Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические основы организации внеклассной воспитательной работы с младшими школьниками, имеющими агрессивные проявления в поведении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Танатос. По Фрейду есть влечение к смерти. Энергия Танатоса направлена на разрушение и прекращение жизни. Начиная с 1920 года, Фрейд утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду острого конфликта между сохранением жизни и ее разрушением, другие механизмы служат цели… Читать ещё >

Теоретические основы организации внеклассной воспитательной работы с младшими школьниками, имеющими агрессивные проявления в поведении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Агрессия: определение и основные теории

Термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте. Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность. Например, Немов С. Р. определяет агрессивность как «черту личности, проявляющуюся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и неспровоцированным агрессивным действиям» [15. С. 357].

Существует три основных подхода в объяснении природы агрессивности.

Первый объединяет теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство человека (сюда входят разнообразные теории психоаналитического толка).

В рамках второго подхода агрессия описывается как поведенческая реакция на фрустрацию.

Третий составляют концепции, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения (бихивиоральные теории).

Рассмотрим некоторые из этих подходы:

  • 1. Разрушительные влечения. Психоэнергетическая модель. Ее основоположником является З. Фрейд. Благодаря трудам Фрейда агрессия и агрессивность были превращены из темы морализаторских рассуждений в объект научного анализа. Во многих современных учебниках отмечается, что источником агрессивного поведения в психоаналитической трактовке выступает Танатос — интенсивное влечение к смерти и разрушению. Важно отметить, что эта концепция сложилась в поздних работах, а первоначально он придерживался иных взглядов. В своих ранних работах Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из Эроса, или инстинкта жизни, энергия которого (либидо) направлена на сохранение, упрочение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование либидозных импульсов. Первоначально агрессия как таковая не трактовалась Фрейдом как неотъемлемая часть жизни.
  • 2. Концепция С. Шпильрейн. Первым исследователем психоаналитической школы, заговорившим об изначальной природе человеческой деструкции, была Сабина Шпильрейн. Еще в ноябре 1911 года, на заседании Венского психоаналитического общества ею был сделан доклад на тему «Разрушение как причина становления», год спустя одноименная статья появилась в печати.

Центральная идея этой работы, впоследствии развита Фрейдом в его поздних теоретических построениях, была сформулирована следующим образом.

Чтобы создать новое, надо разрушить то, что ему предшествовало, то есть во всяком акте созидания содержится процесс разрушения. Инстинкт самовоспроизведения содержит в себе два равных компонента — инстинкт жизни и инстинкт смерти. Для любви и творчества влечение к смерти и разрушению не является чем-то внешним. Напротив, влечение к смерти является неотторжимой сущностью влечения к жизни.

3. Танатос. По Фрейду есть влечение к смерти. Энергия Танатоса направлена на разрушение и прекращение жизни. Начиная с 1920 года, Фрейд утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду острого конфликта между сохранением жизни и ее разрушением, другие механизмы служат цели направлять энергию Танатоса вовне, в направлении от Я. Таким образом, Танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. На этой идее базируется, в частности, теория Мелани Кляйн, которая рассматривает агрессию как проекцию собственного саморазрушительного влечения человека.

Однако, в отличие от М. Кляйн, далеко не все последователи Фрейда солидаризировали со столь спорной идеей. Данный аспект фрейдинского учения был, фактически отвергнут или проигнорирован многими учениками Фрейда. Но они готовы были согласиться с тем, что агрессия проистекает из врожденных, инстинктных сил. Попытка детальной разработки теории инстинкта смерти, которая предложила существование особой, присущей ему энергии, аналогичной либидо, фактически не продвинулись дальше того, чтобы дать этой энергии название, — в работах фрейдистов она фигурирует как мортидо, или деструдо.

4. Пессимистические выводы. Небезынтересными, хотя и спорными, представляются рассуждения Фрейда о становлении агрессивности в ходе индивидуального развития. Если согласиться с его возрастной периодизацией, следует обратить внимание, что, по мнению Фрейда, фиксация на оральной стадии развития может привести к формированию таких агрессивных черт, как наклонность к сарказму и сплетням. Фиксация на анальной стадии может привести к формированию упрямства, к которому легко присоединяется склонность к гневу и мстительность.

В целом для взглядов Фрейда характерна негативная оценка человеческой природы. Свенцинский А. Л. в своих научных трудах пишет что: «Фрейд полагал, что те или иные действия людей направляются, главным образом, примитивными неосознаваемыми импульсами. В тоже самое время концепции Фрейда отличает негативная точка зрения на человеческое общество, которое по своей сущности неизбежно является причиной неудовольствия людей. По мнению Фрейда, именно в самой природе общества заложено стремление находящихся у власти лиц препятствовать свободному выражению импульсов людей, не имеющих власти. При этом он видел необходимость в такой социальной системе, которая могла бы регулировать проявления человеческой агрессивности. Внешне проявление эмоций сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и таким образом уменьшить вероятность более опасных действий» [29. С. 27].

Этот аспект теории Фрейда часто интерпретируется следующим образом: совершение экспертных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков. Однако при внимательном прочтении первоисточников возникают сомнения в таких утверждениях. Хотя у Фрейда не обозначена четкая позиция по вопросу о силе и продолжительности катарсиса, он все же склоняется к тому, что это явление непродолжительно и по силе незначительно.

Таким образом, агрессивность как неотъемлемая характеристика человека требует усмирения, подавления силами всех институтов социализации при частичном допущении периодического социально приемлемого отреагирования деструктивных импульсов. Сторонники такого подхода считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека являются конкуренция, различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях.

5. Неотъемлемое качество сознания. Для А. Адлера (его разрыв с Фрейдом в 1911 году хронологически совпал с первым докладом С. Шпильрейн о деструктивных тенденциях психики) агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организуемых его деятельность.

Универсальным свойством живой материи Адлер считал соревновательность, борьбу за первенство, стремление к превосходству. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивное сознание порождает различные формы агрессивного поведения — от открытого до символического, каким, например, является хвастовство — его цель состоит в символической реализации собственного могущества и превосходства. По мнению Адлера, это связано с тем, что агрессивный инстинкт включает в себя женский нарциссический компонент, требующий признания и преклонения.

Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает и другие символические формы — связанные с причинением боли и уничтожением ритуалы, обряды, конвенциональные формы наказания. Кроме того, по Адлеру, всякое контрпринуждение, то есть ответная агрессия, является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из желаний каждого индивида ощущать себя субъектом, а не объектом.

6. Борьба за выживание. Новое звучание тема изначальной предопределенности агрессии получила благодаря работам одного из основоположников этиологии К. Лоренца. Придерживаясь эволюционного подхода к исследованию этой проблемы, Лоренц продемонстрировал неожиданное сходство с позицией Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у всех живых существ. Лоренц предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные. В-третьих, сильные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.

В то время как у Фрейда не было однозначного мнения относительно накопления и разрядки агрессивной инстинктивной энергии, у Лоренца был совершенно определенный взгляд на эту проблему. Он считал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени.

Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:

  • 1. количества накопленной агрессивной энергии и
  • 2. силы особых, облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении.

Другими словами, чем больше количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньше силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне. Фактически, если с момента агрессивного последнего проявления прошло достаточно времени, подобное поведение может развернуться и спонтанно, в отсутствие высвобождающего стимула.

7. Неутоленные нужды. Фрустрационная модель. Эта теория возникла в противовес концепциям влечения: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард. Согласно его воззрениям, агрессия — это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию — попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

Данная теория утверждает, что агрессия всегда влечет за собой агрессию. Помимо основных понятий агрессии и фрустрации, рассматриваемых неразрывно теория оперирует также ключевыми понятиями торможения и замещения. Агрессия понимается, как намерение навредить другому своим действием.

Фрустрация возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции. Причем степень фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия и количества целенаправленных действий.

Торможение — это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. В частности, установлено, что торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого наказания. Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого как виновника этого торможения. Например, мать, запрещающая ребенку баловаться и драться, может столкнуться с ответными оскорблениями («Ты плохая!») или упреком («Ты меня не любишь!»).

Замещение — это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации. Оскорбленный поведением родителей старший брат бьет ни в чем не повинного младшего.

Как и концепция влечения, Фрустрационная теория не избежала критики. Основной огонь критики пришелся на гипотезу о жесткой взаимопредопределенности самой схемы «фрустрация — агрессия». Было замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот.

Сторонники фрустрационной теории согласились с этим и несколько видоизменили свою позицию. Представителем такой модифицированной формы теории является Л. Берковиц. Он ввел новую переменную, характеризующую возможные переживания в результате фрустрации, — гнев как эмоциональную реакцию на фрустрирующий раздражитель. Берковиц признавал также, что агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться.

В концептуальную схему «фрустрация — агрессия» Берковиц ввел три существенные поправки: а) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; б) даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий); в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

В более поздних работах отмечается, что при фрустрации личность реагирует целым комплексом защитных реакций, из которых лишь одна играет ведущую роль.

8. Дурное влияние. Теория социального научения (бихевиоральная модель). В отличие от прочих, эта теория гласит, что агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдений соответствующего способа действий при социальном подкреплении. Образец поведения в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.

Кроме того, названная теория утверждает, что человек научается и более эффективным агрессивным действиям: чем чаще он их использует, тем совершенней они становятся. Вместе с тем существенное значение имеет успешность действий: достижение успеха при проявлении агрессии может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно повторяющийся неуспех — силу тенденции торможения.

Другим важным элементом этой теории является социальное подкрепление. Существуют неопровержимые доказательства того, что если ребенок ведет себя агрессивно и получает при этом положительное подкрепление, то вероятность его агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Положительное постоянное подкрепление определенных агрессивных актов формирует привычку агрессивно реагировать на самые разнообразные раздражители. То есть наблюдение, и подкрепление агрессии со временем развивает у человека высокую степень агрессивности как личностной черты.

Педагогические рекомендации в русле этого подхода основываются на наблюдении противоположного свойства: наблюдение и подкрепление неагрессивного поведения способствует снижению враждебности.

Многие практические психологи сходятся во мнении, что именно теория социального научения является наиболее эффективной в объяснении, предсказании и коррекции агрессивного поведения.

При всей несхожести разных подходов, все они приводят к важному практическому выводу: формирующуюся личность необходимо научить терпимому, благожелательному, гуманному отношению к людям. Если этого не делать, то обижать людей человек научиться сам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой