Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности: На примере обучения технологии
Уровни развития познавательной активности характеризуются следующими критериями и показателями: мотивационно-целевой — развитие познавательных интересов, способность к целеполаганию на основе исследования проблем и потребностейкогнитивный — усвоение и осознанность знаний, стремление к самопознанию и самоопределениюэмоционально-волевой — способность к преодолению познавательных… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические предпосылки исследования проблемы развития познавательной активности учащихся в процессе проектной деятельности
- 1. 1. Философские, психолого-педагогические и методические подходы к понятию познавательной активности
- 1. 2. Сущность и возможности учебной проектной деятельности с целью развития познавательной активности
- 1. 3. Субъектно-позиционный подход к развитию познавательной активности учащихся в процессе учебной проектной деятельности
- Выводы по первой главе
- Глава II. Исследование развития познавательной активности учащихся 89-х классов в процессе проектной деятельности на занятиях по технологии
- 2. 1. Содержание обучения технологии, направленное на развитие познавательной активности учащихся 8−9-х классов
- 2. 2. Организация проектной деятельности учащихся 8−9-х классов в условиях предпрофильной подготовки
- 2. 3. Методические средства обучения, способствующие развитию познавательной активности учащихся в процессе проектной деятельности
- 2. 4. Педагогическое управление проектной деятельностью
- Выводы по второй главе
- Глава III. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию познавательной активности учащихся в процессе проектной деятельности
- 3. 1. Содержание опытно-экспериментальной работы
- 3. 2. Результаты опытно-экспериментальной работы
- Выводы по третьей главе
Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности: На примере обучения технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие познавательной активности школьников.
Психологический аспект развития познавательной активности исследовался в работах Ю. Н. Кулюткина, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, А. М. Матюшкина, С. Л. Рубинштейна и др. В отечественной педагогической науке эта проблема рас-матривались в трудах П. П. Аристовой, В. С. Данюшенкова, В. И. Лозовой, Г. И. Шамовой, Г. И. Щукиной и других ученых, определяющих познавательную активность как одно из ключевых качеств личности, формирование которого является целью обучения. Субъектная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям. Большие возможности для развития познавательной активности школьников создает проектная учебная деятельность.
Историографию метода проектов можно проследить в работах П. П. Блон-ского, В. П. Вахтерова, Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингса, М. Н. Крупенина, Л Э. Левина, А. П. Пинкевича, С. Т. Шацкого, рассматривающих метод проектов как обучение на активной деятельностной основе. Вопросы применения метода проектов в процессе обучения как средства активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников и применения полученных знаний для решения практических проблем отражены в трудах М. Ю. Бухариной, В. В. Гузее-ва, Е. С. Полат, И. Д. Чечель и других.
Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет образовательная область «Технология». Авторы современных подходов к технологическому образованию (П. Р. Атутов, В. М. Казакевич, Е. М. Муравьев, М. Б. Павлова, И. А Сасова, Л. Н. Серебренников, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и другие) указывают на необходимость развития личностного потенциала учащихся в процессе проектной учебной деятельности. В современных научных исследованиях получили практическое обоснование содержание и дидактические условия проектной деятельности младших школьников (М. Н. Конышева, Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко), учащихся 5−7-х классов (Л Н. Иляева, В. С. Капустин, М. Б. Павлова, И. А Сасова), старшеклассников в условиях предпрофессио-нальной подготовки (М. Б. Романовская, С. М. Шустов).
Особую актуальность развитие познавательной активности приобретает в старшем подростковом возрасте в условиях формирования в этот период онтогенеза сложных форм аналитико-синтетической деятельности. Однако проблема развития познавательной активности учащихся 8−9-х классов в процессе проектной деятельности на уроках технологии специально не исследовалась. В то же время использование проектной деятельности может значительно повысить познавательную активность выпускников основной школы.
Обращение к обозначенной теме исследования вызвано противоречием между объективной необходимостью применения проектной деятельности для повышения познавательной активности учащихся в свете требований модернизации образования и неразработанностью научно-обоснованного методического обеспечения ее использования в образовательном процессе.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия и средства повышения познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности ?
Объект исследованиях процесс развития познавательной активности учащихся 8−9-х классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: педагогические условия и средства развития познавательной активности учащихся 8−9-х классов в процессе проектной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и средства развития познавательной активности учащихся 8−9-х классов в процессе проектной учебной деятельности.
Гипотеза исследования. Эффективность развития познавательной активности учащихся 8−9-х классов на занятиях технологии повышается, если основу обучения составляет учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента, при этом:
• проектная учебная деятельность выстраивается с учетом субъектно-позиционного подхода, направленного на усиление роли ученика в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью, а уровень субъектности обеспечивается позицией ученика и учителя в педагогическом процессе;
• проблематика и содержание проектной деятельности ориентированы на познавательные потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности по предметам труда, создавая условия самоопределения учащихся;
•осуществляется вариативное построение проектной деятельности для создания условий реализации субъектной позиции ученика, развития умений и навыков свободной творческой деятельности и управления ею;
•использование комплекса педагогических средств обеспечивает реализацию школьниками личностных возможностей и изменение уровня субъектности с низкого через эмоционально-ситуативный к активно-исполнительскому и творческому.
Задачи исследования:
1. Выявить возможности использования проектной учебной деятельности для развития познавательной активности, уточнить понятие «познавательная активность» применительно к исследуемой проблеме, определить критерии развития этого качества учащихся на занятиях по технологии.
2. Разработать модель развития познавательной активности учащихся на основе субъектно-позиционного подхода.
3. Определить содержание обучения технологии в 8−9-х классах, направленное на развитие познавательной активности, в том числе на этапе предпрофильной подготовки.
4. Выявить совокупность педагогических условий и средств, способствующих развитию познавательной активности учащихся в процессе проектной деятельности.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют:
— положения об активной природе человеческой деятельности (У. Джемс, Д. Дьюи, В. 3 Коган, Ч. Пирс, Г. Л. Смирнов и др.);
— концепции деятельности как фактора формирования личности, рассматривающие психическое развитие в качестве результата собственной активности ребенка (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);
— идеи гуманизма и демократизации обучения (Л. И. Божович, Л. В. Занков, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин и др.);
— основные положения и выводы современной теории развития познавательной и творческой активности (В. В. Афанасьев, В. С. Данюшенков, В. И. Лозовая, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.);
— концепции воспитания и развития учащихся (Л. В. Байбородова, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Т. В. Машарова, М. И. Рожков, и др.);
— теории политехнической, трудовой и технологической подготовки (П. Р. Атутов, В. М. Казакевич, Е. М. Муравьев, В. А. Поляков, М. Б. Павлова, Л. Н. Серебренников, В. Д. Симоненко, М. Н. Скаткин, Ю. Л. Хотунцев, С. М. Шабалов и др.).
Методы исследования. Теоретические: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения философской и психолого-педагогической литературы, анализ собственной педагогической деятельности и передового педагогического опыта, систематизация и обобщение, моделированиеэмпирические: опытная работа, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности учащихся, метод экспертных оценок, методы математической статистики.
База исследования: общеобразовательные учреждения г. Кирова (школы № 28, 30, 32, 36, 53, 57, 59, 61,63, МУК № 1,4) и Кировской области (№ 1,3 г. Яран-ска, № 3 г. Вятские Поляны, Косинская школа Зуевского района, Унинская школа, МУК пгт. Кильмезь и др.). Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе межшкольных учебных комбинатов № 3 г. Кирова, г. Кирово-Чепецка и средних школ № 21, № 52 г. Кирова, № 1 г. Яранска, № 2 г. Омутнинска.
Исследование проходило в три этапа.
На первом этапе (1997;1999гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая литература, анализировалась технологическая подготовка в школах и межшкольных учебных комбинатах г. Кирова и Кировской области по проблеме исследования. В результате определены проблема, предмет, цель, задачи исследования, выдвинута гипотеза и разработана программа экспериментальной работывыявлены критерии развития познавательной активности школьников, разработано содержание обучения технологии в 8−9-х классах, комплекс заданий ^ и опорных конспектовпроведен констатирующий эксперимент.
На втором этапе (1999;2001 гг.) уточнено содержание обучения технологии в 8−9-х классахпроведен формирующий эксперимент, в ходе которого велась апробация комплекса средств, стимулирующих развитие познавательной активности при совокупности выявленных педагогических условий, и проверялась рабочая гипотеза. Внесены коррективы в экспериментальные положения исследования.
На третьем этапе (2002;2004 гг.) разработано содержание и структура пред-профильной подготовки учащихся, проведен контролирующий эксперимент по развитию познавательной активности учащихся 8−9-х классовуточнены теоретические и экспериментальные выводы. На основе результатов исследования разработан курс лекционных и практических занятий для учителей технологии, слушателей курсов повышения квалификации Кировского областного института усовершенствования учителей, институтов развития образования республик Марий Эл и Коми. Обобщены результаты и оформлена диссертация.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— обоснована модель развития познавательной активности в процессе учебной проектной деятельности;
— определено содержание обучения технологии в 8−9-х классах, основу которого составляет проектная деятельность с целью развития познавательной активности учащихся;
— разработаны варианты построения проектной деятельности, способствующие повышению познавательной активности учащихся;
— обосновано содержание проектной деятельности в условиях предпрофиль-ной подготовки;
— выявлена совокупность педагогических условий использования проектной деятельности для развития познавательной активности школьников при обучении технологии;
— разработан комплекс методических средств когнитивного и креативного характера (проблемные задания и опорные конспекты на основе интеграции технологической информации в соответствии с компонентами проектной деятельно сти), способствующих развитию познавательной активности учащихся в процессе проектной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
— уточнено понятие познавательной активности в контексте исследуемой проблемы;
— дополнены характеристики проектной деятельности как средства развития познавательной активности учащихся;
— определены критерии и показатели развития познавательной активности в процессе учебной проектной деятельности применительно к обучению техноло.
IV гии;
— обоснованы образовательные возможности проектной деятельности для развития познавательной активности школьников 8−9-х классов, в том числе в период предпрофильной подготовки.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
— создана программа обучения технологии в 8−9-х классах в сфере деятельности «Промышленность (швейное дело)»;
— составлен банк учебных проектов по сферам деятельности: техника, природа, человек, знаковая система, художественный образ и рекомендации по выполнению проектов;
— разработана методика диагностики уровня познавательной активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии;
— подготовлен комплекс методических материалов для проведения школьных, районных и областных олимпиад по технологии на основе проектной деятельности;
— созданы видеофильмы, раскрывающие методические аспекты обучения школьников проектной деятельности.
Достоверность и обоснованность исследования определяется комплексным анализом проблемы на основе современных теоретико-методологических позиций, сочетанием методов количественного и качественного анализа, широкой базой исследования, длительностью опытной и экспериментальной работы, успешным внедрением полученных результатов в практическую деятельность общеобразовательных учреждений.
Личный вклад автора состоит в определении программы опытной и экспериментальной работы и ее осуществлении в ряде образовательных учреждений Кировской областив создании программно-методического обеспечения подготовки учителей технологии, в разработке рекомендаций по использованию проектной деятельности с целью развития познавательной активности учащихся, в том числе в период предпрофильной подготовкинаучно-методическом и организационно-педагогическом обеспечении системы повышения квалификации учителей технологии в Кировском областном институте усовершенствования учителей.
На защиту выносятся следующие положения:
• Познавательная активность — это интегративное качество личности ученика, выражающееся в сознательном управлении собственным процессом познания, направленным на самореализацию.
•Уровни развития познавательной активности характеризуются следующими критериями и показателями: мотивационно-целевой — развитие познавательных интересов, способность к целеполаганию на основе исследования проблем и потребностейкогнитивный — усвоение и осознанность знаний, стремление к самопознанию и самоопределениюэмоционально-волевой — способность к преодолению познавательных трудностейудовлетворенность деятельностью по разработке оригинального и качественного идеального или материального продукта, самооценкадеятелъностно-практический — самостоятельность реализации собственных возможностей, творчество (полнота исследований, разнообразие идей, оригинальность и сложность разработки), качество продукта, самоопределение.
•В основе развития исследуемого качества лежит субъектно-позиционный подход, который означает создание условий для проявления субъектности ученика в управлении своей учебно-познавательной деятельностью. Уровни развития субъектности школьника зависят от его позиции в учебном процессе, от педагогического управления познавательной деятельностью и могут быть определены как низкий, эмоционально-ситуативный, активно-исполнительский, творческий. С учетом субъектно-позиционного подхода разработана модель развития познавательной активности в процессе проектной деятельности, которая представляет собой взаимосвязь мотивационно-целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов.
•Развитию познавательной активности учащихся, формированию их субъектной позиции способствует содержание обучения технологии в 8−9-х классах, системообразующим компонентом которого является учебная проектная деятельность по широкому спектру видов и сфер практической деятельности в соответствии с разнообразием предметов труда. Обеспечение возможности изменения традиционной последовательности проектной деятельности позволяет осуществлять учебный процесс в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что создает условия повышения познавательной активности школьников;
•Развитие познавательной активности школьников определяется рядом условий: педагогической поддержкой, предполагающей выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в процессе проектной деятельностивариативностью содержания обучения, обеспечивающей индивидуальный характер развития учащихсяорганизацией групповой работы учащихся, способствующей формированию опыта управления собственной учебной деятельностьюкорректировкой учебно-материальной базы через использование ресурсов дополнительного образования, производственных структур, социума.
• Эффективными педагогическими средствами развития познавательной активности школьников являются задания проблемного характера, направленные на собственную исследовательскую практику учащихся, опорные конспекты на оснои ве интеграции технологической информации, позволяющие овладеть навыками проектирования.
Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях: на всероссийской конференции в г. Новокузнецке (2004 г.), региональной конференции в г. Кирове (1999 г.) — международных конференциях в г. Самаре (2000г.), г. Нижнем Новгороде (2002 г.) — на семинарах в г. Нижнем Новгороде, г. Самаре, г. Йошкар-Оле (1998 — 2001 гг.), в г. Кирове (2000;2002 гг.) — в творческих лабораториях учителей на базе Кировского областного ИУУ (1999;2002гг.), в г. Ярославле (2004 г.) — в процессе курсовой подготовки учителей технологии', на базе Кировского областного ИУУ и 17-ти районных методических кабинетов (1998;2004 гг.) — на базе Институтов развития образования республики Марий Эл в г. Йошкар-Оле (1999;2001 гг.) и республики Коми в г. Сыктывкаре (2002 г).
Внедрение результатов исследования. Апробированная методика обучения проектной деятельности с целью развития познавательной активности применяется в МУК № 1, 3, 4 и 43-х школах г. Кировав 39-и школах и 7-и МУК Кировской области, в школах № 1 г. Йошкар-Ола, № 4 г. Волжска республики Марий Эл, 5-и школах г. Воркуты, 8-и школах г. Сыктывкара.
Издано пособие «Проектная деятельность учащихся 8−9-х классов на уроках технологии» (объемом 12 п. л.), раскрывающее методику обучения проектной деятельности, которое широко используется учителями Кировской области, г. Ярославля, республик Марий-Эл, Коми, Удмуртии.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, содержит 27 рисунков, 20 таблиц и приложений.
Общие выводы и заключения.
1. Проведенный анализ позволяет нам уточнить определение познавательной активности как системообразующего качества личности.
Познавательная активность — это качество личности, выражающееся в степени ее субъектности по управлению собственным процессом познания, направленным на самореализацию.
Активность не является неизменным наследственным свойством, она формируема. По этой причине развитие познавательной активности учащихся представляет важную педагогическую задачу. Источником любого вида активности, в том числе и познавательной, выступает противоречие, поэтому продуктивность развития познавательной активности достигается посредством активных форм и методов обучения, которые потенциально заложены в проектной учебной деятельности.
2. Проектная учебная деятельность нами понимается как творческий учебный процесс, направленный на выявление и удовлетворение потребностей учащихся через овладение опытом проектирования и создание субъективно-значимого идеального или материального продукта (результата учебной деятельности). В результате этой деятельности возникает обратная связь и субъект деятельности сам претерпевает воздействия и изменения и также становится ее объектом. Это определяет сущность и ролевую функцию проектного обучения по преобразованию личности в процессе практико-ориентированной учебной деятельности.
3. В основу развития познавательной активности может быть положен субъ-ектно-позиционный подход, определяющий функции учителя по созданию условий для развития потенциальных возможностей ученика, его способности к сознательному управлению своей учебно-познавательной деятельностью, которая проявляется в том, насколько ученик участвует в целеполагании этой деятельности, ее планировании, организации, анализе, оценке. Степень развития субъектности ученика зависит от его позиции в педагогическом процессе и может быть представлена уровнями низкой активности, эмоционально-ситуативным, активно-исполнительским и творческим. Эти уровни могут выступать критериями развития познавательной активности ученика.
Субъектно-позиционный подход является основой модели развития познавательной активности учащихся, которая определяет взаимосвязь мотивационно-целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов. Экспериментально проверенная модель развития познавательной активности в процессе проектной деятельности при совокупности выделенных организационно-педагогических условий подтвердила выдвинутое нами предположение о развитии познавательной активности ученика на основе повышения его субъектной позиции.
4. Большие возможности для развития познавательной активности учащихся в процессе проектной деятельности имеет образовательная область «Технология», в которой содержание обучения в 8−9-х классах включает широкий спектр видов и сфер практической деятельности по предметам труда, что создает возможность реализации системы профессиональных проб, развития саморегуляции личности подростка, его готовности к самоопределению. Результатами реорганизации учебно-воспитательного процесса на основе расширения системы проектной деятельности является положительная динамика самоопределения учащихся, выбора ими определенной сферы деятельности или профиля дальнейшего обучения.
5. Успешность субъектно-позиционного подхода к развитию познавательной активности определяется рядом условий:
— сотруднический характер учителя и учащихся, педагогическая поддержка, предполагающая выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в процессе проектной деятельности;
— вариативность содержания обучения, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся, создание ситуаций свободного выбора видов и способов деятельности;
— включение в процесс обучения процедур проектной деятельности через применение процессуальных методических средств, позволяющих овладеть навыками проектирования;
— организация групповой работы учащихся, способствующая формированию опыта управления собственной учебной деятельностьюфонда информации, которым может воспользоваться каждый из партнеров;
— корректировка учебно-материальной базы через использование ресурсов дополнительного образования, производственных структур, социума.
6. В модели взаимодействуют элементы, стимулирующие познавательную активность. Это когнитивная наглядность в виде опорных конспектов на основе сжатия и интеграции технологической информациисоздание проблемных, трудных познавательных ситуацийпознавательные и преобразовательные задания когнитивного и креативного характера, самостоятельный поиск решения которых поддерживает и развивает познавательную активность учащихся.
Выполненная работа, не претендует на полноту освещения избранной проблемы. Как показывают результаты экспериментальной работы, учащиеся еще обладают значительным резервом развития познавательной активности. К перспективным направлениям мы относим выявление возможностей использования проектного обучения в предпрофильной и профильной подготовке школьников для обеспечения их социально-профессионального самоопределения. Актуальной представляется дальнейшая разработка технологических аспектов проектной деятельности как средства развития познавательной активности учащихся средней школы.
Список литературы
- Абасов, 3. А. Познавательная активность школьников Текст. / З. А. Абасов //
- Сов. педагогика. 1989. — № 7- С. 40- 43.
- Абульханова-Славская, К. А. Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская.-М.: Наука, 1989.-214с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А.
- Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980.- 336 с.
- Атутов, П. Р. Технология и современное образование Текст. / П. Р. Атутов //1. П.-1996.- № 2. С. 11−14.
- Актуальные вопросы теории познания: ученые записки, вып. 44.-Горький, 1971.- 120 с.
- Афанасьев, В. В. Формирование творческой активности студентов в процессерешения математических задач Текст. / В. В. Афанасьев. Ярославль: Изд-воЯГПУ, 1996.-168с.
- Афанасьев, В. В. Теории вероятностей в вопросах и задачах: Учебное пособие
- Текст. / В. В. Афанасьев. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004.- 250 с.
- Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. Т 2 / Б. Г.
- Ананьев- под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. -287 с.
- Аристова, Л. П. Активность учения школьника Текст. / Л. П. Аристова. М., 1968.-139 с.
- Асмолов, А. Г. Психология личности: Учебник Текст. / А. Г. Асмолов. М.:1. Изд-во МГУ, 1990.-376 с.
- Бабанский, Ю. К. Избранные психологические труды Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 558 е.
- Бабанский, Ю. К. Педагогика Текст. / Ю. К. Бабанский.- М.: Просвещение, 1983.-315 с.
- Байбородова, Л. В. Концепция профильного обучения сельских школьников
- Текст. / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников // Школьные технологии. -2003.-№ 5.-С. 74−78.
- Байбородова, Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе Текст. / Л. В. Байбородова.— Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1991 — 163с.
- Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности
- Текст. / Н. А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
- Беспалько, В. 77. Основы теории педагогических систем Текст. / В. П. Беспалько. — Воронеж.: Изд-во Воронежского университета, 1997. — 304 с.
- Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения Текст. / П.П. Блонский- сост. Н. И. Блонская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961 — 695 с.
- Блонский, 77. П. Новые программы ГУСа и учитель Текст. / П. П. Блонский.
- М.: Работник просвещения, 1925. 32 с.
- Богоявленская, Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности Текст. / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. 1971. — № 1. -С. 144−146.
- Божович, JI. К, Психическое развитие школьника и его воспитание Текст. /
- Л. И. Божович, Л. С. Славина. М.: Знание, 1979. — 96 с.
- Брушлинский, А. В. О субъекте мышления и творчества Текст. /
- A.В.Брушлинский. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Мол. гвардия, 1997. — С. 39−56.
- Буева, Л. 77. Социальная среда и сознание личности Текст. / Л. П. Буева. М.:
- Изд-во Моск. ун-та, 1968. 268 с.
- Возрастная и педагогическая психология / под ред. A.B. Петровского. 2-еизд. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
- Васильев, Н. В. Формирование умений организации познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки учителя технологии: авто-реф. дис.канд. пед. наук/Н.В. Васильев. Брянск, 1996.-29с.
- Временные требования к обязательному минимуму содержания образовательной области «Технологии» (Технология, трудовое обучение, черчение). М.: Дрофа, 2001.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений Текст.: в 6 т./ Л. С. Выготский. М.:1. Педагогика, 1981−1984.
- Гаськова, Н. В. Специфика групповой формы работы в условиях дифференциации обучения: дис.канд. пед. наук / Н. В. Гаськова. Москва, 1995. — 160 с.
- Галкин, Л. И. Исследование путей активизации творческой деятельностишкольников на уроках технического труда (в VII-VIII классах): автореф. дис. канд. пед. наук / Л. И. Галкин. М., 1978. — 26 с.
- Гетта, В. Г. Дидактические основы использования проблемности на урокахтрудового обучения: дис. канд. пед. наук / В. Г. Гетта. Киев, 1980.-175 с.
- Глебов, А. А. Деловое общение старшеклассников на уроке Текст. / A.A. Глебов, A.A. Донсков // Обновление и развитие современного урока.—Волгоград, 1992.- 132 с.
- Голубев, Н. К. Введение в диагностику воспитания Текст. / Н. К. Голубев, Б.П.
- Битинас. — М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
- Горбунов, 77. А. Дальтон-план в свете исследовательского метода Текст. /
- Дальтон-план и новейшее течение русской педагогической мысли / под ред Б. В. Игнатьева. М. Мир, 1925 — С.61−145.
- Государственный архив Кировской области (ГАКО). Р-1137, опись 1, ед. хр.1618. Учебно-производственные планы, отчеты и заключения о работе опытно-показательных школ 1925 — С. 107- 112.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов.-М.:1. ИНТОР, 1996.-544с.
- Данилов, М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. педагогика. 1961.- № 8.- С. 34.
- Данюшенков, В. С. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе Текст. /
- B. В. Данюшенков. М.: Прометей, 1995. — 208 с.
- Дежникова, 77. С. Познавательная деятельность школьников и условия ее коллективной организации Текст. / Н. С. Дежникова И Организация познавательной деятельности учащихся. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1979. — 134 с.
- Деятельность. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф.
- Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энцикл., 1983. -С. 151−152.
- Джемс, У. Беседы с учителями о психологии Текст. / У. Джемс. М.: 1910 -120 с.
- Джемс, У. Прагматизм. Популярные лекции по философии Текст. / У. Джемс.- Спб.: Шиповник, 1910 238 с.
- Дьюи, Д. Введение в философию воспитания Текст. /Д. Дьюи.-М.: Работникпросвещения, 1921 —62с.
- Дьюи, Д. Школы будущего Текст. / Д. Дьюи. М.: Работник просвещения, 1922−151с.
- Дьяченко, В. К. Коллективно-групповые способы обучения Текст. / В. К. Дьяченко // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 43- 45.
- Занков, Л. В. О предмете и методах дидактических исследований Текст. / JI.B.
- Занков. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 148 с.
- Ершов, А. А. Взгляд психолога на активность человека Текст. / A.A. Ершов.1. М.: Луч, 1991.-157 с.
- Иванов, С. В. Комплексная система обучения Текст. / С. В. Иванов. — Курск:
- Книгоиздательство при Курском 1убкоме РКП (б), 1923. 202с.
- Илиади, А. Природа художественного таланта Текст. /А. Илиади.-М.: Сов. писатель, 1965.-535 с.
- Индивидуальный стиль деятельности // Психологический словарь / под ред.
- В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997.-С. 135.
- Каган, М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений Текст. /
- М.С. Каган.- М.: Политиздат, 1988. 319 с.
- Каган, М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) Текст. /
- М. С. Каган. М., Политиздат, 1990 — 328 с. ЪЪ. Кагаров, Е. Метод проектов в трудовой школе Текст. / Е. Кагаров. — Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. — 90 с.
- Казакевич, В. М. О примерных программах основного общего образования пообразовательной области «Технология» Текст. / В. М. Казакевич // Школа и производство.- 1998 г. № 6.- С. 2−5.
- Калашникова, Л. Н. Формирование познавательной активности школьников впроцессе их общения во внеурочной деятельности: дис. канд. пед. наук / Л. Н. Калашникова. Харьков, 1986. — 202 с.
- Краткий словарь по логике. М.: Сов. энциклопед. словарь, 1989.
- Кулюткин, Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности Текст. / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. Л., 1972. — 263 с.
- Капустин, B.C. Выполнение проектов в школьном курсе «Технология» на занятиях в учебных мастерских. Метод, рек. для учителей технологии Текст. / B.C. Капустин. Елабуга, 1999. — 89 с.
- Карачев, А. А. Метод проектов и развитие творчества учащихся Текст. / А. А.
- Карачев // Школа и производство. 1997. — № 2. — С. 10−11.
- Кветной, М. С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы Текст.
- М. С. Кветной. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1974. — 224 с.
- Килпатрик, У. X. Метод проектов. Применение целевых установок в педагогическом процессе Текст. / пер. 7-го англ. суд. E.H. Янжул, — JL: Изд-во Бронкгауз-Ефрон, 1925. -43 с.
- Коллингс, Э. Опыт работы американской школы по методу проектов Текст. /
- Э. Коллингс- пер. с англ. С. Тюрберг- под ред. А. 3. Зеленко. — М.: «Новая мысль», 1926. 286 с.
- Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогическихпоисках Текст. / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994.-223 с.
- Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е.А.
- Климов. Ростов — на /Д.: Феникс, 1996. — 512 с.
- Коган, В. 3. Понятие «активной личности» как категория социальной психологии // Некоторые проблемы личности: сб. аспирантских работ.- М., 1971.
- Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / под ред. И.Б.
- Первина. М.: Педагогика, 1985. — 144 с.
- Константинов, Н. А. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет
- Текст. / H.A. Константинов, E.H. Медынский. -М.: Учпедгиз, 1948. 180 с.
- Коротаева, Е. В. Активизация познавательной деятельности учащихся: Учеб. пособие Текст. / Е. В. Коротаева. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1995. -84 с.
- Коротаева, Е. В. Уровни познавательной активности Текст. / Е.В. Коротаева
- Народное образование. 1995. -№ 10. — С. 156−159.
- Коротаева, Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение Текст.
- Е. В. Коротаева. -М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997. 244 с.
- Котов, В. В. Организация учебной деятельности и формирование коллективистских отношений Текст. / В. В. Котов // Организация познавательной деятельности учащихся. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1979. — 134 с.
- Колотилов, В. В. Техническое конструирование и моделирование Текст. / В.
- В. Колотилов. М.: Просвещение, 1983 г. — 138 с.
- Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб / под ред. С. Н. Чистяковой. — М.: Филология, 1996. 192 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010: Распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2001 г. / Бюллетень Минобразования. 2002. — № 2. — С. 2−31.
- Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений Текст. / Н. М. Конышева. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 204 с.
- Краевский, В. В. Методология для педагогов: теория и практика: учеб. пособие
- Текст. / В. В. Краевский, В. М. Полонский. Волгоград, 2001. — 234с.
- Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: методическое пособие / Под ред. С. Н. Чистяковой, А .Я. Журки-ной.-М., — 1997.-80 с.
- Кругликов, Г. И. Основы технического творчества Текст. / Г. И. Кругликов,
- В. Д. Симоненко, М. Д. Цирлин. М.: Народное образование, 1996. — 284 с.
- Колотилов, В. В. Развитие познавательной активности учащихся и ее модельна примере занятий в учреждениях дополнительного образования детей) Текст.- 12 с. [Рукопись].
- Кулюткин, Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активностиучащихся в процессе обучения // Вопросы психологии.-1984. — № 5. С. 4144.
- Левин, Л. Э. Новые пути школьной работы. Метод проектов Текст. / Л. Э. Левин. М.: Работник просвещения, 1925 — 87с.
- Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы
- Текст. / В. С. Леднев. М.: Высш. шк., 1991. — 223 с.
- Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст Текст. / Н. С. Лейтес М.:1. Педагогика, 1971.-280 с.
- Лейтес, Н. С. Динамическая сторона психической активности и активированность мозга Текст. / Н. С. Лейтес, Э. А. Голубева, Б. Р. Кадыров // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. -М., 1980.-С. 114−124.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев М.:1. Политиздат, 1975.-198 с.
- Леонтьев, А. И. Избранные психологические произведения: в 2 т. Текст. /
- А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — 392 с
- Лернер, П. С. Дидактические основы методов обученияТекст. / П. С. Лернер.
- М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Лернер, П.С. Проектирование по «Технологии» Текст. / П. С. Лернер // Школаи производство. 1997. № 5. — С. 18−20.
- Лернер, П. С. Учителю об инженерно-техническом проектировании Текст. /
- П.С. Лернер // Школа и производство. 1999. — № 2. — С. 22−23.
- Лийметс, X. Й. Понятие коллективной работы в советской дидактике. Актуальные проблемы, индивидуализации обучения Текст. / X .Й.Лийметс. Тарту, 1970.-134с.
- Лисина, М. Н. Развитие познавательной активности детей в ходе общения совзрослыми и сверстниками Текст. / М. Н. Лисина Н Вопросы психологии. — 1982.-№ 4.-С. 18−35.
- Лозовая, В. И. Целостный подход к формированию активности школьников:автореф. дис. докт. пед. наук. / В. И. Лозовая. Тбилиси, 1990. — 42с.
- Лозовая, В. И. Формирование познавательной активности школьников в процессе организации их общения: Учеб. Пособие Текст. / В. И. Лозовая, Л. Н. Калашникова. Харьков: ХГПИ, 1990. — 84 с.
- Лозовая, В. И. Познавательная активность как педагогическая проблема
- Текст. / В. И. Лозовая, А. В. Троцко // Советская педагогика. — 1989. — № 11.-С. 85−89.
- Ломов, Б. Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения
- Текст. / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. 1980. — № 5. — С. 26−42.
- Малинин, Г. А. Трудовое воспитание учащихся в педагогической деятельности
- С.Т. Шацкого Текст. / Г. А. Малинин // Сов. педагогика. 1978 -№ 6 — С.9−19
- Малъкова, 3. А. Д. Дьюи философ и педагог-реформатор Текст. / З. А. Малькова // Педагогика 1995 — № 4 — С.95−105
- Маргулис, Е. Д. Обучение учащихся коллективной деятельности Текст. / Е. Д.
- Маргулис // Сов. педагогика. 1986. № 77. — С. 23
- Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука: (логико-методол. анализ) Текст. / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
- Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя Текст. / А. К. Маркова. М., 1983. — 96 с.
- Маркова, А. К. Психология труда учителя: книга для учителя Текст. / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 20. — С. 495.
- Марченко, А. В. Важная веха в реализации образовательной области «Технологии» Текст. / В. В. Марченко // Школа и производство. 2000. — № 4.
- Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / под ред. Г. А. Балла. и др. М.: Смысл, 1999. — 423с.
- Матюшкин, А. М. Актуальные вопросы психологии в высшей школе Текст. / A.M. Матюшкин.- М.: Знание, 1977. 44 с.
- Матюшкин, А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии.-1982.- № 4. С. .5−17.
- Матяш, Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
- Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников Текст. / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2002. — 106 с.
- Махмутов, М. И. Развитие познавательной активности и самостоятельности школьников в школах Татарии Текст. / М. И. Махмутов. Казань, 1963. — 80 с.
- Машарова, Т. В. Педагогическая технология личностно-ориентированного обучения: учебное пособие Текст. / Т. В. Машарова. М.: Изд-во Педагогика-ПРЕСС, 1999.- 144 с.
- Мелехина, С. И. Проектная деятельность учащихся 8−9-х классов на уроках технологии: учебно-методическое пособие Текст. / С. И. Мелехина.- Киров.: «Старая Вятка», 2003.- 304 с.
- Мелехина, С. И. Развитие технологического мышления учащихся на уроках технологии с помощью опорных конспектов: учебно-методическое пособие Текст. / С. И. Мелехина. Киров: Изд-во Киров, обл. ИУУ, 1999.- 94 с.
- Мелехина, С. И. Управление проектной деятельностью Текст. / С. И. Меле-хина // Технология 2000: сб. тр. всерос. конф. — Киров: Изд-во ВятГПУ, 2001.-С. 46−49.
- Мелехина, С. И. Педагогическое оценивание проектной деятельности Текст. / С. И. Мелехина, В. В. Колотилов // Технология 2000: сб. тр. VI Междунар. конф.- Самара, 2000.- С. 254 — 257.
- Методика обучения технологии: книга для учителя // под ред. В. Д. Симоненко. Брянск: Ишим НМЦ «Технология», 1998. — С.212−220.
- Миславский, Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте Текст. / Ю. А. Миславский. Научно-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие /. под ред. Е. С. Полат М.: Академия, 2000.- 272с.
- Некрасова, Г. Н. Педагогическое руководство и информационное обеспечение проектной технологической деятельности школьников Текст. / Г. И. Некрасова, С. М. Шустов. Киров: «Старая Вятка» — 2004. — 66 с.
- Немое, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений: в 2 кн. Общие основы психологии Текст. / P.C. Немов. — М.: Просвещение: Вла-дос, 1994.-576 с.
- Новикова, Л. И. Самоуправление в школьном коллективе Текст. / Л. И. Новикова.- М.: Знание, 1988.-78с.
- Овечкин, В. П. Концепции технологического образования школьников Текст. / В .П. Овечкин, В. Д. Симоненко.- Брянск: Изд-во БГПУ, 1998. 229 с.
- Оконъ, В. Основы проблемного обучения Текст. / В. Оконь. М.: Педагогика, 1968.-252 с.
- Павлова, М. Б. Образовательная область «Технология»: Теоретические подходы и методические рекомендации Текст. / М. Б. Павлова, Д. Питт- Иорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997.- 98с.
- Петров, Ю. А. Теория познания: научно-практическое значение Текст. / Ю. А. Петров. -М.: Мысль, 1988 142 с.
- Ъ.Петухова, И. А. Проблема отношений интеллектуальной инициативы и общих, умственных способностей: автореф. дис. канд. псих, наук М., 1976. — 19 с.
- Подласьгй, И. П. Педагогика: учеб. для студ. высш. пед. учеб.завед. Текст. / И. П. Подласый.- М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1996. 432 с.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические произведения Текст. / Ж. Пиаже- пер. с франц. — М.: Просвещение, 1969. — 679 с.
- Питт, Д. Дизайн-подход как основа обучения Текст. /Д. Питт, М. Б. Павлова. -Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-210с.
- Питт, Д. Проектный подход к обучению технологии Текст. / Д. Питт, С. В. Шишов, М. И. Гуревич // Стандарты и мониторинг в образовании 2000. -№ 1.-С. 18−23.
- Платонов, Ю. П. Психология коллективной деятельности: Теоретическо-методический аспект Текст. / Ю. П. Платонов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 184 с.
- Половникова, Н. А. О воспитании познавательной самостоятельности Текст. / Н. А. Половникова. — Казань, Маткнигиздат, 1969. — 79 с.
- Половникова, Н. А. Система воспитания познавательных сил школьников Текст. / Н. А. Половникова. Казань, 1975. — 100 с.
- Программа «Дом семья» экспериментального курса предметной области «Технология» / под ред. В. Д. Волоховой. — СПб.: Русский издательский дом, 1997.-224 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение (технология) I-XI кл./ под ред. В. Д. Симоненко.- М.: Просвещение, 1997, 2000. 168 с.
- Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ. По материалам массовых социологических обследований молодежи: сб. науч. тр. / под ред. В. Н. Шубнина. М.: ЦСО РАО, 1986. — 79 с.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография / Науч. ред. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков.- М., Тюмень, 1994.- 277с.
- Психологический словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 484 с.
- Проблемы диагностики умственного развития учащихся: (сборник статей) / под ред. (и с предисл.) З. И. Калмыковой. М.: Педагогика, 1975. — 207 с.
- Пугач, Г. В. Познавательная активность человека: сущность, природные и социальные предпосылки Текст. / Г. В. Пугач. М.: Политиздат, 1985. — 96 с.
- Равкин, 3. И. Мифы и реалии в истории отечественной школы Текст. / 3. И. Равкин // Педагогика. -1991- № 10. С. 110−114.
- Рожков</span>, М. //.Социальные пробы как фактор социализации учащихся Текст. / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник.— 1994. № 1. — С.12−17.
- Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе, учеб. пособие для вузов Текст. / М. И. Рожков, JI.B. Байбородова.- М.: Владос, 1999. -208 с.
- Романовская, М. Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах Текст. / М. Б. Романовская. -М.: изд-во Академии повышения квалификации, 2002.-31с.
- Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание Текст. /С. JI. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Текст. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. 704 с.
- Рубцов, В. В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии Текст. / В. В. Рубцов // Психологический журнал. 1989 — № 3. — С. 7−16.
- Русских, Г. А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика Текст. / Г. А. Русских. — Киров: Изд-во Киров, обл. тип., 2001.-297с.
- Самородский, Л. С. Основы разработки творческих проектов: кн. для учителей технологии и предпринимательства Текст. /Л. С. Самородский.-Брянск, 1995.-88 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие Текст. / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998.
- Селиванов, В. И. Психология волевой активности: Лекция по спецкурсу Текст. / В. И. Селиванов. Рязань, 1974. — 149 с.
- Серебренников, Л. Н. Комплексная технологическая подготовка школьников Текст. / Л. Н. Серебренников. Ярославль.: Изд-во ЯГПУ, 2004. — 549 с.
- Серебренников, Л. Н. Технологическая подготовка школьников: учебное пособие Текст. / Л. Н. Серебренников. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002. — 313 с.
- Симоненко, В. Д. Основы предпринимательства Текст. / В. Д. Симоненко.-Брянск: Изд-во БГПУ, 1996.- 321 с.
- Симоненко, В.Д. Технологическая культура и образование / В. Д. Симоненко. -Брянск: Изд-во БГПУ, 2001.- 167 с.
- Скаткин, М. Н. Совершенствование, процесса обучения: Проблемы и суждения Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
- Советский энциклопедический словарь / гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. -М.: Сов. энцикл., 1985. — 1600 с.
- Способности и склонности: Комплексные исследования / под ред. Э. А. Голу-бевой- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. — 200 с.
- Станкевич, Л. П. О типах, формах и уровнях социальной активности личности Текст. / JI. П. Станкевич // Вопросы исторического материализма и критика некоторых концепций буржуазной социологии. — М., 1969.
- Сухобская, Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся Текст. / Т. С. Сухобская // Вопросы психологии.- 1984. № 5 — С. 45- 48.
- Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1875. — 343 с.
- Тарантей, В. 77. Коллективная работа учащихся на уроке как средство развития познавательной самостоятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / В. П. Тарантей. М., 1979. — 20 с.
- Творческие проекты учащихся V-IX классов общеобразовательных школ: книга для учителя / под ред. В. Д Симоненко.- Брянск: Изд-во Научно-методический центр «Технология», 1996.-174с.
- Технология. Трудовое обучение. 1−4 классы, 5−11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2000.
- Технология:Учебники для учащихся 8 и 9 кл. общеобразовательных школ / под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана — Граф, 2000.- 8 кл.-165 е.- 9 кл. — 176 с.
- Технология поиска работы: Учебно-методическое пособие для 9−11 кл. / под ред. С. И. Мелехиной. Киров: «Старая Вятка», 2003. — 145 с.
- Технология. Сборники проектов 5, 6, 7 кл. / под ред. И. А. Сасовой. М.: Вентана — Граф, 2004.
- Технология. Трудовое обучение. 5−11 кл. Программы общеобразовательных учреждений МО РФ. — М.: Просвещение, 2001.
- Типовая программа по профессиональному обучению. 8−9 классы. Утв. Министерством просвещения и Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.- М.: Просвещение, 1986.
- Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по образовательной области «Технология». — М.: Дрофа, 2001.
- Тюрберг, С. Метод проектов. Теоретические предпосылки и практика Текст. / С. Тюрберг.- М.: Мир, 1925. 107 с.
- Успенский, В. ^.Профессиональная ориентация целевая функция школы Текст. / В. Б. Успенский. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. — 234с.
- Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э Унт.- М.: Педагогика, 1980. 188 с.
- Фелъдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
- Философская энциклопедия. M.: Сов. энциклопед. словарь, 1989.
- Хайкин, В. Л. Активность (Характеристики и развитие) Текст. / В. Н. Хай-кин. М.: Изд-во: НПО «МОДЕК», 2000. — 445с.
- Харламов, И. Ф. Как активизировать учение школьников Текст. / И. Ф. Харламов. Минск: Нар. света, 1975. — 208 с.
- Хотунцев, Ю. Л. Проекты в школьном курсе «технология» Текст. /Ю. JI. Хотунцев, В. Д. Симоненко, О. В. Кожина и др.// Школа и производство. № 4 -1994.-С. 84−89
- Шадриков, В. Д. Познавательные процессы в обучении Текст. / В. Д Шадри-ков.-М.: Просвещение, 1990.
- Шамова, Т. И. Активизация учения школьников Текст. / М.: Педагогика, 1982.- 208 с. 191 .Шамова, Т. И. Дидактический принцип активности в современной школе Текст. / Т. Н. Шамова // Сов. педагогика. 1977. — № 7. — С. 13−20.
- Шамова, Т. И. Проблемность стимул познавательной активности Текст. / Т. И. Шамова // Народное образование. — 1966. — № 3. — С. 32−37.
- Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1 Текст. / С. Т. Шацкий. М.: Педагогика, 1980. — 341 с.
- Чибаков, А. С. Развитие познавательной активности учащихся 8−9-х классов сельской школы: дис. канд. пед. наук / A.C. Чибаков. Киров, 1999.- 174 с.
- Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся Текст. / Т. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988.-351с.
- Элъконин, Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989.- 554с.
- Kimbll, Ret. al. The assement of perfomance // Desigh and Technology. London: Scoold and Examination Council, 1991.