Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием экономики региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ использования аппарата стратегического планирования в Липецкой и Ивановской областях показал, что целевые комплексные программы, действующие на территории этих областей, в основном соответствуют целям устойчивого развития регионов, однако имеют направленность на социальные условия жизни населения, в ущерб экономической составляя-ющей. На наш взгляд, в данных субъектах РФ следует… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНА
    • 1. 1. Существующие теоретико-методологические подходы к изучению проблемы устойчивого развития экономики региона
    • 1. 2. Нормативно-правовая основа экономической устойчивости региона
    • 1. 3. Зарубежный опыт обеспечения экономической устойчивости регионов
  • ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
    • 2. 1. Аналитическая характеристика современного состояния экономики регионов
    • 2. 2. Использование аппарата стратегического планирования экономического развития региона
    • 2. 3. Налоговое регулирование региональной экономики
    • 2. 4. Влияние информационно-экономической безопасности на устойчивое развитие региона
  • ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
    • 3. 1. Условия эффективной реализации механизма управления устойчивым развитием экономики региона
    • 3. 2. Оценка качества регионального менеджмента
    • 3. 3. Приоритетные направления развития региональной экономики
  • ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием экономики региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях мирового финансового кризиса большое значение приобретает исследование вопросов устойчивого развития как страны в целом, так и ее регионов. Недостаточность финансовых ресурсов вследствие сокращения ряда производств, уменьшения налоговых поступлений, снижения инвестиционной активности и со стороны государства, и со стороны частных, особенно иностранных инвесторов, заставляют регионы искать новые возможности для создания конкурентных преимуществ. Достаточно вероятной становится ситуация, что в посткризисный период главный региональный инвестор в лице государства будет поддерживать и способствовать развитию наиболее мощных и перспективных регионов, имеющих значительные базовые производства и высокое качество управления социально-экономическим развитием региона, которые удалось сохранить вопреки влиянию глобальных экономических кризисов.

Со стороны частных инвесторов предполагается более тщательный отбор объектов инвестирования, в том числе региональных, при этом наибольшим спросом будут пользоваться регионы со стабильно благоприятным инвестиционным климатом и высокими показателями устойчивости финансовой системы.

В ситуации последствий мирового финансового кризиса определяющими факторами для удержания иностранных инвесторов на региональном уровне являются наличие относительно недорогой рабочей силы и сырья. Однако при прочих равных условиях предпочтение будет отдано регионам с низкими показателями криминальной активности, высоким уровнем административного менеджмента, а также наличием развитой нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы инвестиционного законодательства, в том числе, и в отношении присутствия иностранных инвесторов на российском региональном рынке.

Способность сохранять свой качественный уровень и продолжать дальнейшее развитие при изменении внешних и внутренних условий и факторов характеризует устойчивость региона. При этом достижение состояния устойчивого развития региона нельзя обеспечить применением исключительно экономических или исключительно организационных методов, в том числе, из-за невозможности достоверно установить степень изменения внешних и внутренних условий. и факторов.

Специфика современной российской экономики определяется непростой финансово-экономической обстановкой в странесравнительно высоким уровнем инфляции, разрывом части хозяйственных связей, неидеальной платежной дисциплиной, во многих случаях запретительным уровнем процентных ставок по кредитам. Спецификарегиональной экономики, заключается в, неравномерности социально-экономического развития российских регионов, проявляющейся, в частности, в существенной неоднородности структуры бюджетных доходов. и расходов, в значительном уровне межрегиональных различий по показателям безработицы, доходов населения и др.

Вместе с тем программы стратегического развития регионов* в, явном виде декларируют основные цели, непосредственно сочетающиесяс парадигмой устойчивого развития: экономический рост, улучшение демографической ситуации, повышение качества жизни населения, развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности, совершенствование менеджмента в отраслях социальной сферы и в инфраструктурных отраслях.

При таком рассмотрении удается объективизировать факт достижения устойчивости регионального развития, поскольку все перечисленные, составляющие оцениваются посредством количественных (преимущественно) и качественных показателей, на, основе которых и должны: вырабатываться направления, государственного регулирования данного процесса. Такими показателями дляэкономического роста региона являются наличие стратегических планов на среднесрочную перспективу, повышение уровня инвестиционной, привлекательности, увеличение количества предприятий малого бизнеса, расширение рынков сбыта региональных производителей, выявление и поддержка приоритетных отраслей.

Таким образом, на современном этапе теоретические и практические вопросы разработки методов достижения устойчивого развития экономики российских регионов' становятся одной из наиболее важных научных проблем, что и определило актуальность данного исследования.

Степень разработанности проблемы. В процессе исследования были изучены работы по вопросам стратегического управления отечественных авторов: Виханского О. С., Ефремова B.C., Забелина П. В., Ивантера В. В., Канторовича JI.B., Клейнера Г. Б., Кузыка Б. В., Литвака Б. Г., Овсянко Д. В., Петрова А. Н., Уткина Э. А., Фатхутдинова Р. А. и др., зарубежных ученых: Акоффа Р., Друкера П., Карлофа Б., Котлера Ф., Мескона М., Портера М., Стрикленда А., Томпсона А. и др.

Проблемы устойчивого развития* рассматривали Ансофф И., Бланк И. А., Гончарук В. А., Грачев А. В., Кондратьев Н. Д., Корниенко В. И., Моисеев Н. Н. и др.

Проблемы обеспечения устойчивого развития на региональном уровне разрабатывались в работах таких ученых как Абалкин JI.H., Абдрашитов Р. Т., Алиев В. Г., Бобров A. JL, Бобылев С. Н., Даванков А. Ю., Глазьев С. Ю., Гранберг А. Г., Евстигнеев Р. Н., Иватанов Н. П., Краснова Т. Г., Львов Д. С., Новоселов А. Л., Татаркин А. И., Чепурных Н. В. и др.

Однако, несмотря на подробные исследования проблемы экономической устойчивости хозяйствующих субъектов, экономическая устойчивость в региональном аспекте остается не до конца изученной, поскольку не разработаны единые методики учета степени развития составляющих регионального потенциала. Требуют дополнительных исследований вопросы разработки и совершенствования организационно-экономического механизма управления* устойчивым развитием экономики применительно к конкретным регионам страны, в том числе, Липецкой и Ивановской областям, особенно в части учета специфических особенностей, характерных для экономики регионов Центрального Федерального округа.

Цель диссертационной работы заключается в разработке механизма управления устойчивым развитием экономики региона, включающего в качестве организационной составляющей нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы повышения инвестиционной привлекательности, стимулирования инновационной деятельности и развития малого предпринимательства в регионе, а также экономическую составляющую, в качестве которой выступает использование аппарата стратегического планирования экономического развития, налоговое регулирование, информационно-экономическая безопасность и качество регионального менеджмента.

Достижение поставленной цели потребовало решить следующие задачи:

— обосновать основные теоретико-методологические подходы к изучению проблемы устойчивого развития экономики региона;

— провести аналитическую характеристику современного состояния экономики регионов’и выявить основные проблемы, препятствующие ее устойчивому развитию;

— изучить использование аппарата стратегического планирования5 экономического развития региона и сформулировать оценку качества регионального менеджмента;

— оценить влияние информационно-экономической безопасности на устойчивое развитие региона;

— определить приоритетные направления развития региональной экономики.

Объектом исследования является экономика Липецкой и Ивановской областей как регионов, имеющих важное стратегическое значение для развития Российской Федерации' и обладающих предпосылками для устойчивого роста.

Предметом исследования. является совокупность мер экономического и организационного управления, направленных на устойчивое экономическое развитие Липецкой и Ивановской областей.

Теоретической основой исследования выступили существующие концептуальные подходы к исследованию экономического развития регионов и повышению их устойчивости в конкурентной среде, труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные различным аспектам хозяйственной деятельности регионов.

Методологическую5 базу исследования составляют экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, экономический анализ, теория систем и системный анализ, методы и приемы сравнительного и нормативного анализа, метод экспертных оценок, информационные’системы в экономике.

Информационную базу исследования, составляют нормативно-законодательные материалы, регламентирующие экономическую деятельность регионов, в том числе Липецкой и Ивановской областейданные Федеральной службы государственнойстатистикироссийская и зарубежная монографиическая литератураматериалы социально-экономических исследований, научно-практических конференций, семинаровпубликации в периодической печатифактические материалы, собранные автором в ¦. процессе практической деятельности в Липецкой и Ивановской областях. При подготовке работы активно использовалась информация, публикуемая в сети Интернет.

Научная новизна исследования состоит в разработке организационных и экономических элементов механизма управления устойчивым развитием экономики, основанном на аналитических исследованиях по конкретным регионам Центрального федерального округа.

Научная новизна подтверждена следующими научными результатами, выносимыми на защиту:

— обоснованы основные теоретико-методологические подходы к изучению проблемы устойчивого развития экономики региона и доказана необходимость учета совокупности факторов, обусловленных спецификой современной российской экономики, а также необходимость развития нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с повышением инвестиционной привлекательности региона, стимулированием инновационной деятельности, развитием малого предпринимательства;

— проведена аналитическая оценка современного состояния экономики Липецкой и Ивановской областей, которые характеризуются достаточностью ресурсов для дальнейшего устойчивого развития, и выявлены основные проблемы, препятствующие этому развитию;

— сформулирована оценка качества регионального менеджмента, на базе которой выявлены основные направления корректировки стратегических планов Липецкой и Ивановской областей;

— проведена оценка влияния информационно-экономической безопасности на устойчивое развитие региона и предложен метод выявления угроз для деятельности предприятия, основанный на выделении уровней управления предприятием и функциональном признаке;

— определены приоритетные направления развития экономики Липецкой* и Ивановской областей, к которым помимо промышленного комплекса отнесены также отрасли, обеспечивающие экономике регионов долгосрочное конкурентное преимущество и способствующие инновационному развитию: наука, инновационная деятельность, образование, здравоохранение, жилищное строительство, а для Липецкой области — туристический бизнес.

Теоретическое значение результатов исследования. Предложенный автором организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием экономики региона, разработанный на примере Липецкой и Ивановской областей, может использоваться при создании направленных на устойчивое региональное развитие целевых и комплексных программ, стратегических планов, при выработке управленческих решений.

Администрациями регионов. Его применение будет актуальным при разработке нормативно-законодательных актов, регулирующих хозяйственную деятельность в регионах.

Теоретические положения по устойчивому экономическому развитию региона могут быть использованы при преподавании курсов «Региональная экономика» и «Менеджмент» длястудентов, обучающихся, по специальностям «Финансы и кредит», «Государственное и, муниципальное управление», «Антикризисное управление». Кроме тоготеоретические разработки, в частности, по оценке инвестиционной привлекательности регионов! и по планированию мероприятий для активизации их инновационной деятельности, могут быть использованы при составлении учебных программ и учебно-методических материалов: по? дисциплинам «Инвестиции», «Инновационный менеджмент». ft.

Практическая значимость исследования. Основные предложения автора по особенностям использования методологического аппарата стратегического планирования экономического развития региона, а также по вопросам налогового регулирования региональной экономики позволят инициировать важные, организационные меры и преобразования,-, стимулирующие дальнейший экономический рост.

Результаты диссертационного исследования в части методик анализа современного состояниярегиональной экономики могут быть внедрены в практическую деятельность и других российских регионовтем самым способствуя выявлению и разрешению основных проблем, препятствующих активизации экономического роста на внутрии межрегиональном уровнях.

Апробация? результатов исследования. Результаты исследования докладывались нанаучных конференциях и проблемных семинарах во Всероссийской государственной налоговой академии и Государственном университете управления.

По результатам исследования опубликовано 5 работы общим объемом 3,5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений и списка литературы.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Основными факторами, влияющими на экономическую устойчивость, являются сложная финансово-экономическая обстановка в стране— сохраняющийся уровень инфляции, разрыв части хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставокнеравномерность социально-экономического развития российских регионов, в том числе неравномерность бюджетных доходов и расходоввысокий уровень межрегиональных различий по показателям безработицы и доходов населенияуровень развития нормативно-правовой базы в части инвестиционной и инновационной деятельности регионадействующие в регионе механизмы налогового регулированиякачественный уровень регионального менеджмента.

2. Базой для устойчивого развития экономики региона является полноценное правовое регулирование вопросов, связанных с экономическим ростом — повышение инвестиционной привлекательности региона, стимулирование инновационной деятельности, развитие малого предпринимательства.

3. В ходе проведенного исследования удалось выявить низкую^ инновационную активность предприятий Липецкойобласти, в связи с чем были разработаны два способа ее активизации (включающие блок обратной связи, позволяющий сравнивать ожидаемые и фактические результаты): оценка инновационного потенциала и мониторинг инновационной деятельности, предусматривающий многоаспектное исследование по выявлению тенденций и перспектив дальнейшего развития инновационных процессов.

4. В ходе проведенного исследования удалось выявить низкий уровень инвестиционной деятельности в Ивановской области, а также определить основные направления его повышения— создание более благоприятного инвестиционного климата, снижение административных барьеров, организацию стимулирования зарубежных инвесторов, в том числе путем принятия закона «Об иностранных инвестициях на территории Ивановской области», разработка механизма предоставления налоговых льгот инвесторам, реализующим приоритетные проекты. Для активизации инновационной деятельности предложены основные направления инновационной политики в Ивановской области.

5. В ходе исследования зарубежного опыта обеспечения устойчивого развития экономики регионов было установлено изменение роли регионов в мировой экономике, обусловленное тем, что современные процессы глобализации привели к тому, что не только страны, но и регионы стали субъектами конкуренциипри этом в настоящее время важность региона как обособленной экономической системы значительно возросла в связи с переходом многих стран от управленческого типа экономики, базирующегося на концепции совершенствования менеджмента на всех уровнях, к инновационному.

6. Для формирования системы показателей устойчивого развития региона предложено использовать основные принципы системы сбалансированных показателей — Balanced Scorecard, широко применяемой в США, Европе и развивающихся азиатских странах, которые заключаются в формировании общей стратегии региона через проекции 4 основных направлений — финансов, маркетинга, внутренних бизнес-процессов, обучения и роста.

7. Сравнительная характеристика количественных социально-экономических показателей и показателей инвестиционной деятельности за период с 2000 по 2008 гг. позволяет сделать вывод, что и Липецкую, и Ивановскую области правомерно отнести к регионам, имеющим достаточно ресурсов для дальнейшего устойчивого развития. Основные отрасли, открытые для привлечения инвестиционных ресурсов в части организации новых конкурентоспособных видов производств — химическая промышленность, машиностроительный комплекс, деревообрабатывающая промышленность, легкая промышленность. Следует выделить и имеющий значительные перспективы для развития агропромышленный комплекс, чему способствуют достаточно благоприятные климатические условия и наличие значительных трудовых ресурсов.

8. Анализ использования аппарата стратегического планирования в Липецкой и Ивановской областях показал, что целевые комплексные программы, действующие на территории этих областей, в основном соответствуют целям устойчивого развития регионов, однако имеют направленность на социальные условия жизни населения, в ущерб экономической составляя-ющей. На наш взгляд, в данных субъектах РФ следует предусмотреть разработку и внедрение программ подъема регионального производства и повышения его эффективности на основе применения эффективных ресурсосберегающих технологий, а также социально-экономических программ борьбы с бедностью и повышения уровня и качества жизни.

9. Среди основных факторов, влияющих на устойчивость экономии-ческого развития региона, особое внимание следует уделять налоговому регулированию, включающему общую налоговую политику государства и механизмы, налогообложения, принятые действующим областным законодательством в каждом конкретном регионе. В Липецкой и Ивановской областях целесообразно применение косвенных налоговых методов, к которым можно отнести инновационные механизмы государственной поддержки организаций и предпринимательства, реализующие инвестиционные проекты с привлечением банковских кредитов.

10. Особое внимание при создании механизма управления устойчивым развитием экономики региона следует уделять вопросам информационно-экономической безопасности, поскольку переход на новые технологии передачи данных, хранения, и представления информации, информатизация и внедрение информационных систем, роботизация и интеллектуализация сфер производства и потребления будут оказывать значительное влияние на трансформацию экономических процессов предприятий.

11. Для учета угроз деятельности предприятия рационально провести их классификацию, приняв за основу уровни управления предприятием и функциональный признак, т. е. виды деятельности, которые осуществляет предприятие. Такая классификация позволяет адекватным образом отслеживать все виды внутренних и внешних угроз хозяйственной деятельности предприятия и рациональным образом строить комплекс защитных мер, т. е., в конечном итоге, не только предвидеть, но и предупредить возможные виды ущерба для предприятия.

12. Условием эффективной реализации механизма управления устойчивым развитием экономики региона становится достижение соотношения, при котором каждая из составляющих инвестиционного риска стремится к минимуму при максимизации составляющих инвестиционного потенциала, при этом приоритетное внимание следует уделять развитию финансового и инновационного потенциалов региона.

13. Уровень инвестиционного риска во многом определяется местом региона на политической карте страны, однако некоторые виды риска напрямую зависят от деятельности аппарата управленияв снижении уровня основных инвестиционных рисков в регионе особая роль принадлежит работе региональных властей, уровню их менеджмента.

14. Одним из основных условий эффективности регионального менеджмента выступает контроль в системе управления регионом, результатом которого является совершенствование системы управления, корректировка бюджета, обновление органов управления, изменение системы отчетности.

15. Оценка качества регионального менеджмента по направлениям реализации стратегий развития Липецкой и Ивановской области позволяет сделать вывод о необходимости пересмотра действующих документов, внесения корректировок в существующую нормативно-законодательную базу, при этом особенно остро данная проблема стоит в Ивановской области.

16. Приоритетные направления развития экономики Липецкой и Ивановской области сосредоточены в развитии промышленного комплекса, научно-инновационной деятельности, образования, здравоохранения и жилищного строительства, а также развитии туристического бизнеса в Липецкой области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.2008 № 146-ФЗ (ред. от 19.07.2009)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 19.07.2009)
  3. Закон РФ «О безопасности» от 05.03.1992 № 2446−1 (в ред. от 26.06.2008)
  4. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.08.2009).
  5. Федеральный закон «О развитии малого и' среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.08.2009).
  6. Федеральный Закон «О ратификации Киотского протокола к рамочной конвенции организации объединенных наций об изменении климата» от 04.11.2004 № 128-ФЗ
  7. Федеральный закон-«Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 18.07.2009).
  8. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-Ф3 (ред. от 24.07.2007).
  9. Распоряжение Правительства РФ «Основные направления государственной инвестиционной политики РФ в сфере науки и технологий» от 11.12.2002 № 1764-р
  10. Закон Ивановской области о государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Ивановской области от 22.12.98 № 85−03
  11. Закон Ивановской области о ставках налога на прибыль организаций в части, поступающей в областной бюджет от 25.11.2004 (в ред. законов Ивановской области от 12.07.2005 № 105−03, от 24.11.2005 № 169-ОЗ, от 08.11.2006 № Юб-ОЗ)
  12. Закон Ивановской области об инновационной деятельности в сфере науки и высшего образования от 13.12.2007 № 181−03
  13. Закон Ивановской области об утверждении порядка предоставления государственных гарантий Ивановской области юридическим лицам на инвестиционные цели" от 26.05.2005 № 90−03
  14. Закон Липецкой области «О бюджетном процессе Липецкой области» от 09.10.2007 № 94−03
  15. Закон Липецкой области «О залоговом фонде Липецкой области» от 29.09.2004 № 127−03 (ред. от 05.09.2005)
  16. Закон Липецкой области «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области» от 20.02.97 № 826-пс (ред. от 24.12.2008 № 215−03)
  17. Закон Липецкой области «О промышленной политике в Липецкой области» от 14.06.2001 № 144−03
  18. Закон Липецкой области «Об особых экономических зонах регионального уровня» от 18.08.2006 № 316−03 (ред. от 06.04.2007)
  19. Постановление «О программе развития и использования научно-технического и инновационного потенциала Липецкой области на 2005 -2010 годы» от 25.08.2005 № 928-пс (в ред. от 09.02.2006 № 1141-пс, от 30.03.2006 № 1185-пс) —
  20. Постановление администрации Липецкой области «О порядке оказания консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» от 09.06.2008 № 133
  21. Постановление администрации Липецкой области «О порядке проведения мониторинга деятельности предприятий в сфере малого и среднего предпринимательства на территории Липецкой области» от1606.2008 № 144
  22. Постановление администрации Липецкой области «Об утверждении областной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области» от 18.09.2008 № 243 (в ред. от 17.12.2008 № 332, от 12.02.2009 № 27, от 24.03.2009 № 64)
  23. Распоряжение главы Администрации Ивановской области «О стратегии развития Ивановской области до 2010 года» от 08.08.2002 № 982-р
  24. Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. М.: Финансы и статистика. — 2007. — 208 с.
  25. Р.Л. Планирование будущего корпорации. М.: Сирин, 2002. 256с.
  26. Д.А. Стратегическое рыночное управление. СПб. -Питер, 2007. — 496 с.
  27. А.Р. Организация и управление безопасностью в кредитно-финансовых организациях. -М.: 2004.
  28. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1 999 416 с.
  29. И. Стратегическое управление. М.: Экономика.2003.- 256 с.
  30. М.А. Проблемы анализа устойчивости организации // Проблемы современной экономики. 2008. — № 4 (28).
  31. М. А. Формирование инвестиционной привлекательности региона в условиях инновационной экономики (на примере Ставропольского края). Дисс. канд.эк.наук. М.: ВГНА Минфина России. — 2009.
  32. Е.Н. Особенности формирования региональных инновационных программ // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. — № 1.
  33. Е.Н. Оценка инновационного потенциала Пермского края с позиция привлечения инвестиционных ресурсов // Аудит и финансовый анализ. 2009. — № 1.
  34. В.В., Булатов А. С. Мировая экономика. Учебник. М.: Юристь, 1999. -734с.
  35. В.В., Рачич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. М.: Буквица, 1999. — 304с.
  36. Х.Г. Причины и следствия депрессии и анализ индикаторов устойчивого развития региона // Проблемы современной экономики. 2007. — № 3(23).
  37. М.А. Экономическая, безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 2.
  38. И.А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс. К.: «Ника-Центр», «Эльга», 2001. — 448с.
  39. Бланк, И. А. Основы финансового менеджмента. Т. 2. К.: Ника-Центр, 1999. — 590с.
  40. И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. — Киев: «Ника-Центр», «Эльга», 1999. 528с.
  41. В.И. Проблемы оценки инвестиционных процессов в региональной экономике (на примере Северо-Запада РФ) // Проблемы современной экономики. 2005. — № 3(15).
  42. Е.Б., Чуб Б. А. Проблемы функционирования финансовой системы региона / Под ред. акад. Бандурина В. В. М.: БУКВИЦА, 1999. — 206с.
  43. И.А. Основы психологии корпоративной безопасности. М.: Высшая школа психологии, 2004. 157 с.
  44. К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. -М.: ЮНИТИ, Банки и биржи, 1997. 175с.
  45. В.И. Сетевая экономика. М.: Финансы и статистика, 2007.-256 с.
  46. Д. Участие региона в мировом движении инвестиционного капитала // Инвестиции в России. 2002. — № 9. — С. 10−15.
  47. ., Дробышевский С., Кочеткова О., Мальгинов Г., Петров В., Федоров Г., Хехт А., Шеховцов А., Юдин А. Типология регионов РФ. -М.: СЕПРА, 2002.- 159 с.
  48. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998. — 161с.
  49. Д.В. организация контроля и аудит эффективности муниципальных программ и реализации национальных проектов на территории муниципальных образований // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. — № 1. — С. 25−30.
  50. Ю.М., Селезнев А. З., Чередниченко Л. Г. Россия: экономический рост. М.: Финансовый контроль, 2004. — 312с.
  51. Т. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. -М.: Эксмо. 2006. — 350 с.
  52. А.Л., Панкрухина А. Н. Общий и специальный менеджмент. -М.: РАГС, 1997.
  53. А.Р. Финансы Башкортостана достижения, задачи, перспективы // Финансы. — 2008. — № 9. — С.3−12.
  54. М.И. Сравнительный анализ положения России в мировой экономике в начале 90-х годов // Вопросы статистики. 1995. -№ 11.
  55. Ю.Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: Учебник. — М.: Гардарики. 2002. — 382с.
  56. И.М. Экономическая интеграция и инвестиционные возможности региона// Региональная экономика: теория и практика. 2009. -№ 7 (100).-С. 30−41
  57. Л.П. Процесс обеспечения экономической безопасности предприятия // Справочник экономиста. 2004. — № 12.
  58. Государственно-территориальное устройство России. Экономические и правовые основы. Под ред.: Гранберг А. Г., Кистанова В. В. -М.: Издательско-консалтинговое предприятие «ДеКА», 2003. 438 е.
  59. Градов" А. П. Экономическая стратегия', фирмы. М.: Современник, 2001−589 с.
  60. А.Г. Региональное развитие и региональная экономика в России: десять лет спустя // Регион: экономика и социология. 2004. —№ 1.
  61. А.Г., Зайцева Ю. С. Межрегиональные- сопоставления валового регионального продукта Российской- Федерации: методологические принципы и экспериментальные расчеты- // Вопросы статистики-. 2003*. -№ 2.
  62. И.В., Шахназаров A.F., Ройзман И. И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и> инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей- // Инвестиции в России. 2001. — № 4. — с.7
  63. Гусева^ К. Ранжирование субъектов РФ по^- степени благоприятности инвестиционного климата // Вопросы экономики. 1996. -№ 6. — с.62.
  64. С., Дробышевский С., Изряднова О. и др. Инвестиции: региональный проект. -М.: СЕПРА, 2002.
  65. Евстигнеева Л. П, Евстигнеев^ Р. Н. Субфедеральные аспекты глобализации// Вопросы экономики. 2003. — № 5. — С.52−57.71. Егоров Е. Г. О новой концепции региональной политики в
  66. Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. — 2009. -№ 14 (107).-С. 4−8
  67. А.П., Кожин В. А., Раева Н. Ю. Теоретические основы стратегического планирования // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления 2001″. — М.: ГУУ. — 2001. -Выпуск 2. — С. 33−36.
  68. B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель ADL/LC // Менеджмент в России и за рубежом. — 1998. -№ 1.
  69. B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель HOFER7SCHENDEL // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 2.
  70. Н.П., Рожков О. П. Отраслевые приоритеты промышленного развития региона // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2002. — № 3.
  71. В.Г., Бутов В. И. Южная Россия и ее регионы. М.: ИКЦ „марТ“, 2006. — 303 с.
  72. А. Планирование на предприятии. Минск: Новое знание. -2003.-635 с.
  73. Инвестиционный климат, стратегии и эффективность регионального управления //Эксперт. 2003. — № 43.
  74. Инвесторы, политики и бюрократы // Эксперт. 2003. — № 43.
  75. Инновационный механизм государственной поддержки организаций и предпринимательства, реализующих инвестиционные проекты с привлечением банковских кредитов: теория, практика, эффективность. -Ставрополь: Сервисшкола, 2005. 88 с.
  76. В.Г., Галкин А. И. От силовых к экономическим методам обеспечения безопасности предприятия // Защита информации. — 2007. № 6.
  77. С.В., Коломак Е. А. Конкурентоспособность регионов сосредоточения предприятий ВПК России // Региональная экономика и социология, 2001.-№ 4.-С. 163−175.
  78. А.А., Барабаш Д. А. Понятие рисков и угроз экономической безопасности региона (на примере Ставропольского края) // Региональная экономика: теория и практика. 2007. — № 14(53). — С. 14−19.
  79. Ю.Н. Проблемы экономической устойчивости промышленных предприятий Республики Коми // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2006. -№ 4.
  80. А.П. Стратегическое планирование экономического развития регионов Российской Федерации: традиционные научные концепции и современные подходы // Вестник Института экономики РАН. -№ 2.-2009.
  81. А.С. Сервер под замок, или как минимизировать риски // Безопасность библиотек. — 2007. — № 2 (50).
  82. И.Н. К вопросу о факторах устойчивого развития экономики региона (на примере подготовки к празднованию 300-летия г. Омска) // Региональная экономика: теория и практика. 2009. — № 18(111).-С. 22−24.
  83. Д., Сухорукова Т. Экономическая безопасность предприятия // Экономика Украины. 1998. — № 10.
  84. Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.
  85. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты /Под ред. Проф., д.э.н. Ю. К. Перского, доц., к.э.н. Н. Я. Калюжновой. -М.: ТЕИС, 2003.
  86. И.А., Богданов И. А. Управление безопасностью и безопасность бизнеса. М.: ИНФРА-М, 2008. — 448 с.
  87. Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  88. Е.В. Стратегическое управление социально-экономической устойчивостью предприятия // Проблемы современной экономики. 2009. -№ 1(29).
  89. Е.В. Экономическая устойчивость предприятия: виды и структура // Проблемы современной экономики. 2005. — № 3(15).
  90. Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. — СПб.: Литера плюс, 1994.
  91. B.C., Минбаева Л. Ф. Анализ и формирование механизма экономической устойчивости предприятия. — М. — 2006.
  92. .Н., Кушлин В. И., А.А. Петров, Ю. В. Яковец. Прогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики» России на период до 2030 года с учетом мировых тенденций. М.: Институт экономических стратегий, 2006.
  93. .Н., Яковец Ю. В. Россия 2005. Стратегия инновационного прорыва. — М.: Экономика, 2004.
  94. Н.А. Оценки экономической устойчивости предприятия. Донецкий Национальный Технический Университет. Донецк, 2002.
  95. О.С., Мигунов Ю. Г. Методы оценки устойчивости развития региона // Проблемы современной.экономики. 2007. — № 3(23).
  96. .Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996.
  97. Т. Г. Регулирование регионального развития // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2002. — № 3−4.
  98. В., Курнышева И. Реструктуризация промышленности вусловиях экономического кризиса // Вопросы экономики. — 1996. — № 11.— С.153−162.
  99. Г. Экономическая безопасность предприятия // BEST OF SECURITY. 2006. — № 7.
  100. Мак-Мак В. П. Служба безопасности предприятия (организационно-управленческие и правовые аспекты деятельности). М: Мир безопасности, 1999.
  101. Ю.А. Стратегический менеджмент. М.: ТК Велби, Проспект. — 2008. — 224 с.
  102. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. М.: Инфра-М, Сибирское соглашение. — 2001.
  103. May В. Экономический рост и постиндустриальные вызовы // Экономический рост: после коммунизма. -М., 2002.
  104. В. Г. Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. М.: ЮНИТИ, 1999.
  105. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. — 672 с.
  106. Г., Куинн Дж. Б., Гошал. С. Стратегический-процесс. -СПб. Питер. — 2001. — 688 с.
  107. В.В., Селякова С. А. Организация мониторинга инновационной деятельности в регионе // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. 2006. № 32.
  108. О. С. Инновационный потенциал как фактор устойчивого развития региона // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. № 30. — 2005.
  109. В.В., Гольцов А. В., Корнева Ж. В., Мещерякова Н. В. Специфика региональной инновационной политики в Липецкой области // ИнВестРегион. 2008. — № 2.
  110. С.Н. Предприятие и переходная экономика (некоторые аспекты). СПб.: Изд. СПбГИЭА, 1996.
  111. И., Рябцев В., Тихомирова Е. Сравнительный анализ индикаторов экономического и социального развития регионов ассоциации «Большая Волга» // Вопросы статистики. 1995. — № 3.
  112. И.А. Комплексная оценка инвестиционного потенциала регионов Центрального федерального округа// Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 20 (77). — С. 83−88
  113. А.П. Маркетинг: Учебник. Mi: ИМП, 1999.
  114. Н., Яковлев С., Пархоменко П., Мисник Н. Угрозы информационной безопасности. Новые реалии и адекватность классификации // Защита информации. Конфидент. — 2003. № 6.
  115. Пермский край конкурентное развитие. Сборник открытых лекций. — Пермь: Агентство «Стиль-МГ». — 2006. — С. 55.
  116. А.А. Интеграция строительных предприятий как фактор повышения их организационно-экономической устойчивости // Экономическое возрождение России. 2004. — № 3(13). — С. 30−37.
  117. А.Н. Реструктуризация промышленности Ивановской области // Региональная экономика: теория и практика. — 2009. № 5(98). — С. 14−19.
  118. А.Н. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер. — 2007. -496 с.
  119. М. Прямые иностранные инвестиции как фактор повышения конкурентоспособности и интересы России // Инвестиции в России. 2002. — № 10. — С. 16−20.
  120. Т., Уотермен Ф. В поисках эффективного управления: опыт лучших кампаний. М.: Прогресс, 1986.
  121. В.Е. Инвестиции в инфраструктуру и экономический рост: региональный аспект // Региональная экономика: теория и практика. 2009. -№ 1(94).-С. 59−68.
  122. А.О. Управление безопасностью предприятий в условиях рыночной экономики // Закон и право. 2005. — № 10.
  123. А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М.:ИНФРА, 1993.
  124. Региональная экономика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, Банки и биржи, 1998.
  125. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2008: Стат. сб. / Росстат. М., 2008.
  126. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Стат. сб. / Росстат. М., 2008.
  127. Д. М. Инвестиции. М.: ИНФРА, 1997.
  128. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб./Росстат. -М., 2008.
  129. А.В. Налоговое регулирование в зарубежных странах // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 6.
  130. В.П. Особенности оценки неравномерности социально-экономического развития регионов // Проблемы современной экономики. -2008.-№ 1.
  131. П. Экономика. М.: НПО Алгон, ВНИИСП, 1992, -T.I, Т.2.
  132. Ф. Сущность и факторы экономической устойчивости (постановка проблемы) // Вестник ТИСБИ. 2000. — № 2.
  133. А.В. Социально-экономическая устойчивость развития регионов // ВЕСТНИК ТИСБИ. 2008. — № 4.
  134. В.А., Кузнецова В. Е. Статистическая оценка инвестиционного климата на региональном уровне // Вопросы статистики. -2003. -№ 11. с. 65.
  135. Ю. Актуальные проблемы развития российского фондового рынка // Вопросы экономики. 2003. — № 7. — С.28−30.
  136. С.А. Учет специфики инвестиционных проектов при оценке их эффективности // Аудит и финансовый анализ. 2002. — № 1.
  137. А.И. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов // Защита информации. Конфидент. — 2002. — № 3.
  138. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / Под ред. Г. Б. Клейнера. М.: КОНСЭКО, 1998.
  139. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации. Отв. ред.: Гранберг А. Г. М.: Наука, 2004.
  140. Стратегический план развития г. Липецка до 2016 года. Принят Липецким городским Советом депутатов 29.08.2006 г.
  141. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / под. ред. Д. С. Львова, А. П. Егоршина, А. Г. Гранберга М.: Экономика, 2005. — 603 с.
  142. Стратегия макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под редакцией академика А. Г. Гранберга. -М.: Наука, 2004.
  143. Территориальное стратегическое планирование. Т.2. Как оценить качество стратегического планирования. Санкт-Петербург. 2002.
  144. А.А., Стрикленд А.Дж. III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. Пер. с 9-го англ.изд. М.: ИНФРА-М. — 2001.
  145. Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика. -М.: «Экономика», 1999.
  146. Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие. -М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 1997.
  147. А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения // Вопросы экономики. 1999. — № 9.
  148. А.Т. Стабильное производство основа, финансовойустойчивости предприятий//Финансы 1995.- № 8.- С.16−19.
  149. М.А. Характеристика и сравнительный анализ методов стратегического планирования на промышленном предприятии // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2008. — № 16(26).
  150. Н.В., Новоселов A.JL, Мерзлов А. В. Региональное развитие. Сельская местность. М.: Наука, 2006. — 384 с.
  151. Н.Т. Инвестиции важнейший фактор национальной конкурентоспособности // Вопросы статистики. — 2000. — № 7.
  152. Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе. -М.: БУКВИЦА, 1999.
  153. А.Г., Гришина И. В., Ройзман И. И. Национальная система гарантирования инвестиций на региональном уровне // Инвестиции в России. -1999. № 12. — с.3−11.
  154. А.Г., Ройзман И. И. Инвестиционная привлекательность регионов // Инвестиции в России. 1996. — № 9.
  155. А. Россия 2020: будущее страны в условиях глобальных перемен. -М.: Европа, 2005.
  156. Дж., Берман Б. Маркетинг / Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
  157. Экономический подъем России в 1998 2005 гг.: стратегия действий. // Проблемы прогнозирования. —1998. — № 3.
  158. Р., Луговой О., Астафьева Е., Бессонов В., Воскобойников И., Турунцева М., Некипелов Д. Факторы экономического роста российской экономики. -М.: ИЭПП, 2003.
  159. А.Д. Конкуренция: теория и практика. М.: Акалис, 1996.
  160. К.П., Мухарь И. Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. СПб.: Питер, 2001. — 448с.
  161. А.В. Инновационный процесс и инновационнаястратегия критерия роста экономики // Экономика и, управление. — 2007. — № 2.
  162. А.В. Эколого-экономические и социальные проблемы устойчивого развития региона (на примере г. Сочи). — М. 2007.
  163. Н.В., Сурков М. С., Золотарев В .В., Пикулин А. В. Экономическое развитие современной России. — М.: Премьера, 2005.
  164. В.И. Коммерческая информация фирмы. М.: Ось-89,1997.
  165. Comparing Regionalisms. Implication for Global Development. Ed. By B. Hettne, A. Inotai and O. Sunkel. A UNU/ WIDER Study. Palgrave, 2001, p. xvi, xix.
  166. Isserman A.M. Lost in Space? On the History, Status, and Future of Regional Science //The Review of Regional Studies. 1993. v.23. — № 1. — p.5−6.
  167. Yusuf S. Wu W., Everett S. Local Dynamics in an Era of Globalization. Oxford University Press, 2000. p. 5−7.
  168. Locke R. M. Building Trust: Paper presented at the Annual Meetings of the American Political Science Association. Hilton Towers- San Francisco- California. 2001. Sept. 1.
  169. Porter M.E. Competitive Strategy: Technique for Analyzing Industries and Competitors. -N.Y.: The Free Press, 1990.
  170. H., Nijkamp P., Poot J. (Eds) Regional Cohesion and Competition in the Age of Globalization. Edward Elgar, 2000.
  171. Smarzynska B. Composition of Foreing Direct. Investment and Protection of Intellectual Property Rights in Transition Economies / CEPR/CEU WP, 1999.
Заполнить форму текущей работой