Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Библиотека как феномен культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека. Ее характеристика встречается уже у античных (греческих и римских) авторов, например, у Страбона. В средние века беспокоятся о создании библиотеки церковь, государство, затем учебные заведения — университеты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • С о ци о — культу р н ы й подход к феномену «библиотека»
    • 1. Современные концепции библиотеки V
    • 2. Библиотека и общество
    • 3. Библиотека в информационном обществе
  • Глава 2.
  • Культурно-исторические типы библиотек
    • 1. Древние библиотеки
    • 2. Библиотеки арабского мира
    • 3. Библиотеки Китая и Японии
    • 4. Библиотеки в античном мире
    • 5. Византийские библиотеки
    • 6. Библиотеки в средние века
    • 7. Библиотеки в эпоху Возрождения
  • Заключение 167 Библиография

Библиотека как феномен культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современной философии культуры и теоретической культурологии широко используются понятия «культурная форма», «культурный институт» и им подобные. Но теоретическая проработка их, выяснение объяснительных возможностей, которые связаны с этими категориями, и анализ с их помощью структурных единиц реальных культур обычно не встречается. Эти термины употребляются в их обыденных смысловых значениях, что не соответствует их важному теоретико-познавательному и методологическому статусу. Понятие культурной формы можно истолковать как определенную идеализацию, позволяющую структурировать культурное пространство, выделяя в нем значимые элементы, фиксирующие относительно устойчивую целостность формы при многообразии функций и связей в реально существующей культуре. Культурные формы имеют специфические способы инсти-туализации в виде социальных учреждений, отношений, способов и видов деятельности, зависящих от характера данного общества, степени его развития, организации и иных характеристик. Образование, воспитание, просвещение, художественная жизнь, научная практика и множество других культурных процессов являются не только видами деятельности, но и культурными формами с соответствующими им социальными хозяйственными и иными механизмами, учреждениями, организациями. Культуры отличаются своеобразием иерархии культурных форм или системной упорядоченностью. К настоящему времени этот подход к культуре нельзя признать вполне реализованным. Исходя из возможного в диссертации представлен опыт исследования библиотеки как такой культурной формы.

Библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека. Ее характеристика встречается уже у античных (греческих и римских) авторов, например, у Страбона. В средние века беспокоятся о создании библиотеки церковь, государство, затем учебные заведения — университеты — и частные лица. Она становится необходимой, что является очень важным признаком автономной духовной жизни, вычлененности умственной культуры из еще слабо развитых и недифференцированных массивов в материальной и духовной культурах. Над сущностью библиотеки, которая очень рано начинает осмысливаться не только как механическое скопление книг, рукописей и других документов, запечатлевших слова и образы, но и как особое в качественном отношении образование, в котором человек реализует все возрастающее количество своих культурных запросов, останавливаются многие деятели Средневековья, эпохи Возрождения. (Ф. Кассиодор, П. д Ашери, Д. дю Мэн, Г. Ноде, Р. де Фурниваль) Но только в Новое время и особенно с Просвещения она становится предметом систематического исследования. В XIX веке возникает наука о библиотеке, в частности в Германии, (Bibliothekswissenschaft, Bib-liotheksuntersuchimgen). Известен научный интерес к библиотеке и в России, например, В. И. Татищева в XVIII веке.1 К концу XIX века он оформляется в направление — библиотековедение. Однако, свойственный специалистам подход к библиотеке, к библиотечному делу отличается профессиональной ограниченностью, пониманием их в культурно-утилитарном смысле, то есть без надлежащей широты представления самой проблемы. Библиотековедение, как система знаний дает важные результаты, фиксируемые в-мношобра-зии определений библиотеки, изучении ее функций, истории, классификации.

1 Харламов В. И. Библиотечная история на страницах универсальных и отраслевых энциклопедий: От прошлого к будущему. //История библиотек: Исслед., материалы, документы. СПб., 1996. Вып. 1. С. 5−24.

Однако, потребовалось радикальное изменение в самой теории культуры, произошедшее на рубеже XIX и XX веков и приведшее, в частности, к появлению разнообразных культурфилософских и теоретико-культурных подходов, чтобы вопрос о библиотеке как особой культурной форме в контексте других феноменов культуры мог быть поставлен с надлежащей основательностью.

Предлагаемое к защите исследование представляет собой опыт исследования библиотеки как культурного феномена, трактуемого в широком культурно-философском смысле, и опирающийся на широкую источниковедческую и теоретическую базу, представляемую современными науками о книге и библиотеке. На основе этого синтеза, если он удается, только и возможно выработать целостное представление о данной культурной форме, обладающей своей структурой, системой организации, находящейся в эволюции своих институтов, организационных начал, культурно-социальных функций.

Следует обратить внимание еще на одну сторону дела, подчеркивающую актуальность данной темы. В каждом обществе создаются свои условия существования политических, общественных и культурных организаций, способствующие их развитию, подъему или упадку. Кризис того и7 или иного явления по существу проявляется в том, что новые ценности и ноу/ вые формы организации жизни сменяют старые. Но при этом не всегда происходит их переосмысление. Это задача историков, культурологов и теорети.

1/ ков. Сегодня существует мнение о том, что традиционная библиотека изживает себя, что она отчасти утратила свое истинное предназначение, и уже не удовлетворяет тем требованиям, которые к ней предъявляет современное общество и поэтому ее вскоре вытеснит «виртуальная библиотека». В предлагаемой диссертации предпринимается попытка осмысления и оценки изменений, происходящих с современными библиотеками. Они становятся более демократичными, оснащаются электронными носителями информации, связываются во всемирную сеть. Вместе с тем уже просматриваются и опасные последствия. Выведение информации на мониторы, выход в Интернет радикально преобразует не только библиотеку, но также пишущего и читающего человека. В современных информационных системах различие автора и читателя кажется вообще исчезают. Остаются тот, кто посылает, и тот, кто воспринимает информацию. Отсутствие пространства свободы и соответствующей ему системы контроля в коммутационных системах, в которые включена современная библиотека, вызывает серьезные опасения.

Это только часть трудностей и противоречий в жизни современной библиотеки, но они показывают необходимость нового обращения к истории. Библиотека как культурный феномен существовала на протяжении многих веков, изменяясь и преобразуясь внешне и внутренне. Её главной функцией было сохранение и распространение знания. К этому добавлялись различные аспекты бытийного содержания и различия в понимании сущности библиотеки в тот или иной период истории и культуры общества. Так, библиотеки.

I/ прошлого были в известном смысле элитными учреждениями, и это дает основание говорить о превосходстве современных общедоступных библиотек. Прежде они были малочисленными, их фонды на несколько порядков уступали фондам современных библиотек, тоже самое можно сказать и о читателях. К тому же в прошлом библиотека была преимущественно государственным институтом и проводила его политику в духовной жизни общества. Но при этом, она была своеобразным пространством свободы именно потому, что было нечто запретное, регламентированное свыше. Исследование библиотеки как своеобразного дисциплинарного пространства, в котором действуют определенные правила и нормы поведения, также обнаруживает не только негативные, но и позитивные ценности прошлой библиотечной культуры.

Осмысление истории библиотеки и придание ей статуса важной составляющей культурной истории — это главная задача, на решение которой ориентирована диссертация.

Степень разработанности проблемы. Библиотека, как было сказано, долгое время изучалась в системе библиотечных наук. Историки собрали богатейший и интереснейший материл, но не ставили перед собой задачу его широкого культурно-исторического осмысления. Чаще всего библиотековедов интересуют конкретные вопросы, вроде каталогизации и классификации книг. В свою очередь историков и культурологов занимают глобальные проблемы истории и культуры. Большое внимание уделялось библиотековедами и историками проблеме истории отдельно взятых библиотек (Александрийская, Софийская, библиотека московских государей и другие) или истории библиотек в отдельные периоды истории развития общества. Достаточно хорошо изучены такие темы как история книги и книгопечатания, жизнь и деятельность И. Гуттенберга. Здесь можно привести целый список ученых, работающих в этом направлении: Н. В. Варбанец, Н. Вержбицкий, Т.В. Захар-чук, И. Е. Баренбаум, B.C. Люблинский, E.JI. Немировский, Б. С. Горбачевский и другие. Вопросами рукописной книги и историей книги в России занимались Б. П. Сапунов, М. И. Слуховский, М. И. Щелкунов. Немногие рассматривали в своих трудах саму библиотеку и ее историю — работы А.Г. Глу-хова, Б. П. Иванова, С. И. Вехова, A.A. Гинкена, F. Milkau, R. Fehrle, Т. Birta. Библиотека характеризуется учеными в основном как хранилище книг. Истории библиотеки в России посвящены труды многих известных ученыхА.Г.Глухова, Е. И. Капржак, А. И. Ванеева, М. И. Слуховского, М. Н. Тихомирова.

Обращение к историческому материалу о библиотеке позволяет увидеть. какие стороны структуры и функционирования библиотек более или менее изучены ученымик чему приковано внимание историков, библиотековедовкак отражена в книгах библиотека — комплексно, отдельными главами, структурно, последовательно, в каком измерении (хронологическом, типовом). Труды исследователей библиотеки можно разделить на группы: история отдельно взятых библиотекистория библиотек в конкретный период развития обществаистория книги, включая и библиотеку. Фундаментальных работ по истории библиотек немного, и в них история библиотек рассматривается хронологически: по стадиям культур, по общественным формациям, например, история библиотек и книги Европы, народов Востока, Древнего мира. Большинство работ посвящено описанию какой-то библиотеки и насыщено фактами и простым перечислением имен, событий Особняком стоит работа немецкого историка U. Jochuma Kleine Bibliotheksgeschichte, поскольку он пытается анализировать место библиотеки в контексте культуры. Немецкими учеными выполнен ряд исследований, посвященых вопросам возникновения и развития письма, книги, библиотеки, библиотечного и книжного деласоциологии и психологии книги, искусству оформления книг и книжной иллюстрации 2.

В современной исторической науке интересы исследователей существенно направлены на изучение культурной истории. Приверженцы этого подхода видят связь практики, ментальных представлений индивидов, о праве, обычаях, труде с организацией материальной жизни и повседневности, с социокультурной системой, проявляют интерес к «длительной истории», состоящей в постепенном изменении традиций и форм жизни. Ставится и вызывает дискуссии институциональный подход к библиотекам. Так утверждается, что характеристика библиотеки как культурного института, всего лишь частный случайчто она представляет документнокоммуникационную сис.

2 См.: Kiemich Н. Absatzprobleme im Buchdruckereibetrieb. Dresden, 1934; Adriani G. Die Klosterbibliotheken des Spatbarock in Osterreich und Suddeutschland (17−18 jahrh.). Wien, 1935; Werner G. Geschichte der Universitatsbibliothek, Altdorf von 1586−1750. 1937; Volk O. Die Byzantinischen Klosterbibliotheken von Konstantinopol, Thesalonike und Kleinasien. Munchen, 1955; Hodeige F. Zur Stellung von Dichter und Buch in der Gesellschaft. (Eine Literatursoziologische Untersuchung). Marburg, 1949 и другие тему.3 С точки зрения философии культуры кажется более перспективным изучение такой функции библиотек как систематизация культурного наследия, в связи с типом библиотек и их функциональной определенностью. Данное диссертационное исследование представляет собой попытку рассмотреть библиотеку средствами методологии «длительной истории» культуры и общества, не теряя при этом из виду «пространственное» взаимодействие библиотечных учреждений с другими системами культурной коммуникации.

Другим важным импульсом предлагаемой диссертации явилась потребность в «философии библиотеки». Пока нет книг и тем более учебных пособий с таким названием. Однако идея «витает в воздухе» и причем, в профессиональной библиотечной среде 4 С целью наполнения данной идеи содержанием в диссертации используются труды крупных философов XX века, в которых ставятся вопросы о библиотеке, книге, авторе, письме, тексте, понимании, диалоге, дискурсе, профессиональном сообществе. Это прежде всего работы Э. Кассирера, Х.-Г. Гадамера, М. Фуко, Р. Барта, Л. Х. Борхеса, У. Эко, П. Сорокина, П. Бурдье. Ценную помощь в исполнении исследования оказали идеи, заключающееся в культурологических работах М. С. Кагана, развившего теоретико-системный подход, С. Н. Иконниковой и Э. В. Соколова (Социология и история культуры), В. В. Прозерского (разработка идеальной модели «читатель-автор», при которой библиотекарь выступает истолкователем текста), Ю. В. Перова, исследовавшего феномен художественной публики, что важно для построения типологии библиотек, Р. В. Светлова, К. А. Сергеева, Я. А. Слинина и ряда других.

3 См. Столяров Ю. Н. У нашей науки есть особые функции. // Библиотека. 1998. № 10. С. 40−42.

4Библиотека в социально-философском аспекте: Тез. круглого стола, 15−16 апр. 1996. Гусева Л. Н., Смолина Е. В. Библиотековедение: нормативный подход. (понимающая парадигма мышления). СПб.: Изд-во СПБГТУ, 1997. 207 с. г., РНБ. СПб., 20 с.

Задача диссертационного исследования заключается в том, чтобы с помощью методов философии и культурологии, исторического и теоретического библиотековедения обобщить в контекстуальной системе имеющиеся данные о библиотеках в письменных (до открытия книгопечатания) культурах. На основе полученных обобщений разработать и предложить практическому библиотековедению возможную программу сохранения традиционных культурных функций в содержании и структуре деятельности современной (эволюционирующей к переходу к электронным носителям информации) библиотеки.

В ходе реализации этой установки были поставлены следующие конкретные задачи.

— обосновать эффективность анализа библиотеки как формы культурного и информационного пространствапредложить основы типологии библиотек на основе их культурно-исторических особенностей;

— описать своеобразие типов библиотек в истории и выявить их функции в обществах Древнего Востока, Арабского мира, Античности (Греция и Рим), Византии, европейского Средневековья (монастырские и университетские) и Итальянского Возрождения;

— осуществить сравнительный анализ традиционных и современных библиотек и на этой основе предложить культурологическую экспертизу современных концепций формирования и функционирования электронной библиотеки.

В качестве методологической основы диссертационного исследования использовались методы современной культурологии и философской герменевтики, а также специальные методы истории и теории библиотечного дела.

Важнейшими теоретическими источниками при написании диссертации послужили фундаментальные труды по теории культуры, библиотековедению и истории. При постановке и решении конкретных проблем использовалясь философская и социологическая методология. В частности при обсуждении книги, текста, письма, взаимоотношения читателя и автора диссертантка опиралась на герменевтику (Х.-Г. Гадамер) и технику деконструкции (Ж. Деррида). Библиотека как социальное и культурное пространство описана на основе понятий, введенных М. Фуко, П. Бурдье, П. Сорокиным. Использовались методы семиотики и философии языка (Р. Барт, Э. Кассирер, У. Эко).

Научная новизна исследования. В исследовании реализуются два взаимозависимых подхода к рассмотрению истории библиотек в культуре. Первый подход состоит в анализе, проверке и уточнении полученных историками и исследователями результатов и в сравнении их между собой. Сбор и оценка объема материала в основном определялся количественными параметрами, и потому у историков эмпирический материал явно превалирует над теоретическим обобщением наблюдений и раскопок. Это ведет к тому, что в различных работах по истории культуры и библиотеки одно и то же явления получают различное истолкование. Авторы нередко приводят противоречащие друг другу факты, касающие исторических событий, личностей, памятников культуры. Таким образом, сравнение концепций на основе обобщающих методологий поможет избежать неопределенностей в констатации конечного результата.

Второй подход нацелен на исследование библиотек как целостных структур и ставит задачу: установить факторы влияния культуры, общества на библиотеку и взаимодействие общества и библиотеки в культуре. Жизнь библиотеки детерминирована культурными, социально-экономическими, политическими интенциями государства и общества. Кроме того, являясь особым пространством, где происходит циркуляция знания и разворачивается дискурс, то есть действуют определенные правила и нормы поведения, библиотека конституируется как особая микросреда со своими функциональными отношениями.

С позиции историко-культурного подхода достигнуты следующие результаты:

Во-первых, развито и обосновано понимание библиотеки как относительно автономного учреждения со своей внутренней логикой развития, которая определяет, в том числе и качественно, характер текстов, которые в ней хранятся и обрабатываются.

Во-вторых, показано, что развитие библиотеки находится в динамической зависимости от изменения социальных предпосылок и ценностных приоритетов культуры.

В-третьих, эти противоположные результаты объединяются на основе философско-методологической модели библиотеки как информационного, дисциплинарно-институционального и культурного пространства общества.

В четвертых, во всех культурах выделяется исторический тип или доминирующая модель библиотеки. Поставлен вопрос о соотношении этих типов в диахроническом аспекте.

Конкретно это выражается в следующих положениях, выносимых на защиту:

Автор исследования формулирует положения о библиотеке как культурно-информационном центре современного города.

Жизнь библиотеки тесно связана с культурными, социально-экономическими, политическими направлениями государства. Общество формирует этот книжный мир, диктуя ему свои требования, кроме того, библиотека создает свой собственный порядок. Здесь происходит циркуляция знания и разворачивается дискурс, то есть действуют определенные правила и нормы поведения, библиотечная микросреда. Нормативные свойства, библиотечная микросреда, с одной стороны, и контроль за информацией, обеспечение ее сохранности, с другой стороны, позволяют считать библиотеку не только информационным, но и культурным и дисциплинарным пространством.

Библиотека — это место циркуляции информации, в которой библиотекарь и читатель соединены в едином коммуникативном пространстве. Библиотеку также следует рассматривать и как дисциплинарное пространство, т. е. место, в котором существует особый порядок вырабатываются правила, способствующие умению читать и мыслить, складывается специфический библиотечный этос, в основе которого лежит уважение к книге, как ценности. Современная публичная библиотека — это культурно-информационный центр, система хранения, упорядочивания, представления социальной информации. Собственная, внутренняя организация библиотеки способствует выполнению ее базисных культуроеберегающих и культуроформирующих функций.

Научно-практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы:

— для теоретической и практической разработки модели современной библиотеки;

— для углубления и дополнения курса по культурологии проблематикой по истории библиотек;

— для подготовки спецкурсов по направлениям культурологии и библиотековедения.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии культуры и культурологии. Ее основные результаты были доложены на теоретическом семинаре кафедры, а также на других форумах: Первый Российский философский конгресс (1997), Новации в современном научном познании (1997), Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже 21-го века (1997), Аксиологические проблемы научной и технической реальности (1998), Социальная реальность и социальные теории (1998), Третья санкт-петербургская ассамблея молодых ученых (1998).

Выводы.

Подводя итоги, можно сказать, что все первые библиотеки 1) были следствием увлеченного коллекционирования книг- 2) возникли в эпоху рассвета своих обществ- 3) являлись не только хранительницей знаний, но и общественным учреждением, выполняя различные культурно-просветительские и идеологические функциив них хранились царские указы, летописи, деловые и хозяйственные договоры, религиозные документы, народные предания- 4) создавались не сами по себе, а при дворцах, храмах, школах, книжных лавках- 5) не было универсальной модели библиотеки, культурно-исторический тип библиотеки определялся общим характером конкретно-исторической и социально-политической общности.

Заключение

.

Автор диссертационного исследования ограничивает свой анализ библиотеками в письменных культурах, поскольку в их деятельности уже сформировались главные задачи библиотеки как культурного института, проявились основные типы или модели организации библиотечного дела. В соответствии с историей мировой культуры и цивилизации рассматриваются библиотеки: древних государств (Ассирии, Шумер, Египта) — Арабского мирадревнего Китая, древней Японии, античного мира, Византии, европейского Средневековья и эпохи Возрождения. На основе философско-культурологических принципов (смысл, цели, задачи, принадлежность) выделяются наиболее распространенные в выше указанных эпохах модели или культурно-исторические типы — частные, монастырские, университетские и общественные библиотеки.

Частные библиотеки являлись собственностью королей, императоров, знатных вельможей и образованной элиты и были доступны довольно малому числу людей. В некоторых странах, например, в Японии и Китае, они стали источником пополнения монастырских, дворцовых, школьных библиотек, в Греции и Риме они считались признаком не только учености, но и богатства.

Монастырские библиотеки возникли при монастырях с введением специальных обязанностей монахов, которые включали собирание, хранение и переписку книг. Тогда была установлена трехчастная структура монастырей — школа, скрип-торий, библиотека. В средние века монастырские библиотеки становятся знаком церковной власти и в их фондах преобладает религиозная литература, в частности, сочинения отцов церкви. Однако, следует заметить, что эти библиотеки возникали и раньше. В Китае и Японии на их появление оказали влияние буддизм и даосизм.

Вследствие этого они подразделялись на буддийские и даосские книжные собрания. Монастыри там были центрами производства и хранения книг. В Византии задачи монастырских библиотек сводились к хранению церковной литературы и обеспечению этой литературой монахов. Византийские монастыри были экономически самостоятельными организациями, между которыми существовали лишь индивидуальные связи и они не имели монополию на образование, может поэтому роль византийских монастырских библиотек не была столь велика как европейских.

Университетские библиотеки возникают примерно в 14−15-ом веках в подлинном своем значении как специальные научные библиотеки. Их цель состояла в обеспечении книгами студентов и преподавателей университетов. Они собирали научную и учебную литературу, составляли каталоги и списки рекомендуемых книг. Университетские библиотеки положили начало созданию универсальных, научных и других типов библиотек. Общественные библиотеки появились почти во всех культурах, но изменялись их функции, цели, задачи и предназначение.

К общественным библиотекам диссертант относит библиотеки античности. Вначале они преследовали исследовательские научные цели и предназначались для образованных мужей, как например, Александрийская библиотека. В римских библиотеках отчетливо проявилось разделение книг на греческие и латинские, сформировался выставочный принцип их представления обществу. Общественный характер античных библиотек (некоторые исследователи называют их даже «публичными») выражался в их открытости и определялся практической целью — дать возможность читать истинные произведения литературы и искусства. Об общественных библиотеках Византии и Средневековой Европы историки не упоминают, но это не значит, что они там не существовали. В Средние века на культурную арену вышли монастырские и университетские библиотеки. Последние во многом способствовали появлению общественных библиотек в эпоху Возрождения. Их основу составили частные коллекции, дары гуманистов, книги, приобретенные в результате покупки. В Италии общественные библиотеки возникли при церквях, которым гуманисты завещали свои книжные собранияпозже они преобразовались в публичные и национальные библиотеки, выполняя функции научной и универсальной библиотеки.

Кроме этих четырех культурно-исторических типов в каждой цивилизации существовали свои модели библиотек, специфика которых определялась культурными, социально-экономическими, политическими условиями данного общества. В Египте своеобразными формами библиотек стали «дом книг», собирающий литературу для культовых целей, и «дом жизни», в котором хранились книги различного содержания, в том числе научные произведения. В арабской культуре следует выделить библиотеки при медресе, целью которых явилась возможность дать знания ученикам, библиотеки при мечетях, которые считалась тогда общественными. С учреждением феодальной собственности появились вакфные библиотеки, признававшиеся общедоступными. В Китае, наподобие «дома жизни» или «дома книг» в Египте, возникли так называемые книжные дворы, назначение которых сперва состояло в редактировании литературы и обсуждении литературных памятников, позже там велись занятия на высоком образовательном уровне и внимание уделялось комплектованию фондов. Хранение книг здесь осуществлялось ради их использования. В Японии историками упоминаются школьные библиотеки на государственных и корпоративных началах, библиотеки частных школ и провинциальные, в Византии — библиотеки высших школ, в средневековой Европе — христианские и светские библиотеки. Эти модели библиотек определялись конкретными задачами в удовлетворении потребностей определенных слоев общества и потому, не получили широкого распространения за пределами тех мест, в которых они возникли и не создали условий для своего дальнейшего развития.

Подводя итог, следует отметить, что эволюцию того или иного культурно-исторического типа библиотек можно изучать, согласно выдвинутым нами культурно-историческим принципам. Как история книг, каталогов, классификаций может рассматриваться история древних библиотек, библиотек Японии и Китая, античных и византийских библиотек. В этих обществах в работе библиотек много внимания уделяли собиранию книг, причем разных по содержанию. В Египте, Китае, Японии и Византии в библиотечных фондах преобладала религиозная и церковная литература. В Греции библиотеки были местом работы для писателя и ученого, поэтому они собирали не только специальную литературу, но и те произведения, которые могли быть понятными каждому образованному человеку. История развития библиотек Арабского мира, Средневековья, эпохи Возрождения может изучаться с подхода к библиотеке как способу упорядочивания знаний. В арабской культуре большое внимание организации библиотечного и книжного дела уделяли высокопоставленные чиновники, также как в Китае и Японии. В западной Европе на культурную арену вышли монастыри и университеты как сосредоточие духовных ценностей. Монастырские и университетские библиотеки положили начало возникновению различных специализированных моделей библиотек, в которых создаются фонды, каталоги, классификации. Происходит и изменение функции книги: она становится инструментом познания. В эпоху Возрождения появляются разные типы библиотек — королевские (национальные), научно-специальные, общественные, в которых на первый план выходят проблемы систематизации и каталогизации литературы, доступа к информации, обслуживания читателей. Взаимосвязь истории библиотек с появлением письменности и книги прослеживается в изучении истории античных, византийских, отчасти средневековых библиотек. Собирательство книг связано с тем, что книга как источник информации становится доступной грамотным слоям общества, благодаря появлению и распространению новых средств записи, сначала папируса и пергамента, а затем бумаги, ставшей впоследствии универсальным писчим материалом.

Историко-сравнительный принцип анализа позволяет более адекватно представить соотношение библиотек архивов. В древности архивы и библиотеки выполняли одну функцию хранения и распространения знания. Только в эпохи средневековья и Возрождения постепенно наблюдается расхождение и различие их функций. Архивы сосредотачиваются на сохранении документов и обслуживают узкий круг лиц. Библиотеки в свою очередь сосредотачиваются на распространении знания и становятся все более доступными читателям. В истории изучения библиотек любой культуры могут быть использованы и те и другие методологические принципы данного анализа. Поэтому следует говорить о комплексном подходе к рассмотрению истории становления и развития библиотек и библиотечного дела, включающем в себя несколько способов изучения культурных и исторических особенностей различных моделей библиотек.

Современная библиотека — это прежде всего система хранения, упорядочивания и распространения информации. Она является социальным институтом, который представляет собой: а) определенную организацию, включающую комплекс.

171 помещений для фондохранения, читальных залов, технику, обслуживающий персоналб) совокупность правил, норм и инструкций, одни из которых действуют внутри библиотеки, а другие регулируют ее взаимоотношения с другими институтамив) совокупность принципов, определяющих деятельность ее работников. Основные тенденции развития библиотеки в современном информационном обществе выявляются и формулируются в диссертации на основе философско-методологической модели библиотеки как информационного, дисциплинарно-институционального и культурного пространства общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.H. Классификация книг, её история и методы в связи с классификацией наук вообще. Иваново-Вознесенск: Лит.-изд. секция при кн. скл. Губ. отд. нар. образ., 1921. 99с.
  2. А. Исповедь: Перевод /Сост. и аналит. ст. В. Л. Рабиновича. М.: Республика, 1992. 335 с.
  3. Л.Л. Книги, принадлежащие кардиналу Ришелье //Книга: Исслед. и материалы. М., 1990. сб. 61. С. 145 156
  4. Н. Западноевропейское средневековье: Культурно-истор. очерк. Л.-М., 1926
  5. Аристотель Собрание сочинений в 4-х т./ АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, Т. 3. 1983
  6. Л.М. Итальянские гуманисты. Стиль жизни, стиль мышления. М.: Наука, 1978. 199с.
  7. К. Ассирия и Вавилония./ Пер. с 2-го доп. нем. изд. Г. Г. Генкеля. СПБ., 1904. 144 с. (Брокгауз — Ефрон. Библиотека самообразования. Всемирная история по странам и эпохам)
  8. Библиотека в контексте истории: тез. докл. и сообщ. науч. конф., М., 8−10 июня 1995 г. / Сост.: М. Я. Дворкина. М.: РГГУ, 1995. 98 с.
  9. Библиотека в контексте истории: Материалы науч. конф., М., 8−10 июня 1995 /Науч. б-ка Рос. гос. гуман. ун-та- МГУК. М.: «Клуб реалисты», 1997. 190 с.
  10. Библиотека в социально-философском аспекте: Тез. круглого стола, 15−16 апр. 1996 г., РНБ. СПб., 1996. 20 с.
  11. M. От Кафки к Кафке: Пер. с франц./ Пер. и послесл. Д.Кротовой. М.: Логос, 1998. 237 с.
  12. БланшоМ. Отсутствие книги//Комментарий. М.-СПб., 1997. N 11 «Философия искусства». С. 123−137
  13. Х.Л. Собрание сочинений в 3-х т.: Т. 3: Стихотворения, устные выступления, интервью. Изд., 2-е, доп. Б.м. Полярис, 1997. 607 с.
  14. Х.Л. Оправдание вечности/Сост. Б. В. Дубина, B.C. Кулагиной-Ярцевой- Предисл. и коммент. Б. В. Дубина. М.: Ди-Дик, 1994. 548 с.
  15. Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: Т. 1−2./ Пер. С. Брилианта с 8-го изд., перераб. Л. Гейгером. СПб., 1904. 404 с.
  16. В.Е. Очерк истории библиотечного дела в России в 11−18 в. М.: Изд. и тип. Госкультурпросветиздата, 1948. 158 с.
  17. Н. О книге. История письменности всех стран и веков. Путь книги от глиняной дощечки Древнего Египта до современных чудес печатного искусства. История книгопечатания. Пермь: Пермск. Губ. отд. «Центропечати», 1920. 126 с.
  18. С.И. Библиотеки в древнем мире. Варшава: Тип. Варш. учеб. округа, 1899. 23 с.
  19. Л.И. Всеобщая история книги:(Древний мир. Средневековье. Возрождение. 17 В.). М.: Книга, 1988. 312 с.
  20. С.С. Эстетика книжных пропорций М.: Изд-во МГТУ, 1997. 247 с.
  21. Возрождение: Гуманизм, образование, искусство: Межвуз. сб. науч. тр./ Ред-кол.: Н, В, Ревякина и др. Иваново: ИвГУ, 1994. 139 с.
  22. .Ф. Эволюция библиотеки и методологические проблемы библиотечной науки. // Проблемы методологии и методики изучения библиотечной отрасли: Сб. науч. тр./ СПбГАК, 1994. Т. 144. С. 19−39
  23. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. ивступ. ст. д. ф. нБ.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
  24. Гадамер Х.-Г. Текст и интерпретация: (Из нем.-франц. Дебатов с участием Ж. Деррида, Ф. Форгета, М. Франка и др. // Герменевтика и деконеструкция. СПб.: БСК, 1999. С. 202−242
  25. Герменевтика и деконструкция. / Под ред. В. Штегмайера, X. Франка, Б. В. Маркова. СПб.: БСК, 1999. 254 с.
  26. И. М. Игра об Уильяме Шекспире или Тайна великого феникса./ Пре-дисл. А. Липкова. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. 475 с.
  27. A.A. О чтении и книгах: Очерк истории книг и книгохранилищ: в 3-х вып. СПб.: Тп. A.B. Орлова, 1913. Вып.1. 134 с.
  28. Гиро, Поль. Частная и общественная жизнь греков: Пер. с фр. СПб.: Алетейя, 1995. 470 с.
  29. Гиро, Поль. Частная и общественная жизнь римлян: Пер. с фр. СПб.: Алетейя, 1995. 592 с.
  30. А.Г. Русь книжная. М.: Сов. Россия, 1979. 223 с.
  31. А.Г. Судьбы древних библиотек. М.: ТОО «Либерия», 1992. 160 с.
  32. А.И. Из глубины веков: Очерк о древних библиотеках. М.: Книга, 1971. 112с.
  33. Гораций Квинт Флакк Собрание сочинений: Перевод. СПб.: Биогр. ин-т «Сту-диа биографика», 1993. 536 с.
  34. .С. Люди, книги, библиотеки: Научно-попул. очерки. М.: Изд-во всесоюз. кн. палаты, 1963. 199 с.
  35. , ле. Ж. Цивилизация средневекового запада: Пер. с фр./Общая ред. Ю. Л. Бессмертного. М.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. 373 с.
  36. Ц.И., Третьяк A.M. Публичная библиотека глазами современников (17 951 917): Хрестоматия. СПб.: Изд-во РНБ, 1998. 694 с.
  37. Л.Н., Смолина Е. В. Библиотековедение: нормативный подход. (понимающая парадигма мышления). СПб.: Изд-во СПБГТУ, 1997. 207 с.
  38. В.А. Античная социальная утопия: Вопр. истории и теории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 289 с.
  39. М.А. Вавилонские писцы. М.: Наука, 1983.245 с.
  40. H.H. Из актов и грамот Кирилло-Белозерского монастыря. СПб., 1900. 85 с.
  41. ДелезЖ. М. Фуко: Пер. с фр. М.: Изд-во гуманитарной лит., 1998.172 с.
  42. В. Александрийская школа. Очерк из истории дух. Просвещения от 1 до нач. 5-го вв. Казань, 1884
  43. Добиаш-Рождественская O.A. История письма в средние века: Руководство к изуч. лат. палеографии. М.: Книга, 1987. 316 с.
  44. Добиаш-Рождественская O.A. Культура Западноевропейского средневековья: Науч. наследие / АН СССР- Отдел, истории и архив АН СССР- Ленигр. отдел, ин-та истории СССР- Отв. ред. В. И. Рутенберг. М.: Наука, 1987. 350 с.
  45. Древние цивилизации./Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М.: Мысль, 1989. 480 с.
  46. Древний мир и мы: Класс, наследие в Европе и России / Отв. ред. А.К. Гаври-лов. СПб.: Алетейя, 1997. 290 с. (Bibliotheca Classica Petropolitana)
  47. Древний Рим: История. Быт. Культура: (Из книг совр. ученых) /Сост.: Л. С. Ильинская. М.: Моск. лицей, 1997. 432 с.
  48. Древняя Греция: История. Быт. Культура: (Из книг совр. ученых) Сост.: Л. С. Ильинская. М.: Моск. лицей, 1997. 378 с.
  49. Ф.Ф. История античной культуры. 2-е изд. СПб.: ТОО «Марс», 1995. 380
  50. Из истории культуры Средних веков и Возрождения: Сб. ст. / Науч. совет по истории мировой культуры- Отв. ред. В. А. Карпушин. М.: Наука, 1976. 316 с.
  51. Из истории университетов 13−15-го в.: Межвуз. сб. науч. тр.: Т. 229. Воронеж: ВГПИ, 1984. 96 с.
  52. .П. Публичные библиотеки Древнего Рима: (Очерк). Казань: Центр, тип. Домбровского, 1914. 14 с.
  53. В. Болонский университет в средние века //Журнал министерства народного просвещения. 2-е десятилетие. 1848. август -сент.
  54. С.Н. Очерки по истории культурологии: Учеб пособие. СПб., 1998. 407 с.
  55. М. Энтузиазм безысходности. // Санкт-Петерб. ведомости. 1998. 8 апр.
  56. История библиотек: Исслед., материалы, документы / Рос. нац. 6-ка- Сост.: И. Г. Матвеева, Б. Ф. Володин. СПб.: Изд-во РНБ, 1996. Вып. 1 218 с.
  57. История древнего мира в 3-х т. / Под ред. И. М. Дьяконова. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Наука, 1989
  58. Йегер, Вернер. Пайдейя: Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспит. систем) / Пер. с нем. М.Н. Ботвинника- греко-лат. кабинет. М.: ГЛК Ю. А. Шичалина, 1997. 335 с.
  59. М.С. Философия культуры. СПб.: «Петрополис», 1996. 415 с.
  60. М.С. Философская теория ценностей. СПб.: «Петрополис», 1997. 205 с.
  61. А.П. Византийская культура (X XII вв.). М.: Наука, 1968. 233с.
  62. А.П. Византийская культура (Х- XII вв.). / Вступ. ст. Я. М. Любарского. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Алетейя, 1997. 280 с. (Византийская библиотека)
  63. А.П. Книга и писатель в Византии. М.: Наука, 1973. 152 с.
  64. Э. Понятийная форма в мифическом мышлении: (Исследования библиотеки Варбурга // Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. С. 183 240
  65. Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы.// Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. С. 163−210
  66. Кириллов: Краеведческий альманах: Вып. П /Кирилло-Белозерский истор.-арх. и худож. музей-заповедник- Волог. гос. педагог, ун-т. Вологда: «Русь», 1997. 47 с. (старинные города Вологодской области)
  67. Н.И. Восток и Запад: Статьи. 2-е изд. М.: Наука, 1972. 496 с
  68. Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии (7−16 в.) М.: Искусство, 1980. 144 с.
  69. М.А. Писцы Древнего Египта. М.: Изд-во вост. лит., 1962. 175 с.
  70. Крамер Сэмюэл Н. История начинается в Шумере. /Пер. с англ. Ф. Л. Мендельсона М.: Наука, 1991. 235 с.
  71. А., Кук Д. Телевидение и торжество культуры // Комментарий. М,-СПб., 1997. N 11 «Философия искусства». С.159−168
  72. Культура Византии 4 1-ой пол. 7-го в./ Аверинцев и др.- Отв. ред. З.В. Удаль-цова. М.: Наука, 1984. 725 с.
  73. Культура Византии 2-ой пол. 7 12-го в./ Аверинцев и др.- Отв. ред. З.В. Удаль-цова, Г. Г. Литаврин. М.: Наука, 1989. 680 с.
  74. Культура Древнего Египта / Отв. ред. И. С. Кацнельсон. М.: Наука, 1976. 444 с.
  75. Культура Древнего Рима / Редкол.: Ю. К. Колосовская, А. И. Павловская, Е. М. Штаерман и др. М: Наука, 1985. Т. 1. 430 с.
  76. Кьера, Эдвард. Они писали на глине: Рассказывают вавилонские таблички. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1984. 136 с.
  77. П. Эллинистический мир. / Пер. с фр. Е.П. Чичиковой- Отв. ред. Г. А. Кошеленко. М.: Наука, глав. ред. вост. лит., 1989. 251 с.
  78. С.Ф. История книги в России: Ч. 1−2. СПб.-М.: Тов-во М. О. Вольфа, 1914.
  79. E.H. Средневековье: первый опыт интерпретационной культуры.// Смыслы культуры: Тез. докл. межд. науч. конф., июнь, 1996. СПб., С. 136−138
  80. В.Д. Искусство книги. Константинополь 11 век. М.: Наука, 1976. 183 с.
  81. А.Ф. Эстетика Возрождения М.: Мысль, 1978. 623 с.
  82. Лю Го-Цзюнь. Рассказ о китайской книге: Пер. с кит. М.: Искусство, 1957. 91 с.
  83. H.H. Отчет экстраординарного проф. H.H. Любовича о заграничной командировке: (Итальянские библиотеки и архивы). Б.м.: Б.и., 1888. 15 с.
  84. .В. Философская антропология: Очерки истории и теории. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. 380 с.
  85. А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Вступ. ст., ред. и примеч. Б. В. Бирюкова, Р. Х. Захарипова, С. Н. Плотникова. М.: Прогресс, 1973. 406 с.
  86. Е.Л. Мир книги: С древнейших времен до нач. 20 в. М.: Книга, 1986. 287 с.
  87. Е.Л., Горбачевский Б. С. Рождение книги. М.: Сов. Россия, 1957. 243 с.
  88. Н. Киришю-Белозерский монастырь и его устройство до 2-ой четв. 17-го в. (1397 1625). М., 1897. Т. 1.: Вып.2
  89. Н. Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, составленное в конце 15-го в. СПб., 1897
  90. Н.М. Древний Вавилон: Попул.-науч. очерки по истории культуры Сумера, Вавилона и Ассура. М., 1913. 438 с.
  91. Н.М. Культура древней Вавилонии. Минск, 1959. 243 с.
  92. От начала начал: Антология шумерской поэзии /Вступ. ст., пер., коммент., словарь В. К. Афанасьевой. СПб: Центр Петерб. востоковедение, 1997. 493 с.
  93. Общество и государство в Китае: 4 науч. конф.: тез. и докл. в 3-х ч./ Сост. O.E. Непомнин и Ю. В. Чудодеев М.: Наука, Гл. ред. вост. лит, 1973
  94. А.П. Дисциплинарная структура науки: Ее генезис и обоснование. М.: Наука, 1988. 256 с.
  95. Описание документов 14−17-го вв. в копийных книгах Кирилло-Белозерского монастыря, хранящихся в отделе рукописей РНБ. СПб., 1994
  96. M. Рыцарь и Буржуа: Исслед. по истории морали /Пер. с пол. К.В. Душенко- Общ. ред. A.A. Гусейнова. М.: Прогресс, 1987. 528 с.
  97. Очерки истории арабской культуры 5−15 вв.: Материалы и исслед./ Отв. ред О. Г. Болыпеков. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1982. 440 с.
  98. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. / Отв. ред. А. Н. Шамин. М.: Наука, 1982. 277 с.
  99. Очерки русской культуры 13−15 вв. в 2-х ч. / Редкол.: A.B. Арциховский и др. М.: Изд-во МГУ, 1969−1970. Ч. 2. 435 с.
  100. Очерки русской культуры 16 вв. в 2-х ч. / Редкол.: A.B. Арциховский и др. М.: Изд-во МГУ, 1977. Ч. 2. 444 с.
  101. Ю.В. Художественная жизнь общества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. 188 с.
  102. Ф. Эстетические фрагменты. / Пер., вступ. статья и примеч. В. В. Бибихина. М.: Искусство, 1982. 367 с. (История эстетики в памятниках и документах)
  103. Платон Собрание сочинений, в 4-х т./ АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, Т. 3. Ч. 1. 1971
  104. Положение о Российской государственной библиотеке: Постановление от 2 авг. 1993 N.740. М., 1995. 17с.
  105. П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике М.: Академия-Центр, «Медиум», 1995. 412 с.
  106. H.H. Библиотека Сильвестра (16 в.) // Исследования источников по истории русского языка и письменности: Сб. ст. / Ред. Л. П. Жуковская и Н.И. Та-рабасова М.: Наука, 1966. С 191−205.
  107. H.H. Из истории Кирилло-Белозерекой библиотеки // Труды ГПБ: Т. ЕХ (12)./ Отв. ред. О. Д. Голубева Л., 1961. С. 177−188
  108. В.Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции 13−14 веках: По материалам собрания рукопис. книг Гос. Публ. б-ки. М.: Наука, 1975. 240 с.
  109. Рукописная книга в культуре народов Востока: Очерки: Кн. 1−2./ Редкол.: Ю. А. Петросянидр. М.: Наука, 1987 1988
  110. С. Коллекция Ф. Петрарки // Библиотека. 1997. № 10. С.85
  111. С. Сорбонна и книжная культура Средневековья (ХШ-XVII вв.) // Aima mater. 1998. N 8. С. 38−40
  112. Д.Ч. История древней Ассирии. М.: Наука, 1979. 248 с.
  113. К.А. Философия символических форм Э. Кассирера: Крит, анализ. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1989. 238 с.
  114. Р.В. Гнозис и экзегетика. Спб.: РХГИ, 1998. 480 с.
  115. К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 1993. 264 с.
  116. В.А. Топология метафизического пространства: Ф. Кафка «Замок». // Метафизические исследования. СПб., 1997. Вып. 4. С. 92−110
  117. Словарь Античности: Пер. с нем. / Отв. ред.: В. И. Кузищин. М.: Прогресс, 1989. 704 с.
  118. М.И. Библиотечное дело в России до 18 в.: Из истории кн. просвещения. М., 1968
  119. М.И. Русская библиотека 16−17 в. М.: Книга, 1973. 252 с.
  120. А.Н., Солонин Ю. Н. Предмет философии и обоснование науки. / Под ред. С. С. Гусева. СПб.: Наука, 1993. 158 с.
  121. Е.Г. Лекции по культурологии: Ч. 1: Культура. Формы культуры. С.-Петерб. Гос. Техн. Ун-т, лаборатория метафизических исслед. СПб., 1997.242
  122. Э.В. Культурология: Очерки теории культуры. М.: «Интерпракс», 1994. 269 с.
  123. Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учеб пособие./ ЛГИК. Л.: ЛГИК, 1989 (1990). 83 с.
  124. Ю.Н. К онтологической возможности философии культуры. // Культурология как она есть и как ей быть: Междунар. чтения по теории, истории и философии культуры: Вып. 5 / Ред. A.B. Малинов. СПб.: ФКИЦ «Эйдос», 1998. С. 184−194
  125. Ю.Н. Проблема единства знания: между системностью и целостностью. // Вече: Альманах русской философии и культуры: Вып. 6. / Под ред. А. Ф. Замалеева. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996. С. 166- 174.
  126. Ю.Н., Дудник С. И. Смысл философии ценностей как науки.// Аксиологические проблемы научной и технической реальности: Тез. науч. конф. 28−29 янв. 1998. СПб., 1998. С. 13−16
  127. Ю.Н., Дудник С. И. Философия в движении от классического к современному образу. // Мысль: Философия в предверии XXI столетия: Сб. статей / Редкол.: А. И. Бродский и др. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. Вып. 1. С. 38−54
  128. Средневековая культура и город в новой исторической науке /A.JI. Ястре-бицкая. М.: фирма «Интерпракс», 1995. 412 с.
  129. Средневековый быт: Сб. статей./ Под ред. O.A. Добиаш-Рождественской, А. И. Хоментовской, Т. П. Федотова. Л.: Время, 1925. 279 с.
  130. Ю.Н. У нашей науки есть особые функции. // Библиотека. 1998. N. 10. С. 40−42.
  131. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. / Рос. АН, Б-ка по естеств. наукам- Сост. З. Г. Высоцкая и др. М.: Б-ка по естеств. наукам, 1995. 268с.
  132. М.Н. Русская культура 10−18 в. М.: Наука, 1968. 447 с.
  133. В.И. Античное наследие и культура раннего Средневековья (кон. 5-сер. 7-го вв.) / АН СССР- Отв. ред. Л. С. Чиколини. М.: Наука, 1989. 317 с.
  134. Фабиан, Бернард Книга, библиотека и гуманитарные научные исследования / Б-ка АН- Отв. ред. В. П. Леонов. СПБ.: Б.и., 1996. 374 с. (титул на нем. и рус. языках)
  135. И. Достоевский популярнее Сименона. // Санкт-петерб. Ведомости. 1998. 22 мая.
  136. М. Археология знания: Пер. с фр. Киев: Ника-Центр, 1996. 208 с.
  137. М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности: Работы разных лет: Пер. с франц. М.: Касталь. 1996. 448 с.
  138. М. Герменевтика субъекта // Социологос. М. 1985
  139. М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В. П. Визгина и Н. С. Автономова. СПб.: A-cad: АОЗТ «Талисман», 1994. 405 с. (для научных библиотек)
  140. А.Б. Арабские рукописи и арабская книжная традиция. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1985 305 с.
  141. В.И. Библиотечная история на страницах универсальных и отраслевых энциклопедий: От прошлого к будущему. // История библиотек: Исслед, материалы, документы./Сост.: И. Г. Матвеева и Б. Ф. Володин. СПб.: Изд-во Рос. Нац. б-ки, 1996. Вып. 1. С.5−24
  142. А.И. К истории книги и библиотек по завещаниям гуманистов и ученых итальянского Возрождения //Средние века. М., 1963. Вып. 24. С. 217 224.
  143. Художественный язык средневековья./ Под ред. В. А. Карпупшна. М.: Наука, 1982. 272 с.
  144. Эко У. Имя розы / Пер. с итал. Е.А. Костюкович- Худож. В. И. Сытченко. Мн.: РИФ «сказ», 1993. 528 с. (Лабиринты истории)
  145. Эко У. Средние века уже начались // Иностр. лит. 1994. N 4. С.261
  146. Энциклопедический словарь / Под ред. И. Е. Андреевского, Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Спб.: Типо-литография И. А. Ефрона, 1893. Т. VHI (a). 960 с.
  147. Bibliothek und Buch in Geschichte und Gegenwart./ Hrsg. von O. Weber. Munchen: Dokumentation, 1976. 317 s.
  148. Birt T. Das antike Buchwesen in seinem Verhaltnis zur Literatur. Berlin, 1882. 515 s.
  149. Birt T. Die Buchrolle in der Kunst. Leipzig: Verl. von B.G. Teubner, 1907. 352 s.
  150. Blanck H. Das Buch in der Antike. Munchen: C.H. Beck, 1992
  151. Brawning R Byzantinische Schulen und Schulmeister // Das Altertum. Berlin. 1963. Bd 9. H 2
  152. Brockmeyer N. Die Soziale Stellung der «Buchhandler» in der Antike // Archiv fur Geschichte des Bibliothekswesens. Berlin .13 (1973). s. 237−248
  153. Das Buch und Bibliothekswesen im Spiegel der Jahresverzeichnisse der deutschen Hochschulschrieften (1885−1961): Bibliographie. Jena, 1964. (Bibliograf. Mitteilungen der Univ. Bibliothek. Jena. N. 6)
  154. Buch und Schrift von Frahzeit bis zur Gegenwart./ Bearb. von F.Funke. Leipzig: Dt. Bucherei, 1975. 120 s.
  155. Burkard G. Bibliotheken im alten Agypten. // Bibliothek. Munchen. 4 (1980). s. 79−113
  156. Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Bd. 1−3 Berlin: B. Cassirer, 1923−1929. Bd. 1. 1923
  157. Denifle H. Die Entstehung der Universitaten des Mittelalters bis 1400. Graz: Akademische Druck- u. Verlagsanstalt, 1956
  158. Eco U. Die Bibliothek. Munchen, Wien: C. Hanser verl., 1987. 39 s.
  159. Fehrle R. Das Bibliothekswesen im alten Rom: Voraussetzungen, Bedingungen, Anfange. Freiburg: i. Br., 1986. 149 s.
  160. Gardthausen V. Die Alexandrische Bibliothek: Ihr Vorbild, Katalog und Betrieb. Leipzig: Dt. Museum fur Buch u. Schrift, 1922. 34 s.
  161. Gardthausen V. Bibliothekskunde. Handbuch der wissenschaftlichen Bibliothekskunde: Bd. 1−2 Leipzig, BAL 1920
  162. GomollH. Zu Cassiodors Bibliothek und ihren Verhaltnis zu Bobbio // Zentrallblatt Bibliothekswesen. 1936. N 53. S. 185−189
  163. Handbuch der Bibliothekswissenschaft: Bd. 1−3 / Begrundet von F. Milkau. Wiesbaden, Bd. 3, Halfte 1: Geschichte der Bibliothek, 1957
  164. Hunger H. Schreiben und Lesen in Byzanz: Die bysantische Buchkultur. Munchen: Beck, 1989
  165. JochumU. Bibliothek, Buch und Information. //Bibliothek. Munchen. 15 (1991). s. 390−392
  166. Kleine Bibliotheksgeschichte / U. Jochum. Stuttgart: Reclam, 1993. 232 s.
  167. Kommunikation und Alltag in Spatmittelalter und Fruher
  168. Neuzeit: Internat. Kongress, 9 bis 12 okt. 1990./ Red. H. Hundbicher. Wien, 1992. 460 s.
  169. Die Kultur der Gegenwart: Teil 1., Abteil. 1: Die allgemeinen
  170. Grundlagen der Kultur der Gegenwart / Von W. Lexis, Fr. Paulsen, G. Schoppa. BerlinLeipzig: Verl. Teubner, 1912
  171. Lexicon des Bibliothekswesens H. Kunze, G. Ruckl Leipzig: Bibliogr. Inst., 1974−1975, Bd 1−2
  172. Milkau F. Geschichte der Bibliotheken im alten Orient. Leipzig: O. Harrassowitz, 193 5. 60 s.
  173. Mummendey R. Von Buchern und Bibliotheken. Bonn: Buchgemunde, 1950. 348s.
  174. Paulys-Wissowa Real-Encyclopadie der classischen Altertums-Wissenschaft. / Hrsg. G. Wissowa. Stuttgart, 1899. Bd. 3.
  175. Schmitz W. Schriftsteller und Buchhandler in Athen und im ubrigen Griechenland. Heidelberg, 1876
  176. Schubart W. das Buch bei Griechen und Romern. Leipzig, 1921
  177. Studien zum Buch und Bibliothekswesen: Bd. 1−3./ Hrgs. von F. Krause u. H.-E. Teitge Leipzig: Bibliogr. Inst., 1981−1983
  178. Tautz K Buch und Bibliothek in Japan Leipzig: O. Harrassowitz, 1941. 154 s.
  179. Die Vollkommene Lesemaschine: Von deutsche Buchgestaltung im 20 Jhr./ Deut. Bibliothek. Frankfurt a. M., 1997. 231 s.
  180. Vorstius J. Grundzuge der Bibliothekgeschichte. Leipzig: O. Harrassowitz, 1948.138s.
  181. Weizenbaum J. Die Macht der Computer und die Ohnmacht der Vernuft /ubers, von U. Pennet. Frankfurt a.M., 1977
  182. Winkelmann F., Gomolka-Fuchs G. Fruhbyzantische Kultur. Leipzig: Ed. Leipzig, 1987. 219 s.
Заполнить форму текущей работой