Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конституционно-правовое регулирование права военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь: вопросы теории и практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для достижения целей, которые будут определены в концепции, необходимо решить следующие задачи: обеспечить финансирование бесплатной юридической помощиопределить в законодательстве чёткие обязанности органа, предназначенного для реализации военнослужащими конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, в различных условиях в соответствии с особенностями их правового… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Конституционно-правовые основы права военнослужащих на получение квалифицированной юридической помощи
    • 1. Понятие, сущность и правовая природа конституционного права военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь
    • 2. Международно-правовые основы получения квалифицированной юридической помощи в Вооруженных Силах
    • 3. Регламентация законодательством Российской Федерации конституционного права военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь
  • Глава II. Конституционно-правовой механизм реализации военнослужащими права на получение квалифицированной юридической помощи
    • 1. Сущность конституционно-правового механизма реализации военнослужащими права на квалифицированную юридическую помощь
    • 2. Реализация военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи
    • 3. Роль юридической службы Вооружённых Сил Российской Федерации в реализации конституционного права военнослужащих на получение квалифицированной юридической помощи

Конституционно-правовое регулирование права военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь: вопросы теории и практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях, когда развитие российского общества приобретает подчас непредсказуемый характер, неизмеримо возрастает роль правового регулирования строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Выступая на. расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации 17 марта 2009 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев отметил: «Анализ военно-политической обстановки в мире показывает, что в ряде регионов остается серьезный конфликтный потенциал. Сохраняются угрозы, которые несут и локальные кризисы, и международный терроризм. Не прекращаются попытки расширения военной инфраструктуры Североатлантического альянса вблизи границ нашей Родины. Все это требует качественной модернизации наших Вооруженных Сил, обретения ими нового, перспективного облика. И для этого, несмотря на финансовые сложности, сегодня есть все необходимые условия.

Работа по переходу к новому облику Вооруженных Сил предстоит очень серьезная. Здесь необходима и высокая компетентность командиров всех уровней, и слаженность наших совместных действий, и, необходима общественная поддержка проводимых в армии преобразований. В этой связи необходимо активнее разъяснять цели и смысл тех преобразований, которые в настоящий момент проводятся. И в этой работе должны участвовать как руководители Вооруженных Сил, так и представители федеральной и региональной властей"1.

Право как воплощение общественного согласия, социального компромисса, как средство реализации требований свободы, справедливости, равенства представляет собой важнейший фактор обеспечения стабильности внутригосударственной жизни. В обеспечении национальной безопасности.

Выступление Д. А. Медведева на расширенном заседании коллегии Минобороны России // Россия — Вести. 17.03.09 г.

Российской Федерации в оборонной сфере особую роль играет общественный статус военнослужащего.

Регулирующая роль юридических норм, наряду с обеспечением сплоченности и единства действий военнослужащих, способствует также I реализации их прав и законных интересов, в том числе и сфере социальной защиты.

Одна из причин того, что федеральные законы, принятые для защиты военнослужащих в социально-экономическом отношении «не работают», во многом проистекают из-за слабого знания офицерами, прапорщиками, солдатами и сержантами своих конституционных прав, свобод и льгот, гарантируемых государством военнослужащим. По итогам мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей в 2007 году, практически каждый второй военнослужащий, проходящий военную службу, по контракту заявил, что «недостаточно знает» или «не знает совсем» своих гражданских прав, а лишь 43% опрошенных военнослужащих отметили, что «недостаточно» осведомлены о положенных им льготах2.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В рамках деятельности по обеспечению конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи в период реформирования Вооруженных Сил имеет большое значение раскрытие и дальнейшее развитие теоретических основ реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи военнослужащими.

Постоянное совершенствование законодательства в этой области и разработка практических рекомендаций по правильному применению.

2 Итоги мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей в 2007 году. // Информационно-аналитический справочный материал. — М.: МО РФ, 2008. С.91−92. действующего законодательства, а также повышение его эффективности имеют как теоретическое, так и практическое значение. Это обусловлено тем, что характерная черта, основная особенность конституционного права военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь состоит в том, что ' оно используется для защиты других прав и свобод военнослужащих. Ни одно из закрепленных в законодательстве прав не может эффективно осуществляться без права на получение квалифицированной юридической помощи, которое в науке конституционного права рассматривается как юридическая гарантия всех прав и свобод.

Кроме того, в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации военнослужащим гарантируется судебная защита прав и свобод. Для эффективной защиты своих прав и свобод военнослужащий должен иметь определенную правовую подготовку, включающую в себя’знания в области законодательства, правоприменительной практики и юридических процедур, в этом случае такая защита будет действенной.

Необходимость изучения института квалифицированной юридической помощи военнослужащим как отдельного направления конституционного права обусловлена тем, что, с одной стороны, на военнослужащих распространяются нормы общего законодательства, и поэтому они обладают всеми правами человека и гражданина и несут обязанности, а с другой — в отношении их действуют нормы специального военного законодательства, предусматривающие для них специальные военно-служебные права и обязанности.

По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «е») военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты «в», «м») Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать защиту их прав и свобод всеми способами, не запрещенными законами.

Актуальность рассматриваемых в диссертации проблем связана в первую очередь с задачами совершенствования действующего законодательства. Проводимые в стране преобразования в области реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, новые подходы в понимании правовой материи данного права, обусловливают развитие и совершенствование российского законодательства, однако все эти преобразования не учитывают особенностей реализация данного права гражданами в условиях военной службы.

Какого-либо специального научного исследования, посвященного наиболее полному изучению аспектов, связанных с реализацией конституционного права военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь, не проводилось. Не дает ответа на указанные вопросы и законодательство Российской Федерации о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих.

Зачастую военнослужащие сталкиваются с проблемами реализации своих прав в связи с особенным правовым положением, которое в некоторых отношениях существенно отличается от положения других граждан.

Деятельность военнослужащих осуществляется в специфических условиях, что предполагает необходимость определения уникального и сложного порядка регулирования общественных отношений, в связи, с чем в отдельную отрасль выделено и военное законодательство3.

В настоящее время реализация конституционного положения о праве граждан на получение квалифицированной юридической помощи в условиях военной службы затруднена потому, что, во-первых, законодательством данное принципиальное положение в полном объёме прямо не регламентируется, во-вторых, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» не содержит определения понятия и сути юридической помощи военнослужащим, а также её особенностей, в-третьих, среди субъектов оказывающих юридическую помощь нет отдельного (независимого и самостоятельного) участника, наделенного соответствующими правами по оказанию квалифицированной юридической помощи военнослужащим.

Кроме того, научный интерес к данной теме обусловлен переходом Вооружённых Сил Российской Федерации на новый облик, что, в свою очередь, требует дальнейшего развития и совершенствования законодательства, а также создания необходимых органов для реализации военнослужащими ' конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи.

Успешная реализация мероприятий и достижение целей военной реформы зависят от выполнения ряда задач, среди которых выделяются: качественное совершенствование организационно-штатной структуры Вооруженных Сил Российской Федерацииобеспечение их боевой готовности, гарантирующей военную безопасность страныприведение штатной численности военнослужащих к уровню, адекватному существующим и потенциальным военным угрозам, с учетом экономических.

3 Военное право: Учебник /Под ред. В. Г. Стрекозова, А. В. Кудашкина. М., 2004; Кудашкин А. В. О соотношении военного права и права безопасности // Право в Вооруженных Силах. 2004. № 9. С.23−24. возможностей государствасоздание эффективной системы гарантий военнослужащим, в том числе и в области реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи.

Актуальным также в теоретическом, идеологическом и практико-прикладном отношении представляется сравнительное исследование правового регулирования права военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь и его реализация в странах с уже сформировавшимся механизмом реализации. С теоретической стороны она способствует более полному осмыслению новых явлений и тенденций в развитии военного права, дает возможность в научных целях оперировать новейшим зарубежным правовым материалом. В идеологическом смысле она позволяет уяснить ценностные детерминанты, которые заложены в основу преобразований, осуществляемых в армиях ряда государств. Наконец, в практико-прикладном отношении изучение опыта зарубежных армий позволяет выработать рекомендации, которые могут быть учтены отечественными органами законодательной и исполнительной власти, органами военного управления в их практической деятельности.

Научная разработанность темы. Специфика исследуемой проблемы вызвала необходимость обращения к мировой и отечественной литературе, освещающей различные аспекты механизма реализации военнослужащими права на квалифицированную юридическую помощь. Тема охраны и защиты прав и свобод личности всегда была в центре внимания юридической науки. Ей посвятили свои труды многие представители общей теории права.

Некоторые проблемные аспекты данной темы были объектом исследования А. Я. Азарова, С. Н. Бабурина, М. В. Баглая, Н. С. Бондаря, В. Н. Бутылина, Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, Г. А. Гаджиева, С. Ф. Кечекьяна, Ю. А. Куричева, А. Г. Кучерены, В. М. Лебедева, В. О. Лучина, Е. А. Лукашевой, Ю. А. Тихомирова и других ученых, которые в разное время и в разном объеме затрагивали, освещали, рассматривали вопросы реализации права на получение квалифицированной юридической помощи. Некоторые из них заложили теоретические основы, фундамент для современного понимания квалифицированной юридической помощи, ее характера и специфики, другие ученые развивали эту проблему в связи с политическими и социально-экономическими преобразованиями в России.

Среди исследований, затрагивающих отдельные общие вопросы юридической помощи личности, следует назвать работы С. С. Алексеева, С. А. Авакьяна, А. С. Автономова, П. А. Астафичева, П. А. Астахова, М. В. Баглая, П. П. Баранова, А. А. Белкина, В. П. Божьева, О. Н. Булакова, В. Н. Бутылина,.

B.В. Бушкевича, А. В. Васильева, О. А. Галустьяна, К. К. Гасанова, И. Н. Глебова, И. В. Гончарова, В. Н. Григорьева, О. А. Зайцева, А. В. Ендольцевой, Б. П. Елисеева, И. П. Ильинского, Н. Н. Кадникова, А. Д. Керимова, В. Я. Кикотя, Н. Г. Кобеца, А. И. Ковлера, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина, В. В. Лазарева, Ю. И. Лейбо, В. О. Лучина, Р. З. Лифшица, А. П. Любимова, С. С. Маиляна, В. П. Малахова, Г. В. Мальцева, Л. С. Мамута, М. Н. Марченко, Н. А. Михалевой, А. С. Подшибякина, А. С. Прудникова, М. М. Рассолова, Ф. М. Рудинского, В. П. Сальникова, Б. А. Страшуна, В. А. Туманова, В. Н. Фадеева, А. Е. Хабибуллина, О. В. Химичевой, В. Е. Чиркина, Г. Г. Черемных,.

C.М. Шахрая, Б. С. Эбзеева, Н. Д. Эриашвили, Л. С. Явича и других. Исследованием специальных правовых институтов были посвящены работы Б. Б. Каминского, Н. Н. Ковалевой, А. В. Корепиной, Л. В. Смирнова, О. М. Хатюшенко и других.

Специальный правовой статус военнослужащих и их отдельных категорий, вопросы его реализации были предметом исследований военных ученых-правоведов Х. М. Ахметшина, Д. Н. Артамонова, В. Н. Буробина, П. И. Гаврюшенко, А. Н. Грекова, A.M. Добровольского, В. И. Дудина, Г. И. Колибабы, Н. И. Кузнецова, А. В .Кудашкина, Ю. И. Мигачева, П. И. Романова, В. П. Серегина, Б. Ф. Старова, В. Г. Стрекозова, А.А. Тер-копова, С. В. Тихомирова, К. В. Фатеева, а таюке зарубежных ученых: К. Хессе, Ж. К. Рокепло, Р. Крокера и других.

Разработкам ученых, их методологии, сущности, понятийным элементам диссертант уделяет особое внимание. Многие теоретические выводы, положившие начало переосмыслению процедурных действий в системе реализации военнослужащими конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, не утратили своей актуальности и сегодня.

В то же время широкий круг вопросов, связанных с исследованием конституционно-правового механизма реализации военнослужащими права на получение квалифицированной юридической помощи ввиду их особого правового статуса, нуждается в научном осмыслении.

Остались практически без анализа само понятие «содержание данного конституционного права военнослужащего», его юридическая природа и место в системе других конституционных прав и свобод граждан. В научных публикациях отсутствует комплексный анализ эффективности работы тех органов, которые, наряду с адвокатурой и нотариатом, оказывают квалифицированную юридическую помощь военнослужащим.

Отсутствие комплексного исследования по указанным вопросам именно в отношении военнослужащих еще более подчеркивает актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является совокупность правовых отношений, связанных с реализацией военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи.

Предметом диссертационного исследования выступают нормы конституционного, военного и иных отраслей российского права, определяющих порядок реализации конституционного права военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь.

Структурными частями предмета изучения являются понятия «квалифицированная юридическая помощь военнослужащему», «порядок ее реализации» и другие вопросы, находящиеся в границах объекта и исследования, институты, обеспечивающие конституционное право военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь.

Нормативной базой исследования явились Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также законодательные и иные нормативные правовые акты стран СНГ, международно-правовые акты, регламентирующие вопросы реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. Кроме этого, исследованы правовые позиции, изложенные в решениях Конституционного Суда Российской Федерации и постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, проанализированы акты, принимаемые органами адвокатского сообщества в целях обеспечения деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи участникам уголовного судопроизводства.

Цель и задачи исследования

Цель диссертации состоит в том, чтобы на основе комплексного исследования состояния современного российского законодательства сформулировать понятие квалифицированной юридической помощи военнослужащему, комплексно проанализировать проблемы правового регулирования реализации военнослужащими права на квалифицированную юридическую помощь, разработать на этой основе рекомендации и предложения по разрешению существующих проблем и совершенствованию законодательства.

Достижению поставленных целей способствовало решение следующих основных задач:

1. Определение исходных теоретических положений, раскрывающих сущность конституционного права военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации.

2. Раскрытие понятия квалифицированной юридической помощи и порядка ее реализации военнослужащими с учетом особенностей их правового статуса.

3. Анализ правовых норм, закрепляющих конституционное право военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации и зарубежных государствах.

4. Исследование конституционно-правового механизма реализации военнослужащими Российской Федерации права на квалифицированную юридическую помощь.

5. На основе общего понятия и правовой природы конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи дать характеристику исследуемого института оказания квалифицированной юридической помощи военнослужащим.

6. Выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства по оказанию квалифицированной юридической помощи военнослужащим, обеспечению реализации военнослужащими Российской Федерации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, созданию стройной и непротиворечивой системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи военнослужащими.

Методология и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют комплекс научных методов познания социально-политических явлений и процессовобщенаучные и частнонаучные, специальные методы познания социально-правовых явлений: социологический, системно-структурный, сравнительно-правовой, и другие. В исследовании используются также общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение), с помощью которых выявляются закономерности, существующие в сфере государственно-правовых явлений, проблемы и пути совершенствования правового регулирования конституционного права на квалифицированную юридическую помощь.

Научная новизна исследования. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно является одним из первых комплексных исследований, в котором предпринимается попытка системного рассмотрения института квалифицированной юридической помощи военнослужащим.

Диссертант предлагает авторское определение понятия квалифицированной юридической помощи военнослужащим и вводит в научный оборот понятие конституционно-правового механизма реализации военнослужащими конституционного права на квалифицированную юридическую помощь.

Теоретическая значимость работы определяется разработкой положений, выводов и практических рекомендаций, включающих анализ и предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего право военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Авторское определение нового уточненного понятия квалифицированной юридической помощи военнослужащим, под которым понимается право военнослужащего на обращение к командиру войсковой части за осуществлением нотариальных действий, адвокату, прокурору, государственному или муниципальному органу, общественной организации за получением юридической консультации, других видов юридической помощи с целью обладания юридическими знаниями, для защиты нарушенных прав, юридического закрепления субъективных прав и предупреждения их возможного нарушения в будущем.

2. Изучение иностранного опыта получения военнослужащими зарубежных стран юридической помощи позволило диссертанту исследовать актуальную и всестороннюю информацию по этой проблеме и создать необходимую базу для ее последующего анализа, взять на вооружение с учетом российских условий все лучшее и достойное внимания и создать оптимальную модель оказания квалифицированной юридической помощи в Вооруженных Силах Российской Федерации.

3. Вывод о том, что конституционно-правовой механизм обеспечения права военнослужащего на квалифицированную юридическую помощь — это важнейшее средство, характеризующее социальные функции государства, который необходимо рассматривать как взятую в единстве и объективированную на нормативном уровне систему взаимосвязанных правовых средств, которые реализуются субъектами для получения значимых результатов их деятельности, направленной на реализацию государственной функции по социальной защите лиц, проходящих военную службу.

4. Авторская классификация структуры механизма реализации военнослужащими конституционного права на квалифицированную юридическую помощь:

1) механизм обеспечения, являющийся предпосылкой осуществления права военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь;

2) механизм непосредственной реализации — фактического претворения этого права в жизнь;

3) механизм защиты, вступающий в действие при нарушении права на квалифицированную юридическую помощь, направленный на их восстановление.

5. Вывод автора о том, что повышение качества юридической помощи и совершенствование механизмов ее обеспечения в процессе судебной защиты прав и свобод военнослужащих являются одним из важных направлений развития правовой реформы.

Среди первоочередных задач в этом плане являются: обеспечение оптимального сочетания негосударственных и государственных институтов юридической помощи военнослужащимсущественное повышение качества профессиональной подготовки юридических кадров, совершенствование квалификационной аттестации и расширение конкурсных начал отбора субъектов оказания юридической помощиусиление ответственности адвоката перед доверителем, включая имущественную, что предполагает, в свою очередь, необходимость эффективного использования механизмов страхования профессиональной имущественной ответственности адвокатовсовершенствование юридических (гражданско-правовых) договорных форм оказания юридической помощи, необходимость урегулирования возможности использования так называемого гонорара успеха.

6. Сущностью полномочий должностных лиц юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации по оказанию квалифицированной юридической помощи является часть их компетенции и совокупность персонифицированных юридических обязанностей и субъективных прав по исполняемой должности, связанной с осуществлением государственных функций по работе с военнослужащими.

Вывод автора о том, что сокращение должностей юридических специальностей и ликвидация существующей системы их комплектования, обучения и подготовки кадров в целом не будут способствовать получению военнослужащими квалифицированной юридической помощи по месту военной службы.

7. Предложения автора по совершенствованию законодательства по реализации конституционного права военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь сформулированы в проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», предусматривающим создание справочно-консультационных центров гарнизонов, на которые должна быть возложена задача по оказанию квалифицированной юридической помощи военнослужащим по месту военной службы.

Теоретическая значимость исследования определяется ее актуальностью, новизной и выводами. Настоящая диссертация в целом формирует новые подходы к научно-теоретическому осмыслению идеи по обеспечению социальной защиты военнослужащих, места и роли института оказания военнослужащим квалифицированной юридической помощи в общей системе прав и социальных гарантий военнослужащим.

Некоторые положения, выводы и рекомендации обогащают созданную теоретическую базу при обосновании реализации конкретных мер по совершенствованию механизма реализации конституционного права военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь.

Практическая значимость исследования. Практическое значение работы заключается в том, что полученные результаты, теоретические положения и выводы могут быть использованы в деятельности должностных лиц юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации по организации работы по оказанию квалифицированной юридической помощи военнослужащим, для совершенствования законодательства, в том числе внесения изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих».

Научная разработка вышеперечисленных проблем с позиции конституционного права будет способствовать дальнейшему развитию института оказания квалифицированной юридической помощи военнослужащим.

Результаты исследования могут быть использованы на практике, а также в учебном процессе при изучении курсов «Военное право», «Конституционное право Российской Федерации» курсантами и слушателями военных образовательных учреждений профессионального образования Российской Федерации, студентами образовательных учреждений высшего профессионального образования, при проведении разъяснительной работы среди допризывной молодежи.

Выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, дополняют теоретическую базу исследования проблемы реализации военнослужащими права на квалифицированную юридическую помощь. Работа вносит вклад в развитие конституционного права и может быть использована для дальнейших научно-практических исследований по данной проблематике.

Положения, рекомендации и выводы, содержащиеся в диссертации, уже используются должностными лицами в организации работы по оказанию квалифицированной юридической помощи, связанной с реализацией военнослужащими конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, при подготовке пособий, статей, лекций, других учебно-методических материалов, проведении занятий в системе командирской и общественно-государственной подготовки, организации справочно-консультационных центров в местах дислокации воинских частей и подразделений.

Достоверность и обоснованность. Основные положения диссертационного исследования базируются на Конституции Российской Федерации, нормах действующего законодательства Российской Федерации, 1 научных источниках конституционного права, других смежных отраслей правовой системы Российской Федерации. Важное место в обеспечении достоверности и обоснованности основных положений занимает их апробация в учебном процессе, на научно-практических конференциях, а также при подготовке научных публикаций, в практической деятельности воинских должностных лиц.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре государственно-правовых дисциплин ННОУ «Московский гуманитарный университет». Положения и выводы, полученные диссертантом в ходе проведенного исследования, были апробированы на научно-практических конференциях и семинарах, при проведении лекций в системе общегосударственной подготовки в Главном правовом управлении Министерства обороны Российской Федерации, в воинских частях Минобороны России, при проведении методических сборов с офицерами юридических специальностей.

Основные положения, теоретические выводы нашли отражение в докладах на научно-практической конференции «Проблемы юридической ответственности военнослужащих и военных организаций», проходившей в Военном университете в 2008 году, при разработке в Главном правовом управлении Министерства обороны Российской Федерации проектов Федеральных законов «О прохождении военной службы по призыву» и «О прохождении военной службы по контракту».

Структура диссертации обусловлена содержанием темы, задачами и логикой проведенного исследования. Она состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии и двух приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Изучив материалы состояния правовой защищённости военнослужащих можно прийти к заключению, что существующее правовое положение военнослужащих всё больше входит в противоречие с возрастающей государственной и общественной значимостью военной службы, кардинального улучшения в социально-экономическом и правовом положении военнослужащих не достигнуто.

Улучшение социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является важнейшей задачей обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а оказание квалифицированной юридической помощи военнослужащим, является гарантией обеспечения прав, свобод и законных интересов каждого военнослужащего, а также общества и государства в целом.

Конституционное право военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь, являясь специфической частью общей системы юридической помощи населению в Российской Федерации, с одной стороны, не может строиться в отрыве от этой общей системы, а с другой стороны, должна отражать специфику военной организации государства.

По этой причине совершенствование структуры, принципов организации и правовых механизмов конституционного права военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь должно оставаться самостоятельным направлением научных исследований, являться компетенцией всех государственных органов, органов военного управления и стать выгодным предметом приложения усилий общественных объединений, организаций и простых граждан России.

Совершенствование практики применения конституционных норм в военном праве также видится важнейшим направлением современного конституционно-правового развития, предпосылкой преодоления конституционного нигилизма в России.

В широком смысле, под квалифицированной юридической помощью военнослужащим понимается, деятельность уполномоченных на то законом субъектов, осуществляемая в установленном законом порядке с использованием, своевременных, надлежащих правовых средств, которые соразмерны требованиям закона и необходимы в целях содействия в реализации, защите прав, свобод и законных интересов военнослужащих, восстановлении нарушенных прав, предотвращении незаконного, необоснованного ограничения прав, свобод и законных интересов.

Сравнительное исследование правового регулирования права военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь и его реализации в странах с уже сформировавшимся механизмом реализации показывает о наличии незначительных отличий, обусловленных в основном особенностями социально-экономического развития и военного законодательства каждой из этих стран.

Военное законодательство развитых стран Европы и США, в том числе регулирующее деятельность субъектов оказания квалифицированной юридической помощи военнослужащим, создано и развивается в соответствии с основными международными актами, нормами и стандартами в области прав человека: Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.).

Как показывает проведённый анализ оказания юридической помощи военнослужащим в иностранных армиях, государства, подписавшие вышеперечисленные акты, в полной мере приняли на себя обязательства по обеспечению юридической помощи гражданам, в том числе и в военной сфере.

Суммируя отмеченные выше недостатки в правовом регулировании предоставления военнослужащим квалифицированной юридической помощи, организации деятельности по оказанию такой помощи, ее финансировании, диссертантом выявлены наиболее существенные проблемы, от решения которых зависит полнота реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи:

Правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с реализацией конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, содержатся в различных нормативных правовых актах. Однако в них отсутствует единый комплексный подход к проблемам, решение которых необходимо для обеспечения предоставления данного права.

Несмотря на широкий круг субъектов, оказывающих юридическую помощь, ни одна действующая модель не обеспечивает полностью потребность военнослужащих в бесплатной юридической помощи.

Значительная часть военнослужащих лишена доступа не только к бесплатной, но и к платной юридической помощи в силу своего проживания в удаленных и малонаселенных районах, где нет или недостаточное количество адвокатских образований.

Решение этой проблемы с помощью создания юридических консультаций и других адвокатских образований, что предусмотрено Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», представляется проблематичным ввиду отсутствия финансирования и практических механизмов создания таких образований.

Отсутствуют стандарты качества бесплатной юридической помощи военнослужащим, а также действенные механизмы, обеспечивающие качество.

Категории военнослужащих, которым государство предоставляет право на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, определены избирательно, их перечень не охватывает всех нуждающихся.

Размер вознаграждения и компенсации расходов при оказании юридическими консультациями и коллегиями адвокатов юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, существенно занижен, что не стимулирует их качественную работу, что существенно влияет на качество работы адвоката. Кроме того, остаётся неопределённым, в каком объёме оказывается юридическая помощь, кто будет контролировать качество юридических услуг и оплачивать услуги защитника, если к военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, применяется дисциплинарный арест.

Вышеназванные обстоятельства обуславливают своевременность и оправданность обращения к вопросам оказания квалифицированной юридической помощи военнослужащим.

В развитие рассматриваемой темы, по мнению автора, необходимо разработать и принять концепцию формирования системы квалифицированной юридической помощи военнослужащим в Российской Федерации, которая должна быть направлена на реализацию права на получение квалифицированной юридической помощи в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международно-правовыми актами.

Концепция должна устанавливать общие принципы формирования, функционирования и финансирования системы квалифицированной юридической помощи военнослужащим.

Целью концепции должно стать создание государственной системы оказания квалифицированной юридической помощи, которая будет территориально и финансово доступной, а также качественной.

Решение поставленных задач требует внесения изменений в федеральное законодательство, регулирующее отношения, складывающиеся в процессе реализации военнослужащими конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, и ряд подзаконных актов, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализующих эти положения.

Для достижения целей, которые будут определены в концепции, необходимо решить следующие задачи: обеспечить финансирование бесплатной юридической помощиопределить в законодательстве чёткие обязанности органа, предназначенного для реализации военнослужащими конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, в различных условиях в соответствии с особенностями их правового статусаобеспечить надлежащий уровень и оптимальный порядок оплаты труда лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь (адвоката, сотрудника государственного юридического бюро, иного лица) — установить четкие, разумные критерии доступа военнослужащего к. бесплатной юридической помощиустановить стандарты качества бесплатной юридической помощи. Автором предлагается, в рамках ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. № 232 «Об организации ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан ¦ уволенных с военной службы, и членов их семей», объективно оценить состояние доступности конституционного права военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь.

Следует отметить, что внесение изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», регулирующих отношения, складывающиеся в процессе реализации конституционного права на получение военнослужащими квалифицированной юридической помощи, потребует ревизии действующих норм и устранения возникших коллизий.

Представляется, что названные меры будут способствовать реализации конституционного права на получение военнослужащими квалифицированной юридической помощи в полном объёме.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года//Российская газета, 25 декабря 1993.
  2. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята постановлением Верховного Совета РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, № 52, ст. 1865.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации 1996 г., № 25, ст. 2954.
  4. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475.
  5. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 22 от 01.06.1998, ст. 2331.
  6. Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости СНД и ВС РФ, ст. 685.
  7. Федеральный закон от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 20.11.1995, № 47, ст. 4472, Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 20.02.1992, № 8, ст. 366.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 г., № 32, ст. 3301.
  9. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Парламентская газета № 104, 05.06.2002.
  10. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462−1). // «Ведомости СНД и ВС РФ», 11.03.1993, № 10, ст. 357
  11. Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 года). // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов, М., Юрлит., 1990 672 С.
  12. Международный пакт о гражданских и политических правах (19 декабря 1966 года). // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М., Юрлит., 1990,
  13. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (19 декабря 1966 года) // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М., Юрлит., 1990, 672 с.
  14. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1 августа 1975 года). // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М., Юрлит., 1990. 526 С.
  15. Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (15 января 1989 года). // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М., Юрлит., 1990. 324 С.
  16. Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда. // ООН, Департамент Общественной Информации. 112 с.
  17. P. L. 98 105 на основании статьи I раздела 9 Конституции США. Система военной юстиции Соединенных Штатов Америки, Материал предоставлен отделением военно-морской школы юстиции. Ellio№ Street №ewport, RC 2 841−1523.
  18. Title 10. Armed Forces. — U№ited States Code. 1994 Editio№. US Gover№me№t Pri№ti№g Office. — Wash., 1995. Sec. 1201- 1207, 1218, 1251 -1275, 1293 — 1315, 1331, 1403.
  19. Gesetz uber Versorgu№g fur die ehemalige№ Soldate№ der Bu№deswehr u№d ihre Hi№terbliebe№e№/Soldaate№versorgu№gsgesetz // SVG/BGBL. 20. Tag der Ausgabe: Bo№№, de№ 19 Marz. 1987. Zweiter Teil, 62 S.
  20. Armee i№ Bu№d№is. Bo№№. 1986. C. 190- Die№st i№ de№ Streitkrafte№. Bo№№, 1993. S. 5- Vierzeh№tes Gesetz zur A№deru№g des
  21. Soldate№gesetzes // Mi№isterialblatt des Bu№desmi№isteriums der Verteidigu№g. 1991. № 1. S. 15- BGBL.I.S.879, BGBL.I. S. 2273.
  22. Ha№dbuch des Staatsrechts der Bu№desrepublik Deutschla№d. Ba№d II. Demokratische Wille№sbildu№g Die Staatsorga№e des Bu№des. Heidelberg: C.F. Muller Yuristischer Verlag, 1988. — 596 S.
  23. Thierma№№ Y. Mitbestimmu№g. // Blaue Ju№gs. 1993. №U. S.29.
  24. Muraro №. La Protectio№ Sociale. Paris, 1989.
  25. Title 101 Fifth Co№gress of the U№ited States of America at the first sessio№. Wash., 1989.
  26. Sta№di№g Rules of The Se№ate / Washi№gto№. 1989. Title XXV.1.I. АКТЫ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ
  27. Решение Европейского Суда по правам человека от 23 апреля 2002 года по вопросу приемлемости жалобы Евгений Железов (Yevge№iy Zhelezov) против Российской Федерации (Жалоба № 48 040/99) // Журнал российского права. 2003. № 3.
  28. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2001 год. // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2002, № 10.
  29. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. № 9 // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 4, 2000.
  30. Обзор надзорной практики судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2002 год от 21.08.2003 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации № 9, 2003.
  31. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2002 года, дело № 49-Г02 37 // Справочная система «Консультант плюс».
  32. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 года № 16-П // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 51, ст. 6363.
  33. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 1998 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1999, № 3.
  34. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1997 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1997, № 3.
  35. Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ по гражданскому делу № 2н-4 227/95 по делу М. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1996, № 10.1. МОНОГРАФИИ, УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
  36. С.С. Теория права 1994 // М.: Бек. 224 С.
  37. С.С. Общая теория права и государства//М.: 1994. 308 С.
  38. С.С. Общая теория права (в 2-х томах): т.1. // М.: Юрлит., 1981.-360 С.
  39. Д.Т. Оказание адвокатами юридической помощи военнослужащим // Проблемы права. Международный правовой журнал. Челябинск, 2006, № 2. С. 112 114.
  40. И.С. Военно юридическая служба сухопутных войск США// Зарубежное военное обозрение. — 1990. № 6. — 29 С.
  41. . Г. В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: 1990. 109 С.
  42. Д.Т. Оказание адвокатами юридической военнослужащим // Проблемы права, № 2, 2006. С. 27 28.
  43. В. Д. Правоохранительный механизм: понятие, научный инструментарий / Охранительный механизм в правовой системе социализма. Красноярск, 1989. С. 8.
  44. Н.В., Орлов Г. В. Проблемы правового статуса военнослужащих в СССР. // Советское государственное право, 1990, № 11, С.47−60.
  45. И.Н. Международное право. Учебник. // М.: изд. ВКИ, 1980.-349 С.
  46. И.Н., Казанчев Ю. Д. Принцип оборонной достаточности и его реализация во внутреннем и международном праве // Советское государственное право, 1992. С. 38 -44.
  47. А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. // 1991. М. 142 С.
  48. JI.M. Юридической помощи много не бывает // Бизнес-адвокат, 2006. № 12, С. 15 16.
  49. Л.Н., Мастинский Я. М., Минаков А. И. О недостатках закона Об адвокатской деятельности и адвокатуре по вопросу о правовых основах оказания адвокатом юридической помощи // Адвокатская практика, № 4, 2003. С.2−5.
  50. В.К. Конституционное право на квалифицированную юридическую помощь как гарантия субъективных прав человека и гражданина // Черные дыры в Российском Законодательстве. Юридический журнал. № 1. 2006 г. С. 68 69.
  51. О.Н. Конституционное право на получение юридической помощи: сочетание материальных и процессуальных начал // М., Конституционное и муниципальное право, № 11, 2007. С. 31 35.
  52. М.И. Сущность права. Современное нормативное правопонимание на грани двух веков. Саратов, 2001. 184 С.
  53. Белая книга по вопросам обороны. // Франция. 1994. M.:Ambassade de Fra№ce е№ Russie Mi№istere des Affaires Etra№geres.
  54. Буц P.A. Военно юридические органы в Вооружённых силах стран НАТО// Основы государства и права. 1997. — № 3. С. 52 — 53.
  55. A.M. Правовые категории: методологические аспекты разработки системы категорий теории права. // М., Юрлит., 1976. 254 С.
  56. В.А. Настольная книга адвоката: постатейный комментарий к Федеральному закону об адвокатской деятельности и адвокатуре, нормативно-методические материалы // М., 2006. — 704 С.
  57. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. // М., Наука, 1979. 237 С.
  58. А.А. Военно-уголовное право США орудие реакции и войны. Учебное пособие. — JL, ВА тыла и транспорта, 1988. — 221 С.
  59. Военная администрация. Учебник. // М., ВКИ, 1990. 490 С.
  60. Военная реформа (история и перспективы). // М., Обновление, 1999. 172 С.
  61. Военное право: состояние и перспективы развития. (Круглый стол журнала «Государство и право»). // Государство и право. 1994. № 8. С. 3 42.
  62. Военно-уголовное законодательство Российской Федерации: Научно практический комментарий // Серия Право в Вооружённых Силах. М.: консультант. 2004. 304 С.
  63. Е.А. Правовое консультирование как элемент конституционного права на юридическую помощь // Право как ценность и средство государственного управления обществом. Сборник научных трудов. Вып. 2, Волгоград 2005. С. 215 220.
  64. М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. М., 2001. 162 С.
  65. М.В. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика //Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. М. Норма, 2006. С .109.
  66. А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. № 5. С. 104 109.
  67. В. Комплектование вооруженных сил Великобритании // Зарубежное военное обозрение. М., 1993, № 12. С. 13 15.
  68. , Т. Д. Зражевская и др. Охранительный механизм в правовой системе социализма. Красноярск, 1989.
  69. В.Н. Обеспечение конституционного права на квалификационную юридическую помощь и нормы профессиональной этики адвоката // Уголовное судопроизводство. № 1. М. 2007. С. 26 28.
  70. В.Н. Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие. Изд. 2-е, перераб. М. 2003. С. 59.
  71. Е.В. Некоторые проблемы механизма защиты субъективных гражданских прав // Правоведение. 2002. № 3. С. 178 185.
  72. Военная администрация. Учебник для слушателей военно-юридического факультета. // Под ред. П. И. Романова, ВПА им. В. И. Ленина, М., 1970.-466 С.
  73. Военная администрация. Учебник. // Под ред. Н. И. Кузнецова, 1990, М., ВКИ.
  74. К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека. М.: Закон и право, 2004. 184 С.
  75. Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 года // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. № 12. С. 109 110.
  76. А.П. Теоретические вопросы личных конституционных прав советских граждан. // Саратов, 1972. 75 С.
  77. В.М. Теория юридического процесса. // Высшая школа, Харьков, 1985.
  78. В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. -М.: Альфа-М, 2005. С. 133.
  79. И.И. Новый Закон о всеобщей воинской обязанности и офицерские кадры. // Военная мысль, 1968, № 3.
  80. JI.A. Адвокатура в России: Учебник для вузов / Под ред. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
  81. С.А. Конституционное право на получение юридической помощи: зарубежный опыт // Вестник Российского университета дружбы народов. М., № 1 (19)2006. С.80−86.
  82. В. Еще раз о принципах комплектования Вооруженных Сил. // Международная экономика и международные отношения. 1990. № 8. С.113−119.
  83. В. Всеобщая воинская повинность во Франции. // Зарубежное военное обозрение. 1990. № 7. С. 10−12.
  84. Единый кодекс военной юстиции Соединенных штатов Америки (1950 г.) в ред. Закона о военной юстиции 1983 г. // Пер. с англ. под ред. Е. В. Прокоповича.
  85. Р.В., Краснов Ю. К. Теория государства и права. // Учебник. М., Юристъ. 1999.
  86. Ю. Военная доктрина и право. // Красная звезда, 1992, 16 апреля.
  87. Законодательные работы по составлению Воинского Устава о наказаниях в соответствии с Уголовным уложением 1903 года. // СПб, 1907. 193 С.
  88. Законопроект одобрен. // Красная звезда, 1992, 3 июня.
  89. Г. А. Правовые основы организации и деятельности юридической службы Вооружённых Сил Российской Федерации // Учебное пособие, М., 2000 г. С. 3.
  90. Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 40. С.153 193.
  91. Ю.Д., Пчелинцев А. В. Правовое обеспечение военной реформы. // Авиация и космонавтика. 1989. № 18. С. 18.
  92. B.C. Международная защита прав человека. // М., Межд. Отношения. 1976. -233 С.
  93. С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. // М., АН СССР. 1958.- 187 С.
  94. А. Реформа системы комплектования Вооруженных Сил в западных странах. // Зарубежное военное обозрение. 1991. № 3. С. З 5.
  95. С.П. Проблемы реализации конституционного права на бесплатную юридическую помощь в российском законодательстве // Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. Ставрополь, Вып. 8, 2008. С 38 40.
  96. Кодекс Французской Республики «О национальной повинности».
  97. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (с изменениями и дополнениями, утвержденными вторым Всероссийским съездом адвокатов 8 апреля 2005 г.) // Российская газета. 2003. № 4.
  98. А. Д. Механизм правотворчества социалистического государствам., 1977. С. 5.
  99. Конституция и законодательные акты Французской республики. // Пер. с Франц., М., Прогресс, 1989. 446 С.
  100. Конституция и законодательные акты Французской Республики. -М.: Прогресс. 1989. С.ЗО.
  101. Конституция и законодательные акты Федеративной Республики Германии. // Пер. с немец., М.: Прогресс, 1990. 469 С.
  102. Г. Гарантии должны быть реальными. // Протестант. 1991.4.
  103. Коровников А. В. Социальная защита военнослужащих в зарубежных государствах: правовое регулирование. М., 1997. С. 206
  104. Ю.О. Финансовое обеспечение конституционного права на бесплатную юридическую помощь в уголовном судопроизводстве // Законодательство № 8. 2007 г.
  105. О.Ю. Модели оказания бесплатной юридической помощи: зарубежный и российский опыт // Вестник Российской правовой академии. № 3. 2007.
  106. О.Ю. Финансовое обеспечение конституционного права на бесплатную юридическую помощь в уголовном судопроизводстве // Законодательство. № 8. 2007.
  107. О.Ю. Финансовое обеспечение конституционного права на бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации // Право и экономика. № 9. 2007.
  108. О.Ю. Предоставление бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: законодательство и практика (в соавторстве с Кулагиным Д. В., Шабельниковым Д.Б.). М. 2005.
  109. А.В. О соотношении военного права и права безопасности // Право в Вооруженных Силах. 2004. № 9.
  110. А.В., Фатеев К. В. Правовая энциклопедия военнослужащего комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» М. 2005 г.
  111. В.Н., Васильев A.M. Право: развитие общего понятия // Советское государство и право. 1985. № 7. С. 12 13.
  112. Н.Ф. Конституция Российской Федерации и уголовное законодательство. // Вестник Московского Университета, серия 11, Право, 1994, № 5, С. 41−45.
  113. Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы. // М., 1999. Издательство РАГС.
  114. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристъ, 1995. 152 С.
  115. Г. Н. Военная служба и порядок ее прохождения. // М., Военное издательство Министерства обороны. 1973.
  116. Комментарий Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». // М.: «За права военнослужащих», 1999.
  117. Коровников А. В. Социальная защита военнослужащих в зарубежных государствах: правовое регулирование. М., 1997. -206 С.
  118. Е.В. Особенности проведения правовой экспертизы проектов приказов по личному составу и строевой части. // Право в Вооруженных Силах, 1998, № 2.
  119. А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права (Предмет, принципы, режимы, конструкции, система): Автореф. дис.. к.ю.н. Екатеринбург, 2003. С. 28.
  120. Е.Я. Правовые основы советского воинского долга. // Автореферат дисс.. канд. юр. наук. 1987. -20 С.
  121. А.В., Фатеев К. В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». //М.: «СПАРК», 1998.
  122. В. Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986.
  123. Е.Г. Механизм процессуального регулирования и его элементы // Журнал российского права. 2001. № 7.
  124. В. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992. № 1. С. 30.
  125. В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. // М., 2002 678 С.
  126. Т.П. Конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь // Изд. Московского университета МВД, 2005. С. 102 110.
  127. А.В., Родионов О. С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. № 9. С. 20.
  128. Н.И. Правовые отношения. // Теория государства и права. Курс лекций, Саратов, 1995.
  129. Н.И. и А.В. Малько. Теория государства и права: Курс лекций.//М., 1997. С. 627.
  130. Н.И., Малько А. В. Правовые режимы. Вопросы теории и практики //Правоведение. 1996. № 1. С. 17 18.
  131. Н. И. Личность. Права. Демократия. Саратов, 1972. С. 65.
  132. Н. Операцию планирует юрист. Из опыта правового регулирования жизнедеятельности войск в армиях ведущих зарубежных стран. // Армейский сборник, М. 2004, № 11.
  133. Н.И. Правовая система и личность. // Саратов. 1987.-293 С.
  134. Е.С. Конституционное право на квалифицированную юридическую помощь в странах СНГ // Конституционное и муниципальное право М. № 7, 2007.С. 20−23.
  135. Ю.И. Оптимизация механизмов и институтов защиты прав военнослужащих в Российской Федерации с учётом опыта зарубежных стран. // Государство и право 1999. № 5. С. 94.
  136. А. П. Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод // Курс международного нрава. М, 1989. С. 148.
  137. Международное право в избранных документах. // Сост. Моджорян С. А. М., изд. ИМО, 1957.
  138. Международное право. // Учебник. Отв. ред. Кожевников Ф. И. М., изд. Международные отношения, 1987. 577 С.
  139. Ю.И. Оптимизация механизмов и институтов защиты прав военнослужащих в Российской Федерации с учётом опыта зарубежных стран. Государство и право //№ 5, 1999.- С 89 103.
  140. Ю. Я, Семенов В. И., Фещенко Ю. П. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М.: Военный универ ситет, 2001. С. 159.
  141. Ю.И., Тихомиров С. В. Военное право // Учебник 1998.-304 С.
  142. Нарушения прав человека в армиях стран СНГ. // Документация Международного Общества Прав Человека, Франкфурт-на-Майне, ФРГ 108 С.
  143. А.И. Российское валютное право: регулирование статуса и деятельности адвокатов // Статут, 2006.
  144. Г. Н. Система юридической помощи малоимущим нуждается в совершенствовании // Адвокат. 2006. № 11-
  145. Общественные отношения. Вопросы общей теории. // М., МГУ, 1981.-199 С.
  146. С.И. Словарь русского языка. Изд. 20-е. // М., «Русский язык», 1988.
  147. Д. Подготовка командного состава сухопутных войск США. // Военный вестник. М., 1990, № 12.
  148. Ю. К. Подведомственность юридических дел. Свердловск, 1973.С. 92.
  149. Организация деятельности помощника командира войсковой части по правовой работе // Редакционно издательский центр генерального штаба Вооружённых — Сил Российской Федерации, 2004. — 296 С.
  150. Н.С. Принципы реализации нотариатом конституционного права на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации.// Право и жизнь, № 67, 2004. С 121−128.
  151. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ «О действенности государственной власти в России». М., 2007. С. 88.
  152. Процесс осуществления военного судопроизводства в США // Спб., 1998. часть 7. С.5
  153. A.M. Право граждан на юридическую помощь в конституционной суде // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. М Юридический журнал., 2007. №. С. 434 435.
  154. А.И. Правовой статус военнослужащих Российской Федерации, находящихся за рубежом, как участников уголовного процесса. //Российский следователь. 2005. № 12. С. 8 — 12.
  155. А.В. Совесть, закон, приказ. //. Правовые аспекты Чеченского кризиса. М., Мемориал, 1995.
  156. А.В. Использование зарубежного опыта в процессе совершенствования российского законодательства теоретические аспекты и практические проблемы // Президентский контроль, 2007, № 8.
  157. А.В. Приказ и закон: можно ли ставить знак равенства. // Человек и закон, 1990, № 8.
  158. А.В. Приказ и совесть. // Российская газета, 02.10.1991.
  159. Правовая работа в военных организациях: Практическое учебно -методическое издание. Серия «Право в Вооруженных силах консультант». -М.: «За права военнослужащих», 206. Вып. 67. С. 398.
  160. Г. М. К вопросу о конституционном содержании понятия квалифицированная юридическая помощь // Адвокат, № 4, 2007. С. 14−17.
  161. Ф.М. гражданские права человека: современные проблемы теории и практики // М., 2006. 477 С.
  162. Ф.М. Личные права и свободы граждан: конституционный статус личности. // М., Юрид. лит., 1980. 164 С.
  163. П.И. Единоначалие, правовые формы его закрепления и осуществления. // Военное издательство Министерства обороны, М., 1973 г.
  164. В. А. Инструментальная теория права в юридической науке // Современное государства и право. Вопросы теории и истории. Сборник научных трудов. Владивосток, 1992. С.22
  165. Современные зарубежные конституции: Учебное пособие / Сост. В. В. Маклаков- Отв. ред. Б. А. Страшун. М., 1992. 286 С.
  166. Е.И. Структура и механизм системы социальной защиты военнослужащих и ветеранов вооруженных сил США. // Социологические исследования. 1993. -№ 12.
  167. В. П. Гарантии конституционных прав и свобод граждан России как механизм их социально-правовой защиты // В сб. Права человека в России и правозащитная деятельность государства. Спб., 2003.-64 С.
  168. В.М. Теория государства и права // М., 1998. С. 146.
  169. В. М. Логические основания общей теории права. Т, I 456. М.: Юстицинформ, 2004. — 528 С.
  170. Д. «Гонорар успеха вне закона» Корпоративный юрист. М 2007, № 3.
  171. Стремоухов А. В. Правовая защита человека, — СПб // 2007. — 312 С.
  172. Е.И. О некотором зарубежном опыте реализации социальных проблем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей. // Информационный бюллетень, М., 1993, № 1. С. 39.
  173. Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Теоретико-правовое исследование. //Воронежский госуниверситет, 1996.
  174. В.Г., Кудашкин А. В. Военное право // Учебник. Военный университет М., 2004-
  175. .А. Десять лет конституционных прав и свобод // Журнал российского права. М., 2003
  176. JI.A. Трудовое право. // М., Высшая школа, 1995.
  177. Н.Н. Юридические конструкции в праве и научном исследовании (Методологические проблемы) // Российский юридический журнал. 2000. № 3.
  178. Е.Г. Конституционное право на юридическую помощь // Правовое государство. Юридический научно-популярный журнал. М, 1999. № 1.
  179. Теория государства и права. // Учебник. М., МГУ. 187 С.
  180. К. Б., Хабибуллин А. Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. Уфа, 1991.
  181. О.И. Конституционные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации: Учебник для ВУЗОВ // М.: Норма, 2005 г.-608 С.
  182. Ю.А. Действие закона. // М., Известия, 1992. 163 С.
  183. Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.-798 С.
  184. Н.Ю. Новая форма прохождения военной службы. // Законодательство зарубежных стран. Реферативный сборник № 6, М., Институт сравнительного законодательства и правоведения, 1989.
  185. В.Н. Теория государства и права. // Учебник, М., «Отечество», 1993. 344 С.
  186. С.В. Проблемные вопросы реализации военнослужащими права на получение квалифицированной юридической помощи // Право в Вооруженных Силах 2008, № 7. С. 20 22.
  187. А. Докажи, что бедный, шесть раз. Эксперимент по бесплатной юридической помощи начался с непроходимой бюрократической волокиты // Российская газета. 2006. № 4040.
  188. И.В. Содержание и место конституционного права на квалифицированную юридическую помощь в системе прав и свобод человека и гражданина // Право и жизнь. 2007. № 107.
  189. К.В. Правовые механизмы: Основы теории // Государство и право. 2006. № 12.
  190. К. В. Инструментальная теория права перспективное направление научного исследования // Правоведение. 2002. № 2.
  191. Условия службы в Армии Обороны Израиля (по материалам управления Кадров АОИ).
  192. Н. Б. Судебная защита прав военнослужащих. М.: Юркнига, 2005.-176 .
  193. Д.М. Субъективное право и формы его защиты. // 1968.72 С.
  194. А.Ф. Юридические конструкции, их роль в науке и практике // Правоведение. 1972. № 3. С. 12 19.
  195. И.Г. Система гарантий конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь // Проблемы права. Международный правовой журнал., Челябинск, № 3, 2006. С.118 123.
  196. И.Г. К вопросу о понятии конституционного права граждан на квалификационную юридическую помощь // Проблемы права. Международный правовой журнал. Челябинск, № 4, 2006. С.203 206.
  197. С.В. Проблемные вопросы реализации военнослужащими права на получение квалифицированной юридической помощи // Право в Вооруженных Силах, 2008, № 7. С. 26 30.
  198. B.C. О понятии правового института. // Правоведение, 1970, № 4. С. 61 -67.
  199. JI.C. Общая теория права. Л., 1991. 286 С.
  200. V. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ
  201. Н.В. Правовой статус советских военнослужащих: Дис.. докт. юрид. Наук: М., ВИМО, 1986.-456 С.
  202. М.Ю. Проблемы российской адвокатуры: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 1997.
  203. Н.Ф., Обеспечение конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи в российском уголовном процессе: Автореферат дисс.. канд. юрид. наук. Саранск, 2005.
  204. О.Ю. Конституционное право на бесплатную юридическую помощь в Российской Федерации: Автореферат дисс.. канд. юрид. наук, М., 2007 203 С.
  205. В.Б. Фактический (юридический) состав в механизме правового регулирования: Автореферат дисс.. канд. юр. Наук. Свердловск, 1975 -19 С.
  206. Г. Н. Правовые основы советской военной службы: Дисс.. канд. юрид. наук, М., ВЮА, 1955.-402 С.
  207. И.Н. конституционные права и свободы советских граждан и их развитие в текущем законодательстве: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1981 -23 С.
  208. Е.А. Правовой институт (Теоретико-правовое исследование): Автореф. дис.. к.ю.н. Саратов, 1998 -20 С.
  209. А.В. Конституционно-правовой статус военнослужащих в Российской Федерации: Автореф. дисс. .канд. юрид. наук, М., РАГС, 1998−19 С.
  210. Ю.И. Конституционные права военнослужащих (Сравнительное исследование законодательства Российской Федерации, США, Франции и ФРГ): Дисс. .канд. юрид. наук. М., ВКИ, 1993 г.
  211. Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих (сравнительно правовое исследование): Дис.. докт. юр. наук. М., 1993.
  212. H.JI. Реализация конституционного права на квалифицированную юридическую помощь как основное содержание деятельности нотариата Российской Федерации: Дис. .канд. юрид. наук. М., 2004.
  213. П.И. Правовые отношения в советском военном управлении: Дисс.. канд. юрид. наук, М.: ВЮА, 1953 -404 С.
  214. О.С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2001.
  215. О. В. Конституционные основы нотариальной деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М, 2001.
  216. .Ф. Надзор военного прокурора за исполнением законодательства о всеобщей воинской обязанности: Дисс. .канд. юрид. Наук. М., 1982−187 С. 9 ъ
  217. Тер-Акопов А. А. Правовые основания ответственности за воинские преступления: Дисс. .докт. юрид. Наук. М., 1982 -457 С.
  218. А.А. Правовые основы исполнения уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим: Дисс.. докт. юрид. наук, М.: ВУ, 1997.
  219. В.П. Вопросы теории и практики назначения наказания за воинские преступления: Дисс. .канд. юрид. наук, М.: ВПА, 1973.
  220. Н.Н. Право на юридическую помощь и механизм его обеспечения в современной России (теоретико-правовой аспект): Дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2000. 180 С.
  221. А.С. Конституционное право на бесплатную юридическую помощь и механизм его реализации в современной России: Автореф. дис.. канд. юрид. наук М., 2008 г 25 С.
  222. Е. В. Юридические средства защиты прав и свобод военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 2004.
  223. Е.Г. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь (российская действительность и мировой опыт): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2001.-25 С.
  224. О.А. Механизм правоприменения: Автореф. дис.. к.ю.н. Саратов, 1995.
  225. И.Г. Реализация конституционного права на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: Дисс.. канд. юрид. Наук. Челябинск, УЮИ МВД России. 2007.
Заполнить форму текущей работой