Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ данных контрольного эксперимента показал положительные изменения в характеристиках навыков рисунка пейзажа у двух подгрупп студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа, прошедших обучение: у студентов подгруппы, А уровень сформированности навыков рисунка пейзажа повысился с низкого (4) до среднего (2). Уровень сформированности навыков рисунка пейзажа… Читать ещё >

Содержание

  • Введение стр
  • Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РИСУНКА ПЕЙЗАЖА И ЕГО МЕСТО В СТРУКТУРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
    • 1. 1. Взгляды педагогов, художников, искусствоведов на рисунок пейзажа
    • 1. 2. Рисунок пейзажа как компонент учебной дисциплины «Рисунок» в аспекте исторического развития
  • Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА СТУДЕНТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО — ГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
    • 2. 1. Теоретические положения констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Организация констатирующего эксперимента й характеристика испытуемых
    • 2. 3. Анализ констатирующего эксперимента
    • 2. 4. Обсуждение и
  • выводы констатирующего эксперимента
  • Глава 3. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РИСУНКА ПЕЙЗАЖА У СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ^ ОТДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
    • 3. 1. Исходные положения формирующего эксперимента
    • 3. 2. Организация формирующего эксперимента
    • 3. 3. Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов художественно-графического отделения педагогического колледжа
    • 3. 4. Контрольный эксперимент
  • Ф< ВЫВОДЫ

Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное исследование посвящено изучению особенностей выполнения рисунка пейзажа с натуры студентами 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа на начальном этапе обучения и разработки наиболее эффективных путей педагогической работы по формированию навыков рисунка пейзажа в условиях пленэра.

ПРОБЛЕМА И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ. В период активной социально-экономической и нравственной трансформации нашего общества возникает необходимость улучшения содержания, форм и методов профессиональной подготовки специалистов как для общеобразовательных, так и средних специальных учебных заведений. В этом направлении эффективность подготовки специалистов на художественно-графическом отделении педагогического колледжа зависит от подбора комплекса современных и традиционных форм и методов обучения, адекватных особенностям контингента учащихся.

Следует учесть, что становление и развитие художника-педагога происходит в том случае, когда в основе обучения лежит система, в которую входит формирование базовых навыков изобразительной деятельности на начальном этапе обучения и, в частности, формирование основополагающих навыков рисунка как основы изобразительной деятельности.

Рассматривая проблему формирования навыков рисунка в процессе выполнения рисунка пейзажа на пленэре как важное условие профессиональной подготовки будущих художников-педагогов, мы считаем, что усиление личностной ориентации, индивидуализации обучения, вариативность содержания учебного материала, деятельностный подход, использование методов обучения, адекватных особенностям контингента студентов сделает ее качественно лучше. В этой связи актуальной становится проблема формирования основополагающих навыков рисунка на начальном этапе обучения на ХГО педколледжа, которая требует к себе пристального внимания и нуждается в изучении и разработке оптимальных путей и форм обучения для повышения профессионального уровня будущих художников-педагогов.

Особое место в профессиональной подготовке студентов на художественно-графическом отделении педколледжа занимает практика в условиях пленэра, и, в частности, рисунок пейзажа с натуры, формирующей определенное отношение к миру за счет эстетического воздействия природы, более широкого ознакомления с предметным миром, исследования его морфологии, изучения различных приемов выполнения рисунка пейзажа.

Овладение технологией и операциями по выполнению рисунка пейзажа, ознакомление с изобразительными возможностями графических материалов, изучение последовательности выполнения рисунка пейзажа различной сложности является важным составляющим компонентом обучения студентов ХГО педколледжа. Освоение различных приемов работы над рисунком пейзажа помогает найти наиболее приемлемый для каждого студента изобразительный язык, увеличивая арсенал изобразительных средств, что создаст базу для дальнейшего развития навыков рисунка на последующих этапах обучения.

При этом успех обучения зависит от того, сможет ли педагог сформировать мотивационно-потребностный компонент (заинтересовать студентов этим видом работ), оценочный компонент (способность к адекватной оценке графических работ мастеров изобразительного искусства и учебных рисунков), операциональный компонент (комплекс приемов и операций по выполнению рисунка пейзажа), структурный компонент (наличие последовательности и единства всех этапов работы).

В ходе исследования мы опирались на классические и современный труды педагогов, искусствоведов, художников, методистов, психологов, в которых раскрывается педагогическая ценность учебных занятий, включающих в себя задания, направленные на формирование компонентов графической изобразительной деятельности с различных позиций: с точки зрения техники рисунка, изучения роли композиции, наблюдательной перспективы в пейзаже, с позиции формирования творческого компонента, с точки зрения эстетического воспитания и т. д. (О.А.Авсиян, А. Д. Алехин, П. К. Анохин, А. О. Барщ, Г. В. Беда, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Д. Н. Кардовский, В. С. Кузин, Г. Г. Поспелов, Н. Н. Ростовцев, Г. Б. Смирнов, Н. М. Сокольникова, Б. А. Соловьева, А. Е. Терентьев, Е. В. Шорохов и др.).

Обучение академическому рисунку занимает важное место в системе подготовки художников-педагогов. Эта дисциплина считается основой художественного образования студентов, без которой невозможно полноценное овладение комплексом профессиональных знаний и навыков (В.П.Зинченко, Н. Н. Ростовцев, А. В. Свешников и т. д.).

Известно, что навыки рисунка складываются в процессе деятельности, под влиянием обучения, воспитания и различных Ц объективных условий, проходя различные этапы становления и развития от непроизвольных действий к умениям и навыкам. По мнению Н. Н. Ростовцева (1973г.), обучение рисунку пейзажа имеет большое значение в формировании различных компонентов графической деятельности, так как в процессе рисования пейзажа решаются как «научно-аналитические», так и художественных задачи.

Как показали исследования исторического аспекта развития методов обучения рисунку (Н.Н.Ростовцев, 1983), рисунок пейзажа, как правило, выполняется в конце курса обучения академическому рисунку, следовательно, является этапом, на котором происходит обобщение и синтез имеющихся знаний и умений, и условием дальнейшего развития профессиональных навыков на последующих ступенях обучения.

Теоретические положения Л. С. Выготского, В. С. Кузина и др. о возможности становления различных психических функций в деятельности, определяют возможности развития компонентов графической деятельности у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в процессе формирования навыков рисунка пейзажа в условиях пленэра.

Вместе с тем, специальных исследований, посвященных формированию навыков рисунка у студентов художественно-графического отделения педколледжа в процессе выполнения рисунка пейзажа недостаточно.

Актуальность исследования проблемы формирования навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа определяется тем, что эти навыки являются неотъемлемым компонентом различных форм графической деятельности художника-педагога. Особенно значимым становится формирование графических навыков на первом году обучения специальности, так как именно в этот период закладываются основы мастерства будущего преподавателя изобразительного искусства (Н.Н.Ростовцев, Г. Б. Смирнов, Н. М. Сокольникова, Б. А. Соловьева, А. Е. Терентьев и др.).

Недостаточная изученность графической деятельности студентов на начальном этапе обучения на художественно-графическом отделении педагогического колледжа не позволяет создать целостного представления об особенностях формирования профессиональных навыков в этот период обучения. Это, в свою очередь, негативно сказывается на построении процесса обучения и снижает эффективность обучения рисунку, являющемуся основой изобразительной грамотности, затрудняет процесс приобретения профессиональной подготовки студентов.

Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность определили тему диссертационного исследования: «Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэра», основной задачей которого является определение путей и содержания обучения рисунку пейзажа на пленэре, которые позволят сделать процесс формирования навыков рисунка более эффективным.

ЦЕЛЬЮ исследования является разработка и экспериментальная проверка путей формирования у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа навыков рисунка при выполнении рисунка пейзажа с натуры в условиях пленэра.

ОБЪЕКТОМ исследования является учебная и художественная деятельность студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа на занятиях в условиях пленэра.

ПРЕДМЕТОМ исследования — процесс формирования основополагающих навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса ХГО педколледжа в процессе выполнения рисунка пейзажа на занятиях в условиях пленэра.

В основу исследования была положена ГИПОТЕЗА: формирование базовых навыков рисунка у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в процессе выполнения рисунка пейзажа на пленэре будет более эффективным, если в обучении используется личностно-дифференцированный подход, предусматривающий:

— вариативное содержание учебного материала;

— индивидуальную и фронтальную формы организации обучения в комплексе;

— деятельностный подход в обучении;

— использование методики, адекватной особенностям контингента студентов.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие.

ЗАДАЧИ исследования:

1. Провести анализ литературы по проблеме исследования.

2. Разработать методику исследования навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса ХГО педагогического колледжа в условиях занятий на пленэре.

3. Выявить особенности выполнения рисунка пейзажа у студентов 1 курса ХГО педколледжа.

4. Разработать направления, содержание и технологию педагогической работы по формированию навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса ХГО педколледжа на занятиях в условиях пленэра и осуществить их апробацию.

5. Проверить эффективность предложенного содержания методики формирования навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса ХГО педколледжа.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются: ^ ведущие положения искусствоведения, истории, теории и методики обучения изобразительному искусствуположения психологии и педагогики: о деятельностном подходе в развитии психических процессов, о соотношении «зоны актуального и ближайшего развития», современные психолого-педагогические исследования, указывающие на взаимосвязь, взаимообусловленность и целостность процессов обучения, воспитания и ^ развития личности, на специфику художественного восприятия и отражения в изобразительном искусстве.

МЕТОДЫ исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов: теоретический анализ общей и специальной искусствоведческой, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследованиянаблюдение за студентами в процессе учебно-художественной деятельностианализ результатов графической деятельности студентов (выполненные графические листы) и произведений художниковпедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) — качественный и количественный анализ (статистическая обработка) экспериментальных данных.

ОРГАНИЗАЦИЯ исследования. Опытно-экспериментальная работа велась в период с 1996 по 1999 гг. на базе художественно-графического отделения Московского педагогического колледжа № 16. В экспериментальном исследовании участвовало 120 студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа.

На первом этапе (1996;1997гг.) определялась тема исследования, обоснование ее актуальности. В этот период анализировалась литература, посвященная художественному образованию, выявлялась роль навыков рисунка в обучении изобразительному искусству. Определялась методология исследования и разрабатывалась его методика, была выдвинута гипотеза, намечены цели, задачи, методы исследования, определялось содержание констатирующего эксперимента.

На втором этапе (1997;1998гг.) отрабатывалась технология и содержание обучающего эксперимента, проводился констатирующий эксперимент.

На третьем этапе (1998;1999гг.) проводились обучающий и контрольный эксперименты, систематизировались и обобщались результаты теоретического и экспериментального исследования, проводился статистический анализ полученных данных.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования состоит в том, что в нем разработана методика диагностики особенностей графической деятельности студентов ХГО педколледжа и эффективная методическая система обучения, при которой происходит формирование базовых навыков рисунка у студентов при выполнении ими рисунка пейзажа на пленэре.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в следующем:

— обоснована необходимость и возможность формирования базовых навыков рисунка у студентов первого курса ХГО педколледжа в процессе выполнения рисунка пейзажа на пленэре: формирование мотивационного компонента, оценочного отношения к графической деятельности, основных теоретических знаний и понятий из области перспективы и композиции в пейзаже, основных операций и приемов выполнения рисунка пейзажа, соблюдение последовательности и единства этапов работы над рисунком пейзажа на любом уровне сложностивыявлены закономерности формирования навыков рисунка у студентов с различными уровнями подготовленности (учащихся, имеющих подготовку по предметам изобразительного цикла в рамках программы общеобразовательной школы, и учащихся, посещавших художественные школы, ИЗО-студии, подготовительные курсы и т. п.) — разработана методика определения уровня сформированное&tradeнавыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа в условиях пленэраразработана и научно обоснована эффективная методика формирования навыков рисунка у студентов 1 курса ХГО педколледжа в процессе выполнения рисунка пейзажа на пленэре: формирование мотивационного и оценочного компонентов изобразительной деятельности, овладение приемами работы материалами и средствами рисунка в соответствии с законами наблюдательной перспективы и композиции при выполнении набросков, зарисовок и законченного рисунка пейзажа.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что его результаты используются на практических занятиях в условиях пленэра, материалы диссертации могут служить основой для коррекции и оптимизации прежних методик работы со студентами ХГО педколледжа в ходе освоения практических дисциплин — рисунка, перспективы, композиции. Разработанная и экспериментально проверенная методика обучения студентов ХГО педколледжа рисунку пейзажа реально способствует повышению эффективности формирования навыков рисунка и более качественному усвоению материала. Разработанные методические и наглядные пособия используются преподавателями в процессе проведения учебных занятий, факультативов, кружков по изобразительному искусству, в научно-методической работе кафедры рисунка и предметно-цикловой комиссии специальных дисциплин.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ следующие основные положения:

1. Комплексное преподавание рисунка пейзажа рассматривается как один из важных компонентов системы профессиональной подготовки будущих художников-педагогов, открывающее новые возможности формирования основополагающих навыков изобразительной деятельности.

2. Эффективность формирования базовых навыков рисунка в процессе выполнения рисунка пейзажа в условиях пленэра обеспечивается личностно-дифференцированным подходом, включающим в себя вариативность содержания обучения, индивидуальную форму организации учебной деятельности, в комплексе с фронтальной, формирование основных навыков в процессе практической деятельности, использование методов, адекватных особенностям контингента студентов.

АПРОБАЦИЯ и ВНЕДРЕНИЕ результатов диссертационного исследования^—педагогической работы, проводимой в Московском педагогическом колледже № 16- на заседании кафедры рисунка МГОПУ (1999) — на научной конференции, посвященной вопросам профессионального образования (МГОПУ, 1996) — на семинаре для зам. директоров средних специальных учебных заведений (МПК № 16, 1998). Материалы исследования использовались на практических занятиях по рисунку в рамках программы по практике «Пленэр» со студентами МГОПУ в 1997 г. и со студентами МПК № 16 в 1996/99гг., а также апробировались в установочных лекциях и семинарах по дисциплине «Рисунок» для студентов МГОПУ (1997) и МПК № 16 (1993/99). Материалы диссертации опубликованы: в программе по практике «Пленэр» для студентов художественно-графического отделения педагогического колледжа (специальность «Изобразительное искусство и черчение», государственный стандарт повышенного уровня), М., 2000 г.- статьях: «Рисунок в структуре школы Баухауза», М., 1997; «Из истории развития графики», М., 1999; «Композиция при рисовании с натуры», М., 1999.

ДОСТОВЕРНОСТЬ и ОБОСНОВАННОСТЬ полученных результатов обеспечивается совокупностью исходных методологических и теоретических положений исследования, использованием современных достижений педагогики, применением комплекса взаимодополняющих методик, адекватных целям, задачам и логике исследованиясоразмерным сочетанием качественного и количественного анализа экспериментальной работыопытно-экспериментальной проверкой гипотезы и методикиреализацией результатов исследования в системе обучения академическому рисунку на художественно-графическом отделении педагогического колледжа.

СТРУКТУРА и ОБЪЕМ работы. Диссертация состоит из введения, трех.

ВЫВОДЫ.

Зафиксированные в контрольном опыте положительные изменения в СР навыках рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественнографического отделения педагогического колледжа, происшедшие под влиянием целенаправленного педагогического воздействия, позволяют говорить о наличии достаточных возможностей для формирования высокого уровня навыков рисунка у студентов изучаемой категории.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать ^ следующие выводы:

1. У студентов 1 курса художественно-графического отделения недостаточно развиты операциональный, структурный и мотивационный компоненты графической деятельности.

2. Навыки рисунка студентов изучаемой категории, проявляющиеся в рисунке пейзажа в условиях пленэра, характеризуются следующими особенностями: слабое владение основными графическими материалами и средствами линейного и тонального рисунканедостаточные знания в области композиции и перспективы и неумение использовать эти знания при выполнении рисунка пейзажа, а также отсутствие методической последовательности при выполнении рисунка пейзажа любой сложности и продолжительности и отсутствие внутренней профессиональной позиции, проявляющейся в неосознанности действий, «механическом» перерисовывании натуры.

3. Группа студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа по уровню сформированности навыков рисунка пейзажа неоднородна.

4. В системе педагогической работы на пленэре возможно формирование навыков рисунка пейзажа, обеспечивающих положительную динамику в развитии графических навыков у студентов изучаемой категории.

5. Педагогическая работа по формированию навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа может осуществляться по следующим направлениям: формирование мотивационно-потребностного компонента, интереса к учебной изобразительной деятельности в условиях пленэра, обогащение эмоционально-чувственного и художественного опыта, совершенствование восприятия, развитие профессионального (композиционного, пространственного, аконстантного) видения как основы для формирования профессиональных изобразительных (графических) навыкововладение в доступной форме элементами техники рисунка и приемами использования закономерностей и правил композиции и перспективы в рисунке различной сложности, — как в набросках и зарисовках, так и в законченном реалистическом рисунке (формирование операционального и структурного компонента графической деятельности) — формирование комбинаторных способностей и овладение способами самостоятельной работы в условиях пленэра.

6. В ходе обучения возможно достигнуть положительных изменений в формировании навыков рисунка и в целом профессиональных качеств личности студентов изучаемой категории:

— повышение уровня графической грамотности;

— качественного улучшения навыков рисунка;

— положительной динамики профессиональных навыков будущих художников-педагогов.

7. В работу со студентами на первом году обучения необходимо включать все аспекты деятельности по формированию различных компонентов графической деятельности в комплексе, что повысит уровень профессиональной подготовки выпускников художественно-графического отделения педагогического колледжа.

8. «Программа по рисунку» для специальности 0311 «Изобразительное искусство и черчение» педагогического колледжа нуждается в разделе, посвященном формированию навыков рисунка пейзажа в условиях пленэра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование посвящено изучению особенностей выполнения рисунка пейзажа студентами 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа и разработке путей педагогического воздействия по формированию навыков рисунка пейзажа у студентов данной категории в условиях пленэра.

Навыки рисунка, являясь основой изобразительной грамотности, играют большую роль в формировании профессиональных качеств будущего художника-педагога в целом, способствуют развитию активности и самостоятельности студента.

Исследование вопросов, связанных с развитием рисунка в онтогенезе (А.Д.Алехин, М. В. Алпатов, Э. М. Белютин, Г. Г. Поспелов, А. А. Сидоров, Б. А. Соловьева, Н. М. Сокольникова, A.A.Федоров-Давыдов, Н. В. Яворская,.

A.О.Ягодовская), с историей развития методов обучения рисунку, в том числе рисунку пейзажа и роли художников-педагогов в этом процессе (И.Гинзбург, А. С. Дерябин, Г. В. Жидков, Е. С. Кондахчан, О. Михайлова, Н. Н. Молева, М. М. Попов, Н. Н. Ростовцев, А. Н. Савинов, А. В. Свешников,.

B.И.Фомичева), с достоверностью подтверждает значение рисунка в развитии профессиональных навыков художника-педагога.

Изучение особенностей выполнения рисунка пейзажа студентами 1 курса ХГО педколледжа и выявление возможностей эффективного формирования и развития навыков указанной деятельности представляет особый интерес, так как недостаточный уровень сформированности навыков рисунка в целом, важным компонентом которых являются навыки самостоятельной изобразительной деятельности по выполнению рисунка пейзажа на пленэре, создает ощутимые трудности при дальнейшей профессиональной подготовке студентов художественно-графического отделения педагогического колледжа. В специальной литературе проблема формирования навыков рисунка у студентов педагогического колледжа в условиях пленэра мало изучена (К.В.Матюхин), в связи с чем нами было предпринято настоящее исследование.

При выборе данной возрастной категории испытуемых мы руководствовались положением о том, что рисунок является основой изобразительной грамотности, следовательно, именно на 1 курсе есть широкие возможности для формирования навыков рисунка пейзажа как важного компонента навыков учебного рисунка.

Теоретической основой для определения особенностей рисунка пейзажа явилось положение о роли технической подготовки, применения знаний из области композиции и перспективы и методической последовательности работы в рисунке (В.П.Зинченко, Д. Н. Кардовский, Н. Н. Ростовцев, Н. М. Сокольникова, А. В. Серов, Л. К. Сыров, А. Е. Терентьев и др.) и, в частности, в рисунке пейзажа (О.А.Авсиян, Н. Н. Волков, Н. Р. Геворгян, Б. В. Раушенбах, Н. Н. Ростовцев, Г. Б. Смирнов, Н. М. Сокольникова, А. Е. Терентьев и др.).

Констатирующий эксперимент, проведенный на основе разработанной и уточненной методики применительно к условиям работы на пленэре, учитывающей деятельностный подход в изучении различных аспектов рисунка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов), позволил получить данные относительно характера особенностей выполнения рисунка пейзажа студентами 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа (на основе сравнительного анализа студентов, имеющих дополнительную подготовку в области изобразительного искусства, со студентами, имеющими подготовку в рамках программы общеобразовательной школы).

Анализ качественной и количественной сторон выполнения рисунка пейзажа позволил выделить 4 уровня сформированности навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения художественно-графического колледжа. Рассматривая распределение всех испытуемых в соответствии с этими уровнями, можно отметить, что высокий уровень сформированности навыков рисунка пейзажа (7%) выражен только у студентов, имеющих дополнительную подготовку в области изобразительного искусства (что соответствует 1 уровню). Средний показатель сформированное&tradeизучаемых навыков преимущественно выражен у студентов, имеющих подготовку на базе общеобразовательной школы (23%) и в меньшей степени — у студентов с дополнительной подготовкой (50%) (что соответствует 2 уровню). Ниже среднего показатель сформированности навыков рисунка пейзажа выражен у студентов, имеющих дополнительную подготовку (36%) и у студентов, имеющих подготовку на базе общеобразовательной школы (43%) (что соответствует 3 уровню). Низкий показатель сформированности навыков рисунка пейзажа проявился у студентов, имеющих подготовку по специальности в рамках программ общеобразовательной школы (33%) и в меньшей степени — у студентов, имеющих дополнительную подготовку (7%) (4 уровень).

Данные констатирующего эксперимента показали неоднородность группы студентов 1 курса ХГО по уровню сформированности навыков рисунка пейзажа. Это позволило утвердиться в правильности подразделения студентов на две подгруппы (А и Б) и сохранить такое разделение на период обучения.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, были определены особенности выполнения рисунка пейзажа в условиях пленэра студентами 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа.

При анализе качественных и количественных результатов была зафиксирована разница в развитии навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса ХГО, выразившаяся в отставании студентов, имеющих подготовку по предметам изобразительного цикла в рамках программы общеобразовательной школы от своих сверстников, имеющих дополнительную подготовку до поступления в педагогический колледж по всем показателя (в мотивационном, операциональном и структурном компонентах графической деятельности).

Особенности выполнения рисунка пейзажа у студентов обеих подгрупп выразились в недостаточной сформированности положительного мотивационного компонента графической деятельности в условиях пленэра. При этом было зафиксировано, что мотивы и интерес к заданиям зависит от их сложности (повышаются, если задание кажется доступным, и резко падает, когда встречаются трудности). Более значительное отставание студентов подгруппы Б, по сравнению с подгруппой А, наблюдалось в сформированности операционального и структурного компонентов графической деятельности.

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что техническая сторона деятельности по выполнению рисунка пейзажа и умение применять теоретические знания из области композиции и перспективы у всех подгрупп студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа выражены недостаточно.

Особенностью в развитии навыков рисунка у студентов 1 курса ХГО является недостаточная сформированность структурного компонента графической деятельности, выраженная в отсутствии методической последовательности в работе, отсутствии логической связи между отдельными этапами выполнения рисунка пейзажа и наличии момента неосознанности в рисунке, то есть механическое срисовывание с натуры, отсутствии таких операций, как анализ натуры, синтез (обобщение) и т. п.

При выполнении заданий студенты нуждаются в разных видах помощи педагога: от эмоциональной, невербальной, до вербальной, наглядной, организующей и обучающей.

Характерные особенности выполнения рисунка пейзажа студентами 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа, выявленные на стадии констатирующего эксперимента, позволили сделать вывод о том, что они зависят от уровня графической подготовки студентов изучаемой категории.

В нашем случае — несформированность указанных навыков отражается на качестве рисунка пейзажа. В связи с этим предполагалось, что формирование базовых навыков рисунка у студентов 1 курса ХГО педколледжа в процессе выполнения рисунка пейзажа на пленэре будет более эффективным, если в обучении будет использоваться личностно-дифференцированный подход, предусматривающий:

— вариативное содержание учебного материала;

— индивидуальную и фронтальную формы организации обучения в комплексе;

— деятельностный подход в обучении;

— использование методики, адекватной особенностям контингента студентов.

В целях проверки разработанной гипотезы был организован формирующий эксперимент.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, были определены направления педагогической работы по формированию навыков рисунка пейзажа в условиях пленэра, а также разработано содержание и технология формирования навыков рисунка пейзажа в условиях пленэра.

При построении обучающего педагогического процесса мы опирались на учение Л. С. Выготского о развитии всех психических функций, происходящего в деятельности под определяющим влиянием условий обучения и воспитания, и о зоне актуального и «ближайшего» развития. Важным теоретическим положением в обучающем эксперименте было для нас положение о роли рисунка пейзажа в обучении рисунку (Н.Н.Ростовцев, Г. Б. Смирнов, Н. М. Сокольникова и др.). В частности,.

Н.Н.Ростовцев отмечал, что «для художественных заведений рисунок пейзажа должен иметь особое значение, так как в этих заданиях решаются не только научно-аналитические, но и художественно-творческие задачи».

Раскрывая различные аспекты формирования навыков рисунка пейзажа, мы также опирались на мнение П. П. Чистякова о роли техники в рисунке, который отмечал, что «.техника — это язык художника.». Также мы обратились к концепции художественного образования Д. Н. Кардовского, определявшего задачи школы и считавшего, что «. школа есть система, а не развитие личных качеств.».

При формировании навыков использования различных приемов композиции мы основывались на положении о роли композиции в рисунке. Н. Н. Ростовцев считает, что «.приступая к рисунку пейзажа художнику, необходимо прежде всего выбрать композицию.».

Обучение, таким образом, строилось по следующим направлениям: 1) формирование оценочного компонента графической деятельности (в условиях музея) — 2) формирование мотивационно-потребностного компонента обучения рисунку пейзажа (в условиях практических занятий на пленэре) — 3) овладение приемами работы основными графическими материалами, средствами линейного и тонального рисунка (операциональными компонентами) и использование законов композиции и перспективы при выполнении набросков и зарисовок фрагментов пейзажа и собственно пейзажа- 4) овладение приемами работы основными графическими материалами и средствами линейного и тонального рисунка и приемами использования законов композиции и перспективы при выполнении законченного реалистического рисунка пейзажа.

Были определены организационные формы проведения занятий со студентами: комплексные фронтальные, с делением на подгруппы, индивидуальные практические занятия в условиях пленэра. Занятия представляли собой выполнение практических заданий различной тематики, предваряющееся постановкой учебной задачи и краткого объяснения различных теоретических аспектов и, в заключение, анализ выполненных работ в виде деловой игры.

Отношения студентов с преподавателем в процессе обучающего эксперимента строились на основе модели общения, разработанной с учетом особенностей личности студентов данной возрастной категории и необходимостью использования разных видов помощи. При этом доминирующее значение на завершающем этапе имела самостоятельная деятельность студентов, поощряемая педагогом.

Контрольный эксперимент, проведенный в сравнительном плане в двух группах студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа (экспериментальной и контрольной), разделенных на две подгруппы каждая, показал, что после первого года обучения студенты экспериментальной группы по уровню сформированности навыков рисунка пейзажа резко отличаются от студентов контрольной группы.

Качественный анализ результатов контрольного эксперимента позволил выделить 4 уровня сформированности навыков рисунка пейзажа испытуемых студентов 1 курса ХГО. Студенты контрольной и экспериментальной групп распределились следующим образом: 1 (высокий уровень сформированности навыков рисунка пейзажа) имеют студенты экспериментальной группы — подгруппы, А (50%) и подгруппы Б (37%) и студенты контрольных подгрупп, А (7%) и Б (30%) — 2 (средний уровень сформированности навыков рисунка пейзажа) имеют студенты экспериментальной группы — подгруппы, А (50%) и Б (63%) и студенты контрольной группы — подгрупп, А (40%) и Б (30%) — 3 (ниже среднего уровень сформированности навыков рисунка пейзажа) имеют студенты контрольной группы — подгруппы, А (46%) и Б (57%) — 4 (низкий уровень сформированности навыков рисунка пейзажа) имеют студенты контрольной группы — подгруппы, А (7%) и Б (10%).

Анализ данных контрольного эксперимента показал положительные изменения в характеристиках навыков рисунка пейзажа у двух подгрупп студентов 1 курса художественно-графического отделения педагогического колледжа, прошедших обучение: у студентов подгруппы, А уровень сформированности навыков рисунка пейзажа повысился с низкого (4) до среднего (2). Уровень сформированности навыков рисунка пейзажа у студентов, имевших показатели ниже среднего (3), повысился до среднего (2) и высокого (1) уровней. У студентов подгруппы Б уровень сформированности навыков рисунка пейзажа повысился с низкого (4) до среднего (3) и с ниже среднего (3) до среднего (2) и высокого (1). Следует подчеркнуть, что в указанных случаях в подгруппах, А и Б исчезли низкий (4) и ниже среднего (3) уровни сформированности навыков рисунка пейзажа, кроме того, в подгруппе Б в результате обучения возник высокий (1) уровень сформированности навыков рисунка пейзажа на пленэре. У студентов экспериментальной группы повысился средний количественный показатель уровня сформированности навыков рисунка пейзажа — коэффициент графической грамотности.

В ходе обучающего эксперимента удалось достигнуть положительных качественных изменений в характере навыков рисунка пейзажа у студентов экспериментальной группы.

У студентов первой подгруппы (А) произошли положительные качественные изменения в мотивационном, структурном и операциональном компоненте графической деятельности. Студенты приобрели профессионально-художественный и эмоционально-чувственный опыт. У учащихся появились навыки самостоятельной деятельности, целостное пространственное и композиционное видение, оригинальность й смелость в решении задач учебно-творческого характера. Студенты научились использовать и комбинировать различные графические материалы, уверенно использовать различные средства линейного и тонального рисунка для решения различных задач учебного рисунка пейзажа. Студенты расширили свои познания в области композиции пейзажа, перспективного построения картины, научились использовать закономерности наблюдательной перспективы в работе над рисунком пейзажа. У студентов сформировались комбинаторные навыки, позволяющие корректировать изображение для достижения оптимального композиционного решения. Все указанные качества студенты (50%) проявляют при использовании вербальной опоры. Аналогичными навыками обладают остальные 50% учащихся. Качественные изменения заключаются в сознательном использовании различных приемов работы графическими материалами и применении теоретических знаний, в частности, из области композиции и перспективы в рисунке пейзажа, пришедшем на смену механическому срисовыванию. Эти изменения свидетельствуют об укреплении у студентов профессиональной позиции, позволяющей сознательно и целенаправленно развивать компоненты графической деятельности.

У студентов подгруппы В количественные изменения также произошли в мотивационном, операциональном и структурном компонентах графической деятельности. Причем в операциональном и структурном — в большей степени. Студенты приобрели эмоционально-чувственный и профессионально-художественный опыт. Часть студентов (37%) приобрела навыки выполнения учебного задания в методической последовательности, решения проблемной ситуации посредством анализа и синтеза с незначительной опорой на вербальную помощь педагога. У студентов сформировались навыки работы различными графическими материалами и средствами линейного и тонального рисунка. Развилось пространственное и композиционное видение, аконстантное видение. У студентов значительно расширился круг знаний в области композиции пейзажа. Появились комбинаторные навыки, сознательность и самостоятельность при использовании различных композиционных приемов. Уровень указанных навыков позволил студентам проявить себя не только при выполнении графической работы, но и в анализе выполненных рисунков в деловой игре. Значительная часть студентов (63%) проявила эти качества, используя вербальную и наглядную опоры. Надо подчеркнуть, что положительная динамика количественных (КГГ) и качественных показателей наиболее заметна именно в подгруппе Б.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали, что уже после первого года обучения студенты экспериментальной группы по уровню сформированности навыков рисунка пейзажа отличаются от своих сверстников контрольной группы.

С целью определения достоверности полученных результатов и эффективности предложенной методики педагогической работы по формированию навыков рисунка пейзажа, данные эксперимента были подвергнуты статистической обработке. В результате математического анализа было выявлено, что уровень достоверности полученных данных составляет 95%.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что формирование базовых навыков рисунка у студентов 1 курса ХГО педколледжа в процессе выполнения рисунка пейзажа на пленэре будет более эффективным, если в обучении будет использоваться личностно-дифференцированный подход, предусматривающий:

— вариативное содержание учебного материала;

— индивидуальную и фронтальную формы организации обучениям комплексе;

— деятельностньш подход в обучении;

— использование методики, адекватной особенностям контингента студентов.

Настоящая работа, не претендуя на полное решение всего круга вопросов, связанных с изучением путей формирования навыков рисунка пейзажа в условиях пленэра, вместе с тем является попыткой изучения особенностей развития данной деятельности и определения направлений педагогической работы по формированию навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделения и рассматривается нами, как завершенный этап работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Просвещение, 1980. 259 с.
  2. O.A. Композиция в работе с натуры // Юный художник. -1989.-№ 3.-С. 34−36.
  3. Ю.А. Глазами психиатра. М.: Сов. Россия, 1985. -252 с.
  4. А.Д. О языке изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1973. — 169 с.
  5. В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Советский художник, 1968. — 181 с.
  6. Л.Б. Три книги о живописи. Десять книг о зодчестве. М.: Всесоюзн.Ак.Архит., 1937. — 793 с.
  7. H.H. Экспериментальное исследование формирования пространственных представлений школьников средствами технического рисования: Дис.. канд. пед. наук. -М. 1969. -407 е., ил.
  8. П.К. Биология и физиология условного рефлекса. М.: просвещение, 1960. — 125 с.
  9. П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии // Художественно творчество. Л.: Наука, 1983. — С. 259−262.
  10. С.И. Учебный процесс в высшей школе, aro закономерные основы и методы. Учеб.-метод. пособие. М.: Высш. школа, 1980.-368 с.
  11. А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — 150 с.
  12. А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. — 168 с.
  13. A.B. Организаторские и коммуникативные качества личности. Таллинн: Регалис, 1998. — 108 с.
  14. Г. В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1981. 239 е., ил.
  15. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.
  16. Э.М. Начальные сведения о рисунке и живописи. М.: Искусство, 1967. — 78 е., ил.
  17. А. Школы Ашбе и Холлоши // Художник. 1988. — № 10. — С. 26−30.
  18. Э.Г. От этюда к пейзажу // Юный художник. 1984. -№ 8.-С. 13−16.
  19. H.H. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1969. -84 е., ил.
  20. H.H. Геометрия и композиция картины. М.: Искусство, 1975.-96 е., ил.
  21. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства в условиях заочного обучения: Межвузовский сб.науч.тр. М.: МГОПУ, 1999. — 134 с.
  22. Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. / Отв. ред. Г. В. Беда. Вып.2. — Карачаевск: 1971.-218 е., ил.
  23. Вопросы воспитания: Системный подход. / Под общей редакцией д.п.н. Новиковой Л. И. М.: Прогресс, 1981. — 135 с.
  24. Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. / Козовский Ю. М., Вольгушев Е. И, Корляков П. М. Хабаровск: ХГПИ, 1970. — 143 с.
  25. JI.C. Собр.соч. в 6-и тт. Т.З. — М.: 1983. — С.454−465.
  26. JI.A. Формирование у подростков способностей к художественному изображению природы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: 1984.-16 с.
  27. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. материалы к курсу «Общ. психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов». М.: 1986. — С. 24−42.
  28. Н.Р. Основы композиции пейзажа. М.: МГОПУ, 1996. -106 с.
  29. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х тт. Т. 3. — М.: 1969. — 621 с.
  30. И.В. Статьи и мысли об искусстве. M.-JI.: Искусство, 1936. -410 е., ил.
  31. И.В. К истории Академии художеств во второй половине XIX века. Тематический сборник научных трудов «Вопросы художественного образования», вып. 9. JI.: 1974. — С. 3−15.
  32. И.В. Чистяков и его педагогическая система. JI.-M.: Искусство, 1940. — 204 е., ил.
  33. В.Г., Подрезов В. Б., Тихонов C.B. Рисунок. М.: Стройиздат, 1996. — 294 с.
  34. Детство и юность, их психологи и педагогика. / Ред. Корнилов К. И. -М.: Работник просвещения, 1922. 102 с.
  35. JI. Психология малых групп. М.: Прогресс, 1979. — 208 с.
  36. А. Дневники, письма, трактаты. В 2-х тт. M.-JL: Искусство, 1957.-251 с.
  37. H.A. Деятельность передвижников-педагогов в Академии художеств. / Тематический сборник научных трудов «Вопросы художественного образования», вып. 9. Д.: 1974. — С. 54−64.
  38. Г. Л. Искусство как творчество. М.: Искусство, 1972. -184 с.
  39. З.Ф. Особенности деятельности преподавателей высшей школы. Л.: ЛГУ, 1975. — 112 с.
  40. Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 175 с.
  41. В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком: Автореф. дие.. д-ра пед. наук. М.: 1996, — 31 с.
  42. Г. Г. Восприятие предмета и его изображений. JL: Лен. Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, 1974. -150 с.
  43. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.: АПН РСФСР, 1959. 190 е., ил.
  44. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. Сост. Шестаков В. М.: Искусство, 1969. — 271 с.
  45. Д.Н. О принципах и методах обучения рисованию. / В кн. Пособие по рисованию. -М.: Госстройиздат, 1938. 164 е., ил.
  46. Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М.: АХ СССР, 1960. — 340 е., ил.
  47. Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х тт. -Т. 1. Великая дидактика. М.: Учпедгиз, 1939. — 320 с.
  48. .А. Методика обучения объемному рисованию в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук. М.: 1995. — 218 с.
  49. Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности: Дис.. д-ра пед. наук. -М.: 1994. 503 с.
  50. Ю.М. Рисунок и живопись. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1997.-271 с.
  51. В.Н. Активизация процессов обучения на занятиях живописью и композицией по разделу «Натюрморт»: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1998. — 20 с.
  52. Г. В. Освоение студентами художественно-графических факультетов традиций русской иконографии в процессе профессиональнойподготовки учителей изобразительного искусства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1998. — 20 с.
  53. Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. -М.: Искусство, 1951.-257 с.
  54. H.A. Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1998. — 17 с.
  55. B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997.-304 с.
  56. A.A. Вопросы методики педагогических исследований. -Таллинн: Валгус, 1971. 227 с.
  57. В.Н. Уроки композиции // Юный художник. 1987. — № 9. -С. 26−28.
  58. В.Н. На пленэре // Юный художник. 1989. — № 5. -С. 17−20.
  59. Н.Д. О психологических состояниях человека. М.: 1964.
  60. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во МГУ, 1975. — С. 159−189-, 206−230.
  61. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М.: Огиз изогиз, 1934. -382 с.
  62. В.В. Общение как проблема общей психологии // Методические проблемы социальной психологии. -М.: 1975. С. 18−20.
  63. А.Р. Эволюционное введение в психологию: Курс лекций. -М.: 1988.-С. 3−32, 77−92.
  64. Н.Я. Пленэр. М.: Просвещение, 1984. — 112 с.
  65. Н.Ф. Пути рационального использования времени в учебно-воспитательном процессе. Курск: 1987. — 39 с.
  66. Е.А. Формирование предпосылок творческого воображения у старших дошкольников: Дис.. канд. пед. наук. М. -1997.- 181 с.
  67. О. Учебный рисунок в Академии художеств СССР XVIII века. -М.: АХ СССР, 1951. 82 с.
  68. H.H. Выдающиеся русские художники-педагоги. М.: АХ СССР, 1962. — 389 с. с порт. 65 л. ил.
  69. H.H., Белютин Э. Педагогическая система академии художеств XVIII века. М.: Искусство, 1956. — 519 с.
  70. H.H., Белютин Э. П.П.Чистяков теоретик-художник. — М.: Искусство, 1953. -227 с.
  71. А. Школа Кардовского // Юный художник. 1989. — № 10 -С. 38−41.
  72. P.C. Психология. В 3-х тт. Т.З. — М.: Владос, 1998. — М.: Владос, 1998. — 631 с.
  73. P.C. Психология. В 3-х тт. Т.2. — М.: Владос, 1998. — М.: Владос, 1998.
  74. О. Специфика эстетического восприятия. М.: Высшая школа, 1975. — 224 с.
  75. В. О композиции // Юный художник. 1990. — № 2. -С.19.
  76. Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа. -М.: Просвещение, 1972. 80 с.
  77. Г. И. О художественном образовании учителя рисования. Л.: Учпедгиз, 1961. — 165 с.
  78. Педагогическое воздействие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики. Ученые записки, т. 143 / Ред. Шварц И. Е. Пермь: Пермский гос. пед. ин-т, 1975. — 140 с.
  79. П.И., Портнов МЛ. Искусство преподавания. М.: Роспедагентство, 1998. — 184 с.
  80. М.М. Иллюстрированная история методики рисования. -СПб.: Тип. Меркушева, 1909. 299 с.
  81. Пособие по рисованию / Ред. Кардовский Д. Н. M.-JL: Госстройиздат, 1938. — 162 с.
  82. Г. Г. Поворот к рисунку. СГ'74. — М.: 1976.
  83. В.А. О природе художественного обобщения. М.: Соцэкгиз, 1960. — 147 с.
  84. В.А. Эстетическое воспитание Сущность, формы, методы. -М.: Мысль, 1969. — 188 с.
  85. .В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М.: Интерпракс, 1994. — 231 с.
  86. Рекомендации по разработке примерных программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования: Упр. Заведение ср. проф. обр. РФ 07.05.97. М.: 1998. — 6 с.
  87. Рисунок. Советы начинающим. 1−2 вып. — М.: Молодая гвардия, 1993.-32 с.
  88. H.H. академический рисунок. М.: Просвещение, 1973. -294 с.
  89. H.H. Лекции по курсу методики преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1968. — 112 с.
  90. H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. -М.: Просвещение, 1974. 246 с.
  91. H.H. Рисунок. М.: Просвещение, 1975. — 271 с.
  92. С.JI. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т.1. — М.: 1989.
  93. A.M. активизация процесса освоения методических принципов работы над академическими рисунками на начальных этапах обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: Дис.. канд. пед. наук. М.: 1999. — 240 е., ил.
  94. А.П. Полный курс рисования / Под ред. Ларионова В. Н. -М.: Алев, 1996.-160 с.
  95. A.B. Зависимость методов формирования творческой активности на занятиях рисунком от индивидуально-психологических особенностей личности студента: Дис.. канд. пед. наук. М.: 1981. -200 с.
  96. A.A. Рисунки русских мастеров. М.: Искусство, 1960. -559 е., ил.
  97. A.A. Рисунки старых мастеров. М.-Л.: Искусство, 1940. -278 с.
  98. A.A. Рисунки старых русских мастеров. М.: АН СССР, 1956.-527 е., ил.
  99. Г. Б., Унковский A.A. Пленэр. М.: Просвещение, 1981. -36 е., ил.
  100. Н.М. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996. -80 с.
  101. Н.М. Основы рисунка. Обнинск: Титул, 1996. — 96 с.
  102. .А. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989. — 255 с.
  103. Л .К. Тональный рисунок. М.: Изд-во МГОГГУ, 1998. — 640 с.
  104. Р. Мир Леонардо. — М.: Терра, 1997. — 192 с.
  105. Л.Н. Формирование творчества студента педколледжа средствами изобразительного искусств в системе профессиональнопедагогической подготовки: Автореф. дис.. конд. Пед. наук. М.: 1998.- 20 с,
  106. Н.П. Творческая фантазия. М.: Русский книжник, 1924. -100 с.
  107. С.М. Социальная психология и искусство. Л.: J111 IM им. А. И. Герцена, 1975. — 90 с.
  108. В.И. Васнецов педагог. — М.: АХ СССР, 1952. -142 е., ил.
  109. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. Сб. науч. трудов / Ред. Сластенин В. А. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1980. — 131 с.
  110. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. М.: Современные проблемы, 1912. -119 с.
  111. Художественное образование и воспитание как средство общего развития личности школьника / Ред. Жаров Р. Н. М.: Просвещение, 1977. -58 с.
  112. Ченино Ченини. Тракта о живописи. М.: Огиз-Изогиз, 1933. — 139 с.
  113. П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953. — 591 с.
  114. И.Е. Внушение в педагогическом процессе. МП РСФСР (Учебное пособие для спецкурса). Пермь: Пермский государственный педагогический ин-т, 1971. — 304 с.
  115. B.C. Изобразительное искусство обучение и творчество.- М. просвещение, 1969. 295 с.
  116. Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971. — 223 с.
  117. Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. -301 с.
  118. В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. Харьков: Б.и., 1926. — 103 с.
  119. Л.Г. Искусство: Философские проблемы исследования. -М.: Искусство, 1981. 107 с.
  120. Эль конин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  121. Эстетика / Под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1998. — 209 с.
  122. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-391 с.
  123. Юнг К. Психические типы // Психология индивидуальных различий. -М.: 1982.-С. 38−40.
  124. Юон К. Ф. Об искусстве. М.: Советский художник, 1959. -1,2 с.
  125. .П. Проблема художественного воспитания и развитие школьников: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М.: 1984. 32 с.
  126. Н.В. Пейзаж барбизонской школы. М.: Искусство, 1962. -347 е., ил.
  127. А.О. О пейзаже. М.: Сов. Художник, 1963. — 72 е., ил.
  128. П.И. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 316 с.
  129. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
  130. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-46 с.
  131. А. Пейзаж. Выбор мотива // Юный художник. 1985. — № 6. -С. 13−17.
  132. Murrey Н.А. Manual for the thematic apperception test. Cambridge: Harward University Press, 1943. — 112 s.
  133. Peterson R.C. Thurston S.S. Motion pictures and the social attitudes of children/ N.Y.: 1933.-54 s.
  134. Wachner T.S. Interpretation of Spontaneous Drawings and Paintings. Genet. Psychological Monograph. Vol. 33. 1946. — 90 s.
  135. Trojanovska Koszmarska A. Dziecko i twovezose. — Warszawa: PAN, 1971.-211 s.
Заполнить форму текущей работой