Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Современное производство: формирование нового типа трудового поведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическую и методологическую основу исследования составляет комплекс различных теоретических подходов и методов, используваемых в современной социологии. Это обусловлено необходимостью системного подхода к анализу современных социальных конфликтов во всем многообразии их экономических, социальных, культурных, нравственно-психологических аспектов. Основными среди используемых методов является… Читать ещё >

Содержание

  • РАЗДЕЛ 1. Специфика трудового поведения в условиях современного производства
  • РАЗДЕЛ II. Социологическая оценка влияния конфликтогенных факторов на трудовое поведение
  • РАЗДЕЛ III. Социально-технологические подходы к профилактике конфликтных ситуаций в производственных коллективах

Современное производство: формирование нового типа трудового поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях коренной модернизации всех отечественных социально-экономических отношений меняются типы собственности, структура производства, принципы хозяйствования, и все эти качественно новые объективные факторы обуславливают противоречивость современной социальной ситуации. Переход от одних форм жизнедеятельности к другой совпал с глубоким, системным кризисом общества, что естественно определяет специфику механизмов формирования новых устоев жизни, новых социальных групп и слоев. Возникает новая социальная реальность, что с неизбежность сопровождается ростом конфликтности в различных сферах общественной жизни и в первую очередь в экономике.

В настоящее время происходит перегруппировка, по сути дела, смена функциональных и ценностной ориентацией, целей, задач, а также значения и облика как уже фиксированных групп и общностей, так и вновь возникающих. Складывается новый блок жизненных ориентаций, отношений, установок, образцов и моделей поведения во всех сферах жизни, в том числе в области трудовых отношений в области производства. Они и становятся тем фоном, на котором разворачиваются конфликты, различные по своей остроте, интенсивности и функциональной значимости.

У конфликтности имеется множество толкований и определений. Одним из них является такое: конфликт — это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. Однако и в теории и на практике при анализе конфликтов зачастую допускается общая ошибка: за конфликт принимают его завершающую стадию, «взрыв», после которой наступает или стабилизация, или распад системы т. е. ликвидация самого предмета споров.

В многочисленных пособиях для управленческих кадров обычно даются дельные советы, как «разрешить «конфликт», но многие из этих рекомендаций трудно применить на практике, поскольку упускается главноенеобходимость распознать начало конфликта, его латентную (скрытую) стадию. Нужно учитывать, что особенностью современного типа трудового поведения является противоречивость, наличие множества конфликтогенных факторов, которые необходимо своевременно обнаруживать и устранять. Поэтому в развитии каждого конфликта можно фиксировать возникновение конфликтной ситуации, изменение, развитие которой может приводить к прекращению данного конфликтного процесса или, напротив, к острому столкновению сторон. Конфликтная ситуация зачастую существует задолго до того, как произойдет прямое столкновение (инцидент). От того, насколько правильно и полно воспринимается т сущность конфликтной ситуации, зависит развитие конфликтного процесса. Практика показывает, что в принципе возможно целесообразное воздействие на конфликтную ситуацию, чтобы снять или смягчить напряженность, устранить негативные моменты в трудовом поведении участников общественного производства.

Таким образом, актуализация данной темы детерминирована противоречиями современной экономической жизни, которые порождают множество конфликтов, характерных для нового типа трудового поведения. В рассмотрении возможностей их своевременного выявления и профилактики мы находим проблемные поле для нашего исследования.

Проблема социальных конфликтов в сфере производства изучалась учеными, представляющими различные отрасли социально-гуманитарного знания — социологию, экономическую теорию, философию, юриспруденцию, психологию, этику. Этот феномен находился в центре внимания ряда научных школ и направлений. Так, например, основной теоретической системы К. Маркса стало учение о классовой борьбе как движущей силе исторического процесса.

Глубокая разработка ряда конфликтологических идей, а также их применение к социальной реальности дано в работах классиков социологии.

Одним из родоначальников конфликтологии по праву считается Г. Зиммель, глубоко раскрывший в своих трудах динамику противоречий и кризисных явлений в культуре и общественной жизни. 1 Такие известные исследователи, как К. Боулдинг, Л. Козер, В. Дарендорф, хотя и небыли прямыми учениками Зиммеля, продолжали его линию, детально рассмотрев источники и функции конфликтов в различных сферах общества. Здесь уместно назвать также имена М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Р. Мертона, Н Н. Смелсера, поскольку они являются основателями ряда концепций, раскрывающих особенности конфликтных ситуаций. В организационных и управленческих структурах. 2.

Определенный вклад в разработку теории социальных конфликтов внесли отечественные исследователи. Достаточно вспомнить фундаментальный труд А. Богданова «Всеобщая организационная работа» или работы П. Сорокина «Социальная и культурная динамика», «Кризис нашего времени» и др. Однако в течении длительного времени исследовательская работа в этом направлении была затруднена в силу идеологических причин. Конфликтология до конца 80-х гг. не получила признания в качестве самостоятельной научной дисциплины. Одной из заметных работ по данной тематике была монография И. М. Бородкина и Н. М. Коряк «Внимание: конфликт!» (2-ое изд. выцшо в 1989). Первое издание этой книги, по свидетельству авторов, было «мучительным делом» Рукопись несколько лет путешествовала по редакциям, натыкаясь на «рогатки» цензуры и чрезмерную осторожность рецензентов. Тема тогда считались если не полностью запретной, то явно нежелательной.

Несмотря на все эти препятствия, еще в 60−70-е гг. появились работы, авторы которых стремились объективно раскрыть сущность конфликтов и конфликтных ситуаций (А.Т. Алексеева, И. М. Кичанова, Г. А. Моченов, М. Н. Ночевник, Г. Л. Смолин). Ряд публикаций был посвящен анализу конфликтов в.

1 См.: Зиммель Г. Конфликт современной культуры. П.Г., 1923.

2 См.: Вебер М. Избранное: Образ общества. М., 1994; Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997; Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966; Смелсер Н. Социология экономической жизни // Американская социрлогия: Перспективы. Проблемы. Методы. M., 1972.

3 См.: Алексеева А. Т. К вопросу об условиях возникновения конфликтных ситуаций // Науч.тр.Моск.обл.пед.ин-та М., 1973; Кичанова И. М. Конфликт: за и против. М., 1978; Мочонов Г. А., Ночевник М. Н. Конфликтные ситуации и организационная структура коллектива // Материалы всесоюзной конф. по' пробл. упр. науч. исследованиями и разработками M., 1973.4., IVСмолин Г. Л. Принципы исследования конфликта // Вопр.философ. 1968 № 8. сфере управления производством (работы Э. П. Андреева, А. А. Ершова, А. И. Пригожина, К. М. Скобеева, В.О. Храмова). 1 Интересные наблюдения и выводы содержатся в работах, авторы которых затрагивали социально-психологические аспекты конфликтных ситуаций (B.C. Агеев, А. Г. Ковалев, Т. Е. Котенко, 3. Маецкий, B.C. Мерлин., Э. А. Орлова, Л. Б. Филонов, Л. А. Петрования и др.). 2.

Глобальные перемены в нашей стране в 80−90-е гг. минувшего века заставили исследователей по-новому взглянуть на проблемы конфликтности в трудовом поведении. Конфликтология обрела признание и соответствующий научный статус, появились оригинальные отечественные разработки в этом направлении (публикации А. Г. Здравомыслова, В. Н. Иванова, А. Е. Анцулова, Е. И. Степанова, В. Н. Кудрявцева, В. И. Сперанского и др.)3 Определенное значение имеет знакомство научной общественности с работами видных.

1 См.: Андреев Э. П. (и др.) Производственный коллектив и социальное планирование. М., 1978; Ершов А. А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. Л., 1976; Коллектив и личность. М., 1975; Куртиков Н. Социальный объект управления — коллектив М., 1977; Пригожин А. И. Социологические аспекты управления М., 1974; Скобеев К. Н. К методологии выявления проблем организации // Проблемы познания и управления социальными процессами. Томск, 1981; Социальные проблемы управления трудовыми коллективами. М., 1978; Храмов В. О. Методы познания и преодоления конфликтных ситуаций в производственном коллективе М., 1977.

2 См.: Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений М., 1983; Зосимовский А. В. Управление конфликтными ситуациями в целях нравственного воспитания // Проблемы управления процессом воспитания. М., 1971; Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства М., 1978; Котенко Т. Е. Некоторые причины нравственных конфликтов в трудовых коллективах // Научно-техническая революция и философская наука. Л., 1977; Маецкий 3. Проблемы морального конфликта Л., 1974; Мерлин B.C. Социально-типические свойства личности в типологическом конфликте // Вопросы современной психоневрологии. Л., 1968; Мироненко В. В. Носатое B.T. Личностные конфликты и общее в характеристике их разрешения // Тр. III всесоюз. съезда общ.психологов M., 1968. Т. З Вып.1- Орлова Э. А. Диагностическая функция конфликта // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975; Орлова Э. А., филонов Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации: Некоторые факторы определяющие ход взаимодействия // Психологические проблем социальной регуляции поведения. M., 1976; Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии M., 1977; Ярошевский М. Г. (и др.) Проблемы руководства научным коллективом: Опыт социально-психологического исследования M., 1982.

3 С.м. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта М., 1994; Гурков И. Б. Проблемы теории конфликта в современной научной литературе // Изв. АН СССР. Сер.эконом. 1991 № 1- Иванов В. Н. Конфликтология: проблемы становления и развития // Соц.-полит. журн. 1994 № 7/8- Анцулов А. Я. Проблемы конфликтологии // Филос.науки. 1996 № ¼- Степанов Е. И. Отечественная конфликтология: к вопросу о становлении и развитии // Социол. исследования 1998 № 10- Кудрявцев B.M. Конфликт: что это такое? // Науки в России 1994 № 2- Залян С. Проблема и конфликт (опыт, логико-семантического анализа) // Полит.исслед. 1996 № 4- Затонский В. А. Социальный конфликт // Росс.истор.журнал 1996 № 2- Найденова Л. И. Социологические теории конфликтов и их разрешение Соц.полит.журн. 1994 № ½- Баженко B.A. Определение понятия «конфликт» // Вестник Росс. ун-та Дружбы народов. Сер.юрид.наук. 2000 № 2- Спиранский В. И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации // Соц.полит.журн. 1995 № 4- Руткевич M.H. Социальный конфликт: филосовское измерение // Вестн.Росс. АН 1994.Т.94 № 6- Шило O.H. Конфликт как предмет социологии организаций // Социол.исслед. 2000 № 10, и др. специалистов по конфликтологии и менеджменту (Р.Дарендорф, Л. Козер, В. Зигерт, Л. Ланг, Р. Питере и др.).1.

Начало серьезных исследований в области экономической социологии способствует формированию методологических основ изучения нового типа трудового поведения (монографии В. И. Герчикова, Т. И. Заславского, Р. В. Рыбкиной, А. В. Дорина, В. В. Радиева, в. Езловецкого и др.) 2.

Внимание исследователей привлекают особенности генеза и динамики конфликтов в современном российском обществе. 3 Среди авторов, анализирующих специфические причины и структуру современных конфликтов, можно назвать Г. П. Фомина, Ю. В. Абрамова, Ю. Г. Запрудского, В. Кулинченко, И.Б., Гоптареву. 4 В ряде исследований рассматриваются конфликтогенные факторы, возникающие в сфере производства на этапе становления рыночной экономики (публикации Ю. В. Платонова, Э. Рудык, Г. А. Янкевича и др.). 5 В поле зрения социологов находятся конфликты, характерные для новых управленческих отношений, складывающих в реформированной экономике, вопросы разработки стратегии и тактики т.н. «конфликтного управления» (работы В. Чугуновой, Д. С. Климентьева, А.Н.

1 См.: Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социолог. исследования 1994 № 5- Козер Л. Функции социального конфликта // Современная зарубежная социология M., 1993; Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов /пер. с нем. М., 1990; Питере Р., Уотермен Р. В поисхах эффективного управления / пер. с англ. М., 1987, и др.

2 См.: Герчиков В. И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности: Методология с позиции практики, Новосибирск, 1984; Заславская Т. И. Экономика сквозь призму социологии // ЭКО, 1985 № 7- Яковлев A.M. Социология экономической преступности M., 1988; Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск, 1991; Радаев В. В. Экономическая социология M., 1997; Рывкина Р. В. Между социализмом и рынхом M., 1994; Косалс Л. Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России М., 1998; Дорин А. В. Экономическая социология Минск, 1997; Бырмыкина О. Н., Нечаева H.A. Социокультурные аспекты адаптации населения к рыночной экономике СПБ, 1998; Язловецкий В. Ф. Социальные устои рыночного общества: история, современность, перспективы. Ростов на Дону, 1995, и др.

3 См.: Конфликты в современной России Проблемы анализа и регулирования M., 1999; Видоевич 3., Галенкова 3.T. Социальные конфликты в трансформирующемся обществе // Социолог.исследов. 1997 № 12- Здравомыслов А. Г. Модернизация России с точки зрения социологии конфликта // Вестн.Росс.АН 1994 Т64 № 2- Степанов Е. И. Социальные конфликты в регионах РФ: организация и обеспечение эффективного мониторинга и менеджмента // Вестн.Росс.гуманитар.науч.фонда 2000 № 3.

4 См.: Фомин Г. П. Модели конфликтов // Менеджмент в России и за рубежом 2001 № 6- Абрамов Ю. В. Конфликтный процесс и составляющие его понятия // Кентавр 1994 № 4- Запрудский Ю. Г. внутри конфликта // Социол.исследов. 1993 № 7- Кулимченко В. Конфликты: возникновение и разрешение // Предпринимательство. Политика. Наука. 1996 № 3- Гоптарева И. Б. О возможных механизмах разрешения конфликта // Полит.исследов. 1998 № 6, и др.

5 См.: Платонов Ю. В. Социальные конфликты на производстве // Социол. исследования 1991 № 11- Рудык Э. Социальные конфликты на Российских предприятиях // Общество и экономика 2002 № 12- Янкевич Г. А. Реформирование социально-трудовых отношений как источник конфликтов в современной России // тезисы доклады и выступления на 2 всероссийском социологическом конгрессе M., 2003 Т. З, и др.

Чумикова, Н. С. Данакина, М. М. Лебедевой и др.)1 Определений вклад в изучение этой тематики внесли исследователи социологического факультета СГУ (диссертационные работы С. В. Агапова, И. В. Хахалиной, М. В. Веденеевой, А. А. Ильютенко и др.).

Несмотря на большое количество публикаций по конфликтологической проблематике, в её разработке имеется еще немало пробелов. В частности, не получили еще должного отражения в социологической литературе вопросы генеза и динамики начального этапа любого социального конфликтаконфликтной ситуации, а также методологии и методики современного выявления и профилактики конфликтогенных факторов, влияющих на трудовое поведение. Сам за себя говорит тот факт, что эта тема пока еще не разработана на уровне специальной монографии или диссертации, основные формы публикации по данной проблеме — небольшие статьи. Речь идет о выработке целостного представления о сущности и динамике этого социального феномена в контексте экономической социологии, о методологическом обосновании социально-технологических подходов к урегулированию конфликтов характерных для современного типа трудового поведения.

Исходя из актуальности проблемы, недостаточной степени её изучения, целесообразно наметить следующую цель работы — изучить процесс формирования нового типа трудового поведения в производственной сфере современного российского общества.

Поставленная цель обуславливает необходимость последовательного решения ряда исследовательских задач:

1 См.: Чугунова В. Конфликты в управленческой деятельности // Сб.науч.работ Академия народного хозяйства 2000 № 3- Клементьев B.C. К теории социальных конфликтов и управления дезинтеграционными системами // Всетник МГУ сер. 18. 1995 № 4- Чумиков A.H. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социолог. исследования 1995 № 3- Данакин Н. С. (и др.) Мехенизмы социального регулирования, технологии управления конфликтом // Соц.полит.журнал 1998 Jfe 2/3- Доценко В. Когда конфликт в коллективе назрел // Морской сборник 1997 № 7- Лебедева М. М. От конфликтного восприятия к согласию // Полит. исследования 1996 № 5- Спиранский В. И. Основные элементы технологии малоконфликтного поведения // Соц.полит.журнал 1997 № 3 и др.

2 Кроме указанных выше статей Г. А. Маченова и А. В. Засимовского, см. так же: Спиранский В. И. Конфликтная ситуация и инцендент // // Соц.полит.журнал 1995 № 5- Липатов а.С. разрешение конфликтной ситуации в организации // Вестн.Мордовск.университета 1998 3 ½.

— раскрыть основные черты и особенности трудового поведения в переходный период;

— уточнить методологические аспекты социологического анализа конфликтных ситуаций в сфере современного производства;

— выявить главные предпосылки генезиса и динамики конфликтных ситуаций и их влияние на трудовое поведениеобосновать необходимость своевременной социальной диагностики конфликтогенных факторов, наметить пути и способа их реализации в условиях производства;

— обозначить основные социально-технологические подходы к профилактике конфликтности в производственных коллективах.

Объектом исследования является трудовое поведение в сфере производства.

Предметом исследования выступают особенности формирования нового типа трудового поведения в современных условиях.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляет комплекс различных теоретических подходов и методов, используваемых в современной социологии. Это обусловлено необходимостью системного подхода к анализу современных социальных конфликтов во всем многообразии их экономических, социальных, культурных, нравственно-психологических аспектов. Основными среди используемых методов является структурно-функциональный, генетический, типологический. Структурно-функциональный подход позволяет выявить главные аспекты конфликтной ситуации и их значимость в системе социальнотрудовых и управленческих отношений. Особенно важен генетический метод, посредством которого определяются истоки, причины и динамика первоначальных стадий конфликтов в процессе трудового поведения. Типологический подход дает возможность выделить основные типы конфликтных ситуаций в условиях производства и разработать их объективную классификацию. Большое значение в концептуальном обосновании работы имеют идеи выдающихся зарубежных и отечественных исследователей в области социологии, конфликтологии и теории менеджмента.

Эмпирической базой работы послужили обобщенные данные социологических исследований, опубликованные в социологических изданиях, а также статистические материалы. Одним из важных источником являются результаты социологического исследования (опроса), проведенного автором на одном из саратовских предприятий. Поскольку тема диссертации находится на стыке нескольких социальногуманитарных дисциплин, потребовалось привлечение и анализ литературы по экономической теории, психологии, культурологии, этике, теории менеджмента, конфликтологии и др.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена самой постановкой проблемы, недостаточно разработанной в социологической литературе. Конкретные элементы новизны состоят в следующем:

— на основе анализа современных социальноэкономических и конфликтологических концепций разработана авторская интерпретация современного типа трудового поведения участников общественного производства;

— раскрыты особенности формирования и динамики социально-трудовых и управленческих конфликтов в современном российском обществе;

— на базе впервые введенных в научный оборот эмпирических данных показаны возможности социологической оценки конфликтогенных факторов, влияющих на трудовое поведение;

— предложено авторское видение целостной системы социальной профилактике конфликтов на производстве в контексте становления рыночной экономики;

— обоснованы пути и способы социальной технологии деятельности по выявлению и предотвращению конфликтности в трудовом поведении;

— предложены практические рекомендации по разработке и внедрению социально-диагностических и профилактических мероприятий в условиях конкретных предприятий.

Поставленные исследовательские задачи, а также методологические принципы и направления их решения определили характер основных положений, выносимых на защиту:

1. В условиях сложных общественных преобразований, реформирования и модернизации российского общества наблюдается повышенный уровень конфликтности в различных сферах общественной жизни, в том числе в экономике. Это отражается и на формировании нового типа трудового поведения, во многом определяя его специфику. Поэтому столь актуальным является всестороннее социологическое исследование генеза и динамики социальных конфликтов на всех уровнях экономической системы, но прежде всего в первичных звеньях (на предприятиях, в фирмах, производственных коллективах).

2. В связи с этим особое значение приобретает выявление и анализ начальной стадии конфликта — конфликтной ситуации. С методологической точки зрения необходимо определения места и роли данного понятия в катеригиальной системе экономической социологии. Это позволяет более полно и глубоко раскрыть механизмы социальной и экономической детерминации конфликтов на производстве.

3. Причины конфликтности, присущей новому типу трудового поведения, разнообразны и детерминированы целым комплексом конфликтогенных факторов. Среди них целесообразно выделить факторы объективные (имеющие глубокие социально-экономические корни, порожденные кризисном состоянием общества) и факторы субъективные, которые зависят от ценностнонормативных ориентаций людей, их настроений, от стиля управления и межличностных отношений в коллективе.

4. Раскрытие роли и соотношения различных конфликтогенных факторов способствует объективный социологический анализ и оценка конкретной ситуации во всем многообразии организационных, трудовых и социально-психологических отношений. Своевременная социальная диагностика является необходимой предпосылкой управления конфликтной ситуацией, т. е. целенаправленного, организованного воздействия на сознание и поведение участников конфликта, а также устранение условий и обстоятельств, способствующих обострению противоречий.

5. Достаточно высокий уровень эффективности воздействия на конфликтные ситуацию обеспечивается технологизацией управленческого процесса, суть которой заключается в целесообразном разделении длительного процесса на отдельные операции и применении оптимальной методики, обоснованной с этической точки зрения. Комплексное осуществление диагноза и всестороннего анализа конкретной ситуации позволяет разрабатывать и своевременно применять профилактические меры, направленные на стабилизацию трудового поведения. Реализация таких мероприятий предлагает высокую степень компетентности, деловой культуры и социологического мышления руководителей и менеджеров.

6. Своевременная диагностика и профилактика конфликтогенных факторов реально способствует гуманизации всей системы общественных отношений, успешному становлению рыночной экономики, формированию нового типа трудового поведения. Дальнейшая всесторонняя разработка этой актуальной и многогранной проблемы может стать значительным вкладом в процесс реформирования социально-экономических отношений.

Научно-практическая значимость проведенного исследования определяется прежде всего его актуальностью в плане решения важной научно-практической задачи — систематизации возможностей социальной диагностики и профилактики конфликтных ситуаций на производстве. Эта значимость так же связана с тем, что полученные теоретические и практические выводы являются определенным приращением знаний в области экономической социологии.

Результаты исследования могут способствовать совершению управленческого процесса и оптимизации социальной политики на конкретных предприятиях и в отраслях экономики. Основные положения диссертации могут быть использованы в научнопедагогической деятельности при чтении лекционных курсов по общей и экономической социологии, социологии организации, социологии труда, при разработке спецкурсов по социальной инженерии, кадровому менеджменту, а также в системе повышения квалификации преподовантелей.

Теоретические положения, методические подходы, практические результаты, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, излагались и обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях социологического факультета СГУ в 2002;2004 гг. межвузовской научной конференции «Молодые ученые — Саратовской области» (ПАГС им. Столыпина 2002 г.) и ряда других. Результаты работы отражены в 3 публикациях. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры регионоведения Саратовского университета.

Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс крупномасштабных преобразований, идущий в современной России, характеризуется поиском перспективных направлений ее экономического и социального развития, обоснованием факторов и условий выхода из затянувшегося кризиса. Вместе со всем обществом претерпевают радикальные преобразования и механизмы управления, в первую очередь — в сфере экономики. В связи с этим возрастает роль объективного социологического изучения процессов динамики экономической сферы в условиях модернизации общественных отношений.

Особую актуальность в современных условиях, на наш взгляд, приобретает проблема социально-экономических конфликтов в различных секторах хозяйства и управления. В развитии каждого конфликта можно фиксировать возникновение своеобразной начальной ситуации, аккумулирующей конфликтогенные факторы и специфические условия конкретной организации или предприятия.

Исследованию некоторых существенно важных аспектов данной проблемы и посвящена наша работа. Проведенный нами анализ позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Современное состояние экономической жизни характеризуется повышенным уровнем конфликтности. Это обусловливает актуализацию данной проблемы в контексте экономической социологии. Особого внимания, на наш взгляд, требует разработка категории «конфликтная ситуация», которая отражает предпосылки, истоки и развитие противоречий, самым негативным образом отражается на социально-психологической атмосфере и экономической эффективности трудовых коллективов.

2. Разработка понятия «конфликтная ситуация» способствуют выявлению реальных экономических, социальных, организационных, психологических условий и факторов, отрицательно влияющих на поведение работников и вызывающих рост социальной напряженности в производственной организации или в управленческих структурах. Обобщение результатов социологического исследования позволяют выделить две основных группы конфликтогенных факторов: объективные (общая экономическая ситуация, уровень и формы материального стимулирования работников, условия труда и т. п.) и субъективные (ценностно-нормативные ориентации и предпочтения работников, стиль и методы работы управленческого персонала, межличностные отношения и т. д.).

3. Социологический анализ и оценка конфликтной ситуации позволяет составить объективное представление о сложной системе организационных и социально психологических отношений в коллективе и их динамики с учетом широкого диапазона позитивных и негативных факторов и обстоятельств. Это и создает необходимые условия для реального управления конфликтной ситуацией, то есть достаточно эффективного воздействия на создание и поведение участников конфликта, а также изменения конкретных условий, ликвидацию факторов, способствующих обострению противоречий.

4. Важнейшим условием эффективности управления конфликтной ситуацией является технологизация данного процесса, то есть выделение основных этапов и наиболее действенных методов в соответствии со спецификой социального объекта. В первую очередь речь идет о социальной диагностике проявлений конфликтности, своевременного обнаружения конкретных противоречий, которые могут привести к столкновениям, разногласиям или другим инцидентом, препятствующим нормальной работе организаций.

5. Комплексное осуществление диагностики, анализа конфликтогенных факторов и своевременная корректировка ситуации обеспечивает профилактическую функцию социальной технологии. Это необходимое условие оптимального регулирования конфликтной ситуации, устранения негативных факторов, предотвращения острых инцидентов гармонизации формальных и неформальных отношений в организации. Наибольшим профилактическим потенциалом обладают такие методы урегулирования, как диалог, переговоры, сотрудничество, компромисс.

6. Оптимальные возможности профилактики конфликтов создаются в результате проведения целостной социальной политики в рамках данной организации (фирмы, компании и т. д.) Система социальной защиты и материального стимулирования способствует стабилизации трудовых отношений, формированию благоприятного социально-психологического климата в организации, а следовательно, предотвращению негативных факторов, порождающих конфликты.

7. В связи с этим современных условиях существенно возрастает значимость теоретического осмысления понятия «конфликтная ситуация» в контексте экономической социологии. Разработка данной категории способствует более глубокому пониманию развития экономики как социального процесса. Так же важно, что объективный анализ предпосылок и динамики конфликтной ситуации помогает расширению знаний о разнообразных аспектах поведение субъектов экономической жизни под влиянием меняющихся социальных условий. В поле зрения исследователей оказывается и сложная проблема соотношения экономического и социального механизмов в процессе становления рыночных отношений и порождаемых в связи с этим конфликтов. Это позволяет более полно и глубоко выяснить характерные особенности социально-экономической модернизации российского общества, что имеет несомненное практическое значение.

Говоря о практическом преломлении результатов теоретического анализа конфликтной ситуации как специфического феномена социально-экономической жизни, нужно отметить необходимость комплексного подхода, способствующего реализации разработанных теоретиками социально-технологических подходов. Здесь необходимое конкретное сотрудничество социологов, психологов, правоведов, специалистов по конфликтологии и менеджменту. Объединение усилий специалистов и менеджеров помогает формировать условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный анализ его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить «деловую зону» конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонами конфликта надо стремится освободится от враждебности и недоверия друг к другу.

Теоретические исследования и повседневная практика убедительно доказывают, что значительная часть конфликтов представляет собой продолжение, отображение вполне объективных противоречий, независимых от воли конфликтующих. Конечно, сложно обнаружить прямую связь между конфликтом как таковым и вызывавшим его противоречием, так как их разделяет множество промежуточных звеньев. Надо учитывать, что механизмы экономической и социальной деятельности в реальной жизни органически взаимосвязаны, и выделить те или иные факторы, влияющие на генезис конкретной конфликтной ситуации, довольно непросто. Тем не менее такая связь объективно обусловлена целостным, системным характером общественной жизни.

Объективные факторы, порождающие конфликтность в обществе, своеобразно «преломляются» в конкретной социальной среде того или иного предприятия, трудового коллектива. На каждом предприятии существуют свои противоречия, свои проблемы, которые имеют тенденцию перерастать в серьезные конфликты. Как правило, конфликты возникают на базе трудовых, деловых отношений, каждой конфликтной ситуации присуща внутренняя динамика развития. Она состоит в том, что любой деловой конфликт или непрерывная цепь деловых конфликтов, оппоненты в которых постоянны, имеют тенденцию переходить в эмоциональный конфликт, т. е. конфликт, вызванный чувством антипатии или враждебности. Другими словами, затянувшийся деловой конфликт вследствие действующих в нем психологических закономерностей может привести к тому, что, во-первых, произойдет потеря объекта и цели конфликта и, во-вторых сформируется негативное отношение оппонентов друг к другу.

Это, пожалуй, самая большая опасность, которая кроется в конфликтах.

Искусственное затягивание развития конфликта, стремление иных руководителей не замечать или заглушать инциденты, не пытаясь изменить обстановку или повлиять на конфликтные ситуации, приводят к стабилизации напряженных отношений между людьми и группами, в конечном счете — к эмоциональному конфликту.

Поэтому важным с практической точки зрения является вопрос о социологической и психологической «грамотность» современного руководителя, об умении его правильно действовать в конфликтной ситуации. В этом ему призваны помочь теоретические разработки по менеджменту. Но в многочисленных пособиях он найдет немало советов, как «разрешить» конфликт, но воспользоваться ими подчас трудно, поскольку упускается главное — необходимость уловить, распознать начало конфликта, его латентную (скрытую) стадию. А ведь от того, насколько правильно управленческие кадры воспринимают причины и сущность конфликтной ситуации. Конфликтное состояние может изменяться и под влиянием объективных обстоятельств, и в результате субъективного воздействия — путем переговоров, компромисса, пока не исчезнет сама основа разногласий.

Разумеется, очень часто конфликты являются плодом недоразумений, ошибок, личных качеств оппонентов, несовпадающих желаний и интересов отдельных людей. Важной чертой компетентного руководителя является умение своевременно выявлять эти неприятные моменты и тактично сглаживать наметившиеся противоречия. Однако в основе конфликтов зачастую лежат не только какие-то личностные недоразумения, но и недостатки в структуре, организации и стиле управления. Профессиональное осуществление социальной диагностики позволяет выявить симптомы организационных «недугов» и справиться с ними, не дожидаясь перерастания конфликтного процесса в острую стадию. В противном случае эмоциональное напряжение, сопровождающее конфликт, может усилиться и превратить деловые взаимоотношения в эмоциональные, не связанные ни с каким конкретным, может усилиться и превратить деловые взаимоотношения в эмоциональные, не связанные ни с каким конкретным объектом, целью которых будет лишь стремление во что бы то не стало доказать одного оппонента над другим.

Трудно измерить экономический ущерб от бесчисленных конфликтов на различных уровнях и в звеньях производства. И практически не поддается подсчету и измерению поистине колоссальный моральный и психологический урон, который наносится персоналу учреждений предприятий, фирм во всех регионах огромной страны. В конфликтах напрасно растрачиваются самые ценные ресурсы — здоровье, время, силы людей, разрушаются карьеры, подчас ломаются человеческие судьбы. Высокий уровень конфликтности производстве служит серьезным препятствием проведению целенаправленной социальной политики, развитию экономической культуры, демократизации общественной жизни. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что своевременная диагностика и профилактика конфликтных факторов реально способствует гуманизации всей системы общественных отношений, более успешному становлению рыночной экономики и формированию гражданского общества.

Подчеркивая теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы, мы не претендуем на то, что в работе полно и всесторонне раскрыты все ее многообразные аспекты и взаимосвязи с другими проблемами развития нашего общества. Мы намечаем лишь некоторые направления теоретической разработки данного вопроса в контексте экономической социологии пути применения полученных результатов в практической деятельности. Но это лишь начало поиска, а его продолжение требует комплексного подхода объединения усилий специалистов в области конфликтологии, социальной психологии, теории менеджмента и, безусловно, различных отраслей социологического знания. Можно с полной уверенностью констатировать, что дальнейшая всесторонняя разработка этой актуальной и многогранной проблемы явиться значительным вкладом в развитие теории и практики социально-экономического реформирования российского общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Technology Today. London, 1971. P. 20.
  2. Ю.В. Конфликтный процесс и составляющие его понятия//Кентавр. 1994. № 4. С. 159.
  3. Е.В. Причины, социальные последствия межгрупповых конфликтов в производственных коллективах и пути их разрешения // Тезисы докладов и выступлений на 2 всероссийском социологическом конгрессе. М., 2003. T.I. С.351−358.
  4. B.C. Психология межгрупповых отношений М., 1983.
  5. Айвазян 3., Кириченко В. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти//Проблемы теории и практики управления. 1999. № 4.
  6. О.В. Обследование и диагностика организационных структур// Вопросы методологии. 1997. № ¾.
  7. А.Т. К вопросу об условиях возникновения конфликтной ситуации// Сб. тр. Моск. обл. пед. инст-та. М., 1973. С. 28−34.
  8. Т.Е., Куликова JI.C. Психология конфликта, его причины// Вестник Верхне-Волжской академии технол. наук. 1997 Вып. 1 С.97−103.
  9. Э.П. (и др.) Производственный коллектив и социальное планирование. М., 1978- Ершов А. А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. Л., 1976.
  10. Ю.Андреенкова Н. В., Воронченкова Г. А. Развитие трудовых конфликтов в России в период перехода к рыночной экономике//Социолог. исследов. 1993. № 8. С. 24.11 .Антикризисный менеджмент/Под ред. А. Г. Грязновой. М., 1999.
  11. Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1989- Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
  12. А.Я. Проблемы конфликтологии // Филос.науки. 1996 № ¼.
  13. М. основы менеджмента М., 1998. С. 18.
  14. Р. Этапы развития социологической мысли М., 1993 ч.1,раздЗ, ч.2,разд.З.
  15. В.А. Определение понятия «конфликт» // Вестник Росс. ун-та Дружбы народов. Сер.юрид.наук. 2000 № 2.
  16. В.А., Баринов Н. В. Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации. Менеджмент в России и за рубежом. 1999 № 5.
  17. Ф.М., Каряк Н. Н. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989 С. 10,12−14, 18.
  18. В.В. Социально-адекватный менеджмент// В поисках новой парадигмы: Монография. Киев. 2001.
  19. О.Н., Нечаева Н. А. Социокультурные аспекты адаптации населения к рыночной экономике СПБ, 1998.
  20. М. Избранное: Образ общества. М., 1994.
  21. А.А. Статус результатов представительных опросов в современном обществе: от иллюстрации до решающего аргументаУ/Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе. М., 2003. Т.1. С. 273−274.
  22. А.Н., Подмарков В. Г. Социолог на предприятии М., 1973. С. 30 35−36.
  23. Е.П. Психологические проблемы управления. М. 1969.
  24. В.И. В поисках предмета экономической социологии // Социолог.исследов. 1998 № 1.
  25. В.И. Профессиональные способности и трудовое поведение. М., 1992. Гл. 1−2.
  26. В.И. Содержание, структура и функции трудового поведения // Социологические исследования 1991 № 11.
  27. В.И., Зубков В. И. Экономическая социология М., 2002 с.8−15
  28. Видоевич 3., Голенкова З. Т. Социальные конфликты в трансформирующемся обществе // Социолог.исследования. 1997. № 12-
  29. О.С. Стратегическое управление. М. 2002.
  30. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность (социология М. Вебера и Веберовский ренесанс) М., 1991.
  31. Ю.С. О ценностях и правилах переходного периодаУ/Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе. М., 2003 Т. 1.
  32. . Бизнес со скоростью мысли. М., 2003. С. 9.
  33. Ф. Психология управления. М., 1982.
  34. В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности: Методология с позиции практики, Новосибирск, 1984-
  35. И.Б. О возможных механизмах разрешения конфликта // Полит.исследов. 1998 № 6.
  36. М.В. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации М., 1993. С. 125 128.
  37. . Введение в науку управления/Пер. с англ. М., 1969. С. 286, 291.
  38. М.С. (и др.) Механизм социального регулирования в технологии управления конфликтом // Соц.полит.журнал. 1998. № 2/3.
  39. Р. Элементы теории социального конфликта // Социолог. исследования 1994 № 5.
  40. А.В. Асоциальные дезинтеграции и конфликты // Социол.исследования. 1992. № 10.
  41. А.В. конфликт: основные современные теории конфликта // Прикл.психология. 2000. № 5.
  42. JI.B. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование//Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 3.
  43. А.В. Экономическая социология Минск, 1997.
  44. В. Когда конфликт в коллективе назрел // Морской сборник 1997 № 7, 48.
  45. .С., Макаревич Б. С. Социоинженерная деятельность, социальное проектирование, социальная технология. М., 1989.
  46. Л.Я. Социальные технологии в системе управления общественными процессами. Автореф. докт. дис. М., 1993. С. 4.
  47. А.П. Управление персоналом. Н. Новгород, 1999.51 .Ершов А. А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. Л., 1976.
  48. И.А. Указ.соч. С. 12.
  49. Т.И. Экономика сквозь призму социологии // ЭКО, 1985 № 7−59.3аславский Т.И., Рывкина Р. В. Социология в экономической жизни. Новосибирск, 1991.
  50. Д., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления М., 1993- Чугунова В. Конфликты в управленческой деятельности // Сборник научных работ академии народного хозяйства. 2000. Вып.З.
  51. С.Д. Инновационный менеджмент. М., 1997- Скамай Л. Риски в инновационном предпринимательстве//Риск. № 5−6, 1998.
  52. Г. А., Фатыхов Р. Г. Социальные проблемы промышленных предприятий//Социолог. исслед. 1998 № 11.
  53. История социологии в Западной Европе и США М., 1993. гл. 2.
  54. К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры СП, 2002.
  55. Э.А. Социология XX века. История и технология. Ростов-на-Дону. 1996. С. 204−214.
  56. О.И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса культуры в Российском обществе // Соц.полит.журнал. 1995 № 4. Листвина Е. В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития. Саратов 2001.
  57. Л.Е. Законы исторических ситуаций.//Вопросы истории 1971. № 1.
  58. А .Я. Управление персоналом организаций. М., 1997. Гл. 1.81 .Кинбурский А. В. социальной недовольство и потенциал протеста // Социол.исследования. 1998. № 10.
  59. А.И. Психология хозяйственного руководителя. М. 1984.
  60. И.М. Конфликт: за и против. М., 1978.
  61. О.С. К теории социальных конфликтов и управления дезинтеграционными системами // Вестник МГУ Сер. 18 социолог и политолог. 1995. № 4.
  62. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководствам., 1978.
  63. Л. Функции социального конфликта // Современная зарубежная социология. М., 1993.
  64. Г. А., Фросина И. В. Социальные процессы на промышленном предприятии// Социолог, исследования. 1996. № 10 С. 63.
  65. Коллектив и личность. М., 1975.
  66. И.М. Самооценка компетентности в разрешении конфликтов//психол. журнал. 1998. № 1.
  67. Конфликты в современной России: проблема анализа и регулирования. М., 1999.
  68. О.М., Влияние конфликта на поведение его участников//Вести. гос. ун-та управления. Серия: Социология и управление персоналом. 2002. № 2.
  69. Э.М. Антикризисное управление. М., 2001.
  70. Л.Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России М., 1998.
  71. Т.Е. Некоторые причины нравственных конфликтов в трудовых коллективах// Научно-техническая революция и философская наука. Л., 1977. С. 95−105.
  72. Коэнен-Хуггер Ж. Актуальные проблемы социологии и их развитие. М. 1998 г. С.З.
  73. Ю.А. Революционный процесс современности: Теоретические очерки М., 1981. Проблемы мирового революционного процесса М., 1981−1987. Т.1−7.
  74. Ю.Д. Диагностика социальных генотипов в деловой организации//Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе М., 2003. Т. 2.
  75. В.М. Конфликт: что это такое? // Науки в России 1994 № 2.
  76. П.И. Социальная напряженность как этап в процессе развития конфликта // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М., 1995. вып.9.4.1.
  77. В. Конфликты: возникновение и разрешение // Предпринимательство. Политика. Наука. 1996 № 3.
  78. Н. Социальный объект управления коллектив М., 1977
  79. В.И. Психология и управление. М., 1990.
  80. М.М. От конфликтного восприятия к согласию // Полит.исследования. 1996. № 5.
  81. М.М. Трудный путь урегулирования конфликтов // Вестник Моск.университета. Сер. 18 Социология и политология. 1996. № 2.
  82. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Пер. с нем. М., 1986. Т. 1−2.
  83. А.С. Разрешение конфликтной ситуации в организации // Вестн. Мордовск.университета. 1998. № ½.
  84. А.Ф. Категории // Философская энциклопедия М., 1962 Т.2 С. 472.
  85. Н.П. Теория и практика самоменеджмента. Киев. 1999.
  86. Маецкий 3. Проблемы морального конфликта Л., 1974.
  87. Маецкий 3. Социальные основы морального конфликта Л., 1974.
  88. М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982. С. 48.
  89. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996.
  90. B.C. Социально-типические свойства личности в типологическом конфликте // Вопросы современной психоневрологии. Л., 1968.
  91. B.C. Социально-типические свойства личности в типологическом конфликте// Тр. ин-та им. Бехтерева. 1968. Т. 38.
  92. В. В. Носатов В.Т. Личностные конфликты и общее в характеристике их разрешения // Тр. Ш всесоюз. съезда общ.психологов М., 1968. Т. З Вып. 1.
  93. П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы СПБ, 1992 гл. 1.
  94. Е.П. Субъективное оценивание в консультировании организаций//Журн. практического психолога. 2000 № 5/6.
  95. А.В. Деловая психология СП., 2000.
  96. Г. А., Ночевник М. Н. Конфликтные ситуации и организационная структура коллектива// Материалы всесоюзной конференции по проблемам управления научными исследованиями и разработками. М., 1973. 4 IV. С. 129−132.
  97. Л.И. Социологические теории конфликтов и их разрешение Соц.полит.журн. 1994 № ½.
  98. Д.В. Организационное поведение. СПТ, 2000.
  99. В.Ю. Управление экономикой и современный руководитель М., 2001.
  100. Э.А. Диагностическая функция конфликта // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.
  101. Э.А., Филонов Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 321,325−326.
  102. С.Н. Законы Паркинсона: Сб./Пер. с англ. М.- 1989. С. 227.
  103. Т. Система современных обществ. М., 1997- Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966.
  104. Р., Уотерман Р. В поисках эффективного управления/Пер. с англ. М., 1987.
  105. И.И., Семенов Л. А. Проблемы социального конфликта в современной буржуазной социологии // Философские науки. 1975. № 3.
  106. JI. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии М., 1977.
  107. А.П. Теория Конфликта//Политические исследования. 1991 № 3.
  108. Д.П. Свойства неформальных структур организации//Вестн. гос. ун-та управления: Серия социология и управление персоналом. 2001. № 1.
  109. А.А. Концептуальные предпосылки организационно-деятельностной модели социального конфликта // Вопр.психологии. 2002. № 6.
  110. Р., Уотермен Р. В поисках эффективного управления / пер. с англ. М., 1987.
  111. К.К. Структура и развитие личности М., 1986. С. 109.
  112. Ю.В. Социальные конфликты на производстве // Социол. исследования 1991 № 11.
  113. Практическая психология для менеджеров. М., 1996, С. 37,196.
  114. А.И. Социологические аспекты управления М., 1974.
  115. В.В. Экономическая социология М., 1997.
  116. О.С. Оптимизационное мышление, оптимизационный подход, оптимология. Проблемы и задачи / /Проблемы эффективности, рационализации и оптимизации человеческой деятельности. 4.1. 1991. С. 10.
  117. Е.О., Перрон Л. Марксистские классовые категории и неравенство доходов: классы и массы. М., 1978. С.27−46.
  118. Реформирование России: реальность и перспективы. М., 2002. Гл. 5.
  119. Россия реформирующаяся/Под ред. Л. М. Дробининой. М., 2002 Гл. 3,7.
  120. Э. Социальные конфликты на Российских предприятиях // Общество и экономика 2002 № 12.
  121. М.Н. Социальный конфликт: Филосовское измерение // Вестн.Росс. АН 1994.Т.94 № 6.
  122. М.Н. Социальный конфликт: Философское измерение. С. 48−50.
  123. Р.В. Между социализмом и рынком М., 1994.
  124. А.И. Социально-философские проблемы исследования потребностей. М., 1987.
  125. С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. Ростов-на-Дону, 1997.
  126. М.А. Социальная ситуация, социальный кризис как категории социальной диалектики // Методологические проблемы социологической теории. Новосибирск, 1984.
  127. К.Н. К методологии выявления проблем организации // Проблемы познания и управления социальными процессами. Томск, 1981.
  128. Словарь иностранных слов М., 1983 стр. 459.
  129. Дж.Н. Экономическая наука и социология экономики // Американская социология: перспективы, проблемы, методы/Пер. с англ. М., 1972 С. 200.
  130. Г. Л. Принципы исследования конфликта // Вопр.философ. 1968 № 8.
  131. Современный словарь иностранных слов М., 1993. С. 246,307, 498 499.
  132. В.А. К исследованию конфликтов социальной психологии США // Социально-психологический климат. М., 1979.
  133. Социальное управление: словарь-справочник./Под ред. В. И. Добренькова И.М. Слепенкова, М., 1994. С. 150
  134. Социальные проблемы управления трудовыми коллективами. М., 1978.
  135. Социология социалистического производственного коллектива / под ред. З. И. Файнбурога, М., 1982 С. 134.
  136. Социология труда: учебник /под.ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины, М., 1993 С. 159.
  137. В.И. Конфликт: сущность и особенности его проявления // Соц.полит.журнал. 1995. № 3.
  138. В .И. Конфликтная ситуация и инцидент // Соц.полит.журнал. 1995. № 5 С. 130,133.
  139. В.И. Конфликтогенные факторы социальной напряженности//Соц. полит, журнал. 1996. № 2 С. 46−52.
  140. В.И. Общие правила человеческих отношений и их проявление в конфликтной ситуации// Соц. полит, журнал. 1997. № 4.
  141. В.И. Основные виды конфликтов: проблема классификации.// Соц.-полит. журнал. 1995. № 4.
  142. В.И. Основные элементы технологии малоконфликтного поведения // Соц.полит.журнал 1997 № 3.
  143. В.И. Управление и самоменджмент// Соц.-полит. журн. 1997. № 1−2.
  144. С.П. Оценочное исследование: первое знакомство//Социолог. исследов. 1992. № 7.
  145. С.П. Заказчик и исполнитель в оценочном исследовании//Социолог. исследов. 1993. № 8.
  146. Е.И. Отечественная конфликтология: к вопросу о становлении и развитии // Социол.исследования. 1998 № 10.
  147. Е.И. Социальные конфликты в регионах РФ: организация и обеспечение эффективного мониторинга и менеджмента // Вестн.Росс.гуманитар.науч.фонда 2000 № 3
  148. Н. Общественные науки и социальная технология. /Пер. с болг. М., 1976. С. 180.
  149. Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение). М., 1998.
  150. В.И. Социальные потребности личности. Киев, 1982.
  151. Теоретические проблемы социально-трудовых конфликтов (обсуждение за «круглым столом»)//Социол. исследования. 1991. № 12.
  152. Ю., Шувалова О. Производственные конфликты как социальные индикаторы//Человек и труд. 1994. № 11.
  153. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики .//Под. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М. Изд-во МГУ, 1997.
  154. Управление персоналом организации / /Под ред. А. Я. Кибанова. М., 1997. С. 97−98.
  155. Э.А. Управление фирмой М., 1996- Шейн Э/ Организационная культура и лидерство. СПБ, 2002. Гл.З.
  156. Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. М., 1998.
  157. Г. П. Модели конфликтов // Менеджмент в России и за рубежом.2001. № 6.
  158. Хант Р. Как создать интеллектуальную организацию/Пер. с англ. М., 2002- Друкер П. Ч. Задачи менеджмента в XXI веке. М., 2000.
  159. Р.Х. Опыт успешного руководства/Пер. с нем. М., 1981.
  160. В.О. Методы познания и преодоления конфликтных ситуаций в производственном коллективе. М., 1977. С. 28−30.
  161. Цой J1.H. Практическая конфликтология. М, 2001. Кн. 1 С. 50−95. Конфликты в современной России: Проблемы анализа и регулирования. М., 1999.
  162. В.Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении СПБ. 1997. С. 167−172.
  163. В. Конфликты в управленческой деятельности// Сб. научных работ Академия народного хозяйства 2003 Вып. 3. С. 45−48.
  164. В. Конфликты в управленческой деятельности//сб. научн. работ Академия народного хозяйства. 2000. Вып. 3.
  165. А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социолог.исследования. 1995. № 3. С.48−55.
  166. А.Н. Управление персоналом организации. М., 1997. Гл. 7.
  167. ., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех//Пер. с нем. М., 1993. С. 34.
  168. С.В. Управление персоналом в современной организации. М., 1997.
  169. Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации /Пер. с англ. СПб., 2001. С. 258−269. Верховин В. И. Профессиональные способности и трудовое поведение. М., 1992. Гл. 1−2.
  170. В.М. Управленческая психология. М. 1985.
  171. Ю.А. Предисловие: в кн. Бородкин Ф. М., Каряк Н. Н. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989 С.З.
  172. И.Н. Конфликты как предмет социологии организации // Социолог.исследования. 2000. № 10 С.63−68.
  173. П.Н. Введение в российскую культуру М., 2000.
  174. Л.Л. Социальные технологии- понятия и практическое применение. Спецкурс лекций для студентов. Кемерово, 1994. С. 16−18.
  175. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М., 1993. С. 28−32.
  176. Т.В. Социальная экономика.М., 2001.
  177. В.Ф. Социальные устои рыночного общества: история, современность, перспективы. Ростов на Дону, 1995.
  178. A.M. Социология экономической преступности М., 1988- Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск, 1991.
  179. Г. А. Реформирование социально-трудовых отношений как источник конфликтов в современной России // тезисы доклады и выступления на 2 всероссийском социологическом конгрессе М., 2003 Т.З.
  180. М.Г. Проблема руководства научным коллективом: Опыт социально-психологического исследования М., 1982. гл. 6.
Заполнить форму текущей работой