Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Индивидуально-психологические особенности личности при полной и частичной потере зрения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления индивидуально-психологических особенностей личности при полной или парциальной недостаточности зрительного восприятия, сочетающийся с острой психической травмой. Связано это с тем, что в период с 1994 по 2002 год число молодых людей, в основном мужчин, утративших способность к зрительному восприятию, возросло в 2,6 раза по причине… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПОЛНОЙ И ЧАСТИЧНОЙ ПОТЕРЕ ЗРЕНИЯ
    • 1. 1. Психические состояния как основа для изучения индивидуально-психологических и личностных особенностей при парциальной сенсорной недостаточности
    • 1. 2. Изучение психологических особенностей личности при полной или частичной слепоте
    • 1. 3. Анализ основных подходов к оценке психической саморегуляции личности в условиях трудных психических состояний
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОБЪЕМ МАТЕРИАЛА И МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Организация исследования и общая характеристика обследованного контингента
    • 2. 2. Психодиагностический метод обследования
    • 2. 3. Статистический метод обработки информации, полученной в процессе психодиагностического обследования
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПОЛНОЙ И ЧАСТИЧНОЙ УТРАТЕ ЗРЕНИЯ
    • 3. 1. Индивидуально-психологические особенности личности через шесть месяцев после острой психотравмы
    • 3. 2. Структура и особенности проявления признаков психической дезадаптации у лиц с потерей зрения через два года после острой психотравмы
    • 3. 3. Индивидуально-психологические особенности личности в отдаленном периоде после психотравмы, связанной с потерей зрения
  • ВЫВОДЫ
  • ЛИТЕРАТУРЫ

Индивидуально-психологические особенности личности при полной и частичной потере зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления индивидуально-психологических особенностей личности при полной или парциальной недостаточности зрительного восприятия, сочетающийся с острой психической травмой. Связано это с тем, что в период с 1994 по 2002 год число молодых людей, в основном мужчин, утративших способность к зрительному восприятию, возросло в 2,6 раза по причине только травматических повреждений органов зрения. По данным ВОС это молодые, физически крепкие люди, которые остро нуждаются в оказании психологической помощи с целью оптимизации их адаптационных способностей в социальной сфере жизнедеятельности. В то же время имеются данные о том, что возможности оказания психологической помощи им резко ограничены по причине появления в структуре личности индивидуально-психологических особенностей, препятствующих формированию необходимых установок [45]. Более того, манифестация особенностей личности в периоде ПТСР детерминирована временным интервалом, что и обусловливает необходимость установления закономерностей в развитии адаптационного напряжения личности в отдаленном периоде.

Следует также отметить, что кроме индивидуально—психологических особенностей личности появляются еще и нарушения высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), которые являются вторичными, но в значительной мере ограничивают возможности межличностного взаимодействия, становления и т. д.

Гипотеза исследования — личностные изменения при полной или парциальной недостаточности зрительного восприятия подчинены строгой закономерности и зависят от индивидуально-психологических особенностей переживания острой психотравмы, сочетающейся с этим событием.

Объект исследования — личность в условиях приобретенной полной или парциальной зрительной недостаточности.

Предмет исследования — трудные психические состояния, которые развиваются вследствие острой психотравмы, связанной с полной или парциальной недостаточностью зрительного восприятия.

Цель исследования — изучить содержание адаптационного процесса и индивидуально-психологические особенности личности после перенесенной психотравмы в связи с полной или парциальной утратой зрительного восприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить психические состояния как основание индивидуально—психологических и личностных особенностей при полной или парциальной недостаточности зрительного восприятия.

2. Провести анализ основных подходов к оценке психической саморегуляции личности в условиях трудных психических состояний.

3. Исследовать индивидуально-психологические особенности личности через шесть месяцев после острой психотравмы.

4. Установить структуру и особенности проявления признаков психической дезадаптации у лиц с сенсорной недостаточностью по зрительному анализатору через два года после острой психотравмы.

5. Определить особенности личности в отдаленном (более 3-х лет) периоде после психотравмы, связанной с потерей зрения.

Положения, выносимые на защиту;

1. Психические состояния личности при приобретенной парциальной недостаточности по зрительному анализатору характеризуются этапностью развертывания индивидуально-психологических особенностей реагирования на психическую травму.

2. Содержание процесса индивидуально-психологического реагирования на ситуацию в начальном периоде зрительных расстройств включает психогенные реакции, а в отдаленном периодестойкие личностные изменения.

3. Доминирующими личностными изменениями в отдаленном периоде социально-психологической адаптации на психотравму, связанную с утратой зрения, является тревожное, зависимое, истерическое, эмо ционально-неустойчивое и диссоциальное поведение.

4. Основными факторами, детерминирующими степень выраженности и глубину личностных переживаний, связанных с утратой зрения, являются представления о неопределенности жизненной перспективы.

Практическая значимость исследования определяется результатами и выводами, которые свидетельствуют об этапности адаптационного процесса в связи с перенесенной психотравмой, связанной с полной или частичной приобретенной сенсорной недостаточностью по зрительному восприятию. Этапность развертывания потенциала механизмов психической саморегуляции манифестируется в: а) появлении на 1-м этапе акцентированных или психопатических реакций на психотравмуб) наступлении дезадаптационных расстройств вплоть до ПТСР на 2-м этапев) формировании стойких личностных расстройств в отдаленном периоде.

Знание закономерностей личностного реагирования на психотравму, связанную с утратой зрения, может быть использовано психологами, педагогами и медиками при разработке программ социально-психологической помощи соответствующему контингенту.

Апробация. Результаты исследования обсуждались на научно-практической конференции, посвященной 60-летию Б. С. Фролова «Актуальные вопросы психологии и психиатрии» (г. Санкт-Петербург, 2001) — научно-исследовательской конференции студентов и преподавателей МГПОУ (г. Москва, 2002) — научно-практической конференции, посвященной 35-летию Отдела обитаемости РВСН «Актуальные вопросы психологического обеспечения деятельности РВСН в 2001;2002 гг.» (г. Москва, 2002) — на Региональной конференции ВОС, посвященной проблемам психологической реабилитации лиц с утраченным зрительным восприятием (г. Геленджик, 1999) — на заседаниях кафедры клинической психологии МГПОУна заседании научно-методического совета 6 ЦВКГ.

Список работ, опубликованных по теме диссертации:

1. Индивидуально-психологические особенности личности при полной сенсорной недостаточности по зрительному анализатору//Материалы научной конференции ВОС. — г. Геленджик, 1999. — 0,1 п.л.

2. Психофизиологические особенности личности на различных возрастных этапах//Научно-методические рекомендации к изучению' курса «Психология личности». — М., 2001. — 0,8 п.л.

3. Развитие личности в различных условиях ближайшего окруже-ния//Научно-методические рекомендации к изучению курса «Психология семьи и семейное консультирование». — М., 2001. — 1,0 п.л.

4. Психологические особенности деятельности в контексте ситуационного многообразия/УНаучно-методические рекомендации к изучению курса «Общая психология». — М., 2001. — 2,5 п.л.

5. Показатели депрессивности у лиц с выраженными степенями близоруко-сти//Материалы научной сессии МГПОУ им. М. А. Шолохова по итогам научно-исследовательской и научно-методической работы за 2001 год. -М., 2002. — 0,3 п.л.

6. Клинико-психологические аспекты реабилитации инвалидов по зре-нию//Материалы научной сессии МГПОУ им. М. А. Шолохова по итогам научно-исследовательской и научно-методической работы за 2001 год. -М., 2002. — 0,4 п.л.

7. Современные возможности психологической помощи лицам, перенесшим острую психическую травму//Тр.научно-практической конференции «Проблемы и перспективы совершенствования послевузовского и дополнительного образования медицинских специалистов ВС РФ в ГИУВ МО РФ» (10 июня 2002 г.) — М.: ГИУВ, 2002. — 0,5 п.л.

выводы.

1. Приобретенная сенсорная недостаточность, связанная с полной или частичной утратой зрительного восприятия, характеризуется выраженным психотравмирующим влиянием, которое сопровождается угнетением высших психических функций.

2. Ограничение или полная утрата способности зрительного восприятия приводит к чрезмерному напряжению механизмов психической саморегуляции личности, в структуре которой доминирующее значение приобретают возможности волевой регуляции высших психических функций.

3. Сенсорная недостаточность по зрительному анализатору приводит к формированию трудных психических состояний личности, которые характеризуются появлением в начальном периоде адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности комплекса субъективного значимых переживаний. В этот период среди индивидуально-психологических особенностей преобладают высокая тревожность, депрессивность, агрессивность и низкая критическая способность личности.

4. Индивидуальные особенности трудных психических состояний личности детерминированы своеобразием внутренней картины болезни и зависят от типа психологических реакций на факт утраты зрения.

5. Через два года после перенесенной острой психотравмы в структуре личности преобладают однотипные и однонаправленные изменения, которые не зависят от степени недостаточности зрительного восприятия (от силуэтного зрения до полной его утраты) и характеризуются появлением признаков стойкой дезадаптации личности и развитием посттравматических стрессовых расстройств.

6. В отдаленном периоде (через три года и более) у большинства лиц с сенсорной зрительной недостаточностью появляются такие личностные расстройства как тревожное, зависимое, истерическое, эмоционально неустойчивое и диссоциальное.

7. Индивидуально-психологические особенности личности в отдаленном периоде значительно ограничивают возможности социально—психологической адаптации, коммуникативные возможности и социализацию личности в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине. — М., 1998. — 272 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. с. 16−18.
  3. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятель-ности//Проблемы психологии личности. — М., 1982. с. 29−31.
  4. Т.И. О волевых проявлениях личности в затрудненных услови-ях//Вопр. психологии. 1985. — № 5.
  5. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). М.: Наука, 1976.-272 с.
  6. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. — М.: Наука, 1976. 272 с.
  7. Ю.А. Социально-стрессовые расстройства//Русский медицинский журнал. 1996. -№ 11. — с.689−694
  8. Н.Г., Чхартишвили Ш. Н. Воля//БСЭ. Т. 5. 1971.
  9. А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их дина-мика//Психологический журнал. — 1985. — 6.
  10. Ю.Анохин П. К. Идеи и факты в разработке теории функциональных сис-тем//Психол. журнал. 1984. — Т. 5. — № 2.
  11. П.Анохин П. К. Избр. труды. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., 1979. — с. 112−115.
  12. П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. М.: Наука, 1963- с. 9.
  13. Л.И. Личность и деятельность//Проблемы личности. Материалы симпозиума. — М., 1969. — Т. 1.
  14. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности//Психол. журнал. 1981. — Т. 2. —№ 2.
  15. Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии//Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969.
  16. Е.Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. — М.: изд-во МГУ, 1975. 205 с.
  17. Р. Эмоционально значимые события в жизни слепых и зря-чих//Психологическое изучение слепых и слабовидящих и методика работы с ними. Л., 1990. — с.45−56.
  18. М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. — Пбг., 1922.
  19. Ф.В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психическая травма (к современному пониманию ее природы и общих принципов ее психотера-пии)//Руководство по психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова. — Ташкент: Медицина, 1979. 620 с.
  20. А.А. Личность и общение. М., 1983. — с. 32−34.
  21. В.А. Психологический стресс. — М., 1995. с. 16−20.
  22. Л.И. Правильно организовать жизнь//Семья и школа. —1981—№ 2.
  23. Л.И. Сознательно управлять своим поведением//Семья и школа. 1981.-№ 3.
  24. Ю.М., Колоколова Т. А. Шаг навстречу//Социализация ребенка. Психологические и педагогические проблемы. СПб., 1999.
  25. М.И., Самоненко С. Д. О саморегуляции поведения подростков в процессе учебной деятельности//Вопр. психологии. — 1977. — № 3.
  26. В. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушениями зрения. М., 1999. — с. 20.
  27. Л.Ф., Коршова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. — М., 1998.-263 с.
  28. B.C. Люди, боги, герои//Наша жизнь. — 1998. — № 12. 60 с.
  29. А.Т., Поддубная Р. Ю., Питерская Я. А. К вопросу о методах оценки параметров адаптивных систем при посттравматических стрессовых рас-стройствах//Современные технологии в восстановительной медицине.
  30. Материалы международной конференции 12−16 мая 2001 г. Сочи, 2001. -с. 118−121.
  31. Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. -СПб., 1998.-с. 112−120.
  32. Л.И., Беребин М. А., Косенков Н. И. О системном подходе в оценке психической адаптации/Юбозр. психиат. и мед. психол. — 1994. — № 3.- с. 16−25.
  33. В.П. Уточнение понятий психической адаптации и дезадаптации в условиях регулярной активной психопрофилактики//Российский психиатрический журнал. 1997. — № 3. — 57 с.
  34. Л.М. Психические процессы. — Л., 1981. Т. 3.
  35. Л.А. Восприятие и обучение. — М.: Просвещение, 1969.
  36. В.П., Лепеженкова Л. Н. Опыт психологической консультации в Ленинграде/УПсихологический журнал. — 1984. — Т.5. — № 4. — с.24−27.
  37. В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.
  38. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. Петровского. — М.: Просвещение, 1973.
  39. В.Г. Человек в экстремальных условиях внешней среды. М.: Мысль, 1983.-203 с.
  40. А.И. Синдром посттравматического стресса у ветеранов войны, перенесших боевую психическую травму//Военно-медицинский журнал. -1991.-№ 8.-с.71−74.
  41. Л.С. Психология развития как феномен культуры/Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модек, 1996.
  42. Л.С. Собр. соч.: В 6 т., Т. 1. М., 1982.
  43. Л.С. Собр. соч.: В 6 т., Т. 5. М., 1983.
  44. В.А. Системные описания в психологии. — JL: Медицина. 1984. -с.82−84.
  45. В. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушениями зрения. М.: Прогресс, 1999.
  46. В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением//Дефектология. 1996. -7 с.
  47. В.П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990.
  48. Жизнь после войны: миф о социальной адаптации/УСолдат удачи. — 1999. — № 10 (61). — с.44—45.49.3анков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
  49. В.К. Воля, эмоции, интеллект//Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности/Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. — Симферополь, 1983
  50. Г. П., Турохаджаев A.M. Влияние посттравматических стрессовых расстройств на адаптацию воинов-интернационалистов — ветеранов войны в Афганистане//Соц. и клинич. психиатрия. 1992 — № 1. — с.33−36.
  51. Э.И., Еремеева А. И. Психические состояния. Владивосток, 1990.
  52. .И., Коваленко Н. Б. Тифлопедагогика. Выпуск 1. — М.: Просвещение, 1962.
  53. Я.Л. Человек: психология. — М.: Просвещение. 1980. — 224с.
  54. Е.П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина A.M. Психологическая помощь и консультирование/Методическое пособие к практическим занятиям по курсу. СПб.: Изд-во РГПУ А. И. Герцена, 1998.
  55. А.Н., Морозов П. В. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветеранов афганской войны//Русский медицинский журнал. — 1995. № 4.-32 с.
  56. А. Из душевного мира слепых. Ч. 1. — СПб.: Сенатская типография, 1909.
  57. Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М., 1977.
  58. Л.В. Доминирующее настроение при различных акцентуаци-ях//Журнал практического психолога. М., 1999. — № 7−8. — с. 156−165.
  59. Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности//Теоретические и прикладные вопросы психологии/Сб. статей. Вып. 1. Часть 1. СПб, 1995. — с.123−132.
  60. А.Ф. К учению о психической активности (новые экспериментальные данные). М., 1916.
  61. С.С. Актуальные проблемы образования инвалидов как средства их социальной адаптации/Юбразование как средство социальной адаптации инвалидов: опыт и перспективы/Сост. С. С. Лебедева.—СПб., 1998.-5 с.
  62. В.В. Нарушения психического развития детей. М., 1985.
  63. К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
  64. А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. — М.: Медицина. 1993.-92 с.
  65. А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: Изд-во РГПУ А. И. Герцена, 1998.
  66. А.Г. Тифлопсихология. М.: Просвещение, 1985.
  67. А.Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. -М.: Просвещение, 1985.
  68. А.Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков. — Л., 1983. -90 с.
  69. А.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.
  70. А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1969.
  71. ТМ., Ермолаев О. Ю. Психофизиология: учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО, 1998. 240 с.
  72. П.И. Некоторые особенности при изучении хронического стресса//Сб. науч. тр./Под ред. А. Л. Носова. — Саратов, 1990. Вып. 2. -с. 97−99.
  73. В.Г. Свойства личности и фиксированная установка//Вопр. психологии. 1983. — № 5.
  74. Общая психология/Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
  75. Основы психофизиологии: Учебник/Отв. ред. Ю. И. Александров. — М.: ИНФРА, — 1998. 432 с.
  76. Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Казань, 1974. — с. 90−91.
  77. В.А. Психология неадаптивной активности. — М., 1992—224 с.
  78. К.К. Занимательная психология. Питер-пресс, — 1998. — с. 3—8.
  79. Н.Н. Мышление дошкольника. -М.: Просвещение, 1977.
  80. А.О. Интегрирующая функция психических состоя-ний//Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3. С.136—145.
  81. А.О. Неравновесные (неустойчивые) психические состоя-ния//Психологический журнал. 1999. № 2. С. 115−124.
  82. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 2000. — 303 с.
  83. A.M. Психологический справочник неудачника или как обрести уверенность в себе. — М.: Просвещение, 1994. — 191 с.
  84. A.M. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. — М., 2001.- 188 с.
  85. Психические состояния (Экспериментальная и прикладная психология, вып. 10)//Ред. А. А. Крылов. Л., 1981. — с.42−46.
  86. Психические состояния/Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000.-512 с.
  87. Психология психических состояний: Сб. науч. статей. Вып. 1. — Казань, 1998.
  88. ПсихотерапияЛТод. ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 544 с.
  89. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 1999. — 429 с.
  90. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -Т.1.-77 с.
  91. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  92. С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1986.
  93. К. Групповая психотерапия. «Питер», 1999.
  94. Слепец в семье, школе и обществе: очерк из психологии и быта слепых. — Владимир, 1908.
  95. Словарь практического психолога/Сост. С. Ю. Головин. Минск: Хар-вест, 1997.-800 с.
  96. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. — М.- 1995.
  97. Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М.: Педагогика, 1980.
  98. Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения//Дефектология. — 1998. — 9 с.
  99. Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения//Дефектология. — 1997. 8 с.
  100. Л.И. О некоторых особенностях развития слепого ребенка дошкольного возраста/УВоспитание и обучение слепого дошкольника/Под ред. Л. И. Солнцевой. М., 1967. — 6 с.
  101. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
  102. С.В. Использование наглядно-действенной методики для развития зрительного восприятия детей с нарушением зре-ния//Дефектология. 1990. № 1.-е. 16−21.
  103. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  104. С.И., Абдурахманов Р. А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки. — М., 1992. 68 с.
  105. М.Э., Буртянский Д. Л., Филатов А. Т. Реабилитация больных неврозами. Киев: Здоров’я, 1980. — 150 с.
  106. Дж. Практика психосинтеза. СПб., 1992.
  107. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
  108. Г. К. Систематика пограничных нервно-психических рас-стройств//Условия формирования и пути предупреждения неврозов и аномалий личности/Сб. науч. трудов. — М., 1983. — с.55−64.
  109. .С. Система оценки и прогнозирования психического здоровья при массовых психопрофилактических обследованиях. — Д.: ВМА. 1982.-61 с.
  110. С.А. Работа с лицами со сниженной адаптацией. — М.: ВОС, 1990.
  111. О.А., Дашкевич О. В. Активная саморегуляции эмоциональных состояний спортсмена. М., 1971.
  112. Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М., 1967. — с. 17−22.
  113. A.M. Слепой музыкант Короленко, как попытка проникновения зрячих в психологию слепых. — М.: Изд-во МГУ, 1916.
  114. А.А., Курочкин М. Р. Психогении и деструктивное поведение у военнослужащих с расстройствами личности//Сборник статей, тезисов, докладов научно-практической конференции, посвященной 80-летию 254 ОВКГ. Екатеринбург, 2000. — 27 с.
  115. М.Г. И.М. Сеченов и психология личности//Вопр. психологии. 1979. -№ 4.
  116. К. Общая психопатология. М., 1997. — 1056 с.
Заполнить форму текущей работой