Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка учителя к работе по педагогическому руководству экономическим образованием школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования: разработаны и апробированы научно-методические рекомендации по совершенствованию подготовки студентов педвузов к работе по педагогическому руководству экономическим образованием школьников. Полученные в диссертации выводы и рекомендации могут быть использованы в целях: формирования реальных представлений о механизмах профессиональной готовности учителя… Читать ещё >

Содержание

  • В В Е Д Е Н И Е
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РУКОВОДСТВУ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Социально-экономические условия необходимости подготовки учителя к работе по экономическому образованию школьников
    • 1. 2. Требования к экономической и методической подготовке учителя
    • 1. 3. Состояние экономической и методической подготовки учителя
  • ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РУКОВОДСТВУ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Содержание и структура модели профессиональной готовности учителя к педагогическому руководству экономическим образованием школьников
    • 2. 2. Технология теоретической и практической подготовки учителя к работе по педагогическому руководству экономическим образованием школьников

Подготовка учителя к работе по педагогическому руководству экономическим образованием школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях радикальных преобразований всех сторон общественной жизни все более очевидным становится, что сегодня от учителя требуется изменение его духовного мира, профессионального менталитета, программно-целевых установок. В частности, современный учитель должен быть подготовлен к тому, чтобы обеспечить относительно плавное и безболезненное вхождение школьников в реальную жизнь со всеми ее противоречиями и негативными тенденциями переходного периода. Так возникает проблема профессиональной готовности учителя к управлению экономическим образованием учащихся.

К сожалению, уровень этой готовности, как свидетельствует опыт, далеко не во всем удовлетворяет требованиям общественной и педагогической практики.

Вместе с тем можно утверждать, что в педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки, создающие условия для построения системы экономического образования школьников и подготовки учителя к управлению этим процессом.

К таким предпосылкам правомерно отнести современные представления о закономерностях экономического развития общества на современном этапе (Л.И.Абалкин, Е. К. Смирницкий, К. А. Улыбин, И. А. Ягодкина и др.), об экономической подготовке школьников в процессе трудового обучения и политехнического (технологического) образования (А.Ф.Аменд, П. А. Атутов, С. Я. Батышев, Ю. К. Васильев,.

B.А.Поляков, В. К. Розов, И. Г. Рябова, И. А. Сасова, Н. А. Томин, Б. П. Шемякин и др.), о формировании личности и профессиональной компетентности учителя (Н.В.Александров, О. С. Анисимов,.

C.Н.Архангельский, Е. П. Белозерцев, А. А. Вербицкий, Ф. Н. Гоноболин, С. Б. Елканов, И. А. Зязюн, В.А.Кан-Калик, Н. В. Кузьмина,.

Ю.Н.Кулюткин, М. М. Левина, А. К. Маркова, А. В. Мудрик, Н. Д. Ншсандров, В. К. Розов, В. А. Сластёнин, А. И. Щербаков, В. Н. Ягодкин и др.).

Анализ литературы показывает, что проблемы экономического образования решаются на философском, психологическом и педагогическом уровнях.

В работах Л. Н. Пономарева, В. Д. Попова, А. КУледова вопросы экономического образования рассматриваются с позиции диалектической взаимосвязи экономической культуры личности с экономической культурой общества.

Н.Я.Клепач, К. ЦЛЗетросян, В. Д. Попов, Л. Е. Эшптейн и др. анализируют пути повышения эффективности экономического образования, роль нового экономического мышления и уровня экономической воспитанности личности в условиях переходного периода.

Специфика формирования в современных условиях психологии хозяина производства, необходимость учета в экономическом образовании психологических особенностей различных возрастных групп отражены в исследованиях А. И. Китова, Н. Ф. Мягкова и других психологов.

Различные стороны совершенствования экономической подготовки студентов педвуза отражены в публикациях Т. И. Задорина, Ю, И. Палкина, Н. П. Рябининой, В. Д. Симоненко, Н. В. Терехова, Ш. Н. Файзулаева, П. А. Хроменкова и др.

Анализ диссертационных исследований показал, что вопросы экономического образования студентов педвуза и их подготовка к аналогичной работе с учащимися освещены И. В. Брызгаловым, В. В. Беловой, А. Э. Ковальской, А. В. Леонтьевым, Л. П. Мельниковой, Т. Н. Пильщиковой, И. Г. Рябовой.

Переподготовке и повышению квалификации учителей в вопросах экономики, теории и методики экономического образования учащихся посвящены работы Т. В. Грищенко, Н. С. Петрова, А. Т. Шпака и др.

Несмотря на методологическое обеспечение подготовки учителя к экономическому образованию учащихся, следует заметить, что в целом комплексно и целенаправленно этот процесс изучен у нас неполно и недостаточно, что противоречит объективным требованиям педагогической теории и реальной школьной практики.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы организационно-педагогические условия эффективной подготовки учителя к работе по педагогическому руководству экономическим образованием школьников?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — содержание и структура профессионально-педагогической компетентности учителя.

Предмет исследования — процесс подготовки студентов педвузов к работе по педагогическому руководству экономическим образованием школьников.

Задачи исследования: изучить современное состояние проблемы в теории и на практикеопределить содержание, структуру, функции, критерии и уровни профессиональной готовности учителя к педагогическому руководству экономическим образованием школьниковвскрыть и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия, обеспечивающие подготовку учителя к работе по педагогическому руководству экономическим образованием школьниковразработать научно-практические рекомендации по совершенствованию подготовки студентов педагогических вузов к управлению экономическим образованием учащихся.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование готовности учителя к педагогическому руководству экономическим образованием школьников может быть существенно улучшено, если: разработана научно обоснованная модель профессиональной готовности учителя к педагогическому руководству экономическим образованием школьниковсоздана и внедрена педагогическая технология, обеспечивающая ориентацию теоретической, методической и практической подготовки студентов на задачную структуру педагогической деятельности учителя в условиях рыночной экономикииспользованы разнообразные формы и методы работы, вооружающие студентов первоначальным опытом организации экономического образования учащихся (производственно-экономическая деятельность на основе самоопределения и материальной заинтересованности, деловые игры, анализ социально-экономических ситуаций и др.).

Методологической базой исследования являются философские положения об активной сущности человеческой деятельности, о единстве теории и практики, о ведущей роли практики в процессе познанияконцепция развития социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школеосновополагающие принципы педагогики о соединении обучения с производительным трудомнормативные документы по вопросам образования и совершенствования подготовки учительских кадров. В качестве теоретической базы исследования используются труды известных экономистов, педагогов, психологов — специалистов по вопросам высшего образования.

Опираясь на идею системного, комплексного и целостного подхода к решению поставленных задач, мы использовали разнообразные взаимосвязанные и дополняющие друг друга методы исследования: изучение и анализ философской, социологической, экономической и психолого-педагогической литературы, учетных планов и программ педагогических вузовобобщение инновационного педагогического опытанаблюдения, беседы, анкетированиесравнительно-сопоставительный анализпедагогический экспериментстатистическая обработка полученных данных.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1989 — 1991 г. г.) — теоретический анализ философской, социологической, экономической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблемеопределение цели и задач опытно-экспериментальной работы, разработка ее методикиподготовка и проведение констатирующего варианта эксперимента.

Второй этап (1991 — 1996 г. г.) — формирующий вариант эксперимент, уточнение рабочей гипотезы.

Третий этап (1996 — 1998 г. г.) — обработка полученных материалов, анализ, обобщение и систематизация результатов исследования, их апробация и внедрение в практику.

Опытно-экспериментальной базой исследования был избран молодежный научно-производственный центр «ЭВРИКА» при Курском государственном педагогическом университете.

Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение: разработана структурноур ов невая модель профессиональной готовности учителя к работе по педагогическому руководству экономическим образованием школьниковсоздана педагогическая технология подготовки студентов к руководству экономическим образованием учащихсяопределены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия теоретической и практической подготовки учителя к работе по педагогическому руководству экономическим образованием школьников.

Практическая значимость исследования: разработаны и апробированы научно-методические рекомендации по совершенствованию подготовки студентов педвузов к работе по педагогическому руководству экономическим образованием школьников. Полученные в диссертации выводы и рекомендации могут быть использованы в целях: формирования реальных представлений о механизмах профессиональной готовности учителя к работе по педагогическому руководству экономическим образованием школьниковразработки программ и методик определения ее уровнейподготовки и издания учебников и учебных пособии по курсам образования учащейся молодежи.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью его исходных позиций, связанных с системным, целостным и комплексным подходами, применением методов, адекватных его задачам и логике, репрезентативностью выборки, сравнимостью полученных данных с массовой практикой.

На защиту выносятся следующие положения: модель профессиональной готовности учителя к педагогическому руководству экономическим образованием школьников как интегральная характеристика его личности, соединяющая в себе целевой^ мотивационно-потребностный, содержательно-операциональный и оценочный структурные компонентытехнология подготовки студентов к работе поуправленшо экономическим образованием школьников как взаимосвязанная совокупность способов и средств, обеспечивающих реализацию задачной структуры педагогической деятельности учителя в условиях рыночных отношений;

— организационно-педагогические условия как детерминанты эффективного формирования готовности студентов к экономическому образованию учатцихся: моделирование личности и профессиональной компетентности учителя, технологическое обеспечение процесса его подготовки, реализация личностно-деятельностной концепции образовательного процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях (Тула, 1990; Челябинск, 1990; Свердловск, 1991), опубликованы в журнале «Советская педагогика» (1990, № 6) и других изданиях.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы и приложений.

Проведенное нами исследование показало, что в педагогических вузах неэффективно решаются задачи оперативной и качественной подготовки студентов педвуза к педагогическому руководству экономическим образованием школьников. Не сложилась целостная система, в которой бы учитывались социально-экономические потребности и дифференцированный подход при подготовке учителя к работе по педпгогическому руководству экономическим образованием школьниковосуществлялась бы ориентация на его творческую деятельность, на использование им в условиях общеобразовательной школы экономических методов управления учебно-воспитательным процессом. Проведенное исследование позволило нам уточнить круг задач, решение которых определяет эффективность работы вуза по подготовке учителя к работе по управлению экономическим образованием школьников. Основой нашего исследования явилось определение организационно-педагогических условий эффективной подготовки учителя к работе по педагогическому руководству экономическим образованием школьников. Особенность исследования заключается в том, что подготовка учителя к работе по экономическому образованию школьников проходит на основе деятельностного подхода, учитьшающего экономическую целесообразность труда как для конкретной личности, так и для общества в целом. Анализ теоретических исследований, опыта работы педвузов в области экономического образования учителей убедили нас в том, что при определенных организационно-педагогических условиях возможно решить задачи по эффективной подготовке студентов педвуза к работе по экономическому образованию школьников, не нарушая графика действующего учебного плана, используя материально-технические возможности педвуза. В соответствии со сформулированными задачами исследования была разработана научно обоснованная модель профессиональной готовности з^ чителя к педагогическому рзтководству экономическим образованием школьников, создана и внедрена педагогическая технология, обеспечивающая ориентацию теоретической, методической и практической подготовки студентов на заданную структуру педагогической деятельности в условиях рьпючнои экономики с использованием разнообразных форм и методов работы, вооружающих студентов первоначальным опытом организации экономического образования учащихся (производственно экономическая деятельность на основе самоопределения и материальной заинтересованности, деловые игры, анализ социально экономических ситуаций и др.);

Важнейшими принципами разнообразных форм и методов работы, п используемых при подготовке студсЕггов педвуза к управлению * экономическим образованием школьников, явились: учет социально-экономических потребностей общества в условиях переходного периодаучет запросов и потребностей учителяопора в организации экономической и учебно-познавательной деятельности на самоопределение студентов, НОТ, материальную заинтересованность, материальное стимулированиесоздание морально-психологического климата, способствующего формированию нравственно ценной мотивации в процессе экономической подготовкивариативный характер подготовки, дифференцированный подход с з^етом желания и возможностей студентов. Построенная на этих принципах подготовка учителя к работе по педагогическому руководству экономическим образованием школьников позволила нам реализовать поставленные в исследовании задачи. Проведенное нами опытно-экспериментальное исследование позволило определить готовность учителя к работе по педагогическому руководству экономическим образованием школьников как интегральное личностное образование, определяюп]-ее субъективную позицию педагога, его педагогическое мировоззрение, мотивацию, систему смысловых установок в регуляции профессионального поведения и деятельности. С этих позиций модель профессиональной готовности учителя к работе по управлению экономическим образованием учащихся пжолы представляется нам как единство целевого, мотивационно-потребностного, содержательно-операционального и оценочного компонентов. Таким образом, модель профессиональной готовности учителя к работе по педагогическому руководству экономическим образованием школьников имеет многокомпонентную структуру, которая в тенденции обладает свойством целосности. Разработанные и апробированные научно-методические рекомендации по совершенствованию подготовки студенгов педвузов к работе по педагогическому руководству экономическим образованием школьников, полученные в диссертации вьшоды и рекомендации могут быть использованы в целях: формирования реальных представлений о механизмах.

щ)офессиональной готовности учителя к работе по педагогическому руководству экономическим образованием школьниковразработки программ и методик определения ее уровнейподготовки и издания учебников и уч-ебных пособий по курсам образования учащейся молодежи. Исследованием в силу ограниченности его конкретными рамками, определенными темой, целью, задачами и т. д., безусловно, не могли быть^ охвачены все важнейшие аспекты проблемы подготовки учителя к экономическому образованию школьников. Дальнейшие исследования могут проводиться по следуюшцм нацравлениям: разработка педагогической технологии экономической подготовки учителя гуманитарных дисциплин и дисциплин естественно-математического цикла.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Новый тип экономического мышления.- М.: Экономика, 1987.-191 с.
  2. Л.И. Зачем нам нужен рынок, что такое рынок, и каков оптимальный путь перехода к рыночным отношениям.-М.: 1990.-40 с.
  3. Л.И. На перепутье: Размышления о судьбах России: (сборник) / Рос. АН, Ин-т экономики, М.: ИЭ, 1993.-247 с.
  4. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для специалистов высших учебных заведений.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1990.-141 с.
  5. Агапова Г. Г Подготовка учащихся к выбору профессии в США // Школа и производство.- 1991, — № 2, — С.90−92.
  6. А.Ф. Экономическое воспитание учащихся // Народное образование,-1974.- № 12.
  7. А.Ф. Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. .канд.пед.наук.: 13.00.01. Челябинск, 1975.-29 с.
  8. А.Ф. Экономическое воспитание младших школьников // Учебное пособие / Челяб.гос.пед.ин-т, — Челябинск, 1982.-177 с.
  9. А.Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся 1У-Х(У-Х1) классах // Учебное пособие / Челяб. Гос. пед. ин-т.-Челябинск, 1987.-164 с.
  10. А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников.-Челябинск.: ЧГПИ, 1988.-71 с.
  11. .Г. Человек как предмет познания. Л.1967.
  12. .Г. Педагогические приложения современной психологии//Советскаяпедагогика.-1969, — № 8. С. 15−20.
  13. .Г. Развитие психологических функции взрослых людей (средняя взрослость) / Под ред. Б. Г. Ананьева., Е. И. Степановой.:-М., «Педагогика», 1977.-198 с.
  14. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы, — М., 1980.-368 с.
  15. П.Р. и др. Связь трудового обучения с основами наук: Книга длч учителей / П. Р. Атутов., Н. И. Бабкин, Ю. К. Васильев,~ М.: Просвещение, 1988.-128 с.
  16. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников.- М.: Педагогика, 1976.-192 с.
  17. В.Г. Общество: системность, познание и управление,-М.: Политиздат, 1981.-432 с.
  18. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М., 1981.
  19. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии, — 1984, — № 1.
  20. Ю.К. Избранные педагогические труды.- М.: 1989.558 с.
  21. Н.А. Формирование у учащихся старших классов знаний и умений по экономике сельскохозяйственного производства (на материалах деятельности ученических производственных бригад). Дисс. .канд. педнаук.: 13.00.01,-Киев, 1985, — 222 с.
  22. А.А. К философской характеристике практического мышления // Вопросы философии.-1982.- № 4.
  23. С.Я. Материал по коренной экономике // Школа и производство.-1986.-С.50.
  24. С.Я. Трудовая подготовка школьников в условиях НГР.- М.: Знание, 1974.-96 с.
  25. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М.: Педагогика, 1989.-206 с.
  26. О.Д. Экономическое воспитание будущих учителейВопросы преподавания политэкономии. Межвузовский сборник научных трудов, — М.: МГЗПИ, 1992, — С.101−102.
  27. A.M., Осипович Л. Я. Задание для самостоятельной работы по основам экономических знаний: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1988.-160 с.
  28. Д.Н., Менчинская Н, А. Психология усвоения знаний в школе.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
  29. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология учения. «Психологическая наука в СССР" — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  30. И.В. Педагогическое руководство подготовки студентов к предпринимательской деятельности в сфере образовательных услуг: Автореф. дисс. .канд.педлтаук.: 13.00.01.- Челябинск, — 1997.-16 с.
  31. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. М.: Педагогика, 1983, — 96 с.
  32. Ю.К., Сасова И. А. Экономическое образование и воспитание подрастающего поколения // Сов.педагогика.- 1988, — № 1.-С.89−96.
  33. А.Н., Мекадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция: Психологический анализ.- М.: Изд-во МГУ, 1987.215 с.
  34. Вопросы экономического образования и воспитания // тезисы У11 межвузовского семинара / Отв.ред. Л. П. Меныпиков Челябинск. Челяб. пед. ин-т, 1982.-77 с.
  35. .Л. Педагогическая мысль в современной Франции.- М.: Педагогика, 1983, — 184 е.- (Зарубежная школа и педагогика).
  36. А. Связь высшего образования и производства в странах запада // Экономические науки.- 1991.- № 3.- С. 105−108.
  37. .Я. Вопросы совершенствования экономического образования студентов педвуза // Формирование современногоэкономического мышления у студентов и школьников.- Владимир, 1988. С.1Ы7.
  38. С.Н. Взаимосвязь экономического и экологического образования: Вопросы теории // Экологическое образование в деятельности школьного коллективам М.: Изд=во АПН СССР, 1988 =100 с.
  39. Н.И. Совершенствовать преподавание политэкономии // Вопросы преподавания политической экономии. Межвузовский еб науч. трудов.^ М.: МГ31Ж, 1992, — С.66−67.
  40. Т.В. Педагогические условия подготовки учителя к осуществлению экономического образования и воспитания школьников (по системе повышения квалификации). Дисс. .канд.пед.наук.:13.00.01.-М., 1991.- 143 с.
  41. О.Г. Экономическое образование в школе: история, проблемы, перспективы.- М., 1995.
  42. В.В. Проблемы развйвшощего обучения. М., 1986.
  43. А.И. Реформы зарубежной Школы. Надежды и дШ (№вишльноеть.- М.: Знание, 1989, — 79 с.
  44. ДрОбьппёв М. На нуги <Шйдартйзаций экономического обрМования // Школьный эшномйчеекйй журнал,-1996, — № 1, — С.29−33.
  45. Н., Чуканбва М. Подходы к фбрмйровшшю стандарта образовательной области «Экономией» // Школьньш экономический журнал.- 1997№ 4.- С. 17−23.
  46. Закон Российской Федерации об образовании. М., 1992.
  47. И.И. Фбрмйровшгаё нравётаёянб цёйнбй мбтйващш в прбцёёёё уёвбёния экбнбмйчёёких знании // Дйдакт, — 1997, — № 5 (20).-С.50−54.
  48. Зарубежный и отечёствённый опыт подготовки школьников к труду в условиях рыночных отношений. Аналитический обзор, — М., 1991.-135 с.
  49. А.А., Ревзина И. Н. Логическая модель как средство научного познания /'/Вопросы философии.- 1961- № I. С. 48−56.
  50. М.Н. Экономическое воспитание сельских старшеклассников в процессе полготовки их к труду в новых условиях хозяйствования. Дисс. .канд. пед. наук.: 13.00.01.г М., 1985.=185 с.
  51. КанЖалик Б.А., Бикандров Н. Д. Педагогическое творчеством М.: Педагогика, 1990 = (Б=ка учителя и воспитателя).=144 с.
  52. М.Е. О преподавании политической экономии в педвузе // Вопросы преподавания политической экономии. Межвузовский сб.науч.трудов.- М.: МГЗПЙ, 1992, — С.65−66.
  53. А.И. Экономическая психология,— М.: Экономика, 1987.303с.
  54. Концепция педагогического образования, М, — 1989.
  55. Концепция профессионального самоопределения молодежи / С.И.ЧиетякОва., АВ.Губина., В. И. Журавлев, и др.: Под ред. В. А. Полякова -М&bdquo- 1993.-15 с.
  56. Концепция развития е01щШ1ьно-экономичеекого образования и воспитания в общеобразовательной школе / И. А. Саеова, И. И. Зарендая, Б.К.р03ов, С.С.ГрШшун и др. // ДйДакг- Ш 5 (20) 1997, Сентябрь-октябрь, С.27−36.
  57. Ю.К. Мышление рЗчеошдителя й методы его изучения. Ярославль, 1982.
  58. П.М., Шапкина С. Н. О постановке экономического воспитания в США и ФРГ // Вопросы жономическогО воспитания и образования.- Челябинск, 1973, — С, 82−90.
  59. К.Г. Освещение некоторых экономических вопросов в курёё химий 7−8 класё // Химия в школе.- 1983, — № 3, — С.12−15.
  60. А.Г. Учебники по чтению для начальной школы Франции // Начальная школа, — 1988, — № 1.
  61. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- JL, 1970, — 114 с
  62. Н.Б. Экономическое воспитание учащихся 4−7 классов сельских школ в процессе их подготовки к сельскохозяйственному труду. Дисс. .канд. пед. наук.: 13.00.01.= М. Д985.Л 85 с.
  63. Л.П. Экономическое образование и воспитание школьников,— М.: Просвещение, 1981=112 с.
  64. Л.П., Соболева Е. Н., Якимов В. Н. Экономическое образование и воспитание школьников.- М.: Просвещение, 1987.-142 с.
  65. З.К. Экономическое воспитание учащихся 4−6 классов сельских школ в учебной и внеклассной работе по математике: Автореф. дисс. .канд.нёд.наук.: 13.00.01. Минск, 1984.-17 с.
  66. В.С. КласСйфйка^щя наук,— М.: Педагогика, 1971 -96 с.
  67. А.В. Методические основы подготовки студентов общётехнических факультетов педагогических Институтов к экономическому образованию и воспитанию учащихся сельсктйх школ. ДйСс. .каид.пёД.наук.: 13.00.01.-М., 1992−164 с.
  68. И.В. и др. Раскрывая -тайны экономики: Пособие для учителей экономики общеобразовательных школ и всех, кто изучает экономику самостоятельно.- М.: Рос.гое.гуманиг.ун-т: Вйта-прёёе, 1994.319 с.
  69. И.В., Антонова Л. И. Структура обучения экономическим знаниям в средней школе // Российский экономический журнал!- 1992.- № 12.
  70. Лээна Коски. Обучение предпринимательской деятельности // Информатика й образование, — 1995.- № 2- С. 113. (зарубежный опыт).
  71. Л.Л., Лйнсйц Й. В. Основы экономики: Учебное пособие по курсу «Введение в обществоведение» для 10−11 кл. общеобразовательных учебных заведений, — М.: Просвещение, 1994.-158 с.
  72. С.Ф. Менеджер за работой, — М., 1989, — С. 5.
  73. М.Л. Экономическое воспитание учащихся 9 -10 классов в процессе производительного труда: Автореф. дисе. .канд.пед.наук.: 13.00.01 -М.Д982.-16 с.
  74. M.JI. и др. Экономическое мышление учащейся молодежи: опыт и проблемы формирования.^ М., 1989.=127 с !1.¦
  75. JI. Как учат экономистов в университетах США // Экономические науки. Л 991.= № 1.
  76. А.М. Исследования психологических закономерностей процесса мышления. Дисс. .канд.психолог.наук.: -М.Д960Л72 с.
  77. А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении: Дисс. .докт.псйхолог.наук. НИИ общей и пед. психологии АПН СССР : — М., 1973.-396 с.
  78. Л.П. Некоторые экономические вопросы воспитания учащихся средней общеобразовательной школы: Автореф. дисс. .Канд.пед.наук.: 13.00.01. Калинин, 1986.-28 с.
  79. И.А. Экономическое воспитание Младших школьников в процессе учебной и бнекпаос&ой' работы: Автореф.дисс. .канд.пед.наук.: 13.00.01. М., 1989.-20 с.
  80. Методические рекомендации по еовершенствовашпо экономического воспитания учащихся средне спедаальных уч. заведений в процессе обучения / Сост. Сахарный И.В.-Киев, 1984.-48 с.
  81. МинченкОв Е. Е. Экономическое образование у учащихся при рёаШзщии мёжгфедмётньгх связей химии и географии // Химия в школе.-1982.- № 2- С.26−30.
  82. Ю.И. Экономическое воспитание школьников в процессе природоохранительной деятельности во внеурочное время: Автбрёф. диёс. .канд.пед.наук.: 13.00.01. -М., 1987.-17 е.
  83. В.М. Вопросы экономического образования учащихея при обучении математике // Математика в школе.- 1972, — № 4,-С.75−78.
  84. А.К. Современная концепция трудового воспитания в средней школе США. Дисс. .канд.пед.наук.: 13.00.01.- М. Д989, — 216 с.
  85. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Оод ред. Ю. Н. Кулюткина., Г. С. Сухобской = М.: Педагогика, 1990.-104 с!
  86. Непрерыная социально-экономическая подготовка: Программа и методические рекомендации средней общеобразовательной школы: 1−11 кл. / Рос.акад.обр-ия, Ин-т проф. самоопр. мол. Центр инновацций в пед-ке, — М.: Рос.акад.обр-ия, 1995.-134 с.
  87. Нисимчук А. С. Экономическое воспитание в сельской школе: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов.-М.: Прсвещение, 1989.-207 с.
  88. А.С. Педагогические основы экономического воспитания учащихся в сельской общеобразовательной школе: Автореф. дисс. .докт. пед. наук.: 13.00.01,-Киев, 1990,-30 с.
  89. Л.М. Экономическое воспитание учащихся в училищах профессионально-технического образования, как педагогическая проблема: Автореф. дисс. .канд.пед наук.: 13.00.01. -М., 1976 -26 с.
  90. М.Б. Социально-педагогические основы подготовки учащихся к трудовой жизни в общеобразовательных школах Великобритании. Дисс. .канд.пед.наук.: 13.00.01,-М., 1992.- 190 с.
  91. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Йсаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.- М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
  92. Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников|/У Под ред. Ю. К. Васильева, И. А. Сасовой М.: АПН СССР, 1986.-99 с.
  93. А.В. Основы психологии личности // Народное образование.-1968,-№ 8.
  94. А.В. Общая психология. М., Просвещение, 1970.
  95. К.Ц. Вопросы экономики в школьном курсе географии.- М.: Просвещение, 1986.-63 с.
  96. Т.Н. Дидактические средства формирования экономического мышления в процессе подготовки студентов педвуза в профессиональной деятельности. Дисс. .канд.пед.наук.: 13.00.01,-М., 1995.-162 с.
  97. А.И. Актуальные задачи и проблемы педагогической науки.- В кн.: Вопросы содержания и организации педагогической практики студентов педвузов.- Белгород, 1973, — С. 32.
  98. В.А. Проблемы развития современной системы трудового обучения учащихся средней общеобразовательной школы. Дисс. .докглед.наук.: 13.00.01.- М. Д978.-397 с.
  99. В.А. Направления комплексных исследований проблемы учащейся молодежи к труду в условиях перехода к рыночным отношениям в экономике // Учащаяся молодежь и рынок. Сб.научн.трудов.- Зелена-гура,-М, 1994. С17.
  100. Л.Н., Попов В. Д., Чичканов А. С. Экономическая культура: сущность, направления развития, — М.: Мысль, 1987.-269 с.
  101. В.Д. Экономика плюс педагогика: Очерки об экономическом воспитании молодёжи, — М.: Мол. гвардия, 1986.-288 с.
  102. В.Д. Психология и экономика: Социально-психологические очерки.- М.: Сов. Россия 1989.-304 с. ё
  103. Прикладная экономика: Учебное пособие для учащихся старших классов, — М., 1995.
  104. Программа курса «Основы экономической теории (основы экономики)» / Курский гос. пед. ун-т, — Курск, 1997.- 5 с.
  105. Прогресс народного просвещения в США: 1970−1971- 19 721 973 / Отчет для ХХХ1У международной конф. по народномуобразованию.- Вашингтон: Департамент здравохранения, просвещения и благосостояния США. 1973,-40 с.
  106. А.С. Экономическое воспитание старших подростков в первичном трудовом коллективе школьников: Автореф. дисс. .канд.пед.наук.: 13.00.01.-М., 1990.-16 с.
  107. А.С. Учебная программа по экономике для 1−11 классов— М.: Россиана, 1994, — 4,8 п.л.(В соавт.).
  108. А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников).- М.: МПА, 1997.-320 с.
  109. .А. Введение в экономику: кн.1,2 М., 1993.
  110. .А. Учебные программы «Введение в экономику», «Основы экономики и предпринимательства», «Основы бизнеса».- М., 1993.
  111. Региональная система образования: вчера, сегодня, завтра. «Концептуальные подходы к решению образовательных проблем» / практика разработки /. Книга 2- М.: 1994.-160 с.
  112. В.К. Экономическое образование и воспитание школьников // Преподавание истории в школе.- 1982 № 6, — В соавт.
  113. В.К. Экономическое образование и воспитание учащейся молодежи // Советская педагогика.- 1982.- № 8.
  114. В.К., Шемякин Б. П. Экономическое образование и воспитание школьников // Советская педагогика,-1983.- № 11.- С.85−96.
  115. В.К., Шемякин Б. П., Шемякин П. А. Экономическое воспитание школьников: Учебн. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / под ред. Б. П. Шемякина.-М.: Просвещение, 1985.-159 с.
  116. В.К., Шемякин Б. П., Шемякин П. А. Методика экономического воспитания учащихся // Программа педагогических институтов.- М.: 1987.- Сб.25, — С.72−82.
  117. В.К., Адаменко Н. Д. экономическое воспитание школьников в условиях компьютеризации экономики //Совершенствование экономического образования и воспитайся учащихся в свете требований научно-технического прогресса, — М., 1988,-С.29−35.
  118. В.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. Учебное пособие для учителя, — Киев, 1989.- В соавт. и рук. кол-ва.
  119. В.К. Задачи школы по экономическому воспитанию в новых условиях хозяйствования // Экономическое воспитание в системе непрерывного образования. Тезисы докладов, — Свердловск, 1991, — В соавт.
  120. В.К. Экономика образования // Программы высших педагогических учебных заведений.- М., 1992.- 8 с.
  121. В.К. Краткий экономический словарь рыночной экономики.- Кемерово, 1992.
  122. В.К. Экономика образования в условиях рынка // Педагогика, — № 5.-1995.
  123. Россия в цифрах: Крат.стат.сб./ Госкомстат России, — М.: Финансы и статистика, 1996.-С.74.
  124. Н.П. Педагогические условия экономического воспитания учащихся старших классов: Автореф. дисс. .канд.пед.наук.: 13.00.01.-Челябинск, 1984−21 с.
  125. Рябова И. Г, Подготовка будущего учителя к экономическому образованию и воспитанию учащихся начальных классов. Дисс. .канд.пед.наук.: 13.00.01,-М., 1994.-209 с.
  126. И.А. Пути совершенствоания экономического образования школьников в трудовом обучении и основах наук: Метод, рекомендации.- АПН СССР, 1985.-19 с.
  127. И.А., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки.- М.: Просвещение, 1988.-192 с. (Б-ка учителя труда).
  128. И.А. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых условиях хозяйствования. Дисс.докт.пед.наук.: 13.00.01.- М.: НИИ ТО и ПО АПН СССР, 1989.-414 с.
  129. И.А. Содержание экономического образования и воспитания школьников // Учащаяся молодежь и рынокб Сб. материалов международн. Научно-метод.конф, — М., 1992.- С.20−26.
  130. И.А. Экономическая подготовка школьников: проблемы и пути решения // Учащаяся молодежь и рынок. Сб.научн.трудов,-Зелена-Гура.-М., 1994.-С.49.
  131. И.А. Социально-экономическая подготовка школьников: состояние и перспективы // Школьный экономический журнал- 1996, — № 2, С.17−21.
  132. А.Х. Экономическое воспитание подростков в процессе общественно-полезной деятельности. Дисс.. канд. пед. наук.: 13.00.01. Ташкент, 1989. -180 с.
  133. Т.Е. Педагогические основы экономического воспитания младших школьников: Автореф.дисс. .канд.пед.наук.: 13.00.01.-М., 1990.-18 с.
  134. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии.- Белгород, 1994, — № 4.-С.18−19.
  135. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М., 1995.-226 с.
  136. В.А. Формирование личности учителя осветской школы в процессе профессиональной подготовки.- М.: Просвещение, 1976.-160 с.
  137. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дисс. .докт.пед.наук.: 13.00.01. -М., 1977.-29 с.
  138. В.А. Личность и профессиональная компетентность учителя // Начальная школа, — 1981, — С.64−67.
  139. В.А. Комплексная целевая программа «Учитель советской школы»: общая концепция исследования. Метод. письмо, — М.: МГПИим. В. И. Ленина, 1987.-39 с.
  140. В.А., Ильин B.C. Перестройка вьхсшего педагогического образования и формирование социально активной личности учителя // Формирование социально активной личности учителя: Мжвузовск. Сб. науч. тр.- М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987, — С.3−12.
  141. В.А. Педагогическое образование как объект эвристического моделирования // Учитель советской школы: межвузовск. Сб. науч. тр.-М.: Прометей, 1991,-С.3−14.
  142. В.А. Университетское педагогическое образование: проблемы и решение // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология, — Белгород, 1996, — С 3−8.
  143. В.А., Н.Г.Руденко О современных подходах к подготовке учителя // Педагог, наука, технология, практика.- 1996.- № 1.
  144. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-224 с.
  145. Совершенствование форм и методов экономического образования и воспитания у учащихся общеобразовательных школ. Методические рекомендации (Составитель АП. Сидельковский) Ставрополь: изд. СГПИ, 1985.-270 с.
  146. Совершенствование экономического образования и воспитания учащихся в свете требований научно-технического прогресса: сб.науч.тр.(Редкол.: Ю. К. Васильев, И. АСасова) М.: изд. АПН СССР, 1988.-102 с.
  147. О.Б. Формирование у старшеклассников знании и умений по экономическим основам производства в процессе трудовой подготовки в УПК: Автореф. дисс. .канд.пед.наук.: 13.00.01. М., 1988. -15 с. i 153
  148. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников: Методические рекомендации.- Челябинск: ЧГПИ, 1988.-71 с.
  149. Ф.П. Новое явление в образовании — международные региональные образовательные программы // Образование в Сибири.-1995.- № 1- С.147−152.
  150. .М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985.
  151. Н.А. Политехническая направленность экономического воспитания школьников // Соединение обучения с производительным трудом Основа реформы общеобразовательной школы и профессиональной школы.- М., 1987.- С.15−20.
  152. Н.Ф. Формирование у учащихся экономических понятий в школьном курсе экономической географии СССР: Автореф. дисс. .канд.пед.наук.: 13.00.01 .-М., 17 с.
  153. Устав средней общеобразовательной школы. М., 1970.
  154. Е.Е. Промышленная подготовка учащейся молодежи в ФРГ и Швейцария в условиях НТП (дидактический анализ). Дисс. .канд.пед.наук.: 13.00.01.- М., 1989, — 135 с.
  155. А.Н. Вопросы экономического воспитания студентов // Вопросы преподавания политэкономии Межвузовский сборник научных трудов, — М.: МГЗПИ, 1992, — С.99−100.
  156. А.Н. Классному руководителю об экономическом воспитании школьников. Горький, 1985.
  157. А.Н. Задачи формирования нового типа экономического мышления у студентов будущих учителей // Формирование современного экономического мышления у студентов и школьников: Межвуз. сб. науч. тр., ВГПИ им. Лебедева-Полянского, Владимир, 1988.-130 с.
  158. П.А. Педагогические условия применения ЭВМ в экономическом образовании студентов старших школьнитков: Автореф. дисс. .канд.пед.наук.: 13.00.01. -М.: НИИ ОП АПН СССР, 1989.-19 с.
  159. С.Л., Нагуманова И. И., Чуйкова М. Н. Азбука экономики,-М.Д977.-72 с.
  160. М.Н. Педагогические условия экономической подготовки учащихся педагогических колледжей: Автореф.дисс. .канд.пед.наук.: 13.00.01. М., 1997,-16 с.
  161. .П. Экономическое воспитание учащихся // Народное образование.-1974, — № 12.
  162. .П. Экономическое воспитание учащихся в процессе подготовки их к труду // Экономическое воспмтание школьников-Свердловск, 1976- С. 15−17.
  163. .П. Экономическое воспитание старших школьников как педагогическая проблема: Дисс. .канд.пед.наук.: 13.00,01. -М., 1978.-271 с.
  164. .П., Шемякин П. А. Методические рекомендации для учителей средних школ по экономическому воспитанию учащихся. Нижний Тагил. Гос.пед.ин-т, — Н. Тагил, 1984 -107 с.
  165. .П. Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики.- М.: Педагогика, 1986.-96 с
  166. Е.П. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности: Дисс.. .канд.пед.наук.: 13.00.01. М., 1982.-210 с.
  167. Шпак А. Т Организация экономического образования и воспитания.- Киев: Радяньска школа, 1987.-128 с.
  168. А.Т. Совершенствование организации экономического образования и воспитания старшеклассников: Автореф. дисс. .канд.пед.наук.: 13.00.01. Киев, 1984.-25 с. i 155
  169. Т.А. Экономическое образование в системел -профессиональной подготовки будущнго учителя трудового обучения: Автореф. дисс. .канд.пед.наук.: 13.00.01. Иркут.гос.пед.ин-т, — Иркутск, 1995.-17 с.
  170. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования,-М.: 1994.-194 с.
  171. Экономическое воспитание и образование школьников в процессе обучения основам гуманитарным дисциплинам: Учебное пособие к спецкурсу, — Свердловск: СГПИ. 1988.-83 с.
  172. М.Г. О трех способах интерпретации научного творчества // Научное творчество. М., 1969.
Заполнить форму текущей работой