Древнегерманская религия.
Религиоведение
Верования германцев до принятия христианства характеризуется как дуалистический политеизм. Это значит, что верховная власть над миром в вероучении приписывается множеству божественных существ, которые разделены на два противоборствующих лагеря. В начале мироздания это асы и ваны, затем боги и хтонические чудовища (великаны, карлики и т. п.). Именно борьба добрых и злых сил определяет судьбу как… Читать ещё >
Древнегерманская религия. Религиоведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
" Старшая Эдда"
Древнегерманская религия — это система религиозных представлений германцев, которые с древнейших времен до V в. Занимали территорию Европы от Дуная до Рейна и от Альп до крайнего севера Европы (включая Скандинавию и с 1000 г. Исландию).
Главными источниками сведений о древнегерманской религии являются «Старшая Эдда», представляющая собой сборник мифологических и героических песен, дошедший в исландской рукописи второй половины XIII в. (Codex Regius 2365), и прозаическая «Младшая Эдда» — учебник поэтического искусства скальдов, составленный исландцем Снорри Стурлусоном (1178−1241) также в XIII в. и содержащий образцы поэзии скальдов (начиная с IX в.), а также расшифровку скальдических иносказаний (кеннингов).
Верования германцев до принятия христианства характеризуется как дуалистический политеизм. Это значит, что верховная власть над миром в вероучении приписывается множеству божественных существ, которые разделены на два противоборствующих лагеря. В начале мироздания это асы и ваны, затем боги и хтонические чудовища (великаны, карлики и т. п.). Именно борьба добрых и злых сил определяет судьбу как мироздания, так и отдельного человека. Соответственно, за эту борьбу человеку воздается по его достоинству (воинской доблести), а также после ее окончания, т. е. в конце существования мира.
Боги в скандинавском эпосе противостоят враждебным хтоническим чудовищам и великанам, возвышаются над природными духами альвами и карликами, над женскими судьбоносными существами (валькириями и норнами). Высший пантеон богов представлен как результат объединения двух групп богов — асов и ванов — после войны, точнее, как результат племенного поглощения асами ванов — весьма ограниченной группы божеств, связанных с хозяйством, наделенных магическим и пророческим даром и сакральным миролюбием (Ньерд, Фрейр, Фрейя). Те же свойства у асов разделены: хозяйственное благополучие связано с Тором, магия и пророчество — с Одином, а миролюбие — с Бальдром. Асы и ваны, враждебные в начале мира, выступают в его конце как единое племя богов.
Асы представлены в эпосе как возглавляемая Одином патриархальная община, в которой, однако, важные вопросы решаются на тинге (собрании всей общины); большое значение имеют ритуальные пиры богов с распитием священного напитка.
В пантеон входят следующие боги: Один (власть, мудрость, магия, в том числе военная, покровитель воинов, хозяин Валхаллы), Тор (громовик с военными и аграрными функциями, главный борец с великанами и мировым змеем), Тюр (небесный бог, покровитель военных собраний и поединков), Хеймдалль (страж богов и мирового древа), Хенир, Улль (стрелок из лука и лыжник), Бальдр (юный бог — ритуальная жертва), Ньерд (плодородие, море и судоходство), Хед (слепой бог, убийца Бальдра), Фрейр (плодородие, мир), Локи (божественный плут и насмешник, отец хтонических чудовищ, посредник между богами и великанами), Браги (бог-скальд) и некоторые другие. Имеются еще юные боги Видар, Вали, Магии и Моди, которые действуют главным образом как мстители за отцов и братьев; Хермонд, который пытается вернуть брата Бальдра из царства смерти хель. Вили и Be упоминаются только как братья Одина и сыны Бора, а Од — как муж Фрейн (и, вероятно, ипостась того же Одина). Богини (имеющие в основном отношение к плодородию и деторождению) — это, прежде всего, Фригг, Фрейя, Сив, Идунн, а также охотница и лыжница Скади, иногда упоминаются Гевьон и Фулла.