Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Розничные банковские услуги и их развитие в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертационного исследования. Наиболее важные научные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем: уточнено определение банковской услуги, которая является результатом комплекса банковских операций, направленных на удовлетворение потребности клиента, несущих определенную выгоду для потребителя, связанных с перемещением финансовых активов или предоставлением… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты розничных банковских услуг
    • 1. 1. Содержание понятия «банковская услуга». Особенности розничных банковских услуг
    • 1. 2. Рынок розничных банковских услуг и тенденции его развития
    • 1. 3. Факторы, влияющие на развитие розничных банковских услуг
  • Глава 2. Деятельность коммерческих банков по оказанию основных видов розничных услуг
    • 2. 1. Депозитные услуги российских банков и условия их предоставления
    • 2. 2. Современные особенности банковского кредитования населения и перспективные направления его развития
    • 2. 3. Обзор современных форм банковского обслуживания населения
    • 2. 4. Зарубежный опыт банковского обслуживания населения и возможности его использования в России
  • Глава 3. Направления совершенствования деятельности банков в сфере розничных банковских услуг
    • 3. 1. Формирование продуктовой стратегии банка в сфере розничных банковских услуг
    • 3. 2. Торговая марка как элемент маркетинга банковских услуг и её значение для развития деятельности банка на рынке розничных банковских услуг

Розничные банковские услуги и их развитие в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последние годы отмечается динамичное развитие российского банковского сектора. Растут активы банков, объем привлеченных вкладов, капитализация банковской системы. Однако эти тенденции не изменили положения российской банковской системы на мировых рынках, и по этим показателям она значительно уступает банковским системам развитых стран. На 1 января 2005 года отношение капитала российской банковской системы к ВВП составило 5,6%. В Германии этот показатель составляет 12%, в Англии 31%, во Франции 17%. В экономически развитых странах мира (Германия, Япония, Швейцария, США) соотношение активов банковской системы к ВВП составляет 200−350%, а в России этот показатель находится на уровне 40%. Банковский сектор неадекватен потребностям национальной экономики. Многие аналитики сходятся во мнении, что для обеспечения роста ВВП на уровне 7% в год необходимо обеспечить опережающие в 4−6 раз темпы роста по банковским показателям. [38, с. 14].

Одним из направлений поступательного развития банковского сектора в современных условиях может стать розничный банковский бизнес. Это вызвано рядом причин.

Во-первых, крупные корпоративные клиенты уже охвачены банковскими услугами, и конкуренция в секторе корпоративных услуг сложилась жесткая. Рынок розничных банковских услуг только формируется и имеет огромный потенциал роста. Во-вторых, сбережения населения являются важным источником ресурсов для банков. В третьих, кредитование населения способствует росту потребительского спроса, который выступает одним из факторов экономического роста. Кроме того, расширение услуг населению позволяет диверсифицировать банковскую деятельность и снизить банковские риски в целом.

Российские банки не рассматривали до недавнего времени розничные услуги как перспективное направление деятельности и не имеют пока значительного опыта в их организации. Сам термин «розничные банковские услуги» вошел в деловой оборот совсем недавно и не имеет однозначного толкования. В этой связи нам представляется необходимым уточнение терминологической базы. Особую значимость приобретают вопросы повышения эффективности деятельности банка по оказанию услуг населению, определения дальнейших направлений их развития, формирования соответствующей продуктовой стратегии.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:

— важным социально-экономическим значением розничных услуг для банковской системы и общества;

— необходимостью совершенствования деятельности банков в сфере розничных услуг;

— недостаточностью комплексного исследования темы.

Степень разработанности проблемы. Оценивая степень разработанности темы исследования, следует отметить недостаточность научных работ, посвященных комплексному исследованию деятельности банков по оказанию услуг населению. Вместе с тем вопросы организации депозитных, кредитных операций, операций с пластиковыми картами освещены в трудах отечественных ученых: О. И. Лаврушина, Л. П. Кроливецкой, Г. Н. Белоглазовой, В. И. Колесникова, K.P. Тагирбекова, Г. Г. Коробовой, Ю. А. Бабичевой, Е. Ф. Жукова, В. М. Усоскина, A.A. Казимагомедова и других, а также зарубежных экономистов: Р.Дж. Кэмпбелла, П. С. Роуза, Д. Полфремана, Ф. Форда.

В связи с возросшим интересом к деятельности банков по оказанию услуг населению в последнее время появилось много новых публикаций и работ, посвященных данной теме. Можно отметить работы следующих авторов: A.A. Андреева, Г. И. Лунтовского, Ю. С. Крупнова, Д. А. Лебедева, М. А. Матовникова.

Российский рынок розничных банковских услуг, несмотря на значительные темпы роста — 30−40% ежегодно, находится в стадии формирования. Его дальнейшему развитию должно способствовать: повышение доверия населения к банкам, совершенствование законодательства, развитие конкуренции. Более эффективной деятельности банков будут способствовать результаты маркетинговых исследований и формирование на их основе соответствующего портфеля продуктов и услуг, повышение качества обслуживания.

Так как в исследовании затрагивались теоретические вопросы маркетинга, а также особенности банковского маркетинга, то для исследования имеют большое значение труды следующих отечественных и зарубежных авторов: И. Т. Балабанова, Е. В. Егорова, В. Д. Марковой, Ю. И. Коробова, A.B. Романова, В. Т. Севрук, Э. А. Уткина, A.B. Фалысо, В. Е. Хруцкого, И. О. Спицына и Я. О. Спицына, Ф. Котлера, Г. Асселя, П. Друкера, М. Мак-Дональда, Д. Бойетт и др.

Актуальность проблем, связанных с развитием розничных банковских услуг в России, определили выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Основной целью работы является теоретическое обоснование сущности розничных банковских услуг и разработка рекомендаций по совершенствованию банковского обслуживания населения.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику диссертационного исследования и его структуру: теоретически обосновать понятие банковской услуги и дать определение розничных банковских услугсистематизировать факторы, оказывающие влияние на развитие розничных банковских услугпоказать особенности розничных банковских услуг, предоставляемых населению российскими банками, и выявить тенденции их развитияохарактеризовать современные технологии банковского обслуживания населенияисследовать возможности использования в России опыта банков развитых зарубежных стран по оказанию услуг населениюопределить направления совершенствования деятельности банков в сфере розничных банковских услуг.

Объектом исследования стала политика коммерческих банков России (в том числе Республики Татарстан) по предоставлению услуг населению.

Предметом исследования являются банковские услуги населению и современные технологии их предоставления.

Методологической основой исследования послужил диалектический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы, как анализ и синтез, методы группировки и сравнения.

Нормативную базу диссертационного исследования составили законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность коммерческих банков в Российской Федерации. Теоретическую основу исследования заложили работы в области развития банковских систем, деятельности коммерческих банков и банковского маркетинга.

Информационной базой работы послужили статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, Банка России, Национального Банка Республики Татарстан, материалы коммерческих банков России, в том числе Татарстана, собственные маркетинговые исследования.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. В научной экономической литературе существуют различные подходы к определению банковской услуги, что порождает неоднозначность ее трактовки. Банковская услуга в работе представлена как результат комплекса банковских операций, направленных на удовлетворение потребности клиента, несущих определенную выгоду для потребителя, связанных с перемещением финансовых активов или предоставлением финансовой информации. Выделены элементы банковской услуги: выгода, операции, технология, документы, обслуживание.

2. Исследования показали, что, как в России, так и за рубежом не существует однозначной трактовки розничных банковских услуг. Определение розничных банковских услуг как услуг, предоставляемых населению для удовлетворения личных, семейных потребностей, не связанных с предпринимательской деятельностью, позволило отметить их особенности: мелкие денежные суммы, мобильность клиентов, в большей степени зависимость от доверия клиентов, направленность на удовлетворение личных потребностей.

3. Банковская услуга выступает элементом рынка и зависит от его состояния, в связи с чем систематизированы факторы, оказывающие комплексное воздействие на розничные услуги и рынок в целом: экономическая ситуация в стране, доходы населения, социально-демографические тенденции, правовое регулирование, конкуренция, наличие банковской инфраструктуры, доверие к банкам, уровень экономического образования населения, развитие информационных технологий. Одни из них оказывают позитивное, стимулирующее воздействие на развитие рынка и розничные банковские услуги, а другие — сдерживающее.

4. Проведенный анализ депозитных, кредитных услуг, современных форм банковского обслуживания населения и соответствующих им сегментов рынка позволил выделить тенденции, характеризующие процесс развития розничных банковских услуг: расширение ассортимента предлагаемых услуг и продуктовпереход от предложения отдельных услуг к комплексному обслуживанию, пакетированию услугавтоматизация банковских операций и использование дистанционных технологий в обслуживании клиентов.

Сформулированы предложения по развитию розничных банковских услуг на основе изучения возможностей использования зарубежного опыта, включающие: введение в практику инвестиционных и сберегательных планов, счетов денежного рынка, гибких схем кредитованиярасширение ассортимента на основе сегментирования клиентов, разработку программ лояльностииспользование многоканальных моделей сбыта услуг.

5. Применение маркетингового подхода к разработке продуктовой стратегии банка позволит повысить эффективность деятельности банка на рынке розничных банковских услуг. Продуктовая стратегия банка должна разрабатываться с учетом различных внешних и внутренних факторов. Определены специфические факторы, влияющие на продуктовую стратегию банка в сфере розничных услуг: экономические (доходы населения), социальные тенденции (демография, образ жизни). При планировании ассортимента целесообразно использовать матрицу, построенную на основе двух критериев — конкурентоспособности продукта и доли рынка.

6. Деятельность банка зависит от доверия клиентов. В этой связи имидж кредитной организации, репутация и торговая марка становятся ценным нематериальным активом. Значение торговой марки банка возрастает при работе в секторе розничных банковских услуг, что обусловлено: наличием большого числа участников рынка, затрудняющего выбор для потребителяоднотипностью предлагаемых услуг и их сложностью для восприятиянизкой осведомленностью населения о предлагаемых услугах. Банковские услуги связаны с риском, что вызывает потребность в дополнительной информации при принятии решения. Развитие торговой марки банка способствует формированию имиджа кредитной организации, в качестве важнейших составляющих которого выделены надежность, «прозрачность деятельности» и социальная ответственность.

Научная новизна диссертационного исследования. Наиболее важные научные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем: уточнено определение банковской услуги, которая является результатом комплекса банковских операций, направленных на удовлетворение потребности клиента, несущих определенную выгоду для потребителя, связанных с перемещением финансовых активов или предоставлением финансовой информации. Выделены элементы банковской услуги: выгода, операции, технология, документы, обслуживаниеконкретизировано определение розничных банковских услуг как услуг, предоставляемых населению для удовлетворения личных, семейных потребностей, не связанных с предпринимательской деятельностьюотмечены их особенностисистематизированы факторы, оказывающие влияние на развитие розничных банковских услугвыделены тенденции, характеризующие процесс развития розничных банковских услуг, заключающиеся в расширении ассортимента услуг и продуктов, переходе от предложения отдельных услуг к комплексному обслуживанию, использовании дистанционных технологийсформулированы рекомендации по разработке продуктовой стратегии банка на основе использования маркетинга с учетом внешних и внутренних факторов. Отмечены специфические факторы, влияющие на продуктовую стратегию банка в сфере розничных банковских услугразработана и предложена для формирования стратегии по продукту матрица с использованием двух показателей — доли рынка, занимаемого продуктом, и конкурентоспособности продукта, рассчитываемой на основе балльной оценкиобоснована значимость известной торговой марки банка при работе в секторе розничных услуг, и приведены рекомендации по ее более активному использованию.

Теоретическая и практическая значимость работы. Предложенные автором положения и подходы могут послужить основой для дальнейших теоретических разработок по данной проблематике. Основные идеи научного исследования, выводы и рекомендации формулируются с учетом возможностей их реализации в банковской деятельности и в учебном процессе при подготовке специалистов банковского дела по дисциплинам «Организация деятельности коммерческого банка», «Банковский маркетинг». Практическое значение имеют следующие предложения, сделанные автором: методические подходы к формированию продуктовой стратегии банка с выделением соответствующих этапов и учетом внешних и внутренних факторовматрица конкурентоспособности продукта/доли рынка для выбора решения по конкретному продукту и управления ассортиментомпостроение карты восприятия торговых марок банков.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях в г. г. Казани, Саратове, Екатеринбурге. Автор принимал участие в международной научно-практической конференции «Маркетинг, производство, сбыт: актуальные вопросы теории и практики» (Казань, 2002 г.), в российской научно-практической конференции «Экономика и управление социальными процессами» (Екатеринбург, 2003 г.), в региональных научно-практических конференциях, а также итоговых научных конференциях в Казанском государственном финансово-экономическом институте (2000;2005 г. г.). Наиболее существенные выводы по изучаемой теме опубликованы в 12 работах общим объемом 3,2 п.л.

Ряд положений диссертационной работы используется в учебном процессе кафедрой банковского дела Казанского государственного финансово-экономического института. Предложенная автором матричная модель используется в деятельности ФКБ «Юниаструм Банк» в г. Казани.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 207 источников, 17 таблиц, 7 рисунков, 7 приложений.

Заключение

.

Изучение проблем, обозначенных целью и задачами исследования, позволило нам сделать определенные выводы. Сначала нами были проанализированы точки зрения ученых и экономистов в отношении понятий, характеризующих банковскую деятельность, в результате мы отмечаем отсутствие единого подхода к определению розничных банковских услуг, а также общепринятой трактовки ключевого понятия банковской деятельности -«банковская услуга».

Большинство авторов — Е. В. Егоров, A.B. Романов, Э. А. Уткин и другие относят к банковским услугам операции, выполняемые по поручению клиента в его пользу, то есть комиссионные операции. Вместе с тем, О. И. Лаврушин, Ю. И. Коробов и ряд других авторов справедливо отмечают, что об услугах речь может идти в рамках взаимоотношений «клиент-банк», и именно наличие клиента предопределяет трансформацию операции в услугу. Выступая финансовым посредником, банк в рыночных условиях существует, пока есть спрос на его услуги. С учетом этого, к услугам относятся не только комиссионные, но и депозитные, кредитные, инвестиционные и другие, реализуемые на рынке и осуществляемые для клиентов.

С учетом трактовки понятий «услуга» и «операция» в энциклопедической литературе мы рассматриваем банковскую операцию как ряд связанных между собой действий банка, выполняемых согласно его статусу. Банковская операция лежит в основе банковской услуги. С юридической точки зрения, перечень банковских операций, закрепленный законодательно, определяет круг оказываемых банками услуг. Для оказания услуги необходимо совершить определенные действия, выполнить, как правило, несколько банковских операций. Исходя из этого, мы определяем банковскую услугу как результат комплекса банковских операций, направленных на удовлетворение потребности клиента, несущих определенную выгоду для потребителя, связанных с перемещением финансовых активов или предоставлением финансовой информации.

Рассмотрение банковской услуги как сложного, комплексного понятия, и выделение составляющих ее элементов, включающих выгоду, операции, технологию, обслуживание, документы, позволяет за счет варьирования отдельных компонентов создавать модификации банковских продуктов.

Динамичное развитие банковских услуг для населения привело к появлению и активному использованию термина «розничные банковские услуги». Данное понятие трактуется по-разному как в отечественной, так и зарубежной экономической литературе. К розничным банковским услугам относят наряду с услугами частным лицам, также услуги частным предпринимателям и мелким предприятиям. За рубежом, наряду с розничными банковскими услугами встречается и понятие «розничный банк», под которым, например, в Великобритании понимается банк с многочисленными филиалами, оказывающий разнообразные услуги различным категориям клиентов. Выделение таких направлений деятельности, как оптовое и розничное, характерно для предприятий торговли. Изучение терминологии в данном контексте, позволило сформулировать следующее определение. Розничные банковские услуги — это банковские услуги, предлагаемые населению для удовлетворения личных, семейных потребностей, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Организация розничного банковского бизнеса должна строится с учетом специфики банковских услуг и особенностей розничного обслуживания. Мы разделяем точку зрения профессора Ю. И. Коробова, что банковские услуги, как и услуги вообще, обладают следующими свойствами: неосязаемость, неотделимость, невозможность хранения, непостоянство качества. К специфическим характеристикам банковских услуг относятся договорной характер, протяженность банковского обслуживания во времени, преимущественное использование заемных средств, жесткое государственное регулирование, зависимость от клиентов, неподверженность амортизации, отсутствие патентной защиты. Мы также считаем, что особенности розничных банковских услуг связаны с их потребителями — населением. К особенностям розничных банковских услуг мы отнесли: мелкие денежные суммы и, как следствие, более высокие издержкимобильность клиентов, то есть быстрое переключение на другой банкнаправленность на удовлетворение личных, семейных потребностей, например, на образование, отдых, лечение, сохранение и приумножение сбереженийв большей степени зависимость от доверия населения к банкам.

Учет данных особенностей позволяет планировать мероприятия, повышающие эффективность розничного бизнеса, которые могут включать: использование перекрестных продаж и пакетирование услуг, программы лояльности, включающие бонусные и дисконтные программы, проведение коммуникационной политики, направленной на формирование положительного имиджа, торговой марки банка, маркетинговые исследования, сегментация клиентов.

Наличие спроса и предложения на розничные банковские услуги привело к формированию рынка розничных банковских услуг, который рассматривается в качестве сегмента рынка банковских услуг. Основными участниками данного сегмента выступают банки (субъекты-продавцы) и население (субъекты-покупатели).

В настоящее время рынок розничных банковских услуг динамично развивается. Растет число участников. На российский рынок розничных банковских услуг выходят дочерние банки крупных зарубежных финансовых групп и банков. Активную деятельность на рынке кредитования населения развернули чешский Хоум Кредит энд Финанс Банк, Ситибанк (США), Дельта Банк (США), Райффайзенбанк (Германия).

На рынке розничных банковских услуг наблюдается усиление конкуренции, связанное с увеличением числа участников — российских банков, а так же нефинансовых организаций. Продолжается формирование банковской инфраструктуры, однако данный процесс отстает от потребностей рынка.

Растут объемы предоставляемых услуг. Быстрыми темпами растет рынок электронных денежных переводов, рынок пластиковых карт. Продолжает увеличиваться объем вкладов населения в банках. Но наиболее динамично развивается кредитование населения.

Банковская услуга выступает элементом рынка и находится под его влиянием. В этой связи в работе систематизированы факторы, оказывающие комплексное влияние на развитие розничных услуг и рынок в целом. Одни из них оказывают стимулирующее воздействие, а другие сдерживающее.

Позитивными факторами развития розничных банковских услуг являются положительные тенденции в экономике и рост доходов граждан. Экономическая ситуация в стране оказывает существенное влияние на возможности банков и поведение потребителей. В России в 90-х годах проведение экономических реформ сопровождалось высокой инфляцией, кризисом в экономике, снижением реальных доходов населения и личного потребления.

Как свидетельствует статистика, снижение реальных доходов населения ведет к снижению личного потребления и сокращению розничной продажи товаров и услуг. Макроэкономическая ситуация последних лет характеризуется положительными изменениями, такими как экономический рост, снижение инфляции, рост денежных доходов населения. Рост денежных доходов ведет к росту сбережений. Средства населения нужны банкам, так как могут служить дополнительными ресурсами для кредитования, как физических лиц, так и корпоративных клиентов.

Усиление конкуренции, в том числе и в смежных сегментах рынка, способствует активизации деятельности банков в сфере розничных услуг. Кроме того, при сложившейся практике, когда банки, привязанные к одному или нескольким крупным клиентам, оказываются в зависимом положении, уход одного такого клиента может привести к возникновению проблем с ликвидностью и доходностью.

Одной из социальных тенденций, способствующей развитию розничных банковских услуг, является активное формирование среднего класса, который является основным потребителем розничных услуг. В России на его долю приходится свыше 50% потребления различных товаров и услуг.

Дальнейшему развитию розничных банковских услуг будет способствовать, на наш взгляд, рост доверия к банкам и банковской системе.

Доверие населения является принципиальным условием, наиболее важной предпосылкой развития розничных банковских услуг. Опыт проведения рыночных реформ в нашей стране свидетельствует о том, что со стороны государства не уделялось должного внимания доверию населения. Отсутствие четкого законодательства, финансовые пирамиды, банковские кризисы привели к падению доверия населения к кредитным организациям и банковской системе в целом.

Доверие к банкам находится в прямой зависимости от наличия и достоверности информации о деятельности банков, ее доступности и понятности для пользователей. Наличие такой информации способствует уменьшению неопределенности на рынке банковских услуг, повышению его стабильности, снижению резких колебаний ожиданий клиентов и в итогеповышению доверия к банкам. Способствовать росту доверия к банкам будет повышение транспарентности банковского сектора и формируемая в настоящее время система гарантирования вкладов.

Наряду с позитивными, выделены факторы, сдерживающие развитие банковских услуг населению. Это: неравноправные условия конкуренции, связанные с доступом ряда банков к бюджетным счетам и доминированием на рынке банков с государственным участиемнеадекватная нормативно-правовая база, неразвитая банковская инфраструктура, невысокий уровень экономического образования населения.

Развитие розничных банковских услуг началось в России с депозитных услуг. Следующим этапом стало развитие деятельности банков с пластиковыми картами, и в настоящее время акцент сместился на кредитование. Рост запросов потребителей в отношении качества и удобства банковского обслуживания позволяет говорить о перспективности дистанционного банковского обслуживания.

Российские коммерческие банки предлагают населению различные услуги: депозитные услуги, переводы денежных средств, коммунальные платежи, кредитование, услуги на рынке драгоценных металлов, обслуживание пластиковых карт, хранение ценностей, предоставление депозитных ячеек, доверительное управление. При этом наиболее востребованными являются депозитные, кредитные услуги и услуги по пластиковым картам. И в дальнейшем они будут составлять основу банковского ассортимента, в связи с чем, в работе изучается и анализируется практика предоставления данных видов услуг и соответствующие сегменты рынка.

Для клиента при приобретении услуги важными являются получаемая выгода (или возможность решить свою проблему), условия и качество обслуживания. Анализ условий предлагаемых продуктов (вкладов и кредитов) показал, что они являются стандартными. Банки предлагают «всё и всем», практически не используют сегментацию клиентов, не уделяют внимание позиционированию продуктов. Анализ развития розничных банковских услуг позволил отметить тенденции данного процесса, заключающиеся в расширении ассортимента предлагаемых продуктов и услуг, переходе от предложения отдельных услуг к комплексному обслуживанию и пакетированию услуг, использовании дистанционных технологий.

Представляет интерес опыт зарубежных банков по обслуживанию населения. Для российских банков, на наш взгляд, будет особо актуальна адаптация зарубежного опыта по следующим направлениям:

— расширение ассортимента.

Введение

счетов денежного рынка, целевых сберегательных вкладов с возможностью получения льготного жилищного кредитапакетирование услуг;

— сегментирование клиентов и на этой основе позиционирование услуг;

— формирование программ по привлечению и удержанию клиентов;

— использование многоканальных моделей сбыта услуг.

Усиление конкуренции на рынке розничных банковских услуг, неудовлетворенность банковским обслуживанием со стороны клиентовфизических лиц, невысокое качество услуг ставят перед банками задачу поиска путей совершенствования деятельности в данном сегменте. Одним из направлений может стать активное использование маркетинга, планирование маркетинговой стратегии банка. Ограниченный ассортимент, однотипность предлагаемых продуктов позволяет выделить в качестве актуального направления развитие продуктовой стратегии банка.

Продуктовую стратегию банка мы определяем как общий план действий по формированию портфеля продуктов и услуг, направленных на достижение поставленных целей.

Банки могут использовать различные виды стратегий на розничном рынке, но большинство выбирают универсальную стратегию, направленную, на расширение перечня предлагаемых населению услуг и продуктов.

На продуктовую стратегию банка оказывают влияние разнообразные факторы. Наряду с внешними факторами, традиционно рассматриваемыми в маркетинге, целесообразно учитывать и внутренние, к которым мы отнесли: специализацию банка, тип конкурентной стратегии банка, конкурентную позицию банка, состав и структуру ресурсов, степень использования маркетинга. Автором охарактеризованы внешние тенденции — экономическая ситуация в стране, социальные тенденции в обществе, технологические изменения, правовое регулирование, конкуренция. Отмечены и специфические факторы, влияющие на продуктовую стратегию банка в сфере розничных услуг: уровень жизни населения, социальные тенденции (демография, образ жизни, культурные ценности), тенденции на рынке потребительских товаров и услуг.

При изучении специальных источников, мы пришли к выводу, что формирование продуктовой стратегии должно включать следующие этапы.

Первый этап — исследование рынка розничных услуг, анализ внешних тенденций и внутренних возможностей банка, анализ существующего продуктового ряда. Результаты исследования должны показать место банка на рынке розничных услуг, его конкурентные преимущества.

На втором этапе на основе результатов исследования формулируются цели и задачи продуктовой стратегии банка.

Третий этап — определение продуктовой стратегии. Выбираются основные направления продуктовой стратегии банка в отношении ассортимента, качества и объема предлагаемых услуг. Для российских банков наиболее актуальными являются расширение и углубление ассортимента, позиционирование услуг.

Четвертый этап — реализация продуктовой стратегии посредством проведения конкретных мероприятий по каждому направлению.

Пятый этап включает контроль за реализацией продуктовой стратегии с оценкой ее эффективности.

Шестой этап — мониторинг состояния рынка банковских услуг, проведение которого позволяет своевременно отслеживать изменения и вносить корректировки в стратегию.

Ключевой составляющей продуктовой стратегии коммерческого банка является определение предлагаемого ассортимента.

При планировании ассортимента целесообразно использование различных моделей, в частности, модели жизненного цикла, позволяющей сформировать сбалансированный портфель продуктов и услуг в зависимости от этапа жизненного цикла продукта.

Для выбора стратегии по продукту предлагается использовать разработанную диссертантом матрицу, построенную на основе двух критериевконкурентоспособности продукта и соответствующей доли рынка.

Конкурентоспособность продукта рассматривается как комплексный показатель, получаемый на основе балльной оценки конкурентоспособности цены продукта и качества. Общая оценка конкурентоспособности определяется суммированием полученных баллов и подставляется в матрицу.

Решения по продукту принимаются исходя из занимаемого положения в матрице с учетом тенденций развития рынка (сегмента рынка) и спроса на продукт, а также в соответствии с продуктовой и общей стратегией банка. В перспективе предлагаемую матрицу можно использовать для планирования пакетов банковских услуг.

В ходе исследования был проанализирован предлагаемый одним из банков Татарстана кредитный продукт — автокредит и предложены рекомендации исходя из занимаемого положения в матрице.

Составляющей продуктовой стратегии является политика качества. Данное направление оценивается как ключевое в развитии деятельности банков в секторе розничных услуг, но ему пока уделяется недостаточное внимание.

Проведенное диссертационное исследование с учетом результатов собственных маркетинговых исследований позволило сформулировать следующие предложения по развитию продуктовой стратегии банков: провести сегментацию клиентов по социальнодемографическим признакам и позиционировать продукты, ориентируясь на целевые сегменты. Тенденция роста численности населения пожилого возраста должна ориентировать банки на расширение услуг для данной группы потребителей. В настоящее время банки предлагают в основном только срочные пенсионные вклады. Выделить в отдельную целевую группу молодежь с предложением ей услуг по льготным тарифамсовременные информационные технологии создают возможности для развития дистанционного банковского обслуживания, и как показывают результаты опроса, наибольший интерес проявляется к «мобильному банкингу" — внедрить в практику сберегательные и инвестиционные планы, например, инвестиционный план на покупку автомобиля: вклад на 1 или 3 года с ежемесячными взносами. При накоплении определенной суммы (30% от стоимости автомобиля) возможно предоставление кредита по льготной процентной ставкешире использовать пакетирование услуг, перекрестные продажи. Предлагается формировать несколько пакетов продуктов и предлагать их клиенту на выбор.

Кроме того, необходимо развивать коммуникационные мероприятия банка. В первую очередь активизировать деятельность персонала банкаиспользовать ко-брэндинговые и бонусные программывнедрить систему управления качеством. Развитие рынка банковских услуг и интеграция России в мировое экономическое сообщество приведет к повышению требований к качеству банковских услуг. В этой связи банкам можно рекомендовать внедрение стандартов ИСО 9000 версии 2000 года. Концепция международных стандартов заключается в обеспечении необходимого потребителям качества с наименьшими затратами. Создание системы качества должно строиться на основе изучения запросов клиентов в отношении уровня качества, и разработке по результатам исследований стандартов качества.

Одним из факторов успеха на рынке услуг для населения является известность банка и его имидж. Имидж банка складывается годами, но повлиять на его формирование может и торговая марка банка. Значимость торговой марки банка при развитии розничных банковских услуг, связана, во-первых, с сохраняющимся недоверием к банкамво-вторых, низкой осведомленностью о банковских услугахв-третьих, наличием достаточно большого числа участников рынка, что затрудняет выбор для потребителейв-четвертых, однотипностью предоставляемых услуг и их сложностью для восприятия. Кроме того, банковские услуги связаны с определенными рисками, а это повышает потребность в дополнительной информации для принятия решений и дополнительных гарантиях надежности.

В диссертационной работе были проведены исследования по методике Brand Lab по изучению восприятия торговых марок банков города. На основе результатов исследования была построена карта восприятия. Лидирующие позиции заняли Сбербанк, «Ак Барс», Энергобанк и Татфондбанк.

Результаты показали, что названия банков несут мало информации и в большинстве своем не вызывают никаких ассоциаций. Не в полной мере используются такие составляющие торговой марки как символика, логотипы.

Уровень осведомленности населения о банках низкий, базируется в основном на неофициальной информации, полученной от друзей и знакомых, и не способствует развитию розничных услуг. Коммуникации банков с аудиторией ограничиваются рекламой — наружной и в печатных изданиях. При этом эффективность рекламы низкая.

Это позволило сделать вывод о том, что банковские брэнды находятся в стадии формирования, и банки не занимаются пока их развитием, недооценивая значимость.

Деятельность банков зависит от доверия клиентов. Активное использование торговой марки способствует формированию имиджа банка, в качестве важнейших составляющих которого выделены надежность, «прозрачность деятельности», социальная ответственность.

Не претендуя на всестороннее освещение проблемы, автор полагает, что сделанные выводы и предложенные рекомендации будут способствовать развитию деятельности банков в секторе розничных услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. Официальный ф текст по состоянию на 1-е декабря 1998 г. М.: Издательская группа
  2. НОРМА-ИНФРА-М, 1999.- 560с.
  3. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. М.: Изд-во ОМЕГА Л, 2005.-550 с.
  4. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ от 2 декабря 1990 г. № 395−1 // Собрание законодательства РФ. 1996.- № 6.
  5. О Центральном банке (Банке России): Федеральный закон РФ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 28.
  6. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг: Федеральный ® закон РФ от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ.1999. № 26.
  7. О кредитных историях: Федеральный закон РФ от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2005. -№ 1.
  8. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2003. -№ 52.
  9. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 11 декабря 2002 г. № 166-ФЗ// Собраниеф законодательства РФ. 2002. -№ 50.
  10. С., Яковлев А. Влияние ассиметрии информации на структуру российского рынка сбережений домохозяйств // Вопросы экономики. 1998. — № 12. — С. 32 — 45.
  11. Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. под общей ред. Каптуревского Ю. Н. СПб: Питер, 1999.- 400 с,
  12. Е. Пора обгонять Албанию // Национальный Ф банковский журнал. 2003. — ноябрь. — С. 14−18.
  13. Анализ деятельности кредитных организаций // Банковская газета. -2005.-№ 5.-С. 4−5.
  14. C.B. Перспективы и новые возможности средств дистанционного доступа к банковскому счету // Бизнес и банки. 2002. — № 44. -С. 1−3.
  15. A.A., Белов М. Ю., Быстров Л. В. и др. Пластиковые карты.-М.: «БДЦ-пресс», 2002.- 576 с.
  16. Ю. Профессия должник // Профиль. — 2003. — № 7. — С.81.84.
  17. К. Л. Ипотечное кредитование в России и за рубежом (законодательство и практика). // Деньги и кредит. 2004.- № 4. — С. 42−48.
  18. Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2001.-804 с.
  19. А. Банки в сети Интернет // Банковские технологии. 2001. — № 11.-С. 36−38.
  20. Банки и банковское дело: Учебник / Под ред. И. Т. Балабанова СПб.: Питер, 2001.-304 с.
  21. Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г. Г. Коробовой. Юристь, 2002. — 751 с.
  22. Банковское дело / Под ред. Г. Н. Белоглазовой и Л. П. Кроливецкой. -СПб: Питер, 2004. 384 с.
  23. Банковский вестник НБ РТ № 100.
  24. Банковская система России: настольная книга банкира. Трастовые, инвестиционные и электронные услуги банков. ДеКА, 1995. — 111 с.
  25. Банковское дело. Словарь: пер. с англ. М.:ИНФРА-М, 2001. 412 с.
  26. В. Управление брэндингом как составляющей инновационного развития организации // Маркетинг. 2003. — № 1. — С. 46−63.
  27. В. Метод создания знаний для решения задачи развития брэнда организации // Маркетинг.- 2003. № 5. — С. 63−76.
  28. В. Сберкарт впечатляющие перспективы для современной торговли // Банковские технологии. 2001. — № 6. — С. 28−31.
  29. А. Подводные камни скоринга // Банковское дело в Москве. 2004. № 5. — С. 22−24./ www.bdm.ru/arhiv/2004/05/24−24htm
  30. И. Маркетинговый анализ. Принципы и практика. Российский опыт. М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 400 с.
  31. Е. Настоящий кредитный бум начнется через год // Ведомости. 2004. — 24 ноября. — С. 3.
  32. В. Лидером становится тот, кто делится// Банковское обозрение. 2004. -№ 11. — С. 90−93.
  33. В. Жить в долг на Руси пока не выгодно // Банковское обозрение. 2004. — № 11. — С. 94−97.
  34. В. О «пластиковой» гордости великороссов // Банковское обозрение. 2004. -№ 11. — С. 52−59.
  35. Бойетт Д, Бойетт Д. Гуру маркетинга. М.: Изд-во Эксмо, 2004.320 с.
  36. Большой экономический словарь / Под. ред. Азрилияна А. Н. 5-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2002. — 1280 с.
  37. К. Смежники диктуют условия банкам // Банковское обозрение. 2005. — № 1. — С. 72−76.
  38. К. Перевод: дешевле, чем снять в банкомате // Банковское обозрение. 2004. № 12.- С. 66−70.
  39. А., Забродина Т. Гарегин Тосунян: «Без реформирования банковской системы неконкурентоспособной будет вся страна» // Национальный банковский журнал. 2005. — № 4(16). — С. 14−16.
  40. Ю., Гаспенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс: в 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В. В. Ковалева. СПб: Экономическая школа, 2001. Т.2.-669 с.
  41. М. Глобальный мобильный банкинг // Банковские технологии. 2001. — № 11. — С. 74−76.
  42. В.В. Производственный анализ: вопросы оптимизации продуктовых программ // Экономический анализ. 2004. — № 3. — С. 2−6.
  43. В.И. Банки и банковские операции в России / Букато В. И., Головин Ю. В., Львов Ю. И. / Под ред. М. Х. Лапидуса. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2001. — 368 с.
  44. Бюллетень банковской статистики. 2005. — № 2.
  45. Бюллетень банковской статистики. 2004. — № 2.
  46. А. Банк, который всегда с тобой // Банковские технологии. -1999.-№ 4.-С. 46−52.
  47. М. Банки работают на имидж / http//www.sostav.ru/statia/marketing/mark09/03/04−3
  48. В безналичное завтра // Мир карточек. 2003.- № 8.- С. 13−22.
  49. А. А. Банковское право Европейского Союза: Учебное пособие: М.: СТАТУТ, 2000. 388 с.
  50. И. Деньги населения: активная борьба за клиента // Банковское дело. 2003. — № 5. — С. 41−43.
  51. Г. С., Вечканова Г. Р., Пуляев В. Т. Краткая экономическая энциклопедия. СПб: Питер, ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 506 с.
  52. Д.В. Специфика банковского маркетинга в современных российских условиях // Банковские услуги. -2001. -№ 12. С. 13−17
  53. Я. Заёмный конвейер набирает обороты // Эксперт. 2003. -№ 34. -С. 105−107.
  54. Д., Пенкина И., Росс А. Розничные банковские услуги: пойдет ли Россия по пути Центральной Европы? // Аналитический банковский журнал. 2004. — № 6(109). — С. 70−75.
  55. А.П. Планово-экономическая работа в сберегательных кассах. -М., «Финансы», 1976. 88 с.
  56. Е.Л. Торговая марка банка: теория и практика управления. Учебное пособие. М.: ООО «Вершина», 2003. -176 с.
  57. Е.П. Проектирование элементов комплекса маркетинга: формирование продуктовой политики // Маркетинг в России и за рубежом. -2001.- № 5. С. 117−135.
  58. М. Электронные банковские услуги: особенности управления рисками // Банковские технологии. 2002. — № 6. — С. 21−29.
  59. К. Самые «вкусные» кредиты частным лицам // Финанс. -2005.-№ 24.-С. 59−63.
  60. Т. Инвестиционный подарок // Национальный банковский журнал. 2003. — декабрь. — С. 16−19.
  61. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О. И. Лаврушина. -М.: КНОРУС, 2004.- 576 с.
  62. Дерёг Х.-У. Универсальный банк банк будущего. Финансовая стратегия на рубеже века: Пер. с нем. — М.: Международные отношения, 2001. -384 с.
  63. С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка. СПб: Питер, 2002. — 240 с.
  64. Е.В. Социально-экономический анализ развития банковского продукта в новых экономических условиях: Дис.. канд. экон. наук. Москва, 1998. 152 с.
  65. И.В. Ипотека: Учебно-практическое пособие / Под ред. д.э.н. проф. В. З. Черняка. М.: Изд-во РДЛ, 2003. — 272 с.
  66. Э., Колин Дж., Кэмпбелл Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. СПб.: Питер, 1998. — 496 с.
  67. В.Н. Брэндинг: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2004.-381 с.
  68. А. Нужны ли россиянам финансовые супермаркеты // Банковское дело в Москве. 2005. -№ 3. fwww.bdm.ru/arhiv/2005/03/46−48.html)
  69. О. Богатые и бедные покупают машины «на свои» // Банковское обозрение.- 2005. № 5. (www.bdc.ru/2005/5/auto.shtml)
  70. О. Каждый третий автомобиль будет продаваться в кредит // Банковское обозрение. 2004. — № 3. — (www.bdc.ru/2004/3/banki.shtml)
  71. Е.В., Романов A.B., Романова В. А. Маркетинг банковских услуг: Учеб. Пособие. -М.: ТЕИС, 1999.- 102 с.
  72. Е. Два ключевых показателя. Матрица рентабельности как средство управления ассортиментом // Управление компанией. 2004. — № 12. -С. 25−28.
  73. Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках: Учебное пособие для вузов. М.: Бизнес и Биржи, ЮНИТИ, 1997. — 191 с.
  74. В. Битва за потребительский кредит // Финанс. 2003. — № 27.-С. 57−58.
  75. М. Перспективы внедрения интернет-банкинга // Банковские технологии. 2001. — № 7−8. — С. 54−60.
  76. О. К буму финансовых услуг не готовы // Банковский дайджест «Капитал». 2005. — № 7. — С. 15−16.
  77. C.B. Внедрение новых банковских продуктов как элемент коммуникационной политики банка: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Волгоград, 2004. 23 с.
  78. В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь. М.: Интерпрессервис- Книжный дом, 2003. — 720 с.
  79. JI.A. Новые тенденции в развитии банковского маркетинга (обзор материалов французских журналов) // Маркетинг в России и за рубежом. -2000.-№ 4.-С. 124−133.
  80. JI.A. Влияние постарения населения на маркетинг банков и страховых компаний // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 2. — С. 122−127.
  81. JI.A. Французские банки борются за привлечение клиентов // Вестник АРБ.-2003.-№ 22. С. 46−49.
  82. JI.A. Тарифы на услуги французских банков // Банки: мировой опыт. 2004. — № 4. — С. 21−24
  83. Л.А. Сегментация банковских клиентов: новые тенденции и подходы // Банки: мировой опыт. 2004. — № 6. — С. 21−24.
  84. А.Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт. М.: Финансы и статистика, 2002. — 176с.
  85. Интеренет-услуги французских банков // Бизнес и банки. 2001. -№ 12.-С. 7.
  86. Ипотечные кредиты // Популярные финансы. 2005. — № 7−8. — С. 5457.
  87. Кредитование населения во Франции // Вестник ассоциации российских банков. 2004. — № 12. — С. 66 — 69.
  88. А. Карточные мошенники оккупируют Россию // Банковский дайджест «Капитал». -2004. № 31. — С. 21−22.
  89. А. Отбанковали // Банковский дайджест «Капитал». 2004. -№ 33.-С. 12−13.
  90. Карты в руки // Национальный банковский журнал. декабрь 2004-январь 2005. — С. 22.
  91. А.А. Банковское обслуживание населения: зарубежный опыт. -М.: Финансы и статистика, 1998.- 256 с.
  92. И.Е. Конкурентные преимущества и организационные нововведения российских банков // Банковская конкуренция: Сборник тезисов международной научно-практической конференции. Саратов. — Издат. центр СГСЭУ, 2000. — 228с.
  93. А. «Нельзя отдавать государственные функции на аутсорсинг» // Национальный банковский журнал. 2005. — апрель (№ 4). — С. 12−13.
  94. Ф. Основы маркетинга.- М., Бизнес-книга, «ИМА-Кросс Плюс, 1995.-699 с.
  95. Ю.И. Банковская конкуренция в условиях становления рыночных отношений: автореферат дис.. д.э.н. 08.00.10. Саратов. 1996. -29 с.
  96. М. От режима online к стационарным центрам // Бизнес и банки. 2001. № 13(543) — С. 7.
  97. Кредит и интенсификация производства. / Под ред. Тимохина Г. С.-Казань: Татарское книжное изд-во, 1990. 160 с.
  98. Ю.С. Опыт банковского кредитования потребителей Великобритании // Бизнес и банки. 2002. № 17(599). — С. 4−11.
  99. Ю.С. Банковский потребительский кредит в России // Бизнес и банки. 2002. — № 42. — С. 5−8.
  100. Ю.С. Банковский потребительский кредит в России // Бизнес и банки. 2002. — № 43. — С. 5−8.
  101. Ю.С. Банковские услуги для населения в сети Интернет // Бизнес и банки. 2003. — № 12. — С. 3
  102. Кук Д. Рынок диктует конкретные условия развития бизнеса // Банковское дело в Москве. 2003. № 7. — С. 29−30.
  103. В., Ямщикова О. Рынок пластиковых карт России // Банковское дело в Москве. 2003. — № 9. -с. 24−25.
  104. А. Кредит развития // Национальный банковский журнал. 2004. № 5(7). — С. 30−32.
  105. Д. Доверие основа развития розничного рынка // Банковское дело в Москве. — 2003. — № 7. — С. 31−33.
  106. М. Макроэкономический климат и рынок розничных услуг // Банковское дело в Москве. 2003. — № 7. — С. 34−35.
  107. М. Розница не синоним единичных продаж // Банковское дело в Москве. 2003. — № 6. — С. 30−31.
  108. С. Имидж всё! // Национальный банковский журнал. — Декабрь 2004 -январь 2005. — С. 112−114.
  109. Т. Стратегия и тактика банковского ритейла: привлечение частных лиц // Банковские технологии. 2004. — № 3. — С. 3438
  110. Г. И. Банковский сектор России: Совершенствование условий банковской деятельности // Деньги и кредит. 2003. — № 5. — С. 17−22.
  111. Г. И. Рынок розничных банковских услуг как фактор стабильности // Банковское дело в Москве. 2003. — № 7. — С. 4−5.
  112. Л.В. Интернет-банкинг // Деньги и кредит. 2005. — № 5. — С.48.57.
  113. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб: Питер, 2000. — 320 с.
  114. В.И. Банковские рейтинги и их роль в повышении транспарентности банковского сектора: Дис.. канд. экон. наук. Казань, 2003. 163 с.
  115. К. Что год грядущий нам готовит? // Банки и технологии. -2002.-№ 2.-С. 52−53.
  116. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.128 с.
  117. Т. Ипотека делает жилье недоступным // Банковское обозрение. 2004. — № 4. — С. 40−45.
  118. М. Брэнды банков глазами потребителей // www.sostav.ru
  119. Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: реинжиниринг процессов обслуживания клиентов // Бизнес и банки. -1997.-№ 8.-С. 6.
  120. В.Д. О развитии российского рынка банковских услуг // Финансы. 2002. — № 6. — С. 65−67.
  121. Е. Автоматизированные банковские филиалы: от экзотики к повседневности // Банки и технологии. 2002. — № 3. — С. 22−26.
  122. Е. Автоматизированные банковские филиалы: зарубежный опыт // Банки и технологии. 2002. — № 4. — С. 64−66.
  123. Д.А. Ещё раз к вопросу о конкуренции на рынке банковских услуг // Банковское дело. 2003. — № 6. — С. 12−14.
  124. . Фактор доверия при проведении экономических реформ // Вопросы экономики. 1998. — № 4. — С. 27−38.
  125. Н., Рюмин М. Коммуникационная концепция маркетинга и её методическое обеспечение // Маркетинг. 2001. — № 6. — С. 110−119.
  126. Москва опередила всю Россию // Национальный банковский журнал. -2004.-№ 1(3).-С. 58−60.
  127. И., Евтушенко Е. Особенности использования брэндинга на российском потребительском рынке // Маркетинг. 2000. — № 1. — С. 69−75.
  128. Э.В. Как измерить качество банковских услуг // Банковские услуги. 2001. — № 11. — С. 8−12.
  129. В.А. Практическая рыночная экономика. Толкование 4000 терминов: Словарь. М.: Флинта: Московский психологический инст-т. -1999. — 376 с.
  130. Новый фактор страхование вкладов // Банковское обозрение.2004.-№ 11.-С. 104.
  131. Нужна ли России банковская система? // Национальный банковский журнал. 2004. — № 5. — С. 40−42.
  132. Нуайе Кристиан. Банки: правила игры: пер. с франц.- Уфа: Спектр, 1992.-134 с.
  133. Облизыванием не избалованы // Банковский дайджест «Капитал». 2005.-№ 2.-С. 13−14.
  134. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ LTD, 1992.-960 с.
  135. А. Двигатель банковского прогресса // Национальный банковский журнал. 2003. — декабрь. — С. 66−69.
  136. Организация и планирование кредита: Учебник/ Под. Ред. О. И. Лаврушина. -М.: Финансы и статистика, 1991. 336 с.
  137. Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. Тагирбекова K.P. М.: Изд. дом «ИНФРА-М», изд-во «Весь мир», 2003. — 720 с.
  138. H.H. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности товара // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. -№ 1. — С. 82−89.
  139. Н.П. Банковская система России: проблемы становления и развития // Банковские услуги. 2003. — № 6−7.- С. 10−15.
  140. Перехожев В. А Современные подходы к пониманию категорий «банковский продукт», «банковская услуга» и «банковская операция» // Финансы и кредит. 2002. — № 21. — С. 23−32.
  141. В. Некуда бежать (www.marketingmix.com.ua)
  142. О. Новый закон-импульс для ипотеки // Национальный банковский журнал. 2004. — № 1(3). — С. 48−51.
  143. А. Бизнес для молодых и агрессивных // Национальный банковский журнал. 2004. — № 2(4). — С. 44−45.
  144. А. Специфика технологий розничного банка // Мир карточек. -2003.- № 10. С. 16−21.
  145. Д., Форд Ф. Основы банковского дела. М.: Инфра-М, 1996. — 624 с.
  146. М.А. Планирование как основа управления деятельностью банка. М.: Финансы и статистика, 2002. — 384 с.
  147. А., Яковлев Е. Тенденции развития электронного банковского обслуживания в России // Банковские технологии. 2003. — № 7−8. — С. 74−77.
  148. А. Развитие системы ДБО BS-Client v.3 продолжается // Банковские технологии. 2002. — № 2. — С. 23−25.
  149. В.В. О поддержании равноправной конкуренции на рынке банковских услуг // Деньги и кредит. 2001. — № 5. — С. 46−48
  150. В.В. Конкуренция должна быть равноправной // Банковское дело в Москве. -2003. № 5. — С. 27−29.
  151. И. ФАС против Visa. История с продолжением. // Национальный банковский журнал, декабрь 2004-январь 2005. — С. 74−75.
  152. Политическая экономия: Учебник для вузов / В. А. Медведев, JI.A. Абалкин, О. И. Ожерельев и др. М.: Политиздат, 1988. — 735 с.
  153. В.В. Семантика, дефиниции и соотношение понятий «продукт», «товар», «услуга» // Маркетинг в России и за рубежом.- 2001. № 2. (www. dis.ru)
  154. М. Интернет-банкинг: медленно, но верно // Банки и технологии. 2002. — № 2. — С. 20−28.
  155. Россия в цифрах. 2005. Краткий стат. сборник / Росстат. М., 2005.-477 с.
  156. О. Маленькие тайны большого кредита // Банковский дайджест «Капитал». 2004. — № 4. — С. 18−19.
  157. Т.Н. Банковский маркетинг: Учеб. пособие. М.: Радио и связь, 2001.- 128 с.
  158. Д. Перспективы под сомнением // Мир карточек. -2003.-№ 2.-С. 22−27.
  159. Д. Ипотека от Volkswagen.fwww.Sostav.ru)161. «Сбер» банк для пенсионеров? // Банковский дайджест «Капитал». -2005. — № 10. — С. 17.
  160. В.Т. Банковский маркетинг. -М.: Дело ЛТД, 1994. 128 с.
  161. А. Банки в эпоху Интернета // Банковские технологии.- 2002. № 4. — С. 18−21.
  162. А. Интернет-банкинг // Банки и технологии. 2002. — № 2.-С. 17−22.
  163. А. Брэнд как бизнес-актив или создание альтернативы ценовой конкуренции // Экономические стратегии. 2003. — № 5. — С. 98−102.
  164. Система качества как часть системы управления (www.cfin.ru.)
  165. Словарь по экономике / Под ред. Ватника П. А. СПб.: Экономическая школа. — 1998. — 752 с.
  166. Е. Павел Медведев: информационная прозрачность полезна для экономики// Национальный банковский журнал. 2003. -декабрь. — С. 32−34.
  167. Современный маркетинг / Под ред. Хруцкого В. Е. М.: Финансы и статистика, 1991.-256 с.
  168. И.О., Спицын Я. О. Маркетинг в банке: Учеб.пособие. -Тернополь: АО «Тарнекс» Центр международного сотрудничества «Писпайп», 1993. 656 с.
  169. Статистика// Национальный банковский журнал. 2005. -апрель. — № 4. — С. 23
  170. В.В. Формирование имиджа коммерческого банка в условиях банковской конкуренции // Банковская конкуренция: сборник тезисов международной научно-практической конференции. — Саратов: Издат. Центр СГСЭУ, 2000.-228 с.
  171. Г., Хотинская Г. Стандартизация финансовых услуг (розничный аспект)// Стандарты и качество.- 2004. № 2. — С. 44−46.
  172. И. 200 крупнейших банков // Финанс. -2005. № 7. — С.20.28.
  173. И. Нефтяные депозиты. Рейтинг банков // Финанс. -2005.-№ 15.-С. 19−29.
  174. А. Гарант стабильности // Национальный банковский журнал. 2004. — № 11. — С. 42−45.
  175. Д.П. Осваиваем банковское дело. М.: Банки и биржи, -ЮНИТИ, 1996.-240 с.
  176. В.М. Современный коммерческий банк: Управление и операции.: М.: Антидор, 1998. 320 с.
  177. Э.А., Морозова Г. И., Морозова Н. И. Нововведения в банковском бизнесе России.- М.: Финансы и статистика, 1998. —352 с.
  178. С. Как попасть в кредитную историю// Национальный банковский журнал. 2003.- декабрь. — С. 28−31
  179. A.B. Банковский маркетинг. M.: ВЕЧЕ, 1994. — 304 с.
  180. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общей ред. Грязновой А. Г. М.: Финансы и статистика, 2002. — 1168 с.
  181. Ю., Иванющенкова М. Диплом в рассрочку // Деньги. -2001. № 3. -24 января. — С. 31−32.
  182. A.C. Что нам стоит брэнд построить // ЭКО. 2000. -№ 5.-С. 169−181.
  183. М. В ожидании жилищной революции // Национальный банковский журнал. 2004. — № 1(3). — С. 52−57.
  184. М. Передел кредитного пирога // Национальный банковский журнал. 2004. — № 5(7). — С. 54−59.
  185. М. Банковская картография // Национальный банковский журнал. декабрь 2004-январь 2005. — С. 76−80.
  186. М. Бомба замедленного действия // Национальный банковский журнал. 2004. — № 5. — С. 60−61.
  187. М. Переход наличности // Национальный банковский журнал. декабрь 2004 — январь 2005. (12/1). — С. 94−97.
  188. Г. Программа лояльности: мировой опыт, российская практика // Банковское дело в Москве. 2005. — № 3. (www.bdm.ru.arhiv)
  189. Д. Пластиковые кредиты все еще дороже целевых // Банковское обозрение. 2004. — апрель. — С. 50−56.
  190. В.И. Розничные банки: необходимость новых бизнес-моделей // Банки: мировой опыт. 2004. — № 2. — С. 16−19.
  191. Е.Б. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт. -М.: Финансы и статистика, 1993. 144 с.
  192. О. Жилье народу, гарантии — банкирам! // Национальный банковский журнал. -2004. — № 1. — С. 30 — 33.
  193. Т.Н. Банковские системы развитых стран. М.: Экзамен, 2002. 224 с.
  194. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. Питер Паблишинг, 1997−480 с.
  195. Экономическая энциклопедия / Научно-ред. совет изд-ва «Экономика" — Институт экон. РАН- Гл. ред. Л. Н. Абалкин. М.: Изд-во «Экономика», 1999. — 1055 с.
  196. Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора1. России 92, с. 13.
  197. Показатель 1.01.00 1.01.01 1.01.02 1.01.03 1.01.04 1.01.05
  198. Активы банковского 1586,4 2362,5 3159,7 4145,3 5600,7 7136,9сектора, млрд. руб.
  199. В % к ВВП 32,9 32,3 35,3 38,3 42,4 42,5
  200. Собственные 168,2 286,4 453,9 581,3 814,9 946,6средства банковского сектора, млрд. руб.
  201. В % к ВВП 2,9 3,9 5,1 5,4 6,2 5,6
  202. Кредиты и прочие 444,2 758,3 1176,8 1591,4 2266,9 3149,9размещенные средства, предоставленные нефинансовым предприятиям и организациям- резидентам, включая просроченную задолженность, млрд. руб.
  203. В % к ВВП 9,2 10,4 13,2 14,7 17,2 18,8
  204. Депозиты и прочие 297Д 445,7 677,9 1029,6 1514,4 1964,0привлеченные средства физических лиц, млрд. руб.
  205. В % к ВВП 6,2 6,1 7,6 9,5 11,5 11,7
  206. В % к пассивам 18,7 18,9 21,5 24,8 27,0 27,5банковского сектора 192
Заполнить форму текущей работой