Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: конституционно-правовые основы формирования и деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С нашей точки зрения, комитеты и комиссии верхней палаты российского парламента занимают значимое место в организации работы Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Именно благодаря комитетам и комиссиям верхняя палата парламента России получает возможность, как можно более подробно, исследовать вопросы, которые возникают при реализации полномочия, составляющего сущность законодательного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Лорядок. формирования и внутренняяктура Совета федерации федерального Собрания (Российской федерации

§ 1. Основные цели и принципы создания двухпалатного парламента в России 2. Порядок формирования Совета Федерации и пути его совершенствования 3. Внутренняя структура Совета Федерации и ее конституционно-правовое регулирование.

Глава II. Конституционно-правовые основы деятельности Совета федерации федерального Собрания (Российской Федерации

§ 1. Полномочия Совета Федерации: конституционно-правовое регулирование и порядок их осуществления. $ 2. Организация работы Совета Федерации. 3. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации: особенности мандата, полномочия и гарантии деятельности.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: конституционно-правовые основы формирования и деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Тема диссертационного исследования получила актуальность еще в период разработки и принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Несмотря на то, что с момента ее принятия прошло 15 лет, изучение целей и принципов создания верхней палаты парламента в Российской Федерации1 и конституционно-правового статуса Совета Федерации Федерального Собрания РФ продолжает оставаться актуальным.

Вопрос о предназначении верхней палаты парламента дискутируется учеными всего мира, в том числе в российской научной среде. В представленной работе сделана попытка определить цели создания двухпалатного парламента в условиях становления российского демократического правового государства. Природа представительства в верхней палате парламента имеет разное происхождение, определив которое можно говорить о мотивах бикамерального устройства парламента в той или иной стране.

Совет Федерации и Государственная Дума, образуя Федеральное Собрание Российской Федерации — парламент, представляют законодательную ветвь государственной власти в России. Вследствие чего положение части 2 статьи 95 Конституции РФ о том, что в Совет Федерации Федерального Собрания РФ входят по одному представителю от исполнительного органа государственной власти субъекта России, требует научного осмысления по отношению к статье 10 Конституции РФ, закрепляющей принцип разделения властей, в соответствии с которым органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1 Следует заметить, что официально палаты Федерального Собрания Российской Федерации не носят наименования «верхняя» и «нижняя», тем не менее, эти наименования часто встречаются в учебной и юридической литературе. В представленной работе автор использует наименование «верхняя» палата вследствие стилистической необходимости и для лучшего восприятия материала.

Наиболее актуальным является вопрос о формировании верхней палаты парламента в Российской Федерации. Следует обратить внимание на тот аспект, что за период существования Совета Федерации Федерального Собрания РФ порядок его формирования менялся несколько раз. Помимо того, было принято три федеральных закона, на основании которых вносились изменения в Федеральный закон от 05 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», действующий на данныймомент. Сложившаяся ситуация говорит о том, что существующий порядок формирования верхней палаты парламента не является совершенным, не соответствует уровню развития российского федерализма и не отражает в полной мере интересы многообразных наций и народностей, проживающих в субъектах Российской Федерации.

Подвергая научному анализу структуру верхней палаты российского парламента, автор стремится определить роль внутренних подразделений в осуществлении Советом Федерации Федерального Собрания РФ полномочий, составляющих его компетенцию. В частности, определить, чем обусловлено изменение внутренней структуры верхней палаты Федерального Собрания РФ, создание новых органов в ее системе и выявить предпосылки формирования оптимального количества комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации Федерального Собрания России.

Среди ученых и политических деятелей ведется спор о необходимости уравнять полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации. Вследствие чего, актуальным остается вопрос о содержании и значимости полномочий Совета Федерации Федерального Собрания РФ, закрепленных Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами. Особое внимание автор уделяет полномочиям верхней палаты российского парламента в области законодательного процесса.

В диссертационном исследовании обращается внимание на то, что не достаточно исследованы организационные формы деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ. По мнению автора, это происходит, в частности, по той причине, что верхняя палата российского парламента в своем стремлении добиться положительных результатов ищет новые формы деятельности, как в работе внутренних органов, так и в деятельности палаты в целом. Помимо того, в российской конституционной науке нет единой точки зрения об акте, которым должна регулироваться деятельность Совета Федерации Федерального Собрания РФ. В настоящей работе предпринята попытка на основе анализа организации деятельности верхней палаты российского парламента выявить формы деятельности, наиболее способствующие выполнению возложенных на Совет Федерации Федерального Собрания РФ задач как на палату парламента России.

Недостаточно неразработанным, на наш взгляд, является также вопрос о статусе члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Наибольший интерес вызывают вопросы о том, какие элементы составляют статус члена верхней палаты Федерального Собрания РФ и каким мандатом обладает член верхней палаты парламента в нашей стране: императивным, свободным или полусвободным.

Исследование названных проблем, предпринятое в диссертационной работе, позволит определить направления эффективного реформирования верхней палаты органа законодательного и представительного органа в Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы исследования. Для исследования необходимости двухпалатного парламента в нашей стране и предназначения Совета Федерации в структуре Федерального Собрания Российской Федерации немаловажное значение имеет изучение трудов российских ученых, положивших начало современной науке конституционного права России. С целью научного осмысления сущности российского парламента, автор обращался к трудам ученых дореволюционного периода, таких как А. Д. Градовский, Н. М. Коркунов, С. А. Котляревский, Н. И. Лазаревский, а также других ученых, заложивших основы теории парламентаризма.

Конституция РФ 1993 года существенно изменила, по сравнению с прежним конституционным законодательством, представление о законодательном (представительном) органе государственной власти Российской Федерации. Появился фундамент для теоретического исследования существования верхней палаты парламента в новых экономических условиях и условиях становления и развития федеративного правового и демократического государства.

Проблемы конституционно-правового статуса Совета Федерации Федерального Собрания активно дискутируются в российской научной среде. Вопросы о порядке формирования, внутренней структуре, полномочиях и организации деятельности верхней палаты российского парламента в той или иной степени находят отражение в трудах ученых, работающих в области конституционного права.

Изучению конституционно-правового статуса Совета Федерации Федерального Собрания РФ посвящены работы С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, О. Н. Булакова, A.A. Вихарева, Б. Н. Габричидзе, В. Д. Горобца, И. В. Гранкина, H.A. Карамышевой, Е. И. Козловой, А. Н. Кокотова, Е. И. Колюшина, И. А. Конюховой, O.E. Кутафина, А. П. Любимова, H.A. Михалевой, JI.A. Нудненко, Ж. И. Овсепян, М. Н. Пригона, Г. Д. Садовниковой, Ю. А. Тихомирова, В. И. Фадеева, Т. Я. Хабриевой, В. Е. Чиркина и других авторов.

По мнению автора, не получил достаточного отражения в научной литературе вопрос о статусе члена верхней палаты российского парламента. Большинство работ посвящено статусу депутата нижней палаты Федерального Собрания РФ2.

Представленная работа учитывает накопленный опыт научного изучения правового статуса верхней палаты российского парламента и является логическим продолжением исследования существования Совета Федерации.

2 Например, JT.A. Нудненко «Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации» — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004; В. И. Фадеев Депутатский мандат: понятие, принципы и виды // Lex Russica (Научные труды МГЮА). 2008. № 4.

Федерального Собрания РФ в качестве палаты российского парламента в условиях становления в России демократического правового государства.

Объектом исследования является законодательство Российской Федерации, регламентирующее конституционно-правовой статус Совета Федерации Федерального Собрания РФ как палаты российского парламента, представляющей интересы субъектов России. В том числе, объект диссертационного исследования составляют конституционно-правовые нормы, регулирующие статус члена верхней палаты Федерального Собрания РФ. Помимо этого, к объекту исследования относятся научные взгляды и мнения правоведов на проблемы, возникающие в процессе формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ, при реализации полномочий верхней палаты парламента России, организации ее структуры и деятельности, а также проблемы, существующие при определении статуса члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Важное место в диссертационной работе занимает исследование практики работы верхней палаты Федерального Собрания РФ.

Предметом исследования выступают общественные отношения, возникающие: в процессе формирования верхней палаты российского парламента и построения его внутренней структурыпри реализации полномочий, составляющих компетенцию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и при организации его внутренней деятельностивследствие осуществления прав и обязанностей члена верхней палаты Федерального Собрания РФ и реализации гарантий его деятельности. ель и задачи исследования. Целью настоящей работы является комплексное исследование правовой регламентации порядка формирования, внутренней структуры, полномочий и организации деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ и статуса его членов. Помимо того, цель диссертационного исследования выражается в определении места, которое занимает верхняя палата Федерального Собрания РФ в структуре парламента.

России, и выявлении возможного совершенствования законодательства, регулирующего конституционное положение верхней палаты российского парламента и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Поставленные автором задачи обусловлены целью диссертационного исследования и заключаются в следующем: определить цели и принципы создания двухпалатного парламента в Российской Федерацииизучить российскую нормативную правовую базу в аспекте правового закрепления статуса верхней палаты парламента России и статуса ее членовизучить конституции зарубежных стран с целью анализа мирового опыта в области порядка формирования, полномочий верхней палаты парламента и закрепления статуса ее членовопределить оптимальный порядок формирования верхней палаты парламента, применимый к российской действительности, необходимый для развития гражданского общества, позволяющий выразить интересы каждого субъекта РФ и сочетать эти интересы с интересами российского государства в целомвыявить насколько соответствует принципу разделения властей законодательство, регламентирующее взаимоотношения законодательной власти в лице верхней палаты Федерального Собрания РФ и исполнительной властипроанализировать полномочия, составляющие компетенцию верхней палаты российского парламента, и определить их значимость в системе задач, поставленных Конституцией России перед Федеральным Собранием Российской Федерацииопределить особенности и элементы, составляющие конституционно-правовой статус члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Методологическую основу диссертационного исследования образует совокупность общенаучных методов познания, которая включает такие методы как исторический, сравнительно-правовой, логический, метод аналитического толкования взаимодействия правовых норм, системный и другие. Использование указанных методов познания позволило автору изучить и понять природу существования верхней палаты парламента в Российской Федерации.

Эмпирическая Ваза диссертационного исследования включает практическую деятельность верхней палаты российского парламента, представленную, в частности, в стенограммах заседаний Совета Федерации Федерального Собрания РФ, стенограммах парламентских слушаний, проводимых верхней палатой Федерального Собрания РФ, ежегодных Докладах Совета Федерации о состоянии законодательства в Российской Федерации. Помимо того, автор обращался к материалам, размещенным на официальных сайтах органов государственной власти России в сети Internet. В том числе, при изучении темы диссертационного исследования были проанализированы конституции зарубежных государств.

Жаучная новизна диссертационного исследования обусловлена актуальностью темы диссертации. Настоящая диссертационная работа представляет собой комплексное, логически завершенное монографическое исследование целей и принципов создания двухпалатного парламента в Российской Федерации, порядка формирования, внутренней структуры, полномочий и организации деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ на современном этапе развития российского парламентаризма. Содержание представленной диссертации является последовательным и творческим продолжением трудов, посвященных исследованию верхней палаты российского парламента. Вследствие изменений и дополнений, вносимых в последнее время в законодательство, регламентирующее конституционно-правовой статус верхней палаты Федерального Собрания РФ, возникает необходимость исследования существования верхней палаты парламента в Российской Федерации на современном этапе развития демократического правового государства, ее задач и целей в структуре российского парламента.

Изучение особенностей и элементов статуса члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ является одним из первых исследований в этой области.

Новизна проведенного исследования находит непосредственное выражение в следующиеполсщения^ выносимыз^на защиту:

1) В настоящей работе-автор обосновывает необходимость исключения возможности участия представителей от органов исполнительной власти субъектов РФ в осуществлении полномочий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации путем внесения поправки в часть 2 статьи 95 Конституции РФ. На наш взгляд, это объясняется тем, что установленный законодательством порядок формирования Совета Федерации не соответствует в должной мере принципу разделения властей, в соответствии с которым органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

2) В Послании Президента России Федеральному Собранию РФ, представленном в ноябре 2008 года, были предложены меры по изменению порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, которые предусматривают формирование Совета Федерации только из числа лиц, избранных в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ или в представительные органы муниципальных образований. Рассматривая эти меры в качестве важного шага, направленного на улучшение качественного состава членов верхней палаты российского парламента, автор вместе с тем полагает, что в перспективе целесообразно установить новый порядок формирования верхней палаты российского парламента, который должен предусматривать следующие моменты: а) Представителей в Совет Федерации Федерального Собрания РФ от субъектов Российской Федерации следует избирать на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании населением субъектов России. б) Наиболее подходящей для верхней палаты парламента России и применимой к нашей стране будет мажоритарная система выборов членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ. в) По вопросу выдвижения кандидатов для избрания в качестве представителя от субъекта Российской Федерации в верхней палате Федерального Собрания РФ можно внести следующие предложения. Во-первых, группа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могла бы вносить кандидатуру. Во-вторых, на наш взгляд, возможно самовыдвижение кандидатов для избрания представителя в верхней палате российского парламента. В-третьих, альтернативную кандидатуру могла бы вносить группа избирателей. В-четвертых, кандидатуры для избрания в члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ могли бы выдвигать политические партии, фракции и объединения. Помимо того, бывшим Президентам Российской Федерации можно было предоставить пожизненное право входить в состав верхней палаты российского парламента, если они не были подвержены отрешению от должности. г) Необходимо сохранить требование к гражданам, претендующим быть избранными (назначенными) членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ, проживать не менее 10 лет на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, которое следует регламентировать без исключений.

3) В диссертационном исследовании обосновывается необходимость сохранить различия в полномочиях палат Федерального Собрания Российской Федерации, установленных Конституцией РФ. По мнению автора, представляются неприемлемыми предложения ученых (М.Н. Пригон, И.В. Гранкин), выступающих за уравнение полномочий палат российского парламента. Поскольку в этом случае палаты российского парламента будут отличаться только порядком формирования, в результате чего наличие двухпалатной структуры парламента не будет в полной мере себя оправдывать.

На наш взгляд, именно конституционные полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ обуславливают значимость Совета Федерации в качестве палаты российского парламента, его роль в обеспечении принципов федерализма.

4) Мандат члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ определен в диссертации как права, обязанности и ответственность члена Совета Федерации, которые обусловлены конституционно-правовым статусом члена Совета Федерации и характером взаимоотношений члена верхней палаты Федерального Собрания РФ с органом государственной власти субъекта РФ, избравшим (назначившим) его. Содержание мандата члена верхней палаты российского парламента характеризует также система гарантий его деятельности. Анализ природы мандата члена Совета Федерации позволяет сделать вывод о том, что члены верхней палаты российского парламента обладают полусвободным мандатом. Что в полной мере соответствует их предназначению и конституционно-правовому статусу как представителей субъектов Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

5) Вследствие того, что далеко не всегда средства массовой информации, освещая работу Совета Федерации Федерального Собрания РФ, основываются на достоверной информации, соответствующей действительности, в глазах общественности порой складывается искаженный облик парламентария и верхней палаты российского парламента в целом. Представляется необходимым создание во внутренней структуре верхней палаты Федерального Собрания РФ Комитета Совета Федерации по этике в качестве органа, взаимодействующего со СМИ. В предмет ведения Комитета Совета Федерации по этике следует включить разработку предложений по законодательному регулированию государственной политики в области парламентской этики и этики средств массовой информацииразрешение разногласий, возникающих при освещении работы Совета Федерации Федерального Собрания РФ в средствах массовой информации и другие.

6) Автор положительно оценивает и отмечает необходимость сохранения практики составления докладов Совета Федерации Федерального Собрания РФ о состоянии законодательства в Российской Федерации на основе мониторинга законодательного обеспечения основных направлений внутренней и внешней политики России, которые одновременно способствуют проведению в жизнь принципа гласности в деятельности парламента. Вместе с тем, предлагается Государственной Думе Федерального Собрания РФ и другим субъектам законодательной инициативы в законопроектной работе учитывать итоги проведенного верхней палатой российского парламента исследования в целях поиска наиболее оптимального устранения пробелов и недочетов в законодательстве Российской Федерации, выявленных в процессе подготовки и составления указанного доклада.

ОЛеоретичеафя значимость диссертационного исследования заключается в том, что представленная работа является самостоятельным комплексным научным исследованием актуальных проблем современной конституционно-правовой науки — природы существования верхней палаты парламента в Российской Федерации, ее необходимости в условиях федеративного и многонационального государства.

Выводы и положения, сформулированные в диссертации, возможно в дальнейшем использовать при научно-теоретическом исследовании проблем порядка формирования, внутренней деятельности, полномочий и организации деятельности верхней палаты российского парламента и статуса члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

ТСраг^пичеафя значимость диссертационного исследования выражается в том, что предложения, разработанные в процессе изучения темы научной работы, направлены на совершенствование российского законодательства, регулирующего конституционно-правовой статус Совета Федерации Федерального Собрания РФ, права, обязанности и гарантии деятельности его членов.

Предложения, изложенные в настоящей работе, могут быть использованы при реформировании верхней палаты органа законодательной власти в Российской Федерации. В частности, при разработке поправок к Конституции Российской Федерации, нового Федерального закона о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ, основанного на выборной системе, изменений и дополнений к Федеральному закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Регламенту Совета Федерации Федерального Собрания России и других нормативных правовых актов.

Помимо того, результаты, полученные при исследовании института верхней палаты парламента в Российской Федерации, могут использоваться в учебном процессе при преподавании дисциплин «Конституционное право России» и «Парламентское право».

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация была подготовлена на кафедре конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии. В рамках заседания кафедры обсуждались основные теоретические положения и выводы диссертационной работы. Некоторые выводы, изложенные в диссертации, были представлены в 2004 году на Международной межвузовской конференции аспирантов и студентов «Формирование российской правовой культуры в период становления рыночной экономики». Основные положения нашли отражение в научных публикациях автора.

Структура диссертации обусловлена содержанием темы диссертационного исследования. Диссертационную работу составляют введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение и список нормативно-правовых актов и использованной литературы.

Выводы, сделанные автором в процессе диссертационного исследования, представлены в работе по параграфам и систематизированы в заключении.

Тлава I. ОТорядогформирования и внутренняя структура Совета федерации федерального Собрания (Российской федерации.

В заключение диссертации хотелось бы систематизировать выводы и предложения, сформулированные в работе над темой диссертационного исследования. Изучение целей и принципов создания двухпалатного парламента в Российской Федерации, порядка формирования, внутренней структуры, полномочий и организации деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ, позволило автору найти ответы на поставленные и возникшие в процессе исследования вопросы.

Применительно к Российской Федерации, можно говорить о федеративном принципе, составляющем природу представительства в верхней палате российского парламента. Цель создания в Российской Федерации двухпалатного парламента обусловлена необходимостью отразить мнения и интересы многообразных наций и народностей, проживающих в субъектах России, сочетать эти интересы с интересами государства в целом, устранять противоречия между указанными интересами. Это подчеркивает представительный характер верхней палаты законодательного органа России, в котором и есть назначение Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Помимо того, рассматривая мотивы создания бикамерального парламента в Российской Федерации, следует отметить роль верхней палаты российского парламента в системе сдержек и противовесов по отношению к нижней палате как контролирующего фактора.

Далее, на наш взгляд, необходимо обратить внимание на противоречие положения части 2 статьи 95 Конституции РФ о том, что в верхнюю палату российского парламента входят по одному представителю от исполнительного органа государственной власти каждого субъекта России принципу разделения властей, в соответствии с которым органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Получается, что Конституция Российской Федерации с одной стороны закрепляет принцип разделения властей, с другой стороны предусматривает возможность участия органов исполнительной власти в осуществлении полномочий, составляющих компетенцию органов законодательной власти.

Анализируя проекты действующей Конституции РФ, практику формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ на протяжении 15 лет, мировой опыт формирования верхней палаты парламента, автор пришел к мнению, что имеет смысл вернуться к выборной системе формирования верхней палаты российского парламента. Представителей в Совет Федерации Федерального Собрания РФ от субъектов Российской Федерации следует избирать на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании населением субъектов России.

Наиболее подходящей для верхней палаты парламента России и применимой к нашей стране будет мажоритарная система выборов членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

По вопросу выдвижения кандидатов для избрания в качестве представителя от субъекта Российской Федерации в верхней палате Федерального Собрания РФ автором предлагаются следующие варианты: группа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могла бы вносить кандидатурувозможно самовыдвижение кандидатов для избрания представителя в верхней палате российского парламентаальтернативную кандидатуру могла бы вносить группа избирателейкандидатуры для избрания в члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ могли бы выдвигать политические партии, фракции и объединениябывшим Президентам Российской Федерации можно было предоставить пожизненное право входить в состав верхней палаты российского парламента.

В диссертационном исследовании уделяется внимание изменениям, происходившим в структуре Совета Федерации Федерального Собрания РФ с момента его создания в 1993 году.

В работе говорится о том, что увеличение количества комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации Федерального Собрания России способствует повышению качества принимаемого в Российской Федерации законодательства вследствие более тщательного рассмотрения законов, принятых государственной Думой Федерального Собрания РФ. Тем не менее, при увеличении численности комитетов и комиссий Совета Федерации необходимо избегать возможности повторения комитетами и комиссиями друг друга (имеются в виду, задачи и непосредственные полномочия).

Думается, что далеко не всегда средства массовой информации, освещая работу Совета Федерации Федерального Собрания РФ, основываются на достоверной информации, соответствующей действительности, в глазах общественности порой складывается искаженный облик парламентария и верхней палаты российского парламента в целом. Вследствие чего представляется необходимым создание во внутренней структуре верхней палаты Федерального Собрания РФ Комитета Совета Федерации по этике в качестве органа, взаимодействующего со СМИ.

Рассматривая полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ, закрепленные Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами, автор акцентирует внимание на вопросе об их значимости и приходит к следующим выводам. На наш взгляд, именно конституционные полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ обуславливают значимость Совета Федерации в качестве палаты российского парламента, его роль в обеспечении принципов федерализма. Полномочия, которыми наделена верхняя палата Федерального Собрания РФ, направлены на обеспечение целостности российского государства. Совет Федерации Федерального Собрания РФ решает вопросы общегосударственного значения, которые нацелены на сохранение единства Российской Федерации, обеспечение суверенитета РФ, затрагивают моменты войны и мира. Верхняя палата российского парламента непосредственно участвует в проведении финансовой политики России, а также кадровой политики в отношении высших органов государственной власти нашей страны.

В российской конституционной науке длительное время дискутируется вопрос о том, каким актом должна регулироваться деятельность верхней палаты российского парламента. На наш взгляд, вопросы организации деятельности Совета Федерации принятия федерального закона о парламенте России или регламента Федерального Собрания РФ не требуют.

Изучив порядок работы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, можно заметить, что больше внимания, в настоящее время, в работе верхней палаты российского парламента уделяется разработке законодательной инициативы и рассмотрению законов, принятых Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Важную роль в совершенствовании российского законодательства играют проводимые верхней палатой парламента России парламентские слушания и Доклады о состоянии законодательства в Российской Федерации, подготовленные Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

С нашей точки зрения, комитеты и комиссии верхней палаты российского парламента занимают значимое место в организации работы Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Именно благодаря комитетам и комиссиям верхняя палата парламента России получает возможность, как можно более подробно, исследовать вопросы, которые возникают при реализации полномочия, составляющего сущность законодательного органа государственной власти России — парламента Российской Федерации, палатой которого является Совет Федерации. Соответственно, при решении остальных полномочий, рассмотренных в параграфе «Полномочия Совета Федерации» верхняя палата российского парламента также обращается к комитетам и комиссиям Совета Федерации, которые работают по конкретным вопросам, изучают и разрабатывают их, и включают в свой состав членов Совета Федерации, имеющих непосредственное отношение к вопросам их ведения.

Изучив конституционно-правовой статус члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, автор сделал некоторые выводы.

Мандат члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ можно определить как права, обязанности и ответственность члена Совета Федерации, которые обусловлены конституционно-правовым статусом члена Совета Федерации и характером взаимоотношений члена верхней палаты Федерального Собрания РФ с органом государственной власти субъекта РФ, избравшим (назначившим) его. Содержание мандата члена верхней палаты российского парламента характеризует также система гарантий его деятельности. Характер мандата члена верхней палаты российского парламента говорит о том, что они обладают полусвободным мандатом.

Помимо того, необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации не содержит норм, регламентирующих конституционно-правовую ответственность членов верхней палаты российского парламента.

По мнению автора, гарантии деятельности члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ направлены на защиту конституционно-правового статуса члена верхней палаты российского парламента и форм деятельности члена Совета Федерации. Они представляют собой систему правовых, организационных, информационно-технических и иных условий и средств, которые призваны обеспечить наиболее эффективную деятельность члена Совета Федерации. Можно выделить основные гарантии, социальные гарантии, включающие гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, и гарантии деятельности члена верхней палаты Федерального Собрания РФ, относящиеся к организации его деятельности.

Важнейшей гарантией деятельности члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ является неприкосновенность, конституционное закрепление которой подтверждает статус члена верхней палаты парламента.

России — законодательного (представительного) органа государственной власти РФ.

Помимо того, можно сделать вывод о том, что при реализации права решающего голоса членом верхней палаты Федерального Собрания РФ необходимо учитывать интересы субъекта России, который он представляет. Соответственно, позиция членов верхней палаты российского парламента, представляющих один субъект должна быть консолидированной.

Предложения, разработанные в процессе диссертационного исследования, направлены на совершенствование законодательства, регламентирующего конституционно-правовой статус Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Соответственно, реформирование верхней палаты органа законодательной власти в Российской Федерации потребует разработки законодательной инициативы. Непосредственно, разработки поправок к Конституции Российской Федерации, нового Федерального закона о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ, основанного на выборной системе, изменений и дополнений к Федеральному закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Регламенту Совета Федерации Федерального Собрания России и других нормативных правовых актов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Справочно-правовые системы КонсультантПлюс.
  2. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 года) // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.
  3. Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года (в тексте учтены все изменения и дополнения, вносившиеся в Конституцию 1978 года) // Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. — М.: РЮИД, «Сашко», 2000. — 258 с.
  4. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.
  5. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277. (в редакции Федерального конституционного закона от 07 марта 2005 года № 1-ФКЗ // Справочно-правовые системы КонсультантПлюс)
  6. Федеральный закон от 02 октября 2008 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 40. Ст. 4502.
  7. Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 190-ФЗ «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» // Парламентская газета. 2007. 02 августа.
  8. Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 189-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 30. Ст. 3803.
  9. Федеральный закон от 05 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 24. Ст. 2830.
  10. Федеральный закон от 12 апреля 2007 года № 49-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 17 апреля.
  11. Федеральный закон от 25 июля 2006 года № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» // Российская газета. 2006. 27 июля.
  12. Федеральный закон от 01 декабря 2004 года № 145-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 49. Ст. 4844.
  13. Федеральный закон от 14 августа 2004 года № 101-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 33. Ст. 3370.
  14. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Парламентская газета. 2003. 16 января, (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 года № 214-ФЗ // Справочно-правовые системы КонсультантПлюс)
  15. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. 2001. 20 декабря.
  16. Федеральный закон от 05 августа 2000 года № ПЗ-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3336.
  17. Федеральный закон от 05 декабря 1995 года № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4869.
  18. Федеральный закон от 19 ноября 1999 года № 202-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 12 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5620.
  19. Федеральный закон от 04 марта 1998 года № ЗЗ-ФЗ № 0 принятии и вступлении в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № Ю. Ст. 1146.
  20. Федеральный закон от 05 декабря 1995 года № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской
  21. Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4869./
  22. Федеральный закон от 23 июня 1995 года № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира» Российская газета. 1995. 30 июня.
  23. Федеральный закон от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167. (в редакции Федерального закона от 29 марта 2008 года 29-ФЗ // Справочно-правовые системы КонсультантПлюс)
  24. Эакон РФ от 21 июля 1993 года № 5485−1 «О государственной тайне» // СЗ РФ. 1993. № 41. Ст. 8220−8235. (в редакции Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 318-ФЗ // Справочно-правовые системы КонсультантПлюс)
  25. Закон РСФСР от 16 июня 1990 года № 38−1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 3. Ст. 25.
  26. Указ Президента РФ от 02 апреля 1999 года № 415 «О Скуратове Ю.И.» // СЗРФ. 1999. № 14. Ст. 1711.
  27. Указ Президента РФ от 05 января 1996 года № 8 «О созыве Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996 № 2. Ст. 69.
  28. Указ Президента РФ от 20 января 1994 года № 172 «О ликвидации аппарата Федерального Собрания Российской Федерации» // СААП РФ. 1994. № 4. Ст. 307.
  29. Указ Президента РФ от 11 октября 1993 года № 1625 «О внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» // САПП РФ. 1993. № 42. Ст. 3993.
  30. Указ Президента РФ от 08 октября 1993 года № 1614 «Об аппарате Федерального Собрания Российской Федерации» // СААП РФ. 1993. № 41. Ст. 3922.
  31. Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году (утверждено Указом Президента РФ от 11 октября 1993 года № 1626) // САПП РФ. 1993. № 42. Ст. 3994.
  32. Положение о федеральных органах власти на переходный период (введено Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации») // САПП РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.
  33. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 05 ноября 2008 года // Российская газета. 2008. 06 ноября.
  34. Распоряжение Президента РФ от 06 января 1996 года № 10-рп // СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 98. (в редакции Распоряжения Президента РФ от 17 января 1996 года № 22-рп // Справочно-правовые системы КонсультантПлюс)
  35. Распоряжение Президента РФ от 28 декабря 1993 года № 785-рп // СААП РФ. 1994. № 1. Ст. 34.
  36. Распоряжение Президента РФ от 24 ноября 1993 года № 747-рп «О Временном положении об аппарате Федерального Собрания Российской Федерации и его временной структуре» // СААП РФ. 1993. № 48. Ст. 4649.
  37. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 сентября 2008 года № 305-СФ «О внесении изменений в Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 39. Ст. 4370.
  38. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от18 июня 2008 года № 223-СФ «О внесении изменений в Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Справочно-правовые системы КонсультантПлюс.
  39. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от19 марта 2008 года № 86-СФ «О докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 13. Ст. 1206.
  40. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2008 года № 15-СФ «О внесении изменений в Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 5. Ст. 317.
  41. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 ноября 2007 года № 550-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 28 ноября.
  42. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 06 июля 2007 года № 260-СФ «О внесении изменений в регламент Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 29. Ст. 3491.
  43. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 марта 2007 года № 107-СФ «Об избрании Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. №. 15. Ст. 1754.
  44. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 16 марта 2007 года № 92-СФ «О докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 13. Ст. 1474.
  45. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 02 февраля 2007 года № 30-СФ «Об утверждении изменения границы между Еврейской автономной областью и Амурской областью» // СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 851.
  46. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 марта 2006 года № 85-СФ «О внесении изменений в Регламент Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 14. Ст. 1474.
  47. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 09 февраля 2005 года № 20-СФ «О внесении изменений в Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Парламентская газета. 2005. 17 февраля.
  48. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от10 декабря 2003 года № 337-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 11 декабря.
  49. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от11 июня 2003 года № 167-СФ «О создании Временной комиссии Совета Федерации по налоговой политике» // СЗ РФ. 2003. № 24. Ст. 2268.
  50. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 октября 2002 года № 410-СФ «О повестке дня девяносто пятого (внеочередного) заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4191.
  51. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 29 мая 2002 года № 251-СФ «О научно-практической конференции «Единая концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2122.
  52. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 05 декабря 2001 года № 360-СФ «Об избрании Строева Егора Семеновича почетным Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №. 51. Ст. 4841.
  53. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от05 декабря 2001 года № 359-СФ «Об избрании Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №. 50. Ст. 4654.
  54. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от07 июля 2000 года № 195-СФ «О согласительной комиссии по Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 28. Ст. 2910.
  55. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 05 января 2000 года № 4-СФ «О назначении досрочных выборов Президента
  56. Российской Федерации» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 2000. № 3. Ст. 120.
  57. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 13 октября 1999 года № 396-СФ «Об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации Скуратова Юрия Ильича» // СЗ РФ. 1999. № 43. Ст. 5150.
  58. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 апреля 1999 года № 154-СФ «Об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации Скуратова Юрия Ильича» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2228.
  59. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 марта 1999 года № 102-СФ «О создании Временной комиссии Совета Федерации по вопросам государственной молодежной политики» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1999. № 9. Ст. 579.
  60. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 марта 1999 года № 78-СФ «Об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации Скуратова Юрия Ильича» // СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1493.
  61. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 января 1999 года № 4-СФ «О внесении изменений и дополнений в Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 4. Ст. 233.
  62. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от02 декабря 1998 года № 512-СФ «О Совете палаты в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 50. Ст. 6106.
  63. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от03 декабря 1997 года № 414-СФ «О Комиссии Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам и Мандатной комиссии Совета Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 50. Ст. 5670.
  64. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 декабря 1996 года № 465-СФ «О создании Информационно-аналитического управления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 46.
  65. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 января 1996 года № 16-СФ «Об образовании комитетов и комиссии Совета Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 427.
  66. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от23 января 1996 года № 9-СФ «Об избрании Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 420.
  67. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 января 1996 года № 8-СФ «О Временной комиссии по регламенту» //СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 419.
  68. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 января 1996 года № 7-СФ «О Регламенте первого заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 418.
  69. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 января 1996 года № 6-СФ «О Счетной комиссии Совета Федерации» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1996. № 4. Ст. 77.
  70. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 января 1996 года № 5-СФ «О Редакционной комиссии Совета Федерации» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1996. № 4. Ст. 76.
  71. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 января 1996 года № 4-СФ «О группе по контролю за использованием электронной системы на заседаниях Совета Федерации» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1996. № 4. Ст. 75.
  72. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 января 1996 года № 1-СФ «О Мандатной комиссии Совета Федерации» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1996. № 4. Ст. 72.
  73. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 15 ноября 1995 года № 697−1 СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» //Российская газета. 1995. 21 ноября.
  74. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25 октября 1994 года № 236−1 СФ «Об утверждении изменения границы между Костромской и Вологодской областями» // СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2939.
  75. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 07 октября 1994 года № 215−1 СФ «Об утверждении Указа Президента
  76. Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1970 «О введении чрезвычайного положения на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики» // СЗ РФ. 1994. № 24. Ст. 2595.
  77. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 14 июля 1994 года № 169−1 СФ «О Положении об Аппарате Совета Федерации» // Справочно-правовые системы КонсультантПлюс.
  78. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 14 июля 1994 года № 167−1 СФ «О внесении изменений и дополнений в Регламент Совета Федерации первого созыва» // Справочно-правовые системы КонсультантПлюс.
  79. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 06 апреля 1994 года № 92−1 СФ «О поправках к проекту части III Регламента Совета Федерации первого созыва» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. № 4. Ст. 168.
  80. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 февраля 1994 года № 64−1 СФ «Об утверждении Временного положения о Канцелярии депутата Совета Федерации и Трудового контракта» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. № 2. Ст. 110.
  81. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 февраля 1994 года № 63−1 СФ «О Руководителе Аппарате Совета Федерации» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. № 2. Ст. 109.
  82. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 03 февраля 1994 года № 42−1 СФ «Об Аппарате Совета Федерации» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. № 2. Ст. 88.
  83. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 03 февраля 1994 года № 38−1 СФ «Об утверждении изменения границы между Ивановской и Нижегородской областями» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. № 2. Ст. 84.
  84. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 02 февраля 1994 года № 36−1 СФ «О председателе Комиссии Совета Федерации по Регламенту и парламентским процедурам» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. № 2. Ст. 82.
  85. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 31 января 1994 года № 24−1 СФ «О продлении Регламента первого заседания Совета Федерации первого созыва» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. № 1. Ст. 24.
  86. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 15 января 1994 года № 21−1 СФ «О формировании рабочего аппарата
  87. Совета Федерации» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. № 1. Ст. 21.
  88. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 14 января 1994 года № 13−1 СФ «Об образовании комитетов Совета Федерации» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. № 1. Ст. 13.
  89. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 14 января 1994 года № 12−1 СФ «Об образовании Комиссии Совета Федерации по Регламенту и парламентским процедурам» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. № 1. Ст. 12.
  90. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 13 января 1994 года № 9−1 СФ «Об избрании Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. № 1. Ст. 9.
  91. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 января 1994 года № 8−1 СФ «О Регламенте первого заседания Совета Федерации первого созыва» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. № 1. Ст. 8.
  92. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 января 1994 года № 5−1 СФ «Об избрании Секретариата первого заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. № 1. Ст. 5.
  93. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 января 1994 года № 1−1 СФ «Об избрании Мандатной комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. № 1. Ст. 1.
  94. Постановление Верховного Совета РФ от 22 января 1992 года № 2225−1 «О Положении о Конституционной комиссии» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 369.
  95. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года «О Положении «О Совете Федерации Федерального Собрания РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 6. Ст. 97.
  96. Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 16 июня 1990 года «Об образовании Конституционной комиссии» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 3. Ст. 24.
  97. Регламент Совета Федерации первого созыва, принятый Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 02 февраля 1994 года № 35−1 СФ //Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. № 2. Ст. 81.
  98. Положение об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (утверждено Распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 февраля 1997 года № 57-рп // Справочно-правовые системы КонсультантПлюс)
  99. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 года № 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 2−3.
  100. Нормативно-правовые а^тпы иностранны^ государств
  101. Конституция Ирландии 1937 года // Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 1 / Под общей редакцией и со вступительной статьей JI.A. Окунькова. — М.: Издательство НОРМА, 2001. — 824 с.
  102. Конституция Королевства Испания 1978 года // Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 2 / Под общей редакцией и со вступительной статьей JI.A. Окунькова. — М.: Издательство НОРМА, 2001. — 840 с.
  103. Конституция Королевства Нидерландов 1983 года // Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 2 / Под общей редакцией и со вступительной статьей JI.A. Окунькова. — М.: Издательство НОРМА, 2001. — 840 с.
  104. Конституции Республики Словения 1991 года // Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 3 / Под общей редакцией и со вступительной статьей JI.A. Окунькова. — М.: Издательство НОРМА, 2001. — 792 с.
  105. Конституция Чешской Республики 1992 года // Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 3 / Под общей редакцией и со вступительной статьей JI.A. Окунькова. — М.: Издательство НОРМА, 2001. — 792 с.
  106. Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств (утверждено Соглашением Совета глав государств СНГ от 06 июля 1992 года // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1992. № 1.)1. Фокументы
  107. Проект Конституции Российской Федерации, одобренный Конституционным совещанием // Конституция Российской Федерации / Компания «Гарант» / История принятия действующей Конституции Российской Федерации // http://constitution.garant.ru/DOC 1206. htm
  108. Проект Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (внесен Президентом РФ) // Система ГАРАНТ Платформа F 1 ЭКСПЕРТ
  109. Стенограмма двести шестнадцатого заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 30 января 2008 года //
  110. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ / Законодательная деятельность / Заседания Совета Федерации // http-//www.council.gov.ru/files/report/20 080 407 154 106.doc
  111. Стенограмма двести седьмого заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 06 июля 2007 года // Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ // http://www.council.gov.ru/files/report/20 070 716 103 332.doc
  112. Стенограмма шестьдесят первого заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 28 июня 2000 года // Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ /
  113. Законодательная деятельность / Заседания Совета Федерации // http://www.council.gov.ru/files/report/20 070 307 135 040.doc
  114. Стенограмма парламентских слушаний на тему «Роль и задачи государства в создании эффективной системы контроля за качеством учебников» 29 мая 2007 года // Официальный сайт Совета Федерации
  115. Федерального Собрания РФ / Законодательная деятельность / Парламентские слушания // www.council.gov.ru/files/parliament attend/86.doc
  116. Стенограмма заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 23 июня 2000 // База данных «Стенограммы Государственной Думы» // http://wbase.duma.gov.ru/steno/nph-sdb.exe
  117. Стенограмма заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 31 мая 2000 // База данных «Стенограммы Государственной Думы» // http://wbase.duma.gov.ru/steno/nph-sdb.exe
  118. С.А. Конституционное право России: Учебный курс.-В 2 т. Т. 2.-М.: Юристъ, 2005. — 749 с.
  119. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. — М.: РЮИД, «Сашко», 2000. — 528 с.
  120. С.А. Конституцию надо не поправлять, а менять // Российская Федерации сегодня. 1999. № 5.
  121. С.А. Федеральное Собрание — парламент России. — М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1999. — 432 с.
  122. A.C. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. — M.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 560 с.
  123. КВ., С.Д. Князев Ответственный парламентаризм как выстраданная необходимость. Размышления по прочтении доклада о состоянии законодательства//Академический юридический журнал. 2008. № 2 (32).
  124. C.B. Законодательный процесс в Великобритании // Журнал российского права 1998. № 4/5.
  125. О.Н. Взаимодействие Совета Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, международными и общественными организациями // Законодательство и экономика. 2004. № 9.
  126. О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. — Спб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. — 753 с.
  127. О.Н. Представительная власть в системе разделения властей // Законодательство и экономика. 2004. № 8.
  128. Воеводин Л Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие / Отв. ред. Богданова H.A. — М.: Издательство Моск. ун-та, Норма, Инфра-М, 1997.-304 с.
  129. .Н., Чернявский А. Г. Органы государственной власти современной России: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К0», 2003. — 367 с.
  130. КВ. Конституционно-правовое регулирование деятельности Совета Федерации // Право и экономика. 2005. № 10.
  131. Н. М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Учебное пособие. — Новосибирск: Наука, 2007. — 308 с.
  132. А.Н. Конституционная процедура импичмента в США // Журнал российского права. 2004. № 7.
  133. Законодательное регулирование статуса органов государственной власти в Российской Федерации. — М., 2007 — 260 с.
  134. A.B. Концепция первоочередных поправок в Конституцию России // Правоведение. 2000. № 4.
  135. М.С. Неприкосновенность членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и Президента РФ // Российское право в Интернете. 2006 (01).
  136. H.A. Совет Федерации и его место в российской политической системе // Парламентаризм в России и Германии: История и современность. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). 2006. — 584 с.
  137. А.Д. Пониманием парламентаризма и перспективы его развития в России // Гражданин и право. 2002. № 7/8.
  138. Ъ)Колбая С. Г. Отрешение Президента от должности: мировой опыт и проблемы российского законодательства // Журнал российского права. 2004. № 4.
  139. Ъ5)Колюшин Е. И. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 4.
  140. Комментарий к Федеральному закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» / Под общ. ред. Г. П. Ивлиева, О. И. Ковалева. — М.: Издание Государственной Думы, 2006. — 208 с.
  141. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов и М. Н. Кукушкин. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Норма, 2007. — 544 с.
  142. Конституционное право России: учеб. / Под ред. А. Е. Постникова. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 504 с.
  143. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Под ред. A.C. Прудникова, В. И. Авсеенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 687 с.
  144. А2)Конюхова И. А. Современный российский Федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. — М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2004. — 592 с.
  145. И.В. Современный парламент // Государство и право. 1997. № 3.
  146. С. А. Конституционное государство. Юридические предпосылки русских Основных Законов / Под редакцией и с предисловием В. А. Томсинова. М.: Издательство «Зерцало», 2004. — 392 с.
  147. М.Ы. Сущность статуса члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Журнал российского права. 2003. № 9.
  148. O.E. Высшие органы государственной власти страны. 1988 — 1992гг. -М.: Юрид. лит., 1991.-368 с.
  149. А1)Кутафин O.E. Источники конституционного права Российской Федерации. — М.: Юристъ, 2002. — 348 с.
  150. O.E. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. — М.: Юристъ, 2004. — 407 с.
  151. А9)Любимов А. П. Парламентская этика и нравственность законов // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 5.
  152. C.B. Разграничение компетенции и единство государственной власти Российской Федерации. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. — 164 с.
  153. JI.A. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации — Спб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. — 475 с.
  154. .И. Система органов государственной власти в России (диалектика конституционно-правовых основ с начала XX по начало XXI в.). -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2006. — 592 с.
  155. Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. Т. Я. Хабриевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003. — 655 с.
  156. X. Роль Бундесрата Федеративной Республики Германии в законодательной деятельности // Конституционное Право: Восточноевропейское Обозрение. 2003. № 3 (44).
  157. В.А. За рамками правового поля. Что показал анализ Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной
  158. Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Журнал российского права. 2000. № 4.
  159. Т.С. Федеральное Собрание: конституционно-правовой статус // Конституционный строй России. М., 1995. Вып. 2.
  160. Г. Д. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания РФ — «Парламент за работой» // Представительная власть XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2006. № 5.
  161. Садоеникова Г Д. Органы народного представительства в Российской Федерации: проблемы становления и перспективы развития. Монография. М. Рос. акад. соц. наук, 2006. — 248 с.
  162. А.Х. Национальные парламенты мира: энцикл. справ. / Рос. акад. наук, Ин-т государства и права. — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 720 с.
  163. Ю.И. Парламент и Президент в Российской Федерации // Конституционный строй России. М., 1995. Вып. 2.
  164. Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика / Под общ. ред. д.ю.н. Булакова О. Н. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 320 с.
  165. Ю. А. Теория компетенции. — М.: Издание г-на М. Ю. Тихомирова, 2001. — 355 с.
  166. Совет Федерации: Эволюция статуса и функций / Отв. ред. J1.B. Смирнягин. — М.: Институт права и публичной политики, 2003. — 454 с. П) Фадеев В. И. Депутатский мандат: понятие, принципы и виды // Lex Russica. 2008 № 4.
  167. В.И. Как формировать Совет Федерации? // О выборах. 2007. № 1.
  168. H.A. Представительство субнациональных интересов в Совете Федерации Федерального Собрания РФ: функциональная и делегативная модели // Российский юридическая журнал. 2008. № 2.
  169. В.Е. Законодательная власть. — М.: Норма, 2008. — 336 с.81)Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005. — 669 с.
  170. В.Д. Конституционно-правовой статус парламента Российской Федерации. Автореф. д-ра юрид. наук. Москва, 2000. — 35 с.
  171. A.A. Институт парламентских расследований в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование. Автореф. канд. юрид. наук. Москва, 2008. — 31 с.
  172. Материалы, опубликованные в средства^массовой информации
  173. Людмила Нарусова стала землячкой Сергея Пугачева // Коммерсантъ. 2002. 09 октября.
  174. Сергей Миронов в сетях Интернета / О формировании Совета Федерации (Интервью) // Парламентская газета. 2004. 12 августа.
  175. С.М. Сенаторов надо избирать (Интервью) // Трибуна.2004. 04 августа.
  176. С.М. Совет Федерации — не для партий // Российская газета.2005. 28 декабря.
  177. Е.С. Не навреди. Размышления о реформе государственного устройства России // Независимая газета. 2000. 06 июня.
  178. Материалы, опубликованные в сети «Интернет»
  179. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // http:// asozd. duma. gov.ru
  180. База данных «Стенограммы Государственной Думы» // http://wbase.duma.gov.ru/steno/nph-sdb.exe
  181. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации / Законодательная деятельность / Заседания Совета палаты // http://www.council.gov.ru/lawmakihg/sp/item/145/index.htmlfljfn Я
  182. Официальный сайт ' Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации / Законодательная деятельность / Доклад Парламентской комиссии // http://www.council.gov.rii/lawmakihg/dokladparlkom/index.html
  183. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации / Законодательная деятельность / Парламентские слушания // http://www.council.gov.ru/lawmakihg/parliament/2007/index.html
  184. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации / О Совете Федерации / История // http://www.council.gov.ru/about/history/index.html
  185. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации / Совет законодателей / Положение • о Совете законодателей // http://www.council.gov.ru/print/lmc/thesis/index.html
  186. Персональный сайт Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С. М. Миронова / Совет Федерации / Общественные советы // http://www.mironov.ru/council/public councils/2.html
Заполнить форму текущей работой