.А.Коптюч.-Новосибирск: Сиб. отд. РАН. 1992.-62 с.
  76. Н.Д., Опарин Д. Н. Большие циклы коньюктуры.-М.: 1928.-287 с.
  77. Н.Д. Проблемы экономической динамики.-М.:Экономика, 1989. -524 с.
  78. Концепция Программы РФ в области связи до 2010 г.-М.:1993.-96 с.
  79. A.B. Что такое регулируемый рынок?-М.:Вестник связи, 1992.-N 2, С.44−51.
  80. Ф. Основы маркетинга.-М.:Прогресс, 1989.-736 с.
  81. С.Л. Экономика связи.-М.:Связьиздат, 1940.-327 с.
  82. М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле.-М.:А0"ДИС","МБ-Центр", 1994.-256 с.
  83. В.И. Выборочный метод в статистике.-М.:Госстатиздат, 1957.-548 с.
  84. Т.А. Исследование тенденции фондоотдачи и нормирование использования основных производственных фондов в почтовой связи (на примере ПЖДП и ОПЩДисс. на соискание ученой степени КЭН.-М.:1982.-205 с.
  85. Т.А. Комплексный подход к системе обеспечения качества пересылки писем.-М.:ЦНТИ «Информсвязь», 1990.-N 2, с.2−13.
  86. Т.А. Эффективность использования основных производственных фондов почтовой связи и пути ее повышения,— М.:Радио и связь, 1986.- 72 с.
  87. Т.А., Пряничникова 0.В., Устинова Ю. В. Совершенствование учета качества продукции связи на основе стратификации выборки.-М.:ЦНТИ"Информсвязь", 1990. -деп. N
  88. Т.А. О нормировании показателей использования основных производственных фондов на ПЖДП и в ОПП/Вестник связи, 1985.-N 1, с.33−36.
  89. Т.А., Хабаров H.A. Статистика связи.Уч.пособие.-М.:МЭИС, 1986.-62 с.
  90. Т.А., Борисов В. В. Российская ускоренная почта$- и этап становления/Вестник связи, 1994.-N 3, с. 25−27.
  91. Т.А., Устинова Ю. В. Совершенствование принципов и методов выборочного статистического учета в связи.-М.:ЦНТИ «Информсвязь», 1992.-N 4, с.12−22.
  92. Т.А., Козлова Г. В., Козлов В. Б. Интегральная оценка и экономическое регулирование качества почтовых услуг/Вестник связи, 1992.-N 7, с.23−27,N 8, с.29−32.
  93. Т.А., Козлова Г. В., Володина Е. Е. и др. Теория и практика маркетинга в почтовой связи.-М.: ЦНТИ «Информсвязь», 1994.-60 с.
  94. Кун Т. Структура научных революций.-М.:Прогресс, 1977.-284 с.
  95. И.А. Технико-экономическое проектирование предприятий почтовой связи.-М.:Связь, 1969.-272 с.
  96. Лев Ю. М. Тарифы в электросвязи /Вестник связи, 1993, — N 8, с. 36−39.
  97. И.Г., Арибов О. В. Управление качеством продукции. -М.: Изд. стандартов, 1990.-326 с.
  98. А.Я. Введение в рыночную экономику:Курс лекций.-М.: МПТПО «Квадрат», 1991.-255 с.
  99. Ю1.Лоутон Р. У. Шесть стратегий ценообразования в электросвязи.
  100. Доклад на международном семинаре по проблемам тарифной политике в области электросвязи.-Ташкент: 1993.-17 с.
  101. Ю2.Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления.-М.: Финансы и статистика, 1993.-80 с.
  102. Макмиллан Ч. Японская промышленная система.-М.:Прогресс, 1988.-308 с.
  103. К.Р., Стенли Л.Брю. Экономикс: Принципы, проблемы / и политиеа. В 2 т.-М.: Республика, 1993.-399 с.
  104. Ю5.Манякин Е. А. Тарифная политика: диалог с американскими специалистами/Вестник связи, 1993.-N 8, с.11−14.
  105. К. и Энгельс Ф. Соч., т.23.
  106. Ю7.Мацнев К. Н., Тихонова А. Ф., Сайфутдинов А. Ф. Организация, планирование и АСУ предприятиями почтовой связи.-М.:Радио и связь, 1985.-320 с.
  107. В. Некоторые размышления о новой парадигме экономической теории/Вопросы экономики, 1993.-N 1, с.22−30.
  108. Международная конвенция электросвязи- Найроби.- Женева: МСЭ, 1982.-363 с.
  109. Международные стандарты. Управление качеством.-М.: Изд. стандартов, 1988.-126 с.
  110. Методические рекомендации по комплексной системе контроля и оценки качества услуг почтовой связи. Отчет по НИР МИС, СПКБ.-М.: 1991,-36 с.
  111. Методические рекомендации по маркетинговым исследованиям.-М.:А/ОиИнфра-М", 1992.-80 с.
  112. ИЗ. Методические принципы регионального диагностического анализа финансового положения федеральной почтовой связи. Отчет по НИР МТУСИ.-М.:1995.-48 с.
  113. Методические указания по установлению и применению нормативов использования основных производственных фондов в планово-экономической работе в ПЖДП.-М.:МС СССР, 1984.-23 с.
  114. Методические указания по оценке, контролю и стимулированию обеспечения качества пересылки письменной корреспонденции.-М.: MC СССР, ГУПС, 1990.-39 с.
  115. Методические указания по разработке тарифов на услуги связи/ ЦНИИС.-М.: 1992.-208 с.
  116. Методические указания по анализу финансового состояния и финансовых результатов деятельности УФПС. Отчет по НИР МТУСИ.-М.:1994.-63 с.
  117. Методология статистического исследования социальноэкономи-ческих явлений в условиях рыночной экономики: Сб. науч. тр. МЭСИ-М.:1992.-99 с.
  118. Методика определения основных экономических показателей министерств связи союзных республик и ПТУС в отраслевом разрезе.-М.: MC СССР, 1989.-40 с.
  119. Мировой опыт организации системы тарифов на услуги связи (Теоретические и практические аспекты).-М.:ЦНТИ"Ин-формсвязь", 1993.- 80 с.
  120. Г., Урсяну В. Выборочный метод и статистическое оценивание. -М.: Финансы и статистика, 1982.-242 с.
  121. К. Планирование развития сети почтовой связи. -М.:Радио и связь, 1987.-144 с.
  122. Моритани Масаюри. Современные технологии и экономическое развитие Японии.-М.:Экономика, 1986.-264 с.
  123. B.C. Статистические методы в управлении качеством продукции.-М.:Финансы и статистика, 1982.-119 с.
  124. Ю.И. Системы и методы управления предприятиями связи. -Диссертация на соискание ученой степени ДЭН.-М.: 1991. -506 с.
  125. Начальный курс рыночной экономики/Под. ред. Г. И. Фельдмана.-М. :Транспорт, 1992.-272 с.
  126. П.В. Информационные аспекты стандартизации и управления качеством продукции.-М.:Изд.стандартов, 1990.-192 с.
  127. Н. Закон стоимости и механизм ценообразования/ Экономические науки, 1991.-N 5, с.23−32.
  128. Л., Хауэлл Дж. и др. Статистические методы контроля качества продукции.-М.:Изд-во стандартов, 1989.-96 с.
  129. Номенклатура показателей и цены на продукцию предприятий связи и указания по их применению.-М.:1981.-102 с.
  130. Ноткин А. И. Проблемы социалистического воспроизводства.-М.: Наука, 1984.-296 с.
  131. Общая теория статистики/Под ред. А. М. Гольдберга, В. С. Козлова. -М.:Финансы и статистика, 1985.-367 с.
  132. Общая теория статистики. Под ред. А. Я. Боярского, Г. JI. Громыко, — М.Изд. Моск. ун-та, 1985.-376 с.
  133. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности/Под ред. А. А. Спирина, 0.Э.Башиной. -М.:Финансы и статистика, 1994.-296 с.
  134. Обзор мировой практики регулирования естественных монополий. /Конференция ОЭСР/Всемирного банка.-Будапешт, 1994.-14 с.
  135. Обоснование новой методики перераспределения доходов от основной деятельности и формирования конечных доходов почтовых учреждений. Отчет по НИР МТУСИ.-М.:1995.-17 с.
  136. Об утверждении нормативов и основных контрольных сроков почтовой связи/Приказ МС СССР от 05.12.84 N428.-М.:24 с.
  137. Ст.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем.-М.:Сов. радио, 1969.-302 с.
  138. В.П. Планирование производственной инфраструктуры.-М.: Экономика, 1986.-246 с.
  139. О приватизации предприятий связи. Постановление Правительства РФ N 1003 от 22.12.92.1450 проведении единовременного учета прохождения письменной корреспонденции от отправителя до получателя/ Приказ МС СССР от 29. 10.87. N 574.-М. :9 с.
  140. Основные экономические показатели работы отрасли (хозяйства) связи в подотраслевом разрезе за 1960, 1965, 1970, 1975,1980, и последующие годы.-M.:MC СССР, соответственно 1961, 1966, 1971, 1976, 1981. и т. д. годы.
  141. Основы экономики связи/Под ред. H.М.Губина.-М: Связь, 1977. -208 с.
  142. Основы экономики телекоммуникаций (связи)/ Под ред. М. А. Горелик.-М.: Радио и связь, 1995.-460 с.
  143. B.C. Радикальная реформа ценообразования.-М.: Финансы и статистика, 1988.-99 с.
  144. Д.М. Планирование технического перевооружения производства.-М.: Экономика, 1982. -235 с.
  145. В. Новая бухгалтерская отчетность.-М.:, 1991.-377 с.
  146. В. И., Максименко И. С. Количественные методы в социалистических исследованиях.-Киев:Наукова думка, 1982.-96 с.
  147. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления.-М.: Прогресс, 1986.-317 с.
  148. ПечченА. Человеческие качества.-М.: Прогрес, 1980. с.
  149. И.А., Разговоров A.B. Статистика связи.-М.: Связь, 1980.-280 с.
  150. Положение почтовых служб в мире.-ВПС/Анализ тенденций мирового почтового развития.-Берн.Швейцария.1991,1992,1993.
  151. Положение о едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйсвования (ЕГРПО).-Утв. от 08.10. 92. N 160.
  152. Полный хозрасчет и самофинансирование в отрасли связи./ В. Б. Булгак, М. А. Кузнецов, И. С. Морозова и др. Под ред. В. Б. Булгак -Л.: ЛЭИС, 1988.-91 с.
  153. Пособие по нормам качества службы. Международная сеть.-Берн: МБ ВПС, 1992.-19 с. сприлож.
  154. Почтовая связь.: Справочник.-М.: 1989.-70 с. 165. Почтовые правила.-М.: Радио и связь, 1992.-336 с.
  155. Почтовая связь РФ. Показатели за 1990−1994 годы в целом по РФ./Статистический справочник.-М.:ФУПС, 1995.-27 с.
  156. Предложения по совершенствованию статистического учета пообмену и качеству работы на предприятиях связи. Отчет по НИЧ МИС,-М.: 1990.-36 с.
  157. Проведение комплексного социологического обследования по проблемам почтового обслуживания. Отчет по НИР.-М.:Инс-т социологии АН ССОР, 1988.-14 с.
  158. Программа обследования предприятий почтовой связи по качеству продукции и обслуживания. Отчет по НИР СПКБ, МИС.-М.:1989. -109 с.
  159. Программа развития почтовой связи РФ на 1994−2005 годы. Утв. Правительством РФ от 05.05.94.-90 с.
  160. Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики.-М.: Международные отношения, 1993,-109 с.
  161. Развитие реформ и стабилизация российской экономики/Рабочая программа Совета Министров-Правительства РФ на 1993−1995г.
  162. A.B. Выборочный метод и его применение в предприятиях связи.-М.: Связь издат, 1961.-157 с.
  163. A.B., Кузовкова Т. А. Статистика связи.-М.:Радио и связь, 1991.-342 с.
  164. Разработка нормативов качества услуг почтовой связи. Отчет по НИР НИИПС.-М.: 1995.-19 с.
  165. Разработка методики комплексной системы оценки качества услуг почтовой связи на основе нормативов качественных показателей. Отчет по НИР МИС, СПКБ.-М.:1991.-44 с.
  166. Разработка механизма использования результатов деятельности почтовых учреждений при распределении государственных ассигнований. Отчет по НИР.-М.:НИЧ МТУСИ, 1994.-26 с.
  167. Разработка принципиальных положений системы организационного, технического и экономического воздействия на обеспечение качества продукции и обслуживание потребителей услугами почтовой связи. Отчет по НИР МИС, СПКБ.-М.:1989.-74 с.
  168. Разработка программы обследования клиентуры и почтовых предприятий для изучения потребностей в почтовых услугах. Отчет по НИР МТУСИ,-М.:1993.-62 с.
  169. Разработка предложений ФУПС при Министерстве финансов РФ по выявлению неплатежноспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной гос. поддержке. Отчет по НИР МТУСИ.-М.:1995.-13 с.
  170. Разработка практических рекомендаций для учреждений почтовой связи по организации маркетинговой службы. Отчет по НИР МТУСИ.-М.: 1995.-48 с.
  171. Разработка проекта методических указаний по статмстическому выборочному учету и содержанию показателей отчетности учреждений почтовой связи. Отчет по НИР МТУСИ.-М.: 1995.-56 с.
  172. Разработка рекомендаций для предприятий почтовой связи по изучению почтового рынка, анализу спроса и предложения и последующей маркетинговой деятельности. Отчет по НИР МТУСИ.-М.: 1993.-24 с.
  173. Разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния ФУПС в региональном аспекте.-М.:НИЧ МТУСИ, 1994.-21 с.
  174. Разработка рекомендаций по маркетинговой и коммерческой деятельности учреждений почтовой связи. Отчет по НИР МТУСИ.-М.: 1994. -67 с.
  175. Разработка системы воздействия на выполнение контрольных сроков прохождения письменной корреспонденции. Отчет по НИР МИС.-М.: 1988.-84 С.
  176. Реформы и развитие российской экономики на 1995−1997Г.г. -Программа Правительства РФ/Вопросы экономики, 1995.-N4,с.68−160.
  177. Н.П. Моделирование распределения доходов в системах электросвязи на основе принципов экономического равновесия. Дис. на соискание ученой степени ДЭН.-М.: 1993.-515 с.
  178. Рекомендации по установлению нормативов фондоотдачи и их применению в планово-аналитической работе районных узлов связи. -М.: МС СССР, 1986.-25 с.
  179. Руководство по проведению изучений рынка и их использование в почтовых администрациях/ Всемирный почтовый союз, — Берн: 1992.-92 с.
  180. Рыночная экономика. Под ред. Райзберга Б.-М.: ТОО «Деловая жизнь», 1993.-192 с.
  181. Т.В. и др. Статистические методы и анализ социально-экономических процессов.-М.: Наука, 1990.-293 с.
  182. Н.Н. Общая теория статистики.-М.: Финансы и статистика, 1984.-360 с.
  183. В.Н. Экономико-статистическое изучение потребления.-М.: Финансы и статистика, 1990.-126 с.
  184. П. Экономика.В 2 т.-М.: Прогресс, 1992.-576 с.
  185. С.А. Теория прогнозирования и принятия решений. -М., 1977.-420 с.
  186. Связь-отрасль инфраструктуры и резервы повышения ее эффективности в условиях полного хозрасчета и самофинансирования. Горелик М. А., Шаманский Г. Н., Давыдов Г. Б. и др.-М.: Радио и связь, 1990.-96с.
  187. Системное исследование состояния и проблем развития почтовой связи. Основные положения концепции развития почтовой связи России./ Отчет по НИР.-М.:НИЧ МТУСИ, 1993.-87 с.
  188. В.И. Корреляционный анализ в экономических исследованиях. -М.: Статистика, 1975.-168 с.
  189. Г. А. К определению целостного идеального объекта/ Системные исследования.-М.: Наука, 1977.-278 с.
  190. Скотт Синк Д. Управление производительностью.-М.: Прогресс, 1989.-363 С.
  191. В.Г., Карлова Е. П. К вашим услугам -почта.-М.: Радио и связь, 1990.-192 с.
  192. В.А., Попов Б. В. Вопросы комплексного подхода к ценообразованию в новых экономических условиях (Рыночные аспекты ценообразования) .-М.: Изд."Система", 1991.-114 с.
  193. Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А. М. Прохоров.-М.: Сов. энциклопедия, 1985.-1600 с.
  194. Современный капитализм: основные направления и эффективность НТП/Ю.В Куренков, В. К. Петров, С. Б. Андреев и др.-М.: Наука, 1989.-261
  195. Современный маркетинг. Под ред. В. Е. Хруцкого.-М.: Финансы и статистика, 1991.-253 с.
  196. Состав потребителей услуг связи и средние доходные таксы.-М.: Радио и связь, 1982,1986,1991.-202 с.
  197. Соловейчик J1. М., Горелик М. А. Основные производственные фонды связи и пути улучшения их использования. -М.: Связь, 1971.-112 с.
  198. Социально-экономическое положение России. 1993−1994. М.: Госкомстат РФ, 1995.-186 с.
  199. Справочник об управлении, контроля и проверке качества/ Д. Т. Роберт,-Берн:МБ ВПС, 1991.-34 с. с прилож.
  200. Соловейчик J1.M., Кузовкова Т. А. Использование основных производственных фондов на почтовых предприятиях / Вестник связи, 1978 N 7: с.36−37.
  201. О.С. Основные проблемы совершенствования планирования и хозяйственного механизма в отрасли связи.-М.: Радио исвязь, 1985.-253 с.
  202. Статистика почтовых служб.-Берн: МБ ВПС, 1990−1994.
  203. Статистические методы повышения качества / Под ред. Х.Кумэ. -М.: Финансы и статистика, 1990.-301 с.
  204. Статистическое моделирование и прогнозирование. Под ред.
  205. A.Г.Гранберга.-М.: Финансы и статистика, 1990.-383 с.
  206. Статистический анализ в экономике. Под ред. Г. Л.Громыко-М.: Изд-во Московского ун-та, 1992.-134 с.
  207. Статистические методы обработки экспериментальных данных и планирование экспериментов/ А. С. Афанасьев и др. -СПБ.: Изд. БГТУ, 1993.-58 с.
  208. А.И. Социализм и рынок: дилема или синтез.-М.: Исслед. центр Гособр. СССР, 1990.-44 с.
  209. А.И. Качество жизни, синтетическая революция в механизмах цивилизованного развития и квалитативная экономика/Стандарты и качество, 1994.-N 4, с. 26−32, N 6, с. 27−31.
  210. C.B., Коваль B.C. Ценообразование и рынок. -М.: Прогресс, 1992.-204 с.
  211. Ф.П. Непараметрическая статистика, — Тоскв: Изд. ТГУ, 1976.-294 с.
  212. Г. Экономические прогнозы и принятие решений.-М.: Статистика, 1971. -488 с.
  213. Теория потребительского поведения и спроса. Под ред.
  214. B. М. Гальперина-Спб.: Экономическая школа, 1993.-380 с.
  215. Л.Л. Производственные функции.-М.: Статистика, 1974.-128 с.
  216. Транспорт и связь СССР: Статистический сборник.-М.: Финансы и статистика, 1990.-239 с.
  217. В.А. Вопросы управления экономическими системами/Автоматика и телемеханика.-N1,1969.-с.5−25.
  218. Ю.Н., Макаров A.A. Анализ данных на компьютере/Под ред. В. Э. Фигурнова.-М.: Финансы и статистика, 1995.-384 с.
  219. Ю.В. Принципы и методы совершенствования выборочного наблюдения в почтовой связи.-Дисс. на соискание кандид. экон. наук.-М.: 1995.-170 с.
  220. Федеральный Закон о естественных монополиях.Проект.-М.: Правительство РФ, 1994,1авг.
  221. A.B. Контроль качества продукции.-М.: Мысль, 1988.- 456 с.
  222. Формирование прогнозов спроса на различные услуги почтовой связи по регионам и стране в целом. Отчет по НИР МТУСИ.-М.:1995.-76
  223. Р.Ф. К теории экономической динамики.-М:Изд. иностр. лит., 1959.-212 с.
  224. А.А. Информация и техника/Коммунист, N 17,1962.
  225. Характеристика спроса на почтовые услуги в региональном аспекте. Отчет по НИР МТУСИ.-М.:1994.-41 с.
  226. И., Пикок Дж. Справочник по стистическим распределениям. -М.:Статистика, 1980.-95 с.
  227. Л. Государственное воздействие на цены в экономике западных стран/Экономические науки.-N 10,1991.-с.77−80.
  228. М., Вулф Д. А. Непараметрические методы статистики. -М.: Финансы и статистика, 1983.-521 с.
  229. В.И., Романова И. Н., Тихонов П. Н. Финансы отрасли связи.-М.:Радио и связь, 1982.-192 с.
  230. Ценообразование и рынок.Пер. с англ. Под ред. С. И. Пунина, С. Б. Рычкова.-М.:Прогресс, 1992. -318 с.
  231. Ценностные аспекты развития науки.Ред. Н. С. Злобин, В.Ж.Кел-ле.-М.: Наука, 1990.-430 с.
  232. Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой.-М: Экономика, 1975.-190 с.
  233. Ю.И., Волкова В. Н. Закономерности целеобразования в экономических системах/Информация и модели структур управления. -М.: Наука, 1977.-364 с.
  234. Е.М. Статистические методы прогнозирования.-М.: Статистика, 1975.-183 с.
  235. Г. Н., Горбоносова Ю. А. Финансовый анализ и управление финансами на предприятиях связи.-М.:Информсвязь, 1994.-62 с.
  236. Г. Выборочный метод.-М.:Статистика, 1978.-210 с.
  237. К. Работы по теории информации и кибернетике. Математическая теория связи. Пер. с англ.-М.: ИИЛ, 1963.-329 с.
  238. А.Д., Сайфулин P.C., Негашев Е. В. Методика финансового анализа предприятия.-М.:ЮНИГЛОБ, 1992.-80 с.
  239. Р. Японские методы управления производством.-М.: Экономика, 1988.-187 с.
  240. Ю. Производственные функции и анализ качественных факторов роста/Вопросы экономики, 1974.-N4,с. 125−130.250.111ульцева В. К. Связь как фактор интенсификации экономи-ки (опыт ведущих кап. стран)/Электросвязь, 1989. -N 6.
  241. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг.-М.:Экономика, 1990.-312 с.
  242. Экономика связи: Учебник для вузов/О.С.Срапионов, И.А.Подго-родецкий, А. М. Соловейчик и др.-М.:Радио и связь, 1982.-376 с.
  243. Экономика связи: Учебник для вузов / Под ред. 0.С.Срапионо-ва.-М.:Радио и связь, 1992.-320 с.
  244. Экономика связи: Под ред. Горелик М.А.-М.:Радио и связь, 1993.-240 с.
  245. К. Эффективная экономика. Шведская модель. Пер. со -М.: Экономика, 1991.-120 с.
  246. Электросвязь и ее народнохозяйственная эффективность/Горе-лщ. М.А., Голубицкая Е. А., Родичева Н. В. и др. Под ред. Горелик М.А.- М.: Радио и связь, 1993.-168 с.
  247. Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры.-М.:Финансы и статистика, 1993.-225 с.
  248. JI. Благосостояние для всех. -М.: Начала-Пресс, 1991. -336с.
  249. Ю. О статистическом учете в условиях рыночной экономики./ Вопросы статистики,-1994.-N1, с.4−8.
  250. В. Универсализм или плюрализм социалогических теорий? / Вопросы экономики, 1993.-N 1, с.15−21.
  251. Ю.В. Плановое ценообразование.-М.:Экономика, 1986. -239 с.
  252. Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса.Теория и экономический механизм.-М.:Экономика, 1988.-323 с.
  253. Яно X., Тагути Г. и др. Что такое методы Тагути/Хедзюнка То Хинсицу Капри. Япония, 1988.-N 5, с.4−15.
  254. Японская экономика в предверии XXI века.- М.: Наука, 1991.-406с.
  255. Aaker, David A. and George S. Marketing Research: Private and Public Sector Decisions.- New York: Wiley, 1980.
  256. Brown F.E. Marketing Research: A Structure for Decision Making. Reading, Mass: Addison-Wesley, 1980.
  257. Census Measures Information Consumption/ MPT News-Japan. N 10, 1991.
  258. Churchill Coilbert A. Marketing Research: Methodoloqical Foundations. Chicago: Dryden Press, 1987.
  259. Economics as Discourse. An Analysis of the Langnage of Economists. Boston- Dordrecht, 1989.
  260. Galbraith J.K. Economics Piase and Laughter. Boston, 1971.
  261. Gill L, Growth and Telecommunication/ Information Telecommunication and Development.- Geneva: IIV, 1986.
  262. Miller R.L. Intermediate Microeconomics. Me Grou — Hill Book Company. — 1978
  263. Pierce W, Jequier N. Telecommunications for Development.-Geneva: IIV, 1986.
  264. Samuel P.A., Nordhaus W.D. Economics Thirteen edition. McGraw Book Company-N.V.-1989.
Заполнить форму текущей работой