Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественный мир Аульдина Эльмесова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стиль подлинно талантливого художника слова характеризуется большой внутренней емкостью, способностью оказывать влияние на различные слои читателей как своего времени, так и последующих эпох. В этом отношении довольно трудно прогнозировать, будут ли востребованы широким кругом читателей произведения Эльмесова, тем более что эта участь не всегда постигает даже очень одаренных с точки зрения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Индивидуальный метод как исходное понятие в осмыслении художественного мира писателя (К постановке вопроса)
  • ГЛАВА II. Проблематико-художественная направленность повестей и рассказов А. Эльмесова
    • 2. 1. Аспекты отношения «человек и среда» («Старик и лошадь», «Меняющий образ»
    • 2. 2. История как фактор испытания личности («Холодные осени», «Мужество и человечность — близнецы»)
  • ГЛАВА III. Образно-философская концепция истории в романе
  • Орлы возвращаются в горы"
    • 3. 1. Принципы изобраэюения главных героев
  • Ъ.Ъ.Особенности типизации образов в контексте исторической действительности
    • 3. 3. Роль пейзаэ! са
  • ЪЛ.Точка зрения на события. Роль автора
  • Ъ.Ъ Художественное преломление духа эпохи в романе

Художественный мир Аульдина Эльмесова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аульдин Матуевич Эльмесов (1932 — 1997) вошел в кабардинскую литературу в 70-х годах прошлого столетия, — период, когда на пике популярности были имена теперь уже знаковых фигур северокавказской литературы — А. Кешокова, Ад. Шогенцукова, Ахм. Налоева, К. Эльгара, М. Кармокова и некоторых других.

Примечательно, что свой «исследовательский» путь Эльмесов начал не с гуманитарных областей знания, а с естественнонаучных. Профессиональный физик, он с 1950 г. до времени своей кончины работал в этой области, имел степень кандидата физико-математических наук. Подобная необычность творческого пути служит своеобразным фактором интереса к наследию названного автора. Эльмесову принадлежат незначительные опыты в поэзии, в детской литературе (сказки), основной же акцент его художнических исканий пришелся на прозу — рассказы, повести, роман.

Актуальность темы

исследования обусловливается прежде всего неизученностью творчества Эльмесова, его идейных и образных установок. Между тем, можно утверждать, что при несколько линейной трактовке событий и образов, трудно не заметить пронизывающее их острое ощущение эпохи, чувство времени, которое призывают к более детальному рассмотрению художественного наследия Аульдина Эльмесова. Мы в определенной степени пытаемся восполнить этот пробел.

Цели и задачи исследования. Цель настоящего диссертационного исследования состоит в изучении прозаического творчества А. Эльмесова с позиции его художнической индивидуальности, выяснения тематического направления его творчества и своеобразия мастерства. В связи с чем представляется необходимым решение следующих задач:

• выявить роль национальной художественной традиции в творчестве А. Эльмесова;

• исследовать проблематику его повестей и рассказов;

• ' изучить приемы художественной изобразительности, посредством которых раскрывается отношение «человек-среда»;

• рассмотреть систему образов и способы их типизации;

• рассмотреть проблемы историзма и попытаться приблизиться к мировоззренческим установкам писателя.

Научная новизна. В настоящем диссертационном исследовании впервые предпринята попытка монографического исследования творчества А.Эльмесова. Выявляется содержательный уровень его произведений, исследуются особенности поэтики, круг наиболее активно задействованных тем и мотивов, художественных приемов, ставших, на наш взгляд, определяющими для творчества данного автора.

Новизна диссертационной работы заключается еще и в том, что впервые объектом комплексного исследования стали произведения, не являвшиеся ранее объектом специального рассмотрения литературоведов.

Объект исследования. В качестве объекта исследования берется прозаическое творчество А. Эльмесова: опубликованные в разное время на страницах периодической печати и в отдельных изданиях рассказы, повести, а также его единственный роман — «Орлы возвращаются в горы» (1993).

Степень научной разработанности темы. Специальных монографических исследований, освещающих избранную нами тему, нет, что послужило главной причиной нашего обращения к творчеству Аульдина Эльмесова. Краткие сведения о творчестве данного автора отражены в биографическом справочнике «Кабардинские писатели» (Нальчик, 1999), отдельные стороны поэтики романа «Орлы возвращаются в горы» рассматриваются в статье П. Шевлокова «Рука об руку с историей» (1995).

Однако отдельные вопросы, соприкасающиеся с нашей темой, подробно разработаны А. Мусукаевой (Северокавказский роман. — Нальчик, 1993) — К. Султановым (Динамика жанра: Особенное и общее в опыте современного романа. — М., 1989), 3: Толгуровым (В контексте духовной общности. — Нальчик, 1991) — Ю. Тхагазитовым. (Адыгский роман. — Нальчик, 1987; Эволюция художественного сознания адыгов. — Нальчик, 1996) — К. Шаззо (Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. — Тбилиси, 1978). В перечисленных трудах особую ценность представляет рассмотрение вопросов историзма, художественной правды, роли творческой индивидуальности в северокавказском литературном процессе.

Методологической основой диссертационного исследования явились теоретические выводы, содержащиеся в трудах: Ю. Барабаша, Д. Лихачева, А. Федорова, М. Храпченко, А. Чичерина.

Также учтены работы северокавказских литературоведов: А. Гутова, А. Мусукаевой, К. Султанова, 3. Толгурова, К. Шаззо, У. Панеш, Ф. Урусбиевой, П. Шевлокова и многих других.

Основными методологическими принципами явились: историзм, системность, единство содержания и формы.

Базовые методы работы — культурно-исторический и типологический.

Теоретическая значимость диссертационного труда состоит в попытке системно-комплексного рассмотрения творчества А. Эльмесова. На основе его прозаических произведений осмысляется роль конкретной творческой индивидуальности в развитии кабардинской литературы, а также показывается отражение в отдельном художественном мире общих закономерностей развития северокавказской прозы.

Полученные результаты могут способствовать сравнительно-типологическому изучению прозаических жанров литератур Северного Кавказа и тем самым выявлению их национальных особенностей.

Практическая значимость. Выводы и основные положения работы могут быть использованы при чтении спецкурсов по истории литератур Северного Кавказа и проведении спецсеминаров по изучению поэтики и проблематики кабардинской литературы.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на расширенном заседании кафедры кабардинского языка и литературы Института филологии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова (январь 2008 г.), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова (февраль 2008 г.).

Основные положения диссертации отражены в четырех статьях, одна из которых опубликована в рецензируемом издании, рекомендованном ВАК.

Структура диссертации определена поставленными в ней целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Во введении отражены актуальность избранной темы, объект и предмет изучения, цель, задачи, научная новизнадается характеристика степени изученности выдвигаемых вопросовраскрывается теоретическая и практическая значимость избранной темы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подходя к обобщающей части нашего исследования, считаем важным вернуться к мысли о крайней сложности в оценке, определении значимости литературных творений, когда возникает необходимость вобрать в единый процесс те произведения, что продвинули литературную мысль, но не сказались непосредственно на текущем процессе. Некоторые произведения входят в литературный процесс лишь спустя определенное время, после их появления, однако уже в иной историко-литературной ситуации, с иным художественным эффектом. То же можно сказать о таком сложном явлении, как художественный мир писателя. В данной работе мы не ставили цель дать оценку творчества Аульдина Эльмесова, напротив, по возможности придерживались принципа констатации, выявления особенностей, характеризующих его творчество. Бесспорно то, что перед нами — органичная художественная система, обладающая своим узнаваемым «языком». Для нас было важно зафиксировать внимание на характерности, иной раз даже повторяемости тех или иных приемов, идей, в художественном мире названного автора.

Стиль подлинно талантливого художника слова характеризуется большой внутренней емкостью, способностью оказывать влияние на различные слои читателей как своего времени, так и последующих эпох. В этом отношении довольно трудно прогнозировать, будут ли востребованы широким кругом читателей произведения Эльмесова, тем более что эта участь не всегда постигает даже очень одаренных с точки зрения литературной критики писателей. Известно, что художественное произведение не всегда сразу находит своего читателя. Может пройти длительное время, прежде чем оно войдет в сферу живой читательской заинтересованности. Но для того, чтобы вызвать эту заинтересованность, произведение должно обладать определенными свойствами, относящимися столь же к системе образов, сколько и к его стилевой системе, оно должно обладать способностью вызывать эстетические эмоции.

У каждого художника есть свои художественные принципы изображения действительности. Они могут меняться в зависимости от замысла, жанра, от характера той реальной жизни, которая становится объектом изображения. Так, например, в повестях и рассказах Эльмесова тонкие психологические наблюдения принимают форму народных максим, которые исходят от лица автора или же вкладываются в уста героев. Не вдаваясь в подробный скрупулезный анализ, автор умеет несколькими четкими и точными штрихами, не нарушая ход повествования долгими отступлениями, представить мотивацию тех или иных человеческих поступков. В романе же «Орлы возвращаются в горы» он следует принципу изображения истории в ее бурном и драматическом движении, что в полной мере развертывает его предпочтение приемам типизации перед приемами индивидуализации.

Трудно не согласиться с тем, что «В системном изучении литературы решающее значение имеет правильное нахождение эстетической доминанты, одного или нескольких основных компонентов в той или иной художественной системе, будь то отдельное произведение искусства или все творчество писателя. Можно объявить эстетической доминантой сюжет произведения или поэтическую речь, идею или композицию — в любом случае важно определить, какое место занимает указанный элемент в данной эстетической системе» [20: 7].

Нравственные поиски, нравственные оценки присутствуют в художественном мире Эльмесова как самооценка героев и — шире — как нравственные стереотипы национального сознания. Наиболее продуктивной формой воплощения этих доминант в северокавказской литературе был и остается фольклор, его выразительные резервы активно задействуются Аульдином Эльмесовым.

Сложные соотношения общего и особенного в литературном произведении, взаимопроникновение основных принципов творческого метода, составляющих достояние всей литературы, и оригинального, неповторимого характера писательской личности — мировоззрения, психологического склада, национального жизневосприятия, темперамента — все это необходимо учитывать в анализе идейно-художественных поисков художника.

Согласно Д. С. Лихачеву, «изучая художественный стиль произведения, автора, направления, эпохи, следует обращать внимание прежде всего на то, каков тот мир, в который нас погружает произведение искусства, каково его время, пространство, социальная и материальная среда, каковы в нем законы психологии и движения идей, каковы те общие принципы, на основании которых все эти отдельные элементы связываются в единое художественное целое» [149: 87]. В данном случае важно отметить, что для произведений Эльмесова характерно очень плотное сращение бытописательства с социально — и философски-нравственной проблематикой, при этом основополагающим является, если можно так выразиться, социально-психологический анализ, иногда окрашенный тонкой эмоциональной нюансировкой.

Простая, «прозрачная» манера письма, четкость построения сюжета, отсутствие неожиданных поворотов и интригующих приемов художественности, небольшое количество действующих лиц — вот наиболее общие характеристики повестей и рассказов этого автора. Здесь практически не находится места утомительным философским отступлениям, ярким событиям, построение же фраз отличается большой ясностью и последовательностью.

Как заметил Н. Джусойты, «.установлено, что в. основе национальной самобытности творений художника лежит „характер самого предмета“ исследования — национальной действительности, а субъективным компонентом ее является „духовная индивидуальность“ писателя» [27]. Художественный мир Аульдина Эльмесова затрагивает весь комплекс проблем, являющийся животрепещущим для того этноса, к которому относится писатель. При этом мировоззренческие поиски осуществляются в разных плоскостях: проблема нравственного выбора, проблема взаимоотношения человека и общества, человека и истории, проблема судьбы, человеческого предназначения, соотношения нового и старого.

Эльмесов нигде не дает готовых ответов, он лишь настойчиво разыскивает в исследуемой действительности проявления гуманности, проявления тех универсальных ценностей, которые во все времена спасали людей всех народов от озлобления, утраты надежды и идеалов, и приобщает к своим поискам вдумчивого читателя. Возможно, по этой причине так высок в его произведениях удельный вес афоризмов, проносящих сквозь века свою мудрость.

Если обычно, рассматривая творчество отдельного автора, пытаются определить хотя бы некоторые признаки новой художественности, способной оказать воздействие на дальнейший ход литературного процесса, то в нашем случае можно сразу сказать, что творчество Эльмесова довольно далеко отстоит от каких-либо ярких открытий. Пожалуй, самое значимое в созданном им художественном мире — это та правда, которую он пытается показать читателю. При этом можно говорить не столько о стремлении раскрыть необычное в обычном, сколько о способности проникаться повседневностью, присматриваться к ходу привычных событий. Цель этого стремления — не упустить, увидеть, то, что является высшей ценностью в воссозданной здесь системе жизнеустройства — проявление человечности.

Поэтому можно предположить, что творчество А. Эльмесова, как и творчество многих его современников, будет оценено адекватно только с течением времени. На данный же момент художественный мир названного писателя органично вписывается в обобщенную национальную картину.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ч. Кабардинские писатели (на кабардинском языке). -Нальчик, 1999.-487 с.
  2. В.В. Советский философский роман. М., 1989. — 300 с.
  3. Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994. — 252 с.
  4. Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1987. — 384 с.
  5. С. Человек в его истории. Л., 1976. — 295 с.
  6. М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. — 336 с.
  7. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. — 318 с.
  8. .Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. — 96 с.
  9. Л. От богатырского эпоса к роману. — Черкесск: 1974. 288 с.
  10. Г. Художественный мир современной прозы. М., 1983. — 191 с.
  11. А.Н. Историческая поэтика. Л., 1989. — 404 с.
  12. Взаимодействие жанров в художественной системе писателя. М., 1982.-177 с.
  13. . И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1989.-253 с.
  14. В. Художественная концепция. Из опыта советской прозы 60−80-х годов. М., 1984. — 384 с.
  15. Всадник чести. Алим Кешоков: жизнь и творчество. Нальчик, 2003. -288 с.
  16. A.A., Гагаев П. А. Художественный текст как культурно-исторический феномен. Теория и практика прочтения. М., 2002. -184 с.
  17. Г. Д. Национальные образы мира. М., 1998. — 432 с.
  18. Г. Д. Образ в русской художественной культуре. М., 1981. — 247 с.
  19. Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968. — 302 с.
  20. А. Русский советский роман 60−80-х годов. М., 19 898. -202 с.
  21. A.B. Античная культура и современная наука.-М., 1985.-358 с.
  22. A.B. Уроки классики и современность. М., 1990. — 288 с.
  23. Т.Б. Маленький человек с большой буквы. Поэзия Северного Кавказа в контексте постмодернизма. Нальчик, 1994. — 210 с.
  24. A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. М., 1993. 198 с.
  25. A.M. Слово и культура. Нальчик, 2003. — 160 с.
  26. Н. Книга друзей. Нальчик, 2003. — 176 с.
  27. В. Проблемы реализма. Л., 1960. — 352 с.
  28. Е. Сюжет и действительность. -М., Советский писатель, 1976. -317с.
  29. Д. Художественные ориентиры XX века. М., 1988 — 416 с.
  30. Н. Б. Точка зрения: О прозе последних лет. М., 1988 — 424 с.
  31. С.Н. Диалог о культуре. JL, 1987. — 205 с.
  32. История русского советского романа. — М.- JL, 1965. 715 с.
  33. Р. Адыгский исторический роман. Нальчик, 1999. -116 с.
  34. X. В зеркале социальной жизни. Нальчик, 1980. — 256 с.
  35. JI.H. Кабардинская советская проза. Нальчик, 1962. — 148 с.
  36. .О. Творческая индивидуальность писателя. Л., 1960. -548 с.
  37. Ф.Ф. За все в ответе: Нравственные искания в современной прозе и методология критики. М., 1984. — 588 с.
  38. Культурная диаспора народов Кавказа. Генезис, проблемы изучения. -Черкесск: 1993.-206 с.
  39. С. Поэтика русского фольклора. М., 1981. — 223 с.
  40. Д.Ф. Проблемы теории социалистического реализма. М., 1978.-413 с.
  41. Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. 408 с.
  42. Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002. — 516с.
  43. Многонациональный советский роман. Закономерности развития современного романа. М., 1966. — 307 с.
  44. А.И., Першиц А. И. народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992. — 240 с.
  45. А.Х. Ответственность перед временем. — Нальчик, 1987. — 167 с.
  46. А.Х. Поиски и свершения. Нальчик, 1978. — 140 с.
  47. А.Х. Северокавказский роман. Нальчик, 1993. — 191 с.
  48. А.Х., Шетова P.A. Художественный мир Хачима Теунова. Нальчик, 2002. — 92 с.
  49. Н. Типологические особенности реализма. М., 1972. — 246 с.
  50. З.М. Послевоенная кабардинская поэзия. Нальчик, 1970. -153 с.
  51. З.М. Этюды по истории культуры адыгов. — Нальчик, 1985. — 270 с.
  52. В. Художественная правда и диалектика творчества. М., 1988.-495 с.
  53. Образ человека и индивидуальности художника в западном искусстве XX века. М., 1984.-е.
  54. В.Д. Богатство романа. М., 1976. — 368 с.
  55. В.Д. Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа. М., 1980. — 384 с.
  56. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л, 1986.
  57. В.Я. Морфология сказки. М., 1969. — 168 с.
  58. И. Эхо времени. Нальчик, 2000. — 168 с.
  59. Е.Ю. Время, писатель, стиль. М., 1983. — 320 с.
  60. А.Н. Теория стиля. М., 1968.
  61. Ю.И. Природа и человек. М., 1990. — 163 с.
  62. Средневековая Кабарда. Нальчик, 1994. — 237 с.
  63. К.К. Динамика жанра: Особенное и общее в опыте современного романа. -М., 1989. 153 с.
  64. . Исторические судьбы реализма. М., 1970. — 453 с.
  65. Текст: Семантика и структура. М., 1983. — 302 с.
  66. Теория метафоры. М., 1990. — 511 с.
  67. JI.A. Параллели и пересечения. Современная проза: герои, проблемы, конфликты. -М., 1984. 367 с.
  68. В.В. Пути художественного исследования личности. — Л., 1978.-309 с.
  69. Л.И. По воле истории. М., 1979. — 334 с.
  70. В.В. Пути художественного исследования личности. -Л., 1975.-191 с.
  71. З.Х. В контексте духовной общности. Нальчик, 1991. — 208 с.
  72. Ю.М. Адыгский роман. Нальчик, 1987. — 110с.
  73. Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. -Нальчик, 1996.-256 с.
  74. Ф. Портреты и проблемы. Нальчик, 1990. — 164 с.
  75. Ф. Путь к жанру. Нальчик, 1982.
  76. A.B. Язык и стиль художественного произведения.- М. -Л., 1963.- 131 с.
  77. Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время.- Рига, 1988. 456с.
  78. А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978. — 259 с.
  79. А.Х. Али Шогенцуков. Нальчик, 1958. — 100 с.
  80. Р. Адыгские просветители второй половины XIX начала XX века. Нальчик, 1963. — 184 с.
  81. Р.Х. Адыгские просветители второй половины XIX -начала XX века. Нальчик, 1983. — 244 с.
  82. М.Б. Горизонты художественного образа.-М., 1986 — 439 с.
  83. Художественный метод и творческая индивидуальность писателя. -М., 1964.-243 с.
  84. Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, 1987.- 156 с.
  85. A.A. Мифоэпическая традиция адыгов. Нальчик, 2004. -179 с.
  86. JI.M. В ритме эпохи. Нальчик, 1986.
  87. H.H. Позиция писателя и развитие романных форм. -Киев, 1990.-160 с.
  88. А.И. Ритм образа. М., 1973. — 219 с.
  89. A.A. Верность человеку труда: Проза 70−80-х гг. о рабочем классе: конфликты и герои. М., 1987. — 332 с.
  90. A.A. Измерения человечности: Нравственный выбор героя современной прозы. М., 1983. — 352 с.
  91. П. Избранные произведения (на кабардинском языке). -Нальчик, 1997. 560с.
  92. П. Правда жизни. Сборник статей. Нальчик, 1983.- 330 с.
  93. В.Б. О теории прозы. М., 1983. — 399 с.
  94. H.A. Лабиринты текста. Нальчик, 2002. — 224 с.
  95. А.Т. Адыгская мифология. Нальчик, 1982. — 196 с.
  96. М.Н. Природа, мир, тайник вселенной. М., 1990. — 304 с.
  97. Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. -Нальчик, 1999.-320 с.
  98. В.Л. Художественные искания современной прозы. -М., 1984.-64 с. 1.
  99. Г. Возвращение к пройденному: о композиционных особенностях русской прозы 20−30-х и 80−90-х гг. XX века // Филологические науки. 2003. — № 1. — С. 45−53.
  100. O.A. Множество авторских миров: из заметок о современной отечественной прозе // Книгочей. 1 полугодие. Часть 5. -1996.-С. 6−15.
  101. И.А. Подчиниться или погибнуть: парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века (Достоевский и Распутин) // Общественные науки и современность. 2002. — № 3.
  102. Х.Х. Одинокий всадник: к 70-летию Аульдина Эльмесова // Ошхамахо (на кабардинском языке). 2002. — № 6. — С. 61
  103. В. А., Колегаева И. М., Шевченко Н. Г., Тхор H. М. Ключевые и тематические слова в оригинале и переводе художественного произведения // Филологические науки. 1983. — № 4.- с. 54−69.
  104. И.В. Онтологические основы метафоры // Философские науки. 2003. — № 4. — С. 51−63.
  105. Ю.П. Текстообразующая функция символа в художественном произведении // Филологические науки. 2002. — № 2 с. 46−59.
  106. И. А. Функционально-семантическая классификация заглавий и их роль в организации текста // Филологические науки. -2002. № 2. — С. 59−69.
Заполнить форму текущей работой