Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономические основы функционирования среднего профессионального образования в регионе: на примере г. Москвы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако введение нормативов бюджетного финансирования образования не привело, как ожидалось, к развитию самостоятельности образовательных учреждений, поскольку жесткое штатное расписание и не менее жесткие сметы по ремонту помещений оставили руководителям образовательных учреждений совсем немного места для маневра средствами. Идея нормативного финансирования образовательных учреждений, при котором… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Воздействие среднего профессионального образования на экономическое развитие региона: теоретические основы и государственное регулирование
    • 1. 1. Место среднего профессионального образования в экономике региона
    • 1. 2. Функции среднего профессионального образования
    • 1. 3. Теоретические основы государственной региональной политики в области среднего профессионального образования
  • Глава 2. Анализ тенденций развития среднего профессионального образования
    • 2. 1. Основные показатели развития среднего профессионального образования
    • 2. 2. Финансовое обеспечение среднего профессионального образования
  • Глава 3. Пути оптимизации управления средним профессиональным образованием в г. Москве
    • 3. 1. Основные направления совершенствования управления средним профессиональным образованием
    • 3. 2. Система информации и мониторинга в управлении развитием профессионального образования

Организационно-экономические основы функционирования среднего профессионального образования в регионе: на примере г. Москвы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современные социально-экономические условия России определяют усиливающуюся роль специалистов, включая и специалистов среднего звена, в развитии и продвижении всей совокупности производственно-технологических процессов, административно-технической поддержке системы управления и рыночной инфраструктуры, информационного и социального сервиса.

Особенностью среднего профессионального образования является его практикоориентированность, заключающаяся в получении широких и системных знаний по избранной специальности, а также в приобретении прикладных навыков, обеспечивающих готовность к профессиональной деятельности.

Развитие среднего профессионального образования шло по пути не только роста количества учебных заведений, но и расширения спектра профилей подготовки специалистов. В России сформировалась разветвленная сеть учебных заведений, обеспечивающих подготовку специалистов среднего звена, выполняющих функции помощников инженеров в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспортеэкономистов, медиков, педагогов, работников культуры и искусства.

Современное среднее профессиональное образование — это послесреднее образование, направленное на подготовку практико-ориентированных специалистов, по Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО — первый уровень третичного образования. Этот уровень образования имеет 22% населения России. В экономике и социальной сфере занято более 21 миллиона выпускников средних специальных учебных заведений (33% от общей численности занятых или 62% от численности занятых специалистов).

Система среднего профессионального образования в г. Москве обеспечивает подготовку специалистов среднего звена по более чем 98 специальностям и в 14 педагогических колледжах по 9 специальностям. В Российской Федерации функционируют 2812 самостоятельных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, из них 2670 государственных и муниципальных учебных заведений и 142 негосударственных учебных заведения. Численность обучающихся в средних специальных учебных заведениях составляет более 2,1 миллиона человек.

Важной характеристикой среднего профессионального образования является его высокая доступность, достигаемая за счет большого количества учреждений среднего профессионального образования, их достаточно равномерного территориального распределения, относительно краткого срока обучения, обеспечивающего более раннее включение выпускников в трудовую деятельность, более низкой стоимости обучения.

Усложняющиеся функции и роль специалистов среднего звена в реализации многообразных направлений и видов деятельности определили необходимость поиска инновационных форм и методов развития среднего профессионального образования, формирования организационных инструментов его построения.

С этих позиций все более значимыми становятся проблемы совершенствования организационно-экономического механизма системы среднего профессионального образования в регионе, функционирование и развитие которой регламентируется конкретными социально-экономическими условиями территории, включая ресурсный потенциал и потребности территориального рынка труда.

Для современного рынка труда в г. Москве на протяжении последних лет характерен острый дефицит квалифицированных кадров специалистов со средним профессиональным образованием, основной причиной этого является дисбаланс их спроса и предложения. Высокую дополнительную потребность в кадрах среднего звена испытывают организации промышленности и строительства, банковская сфера и сфера потребительского рынка и услуг, малого предпринимательства, жилищно-коммунального хозяйства.

Немаловажную роль в усилении проблемы дефицита кадров специалистов среднего звена играет также общая негативная демографическая ситуация, формировавшаяся в течение более чем пятнадцатилетнего периода, в результате которой регион имеет все увеличивающуюся долю пенсионеров в общей численности населения и ежегодное уменьшение притока лиц трудоспособного возраста.

В постановлении Правительства Москвы (№ 724-ПП от 19 октября 2004 года) «Об участии органов исполнительной власти города Москвы, объединений профсоюзов и работодателей в развитии учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом потребности экономики города в квалифицированных рабочих кадрах», городской целевой программе «Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования города Москвы на 2005;2007 годы» сформулированы повышенные требования к качеству подготовки выпускников учреждений профессионального образования.

С целью выполнения этой задачи проведена системная интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования Департамента образования города Москвы в государственные образовательные учреждения — колледжи, реализующие программы основного, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования. В масштабах субъекта Российской Федерации такой процесс осуществлен впервые.

В теории систем под термином интеграция (лат. integrationвосстановление) понимают объединение в целое, восстановление какого-либо единства, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Именно в контексте восстановления единого целого следует рассматривать осуществленную в Москве интеграцию учреждений двух уровней профессионального образования.

Вместе с тем, перспективы дальнейшего роста экономического, научно-производственного, социально-культурного потенциала города связаны, прежде всего, с внедрением современных производственных, информационных и сервисных технологий, эффективных методов их обслуживания, реализация которых невозможна без наличия кадров соответствующих квалификаций. Поэтому перед системой среднего профессионального образования г. Москвы стоит задача обоснования дальнейших направлений ее совершенствования и реформирования на основе более эффективного использования ее ресурсного потенциала и внедрения инновационных начал в практику ее деятельности. Все это определяет актуальность и значимость выбранной для исследования темы диссертации.

Поэтому перед системой среднего профессионального образования г. Москвы стоит задача обоснования дальнейших направлений ее совершенствования и реформирования на основе более эффективного использования ее ресурсного потенциала и внедрения инновационных начал в практику ее деятельности. Все это определяет актуальность и значимость выбранной для исследования темы диссертации.

Степень разработанности проблемы. Указанные проблемы нашли свое отражение и частичное решение в ряде научных трудов отечественных исследователей.

Общеметодологические проблемы экономики профессионального образования исследованы в работах A.M. Бабича, С. И. Голоуховой, А. И. Гретченко, В. И. Дуженкова, Е. В. Егорова, В. И. Ерошина, Е. Н. Жильцова, И. В. Ишиной, А. П. Панкрухина Т.Я. Синицкой, В. В. Степановой.

Обоснование подходов к формированию региональной системы профессионального образования проведено в исследованиях П. Ф. Анисимова, А. И. Галагана, В. М. Зуева, Э. Д. Днепрова, В. И. Лисова, М. В. Никитина, A.M. Озиной, В. М. Петровичева, И. П. Смирнова, А. И. Сухарева, В. Е. Яценко.

Однако вопросы обоснования организационно-экономических основ развития среднего профессионального образования в столичном регионе не нашли должного освещения в трудах исследователей профессионального образования.

Необходимость теоретического обоснования стратегии действий по развитию среднего профессионального образования в столичном регионе, разработке форм и методов реализации этой задачи, а также социально-экономическая значимость проблемы, ее недостаточная разработанность в теории и практике, обусловили выбор темы диссертации, ее цель и задачи.

Цель исследования. Целью настоящего исследования является научное обоснование региональных социально-экономических условий функционирования и развития среднего профессионального образования и разработка предложений по совершенствованию его управления.

Для реализации указанной цели были определены следующие основные задачи:

— выявить тенденции и условия развития новых форм организации средних профессиональных учебных заведений в регионе, обеспечивающих преемственность и интеграцию программ начального и среднего профессионального образования;

— определить эффективные формы использования ресурсной базы среднего профессионального образования в регионе;

— исследовать принципы и механизмы финансового обеспечения деятельности региональной системы среднего профессионального образования;

— рассмотреть функции и задачи государственно-общественных систем управления средним профессиональным образованием в регионе.

Объектом исследования является система среднего профессионального образования г. Москвы.

Предметом исследования является процесс формирования организационно-экономических условий функционирования учреждений среднего профессионального образования в г. Москве.

Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные положения, разработанные в трудах отечественных авторов по проблемам формирования и функционирования социально-экономических региональных структур, экономики социально-культурной сферы, среднего профессионального образования, региональных аспектов его деятельности.

Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты органов власти Российской Федерации и г. Москвы, материалы государственной и ведомственной статистики Российской Федерации и города Москвы, результаты обсуждения поставленных в диссертации проблем на научных конференциях, семинарах, симпозиумах.

Обоснованность и достоверность исследования определяется широким использованием нормативно-правовых материалов федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованиемданных федеральной, территориальной и ведомственной статистики в части образованияматериалов изучения процессов регионализации среднего профессионального образования в г. Москве.

Научная новизна диссертационной работы и ее наиболее значимые результаты заключаются в следующем:

— обоснована необходимость формирования и развития региональных образовательных комплексов в среднем профессиональном образовании, которые позволяют наиболее полно удовлетворять потребности в образовании населения и в кадрах специалистов региональные рынки труда с учетом конкретных условий жизнедеятельности регионовопределена целесообразность инновационных стратегий системных изменений в начальном и среднем профессиональном образовании г. Москвы в направлении создания интегрированных, многоуровневых, полифункциональных учебных заведений, реализующих преемственные образовательные программы;

— определены принципы построения и функции многопрофильных ресурсных центров как новых форм интеграции и концентрации ресурсов средних профессиональных учебных заведений, позволяющие более эффективно использовать дефицитные материальные и финансовые ресурсы учреждений среднего профессионального образования г. Москвы;

— в целях укрепления финансовой базы средних профессиональных учебных заведений региона определена необходимость внедрения в практику финансирования деятельности учреждений среднего профессионального образования столичного региона нормативов бюджетного финансирования, которые обеспечивают персонифицированное выделение и прозрачность распределения бюджетных средств, предложены методы их расчета;

— сформулированы задачи и пути дальнейшего развития государственно-общественных систем управления средним профессиональным образованием в г. Москве в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и обеспечения открытости и инвестиционной привлекательности системы среднего профессионального образования столичного региона.

Практическая значимость результатов работы заключается в том, что ее выводы могут быть использованы: при разработке нормативных документов и положений, определяющих развитие регионального аспекта деятельности средних профессиональных учебных заведенийв конкретной деятельности региональных органов управления образованием при разработке планов и программ развития среднего профессионального образования.

Отдельные положения диссертации могут использоваться в учебном процессе при преподавании дисциплин «Экономика социальной сферы», «Региональная экономика».

Апробация основных результатов исследования. Результаты исследования используются в деятельности Управления науки и профессионального образования Департамента образования г. Москвы.

Основные положения диссертации докладывались на ряде научных конференций и семинаров по проблемам экономики образования, в том числе на XIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2006».

Различные аспекты исследуемой проблемы нашли отражение в научных статьях автора, опубликованных в периодических научных изданиях и сборниках научных трудов. Всего по теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 2,4 п.л.

Логика изложения и структура работы. Логика изложения работы включает рассмотрение взаимосвязей развития среднего профессионального образования с региональным комплексом г. Москвы, анализ основных показателей деятельности среднего профессионального образования и его финансового обеспечения, обоснование направлений совершенствование организационно-экономических основ функционирования среднего профессионального образования в г. Москве.

Заключение

.

Исследование, проведенное в данной диссертационной работе, подтвердило необходимость серьезного изучения социально-экономических проблем среднего профессионального образования и поиска эффективных методов управления им.

На основании материала, изложенного в выполненной работе, можно сделать следующие основные выводы:

1. Важной характеристикой среднего профессионального образования является его высокая доступность, достигаемая за счет большого количества учреждений среднего профессионального образования, их достаточно равномерного территориального распределения, относительно краткого срока обучения, обеспечивающего более раннее включение выпускников в трудовую деятельность, более низкой стоимости обучения.

2. Развитие среднего профессионального образования связывается с возникновением и функционированием новых типов образовательных учреждений — многоуровневых многоступенчатых многопрофильных профессиональных колледжей, как инновационных образовательных учреждений, реализующих в значительной мере основные направления реформирования профессионального образования и наиболее гибко реагирующих на конъюнктуру рынка труда. Колледж должен стать ведущим типом учебного заведения в системе среднего профессионального образования, способным реализовывать программы повышенного уровня начального и среднего образования, а также первой ступени высшего образования — бакалавриата.

3. Формирование новых моделей учебных заведений интегрированного типа в системе среднего профессионального образования должно основываться на прогнозе потребностей местного рынка труда, конкретной демографической ситуации, оптимизации имеющихся образовательных ресурсов и использования наиболее успешного западного опыта. Новые модели должны максимально удовлетворять потребности населения в приобретении востребованных рынком труда профессиональных квалификаций различного уровня и обеспечивать возможности получения образования в течение всей жизни за счет «накопления» квалификаций или их отдельных компонентов. Представляется, что такие интегрированные многоуровневые полифункциональные учебные заведения, благодаря их гибкости и «встроенности» в местную экономическую ситуацию, позволят наиболее оптимально использовать имеющиеся материальные и человеческие ресурсы.

4. В соответствии с Городской программой реорганизации профессионально-технического образования, разработанной Департаментом образования Правительства Москвы, произошло укрупнение образовательных учреждений среднего профессионального образования по 4 основным типам: политехнический колледж, строительный колледж, колледж по подготовке работников торговли, сферы услуг и бытового обслуживания и колледж, который будет готовить рабочих и специалистов среднего звена для малых и средних предприятий.

5. Вместе с тем в среднем профессиональном образовании усиливаются негативные процессы, вызванные противоречивостью законодательной и нормативной правовой базы, сужением самостоятельности и автономии образовательных учреждений, недостаточностью бюджетного финансирования, ограничениями внебюджетной деятельности через систему налогообложения, снижением качества педагогического, научного и материального потенциала, реорганизацией образовательных учреждений и переходом на новые организационно-правовые формы, неопределенностью вариантов финансирования и перспектив развития среднего профессионального образования в рамках проводимых экспериментов и общей реформы образования.

6. Кроме того, в связи с неблагоприятной демографической ситуацией в ближайшие 5 лет количество выпускников 9-х классов в городе Москве сократилось почти в 2 раза — с 113,9 тыс. в 2004 году до 66 тыс. в 2007 году.

Количество мест, предоставляемых ВУЗами для абитуриентов, уже в 2007 году превысит количество выпускников 11-х классов. Данная тенденция может привести к резкому сокращению числа учащихся, поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования на 26%, что повлечет за собой уменьшение притока квалифицированных рабочих кадров в городское хозяйство. Складывающаяся ситуация с контингентами обучающихся означает, что в сфере профессионального образования необходимо проведение серьезных структурных преобразований.

7. Как следствие, московское профессиональное образование значительно отстает от возрастающих требований динамично развивающегося мегаполиса. Структура подготавливаемых специалистов не соответствует потребностям городского хозяйства. Отсутствует четко сформулированный городской заказ и прогноз потребностей на рабочие кадры. Низкая заработная плата, общее падение престижности рабочих профессий, несогласованность объемов, профилей и уровня подготовки специалистов приводят к постоянно возрастающему дисбалансу спроса и предложения на рынке труда. За последнее десятилетие количество учреждений, осуществляющих подготовку рабочих кадров, сократилось на 20%, а объемы подготавливаемых молодых рабочих — в два раза.

8. Решения по модернизации образования должны быть направлены на восстановление ответственности и активной роли государства, на обеспечение необходимых бюджетных ресурсов и создание механизмов их эффективного использования. Признание приоритетности образования в государственной политике означает приоритетность вложения средств в сферу образования, обеспечение потенциала для решения социальных и экономических задач.

9. Федеральной целевой программой развития образования на 2006 — 2010 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2003 г. № 803, предусмотрены «переход на принципы подушевого финансирования», развитие нормативного подушевого финансирования как часть процесса внедрения новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования.

10. Норматив бюджетного финансирования образования, отражающий общественно необходимые затраты на текущие расходы образовательных учреждений на одного обучаемого в год на весь срок обучения в рамках требований государственного образовательного стандарта, должен стать основным законодательно утвержденным финансовым выражением государственного минимального социального стандарта в области образования.

11. Однако введение нормативов бюджетного финансирования образования не привело, как ожидалось, к развитию самостоятельности образовательных учреждений, поскольку жесткое штатное расписание и не менее жесткие сметы по ремонту помещений оставили руководителям образовательных учреждений совсем немного места для маневра средствами. Идея нормативного финансирования образовательных учреждений, при котором все средства выделялись бы «одной строкой», без указания целевого назначения, находится в полном противоречии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и казначейского исполнения бюджета, где все расходы расписаны по кодам бюджетной классификации, а переброска средств со статьи на статью требует четкого, документально оформленного обоснования.

В результате исследования и сделанных на этой основе выводов предлагаются следующие пути решения проблемы.

1. Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и регионального рынка труда. Важно на законодательном уровне разграничить полномочия между федеральным центром и регионами, что внесет четкость в систему законодательства и предотвратит возможные противоречия.

В этих целях в диссертации предложен перечень компетенций федерального и регионального органов управления средним профессиональным образованием.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» не может детально регламентировать распределение полномочий в системе управления образованием, учитывать специфику различных региональных и муниципальных образовательных системимеется достаточно много факторов, которые необходимо принимать во внимание. С целью устранения противоречий действующей нормативной правовой базы в диссертации представлены направления разработки региональной нормативной правовой базы.

3. Существующие профессиональные стандарты и квалификационные требования не в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам профессиональных образовательных учреждений. Наблюдается существенные различия между полученным образованием и требованиями, предъявляемыми к выпускникам сферой производства. В этих целях в диссертации обоснованы предложения к переработке существующих профессиональных стандартов и квалификационных требований.

4. В диссертации сформулированы основные признаки сформированной региональной системы среднего профессионального образования, к которым относятся: достаточно высокий уровень развития образовательной деятельности, позволяющий учебным заведениям удовлетворять образовательные потребности населения и экономики в режиме дифференциации образования с учётом местных условийналичие единого субъекта управления региональной системой образованиядостаточность ресурсного, в том числе финансового, обеспечения деятельности образовательных учреждений, направленной на социально-экономическое развитие региона.

5. Тенденция трансформации монопрофильных учебных заведений с отраслевой специализацией в многопрофильные в значительной мере повышает степень их адаптации к региональным условиям и образовательным запросам населения. Для развития этих тенденций в диссертации сформулированы основные положения и механизм создания ресурсных центров среднего профессионального образования.

6. Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий, направленных на внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования. В этих целях в диссертации обоснованы подходы к развитию государственно-общественной системы управления подготовкой рабочих кадров.

7. Отсутствие системы мониторинга потребностей и независимой оценки качества подготовки специалистов привело к несоответствию реальным потребностям рынка труда и социальным и карьерным ожиданиям молодежи, сохранению нерационального использования молодых специалистов по полученной специальности. В качестве непременной составляющей системной реализации поставленных задач необходимо наличие соответствующего мониторинга учреждений среднего профессионального образования. В этих целях в диссертации представлены подходы к организации мониторинга потребностей рынка труда в кадрах посредством независимой оценки качества образования, в том числе с участием работодателей.

8. Интеграция России в мировое образовательное пространство в соответствии с Болонским процессом столкнет две разные модели профессионального образования: система среднего профессионального образования, не всегда адаптированная к независимой оценке качества выпускников, может не выдержать конкуренции с западной системой профессионального образования, базирующейся на свободной торговле образовательными услугами, конкуренции между их поставщиками. Для повышения конкурентоспособности российского среднего профессионального образования в связи с вступлением России в Болонский процесс, в диссертации разработаны направления повышения качества профессионального образования.

9. Изучение социально-экономических проблем среднего профессионального образования и поиск эффективных методов управления им, в силу их сложности и многогранности, требует дальнейших исследования по ряду направлений, систематической коррекции полученных результатов, развития практики реализации поставленных задач.

К данным основным направлениям можно отнести: формирование ежегодного прогноза текущей и перспективной потребности экономики города в квалифицированных рабочих кадрах и переход на их подготовку на условиях городского заказаповышение качества подготовки кадров на основе интеграции начального и среднего профессионального образованияразвитие государственно-общественной системы управления подготовкой рабочих кадровобеспечение материально-технической и ресурсной оснащенности учреждений профессионального образованияусиление пропаганды рабочего труда и профессиональной ориентации молодежи на рабочие профессииобновление нормативно-правовой базы в части, касающейся инвестиционной привлекательности профессионального образования, создания единого образовательного пространстваобеспечение существенной модернизации материально-технической и ресурсной базы колледжейсоздание системы подготовки профессионально-педагогических кадров для учреждений профессионального образованияулучшение социальной поддержки и воспитания обучающихся колледжей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И., Александров С. А. Стратегия развития города. -М.: Экономика, 2000. 385 с.
  2. П.Ф. Среднее профессиональное образование: региональный аспект // Среднее профессиональное образование. 1995. № 2−3. — С. 2−3.
  3. П.Ф. Среднее профессиональное образование в России: период реформ // Среднее профессиональное образование. 1997. № 2. — С. 8−15.
  4. П.Ф., Коломенская A.J1. Среднее профессиональное образование в условиях регионализации образовательной системы // Регионология. -1998. № 1.-С. 89−95.
  5. П.Ф., Байденко В. И., Коломенская А. Л., Семушина Л. Г. Среднее профессиональное образование в России: период реформ. М.: НМЦ СПО Госкомвуза России, 1996. — 112 с.
  6. Артемьева J1.A. Проектирование региональной системы СПО в рыночных условиях. Казань: ИССО РАО, 1996. — 59 с.
  7. С.И., Чернышев АГ. Регион как политическое пространство // Свободная мысль. 1997. № 2. — С. 3−13.
  8. Бюджетное финансирование образования. Информационный бюллетень/ГУ-ВШЭ. -М, 2005.-С. 8.
  9. А.А. Предпринимательская деятельность учреждений профессионального образования. М.: НИИВО, 1996. — 93 с.
  10. В помощь руководителю колледжа. Сборник нормативно-правовых документов. М. УМЦ ПО, 2007 — 400
  11. А.И. Университеты в региональных экономических и управленческих структурах США, стран Западной Европы и Японии. -М.:НИИВО, 1994.- 128 с.
  12. Е.Б., Левин М. И. Затраты домохозяйств на образование детей и взрослых по результатам третьей волны мониторинга «Экономика образования» // Вопросы образования. 2005. № 2. — С. 296−313.
  13. В. М. Управление системой профессионального образования: Учебное пособие для руководителей учреждений профобразования, органов управления образованием /пер. с англ. Н. Н. Петров М.: ИРПО, 2001. -280с.
  14. А.Ю. Контроль в обучении учащихся и студентов системы профобразования. М.: УМЦ ПО ДОМ, 2207 62 с.
  15. JI.M., Забатурина И. Ю., Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Озерова O.K. Экономика образования в зеркале статистики: новые данные.- М.: ГУ-ВШЭ, 2005. 39 с.
  16. Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. -М., 1996.-275 с.
  17. Е.А. Анализ рынка образовательных услуг в современной России // Экономика образования. 2004. N 4. — С. 33−50.
  18. Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996. -246 с.
  19. Э.Д. Пути обновления и развития Российского образования на современном этапе. М.: 2005, 35 с.
  20. В.И. Экономика образования: проблемы и перспективы. М.: ИУО РАО, 1997.-210 с.
  21. В.М., Полилова О. П., Яценко В. Е. Роль, место и функции кадров со средним специальным образованием в народном хозяйстве. М., 1990. -140с.
  22. В.М. Образование, производство, рынок // Проблемы взаимодействия среднего профессионального образования и производства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: ИПР СПО, 2001. -С. 27−28.
  23. В.М., Новиков П. Н. Мониторинг и прогнозирование профессионального образования. -М.: РГАТИЗ, 1999. 115 с.
  24. История педагогики. Часть 1 / Под ред. Пискунова А. И. М.: ТЦ СФЕРА, 1998.- 192 с.
  25. История педагогики. Часть 2 / Под ред. Пискунова А. И. М.: ТЦ СФЕРА, 1998.-304 с.
  26. История среднего профессионального образования в России. М. Новь -2000 703 с.
  27. И.В. Финансово-экономическая база образования: состояние, проблемы перспективы: Монография. М.: НИИВО, 2001. — 272 с.
  28. И.В. Модели финансирования образования // Экономика образования. 2003. N 4. — С. 7−23.
  29. В. Советское пространство: конструкция и деструкция // Регионология. 1998. № 5. — С. 38−56.
  30. Н.В. Экономика образования России: итоги мониторинга. // Народное образование. 2005. — № 10.-С. 26−34.
  31. М.Д. Удовлетворенность работодателей качеством образования // Вопросы образования. 2005. № 1. — С. 264−275.
  32. Я.И. Образование в России: что мы можем сделать? // Учительская газета. 2005. 22 марта (N11). — С.14−15.
  33. В.И. Современная российская юридическая регионология // Регионология. -1997. № 3.-С.177.
  34. В.И. и др. Экономика Москвы и подготовка квалифицированных рабочих кадров. -М.: НИИРПО, 2004. 416 с.
  35. В.И. Управление российским образованием. Федеральные и региональные аспекты. -М.: НИИРПО, 2005. 464 с.
  36. В.И., Яблонский В. Б. Совершенствование управления территориальной образовательной системой: Организационно-экономические и информационные аспекты. -М.: НИИРПО, 2003. 368 с.
  37. А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: Автореф. дис. д-ра пед наук. М., 1997. — С. 3.
  38. С.Э. Образовательная технология учебных фирм в колледжах Москвы/Юбразовательные технологии в профшколе/Приложение к журналу «Профессиональное образование». М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2006. № 5 -45 с.
  39. С.Э. Педагогическая технология учебных фирм в колледжах Москвы // Современные инновации в профессиональном образовании: Сборник выступлений участников конференции. М.: НИИРПО- ООО «Агентство „Социальный проект“», 2006. — С. 115−119.
  40. Межбюджетные отношения в российском образовании: проблемы модернизации / И. В. Абанкина.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.- 248 с.
  41. Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях: Европейское образовательное пространство: от Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса. / Г. А. Лукичев. М.: Готика, 2004. — 384 с.
  42. Методическая служба колледжей в условиях модернизации образования. М. УМЦ ПО ДОМ, 2006- 109 с.
  43. Н.Н. Управление процессом внедрения эффективных педтехнологий в системе профессионального образования. М.: Издательский Центр АПО, 2001. — 168 с.
  44. Мониторинг экономики образования / Затраты домохозяйств на образование детей. Информационный бюллетень. М.: ГУ ВШЭ, 2005. -№ 5(13). — 56 с.
  45. Мониторинг экономики образования / Бюджетное финансирование образования. Информационный бюллетень. М.: ГУ ВШЭ, 2005. — № 4(12). -55 с.
  46. Мониторинг трудоустройства на предприятиях Москвы выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования: Метод, рекомендации. М.: НИИРПО, 2004. — 69 с.
  47. Московское образование в документах. Выпуск I-II. М. Центр «Школьная сила», 1999−2007 гг.
  48. М.М. Механизм привлечения внебюджетных доходов в образовательное учреждение. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия «Экономика образования», 2000, № 2. С. 384.
  49. Наука Москвы: Статистический сборник / Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы, Московский комитет по науке и технологиям. Вып. 3. — М.: ГУ-ВШЭ, 2005. — 444 с.
  50. Н.Н. Региональная экономика. М.: Экономика, 1975. — С.13.
  51. Т.Г. Основные принципы межбюджетных отношений // Финансы.- 2001. № 11. С. 32−35.
  52. М.В. Методика нормативного финансирования начального профессионального образования. Аналитический обзор. М.: Логос, 2006. -208 с.
  53. М.В. (в соавторстве). Регионализация профессионального образования: управление учреждениями профессионального образования. Руководство для работников региональных органов управления образованием. М.: Логос, 2006. — 168 с.
  54. М.В. Ресурсный центр как функциональная модель непрерывного профессионального образования. Методические рекомендации. М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2004. — 198 с.
  55. М.В. Модели и механизмы общественного участия в управлении профессиональным образованием. Сборник аналитических и методических материалов. М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2005. — 159 с.
  56. М.В. и др. Профессиональная компетентность: аспекты формирования. /Под ред. Г. В. Безюлевой. М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2005. -82 с.
  57. М.В. Нормативное финансирование довузовского профессионального образования: модели и механизмы. Методические рекомендации. М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2005. — 210 с.
  58. М.В. Методика нормативного финансирования начального профессионального образования. Аналитический обзор. М.: Логос, 2006. -208 с.
  59. М.В. и др. Регионализация профессионального образования: управление учреждениями профессионального образования. Руководство для работников региональных органов управления образованием. М.: Логос, 2006.-168 с.
  60. М.В. Нормативное финансирование довузовского профессионального образования: модели и механизмы. Методические рекомендации. М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2005. — 210 с.
  61. A.M. Профессиональное образование России / Перспективы развития. М.: ИЦПНПО РАО, 1997.- С. 38−39.
  62. A.M. Профессиональное образование России. М.: РАО, 1997. -253 с.
  63. П.Н., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование. М.: РГАТИЗ, 2000.-266 с.
  64. Образовательные и экономические стратегии образовательных учреждений среднего профессионального образования / Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. М.: ГУ ВШЭ, 2005. — № 2(10). -26 с.
  65. Образовательное законодательство государств-участников СНГ и стран Балтии / Под редакцией В. М. Сырых. М.: Готика, 2003. — 528 с.
  66. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации / Материалы к заседанию Правительства РФ. М.: 2004.
  67. Основные положения региональной политики в Российской Федерации// Регионология. 1996. № 2. — С. 1−18.
  68. A.M. Организационно-экономические основы деятельности системы профессионального образования. Региональный аспект. Н. Новгород: Ай-Кью, 1996.-144 с.
  69. И.С., Борисов А. С., Каплин Р. Е. Маркетинг профессионального самоопределения и профессиональной ориентации старшеклассников: анализ представлений о рынке труда учащихся 9−11 классов М.: ЦПОиММРТ, 1999.-60 с.
  70. В.М. Повышение эффективности управления региональной системой образования / Материалы научно-практической конференции. -Тула, 1994-С. 3−11.
  71. .Г. Реформирование профессиональной школы: история, опыт, проблемы. М.: Знание, 1994. — 235 с.
  72. А.Д. Демографическая база профессионального образования: современное состояние и перспективы до 2025 года // Вопросы статистики. -2006. № 3. С. 32−37.
  73. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ // Российская газета. -2005. N3754−25 апреля.
  74. Правовые проблемы модернизации образования / Т.В. Абанкина- И. А. Рожков.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.- 187 с.
  75. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.04.205 № 112 «Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования».
  76. Проблемы модернизации начального и среднего профессионального образования / Сборник научных трудов. / Ред. Вершинин С. И., Савина М. С. -М.: НИИРО, 2005 -88 с.
  77. Профильная школа Москвы: опыт, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции. М.: НИИРО, 2003. — 312 с.
  78. Профильное обучение в городе Москве: опыт, проблемы, перспективы. Матеиалы научно-практической конференции. М.: НИИРО, 2003. — 192 с.
  79. В.В. Национальные проекты на прямой линии: стенограф, отчет /В. Путин, Д. Медведев // Российская газета. 2006. № 125. -14 июня.
  80. Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся. М.: Ушк, 2007 380 с.
  81. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. № 4. — С. 67- 73.
  82. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».
  83. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1340-р «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 2010 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации.-2005. N37.
  84. Региональный центр довузовской подготовки. / М. Хусаинов и др. // Высшее образование в России. 2005. № 5. — С. 35−38.
  85. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб./ Госкомстат России. М., 1997. — 749 с.
  86. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб./ Госкомстат России. М., 2004. 720 с.
  87. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб./ Госкомстат России. М., 2005.-819 с.
  88. Российская система образования: состояние и перспективы. М. РАО, 2005 -56 с.
  89. Я.М. Сколько стоит образование в России? // Экономика образования. 2006. № 1. — С. 13−33.
  90. Я.М. Почему выбирают то или иное учебное заведение и для чего получают образование? // Народное образование. 2005. № 10. — С. 47−53.
  91. Е.А. Профессиональное обучение безработных граждан в системе начального профессионального образования. А-во. д. / д. М. 2001 35 с.
  92. Е.В., Давыдова Е. А. Начальное и среднее профессиональное образование: итоги мониторинга // Экономика образования. 2006. № 2. — С. 35−51.
  93. Е.В. Российское общее образование: мониторинговый взгляд на реализацию конституционных гарантий // Российский экономический журнал. 2005, № 9−10. — С. 57−67.
  94. Л.Г., Ярошенко Л. Г. Содержание и технологии обучения в среднем специальном учебном заведении. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
  95. В.И. Региональная экономика, управление, планирование. Л.: Лен. Фин.-экон. ин-т, 1982. — С. 3−8.
  96. В.П. Формирование профессиональных компетенций будущего педагога. М. МГОУ, 2007- 127 с.
  97. И.П. Теория профессионального образования. М.: НИИРПО, 2006. — 320 с.
  98. И.П., Тодосийчук А. В. Новый экономический механизм управления профессиональным образованием (Программа «Столичное образование 4) / Под научной ред. В. И. Лисова и В. А. Полякова. — М.: НИИРПО, 2006. — 39 с.
  99. Советский энциклопедический словарь. М., 1987. — С.111.
  100. Состояние и перспективы развития системы начального и среднего профессионального образования: Сборник научных статей /Под общ. ред. В. И. Лисова. М.: НИИРПО, 2006. — 92 с.
  101. Состояние Российского образования / Материалы заседания Государственного совета РФ 24.03.2006 г. М., 2006.
  102. Социология // Словарь-справочник. Т. 1. Социальная структура и социальные процессы. М.: Наука, 1990. — С.116.
  103. Социокультурная методология анализа российского общества. История как феномен культуры // Рубеж. 1996. № 9.- С. 34−41.
  104. Социокультурная методология развития российского общества. Специфика социокультурных исследований // Рубеж. 1996. № 5.- С. 55−69.
  105. Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. М.: NB Магистр», 1994. — 228 с.
  106. Стратегии учреждений профессионального образования: проблемы качества. Информационный бюллетень / Мониторинг экономики образования. М.: ГУ ВШЭ, 2006, № 4 (22). — 95 с.
  107. Столичное образование основа развития региона // Народное образование. — 1994. № 1.-С. 5−13.
  108. Стратегии учреждений профессионального образования на рынках образовательных услуг. Информационный бюллетень / Мониторинг экономики образования. -М.: ГУ ВШЭ, № 3(5), 2004 г. 95 с.
  109. А.И. Концепция региональной политики в области высшего образования // Университеты России: проблемы регионализации Ростов-на-Дону: РГУ, 1994.-С. 51.
  110. Схема развития и размещения производительных сил г. Москвы и Московской области на период до 2000 г. М.: ИЭП, 1987.- 38 с.
  111. Н.Г. Экономика образования и образовательная политика // Общественные науки и современность. 2003. N 4. — С. 29−36.
  112. .Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей, 1998. — 384 с.
  113. Указ президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» 3 июня 1996, № 803.
  114. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильчев. М., 1983.- С. 704.
  115. Фролова Н.К.К вопросу о межбюджетных отношениях в России // Финансы.- 2000. № 1.-С. 7−8.
  116. Н.П. Гуманистическая экономика. М.: Экономика, 2006.- 188 с.
  117. Н.П. Системные проблемы России. М.: Экономика, 2003. — 727 с.
  118. Федеральный закон от 03.11.06 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N45.
  119. Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп.).
  120. Г. А. Профессиональное образование и подготовка по рабочим профессиям в ФРГ. М.: Изд. Центр АПО, 2001- 72 с.
  121. Федотова Г. А.: Трудоустройство на предприятиях Москвы выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования. М: НИИРПО, 2004 — 39 с.
  122. Г. А. Болонско Копенгагенский процесс: интеграция России в международное образовательное пространство. — М.: НИИРПО, 2006.-36 с.
  123. Финансирование образования: организационно-правовые проблемы. / Сборник статей под редакцией А. Н. Козырина. М.: Центр образовательного законодательства, 2002. — 67 с.
  124. Формирование целевых региональных программ развития профессионального образования. Брянск: БГТУ, 2001. — 135 с.
  125. В.В. Экономические проблемы сферы образования. Т. 1, 2-Кострома, 1996. 410 с.
  126. Н.Г. Региональное управление и научно-технический прогресс. -Киев: Наукова думка, 1990. С. 129.
  127. Экономика образования в зеркале статистики: новые данные. Информационный бюллетень. -М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 13.
  128. Экономика образования в зеркале статистики: новые данные. Информационный бюллетень. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. — С. 8.
  129. Van derWendeM. Bologna is Not the Only City That Matters in European Higher Education Policy//International Higher Education.-2003. № 32. P.9−13.
Заполнить форму текущей работой