Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика реализации адаптационных возможностей личности учащегося в процессе обучения химии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Глобальные перемены, происходящие в обществе последнее десятилетие, влекут за собой изменения в области образования. При этом в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Национальной доктриной образования РФ приоритетными целями общего среднего образования становятся свободное всестороннее развитие личности средствами обучения и воспитания, создание условий для адаптации ребенка к окружающей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
    • 1. 1. Содержание понятий «адаптация» и «адаптационные возможности»
    • 1. 2. Психолого-педагогический аспект адаптационных возможностей и их реализации
    • 1. 3. Потенциал образовательного процесса по химии для реализации адаптационных возможностей личности учащегося
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
    • 2. 1. Модель методической системы, направленной на реализацию адаптационных возможностей личности учащегося в процессе обучения химии
    • 2. 2. Учебно-методический комплекс «Химия вокруг нас» как средство реализации адаптационных возможностей личности учащегося
    • 2. 3. Внедрение методической системы, направленной на реализацию адаптационных возможностей личности учащегося при обучении химии в 8−9 классах
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ | СИСТЕМЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РЕАЛИЗАЦИЮ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
    • 3. 1. Результаты исследования на констатирующем этапе педагогического эксперимента
    • 3. 2. Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента
  • Выводы по третьей главе

Методика реализации адаптационных возможностей личности учащегося в процессе обучения химии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глобальные перемены, происходящие в обществе последнее десятилетие, влекут за собой изменения в области образования. При этом в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Национальной доктриной образования РФ приоритетными целями общего среднего образования становятся свободное всестороннее развитие личности средствами обучения и воспитания, создание условий для адаптации ребенка к окружающей его природной и социальной среде. Так как личность признается общественным достоянием, то главной задачей школы становится оказание помощи ребенку как субъекту обучения в саморазвитии, а потому ученика следует не воспитывать, а создавать условия, в которых он воспитывается, не учить, а создавать условия, в которых он учится: «Школа как образовательный институт становится тем учреждением, где каждый ученик познает не только окружающий мир, но и самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, то есть не только проявлять, но и строить себя как личность» (И.С.Якиманская).

Мнение о том, что образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы максимально способствовать учащимся в раскрытии их возможностей, склонностей, выборе своего жизненного пути, высказывают педагоги Н. А. Алексеев, В. СЛеднев, И. Я. Лернер,.

A.А.Макареня, И. М. Титова, А. П. Тряпицына, И. С. Якиманская и др.

Важной составляющей потенциала личности являются ее адаптационные возможности, так как адаптация личности — одна из существенных характеристик ее развития (О.И.Зотова, И. К. Кряжева, В. С. Ротенберг,.

B.Г.Асеев, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Р.П.Тонкова-Ямпольская, А. А. Налчаджян и др.). В этом плане интересна концепция, наиболее полно представленная в работах П. С. Кузнецова, которая рассматривает процесс адаптации не как приспособления, то есть реакции на изменения среды, а как развития личности.

На достижение вышеназванных целей ориентирована и система школьного химического образования, структура и содержание которого обновляются с учетом современных тенденций развития школы.

В работах методистов М. С. Пак, Н. Н. Суртаевой, И. М. Титовой, Г. М. Чернобельской и др. указывается, что существующее содержание школьного химического образования и традиционные подходы в его реализации требуют соответствующих изменений для максимального развития индивидуального потенциала личности учащегося в процессе обучения химии, для создания условий самореализации личности.

Однако, признавая значимость задачи реализации индивидуального потенциала учащихся, многие учителя в практике школьного химического образования испытывают серьезные методические затруднения при ее решении.

Противоречия между значимостью реализации адаптационных возможностей личности учащегося для гуманизации образования и не-разработанностыатеоретических и методических основ создания условий их реализации в процессе обучения химии определили актуальность исследования.

Объект исследования: образовательный процесс по химии, направленный на реализацию адаптационных возможностей личности учащегося.

Предмет исследования: способы и средства реализации адаптационных возможностей личности учащегося в процессе обучения химии.

Цель исследования: теоретическое обоснование методической системы, направленной на реализацию адаптационных возможностей личности учащегося в образовательном процессе по химии.

Гипотеза исследования: если образовательный процесс по химии организовать с учетом методики реализации адаптационных возможностей личности учащегося, то можно ожидать позитивных изменений в по-требностно-мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сферах личности учащегося.

Задачи исследования:

1. Выявить и обосновать значимость реализации адаптационных возможностей для развития личности учащегося на основе анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы.

2. Определить эффективные подходы и способы реализации адаптационных возможностей личности учащегося в обучении химии и на их основе разработать методическую систему и условия ее внедрения в образовательный процесс.

3. Разработать необходимые средства обучения для реализации адаптационных возможностей личности учащегося в форме учебно-методического комплекса к пропедевтическому курсу химии.

4. Проверить эффективность предложенной методической системы, средств обучения в форме учебно-методического комплекса, предложенных для реализации адаптационных возможностей учащегося при обучении химии.

Методологическая основа исследования: исследование опиралось на теоретические положения и подходы, позволяющие решать поставленные задачи. Наиболее значимыми для проводимого исследования явились работы ученых, посвященные проблемам адаптации (Ю.А.Александровский, В. Г. Асеев, А. И. Берсенева, Г. Н. Вершинина,.

A.Б.Георгиевский, Л. К. Гришанов, В. Я. Еремеев, И. А. Жданов,.

B.П.Казначеев, И. М. Калайков, Д. В. Колесов, П. С. Кузнецов, А. А. Налчаджян, В. С. Ротенберг, Р.Р.Тонкова-Ямпольская, М. Г. Усов, Г. И. Царегородцев и др.), личностно-ориентированному подходу (Н.А.Алексеев, В. В. Сериков, И. С .Якиманская), теориям учебной деятельности (В.В.Давыдов, В. Д. Шадриков, Г. И.Щукина), психологопедагогическим вопросам процесса обучения (Л.И.Божович, М. И. Дьяченко, Е. П. Ильин, С. Б. Каверин, А. К. Маркова, Ю. М. Орлов, Л. М. Фридман, В.И.Чирков), теориям развивающего обучения (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, Л.В.Занков), антропоэкологическому подходу (Б.МБим-Бад, А. А. Макареня др.), методическим теориям обучения химии в школе (Н.А.Ждан, О. В. Коншина, С. В. Кривых, Н. Е. Кузнецова, Т. С. Назарова, Э. Е. Нифантьев, Б. М. Суртаев, Н. Н. Суртаева, И. М. Титова, Г. М. Чернобельская, С. Г. Шаповаленко и др.) идеям пропедевтики химического образования (Э.М.Кирикилица, Г. М. Чернобельская и др.), методологии проведения педагогического эксперимента (Н.И.Загузов, В. И. Загвязинский, А. А. Кыверялг, А. В. Усова, Е.В.Ткаченко).

Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы: теоретические: анализ философской, социально-психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования, педагогическое моделированиеэкспериментальные: наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта собеседование, анкетирование, тестирование, опрос, педагогический экспериментстатистические методы (качественная и количественная обработка экспериментальных данных).

Научная новизна исследования заключается:

• в выявлении методических подходов к реализации адаптационных возможностей как существенной составляющей потенциала личности;

• в разработке концептуальных положений реализации адаптационных возможностей личности учащегося при изучении химии на основе представлений об адаптации как развитии.

Теоретическая значимость исследования состоит:

• в обосновании адаптационных возможностей как существенной составляющей потенциала личности;

• в выявлении взаимосвязи адаптационных возможностей и Потребностей личности учащегося в процессе обучения химии;

• в создании теоретической модели реализации адаптационных возможностей личности учащегося при обучении химии;

• в определении содержательного и деятельностного потенциала школьного курса химии в плане реализации адаптационных возможностей личности учащегося как важного компонента подготовки к жизнедеятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

• создан учебно-методический комплекс пропедевтического курса «Химия вокруг нас» в качестве возможного варианта, обеспечивающего условия реализации адаптационных возможностей личности учащегося как фактора, значимого для подготовки к жизнедеятельности;

• дано методическое обоснование использования наиболее часто применяемых учебно-методических комплексов по химии для реализации адаптационных возможностей личности учащегося;

• разработана учебная программа спецкурса «Пропедевтический курс „Химия вокруг нас“ как средство реализации адаптационных возможностей учащихся», которая рекомендована к применению Омским областным институтом повышения квалификации работников образования;

• материалы диссертационного исследования могут быть использованы учителями химии различных типов школ при организации образовательного процесса как на уроке, так и при организации внеклассных форм работы с учащимися, на курсах повышения квалификации учителей химии, на занятиях по методике обучения химии.

Положения, выносимые на защиту:

• структура адаптационных возможностей личности ученика в соответствии с группами потребностей, удовлетворяемых в процессе обучения;

• этапы реализации адаптационных возможностей личности: потребно-стно-мотивационный, деятельностный. результативный.

• методическая система, направленная на реализацию адаптационных возможностей личности учащегося при обучении химии в соответствии с концепцией, рассматривающей адаптацию как процесс развития;

• учебно-методический комплекс пропедевтического курса «Химия вокруг нас» как средство реализации адаптационных возможностей личности учащегося при обучении химии.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях разного уровня: на Международной конференции «Экологическое образование в Голландии и России» (Москва, 1994) — на трех межрегиональных, межотраслевых конференциях: «Различные виды оценки знаний обучающихся в современных образовательных учреждениях. Эксперимент.» (Тюмень, 1999), «Педагогические технологии в профессиональном образовании» (Тюмень, 1999), «Проблемы педагогической инновации в профессиональной школе» (СПб, 2000) — на трех областных конференциях: «Инновационные процессы в образовательных учреждениях» (Омск, 1994), «Развитие традиций и инноваций в образовании» (Омск, 1996), «Использование средств обучения в различных формах организации учебных занятий» (Омск, 1997) — на городской конференции «Непрерывное экологическое образование в общеобразовательной школе» (Омск, 1997) — на заседаниях кафедры естественно-географического образования ИПКЮ, кафедры органической химии и методики обучения химии ОмГПУ. Внедрение в практику осуществлялось в школах г. Омска и Омской областив ООИПКРО через спецкурс для учителей городских и сельских школ.

Эксперимент проводился в школах г. Омска и Омской области с 1993 по 2000 гг. В зависимости от целей и вида эксперимента в нем участвовало от 70 до 400 человек. Преподавание по разработанной Методике Ф осуществлялось учителями, специально подготовленными на курсах повышения квалификации в Омском областном ИПКРО.

Задачи исследования, логическая последовательность их решения определили структуру и содержание диссертации: введение, трн главы, заключение, библиография, приложения. Ф.

Выводы по третьей главе:

1. Выявленное мнение учителей по проблеме исследования, о трудностях при реализации адаптационных возможностей личности учащегося убеждают в необходимости исследований этих аспектов педагогической наукой.

2. При отборе контрольной и экспериментальной групп для проведения формирующего этапа педагогического эксперимента на основе комплекса психолого-педагогических методик, раскрывающих характеристики личности в ее потребносгно-мотивационной и интеллектуальной сферах, было выявлено, что у 35% учащихся не сформирована направленность познавательных интересов, а также у 67% учащихся превалируют внешние мотивы учебной деятельности, связанные, в основном, с получением оценок.

3. Данные, полученные в ходе реализации адаптационных возможностей учащихся при обучении химии 7−9 классах, показали, что предложенная методика способствует актуализации высших потребностей личности, обеспечивает формирование внутренних мотивов учебной деятельности, усвоению химических знаний и умений, позитивно влияет на эмоциональное состояние учащихся, приводит к высокому уровню адаптации учащихся через удовлетворение актуализированных потребностей. Все это свидетельствует об эффективности предложенной методической системы и подтверждает правильность выдвинутой в начале исследования гипотезы.

4. В ходе педагогического эксперимента установлено, что использование в процессе обучения химии пропедевтических курсов, реализуемых средствами УМК, разработанных с учетом требований предлагаемой методической системы, существенно повышает эффективность образовательного процесса по химии, направленного на развитие личности школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности как условие ее эффективной жизнедеятельности предполагает внедрение в практику работы школы новых методик, обеспечивающих осуществление этого процесса.

Предложенная методика реализации адаптационных возможностей личности учащегося как существенной составляющей ее потенциала позволяет совершенствовать процесс обучения химии на основе личностного подхода. Это становится возможным, так как ее основополагающим элементом является целенаправленная актуализация и удовлетворение потребностей личности способами, разнообразие которых обеспечивается содержательным и деятельностным потенциалом химии как учебного предмета.

Большую значимость для реализации адаптационных возможностей учащихся имеют те средства, с помощью которых осуществляется этот процесс, в частности учебно-методические комплексы. Считаем необходимым в дальнейшем разработать такие средства обучения, которые бы соответствовали предложенным требованиям и обеспечивали процесс реализации адаптационных возможностей личности при обучении химии в 8−11 классах.

Практическое значение, на наш взгляд, имеет проблема реализации адаптационных возможностей учащихся не только в рамках классно-урочной системы, но и в образовательном процессе на основе применения современных педагогических технологий.

В рамках проведенного диссертационного исследования не представлялось возможным рассмотреть влияние реализации адаптационных возможностей на другие характеристики личности — волю, самооценку, внимание, память, речь. Очевидно, это сможет стать предметом специального исследования в дальнейшем.

Для широкого внедрения методики реализации адаптационных возможностей личности учащегося необходима специальная подготовка учителя. Считаем целесообразным включение в содержание методической подготовки учителей, с целью повышения квалификации, специального раздела, раскрывающего суть адаптационных возможностей как важной составляющей потенциала личности и особенности методики их реализации при обучении химии.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Адаптационные возможности личности являются существенной составляющей ее потенциала и их реализация определяет тенденцию развития личности.

2. Предложенная методическая система, направленная на реализацию адаптационных возможностей личности учащегося в процессе обучения химии, многостадийна и требует создания специальных организационно-методических условий, обеспечивающих удовлетворение познавательных, социальных потребностей, а также потребностей достижения и самореализации личности учащегося.

3. В ходе экспериментального исследования эффективности применения на практике методической системы установлено позитивное влияние организации реализации адаптационных возможностей личности учащегося на ее потребносгно-мотивационную, интеллектуальную, эмоциональную сферы.

4. Применение методической системы, направленной на реализацию адаптационных возможности личности учащегося в пропедевтическом курсе, в целом повышает эффективность образовательного процесса по химии, направленного на развитие личности.

5. В проведенном педагогическом исследовании доказаны эффективность УМК «Химия вокруг нас», обеспечивающего организационного методические условия реализации адаптационных возможностей и необходимость модернизации существующих учебно-методических комплексов для повышения их эффективности при реализации адаптационна!^ возможностей личности учащегося.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адаптационные возможности человека в условиях больших городов / Сборник научных работ. — Ленинград, 1988.- 145 с.
  2. Адаптация БМЭ, т.1 — М., 1956, БСЭ, изд. З, т.1. — М., 1970.
  3. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под ред. Д. В. Колесова. М.: Педагогика, 1987.- 148 с.
  4. Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности / Под ред. В. Г. Асеева. Иркутск, 1986. — 123 с.
  5. Адаптация человека / Под ред. З. И. Барбашова. Л.: Наука, 1972. — 267 с.
  6. Адаптивные реакции организма школьников к физическим и умственным нагрузкам / Под ред. В. Я. Еремеева. Пермь, ПГПИ, 1990. — 122 с
  7. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 1976. — 272 с.
  8. Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. — 296 с.
  9. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  10. Ю.Ащенков В. Т. Адаптационные проблемы высшей школы России / Подготовка специалиста в области образования: Опыт педагогических вузов России. Вып. VIII. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. -С.237 — 250.
  11. П.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Ме-тод.основы. М.: Просвещение, 1982, — 192 с.
  12. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981. — 96 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»: № 3).
  13. З.Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  14. Беляк E. J1. Сочетание элементов различных педагогических технологий при организации личностно-ориентированного обучения по химии. Автореф. дис. на соиск.учен.степ.канд.пед.наук Омск: 1997. — 18 с
  15. А.И. Методика определения адаптации человека. М., 1979.
  16. П.И. и др. Реализация индивидуального подхода в условиях модульного обучения // Химия в школе, — 1999.- № 7.- С.26−28.
  17. P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. / Сб. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев, 1990. — 113 с.
  18. Бим-Бад Д.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика.- 1996.- № 1. -С. 3−8.
  19. О.Н. Оценка психологических компонентов мастерства учителя в ходе его аттестации // Школьные технологии.- 1999-. № 1−2.-С.272−277.
  20. Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: 1978.
  21. В.Ю. Психотренинг. Социодиагностика. Упражнения. Игры. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 379 с.
  22. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. — 143 с.
  23. Ван Клив Дж. «200 экспериментов» / Пер. с англ. М., «Джон Уайли энд Санз», 1995. 256 с.
  24. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: МГУ, 1991.
  25. Т.Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих. Новосибирск: Наука, 1986. — 164 с.
  26. В.Я. О дифференцированном подходе к формированию экспериментальных умений // Химия в школе.- 1984.- № 2.-С. 52−54.
  27. Возможности человека в современную эпоху (философский анализ). М., 1989.- 155 с.
  28. Возможность и действительность / Парнюк М. А., Кирилюк JI.C. и др. Киев: Наук. думка, 1989. — 288 с.
  29. Н.Ф., Чернобельская Г. М. Пропедевтический курс химии // газета" Химия", прил. «Первое сентября».- 1993.- № .-С.6.
  30. О.С. Химия 8−9 классы: Методическое пособие. М.: Дрофа, 1998.- 128 с.
  31. О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 1998. — 208 с.
  32. О.С. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 1998. — 224 с.
  33. Н.И. Практическая направленность преподавания химии -одно из основных условий вхождения России в мировое образовательное пространство // Газета «Химия» прилож. к газете «Первое сентября».- 1999.-№ 37.-С. 6.
  34. Н.И. О практической направленности преподавания химии. // Химия в школе.- 1999.- № 6. С. 61−63.
  35. Н.Н. О практической, политической и прикладной направленности обучения химии // Химия в школе.- 1992.- № 1−2. С. 17−21.
  36. В.П. Проблемностъ в обучении химии // Химия в школе.- 1971.-№ 4.-С. 23−28.
  37. А.Б. Эволюция адаптаций. Л.: Наука, 1989. — 187с.
  38. Т.С. Химия вокруг нас: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ. Пропедевтический курс. Омск: Издательство ОмГПУ, 2000. — 146 с.
  39. Л.Н. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. 1994.- № 8. -С. 9.
  40. Вл. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии. 1981. — № 1.-С.55−58.
  41. А.А., Зазнобина Л. С., Назарова Т. С. Использование средств обучения на уроках химии. М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
  42. А.А., Назарова Т. С. Кабинет химии: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 176 с.
  43. Л.К., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов / Сб. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев, 1990.- 113 с.
  44. Л.С. и др. Химия: 8 класс. М.: Дрофа, 1997. — 304 с.
  45. Л.С., Суровцева Р. П., Сорокин В. В. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 1997. — 288 с.
  46. А.Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5−6 кл.: Метод.пособие. М.: Дрофа, 1998. — 96 с.
  47. А.Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5−6 кл.: Учеб. для общеобразоват.учеб.завед. 2-е изд.- М.: Дрофа, 1998. — 192 с.
  48. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исследований. (АПНСССР). М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  49. В.В., Маркова А. К., Шумилин Е. Л. Психологические проблемы формирования у школьников потребности и мотивов учебной деятельности. / Сб. Мотивы учебной и общественно-полезной деятельности школьников и студентов. М., 1980.
  50. А.И., Чернобельская Г. М. О пропедевтическом курсе химии для учащихся 7 класса / Материалы Всероссийского координационного совещания «Актуальные проблемы реформирования химико-педагогического образования».Ч.2.-Курск, 1999.-С. 77−79.
  51. Демина Л Д. Некоторые аспекты психолого-педагогической адаптации студентов к вузовскому обучению. / Сб. Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе. Барнаул, 1988.- 119 с.
  52. Диссертационный совет: Вопросы оформления документов и аттестации: Метод, рекомендации / Отв.ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург:
  53. Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 2000. 105 с.
  54. .И. Эмоция как ценность. М., 1978. — 272 с.
  55. В.А. Психодиагностика общих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 224 с.
  56. М.И., Кандыбович JT.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.- 176 с.
  57. Н.А. Реализация содержательно-деятельностных связей в обучении химии как средство повышения системности и осознанности знаний учащихся. Дисс. на соиск.учен.сгеп.к.п.н. Омск: 1998. — 192 с.
  58. И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. Казань, 1991.-254 с.
  59. М.В. Развитие учащихся при обучении химии. М.: Просвещение, 1978. -194 с.
  60. Р.Г. Педагогические технологии: адаптивная система обучения // Химия в школе.- 1998.- № 6.-С.20−24.
  61. Р.Г., Черкасова А. И. Изучение химии в 7−8 классах. М.: Просвещение, 1982.
  62. Е.П. Мотивация и мотивы СПб: Издательство «Питер» 2000. — 512 с.
  63. И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. -М.: Знание, 1985. 80 с.
  64. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. — 92 с. — (Новое в жизни, науке, технике, Сер. «Педагогика и психология», № 6).
  65. С.Б. О психологической классификации потребностей. // Вопросы психологии. 1987. — № 5.
  66. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980. — 191 с.
  67. И.Д. Теория отражения и проблема приспособления. М., 1986. — 142 с.
  68. И.М. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984. — 240 с.
  69. В.И. Изучение и формирование мотивационной сферы личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Орехово-Зуево, 1992.-54 с.
  70. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  71. Е.В. Использование интегральных практикумов с целью формирования обобщенных умений в процессе изучения химии:Дисс. на соиск. ученой степлсанд. наук: 13.00.02. Тобольск, 1996. — 177 с.
  72. С.В. Если интересно, то будет результат // Хикжя в школе.- 1998.-№ 1.-С 49−54.
  73. Ю.А. Анализ урока М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. 536 с.
  74. Кончанин T. J1. Структура процесса адаптации молодых специалистов // Актуальные проблемы науки. Ростов-н/Д. Изд-во Ростов. ун-та, 1970. -С. 103−116.
  75. О.В. Использование прикладных химических знаний с целью развития адаптационных способностей учащихся: Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд.пед.наук (13.00.02) Омск: 2000. 23 с.
  76. А.В. Познавательные затрудения в учении школьников // Педагогика.- 2000.- № 1 .- С. 27−32.
  77. Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение погруженное в общение. -М.: КСП- Институт психологии РАН, 1997.- 224 с.
  78. В.Н. Научно-теоретические основы исследования развития учебно-познавательной деятельности школьников // Научно-методические основы исследования развития познавательной деятельности учащихся. Сб.научн.сгатей. М., 1975. — С. 3−54.
  79. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. группа Прогресс, 1994.- 576 с.
  80. С.В. Приобщение учащихся к методам научного познания как средство формирования рефлексивных умений при изучении химии: Дисс. на соискание уч.ст.канд.пед.наук. Омск, 1997. — 187 с.
  81. И.К. Включенность личности в трудовой процесс и эмоциональное самочувствие адаптированности рабочего на производстве // В кн. Социально-педагогические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983.
  82. Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 224 с.
  83. В.Т. Проблемные ситуации: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 80 с.
  84. В.И., Третьякова Л. Г. Гуманизация ключевая задача реформы химического образования // Химия в школе.-1991.- № 3. — С. 22−26.
  85. В.И., Третьякова Л. Г. Проблема гуманизации химического образования и поиск путей ее решения // Химия в школе.- 1991.- № 4. -С. 25−28.
  86. П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991.- 76 с.
  87. Н.Е., и др. Методика преподавания химии. М.: Просвещение, 1984.-415 с.
  88. Н.Е., Шаталов М. А. Проблемно-интегративный подход к методике его реализации в обучении химии // Химия в школе.- 1999.-№ 3.-С.25−35.
  89. Т.Ю. Об одном из путей раннего изучения химии в школе /Материалы Всероссийского совещания «Актуальные проблемы реформирования химико-педагогического образования».Ч.2.-1999.-С. 10−12.
  90. В.А., Цехмисгова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
  91. Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии.- 1984.-№ 5.- С. 41−44.
  92. ЮО.Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин, Валгус, 1980. — 334 с.
  93. О.Е., Роговцева Н. И., Тряпицына А. П. // Гуманитарные основы гимназического образования в школах Петербурга. СПб.: ИПИ. — 1995. — 228 с.
  94. Ю2.Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
  95. ЮЗ.Лернер И. Я. Каким должено быть воспитывающее обучения. // Химия в школе.- 1995.- № 1.- С. 15−19.
  96. И .Я., Журавлев И. К. Прогностическая цонцепция целей и содержания образования. М.: Изд. РАО, 1994. — 120 с.
  97. Г. В., Минченков Е. Е. Концепция школьного химического образования // Химия в школе.- 1993.- № 6.-С.2−8.
  98. Юб.Магун B.C. О взаимосвязи между значительностью различных по требностей личности и их удовлетворенностью // Вопросы психологии.- 1978.-№ 5 .-С. 86−93.
  99. А.А. Взаимосвязь проблемы развития познавательного интереса в процессе обучения с содержанием школьного химического образования // Химия в школе.: Сб. научных трудов ЛГПИ. Вып.1. — Л.: ЛГПИ, 1976. — С. 3−8.
  100. А.А. Новации в образовании: тенденции и новаторство. Избранные труды. T.III. Тюмень: ТОГИРРО, 2000. — 316с.-С.6−9.
  101. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  102. Ю.Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  103. Ш. Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 65 с.
  104. Маслоу А. Мотивация и личность: Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. -479 с.
  105. ПЗ.Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  106. М.И. Современный урок и пути его организации. М.: Знание, 1975. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике, сер. «Педагогика и психология «.-№ 11)
  107. Методические рекомендации по преподаванию курса химии 6 класса в рамках «Новой концепции естественнонаучного образования» Челябинск: ЧИПКЮ, 1999.-69 с.
  108. Пб.Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности//Вопросы психологии.- 1987.-№ 5.-С. 129−138.
  109. С. А. Чтобы разгорелась искра познания // Химия в школе.-1999.-№ 1 С. 16−17.
  110. Мотивация познавательной деятельности. /Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. Л., 1972.
  111. А.В. Научно-техническая революция и проблема социально-психологической адаптации личности // Вопросы общественных наук. Киев.: Изд-во Киев, гос. ун-та, 1978. С. 75−82.
  112. Т.С. Карты инструкции для практических занятий по химии в 8−9 классах средней школы. — М.: АПН, 1978. — 80 с.
  113. Т.С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1987. — 238 с.
  114. Т.С., Путал Н. А. Карты-инструкции для проведения практических работ по естествознанию. 5 класс. М.: ИСО РАО, 1995.- 46 с.
  115. А.А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. — 262 с.
  116. Нарушения адаптации у школьников. Авторы составители: М. Г. Усов, В. В. Кубасов и др. — Омск, 1999. — 144 с.
  117. О.В. Проблемно-поисковые задания при изучении химии // Химия в школе.- 1999.- № 3. с. 53−55.
  118. Л.Н. Разработка содержания пропедевтического курса химии и методика его изучения с учащимися начальных классов / авто-реф.дисс.на соиск.степ.канд.п.наук (13.00.02) Москва, 1998.- 15 с.
  119. Э.Е. Школьная химия и потребности общества // Химия в школе.- 1996.- № 1.
  120. Пак М. С. Ашйхметова ТЛ., Воронина Т. Н. Учителя химии о мотивации учения/Материалы Всероссийского координационного совещания «Актуальные проблемы реформирования химико-педагогического образования».Ч.2.-Курск.1999, — С. 30−32.
  121. Пак М. С. Роль и место познавательных заданий в формировании мотивации учения. // Химия в школе. 1999.- № 2.-С.15 — 20.
  122. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогич. вузов. По ред. П. И. Пидкасистого, М.: Российское педагогическое агенство, 1996. 602 с.
  123. Г. В. Прикладная направленность изучения химии: от теории к практике // Химия в школе.- 1997.- № 1.
  124. B.C. Формирование и значение экспериментальных умений И Химия в школе. 1983 — № 4. — с. 57−61.
  125. B.C. Школьный химический эксперимент по неорганической химии. М.: Просвещение, 1970.
  126. М.Ф. Кислород. Оксиды. Горение. / Из сборника «Из опыта преподавания неорганической химии в школе: Кндля учителя. М.: Просвещение, 1985. — 223 с.
  127. Примерные программы основного общего образования /Сост. А. М. Водянский, Н. Н. Гара. 2 изд. — М.: Дрофа, 1999. — 448 с.
  128. НЗ.Проблемы адаптации детского и взрослого организма в норме и па-талогии. / Сборник статей.: М., ИГМИ, 1990. 170 с.
  129. Программа пропедевтического опережающего курса химии 6−7 классов. Челябинск: ЧГПУ, 1997. — 18 с.
  130. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1993. 296 с.
  131. Программы образовательных учреждений. Химия. М.: Просвещение, 1998.- 101 с.
  132. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. М.: Просвещение, 1994.-62 с.
  133. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. М.: Просвещение, 1996.-86 с.
  134. Рефлексия в науке и обучении / Сборник научных трудов под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: ИИФФСО, 1989. — 254 с.
  135. B.C. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984.- 191 с.
  136. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  137. Т.Е., Фельдман Ф. Г. Химия: Неорганическая химия.: М.: Просвещение, 1999. 158 с.
  138. Е.В., Анфингер Э. М. Химический эксперимент как самостоятельный предмет, изучаемый в педагогическом вузе. / Наука образования: Сборник научных статей. Выпуск 17. Омск: Издательство ОмГПУ, 1999. — С. 210- 216.
  139. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 349 с.
  140. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1997, 266 с.
  141. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: 1984. — 161 с.
  142. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981. — 96 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология».- № 7)
  143. Ш. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-96 с.
  144. А.Д. О физиологических механизмах природной адаптации животных и человека. М., 1964. — 64 с.
  145. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.Р.Тонковой-Ямпольской. М.: Просвещение, 1980.- 229 с.
  146. И.Т., Иванова Р. Г. Идеи и структура интегрального курса «Естествознание» 5−7 класс // Химия в школе. 1990.- № 6.-С.42.
  147. Р.П., Гузей Л. С. Химия 8−9 классы: Методическое пособие. 3-е изд. — М.: Дрофа, 1998. — 80 с.
  148. .М. Взаимосвязь химии и туризма как средство формирования активных форм социальной адаптации учащихся: Диссертация на соиск.уч.степ.канд.пед.наук. Тобольск, 1996. — 158 с.
  149. Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии. Новокузнецк: ИПК, 2000. — 63 с.
  150. Н.Н. Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования // Химия в школе, 1997, № 7, с. 17−22
  151. Н.Н. Педагогические технологии: технология естественного обучения // Химия в школе.- 1998.- № 7.-С.З.
  152. Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дис. на соиск.учен.сгеп. доктора пед. наук: (13.00.01.) М.: РАО, 1995. — 40 с.
  153. Сущность и явление. Киев, Наук, думка, 1887. — 295 с.
  154. К.Г., Дичев Т. Г. Проблема адаптации и здоровье человека. М.: Наука, 1976.
  155. И.М. Концепция гуманизации развивающего обучения химии // Химия в школе.- 1996. № 3.- С. 14 — 22.
  156. И.М. Методика организации адаптационно-развивающего общения в процессе обучения // Там же-. 1996.- № 6.-С. 9−18.
  157. И.М. Методические основы гуманизации развивающего обучения химии. СПб.: Образование.- 1994.
  158. И.М. Педагогическое общение как основа развивающего обучения // Химия в школе.- 1996.- № 5.-С. 8−11.
  159. И.М. Развитие мотивации изучения химии // Химия в школе.-1999.-№ 3.-С. 10−16.
  160. O.K. О видах познавательной деятельности и процессов управления / из сб. Теоретические проблемы управления познавательной деятельности человека. М. Университет, 1975.-С. 183−192.
  161. Д., Голоужова Д., Конторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. Моксва-Прага, 1994. — 48 с.
  162. А.П. О формировании механизмов творческой, познавательной деятельности подростков в учебном процессе / В сб. Актуализация учебно-познавательной деятельности учащихся. JL: 1985.-С. 92−97.
  163. А.А., Корп В. А. Мы изучаем химию: Кн. для учащихся 78 кл. средней шк. М.: Просвещение, 1988. — 96 с.
  164. А.В. О критериях и уровнях сформированносги познавательных умений у учащихся // Советская педагогика.- 1980.- № 2. С. 45−48.
  165. Федеральный Закон «О внесении изменений и исправлений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М. 1997. — 46 е., ст. 9.
  166. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегородцева. М.: Мысль, 1975. — 277 с.
  167. Философский словарь / Под ред И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-c.560.
  168. Л.М. Психопедагогика общего образования. М.: Изд-во Институт практической психологии, 1997.- 288 с.
  169. А.В. Влияние особенностей проблемной ситуации на развитие мышления учащихся / Вопросы психологии.- 1985.- № 2. С. 69−72.
  170. Ю.В. Развитие логического мышления на уроках химии. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 48 с.
  171. Ю. В. Эннггейн Д.А., Глоризов П. А. и др. Преподавание неорганической химии в 7−8 классах: Метод, пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 208 с.
  172. П., Сомеро Д. Биохимическая адаптация. Перевод с англ. М.: Мир, 1988.-567 с.
  173. А.В. Технология эвристического обучения / ж. Школьные технологии.- 1998.- № 4.- С.55−60.
  174. B.C. Отставание в развитии познавательных интересов, приемы его выявления и преодоления // О совершенствовании учебно-воспитательного процесса в средней школе. Росгов-на-Дону, 1974. -С. В
  175. А .Я. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся // Вопросы психологии.- 1987 .-№ 6.-С. 42−47.
  176. Г. М. Основы методики обучения химии М.: Просвещение, 1987.-256 с.
  177. Г. М. Что происходит с методами обучения химии? // Химия в школею- 1997.- № 5.-С. 2−8.
  178. Г. М., Трухина М. Д., Шелехова Л. М. Пропедевтический курс химии с прикладным содержанием для VII класса / Химия в школе.- 1995.- № 4.-С. 19−21.
  179. И.Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 191 с.
  180. В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991 .
  181. Ш. Н. Некоторые вопросы психологии и педагогики социальных потребностей. Тбилиси, 1974. — 273 с.
  182. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Изд. корп-ция «Логол», 1996.- 320 с.
  183. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 206 с.
  184. С.Г. Методика обучения химии. М.: Учпедгиз, 1963. -666 с.
  185. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов пед.институтов. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  186. Т.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.-144 с.
  187. Leitung: FKank D: eter Legh Intensivierung von Bilding und Erziehung Lurch engere Verbindung des Unterrichts mit Ltm alltag lichen Erltbnis -und Erfah -rungsbereich der Schiile // Chemie in der Schule, 1983, № 2−3, S 79−86.
Заполнить форму текущей работой