Философия немецкого и русского анархизма второй половины XIX века: Сравнительный анализ
Автор отмечает также актуальность и востребованность анархической теории в XX в. Находясь в рамках философской теории, анархизм представляет собой мирное учение, сущность которого заключается в сведении политико-правового регулирования, принудительного по своей природе, к добровольному, договорному. Однако, анархизм способен перевоплощаться в идеологию, общественно-политическое движение… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Историко-философский и теоретико-методологический аспекты классического анархизма как философского учения
- 1. 1. Духовные истоки теоретического анархизма, становление и классификация анархистских учений
- 1. 2. Субстанциальные признаки анархистской теории, ее философские основания и проблема философского определения анархизма
- 1. 3. Специфика используемых методов для исследования философии анархизма
- Глава 2. Сравнительный анализ философии немецкого и русского анархизма второй половины XIX века
- 2. 1. Личность и общество в наследии немецких и русских теоретиков анархизма
- 2. 2. Философские проблемы власти, государства и права в трудах анархистов
- 2. 3. Философия свободы и собственности в немецком и русском анархизме
Философия немецкого и русского анархизма второй половины XIX века: Сравнительный анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы. Выбор темь| обусловлен, в первую очередь возникшим с недавнего времени интересом к анархистской доктрине и не всегда корректными критическими отзывами в адрес анархистских теорий М. Штирнера (1806 — 1856), М. Бакунина (1814 — 1876) и П. Кропоткина (1842 -1921), во вторую — сравнительно слабой научной разработанностью этой темы в современной отечественной истории философии с учетом изменившейся в перестроечную эпоху методологии познания, а также приближением юбилейных дат: 200 лет со дня рождения М. Штирнера и J30 лет со дня смерти М. Бакунина. Среди теоретиков анархизма есть и другие яркие его представители. Так, например, учение французского мыслителя П.-ЖПрудона оригинально и познавательно, однако его доктрина относится к тому же типу анархистского мировоззрения, что и учения русских анархистор.еория же М. Штирнера принципиально отличается от русского анархизма И в этом смысле представляет наибольший интерес для сравнения.
Теоретический интерес к анархизму каждый раз возрастает вместе с активизацией практических движений, направленных на борьбу с всевластием государства, элементы анархизма слишком явно заметны как в идеологии современного антиглобализма, так и в других протестных движениях, особенно молодежных. С другой стороны, несмотря на практическое любопытство к анархизму, в последние годы практически нет фундаментальных научных работ по анархизму. Не отстают в этом направлении от академической науки и журналы. В философских, исторических, социологических, политологических, психологических и юридических изданиях нечасто встречаются аналитические статьи по проблематике анархизма. Анархистские тенденции всегда были свойственны российскому менталитету, а массовые умонастроения анархистского толка чрезвычайно опасны и чреваты пагубными последствиями для страны, для которой характерны революционаризм, разрыв связи времен и вечное возвращение к уже пройденному.1.
Вместе с этим, всякий раз, когда возникает интерес к анархистскому мировоззрению, когда отсутствуют современные концепции по данной проблеме, когда не изучены и не описаны многообразные формы его проявления в современном обществе, когда не выявлены механизмы, способствующие переходу на позиции анархизма на уровне индивида, когда усиливается государственный и правовой нигилизм, всякий раз исследователь неизбежно обращается к классикам анархистского мировоззрения. Не избежал этой участи и диссертант, вынужденный обратиться к идейным истокам анархизма — работам М. Штирнера, М. Бакунина и П. Кропоткина, т.к. именно в Германии и России вызревали идеи анархизма и проходили свою апробацию. t.
Объектом научного исследования является такое направление социально-философской мысли как анархизм, предметом — непосредственно философия немецкого и русского анархизма XIX в. в их сравнении, а также история возникновения и становления анархизма, его философские основания, содержание и признаки. Последние отражены в трудах М. Штирнера, М. Бакунина и П. Кропоткина. Именно они определили специфику анархизма и придали ему вид законченной теории.
Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что анархизм как целостное мировоззрение сформировался в середине XIX в., отдельные анархистские идеи были присущи еще античному сознанию. Анализ же и осмысление классических анархистских доктрин пришлись в основном уже на XX в., хотя уже во второй половине XIX в., со времени создания I Интернационала велась достаточно активная идейная полемика К. Маркса с М. Бакуниным и прудонизмом, примером чему может служить работа «Нищета философии». Среди зарубежных аналитиков анархизма, преимущественно немецких, следует отметить наиболее значимые труды П. Эльцбахера, Е. Ценкера, Р. Штаммлера, Г. Цокколи, В. Саводника, Р. Шельвина, М. Неттлау, О. Хеффе.
1 См.: Вехи. Из глубины / Под ред. B.C. Степина. М., 1991. С. 446. x&qt в 50-е годы XX столетия работ австрийского ученого П. Фейерабенда по философии и методологии науки анархистская идея безвластия перекочевывает из социально-политического поля в научно-познавательное, превратившись в одну из разновидностей анархизма — эпистемологический.
В России научные и научно-публицистические работы по философии анархизма появляются в основном с середины XX в. Изданные работы весьма незначительны, что, по-видимому, можно объяснить несколькими причинами. С одной стороны, отдельные исследователи проблематику анархизма считают неактуальной1, с другой стороны, долгие десятилетия наша философская наука считала, что полную и исчерпывающую критику анархизма дали классики марксизма-ленинизма, а соответственно и выявили его сущность.
Однако, существует ряд историков, философов и других отечественных обществоведов, объектом исследования которых является анархизм. Это работы Н. Пирумовой, В. Комина, С. Балаева, J1. Мамута, С. Канева, А. Мкртичяна, Ф. Полянского, В. Графского, Д. Пронякина, С. Ударцева и др.
Методологической основой работ одних является марксистско-ленинское учение, другие старались уйти от недостатков и односторонности марксизма-ленинизма. Начиная с 90-х годов XX столетия в отечественной обществоведческой литературе появляются работы, претендующие на объективность, выявление внутренней противоречивости учения, а не просто отвергающие его. Такой подход наблюдается в монографиях Д. Пронякина, С. Балаева, В. Федотовой, М. Хевеши и др.
Целью исследования является выявление своеобразия немецкого и русского анархизма второй половины XIX в., демонстрация его становления на основе сравнительного анализа произведений его родоначальников — М. Штир-нера, М. Бакунина, П. Кропоткина.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:
1 См.: Блауберг И. И. Анархизм: что мы знаем о нем? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 165.
— определить культурно-исторические, социально-политические условия формирования анархистского мировоззрения;
— выявить философские основания анархизма, их специфику и отличие их от социально-политических;
— провести сравнительный анализ двух типов (немецкого и русского) анархистского мировоззрения, уточнить взаимосвязи и взаимовлияния доктрин М. Штирнера, М. Бакунина, П. Кропоткина, уяснить их оригинальность и самобытность;
— доказать целостность и логическую завершенность анархистского мировоззрения при обилии его модификаций, исторических типов и пр.;
— выявить личностные, субъективные аспекты, предопределившие характер и особенности каждой анархистской доктрины.
Источниковедческая база. Исходя из специфики и поставленных задач источниковедческую базу диссертационного исследования составляют труды М. Штирнера, М. Бакунина, П. Кропоткина, их союзников и идейных противников, публикации разных лет в журнальных изданиях, учебных пособиях, справочной и монографической литературе по классическому и современному анархизму, включая издания на немецком языке.
Методология исследования. При изучении такого феномена как анархизм диссертант использовал плюралистическую методологию, которая включает в себя многообразие методов, подходоэ, используемых в историко-философских исследованиях: текстологический анализ источников, системный, структурно-функциональный, аксиологический, нарративный, дескриптивный, диалектический, но особое место в этом ряду занимает компаративистский подход, позволяющий наиболее адекватно решить поставленные задачи.
Историзм, как принцип познания объектов и явлений в их развитии, становлении, в связи с конкретными историческими условиями их определяющими, помог оценить философию анархизма как рродукт определенного исторического развития общества с точки зрения того, как она возникла, развивалась и сложилась в свою классическую форму. Принцип историзма способствовал фиксированию изменений анархического сознания, в которых отразилось формирование его специфических свойств, определяющих его сущность и качественное своеобразие.1 Соблюдение принципа объективности в научном познании позволило избежать каких-либо моральных оценок анархизма, которые нередко затрудняют исследовательский процесс, Необходимость учета действия принципа противоречивости возникла при исследовании неоднородности анархического учения. Именно противоречивость, антиномичность некоторых содержательных анархистских идей, во-первых, явились движущей силой развития анархической теории в цедом, а, во-вторых, придали ей неповторимость и своеобразие. Сочетание исторического и логического методов познания позволило воспроизвести исторически развивающееся анархистское учение от истоков к его классической форме.2 Системный подход при изучении философии анархизма способствовал уяснению того, что свойства этой доктрины определяются не только и не столько суммированием свойств, составляющих ее самостоятельных учений, сколько свойствами ее структуры, ее философскими основаниями, ее особыми системообразующими, ицтегративными связями, такими, как, например, общие для всех анархистских теорий духовные истоки, содержание, субстанциальные признаки и т. п.3 Структурно-функциональный анализ помог не только расчленить анархизм на структурные составляющие, но и определить их роль и взаимодействие друг с другом. С помощью аксиологического подхода диссертант выявил научную ценность анархистской историософии, представляя анархизм как целостное мировоззрение, несводимое к отдельной ценностной установке, даже самой привлекательной. Дескриптивный подход способствовал описанию и анализу анархического феномена второй половины XIX в. языком современной философской науки, используя соответствующий.
1 См. подр.: Кохановский В. П. Историзм как принцип диалектической логики. Ростов-на-Дону, 1978. С. 136.
2 См.: Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991. С. 350- Елсуков А. Н. Проблема исторического и логического // Вестник ЭДГУ. 1969. Серия 7. Философия. № 4. с. 48−49.
См. подр.: Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статьи. М., 1991. С. 28−30. понятийно-категориальный аппарат. Нарративный подход позволил диссертанту разглядеть в анархических учениях способы и характер, особенности изложения, повествования теорий. В рамках нарративного подхода смысл анархо-доктрин трактуется не как фундированный, обрснованный онтологией исторического процесса формирования каждой, а как возникающий в контексте авторского описания, рассказа об исторических событиях анархического содержания. В работе автор использовал анализ и синтез, элементы герменевтики, формализации, типологизации, но более всего сравнительный метод позволил понять особенности и специфику каждого анархистского учения, выявить значение авторского вклада в его формирование. Значительную методологическую нагрузку в уяснении феномена анархизма выполняют использованные автором в диссертации труды отечественных философов Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Нов-городцева, С. Франка и др. и некоторых немецких мыслителей (П. Эльцбахера, Р. Штаммлера, Е. Ценкера и др.).
Научная новизна диссертационного исследования заключается во-первых, в том, что в нем впервые в отечественной литературе проводится целенаправленный сравнительный анализ анархистской философской мысли Германии и России второй половины XIX в. — трудов М. Штирнера, М. Бакунина и П. Кропоткина.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Анархизм как философское учение, имеет свою внутреннюю логику, характерные черты, философские основания и философское определение.
2. Анархизм как общественный феномен может быть классифицирован по различным основаниям: по географии возникновения и распространения, по хронологическим рамкам, по идейному содержанию, по форме проявления в общественной жизни, по характеру и типу социальных регуляторов и др.
3. Сравнительный анализ теорий М. Штирнера, М. Бакунина и П. Кропоткина позволил выявить не только различия, но и обнаружить общие типологические черты, характерные для всех теорий, которые обусловлены общностью проблематики, культурно-исторических и социально-политических уеловий Германии и России середины XIX в. Все это дает основания говорить о целостности такого общественного явления как анархизм.
4. Проведенный анализ классического анархизма позволяет говорить об идейном обогащении не только философии, но и обществознания в целом. Познавательная ценность феномена анархизма заключается в его уникальных возможностях: из философского учения социальной направленности анархизм может трансформироваться как в теорию познания (эпистемологический анархизм П. Фейерабенда), так и в политическую идеологию и общественную практику в различных, в том числе и негативных, проявлениях.
Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что его результаты могут быть использованы при дальнейшей разработке проблем анархизма, при составлении и чтении общих и специальных курсов по истории философии.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в докладе на международной научно-технической конференции «Наука и образование 2004», проходившей на базе МГТУ 8−10 арреля 2004 г. в секции молодых ученых и аспирантов, а также в семи журнальных статьях.
Заключение
.
Проделанная работа позволяет сделать вывод о достижении цели диссертационного исследования. Автор творчески и критически переосмыслил анархический феномен духовной культуры второй половины XIX в. в Германии и России, сделал попытку преодолеть с позиций методологического плюрализма сложившиеся в годы советской власти идеологические наслоения и партийные стереотипы, односторонность и предвзятость монистических суждений о М. Штирнере, М. Бакунине и П. Кропоткине.
Решая поставленные для достижения данной цели задачи, диссертант, во-первых, исследовал и раскрыл культурно-исторические, социально-политические и гносеологические корни анархического мировоззрения, показал, что классический немецкий и русский анархизм представляет со-, бой закономерное явление, рождающееся в обществе при наличии определенных исторических причин как материального (экономического, политического и социального), так и духовного характера. К таким факторам можно отнести: природно-географический (территориальный, климатический, экологический), который обусловил появление двух разных типов анархизма — германского и романского, идеалистического и коллективистскогоисторический фактор, который включает в себя учет социально-политической и экономической истории России и Германии и объясняет особенное в содержании анархистских доктринкультурный фактор подразумевает развитие философской, религиозной и художественной мысли двух стран второй половины XIX в.
Во-вторых, автор раскрыл философскую и социально-политическую сущность анархизма, выразив ее в предложенном определении последнего как системы идей об абсолютно свободной личности в обществе без власти. Содержание классического анархизма составляет утопическая идея-мечта об идеальном государстве, в котором свободная личность и свободная общественность будут взаимодействовать и взаимообогащать друг друга.
В-третьих, диссертант в рамках своего плана произвел сравнительно-исторический анализ немецкого и русского анархизма и установил, что учения М. Бакунина и П. Кропоткина по содержанию приближены друг к другу, в то время как доктрина М. Штирнера разительно отличается не только от русского анархизма, но и мирового в целом. Однако, в свете современной отечественной и европейской историософской мысли штирне-ровский анархизм имеет большее научное значение, так как явился впоследствии основой, базой для экзистенциализма и психоанализа, тогда как русское анархическое учение представляет собой не более чем исторический момент, который при известных обстоятельствах может неоднократно повторяться. При этом удалось дополнительно систематизировать и классифицировать анархистские воззрения, введя в научный оборот ранее недоступные источники — как отечественные, так и зарубежные.
Автору далее удалось, как представляется, доказать архетипическое единство и содержательную целостность анархического учения, несмотря на обилие его модификаций, внутреннюю логичность и философскую обоснованность. Исследуя классический немецкий и русский анархизм, а заодно и мировой, диссертант доказал, что, несмотря на его вариативность, анархизм — это логически завершенная, стройная доктрина, укладывающаяся в рамки своего философского определения.
Наконец, автор выявил объективные и субъективные, внутренние и внешние причины, обусловившие характер, содержание и направленность учений Штирнера, Бакунина и Кропоткина, придавшие им специфику и неповторимость. К ним можно отнести разные философские основания, на которые опирался каждый из отобранных репрезентантов, историческая эпоха, в которой жили и творили анархисты, разный культурный и профессиональный уровень авторов анархистских текстов, а также психологические различия: тип темперамента, тип высшей нервной деятельности, характер, способности, и т. п.
Автор отмечает также актуальность и востребованность анархической теории в XX в. Находясь в рамках философской теории, анархизм представляет собой мирное учение, сущность которого заключается в сведении политико-правового регулирования, принудительного по своей природе, к добровольному, договорному. Однако, анархизм способен перевоплощаться в идеологию, общественно-политическое движение и практику. Пропагандистская деятельность анархизма становится успешной в тех государствах, где наблюдается слабость, разрозненность и недисциплинированность социально-демократических партий, как, например, в России. Все попытки привить анархизм в Германии потерпели неудачу не вследствие репрессивной политики правительства, а благодаря силе социальной демократии. В Германии анархизм не вышел за рамки философии и трансформировался со временем в методологический принцип познания, тогда как в России свою философскую форму он приобрел в последнюю очередь, сложившись сначала как политико-правовая идеология и социально-политическое движение. Именно Россия, для которой в начале XIX в. были характерны слабость и раздробленность левых сил (социальных демократов, меньшевиков, эсеров) явилась в конце XIX в. очагом революционно окрашенного анархизма. Обращает на себя внимание прогностическая функция анархизма. Классический русский и немецкий анархизм «предчувствовал» тоталитарные режимы и диктатуры XX в. (в Германии -«третий рейх», в России — сталинизм), для которых анархизм стал в определенном смысле их опережающим отражением.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для подготовки спецкурса в рамках отечественной истории философии, а также могут быть востребованы в воспитательной работе со студентами, молодежными объединениями, для выступления в средствах массовой информации.
Список литературы
- Бакунин, М.А. Анархия и порядок : Сочинения / М. А. Бакунин. М.: ЭКСМО — Пресс, 2000. — 701 с.
- Бакунин, М.А. Избранные сочинения : в 5 т. Т. 5. / М. А. Бакунин. М.: Мысль, 1992.- 470 с.
- Бакунин, М.А. Избранные философские сочинения и письма / М. А. Бакунин. М.: Мысль, 1987. — 573 с.
- Бакунин, М.А. Философия, социология, политика : сборник / М. А. Бакунин. М.: Правда, 1989. — 621 с.
- Кропоткин, П.А. Анархия, ее философия, ее идеал : сочинения / П. А. Кропоткин. М.: ЭКСМО — Пресс, 1999. — 215 с.
- Кропоткин, П.А. Взаимная помощь среди людей и животных как двигатель прогресса / П. А. Кропоткин. Пг.- М.: Логос, 1922. — 123 с.
- Кропоткин, П.А. Дневники разных лет / Ц. А. Кропоткин.- М.: Сов. Россия, 1992.-464 с.
- Кропоткин, П.А. Записки революционера / П. А. Кропоткин М.: Московский рабочий, 1990. — 526 с.
- Кропоткин, П.А. Речи бунтовщика / П. А. Кропоткин. Пг.-М.: Логос, 1921.-215 с.
- Кропоткин, П.А. Хлеб и воля / П. А. Кропоткин. М.: Правда, 1990. -368 с.
- Кропоткин, П.А. Этика. Избранные труды / П. А. Кропоткин. М.: Политиздат, 1991.-493 с.
- Штиркер, М. Единственный и его собственность / М. Штирнер. Харьков: Основа, 1994. — 558 с.
- Штирнер, М. Единственный и его собственность : пер. с нем. Б.В. Гим-мельфарба, М. П. Гохшиллера / М. Штирнер. СПб.: Азбука, 2001. — 448 с.
- М.Алексеев, П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика / П. В. Алексеев, А. В. Панин.-М.: Высшая школа, 1991.-383 с.
- Анархисты: Документы и материалы: в 2 т. Т. 1. 1883 1916 / Под ред. В. А. Волкова. -М.: РОССПЭН, 1998. — 702 с.
- Анархия и власть / Под ред. К. М. Андерсона М.: Наука, 1992. — 175 с.
- Антология мировой философии: в 4 т. Т. 4 / Под ред. В. Г. Графского. -М.: Мысль, 1972.-545 с.
- Артемов, В.М. Нравственное измерение свободы через образование (опыт реконструкции русского классического анархизма) / В. М. Артемов. М.: МГОПУ, 1998.- 160 с.
- Артемов, В.М. Свобода и нравственность в русском классическом анархизме : автореферат дис.. д-ра филос. наук.: 09.00.05 / В. М. Артемов. -М.: Изд-во МГУ, 1999. 45 с.
- Бердяев, Н.А. Новое религиозное сознание и общественность / Н. А. Бердяев. М.: Канон +, 1999. — 287 с.
- Бердяев, Н.А. Русская идея. Судьба России / Н. А. Бердяев. М.: ЗАО «СВАРОГ и К», 1991.-542 с.
- Бибихин, В.В. Язык философии / В. В. Бибихин. М.: Прогресс, 1993. -178 с.
- Болыиая советская энциклопедия: в 30 т. Т. 1 / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1970. 756 с.
- Борисёнок, Ю.А. Михаил Бакунин и «польская интрига» : 1840-е гг. / Ю. А. Борисенок. М.: РОСПСПЭН, 2001. — 304 с.
- Булгаков, С.Н. Сочинения : в 2 т. Т. 2. Избранные статьи / С. Н. Булгаков. -М.: Наука, 1993.-751 с.
- Вельмога, Г. К. Философская антропология русского анархизма : М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин. (Сравнительный анализ): автореферат дис. канд. филос. наук: 09.00.03 / Г. К. Вельмога. С.-Пб.: Изд-во С.-Пб.ГУ, 1999. -21 с.
- Вехи. Из глубины / B.C. Степин и др. М.: Правда, 1991. — 550 с.
- Володин, А.И. Гегель и русская социалистическая мысль XIX века / А. И. Володин. М.: Наука, 1973 — 304 с.
- Всемирная энциклопедия: философия / Гл. ред. А. А. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, 2001. — 1213 с.
- Гегель, Г. В. Ф. Философия истории / Г. В. Ф. Гегель. С.-Пб.: Наука, 1993.-479 с.
- Герцен, А.И. Собрание сочинений : в 30 т. Т. 7 / А. И. Герцен. М.: Академия наук СССР, 1956.-467 с.
- Годвин, У. О собственности / У. Годвин. М.: Изд-во АН СССР, 1958. -256 с.
- Гошевский, В.О. Русская философская мысль : очерк истории / В.О. Го-шевский. Мурманск: МГТУ, ИПК, 1997. — 364 с.
- Графский, В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников (истоки и эволюция) / В. Г. Графский. М.: Наука, 1993. — 427 с.
- Дюкло, Ж. Бакунин и Маркс : свет и тень / Ж. Дюкло. М.: Прогресс, 1975.-462 с.
- Зильбермаи, И.Б. Политическая теория анархизма М.А. Бакунина / И. Б. Зильберман. Л.: Наука, 1969. — 327 с.
- Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин. М.: ООО Изд-во ACT, 2003.-365 с.
- Ильин, И.А. Собрание сочинений : в 10 т. Т. 2. / И. А. Ильин. М.: Русская книга, 1993.-398 с.
- Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статьи / М. С. Каган. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 214 с.
- Канев, С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма / С. Н. Канев. М.: Наука, — 1974.-225 с.
- Канев, С.Н. Революция и анархизм / С. Н. Канев. М.: Наука, 1987. -* 323 с.
- Китайские социальные утопии / Под ред. Стабуровой Е. Ю. М.: Наука, 1987.-324 с.
- Козовский, Ю.М. Молодость Кропоткина / Ю. М. Козовский. Хабаровск, 1983. -145 с.
- Комин, В.В. Анархизм в России / В. В. Комин. Калинин, 1969. — 130 с.
- Коплстон, Ф. От Фихте до Ницше / Ф. Коплтсон. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2004. — 542 с.
- Королева-Конопляная, Г. И. Анархизм. Утопия и реальность. Политическая теория и политическая практика: автореферат дис. д-ра полит, наук: 23.00.01 / Г. И. Королева-Конопляная. -М.: №д-во МПГУ, 1995. 35 с.
- Кохановский, В.П. Историзм как принцип диалектической логики / В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону, 1978. — 217 с.
- Кузнецов, В.Г. Герменевтика и гуманитарное знание / В. Г. Кузнецов. -М.: Изд-во МГУ, 1991.- 192 с.
- Кураев, В.И. Диалектика содержательного и формального в научном познании / В. И. Кураев. М.: Наука, 1977. — 308 с.
- Куц, Н. В. Идея «всеславянской федерации» М. А. Бакунина: социально-философский аспект / Н. В. Куц. М.: Пресса, 1994. — 380 с.
- Ленин, В.И. Полное собрание сочинений : в 55 т. Т. 5 / В. И. Ленин. М.: Госполитиздат, 1955. — 543 с.
- Лурье, С.Я. Предтечи анархизма в древнем мире / С. Я. Лурье. М.: Голос труда, 1926 — 245 с.
- Малинин, В.П., Шинкарук, В.И. Левое гегельянство: критический анализ / В. П. Малинин, В. И. Шинкарук. Киев: Наукова думка, 1983. — 208 с.
- Мамут, Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период / Л. С. Мамут. М.: Наука, 1989. — 255 с.
- Маркин, В.А. Петр Кропоткин (1842 1921) / В. А. Маркин. — М.: Прогресс, 1985.-113 с.
- Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1988.-574 с.
- Маркс, К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Пру-дона / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1987. — 187 с.
- Маркс, К. Сочинения : в 30 т. Т. 2 / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Госполитиздат, 1955.-320 с.
- Михайлов, М.И. Борьба против бакунизма в I Интернационале / М. И. Михайлов. М.: Наука, 1976. — 218 с.
- Михайлов, М.И. Мелкобуржуазное бунтарство в эпоху промышленного капитализма / М. И. Михайлов. М.: Наука, 1988 — 246 с.
- Моисеев, П.И. Историко-философское источниковедение М.А. Бакунина и бакунизма / П. И. Моисеев. Иркутск, 1981, — 137 с.
- Моисеев, П.И. Критика философии М- Бакунина и современность /П.И. Моисеев. Иркутск, 1981. — 215 с.
- Мостепаненко, М.В. Философия и методы научного познания / М. В. Мостепаненко. Л.: Лениздат, 1972. — 217 с.
- Новгородцев, П.И. Об общественном идеале / П. И. Новгородцев. М.: Пресса, 1991.-640 с.
- Общее языкознание. Методы лингвистических исследований / Под ред. В. А. Виноградова. М.: Наука, 1973.-318 с.
- Пирумова, Н.М. Бакунин / Н. М. Пирумова. М.: Молодая гвардия, 1970. -399 с.
- Пирумова, Н.М. Михаил Бакунин. Жизнь и деятельность / Н. М. Пирумова. М.: Наука, 1966. — 159 с.
- Пирумова, Н.М. Социальная доктрина М.А. Бакунина / Н. М. Пирумова. -М.: Наука, 1990.-318 с.
- Платон, Государство. Законы. Политик / Платон. М.: Мысль, 1998. -798 с.
- Плеханов, Г. В. Анархизм и социализм / Г. В. Плеханов. M.-J1.: Гос. изд-во, 1924.-115 с.
- Плеханов, Г. В. Сочинения : в 4 т. Т. 4. / Г. В. Плеханов. М.: Госиздат, 1925.-317 с.
- Политика: толковый словарь / Ред.-сост, А. Маклин. М.: ИНФРА-М, Весь мир, 2001.-370 с.
- Политические учения: история и современность. Марксизм и политическая мысль XIX в. / Ред.-сост. В. В. Богатов и Ш. Ф. Мамедов. М.: Наука, 1979.-408 с.
- Политология. Энциклопедический словарь / Ред.-сост. Ю. И. Аверьянов. -М. :МГУ, 1993.-287 с.
- Потапов С.В. Политическая власть и государство в воззрениях основоположников российского анархизма : автореферат дис.. канд. полит, наук: 23.00.01 / С. В. Потапов. Саратов: Изд-во Саратовского ГУ, 1997. — 19 с.
- Прозорова, Н. С. Борьба К. Маркса и Ф. Энгельса против анархизма / Н. С. Прозорова. М.: Изд-во МГУ, 1961. — 96 с.
- Пронякин, Д.И. Анархизм : исторические претензии и уроки истории / Д. И. Пронякин. JI.: Лениздат, 1990. — 161 с.
- Пронякин, Д.И. Основные доктрины классического анархизма / Д. И. Пронякин. С.-Пб.: Изд-во С.-Пб ун-та, 1995. — 80 с.
- Прудон, П.-Ж. Что такое собственность / П.-Ж. Прудон. М.: Изд-во «Республика», 1998. — 367 с.
- Революционное народничество 70-х гг. XIX в.: в 2 т. Т. 1 / Под ред. Б. С. Итенберга. М.: Наука, 1964. — 530 с.
- Рябов П.В. Проблема личности в философии классического анархизма : автореферат дис. кандидата филос. наук: 09.00.03 / П. В. Рябов. М.: Изд-во МПГУ, 1996.-20 с.
- Саводник, В. Ницшеанец 40-х годов. Макс Штирнер и его философия эгоизма / В. Саводник. М.: Кушнерев и К0, 1902. — 90 с.
- Славяно-германские культурные связи / Ред. В. И. Данилов. М.: Наука, 1969.-137 с.
- Советская историческая энциклопедия: в 12 т. Т. 1. / Ред. Е. М. Жуков и др. М.: Сов. энциклопедия, 1961. — 550 с.
- Соколов, Ю.В. Социальная сущность анархизма / Ю. В. Соколов. М.: Наука, 1977.-482 с.
- Стабурова, Е.Ю. Анархизм в Китае. 1900−1921 / Е. Ю. Стабурова. М.: Наука, 1983.-215 с.
- Ударцев, С.Ф. П.А. Кропоткин / С. Ф. Ударцев. М.: Наука, 1983. -215 с.
- Ударцев, С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России / С. Ф. Ударцев. М.: Форум-М, 1994. — 230 с.
- Успенский, Б.А. Принципы структурной типологии / Б. А. Успенский. -М.: Изд-во МГУ, 1962. 208 с.
- Фейерабенд, П.К. Избранные труды по методологии науки / П.К. Фейе-рабенд. М.: Прогресс, 1986. — 542 с.
- Фейербах, JI. Сущность христианства /Л, Фейербах. М.: Мысль, 1965. -410с.
- Философский словарь: основан Г. Шмидтом / 22-е, новое изд. под ред. Г. Шишкоффа / Пер. с нем. / Общ. ред. В. А. Малинина М.: Республика, 2003.-575 с.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. JI. Ф. Ильичев. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
- Ю1.Фомичев, Н. А. Не заслоняй мне солнце, царь! О Диогене Синопском / Н. А. Фомичев. М.: Дет. лит-ра, 1989. — 173 с.
- Ю2.Хеффе, О. Политика. Право. Справедливость / О. Хеффе. М.: Изд-во Гнозис, ред.-изд. группа Логос, 1994. — 320 с.
- ЮЗ.Ценкер, П. Анархизм. История и критика анархистский учений: пер. с нем. / П. Ценкер. М.: Свободная мысль, 1906 — 250 с. Ю4. Шеметов, А. И. Искупление: Повесть о Петре Кропоткине / А.И. Шеме-тов. — М.: Молодая гвардия, 1986. — 352 с.
- Штаммлер, Р. Теория анархизма /Р. Штаммлер. М.: Труд и воля, 1906. -72 с.
- Юб.Шульга, Е. Н. Понимающая герменевтика / Е. Н. Шульга. М.: ИНФРАН, 2002.-220 с.
- Ю7.Эльцбахер, П. Сущность анархизма / П. Эльцбахер. Мн.: Харвест, 2001.-271 с.
- Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии / Ф. Энгельс. -М.: Политиздат, 1987. 62 с.
- Яновская, С.А. Методологические проблемы науки / С. А. Яновская. -М.: Наука, 1972.-253 с.
- Бакунин, М.А. Коррупция. О Макиавелли. — Развитие государственности / М. А. Бакунин // Вопросы философии, — 1990. — № 12. — С. 53 — 66.
- Кропоткин, П. Кооперация и свобода / Г. Кропоткин // Дальний восток. -1991.- № 12.-С. 96−102.
- Кропоткин, П.А. Неизвестные письма / П. Кропоткин // Кентавр. 1992. -№ 3.-С. 115−121.
- Кропоткин, П.А. Обращение к рабочим и передовым кругам общественности Западной Европы. О текущих событиях. Современное положение России / П. Кропоткин // Вопросы философии. 1991. — № 11. — С. 43 — 52.
- Кропоткин, П.А. Причины возникновения и успеха христианства : (Фрагменты из книги «Этика», изданной в 1922 г.) / П. А. Кропоткин // Европа + Америка. 1991. — № 2. — С. 53 — 57.
- Кропоткин, П.А. Unum in pluribus / П. А. Кропоткин // Новое время. -1994.- № 21.-С. 41 -54.
- Кропоткин, П.А. Художественные произведения последних лет. Из сокровищницы культуры / П. А. Кропоткин // Вечерняя средняя школа. 1993. -№ 1,2. -С. 55−63.
- Артемов, В. М. М.А. Бакунин: к свободе через образование / В.М. Артемов // Социально-политический журнал. 1995. — № 4. — С. 196 — 207.
- Артемов, В.М. Гуманистическая этика П.А. Кропоткина: единство свободы и нравственности / В. М. Артемов // Социально-гуманитарные знания. -2000.-№ 6.-С. 231−244.
- Артемов, В.М. Поиски идеала и путей к свободе : П. А. Кропоткин и вокруг него / В. М. Артемов // Путь: Международный философский журнал. -1992.-№ 5.-С. 204−211.
- Блауберг, И.И. «Выбор в твоих руках.» / И. И. Блауберг // Вопросы философии.- 1991.-№ 11.-С. 64−72.
- Блауберг, И.И. Анархизм: что мы знаем о нем? / И. И. Блауберг // Вопросы философии. 1990. — № 3. — С. 165 — 169.
- Борисенок, Ю.А., Олейников Д. И. Михаил Александрович Бакунин / Ю. А. Борисенок // Вопросы истории. 1994. — № 3. — С. 55 — 76.
- Володин, А. Мысль на весах истории / А. Володин // Новый мир. -1988.-№ 11.-С. 259−262.
- Елсуков, А.Н. Проблема исторического и логического / А. Н. Елсуков // Вестник МГУ. 1969. — Сер. 7. Философия. -№ 4. — С. 48 — 58
- Житова, Н.К. Революция или бунт? Социализм или анархия?: К 175-летию со дня рождения М. А. Бакунина / J-I.K. Житова // Вестник МГУ-1989.-Серия 12. Теория научного коммунизма.-№ 3.-С. 35−41.
- Иванов, В. Драма свободы (Об анархизме) / В. Иванов // Молодой коммунист. 1990. — № 10. — С. 66 — 76.
- Ильин, И.А. Идея личности в учении Щтирнера : Опыт по истории индивидуализма / И. А. Ильин // Вопросы философии и психологии. 1911. -№ 22.-Кн. 106(2).-С. 55−93.
- Кассиров, А.Г. Научно-теоретические предпосылки формирования мировоззрения П.А. Кропоткина / А. Г. Кассиров // Поиск. Философские и социально-экономические исследования. Мурманск. — 2003. — Вып. VII. -С. 76 — 85.
- Коваль, Б.И. Этика анархизма / Б. И. Коваль // Новая и новейшая история.-1990.-№ 5.-С. 53−66.
- Колпинский, Н.Ю., Твардовская В. А. Бакунин в русском и международном освободительном движении / Н. Ю. Колпинский // Вопросы истории. -1964. -№ 10.-С. 70−78.
- Лебедева, Т.П. К проблеме анализа некоторых идей теоретиков анархизма / Т. П. Лебедева // Социально-политические науки. 1990. — № 8. -С. 98- 105.
- Лузянин, Г. И. Канадское путешествие П.А. Кропоткина / Г. И. Лузянин // Новая и новейшая история. 1994. — № 3. — С. 239 — 243.
- Мдоянц, С.А. М.А. Бакунин и левое гегельянство / С.А. Мдоянц // Вестник МГУ. 1986. — Серия 7. Философия. — № 6. — С. 39 — 47.
- Микешина, Л.А. Специфика философской интерпретации / Л.А. Мике-шина//Вопросы философии. 1999.-№ И.-С. 3- 14.
- Михайлов, Е.И. Теория федерализма П.А. Кропоткина / Е. И. Михайлов // Социально-гуманитарные знания. 2001. — С. 250 — 255.
- Мкртичян, А.А. П.А. Кропоткин и Западная Европа / А. А. Мкртичян // Новая и новейшая история. 1991. -№ 2. — С. 48 — 63.
- Мкртичян, А. А. П.А. Кропоткин о революционном терроре / А. А. Мкртичян // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1992. — № 1. -С. 30−35.
- Никитин, А.А. Заключительный этап развития анархистской мысли в России/А.А. Никитин//Вопросы философии. 1991.-№ 8.-е. 89- 101.
- Окусов, А.П. Метаморфозы анархизма / А. П. Окусов // Философские науки. 1990. — № 1. — С. 113 — 117.
- Пирумова, Н. Слушая свист огня : (О М. А. Бакунине, 1814−1876) / Н. Пирумова // Родина. 1989. — № 5. — С. 27 — 30.
- Пирумова, Н.М. Гуманизм и революционность Петра Кропоткина /Н. Пирумова//Вопросы философии. 199}.-№ 11.-С. 38−43.
- Пирумова, Н.М. Письма и встречи / Н. Пирумова // Родина. 1989. -№ 1.-С. 26−31.
- Старостин, Е. Как мы прощались с Кропоткиным: История и мы / Е. Старостин // Юность. 1988. — № 5. — С. 65 — 67.
- Степакова, Е.А. Из истории идейной борьбы в немецком демократическом движении 40-х годов XIX в. / Е. А. Степакова, Е. П. Кандель // Вопросы истории.- 1955.-№ 8.-С. 40−56.
- Столяров, Н.С. Социальное управление: «сверху вниз» и «снизу вверх»?: Современен ли Бакунин? / Н. С. Столяров // Социально-политические науки,-1990,-№ 11.-С. 59−65.
- Ударцев, С. Тайны писем М.А. Бакунина / С. Ударцев // Простор. -1989.-№ 5.-С. 154−156.
- Федотова, В.Г. Анархия и порядок в контексте российского посткоммунистического развития / В. Г. Федотова // Вопросы философии. 1998. — № 5. -С. 4−8.
- Хевеши, М.А. Анархизм и нигилизм / Д. М. Хевеши // Социс. 1998. -№ 2.-С. 118−124.
- Хевеши, М.А. Нигилизм, его роль и влияние в XX в. / М. А. Хевеши // Философские науки. 1998. — № 1. — С. 64 — 76.
- Adler, G. Stirners anarchistische Sozialtheorie / G. Adler. Jena: Fischer, 1907.-46 S.
- Der Grosse Brockhaus: in 3 Bd. Bd. 1. Wiesbaden: Heinrich Schmidt Verlag, 1977.-548 S.
- Der Grosse Duden Lexikon: in 2 Bd. Bd. 2. — Manheim: EnzyklopAdische Buch, 1969.-332 S.
- Dictonary of philosophi and psychology: -n 3 vol. Vol. 1. Gloncester: Encyclopaedic book, 1957. — 645 p.
- Emge, C.A. Max Stirner. Eine geistig nicht bewaltigte Tendenz / C.A. Emge. Meinz: Verlag der Akad. der Wissenschaften und der Lit., 1964- 49 S.
- Encyclopedia Universalis: in 2 vol. Vol. 1- Gloncester: Encyclopaedic book, 1968.-345 p.
- Huch, R. Michael Bakunin und die Anarchie / R. Huch. Frankfurt-am-Mein: Alfred Kroner Verlag, 1988. — 263 S.
- Kast, B. Die Thematik des «Eigners» in der Philosophi Max Stirners: Sein Betrag zur Radikalisierung der antropologische Fragestellung / B. Kast. Bonn: Spiegel, 1979- 380 S.
- Kramer-Badon, J.R. Anarchismus: Geschichte und Gegenwart einer Utopie / J.R. Kramer-Badon. Wien: Ernst Klett Verlag, 1970. — 148 S.
- La Grande Encyclopediques Larouss: en 2 vol. Vol. 1. Paris: L’encyclope-die franqaise, 1971. — 760 p.
- Le Grand Robert de la lanque franqaise: Dictionnare alpbetique et analogique dela langue franqaise de Paur Robert: 4 vol. Vol. 1. Paris: L’ency-clopedie franqaise, 1985. — 570 p.
- Mantz, K.A. Die Philosophic Max Stirners im Gegensatz zum Hegelschen Idealismus / K.A. Mantz. Berlin: Junker & Dinnhaupt, 1936. — 141 S.
- Mayers Enziclopedischer Lexikon: ir) 6 Bd. Bd. 2. Manheim: Enzyklopfldische Buch, 1971.-468 S.
- Miller, M.A. Kropotkin / M.A. Miller. Chicago: Azbooka Publshing House, 1976.-306 S.
- Nettlau, M. Anarchismus von Proudon zu Kropotkin: in 6 Vol. Vol. 5 / M. Nettlau. Berlin: Junker & Dinnhaupt, 1925. — 410 S.
- Nozick, R. Anarchy, State and Utopia / R, Nozick. New York: Vintage Books, 1974. — 349 p.
- Rohde E. Der grechishe Roman und seine Vorlaufer / E. Rohde. Berlin: Wissen und Bildung, 1960. — 238 S.
- The Encyclopedia Americana: Intern: in 3 vol. Vol. 1. New York: Plume, 1978.- 960 p.
- The New Encyclopedia Britannica: in 10 vol. Vol. 1. Chikago: Living Stream Ministry, 1974.- 545 p.