Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система информатизации многофилиального банка: На примере Алтайского банка Сберегательного банка Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую и теоретическую основу работы составили труды отечественных ученых и специалистов в области финансово-кредитных отношений, банковского дела, информационных систем вообще и банковских информационных систем в частности (Г.А. Титоренко, В. И. Колесникова, О. И. Лаврушина, Л. И. Абалкина, О. С. Рудакова, А. И. Екушова, З. Г. Ширинской, A.M. Карминского и др.), многочисленные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МЕСТО И РОЛЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
    • 1. 1. Банковская система и ее элементы
    • 1. 2. Операции коммерческого банка и критерии его успешной деятельности
    • 1. 3. Информатизация как инструмент повышения качества функционирования банка
      • 1. 3. 1. Информационное обеспечение банковского бизнес-процесса
      • 1. 3. 2. Информационное обеспечение управления банком
    • 1. 4. Многофилиальный банк и проблемы его функционирования
    • 1. 5. Основная проблема информатизации банковской деятельности
    • 1. 6. Выводы
  • Глава 2. АЛТАЙСКИЙ БАНК СБЕРБАНКА РОССИИ. СОСТОЯНИЕ И
  • ПРОБЛЕМЫ ЕГО ИНФОРМАТИЗАЦИИ
    • 2. 1. Общая характеристика Алтайского Банка Сбербанка РФ
    • 2. 2. Организационно-функциональная структура Банка
    • 2. 3. Текущее состояние информатизации Банка
      • 2. 3. 1. Состояние информатизации отделений и филиалов Банка
      • 2. 3. 2. Состояние информатизации центрального офиса Банка
    • 2. 4. Анализ и оценка текущего уровня информатизации Банка
    • 2. 5. Выводы
  • Глава 3. КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ АЛТАЙСКОГО БАНКА СБЕРБАНКА РОССИИ
    • 3. 1. Системный подход к информатизации Банка
    • 3. 2. Схема организации корпоративной информационной системы
    • 3. 3. Выбор программного обеспечения
    • 3. 4. Структура автоматизированной системы Банка
    • 3. 5. Обеспечение информационной безопасности
    • 3. 6. Вычислительные средства
    • 3. 7. Общесистемные программные средства
    • 3. 8. Линии связи и телекоммуникации
    • 3. 9. Экономический аспект
    • 3. 10. Выводы
  • Глава 4. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ АЛТАЙСКОГО БАНКА СБЕРБАНКА РОССИИ
    • 4. 1. Этапы и сроки реализации концепции
    • 4. 2. Обеспечение выполнения концепции
    • 4. 3. Достигнутые результаты
    • 4. 4. Перспективы развития и совершенствования корпоративной информационной системы Банка
    • 4. 5. Выводы

Система информатизации многофилиального банка: На примере Алтайского банка Сберегательного банка Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследований. Банковская система — одна из важнейших структур рыночной экономики, обеспечивающая функционирование финансового рынка и оборот денежных средств в процессе производства и распределения товаров и услуг. Основу современной банковской системы России составляют коммерческие банки, целью деятельности которых является получение прибыли путем выполнения банковских операций, т. е. торгово-посреднических услуг на финансовом рынке. С другой стороны, Центральный Банк России, обеспечивая устойчивое функционирование банковской системы и охраняя интересы вкладчиков, предъявляет определенные требования к надежности и устойчивости коммерческих банков. Таким образом, успешно работающим банком можно считать прибыльный и надежный, в смысле выполнения требований и нормативов ЦБ. А улучшение качества его деятельности должно рассматриваться и оцениваться, прежде всего, с точки зрения устойчивой положительной динамики прибыли банка, при безусловном обеспечении официальных критериев его надежности и устойчивости.

Задача улучшения качества деятельности коммерческого банка, согласно сформулированным выше критериям, является особенно актуальной на современном этапе развития банковской системы страны, который характеризуется следующими основными чертами: а) Снижением темпов инфляции, достигнутым за счет уменьшения денежной массы. Это, в свою очередь, вызвало снижение нормы прибыли банков и уменьшение доходности всех рыночных инструментов. б) Исчезновением с финансового рынка ряда операций, ранее приносивших высокие доходы. в) Стабилизацией экономики и наметившимся экономическим ростом. г) Укрупнением и укреплением банков, образованием разветвленных банковских структур, в том числе многофилиальных банков, что приводит к обострению конкуренции на финансовом рынке. д) Ужесточением требований правительства и ЦБ к устойчивости и надежности банков, к прозрачности их деятельности. е) Постепенной интеграцией банковской системы России в мировую кредитно-финансовую систему. ж) Бурным развитием информационных технологий и средств телекоммуникации с одной стороны и повышением их доступности для населения с другой стороны, которое обусловило спрос на принципиально новые (дистанционные) формы банковского обслуживания и новые виды услуг.

Тот факт, что информатизация банковской деятельности является сегодня не только возможным инструментом, но и необходимым условием обеспечения успешного функционирования банка, осознан российским банковским сообществом в полной мере [Абалкин и др, 1995; Состояние и направления развития., 1996; Форум российских банкиров, 1997; Саркисянд, 1998].

Главная проблема информатизации банков заключается в том, как осуществить ее наиболее эффективно, т. е. обеспечить существенный рост качества функционирования банка в смысле его доходности и надежности в долговременной перспективе.

Несмотря на то, что теоретические и практические аспекты информатизации банковского дела давно и широко обсуждаются в литературе ([Колесник, 1994; Роуз, 1995; Карминский, Нестеров, 1997; Кутукова, Соколов, 1997; Лаптырев, Серов, 1998; Титоренко и др., 1998; Балакин и др, 1999; Екушов, 1999; Максимов, 1999, Фурсман, 1999]), а рынок программных средств заполнен соответствующими разработками ([Галактионов, Захаров, 1998; Юденков, 1998; Ионов, 1999]), эта проблема не потеряла своей остроты, особенно в отношении многофилиальных банков и банковских структур.

Цель диссертации. Разработка и реализация концепции информатизации многофилиального банка со сложной иерархической структурой, направленной на улучшение качества его функционирования на примере Алтайского Банка Сберегательного Банка Российской Федерации (АБ СБ РФ).

В процессе достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Исследование роли и значения информационной компоненты банковской деятельности в обеспечении успешного функционирования банка, специфических особенностей информационного обеспечения деятельности многофилиального банка, исходного уровня информатизации на примере АБ СБ РФ.

2. Разработка концепции информатизации для крупного регионального универсального многофилиального банка на примере АБ СБ РФ.

3. Разработка системы мер по обеспечению успешной реализации предложенной концепции.

4. Анализ результатов создания корпоративной интегрированной автоматизированной системы банка, разработанной на основе предложенной концепции, определение основных направлений дальнейшего развития информатизации банка.

Методологическую и теоретическую основу работы составили труды отечественных ученых и специалистов в области финансово-кредитных отношений, банковского дела, информационных систем вообще и банковских информационных систем в частности (Г.А. Титоренко, В. И. Колесникова, О. И. Лаврушина, Л. И. Абалкина, О. С. Рудакова, А. И. Екушова, З. Г. Ширинской, A.M. Карминского и др.), многочисленные публикации специалистов-практиков в специализированных периодических изданиях («Банковские технологии», «Банки и технологии» и др.), законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и Центрального Банка России, а также нормативные и методические документы Сберегательного Банка РФ.

Информационная база исследований складывается из данных Государственного комитета по статистике РФ, отчетных и аналитических материалов Центрального Банка и Сбербанка РФ, а также публичной внешней отчетности Алтайского Банка Сбербанка РФ. Научная новизна исследований.

1. Предложен новый подход к информатизации регионального многофилиального банка, ориентированный на улучшение качества деятельности банка за счет повышения горизонтальной и вертикальной интегрированности его информационной системы в рамках существующей организационно-функциональной структуры, унификации и стандартизации средств и методов обработки информации, минимизации информационных потоков.

2. Разработана и реализована принципиально новая трехуровневая структура корпоративной автоматизированной системы как иерархия информационных банковских комплексов, имеющих унифицированное ядро и структурно идентичные базы данных, и объединенных на уровне информационных потоков по стандартным протоколам.

Проведенные исследования содержат следующие положения, которые выносятся на защиту:

1. Применение нового подхода к информатизации крупного универсального многофилиального банка регионального значения для повышения качества его деятельности на современном этапе развития российской банковской системы.

2. Методические основы построения корпоративной интегрированной автоматизированной системы регионального многофилиального банка, включающие в себя: а) предложенную в работе принципиально новую трехуровневую структуру системыб) конфигурацию программных и аппаратных средств, обеспечивающих ее эффективное функционированиев) организационное и техническое обеспечение информационной безопасности. 3. Результаты, полученные в ходе практической реализации в АБ СБ РФ концепции комплексной информатизации многофилиального банка, базирующейся на предложенных подходах и решениях. Практическая значимость работы. Настоящая работа явилась научно-методическим фундаментом для формирования технико-экономической политики АБ СБ РФ в области информатизации. На этой основе разрабатываются конкретные производственные и финансовые планы для подразделений и служб, принимаются текущие технические и экономические решения. Следует отметить, что территориальный банк СБ РФ, и, в частности, АБ СБ РФ, представляет из себя наиболее сложный случай универсального многофилиального коммерческого банка. Поэтому, обсуждаемые проблемы и решения, касающиеся информационного обеспечения его успешной деятельности, применимы в большинстве случаев со значительными упрощениями и к другим учреждениям банковской системы России.

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и обсуждались:

— на научно-практическом и учебно-методическом семинаре-совещании директоров и ведущих специалистов управлений информатики и автоматизации территориальных банков Сберегательного банка РФ, (Москва, 1997,1999,2000, 2002 гг.);

— на российских и международных научно-практических семинарах и конференциях, организуемых банковским сообществом: Международный форум разработчиков интегрированных банковских систем Ассоциации российских банков, (Москва, 2000, 2001, 2002 гг.) — ежегодная конференция «Банки и Интернет», (Новосибирск, 2000, 2001, 2002 гг.) — международный семинар «Сетевые решения для бизнеса», (Лондон, 2000 г.) — международная конференция «Global & Local», (Вена, 2002 г.).

— на семинарах в Академии народного хозяйства, МоскваЦентре информационных технологий Московского государственного университетаАлтайском государственном университете, Алтайском государственном техническом университете в период с 1999 по 2002 гг.

Публикации. По теме диссертации выполнено 7 печатных работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав,.

4.5. Выводы.

1) Основные практические результаты реализации концепции:

— Сроки прохождения платежей сократились от 5 (в среднем) до одного дня.

— Консолидированный баланс Банка формируется ежедневно.

— Получена экономия рабочего времени от 5 до 30% на разных участках банковской деятельности за счет консолидации максимально необходимой для получения отчетности финансовой информации и устранения повторного ввода платежных документов, а также за счет снижения трудоемкости администрирования банковской автоматизированной системы.

— Практика реализации концепции комплексной информатизации подтвердила правильность прогнозов сроков окупаемости, сделанных в предыдущей главе, более того, срок окупаемости системы в некоторых отделениях оказался короче прогнозируемого на 1−2 месяца.

— Затраты на 1 Мб внутреннего информационного трафика сократились по сравнению с 1998 г. более чем на порядок — с 20.13 $/Мб в 1998 г. до 1.9 $/Мб в 2001 г. При этом объем трафика возрос более чем в 4 раза с 16 227 Мб до 76 784 Мб, а количество точек сети осталось практически неизменным: 57 — в 1998 г. и 61-в 2001 г.

— Номенклатура программного обеспечения, эксплуатируемого в Банке, сократилась со 127 наименований в 1999 г. до 82 — в 2001 г. При этом количество автоматизированных банковских операций в расчете на одного специалиста службы информатизации выросло с 24 830 в 1999 г. до 56 160 в 2001 г.

— Ежегодные текущие расходы на автоматизацию банковских работ сократились в 2.9 раза: с 2005 тыс. $ в 1998 г. до 697 тыс. $ в 2000 г.

— Обеспечен рост в 4.7 раза среднемесячного количества front-office и backoffice операций: с 2.45 млн. в 1999 г. до 11.6 млн. в 2001 г.

3) Полученные результаты позволяют заключить, что проведенные в рамках концепции практические мероприятия способствовали повышению качества функционирования Банка за счет снижения стоимости банковских операций, повышения их качества, своевременного и точного выполнения требований ЦБ и других контролирующих органов по подготовке регламентированной отчетности, оперативного предоставления руководству банка всех уровней актуальной и корректной информации, необходимой для принятия управленческих решений.

4) Следующим закономерным этапом комплексной информатизации Банка должна стать реализация информационно-аналитической системы поддержки принятия управленческих решений на базе системы «RS-DataHouse», полностью интегрированной с АБС «RS-Bank», являющейся ядром корпоративной информационной системы Алтайского Банка СБ РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящая работа посвящена разработке n реализации концепции комплексной информатизации многофилиального банка с целью улучшения качества его функционирования на примере Алтайского Банка Сберегательного Банка Российской Федерации. Территориальный банк СБ РФ, и, в частности, Алтайский Банк СБ РФ представляет из себя наиболее сложный случай универсального многофилиального коммерческого банка. Поэтому обсуждаемые проблемы и решения, касающиеся информационного обеспечения его успешной деятельности, применимы в большинстве случаев со значительными упрощениями и к другим учреждениям банковской системы России.

В ходе исследований и практических действий по достижению поставленной цели сделаны следующие основные выводы и получены следующие результаты:

1) Предложен новый подход к информатизации крупного универсального многофилиального банка регионального значения на современном этапе развития российской банковской системы. Он состоит в том, что улучшение качества деятельности банка в целом достигается главным образом за счет повышения горизонтальной и вертикальной интегрированности его информационной системы в рамках существующей организационно-функциональной структуры, унификации и стандартизации средств и методов обработки информации, сокращения информационных потоков. При этом процесс информатизации направлен на создание корпоративной интегрированной автоматизированной системы банка, предполагающей: а) охват всей организационно-функциональной структуры банка (центральный офис — отделение — филиал) — б) взаимосвязь и согласованность отдельных элементов системы, общую логическую структуру данных, единство понятий, интерпретации, методов, математических алгоритмов и технических средств обработки информации на всех стадиях информационной поддержки деятельности банка (операции — учет — управление).

2) Предложена новая трехуровневая схема организации корпоративной информационной системы банка, основными отличительными чертами которой являются: а) наличие внутри информационных банковских комплексов всех уровней организационной иерархии (центральный офис — отделение — филиал) унифицированного ядра, включающего в себя общие (базовые) элементы системыб) идентичность структур баз данных на всех уровнях иерархиив) стандартизация протоколов передачи данных.

3) Разработана концепция комплексной информатизации банка, являющаяся научно-методической основой для принятия соответствующих текущих управленческих и технических решений. Концепция включает в себя: основные требования, принципы и подходы к комплексной информатизации, структуру корпоративной информационной системы банкапрограммную и аппаратную платформусостав и организацию средств телекоммуникациитехнические и организационные вопросы обеспечения информационной безопасностиоценки экономической эффективности предложенных решений.

4) Осуществлена практическая реализация корпоративной автоматизированной системы банка в рамках разработанной концепции комплексной информатизации. Полученные результаты позволяют заключить, что новые подходы и принципиальные технические решения, изложенные в настоящей работе, способствовали повышению качества функционирования банка за счет снижения стоимости банковских операций, повышения их качества, своевременного и точного выполнения требований ЦБ и других контролирующих органов по подготовке регламентированной отчетности, оперативного предоставления руководству банка всех уровней актуальной и корректной информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.В. Как сохранить секреты // Банковские технологии, 1997, июль-август, с. 69−71.
  2. С.В. Информационная политика банка и кризис // Банковские технологии, 1999, № 5, с. 45−48.
  3. Ю.К., Чаусов В. И. Комплексное решение для автоматизации банковского бизнеса // Банки и технологии, 1998, № 2, с. 33−36.
  4. A.M. Финансовая отчетность банка: практическое руководство по организации бухгалтерского учета и составлению отчетности М.: Менатеп-информ, 1995.
  5. П.И. и др. Вопросы информационного менеджмента в Банке России // Деньги и кредит 1999, № 2 с. 27−33.
  6. Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка М.: Логос, 1998
  7. Л.П. Устойчивость коммерческого банка. Как банкам избежать банкротства-М.: ЮНИТИ, 1996.
  8. Бор М. З, Пятенко В. В. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование М.: ДИС, 1997.
  9. А.Б. Исследование возможности построения банковских аналитических систем // Банковские технологии, 1999, № 1.
  10. А.И. Модели учета и анализа в коммерческом банке М.: Бизнес и компьютер, 1997.
  11. А.И. Организация данных в интересах анализа и отчетности // Банковские технологии 1999 № 5−6, с. 21−26.
  12. А.И. Управление рисками и ресурсами. // Банковские технологии, 1999(2), № 9, с. 32−33.
  13. Закон Российской Федерации о банках и банковской деятельности № 151-ФЗ. -М.:Б.и, 31.07.98.
  14. B.C. О путях развития банковской системы России // Деньги и кредит, 2000, № 5.
  15. Инструкция о порядке регулирования деятельности банков № 1 Центрального Банка РФ -М.: Б.и., 01.10.1997.
  16. Информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций в 2002 г. // Центральный Банк Российской Федерации. Официальный сайт-www.cbr.ru/statistics/banksystem.
  17. В.В. Камо грядеши.(размышления о ситуации в банковской сфере) // Банковские технологии, 1998, № 11 с.50−53.
  18. В.В. Выбор банковской техники // Банковские технологии 1999 № 3, с. 24−30.
  19. A.M., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса М.: Финансы и статистика, 1997. 416 с.
  20. A.M., Оленев Н. И. и др. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. М.: Финансы и статистика, 1998. 252 с,
  21. В.В. Управление банковским капиталом. Теория и практика М.: Экономика, 1997.
  22. А.П. Компьютерные системы в управлении финансами М.: Финансы и статистика, 1994. 312 с.
  23. В.И., Кролевицкая Л. П. и др. Банковское дело М.: Финансы и статистика, 1996. 480 с.
  24. О.А. Банковские системы. Проблемы выбора // Банковские технологии, 1997, июль-август, с.38−39.
  25. С.И. и др. Анализ деятельности коммерческого банка М.: Вече, 1994.
  26. Кутукова Е. А, Соколов И. П. Информационные технологии в управлении банком // Банковские технологии 1997, июль-август, с. 76−82.
  27. И.О., Мамонова И. Д. и др. Банковское дело М.: Финансы и статистика, 1998.
  28. Д.А., Батенко И. Г. и др. Планирование финансовой деятельности банка: необходимость, возможность, эффективность -М.: АСА, 1995. 93 с.
  29. Д.А., Серов М. А. Проблемы автоматизации процедур принятия управленческих решений // Банковские услуги 1998, № 4, с. 16−22.
  30. А.И. Проблемы обеспечения безопасности в системе Банка России // Банковское дело, 1997, № 9, с. 6−9.
  31. О.М., Сахарова Л. С., Сидоров В. Н. Коммерческие банки и их операции М.: ЮНИТИ, 1995. 288 с.
  32. В.К. Учет и операционная техника в банках. М.: ЮНИТИ, 1998, 312с.
  33. Дж. Роль страхования в управлении рисками банков. Природа банковских рисков, примеры убытков, мировая статистика // Финансовый бизнес, 1997, № 5 с. 28−31.
  34. Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организации и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997 — 336с.
  35. Г. С. Анализ финансового состояния коммерческого банка М.: Финансы и статистика, 1996.
  36. А.В. Концепция автоматизации банковской деятельности территориального банка СБ РФ на период 1999—2003 гг.. Часть I: Препринт № 14 Алтайский Государственный Университет. Барнаул, 1999. 18 с.
  37. А.В. Концепция автоматизации банковской деятельности территориального банка СБ РФ на период 1999—2003 гг.. Часть II: Препринт № 15 Алтайский Государственный Университет. Барнаул, 1999(2). 14 с.
  38. А.В., Цхай А. А. Автоматизированная информационная система территориального банка Сбербанка РФ: состав, функции, проблемы и перспективы. // В кн.: Информационные системы в экономике, экологии и образовании. Барнаул, изд-во АлтГТУ, 2002.
  39. А.В., Цхай А. А. Опыт автоматизации отделения территориального банка Сбербанка России. // В кн.: Информационные системы в экономике, экологии и образовании. Барнаул, изд-во АлтГТУ, 2002(2).
  40. А.В., Цхай А. А. Информационный сервис с использованием пластиковых карт в Алтайском банке Сбербанка РФ. // В кн.: Экономика, сервис и туризм. Мат-лы конференции. Барнаул, изд-во АГТУ 2002(3).
  41. П. Банковский менеджмент-М.: Дело, 1995. 768 с.
  42. А.Д. Автоматизация сложных банковских систем // Банковские технологии, 1998, № 1, с. 44−48.
  43. А.Г., Банковские технологии конца 20 века // Финансы и кредит. -1998. № 8 с.27−37.
  44. Дж. Управление финансами в коммерческих банках М.: Catallaxy, 1994. 937 с.
  45. Состояние и направления развития процесса информатизации учреждений Центрального банка РФ // Банковские технологии 1996, № 8, с. 22−25.
  46. Телеграмма ЦБ РФ № 86-Т от 03.07.2002
  47. Г. А. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике М.: Компьютер ЮНИТИ, 1998. 400 с.
  48. А.А. и др. Устойчивость функционирования финансовых институтов // Банковские технологии, 1999, № 9, с. 26−31.
  49. Устав акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации, 1993.
  50. Форум российских банкиров. // Финансовый бизнес 1997 № 3,с.2−4.
  51. Г. В. Информационные технологии в управлении: теория и практика // Банковские технологии 1999, № 9 с 10−16.
  52. В.И. Автоматизация банков: итоги и перспективы // Банковские технологии, 1997, № 10, с. 97−100.
  53. В.И. Рынок АБС в России: «свои» и «чужие» // Банковские технологии, 1997(2), июль-август, с. 32−37
  54. В.И. Автоматизация многофилиального банка // Банковские технологии, 1998, № 11−12.
  55. З.Г., Соколинская Н. Э. Бухгалтерский учет и операционная политика в банках М.: Перспектива, 1997 488 с.
  56. Ю.Н. Автоматизированные аналитические банковские системы // Бухгалтерия и банки 1998, № 2, с. 39−41.
  57. М.М. Особенности деятельности коммерческих банков в современных условиях // Деньги и кредит, 1999, № 2.
Заполнить форму текущей работой