Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методическая система формирования и развития внутренней мотивации изучения химии в условиях начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Н. В. Кузьмина, В. П. Симонов, И. М. Титова, Э. Г. Юдин и др.) — теория взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования (П.Р.Атутон, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, В. С. Леднев, А. М. Новиков и др.) — теории интеграции и дифференциации в педагогике общеобразовательной и начальной профессиональной подготовки (И.Ю.Алексашина, А. М. Башмаков, А. П. Беляева, М. Н. Берулава, Г. С… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Актуальные аспекты построения методической системы формирования и развития внутренней мотивации изучения химии в условиях начального профессионального образования
    • 1. 1. Роль и место химической компоненты в системе начального профессионального образования
    • 1. 2. Характеристика подготовленности абитуриентов системы НПО к продолжению химического образования
    • 1. 3. Формирование и развитие мотивации как психолого-методическая проблема
  • Выводы
  • Глава 2. Методическая система формирования и развития внутренней мотивации изучения химии у учащихся системы начального профессионального образования
    • 3. 1. Целостная многоуровневая методология создания методической системы формирования и развития внутренней мотивации изученияхимии
    • 3. 2. Методическая система формирования и развития внутренней мотивации изучения химии у учащихся системы начального профессионального образования: основные направления
    • 3. 3. Методические средства, обеспечивающие функционирование методической системы формирования и развития внутренней мотивации изучения химии
  • Выводы
  • Глава 3. Методика организации исследования и его основные результаты
    • 3. 1. Организация, методика и приемы проведения эксперимента
    • 3. 2. Характеристика эффективности методической системы формирования и развития внутренней мотивации изучения химии
      • 3. 2. 1. Влияние разработанной методики на изменение личностных характеристик
      • 3. 2. 2. Влияние разработанной методики на сформированность знаний и умений
  • Выводы

Методическая система формирования и развития внутренней мотивации изучения химии в условиях начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В существующих условиях функционирования всех ступеней современного непрерывного образования проблема формирования и развития мотивации учения стоит весьма остро. Внешние закономерности развития жизни, расшатанная система ценностей, направленная на идеологию массового потребления, нестабильный рынок, невысокий престиж интеллектуально-емких профессий, ориентируют молодежь на приоритеты внешней мотивации учения. Поэтому особую актуальность приобретает формирование внутренней личностной направленности на учение, на осознание значимости саморазвития и самодвижения, необходимости развития собственных природных задатков и постоянного повышения уровня образованности, как условия расширения жизненных возможностей и перспектив.

Это важно, поскольку к сложившимся задачам современного профессионального образования, состоящим в усвоении основ современных технологий производства, развитии коммуникативно-организаторских качеств, профессионального мышления, потребности в самообразовании, сегодня добавились резко актуализировавшиеся определение и достижение индивидуальных, профессиональных и жизненных целей.

Поэтому в обучении большее внимание должно быть уделено развивающей компоненте. Решению данной задачи должно содействовать усиление личностной ориентированности обучения. Существенным фактором, препятствующим переходу к личностно-ориентированному обучению, является неразработанность, а также низкий уровень доступности для практиков, имеющихся научно-методических разработок. Этот факт неоднократно отмечался Министерством Образования Российской Федерации, в рабочих документах Комитета по образованию, методических журналах.

Формирующаяся в стране рыночная система отношений требует от выпускника системы начального профессионального образования (НПО) проявления таких качеств как мобильность и конкурентоспособность. Первое заключается в особом состоянии психологического и интеллектуального потенциала личности, способности человека к быстрому и адекватному реагированию на состояние рынка, умении преподнести свои возможности в приемлемом и привлекательном для потребителя виде, а при необходимости — к быстрой полной или частичной смене профессии. Таким образом, среди образовательных задач учреждений НПО на первый план выдвигается не только формирование и развитие умений учиться и самостоятельно добывать знания, но и психологическая подготовка к возможной смене рода деятельности. Одним из направлений решения обозначенных задач выступает воздействие на мотивационную сферу учащихся. Последняя, по мнению Ю. К. Бабанского не развивается стихийно, поэтому рассчитывать лишь на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию учения следует специально формировать и развивать и, что особенно важно, учить школьников самостимулировать собственные познавательные мотивы.

Проблема целенаправленного развития мотивации учения относится не только к психологии и педагогике, но и к предметным методикам обучения, поскольку ее формирование осуществляется через конкретный предмет и конкретную познавательную деятельность. Особенно остро она стоит для предметной области «Химия». Это связано с объективно возникшей в школьном обучении ситуацией: резким сокращением учебного времени при сохранении объема формируемых знанийотсутствием научно-обоснованных методических рекомендаций, обеспечивающих необходимую интенсификациюкрайне слабым материальным обеспечением и т. п. Как следствие наш предмет признан общественностью одним из самых сложных и перегруженных в средней школе. Особенно негативную окраску приобретает этот факт в учреждениях НПО. Последнее объясняется тем, что главной целью учащихся лицеев и ПТУ выступает получение профессии, а не расширение общего образования. Этим и определяется особая актуальность проблемы формирования и развития внутренней мотивации изучения химии учащимися системы НПО.

Разработка проблемы мотивации в науке характеризуется широкой многоас-пектностью. Она глубоко исследована на психолого-педагогическом уровне (В.Г.Асеев, Л. И. Божович, А. В. Брушлинский, В. К. Вилюнас, П. Голу, В. Грабал, О. С. Гребенюк, Е. П. Ильин, И. В. Имедадзе, В. И. Ковалев, О. А. Конопкин, Ю. Н. Кулюткин, К. Левин, А. Н. Леонтьев, Й. Лингарт, А. К. Маркова, А. Маслоу, М. В. Матюхина, А. А. Реан, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов, Г. С. Сухобская, Д. Н. Узнадзе, А. А. Файзуллаев, Л. М. Фридман, Х. Хекхаузен, В. И. Чирков, Г. И. Щукина, П. М. Якобсон и др.). Однако для предметных методик она остается малоизученной. Отдельные ее аспекты рассмотрены в трудах методистов-химиков Н. Е. Кузнецовой, М. С. Пак, Л. М. Перминовой, И. М. Титовой, Г. М. Чер-нобельской и др. Вопрос эффективного развития внутренней мотивации изучения химии в массовой образовательной практике требует дальнейшего исследования. Настоящая диссертационная работа посвящена конкретизации обозначенной проблемы в процессе изучения химии в учреждениях НПО.

Актуальность создания методической системы формирования и развития внутренней мотивации изучения химии в условиях НПО диктуется следующими противоречиями:

— между наличием обширной научно-теоретической психолого-педагогической базы для осуществления перехода к личностно-ориентированному обучению и отсутствием системных конкретных методических разработок, состоянием массовой практики преподавания;

— между возросшими требованиями к выпускникам системы начального профессионального образования и имеющимся уровнем общеобразовательной подготовки и психологической готовности к началу профессиональной деятельности;

— между содержанием образования и имеющимся на лицо уровнем знаний, умений и индивидуального развития учащихся системы НПО;

— между профилированием ряда общеобразовательных дисциплин в учреждениях системы НПО и низким уровнем подготовленности по этим предметам;

— между ролью химии, как профилирующего предмета в учреждениях кулинарного профиля и отсутствием понимания этой роли учащимися;

— между существующим предметным подходом к организации начальной профессиональной подготовки и задачей формирования целостных представлений об окружающем нас материальном мире.

Проведенная в рамках нашего исследования работа направлена на разрешение этих противоречий.

Актуальность исследования определяет постановку его целей и задач, выбор объекта, предмета исследования, выдвижение его гипотезы.

Цель исследования: обоснование и разработка методики повышения эффективности обучения химии на основе целенаправленного развития мотивации учения у учащихся системы НПО.

Объект исследования: процесс изучения химии учащимися профессиональных лицеев кулинарного профиля.

Предмет исследования: методическая система формирования и развития мотивации изучения химии учащимися НПО.

Гипотеза исследования: если обучение химии в учреждениях НПО спроектировать и реализовать на основе идеи целенаправленного формирования и развития мотивации изучения предмета (через развитие познавательного интереса и создание ситуаций успеха в обучении), то это обеспечит не только по.

• вышение качества знаний учащихся, но и приведет к позитивному изменению ряда личностных характеристик — осознанию учения и знания как личностно-значимой ценности, развитию познавательных интересов, стремлению к самоуважению в учении, снижению тревожности в учебном процессе.

Задачи исследования:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы выявить состояние разработанности проблемы мотивации учения в учреждениях системы начального профессионального образования, определить методологические основы ее решения.

2. Выявить направления психологического воздействия на мотивационную сферу учащихся через конкретный предметный материал.

3. Научно обосновать и разработать методическую систему формирования и развития внутренней мотивации изучения химии для условий начального профессионального образования.

4. Конкретизировать предложенную методическую систему для условий обучения химии учащихся, приобретающих профессии кулинарного профиля.

5. Экспериментально подтвердить эффективность разработанной методической системы и выявить еб развивающее влияние на личность учащегося. Методологическую основу исследования составили: диалектика как всеобщий метод научного познаниятеории познания и деятельности, интеграции и дифференциациидостижения педагогических, психологических и биологических наук, определяющие основные составляющие мотивационной сферы и условия их функционирования.

Исходными теоретическими положениями исследования являются психологическая теория личности (Б.Г.Ананьев, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн и др.) — психологическая теория деятельности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев. М. С. Каган, К. К. Платонов и др.) — идеи освоения деятельности и её субъекте (Л.С.Выготский, А. Я. Гальперин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина и др.) — теория поэтапного формирования умственных действий (Г.Я.Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.) — современные теории развивающего и личностно-ориен-тированного обучения (В.В.Давыдов, Л. В. Занков, И. С. Якиманская и др.) — системный подход к построению и рассмотрению исследуемых педагогических объектов (В.Г.Афанасьев, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, Н. Е. Кузнецова.

Н.В.Кузьмина, В. П. Симонов, И. М. Титова, Э. Г. Юдин и др.) — теория взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования (П.Р.Атутон, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, В. С. Леднев, А. М. Новиков и др.) — теории интеграции и дифференциации в педагогике общеобразовательной и начальной профессиональной подготовки (И.Ю.Алексашина, А. М. Башмаков, А. П. Беляева, М. Н. Берулава, Г. С. Гуторов, И. А. Ивлиева, М. С. Пак, А. Е. Шильникова и др.) — теории и концепции оптимизации и активизации обучения (Ю.К.Бабанский, Н. Ф. Гейжан, М. И. Махмутов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.) — психолого-методический подход к разработке содержания и организации обучения (И.М.Титова) — теории и методики обучения химии в общеобразовательной школе и ПТУ (В.Я.Вивюрский, В. П. Гаркунов, Г. С. Гуторов, Н. Е. Кузнецова, Е. Ю. Лабренцева, М. С. Пак, И. М. Титова, Г. М. Чернобельская, и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методbi исследования: теоретический анализ и синтез философской, педагогической, психологической, дидактической, методической, научно-технической, химической литературы по проблеме исследованияизучение нормативных документов об образованиипонятийный и логический анализ учебного материалапрогнозированиемоделированиеобобщениесравнениепрямое и косвенное наблюдение за учебным процессомэкспертная оценка, интервьюирование и анкетированиепедагогический эксперимент, анализ письменных работ учащихсяметоды математической обработки количественных и качественных результатов исследования.

Исследование проводилось в период 1994;2001 годы и включало 3 этапа: первый этап состоял в изучении состояния проблемы в психологии, педагогике, методике и практикеопределении целей, задач, гипотезы исследованияпостроении теоретической модели исследования (определение направлений воздействия на мотивационную сферу учащихся и их методического обеспечения) — разработке методики и программы констатирующего и формирующего эксперимента. На втором этапе производился отбор и обработка научных фактоввыделены приоритетные направления воздействия на мотивационную сферу учащихсясоздана методическая система формирования и развития внутренней мотивации изучения химии и её конкретное методическое обеспечениепроведен формирующий эксперимент, по его результатам скорректирована методическая система и внесены изменения в методические рекомендации. Третий этап был посвящен количественной оценке результатов исследования, выполнению математической обработки экспериментальных данныхпроведению их обобщения, построению графиков, схем и диаграммобоснованию теоретических выводов и положений диссертационного исследованиязавершению его оформления.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена согласованностью с фундаментальными положениями философии, педагогики, психологии и методики обучения химииспециально разработанной многоуровневой методологией исследования, адекватной задачам построения методической системыиспользованием взаимодополняющих методов обработки первичных статистических данныхмногосторонним качественным и количественным анализом большого фактического материала, полученного в результате опытно-экспериментального исследованиясоотнесением результатов качественной и количественной обработки экспериментальных данных и их анализом.

Экспериментальная база: исследование проводилось в Профессиональном лицее кулинарного искусства, Российском лицее традиционной культуры, Туристическом профессиональном лицее ресторанного и гостиничного сервиса и Электромашиностроительном лицее № 2 (Санкт-Петербург) и включало разработку и внедрение методического обеспечения системы формирования и развития мотивации изучения химии, её коррекцию, сравнительный анализ результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в методике обучения химии разработана целостная методическая система формирования и развития мотивации изучения химии для учреждений системы НПОвыделены направления психологического воздействия на мотивационную сферу учащихся и предложено методическое обеспечение этого воздействияисследовано влияние ряда методических средств на формирование мотивации учения и определены приоритетные. Обозначенная проблема решена на стыке профессиональной педагогики и конкретной предметной методики: результат функционирования методической системы представлен в контексте понятийного аппарата профессиональной педагогики.

Теоретическая значимость исследования:

1) актуализирована проблема создания методики целенаправленного развития мотивации учения у учащихся профессиональных лицеев и Г1ТУ на основе синтеза психолого-педагогических и методических основ изучаемой проблемы с учетом содержательной специфики предметного обучения химии;

2) уточнен понятийно-терминологический аппарат исследования (мотив, моти-вационная сфера, мотивация, формирование мотивации учения, развитие мотивации учения и т. п.), выполнен анализ и раскрыто содержание понятия «интегрированная задача» (с определением её структуры) — обосновано содержание понятия «дифференцированный алгоритм самостоятельной деятельности учащегося».

3) разработана уровневая методология создания методической системы формирования и развития внутренней мотивации изучения химии;

4) исследована сравнительная эффективность различных методических подходов к развитию мотивации изучения химии;

5) создана методическая система формирования и развития внутренней мотивации изучения химии;

6) разработано методическое обеспечение, включающее особый тип предписаний — дифференцированный алгоритм, комплекс интегрированных задам межпредметной направленности.

Практическая значимость:

1) построение конкретной методической системы формирования и развития мотивации учения у учащихся учреждений начального профессионального образования, приобретающих профессии кулинарного профиля;

2) подготовка, апробация, коррекция и внедрение методических рекомендаций для преподавателей по целевому развитию мотивации учения и учебно-методических материалов для обучаемых, включающих в себя комплекты авторских дифференцированных алгоритмов и интегрированных задач;

3) разработка учебно-методических материалов для самостоятельного повышения уровня знаний учащихся и формирования ряда химических умений;

4) разработка методически целесообразного обеспечения реализации культурологического подхода в обучении в виде комплекса интегрированных задач, реализующих межпредметные связи химии, истории, литературы, кулинарии и медицины;

5) внедрение результатов исследования в практику работы ПТУ и профессиональных лицеев.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись через публикацию статей, тезисов докладов, чтение лекций для студентов факультета биологии и института естествознания РГПУ им. А. И. Герцена при изучении ими курса «Методика преподавания химии», проведение семинарских занятий по данному курсу, соруководство дипломными исследованиями студентов по актуальным проблемам теории и методики обучения химии, публичные выступления на 46, 47, 48 Герценовских чтениях (Санкт-Петербург), участие в круглых столах на годичных курсах повышения квалификации учителей химии (СПбГУПМ), проведение открытых городских уроков с использованием разработанных методических средств и их обсуждение, организацию опытно-экспериментальной работы в ПТУ и профессиональных лицеях Санкт-Петербурга.

На защиту выносятся:

1. Методическая система формирования и развития внутренней мотивации изучения химии в условиях начального профессионального образования и комплекс методических средств, обеспечивающих её реализацию. 2. Позитивные результаты педагогического эксперимента и выводы исследования.

Выводы к III главе:

1. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность разработанной методической системы формирования и развития внутренней мотивации изучения химии. В результате ее внедрения в практику обучения у учащихся повышаются уровни сформированности познавательных интересов, активностии в то же время снижается тревожность учащихся и значимость фактора успеха (в структуре внутренней мотивации).

2. Целостная методическая система формирования и развития внутренней мотивации изучения химии способна повлиять на формирование положительного отношения к предмету «Химия», процессу учения и познанию в целом. В то время как отдельные её компоненты не оказывают столь глубокого комплексного воздействия.

3. Совокупность методических средств системы формирования и развития мотивации изучения химии повышает уровень усвоения и качество знаний, а так же овладения предметными умениями и учебной деятельностью в целом.

Заключение

.

Исследование было посвящено разработке теории и методики формирования и развития мотивации изучения химии в условиях НПО. Его результаты подтверждают основные положения гипотезы и позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Анализ состояния и тенденций развития обучения в системе начального профессионального образования и существующего опыта формирования и развития внутренней мотивации изучения химии позволил обосновать целесообразность разработки целостной методической системы формирования и развития внутренней мотивации изучения химии в условиях НПО в качестве актуальной проблемы современного непрерывного образования.

2. В целях решения проблемы формирования и развития внутренней мотивации изучения химии в условиях НПО, выявлены направления развивающего психологического воздействия на мотивационную сферу учащихся (развитие познавательного интереса и обеспечение комфортности учебного процесса путем включения учащихся в ситуации достижения успеха).

3. Научно обоснована и разработана методическая система формирования и развития внутренней мотивации изучения химии для условий начального профессионального образования, включающая содержательно-целевое, процессу ально-деятельностное и личностно-результативное направления. Конкретизирована для условий обучения химии учащихся, приобретающих профессии кулинарного профиля.

4. Содержательно-целевое направление воздействия на мотивационную сферу учащихся реализовано в следующих аспектах:

— организация присвоения учащимися целей обучения;

— структурирование содержания обучения в соответствии с целями его усвоения и структурой познавательной деятельности учащихся;

— отбор содержания, реализующего цели обучениядостижение целесообразности содержания на основе принципов: доступности/научности, минимизации/интеграции, внутрипредмег-ных/межпредметных связей.

5. Процессуально-деятельностное направление реализуется через:

— организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся;

— увеличение доли самостоятельности в познавательной деятельности;

— организацию ситуаций достижения успеха в учебной деятельности. Лично-стно-результативный компонент разработанной системы состоит в а) развитии познавательного интереса к предмету, б) включении ученика в процесс его индивидуального движения относительно самого себя, собственных предшествующих достижений.

6. Обозначенные направления методической системы реализованы в комплексе методических средств, объединяющем специально разработанные — интегрированные задачи, дифференцированные алгоритмы для самостоятельной работы учащихся, и известные ранее — логическое структурирование материала, дидактические игры, факультатив, система индивидуальных проверочных и домашних заданий и заимствованные — проблемные вопросы, тренип-говые карты.

7. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность разработанной методической системы формирования и развития внутренней мотивации изучения химии: целостная методическая система способна повлиять на формирование положительного отношения к предмету «Химия», процессу учения и познанию в целом, повысить уровень усвоения и качество знаний, а так же овладения предметными умениями и учебной деятельностью в целом.

8. Разработанная методическая система и её комплексное методическое обеспечение может рассматриваться как средство гуманизации предметного обучения, обеспечивающее самодвижение учащегося относительно собственных предшествующих результатов.

Содержание исследования отражено в следующих публикациях:

1. Познавательные задачи как основа развития и укрепления интереса к изучению химии // Педагогика на рубеже веков — Сборник научных статей аспирантов кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена / Под ред. Козловой А. Г., Тряпицыной А. П. — СПб: Образование — Культура, 1999. — С.222−225.

2. Формирование эмоциональной атмосферы урока как методическая проблема // Актуальные проблемы химико — педагогического и химического образования в средней и высшей школе: Материалы расширенного заседания учебнометодической комиссии по химии УМО вузов России по педагогическому образованию и XLVI Герценовских чтений. С.-Петербург, 17−19 мая 1999 г. — СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — С.65−69 (в соавторстве).

3. Развитие мотивации изучения химии в условиях начального профессионального образования // Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского региона: Тезисы докладов VI годичного собрания Южного отделения РАО и XXVIII региональных психолого — педагогических чтений Юга России. — Ростов — на — Дону: Издательство РГПУ, 1999. — Часть II. -С.238−239.

4. Познавательные задачи как основа развития мотивации изучения химии // Образование в регионе / Научно — методический журнал. — Тамбов: Издательство Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования, 1999, — Вып.2. — С. 131−133.

5. Проблема формирования мотивации в предметном обучении // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: Материалы 1-й межрегиональной межотраслевой научно — практической конференции / Под ред. В. В. Шапкина. — СПб: Учебно — методический центр Комитета по образованию Администрации Санкт — Петербурга, 2000. Часть II. — С.24−26.

6. Проблема мотивации учения как основа ценностного отношения к миру // Педагогика ненасилия в контексте проблем изменяющегося мира: Сборник научных статей и материалов XXI Всероссийской научно — практической конференции по проблемам педагогики ненасилия (Санкт — Петербург 20 апреля 2000 года) / Под ред. Козловой А. Г., Гавриловой М. С., Маралова В. Г., Ситарова В. А. — СПб: Verba Magistri, 2000. — С.61−63.

7. Межпредметная интеграция как компонент целостной методической системы развития мотивации изучения химии в условиях начального профессио.

• нального образования // Актуальные проблемы многоуровневого химикопедагогического и химического образования: Материалы XLVII Герценои-ских чтений (Всероссийской научно — практической конференции), 17−19 мая 2000 г. / Под ред. В. П. Соломина. — СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С.71−73 (в соавторстве).

8. Проблемы рационального питания на уроках химии в лицее кулинарного профиля. // Международная конференция «Химическое образование й развитие общества». Тезисы докладов. 11−13 октября, Москва, Россия. — М.:

• РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2000. — С. 159.

9. Развитие мотивации учения в условиях начального профессионального образования // Российская культура глазами молодых ученых / Сост. Ю. С. Милютин. — СПб: КульИнформПресс, 2000, — С.67−73.

10. Основные направления методической системы формирования и развития внутренней мотивации изучения химии в лицеях кулинарного профиля // Актуальные проблемы современного химико — педагогического и химического образования: Материалы XLVIII Герценовсеих чтений (Всероссийской.

• - научно — практической конференции с международным участием), 21−23 мая.

2001 г. Санкт — Петербург. — СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С.45−47 (в соавторстве).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС, 1994.-336 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. М.К., Борисова Е. М., Козлова В. К., Логинова Г. П. Особенности умственного развития учащихся старшего подросткового возраста П Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. -М., 1984.
  4. Ю., Гумовска И. Кухня и медицина. М.: Наука, 1991. -- 224с.
  5. И.Ю. Организация учебной деятельности учащихся на уроках химии. Л., 1987.
  6. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
  7. Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. М: Педагогика, 1981. — 176с.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно воспитательного процесса: (Метод, основы). -М: Просвещение, 1982.
  9. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  10. И.И. Об организации самостоятельной работы по изучению новою материала // Химия в школе. 1987. — № 3.
  11. И.И. Развитие познавательных интересов учащихся // Химия в школе. 1990. — № 5.
  12. Г. А. Теория учебных задач. -М: Педагогика, 1990.
  13. И.Балуева Г. А., Осокина Д. Н. Все мы дома химики. -М: Химия, 1979.
  14. А.С. Преподавание наук о человеке в средней школе // Образования и культура Северо-Запада России. ~Вып.№ 6.
  15. А.С. Ситуация успеха. Как её создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 168 с.
  16. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Радом, 1997. -226с.
  17. А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1999. — 480с.
  18. А.П. Организация комплексных научных исследований в системе профессионально технического образования. — М: Высшая школа, 1983. -247с.
  19. М.Н. Интеграция общего и профессионального образования // Советская педагогика. 1990. — № 9. — С.57−60.
  20. .П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. — № 2.
  21. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М: Педагогика, 1980. — 345с.
  22. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте (Психолог ическое исследование). -М.: Просвещение, 1968.
  23. Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико методологические проблемы. — СПб.: Издательство РХГИ, 2001. — 512с.
  24. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 304с.
  25. Н.В. Самостоятельность личности школьника. Л.: РГПУ, 1991. -85 с.
  26. С.Л. Гуманистические основы личностно ориентированного подхода к воспитанию // Образование и культура Северо — Запада России. -СПб.: 1996.
  27. А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  28. А.В., Воловикова М. И. О взаимосвязи процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспекта мышления // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983.
  29. А.П. Российское образование: Модернизация и свободное разви-тие\ Педагогика. № 7. — 2001.
  30. З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 396 с.
  31. В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии: Кн. для учащихся. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 120с.
  32. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  33. И.Н. Легенды и быль о продуктах. -М.: Экономика, 1969.- 179с.
  34. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 478с.
  35. Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996.
  36. Н.А. Как привить интерес к уроку химии // Химия в школе. 1991. -№ 3.
  37. Н.Н. Совершенствовать учебно-воспитательный процесс // Химия в школе. 1987. — № 5.
  38. В.П., Баранова Д. Б. Уроки по органической химии в средних профтехучилищах: Методическое пособие для средних профтехучилищ. -М.: Высшая школа, 1982. 96 с.
  39. Гейжан Н.Ф.Психолого-педагогические основы индивидуализации профес-сиоанального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений: Автореф. дис. д-ра пед. наук / Ин-т профтехобразвания РАО. СПб., 1995. -54 с.
  40. С.А. Методика формирования обобщенных умений по химии на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения: Дисс. на соиск. .к.п.н.- СПб.: РГПУ, 1994.- 185с.
  41. .С. Менталитет и образование. М.: Интеллект, ин-т практ ической психологии, 1996. — 142с.
  42. В.И. От педагогики к антропогогике: смена парадигмы '// Образование и культура Северо Запада России. — СПб., 1996.
  43. В.В. Проблема субъекта в педагогике. Л.: РГПУ, 1991. — 77 с.
  44. Вл. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии. 1987. — № 1.
  45. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. М., 1985.
  46. Н.П. Учить учиться. М., 1981.- 204 с.
  47. И. Десять заповедей правильного питания. Варшава: Ват: ра, 1992.- 102с.
  48. Г. С. Дидактические условия связи общеобразовательных и профессионально технических предметов // Педагогика и психология в системе профтехобразования. — Л., 1978. — С.22−32.
  49. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М.: Педагогика, 198 6.- 240 с.
  50. Н.Ф. Принцип значимости и познавательная деятельность // Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся. М., 1974.
  51. .И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. — № 4.
  52. И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. -М.: Педагогика, 1987. 181с.
  53. Е.И. Развитие мотивации учения в условиях начального профессионального образования // Российская культура глазами молодых ученых /• Сост. Ю. С. Милютин. СПб: КульИнформПресс, 2000, — С.67−73.
  54. К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при• изучении иностранных языков в средней школе. М.: Просвещение, 1988.
  55. А.Ю. Формирование технологических понятий в курсе химии средней школы: Автореф. канд. пед. наук. JL: ЛГПИ, 1987. — 21 с.
  56. О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 1999. — 384с.
  57. О.С. Познавательные задачи по общей химии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.- 183с.
  58. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М. Логос, 2000.-384 с.
  59. А.Д. Занимательная коллоидная химия. М.: РАДЭКОН, 2000. -193с.
  60. А.Д. Популярная физическая химия. ~М: РАДЭКОН, 2000. 176с.
  61. В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995.• 64с.
  62. М.В. Развитие учащихся при обучении химии. Пособие для учителей.- М. Просвещение. 1978. 190с.
  63. B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. -Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1971. 224 с.
  64. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М. :Педагогика, 1984.
  65. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. -512с.• 82. Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед.интов. М.:Просвещение, 1984. — 496с.
  66. И.В. Проблема полимотивации поведения // Вопросы психологин.- 1984. № 6.
  67. Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. -Владимир: ВГПИД972.
  68. М.С. Философская теория ценности. СПб.:Петрополис, 1997.
  69. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М., 1974.
  70. В.Г. Психологические основы урока в среднем ПТУ. М: Высшая школа, 1987. — 126с.
  71. Кару Г. Р. И. Методические основы развивающего обучения физике в средней школе: Автореф. на соиск. к.п.н. Л.:ЛГПИ, 1988. — 34с.
  72. А.А. Покорение вещества. Органическая химия: Учеб. пособие. -СПб.: Химиздат, 1999. -272с.
  73. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система: Учеб.пособие. СПб.: Образование, 1996.
  74. А.А. Цели и содержание общего образования в профтехучилищах . // Теоретические проблемы развития профессионально-технического образования.-Л., 1991,-С.85−86.
  75. Э.А., Груденов Я. И. Из опыта активизации мыслительной деятельности // Химия в школе. 1987. — № 3.
  76. И.М. Творческий поиск, энерго-могивационный аспекг // Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 138−146.
  77. Комплексный подход как средство оптимизации уроков химии в ПТУ. Метод. рекомендации / Сост. М. Пак, Ф. Т. Гусева. Л., 1986. — 9 с.
  78. Кон И. С. Психология ранней юности. М.:Просвещение, 1989. — 255с.
  79. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности М. Наука, 1980.-256с.
  80. Е.В. Хочу, могу, умею. Обучение, погруженное в общение. М.: КСП, 1997.-т 60с.
  81. .И. Учение процесс творческий: Из опыта работы. -М.:Просвещение, 1980. — 150с.
  82. Н.Т. Интеграция современного научного знания. Киев, 1984.
  83. В.В. Методологические основы построения теории содержания общего среднего образования и её основные проблемы // Теоретические основы содержания общего среднего образования. -М., 1983.
  84. Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М.: Дело ЛТД, 1993.
  85. В.И., Печенкин А. А. Формирование мировоззрения учащихся при изучении химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. -152с.
  86. Л.М. От познавательного интереса к созиданию знаний // Педагогика. -1993. № 4. — С.35−39.
  87. Н.Е. Формирование систем понятий в обучении химии. -М.: Просвещение, 1984.
  88. Н.Е., Титова И. М. Формирование графических умений // Советская педагогика. 1988. -№ 12. — С. 19−23.
  89. Н.Е., Шаталов М. А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции (на примере дисциплин естественнонаучного цикла): Учеб.пособие. СПб.: Образование, 1998.
  90. Н.В. Профтехучилище как педагогическая проблема //Системный подход в педагогических исследованиях проблем профтехобразования. Л., 1987. — С.28−42.
  91. Л.С. Активизация учения: сущность и содержание // Педагогика. 1994. -№ 1.
  92. Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1984. — № 5.
  93. И.Я. Взаимосвязь курса «Материалы и технологии машиностроения» и общеобразовательных предметов естественно-математического цикла в средних ПТУ металлистов. Казань, 1980. — 21 с.
  94. Е.Ю. Интеграция и дифференциация химического образования в профессиональном лицее: Дисс. к.п.н. СПб.:Ин-т ПТО РАО.- 1999. — 240с.
  95. А.И., Мягков И. Ф. Биологические потребности и мотивации. Учеб.пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1980.
  96. И .Я. Методика развития познавательного интереса учащихся при обучении физике. Л.: ЛИ1ИД984. — 86с.
  97. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977, — 304 с.
  98. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт много• - мерной реконструкции // Вопросы философии, 1996. № 4.
  99. И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. М., 1968.
  100. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185с.
  101. И.Я. Соотношение общедидактичеких и частнопредметных методов обучения // Новые исследования в педагогических науках. -М.:Педагогика. 1978. -№ 2.
  102. И.Я., Скаткин М. Н. Задачи и содержание общего и политехниче• ского образования // Дидактика средней школы. М., 1982.
  103. В.И., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум. М.'.Просвещение- Владос/1995.
  104. Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М. .Знание, 1982. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»,№ 12).
  105. Й. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
  106. Личность школьника как объект педагогических исследований / Под ред. В. И. Максаковой, М.1980.
  107. Магомед Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис.. канд. — М., 1987.1.5(5
  108. А.А. Гуманизация химической подготовки учителя химии. -Тюмень, 1991. -36 с.
  109. О.О. Психолого-педагогический потенциал процесса обучения, построенного на основе эвристических задач // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб., 1996.
  110. В.Н. Интеграция в системе образования: Учеб пособие. -Спб., 1999. 83с.
  111. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя, — М.: Просвещение, 1983. 96с.
  112. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. 192с.
  113. М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  114. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. — № 6.
  115. Махмутов М И. Современный урок. М.:Педагогика, 1981. — с.186.
  116. М.И., Шаркизянов А. З. Учебный процесс с использованием межпредметных связей в средних ПТУ: Метод, пособие для преподавателей средних ПТУ. М., 1985.
  117. Межпредметные связи химии и материаловедения при изучении неметаллических материалов в средних профтехучилищах: Метод, рекомендации / Гаркунов В. П., Карпов В. В., Усанова Т. И., Юоцявичюте Н.-П.А. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1985. — 84 с.
  118. Менчинская Н А. Проблема учения и умственного развития школьников. М.: Педагогика, 1989. — 244 с.
  119. Методика преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биол. спец. / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. М.: Просвещение, 1984. -415 с.
  120. Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы школы / Под ред. Г. И. Щукиной. Л.:ЛГПИ, 1986.
  121. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. — № 5.
  122. Н.Н. Психологическая перестройка или «Почему они плохо• учатся?» // Профессиональное образование. 1997. — № 6. — С.20−23.
  123. С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях.-Киев: Hayкова думка, 1975.
  124. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В Зкн. Кн1. Общие основы психологии. М., 1997.
  125. Й. Химический тренажер: Программированное пособие дли средней школы: В 2-х ч, — М.:Мир, 1986.
  126. А.И., Беликов В. М. Пища будущего. М.:ПедагогикаД985.• 146. Новиков A.M. Профессиональное образование на рубеже третьего тысячелетия // Magister. 1998. — № 1.
  127. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.- 463 с.
  128. Л.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении химии // Химия в школе. 1990. — № 1.
  129. Основы профессиональной педагогики / Под ред. С. Я. Батышева, С. А. Шапоринского. М.:Высш.шк., 1977. — 504с.
  130. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет /• под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М.: Педагогика, -1988. — 192с.
  131. Пак М. С. Методологические основы оптимизации обучения химии в средних ПТУ // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. Л.: ЛГПИ, 1989.
  132. Пак М.С. О содержании химического образования в ПТУ // Химия в школе. 1991. -№ 3.
  133. Пак М. С. Роль и место познавательных заданий в формировании мотивации учения // Химия в школе. 1999. — № 2. — С. 15−20.
  134. Пак М. С. Теория и методика интегративного подхода в обучении химии в ПТУ. СПб.: РГПУ, 1992. — 35 с.
  135. Пак М.С., Якушева Г. И., Веселова Т. А. Химическое образование в альтернативной школе: образовательный стандарт. СПб.: Образование, 1998.• 28 с.
  136. Л.М., Кожанова Э. Л. Развитие активности и самостоятельности учащихся в условиях деловой игры // Химия в школе. 1989. — № 5.
  137. Петербургская школа 2000. Программа развития образовательной системы Санкт — Петербурга в 1996—2000 годах. — СПб.: Центр педагогической информации, 1996.
  138. Петербургская школа 2004: «Образование ради лучшей жизни». Программа развития системы образования Санкт — Петербурга на 2000−2004 г г. 41.-СПб., 2000.
  139. Петербургская школа. Теория практика формирования многовариантной образовательной системы // Под ред.О. Е. Лебедева. СПб.: Центр педагогической информации, 1994.
  140. К.К. Пути оптимизации психологического климата коллективов средних ПТУ. М., 1980. — 68с.
  141. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 346с.
  142. А.А. Беседы о питании. М.: Экономика, 1964. — 288с.
  143. Щ 163. Полонский В. М. Критерий теоретической и практической значимости результатов педагогических исследований // Новые исследования в педагогических науках. М.:Педагогика, 1984. — № 1. — С.6−10.
  144. B.C. Некоторые приемы развития познавательного интереса учащихся // Химия в школе. 1992. — № 3,4.
  145. B.C. О связи химии с жизнью // Химия в школе. 1986. — № 1.
  146. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.:Педагогика, 1976. -280 с.
  147. И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии: Учеб. пособие. JI. J11 Т1И им. А. И. Герцена, 1979. — 87с.
  148. В.А., Коржуев А. В. Методология педагогического исследования и• дидактика высшей школы: Кн. для начинающего преподавателя вуза, аспиранта, магистранта педагогич, ин-та, студента классического университета. -М.:Изд-во МГУ, 2000. 184с.
  149. Проблемы мотивации в преподавании предметов естественнонаучного цикла / Под ред В. П. Соломина. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
  150. Программа реформирования системы начального профессионального образования Санкт Петербурга: материалы к заседанию правительства Санкт -Петербурга. — СПб., 1997.
  151. Т.Н. Активизация познавательной деятельности на уроках химии // Химия в школе. 1992. — № 1,2.
  152. Профессиональная направленность преподавания химии в ПТУ: Метод, рекомендации для преподавателей химии в ПТУ / Сост. В. П. Гаркунов, Н. Ф. Славицкая, Т. И. Чернявская, Г. Н. Боброва. Л., 1984. — 18с.
  153. Психологическая служба школы: Учеб. пособие / Под ред И. В. Дубровиной. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  154. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова,•. Е. М. Борисова и др.- Под ред. И. В. Дубровиной. М.:Просвещение, 1991.
  155. Р., Реннеберг И. От пекарни до биофабрики. М.: Мир, 1991. -112с.
  156. В.И. Компонентный анализ знаний. М. Учпедгиз, 1963. — 25с.
  157. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., Т1. М.: Педагогика, 1989.
  158. В.И., Юдин Э. Г. О специфике методологического подхода к исследованию систем и структур // Логика и методология науки. М.: НаукаД967.
  159. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград, 1994.
  160. Е.В. Методы математической обработки в психологии.• СПб.: ООО «Речь», 2001. 350 с.
  161. В.П. Системный подход основа педагогического менеджмента // Педагогика. — 1994. — № 1. — С. 14−19.
  162. П.В. Мотивированный мозг. М., 1981.
  163. И.М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика: Справ, издание. М.:Высш.школаД991. — 288с.
  164. Н.Ф., Гусева Ф. Т. Оптимизация корректирующего повторения при обучении химии в ПТУ // Совершенствование содержания и методовобучения химии в средней школе. Л.: ЛГПИ, 1990.
  165. Слоним, А Д. Среда и поведение. Формирование адаптивного поведения. -Л.: Наука, 1976.
  166. Современные требования к уроку химии в СПТУ (Методическая разработка) / Сост.М. С. Пак. Л.: ЛГПИ, 1988. — 24с.
  167. В.П. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика.1993. — № 2.
  168. Ю.Е. О целостности системы обучения // Новые исследова-т ния в педагогических науках. М.: Педагогика, 1984. — С.36−40.
  169. Ю.Е. Психологические состояния человека, их классификация и динамика. Горький, 1975.
  170. К.В. Биологические мотивации. М.: Медицина, 1971.
  171. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.
  172. Э.Д. Роль мотивов в управлении мыслительной деятельностью // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью учащихся. Доклады Всесоюзной конференции. М., 1975.
  173. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред.В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М. .Педагогика, — 352с.
  174. И.М. Развитие мотивации изучения химии // Химия в школе.• 1999. -№ 1.-С.10−16.
  175. И.М. Из опыта интенсификации познавательной деятельности учащихся // Химия в школе. 1993. — № 4.
  176. И.М. Концепция гуманизации развивающего обучения химии /V Химия в школе. 1996. — № 3. — С. 14−22.
  177. И.М. Методические основы развивающего обучения химии: Дисс. на соиск.д.п.н. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1994. — 485с.
  178. И.М. Педагогический университет: К проблеме соотношения фундаментального и прикладного в профессионально методической подготовке студентов // Вестник СЗО РАО. — 1999. — № 4.
  179. И.М., Эстрин Э. Р. Развитие мотивации изучения химии. Учеб пособие. СПб.: Образование, 1997. — 43с.
  180. O.K. О видах познавательной деятельности и процессов управления // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью учащихся. Доклады Всесоюзной конференции. -М., 1975.
  181. А.П. Организация творческой учебно познавательной дея• тельности школьников. Учеб. пособие. Л.:ЛГПИ, 1989.
  182. Е.И. Программа профилированного курса химии для учреждений начального профессионального образования по подготовке специалистов 3 (4) ступеней квалификации для предприятий массового питания. М., 2000.
  183. Л.Ю. Рассказы о ядах, противоядиях, лекарствах и ученых. -М.:3нание, 1983.
  184. Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников.• М., 1979.
  185. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М. :Просвещение, 1991.
  186. П.С. Организационно методические условия создания регионального профессионального учебного заведения / Под ред. А. П. Беляевой. -СПб., 1999.-231с.
  187. П.С., Ариарский М. А., Малаховская Л. П. Национальные традиции и современная профессиональная школа. СПб.: СЗО РАО, 1999.• 135с.
  188. X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем.: В 2 т. М., 1986.
  189. Химия для всех. Хрестоматия. Книга V. Есть или не есть, пить или не пить / Авт.-сост. Л. Л. Макарова, Т. Г. Санникова. Ижевск: Издательский дом «Петербургский университет», 2000. — 236с.
  190. Химия для всех. Хрестоматия. Книга VI. Будь здоров! / Авт.-сост. Л. Л. Макарова, Т. Г. Санникова. — Ижевск: Издательский дом «Петербургский университет», 2000. 236с.
  191. В.Л., Шапкин В. В. Методические основы развития творческой способности учащихся профтехучилищ. М. .Высшая школа, 1990. — 52с.
  192. А.Г. Методика формирования мотивации и самоорганизации• учебной деятельности в процессе обучения физике. На материале профтех-заведений. М., 1999.
  193. Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. — 336 с.
  194. И.Н. Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии: Пособие для учителя. 191 с.
  195. В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль: Яросл. ун-т, 1991. — 52с.
  196. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. — № 3.
  197. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Логос, 1996. — 320с.
  198. Т.И. Активизация познавательной деятельности школьника. -М., 1979. 96с.
  199. Т.И., Перминова Л. М. Мотивация как важнейший фактор управления учебным процессом // Химия в школе. 1993. — № 2.
  200. Ф 223. Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии в восьмилетней и среднейшколе. -М., 1963.
  201. М.А. Технология проблемно интегративного обучения: основы проектирования и реализации (на примере учебного предмета «Химия»). — Южно — Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2000. — 160с.
  202. Г. И., Синельникова А. А. Использование межпредметных связей при изучении химии в ПТУ // Химия в школе. 1986. — № 3.
  203. B.C. Педагогика творчества учащихся // Новое в жизни, нау• ке, технике. Сер. «Педагогика и психология». М.: Знание, 1988.
  204. B.C. Проблема междисциплинарного синтеза знания о человеке как педагогической цели // Новые исследования в педагогических науках. М. :Педагогика, 1990. — № 1. — С.7−11.
  205. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: просвещение, 1979. — 160с.
  206. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных• интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 142с.
  207. Элиас Г.-Г. Мегамолекулы. JL: Химия, 1990. — 272с.
  208. Н.М., Заиков Г. Е. Химия и пища. М.: Наука, 1986. — 173с.
  209. ЭткинсП. Молекулы. -М.: Мир, 1991. -216с.
  210. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1979.
  211. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 1996. -96с.
  212. М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы• развития психологической науки. М.: Политиздат, 1974.
  213. Artelt С., Schellhas В. Zum Verhaltnis von Strategiewissen und Strategiean-wendung und ihren kognitiven und emotional motivationalen Bedingungen im Schulalter // Lern- und Lehr- Forschung — Potsdam: Universitat Potsdam, 1996. -Nr. 13. — S.44−69.
  214. Burrmann U. Lemstrategien und Lemmotive von Schulerinnen und Schuler erste Ergebnisse einer empirischen Studie // Lern- und Lehr- Forschung Potsdam: Universitat Potsdam, 1996. Nr. 16. — S.56−71.
  215. Lompscher J. Lernen, Psychologie des // Padagogische Enzyklopadie. B.H. Berlin: Veb Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1963. S.583−591.
  216. Программа курса физическая и коллоидная химия.
  217. Специальность техник- технолог. 3-й год обучения.52 уч. часа).1. Пояснительная записка.
  218. Разработанный курс состоит из двух частей:1 Основы физической химии.2 Коллоидная химия.
  219. Тематическое планирование.
  220. Введение. Физическая и коллоидная химии как естественные науки. Объекты и методы их изучения (2ч).
  221. Тема 1: Основные понятия и законы термодинамики (2ч).- Предмет термодинамики. Основные понятия термодинамики: система, фаза систем, параметры состояния системы, процессы, энергия, теплота, работа.
  222. Первый и второй законы термодинамики.1. Тема 2: Термохимия (4ч).- Тепловой эффект реакции при постоянном давлении.- Термохимические уравнения.- Теплота (энтальпия) образования, разложения, сгорания.- Основные законы термохимии и термохимические расчеты.
  223. Пр. р. Изучение зависимости скорости химической реакции от температуры.
  224. Тема 5: Свойства растворов (2 ч).- Общая характеристика растворов. Механизмы растворения. Контроль знаний.-1ч.2 часть. Коллоидная химия (32 ч).
  225. Общие свойства дисперсных систем.
  226. Тема 6: Дисперсные системы (1ч).- Понятие дисперсной системы, универсальность дисперсного состояния вещества в природе и производственных процессах. Классификация дисперсных систем.
  227. Тема 7: Получение и очистка дисперсных систем (2ч) Классификация способов получения дисперсных систем.
  228. Очистка дисперсных систем.р. Получение коллоидных систем различными методами.
  229. Тема 8: Молекулярно- кинетические свойства дисперсных систем (Зч).- Причина молекулярно-кинетических свойств.- Броуновское движение, осмос, диффузия.- Седиментация суспензий. Применение этих процессов в пищевой промышленности.
  230. Тема 9: Оптические свойства дисперсных систем (1ч).- Рассеяние и поглощение света. Окраска золей.
  231. Тема 10: Структурно-механические свойства дисперсных систем (2ч).- Структурно- механические свойства упруговязкопластичных тел.- Структурно- механические свойства сыпучих материалов. Применение их в пищевой промышленности.
  232. Адсорбция на границе твердое тело жидкость (Адсорбция электролитов, ионный обмен. Поверхностно- активные вещества в пищевой промышленности).
  233. Пр. р. Адсорбция углем. Ионообменная адсорбция.
  234. Пр. р. Изучение влияния различных факторов на устойчивость дисперсных систем.1. Виды дисперсных систем.
  235. Тема 13: Суспензии и золи (1ч).- Особенности золей и суспензий. Пасты, гели и осадки как структурированные системы.
  236. Тема 14: Эмульсии и эмульсионные плёнки (2ч).- Свойства эмульсий, их устойчивость.- Получение и разрушение эмульсий. Эмульсии в производстве и потреблении продуктов питания.
  237. Пр. р. Получение эмульсий. Определение типа, обращение фаз.
  238. Тема 15: Пены, пенные плёнки. Аэрозоли (2ч), — Свойства и особенности пен. Устойчивость и получение пен. Пены в пищевой промышленности.- Аэрозоли, общая характеристика. Аэрозоли в пищевой промышленности.
  239. Тема 16: Высокомолекулярные соединения (Зч.) — Строение ВМС, природные и синтетические ВМС. Набухание, осмотическое давление и вязкость растворов полимеров, высаливание.
  240. Пр. р. Изучение влияния кислоты, щелочи и соли на набухание желатина.- Белки и свойства их растворов. Студни.
  241. Тема 17: Коллоидно-химические основы охраны природной среды (1ч).1. Зачет (2ч).
  242. Тематическое планирование факультатива «Химия и пища».
  243. Факультатив рассчитан на 54 теоретических занятий и 34практических работы.
  244. Тема занятия теория практика1. Химия в пище. 2ч.
  245. Физические явления на кухне. 4ч. 2ч.
  246. Кухня химическая лаборатория. 2ч. 2ч.
  247. Соль. Сахар и его заменители. 2ч. 2ч.
  248. Карбоновые кислоты в пище. 4ч. 2ч.1. Масла и жиры. 4ч. 4ч.1. Молоко и сыр. 2ч. 4ч. 1 1
  249. Картофель и углеводы. 4ч. 4ч. -
  250. Мука и мучные изделия. 2ч. i
  251. Мясо и рыба. Их переработка. 4ч. 6ч.1. Витамины в пище. 2ч. 4ч.
  252. Ароматизаторы и консерванты. 2ч.
  253. Пряности с точки зрения химика. 4ч.1. Яды в нашей пище. 4ч. 4ч.1. Посуда и продукты. 2ч.
  254. Переработка продуктов в организме чело- 10ч.века.
  255. Г. А., Осокина Д. Н. Все мы дома химики. М.: Химия, 1979.
  256. В.П., Баранова Д. Б. Уроки по органической химии в средних профтехучилищах: Методическое пособие для средних профтехучилищ. -М.: Высшая школа, 1982.
  257. Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. Л.:Химия, 1978.
  258. И. Десять заповедей правильного питания. Варшава: Ватра, 1992.
  259. И.И.- Занимательная химия. М.:Учпедгиз, 1962.
  260. В.Л. Каменная радуга. М.: Недра, 1990.
  261. А.Д. Занимательная коллоидная химия. М.: РАДЭКОН, 2000.
  262. А.Д. Популярная физическая химия. -М.: РАДЭКОН, 2000. кл. общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2000.
  263. Ю.Н. Рассказы о химии и веществах. СПб.: Изд-во «СИНТЕЗ», 1995.
  264. Ю.Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас: Справ, пособие. -М.: Высш.шк., 1992.
  265. П.Леенсон И. А. Чет или нечет (занимательные очерки по химии)? -М.:Химия, 1988.
  266. В. Занимательная химия. СПб.: Тритон, 1998.
  267. .В. Химия: кислоты и основания: Пособие для учащихся 8−11 кл. общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2000. — 128с
  268. А.И., Беликов В. М. Пища будущего. М.:Педагогика, 1985.
  269. А.А. Беседы о питании. ~М.: Экономика, 1964.
  270. Р., Реннеберг И. От пекарни до биофабрики. М.: Мир, 1991.
  271. И.М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика: Справ, издание. М.:Высш.школа, 1991.
  272. .Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М. Химия, 1994.
  273. Л.Ю. Рассказы о ядах, противоядиях, лекарствах и ученых. -М. .Знание, 1983.
  274. М. Химия в действии. В 2-х ч. М.:Мир, 1991
  275. Г. Д. и др. Многоликая химия: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1992.
  276. Химия для всех. Хрестоматия. Книга V. Есть или не есть, пить или не пить / Авт.-сост. Л. Л. Макарова, Т. Г. Санникова. Ижевск: Издательский дом «Петербургский университет», 2000.
  277. Химия для всех. Хрестоматия. Книга VI. Будь здоров! / Авт.-сост. Л. Л. Макарова, Т. Г. Санникова. Ижевск: Издательский дом «Петербургский университет», 2000.
  278. Химия и жизнь 1*89- 1*74−2,8*91- 5,6*92.
  279. В. Яды в нашей пшце: Пер с нем. М.:Мир, 1993.
  280. Г. Г. Мегамолекулы: Пер. с англ. Л1од ред С. Я. Френкеля. -Л.:Химия, 1990.
  281. П. Молекулы. М.:Мир, 1991.
  282. Примеры лабораторных работ, которые могут быть использованы для проведения практических занятий.
  283. Результаты эксперимента представить в виде следующей таблицы1. Проба Результат Вывод
  284. Определение лактозы (молочного сахара) в молоке. В коровьем молоке содержится4—4,5% лактозы. Это изомер сахарозы, который дает реакцию серебряного зеркала.
  285. Молочный сахар труднее растворим в воде, чем свекловичный сахар, и менее сладок.
  286. При гидролизе молочный сахар дает две монозы — глюкозу и галактозу.
  287. Результаты эксперимента оформить в виде письменного отчета.
  288. Определение кислотности хлеба Оборудование и реактивы: технохимические весы, колбы -2шт., стеклянная палочка, бюретка фенолфталеин- раствор NaOH, содержащий в 1л 4 г NaOH Порядок выполнения работы:
  289. Отвесить 25 г мякиша хлеба и перенести в банку или колбу.
  290. В колбу с хлебом наливают 250 мл дистиллированной воды и растирают стеклянной папочкой.
  291. Из колбы отбирают 50 мл в коническую колбу.
  292. Прибавить- 3 капли фенолфталеина.
  293. В бюретку налить раствор едкого натра, содержащий в I л 4 г NaOH.
  294. Подставить под носик бюретки колбу с исследуемым фильтратом и прилить припостоянном помешивании из бюретки раствор щелочи до появления розового окрашивания, не исчезающего в течение 1 мин.7. Вычислить кислотность:
  295. K=(l00*0,009+V2*V)/(q*V,) %, где 0,009- коэффициент пересчета на молочную кислоту V2- объем щелочи израсходованный на нейтрализацию
  296. V общий объем фильтрата (250 мл)
  297. V j объем фильтрата, взятый для анализа (50 мл) q — масса мякиша хлеба (25 г)1. Оформление результатов:
  298. Результаты эксперимента оформить в виде письменного отчета.
  299. Примеры индивидуальных дифференцированных домашних и проверочных заданий.
  300. Варианты индивидуальных домашних заданий по теме «Углеводороды». Вариант 3, а
  301. Назовите виды гибридизации каждого атома углерода в молекуле 2-метилбутена-2. Изобразите пространственное строение электронных облаков в атомах углерода, указанных гибридных состояний.
  302. Сравните химические свойства бензола и гексина-1.
  303. Осуществите превращения: СаС2 С2Н2-*С2Н5СГ* С2Н4С12
  304. С2Н4—>C2H5CI—> С4Н1(Г>С4Нб
  305. Сколько молей бензола вступят в реакцию с 40 мл 80% раствора серной кислоты (р=1,7г/мл)?1. Вариант 8,6
  306. Назовите виды гибридизации каждого атома углерода в молекуле пропена. Изобразите пространственное строение электронных облаков в атомах углерода, указанных гибридных состояний.
  307. Сравните химические свойства бутана и бутина-1.3. Осуществите превращения:
  308. СО→ СН4-*-СН3С1 С2Н^С2Н4→(-СН2-СН2-)", назовите все соединения.
  309. Сколько граммов этилена потребуется на обесцвечивание бромной воды массой 40 г с массовой долей брома 3,2%?1. Вариант 24, в
  310. Назовите виды гибридизации каждого атома углерода в молекуле 2-метилбутадиена-1,3.
  311. Сравните химические свойства этана и этилена.
  312. Осуществите превращения: СН3С1 СгН^" СгНзС^С^ю*' СА, назовите все соединения.
  313. Какая масса пропена должна вступить в реакцию с хлороводородом, чтобы образовалось 7,85 г продукта.
  314. Игра рассчитана на 1,5 2 часа.
  315. Предлагаемая игра соревнование представляет собой путешествие по национальным кухням (русской, грузинской, прибалтийской, белорусской). Поэтому необходимо заранее приготовить рассказ — экскурсию об особенностях этих кухонь и план -путешествия.
  316. Ход игры предполагает демонстрацию химических опытов, для их проведения так же следует выделить несколько человек и подготовить их заблаговременно.1. Правила и ход игры.
  317. К какому классу соединений относится коллаген? Как он связан с кулинарией?
  318. Довольно давно сложился обычай, не есть рыбу при помощи ножа. С чем это было связано?
  319. Грузинская кухня, пряности
  320. Назовите фрагмент формулы лауриновой кислоты.
  321. В Древней Элладе победитель олимпийских игр награждался лавровым венком. Как вы думаете, какая связь может существовать между этой знаменитой наградой и одной из карбоновых кислот -лауриновой ?
  322. Название лауриновой кислоты происходит от лаврового листа, щавелевой -от щавеля, лимонной от лимона. Назовите еще 5 карбоновых кислот, получивших свое название от названия продуктов питания, в которых они находятся. консерванты
  323. Назовите консервант, содержащийся в древесном дыме и имеющий формулу СН20.
  324. Консервирующим агентом в ходе копчения пищевых продуктов является газ без цвета и запаха, в микроколичествах находящийся в древесном дыме. При его полном окислении образуется угольная кислота. О каком веществе идет речь?1. Белорусская кухня, сало
  325. Известно, что жир изначально носил название «стеар». Приведите формулу кислоты, название которой связано со словом жир.
  326. Прибалтийская кухня, молоко1 б. Назовите фрагмент формулы молочной кислоты.
  327. Под влиянием какой родственной молоку кислоте оно сворачивается?
  328. Что происходит, когда убегает молоко? масло
  329. Предположите, какие кислоты могут входить в состав эфиров сливочного масла.
  330. Попробуйте объяснить процесс приготовления масла из сливок. 56. Попытайтесь объяснить процесс прогоркания масла.
  331. На «обеденный перерыв» предлагаем следующий демонстрационный эксперимент:
  332. Демонстрационный эксперимент к игре «Химия на кухне»
  333. Горение бензина в батарейном стакане: в батарейный стакан налить 5мл бензина, поджечь- для прекращения горения накрыть плотно крышкой.
  334. За объяснение этих опытов команде начисляется по 2 балла. Победитель игры определяется по сумме набранных баллов.
  335. Примеры интегрированных задач.
  336. Раздел: «Повторение основ неорганической химии».
  337. Это металл послужил причиной гибели экспедиции Роберта Скотта к Южному полюсу из-за исчезновения керосина из банок запаянных этим металлом. Что это за металл? Чем объяснить произошедшую катастрофу?1. Подсказки:
  338. Раздел: «Органическая химия».
  339. Прогоркание жиров, в частности сливочного масла и маргарина, относится к радикальным процессам, для замедления которых добавляют некоторые производные фенола, в частности 2,4,6-три (трет-бутил)фенол. Напишите его структурную формулу.
  340. Примеры дифференцированных алгоритмов для самостоятельной работы учащихся1. Маршрут jVs1. Строение атома. лежит далеко за пределами нашего чувства1. Вся природа начал.1. Тит Лукреций Кир
  341. Ядро, в свою очередь. Состоит из протонов и нейтронов. Протон имеет заряд -И и малую массу (1,673*10−24)1. Г), его обозначают ip+ или р+.
  342. Количество протонов в ядре численно равно порядковому номеру элемента в Периодической системе элементов.
  343. Нейтрон заряда не имеет, его масса примерно равна массе протона, его обозначают^ или л°. Количество нейтронов вычисляется как разность между массовым числом элемента (см. Периодическую систему элементов) и порядковым номером.
  344. Исходя из этих данных, учитывая, что атом в целом электронейтрален, установим строение атома водорода. массовое число
  345. Судя по положению в Периодической системе атом водорода имеет массовое число 1 и порядковый номер 1, следовательно в состав его ядра входит 1 протон и 1 нейтрон. порядковый номер
  346. Соответственно состав атома водорода записывается следующим образом: 1 Р* =11. Н +1 J п° =0 1е< е=1
  347. Задания: 1) опишите строение атомов следующих элементов бора, углерода, кислорода, натрия и кальция. 2) Определите элемент, в атоме которого находится 14 электронов. Найдите в периодической системе этот элемент, запишите схему строения его атома.
  348. Сравните результат с ответом, если Вы верно выполнили это задание, приступайте к выполнению задания № 5, Если нет переходите к заданию 3.
  349. Результаты покажите учителю.
  350. Модифицированная методика карт интересов И.М.Титовой
  351. ОПРОСНИК на выявление мотивационных установок учащихся.
  352. Интересно ли вам рассматривать вещества, сравнивать их по внешнему виду, запоминать названия, наблюдать за изменениями?
  353. Вам нравится изучать технологии приготовления различных блюд?3.' Интересует ли вас история нашего народа?
  354. Считаете ли Вы, что технология приготовления продуктов питания, может быть связана с произведениями великих художников?
  355. Считаете ли вы, что при изучении нового самое важное и интересное состоит в том, чтобы разобраться в причинах часто наблюдаемых явлений, событий, выяснить: почему так происходит?
  356. Часто ли случается так, что вы увлеклись выполнением учебной работы и вам не хочетсяее прекращать /пусть эта ситуация касается ваших любимых предметов/?
  357. Вам интересно узнавать о причинах изменений, происходящих с различными веществами?
  358. Согласны ли вы с тем, что знания кулинарии необходимы для овладения Вашей профессией больше всего?
  359. Вам нравятся исторические романы или другие книги по истории?
  360. Вас интересуют исторические подробности приготовления того или иного блюда?1. Учиться было бы интереснее, если бы каждый закон, закономерность рассматривались на примерах из жизни?
  361. Вы занимаетесь в свободное время и по собственному желанию интересующими вас учебными предметами?
  362. Вам нравится изучение химии?
  363. Вам нравится изучать кулинарию?
  364. Интересно ли Вам знать о применении продуктов питания в медицине?
  365. Интересно ли было бы для Вас рассмотреть конкретный вопрос с точек зрения различных наук?
  366. Можете ли утверждать, что среди школьных предметов есть такие, к которым вы испытываете серьезный интерес?
  367. Согласны ли вы с тем, что химические знания нужны в современном мире каждому образованному человеку?2Q. Вам нравится готовить по новым рецептам?
  368. Любите ли Вы читать книги?
  369. Интересно ли Вам изучать технологический процесс с химической точки зрения?
  370. Пытались ли вы самостоятельно рассматривать явления окружающего мира и пытаться понять происходящее?
  371. Хотели бы вы углубленно изучать некоторые учебные предметы?
  372. Вы хотели бы учиться лучше?
  373. Часто ли на уроках вы чувствуете себя неуверенно, неуютно?
  374. Включаясь в работу, Вы надеетесь на успех?
  375. Если по телевизору идет интересная передача, а вам необходимо сесть за уроки, вы можете взяться за дело вовремя?
  376. Вы читаете какие-либо научно-популярные журналы регулярно?
  377. Будете ли вы терять время на поиск нового способа приготовления пищи?
  378. Если бы вы подготовились, вы бы смогли победить на одной из школьных предметных олимпиад?
  379. Теряетесь ли вы, когда вас вызывают отвечать к доске?
  380. Склонны ли Вы проявлять настойчивость в достижении цели?
  381. Вы умеете сосредоточиться на учебной работе?
  382. Вам нравятся необычные, творческие учебные задания?
  383. Считаете ли вы для себя полезным выполнять задания повышенной сложности/поинтересующему вас предмету/7
  384. Бывает ли с вами так: дома вы выучили материал, но когда на уроке вас вызывают, вы внезапно все забываете?
  385. Склонны ли Вы планировать своё будущее?
  386. Принимаясь за выполнение домашних заданий, вы каким-либо образом планируете свою деятельность?
  387. Захотите ли вы повозиться со сложной задачей вместо того, что решить несколько простых ?
  388. Задаете ли вы учителю уточняющие вопросы / если не поняли объяснения/?
  389. Некоторые ученики, два-три раза не решившие задачу какого-либо типа, в следующий раз не пытаются даже решать подобную: они уверены, что ничего не получится. А вы?
  390. Если Вы рискуете, то с умом, а не бесшабашно?
  391. Вам необходимо составить конспект параграфа учебника. Вы будете определять главные мысли в содержании текста, прежде чем начать конспектирование?
  392. Часто ли Вы действуете не по шаблону? Схема обработки «Опросника».
  393. Посредством обработки опросника могут быть собраны сведения об интересах учащихся к различным областям знаний, уровни сформированное&trade- общеучебных умений, тревожности, значимость фактора успеха.
  394. При проведении анкетирования учащиеся должны заготовить матрицы 8*6 см. Клетки пронумеровать по вертикали. Это упростит процесс обработки данных.
  395. Оцениваемое качество №№ клеток
  396. Мотивация: наличие в мотивации доминирующей тенденции достижения — уровень тревожности — значимость фактора успеха 25.31.37.43 26.32.38.44 27.33.39.45
Заполнить форму текущей работой