Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие «профессиональная готовность студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами» определяется как интегральное личностное качество, формирующееся на основе взаимосвязи знания и операционного действия в ситуации моделирования профессиональной деятельности. Она включает следующие компоненты: мотивационно-ценностный (потребность владения профессионально-иноязычным… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К РАБОТЕ С ИНОЯЗЫЧНЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ
    • 1. 1. Современные тенденции и подходы к профессиональной подготовке инженеров
    • 1. 2. Методологические основы формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами
  • Выводы по первой главе
  • 2. СОДЕРЖАНИЕ И ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К РАБОТЕ С ИНОЯЗЫЧНЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ
    • 2. 1. Структура и содержание подготовки студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами
    • 2. 2. Технология формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами
  • Выводы по второй главе
  • 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К РАБОТЕ С ИНОЯЗЫЧНЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ
    • 3. 1. Опытно-экспериментальная апробация технологии формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами
    • 3. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по третьей главе

Формирование профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях построения информационного общества и интеграции России в мировое сообщество появилась необходимость дальнейшего совершенствования образовательного процесса с целью обеспечения конкурентоспособности будущих специалистов, как на национальном отечественном, так и на международном рынках труда.

Как показало исследование, умение использования современной информации и информационных технологий является одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование профессиональной готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности. Процесс формирования профессионализма инженеров становится все более актуальным и приобретает первостепенное значение в вопросах формирования профессиональной готовности к работе с иноязычными информационными системами, отвечающей потребностям современных условий осуществления их профессиональной деятельности и определяемой, главным образом, способностью рационального использования информационных ресурсов, средств коммуникации.

Происходящие изменения в мировом педагогическом пространстве базируются на глобальных информационных тенденциях, которые направляют педагогические инновационные процессы и обуславливают развитие самой педагогической науки. Эти процессы в настоящее время являются приоритетными направлениями образовательной политики Российского государства, что нашло свое отражение в целом ряде Федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлений правительства РФ и нормативно-правовых актах органов федерального управления образованием, в частности, «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В последней отмечаются такие направления модернизации, как информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования, реализация в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с высокими технологиями.

В Федеральном законе «О единой организации и координации работы в области информатизации образования в России» выделяются основные направления информатизации образования, в частности, «. реализация содержания образования на базе информационных технологий». «Национальная доктрина образования России» определяет основные направления информатизации образования с использованием средств-носителей новых информационных технологий: создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования, организация познавательной деятельности обучаемых в ходе образовательного процесса.

В связи с вышеуказанными процессами перед инженерно-техническим образованием стоит проблема формирования высокопрофессионального специалиста, способного не только работать с современными информационными системами, но и осваивать новые, необходимые для успешного осуществления профессиональной деятельности. Это возможно достичь путем формирования у студентов технических вузов профессиональной готовности к работе с иноязычными информационными системами.

Актуальность данной проблемы нашла свое отражение в целом ряде научных работ известных ученых, посвященных проблеме профессиональной подготовки специалистов: для инновационной инженерной деятельности (О.В. Боев, К. К. Колин, В. В. Микитянский, И. О. Муравлев, С. А. Подлесный, М. А. Соловьев, А. И. Чучалин и др.) — информатизации профессионально-ориентированного процесса обучения в вузе (Е.А. Ганин, О. А. Козлов, Г. А. Кручинина, А. Т. Попова, А. Ю. Трутнев, В. В. Угольков, С. Е. Цветкова, О. В. Шатунова и др.) — формирования профессиональной готовности (Е.Н. Богданов, Н. В. Кузьмина, Г. А. Кручинина, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и др.) — формирования профессиональной готовности студентов технических вузов посредством изучения иностранного языка (И.Л. Бим,.

Г. А. Китайгородская, А. К. Маркова, М. В. Межиева, Е. И. Пассов, Е. С. Полат, Н. Ф. Талызина и др.) — формирования профессионально-иноязычной готовности студентов (И.Л. Бим, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, Е. И. Пассов, Н. В. Патяева, В. В. Сафонова и др.).

Вместе с тем, в научных работах целенаправленно не рассматривалась проблема формирования профессиональной готовности студентов технических вузов к работе с иноязычными информационными системами. Между тем, ее решение может стать средством для развития инженерной культуры студентов и обозначить пути повышения эффективности их профессиональной подготовки.

Проведенный анализ процесса формирования профессиональной готовности к работе с иноязычными информационными системами специалистов инженерных специальностей в высшей школе выявил наличие следующих противоречий:

• между потребностью современного общества в высококвалифицированных специалистах и недостаточной ориентированностью вузов на формирование профессиональной готовности к работе с иноязычными информационными системами;

• между возросшей потребностью общества в инженерах, обладающих высоким уровнем профессиональной готовности к работе с иноязычными информационными системами и отсутствием педагогической технологии формирования профессиональной готовности будущих студентов к работе с иноязычными информационными системами;

• между имеющимся позитивным опытом решения проблемы формирования профессионально-иноязычной готовности будущих инженеров и отсутствием теоретического обоснования и методического обеспечения подготовки будущих специалистов к работе с иноязычными информационными системами.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность для высшего профессионального образования, необходимость преодоления названных противоречий послужили основанием для определения темы исследования: «Формирование профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами».

Цель исследования — научно обосновать, разработать и экспериментально проверить технологию формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами.

Объект исследования — профессиональная подготовка студентов технического вуза.

Предмет исследования — технология формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами.

В соответствие с обозначенной выше целью гипотеза исследования опирается на предположение о том, что формирование профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами будет более эффективной, если:

— формирование профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами выступает целью профессиональной подготовки будущих инженеров;

— будет разработано содержание подготовки студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами;

— будет разработана педагогическая технология формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами;

— будет разработана модель формирования готовности студентов к работе с иноязычными информационными системами;

— будут сформулированы критерии и разработаны диагностические материалы для определения уровня сформированности профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами.

В соответствие с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в работе ставились следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами в психолого-педагогической, лингвистической и методической теории и практике.

2. Уточнить и дополнить сущностную характеристику понятия «профессиональная готовность студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами».

3. Разработать содержание подготовки студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами.

4. Теоретически обосновать и разработать педагогическую технологию формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами.

5. Разработать модель формирования готовности студентов к работе с иноязычными информационными системами.

6. Выявить критерии и разработать диагностические методики выявления уровня сформированности профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами и провести эксперимент.

Методологической основой исследования являются: системный подход (В.А. Афанасьев, И. В. Блауберг, B.C. Ильин) — психологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев) — психология и методика обучения иностранным языкам (Б.В. Беляев, И. Л. Бим, Ж. Л. Витлин, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, С.Ш. Шатилов) — теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) — концепция моделирования и конструирования педагогического процесса (B.C. Безрукова, В. В. Краевский, Ю. К. Чернова и др.) — теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л. В. Занков, И. Л. Лернер, М.Н. Скаткин) — теория опережающего профессионального образования (С.Я. Батышев, JI.C. Выготский, П. Н. Новиков, М. С. Савина и др.) — проблемы профессиональной готовности (Е.Н. Богданов, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Талызина, Н. Ф. Якиманская и др.) — инновационное инженерное образование (Л.И. Гурье, B.C. Мануйлов, В. В. Микитянский, В. А. Сальников, М. А. Соловьев, А. И. Чучалин, В. Д. Шадриков и др.) — теории интеграции (А.П. Беляева, М. Н. Берулава, Н. И. Вьюнова, Ю. С. Тюников и др.) и личностно-ориентированного подхода (Е.Н. Бондаревская, М. Н. Берулава, М. А. Викулина, И. С. Якиманская и др.).

Экспериментальная работа осуществлялась на базе Тольяттинского филиала ГОУ ВПО «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева» (ТФ СГАУ) со студентами, обучающимся по специальности 210 302.65 «Радиотехника». Разными видами эксперимента было охвачено 120 студентов, 48 преподавателей вуза и инженеров-проектировщиков радиоэлектронных устройств различных подразделений ОАО «АВТОВАЗ». Исследование проводилось с 2001 по 2008 год в три этапа.

На первом этапе (2001;2002 г. г.) изучалась философская, психолого-педагогическая, лингвистическая, методическая, техническая литература, а также диссертационные исследования по выбранной нами проблеме, анализировались существующие подходы к ее решению. На данном этапе был разработан понятийный аппарат исследования, сформулирована рабочая гипотеза, проведен констатирующий эксперимент и разработано содержание подготовки студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами.

На втором этапе (2002;2006 г. г.) разрабатывались технология и модель формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системамиформировалась структура интегративного спецкурса и проводилась его опытная апробация. Разрабатывалась методика тестирования и контроля уровня сформированности профессиональной готовности студентов к работе с иноязычными информационными системами.

На третьем этапе (2007;2008 г. г.) проводился контрольный эксперимент, анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, оформление диссертационного исследования.

Решение поставленных задач, проверка результатов и теоретических выводов осуществлялись на основе комплекса методов исследования. В диссертации использовались: теоретический анализ научной литературыанализ и синтез, теоретическое обобщение педагогического опыта по проблеме исследованиясравнение и интерпретация новых фактов и конкретных проявлений объекта исследованиянаблюдениеанкетирование, интервьюирование, изучение результатов деятельности студентов вузовэкспертная оценкапедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) — методы математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в том, что: — определена сущность и структура понятия «профессиональная готовность студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами», как способности будущих инженеров работать с иноязычными информационными системами, владение профессионально-иноязычным тезаурусом для выполнения профессиональных функций, включающего мотиваци-онно-ценностный, познавательный, деятельностный и эмоционально-волевой компоненты;

— разработана педагогическая технология формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами, состоящая из подготовительного этапа, этапов формирования элементарного, функционального, системного уровня профессиональной готовности и оценочно-диагностического этапаразработаны критериально-оценочные процедуры и диагностические материалы, позволяющие определить уровень сформированности профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

• реализованы интегративный, междисциплинарный, технологический и личностно-ориентированный подходы к формированию профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами;

• определено содержание подготовки студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами, которое представлено совокупностью знаний, умений и навыков по иностранному языку, информационным технологиям и спецдисциплинам и аккумулируется в интегративном спецкурсе «Профессиональная готовность студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами»;

• дано целостное представление единства целей, содержания, форм и методов технологии формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами;

• разработана модель формирования профессиональной готовности студентов технических вузов к работе с иноязычными информационными системами;

• разработаны критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной готовности к работе с иноязычными информационными системами.

Практическая значимость заключается в том, что:

• разработаны и внедрены в педагогическую практику модель и технология формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами;

• на основе разработанной технологии осуществлено последовательное, систематичное, непрерывное формирование профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами;

• разработано и внедрено учебно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональной готовности к работе с иноязычными информационными системами: спецкурс «Профессиональная готовность студентов и технического вуза к работе с иноязычными информационными системами" — учебно-методическое пособие, содержание которого включает терминологический словарь, систему упражнений, тестовые задания, обеспечивающие достижение студентами заданного уровня профессиональной готовности и способствующие, тем самым, повышению профессионализма будущих инженеров.

• разработаны критериально-оценочные процедуры и диагностические материалы, позволяющие определить уровень сформированности профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами и обеспечивающие эффективную профессиональную подготовку студентов, обучающихся по специальности 210 302.65 «Радиотехника».

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигнута: логической структурой построения научно-исследовательской деятельностикомплексной методикой, адекватной предмету и задачам исследованияведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью и ориентацией на неесравнением результатов исследования с результатами других авторовшироким использованием методов математической статистикиподтверждением выдвинутой гипотезы исследования его результатами, а также многолетним личным педагогическим опытом исследователя.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие «профессиональная готовность студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами» определяется как интегральное личностное качество, формирующееся на основе взаимосвязи знания и операционного действия в ситуации моделирования профессиональной деятельности. Она включает следующие компоненты: мотивационно-ценностный (потребность владения профессионально-иноязычным тезаурусом для работы с информационными системами в будущей профессиональной деятельности, интерес к работе с иноязычными информационными системами профессионального назначения, стремление добиться успеха в реализации профессиональных задач, благодаря профессиональной готовности к работе с иноязычными информационными системами) — познавательный (совокупность профессиональных знаний, профессионально-иноязычного тезауруса и информационных технологий, обеспечивающая профессиональную готовность к инженерной деятельности) — деятельностный (совокупность специальных профессиональных умений и навыков применять профессионально-иноязычный тезаурус, обеспечивающая профессиональную готовность к работе с иноязычными информационными системами в процессе решения профессиональных задач) — эмоционально-волевой (уверенность в успехе будущей инженерной деятельности, объективная самооценка профессиональной готовности к работе с иноязычными информационными системами в будущей профессиональной деятельности).

2. Содержание подготовки студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами представлено совокупностью знаний, умений и навыков по иностранному языку, информационным технологиям и спецдисциплинам и аккумулируется в интегративном спецкурсе «Профессиональная готовность студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами».

3. Педагогическая технология формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами. Данная технология включает в себя следующие этапы: подготовительный этап (формирование понимания роли профессионально-иноязычного тезауруса в учебно-профессиональной деятельностиосознания роли и значимости применения профессионально-иноязычного тезауруса в будущей профессиональной деятельности) — этап формирования элементарного (формирование потребности применять элементарный профессионально-иноязычный тезаурус в учебно-профессиональной деятельностистремление изучать профессионально-иноязычный тезаурус простых информационных системспособность применять элементарный профессионально-иноязычный тезаурус в учебной деятельности), функционального (формирование способности применять профессионально-иноязычный тезаурус средней степени сложности в учебно-профессиональной деятельности), системного (формирование способности использования профессионально-иноязычного тезауруса при решении конкретных профессиональных задач высокой степени сложностиуве- * ренности в успехе будущей инженерной деятельноститворческого отношения к профессиональной деятельности) уровней готовностиоценочно-диагностический этап (диагностика уровня сформированности профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами).

Апробация материалов исследования. Теоретические положения и экспериментальные материалы исследований обсуждались на научно-практических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Преподавание и изучение иностранных языков: традиции и новации» (г. Тольятти, 2005 г.) — Третей международной заочной молодежной научно-технической конференции «Молодежь России — науке будущего» (г. Ульяновск, 2005 г.) — Межрегиональной научно-методической конференции «Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России» (г. Самара, 2006 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» (г. Москва, 2006 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» (г. Москва, 2007 г.) — Второй межрегиональной научно-практической конференции «Информационные технологии в высшем профессиональном образовании» (г. Тольятти, 2007 г.), Первой Всероссийской научно-практической конференции «Развитие творческого наследия С. Я. Батышева в системе непрерывного профессионального образования» (г. Н. Новгород, 2007 г.), IX международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов «Инновации в системе непрерывного профессионального образования» (г. Н. Новгород, 2008 г.).

Результаты исследования внедрены в учебный процесс подготовки специалистов инженерного профиля специальности 210 302.65 «Радиотехника» Тольяттинского филиала ГОУ ВПО «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева».

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами, рисунками, диаграммами, отражающими основные положения и результаты исследования.

Выводы по третьей главе.

В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялась проверка эффективности технологии формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами. Для этого была разработана программа экспериментальной работы (цель, задачи, этапы, принципы, условия, содержание, диагностические методики и методы), реализована технология формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами посредством интегративного спецкурса «Профессиональная готовность студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами», а также проанализированы полученные результаты и сформулированы выводы.

Подводя итоги опытно-экспериментальному исследованию, изложенному в третьей главе диссертационной работы, нами сделаны следующие выводы:

1. Опытно-экспериментальное исследование подтвердило эффективность разработанной комплексной технологии формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами. Технология реализуется через управление систематической профессионально направленной аудиторной и самостоятельной работы студентов с использованием иноязычных информационных систем. Реализация личностно-ориентированного подхода в подготовке специалиста позволяет целенаправленно и поэтапно формировать профессиональную готовность обучающихся, что способствует повышению профессионального уровня будущего специалиста.

2. В целях диагностики сформированности профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами в рамках педагогического исследования разработан диагностический аппарат, позволяющий определить уровни сформированности профессиональной готовности студентов (высокий, средний, низкий) по четырем компонентам: мотивационно-ценностному, познавательному, деятельностному и эмоционально-волевому.

3. Формирующий эксперимент показал, что реализации технологии формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами является необходимой и достаточной для эффективного формирования данной деятельности. Процесс формирования профессиональной готовности в экспериментальной группе, где обучение происходило на основе разработанной технологии, в комплексе проходил более эффективно, о чем свидетельствуют.

4. Системная диагностика формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами, основанная на применении современных диагностических методик измерения уровня профессионально важных качеств личности, подтвердила правильность выдвинутой гипотезы о зависимости профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами от взаимосвязанного обучения компьютерным технологиям и иностранному языку с опорой на профессиональную деятельность и современный научно-технический прогресс.

5. Экспериментально подтвержден факт эффективности разработанной модели процесса формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами. По результатам тестирования, анкетирования, собеседования студентов констатирована положительная динамика уровней сформированности мотивационно-ценностного, познавательного, деятельностного и эмоционально-волевого компонентов профессиональной готовности студентов. Мы пришли к выводу о том, что большинство студентов экспериментальных групп (39,4%) обладают высоким и средним (37,52% студентов) уровнем профессиональной готовности.

6. Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов этой сложной и многогранной проблемы. В дальнейших исследованиях нуждается:

— разработка теоретических и практических основ спецкурса, снимающего языковые трудности при работе в иноязычных информационных системах для преподавателей специальных дисциплин различных технических профилей;

— рассмотрение проблемы проектирования спецкурса по формированию профессиональной готовности студентов для инновационной инженерной деятельности, предусматривающего включение в содержание обучения достижения современных научных исследований мирового инженерного сообщества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Исследование состояния проблемы формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами в психолого-педагогической, лингвистической и методической теории и практике позволило провести комплексный анализ подготовки специалистов инженерного профиля и выявить те противоречия, которые определили актуальность проблемы педагогического исследования, поиск научных методов и подходов к разработке технологии формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами, сформулировать цели, гипотезу и задачи исследования.

2. Определена сущность и структура понятия профессиональная готовность студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами, как способности будущих инженеров работать с иноязычными информационными системами, владение профессионально-иноязычным тезаурусом для выполнения профессиональных функций, включающее мотивационно-ценностный, познавательный, деятельностный и эмоционально-волевой компоненты.

3. Разработано содержание подготовки студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами, которое включает в себя совокупность знаний, умений и навыков по иностранному языку, информационным технологиям и спецдисциплинам и аккумулируется в инте-гративном спецкурсе «Профессиональная готовность студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами».

4. Теоретически обоснована и разработана педагогическая технология формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами, состоящая из подготовительного этапа, этапа формирования элементарного, функционального, системного уровней профессиональной готовности к работе с иноязычными информационными системами и оценочно-диагностического этапа. Технология основана на системно-целостном единстве педагогической задачи, средств, методов, условий, текущего контроля, оценки результатов. При реализации технологии предусмотрены: непрерывное формирование профессионально-иноязычных знаний, умений и навыков и педагогический мониторинг профессиональных качеств будущих инженеров, совокупность которых выражается интегральным качеством — профессиональной готовностью студентов технического вуза к самостоятельному освоению иноязычных информационных систем.

5. Разработана модель формирования профессиональной готовности, включающая цель, внешние и внутренние факторы, теоретические основы, содержание, процесс обучения и результат.

6. Разработанный комплекс критериальных оценочных и диагностических методик выявления эффективности технологии формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами позволил провести анализ опытно-экспериментального исследования. Коэффициент эффективности процесса обучения в экспериментальной группе составил 0,81. Полученные результаты показали, что предлагаемая технология формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами позволяет обеспечить формирование готовности (способности) практически применять полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности. Проведенный анализ подтвердил эффективность технологии формирования профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами целенаправленно и поэтапно формирующей профессиональную готовность у студентов специальности 210 302.65 «Радиотехника» к работе с иноязычными информационными системами как профессионально важного качества высококлассного конкурентоспособного специалиста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. Н. Интенсификация учебного процесса по иностранным языкам в неязыковом вузе/Г.Н. Аксенова/. Уфа: Башкирский гос. ун-т, 1985. -С. 10−21.
  2. , Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах /Б.Г. Ананьев/Под. ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. -320 с.
  3. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания /Б.Г. Ананьев / Под. ред. А. А Бодалева. М., 1996. — 384 с.
  4. , В.И. Педагогика творческого саморазвития личности. Кн. 1./В.И. Андреев/.-Казань, 1996. 567 с.
  5. , В.И. Педагогика творческого саморазвития личности. Кн. 2. /В.И. Андреев/-Казань, 1996.-318 с.
  6. , С.И. Некоторые проблемы организации выборочных обследований в высшей школе/С.И. Архангельский, В.И. Михеев/. — М., 1984.-С. 12−20.
  7. , С.И. Теоретические основы научной организации учебного процесса /С.И. Архангельский/. М., 1975. — 230с.
  8. , А.Г. О предмете психологии личности/ А.Г. Асмолов// Вопросы психологии. 1983. -№ 3,-С. 119−125.
  9. , Н.Е. Информационные технологии в системе повышения квалификации работников образования/ Н. Е. Астафьева, JI.B. Филатьева// Информатика и образование, 2001.-№ 4.- С.35−40.
  10. , Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения /Н.Г. Багдасарьян/. М., 1998. — 123с.
  11. , Г. А. Об основных положениях и некоторых применениях теории познавательных задач/Г.А. Балл// Вопросы психологии, 1983. № 3. — С. 34.
  12. , А.В. Готовность к прыжку с парашютом /А.В. Барабанщиков, Н. А. Белоусов, И.В. Сысоев/. М., 1982. — 216 с.
  13. , Ф.В. Проблемы бессознательного/ Ф.В. Басин/. М., 1968. — 267с.
  14. , С .Я. Производственная педагогика /С .Я. Батышев/. М.: Машиностроение, 1984. — 671с.
  15. , JI.H. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе/JI.H. Бахарева // Начальная школа. 1991. — № 8. — С. 48−51.
  16. , Э.Х. Формирование профессионально значимых качеств будущего инженера в процессе учебной деятельности : Автореф. дис.. канд. пед. наук/Э.Х. Башкаева/. Ставрополь, 2002. — 22с.
  17. , B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие/В.С. Безрукова/. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344с.
  18. , Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя: Автореф. дис. д-ра пед.наук. В форме научного даклада/ Е.П. Белозерцев/. Ленинград, 1990. — 31с.
  19. , А.В. Интегративный аспект состава и содержания понятия «личность» /А.В. Беляев// В сб. «Интеграционные процессы в педагогической теории и практике». Екатеринбург: СИПИ, 1992. — С. 32−54.
  20. , А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования/А.П. Беляева/. СПб.: Радом, 1987. — 226с.
  21. , А.П. Перспективные направления развития профессионального образования в России/А.П. Беляева// Методолого-теоретические проблемы развития профессионального образования. С.Пб., 1997. — 43с.
  22. , А.П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании/А.П. Беляева/. -М., 1998. 104с.
  23. , М.Н. Интеграционные процессы в образовании./Интеграция содержания образования в педвузе: Сб.науч.трудов/М.Н. Берулава/ Сост. Салов Ю. А. Бийск, 1994. — С.3−9.
  24. , В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний /В.П. Беспалько// Советская педагогика. 1968. — № 4. -С.52−60.
  25. , В.П. Основы теории педагогических систем/В.П. Беспалько/. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. 302с.
  26. , В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П. Беспалько/. -М., 1989.- 192с.
  27. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебного процесса подготовки специалистов/В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур/. — М.: Высшая школа, 1989. 144.С.
  28. , И.М. Становление и сущность системного подхода /И.М. Блау-берг, Э. Г. Юдин /. -М.: Наука, 1973. 270 с.
  29. , Л.К. Основы национального образования в современной России /Л.К. Бобикова// Современные наукоемкие технологии. 2007. — № 7. -С.99−100.
  30. , В.А. Психология и надежность: человек в системах управления техникой /В.А. Бодров, В.Я. Орлов/ РАН. Ин-т психологии. М., 1998. -285с.
  31. Большой толковый словарь русского языка/ Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. -СПб.: «Норинт», 1998. 1536 с.
  32. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — N4. — С. 1117.
  33. , Г. А. Межпредметные связи в процессе обучения: Учеб. пособие по спецкурсу/Г.А. Боярчук/. Вологда: ВПИ, 1988. — 73 с.
  34. , И.Е. Формирование готовности студентов к развитию творческих способностей учащихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук/Е.И. Брякова/. -СПб., 1997.-24 с.
  35. , А. Б.Успех в бизнесе/А.Б. Ваганди/. Минск: Попурри, 1999. -286 с.
  36. , Я.М. Новые разработки для образования/Я.М. Ваграменко, В Л. Королев// Информатика и образование. 1993. — № 2. — С. 2−7.
  37. , К.Я. Модель саморазвития человека/К.Я. Вазина/- Н. Новгород: Изд-во ВИЛИ, 1994. 268 с.
  38. , С.В. Интеграция содержания обучения как средство совершенствования профессиональной подготовки специалиста: Дисс.. канд. пед. наук/С.В. Васильева/. М., 1994. — 286 с.
  39. Вербицкий, А. А Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий в системе профессионально-технического образова-ния/А.А. Вербицкий//Среднее профессиональное образование. 1998. -№ 1. — С. 24−34.
  40. , Е.М. Язык и культура /Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров/. -М., 1990.-С. 26.
  41. , М.А. Личностно-ориентированный подход в педагоги-ке/М.А. Викулина/.- М., 2004. 78 с.
  42. , Р. Компьютеры в школе /Р. Вильяме, К. Маклин/. М.: Прогресс, 1988.-333 с .
  43. , Ж.Л. Обучение взрослых иностранному языку / Ж.Л. Витлин/. -М.: Педагогика, 1978. 165 с.
  44. , В.А. Динамика личностных характеристик инженера в процессе профессионального: Дисс.. канд.пед.наук/ В.А. Водеников/.- Казань, 2001.-258 с.
  45. , Л.С. Вопросы теории и истории психологии/Л.С. Выготский// Собр.соч.: В 6 т. М., 1982. — Т. 1. — 192 с.
  46. , Н.И. Инвариантное и вариативное в исследовании проблем психолого-педагогического образования/Н.И. Вьюнова/ Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. 2003. № 1. С. 189−205.
  47. , Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки/Р.В. Габдреев/. М.: Наука, 2001. — 168 с.
  48. , О.Н. Формирование готовности студентов классического университета к использованию информационно-компьютерных технологий:
  49. Автореф.. канд.пед.наук/О.Н. Гавришина/. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2004. 22 с.
  50. , Л.Ф. Готовность студентов вуза к общению в мультикультурной среде и ее формирование: Монография/Л.Ф. Гайсина/. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004.- 113 с.
  51. , П.Я. Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий /П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина/. М.: МГУ, 1968.- 150 с.
  52. , Е.А. Современные информационные и коммуникационные технологии как средство самообразования будущих учителей: Автореф.. канд.пед.наук/Е.А. Ганин/. -М., 2002. 243 с.
  53. Гез, Н. И. Принципы построения учебно-методического комплекса по иностранному языку/Н.И. Гез // Теория и практика современного учебника иностранного языка: сб.научн.трудов. МГИИЯ им. М. Тореза. М., 1987. -Вып.1.-С. 4−15
  54. , М.Л. Реализация межпредметных связей курсов высшей математики и физики инженерного вуза средствами компьютерных технологий: Дисс.. канд.пед.наук /M.JI. Груздева/. Тольятти: ТГУ, 2004. -245 с.
  55. , Е.А. Формирование готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к инновационной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук./Е.А. Гудков/. Оренбург, 2000. — 20 с.
  56. , Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. Пособие/Л.И. Гурье/. Казань: Казан, гос. технол. ун-т, 2004. — 212 с.
  57. , О.М. Система инновационных информационных технологий в формировании профессиональной компетентности учителя (на примере подготовки учителя изобразительного искусства/О.М. Гущина/. — Тольятти: ТГУ, 2003.-213 с.
  58. , В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования/В.В. Давыдов/. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
  59. , А.Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании (опыт теоретической дидактики): Дисс.. канд.пед.наук/А.Я. Да-нилюк/. Ростов/Д., 1997. — 285 с.
  60. , А.Я. Теория интеграции образования/А.Я. Данилюк/. Ростов/Д: РГПУ, 2000. — 186 с.
  61. , А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: Дис.. д-ра пед. наук/А.Я. Данилюк/. Ростов/Д., 2001. — 487 с.
  62. , В. Компьютеризация межпредметных связей/В. Делян, Г. Курдю-мов, Т. Церевитинова/. М.: Высшее образование в России, 2003. — № 5. -С. 172−174.
  63. , А.А. Состояние психологической готовности студентов к деятельности во время педагогической практики /А.А. Деркач// Психологические состояния. JL: Изд-во ЛГУ, 1981.
  64. Дик, Ю. И. Интеграция учебных предметов/Ю.И. Дик, А. А. Пинский, В.В. Усанов// Сов. Педагогика, 1987. № 9. — С. 32−34.
  65. , О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе/О.В. Долженко/. М., 1990. — 192 с.
  66. , О.В. Статистическая оценка перспектив развития инфокоммуни-каций в России / О. В. Дронова// Экономические науки. 2007. — № 9. -С. 311−317.
  67. , Е.К. Взаимосвязь между общеобразовательной и профессионально-технической подготовкой учащихся сельских профтехучи-лищ/Е.К. Дубенчук, Л.Д. Хромова/. Киев: Высшая школа, 1980. — 110 с.
  68. Дугай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. .докт. пед. на-ук/К.М. Дугай-Новаоква/. М., 1983. — 24 с.
  69. , Н.И. Дидактические проблемы межпредметных связей в системе профтехобразования /Н.И. Думченко// Дидактические проблемы межпредметных связей в системе профтехобразования. М.: Высшая школа, 1980.-С.7−21.
  70. , М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней / М.Е. Дуранов/. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. -276 с.
  71. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности /М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович/. М., 1976. — 176 с.
  72. , М.И., Психология высшей школы. Особенности деятельности студентов и преподавателей вузов/М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович/. — Минск, 1978.- 145 с. 84.3анков, Л. В. Избранные педагогические труды/Л.В. Занков/.- М., 1996. -431 с.
  73. , И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов/И.А. Зимняя/. М.: Логос, 2000. — 384 с.
  74. , З.И. Учебный процесс в советской высшей школе/3.И. Зиновьев/. М., 1974.-79 с. 91.3инченко, А. П. Педагогическая инженерия/А.П. Зинченко/. Киев, 1997. -342 с.
  75. , В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии /В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов// Философия и методология науки. 4.1. -М.: Педагогика, 1994. -293 с.
  76. , Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников/Л.Я. Зорина/ М., 1975.- 263 с.
  77. , Е.М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров/Е.М. Иванова/. — М.: Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1989. -№ 3. С. 67−74.
  78. , В.А. Инфоноосферная эдукология: Новые информационные технологии обучения/В.А. Извозчикова/. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1991.- 120 с.
  79. , В.А. Применение ЭВМ в эксперименте при обучении физике/В. А. Извозчиков, В.П. Мартыненко// В сб.: Использование физическогоэксперимента и ЭВМ в учебном процессе. Сборник научных трудов. — Свердловск, 1987. С. 89−92.
  80. , Г. В. Особенности учебной деятельности и профессиональное развитие личности студента. Автореф.канд.псих.наук /Г.В. Икрин/. —1. Пермь, 1998.-23 с.
  81. , Т.И. Педагогика. Курс лекций /Т.И. Ильина/. М.: Просвещение, 1984.-486 с.
  82. Информатика: Энциклопедический словарь для начинаю-щих/Сост.Д. А. Поспелов. -М.: Педагогика-Пресс, 1994. 352с.
  83. , М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анали-за)/М.С. Каган/. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  84. , Ю.Н. Русский язык и языковая личность/Ю.Н. Караулов/. -М.: Наука, 1987.-263с.
  85. , А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие / А.В. Карпов/. М.: Гардарики, 2005. 584 с.
  86. , Б.Н. Классификация наук: Прогноз К. Маркса о науке будущего / Б.Н. Кедров/. М., 1985. — 544 с.
  87. , Л.Ф. Структура методики обучения как науки /Л.Ф. Кейран/. — М., 1979.-264 с.
  88. , Г. А. Психолого-педагогические принципы метода активизации резервных возможностей обучения/Г.А. Китайгородская// Активизация учебной деятельности. М.: МГУ, 1981. — С. 5−17
  89. , Г. А. Особенности взаимодействия преподавателя и учебной группы в условиях интенсивного обучения/Г.А. Китайгородская/. -М&bdquo- 1980.-96 с.
  90. , Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам/Г.А. Китайгородская/. -М., 1982. 187 с.
  91. , М.В. Педагогическая технология в учебном процес-се/Т.К. Кларин/. М.: Знание, 1989. — 75 с.
  92. , Т.К. Общее и профессиональное образование Забайкалья: проблемы и пути развития/ Т. К. Клименко // Проф. образование. 2002. -№ 8. — С. 12−13.
  93. , Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов/Е.А. Климов/. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 295 с.
  94. , Т.Е. Педагогическая диагностика: Учебное пособие/Т.Е. Климова/. -Магнитогорск: МаГУ, 2000. 124 с.
  95. , А.Г. Психология личности/А.Г. Ковалев/. М.: Знание, 1969. -361 с.
  96. , О.А. Перспективы развития системы образования в информационном обществе /О.А. Козлов// Информационные технологии в проектировании и производстве, 2001. № 1. — С. 45−52.
  97. , О.А. Использование информационных технологий обучения в образовательном процессе технических вузов /О.А. Козлов// Машиностроитель. 2001. — № 2. — С. 107−110.
  98. , К.К. Философия образования на пороге 21 века: новые приоритеты /К.К. Колин// Международное сотрудничество, 1999. 262 с.
  99. , К.К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение/К.К. Колин//Вестник высшей школы, 2000. № 2. — С. 16−23.
  100. , JI.B. Сборник педагогических задач/JI.B. Кондрашова/. — М.: Просвещение, 1987. 142 с.
  101. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации/под ред. Тихонова Н. А. М.: Мин. обр-я РФ, 1998. — 322 с.
  102. , И.Б. Научные основания и программа базисного изучения графических дисциплин: Монография /И.Б. Кордонская/. М.: МГПУ, 1999. -354 с.
  103. , В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя/В.В. Краевский/. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.-165 с.
  104. , В.А. Основы педагогической психологии/В.А. Крутецкий/. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
  105. , Г. А. Дидактические основы формирования готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: Дисс.. .докт.пед.наук/Г.А. Кручинина/. Н. Новгород, 1995. -501с.
  106. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельно-сти/Н.В. Кузьмина/. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1970. — 144 с.
  107. , Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических спе-циалистов/Ю.А. Кустов/. Саратов: Саратовский ун-т, 1982. — 146 с.
  108. , Ю.А. Взаимосвязь профессионального образования и произ-водства/Ю.А. Кустов/. Тольятти, 1996. — 158 с.
  109. , А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике/А. А. Кыверялг/.- Таллинн: Валгус, 1980. 334 с.
  110. , М.В. Информатизация инженерно-конструкторской подготовки в архитектурно-строительном вузе информатика и образова-ния/Н.Д. Жилина, М.В. Лагунова// Информатика и образование. М., 2007. — № 8. — 89−93 с.
  111. , М.Н. Информатика и технология: Компоненты педагогического образования/М.Н. Лапчик//ИНФО, 1990. № 6. — С. 34−39.
  112. , Н.Д. Психология труда/Н.Д. Левитов/. М.: Учпедгиз, 1963. -340 с.
  113. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев/. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  114. А.Н. Проблемы развития психики/А.Н. Леонтьев/.- М.: МГУ, изд.- 4-е, 1981.-575 с.
  115. Леонтьев А. Н Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков/А.Н. Леонтьев//Высшее образование в России, 1999.-№ 6. С. 53−54.
  116. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности/И.Я. Лернер/. -М.: Знание, 1980.-95 с.
  117. , И.Я. Дидактические основы методов обучения/И.Я. Лернер/. -М.: Политиздат, 1981. 186 с.
  118. , Т.Б. Особенности обучения иноязычному научно-техническому общению во втузе (на материале англ. яз.): Автореф. канд. пед. наук/Т.Б. Лесохина/.- Москва, 1995. 26 с.
  119. , О.В. Интерсоциальное образование студенческой молодежи (Теория и практика): Дис.. д-ра пед. наук/О.В. Лешер/. Челябинск, 1997.-299 с.
  120. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло-гии/Б.Ф. Ломов/. М.: Наука, 1984. — 449 с.
  121. , С.Н. (Щеглова С.Н.) Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование. Учебный практикум/С.Н. Майорова/. М.: Социум, 2001.-96 с.
  122. , В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения /В.Н. Максимова/. М., 1988. — 192 с.
  123. , В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения/В .Н. Максимова/. М.: Просвещение, 1994. — 142 с.
  124. , А.К. Психология труда учителя/А.К. Маркова/. М., 1993. -192 с.
  125. М.И. Современный урок: Вопросы теории/М.И. Махмутов/. 2-е изд. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  126. , М.И. Интегративный урок производственного обуче-ния/М.И. Махмутов, И. А. Халлиулин, С.Б. Ельцов//Формы организации в среднем профессиональном техническом училище. М.: АПН СССР, 1986.-С. 39−48.
  127. , М.И. Педагогические технологии развития мышления уча-щихся/М.И. Махмутов, Г. И. Ибрагимов, М.А. Чошанов/. Казань, 1993. -88 с.
  128. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации образования: Педагогическая наука реформа школы/Е.И. Машбиц/. — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  129. , И.А. Новейшие информационные и компьютерные технологии формирования иноязычной компетенции в российских и зарубежных вузах (сравнительный анализ): Автореф.. канд.пед.наук/И.А. Мегалова/. -Саратов, 2002.-177 с.
  130. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности /B.C. Мерлин/. -М.: Педагогика, 1986. 253 с.
  131. , Р.П. Содержание и пути реализации развивающего аспекта обучения иностранным языкам/Р.П. Мильруд// Иностранные языки в школе. -1990. № 2. — С. 8.
  132. , А.А. Общая методика преподавания иностранного языка в средних специальных учебных заведениях/А.А. Миролюбов/. М., 1984. -287 с.
  133. , В.Г. САПР в технологии машиностроения: Учебное пособие В. Г. Митрофанов, О. Н. Калачев и др./. Ярославль: Яросл. Гос. тех ун-т, 1995.-298 с.
  134. , О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения/О.Д. Митрофанова/. -М.: Рус. язык, 1985. 108 с.
  135. Многомерный статистический анализ. М.: ЦЭМИ, 1979. — 221с.
  136. , В.Б. Информационные технологии в системе высшего обра-зования/В.Б. Моисеев/. Пенза: Изд. Пенз.технолог.института, 2002. -213 с.
  137. , В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебное пособие В. М. Мунипов В.П. Зинченко/. М.: Логос, 2001. — 356 с.
  138. , М.А. Формирование готовности студентов педагогических университетов к реализации гуманистического подхода к учащимся: Автореф. дис. .канд. пед. наук /М.А. Нагорнов/. Самара, 2000. — 20 с.
  139. , С.В. Компьютерные технологии обработки информации: Учебное пособие /С.В. Назаров, В. И. Перминов и др./. М.: Финансы и статистика, 1995. — 248 с.
  140. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М., 2000.
  141. , И.А. Информатизация культуры/И.А. Негодаев/. -Ростов/Д., 2002.- 183 с.
  142. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат. М .: ACADEMA, 2000. — 271 с.
  143. , A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя/А.М. Новиков/. 3-е изд. — М.: Издательство «Эгвес», 1999.- 104 с.
  144. Основы современных компьютерных технологий: Учебное пособие /Под ред. проф. Хомоненко. СПб.: Корона принт, 1998. — 367 с.
  145. , Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению/Е.И. Пассов/. М.: Рус. яз., 1989. — 276 с.
  146. , Н.В. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерно-строительных специальностей в контекстном обучении: Автореф.. канд. пед. наук/Н.В. Патяева/. Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. — 24с.
  147. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Второе издание. Под. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 604 с.
  148. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. уч. завед. М.: Изд. Центр. «Академия», 1999. — 512 с.
  149. Педагогическая энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1968. -Т.4.
  150. , И.В. Инновация в подготовке учителя: Учебное пособие/ И.В. Петривняя/. Куйбышев, 1990. — 112 с.
  151. , В.Н. Информационные системы /Ю.С. Избачков, В.Н. Петров/.- СПб.: Питер, 2006. 655 с.
  152. , К.К. Личностный подход как принцип психологии /К.К. Платонов//Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1969.
  153. , К.К. Об изучении и формировании личности учащегося /К.К. Платонов, Б.И. Адаскин/. — М.: Высшая школа, 1966. 223 с.
  154. , А.С. Теоретические основы ускоренного курса обучения английскому языку по методике «погружения». Методы обучения иностранным языкам/А.С. Плесневич/. М., 1977. — 251 с.
  155. , С.А. Совершенствование качества подготовки специалистов: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / С.А. Подлесный/. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004.- С. 424.
  156. , A.M. Основы образовательной деятельности в современных социально-экономических условиях/А.М. Подрейко/. Калининград, 2002.-98 с.
  157. , Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: Дисс.. д-ра пед. наук/Л.С. Подымова/. -М., 1996.- 402 с.
  158. , Е.С. Обучение в сотрудничестве/Е.С. Полат// Иностранные языки в школе. 2000. № 1. — С. 34−36.
  159. , А.Т. Развитие познавательной самостоятельности учащегося средствами компьютерного обучения (на примере английского языка во внеаудиторное время: Автореф.. канд.пед.наук/А.Т. Попова/. Якутск, 2002. — 22 с.
  160. , Ю.П. Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов /Ю.П. По-лохов, А. И. Чучалин, О.В. Боев// Вопросы образования. 2004. № 4. — С. 125−141.
  161. , А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте: Учебное пособие/А.Ц. Пуни/. Л., 1977. — 48 с.
  162. , И.М. Профессионально важные качества пользователя компьютера и подходы к профессиональной подготовке/И.М. Пучкова // Инновационные процессы в системе профессионального образования. Сборник статей. Казань, 2000. — С. 83 — 91.
  163. , И.П. Интегративная педагогика: Орг.-метод. пособие: В 3 ч. / И.П. Раченко/. Пятигорск: Изд-во Пятигор. гос. лингвист, ун-та, 1998. -226 с.
  164. , В.Н. Межпредметные связи как дидактическое условие формирования математических понятий/В.Н. Ретюнский// Межпредметные связи в обучении: Межвуз. сб. науч. тр. Тула, 1980. — С. 13−27.
  165. , И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования/И.В. Роберт//.- М.: «Школа-Пресс», 1994.-205с.
  166. , И.В. Информационные технологии в науке и образовании/И.В. Роберт, П.И. Самойленко/. М., 1998. — 178 с.
  167. , И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования/И.В. Роберт//.- М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.
  168. , Г. В. Методика обучения английского языка/Г.В. Рогова/. М.: Просвещение, 1998. — 232 с.
  169. , С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т./С.Л. Рубинштейн/. — М.: Педагогика, 1989.
  170. , Е.В. Использование компьютерных контролирующих программ в процессе обучения иностранному языку курсантов военного вуза: Автореф.. канд.пед.наук/Е.В. Рымкевич/. Спб., 2002. — 22 с.
  171. , А.В. Формирование готовности будущего офицера к организации деятельности детских общественных объединений: Автореф. дис. .канд. пед. наук/А.В. Савченко/. Оренбург, 1999. — 20 с.
  172. , В.А. Личностный фактор в системе инженерного образования /В.А. Сальников//Инженерное образование, 2005. № 3. -С. 152−157.
  173. , О.И. Организация обучения иностранному языку в неязыковых вузах: Автореф.дисс. канд. пед. наук/О.И. Самойленко/. — М., 1970.-24 с.
  174. , В.Ф. Профессиональная ориентация школьников: Учебное пособие по специальному курсу для педагогических институтов /В.Ф. Сахаров, А.Д. Сазонов/. — М.: Просвещение, 1982. 191 с.
  175. , В.М. Обучение устной иноязычной речи как средства профессионального общения (неяз. вуз): Дисс.. канд. пед. наук/В.М. Селезнева/. Моск. Гос.пед.ин-т им. В. И. Ленина. — М., 1982. — 182 с.
  176. , А.П. Формирование информационно-коммуникационной готовности морских инженеров к профессиональной деятельности в комплексе «морской лицей морской вуз: Автореф.. канд.пед.наук/А.П. Семенова/. — СПб., 2001. — 24 с.
  177. , Ю.Н. Интеграция содержания инженерного образования/Ю.Н. Семин/.- М.-Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000.-140 с.
  178. , Ю.Н. Фундаментализация и интеграция содержания инженерного образования: точки соприкосновения /Ю.Н. Семин// Магистр: Меж-дунар. журн. по проблемам образования. 2000. — № 4. — С. 16−26.
  179. , Ю.Н. Интеграция содержания профессионального образования // Педагогика/Ю.Н. Семин/. 2001. — № 2. — С. 20−25.
  180. , Г. К. Инженерная психология /Т.К. Середа, С. П. Бочарова, Г. В. Репкина и др./. Под редакцией Середы Г. К. Киев: Изд-во Вища школа, 1976.-308 с.
  181. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград, 1999. — 334 с.
  182. , Г. Н. Качество и подготовка специалистов в вузах и оптимизация обучения: Дисс.. д-ра пед. наук/Г.Н. Сериков/. М., 1991. — 398 с.
  183. , О.М. Методы и формы научного познания/О.М. Сичивица/. -М.: Высшая школа, 1972. 94 с.
  184. , М.Н. Межпредметные связи, их роль и место впроцессе обу-чения/М.Н. Скаткин, Г. И. Батурин//Межпредметные связи в процессе обучения основам наук в средней школе. М.: АПН СССР, 1973. — С. 1823.
  185. , М.Н. Проблемы современной дидактики/М.Н. Скаткин/. М.: Высшая школа, 1984. — 125 с.
  186. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки/В.А. Сластенин/. — М.: Педагогика, 1976. -120 с.
  187. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов/С.Д. Смирнов/. М.: АспектПресс, 1995. — 271 с.
  188. , Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим об-разованием/Е.Э. Смирнова/. Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1977. -136 с.
  189. Современный словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е. С. М.: Современное слово, 2001. — 928 с.
  190. , A.M. Логическая структура учебного материала/ Вопросы дидактического анализа: Дисс.. д-ра пед. наук/А.М. Сохор/. М., 1971. -440 с.
  191. , Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач: Развивающее проф.-пед.обучение и самообразование/Л.Ф.Спирин/Под ред.П. И. Пидкасистого. М.: Рос.пед.агенство, 1997. — 173 с.
  192. Статистика:Учебное пособие /Под. ред. проф. Долгушевского. М.: Мысль, 1976.
  193. , Ю.К. Инженерная и профессиональная психология/Ю.К. Стрелков/. —М.: Академия, 2005. С. 359.
  194. Сухо дольский, Г. В. Основы психологической теории деятельно-сти/Г.В. Суходольский/. Л.: изд-во ЛГУ, 1989. — 168 с.
  195. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний/Н.Ф. Талызина/. М., 1975.- 156 с.
  196. , Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащих-ся/Н.Ф. Талызина/. -М.: Знание, 1983. 73 с.
  197. , Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста/Н.Ф. Талызина/. -Саратов, 1987.-239 с.
  198. , Н.Ф. Практика создания модели специалиста в различных вузах/Н.Ф. Талызина, И. А. Володарская /. М., 1989. — 210 с.
  199. , О.А. Автоматизация инженерно-графических работ средствами ADEM и КОМПАС: Учебное пособие/О.А. Тарабрин/. М.: Машиностроение, 2000. — 214 с.
  200. Теоретические основы процесса обучения в советской школе /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. — 316 с.
  201. Терминологический словарь по информатике. М.: МЦНТИ, 1975. -823 с.
  202. , O.K. ЭВМ и новые проблемы психологии/О.К. Тихомиров, Л.Н. Бабанин/. М.: МГУ, 1986. -203 с.
  203. , Е.М. Проектирования содержания и технологии реализации спецкурса «Компьютерная графика» для студентов строительных специальностей колледжа: Автореф.. канд.пед.наук/Е.М. Третьякова/. -Тольятти: ТГУ, 2002. 185 с.
  204. , А.Ю. Педагогические условия применения компьютерных технологий в процессе обучения студентов университетов иностранному языку: Автореф.. канд.пед.наук/А.Ю. Трутнев/. Магнитогорск, 2001. -251 с.
  205. , Н.Л. Педагогическая синемалогия в профессиональной подготовке специалиста: монография / Н. Л. Уварова, Е. Б. Фрайфельд. -Н.Новгород: ВВАГС, 2006. 176 с.
  206. , В.В. Компьютерные технологии как средство обучения иностранному языку в вузе: Автореф.. канд.пед.наук/В.В. Угольков/. М., 2001.-23 с.
  207. , Д.Н. Психологические исследования/Д.Н. Узнадзе/. — М., 1966.- 141 с.
  208. , Д.Н. Общее учение об установке / Христоматия по психоло-гии/Д.Н. Узнадзе/. -М.: Просвещение, 1987. С. 101−108.
  209. , А.Д. Становление ноосферного интеллекта и опережающее образование/А. Д. Урсул// Синергетика и образование. М., 1997. — С. 145 160.
  210. , Г. Ф. Межпредметные связи / Г. Ф. Федорец/. JL, 1983. — 88 с.
  211. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1999. — 576 с.
  212. , С.К. За дальнейшее развитие методов обучения иностранным языкам в неязыковом ВУЗе/С.К. Фоломкина// Иностранные языки в высшей школе. -М.: Изд-во МПИ, 1989. № 21. — С. 167−172.
  213. , В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков: Ав-тореф.. доктора пед. наук/В.П. Фоломкина/. -М., 1994. -45 с.
  214. , В.М. Технология подготовки специалиста в сфере иноязычной профессиональной коммуникации в системе дополнительного профессионального образования: Дисс.. канд. пед. наук/В.М. Хальзова/. -Тольятти, 2002. 278 с.
  215. , В.Д. Системно-структурное моделирование и автоматизация проектирования технологических процессов/В.Д. Цветков/. — М.: Наука и техника, 1979. 264 с.
  216. , С.Е. Профессиональная языковая подготовка студентов -будущих менеджеров средствами информационных технологий: Автореф.. канд.пед.наук/С.Е. Цветкова/. М., 2000. — 25 с.
  217. , Н.К. Факторы и средства взаимосвязи педагогического и технического знания в дидактике профтехобразования: Дисс.. канд. пед. наук/Н.К. Чапаев/. — Казань, 1989. — 237 с.
  218. , Б.С. Проблема взаимоотношения конечного и бесконечного в современной математике /Б.С. Чендов// Бесконечность в математике: философские и исторические аспекты. М., 1997.
  219. , М.Г. Философский анализ интеграции наук и научных знаний: Автореф. дис.: канд. философ, наук / М. Г. Чепиков/. М., 1978. — 18 с.
  220. , Ю.К. Мотивационное обеспечение учебного процесса как условие качества фундаментальной подготовки студентов: Дисс.. д-ра пед. наук/Ю.К. Чернова/. Л., 1988. — 385 с.
  221. , Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе. — Тольятти, 1992. — 121 с.
  222. , Ю.К. Интегральный критерий качества усвоения знаний// Интеграция в педагогике и образовании/Ю.К. Чернова/. Самара: СИПК, 1994.-С. 39−46.
  223. , С.И. Совершенствование информационной подготовки учителей средних общеобразовательных школ в условиях региональной системы повышения квалификации. Автореф. дис.. канд. пед. наук/С.И. Чеченина/.- Нижний Новгород, 2005.- 27 с.
  224. , А.И. Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов /Ю.П. Похол-ков, А. И. Чучалин, О.В. Боев// Вопросы образования. 2004. № 4. — С. 125−141.
  225. , В.Д. Психология деятельности и способности человека//. -М., 1996.-314 с.
  226. , Т.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе/Т.И. Шамова и др./. Москва-Тюмень, 1994. — 89 с.
  227. , С.Ф. Проблема единства аспектов в организации языкового материала и его тренировки/С.Ф. Шатилов// Русский язык за рубежом, 1984. № 4.-С. 60−67.
  228. , О.В. Методика обучения информационным технологиям студентов технологов экономического факультета педвуза: /О.В. Шатунова/. М., 2002. — 25 с.
  229. , О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста /Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова/. Екатеринбург, 1999.-385 с.
  230. , Л.А. Необходимые педагогические условия формирования готовности школьного учителя к использованию ИКТ в профессионально-педагогической деятельности: Афтореф.. канд. пед. наук /Л.А. Шевцова/.-М., 2001.-24 с.
  231. , Э.Н. Интегрированные учебные программы и обучение иностранному языку/Э.Н. Шепель// Иностранные языки в школе, 1990. № 1. -С. 35−37.
  232. , Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности / Е. Н. Шиянов, И.Б. Котова/. Ростов на/Д, 1995. -256 с.
  233. , Е.Н. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. Н. Шиянов, И.Б. Котова/. М.: Издательский центр «Академия», 2000.-288 с.
  234. , Ю.А. О семантических аспектах теории информа-ции/Ю.А. Шрейдер// Информация и кибернетика. -М.: Сов. радио, 1967. -С. 134−138.
  235. , Ю.А. Информация в структурах с отношениями // Исследования по математической лингвистике, математической логике и информационным языкамЯО.А. Шрейдер/. -М.: Наука, 1972. С. 156−162.
  236. , Ю.Ф. Интегративная технология профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля /Ю.А. Шуберт, А.В. Козлов/. Тольятти: ОАО «Современник», 2003. — 136 с.
  237. . В.В. Основы управления качеством образования/В .В. Щипа-нов/. Тольятти: Развитие через образование, 1998. — 100 с.
  238. , Д.Б. Избранные психологические труды/Д.Б. Эльконин/. — М&bdquo- 1989.-357 с.
  239. , П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении матема-тике/П.М. Эрднив/. М., 1986. — 246 с.
  240. , В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы/В.А. Ядов/. Самара: Самарск. ун.-т, 1995. — 328 с.
  241. , И.С. Личностно-ориентиронное обучение/И.С. Якиманская/. -М.: Новая школа, 1998. -184 с.
  242. , Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Автореф. дис. .канд. пед. наук/Н.М. Яковлева/. М., 1991. — 24 с.
  243. Freeman, F.S. Theory and Practice of Psychological Testing (3-ed.) /F.S. Freeman/. Oxford: IBH Publishing Co., 1971/ - 341 p.
  244. Healey, D. Computer Technology: Is It Worthwhile in TESOL? /D. Healey // TESOL Journal. 2000. — Vol. 9. — № 1. — P. 44−45.
  245. , M. (ed.) Teaching Languages with Computers. The State of the Art/M. Pennington/. La Jolla Ca., 1989. — 189 p.
  246. Richards, K. Distance Learning in ELT /К. Richards, P. Roe (eds.)/. Modern English Publications and the British Council, 1994. — 289 p.
  247. Rogers, C.R. Freedom to Learn (3rd Ed.)/C.R. Rogers, H.G. Freiberg/. Columbus, OH: Merrill/Macmillan, 1994. — 268 p.
Заполнить форму текущей работой