Анализ возможностей использования двигателей семейства АЛ-31 для создания автономных наземных энергоустановок с комплексной выработкой тепла и электрической энергии
Предлагаемые схемы ГТУ-ТЭЦ будут отличаться высокоэффективными и экологически чистыми технологиями производства электроэнергии и тепла, что приведет к снижению воздействия вредных веществ на окружающую среду как при вводе в строй новых электростанций, так и при реконструкции существующих. В имеющимся у нас, в достаточном количестве, природном газе — лучшем органическом топливе, меньше углерода… Читать ещё >
Содержание
- Перечень условных обозначений
- Глава I.
- Обзор литературы
- 1. 1. Области применения авиационных двигателей в народном хозяйстве
- 1. 2. Методы повышения топливной экономичности газотурбинных. j установок (ГТУ)
- 1. 3. Потребности современной народнохозяйственной энергетики
- 1. 4. Разработки отечественных производителей ГТУ и некоторые ^ примеры их использование
- Глава II.
- Требования, предъявляемые к автономным энергоустановкам
- 2. 1. Классификация наземных газотурбинных установок gg
- 2. 2. Оценка эффективности энергоустановок
- 2. 3. Классификация и характеристика потребителей
- 2. 4. Выбор схемы и мощности энергоустановки исходя из потребного qj потребления тепловой и электрической энергии
- Глава III.
- Автономные энергоустановки на базе авиационного двигателя
- АЛ-31 и энергопривода АЛ-31 СТ. Схемы и математические модели
- 3. 1. Описание двигателя АЛ-31 Ф и стационарного привода Ail-31 CT
- 3. 2. Описание теплофикационных энергоустановок уд
- 3. 2. 1. Энергоустановка с демонтированным КНД и турбиной ТНД в качестве g^ силовой
- 3. 2. 2. Энергоустановка, состоящая из двух газогенераторов двигателя АЛ- Я
- 3. 2. 3. Установка с демонтированным КНД, камерой подогрева и специально gg проектируемой СТ
- 3. 2. 4. Установка на базе стационарного привода АЛ-31 СТ д ^
- 3. 2. 5. Установка на базе «полного» двигателя АЛ-31 Ф д^
- 3. 3. Обеспечение требуемой частоты вращения ротора СТ энергоустановки с дополнительной камерой подогрева 3.3.1 Описание изобретения ^
- 3. 3. 2. Формула изобретения
- 3. 4. Алгоритм и структура программ для расчета энергоустановок
- 3. 5. Математические модели отдельных элементов ГТУ
- 3. 5. 1. Входное устройство ГТУ
- 3. 5. 2. Модель осевых компрессоров
- 3. 5. 3. Модель камеры сгорания
- 3. 5. 4. Модель осевых турбин
- 3. 5. 5. Камера смешения
- 3. 5. 6. Камера подогрева
- 3. 5. 7. Утилизирующий водогрейный котел
- 3. 5. 8. Учет изменения режима работы газогенератора
- 3. 6. Отладка и уточнение модели расчета энергоустановок на базе авиационных двигателей
- Глава IV.
- Параметрический анализ энергоустановок на базе двигателя AJ
- 4. 1. Установка с демонтированным КНД и турбиной ТНД в качестве силовой
- 4. 2. Установка, состоящая из двух газогенераторов двигателя АЛ
- 4. 3. Установка с демонтированным КНД, камерой подогрева и специально проектируемой СТ
- 4. 4. Установка на базе стационарного привода АП-31 СТ
- 4. 5. Установка на базе «полного» двигателя АЛ-31 Ф
- 4. 5. 1. Энергоустановка с температурой в камере сгорания Т*г = 1670 К
- 4. 5. 2. Энергоустановка с температурой в камере сгорания Т*г = 1440 К
- 4. 6. Сравнение энергоустановок на базе двухконтурного и одноконтурного двигателя
- 4. 7. Изменение параметров энергоустановок в зависимости от наружной температуры
Анализ возможностей использования двигателей семейства АЛ-31 для создания автономных наземных энергоустановок с комплексной выработкой тепла и электрической энергии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последние годы в связи со снижением объемов государственных заказов на образцы оборонной техники практически все авиадвигателестроитель-ные фирмы приступили к реализации конверсионной программы по применению ранее созданных конструкций авиационных и транспортных газотурбинных двигателей в составе энергетических установок различного назначения. Этому способствовало наличие в отечественном авиадвигателестроении больших опытно-исследовательских, конструкторских и технологических (производственных) возможностей проектирования и производства газовых турбин в широком диапазоне мощностей и с учетом самых разнообразных требований [1−7].
К совершенствованию авиационной техники были привлечены значительные средства и большие научно-производственные коллективы.
Вместе с тем до последнего времени газотурбинные технологии не получили широкого распространения в других отраслях техники. И хотя в последние годы это положение исправляется и весьма быстрыми темпами, значительным препятствием является сравнительно низкая тепловая экономичность ГТД, характерная для высокотемпературных двигателей открытого цикла Брайтона.
Радикально решить эту проблему можно, прежде всего за счет утилизации тепла струи выхлопных газов двигателя, тепловая мощность которой у современных авиационных ГТД может составлять десятки и сотни киловатт.
Утилизация тепла выхлопной струи может применяться для реализации более низкотемпературного парового цикла, когда энергия полученного водяного пара также превращается в механическую работу в паротурбинной установке, которая вместе с ГТД может образовывать комбинированную газопаротурбинную установку.
Аналогичной по экономическим показателям является технология производства электроэнергии с установкой в качестве привода электрогенератора газовой турбины перед имеющимся паровым или водогрейным котлом. В этом случае котлы будут работать с использованием тепла продуктов сгорания, выходящих из газовых турбин.
Производство электроэнергии с применением газотурбинных технологий получило признание во всем мире. Из термодинамики известно, что чем больше разница между начальной и конечной температурами в цикле, тем больше к.п.д. этого идеального цикла. Таким образом переход на более высокотемпературный цикл по сравнению с паровым (600 °С, rje = 67%), дает возможность обеспечить существенное повышение к.п.д. Этим высокотемпературным циклом может стать газотурбинный цикл, у которого при уровне температур 1300 °C к.п.д. идеального цикла достигает 82%. Поэтому газовые турбины могут стать основой развития электростанций. Они во много раз легче паровых турбин, занимают меньше места, легче автоматизируются в управлении, требуют меньше обслуживающего персонала. Однако в настоящее время в нашей стране отсутствует серийное производство стационарных высокоэффективных газовых турбин для привода электрогенератора.
Существенному ускорению и интенсификации исследований в области применения энергоустановок на базе авиационных двигателей способствовали возрастающие потребности народнохозяйственной энергетики. Обеспечение электроэнергией и теплом в современном мире является основой благосостояния и развития общества любого государства. Стабильность существования и возможности работы любых отраслей деятельности населения определяются, в первую очередь, безопасностью и надежностью систем теплоэнергетики. И нежелательные подтверждения этого мы видим на примере ряда нарушений их работы в отдельных регионах России, и в первую очередь, Севера и Дальнего Востока.
В России, за упадком промышленности последовало большое снижение потребления электроэнергии. И не смотря на то, что установленная мощность электростанций России имеет резерв мощности, потребность во вводе новых электростанций или модернизация старых является весьма актуальной. Оборудование в энергетике России очень старое. По оценкам [8], в настоящее время оборудование теплоэлектростанций общей мощностью 35 млн кВт выработало свой ресурс, к 2005 г. это количество возрастет до 55 млн кВт. И при этом к 2005;2006 гг. страна лишается всякого резерва электрической мощности.
Похожая ситуация возникла и в теплоэнергетике. Неприятности связанные с недостатком тепла и с выходом из строя теплогенерирующих мощностей, мы можем наблюдать каждый холодный сезон. Сегодня в России теплом обеспечивает, кроме ТЭЦ, около 200 тыс. котельных. Они потребляют значительное количество топлива, при этом теряется высокотемпературный потенциал продуктов сгорания. Вместе с тем, как было отмечено выше, с выхлопными газами ГТД теряется значительное количество тепла, которое можно использовать для отопления жилых и производственных помещений. Таким образом, применение ГТУ-ТЭЦ небольшой мощности может стать эффективным путем решения проблемы обеспечения теплом и электроэнергией небольших населенных пунктов, отдаленных от единой энергосистемы городских поселков, а также энергоснабжения дальних гарнизонов и мест добычи полезных ископаемых. Энергоблоки единичной мощностью 0,5 — 25 МВт могут устанавливаться на предприятиях РАО «ЕЭС России», в нефтяной и газовой отраслях, металлургии и пищевой промышленности.
Кроме того, такие ГТУ-ТЭЦ могут обеспечивать энергией городские микрорайоны в условии децентрализации теплоснабжения. Газета «Известия» от 17 сентября 1997 года в статье «Империя тепла» прямо указывает: «Цивилизованный мир давно уже отказался от строительства крупномасштабных ТЭЦ с протяженными тепловыми коммуникациями. В условиях роста стоимости тепловой энергии произошел переход на автономные источники теплоснабжения и строительство среднеи маломощных котельных».
Подчеркнем, что речь идет о создании автономных теплоэлектроцентралей для комплексной выработки электрической энергии и тепла. Таким образом, проблема наращивания энергетических мощностей для народного хозяйства при использовании энергоустановок различных типов и уровней мощности представляет собой чрезвычайно важную задачу для большинства стран мира.
Предлагаемые схемы ГТУ-ТЭЦ будут отличаться высокоэффективными и экологически чистыми технологиями производства электроэнергии и тепла, что приведет к снижению воздействия вредных веществ на окружающую среду как при вводе в строй новых электростанций, так и при реконструкции существующих. В имеющимся у нас, в достаточном количестве, природном газе — лучшем органическом топливе, меньше углерода и больше водорода, чем в нефти и, тем более, в угле. В связи с чем, в продуктах его сгорания меньше углекислого газа (СОг) и практически нет сернистой составляющей (SOx). С ним легче избавиться от сажи © и окиси углерода (СО), и максимально снизить выброс окислов азота (NOx), т. е. газ — максимально экологически чистое топливо. С увеличением использования доли газа на ГТУ-ТЭЦ решается проблема экологии в больших и малых городах. Разработка экологичных камер сгорания и утилизация выхлопных газов позволяет уже сейчас снизить концентрацию вредных ве9 ществ в выхлопной струе ниже допустимых норм. В то же время, отчистка выхлопных газов на крупных ТЭЦ требует значительных затрат на разработку и внедрение специфического очистного оборудования.
Суммируя сказанное можно заключить, что для нашего государства интерес применения малых ГТУ-ТЭЦ может заключаться в следующем:
• снижение тарифов на электрическую и тепловую энергию и повышение конкурентоспособности российского производства.
• уменьшение загрязнения окружающей среды, улучшение экологии, снижение затрат на природоохранные мероприятия.
• сохранение топливных ресурсов или расширение экспорта нефтеи газопродуктов с целью увеличения доходов бюджета.
• повышение экономической безопасности страны благодаря созданию независимых децентрализованных автоматизированных электрогене-рирующих источников, находящихся непосредственно у производителей и в системах теплоснабжения.
Ограниченный опыт использования газотурбинных авиационных двигателей в автономных наземных энергоустановках требует проведения научно-исследовательских и проектно-конструкторских исследований по выбору целесообразных схем энергоустановок. Часть таких исследований будет направлена на изучение выбора оптимальных схем энергогенераторов на базе авиационных двигателей для комплексной выработки тепла и электрической энергии.
Таким образом, задачей настоящего исследования является разработка и изучение возможных схем автономных энергоустановок предназначенных для комплексной выработки тепла и электрической энергии, на базе авиационных газотурбинных двигателей.
Заключение
и выводы.
В работе рассмотрены вопросы, связанные с изучением особенностей наземного применения авиационных газотурбинных двигателей малой степени двухконтурности в качестве автономных теплоэлектроцентралей. Комплексные исследования потребной эффективности наземных потребителей тепловой и электрической энергии подтвердили возможность и целесообразность создания таких установок. Причем показано, что введение дополнительного подогрева рабочего тела перед свободной турбиной приводит к росту как электрической, так и тепловой мощности энергоустановок и позволяет иметь высокий общий КПД энергоустановки (коэффициент использования тепла).
В соответствии с этими результатами исследований можно сделать следующие выводы:
1. Анализ потребления тепловой и электрической энергии в России, показал целесообразность использования автономных энергоустановок с комплексной выработкой тепла и электрической энергии. Причем, народное хозяйство России нуждается в автономных энергоустановках вырабатывающих тепловой энергии в 3 — б раз больше, чем электрической.
2. Потребности в большом количестве тепла, делают целесообразным и эффективным создания энергоустановки на базе авиационного двигателя с малой степенью двухконтурности.
3. Проведенное расчетно-теоретическое исследование показало, что применение авиационных ГТД и, в частности, ТРДДФ АЛ-31 Ф для создания установок для комбинированной выработки тепла и электрической энергии, позволяет получать соотношение тепловой и электрической энергии равным N= 1,77+3,58 и суммарные КПД на уровне г|е = 0,83 -г 0,9.
4. Разработана методика расчета и проведен параметрический анализ энергоустановок на базе авиационных газотурбинных двигателей АЛ-31 в трех вариантах: а) «полный» двигатель АЛ-31 Ф, т. е. с термогазодинамической схемой исходного двигателя Ne= 14,9^-17,4 (22,1) МВт, г|е = 0,328-М), 2 (0,257), NTenn= 23,44−62,3 (57,6) МВт, ri" = 0,9 б) установка на базе двигателя АЛ-31 СТ (с подрезанным КНД) Ne= 15,9 МВт, tie = 0,34, NTem= 25 МВт, Ли = 0,87 в) энергоустановка с демонтированным КНД, Ne= 3,8 МВт, г|е = 0,24, NTenn = 9,8 МВт, т^ = 0,87.
5. Проведенное расчетно-теоретическое исследование показало, что применение авиационных ГТД и, в частности, ТРДДФ АЛ-31Ф для создания установок для комбинированной выработки тепла и электрической энергии, позволяет получать соотношение тепловой и электрической энергии iV=1,8 -г 4,0 и высокие коэффициенты использования топлива на уровне 86 90%.
6. Проведенные расчеты и анализы указали на целесообразность подогрева рабочего тела перед свободной турбиной с последующей утилизацией тепла выхлопных газов в водогрейном котле утилизаторе, что позволят создать на базе одноконтурного и двухконтурного двигателей энергоустановок с широким диапазоном изменения как эффективной так и тепловой мощности. Изменение основных параметров энергоустановок приведены в таблице № 41.
Список литературы
- Березинец П.А., Васильев М. К., Ольховский Г. Г. Бинарные ПГУ на базе газотурбинной установки средней мощности. //Теплоэнергетика, 1999., № 1. С. 15−21
- Длугосельский В.И., Зубков В. Я., Надстройка водогрейных котельных газотурбинными установками //Теплоэнергетика, 1999 № 1. С. 47−50
- Ольховский Г. Г., Газотурбинные и парогазовые установки в России. //Теплоэнергетика. 1999. № 1. 0.2−9.
- Фаворский О.Н., Ольховский Г. Г., Пути развития ГТУ для энергетики СССР. //Теплоэнергетика, 1990, № 3. С
- Марчуков Е.Ю. Конверсия авиационного двигателя четвертого поколения в стационарный привод газоперекачивающего агрегата. Изв. Вузов, «Авиационная техника», 1998. № 4. С.80−84.
- Емин О.Н. Использование авиационных ГТД для создания комбинированных газопаротурбинных установок стационарного и транспортного назначения. Учебное пособие. Изд. МАИ, 1998. 80 с.
- Фаворский О.Н., Малые ГТУ-ТЭЦ реальная основа местного энергообеспечения и эффективной конверсии авиадвигателестроения., Конверсия в машиностроении 1999 г., № 6.
- Наземное применение авиадвигателей в народном хозяйстве. Материалы межотраслевой выставки /Под. Ред. А. Н. Доброхотова, Ю. Г. Берхли, М.: ВИМИ, 1975, вып. 1, 214 с.
- Наземное применение авиадвигателей в народном хозяйстве. Материалы межотраслевой выставки /Под. Ред. М. А. Алабина, Ю. Г. Берхли, А. Н. Доброхотова, М.: ВИМИ, 1976, вып. 2, 211 с
- Уваров В.В., Газовые турбины и газотурбинные установки. М.: Высшая школа, 1970 г., Газовые турбины в электроэнергетике, Теплоэнергетика, № 4, 1996 г., С.2−11
- Марчуков Е.Ю., Конверсия высокотемпературного авиационного двигателя. Изд-во РИА, 1998,144 с.
- Доброхотов А.Н., Дружиловский В. В., Томилин В. Н., «Теория и практика наземного применения авиадвигателей.» Учебное пособие, Ин-т повышения квалификации Ла ССР. Рига, 1972. Выпуск 1−144 е., выпуск 2−80 с.
- Емин О.Н., Кузнецов В. И., «Комбинированные газопаротурбинные установки на базе авиационных ГТД», Учебное пособие, М. Изд-во МАИ, 1994., 48 с
- Архаров A.M., Исаев С. И., Кожинов И. А. и др. Теплотехника. Учебник для ВтУЗов. Под общ. ред. Крутова В. И. М.: Машиностроение, 1986. 432 с.
- Новиков А.Д., Мешков С. А., Миронов Ю. Р., Шинкарев В. Я., Фаворский О. Н., Зейгарник Ю. А., Шехтер Ю. Л., Разработки АО «Рыбинские моторы» для стационарной энергетики. //Теплоэнергетика, 1998. № 4. С. ,
- Арсеньев Л.В., Комбинированные установки электростанций. Учебное пособие СПбГТУ. Санкт-Петербург, 1993. 94 с.
- Емин О.Н., Филимонов Ю. В., Газопаротурбинная установка на базе ТРДД с демонтированным КНД и форсированным рабочим режимом. Сборник «Теория воздушно-реактивных двигателей и их элементов». М.: Изд. МАИ, 1995. С. 177−183.
- Гриценко Е.А., Направление конверсионных разработок оао «СНТК им. Н.Д. Кузнецова» для ТЭК. Конверсия в машиностроении, 1999. № 6. С. 55−60
- Ведерников В. С., Яблоков А., Блочно-комплексная электростанция на базе ГТЭС-2,5 ОАО «Рыбинские моторы»., // Газотурбинные технологии, 2000, № 6(9), С. 36−38
- Романов В., Метибовский В., ГТД-110-от проекта к реальности. //Газотурбинные технологии, 2000, № 5(8), С. 8−12
- Салихов А., Программа по газотурбинной надстройке котельных и ТЭЦ в республике Башкоркостан., // Газотурбинные технологии, 2000, № 5(8), С.23−25.
- Иноземцев А.А., Разработка и создание газотурбинных установок мощностью2,5.25 МВт на базе авиадвигательных технологий, XLVI научно-техническая сессия по проблемам газовых турбин, 27−29 сентября 1999 г. Тезисы докладов, Самара 1999 г., 192 с.
- Иноземцев А., Газотурбинные установки ОАО «Авиадвигатель» Н Газотурбинные технологии, 2000, № 1(4), С. 24−27.
- Решетников Ю. Пермские двигатели для ТЭК. //Двигатель, 2000 № 4 (10). С. 22−23
- Марчуков Е.Ю. Конверсия авиационного двигателя четвертого поколения в стационарный привод газоперекачивающего агрегата. ИВУЗ «Авиационная техника», 1998 № 4 С. 80−84
- Полионный О.Д., Спириденко В. В., Опыт освоения и длительной эксплуатации ГТУ на Якутской ГРЭС, Тезисы докладов XLVII! научно-технической сессии по проблемам газовых турбин, Рыбинск, 25−26 сентября 2001 г.
- Емин О.Н., Вовк М. Ю., Дедов Д. П., Поветкин Д.А.,"Пути использования авиационных ТВД для создания наземных автономных теплоэлектростанций", ИВУЗ. Авиационная техника, 2000, № 4, С. 53−55
- Гриценко Е.А., Резник В. Е., Данильченко В.П, Горелов Г. М., Новая схема комбинированной энергетической установки. ИВУЗ. «Авиационная техника», 1997. № 2. С.
- Емин О.Н. Об использовании авиационных ГТД для создания ГПТУ различного назначения. ИВУЗ, серия «Авиационная техника», 1996. № 1. С. 74−79.
- Михайлов В.И., Тарнижевский М.В, Тимченко В. Ф., Режимы коммунально-бытового электропотребления, Энергоатомиздат, Москва, 1993. г
- Макаренко З.П., Потребление энергии в городах, Москва, 1988 г.
- ЗЗ.Онищенко В. Я., Основы расчета и анализ графиков нагрузок, режимов работы и тепловой схемы при проектировании ТЭЦ, Саратов, 1996 г.
- Нормы расхода электрической энергии в быту и личном подсобном хозяйстве сельского населения на двенадцатую пятилетку, ВИЭСХ, Москва, 1986 г. 35. «Паровые и газовые турбины», под. ред. А. Г. Костюка и В. В. Фролова М., Энергоатомиздат, 1985, с. 270
- Дружинин Л.Н., Швец Л. И., Ланшин А. И. Математическое моделирование ГТД на современных ЭВМ. (Труды Циам № 8326 1982г.),
- Быков Н.Н., Емин О. Н., Ковнер Д. С., Выбор параметров и расчет авиационных газовых турбин на ЭВМ в режиме диалога. Учебное пособие. МАИ, 1989. 57 с.
- Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей Под ред. дтн проф. Шляхтенко С. М. Учебник для вузов 2-е изд. перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1987. 568с.
- Ильичев Я.Т., Термодинамический расчет воздушно-реактивных двигателей. ЦИАМ, 1975. Труды № 677.
- Янкин В.И., Система программ для расчета характеристик ВРД на ЭЦВМ. М., «Машиностроение», 1976
- Емин О.Н., Адамова П. С., Мекша Н.В. ., Оценка эффективности газотурбинной части ГТУ-ТЭЦ при использовании авиационных ГТД и выбор их основных параметров, Конверсия в машиностроении, 2000. № 4, С.5−9
- Ольховский Г. Г., Газотурбинные и парогазовые установки за рубежом. //Теплоэнергетика, 1999. № 1. С. 71−80.
- Авиационные ГТД в наземных установках. Под ред. Шашкина В. В. Л.: Машиностроение, 1994. 228 с.
- Александровская и др. (3 автора), Развитие малой энергетике в Северо-Западном регионе // Газотурбинные технологии, 2000, № 6(9), С. 34−35
- Аминов Р.З., Ковальчук А. Б. О конверсии мощных авиационных" газотурбинных двигателей для стационарной энергетики. /Яеплоэнергетика, 1993. № 6. С.59−63.
- Аминов Р.З., Доронин М. С., Борисенков, Шауфлер Л.Г. О совершенствовании взаимодействия производителей и потребителей энергии при согласовании их интересов. //Теплоэнергетика, 1999. № 4. С.31
- Андрющенко А. И. Комбинированные системы теплоснабжения. /Яеплоэнергетика, 1997. № 5. С. 2−6.
- Андрющенко А.И. Системная эффективность 'бинарных ПГУ-ТЭЦ. /Яеплоэнергетика, 2000. № 12. С 11−15
- Артемов В.И., Яньков Г. Г., Карпов В.Е, Манаров М. В. Численное моделирование процессов тепло и массообмена в элементах теплотехнического оборудования. // Теплоэнергетика, 2000. № 12. С. 11−15
- БО.Арсеньев Л. В., Тырышкин В. Г. Богов И.А. и др. Стационарные газотурбинныеустановки. Л. Машиностроение. Ленингр. отд., 1989., 543 с.
- Ахмедзянов А. М. Чуйко В.М. и др. (17 авторов). Проектирование авиационныхгазотурбинных двигателей. Учебник для ВУЗов. Под ред. проф. Ахмедзянова A.M. М.: Машиностроение, 2000.457 с.
- Баскаков А.П., Берг Б. В., Витт O.K. и др. Теплотехника. Учебник для ВУЗов. Под ред. Баскакова А. П. 2-е изд. перераб. М: Энергоатомиздат, 1991., 224с.
- Батенин В.М., Масленников В. М., О стратегии развития энергетики России. II Газотурбинные технологии, 1999. № 3. С. 14−20
- Батенин В.М., Масленников В. М., О некоторых нетрадиционных подходах к разработке стратегии развития энергетики в России. //Теплоэнергетика, 2000, № 10, С. 5
- Безлепкин А.П., Парогазовые установки со сбросом газов в котел. Л.: Машиностроение, 1984.с.
- Бекнев B.C., Иванов В. Л., Шустров Д. Ю., Реконструкция теплофикационных паровых турбин надстройкой газотурбинными установками. ИВУЗ. Машиностроение, 1996. № 10−12. С.
- Белоусов и др. (8 авторов), От энергетики газовой промышленности в энергетику России., Газотурбинные технологии, 2000, № 4(7), С.8−1
- Берман С.С. Теплообменные аппараты и конденсационные устройства турбоустановок. М.: Машиностроение. 1959. 428 с.
- Бойс М., Турбомашиностроение в следующем тысячелетии, Газотурбинные технологии, 2000, № 5(8), С. 2−7.
- Бордюков А.П., Гинзбург-Шик Л.Д., Тепломеханическое оборудование тепловых электростанций, М.: Энергия, 1978 г., 272 с.
- Братухин А. Г., Рынкевич С. Ю., Калачанов В. Д., Состояние и перспективы развития гражданского авиастроения в России // Конверсия в машиностроении, 2000. № 2. С 23
- Буров Н., Котохов Г., Лютников А., Создание энергетических установок на базе авиадвигателей ДЗОКУЖП // Газотурбинные технологии, 2000, № 6(9), С. 26−29
- Варварский B.C. и др. Использование ГТУ в системах централизованного теплоснабжения., //Теплоэнергетика, 1990. № 1. С.
- Вольфберг Д. Б., Современное состояние и перспективы развития энергетики мира. /Яеплоэнергетика, 1999. № 8. С. 5−12
- Вульман Ф.А., Корягин А. Б., Кривошеее М. Э., Математическое моделирование тепловых схем паротурбинных установок на ЭВМ, М.: Машиностроение, 1985. 112 с.
- Газовые турбины в энергетике. //Теплоэнергетика, 1996. № 4. С. 2−11
- Галитузов В., Мохов В., Применение ГТУ 6РМ и ГТУ 8РМ в составе электростанций., //Газотурбинные технологии, 2000, № 6(9), С. 32
- Гортышев Ю.Ф., Мац Э.Б., Попов И. А., Инженерный метод расчета тепловых динамических характеристик рекуперативных теплообменников., II ИВУЗ,
- Авиационная техника", 2000, № 1, С.
- Горюнов И.Т., Цанев С. В., Буров В. Д., Дорофеев С. Н., К вопросу определения энергетических показателей ГТУ-ТЭЦ, Электрические станции, 1996. № 9. С.
- ГОСТ 28 775–90. Агрегаты газоперекачивающие с турбинным приводом Основные технические условия. 1990.
- ГОСТ 29 328–92, Установки газотурбинные для привода турбогенераторов. 1992.
- Гриценко Е.А., Обеспечение ресурсов авиадвигателей наземного применения. //Теплоэнергетика, 1999. № 1, С.22−26
- Гриценко Е.А., Горелов Г. М., Резник В. Е., Концепция проектирования перспективных авиационных и промышленных силовых установок. // Теплоэнергетика, 1998. № 1. С. 5−19.
- Гуров В.И., Никишин В. И. Особенности развития энергетики России на современном этапе. //Конверсия в машиностроении. 1998. № 1. С. 44−45
- Далиунин Н., Набиуллин Р., ГПА-4РМ высокоэффективный агрегат для станций ПХГ., Газотурбинные технологии, 2000, № 6(9), С. 39−42
- Двигатели 1944−2000: авиационные, ракетные, морские, наземные М.: ООО «АКС-Конверсант», 2000. 434 с.
- Длугосельский В.И., Гильде Е. Э., Теплофикационные ПГУ с газовыми турбинами мощностью 2.5−25 МВт. //Теплоэнергетика, 1997. № 12. С 37−41
- Доброхотов А.Н., Дружиловский В. В., Томилин В. Н., Теория и практика наземного применения авиадвигателей. Учебное пособие.— Меж. отр. Ин-т повышения квалификации ЛаССР., Рига.1972. Выпуск 1—144 с. выпуск 2 80 с.
- Емин О.Н., Кузнецов В. И., «Комбинированные газопаротурбинные установки на базе авиационных ГТД», Учебное пособие, М. Изд-во МАИ, 1994.,
- Казанджан П.К., Тихонов Н.Д" Шулекин В. Т., Теория авиационных двигателей. Учебник для ВУЗов. М.: Транспорт, 2000. 287 с.
- Казаченко А.Н., К вопросу определения показателей перспективных ГПА с газотурбинным приводом. Газовая промышленность, 1990. № 1. С. 51−53.
- Казаченко А.Н., Эксплуатация компрессорных станций магистральных газопроводов., М.: Нефть и газ, 1999, 463 с.
- Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей, Под общей ред. д.т.н. проф. Хронина Д. В., Учебник для вузов. М.: Машиностроение, 1989. 568 с
- Копсов А., Некоторые аспекты газотурбинныхтехнологий в энергетике России, Газотурбинные технологии, 2000, № 1(4), С. 2−4
- Кузнецов Н.Д., Резник В. Е., Данильченко В.П, Горелов В. И., Проблемы повышения эффективности авиационных двигателей, конвертируемых в газотурбинные установки наземного применения ИВУЗ, «Авиационная техника», 1993. № 2. С. 36−44.
- Кузьменко М., Заказчику готовый продукт газотурбинный агрегат., Газотурбинные технологии, 2000, № 6(9), С. 5
- Лес/нов В., ОАО «УМПО»: от авиационных двигателей к установкам для энергетики и транспорта. // Газотурбинные технологии, 2000, № 3(6), С. 38−40
- Матичук В.Н., Вирченко А. В., ГогенкоА.Л., Обеспечение эффективной эксплуатации водогрейных котлов., // Электрические станции, 2000, № 7, С. 8
- Эб.Михальцев В. Е, Панков О. М., Юношев В. Д., Регулирование и вспомогательные системы газотурбинных и комбинированных установок Учебное пособие. М.: Машиностроение, 1982., 95 с.
- Мишин А.П. Опыт рационализации тепловой схемы водогрейной котельной//Промышленная энергетика, 1998 № 1 С
- Новогородский — В.В., Широков В. А. «Теплообменник для систем комплексного использования теплоты. Газовая промышленность, 1995. № 6., С. 18
- Ольховский Г. Г., Березинец П. А., Перспективы использования ГТД-110 в тепловой энергетике., // Газотурбинные технологии, 2000, № 6(9), С. 20−21.
- Орлов В.Н. Газотурбинный двигатель авиационного типа НК для электростанций. //Теплоэнергетика, 1992., № 2. С.
- Особов В.И., Особое И. В., Инвестиционная привлекательность проектов газотурбинных и парогазовых энергетических установок., // Газотурбинныетехнологии, 2000, № 1(4), С. 5−10.
- Особое В.И., Особов И. В., К выбору принципиальных схем ГТУ оптимальных для теплофикации, // Газотурбинные технологии, 2000, № 5(8), С. 20−23.
- Газотурбинные технологии, 2000, № 5(8), С. 36.
- Попырин Л.С., Щеглов А. Г. Эффективные типы парогазовых и газотурбинных установок для ТЭС. Электрические станции, 1997 № 7. С. 8−17
- Промышленные тепловые электростанции., Учебник для ВУЗов, 2ое изд., Под ред. Соколова Е. Я., М.: Энергия, 1979, 296 с.
- Резников М.И., Липов ЮМ., Паровые котлы тепловых электростанций Учебник для вузов. М. Энергоатомиздат, 1981. 240 с.
- Роддатис К.Ф., Котельные установки. Учебное пособие для вузов. Энергия, 1977. 432с.
- Рогоцкий В., Зайцев Р., Модификация липецкой котельной на базе ГТУ 8РМ., // Газотурбинные технологии, 2000, № 6(9), С. 33,
- Седых А., Шуйхутдинов А, Леднов А., Использование газотурбинного привода в газовой промышленности. Итоги и перспективы., // Газотурбинные технологии, 2000, № 4(7), С. 3−7.
- Скибин В.А., Солонин В. Х., Борщанский В. М., ГТУ-ТЭЦ на базе авиадвигателей энергетическйй потенциал России., Конверсия в машиностроении, 1996., № 4, С. 38.43.
- Скибин В.А., Солонин В. И., Перспективы и проблемы развития авиационного двигателестроения в России., //Двигатель, 1999, № 1, С. 25−29.
- Сидельковский Л.Н., Юренев В. Н., Парогенераторы промышленных предприятий., Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Энергия, 1978. 336 с.
- Смирнов И.А., Хрилев Л. С., Белоусенко И. В., Кореиков Б. Е., Определение экономической .эффективности реконструкций ТЭЦ. //Теплоэнергетика, 1999. № 4. С. 7
- Соколов Е.Я., Современное состояние и основные проблемы теплофикации и централизованного теплоснабжения. /Яеплоэнергетика, 1988. № 3. С. 2−6
- Соколов Е.Я., Мартынов В. А. Энергетические характеристики газотурбинных теплофикационных установок. /Яеплоэнергетика, 1994. № 12., С.
- Справочник по Теплообменникам М.: Энергоатомиздат, 1987. Т1 —561 с, Т2— 352С.
- Сычев В.В. Энергетические установки нового поколения на основе газотурбинной технологии Промышленность России, 1999 № 3 С.
- Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей Под ред. дтн проф. Шляхтенко С. М. Учебник для вузов 2-е изд перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1987. 568с.
- Тепловые и атомные электростанции. Справочник Под общ. ред. В, А Григорьева и В. И. Зорина 2-е изд, Книга 3 «Теплоэнергетика и теплотехника», М.: Энергоатомиздат, 1989с
- Трояновский Б.М., Трухний А. Д., Грибин В. Г., Теплофикационная парогазовая установка мощностью 210 МВт. // Теплоэнергетика, 1998, № 8, С. 9−12.
- Трухний А.Д., Стационарные паровые турбины., 2ое изд., перераб. И доп., Энергоатомиздат, 19 900, 640 с.
- Трухний А.Д., Исследование работы ПГУ утилизационного типа при частичных нагрузках., 4. I Теплоэнергетика, 1999, № 1 С.27−31, Ч. И Теплоэнергетика, 1999, № 1 С.54
- Фаворский О.Й. Энергетика России // Вестник Российской Академии Наук. Том 69, 1999.'№ 4. С:311
- Фаворский О.Н., Повышение эффективности энергетики стратегическая задача государства., // Газотурбинные технологии, № 6(9), С.6−7
- Хрипев Л.С. Основные направления и эффективность развития теплофикации. /Теплоэнергетика, 1998. № 4. С. 2−12.
- Хрипев Л.С., Воробьев М. С., Кутовой Г. П., Рафиков Л. Г., Развитие теплофикации в рыночных условиях с учетом формирования электрического и топливно-энергетического баланса. «//Теплоэнергетика, 1999 № 12.
- Хряпченков А.С. и др. Судовые вспомогательные и утилизирующие парогенераторы. Учебное пособие. Л.: Судостроение, 1979. 280 с
- Чубарь Л.С., Гордеев В. В., Петров ЮВ Котлы-утилизаторы для парогазовых установок//Теплоэнергетика, 1999 № 9. С 34
- Чубарь Л С, Ершов ЮА., Лисейкин ИД Совершенствование теплофикационных водогрейных котлов. //Теплоэнергетика, 1999 № 9 С 39
- Шарапов В И Особенности теплоснабжения городов при дефиците топлива на электростанциях Электрические станции, 1999 № 10 С 63
- Шитарев И.Л., Куприянов И. Л., Рижинский И. Н. Основные направления конверсии ОАО «Моторостроитель» в интересах топливно-энергетического комплекса России. //Конверсия в машиностроении, 1999. № 6 .С. 60−63
- Шляхин П.Н., Паровые и газовые турбины. М.: Энергия, 1974. 224 с
- Шкловер Г. Г., Мильман 0.0., Исследование и расчет конденсационных устройств паровых турбин. М.: Энергоатомиздат, 1985
- Щегляёв А.В., Паровые турбины. Теория теплового процесса и конструкция турбин. 6-е изд. перераб. и доп. М.: Энергоатомиздат, 1993. 382с.
- Щуровский В.А., Зайцев Ю. А., Газотурбинные газоперекачивающие агрегаты. М.: Недра, 1994.
- Щуровский В.А., Новое поколение ГТУ для магистральных газопроводов., // Газотурбинные технологии, 1999, № 4(8), С.
- Щуровский В.А., Ангарные пекиджи для ГПА и ГТЭС, // Газотурбинные технологии, 2000, № 4, С. 30−32.
- Щуровский В.А., Оценка затрат на ремонтно-техническое обслуживание газотурбинных агрегатов., // Электрические станции, 2000, № 10, С. 21
- Электроэнергетика России. История и перспективы развития. Под общей ред. Дьякова А. Ф. М.: Информэнерго, 1997. с
- Энергетика СССР в 1986—1990 гг. Под ред. А. А. Троицкого. М.: Энергоатомиздат, 1987. 352 с.185
- Энергетическая программа России на период до 2010 года (проект) Книга 4 М.: РАН, 1994
- Valter Rugger. Gas Und Dampfturbinen in Schwunmenden Kraftwerken // BBC -Nachrichten, 1981, № 11,8 245−253
- Combinet Cycle Power Plants for Load Cycling Duties / H. Magnon a. o. //APS, 1989
- Joleruetional Nurbomachinery Handbook 1997 vol. 38 № 6
- Сборники тезисов докладов на ежегодных технических сессиях по газовым турбинам РАН, 1992−2001 гг.