Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Делегирование полномочий в сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Европейской хартии местного самоуправления и Конституции Российской Федерации. Вступление в силу 1 января 2006 года основных положений Федерального закона существенным образом изменит основы местного самоуправления: а) в части, касающейся отношения организационной структуры органов местного самоуправления к принципу разделения властей. Анализ норм вышеназванного закона, предусматривающих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Гдавенная вль и мноемоуправление: теоретико-методологичие овы анализа взаимодевия
  • §-1.Теория и практика организации и функционированиястем органов гдавенной вли и органов многомоуправления
    • 2. Правовые овы и принципы взаимодевия органов гдавенной вли и многомоуправления
  • Глава 2. Институты делегирования полномочий в сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
    • 1. Нормативно — правовая база институтов делегирования полномочий
    • 2. Сравнительно-правовой анализ законодательства о наделении государственными полномочиями органов местного самоуправления

Делегирование полномочий в сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Общие процессы демократизации государства поставили на повестку дня вопрос о децентрализации государственной власти, которая может быть достигнута путем передачи части функций государства на местный уровень, наиболее приближенный к гражданам.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, важнейшей формой осуществления народовластия. Современные исследователи отмечают отсутствие в российском обществе однозначного понимания и правильной оценки сути местного самоуправления, его природы, исторических корней и роли этого властного института в процессе укрепления взаимодействия местного самоуправления с государственными структурами.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью определения основных параметров взаимодействия местного самоуправления с государственной властью, разработки обоснованных предложений по устойчивому развитию института делегирования полномочий в свете новейших изменений федерального законодательства.

Анализ Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ, основные положения которого вступают в силу с 1 января 2006 года, позволяет утверждать, что в России складывается система местного самоуправления, которая, одновременно, является не только уровнем публичной власти и институтом гражданского общества, но и механизмом реализации государственных задач. Закон преобразует ряд полномочий органов местного самоуправления в государственные полномочия, хотя и оставляет их в сфере деятельности органов местного самоуправления. В этой связи, продолжая осуществлять полномочия, ставшие государственными, органы местного самоуправления подпадают под строгий государственный контроль. Кроме того, Федеральный закон определяет принципиальную возможность органов государственной власти осуществлять в установленных пределах и в особых случаях полномочия органов местного самоуправления и закрепляет жесткие условия осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Это, безусловно, означает новый шаг в укреплении «вертикали власти».

В силу этого чрезвычайно актуальной представляется проблема достижения баланса интересов государственной власти и местного самоуправления, их взаимоотношений и взаимодействия.

Степень научной разработанности темы. Анализ современных проблем взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления проведен с учетом исторически обусловленных взглядов и идей, сформировавшихся в дореволюционной школе таких ученых и исследователей, как А. И. Васильчиков, Б. Б. Веселовский, JI.A. Велихов, В. М. Гессен, А. Д. Градовский, И. А. Ильин, Н. М. Коркунов, H.H. Лазаревский.

При подготовке работы использованы результаты исследований известных западных ученых М. Вебера, Ж. Веделя, А. Гамильтона, Р. Давида, А. де Токвиля, Ш.-Л.Монтескье, Дж. Ст.Милля.

В разработке демократической доктрины государственного управления и местного самоуправления активно участвуют современные ученые-правоведы: Н. Борисова, В. И. Васильев, В. Гельман, Ю. А. Дмитриев, H.A. Емельянов, A.A. Замотаев, З. М. Зотова, В. Д. Карпович, Е. М. Ковешников, М. А. Краснова, В. Н. Лексин, Т. Н. Михеева, Т. Г. Морщакова, А. А. Уваров, А. Н. Швецов, С. Г. Наймушина, Е. А. Незнамова, Л. А. Окуньков, К. Павлов, Ю. М. Прусаков.

В последние годы проблематика делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления стала предметом исследований таких авторов, как И. В. Бабичева, Е. Ю. Бархатовой, Е.

Белокуровой, Ю. А. Крохиной, Г. И.Королевой-Конопляной, Ю. В. Кудрявцева, М. А. Кулушевой, A.A. Подсумкова, С. Рыженкова, Г. Д. Садовникова, Р. Ф. Сайфитдиновой, А. Д. Селюкова, С. Е. Чанова, И. П. Четвернина.

В то же время, работы, посвященные исследованию института делегирования государственных полномочий в свете нового российского законодательства о местном самоуправлении, отсутствуют.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных ученых — С. А. Авакьяна, С. С. Алексеева, Г. В. Барабашева, В. И. Васильева, Р. Ф. Васильева, Б. Н. Габричидзе, Е. М. Ковешникова, А. В. Козлова, В. А. Козбаненко, М. А. Краснова, О. Е. Кутафина, К. А. Кряжкова, Б. М. Лазарева, JL В. Лазарева, Л. Е. Лаптевой, Г. В. Мальцева, М. Н. Марченко, Н. А. Михалевой, В. А. Невинского, М. И. Пискотина, Н. В. Постового, Б. А. Страшуна, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, В. А. Фадеева, А. И. Черкасова, К. Ф. Шеремета, В. Е. Чиркина, Т. М. Шамбы, А. И. Экимова, В. Ф. Яковлева, В. В. Ярославцева, И. С. Яценко и других.

Объектом исследования является совокупность правоотношений, складывающихся в сфере взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, по делегированию полномочий.

Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие формирование и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, а также нормы права, регулирующие делегирование полномочий в сфере взаимодействия этих органов.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является комплексный, на основе норм и принципов конституционного и муниципального права, анализ института делегирования полномочий в современных условиях реформирования государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

— провести теоретико-правовой анализ конституционных положений и основных законодательных актов, регулирующих формирование и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, с целью выявления общих и особенных принципов функционирования систем данных органовподвергнуть системному анализу взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с целью выявления принципов, методов и форм, характеризующих модель взаимоотношений указанных органов публичной власти в Российской Федерации;

— исследовать состояние нормативно — правовой базы института делегирования полномочий в сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, выявить существующие недостатки, пробелы и противоречия, выдвинуть и обосновать предложения по ее совершенствованиюпровести сравнительно-правовой анализ федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления и выявить основные тенденции правового регулирования данного вопроса.

Методологической основой исследования служит система современных общенаучных методов познания. В рамках диссертационного исследования использованы конкретно-исторический, структурно-функциональный, системный, а также частнонаучные методы сравнительного правоведения, формально-юридический, статистический, конкретно-социологический и иные методы. Указанные методы применялись в сочетании с широко используемыми для познания и объяснения основных закономерностей развития и функционирования института делегирования полномочий требованиями объективности, всесторонности, конкретности и комплексности.

Нормативно-правовую базу исследования составляют конституционные акты (Конституция Российской Федерации 1993 г., Конституции зарубежных государств, Конституции (Уставы) субъектов Российской Федерации), Европейская хартия о местном самоуправлении, Федеральные Конституционные законы и Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, решения и определения Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции, Уставы муниципальных образований.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что институт делегирования полномочий в сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации комплексно рассмотрен через призму организационного и функционального реформирования данных органов, в рамках современной модели их взаимоотношений.

В диссертационном исследовании выявлены и проанализированы проблемы и недостатки законодательного регулирования и правоприменительной практики делегирования полномочий в сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также сформулированы предложения по их преодолению.

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие положения и выводы, выносимые на защиту и содержащие элементы научной новизны:

— норму Конституции Российской Федерации (ч.2 ст.132), согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, диссертант считает возможным интерпретировать как указание на необходимость согласия органов местного самоуправления на делегирование им указанных полномочий. Данный вывод сделан с учетом ч.2 ст. 78 Конституции Российской Федерации, предусматривающей согласительную процедуру передачи полномочий между исполнительными органами государственной власти, а также трактовки процесса делегирования полномочий Европейской хартией о местном самоуправлении, из которой вытекает согласительный характер решений между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления;

— диссертант считает необходимым провести четкое разграничение деятельности органов местного самоуправления по осуществлению делегированных государственных полномочий и их деятельности в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов, с учетом ст. 133 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает право органов местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений органов государственной власти. Для этого необходимо законодательно установить: а) механизм наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиямиб) механизм участия органов местного самоуправления в реализации решений, принятых органами государственной власти;

— модель взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, установленная Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 1Э1-ФЗ, совпадает с конституционной моделью лишь частично. В этой связи возникает проблема соответствия ряда положений названного закона принципам и нормам Конституции Российской Федерации и Европейской хартии о местном самоуправлении: а) в части, касающейся отношения организационной структуры органов местного самоуправления к принципу разделения властей. Анализ норм вышеназванного Закона, регулирующих структуру органов местного самоуправления (обязательное наличие, помимо представительного органа муниципального образования, института главы муниципального образования, местной администрации), а также, норм, исключивших возможность для главы муниципального образования быть, одновременно, председателем представительного органа и главой местной администрации, дает основание полагать, что система органов местного самоуправления должна будет, в определенной степени, соответствовать принципу разделения властейб) в части, касающейся конституционного принципа организационного обособления органов местного самоуправления. Нормы Федерального закона, предусматривающие случаи временного осуществления государственными органами и должностными лицами субъектов Российской Федерации отдельных полномочий органов местного самоуправления, не связанные с волеизъявлением последних, заметно трансформирует данный принципв) в части, касающейся принципа приоритетности вопросов местного значения в деятельности органов местного самоуправления. Установленная Федеральным законом ответственность за ненадлежащее исполнение делегированных государственных полномочий в виде отрешения от должности главы местной администрации, безотносительно к тому, насколько эффективно он решает вопросы местного значения, не вписывается в рамки конституционного определения пределов и способов контроля государства за деятельностью органов местного самоуправления, предполагающего соразмерность между степенью вмешательства контролирующего органа и значимостью интересов, которые он намерен защищать.

Правовая логика требует в ближайшей перспективе либо внесения некоторых изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ с тем, чтобы привести его в соответствие с конституционными нормами, либо уточнения некоторых норм Конституции с учетом реальных социально-политических условий;

— по мнению автора диссертационного исследования, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ в части, касающейся делегирования полномочий в сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, нуждается в дополнении правовыми нормами: а) определяющими содержание понятий «наделение», «передача» и «делегирование» государственных полномочий с целью их классификацииб) предусматривающими процедуру, при которой изданию закона субъекта Российской Федерации о наделении отдельными государственными полномочиями должно предшествовать заключение предварительного соглашения между органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о возможности и условиях такого наделенияв) предусматривающими наряду с принципом обязательности исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий принцип дополнительности указанных полномочий по отношению к вопросам местного значения, а также регулирующие оптимальную меру и допустимый объем государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправленияг) закрепляющими принцип договорного оформления передачи государственных полномочий органам местного самоуправления, а также регламентирующими их взаимоотношения с органами государственной власти 'в процессе делегирования и реализации государственных полномочийд) регулирующими институт делегирования отдельных полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти на основе принципа «взаимного делегирования полномочий» как общего принципа организации местного самоуправления;

— законы субъектов Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать следующие основные принципы и положения, направленные на реализацию новой концепции делегирования государственных полномочий: а) принцип целесообразности, социально-экономической обоснованности, учета интересов населения муниципального образования при передаче соответствующих полномочийб) поэтапный порядок мер, принимаемых при осуществлении рассматриваемой процедуры, согласно которому должен быть предусмотрен переходный, подготовительный период, включающий ревизию фактически осуществляемых органами местного самоуправления, но не переданных в установленном порядке государственных полномочий, установление объемов и сроков компенсации средств местных бюджетов, использованных на их финансирование, а также методическое обеспечение органов местного самоуправления и повышение квалификации муниципальных служащихв) перечень финансовых ресурсов и материальных средств, необходимых для обеспечения реализации органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в полном объемег) нормативы, на основании которых будет определяться объем финансовых средств, предаваемых органам местного самоуправления, или порядок исчисления этих нормативов. д) порядок прекращения исполнения соответствующих государственных полномочий;

— Конституцией Российской Федерации и федеральными законами не предусмотрена возможность делегирования отдельных полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти. Позиция Конституционного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции о невозможности делегирования органами местного самоуправления своих полномочий государственным органам, поскольку это ограничивает права граждан на осуществление местного самоуправления, указывает на аргументы, которые могут обосновывать и противоположную точку зрения. А именно — такое делегирование в ряде случаев способствует укреплению гарантий прав человека, особенно в экономической и социальной сферах. Конституционные принципы равноправия и организационного единства органов государственной власти и местного самоуправления приводят к I выводу о теоретической возможности взаимного делегирования полномочий между ними.

Научная и практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что на основе полученных теоретических выводов могут быть предложены конкретные механизмы совершенствования взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, направленные на исключение существующего противостояния между ними.

Основные положения диссертационного исследования позволили сформулировать теоретические выводы и предложения по совершенствованию законодательной базы института делегирования полномочий федерального, регионального и муниципального уровней правового регулирования.

Кроме того, материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе для преподавания курсов «Конституционное право Российской Федерации», «Муниципальное право Российской Федерации», при подготовке учебно-методических пособий.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования, обсуждены и одобрены на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также нашли свое отражение в публикациях автора, выступлениях на научных конференциях.

Заключение

.

Период с конца 2003 по 2005 год ознаменовался важным этапом реформирования системы органов государственной власти и местного самоуправления. Связан он в первую очередь с принятием двух Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 11 декабря 2004 г. № 159-ФЗ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3. Особенность реформы состоит, прежде всего, в ее комплексности. Она не только охватывает формальную структуризацию институтов местного самоуправления, но и решает ключевые вопросы экономического обеспечения их деятельности, существенно уточняет вопросы разграничения полномочий органов местного самоуправления между собой и в отношении с органами власти и управления субъектов Федерации.

Данная реформа направлена на усиление практики «прямой» демократии на местах, т. е. широкого и непосредственного участия граждан в решении вопросов социально-экономического развития территорий. Безусловно, она содержит существенное потенциальное продвижение в сторону укрепления начал гражданского общества и дальнейшего развития России как демократического федеративного государства, приближения институтов местного самоуправления к населению страны. Принятые законы в целом обеспечивают конкретизацию места и роли институтов местного самоуправления в единой системе управления социально-экономическим развитием территорий, обеспечивают концентрацию функций институтов местного самоуправления на обеспечении важнейших потребностей населения, прежде всего в области социальных бюджетных услуг, финансируемых из бюджета. Круг полномочий и расходных обязательств муниципалитетов несколько сужается, но ответственность за их полное и качественное исполнение повышается. Повышается и существенно конкретизируется в процедурном смысле мера и формы контроля государства за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

В сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, пожалуй, самое большое позитивное явление реформирования законодательства состоит в определении понятия отдельных государственных полномочий как полномочий по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, с указанием их закрытого перечня и установление зависимости их осуществления от предоставляемых местным бюджетам субвенций из федерального и региональных бюджетов. Тем самым поставлен правовой заслон не обеспеченным финансированием социальным обязательствам, возлагаемым государством на местное самоуправление.

Становление современной российской модели местного самоуправления подвигло автора к исследованию формирования системы и поиску путей укрепления взаимодействия институтов государственной и местной власти.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы и предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования института делегирования полномочий в сфере взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

1) Обновленная модель местного самоуправления, установленная Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ, совпадает с конституционной моделью лишь частично. В этой связи возникает проблема соответствия ряда положений названного закона нормам.

Европейской хартии местного самоуправления и Конституции Российской Федерации. Вступление в силу 1 января 2006 года основных положений Федерального закона существенным образом изменит основы местного самоуправления: а) в части, касающейся отношения организационной структуры органов местного самоуправления к принципу разделения властей. Анализ норм вышеназванного закона, предусматривающих обязательное наличие в структуре органов местного самоуправления, помимо представительного органа муниципального образования, института главы муниципального образования, местной администрации, а также исключивших предусмотренную ранее возможность для главы муниципального образования быть одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации, дает основание полагать, что система органов местного самоуправления должна будет, в определенной степени, соответствовать принципу разделения властей, предусмотренному ст. 10 Конституции Российской Федерации для организации и деятельности органов государственной власти. б) в части, касающейся конституционного принципа организационного обособления органов местного самоуправления. Нормы закона, предусматривающие случаи временного осуществления государственными органами и должностными лицами субъектов Российской Федерации отдельных полномочий органов местного самоуправления, не связанные с волеизъявлением последних, заметно трансформирует данный принцип. Можно будет говорить лишь об относительном организационном обособлении органов местного самоуправления, что, по мнению диссертанта, вступает в некоторое противоречие с положениями ст. 6 Европейской хартии местного самоуправления и ст. 12 Конституции Российской Федерации.

Правовая логика требует в ближайшей перспективе либо внесения некоторых изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 с тем, чтобы привести его в соответствие с конституционными нормами, либо уточнения некоторых норм Конституции с учетом реальных социально-политических условий.

2) В результате проведенных диссертантом исследований уточнен субъектный состав системы органов местного самоуправления. Сравнительное толкование норм Европейской хартии местного самоуправления, Конституции Российской Федерации и Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ и от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ дает основание полагать, что мнение некоторых ученых относительно включения собраний и сходов граждан в систему органов местного самоуправления ошибочно. Исходя из правовой природы собраний и сходов граждан, как института непосредственной демократии и формы прямого волеизъявления граждан, необходимо различать два понятия: собрание (сход) как форму непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, когда она связана с выполнением функций представительного органа местного самоуправления, и собрание (сход) как форму территориального общественного самоуправления, применяемую наряду с деятельностью органов местного самоуправления.

3) По мнению диссертанта, взаимоотношения органов местного самоуправления и государственной власти в Российской Федерации не могут быть в деталях четко сформулированы в законодательстве, можно говорить лишь о доминирующих тенденциях. Принятые за последние два года Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 159-ФЗ от 11 декабря 2004 года существенным образом скорректировали российскую модель, как местного самоуправления, так и взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления: в классификации моделей местного самоуправления на англосаксонскую, французскую и смешанную она стала более приближена к смешанной модели, характеризующейся отсутствием выраженного подчинения местных органов центральной власти в условиях развитой системы административного контроля;

— с учетом традиционной классификации моделей взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления российская модель, скорее всего, тяготеет к модели взаимодействий, поскольку ее организационно-правовая конструкция такова, что муниципальная автономия и муниципальная интеграция действуют по принципу взаимодополнения на основе активно развивающегося в последнее время федерального институционального регулирования.

4) Соотношение государственной власти и местного самоуправления не постоянно. Оно меняется в зависимости от многих политических, экономических и социальных факторов. Для современной России присутствие государственной власти в сфере местного самоуправления обусловлено необходимостью вывода муниципальных образований из кризиса. Выявленные в процессе диссертационного исследования проблемы модернизации, согласования интересов и организации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления свидетельствуют о необходимости регламентации их взаимоотношений отдельным федеральным законом либо внесением соответствующих норм в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

5) В отличие от Европейской хартии местного самоуправления, употребляющей термин «делегирование полномочий» для характеристики процесса, при котором возможно согласование решений между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления, Конституция Российской Федерации применяет термин «наделение государственными полномочиями». В контексте ч.2 ст. 132 Конституции Российской Федерации возможность наделения законом отдельными государственными полномочиями воспринимается как альтернатива возможности оформления этой процедуры договором или соглашением между органами государственной власти и местного самоуправления. Однако, если учесть, что в указанной конституционной норме речь может идти только о государственных полномочиях исполнительной власти, и рассмотреть эту проблему в ракурсе ч.2 ст. 78 Конституции РФ, предусматривающую согласительную процедуру передачи полномочий между органами государственной власти, то, учитывая организационное обособление органов местного самоуправления, можно придти к выводу, что конституционную формулу следует понимать как описание условий, при соблюдении которых возможно согласие органов местного самоуправления на передачу им отдельных государственных полномочий. Кроме того, федеральное законодательство не содержит определения понятий «наделение», «передача» и «делегирование» полномочий, в законодательстве же субъектов Российской Федерации они, как правило, употребляются в качестве однопорядковых.

По мнению автора диссертационного исследования, в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 необходимо внести дополнительные нормы: а) определяющие содержание понятий вышеназванных терминов и классифицировать государственные полномочия органов местного самоуправления на «переданные государственные полномочия» и «делегированные" — б) предусматривающие процедуру заключения соглашения между органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о возможности и условиях наделения последних отдельными государственными полномочиями, предшествующую изданию закона о таком наделении;

6) Конституцией Российской Федерации и федеральными законами не предусмотрена возможность делегирования отдельных полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти. Позиция Конституционного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции о невозможности делегирования органами местного самоуправления своих полномочий государственным органам, поскольку это ограничивает права граждан на осуществление местного самоуправления, указывает на аргументы, которые могут обосновывать и противоположную точку зрения. А именно — такое делегирование в ряде случаев способствует укреплению гарантий прав человека, особенно в экономической и социальной сферах. Конституционные принципы равноправия и организационного единства органов государственной власти и местного самоуправления приводят к выводу о теоретической возможности взаимного делегирования полномочий между ними.

7) Вступление в силу положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЭ от 6 октября 2003 г., предусматривающих возможность временного осуществления полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти и допускающих расширительное толкование случаев и порядка их принятия к своему ведению последними, требует немедленной разработки и внесения в названный закон норм, регулирующих институт делегирования отдельных полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти на основе принципа «взаимного делегирования полномочий» как общего принципа организации местного самоуправления.

8) В законах субъектов Российской Федерации, которыми органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями, должны содержаться следующие основные принципы и положения, направленные на реализацию новой концепции делегирования государственных полномочий: а) принцип целесообразности, социально-экономической обоснованности, учета интересов населения муниципального образования при передаче соответствующих полномочийб) поэтапный порядок мер, принимаемых при осуществлении рассматриваемой процедуры с тем, чтобы осуществить передачу наиболее безболезненно для органов местного самоуправления и наиболее качественно в интересах государства в целом. То есть должен быть предусмотрен переходный, подготовительный период, который включал бы в себя ревизию фактически осуществляемых органами местного самоуправления, но не переданных в установленном порядке государственных полномочий, установление объемов и сроков компенсации средств местных бюджетов, использованных на их финансирование, а так же методическое обеспечение органов местного самоуправления, повышение квалификации муниципальных служащих, которые будут заниматься осуществлением переданных органам местного самоуправления государственных полномочий субъекта РФв) перечень материальных средств, необходимых для обеспечения реализации органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в полном объеме. С этой целью в рамках законов субъектов Российской Федерации должны быть четко прописаны следующие положения:

— форма передачи материальных ресурсов и финансовых средств — в муниципальную собственность или в пользование и (или) управление;

— содержание документов, по которым будет осуществляться передача материальных ресурсов и финансовых средств;

— сроки передачи материальных ресурсов и финансовых средств;

— органы субъекта федерации, осуществляющие передачу материальных ресурсов и финансовых средств;

— ответственность этих органов за своевременную передачу материальных ресурсов и финансовых средств;

— ответственность органов местного самоуправления за использование этих ресурсов и средств по назначению;

— орган государственной власти субъекта, осуществляющий контроль за использованием органами местного самоуправления материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных им для осуществления переданных полномочий, по назначению;

— порядок осуществления этого контроля, порядок отчетности органов местного самоуправления. г) нормативы, на основании которых будет определяться объем финансовых средств, предаваемых органам местного самоуправления, или порядок исчисления этих нормативов. д) порядок прекращения исполнения соответствующих государственных полномочий.

9) Конституцией Российской Федерации предусмотрен контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Позиция Конституционного суда Российской Федерации определяет возможность такого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью деятельности органов местного самоуправления по исполнению переданных им государственных полномочий. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 1Э1-ФЗ от 6 октября 2003 г. предусмотрена ответственность органов местного самоуправления не только за нарушение закона при осуществлении ими государственных полномочий, но и в случае ненадлежащего выполнения этих полномочий. Так, глава местной администрации на этом основании может быть отрешен от должности безотносительно к тому, насколько эффективно он решает вопросы местного значения, что свидетельствуют о приоритете государственных полномочий над вопросами местного значения в нарушение принципов Европейской хартии местного самоуправления.

10) Соблюдение Конституции Российской Федерации требует установления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-Ф3 наряду с принципом обязательности исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий принципа дополнительности указанных полномочий по отношению к вопросам местного значения, а также урегулирования оптимальной меры и допустимого объем государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Европейская хартия местного самоуправления// Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 36, ст. 4466.
  2. Федеральный закон «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» //Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 15, ст. 1695.
  3. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ с изменениями от 31 декабря 1997 г., 19 июня и 3 ноября 2004 г. //Собрание законодательства Российской Федерации 2004. № 45. ст. 4376.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 года № 145-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823 с изменениями и дополнениями в редакции от 24 декабря 2002 г.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (первая, вторая и третья части) от 30.10.1994 г. № 51-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301 с изменениями и дополнениями в редакции от 2 декабря 2004 г.
  6. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19.09.1997 г. № 124-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г. № 38, ст. 4339.
  7. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации 1999. № 42, ст. 5005.
  8. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации/Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, 1993, № 44, ст. 2265.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 11 июня 1997 г. № 568 „Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации'7/Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 24, ст. 2741.
  11. Указ Президента Российской Федерации от 22 октября 1998 г. № 1281 „О Конгрессе муниципальных образований Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации,. 1998, № 43, ст. 5336.
  12. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2001 г. N 584 „О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 34. Ст. 3503.
  13. Постановление Конституционного Суда от 1 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Читинской области// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 7. Ст. 700.
  14. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 года № 2-П, но делу „О проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края“ //Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 4, ст. 409.
  15. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области //Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 50. Ст. 4943.
  16. Закон Брянской области от 02.10.1998 N 38−3(ред. от 14.05.2001) „О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями органов государственной власти Брянской области“ //"Брянские известия“, N 199, 10.10.1998.
  17. Закон Вологодской области от 20.11.2004 N 1077−03 (ред. от 28.01.2005)."О наделении органов местного самоуправления области отдельными государственными полномочиями“ „Красный Север“, N 233, 30.1Г.2004.
  18. Закон Иркутской области от 09.10.1998 N 42-оз (ред. от 05.10.2001) „О наделении органов местного самоуправления области отдельнымигосударственными полномочиями Иркутской области“ //"Ведомости ЗС Иркутской области“, 12.10.1998, N 23.
  19. Закон Калужской области N 235−03 от 03.07.2003 „О порядке наделения органов местного самоуправления Калужской области отдельными государственными полномочиями“ //"Весть», N 174−175, 05.07.2003.
  20. Закон Краснодарского края от 17.10.2002 N 525-КЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края» //"Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края", N 40 (1), 18.11.2002.
  21. Закон Красноярского края от 08.02.2001 N 13−1136 «О принципах и порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Красноярского края» //"Красноярский рабочий", N43, 06.03.2001.
  22. Закон Липецкой области от 12.11.1999 N 55−03 (ред. от 04.05.2000) «О порядке наделения органов местного самоуправления в Липецкой области отдельными государственными полномочиями» //"Липецкая газета", N 225, 19.11.1999.
  23. Закон Приморского края от 11.12.1997 N 107-КЗ (ред. от 29.10.2004) «О порядке наделения органов местного самоуправления Приморского края отдельными государственными полномочиями» //"Ведомости Думы Приморского края", N 56, 15.12.1997.
  24. Закон Пермской области от 14.09.1998 N 219−22 «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области» «Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области», N 6−7, 25.12.1998.
  25. Закон Псковской области от 25.12.1997 N 48-оз «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» //"Псковская правда" N 3, 06.01.98.
  26. Закон Рязанской области от 02.03.2005 N 21−03 «О наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области» //"Рязанские ведомости", N 45, 03.03.2005.
  27. Закон Самарской области от 06.05.2000 N 17-ГД (ред. от 06.05.2004) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями» //"Волжская коммуна", N 75, 19.05.2000.
  28. Закон Саратовской области от 29.12.2004 N 123-ЗСО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке населения» //"Саратов Столица Поволжья", N 271−272 (1222−1223), 31.12.2004
  29. Закон Тамбовской области от 21.06.1996 N 68−3 «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» «Тамбовская жизнь» N 126,1996 г.
  30. Закон Томской области от 16.07.1999 N 22−03 (ред. от 20.02.2001) «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» //"Официальные ведомости
  31. Государственной Думы Томской области" (сборник нормативных правовых актов), N31, 02.03.2001.
  32. Закон Тульской области от 27.11.1997 N 66-ЗТО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями органов государственной власти Тульской области» //"Вестник Тульской областной Думы", N 8(22) N 9(23), 1997.
  33. Закон Челябинской области от 13.03.2000 N 113−30 (ред. от2810.2004) «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» //"Ведомости Законодательного собрания Челябинской области", 2000, выпуск N 3, (март).
  34. Закон Ярославской области от 05.04.2002 N 31-з «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области отдельными государственными полномочиями Ярославской области» //"Губернские вести", N 24, 12.04.2002.
  35. Г. В. Емельянов H.A. Государственное и муниципальное управление: Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. Сборник статей. М.: Изд-во РАГС, 2004.
  36. М.В. Конституционное право РФ. М., 2003. С. 135
  37. В. А. Правовое регулирование организации и деятельности муниципальных органов Великобритании // Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., 1993.
  38. М. Римское право: понятия, термины, определения. М., 1989.
  39. Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М. 2004.
  40. В.П. Государство и общество Управление и самоуправление и судебная власть. СПб., 1882.
  41. Г. Французское административное право. М., 1998. Ю. Васильев В. И. Местное самоуправление: Учеб. и науч.-практ.пособие. М., 1999.
  42. П.Васильев В. И. «Федеральное законодательство и компетенция органов местного самоуправления». Сб. науч. статей: Законы области как субъекта Российской Федерации, Воронеж, 1996.
  43. А. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб., 1872. Т. 1.
  44. И.В. Местное самоуправление в Российской федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект). Екатеринбург, 1998.
  45. В., Рыженков С., Белокурова Е., Борисова Н. Автономия или контроль? Реформа местной власти в городах России 1991 2001. СПб., М. 2002.
  46. Т.П. «Муниципальная и региональная государственная власть: проблемы разграничения полномочий». В сборнике докладов. «Местное самоуправление в России». М: Прима-Пресс. 2001.
  47. Ю.А. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000.
  48. H.A. Муниципальные системы зарубежных стран. М, 1998
  49. H.A. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. М, 1997.
  50. Емельянов Н. А Местное самоуправление в Российской Федерации (конституционно-правовой анализ) М., 1998
  51. H.A. «Компетенция федеральных министерств Российской Федерации», М., 2003.
  52. В.Д. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации М.: Юрайт-М- 2002.
  53. Я. М. Местные органы власти в структуре управления Великобритании. М., 1993. С. 6.
  54. Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия, М., 2002.
  55. В. А. Правоведение М., 2004.
  56. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: Учебник. М., 2003.
  57. Королева-Конопляная Г. И., Салов О. А Местное самоуправление на современном этапе (политико-правовой аспект) Социально-гуманитарные знания. 2002. № 5.
  58. М.А. Тенденции развития федерализма в Российской Федерации: Аналитический доклад. М. 2002.
  59. Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. М.2001.
  60. Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998
  61. Ю.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996
  62. И.Н., Пронина B.C. Основания издания и форма нормативных актов государственных комитетов, министерств, ведомств СССР. Труды ВНИИСЗ. М., 1989. Вып. 4.
  63. O.E. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). 2003 г. СПС «Гарант».
  64. O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2003.
  65. .М. Компетенция органов управления. М., 1972.
  66. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития, М., 2000
  67. Лексин В. Н, Швецов А. Н. Проблемы согласования интересов и организации взаимодействий в системе федеративных отношений. Федерализм. 2003. № 2.
  68. Г. К. Методологические и правовые аспекты развития местного самоуправления./УМестное самоуправление в России. М.: Прима-Пресс. 2001.
  69. Г. В. Проблема распределения полномочий в системе исполнительной власти. Сб. научных трудов, М., 2002
  70. . М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах М., 2002 г. т. 1.
  71. Т.Н. Местное самоуправление и государственная власть в России: проблемы взаимоотношений и разграничения полномочий, Йошкар-0ла.2002.
  72. М. Амтроды, ландстинги, фюлькестинги (самоуправление по-скандинавски) 1996. № 6.
  73. Т.Г. Зашита прав местного самоуправления органами конституционного правосудия России. T.l. М. 2003.
  74. Е.Е. Государственная власть и местное самоуправление в России: опыт историко-правового исследования. Монография М., 1999.
  75. B.C. Философия права. М., 1997.5О.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.
  76. Л.А. Конституции государств Европы: В 3 т. М.: Издательство НОРМА, 2001.52,Окуньков Л. А. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М. 2002.
  77. К.А. Делегирование государственных полномочий местным органам власти: зарубежный опыт. Сибирский юридический вестник. 2002. № 1.
  78. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года//Полное собрание законов Российской Империи Собр. 2. Т. 39.
  79. Постовой Н. В Муниципальное право М., 1998
  80. В.А., Прокопьева Т. И., Четверикова JI.B. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: вопросы, проблемы и пути их решения. Ученые записки. Вып. 6. СПб., 2001.
  81. Ю.М. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. Ростов. 2001
  82. Пухан Иво, Поленак-Акимовская Мирьяна. Римское право. М., 1999.
  83. В.В. Толковый словарь иностранных слов. М., 1988.
  84. Г. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации: Постатейный. М. 2001.
  85. А.Д. Финансовое обеспечение местного самоуправления. Проблемы правового регулирования. М., 2003.
  86. .А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран М, 1995 1997.63 .Тимофеев Н. С. Коммунальное право ФРГ. М., 1982. С.59- Государственное право Германии. Т.2. М., 1994.
  87. Л.В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. М.2001.
  88. Ю.А. Теория компетенции. М.: 2001.
  89. С. Ю. Правовое регулирование финансово-экономического взаимодействия субъекта Федерации и местного самоуправления М., 1999.
  90. И.Г. Исполнительная власть в Российской Федерации. М., 1996. с. 32.
  91. А.И. Сравнительное местное самоуправление: теория и практика. М., 1998.
  92. . В. А. Основы Европейской Хартии местного самоуправления. М., 2000.
  93. И.П. Конституция Российской Федерации проблемный комментарий. М. 1997.
  94. В.Е. Варианты исполнительной власти на местном уровне. Сб. История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003.
  95. С.М. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. М. 1995.
  96. А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. М.: УРСС, 2002.
  97. Е.С. Муниципальное право. Учебник. М., 1999.
  98. В. И. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"достоинства и недостатки) // Новое российское законодательство и практика его применения. Материалы конференции. Барнаул, 1997.- с.с. 144−146.
  99. Статьи в периодических изданиях
  100. Ю. Демократия сверху равнодушие снизу//Российская Федерация. 1998. -№ 8−9. -с.с. 36−37.
  101. Р. Местное самоуправление это тоже власть, с которой должно считаться государство.//Малые города. Деловой вестник местного самоуправления. 1998. № 1.
  102. С. А. Обоснованная критика лучше навешивания ярлыков//Российская Федерация, 1998. № 8−9. — с. с. 37−38
  103. С. А. Рецензия на книгу В. И. Васильева Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие //Государство и право. № 10, 2000. с. 150−152
  104. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации: („Круглый стол“ в Институте государства и права РАН)/Подгот. В.П.. Антонов, Е. В. Мирошниченко, Л. А. Ревенко // Государство и право, 1997. № 5. — с.с. 24−45.
  105. А. Местное сообщество как субъект самоуправления // Правоведение. 2000. № 5.
  106. Е. Местное самоуправление: этап обновления и укрепления //Экономист, 2004. № 4
  107. В.И. Местное самоуправление: центр и регионы. //Журнал российского права. 2003. № 3.
  108. В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений.// Конституционное и муниципальное право. 2004. № 3.
  109. Ю.Васильев В. И. Местное самоуправление: закон четвертый. //Журнал российского права. 2004. № 1.
  110. П.Голосова С. А. Местное самоуправление и государственная власть. Теоретические аспекты их соотношения. // Государственная власть и местное самоуправление. 2004 г. № 5.
  111. H.A. „Соотношение органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления“ //Журнал российского права, 1998, № 1.
  112. М. Я. О государственно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2000. № 7.
  113. С.П. Природа власти на местном уровне.
  114. Государственная власть и местное самоуправление., 2004,№ 1
  115. B.C. Местное самоуправление: пути становления и развития. //Журнал российского права, № 10, октябрь 2002 г.
  116. Е.А. К вопросу о некоторых новых положениях законодательства о местном самоуправлении.// Государственная власть и местное самоуправление., 2004,№ 5.19.0ффердал О. Местное самоуправление в Скандинавии: достижения и перспективы//ПОЛИС. 1999. № 2.
  117. К. Выбор оптимальной модели местного самоуправления. //Общество и экономика. № 5.1999.
  118. В.В. Проблемы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления. // Государство и право. 1999. № 9.
  119. . Н. Разделение властей и государственная организация //Разделение властей и парламентаризм. М., 1992.
  120. A.A. Муниципальные и государственные органы власти: формы сотрудничества и взаимодействия. //Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 2.
  121. A.A. О государственных полномочиях в компетенции органов местного самоуправления. //Государство и право. 2002. № 10.
  122. В.И. Проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации. В сборнике докладов //"Местное самоуправление в России». М., 2001.
  123. А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции // Государство и право, 1996. № 8. — с.с. 100−111.1. Авторефераты диссертаций
  124. И.В. Субъекты местного самоуправления и их взаимодействия: Автореф. дис. канд. юридич. наук.- М., 1999.
  125. Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра юридич. наук.- Саратов, 1997.
  126. И. В. Местное самоуправление в Российской Федерации: От идеи к практике: Конституционно-правовой аспект: Автореф. дис.. д-ра юридич. наук.- Екатеринбург, 1998.
  127. А.Н. Местное самоуправление в системе властеотношений в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юридич. наук.- М., 2003.
  128. В.И. Система государственной власти: теоретико-организационные основы и политическая динамика: Автореф. дис.. д-ра юридич. наук.- М., 1994.
  129. И.Г. Институализация местного самоуправления в системе власти Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юридич. наук.-М., 2001.
  130. Т.Н. Местное самоуправление и государственная власть в России: проблемы взаимодействия: Автореф. дис.. д-ра юридич. наук.-М., 2002.
  131. С.Г. Конституционно-правовые основы организации и взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юридич. наук.- М., 1999.
  132. А.Н. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления: Автореф. дис.. канд. юридич. наук.-М., 2003.
  133. С. В. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра юридич. наук, — М., 2001.
  134. И.Г. Институонализация местного в системе власти Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юридич. наук. М., 2001.
  135. H.JI. Правовое регулирование финансовой системы местного самоуправления в Российской Федерации: Автореф. дис. канд.. юридич. наук. М-, 1998.
  136. Н.В. Теоретико-правовые проблемы основ местного самоуправления в России: Автореф. дис.. д-ра юридич. наук. М., 2001.
  137. О.Ю. Европейская хартия местного самоуправления и муниципальное право Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юридич. наук. М., 1998.
  138. СЮ. Субъект федерации и местное самоуправление: правовое регулирование финансово-экономических взаимоотношений: На опыте Новгородской области: Автореф. дис.. канд. юридич. наук.- М., 1998.
  139. А.Н. Местное самоуправление в политической системе современной России: Особенности и проблемы становления: Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 1998.
  140. Е.С. Организационные основы местного самоуправления: Авториф. дис.. канд. юридич. наук. М., 1997.
Заполнить форму текущей работой