Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Нравственно-этические характеристики в структуре формирующейся личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этот способ реализации зависит от цельности личности, качества регуляции психической деятельности, выступает и субъективно, и объективно с точки зрения легкости или трудности решения индивидом противоречий, сомнений,. выбора,. Качество регуляции, выступающее здесь, заключается, а соотнесении объективной изменяемости действительности с возможностями и субъективными способами изменения… Читать ещё >

Содержание

  • Введшие
  • Глава 1. Основные направления исследований по характеристикам личности в философии и психологии
    • 1. 1. Семантика основных нравственно — этических характеристик личности в философии и психологии
    • 1. 2. Духовность как важнейшая составляющая личности
    • 1. 3. Закон оптимума в установлении вероятностного диапазона поведения личности
    • 1. 4. Нравственно — этический компонент — важнейшая характеристика в системно — структурной организации личности как субъекта и методы ее иследования
  • Глава 2. Взаимосвязь и влияние нравственно — этических и эмоциональных, мотивационных, регулятивно — волевых характеристик человека как субъекта
    • 2. 1. Исследование динамики личностных параметров студентов техникумов
    • 2. 2. Исследование и динамика нравственно — этических характеристик студентов техникумов
    • 2. 3. Динамика взаимосвязей нравственно — этического компонента с другими компонентами личности

Нравственно-этические характеристики в структуре формирующейся личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При переходе к новым социально — экономическим отношениям формируются новые требования к человеку, обладающему высокой профессиональной подготовкой. Не всегда с ростом уровня этой подготовки, в силу ряда объективных и субъективных причин, сложившихся в нашем обществе, растет и уровень общей духовности. Несоответствие уровня профессиональных знаний уровню духовного и культурного развития, особенно среди молодежи, появление деструктивистских тенденций является серьезной проблемой,.

В условиях проникновения в сферу производства передовых технологий, широкого использования новейшей техники, а также применения эффективных принципов управления настоятельно требуется учет личностных факторов. Исследования показали, что даже степень усвоения знаний и исполнение требуемых обязанностей существенно зависит от особенностей человека и его духовных способностей (В.Г.Морогин, И. Ю. Соколова, В.Д.Шадриков). Проблема духовности привлекла внимание многих крупных российских психологов (Б.С.Братусь, В. П. Зинченко, В. В. Знаков, Е. Б. Моргунов, В.И.Слобод-чиков, В. Д. Шадриков и др.).

Нам близка та позиция, при которой духовность рассматривается «как принцип саморазвития и самореализации человека, обращения к высшим ценностным инстанциям конструирования личности» (В.В.Знаков).

Понять в психологии место духовного, нравственно — этического начала в личности можно в связи с обращением известных исследователей (К.А.Абульханова — Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, Н. М. Пейсахов, К. К. Платонов, С.Л.Рубинштейн) к различным моделям структуры личности, в которые синкретично включен нравственно — этический слой в виде «социальных свойств личности», «направленности», «социально — обусловленных качеств», «социально — психологического уровня» и т. д.

Специальное исследование нравственно — этических, духовных характеристик личности в отечественной психологии представлено крайне мало. Скорее всего это не считалось предметом психологии. Лишь в последние годы возникла потребность в нашем обществе средствами психологии не только понять и объяснить утрату духовного начала в личности, но и, включив нравственно — этические характеристики в один из самостоятельных «нравственно — этических» слоев структуры личности, начать их экспериментальное исследование (Л.М.Попов).

Особую актуальность это исследование приобретает для анализа процессов духовного развития личности в молодежной среде, где формирование духовных ценностей в условиях не четко очерченных идеологических ориентиров носит «свободный» характер.

Целью нашего исследования явилось изучение специфики и динамики формирования нравственно — этического слоя личности студентов техникумов и его развития.

Объект изучения: формирующаяся личность в процессе профессионального обучения (на материале механико — технологического техникума и Ту-каевского совхоза — техникума (Арский район Республики Татарстан).

Предмет исследования: нравственно — этические характеристики личности в их связи с другими личностными особенностями.

Основная гипотеза исследования предусматривает проверку следующих положений:

— в ряду личностных параметров существует нравственно — этический компонент, характеризующий социальные и антисоциальные тенденций личности;

— нравственно — этический компонент личности студентов техникумов, представленный набором конкретных личностных черт, претерпевает заметные изменения во время их пребывания в техникуме.

При проверке этой гипотезы решались следующие задачи:

1. Выявить в имеющихся концепциях личности субъекта ее нравственноэтический компонент как важнейшее звено, характеристику поведения и деятельности.

2. Оценить экспериментальным путем возможности и характер изменений нравственно — этического компонента в человеке как субъекте саморазвития.

3. Установить динамику и взаимосвязь нравственно — этического компонента с другими личностными параметрами: эмоциональным, мотивацион-ным, регулятивно — волевым.

Методы исследования и обработки полученных данных: анализ литературных источников по нравственно — этическим проблемам личности, тестирование, статистическая обработка.

Эмпирическая база исследования, В исследовании приняли участие студенты Казанского механике — технологического техникума и Тукаевского совхоза — техникума (Арский район Республики Татарстан). Всего 493 человека.

Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, где нравственно — этическая составляющая является важнейшей стороной духовности человека (А.Г.Асмолов, Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, С. Л. Рубинштейн и его школа, В. Д. Шадриков, Э. Фромм).

Научная новизна работы. На основе представления о нравственно — этическом слое личности человека как субъекта саморазвития исследуется динамика нравственно — этических характеристик субъекта. Выявлен нравственно — этический компонент как важнейшее звено, определяющее поведение и деятельность личности. Экспериментально оценен характер изменений нравственно — этического компонента в человеке как субъекте саморазвития. В нравственно — этическом компоненте личности студентов техникумов выявлены наиболее выраженные черты: «скромность — тщеславие», «смирение — стремление к почетному положению», «достоинство — демагогия», «вежливостьжелание оскорбить», «ответственность — необязательность», «бескорыстиевероломство», «великодушие — коварство», «мысли о жизни и смерти — честолюбие». Анализ результатов исследования показал, что студенты предпочитают «бескорыстие» «злонамеренности», т. е. преобладают конструктивные параметры личности над деструктивными.

Выявлена устойчивая взаимосвязь нравственно — этического компонента с другими личностными параметрами: эмоциональным, мотивационным, ре-гулятивно — волевым. Экспериментальным путем выявлены доминирующие связи нравственно — этического компонента с потребностью в общении, с типом самоуправления, со способностью самоуправления, с уровнем субъективного контроля, с субъективными отношениями личности (направленностью на себя, направленностью на дело). Выявлены отрицательные корреляции нравственно — этического компонента с эмоциональными характеристиками, положительные корреляции с мотивационными и регулятивно — волевыми личностными параметрами.

Теоретическая значимость работы состоит:

1) в расширении представления о модельном варианте человека как субъекта саморазвития. Обосновано положение о том, что динамическая тенденция присутствует не только в составе пространственно — временного комплекса субъекта саморазвития, но и в составе его детерминантного комплекса, представленного нравственно — этическим слоем.

2) экспериментально подтверждено, что динамика нравственно — этических характеристик личности тесно связана с динамикой других личностных параметров: эмоциональным, мотивационным, регулятивно — волевым.

Практическая ценность работы:

— проверен и дал положительный результат новый способ измерения «человечности» студентов техникумов (методика «ДЗ»);

— испытан специально подобранный комплекс диагностических методик для работы психолога в условиях обучения студентов в техникумах;

— использованная методика «ДЗ» одновременно может служить и способом эффективного выяснения уровня воспитанности студентов;

— использованная методика «Добро — Зло» в сочетании с другими психодиагностическими методиками (беспокойство и тревога, эмоциональная напряженность, потребность в достижениях, потребность в общении, самооценка, ориентировочная анкета, стиль самоуправления, способность самоуправления, уровень субъективного контроля) дает возможность получить достаточно полные данные о личности студента и использовать их в воспитательной работе со студентами средне — специальных учебных заведений. Материалы данных психодиагностических методик могут служить базой для проведения психокоррекционных занятий со студентами по развитию и улучшению их духовного склада личности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Впервые экспериментально подтверждено, что теоретически обоснованный элемент структуры субъекта саморазвития, ее нравственно — этический компонент, может диагностировать в личности наличие социально приемлемых и антисоциальных тенденций, ценностей, которые самой личностью таковыми не оцениваются.

2. Установлено, что нравственно — этические характеристики личности находятся в динамическом процессе в период нескольких лет пребывания студента в техникуме и их динамическое движение тесно связано с изменением эмоционального, мотивационного и регулятивно — волевого параметров личности студентов техникумов.

Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии Казанского государственного университета и были представлены на научных конференциях. [Международная научно — практическая конференция «В. М. Бехтерев и современная психология» (1995г.) — Всероссийская конференция «Психологические проблемы непрерывной профессиональной подготовки специалиста» (1995г.) — Межвузовская научно — методическая конференция «Подготовка специалистов с высшим образованием в современных условиях» (1996г.)].

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

1. Установлено, что существенным звеном структуры личности является нравственно — этический компонент, позволяющий оценивать социально одобряемые и социально неодобряемые поведенческие черты человека,.

2. Выявлено, что психологическую сущность нравственно — этического компонента составляет специфически личностная потребность жить и действовать для других и жить и действовать в своих интересах.

3. Показано, что у каждой личности предполагается наличие нравственных инвариантов, аккумулирующих в себе сложные отношения социума. Нравственно — этический компонент определяется социальными условиями и воспитанием.

4. Статистическое сравнение показало, что при переходе студентов техникумов от I к III курсу меняются их личностные характеристики. Причем наименьшие изменения происходят в эмоциональной сфере, существенные изменения наблюдаются в мотивационной сфере и наибольшие — в показателях регулятивно — волевого и нравственно — этического слоя личности.

5. Подтвердилась гипотеза об изменении нравственно — этических характеристик личности студентов техникумов от I к III курсу. Исследование динамики нравственно — этического компонента позволило обнаружить его возрастание к старшим курсам, когда этот компонент приобретает более осознаваемый характер.

6. В числе черт, наиболее выраженных у студентов техникумов в нравственно — этическом компоненте являются «скромность — тщеславие», «смирение — стремление к почетному положению», «достоинство — демагогия», «вежливость — желание оскорбить», «ответственность — необязательность», «бескорыстие * вероломство», «великодушие «коварство», «мысли о жизни и смерти — честолюбие». Анализ результатов исследования показал, что студенты предпочитают «бескорыстие» «злонамеренности», то есть преобладают конструктивные параметры личности над деструктивными.

7. При сопоставлении корреляционных структур показателей особенно" стей личности студентов техникумов выявлена устойчивая связь нравственно — этического компонента субъекта с другими характеристиками личности, Экспериментальным путем выявлены доминирующие связи нравственно — этического компонента с потребностью в общении, с типом самоуправления, со способностью самоуправления, с уровнем субъективного контроля, с субъективными отношениями личности (направленностью на себя, направленностью на дело),.

8. Выявлены отрицательные корреляции нравственно — этического слоя, представленного нравственно — этическим компонентом с эмоциональной сферой, выраженной беспокойством и тревогой, эмоциональной напряженностьюположительные корреляции с мотивационной сферой, проявляющейся в потребности в общении, потребности в достижениях, направленности на общение и на делоположительные корреляции с регулятивно — волевой сферой, представленной типом самоуправления, способностью самоуправления, уровнем субъективного контроля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование было вызвано задачей, возникающей перед психической деятельностью, связанной со спецификой индивидуального уровня бытия человека.

Как показало проведенное исследование избирательность психического связана, а самоопределением индивида как субъекта жизнедеятельности. Это самоопределение предполагает признание общественной детерминации и индивидуальных форм ее реализации. С самоопределением индивида связано не только противостояние общественной необходимости, например соблюдение моральных норм*, но и активная или пассивная реализация индивидом общественной детерминации, что. составляет индивидный способ общественного бытия. Эта активность или пассивность опосредована объективным соотношением индивида и общества, фиксируемым понятием личности. При этом индивид может активно или пассивно противодействовать реализации обще* ценной необходамосги иди,. напротив^ активно или пассивно способствовать ее реализации.

На первый взгляд жизнь человека кажется распадающейся на ряд несвязанных друг с другом событий, которые носят случайный характер, не зависят от человека, часто складываются помимо его воли и желания. Однако при неповторимости складывающихся обстоятельств жизни и при. неповторимости людей, с которыми общается человек, все же он сам, а соответствии со своими принципами организует свою жизнь. И здесь могут быть выделены типичные для этой организации параметры: активность или пассивность, духовность или деструктивность и т. д. и главное, процесс превращения объективных об-стоятетств ситуаций, а субъективный, способ организации, жизнедеятельности в целом.

Нае интересовало качество и активность этого превращения, а какой, мере и каким способом индивид становится общественным существом в спосо.

Этот способ реализации зависит от цельности личности, качества регуляции психической деятельности, выступает и субъективно, и объективно с точки зрения легкости или трудности решения индивидом противоречий, сомнений,. выбора,. Качество регуляции, выступающее здесь, заключается, а соотнесении объективной изменяемости действительности с возможностями и субъективными способами изменения ее субъектом. Сюда входят и расшифровка значения действий других людей, и способность соотнесения действий других со своими действиями, и способность оценить последствия для себя и других, и т. д. Соответственно личность воспринимает своим сознанием ту или иную нравственность в зависимости от существующих общественных отношений, определяющих это бытие и место данной личности в системе данных отношений.

Основное противоречие объективного процесса, жизни заключается в противоречии между людьми в. смысле «моих» собственных задач, желаний и целей других людей. Жизнь ради себя и жизнь ради других есть выражение разного принципа разрешения этого противоречия разными субъектами. Из противоречивого соотношения необходимого и свободного, объективно существующего и желаемого^ из соошошения объективной активности и «сопротивления» обстоятельств, возникает важнейшая характерстика личности ее нравственно-этического слоя, в которой раскрывается общественная сущность личности.

Раскрываемые в настоящем исследовании особенности личности выявлены на основе эмпирических данных при помощи срезов.

Необходимость изучения генетических связей в динамике нравственноэтических особенностей требует привлечения к анализу лонгитюдинальных данных и разработки более совершенного методического инструментария для исследования нравственно — этического компонента.

Сохраняют свою актуальность теоретические и методические проблемы, связанные с необходам. оешо уточнения категориального аппарата^ анализом нравственно. — этического компонента в. контексте субъекта саморазвития, разработки адекватных моделей и методов системного анализа и прогнозирования динамики нравственно — этического слоя личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. О субъекте психической деятельности.- М.: Наука, 1973. -28 В с.
  2. Абульханова Славская К. А., Брушлинский A.B. Философско — психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100 — летию со дня рождения /отв. реде Е, А*Будадова- АН СССР, Ин-т психологии, -М.: Наука, 1989. — 243 с.
  3. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности //Психологический журнал. 1984.- № 5.- С 63 70,
  4. Ананьев Б, Г. Избранные психологические труды: В 2-х т., /под ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, Т.1, 1980. — 230 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекозиакия. М.: Наука, 1977.-380 с.
  6. Ананьев Б, Г, Психодиагностические методы в комплексном дон-гинодном исследовании студентов. Л: Изд — во ЛГУ, 1976. — 213 с,
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
  8. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества, Казань: Изд — во КГУ, 1988. — 238 с.
  9. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр.тр. М.: Наука, 1978. — 4OO с.
  10. Л.И. Некоторые вопросы исследования личности в со временной психологии капиталистических стран //Теоретические проблемы личности. М.:Наука, 1974, — 319 с.
  11. И, Арсеньев А*С, Размышления о работе С, Л. Рубинштейна «Человек и мир» // Вопросы философии. 1993. — № 5. — С. 130 — 160.
  12. Г. И. Проблема способностей: личностный аспект //Психологический журнал. -1984.- № 3.- С. 46 55.
  13. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 104 с.
  14. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа (Учеб, для вузов по спец, «Психология»), М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  15. .Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M., Метод исследования уровня субъективного контроля //Психологический журнал.- 1984. -№ 3.-С, 152 162,
  16. Балл Г. А, Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие //Психологический журнал. 1997. — № 5, -С. 7−19.
  17. Ф.В. В вестибюле осознания //Знание сила. — 1982. — № 10.1. С. 17−21.
  18. Г. С. Философско аксиологические идеи в концепции человека С.Л.Рубинштейна //Философские науки. — 1989. — № 7. -С. 26 — 36.
  19. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М, — Медицина, 1966= - 349 с.
  20. H.A. О назначении человека. М.:Республика, 1993.- 383 с.
  21. H.A. Философия неравенства.-М.:ИМА пресс, 1990.-288 с.
  22. A.A. Восприятие человека человеком.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. 123 с.
  23. Бодалев А, А, Восприятие и понимание человека человеком М.: Изд-во МГУ, 1982. 199 с.
  24. A.A. Личность и общение: Избр" тр, М: Педагогика, 1983. — 271 с.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  26. B.B. М.М. Троицкий о мотивации деятельности человека как основном законе его самосохранения // Психологический журнал. 1995. — № 4. — С. 123 — 134.
  27. Ю.Я. У истоков современной морали: Очерки этико * философских воззрений Эпиктета, Марка Аврелия и Конфуция. М.: Знание. 199К-64 с. (Серия «Этика», № 10),
  28. .С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  29. A.B. Культурно историческая теория мышления. (Философские проблемы психологии) (исследования Л. С. Выготского и С, Л, Рубинштейна). — М, — Высшая школа, 1968, — 104 с,
  30. A.B. Мышление и прогнозирование:(лог. психол. анализ). — М.: Мысль, 1979. — 230 с.
  31. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд — во МГУ, 1984. — 200 с.
  32. Василкж Ф. Е, Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. -1988. № 5. — С. 27 — 37.
  33. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
  34. В мире подростка /В.Г.Иванов, И. О. Кон, Д. И. Фельдштейн и др. /под ред. АА-Бодалева, Мл Медицина, 1980. — 295 с.
  35. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. / под ред. А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия, М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -519 с.
  36. Выготский JLC. Педагогическая пеихология./под ред. В=В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  37. Выготский J1.C. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов.- М.: Изд-во Акад.пед.наук, 1960. 500 с.
  38. JI.C. Сочинения. В 6-и т. /Гл. ред. А.ВЛапорожец. М: Педагогика, т.4, 1982, — с, 432,
  39. Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. = Казань: Изд=зо КГУ, 1983.= 109 с.
  40. Г. Ш. Толерантность к стрессу // Тонус. Научно публицистический альманах, — Казань- 1998, — № 4,-С-223- 221,
  41. Т.П. О воспитании нравственных чувств, Мл Знание, 1984. — 79 с.
  42. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций." М.:ЧеРо, 1996.-336 с.
  43. Горбатенко А, С, Системная концепция психики и общей психологии, Ростов: Изд-во РПУ, 1994.-106 с,
  44. Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М.: Изд — во МГУ, 1982. — 208 с.
  45. М. Человеческая индивидуальность (историко философское введение в индивидуальную антропологию), — Душанбе- Дон-шу, 1991.- 115 с.
  46. A.A. Золотое правило нравственности.(3-е изд. доп. и перераб.). М.: Молодая гвардия, 1988. — 269 с.
  47. Ч. Сочинения. В 5-и т./под ред. Е. Н. Павловского. — М.: Изд-во АН СССР, Т, 5, 1953. — 1040 с.
  48. Л.Я. От мегаин диви дуальности к метаиндивидному ми-ру//Психологический журнал.- 1995.-№ 2. С. 94 — 103.
  49. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. -333 с
  50. Н. П. Карпец Й.Й., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность: О. природе антиобщественных поступков и путях их преодоления. 2 -е изд. доп. и перераб. — М.: Политиздат^ 1989. -35^ с.
  51. .В., Брагусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: йзд — во МГУ, 1980. -157 с,
  52. В.П. Духовное возрождение //Человек. 1990. — № 2.
  53. В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека //Вопросы психологии. -1988.- № 6. -С. 15−30.
  54. В. Т., Моргунов Е. Б. Человек развивающиися. Очерка российской психологии. М.: Тривола> 1994. — 304 с.
  55. В.П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М.: Изд — во МГУ, 1983. — 164 с. 5?. Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания, и религиозной веры. //Вопросы психологии, 1998. — № 3. -С. 104 -114.
  56. В. А. К сущности волевого поведения.// Психологический журнал.- 1985.- № 3.-С.47−55.
  57. Е.М. Проблема поиска субстрата субъективной реальности.- М.- Патент^ 1993. 88 е.
  58. Изучение мотивации поведения детей и подростков, (сборник статей). /под ред. Божович Л. И. и Благонадежиной Л. В. М.: Педагогика, 1972. — 351 с.
  59. И. Сочинения. В 6 ти т. /под общ, ред. В. Ф. Асмуса и др. — М. Мысль, Т.4 (IX1963. — 544 с.
  60. С.Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников, М.:. Изд — во МГУ, 1986. -142 с,
  61. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  62. В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений, //Психологический журнал. -1984. № 4. — С. 3 -13.
  63. Л.Н. Зло. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1992.- 110с.
  64. Кон Ш. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат^ 1984. — 335 с.
  65. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М: Просвещение, 1989, — 254 с.
  66. Кон И. С. Психология старшеклассника (Б-ка кл. руководителя). -М.: Просвещение, 1982. 20 Т с.
  67. И.М., Нилопец МЛ. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля //Психологический журнал.-1995. № 1. — С. 43 — 51.
  68. Н.Н., Крутова О. Н. Общечеловеческое и классовое в морали: новые горизонты этических исследований // Философские науки, 1989.- № 3.- С. 9 -17.
  69. С.Б. Контуры духовности: новые контексты индивидуальности // Вопросы философии. -1992. № 12. — С.21−28.
  70. Г. В., Максимов Л. В. Природа моральных абсолютов. М.: Наследие, 1966, — 128с.
  71. Кузнецова ГЛ, Харченко В. Д. Психодошческие особенности недисциплинированных подростков //Вопросы психологии. -1981. -№ 6.-С. 138−144.
  72. И.И. Психологическая характеристика интеллектуально -волевых действий школьников в учебной деятельности: Учеб. пособие по спец. курсу для пед. вузов), — Рязань: PITTOL 1992. -115 с.
  73. . И.Й. Психологическая характеристика преодоления под ростками недостатков собственного поведения, /автореф. Диссертации канд. психол.наук.- М.: Изд-во МГУ, 1965. 20с.
  74. A.B. Влияние мотивов и форм деятельности на сдержанность подростков в зависимости от степени уравновешанности нервных процессов, /автореф. Диссертации кандлсихоллаук. Л.: Изд-во Л ГУ, 1966.- 18 с.
  75. К., Дембро Т., Фестингер Л., Сире F. Уровень притязаний //Психология личности тексты, /под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.АЛуз.ырева.- М.: Изд-во МГУ, 1982.- 288 с,
  76. А.Н. Деятельность.Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  77. А.Н. Избр.психол. произведения. В 2-х т./под ред.В. В. Да выдова и др. М.: Педагогика, т.1,1983. — 391 с, 80,. Леонтьев А. Н. Об историческом подходе, в изучении психики человека//Психологическая наука в СССР. М, Т.1. Наука, 1959.-598 с.
  78. А.Н. Проблемы развития психики 4-е изд. М.: Изд — во МГУ, 1981.-584 с.
  79. В.А. Формула человека. Контуры фундаментальной психо-логии.(перевод с анг.). М.: Прогресс, 1991. -10S с.
  80. В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. -М.:"Высщая щкола^ 1990.- 302 с,
  81. ВТ., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.-184 с.
  82. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1984. -444с.
  83. .Ф. Об исследовании законов психики. //Психологический журнал. 1982. — № 1. — С. 18 — 30.
  84. B.C. Личность и общество: Учеб. пособие к спец. курсу. -Пермь:Йзд-во ПГПИ, 1990. 90 с.
  85. B.C. Личность как предмет психологического исследова-ния:Учеб.дособие к спец.курсу. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1988. — 79 с.
  86. B.C. Принципы психологической характеристики типов личности //Теоретические проблемы личности. М.: Наука, 1974. -319 с.
  87. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности,-Пермь:Изд-во ПГПИ, 1970. 87 с.
  88. Морогин В, Г., Соколова И. Ю. Зависимость профессионального предпочтения студентов технического вуза от их индивидуально-типологических особенностей //Психологический журнал. 1995. -№ 2. С. 114 -119.
  89. В.Н. Личность и неврозы. Л.- Изд-во ЛГУ, I960, — 426 с.
  90. В.С. Психология отношений /под ред. А. А. Бодалева. -Москва Воронеж, 1995. — 356 с.
  91. Ф. По ту сторону добра и зла. Москва — Харьков, 1998. -1056 с, (Серия «Антология мысли»).
  92. СИ. Словарь русского языка: 70 000 слов /под ред. НТО. Шведовой 22 изд. — М.:Русский язык, 1990. — 921 с.
  93. Орлов А. Б. Личность и сущностывнешнее и внутреннее Я человека
  94. Вопросы психологии. -1995. № 2. — С. 5 -18.
  95. Н.М. Закономерности динамики психических явлений. -Казань: Изд-во КГУ, 1984. 235 с.
  96. Н.М., Кашин А. П., Габдреева Т. Ш., Шевцов М. Н. Методики для изучения особенностей личности школьников. Казань, 1991.-37 с.
  97. Н.М., Шевцов М. Н. Практическая психология. Казань: Изд-во ЮГУ, 199.1. — 119 с.
  98. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд — во МГУ, 1988.-207 с.
  99. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат^ 1982. — 255 е.
  100. В. П. Использование психологических знаний в работе с несовершенолетнимй правонарушителями. //Психологический журнал. 1984. — № 3. — С. 129- 137.
  101. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 255 с,
  102. К.К., Голубев Г. Г. Психология: (Учебное пособие для повышения квалификации инж. пед. работников). М.: Высшая школа, 197?. — 247 с.
  103. Л.М. Инициатива и общение в творчестве. Казань: Изд-во КГУ, 1983, — 87 с.
  104. Л.М. Психология добра и зла. Казань: Изд — во КГУ, 1998. -216 с. t tO. Попов Л. М. Психология самодеятельного творчества студентов. -Казань: йзд во КГУ, 1990, — 236 с.
  105. ИЗ. Практические методы самопостижения и саморазвития. /Под ред. Л. М. Попова. Казань: йзд -во КГУ, 1993.
  106. Принцип развития в. психологи /под ред. Л. И, Ашдыффовой. -М.: Наука, 1978,-219 с.
  107. Проблемы интеллектульного и культурного развития студен-чества.//Чеяовек и общество. М.:Изд -во МГУ, 1973. — с. 184.
  108. А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процесса Казань- Изд-во КГУ, 199 L-165 с.
  109. Психологические и психофизиологические особенности студентов. /под ред. Н. М. Пейсахова Казань: Изд-во КГУ, 1977. -18t с.
  110. Психология. Словарь/под общ. ред. Петровского A.B. и Яро-щевскога MX.- М.: Йзд-во Полит. литерахуры, 1990. 494 с.
  111. Ш. Рубинштейн С. Л. Очерки. Воспоминания. Материалы: К 100 летаю со дня рождения /отв. ред. Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1989. — 435 с.
  112. С.Л. Проблемы общей психологии, /отв.ред. Е.В. Шо-рохова. М.: Педагогика, 1973,. — 423 с.
  113. СЛ. Человек и мир /РАН. ин-т психологии. М.: Hay ка, 1997. -191 с. (Памятники психологической мысли).
  114. B.HI. Два лика зла (размышления русских мыслителей одобре и зле). М.: Изд-во Знание^ 1992. — 63 с,
  115. В.Ф., Ников ГЛ. Психологический аспект самоопределения личности //Психологический журнал. 1984, — № 4. — С. 65 — 73.
  116. И.М. Избранные философские и психологические произведения /под ред. В. М. Качанова. М.: Госполитиздат, 1947. — 645 с.
  117. В.И., Шаев Е. И. Психология человека. М.: Школа — пресс, 1995. — 384 с.
  118. М.И. Личностная психология. Киров. 1994, — 64 с.
  119. М.И. Проблемы педагогической психологии. Киров, 1994. — 41 с.
  120. М.И. Психология деятельности и отношений. Киров, 1994.-45 с.
  121. В.В. Самосознание личности. М.: Изд — во МГУ, 1983, — 286 с.
  122. Е.В. Как рождается личность: (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка). М.: Знание, 1978. 94 с.
  123. Судаков В. Н, Мифология воспитания- Очерки теории развития и воспитания личности /науч .ред. В А.Ядов. Свердловск: Изд-во Уральский университет, 1991. — 110 с.
  124. В.А. Избранные произведения. В 5-и т. (ред. А. Г. Дзеверин и др. Киев: Рад. школа, т.1,1979. — 686 с.
  125. Г. С. Проблемы духовной потребности. М.: Наука, 1979, — 191 с,
  126. В.О. Субъект психологической активности: поиск новой парадигмы //Психологический журнал. -1995. № 3. — С. 23 — 34.
  127. Д.Н. Психологические иследования. М.: Наука, 1966. — 451 с.
  128. С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков //Вопросы психологии. -1984. № 1. — С. 27 — 33.
  129. Э.А., Гульбе O.A. Формирование трудовой мотивации у подростков и юношей с девиантным поведением //Психологический журнал. 1993, — № 6, — С. 46 — 54.
  130. И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга //Вопросы психологии. 1963. — № 2. — С. 64 — 72.
  131. ДМ. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте //Вопросы психологии. -1988. № 6.1. С. 31 -40.
  132. Философия Бахтина М. М. и этика современного мира //Сборник науч. ст. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1992.-112 с.
  133. Формирование личности в онтогенезе. //Сб.науч. трудов. М.: Наука, 1991.- 160 с.
  134. П. О психологии будущего //Психологический журнал. -1981.- ХоЗ.-С. 48−54.
  135. Фролов И. Г, и др. Введение в философигогУчебник для ВУЗов. В 2-х ч. М.: Политиздат, ч.2. 1989. — 639 с.
  136. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Изд-во Республика, 1994. — 447 с.
  137. В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981, 208 с.
  138. Шадриков В. Д Деятельность и способности. М.: 1994. — 316 с.
  139. В.Н. Добро и зло (очерк нравственной философии). -М/.йзд-во Знание, 1992. 63 с.
  140. М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982. -104 с.
  141. Е.В. Психологический аспект проблемы личности /ЛГеорешчеекие проблемы психологии личности. М.:Наука, 1974. -319 с.
  142. Е.В. Философия и психология : К 75-летию выхода в свет книги В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» //Психологичсский журнал,. 1984.-№ З.-С.З -19.
  143. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы /отв. ред. В. Н. Иванов. М.: Наука, 1987.- 245 с.
  144. М.Г. Наука о поведении: русский путь. //Вопросы психологии. -1995. № 4. — С. 5- 18.
  145. М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. -М.: Наука, 1981.-322 с.
  146. M.F., Анцыферова Л.й. Развитие и современное состояние зарубежной психологии /ред. А. А. Смирнов и др. М.: Педагогика, 1974. — 302 с.
  147. К. Смысл и назначение истории (пер. с нем.). М.: Политиздат, 199.1. — 527 с.
  148. Allport G.V. Historical background: of modern social psychology. In: Handbook of Social Psychology. Ed. by G.Lindzey. — Cambridge, 1954.
  149. Argyie M. The Social psychology of work Taplinger pablisng company.-NX, 1.972,
  150. Aronfreed I. The socialisation of altruistic and simpathetic behavior: some theoretical and experimental analyses.-In: Altruism and Helping Behavior, 1970.
  151. Bicman L. Sex and helping behavior. //Journal of Social Psychology, 1974.- vol.93.
  152. Bicman L., Kanson M. The effect of race and need on helping behavior //Journal of Social Psychology, 1973.- vol.99.
  153. Cialdini R.B., Darby B.L., Vincent G.E. Transgression and altruism: a case for hedonism //Journal of Experimental Social Psychology, 1973.-vol.9, № 6.
  154. Ehiert G., Ehlert H" Merrens H, The influence of ideological affiliation on helping behavior //Journal of Social Psychology, 1973. vol.89.
  155. Franklin BJ., Victim characteristics and helping behavior in a rural southern setting //Journal of Social Psychology, 1974.- vol.93.
  156. Freedman Jt.L. Transagression, comliance and guilt.- In: Altruism and Helping Behavior, 1970.
  157. Harris M.B., Bandin X. The language of altruism: the effects of language, dress and ethnic group //Journal of Social Psychology, 1973. -vol.91.171 • Harris M.B., Huang L. Helping and attribution pricess //Journal of Social Psychology, 1973/ vol.90,
  158. Harris M.B., Samerotte G. The effects of agressive and altruisticmodeling on subsequent, behavior //Journal of Social Psychology, 1975/ vol.95″.
  159. Huang L.C., Harris MJB Altruism and imitation in Chinese and Americans-, a cross cultural experiment //Journal of Social Psychology, 1974. vol.93.
  160. Karabenick S.A., Lerner R.M., Beech er M. Relation of political affilation to helping behavior on election day //Journal of Social Psychology, 1973, voL9L
  161. Karpenia JM Zippei B. Ethnicity and helping behavior //Journal of Social Psychology, 1974. voL94.
  162. KLorte Ch., Kerr N. Response to altruistic opportunities in urban and nonurban settings //Journal of Social Psychology, 1975/ vol.95.
  163. Krebs D.L. Altruism, an examination of the consept and a review of the literature //Psychology Bulletion, 1970, № 73.
  164. Lancaster S., Foody M. Self extensions: a conceptualization //Journal Theory Social Behavior, l988.-vol.18, № 1.
  165. Latane B., Darley J. Sosial determinants of bystander intervinition in emergenciens,-hi:. Altruism and helping Behavior JEkL by J. Macduly and L.Rerkowitz. N.Y. 1970.
  166. Lesk S., Zippei B. Dependency threat and helping in a large city// Journal of Social Psychology, 1975. vol.95.
  167. Maslow A.H. Existential psychology. What is in it for us? fn: Existential Psychology. EcLby R.May. — N.Y. 1969.
  168. Maslow A.H. Motivation and Personality. N. Y, 1954.
  169. Maslow A.H. Religions, values and Peak Experience.- N.Y. 1973.
  170. May R. The emergence of existential psychology.-In: Existential Psychology. Ed. by R.May.- N.Y. 1969.
  171. Rawlings E, Reactive guilt and anticipatory guilt in altruistic behavior.-In: Altruism and Helping Behavior, 1970.
  172. Rosenhan D.L. Learning theory and behavior.- In: Altruism and Helping Behavior, 1970.
  173. Schwartz S.H. The activation of personal norms and posocial behavior.-In: Symposium
  174. Sherrad D. Downs R. Environmental determinants of altruism the effect of stimulus overload perceived control of helping //Journal Experimental Psychology, 1974. vol.10, № 5.
  175. Sole K., Marton J., Hornstein H. Opinion simi larity and helping: three field experiments investigations the bases of promotive tension // Journal of Experimeatai Social Psychology, 1975. vol.1 U№ 1.
  176. Sullivan The Interpersonal Theory of Psychiatry. N.Y., 1953.
Заполнить форму текущей работой