Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование конкурентных преимуществ предпринимательских структур на основе стратегического управления затратами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большинство работ современной теории конкуренции описывает пути достижения конкурентных преимуществ на уровне подотраслей, отраслей и экономики страны в целом. При этом не освещены наиболее актуальные дляроссийской экономики проблемы формирования конкурентных преимуществ на уровне основного звена экономики — предпринимательских структур. Следовательно, появляется объективная необходимость… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Экономико-организационная сущность проблемы формирования конкурентных преимуществ и пути повышения конкурентоспособности российских компаний
    • 1. 1. Конкурентоспособность российских компаний в глобальной экономике
    • 1. 2. Роль формирования конкурентных преимуществ в конкурентной стратегии компании
    • 1. 3. Содержание процесса формирования конкурентных преимуществ
  • 2. Научные основы управления затратами в условиях ужесточения конкуренции
    • 2. 1. Система управления затратами и ее место в управлении предприятием
    • 2. 2. Стратегическое управление затратами
    • 2. 3. Формирование конкурентных преимуществ на основе стратегического управления затратами
  • 3. Научно-практические рекомендации повышения конкурентоспособности химико-фармацевтического предприятия с помощью стратегического управления затратами
    • 3. 1. Постановка целей, задач- и критериев формирования конкурентных преимуществ химико-фармацевтического предприятия на основе стратегического управления затратами
  • 3. 2- Поиск источников конкурентных преимуществ химикофармацевтического предприятия
    • 3. 3. Оценка, обоснование и создание конкурентных преимуществ химико-фармацевтического предприятия

Формирование конкурентных преимуществ предпринимательских структур на основе стратегического управления затратами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап функционирования мировой экономики характеризуется стиранием' границ между государствами при формированииединого глобального рынка. Россия станет полноправным участником глобального рынка лишь после вступленияво Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Вступление России в ВТО принесет для российских предприятий не только с доступ к новым рынкам ¦ сбыта, но и ужесточение конкуренции с западными компаниями на отечественном рынке:

При этом! большинство: российских предприятий в настоящее время не готово к ведению конкурентной борьбы в глобальной экономике. В связи с этим все большую? актуальность приобретает вопрос: как обеспечить конкурентоспособность отечественных компаний в глобальной экономике.

Центральное место в повышении конкурентоспособности компанийзанимает процесс формирования' конкурентных преимуществ, поскольку именно конкурентные преимущества обеспечивают предприятию передовые позиции в отрасли и рычаги воздействия на соотношение конкурентных сил.

Большинство работ современной теории конкуренции описывает пути достижения конкурентных преимуществ на уровне подотраслей, отраслей и экономики страны в целом. При этом не освещены наиболее актуальные дляроссийской экономики проблемы формирования конкурентных преимуществ на уровне основного звена экономики — предпринимательских структур. Следовательно, появляется объективная необходимость в разработке: эффективных управленческих методик повышения конкурентоспособностиi российских предпринимательских структур, что и определяет актуальность, темы исследования.

Поскольку формирование конкурентных преимуществ, обеспечивающих экономическое: превосходство над конкурентами, на основе зарубежных методик не полностью отвечает сложившейся в России рыночной ситуации и особенностям конкретного бизнеса, то зарубежные методики формирования конкурентных преимуществ нуждаются в тщательной модификации с учетом особенностей российской экономики и конкретного отечественного предприятия.

Данное исследование посвящено одной из наиболее эффективных зарубежных методик формирования и удержания конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе — стратегического управления затратами.

В опросами данной проблематики посвящены труды зарубежных авторов: Ансофф И., Говиндараджан, Портер М. Е., Томпсон Мл., Стрикленд III, ¦ Шанк, Хасси Д. и многих другихи отечественных авторов: Азоев Г. Л., Богачев В. Ф., Градов А. П., Кабаков B.C., Пятибрат И. Н., Уваров В. В., Челенков А. П. и многих других. Тем не менее, анализ трудов и публикаций указанных авторов показывает недостаточную изученность вопросовсвязанных с проблемами формирования конкурентных преимуществ предпринимательских структур.

Целью диссертационного исследования является разработка для отечественных предприятий, осуществляющих предпринимательскую' деятельность в условиях конкуренции, эффективной методики формирования конкурентных преимуществ на основе стратегического управления затратами.

В соответствии? с целью в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:

Оценка конкурентоспособности: российских предприятий и последствий вступления РФ в ВТО.

Исследование кластерного подхода! по повышению конкурентоспособности применительно к российским предприятиям. Уточнение содержания понятий конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предпринимательских структур. Уточнение принципов по формированию конкурентных преимуществ на базе теоретических основ конкурентной стратегии и конкурентного преимущества.

Уточнение и анализ конкурентной среды и источников конкурентных преимуществ для российских предприятий. .

Выбор наиболее эффективной методики формированияконкурентных преимуществ и ее адоптация для российских предпринимательских структур.

Разработка методики формирования конкурентных преимуществ на основе стратегического управления затратами.

Разработка метода оценки конкурентных преимуществ.

Разработка научно-практических рекомендаций по формированию конкурентных преимуществ российских предпринимательских структур.

Объектом диссертационного исследования являются российские предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность в условиях конкуренции.

Предметом исследования в диссертации являются экономико-организационные вопросы формирования конкурентных преимуществ предприятия.

Теоретической и методологической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных авторов в области стратегического менеджмента, маркетинга и конкуренции, а также действующие российские и международные нормативные акты, законы и т. п.

В качестве инструментов исследования применялись методы экономического, статистического, сравнительного и логического анализа. Информационную базу исследования составили! данные государственной статистики, фактические материалы, отражающие результаты деятельности предприятий, материалы и публикации в средствах массовой информации, материалы отечественный и зарубежных конференций и форумов, материалы из электронных источников.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Уточнены принципы формирования конкурентных преимуществ, на основе которых предложен алгоритм формирования конкурентных преимуществ предпринимательских структур.

Разработана и предложена классификация источниковконкурентных преимуществ предприятия на основе его кластерной принадлежности.

— Предложен метод оценки благоприятствования источников конкурентных преимуществ для конкурентоспособности предпринимательских структур. ,.

— Выделены ключевые характеристики конкурентных преимуществ предприятия* и предложен метод отбора наиболее значимых преимуществ на основе многокритериального подхода. Разработана методика формирования конкурентных преимуществ предприятия на основе стратегического управления затратами.

Практическая значимость диссертации и результатов работы заключается в том, что использование разработанных рекомендаций и методических положений будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий.

Основные положения работы докладывались, на научных семинарах кафедры коммерческой деятельности и предпринимательства Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, научно-практических конференциях в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономического университете, Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов,.

Санкт-Петербургском" государственном политехническом университете. Разработанные методические положения были предложены для использования ОАО «Химико-фармацевтический завод „Фармакон“ г. Санкт-Петербург, ЗАО „Натур-Продукт“ г. Санкт-Петербург».

По материалам диссертационного исследования опубликовано 4 научные статьи общим объемом 0,8 п.л.

Выводы. Подводя итог определению роли конкурентных преимуществ в конкурентной стратегии предприятия, следует отметить следующее.

Центральное место в разработке конкурентной стратегии занимает процесс формирования конкурентных преимуществ, поскольку именно конкурентные: преимущества обеспечивают компании передовые позиции} в отрасли и рычагивоздействия на соотношение конкурентных сил. Данное положение выражает основные требования к формируемымконкурентным преимуществам.

Очевидно, что передовые позиции в отрасли достигаются за счет экономико-организационной сущности преимущества — превосходства над конкурентами, определяемое эффективностью конкурентных преимуществ. Под создаваемыми «рычагами воздействия» следует понимать, прежде всего, устойчивость преимущества, обеспечиваемую продолжительностью его действия, восприимчивостью и противодействием внешним изменениям, защитой от копирования.

Данные требования к конкурентным преимуществам свидетельствуют о том, что процесс формирования преимуществ должен быть направлен на создание наиболее эффективных и устойчивых конкурентных преимуществ.

Теория конкурентного преимущества, изложенные принципы эффективности конкурентной стратегии, постулат о центральной роли процесса формирования конкурентных преимуществ и требования к ним, являются научной основой для повышения конкурентоспособности российских компаний.

Как уже было отмечено ранее, создание методик формирования конкурентных преимуществ требует уточнения принципов формирования конкурентных преимуществ и детализации процесса формирования преимуществ. Именно этим аспектам посвящен заключительный раздел 1-ой главы.

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА.

1.3 Процесс формирования конкурентных преимуществ.

Принципы формирования конкурентных преимуществ. В данном разделе предполагается рассмотреть процесс формирования конкурентных преимуществ, уточнить принципы и детализировать данный процесс, разработав алгоритм формирования конкурентных преимуществ предприятия.

Формирование конкурентных преимуществ в широком смысле трансформируется в задачу адаптации системы управления к изменениям конкурентной среды, что позволяет быстро и точно определять направления повышения конкурентоспособности исходя из соотношения и воздействия конкурентных сил. [20] Решение данной задачи осложняется тем, что когда-то достигнутые успехи на рынке при отсутствии постоянной и целенаправленной работы будут через некоторое время аннулированы ответными действиями конкурентов. Создание соответствующих управленческих методик повышения конкурентоспособности требует уточнения принципов формирования конкурентных преимуществ, которые бы обеспечивали не только адаптацию, но и создавали условия для эффективного функционирования в долгосрочном аспекте [6].

Следует отметить, что и маркетинг, и управление уже давно выделили процесс формирования конкурентных преимуществ в качестве предмета тщательного изучения. При этом реальные положительные результаты достигаются там, где формирование конкурентных преимуществ доведено до уровня управленческой методики.

Формирование конкурентных преимуществ базируется на следующих принципах:

— необходимость использования кластерного подхода при формировании конкурентных преимуществ;

— систематический характер выполнения, обусловленный динамичностью конкурентной среды и необходимостью ее постоянного мониторинга при поиске благоприятствующих факторов (источников конкурентных преимуществ) для создания конкурентных преимуществ;

— многокритериальность, связанная с многоаспектным характером выбора и реализации наиболее ценных конкурентных преимуществ;

— сложность организационной поддержки? реализации и удержания конкурентных преимуществ вследствие их многофункциональности и необходимости координации работ между различными иерархическими уровнями управления предприятиеминтерактивность, объясняемая наличием" большого количества неформал изуемых процедур и необходимостью1 введения отдельных коррективов в результате изменения конъюнктуры;

— необходимость мощной информационной поддержки в виде статистических данных, результатов панельных исследованийи так называемых слабых сигналов;

— инерционность проявления последствий подготавливаемых решений и как следствие — невозможность оперативного устранения нежелательных последствий;

— высокаяответственность при разработке и выполнении, определяемая сильным воздействием разрабатываемых решений на важнейшие экономические показатели.

Результат процесса формирования конкурентных преимуществ — широкий класс сложных управленческих решений, ориентированных одновременно в трех пространствах: товарном, региональном и функциональном. Причем функциональный аспект является наиболее значимым, поскольку технология формирования конкурентных преимуществ должна присутствовать в любом управленческом процессе.

Основываясь на изложенных принципах формирования конкурентных преимуществ, можно сделать вывод о том, что формирование конкурентных преимуществ представляет собой комплекс процедур по выявлению источников преимуществ, оценке потенциальных преимуществ и их реализации в целях предпочтительного позиционирования предприятия в конкурентной среде.

В целях создания методики формирования конкурентных преимуществ необходимо детализировать данных процесс, предложив алгоритм.

Напомним, что формирование конкурентных преимуществ является центральным звеном конкурентной стратегии, которая направлена на защиту от конкурентных сил путем эффективного позиционирования в отрасли, создания рычагов воздействия и предвидения сдвигов конкурентной среды. Процесс формирования конкурентных преимуществ в качестве центрального звена конкурентной стратегии графически представлена на рис. 6.

Рис. 6 Процесс формирования конкурентных преимуществ — центральное.

Исходя из предложенного ранее определения процесса формирования конкурентных преимуществ, нами было выделены следующие основные этапы данного процесса:

— поиск источников конкурентных преимуществ;

— оценка и обоснование реализации конкурентного преимущества;

— создание конкурентного преимущества в виде выработки практических рекомендаций по управлению предприятием. звено конкурентной стратегии.

В ходе данного исследования мы детализировали данные процесс. результате был получен следующий алгоритм (см. рис. 7).

Рис. 7 Процесс формирования конкурентных преимуществ.

В связи с важностью и сложностью процесса формирования конкурентных преимуществ необходимо более подробно остановиться на каждой стадии.

Источники конкурентных преимуществ. Формирование конкурентных преимуществ начинается с поиска источников преимуществ. Под источником? конкурентногопреимущества понимают фактор (группу факторов) благоприятствующий формированию конкурентного преимущества предприятия.

Фундаментом дляпоиска источников конкурентных преимуществ является систематическая аналитическая работа по изучению состояния и тенденций развития рынка в целом и активности конкурентов в частности. На основе анализа конкурентной среды и возможностейi рассматриваемой' компании формируется группа источников — факторов благоприятствующих созданию конкурентных преимуществ. Bi качестве методик анализа конкурентной^ среды в целях формирования — конкурентных преимуществ могут быть использованы структурный анализ отрасли и SWOT-анализ:

Источники конкурентных преимуществ могут находитьсяв различных областях среды функционирования: компании, поэтому их классификация должна значительнооблегчить их поиск и успешную? реализацию. Темне менее, в существующих работах, посвященных конкурентным преимуществам компании, классификации их источников не: было i уделено должного внимания.

Как уже было отмечено, Теория конкурентного преимущества МШортера основана на. Правиле (концепции) национального ромба — детерминантах конкурентного преимущества. Каждая детерминанта М. Портера совмещает в себе как источник конкурентного преимущества, так и угрозу конкурентоспособности компании, т. е. детерминант является решающим фактором, определяющим наличие или отсутствие у компании, конкурентного преимущества.

Следует отметить подробное обоснование и описание каждого детерминанта у М. Е. Портера, в основу которых был положен структурный анализ отрасли. При этом использование «Ромба» Портера в конкретных условиях функционирования экономики может не всегда удовлетворить цели исследования, поскольку «ромб» учитывает не все факторы среды формирования конкурентного преимущества. Примером тому служат такие факторы Российской экономики как неготовность государственного аппарата и менеджмента к ведению глобальной конкуренции, менталитет, географические особенности и неправовые действия конкурентов.

Адаптируя «ромб» к России, профессор Градов А. П. (СПбГТУ) дополнил «ромб» Портера детерминантом, характерным для экономики переходного периода от государственной к частной собственности — «степень приватизации предприятий отраслей национальной экономики» [9]. Но следует отметить, что и после редакции Градова «ромб» недостаточно отвечает реалиям среды формирования конкурентных преимуществ в России вследствие вышеуказанных факторов РФ.

В российской литературе наиболее полной работой о конкурентных преимуществах является работа «Конкурентные преимущества фирмы» Г. Л. Азоев, А. П. Челенков.

Профессор Азоев Г. Л. (Государственный Университет Управления) [4], анализируя конкурентные преимущества фирмы, предложил следующую классификацию источников: 1. Экономические факторы:

1.1 Лучшее общеэкономическое состояние рынков, на которых действует предприятие.

1.2 Стимулирующая политика правительства в области объемов инвестиций, кредитных, налоговых и таможенных ставок в анализируемой товарной сфере.

1L3 Объективные факторы, стимулирующие спрос (большая и растущая емкость рынка, низкая чувствительность потребителей к изменению цен, слабая цикличность и сезонность спроса, отсутствие товаров-заменителей и т. д.).

1.4 Эффект масштаба.

1.5 Эффект опыта.

1.6 Экономический потенциал предприятия.

1.7 Возможность изыскания и эффективного использования источников финансирования.

2. Нормативно-правовые акты:

2.1. Льготы и привилегии, предоставленные региону или отдельным предприятиям.

2.2. Возможности беспрепятственного ввоза-вывоза товаров.

2.3. Исключительные права на интеллектуальную собственность.

3. Структурные источники:

3.1. Вертикальная интеграция (регрессивная и прогрессивная).

3.2. Горизонтальная интеграция.

3.3. Экспансия в незанятые сегменты рынка.

4. Административные меры.

5. Развитость инфраструктуры рынка.

5.1. Средства коммуникации (связь, транспорт).

5.2. Организованность и открытость рынков труда, капитала, инвестиционных товаров и технологий.

5.3. Дистрибьюторская сеть.

5.4. Межфирменная кооперация.

6. Техника и технология.

7. Информированность.

8. Географические факторы.

9. Демографические факторы. Ю. Неправовые источники:

10.1. Недобросовестная конкуренция.

10.2. Недобросовестное выполнение обязанностей представителями власти.

10.3. Криминальные действия.

Классификация проф. Азоева подробна и отражает реалии предпринимательской деятельности в России. При этом проф. Азоев впервые в стратегическом менеджменте заговорил о таких нетрадиционных и в то же время эффективных источниках конкурентного преимущества, как неправовые источники — недобросовестная конкуренция.

В докладе британской консультационной компании Control Risks Group, специализирующейся на проблемах безопасности предпринимательства, говориться о том, что почти половина крупнейших международных компаний были вынуждены отказаться от инвестиций в другие страны из-за того, что их конкуренты «перебили с помощью взяток».

Исследование взяткодательства, как приема конкурентной борьбы, выявило наиболее коррумпированные секторы экономики (см. табл. 4).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники Качественная характеристика Коэффициент важности для данного кластера, а*1. Группа 1 — источник 1А а, — источник 1Б, а 21. Группа 2 источник 2А а3- источник 2Б а"
  2. Группа 3 источник ЗА — источник ЗБ а5 а"
  3. Группа 4 источник 4А — источник 4Б а7 а8
  4. Группа 5 источник 5А — источник 5Б а-1. ИТОГО: 1
  5. Примечание: а коэффициент важности, значение от 0 до 1
  6. Источники Качественная характеристика Коэффициент важности для данного кластера*
  7. Группа 4 — случайные источники4.1) Эпидемии Увеличение дохода **
  8. Группа 5 — Прочие источники5.1) Копирование Получение высокого дохода за счет использования чужого известного бренда ***5.2) Подделки Криминальные действия, направленные на получение дохода ***1. ИТОГО: 1
  9. Коэффициенты важности определены экспертным путем.
  10. Динамичное значение. Определяется на данный момент в зависимости от характера случая (эпидемии).
  11. Не рассматривается и не ранжируется по этическим соображениям
  12. Основными движущими силами, определяющимиконкурентоспособность" компаний, являются внутрикорпоративные факторы. Факторы внешней' среды оказывают на конкурентоспособность существенное меньшее воздействие.
  13. Основным средством роста конкурентоспособности российских- компаний в ближайшем будущем будет рост эффективности использования человеческих ресурсов, в первую очередь управленческого и инженерно-технического персонала.
  14. Другим акцентом в повышении конкурентоспособности является управление качеством продукции на системном уровне, которое приобретает всё большую значимость, и в ближайшем будущем его роль существенно вырастет.
  15. Слияния и поглощения по-прежнему в большинстве компаний рассматриваются скорее как механизм передела собственности или установление контроля, а не как способ повышения эффективности функционирования предприятий.
  16. Применительно к предложенной классификации источников конкурентных преимуществ на основе кластерного признака, данный результат свидетельствует о том, что более весомыми являются управленческие источники.
Заполнить форму текущей работой