Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взлеты и падение марксизма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким вопросам как рассмотрение заработной платы, законов ее движения, в «Капитале» Маркса, Ф. Энгельс уделял особое внимание, так как все это было связанно с классовой борьбой пролетариата. По мнению Энгельса заработная плата не сводилась к лассалевскому «железному закону», согласно которому уровень зарплаты не зависит от конъюнктурных колебаний и определяется существующим в данное время… Читать ещё >

Взлеты и падение марксизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Взлеты и падение марксизма

Что такое марксизм? Марксизм — это система взглядов и учение Карла Маркса. Карл Геенрих Маркс — выдающийся немецкий философ, экономист, политический журналист. Он считал себя продолжателем и главным завершителем трех основных идей течений 19-го века: классической немецкой философии, английской политической экономики и французского социализма. Система взглядов Маркса и их обоснование легли в основу теории и программы рабочего движения всех цивилизованных стран мира.

Теории, существовавшие до Маркса, по своему содержанию отличались от его теорий, поскольку они являлись результатом взглядом двух противоположностей: между имущими и неимущими. В то время социализм считался основой для развития принципов, выдвинутых французскими просветителями 18-го века. Считалось, что социализм должен опираться на идейные материалы, хотя на самом деле его корни лежали в материальных экономических фактах.

После свержения крепостничества, капиталистическое общество стало бурно развиваться и стало понятно, что эта свобода влечет за собой угнетение и эксплуатацию трудящихся. Разрыв между богатыми и бедными резко увеличился. Эта ''свобода'' выражалась для мелкого буржуа и крестьянина в том, что они задавленные могущественной конкуренцией крупного капитала и землевладения, вынуждены были продавать им свою мелкую собственность. Таким образом, так называемая ''свобода'' превратилась для них в свободу от собственности. Быстрое развитие промышленности привело к тому, что бедность и страдания трудящихся масс стало необходимым условием существования общества. Погоня за прибылью превращала торговлю в мошенничество, место конкуренции занял подкуп, а вместо меча главенствующим рычагом общественной власти стали деньги.

Реальные факты расходились с лживостью учения буржуазной экономии о торжестве интересов и труда, о всеобщей гармонии и благополучии народа, которые должны были явиться следствием свободной конкуренции.

Вместо этого стали возникать различные социалистические учения, которые усилили угнетение трудящейся части общества. Так в январе 1800 года Роберт Оуэн взял на себя управление бумагопрядильной фабрикой в Нью-Лэнакре, где он сделал попытку разрешить социальные противоречия капитализма, создав для работников нормальные условия труда и возможности для интеллектуального духовного развития.

Капиталистическое общество было подвергнуто критике со стороны социалистических школ, которые осуждали, проклинали и мечтали об его уничтожении, фантазируя о лучшем строе, убеждали богатых в безнравственности эксплуатации. Они считали устранение недостатков общественного строя возможно изобретением новой, более совершенной системы общественного устройства и навязывали ее посредством пропаганды, а по возможности примерами показательных опытов.

Так же, основатели социалистических школ считали, что социализм есть абсолютная истина, разум и справедливость, и они думали, что стоит только его открыть, чтобы он собственной силой покорил весь мир. По их мнению абсолютная истина не зависит от времени, пространства и исторического развития человечества. Это просто дело чистой случайности, когда и где она будет открыта. У каждого основателя школы понятия абсолютной истины, разума и справедливости были различны и опирались на их личные суждения, жизненные условия, объемы познаний и степень развития мышления.

Такое состояние социалистических теорий соответствовало незрелому состоянию капиталистического общества этого этапа развития. Данные теории социализма не могли разъяснить сущность наемного рабства при капитализме. Они не открывали законы его развития, не могли найти ту общественную силу, которая была способна стать творцом нового общества. Для решения общественных задач, в неразвитых экономических отношениях, приходилось изобретать, создавать из головы. Таким образом, эти социальные системы теорий были заранее обречены на то, чтобы оставаться утопиями, и чем больше усилий прилагалось для их разработок, тем больше они становились фантазией.

Для превращения социализма в науку, необходимо было поставить его на реальную почву. Это все стало возможным благодаря трудам Карла Маркса, которые он применил к изучению общественных явлений.

1. Как возник марксизм

Сороковые годы 19 века — это то время, когда начал зарождаться марксизм. Это то время, когда социальные и экономические противоречия капитализма имели наибольшее обострение, говорящих о необходимости создании новой научной теории.

Карл Маркс, гениальный доктор философии (1818−1883) и немецкий предприниматель Фридрих Энгельс (1820−1895) решили эту задачу следующим образом: они озвучили совершенно новую научную коммунистическую теорию, они дали рабочему классу оружие в виде революционной идеи. Марксизм, само его развитие и возникновение имело было предопределено развитием капиталистической экономики, общественной мысли и революционного процесса. Промышленный переворот стал, пожалуй, самым важным этапом развития капиталистической экономики, имевший место в первые десятилетия 19 века. Именно благодаря ему производственные силы имели ускоренное развитие, что выражалось в переходе к фабричной системе от мануфактуры, так как он основывался на применении машинной техники. Марксистское мировоззрение имело историческую предпосылку для своего формирования: капитализм, победивший феодализм в Западной Европе, продемонстрировал не только тот факт, что предыдущие способы производства были экономически нецелесообразны, но и факт противоречивости своего развития, факт нарастающего конфликта между трудом и капиталом.

Промышленный переворот захватил ряд стран. Сначала это была Англия, затем другие страны Западной Европы, где была создана совершенно новая основа для развития производственных сил и, как следствие, была создана перспектива резкого увеличения производства материальных благ для трудящихся, увеличение свободного времени. А это, в свою очередь, давало рабочему кассу возможность всестороннего развития, возможность иметь будущее свободное от эксплуатации общества. В то время рабочий класс, благодаря промышленному перевороту, уже впервые выступал как самостоятельная общественная сила.

Капитализм в Германии в этот период все еще развивался в сочетании с феодализмом и, именно эти обстоятельства, придавали восстаниям рабочего класса особо важную роль. Именно это указывало на то, что пролетариат становился главной движущей силой в условиях назревания буржуазно-демократической революции. В Германии в 40-х годах классовые противоречия обострялись еще и потому, что революционное пролетарское учение появилось именно в этой стране.

Период революционных выступлений рабочего класса имел немаловажное значение для возникновения марксизма. На фоне всего этого быстрее происходило развитие общественной мысли: немецкой классической философии, классической английской политической экономики и французского социализма.

2. Труды Маркса, как основа для развития философии марксизма

философия социалистический марксизм

Карл Маркс, в самом начале своей творческой деятельности, защиту интересов «бедной, политически и социально обездоленной массы…» осознавал как свое призвание. Уже с 1842 года он начал изучать социализм и коммунизм, что для Германии являлось совершенно новым общественным движением. Проанализировав первые выступления немецких коммунистов и социалистов, Маркс ознакомил Германию с очень богатыми социалистическими и коммунистическими традициями Франции и Англии.

Маркс предпринял первые свои попытки разработать целостное мировоззрение. Для этого он использовал в основном средства философского анализа. И как результат, естественно, была именно философская концепция. Эта концепция была создана летом 1844 года. Но эти труды вышли в свет только в 1932 году и имели название «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Самая главная идея этих трудов — идея отчуждения человека в обществе, где правит частная собственность; преодолеть, избавиться от этого отчуждения в перспективе коммунистического будущего.

Работы Маркса, говорящие о наделении человека собственной сущностью, об отчуждении человека, имели своей целью рассказать об экономических причинах, а также о возможностях устранить эксплуатацию и порабощение людей. Именно это явилось основой для создания целостного мировоззрения. Но такая история общества, перспективы такого будущего общества были описаны в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» в обобщенной, образной форме. А из этого следует вывод, что здесь не обрисован «практический путь к такому будущему» и не было сказано о «пути из прошлого». А «путь из прошлого» есть ни что иное как причины, механизмы, источники отчужденного труда. Получалось, что для того, чтобы эти идеалы, так ярко и так полно описанных в философской картине «целостного человека», были реализованы на практике, недоставало подлинной и так необходимой научной основы, которая объяснила бы, каким образом эти идеалы можно достичь.

В другом своем труде «К критике гегелевской философии права. Вступление» Маркс доказал, для того, чтобы освободить пролетариат необходимо разгромить и уничтожить капиталистическую частную собственность и эксплуатацию. А сделать все можно только путем революционной борьбы. В своей совместной книге «Святое семейство» К. Маркс и Ф. Энгельс озвучили идею о том, именно пролетариат должен стать частью революции.

В начале своей деятельности Карл Маркс занял позицию прямо противоположную либеральной. Он вместо развития предложил революционную борьбу и замахнулся на самое ценное — на буржуазную собственность. Во втором совместном с Ф. Энгельсом труде «Немецкая идеология» Маркс сделал вывод о том, что каждый класс, который стремиться господствовать, должен для начала «завоевать» себе политическую власть.

К окончанию близился первый этап «Манифест коммунистической партии» (1848г.), в котором была обнародована идея о том, что пролетариату необходимо иметь собственную политическую партию, если тот хочет завоевать власть. Там же были разработаны и выдвинуты самые главные положения стратегии и тактики пролетарской партии, то есть, партия должна вести борьбу за ежедневные задания для рабочих, тем самым объединив их в борьбе за конечную цель. В «Манифесте» была озвучена основная идея пролетарского интернационализма, которая выражалась в известном всем лозунге «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!».

В 1848—1851 годов уже с учетом опыта буржуазных революций, начался второй этап развития марксизма. Именно тогда, когда проблемы революции были особенно острыми, то К. Маркс выдвинул идею о том, что вполне возможен переход от буржуазной революции к социалистической, про превосходство пролетариата в революции («Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 годы»), про понятие диктатуры пролетариата, про то, что крестьянству необходимо объединиться с пролетариатом. При этом большая часть из этих идей опиралась на опыт западноевропейских стран.

В 1867 году К. Маркс опубликовал первый том «Капитала», в котором он доказал, что гибель капитализма — неминуемость. Он описал главные черты альтернативного либерализма будущего коммунистического общества. По его мнению такое общество должно было бы опираться на общественную собственность, социальную справедливость, общественное равенство.

В 60-тые годы при участии К. Маркса и Ф. Энгельса в Англии был создан I интернационал. Установочный Манифест Интернационала гласил, что для пролетариата завоевать политическую власть есть не просто необходимость, а его великая обязанность.

С Парижской Коммуны начался третий этап формирования марксизма. Теперь К. Маркс учел опыт восставшего города, он в этом зарождение нового типа демократии — пролетарской. По его мнению, именно этот тип должен был заменить буржуазную демократию. В том, что Коммуна была поражена, Маркс видел необходимость в каждом государстве создать пролетарскую партию со своими программами. Чуть позже он очень тщательно разработал положения идей для диктатуры пролетариата. Кроме того, он предложил, что переход от социализма к капитализму должен иметь переходной период.

Существуют утверждения, что К. Маркс и Ф. Энгельс создали политическую концепцию кoммуниcтическoгo рaдикaлизмa. В этой концепции Маркс и Энгельс выделяли семь основных идей.

Во-первых, они основывались на том, что классовая борьба является доминантой в общественной жизни. Классовую борьбу они выдвигали на первый план как самую могучую движущую силу истории, а особенно борьбу между пролетариатом и буржуазией. Даже В. И. Ленин говорил, что именно в этой борьбе находится центр всей системы взглядов К. Маркса. Отсюда и вытекает абсолютный и простой подход этой идеи: или пролетариат диктует свои условия, или буржуазия.

Во-вторых, по мнению Маркса и Энгельса, пролетариат выполнял самую главную роль в обществе — он совершал революционный переворот. Суть этого переворота заключалась в том, что должна быть ликвидирована эксплуатация человека человеком. Именно в этом заключалась ведущая роль пролетариата.

В-третьих, Маркс с Энгельсом утверждали, суть любого государства сводится к диктатуре того или иного класса. Беря в основу опыт Парижской Коммуны, Маркс говорил о необходимости единства законодательной, судебной и исполнительной властей.

В-четвертых, для того, чтобы главная роль пролетариата была реализована необходима политическая революция. Именно политическая революция должна была разрушить прежнюю государственную власть, и только после этого строить новое государство с новой властью.

В-пятых, К. Маркс и Ф. Энгельс акцентировали внимание на изъявлении воли большинства народа (а меньшинство вынуждено было присоединиться к ним), что пролетариату, чтобы обрести политическую власть, необходимы демократические реформы, где демократия всего лишь средство для достижения этой цели.

В-шестых, по их мнению, пролетариат для получения власти должен иметь свою партию со своими программами. Потому как только наличие этой партии позволит пролетариату стать самостоятельной политической силой. Кроме того, наличие своей партии позволит найти союзников и, как результат, достичь успеха.

В-седьмых, пролетарская партия тогда и только тогда станет самой главной силой, когда она решится на борьбу с классовыми противниками пролетариата.

Итак, рост марксизма происходил в жесткой борьбе как с классовым противником, так и с «коллегами» по классу. Марксизм не имел способности жить в дружбе и мире с соратниками — революционерами. Как отмечал Бухарин, один из последователей К. Маркса, марксизм претендует на исключительность, считает себя единственным носителем тенденций эпохи, душащих капитализм. Марксизм — это течение, которое осознавало свое право, свое всемирно — историческое право, на идеологическое превосходство.

3. Заслуги Энгельса в подкреплении марксизма

Вторая и третья книги «Капитала» готовились к выходу в свет. Это был новый этап в развитии марксистской политической экономики. При чем, именно это являлось одной из главных исторических заслуг Ф. Энгельса. Несмотря на то, что деятельность Энгельса в этой сфере находилась в единстве с «Капиталом» Маркса она имела достаточно самостоятельную научную ценность. В иcтopии пoлитичеcкoй именем неpaзpывнo cвязaны pacпpocтpaнение, кoмментиpoвaние и зaщитa нaибoлее существенных мoментoв coдеpжaния и метoдa «Кaпитaлa», a тaкже их paзвитие применительнo к нoвoму этапу иcтopии кaпитaлизмa. Энгельс раскритиковал теорию стоимости, теорию ренты Дюринга, теорию прибавочной стоимости. Но при всем этом Энгельс, проводя идейную борьбу, все же акцентировал внимание на том новом, что внес в науку о политической экономии К. Маркс.

Таким вопросам как рассмотрение заработной платы, законов ее движения, в «Капитале» Маркса, Ф. Энгельс уделял особое внимание, так как все это было связанно с классовой борьбой пролетариата. По мнению Энгельса заработная плата не сводилась к лассалевскому «железному закону», согласно которому уровень зарплаты не зависит от конъюнктурных колебаний и определяется существующим в данное время прожиточным минимумом. Энгельс доказал, что размеры заработной платы под влиянием определенных факторов могут быть выше или ниже, что в свою очередь определяло стоимость рабочей силы. Такое oбъяснение зaкoнa зapaбoтнoй плaты, с тoчки зpения Энгельсa, являлoсь фaктopoм, блaгoпpиятствующим бopьбе пpoтив искaженнoгoприменения экoнoмическoй теopии Мapксa к pешению пpaктических вoпpoсoв paбoчего движения. Но стоит обратить внимание на то, что рабочие под влиянием всего происходящего в то времени организовывали профсоюзы, в надежде защитить свои интересы. И, исходя из этого, Энгельс считал, что самым главным и действующим фактором, который определял уровень заработной платы, была борьба против капитала рабочих. Эта борьба опиралась на свой исторически ограниченный характер. Движение профсоюзов никак не облегчало суть законов о заработной плате, скорее наоборот, это движение было средством, которое позволяло осуществлять эти законы, а наемный труд по-прежнему использовался.

Несколько трудов Энгельса такие, как «Англия в 1845 и 1885 годах», «Рабочее движение в Америке», рассказывали о различии материального положения рабочих на разных ступенях развития капитализма. Об этом наиболее ярко и подробно говорится в книге «Положение рабочего класса в Англии», изданной в 1845 году. Условия жизни определенной части английских рабочих улучшилось и это улучшение Ф. Энгельс связывал с тем, что промышленность в Англии развивалась семимильными шагами. Но вместе с тем, Энгельс обращал внимание и на то, что рухнув, эта же самая промышленность лишит английских рабочих своего привилегированного положения. Что собственно и было подтверждено последующим развитием истории.

«Капитал» Маркса отношения рабочих с торговцами и промышленниками рассматривал как отношения продавцов рабочей силы и эксплуататоров этой рабочей силы. Именно этому вопросу было уделено наибольшее его внимание. А вот вопрос «вторичной» эксплуатации, где рабочие выступают как покупатели и потребители жизненно важных средств, Маркс обошел стороной, хотя и утверждал, что такого рода отношения имеют место быть.

Что касается книги «К жилищному вопросу» (1872−1873), то здесь Энгельс особое внимание уделил вопросу отношений между «нетрудящимся классом», который не являлся капиталистом и рабочими. Он говорил, что в данной ситуации рабочий выступает как покупатель по отношению к торговцу. Рабочий не продает свою силу, он — покупатель, так как он является владельцем денег. И с этой точки зрения рабочий совсем не отличался от тех, кто покупал или арендовал средства, необходимые для жизни. И, между прочим, рабочий, в этом случае, ни чем не отличался от мелкой буржуазии. Paбoчий кaк съeмщик жилья выступaeт в кaчeствe имущeгo чeлoвeкa. И здесь уже рабочий не является продавцом рабочей силы. В этом случае, по мнению Энгельса, имеет место самая обычная сделка, совершаемая по экономическим законам, которые регулируют продажу товаров и услуг.

4. Марксизм в истории человечества

Марксизм имел огромнейшее влияние на историю человечества в 20 веке. Политическая позиция марксизма была более чем реалистичной теорией эпохи промышленной революции. Либерализм подвергся резкой критики со стороны марксизма. А европейское общество получило навязанные ценности пролетариата. В каждой стране во второй половине 19 века, где существовало движение рабочего класса, существовал и марксизм. Учение К. Маркса в 40-х годах занял крепкую идейно-политическую позицию в Европе в 70−90 -х годах 19 века. А вот в России марксизм появился лишь в конце 19 века. Но уже к середине 20 века он завоевал регионы Азии, получил признание в Африке, Латинской Америке.

Развитие, судьба и участь марксизма в разных странах была неодинаковой. Где-то его не признали, потому что там существовали другие типы мировоззрения, где-то, напротив, он стал главной движущей силой. Но так или иначе марксизм имел колоссальное влияние на жизнь общества. Наиболее ярко это было заметно в политической сфере. Большинство партий и организаций взяли марксизм за основу для создания своих программ, действующих в большинстве стран мира.

Как бы там ни было, но самое главное, и пожалуй единственно важное, значение марксизма это — защита и представление интересов пролетариев. Благодаря влиянию марксизма появились новые виды производства, социальная структура общества изменилась, изменился состав пролетариата, его влияние на общественные дела. И в настоящее время наемные работники не являются, чем-то из ряда вон выходящим. Они составляют большинство человечеств. Достигнута и не менее важная цель марксизмауничтожено порабощение человека человеком.

И все — таки не все идеи марксизма прошли испытание временем. Человечество росло и развивалось таким образом, что произошли серьезные изменения в составе общественных сил. Эти изменения привели к борьбе за социальный прогресс. Изменились способы и методы осуществления этих перемен. В этих условиях даже сам процесс развития общества выглядит совсем иначе. Даже власть и ее носители подверглись изменениям.

Историческая трактовка марксизма о насилии, о власти пролетариата, об исчезновении товарно-денежных отношений, все это показало, что до сих пор остаются актуальными мысли о социальной справедливости, о солидарности. Актуальным остается и то, что свободное развитие общества возможно только при условии свободного развития каждого человека. То что К. Маркс называл «всемирно-историческим» в наше время называется общечеловеческим.

Заключение

Основная задача, которую Карл Маркс ставил перед пролетариатом должна была строго соответствовать его материалистическому и диалектическому мировоззрению. Только при условии объективного взгляда на взаимоотношения всех без исключения классов данного общества, с учетом степени развития общества можно говорить о том, что это станет опорой для правильной тактики передового класса. При этом очень важно уделять внимание динамике развития общества. На каждой ступени развития, в каждый момент развития общества пролетариат должен учитывать диалектику человеческой истории.

Маркс, взяв за основу философский материализм, подсказал пролетариату, как найти выход из духовного рабства. Маркс разъяснил пролетариату какое положение на самом деле он занимает в общем строе капитализма.

Освобождение общественного производства от капитализма, на основе концепции К. Маркса, заключалось прежде всего в том, что необходимо было избавиться от классовых различий. А сделать это возможно за счет разрушения разделения классов на угнетенные и господствующие. Исследование сути этого переворота, исследование исторических условий, при которых все это происходило и есть главная задача научного социализма, который по сути является одним из выражений пролетарского движения.

Список использованной литературы

1. А. Ю. Брегада. Основы политологии. Киев. КНЕУ, 1998 г.

2. Хофман Дж. Марксизм и теория «Праксиса». М., 1978 г.

3. Агапова И. И. история экономической мысли — М.; ВиМ, 1997 г.

4. Хошимура Ш. Теория воспроизводства и накопления капитала. — М.: Прогресс, 1978 г.

1.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой