Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Преодоление депрессивного состояния региональной экономики на основе реализации ресурсного потенциала агропромышленного комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Причинами неэффективности проводимой аграрной политики и осуществления бюджетной поддержки предприятий АПК депрессивных регионов являются: отсутствие механизма оценки взаимного влияния программных мероприятий, расходование средств без учета эффективности, экономической и социальной целесообразности мероприятий. Разделы бюджетной классификации не соответствуют применяемым программам и не отражают… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методические основы управления ресурсным потенциалом АПК в российских регионах
    • 1. 1. Особенности депрессивного региона как территориально-локализованной системы
    • 1. 2. Элементы системы управления агропромышленным производством в регионе
    • 1. 3. Условия повышения эффективности системы управления АПК в региональном хозяйстве
  • Глава 2. Преодоление кризиса предприятий АПК как фактор устойчивого социально-экономического развития депрессивного региона
    • 2. 1. Особенности функционирования депрессивного регионального образования
    • 2. 2. Роль агропромышленного комплекса в восстановлении устойчивых темпов развития территорий
    • 2. 3. Разработка и внедрение системы мониторинга отраслевого управления в рамках антикризисного менеджмента
  • Глава 3. Направления совершенствования системы регионального управления ресурсным потенциалом АПК
    • 3. 1. Формы и методы управления агропромышленным комплексом региона
    • 3. 2. Механизм совершенствования антикризисного управления с учетом отраслевых особенностей
    • 3. 3. Основные направления совершенствования системы регионального управления ресурсным потенциалом АПК

Преодоление депрессивного состояния региональной экономики на основе реализации ресурсного потенциала агропромышленного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из ведущих тенденций развития мирового сообщества на рубеже ХХ-ХХ1 вв. выступает качественное изменение тенденций территориального развития, выражающихся в активизации центробежных процессов, что формирует потребность в разработке и реализации новых подходов к содержанию региональной политики государства. Усиление уровня дифференциации национального экономического пространства обусловливает особую актуальность формирования адаптированных к реалиям постиндустриального этапа развития российского общества мер регионального регулирования, направленных на преодоление негативных последствий территориальной асимметрии для тех субъектов Федерации, которые в силу действия ряда экономических, институциональных, культурно-исторических, природно-климатических и иных факторов вошли в состав проблемных регионов. Без разработки действенной парадигмы государственного управления, учитывающей особенности дифференциации индикаторов регионального развития, не представляется возможным обеспечить устойчивость поступательной социально-экономической динамики национальной экономики в целом и ее элементов, а также воспроизводственную, отраслевую и пространственную сбалансированность хозяйства, его ориентированность на максимизацию социального результата.

Одной из ключевых причин активизации дезинтеграционных процессов выступает отсутствие комплексного подхода к решению проблемы формирования факторов поступательного развития депрессивных регионов, которая усугубляется неразработанностью понятийного аппарата и аналитического инструментария современной экономической науки применительно к проблемным территориальным образованиям, отсутствием единых критериев структурного упорядочения экономики федеративного государства с учетом особенностей территориальной организации. Внесение определенности в содержание экономической политики на уровне субфедеральных образований может быть обеспечено на основе учета масштабов мультипликационного эффекта развития профилирующих отраслей для динамики мезоэкономических показателей, что предполагает необходимость формирования региональной политики государства в соответствии с особенностями ресурсного потенциала отдельного субъекта хозяйствования, его роли в системе общественного разделения труда, а также содержания институциональной среды.

Ключевую роль в экономике ряда депрессивных регионов выполняет агропромышленный комплекс (АПК), как совокупность субъектов хозяйствования, связанных с производством продовольствия и предметов широкого потребления из сельскохозяйственного сырья и снабжением ими населения. Состояние предприятий АПК, динамика показателей их финансово-хозяйственной деятельности во многом определяют уровень жизни населения, эффективность функционирования системы национальной и региональной продовольственной безопасности, что приобретает особую значимость в условиях глобализации мировой экономики и вступления Российской Федерации (РФ) во Всемирную торговую организацию (ВТО). Уровень эффективности использования ресурсного потенциала предприятий АПК в значительной степени зависит от абсолютных и относительных преимуществ территории, для которой присущи особые агроклиматические условия, качественные и количественные параметры демографических и иных социальных условий. В этой связи для реализации потенциала АПК как точки роста региональной экономики необходимо формирование территориально адаптированной системы мер управления с учетом мероприятий по воспроизводству природно-ресурсного потенциала, сохранению уклада населения сельских территорий, охране окружающей среды. Особое место в решении указанных проблем принадлежит государственной поддержке предприятий АПК депрессивных регионов в целях их выхода на траекторию устойчивого развития.

За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на.

2008;2012 гг. был обеспечен рост продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов. В 2006;2011 гг. среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства, несмотря на неблагоприятный 2010 г., составили 4,4%, пищевых продуктов — 4,1%'. Таким образом, реализация проводимых государством мер позволила сформировать тенденции наращивания отечественного производства сельскохозяйственной продукции и укрепления финансового положения товаропроизводителей. Однако при этом значительных положительных сдвигов в экономическом развитии агропромышленного производства не произошло, что определяет необходимость дальнейшего развития государственного регулирования данного сектора регионального хозяйства. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования, ее значимость в практическом и теоретическом аспектах.

Степень изученности проблемы. Закономерности функционирования и развития региональных экономических систем представлены в работах В. Г. Алиева, Н. Г. Багаутдиновой, С. А. Васильева, В. А. Гневко, А. Г. Гранберга, C.B. Киселева, В. В. Кистанова, В. Н. Лексина, В. Е. Рохчина, И. Д. Тургель, А. Н. Швецова, Б. М. Штульберга и др. Исследования депрессивных («проблемных») территорий в экономике представлены в работах А. Д. Арзамасцева, Г. В. Было-ва, A.JI. Гапоненко, И. И. Егорова, A.M. Марголина, P.C. Сайфуллина, A.A. Смирнова, З. А. Хутыза, И. Н. Шургалиной и др.

Анализ закономерностей функционирования отдельных предприятий в условиях городской и сельской агломераций осуществлялось на основе теории использования пространства и теории размещения производства, освещенных в работах А. Вебера, П. Жоржа, У. Изарда, Р. Кантильона, В. Кристаллера, Г. Jlan-по, А. Леша, В. Лунхардта, И. Маергойза, М. Межевича, П. Мерлена, М. Портера, Й. фон Тюнена и др.

Механизм функционирования отдельных отраслей в процессе их модер

1 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008;2012 гг., утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.mcx.ru/documenls/document/v7shov/l 6834.342. htm свободный. Проверено на 1.07.2012. низации в условиях регионализации национального экономического пространства исследован в работах Л. И. Абалкина, Г. А. Аграната, П. И. Бурака, С. Д. Валентен, А. И. Вольского, М. Я. Гохберга, A.A. Джаримова, B.C. Золотарева, В. В. Ивантера, В. Г. Игнатова, А. Е. Карлика, Н. П. Кетовой, Н. Д. Кондратьева,.

B.Ы. Лаженцева, В. Н. Лексина, Г. П. Лузина, Д. С. Львова, H.H. Некрасова, О. С. Пчелинцева, A.A. Руденко, H.A. Садчикова, А. Г. Столбова, Е. Г. Чистякова, И.II. Шапкина, В. А. Шульги и др. Существенный вклад в решение проблемы управления отдельными субъектами хозяйствования с учетом особенностей внешней среды внесли И. Ансофф, С. Брю, Э. Долан, К. Кемпбелл, Л. Клейн, К. Обер-Криг и др.

На формирование предлагаемой в диссертации концепции развития аграрного производства оказали влияние результаты исследований таких отечественных ученых, как: С. Д. Ильенкова, Ю. Б. Королев, В. В. Кузнецов, В.З. Маз-лоев, И. А. Рождественская, А. Е. Романов, В. А. Удалов, Ф. К. Шакиров, А. Д. Шеремет и др.

Всестороннему исследованию проблем антикризисного управления в организациях сельского хозяйства, разработке и совершенствованию его механизмов посвящены труды многих ученых-экономистов, среди которых Е. А. Васильева, С. П. Гришаев, Е. П. Жарковская, Е. В. Калинина, B.C. Кокова, Е. А. Колиниченко, М. Г. Лапуста, Ф. Н. Мухаметгалиев, В. П. Павленко, В. В. Степанов, В. Н. Ткачев, М. В. Фомкина, Е. М. Шабалин, В. А. Шевченко и др. Научные труды указанных авторов позволили сформулировать направления оптимизации механизма антикризисного управления в предприятиях сельского хозяйства, разработать экономически устойчивую структуру предпринимательской деятельности в АПК региона.

На выработку концепции инновационного развития сельских территорий в значительной мере оказали результаты исследований отечественных ученых:

C.Н. Анисимова, В. П. Баранчеева, И. Н. Буздалова, В. П. Василенко, Е. А. Добрынина, А. Ю. Егорова, Б. С. Касаева, В. В. Котилко, A.B. Топилина, P.A. Фатхутдинова и др.

Научные груды вышеперечисленных авторов позволяют систематизировать механизм антикризисного управления в предприятиях сельского хозяйства в контексте решения проблем регионального развития. Вместе тем, в современной экономической науке отсутствует единый подход к проблемам развития АПК во взаимосвязи с учетом уровня развития регионального хозяйства, к определению роли предприятий АПК в преодолении диспропорций развития регионального экономического пространства, в обеспечении поступательной динамики сельских территорий и др. Все это делает необходимым проведение комплексного анализа направлений развития АПК как составной части региональной экономики.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертационной работы состоит в научном обосновании теоретико-методических подходов к содержанию механизма преодоления депрессивного состояния региональной экономики на основе использования ресурсного потенциала агропромышленного комплекса и в разработке практических рекомендаций, направленных на формирование системы мер регионального регулирующего воздействия на динамику показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий АПК.

Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:

1. Проанализировать особенности и выявить признаки депрессивного регионального хозяйства как территориально-локализованной системы.

2. Разработать теоретико-методический подход к содержанию стратегии развития депрессивного региона.

3. Сформулировать систему показателей эффективности реализации мер государственного управляющего воздействия в отношении региональной экономики.

4. Представить классификацию видов антикризисной стратегии в сельскохозяйственного предприятия во взаимосвязи с видом его генеральной и финансовой стратегий.

5. Выделить предупреждающие и опережающие функции антикризисного управления предприятиями АПК, адаптированные к особенностям внешней среды их функционирования в депрессивных регионах.

6. Разработать методический подход к содержанию механизма антикризисного управления в сельскохозяйственных предприятиях.

Теоретической и методологической основой диссертации являются фундаментальные положения современной экономической науки, труды представителей отечественных и зарубежных экономических школ и направлений, посвященные проблемам регионального управления, стратегического планирования и управления, территориальной организации экономики, а также проблемам функционирования АПК и сельских территорий.

Методологическая основа исследования представлена комплексом фундаментальных методов научного познания, в частности, принципами диалектического единства качественной и количественной оценки, системным и комплексным подходами, индукции и дедукции. Всесторонний анализ аграрного производства в рамках региональной экономики предопределил многоаспектный характер методологии исследования, необходимость использования ряда специфических методов и приемов, взаимно дополняющих друг друга и позволяющих в полной мере раскрыть сущность изучаемых категорий, а именно: методы системного, логического, структурного и статистического анализа, социально-экономического программирования и прогнозирования и др. Инструментально-методический аппарат исследования включает методы многомерного экономико-статистического анализа, расчетно-конструктивные, экспертных оценок, многокритериальные методы оценки и др.

Информационной базой исследования послужили сведения федеральных органов государственной статистики РФ и их территориальных управлений, статистических органов зарубежных государств, данные Всемирного банка, Европейского совета по селам и малым городам (ЕСОУАБТ), Российского комитета по селам и малым городам, Российского союза промышленников и предпринимателей, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл (РМЭ), Ассоциации региональных банков России, специализированных аналитических зарубежных компаний — Standard&Poors, Dun and Bradstreet, Рейтингового агентства «Эксперт РА» и др. В процессе подготовки работы в качестве информационных источников были использованы монографии, коллективные работы, публикации в периодической печати, материалы научно-практических конференций, парламентских слушаний, информационные ресурсы всемирной сети Интернет и др.

Нормативно-правовую базу представляют законодательные акты и подзаконные документы по вопросам регулирования социально-экономических отношений в Российской Федерации и ее регионах и др., а именно: Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008;2012 гг., Государственная программа по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013;2020 гг. и др.

Содержание диссертационного исследования соответствует требованиям п. 1. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (1.2. АПК и сельское хозяйство): 1.2.41. Планирование и управление агропромышленным комплексом, предприятиями и отраслями АПК и п. 3 Региональная экономика: 3.14. Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионовмониторинг экономического и социального развития регионов- 3.16. Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и оценка эффективности региональной экономической политики в Российской Федерации, федеральных округах, субъектах Федерации и муниципальных образованиях Паспорта ВАК России специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством».

Научная новизна результатов исследования состоит в обосновании комплекса теоретико-методических положений относительно содержания механизма преодоления депрессивного состояния региональной экономики на основе использования ресурсного потенциала агропромышленного комплекса и в разработке практических рекомендаций, направленных на формирование системы мер регионального регулирующего воздействия на динамику показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий АПК, что конкретизируется в следующих положениях:

По области исследования «Региональная экономика»:

1. Обоснована трактовка депрессивного региона как территориалыю-локализованной системы, в составе ресурсного потенциала которой отсутствует инновационная составляющая, что обусловливает воспроизводство доиндуст-риального и индустриального типов мезоэкономической системы, препятствует формированию точек роста под влиянием рыночных сигналов и предопределяет необходимость проведения мер государственного управляющего воздействия, адаптированных к отраслевой и воспроизводственной структуре региональной экономики и учитывающих его принадлежность к выделенным типам проблемных региональных образований.

2. Разработан теоретико-методический подход к содержанию стратегии развития депрессивного региона, основанный на принципе поэтапности реализации управленческих решений, зависимости их содержания и длительности реализации от состояния территориально-отраслевых пропорций, а именно: стратегия индустриализации в условиях преобладания доли сельскохозяйственной продукции в общем объеме ВРП и кризисного состояния АПКстратегия интенсификации в условиях увеличения доли обрабатывающих производств в общем объеме ВРП при сохранении приоритетных позиций сельского хозяйства и выхода предприятий АПК из кризисастратегия ресурсосбережения в условиях устойчивого роста доли обрабатывающих производств в общем объеме ВРП при сохранении значительной доли сельскохозяйственной продукции и устойчивого развития предприятий АПКрыночная стратегия в условиях формирования точек роста регионального экономического пространства, представленных устойчиво развивающимися предприятиями АПКстратегия наукоемкого производства в условиях ориентации предприятий АПК на общенациональный и мировой рынок и инициации ими инноваций в смежных и вспомогательных сферах экономической деятельности, а также представлена методика оценки эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий, основанная на оценке бюджетной эффективности региональных расходов.

3. Определена система показателей эффективности реализации мер управляющего воздействия в отношении региональной экономики, которая основана на учете отраслевой структуры регионального хозяйства, потенциала трансформации точек роста в зоны опережающего развития и включает показатели полноты и эффективности использования средств регионального бюджета, а также результативности целевых государственных программ в АПК региона.

По области исследования «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (АПК и сельское хозяйство)»:

4. Представлена классификация видов антикризисной стратегии сельскохозяйственного предприятия (ускоренный рост финансового потенциала, обеспечение эффективного распределения и использования финансовых ресурсов, формирование достаточного уровня финансовой безопасности) во взаимосвязи с видом его генеральной стратегии (стратегия ускоренного роста, стратегия ограниченного роста, стратегия сокращения соответственно) и финансовой стратегии (стратегия финансовой поддержки ускоренного роста, стратегия финансового обеспечения ограниченного роста, стратегия финансовой безопасности).

5. Выделены предупреждающие и опережающие функции антикризисного управления, адаптированные к особенностям внешней среды функционирования предприятий АПК депрессивных регионов, что позволило сформулировать целевой ориентир антикризисного менеджмента, который заключается в формировании внешних и внутренних факторов, обеспечивающих реализацию ресурсного потенциала АПК, устойчивое развитие субъектов хозяйствования, формирование механизмов саморегулирования (стабилизации и равновесия) внешней среды в целях комплексного решения экономических, социальных и экологических проблем с использованием инструментов финансового и хозяйственного оздоровления.

6. Разработан методический подход к содержанию механизма антикризисного управления в сельскохозяйственных предприятиях, основанный на сочетании долгосрочных прогнозов и оперативных краткосрочных стабилизирующих управленческих решений с использованием инструментов государственно-частного партнерства, ориентированных на восстановление устойчивого развития субъектов хозяйствования при любых возмущениях внешней и внутренней среды как способности системы к расширенному воспроизводству, сохранению природного потенциала и сохранению в долгосрочном периоде способности удовлетворять растущие потребности населения региона и государства в целом.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основные научные положения и выводы могут быть использованы в ходе развития теоретико-методической базы исследования инструментов регионального регулирования отдельных секторов мезоэкономической системытеоретической основой разработки региональных социально-экономических программ, направленных на поддержку сельскохозяйственных производителей и сельских территорий, а также методических указаний, используемых в ходе разработки антикризисных мероприятий, проводимых отдельными предприятиями АПКнеобходимыми для использования в учебном процессе в преподавании курсов «Региональная экономика», «Антикризисное управление», «Экономика сельского хозяйства», а также при разработке спецкурсов по проблемам государственного регулирования экономики.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на международных, всероссийских, межрегиональных, межвузовских научно-практических и научно-методических конференциях в 2009;2012 гг.: международной научно-практической конференции «Мировая экономика и социум: от кризиса до кризиса» (Саратов, 2009), межрегиональной научно-практической конференции «Инновационная модель развития экономики» (Йошкар-Ола, 2011) и др. Имеется 9 публикаций по теме диссертации общим объемом 2,7 п.л. (авт. — 2,4 пл.), в том числе 3 статьи в журналах «Научные труды вольного экономического общества России», «Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция (РИСК)», «Современные проблемы науки и образования», которые входят в реестр журналов, рекомендованных ВАК России для опубликования материалов по кандидатским и докторским диссертациям.

Разработанные практические рекомендации внедрены и используются в деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл (РМЭ), а также в учебном процессе ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», что подтверждено справкой о внедрении.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающей 154 наименования, и приложений.

Заключение

.

Специфика развития российской экономики отрицает использование традиционных теоретических подходов к раскрытию экономического содержания понятия «депрессивный регион». В депрессивном состоянии может находиться экономика региона, обладающего собственными ресурсами для его преодоления, а причиной депрессии чаще всего является неэффективное управление. «Депрессивный регион" — это субъект Российской Федерации, в котором имеется кадровый, инфраструктурный, природно-климатический, научно-технический потенциал, однако в динамике лет темпы роста основных показателей социально-экономического развития, в том числе и интегрального, ниже чем в среднем по стране, или установленного норматива.

Не смотря на различия в типологиях регионов, а также в методиках отнесения региона к тому или иному типу, в Приволжском федеральном округе в любом случае республики Татарстан и Башкортостан, Пермский край и Самарская область, характеризуются как регионы с высоким уровнем развития. 9 субъектов округа в любой классификации подпадают под категорию депрессивных, а Ульяновская область отмечена как субъект, где состояние депрессив-ности имеет наиболее тяжелые последствия.

Инструментами развития аграрного сектора депрессивного региона являются:

— развитие вертикальной кооперации, позволяющей увязать в единое целое интересы всех звеньев АПК и повысить долю сельхозпредприятий в цене готовой продукции. Предложенный механизм создания кооперативного объединения, что на практике позволило использовать потенциал территории, повысить конкурентоспособность и эффективность продукции АПК, увеличить налоговые поступления в бюджетную систему, решить социальные проблемы граждан;

— развитие интеграции, как переход на новый, более прогрессивный уровень хозяйствования в отрасли. Интегрированные объединения исключают необходимость постоянных бюджетных ассигнований, что особенно важно для депрессивных территорий. Анализ вариантов развития интеграционных процессов позволил выделить те категории производств, где интеграция будет обеспечивать наибольший эффект, плюсы и минусы интеграции, препятствия для ее развития в депрессивном регионе;

— стимулирование производства в малых формах хозяйствования и улучшение их взаимодействия с коллективными предприятиями. Определена роль малых форм хозяйствования в развитии аграрного сектора депрессивных регионов, а также варианты преобразования ЛПХ и их развития.

Территориальное стратегическое планирование развития аграрного сектора в депрессивных регионах должно быть основано на построении долгосрочных прогнозов: экономического, научно-технического, социально-демографического, экологического. Получение количественных оценок влияния разноуровневых факторов на объект анализа позволяет повысить качество стратегических планов и объективность принимаемых решений. Выявление взаимозависимостей дает возможность прогнозировать развитие аграрного сектора при изменении характеристик объекта исследования. Результаты корреляционно-регрессионного анализа внутренней и внешней среды функционирования АПК депрессивного региона и региона-лидера федерального округа позволяют установить специфику и формы зависимости развития аграрного сектора регионов от факторов влияния.

Механизм реализации стратегии развития аграрного сектора требует совершенствования по направлениям: управление стратегическим развитием аграрного секторазаконодательство по реализации стратегийпрограммно-целевой метод планирования в аграрном сектореинформационно-методическое обеспечение реализациисистема стратегического планирования развития аграрного секторамеханизм согласования стратегиифинансовые и налоговые механизмы реализации стратегии.

В существующей методологии нет различий в подходах к постановке целей для успешно развивающихся и депрессивных регионов. Стратегию развития аграрного сектора региона следует рассматривать как единый региональный инвестиционный проект, однако система требований к инвестиционным проектам в депрессивном регионе должна быть дополнена показателями уровня занятости, качества жизни населения, эффективности функционирования экономики территории, эффективности продуктового обмена и межрегиональных отношений. С помощью системы целевых индикаторов упрощается работа по формированию «бюджета развития» аграрного сектора. Предложено составление карты стратегии, где на основе взаимосвязанных целей обозначается стратегия развития отрасли, муниципального образования, региона, федерального округа, взаимодействие этих стратегий со стратегией страны. В результате будет достигнуто понимание, какие цели и в какой степени выполняются, где требуются дополнительные ресурсы, а где они достаточны и излишни.

Методологической ошибкой реализации инвестиционной политики в депрессивных регионах является ориентация экономических показателей на получение максимума экономического эффекта в целевых программах. Целями должны являться осуществление структурной перестройки аграрной экономики, обеспечение полного и эффективного использования имеющегося природно-климатического, производственного и социального потенциала, формирование системы инвестиционной привлекательности, системное использование ресурсов региона на направлениях, имеющих приоритетное значение для аграрного сектора. Предложенная методика выявления общего эффекта от реализации стратегических мероприятий основана на определении экспертным образом эталонной динамики состояния аграрного сектора, отдельных его отраслей, где каждому показателю соответствует определенный ранг. Фактические показатели сравниваются с эталонными, степень соответствия рядов измеряется статистическими коэффициентами и характеризует эффективность управления аграрным сектором территории.

Причинами неэффективности проводимой аграрной политики и осуществления бюджетной поддержки предприятий АПК депрессивных регионов являются: отсутствие механизма оценки взаимного влияния программных мероприятий, расходование средств без учета эффективности, экономической и социальной целесообразности мероприятий. Разделы бюджетной классификации не соответствуют применяемым программам и не отражают количества средств, израсходованных на ту или иную меру поддержки, поэтому оценка эффективности расходования средств затруднена. Необходимо детализировать бюджетные классификаторы, увеличи ть прозрачность бюджета. Особенно важно сделать это в отношении региональных бюджетов, так как из них осуществляется основная часть поддержки. Одной из проблем сельхозпроизводителей является низкий платежеспособный спрос на их продукцию, а в депрессивном регионе эта проблема усиливается, поэтому государственная поддержка должна быть направлена, прежде всего, на расширение возможностей сбыта продукции, в т. ч. за счет кооперации.

В качестве мер нормативно-правового характера по стимулированию ускоренного развития аграрного сектора депрессивного региона необходимо:

— внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, чтобы органы местного самоуправления обладали информацией по налогоплательщикам, что позволит повысить эффективность местного самоуправления, развивать механизм частно-государственного партнерства и ставить долгосрочные задачи развития;

— подготовить методические рекомендации и указания по процедурным вопросам при проведении торгов, аукционов, при размещении закупок другими способами, уточнить порядок взаимодействия заказчиков и уполномоченных органов на этапах подготовки конкурсных документов и проведения торгов;

— развитие ипотечного кредитования под залог сельскохозяйственных угодий. Банковские структуры готовы принять данную форму кредитования, все необходимые для ее функционирования субъекты в регионах сформированы. Со стороны региональной власти необходимо завершить межевание земель и принять законодательные акты, регулирующие ипотеку в регионе;

— в соответствии со ст. 32 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления вправе координировать участие хозяйствующих субъектов в социально-экономическом развитии муниципального образования. Размер платы за ресурсы и услуги может быть предметом договора между муниципалитетом и организацией, в зависимости от вклада последней в преодоление территорией состояния депрессивности.

Сущность эффективной структурной перестройки в аграрном секторе депрессивных территорий заключается в преобразовании структуры, обеспечивая повышение эффективности местного хозяйственного комплекса, улучшение на этой основе качества жизни населения. В качестве типовых предлагается система приоритетов в соответствии с изменениями структур экономики АПК: отраслевой, товарной, экспортно-импортной, собственности, кадровой, пространственной.

В депрессивном регионе обеспечение ускоренного развития аграрного сектора требует совершенствования политики кадрового обеспечения структурных изменений. На основе разработанной территориальной схемы распределения кадровых ресурсов и анализа демографической ситуации, занятости населения и перспектив рынка труда определена база, на которую может опираться региональный рынок труда АПК в перспективе, ключевые задачи и проблемы занятости в АПК, а предложения по решению проблем кадрового обеспечения структурных изменений разделены по направлениям: разработка механизма распределения человеческого капитала по территории региона, устранение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, повышение качества рабочей силы, приоритет занятости молодежи и развитие социальной инфраструктуры на селе.

В депрессивных регионах есть внутренние и внешние резервы повышения эффективности хозяйствования в аграрном секторе, «точки роста», которые необходимо правильно определить и использовать: развитие кадрового потенциалаформирование наукоемкой экономики инновационно-инвестиционного развитияреализация социальной политики, направленной на сближение и повышение качества жизни и условий трудовой деятельности городского и сельского населенияповышение эффективности использования ресурсов, востребованных в АПКразвитие и совершенствование инфраструктурысовершенствование развития поселенийсовершенствование системы и повышение качества управления аграрным сектором.

Использование выявленных региональных «точек роста» позволит достичь основной стратегической цели развития аграрного сектора, которая заключается в поддержании таких ресурсных пропорций производственной системы, которые обеспечивали бы устойчивое развитие предприятий отрасли, воспроизводство всей системы и ее структурных элементов в долгосрочной перспективе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru.
  2. Об утверждении ставок субсидий на поддержку развития растениеводства, повышения плодородия почв на 2010 год: приказ Минсельхоза Республики Марий Эл от 27 апреля 2010 г. № 130. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://portal.mari.ru.
  3. А. Политика цен и воздействие на экономические процессы /А. Алклычев//Экономист. 2002. -№ 5. С. 12−15.
  4. А., Макин Г. Региональный продовольственный рынок: проблемы формирования и развития / А. Алтухов, Г. Макин //М.: ЭКМОС, 2001. -162 с.
  5. А. О стратегии развития аграрной сферы / А. Амосов // Экономист. 2009. — № 9. — С. 50−55.
  6. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2003.-423 с.
  7. A.A. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы / A.A. Анфиногентова, О. В. Ермолова, H.A. Киреева и др.- под ред. A.A. Анфиногентовой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. — 244 с.
  8. , А.Д. Государственное регулирование экономического исоциального развития АПК / А. Д. Арзамасцев, Д. Л. Напольских, Е. И. Гордеева // Вестник МарГТУ. Сер.: Экономика и управление. 2010. — № 1. — С. 3−15
  9. А.Д., Родионова Е. В. / А.Д. Арзамасцев, Е. В. Родионова // Вестник Томского государственного университета. 2010. — № 324. — С. 257−263
  10. Э.Б., Стиглиц Д. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ, под ред. Л. Л. Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995.- 832 с
  11. Н.Г. Анализ и особенности оценки эффективности использования субсидий в сельском хозяйстве / Н. Г. Барышников, Д. Ю. Самыгин // Аудит и финансовый анализ. 2009. — № 5 — с.5−7.
  12. Н.Г. Методология анализа использования бюджетных средств в сельском хозяйстве/Н.Г. Барышников, Д. Ю. Самыгин, Ю. С. Зарькова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2010. — № 8 (70) — С. 101−107.
  13. Г. В. Проблемы развития сельского хозяйства и механизм их разрешения / Г. В. Беспахотный // Аграрный вестник Урала. 2009.- № 7(49). -С. 4−7.
  14. Г. В., Барышников Н. Г., Кошолкина Л. А. Государственная поддержка сельского хозяйства (анализ действующей системы и обоснование ее изменений)/ Г. В. Беспахотный, Н. Г. Барышников, Л. А. Кошолкина.- М.: ВНИЭТУСХ, 2007.- 177 с.
  15. Г. В. Антикризисная политика в сельском хозяйстве / Г. В. Беспахотный // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. — № 7. — С. 24−27.
  16. Г. В. Организационно-экономические модели бюджетной поддержки сельского хозяйства / Г. В. Беспахотный // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 1. — С. 11−13.
  17. И.А. Антикризисное финансовое управление предприятием / И. А. Бланк. К.: Эльга, 2007 — 672 с.
  18. В.Р., Румянцева Е. Е., Дадалко В. А. Прдовольственная безопасность СИГ: выбор альтернативы на пороге XXI века / В. Р. Боев, Е. Е. Румянцева, В. А. Дадалко. М.: Мн.: Амрита-Маркетинг-Менеджмент, 1998. — 444 с.
  19. H.A. Формирование и функционирование механизма стабилизации аграрного рынка / H.A. Борхунов // АПК: экономика и управление. -2002.-№ 5.-С.36−41.
  20. H.A. Государственная поддержка развития сельского хозяйства на предстоящую пятилетку / Н. Г. Борхунов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. № 10. — С. 1−3.
  21. И. Сельское хозяйство как приоритетное направление господдержки /И.С. Буздалов // АПК: экономика, управление. 2010. — № 4. — С. 312.
  22. И. Особенности кредитных отношений в аграрном секторе /И. Воробьев //АПК: экономика и управление. 2001. — № 10. — С.49−53.
  23. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2007 г. Т. 2. Субъекты Российской Федерации. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2008.
  24. В. Система регулирования регионального рынка животноводческой продукции /В. Гайдук // АПК: экономика и управление. 1999. — № 6.- С. 13−19.
  25. В. М, Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. В 2-х томах. Институт «Экономическая школа» / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. — Санкт- Петербург. — 2004. — 324 с.
  26. А. Аграрная политика Швеции роль государства в регулировании рыночных отношений / А. Гетман // АПК: экономика, управление. — 2002. -№ 8.-С.41−47.
  27. И. Ценовые аспекты государственного регулирования экономики АПК / И. Глазунова // АПК: экономика, управление. 2001. — № 1 -С.35−42.
  28. М. Научные основы формирования регионального продовольственного рынка/ М. Головатюк. Новосибирск, 1999. — 186 с.
  29. A.B. Обеспечение продовольственной безопасности России /A.B. Гордеев //АГЖ: экономика, управление. 1998. -№ 8 — С.3−12.
  30. A.B. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства / A.B. Гордеев // Экономист. 2002. — № 6. — С.20−25.
  31. Н. Финансовая стратегия / Н. Горецкая //Финансовый директор, 2008, № 11 С. 23−44.
  32. Государственное регулирование экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. / Кушлин В. И. общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 834 с.
  33. А. Основы региональной экономики / Гранберг. М., 2000.495 с.
  34. В. Толковый словарь живого Великорусского языка /В. Даль. -М.: Русский язык, 1980. 431 с.
  35. В. Государственное регулирование агропромышленного производства / В. Добрынин. М. 2000. — 315с.
  36. В.А. Методологические аспекты высокотехнологичного устойчивого развития АПК /В.А. Ефремов // Вестник ОрелГАУ. Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2008. — № 6(9).- С. 32−34.
  37. Е. Показатели государственной ценовой поддержки аграрного сектора / Е. Жоголева // Вестник РАСХН. 1999. — № 3. — С.71−72.
  38. Е. Приоритеты аграрной политики / Е. Жоголева // АПК: экономика, управление. 2002. — № 3. — С.20−25.
  39. С. Дотации и компенсации: методика стимулирования эффективности аграрного производства / С. Заика // Экономика аграрных и перерабатывающих предприятий. 1999. -№ 12. — С.37−41.
  40. В. Управление инновационной деятельностью в аграрном секторе / В. Закшевский // АПК: экономика, управление. 2010. — N 7. — С. 19
  41. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент / А. Т. Зуб. М.: АспектПресс, 2008.-319с.
  42. В. Принципы финансирования агропромышленного производства /В. Иванова // Экономика аграрных и перерабатывающих предприятий. -2002. -№ 1.-С.25−29.
  43. О.В. Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства на уровне региона: на примере Архангельской области: Автореф. дис. канд. экон. наук. / О. В. Иконникова. Санкт-Петербург-Пушкин, 2009. 23 с.
  44. , Л. Франчайзинг как способ ведения бизнеса в Росиии / Л. Ишина, Г. Пономаренко. М.: Экономика, 2009. — 224 с.
  45. В. Агробизнес в России и присоединение к ВТО / В. Клюкач // АПК: экономика, управление. 2003. — № 12. — С. 11−14.
  46. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. Залесского В. В. М.: Издательство г-на Тихомирова М. Ю., 2006.-134 с.
  47. Концепция долгосрочного социально-экономического развития агропромышленного комплекса РФ на период до 2020 года. М.: ВНИИЭСХ, 2010.- Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru
  48. А.И. Территориальная дифференциация сельскохозяйственного производства: вопросы методологии и теории / А. И. Костяев СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.-240 с.
  49. А.И., Тимофеев М. У. Национальная и региональная продовольственная безопасность /А.И. Костяев, М. У. Тимофеев // Региональная экономика: стабилизация и развитие: Сб. науч. труд. Т.1. — М.: ВНИЭТУСХ, 2000. -С. 500−517.
  50. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Ф. Котлер. М.: «Ростин-тэр», 1996.-704 с.
  51. Э.Н. Прогноз развития агропродовольственного сектора России до 2030 года / Э. Н. Крылатых // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 9. — С. 8 -12.
  52. В.В. Ещё раз о роли государства в формировании эффективного сельского хозяйства /В.В.Кузнецов // Аграрный вестник Урала. 2010. -№ 2 (68).-С. 12−14.
  53. В., Гарькавый В., Гайворонская Н. Регулирование аграрного производства на региональном уровне: необходимость, механизм и методика /В. Кузнецов, В. Гарькавый, Н. Гайворонская. Ростов-На-Дону. — 2000. — С.42
  54. Ю. Экономический механизм в комплексе факторов экономического развития аграрного сектора / 10. Курматов // АПК: экономика, управление. 2002. — № 8. — С.30−34.
  55. А.Б. Поддержка сельского хозяйства: системность и эффективность / А. Б. Кцоев // Аграрный вестник Урала. 2010.- № 12(66). — С.25−28.
  56. , И. Франчайзинг по-русски. Мифы и реальность / И. Лебедев.-М.: Вектор, 2009, — 160 с.
  57. В.И. Развитие капитализма в России /В.И. Ленин // Поли. собр. соч. изд. 5-ое. М.: Политиздат, 1971.-791 с.
  58. В.З. Планирование эффективной государственной поддержки сельхозпредприятий / В. З. Мазлоев, А. Б. Кцоев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — № 4. -С. 6−8.
  59. К. Капитал. Критика политической экономии. Том I. Книга I. Процесс производства капитала / К. Маркс М.: Политиздат, 1969. — 907 с.
  60. В. Особенности кредитования аграрной сферы экономики. Агропромышленная политика и вступление России в ВТО /В. Маслова М.: «Энциклопедия российских деревень», ВИАПИ. 2003. — с.213−215.
  61. Методологические принципы составления базовых таблиц «затраты -выпуск» и их информационное обеспечение Электронный ресурс. Режим доступа: URL: ttp://wvvw.gks.ru.
  62. B.B. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: проблемы и пути решения / В. В. Милосердов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. — № 2. — С. 5−9.
  63. Министерство сельского хозяйства России. Официальный сайт. -Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.mcx.ru.
  64. Г., Куин Дж. Б., Гошал С. Школа стратегий. Пер. с англ. / Г. Минцбург, ДЖ.Б. Куин, С. Гошал. — Спб.: «Питер», 2001.—-336 с.
  65. А. Совершенствование внутрихозяйственных производственно-финансовых отношений в с.-х. предприятиях / А. Михалев // ПК: экономика, управление. 2001. — № 2. — С.47−50.
  66. Г. Н. Организационно-экономический механизм регулирования земельных отношений па региональном и муниципальном уровнях / Г. Ы. Никонова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. — № 1. — С. 40 — 41.
  67. Основные проблемы экономической статики и динамики: Предварит, эскиз / Подгог. Иванов В. В., Ковалева М.С.- АН СССР. Ин-т социологии. Ко-мис. по науч. наследию Н. Д. Кондратьева. М.: Наука, 1991. — 570 с.
  68. Отчеты о реализации регионального проекта. Электронный ресурс. -Режим доступа: URL: http://aris.mari.ru.
  69. Е. Государственное регулирование аграрного сектора / Е. Певзнер // АПК: экономика и управление. 2002. — № 5. — С.70−73.
  70. A.B. Госпрограмма развития сельского хозяйства и агро-экономическая наука /A.B. Петриков // Экономика сельского хозяйства России. 2010. — № 3.-С. 17−20.
  71. A.B. Современная аграрная политика и ее влияние на социальную структуру деревни /A.B. Петриков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. — № 7. — С. 14−18.
  72. С. Совершенствование механизмов бюджетного финансирования с.-х. производства / С. Платонова // Экономика с.-х. России 2000 -№ 11 -С.15.
  73. В. В., Ногин В. Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач / В. В. Подиновский, В. Д. Ногин. М.: Наука, 1982.
  74. P.A. Антикризисное управление / Р. А. Попов. — М.: «Высшая школа», 2003. — с. 429.
  75. М. Конкуренция/ М. Портер. М.: Деловая книга, 2000.- 654с.
  76. .И. Обеспечить поддержку сельского хозяйства / Б. И. Пошкус // Экономика сельского хозяйства России. 2010. — № 4. — С. 17−25.
  77. Проект Стратегии инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 годаЭлектронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.vniiesh.ru/news/9519.html.
  78. П., Любимов В. Государственное регулирование агропро-довольственного комплекса / П. Радугин, В. Любимов // АПК: экономика, управление. 1999. -№ 7.-С. 15−24.
  79. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2010: Стат. сб. / Росстат. — М., 2010. — 396 с.
  80. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2010: Стат. сб. / Росстат. — М., 2010. — 375 с.
  81. Н. Совершенствование финансово-кредитных взаимоотношений / Н. Резников // АПК: экономика, управление. 2001. — № 10. — С.57−61.
  82. Д. Начала политической экономии (отдельные главы) // Классика экономической мысли /Д. Риккардо. М: Эксмо-Пресс, 2000. — 479 с.
  83. Россия в цифрах. 2010: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2010. — 525 с.
  84. Россия в цифрах. 2010: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2010. — 558 с.
  85. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник / Г. В. Савицкая. 3-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2003. -696с.
  86. Е. Региональные аспекты аграрной политики / Е. Савченко // АПК: экономика, управление.- 2000. № 2. — С. 11−15.
  87. А. Опыт государственного регулирования в аграрном секторе Соединенных Штатах Америки / А. Сагайдак // АПК: экономика, управление." 2002. № 8. — С.22−29.
  88. Сведения о параметрах реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» Электронный ресурс. -Режим доступа: URL: http://www.mcx.ru
  89. В. Новый курс аграрной политики / В. Семенов // Экономист. 1999. -№ 1.-С. 12−16.
  90. А. Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства /А. Семин // АПК: Экономика, управление 2000. -№ 11.-С. 36−43.
  91. А., Сергеев А. Формирование системы государственного регулирования мясопродуктового рынка Агропромышленная политика и вступление России в ВТО / А. Сергеева, А. Сергеев. М.: «Энциклопедия российских деревень», ВИАПИ. — 2003. — С.268−269.
  92. А. Индикативное планирование в аграрном секторе / А. Серков М.: Ин-формагробизнес. 2000. — 161 с.
  93. Е. Аграрная экономика / Е. Серова. М.: ГУ ВШЭ. — 2000. — 475 с.
  94. Е., Храмова И., Мелюхина О, Тарасов А., Карлова П. Повышение эффективности использования бюджетных средств в АПК России / Е. Серова, И. Храмова, О. Мелюхина, А. Тарасов, П. Карлова // Бюллетень Центра АПЭ. 2001. — № 1(7).- 169 с.
  95. В., Попов И. Стратегия аграрных преобразований: государственное регулирование рыночных отношений / В. Сидоренко, И. Попов // АПК: экономика, управление. 1999. — № 3. — С. 25−32.
  96. С.Н. Совершенствование механизма бюджетного финансирования организаций сельского хозяйства /С.Н. Скориков // Российское предпринимательство. Научно-информационный журнал. М.: Креативная экономика. — 2010.-№ 10(1).-С. 143−148.
  97. Совершенствование системы управления АПК в современных условиях/ Под ред. Н. Ф. Вернигор. Новосибирск, 2001. — 141с.
  98. С.А. Франчайзинг: коммерческая концессия / С. А. Соснова,
  99. E.H. Васильева. M.: Академкнига, 2008. — 375 с.
  100. М. Договор франчайзинга: правовые основы, учет и налоги / М. Стажкова. М.: Налог-инфо, 2010. — 80 с.
  101. Статистические материалы и результаты исследований развития агропромышленного производства России. М.: Россельхозакадемия, 2010.
  102. Статистический ежегодник «Республика Марий Эл» Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл Йошкар-Ола, 2010. — 427с.
  103. Статистический ежегодник «Республика Марий Эл» /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл Йошкар-Ола, 2010.-401 с.
  104. Статистический ежегодник «Республика Марий Эл» Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл Йошкар-Ола, 2009. — 339 с.
  105. М. Экономическая сущность понятия конкурентоспособности предприятия. Агропромышленная политика и вступление России в ВТО /М. Стеколыцикова. М.:"Энциклопедия российских деревень", ВИАГГИ — 2003. — С.241−244.
  106. , С. мл. Франчайзинг / Стивен С.-мл., Роберт М. Р., Сью Б. -М.: Вильяме, 2009. -384 с.
  107. Стиглиц Джозеф Макро и микроэкономические стратегии для России. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.r-reforms.ru/indexpub 173 .htm82
  108. Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл: постан. Правительства Республики Марий Эл от 31.08. 2008 г. № 214. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://portal.mari.
  109. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / Под редакцией д.э.н., профессора Г. Б. Клейнера. М.: Наука, 2002. — 448с.
  110. М.Ф. Проблемы развития аграрного сектора региона / М. Ф. Сычев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.2010. № 3(7).-С. 55−65.
  111. А. Итоги и перспективы реформы в АПК России / А. Ткач // АПК: экономика, управление. 2001. — № 4. — С. 21−26.
  112. И.Г. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства России И.Г. Ушачев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. — № 3. — С. 1−9.
  113. Федеральная служба государственной статистики РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: Официальный сайт. — URL: http://gks.ru.
  114. П., Нечаев. В. Совершенствование организации управления / П. Федорчук, В.Нечаев // АПК: экономика, управление. 1999. -№ 3 — С. 19−25.
  115. А. Кредитный потенциал аграрного производства / А. Хицков // АПК: экономика, управление. 2001. — № 12. — С. 42−46.
  116. А. Совершенствовать системы кредитования аграрного сектора / А. Хицков // АПК: экономика и управление. 1999. — № 1. — С. 15−11.
  117. О. Развитие оптовых продовольственных рынков в регионе. Агропромышленная политика и вступление России в ВТО / О. Чарыкова. М.: «Энциклопедия российских деревень», ВИАПИ. — 2003. — С.264−265.
  118. A.A. Инновационная деятельность в агробизнесе: состояние и проблемы / A.A. Черняев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. — № 11. — С. 1 -4.
  119. Экономическая энциклопедия / Под ред. Абалкина Л. И. М.: Экономика, 2001.- 1056 с.
  120. Д.Б. Рыночный фундаментализм и аграрная политика в России / Д. Б. Эпштейн //АПК: экономика, управление. 2010. — № 7. — С. 47 — 56
Заполнить форму текущей работой