Конституционно-правовые основы деятельности маслихатов-местных представительных органов Республики Казахстан
Республика Казахстан в настоящее время выходит на качественно новый уровень развития казахстанской государственности. Это обстоятельство требует проведения кардинальных преобразований в системе государственной власти и управления. В связи с этим, по степени актуальности, на первый план выступает реформирование местных органов власти и поэтапное становление местного самоуправления, которое следует… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Правовые основы формирования местной представительной власти в Республике Казахстан
- 1. 1. Становление и развитие местных представительных органов в механизме государственной власти Республики Казахстан
- 1. 2. Местные представительные органы (маслихаты) и концепция формирования местного самоуправления в Республике Казахстан
- 1. 3. Система законодательства Республики Казахстан о местных представительных органах — маслихатах
- Глава 2. Организационные формы деятельности местных представительных органов Республики Казахстан
- 2. 1. Организация работы маслихата
- 2. 2. Конституционно-правовой статус депутата маслихата
- 2. 3. Компетенция маслихатов — местных представительных органов и проблемы ее совершенствования
Конституционно-правовые основы деятельности маслихатов-местных представительных органов Республики Казахстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования определяется тем, что в Республике Казахстан основные положения и принципы деятельности местных представительных органов в теоретическом и прикладном аспекте, как одного из элементов общей системы власти, стали развиваться сравнительно недавно. Однако, за этот промежуток накоплен определенный практический опыт в области становления и функционирования местной представительной власти, созданы основы правовой базы и самое главное — в общественном сознании укрепилось и получает свое дальнейшее развитие идея.
0 невозможности дальнейшего цивилизованного, демократического развития страны без развитой идеи народного представительства.
Годы независимости суверенного Казахстана стали для страны нелегким временем коренного преобразования общества, перестройки экономической и политической систем и возрождения государственности. Сегодня страна продолжает развиваться в соответствии с долгосрочной Стратегией «Казахстан-2030». Центральное место в ней отводится проблемам создания эффективного, профессионального государства, в котором существует четкое разделение полномочий между центральными и местными органами власти, а также реализации принципа децентрализации внутри исполнительной вертикали, между центром и регионами, между государством и частным сектором.1 Принимаются последовательные меры по укреплению национальной безопасности и внутриполитической стабильности, дальнейшей демократизации общества, развитию регионального сотрудничества.
Стабильно повышается жизненный уровень населения, решаются социальные проблемы. Казахстанцы заинтересованы, чтобы этот поступательный процесс продолжался, а для этого нужна, прежде всего, политическая стабильность. Поэтому все реформы, в том числе и государственного управления, связанные с вопросами перераспределения властных полномочий, не должны нарушать сложившейся системы сдержек и противовесов, сохранять существующую стабильность, способствовать развитию институтов гражданского общества.
В условиях формирования правового государства в Казахстане одной из важнейших составляющих решения этой задачи является повышение эффективности работы местных представительных органов власти.
Сегодняшняя казахстанская система государственного управления выстроена по иерархическому принципу. Каждый уровень управления подчинен вышестоящему уровню и не несет политической ответственности перед населением за свою деятельность. Политическая ответственность всецело лежит на центральных органах власти. Подобная система не дает местным руководителям, местным представительным органам необходимой мотивации для инициативной, полноценной работы по социально-экономическому развитию своих регионов. К тому же Казахстан до сих пор не имеет местного самоуправления, хотя оно провозглашено Конституцией Республики Казахстан 1995 года.
Неразделенность полномочий и функций между различными уровнями власти приводит к перекладыванию ответственности друг на друга и общей неэффективности работы государственного аппарата.
В 2002 году по поручению Президента РК Правительство разработало Концепцию разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений. «Практическое осуществление этой Концепции, направленной, в том числе, и на расширение полномочий местного государственного управления, решение вопросов территориального развития, организации эффективного управления на нижних уровнях, требует пересмотра и перераспределения 2500 функций сверху донизу, что в свою очередь повлечет необходимость внесения изменений и дополнений в 150 законов нашего государства».1 Но правительственная Концепция в основном направлена на систематизацию функций исполнительной власти, которая представлена до самого низшего звена государственного управления. В ней отсутствуют вопросы совершенствования государственного управления других ветвей власти, в частности, представительной.
Процесс обустройства государственной власти, в том числе и местного управления, начался в Республике Казахстан с приобретением независимости. В результате, к январю 2001 года в Казахстане возникла своя модель местного управления, которая основана на различении государственной власти как таковой и власти местного самоуправления. Маслихаты, как местные представительные органы, действуют в республике с 1994 года. Их объединение в 2001 году с местной администрацией под общим названием «местные органы государственного управления» вовсе не означало, что они занимаются одними и теми же местными вопросами государственного управления. В организационном отношении маслихаты и исполнительные органы отделены друг от друга. В то же время маслихаты фактически не являются органами местного самоуправления, в результате реформирования они стали государственными представительными органами.
1 Бурлаков JI.H. Модернизация государственного управления Республики Казахстан на современном этапе / Модернизация государственного управления и местного: Научное издание. — Астана: Академия государственной службы при Президенте Республики Казахстан, 2004. — С.7.
Интерес к этому институту народовластия очевиден и закономерен. Наблюдается постепенный переход от состояния отчуждения народа от власти, гражданских потребностей и интересов к участию в них, в том числе через местные представительные органы — маслихаты. Социальная ценность формирования маслихатов состоит и в том, что граждане прямо, непосредственно могут участвовать в процессе становления местной власти.
Казахстан переживает переходный период, Демократические элементы в Казахстане все еще остаются преимущественно формальными. Торможение демократических процессов происходит во многом и по причине неразвитости представительных органов, которые должны способствовать раскрепощению инициативы граждан в участии в политических процессах, принятии решений. Без участия местных органов управления, и прежде всего представительных, невозможно дальнейшее развитие гражданских свобод, сохранение и укрепление политической стабильности и согласия в обществе.
К настоящему времени кардинальное реформирование структур государственной власти состоялось пока только в верхних ее эшелонах, хотя не менее остро стоит вопрос о реформировании местного управления и организации основ местного самоуправления. Эта проблема обостряется и в связи с тем, что ответственность за проблемы регионов все в большей мере возлагаются на сами регионы, а отсутствие законодательного регулирования, закрепления за местными представительными органами управления конкретных полномочий по руководству территориями сводит многие усилия на нет.
Что же касается местных представительных органов, то, по сравнению с исполнительными, изменения, вносимые в настоящее время в законодательство, их, практически, не касаются. Вместе с тем необходимо учесть, что основные тенденции в перестройке структуры местных государственных органов в настоящее время все больше определяют дальнейшую демократизацию общественных отношений, Сегодня в большей степени с этим связана именно деятельность маслихатов — местных представительных органов. Именно поэтому в настоящее время актуальным становится теоретическое исследование конституционно-правовых основ деятельности маслихатов — местных представительных органов Республики Казахстан, разработка предложений по совершенствованию их правового регулирования.
Объект диссертационного исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, носящие комплексный и многоаспектный характер, возникающие в процессе правового регулирования организации, функционирования и совершенствования деятельности местных представительных органов в Республике Казахстан.
Предмет диссертационного исследования. Предметом исследования являются содержащиеся в Конституции Республики Казахстан, республиканских законах, иных нормативных правовых актах правовые нормы, регулирующие организационные основы и компетенцию местных представительных органов, конституционно-правовой статус депутатов маслихата.
Цель и задачи исследования
Цель работы состоит в том, что бы на основе общетеоретических положений юридической науки и анализа существующей практики обосновать основные положения, определяющие конституционно-правовую природу, основные элементы, юридические свойства местных представительных органов — маслихатов, как части местного государственного управления, а также определить актуальные проблемы в области совершенствования деятельности маслихатов и наметить возможные направления по разрешению возникающих проблем.
Для осуществления указанной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
— исследовать историко-правовые основы становления и развития местных представительных органов в механизме государственной власти Республики Казахстан;
— определить роль местных представительных органов в формировании казахстанской системы местного самоуправления;
— провести анализ системы законодательства о местных представительных органах — маслихатах;
— теоретически обосновать роль местных представительных органов в качестве важнейшего конституционного института;
— рассмотреть организационные основы деятельности маслихатов;
— выявить проблемные вопросы в закреплении конституционно-правового статуса депутатов маслихатов;
— выработать предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности местных представительных органов в Республике Казахстан.
Степень разработанности проблемы обусловлена сравнительно недавним возникновением самого объекта исследований, необходимостью учета целого ряда факторов функционирования структуры и механизмов государственного местного управления, постоянными изменениями законодательства Республики Казахстан в переходный период. Поэтому в науке конституционного права Республики Казахстан недостаточно исследований, в которых системно и комплексно анализировались бы вопросы, относящиеся к конституционно-правовому статусу местных представительных органов — маслихатов.
Теоретической основой диссертационного исследования явились труды видных казахстанских и российских ученых и практиков по конституционному праву, теории государства и права, муниципального права, материалы научных и практических конференций.
Важнейшие правовые аспекты, связанные с организацией, компетенцией и полномочиями местных Советов, теоретически осмыслены и обоснованы многими учеными: С. А. Авакьяном, Ю. А. Агашиным, A.A. Алим-бетовым, Н. И. Акуевым, М. Т. Баймахановым, М. П. Банных, Г. В. Бараба-шевым, A.A. Безугловым, М. А. Биндером, И. В. Бутко, Б. Н. Габричидзе, Е. В. Додиным, М. Т. Имашевым, A.A. Карловым, В. А. Кимом, Е.И. Кара-невской, А. К. Котовым, С. С. Кравчуком, JLA. Кулевым, O.E. Кутафиным, В. В. Мамоновым, B.C. Основиным, Р. В. Пановым, В. А. Пертциком, Г. С. Сапаргалиевым, С. С. Сартаевым, Н. Ф. Селивоновым, C.B. Соловьевым, В. Д. Сорокиным, К. Ф. Шереметом, В. Д. Шопиным.1.
Среди российских и казахстанских ученых, внесших серьезный вклад в становление и развитие теории местного самоуправления на современном этапе, следует назвать С. А. Авакьяна, С. С. Алексеева, А. Абельдинова, Е. Б. Абдрасулова, М. А. Батталова, Н. С. Бондаря, В. И. Васильева, Б. Ешмагамбетова, Ж. С. Исмагамбетова, А. Н. Кокотова, Ж. Корганбекова, А. Копабаеву, О. Е Кутафина, И. А. Кучина, К. Кубаева, Б. М. Лазарева, В. А. Лебедева, Н. В. Постового, A.C. Саломаткина,.
1 См.: Авакьян С. А. Правовое регулирование деятельности местных Советов. — М., Юрид. лит., 1974; Аимбетов А., Баймаханов М., Имашев М. Проблемы совершенствования организации и деятельности местных Советов. — Алма-Ата, «Наука», 1967; Габричидзе Б. Н. Аппарат управления местных Советов. М., Юридическая литература, 1971; До дин Е. В. Отделы и управления исполкомов местных Советов. — М.: Юридическая литература, 1971.
P.C. Сакиеву, A.A. Таранова, И. Ф. Чиркалин, К. Ф. Шеремета, Е. С. Шугрину, А. Чеботарева, В. В. Чубчикова и других.1.
В период становления суверенного Казахстана вопросами развития конституционных основ, правового регулирования местного государственного управления и самоуправления, формирования и деятельности представительных органов активно занимаются казахстанские ученые С. Аб-дильдин, А. Бижанов, Ж. Джунусова, Ж. Жансугурова, JL Жанузакова, С. Зиманов, Ж. Исмагамбетов, А. О. Копабаева А. Котов, И. Кучин, В. Мамо.
•у нов, М. Машан, С. Сакиев, А. Таранов и другие.
Особенности реализации идеи народного представительства, вопросы статуса, компетенции, организации работы представительных органов явились предметом исследования в работах С. А. Авакьяна, Н. С. Бондаря, И. В. Выдрина, А. К. Котова, В. А. Лебедева.3.
1 См., например, Бондарь Н. С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. — М.: Изд-во Ростовского университета. 1998. Исмагамбетов Ж. С., Кучин И. А. Концепция муниципального развития Казахстана. — Алматы, 1996. Чиркалин И. Ф. О некоторых вопросах местного управления в Республике Казахстан / Информационный бюллетень № 1. Академия государственной службы при Президенте Республики Казахстан. — Астана, 2004.
2 См., например, Абдильдин С. Парламент Республики Казахстан: от Союза к государственности. — Алма-Ата: Казахстан, 1993; Джунусова Ж. Х. Республика Казахстан. Президент. Институты демократии. — Алматы: Жеты жаргы, 1996; Зиманов С. З. Конституция и Парламент Республики Казахстан. — Алматы: Жеты жаргы, 1996; Котов А. Становление и перспективы парламентаризма в Республике Казахстан // Вестник Министерства юстиции. — 1996. — № 8. — С. 29−31- Жансугурова Ж. А. Эволюция института парламента в контексте становления президентской власти Республики Казахстан: Дис.. канд. полит, наук. — Алматы, 1996. Таранов A.A. Местное самоуправление. — Алматы, 1997.
3 См., например, Авакьян С. А. Федеральное Собрание — Парламент России / С. А. Авакьян. — М., 1999; Бондарь Н. С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. — Ростов-на-Дону, 1998; Лебедев В. А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации / В. А. Лебедев. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
Вопросы централизма и демократизма, трансформации государственной власти, децентрализации и местного самоуправления в Казахстане, власти и самоорганизации граждан стали предметом исследования К. Ах-метова, Б. А. Бабиева, А. Гуриева, М. Н. Османова, П. В. Своик, Р.Н. Ярули-на.1.
Исследованию проблем конституционных основ и законодательного обеспечения государственного управления и самоуправления в Казахстане, модернизации государственного управления и местного самоуправления Республики Казахстан на современном этапе посвящены труды Л.Н. Бур-лакова, JI.T. Жанузаковой, А. К. Котова, Б. О. Курмангалиева, О.О. Окан-баева, Г. С. Сапаргалиева, A.A. Таранова.2.
Развитию нормотворчества, соотношению отраслевого законодательства Республики Казахстан и проблемам компетенции местных органон государственного управления посвящены исследования А. К. Абельдинава, В. Калюжного. А. Кажимуратова.3.
Вопросы категории правового статуса депутата, структуры правового статуса, природе депутатского мандата посвящены исследования С. А. Авакьяна, Н. В. Витрук, И. В. Захарова, О. О. Миронова, H.A. Багдановой,.
1 См., например, Оепанов М. Н. Децентрализация и местное самоуправление в Казахстане: состояние и принципы проведения реформ // Материалы общественного форума «Децентрализация и местное самоуправление в PK: выбор приоритетов». — Алматы, 2002. Своик П. В. Как избежать превращения децентрализации президентской системы в её развал // Материалы общественного форума «Децентрализация и местное самоуправление в PK: выбор приоритетов». — Алматы, 2002. — С.41.
См., например, Бурлаков Л. Н. Модернизация государственного управления и местного самоуправления Республики Казахстан на современном этапе. Научное изданиеАстана: Академия государственной службы при. Президенте Республики Казахстан, 2004. Сапаргалиев Г. Конституционные основы местного государственного управления // Маслихат. — 2003. — № 1−2.
3 См., например, Абельдинов А. К. Развитие нормотворчества в Казахстане. — Алматы: жеты жаргы, 1998. Кажимуратов А. Региональное нормотворчество, или «творение права» местными органами власти // Фемида. — 2002. — № 7.
О.М. Матвеевой, A.A. Безуглова, A.B. Зиновьева, JI.A. Нудненко, К. Кана- 1 гатовои.
Эмпирическую базу исследования представляют действующее законодательство Республики Казахстан в сфере регулирования конституционно-правового статуса местных представительных органов — маслихатов, а также практика реализации этих законодательных норм и опыт деятельности депутатов, секретарей маслихатов.
Методологическую основу диссертационного исследования составляет комплекс общенаучных и специальных методов познания политической и правовой действительности, выявленных и разработанных наукой и апробированных практикой. В работе наиболее использованы системный, нормативно-логический, историко-юридический, сравнительно-правовой методы.
Научная новизна исследования. Несмотря на то, что правовые основы деятельности маслихатов — местных представительных органов Республики Казахстан, как один из демократических принципов организации общественной жизни и сложный конституционно-правовой институт, уже являлись предметом научного исследования, до сих пор проблематика данного направления остается недостаточно разработанной в силу того, что в ранее проведенных исследованиях рассматривались лишь отдельные ее аспекты.
1 См., например, Авакьян С. А. Депутат: статус и деятельность. — М.: Политиздат, 1991; Витрук Н. В. Структура правового статуса депутата: Вопросы теории / Закон о статусе депутатов на практике: Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 1976. Матвеева О. М. Правовое положение депутата в парламентах стран Западной Европы: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2001; Безуглов A.A. Теоретические проблемы правового статуса советского депутата: Автореф. дисс. .док. юрид. наук. — М., 1971; Зиновьев A.B. Статус народного депутата в СССР. — JL, 1987. Нудненко J1.A. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004, Захаров И. В. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления (проблемы теории и практики): Автореф .дис. канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2001. вне связи с уровнем развития и изменения общественных отношений, что значительно сужало предмет исследования.
По-прежнему существует необходимость серьезного научного изучения вопросов рациональной организации деятельности маслихатов. Более глубокого теоретического осмысления и решения требуют проблемы, связанные с реализацией в Казахстане концепции местного самоуправления и определения роли маслихатов в ней. Впервые предпринята попытка специального, комплексного исследования образования и становления местных представительных органов в Республике Казахстан, комплексного теоретического исследования конституционно-правового статуса депутатов маслихатов. Это позволило сформулировать ряд конкретных выводов и предложений, отличающихся признаками научной новизны.
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Республика Казахстан в настоящее время выходит на качественно новый уровень развития казахстанской государственности. Это обстоятельство требует проведения кардинальных преобразований в системе государственной власти и управления. В связи с этим, по степени актуальности, на первый план выступает реформирование местных органов власти и поэтапное становление местного самоуправления, которое следует рассматривать как часть общей стратегии государственного строительства в Республике. Учитывая, что действенное местное самоуправление является объективной необходимостью для любого современного демократического государства, считаем необходимым изложить п. 2 ст. 3 Конституции Республики Казахстан в следующей редакции: «Народ осуществляет свою власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам и органам местного самоуправления».
2. Необходимо концептуально сформировать и закрепить процесс реформирования системы местного государственного управления и создания местного самоуправления в Казахстане, определив его как «децентрализация». Полагаем, что необходимо разработать и принять Государственную программу децентрализации и развития местного самоуправления в Республике Казахстан. При этом целесообразно, чтобы основные принципы и положения этой программы, приоритетность определенных ею задач, этапность их достижения стали предметом публичного обсуждения с участием широких слоев общественности, представителей политических партий, центральных и местных представительных и исполнительных органов власти, независимых экспертов.
3. Несмотря на то, что Республика Казахстан и Российская Федерациям настоящее время значительно различаются и по форме государственного устройства, и по степени разграничения полномочий между органами власти по вертикали и по горизонтали, функционируют разные избирательные систем, реализуется (в России) и разрабатывается (в Казахстане) различные модели местного самоуправления, тем не менее, Казахстану должен быть небезынтересен российский опыт, (например, по законодательным основам местного самоуправления, по оказанию правовой помощи органам местного самоуправления и др.), который он может использовать для дальнейшей демократизации общества и осуществления реформ.
4. Эффективность деятельности маслихатов во многом зависит от непосредственного руководства этим органом. В настоящее время на секретаря маслихата возложена вся тяжесть работы и ответственность за работу местного выборного органа. Функции председателя сессии являются формальными. Кроме того, секретарь маслихата фактически руководит и аппаратом маслихата, несмотря на предусмотренную должность руководителя маслихата. Для совершенствования и результативного использования потенциальных возможностей маслихата в решении практических вопросов и реализации им своих полномочий, считаем необходимым перераспределить полномочия между секретарем маслихата, председателем сессии маслихата и руководителем аппарата маслихата следующим образом: вместо председателя сессии необходимо ввести должность председателя маелихатасекретарь маслихата осуществляет общее руководство аппаратом маслихата. Полномочия между ними должны быть взаимно уравновешены.
5. Учитывая, что Закон «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» 2001 г. устанавливает предел численности депутатского корпуса соответствующих маслихатов в соответствии с численностью населения административно-территориальной единицы, необходимо законодательно установить, при каких условиях не формируются местные представительные органы.
6. Место и роль депутата маслихата в представительной системе Республики Казахстан находит правовое опосредование в конституционно-правовом статусе депутата и обеспечении его реализации со стороны государства. Элементами такого статуса являются: место в обществе и государствеусловия возникновения депутатских полномочийправа и обязанности депутатов и формы их деятельностигарантии депутатской деятельности и конституционно-правовая ответственность депутата.
Внутренняя согласованность, как качественный признак конституционно-правового статуса депутатов маслихата, должна проявляться во внутренней взаимосвязи и взаимозависимости отдельных элементов такого статуса. Но Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» 2001 г. неполно и бессистемно регулирует правовой статус депутатов маслихата. Необходимо разработать и принять специальный закон «О статусе депутата местного представительного органа в Республике Казахстан», который структурно должен состоять из следующих разделов: общие положенияусловия осуществления полномочий депутатаправа и обязанности депутатагарантии осуществления деятельности депутатаответственность депутата маслихата и заключительные положения.
7. Правовая регламентация компетенции маслихатов тесным образом связана с задачей повышения эффективности государственного руководства на местах, поскольку, для осуществления местными органами своих функций, особое значение имеет четкость закрепления их прав и обязанностей. Однако, часто компетенция местных представительных и исполнительных органов по решению различных вопросов не разграничивается, что создает определенные неудобства и разнобой при реализации полномочий на местах. Необходимо провести законодательное разграничение полномочий местных представительных и исполнительных органов.
8. На сегодняшний день можно констатировать, что Закон «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» 2001 г. в целом представляет местным представительным органам довольно широкий круг полномочий, тем не менее, на практике они не являются действенным инструментом местного управления. Причина такого положения в том, что у маслихатов нет четких механизмов воздействия на деятельность акимов и акиматов. Для того, чтобы повысить роль маслихатов — местных представительных органов в общественно-политической жизни Республики, необходимо расширить контрольные полномочия маслихатов.
9. Одним из полномочий местных представительных органов является формирование на основе предложений политических партий, территориальных, окружных и участковых комиссий. Но нигде не оговорено, кто и какими силами будет обучать многочисленный состав избирательных комиссий. Маслихаты, имея в своей структуре постоянные комиссии по связям с общественностью, объединения в виде депутатских групп политических партий могут и должны принимать активное участие в обучении, как членов избирательных комиссий, так и в просвещении избирателей.
Научно-практическое значение исследования заключается в том, что положения, изложенные в представленной на защиту работе, содержат новые подходы в исследовании теоретических основ конституционно-правового статуса маслихатов — местных представительных органов Республики Казахстан, определяют необходимость повышения правовой и социальной эффективности реформирования государственного управления и местного самоуправления, роли и статуса местных представительных органов — маслихатов. Сделанные выводы и рекомендации могут быть применены в практической деятельности по совершенствованию правового регулирования деятельности маслихатов, могут быть использованы в практике государственного управления, прежде всего на местном уровне, в становлении и развитии местного самоуправления, при решении многих актуальных проблем создания правового государства и гражданского общества.
Выводы и предложения могут найти применение в системе подготовки и повышения квалификации государственных служащих, в процессе организации правового всеобуча, в научной и педагогической работе в процессе преподавания курса конституционного права, при подготовке программ, методических рекомендаций, учебных пособий,.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре теории государства и права, конституционного права Челябинского государственного университета, где произведено ее рецензирование и обсуждение.
Отдельные положения и выводы диссертации нашли отражение в статьях, опубликованных автором в республиканских журналах «Мысль», «Маслихат», информационно-аналитическом сборнике Министерства информации РК «Социум», в ряде информационных бюллетеней управления информации и общественного согласия Костанайской области, в республиканских и областных средствах массовой информации. Ряд выводов научного исследования обсуждались на научно-практических конференциях1. В октябре 2004 года вышла в свет монография диссертанта: «Маслиха-ты. Институционализация: десять лет становления и развития», которая является первым в Казахстане изданием подобного исследования.
Результаты диссертационной работы легли в основу программы обучения госслужащих Костанайской области по вопросам становления и развития местного самоуправления, лекций о деятельности местных представительных органов. Опыт работы в областном маслихате со дня избрания его первого созыва позволил автору участвовать в разработке предложений по изменению законодательства о местном государственном управлении и о выборах в Республике Казахстан.
1 Например, Международная межвузовская научно-практическая конференция «Перспективы развития и совершенствования права в Республике Казахстан и Российской Федерации» (г. Костанай, 6 апреля 2003 года) — Республиканска научно-практическая конференция «Молодежь как движущая сила в стратегии развития Казахстана в XXI веке» (г. Рудный, 26−27 апреля 2002 года) — Международная научно-практическая конференция «Стратегия подготовки экономических кадров: совершенствование форм и методов обучения» (г. Алматы, 24−25 сентября 2003 года) — Научно-практическая конференция «Механизмы реализации и правового обеспечения демократических выборов в Республике Казахстан» (г. Костанай, 26 мая 2004 года).
1. Абдильдин С. Парламент Республики Казахстан: от Союза к государственности. — Алма-Ата: Казахстан, 1993.
2. Абельдинов А. К. Развитие нормотворчества в Казахстане. Алматы: же&tradeжаргы, 1998.
3. Абельдинов А. Местное управление: чей опыт нам ближе? // Ваше право. 1998. — 16 января.
4. Абдрасулов Е. Б. Местное самоуправление: перспективы развития // Известия HAH Республики Казахстан. Серия общественные науки -1995. -№ 1.
5. Авакьян С. А. Правовое регулирование деятельности местных Советов. -М., Юрид. лит., 1974.
6. Авакьян С. А. Федеральное Собрание Парламент России / С. А. Авакьян.-М., 1999.
7. Авакьян С. А. Депутат: статус и деятельность. М.: Политиздат, 1991.
8. Авакьян С. А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России. / Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М.: Изд-во Московского университета. 1994.
9. Авакьян С. А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. -№ 10.
10. Агешин Ю. А., Кулев JI.A. Советы: восхождение к полновластию. -М.: Известия. 1990.
11. Аимбетов А., Баймаханов М., Имашев М. Проблемы совершенствования организации и деятельности местных Советов. Алма-Ата, «Наука», 1967.
12. Алаш-Орда. Сборник документов / Сост. Н. Мартыненко Алма-Ата, 1992.
13. Алебастрова И. А., Кашкин С. Ю. Коллективные права, свободы и обязанности / Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В. В. Маклаков. -М., 2001.
14. Александрова H.A. Теория государства и права, — Челябинск, 2000.
15. Алексеев С. С. Общая теория права. В 2 т. Т. 2. М., 1982.
16. Алексеев С. С. Государство и право: Начальный курс. М., 1994.
17. Акежан Кажегильдин Изменения Конституции Республики Казахстан // www.kazhegelin.addr.com.
18. Аубакиров Е. Контроль условие действенности // Маслихат. — 2001. -№ 4.
19. Ауэзов А. Необходим закон о статусе депутата маслихата // Маслихат. 2002. — № 1.
20. Ахметов К. Казахстанская демократия в оценках политологов // Мысль № 9. — 2002.
21. Бабаев В. К. Правотворчество / Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева.-Н. Новгород, 1993.
22. Бабиев Б. А. О соотношении централизма и демократизма в деятельности представительных и исполнительных органов власти (на примере Республики Кыргызстан): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. полит, наук, М., 1992.
23. Багданова H.A. Категория статуса в конституционном праве // Вестник МГУ. Право. 1998. — № 3.
24. Бахрах Д. Н. Административное право. М., 1996.
25. Барабашев Г. В. Муниципальные органы США и Великобритании. / Местное самоуправление. -М.: Изд-во МГУ, 1996.
26. Баранчиков В. А. Право местного самоуправления. М., 1999.
27. Безобразов В. П. Государство и общество. Управление и самоуправление и судебная власть. СПб., 1882.
28. Безуглов A.A. Теоретические проблемы правового статуса советского депутата: Автореф. дисс. .док. юрид. наук. -М., 1971.
29. Вельский К. С. О системе административного права // Государство и право.- 1998.-№ 3.
30. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход к современной науке / Проблемы методологии системного исследования. -М., 1970.
31. Боброва H.A., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Воронеж, 1985.
32. Бондарь Н. С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. М.: Изд-во Ростовского университета. 1998.
33. Бондарь Н. С. Современная конституционная модель местного самоуправления в России: сочетание публичных и частных начал / Местное самоуправление на рубеже веков: история и современность. М.: Изд-во Ростовского университета, 2000.
34. Борисов A.C. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях Российской Федерации. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук-М., 1999.
35. Бурлаков JI.H. Какие законы нам нужны? // Маслихат. 2002. — № 2.
36. Бурлаков JI.H. Модернизация государственного управления Республики Казахстан на современном этапе / Модернизация государственного управления и местного: Научное издание. Астана: Академия государственной службы при Президенте Республики Казахстан, 2004.
37. Бутенко А. П. Власть народа посредством самого народа: о социалистическом самоуправлении. М.: Мысль, 1988.
38. Васильев В. И. Местное самоуправление. М., 1999.
39. Виноградов В. А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000.
40. Витрук Н. В. Структура правового статуса депутата: Вопросы теории / Закон о статусе депутатов на практике: Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 1976.
41. Витрук Н. В. Конституционна ответственность: вопросы теории и практики / Конституционно-правовая ответственность: проблемы России и зарубежный опыт. М., 2001.
42. Власова В. Команда маслихата команда, без которой нам не жить // Маслихат. — 2002. — № 4.
43. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
44. Выдрин И. В. Муниципальное право. М.: Норма, 2004.
45. Габричидзе Б. Н. Аппарат управления местных Советов. М., Юридическая литература, 1971.
46. Граверт Р. Финансовая автономия органов местного самоуправления в ФРГ // Государство и право. 1992. — № 10.
47. Григорьев В. К. Противостояние. Большевики и непролетарские партии в Казахстане. 1917;1920 гг. Алма-Ата, 1999.
48. Гурьев А. Власть и самоорганизация граждан // Маслихат. 2002. -№ 1.
49. Джунусова Ж. Х. Республика Казахстан. Президент. Институты демократии. Алматк Жеты жаргы, 1996.
50. Дементьев А. Н. Генезис современных проблем разграничения компетенции между органами государственной и местной власти в Российской Федерации // Право и политика. 2002. — № 9.
51. Додин Е. В. Отделы и управления исполкомов местных Советов. М., Юридическая литература, 1971.
52. Домаков Т. Правовые проблемы местного государственного управления в свете новой Конституции страны // Вестн. М-ва юстиции. 1996. ~№ 8.
53. Еще раз о местном самоуправлении. Итоги социологического опроса, проведенного центром Содействия Демократии в 1998 году. // Информационно-аналитический бюллетень ЦДС 1998. — № 7. июнь-июль. -Алматы.- 1998.
54. Ешмагамбетов Б. Реформировать постепенно и эффективно // Маслихат. 2002. — № 4.
55. Жансугурова Ж. А. Эволюция института парламента в контексте становления президентской власти Республики Казахстан: Дис. канд. полит. наук. Алматы, 1996.
56. Жанузакова Л. Т. Конституционно-правовые проблемы организации и деятельности местных представительных органов в Республике Казахстан. — Алматы: Изд-во «СаГа», 2003.
57. Жанузакова Л. Т. О правовом статусе комиссий маслихата // Маслихат. -2002.-№ 2.
58. Жанузакова Л. Т. Сессия основная форма деятельности маслихата // Маслихат. — 2003. — № 1−2.
59. Жанузакова Л. Т. Правовые проблемы местного самоуправления // Право и государство. 1997. — № 6.
60. Жанузакова Л. Т. Проблемы реформирования местных представительных органов // Маслихат. 1999. — № 1 (2).
61. Законодательный процесс в Республике Казахстан: состояние и проблемы. // Материалы Международной научно-практической конференции. 27−28 марта. — 1997 года.
62. Законотворческий процесс в Республике Казахстан. Состояние и проблемы. Алматы, 1997.
63. Захаров И. В. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления (проблемы теории и практики): Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.
64. Зиманов С. З. Конституция и Парламент Республики Казахстан. Алматы: Жет1 жаргы, 1996.
65. Зиновьев A.B. Статус народного депутата в СССР. JL, 1987.
66. Исмагамбетов Ж. С., Кучин И. А. Концепция муниципального развития Казахстана. Алматы, 1996.
67. Канагатова К. К вопросу о сущности и содержании депутатского мандата // Фемида. 200. — № 10.
68. Кажимуратов А. Региональное нормотворчество, или «творение права» местными органами власти // Фемида. — 2002. № 7.
69. Калюжный В. Местное управление в Казахстане на рубеже XIX XX веков // Мысль. — 1999. — № 2.
70. Калюжный В. Полномочия на власть. Отраслевое законодательство Республики Казахстан и проблемы компетенции местных органон государственного управления // Юридическая газета. 1998. — 9 сентября.
71. Колосова Н. М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. М., 2000.
72. Кондрашев A.A. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации. Красноярск, 1999.
73. Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий. М., 1997.
74. Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994.
75. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Рук. авт. кол. и отв. ред. С. А. Авакьян. М., 2001.
76. Конституционное право. Энциклопедический словарь. / Отв. Ред. В. В. Маклаков. М., 2001.
77. Копабаева А. О. Конституционно-правовой статус маслихатов. — Алматы: Жет1 жаргы, 2000.
78. Котов А. К. Становление и перспективы парламентаризма в Республике Казахстан // Вестник Министерства юстиции. 1996. — № 8.
79. Котов А. К. Региональная политика: выбор модели управления // Казахстанская правда. 16 декабря. — 1996.
80. Кокотов А. Н. Законодательство о местном самоуправлении // Проблемы права. Международный правовой журнал. 2004. — № 3.
81. Котлов А. Н. Реформирование местного управления // Юридическая газета. 1999. — 15 декабря.
82. Корганбеков Ж., Копабаева А. Местное управление: новые и пути их реализации // Мысль. 1996. — № 10.
83. Краснов М. А. Местное самоуправление: государственное или общественное // Советское государство и право. 1990. — № 10.
84. Кубаев К. Формирование организационной структуры и экономического механизма местного самоуправления в Республике Казахстан // Саясат. 2002. — № 12.
85. Кудрякова О. В. Правовые акты местного самоуправления: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 2000.
86. Курмаигалиев Б. О Совершенствовании контрольных функций местного государственного управления // Правовая реформа в Казахстане. 2001 .-№ 4.
87. Кутафин O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации.-М., 1997.
88. Кутафин O.E., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов, учеб. пособие. М.: Юрид.лит., 1982.
89. Ландрам Д. Н. Тринадцать женщин, которые изменили мир. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
90. Лазарев Б. М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988.
91. Лазарев Б. М. О компетенции органа Советского государства // Советское государство и право. 1964. -№ 10.
92. Лебедев В. А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации / В. А. Лебедев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
93. Лебедев В. А., Анциферова О. В. Законодательная система России: понятие и структура // Проблемы права. Международный правовой журнал. 2004;№ 3.
94. Лукъяненко H.H., Мамонов B.B. Самоуправление. «Шаг вперед, два шага назад» // Советы Казахстана. 1995 г. — 17 января.
95. Лысова Л. Формула успеха // Маслихат. 2002. — № 4.
96. Малахова И. И встал милицейский заслон на пути депутатов // Коста-найские новости. 21 января. — 1995/.
97. Матвеева О. М. Правовое положение депутата в парламентах стран Западной Европы: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.
98. Масловская Т. С. Нормотворчество органов местного самоуправления Российской Федерации: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. Омск, 1998.
99. Махмудов X. Мусабаев Г. Казакша орысша создш: казахско-русский словарь. — Алматы: Онер, 2001.
100. Мацупа Л. В., Лосев В. В. Тайны электората. Социологический практикум. Костанай, 2003.ЮЗ.Милль Дж. Ст. Размышления о представительном правлении СПб., 1863.
101. Миронов О. О. Статус депутата российского парламента // Вестник Саратовской государственной академии права. 1995. -№ 2.
102. Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. М.: Изд. полит. Литер., 1955.
103. Муратшин Ф. Р. Теоретические основы развития аграрного законодательства субъектов Российской Федерации. Уфа. 2000.
104. Мухамеджанов Б. В этом законе четко отражены и разграничены действия местных государственных органов // Юридическая газета.1999.-21 июля.
105. Назарбаев H.A. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. — Алматы.: Бшм, 1997.
106. Назарбаев H.A. К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации. Послание Президента народу Казахстана. Алматы, 2004.
107. Назарбаев Н. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации / Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана 18.02.2005 г. -Астана, 2005.
108. Назаров Б. Л. Социалистическое право в системе социальных связей. — М., 1976.
109. Наумчик А. На острие проблем. Из опыта работы Постоянных комиссий // Маслихат. 1999. — № 1.
110. Национальные окраины Российской империи. Становление и развитие системы управления —М.: «Славянский диалог», 1997.
111. Некрасов С. И. Российский федерализм и некоторые проблемы разделения властных полномочий по вертикали // Журнал российского права. 1999.-№ 10.
112. Нудненко Л. А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. -СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.
113. Общая теория права и государства. М., 1996.
114. Общая теория государства и права: Академический курс. В 2 т. Т. 2. Теория права / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1988.
115. Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.
116. Постовой Н. В. Теоретико-правовые проблемы местного самоуправления в России: Дисс. на соиск. уч. степ, доктора юрид. наук. М., 2001.
117. Проблемы развития представительных органов власти социалистического государства / Под ред. С. С. Кравчука. М., Изд-во Моск. ун-та, 1979.
118. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1999.
119. Прохорова В. Т. Органы территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления // Государство и право. — • 1992.-№ 7.
120. Ракийский И. Ф. Теория государства и права. Спб, 1999.
121. Резниченко Л. Ю. Имеют ли государственные органы свои предметы ведения // Сибирский юридический вестник. 2001. — № 4.
122. Сакиева Р. С. К вопросу об организации местного управления //Известия МН-АН РК. Серия общественные науки. 1997. — № 4.
123. Сапаргалиев Г. Конституционные основы местного государственного управления // Маслихат. 2003. — № 1 -2.
124. Сапаргалиев Г. С. Конституционное право Республики Казахстан. Академический курс. А., 2002.
125. Свиридов А. Маслихаты // Газета «Союз» 2003. — 19 сентября.
126. Своик П. В. Как избежать превращения децентрализации президентской системы в её развал // Материалы общественного форума «Децентрализация и местное самоуправление в РК: выбор приоритетов». Алматы, 2002.
127. Сивицкий В. А. Проблемы обеспечения системности нормативных правовых актов муниципальных образований // Местное право. 2000. -№ 7.
128. Систематизация хозяйственного законодательства. М., 1971.
129. Система советского законодательства. М., 1980.
130. Словарь иностранных слов. М., 1989.
131. Соловьева Г. Г. Тендерные исследования. Мировоззрение и методология. Алматы, 1999.
132. Социалистическое право. М. 1973.
133. Сравнительное конституционное право. / Под ред. Чиркина В. Е. М.: Манускрипт, 1996.
134. Степанищев В. Ф. Роль органов юстиции в обеспечении единого правового пространства Российской Федерации: Дисс. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. Тюмень, 2003.
135. Степанищев В. Ф. Правовое пространство Российской Федерации: генезис, структура и механизм обеспечения его единства Челябинск, 2004.
136. Степанова Н. Женщины в Парламенте: роскошь или необходимость? // ОНС 1995 -№ 5.
137. Султанбекова Г. Занятость женщин в Республике Казахстан и их социальная защита / Женщины. Восток-Запад. Алматы, 2000.
138. Таранов A.A. Местное самоуправление. Алматы, 1997.
139. Таранов A.A. Концепция взаимодействия местных органов государственного самоуправления // Фемида. 1997. — № 9.
140. Таранов A.A. Проблемы организации местного государственного управления и самоуправления // Вестник Министерства юстиции Республики Казахстан. 1996. — № 6.
141. Таранов A.A. Местное самоуправление проблемы законодательного обеспечения // Право и государство.-1997.-№ 6.
142. Тарановский Е. Четыре свободы. СПб., 1995.
143. Теория государства и права. Часть I. Теория государства / Под ред. Венгерова А. Б. М.: Юрист, 1995.
144. Теоретические проблемы системы советского законодательства. — М., 1979.
145. Тимофеев Н. С. О некоторых современных аспектах государственной политики развития местного самоуправления // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2002. — № 4.
146. Тиунова Л. Б. Системные связи правовой действительности. СПб., 1991.
147. Тихомиров Ю. А. Теория закона. М., 1982.
148. Тихомиров Ю. А. Юридическая коллизия. М., 1994.
149. Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. М., 2001.
150. Томас Джефферсон О демократии — Санкт-Петербург, Рес. Тумана, 1992.
151. Толкимбаев А. Секретарь маслихата фигура странная // Мысль. -1994. — № 11.
152. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учебн.-практ. пособие. М., 1998.
153. Черкасов А. И. Местное управление и самоуправление. Конституционные модели. / В кн. Сравнительное конституционное право М., 1996.
154. Чеботарев А. Очередной раунд игры в демократию. Честные выборы ручных маслихатов /15 августа 2003 г. // vwv: гезриЬПка.кг.
155. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1986.
156. Хасанова Г. С. С надеждой и оптимизмом // Мысль. 2000. — № 11.
157. Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов. -М., 1986.
158. Шопин В. Маслихаты. О чем говорят их первые шаги // Мысль. -1995.-№ 1.
159. Юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. М., 1984.
160. Юридический энциклопедический словарь. М., 1989.
161. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А. Я Сухарева. -М., 1987.
162. Ярулин Р. Н. Трансформация государственной власти в эволюции политической системы. — Алматы: Институт развития Казахстана. 1996.ч.