Методологические основы формирования целостной системы государственного регулирования экономики
Конкретная реализация фундаментальных направлений экономической деятельности государства осуществляется через системообразующую функцию создания и поддержания конкурентной среды. Осуществление конкурентной политики является наиболее сложным и трудно реализуемым звеном государственной регулирующей деятельности в переходных экономиках, связанным с характером самого трансформационного процесса… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I.
- ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ
- 1. 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, ГОСУДАРСТВА И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РОЛИ
- 1. 2. РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА ФОРМЫ И ГРАНИЦЫ РЕГУЛИРУЮЩИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
- 1. 2. 1. ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ И МОНЕТАРИЗМЕ
- 1. 2. 2. КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМ ИКИ
- 1. 2. 3. СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО
- 1. 3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
- ГЛАВА II. СОСТАВ И СТРУКТУРА ФОРМ И ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО * РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
- 2. 1. СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ИЕРАРХИИ РЕГУЛИРУЮЩИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
- 2. 2. СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ХАРАКТЕР ФУНКЦИИ СОЗДАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
- ГЛАВА. HI
- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СИТУАЦИИ СИСТЕМНОГО КРИЗИСА
- 3. 1. КРИЗИСЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
- 3. 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ -РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ
- 3. 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Методологические основы формирования целостной системы государственного регулирования экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования Разрушение директивно-планового централизованного регулирования экономики не привело за годы реформ к созданию новой системы регулирования и координации, которая бы соответствовала современным рыночным системам хозяйства. Неудачное и непоследовательное проведение реформ обернулось для страны глубоким кризисом, поразившим все сферы жизнедеятельности общества и поставившим ее у критической черты. За 90-е годы объем ВВП России сократился почти вдвое, душевой размер ВВП снизился гораздо ниже среднемирового. Масштабы инвестиций в реальный сектор экономики постоянно падают, и на протяжении всех лет реформ идет неуклонное снижение уровня жизни основной массы населения.
Практика пореформенных лет и социально-экономическая и политическая обстановка, сложившаяся к настоящему времени, обнаружили тот факт, что тенденции преобразования государства, необходимые и неизбежные в ходе разрушения прежней системы, были настолько резко и чрезмерно усилены в сторону его ослабления, что наступил кризис самой государственности, выразившийся в фактической утрате регулирующего воздействия государства на характер и динамику экономических процессов, как и на общественную жизнь в целом. При этом механизмы саморегуляции в экономике и обществе в ходе реформ не заработали. Все факторы и элементы, конституирующие функционально-способную рыночную экономику, включая конкуренцию действий и результатов как инструмент координации, практически отсутствуют. Это показывает принципиальную исчерпанность либерализационных форм реформирования и безальтернативную необходимость усиления всех регулирующих функций государства как в экономике, так и во всех других сферах общественной жизнедеятельности.
Причем реальность нынешней ситуации жестко ставит вопрос не просто о расширении регулирующего воздействия государства на экономику и вовлечении в его орбиту новых сфер и видов деятельности, а о пересмотре самой концепции государственного регулирования, в первую очередь ее качественных параметров, выводящих роль государства за рамки выработки правил игры субъектов рынка и контроля за их соблюдением. Государство должно выступить теперь в качестве главного гаранта жизнеспособности и эффективного функционирования экономической системы и одновременно активным организатором и координатором экономических усилий, определяющим оптимальные цели и параметры общественного развития, создающим условия и механизмы их достижения. Речь идет, следовательно, о формировании новой целостной системы государственного регулирования экономики и социальной сферы, соответствующей нынешнему этапу трансформационного процесса в России.
Степень разработанности проблемы. Формы и границы регулирующих функций государства в различных экономических системах рассматриваются в экономической науке с самого ее возникновения. Практически нет ни одной школы или направления экономической мысли, в которых бы представители самых различных ветвей системы экономического знания и точек зрения на экономическую реальность не были бы вынуждены определенным образом решать эту макроэкономическую проблему. Это решение в свою очередь во многом определяло все остальные положения и выводы экономической теории.
Проблемы масштабов форм и границ государственного вмешательства в экономику занимают важное место в трудах выдающихся представителей зарубежной экономической науки, таких, как А. Смит, Д. Рикардо, Дж. М. Кейнс, М. Фридмен, С. Харрис, Дж. Робинсон, Ф. Хайек, К. Мак-коннелл, С. Брю, Дж. Соррос, Дж. Стиглиц, Я. Корнай, X. Ламперт, М. Маколи, К. Маркс, Н. Мэнкью, В. Ойкен, J1. Мизес, Г. Россер, Д. Сакс, П. Самуэльсон, П. Хейне, С. Фишер, JI. Бальцерович, Л. Эрхард, Й. Шумпетер, Дж. Крегель, В. Краус.
Широкое осве щение различные аспекты экономической роли государства получили также в работах отечественных экономистов: Л. Абалкина,.
A. Ахмадуева, Н. Барабанова, Т. Беридзе, И. Бугаяна, А. Бузгалина, С. Глазьева, Н. Елецкого, В. Игнатова, Т. Игнатовой, Е. Короткие, Н. Кетовой,.
B. Кушлина, А. Лившица, О. Мамедова, А. Модина, Ю. Ольсевича, И. Осадчей, Р. Радаева, М. Туган-Барановского, Л. Ходова, А. Юданова.
Анализ имеющейся литературы показывает, что хотя очень многие стороны взаимодействия государства и экономики на различных исторических этапах их развития достаточно обстоятельно и глубоко проанализированы и изучены, многие вопросы требуют дальнейшего исследования. Это обусловлено уже тем, что предмет постоянно развивается и изменяется так же, как конкретно-исторические условия каждой отдельной страны, в которой и ее национальное государство, и экономическая система, и сам характер их взаимосвязи в определенный период есть нечто особенное и неповторимое.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является разработка методологических основ формирования целостной системы государственного регулирования экономики на основе истори-ко-динамического и структурно-функционального подходов к регулирующим функциям государства в кризисной ситуации.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие основные задачи:
— выделяются этапы и фазы развития государственности и государства на основе критики классового подхода к природе и сущности государства;
— анализируются основные концептуальные линии понимания экономической роли государства как адекватные отражения определенных этапов развития и усложнения реальности взаимодействия государства и экономики;
— исследуются состав и структура регулирующих функций государства;
— выявляется иерархия целей, средств и инструментов государственной экономической политики;
— характеризуются сущность и природа кризисов как необходимых фаз цикличного развития любых систем;
— обосновываются сущностные признаки современного российского кризиса и возможная последовательность выхода из него;
— определяются компоненты стратегической программы активизации регулирующих функций государства.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является государственное регулирование экономики на разных этапах его развития и в его различных типах. Предметом исследования является системная организация регулирующих функций государства и концептуальные основы государственного антикризисного регулирования.
Методологической и теоретической базой исследования явились исследования отечественных и зарубежных ученых-экономистов по кругу изучаемых проблем, законодательные акты органов представительной власти, Указы Президента России, постановления и распоряжения правительства. В работе использованы концептуальные положения системного подхода и системного анализа в единстве историко-генетического и функционально-структурных аспектов, а также методы восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического, анализа и синтеза.
Положеция диссертации, выносимые на защиту:
1. Формирование новой, целостной системы государственного регулирования экономики, соответствующего нынешней кризисной ситуации российского общества, предполагает создание методологической базы, исходной основой которой является развитие историко-динамической концепции государственности и государства и последовательное преодоление механистических представлений о государстве.
2. Каждому из этапов и форм развития государства и экономики соответствует определенный способ их взаимодействия, формирующий роль, место и границы государственного регулирования экономики. Последнее не является статичной структурой, а наоборот, представляет собой усложняющуюся систему связей и отношений, которая на каждом историческом этапе развития общества, государства и экономики разворачивается в конкретно-историческую форму регулирующих функций государства.
3. Наиболее теоретически конструктивной и практически значимой интерпретацией представлений экономической науки о роли и месте государства в экономике является не изображение развития экономической мысли как череды сменяющих друг друга точек зрения, борьбы разных и противоположных подходов, а как адекватных отражений определенных этапов постоянно развивающейся и усложняющейся реальности взаимодействия государства и экономики. Степень практичности теоретических концепций соответствует степени развитости государства, масштабам и сложности экономических систем, а преимущества и возможности каждой из них раскрываются в своих характерных конкретно-исторических условиях.
4. Разрушение прежней системы планово-централизованного регулирования экономической деятельности и отсутствие новой, которую не удалось создать в ходе реформ, воспроизводит заново важнейшую задачу начального периода трансформационного процесса, но уже с учетом целого ряда отягчающих обстоятельств, главным из которых является ситуация системного кризису во всех областях общественной жизни.
5. Создание нового, соответствующего сложившимся историческим реальностям типа государственного регулирования экономической деятельности в качестве основной методологической предпосылки включает формирование системных представлений о регулирующих функциях государства. Они связаны внутренней структурой, иерархией целей, средств и приоритетов, со-подчиненностью и зависимостью, уровнем и балансом различных интересов и представляют собой органическое целое.
6. Государственное регулирование экономики в статусе подсистемы входит в целостный комплекс общественных функций государства, подчиняется уровню общенациональных целей и выступает в качестве решающего средства их достижения через осуществление двух фундаментальных направлений: стимулирования динамичного экономического роста и создания баланса экономических интересов, призванных сохранить и укрепить существующий общественный строй в качестве устойчивой, равновесной и в то же время динамически развивающейся системы.
7. Системообразующим характером в комплексе собственно экономических регулирующих функций государства обладает его деятельность по созданию и поддержанию конкурентной среды как важнейшего элемента, конституирующего функциональную способность рыночной экономики. Институциональное и инфраструктурное обеспечение действия рыночного механизма координации может интерпретироваться как включенное в функциональные границы создания конкурентной среды в широком смысле.
8. Кризис российской государственности — наиболее существенная черта, определяющая глубину и тяжесть современного системного кризиса, а преодо ление слабости государственной власти и органов управления выступает исходным и решающим условием позитивных сдвигов по преодолению всех негативных последствий кризисной ситуации, в том числе достижения эффективности регулирующих функций государства в экономической области.
9. Воссоздание сильного и активного государства явится в свою очередь ключевым условием формирования и реализации целостной системы государственного регулирования экономики и социальной сферы на базе разработки стратегии экономического и социального развития страны на длительную перспективу, учитывающей коренные национальные интересы и включающей реализацию основных направлений государственного антикризисного регулирования: повышение инвестиционной активности, проведение активной промышленной политики, вытеснение теневой экономики, борьбу с криминалом в хозяйственной и финансово-кредитной сферах и т. д.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
— обоснована необходимость историко-динамической концепции масштабов, характера и границ государственного регулирования экономики на базе выделения этапов становления и развития государственности и критики механистического подхода к государству как к «аппарату насилия» ;
— предложена оценка степени практичности ведущих направлений экономической мысли по степени адекватности отражения ими характера завершенности формирования государства и сложности экономических систем, включающей констелляцию особых исторических условий;
— построена структурная схема форм и функций государственного регулирования экономики как системы с иерархией целей, средств и приоритетов, представляющая собой органическое целое;
— выделен системообразующий характер функции по созданию и поддержанию конкурентной среды, вокруг которой концентрируется весь спектр как собственно экономических, так и институциональных и инфраструктурных обеспечивающих и регулирующих функций государства;
— проведена дифференциация инструментального уровня государственного регулирования по характеру и направленности методов и моделей, соответствующих определенному сочетанию методов;
— определен исходный и решающий фактор формирования активной регулирующей .роли государства через преодоление кризиса российской государственности, воссоздание сильного, активного государства, способного последовательно добиваться выполнения принятых решений;
— представлены концептуальные основы стратегической программы государственного антикризисного регулирования, учитывающие стимулирование динамического экономического роста и создание баланса экономических интересов.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем разработки проблематики. Результаты работы могут быть использованы в процессе дальнейшей разработки принципов создания нового типа государственного регулирования экономики, соответствующего нынешнему этапу трансформационного процесса в России, характеризующегося завершением первого, переходного этапа экономических и политических реформ. Разработанные в диссертации методологические подходы и принципы могут быть особенно полезными при формировании системных представлений о регулирующих функциях государства и создании целостной системы государственного регулирования экономической и социальной сферы, что становится сейчас элементом долгосрочной общенациональной стратегии развития.
Материалы диссертации могут быть также использованы при разработке и преподавании учебных курсов в вузах соответствующего профиля по дисциплинам «Экономическая теория» и «Государственное регулирование экономики» .
Апробация работы. Результаты исследования докладывались соискателем на межрегиональной научно-практической конференции «Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления». Майкоп, март 1999 г.
По результатам исследования автором опубликованы следующие работы общим объемом 4,6 п.л.:
1. Способы осуществления региональной политики в странах развитой рыночной экономики // В кн. «Технологии управления социально-экономическими процессами в регионе». Майкоп — Ростов-на-Дону, 1999 — 0,2 п.л.
2. Региональная экономическая политика: основные направления и формы реализации. // Региональные стратегии и технологии экономического развития. / Под ред. проф. Ишатовой Т. В. Ростов-на-Дону: СКАГС, 1999;0,6 п.л.
3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. // Технологии и формы международного экономического сотрудничества. / Ростов-на-Дону: СКАГС, 1999;1,3 п.л. (в соавторстве).
4. Системное единство форм и функций государственного регулиро вания экономики. Ростов-на-Дону: СКАГС, 2000;2,5 п.л.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Сложившаяся к настоящему времени политическая, экономическая и социальная обстановка в России, ситуация системного кризиса, поразившего все основные формы жизнедеятельности общества, показывает исчерпанность либерализационных форм реформирования общества и безальтернативность усиления всех регулирующих функций государства как в экономике, так и во всех других сферах жизни общества.
2. Создание новой, целостной системы государственного регулирования экономики и социальной сферы требует создания методологической базы всестороннего исследования регулирующих функций государства как в аспекте их природы и сущности, так и в особенностях конкретно-исторической ситуации их осуществления.
3. Исходной методологической предпосылкой понимания масштабов, характера и границ государственного регулирования экономики является представление о государственности и государстве как исторически развивающихся динамичных реальностях, что предполагает преодоление механистического подхода к государству, концентрирующемуся в классовом подходе к нему как к «аппарату насилия» .
4. Государство, как и экономика, проходит в своем развитии определенные этапы и фазы, каждой из которых соответствует особая форма и способ взаимодействия. Поэтому характер этого взаимодействия не есть нечто застывшее и неизменное, а, наоборот, представляет собой постоянно развивающуюся и усложняющуюся систему связей и отношений, которая на каждом историческом этапе развития общества, государства и экономики разворачивается в конкретно-историческую форму регулирующих функций государства.
5. Динамичный характер государственного регулирования экономики по содержанию, составу и границам нашел свое отражение в развитии экономической науки, в появлении, становлении, борьбе и смене различных точек зрения на формы и границы регулирующих функций государства. При этом различия и противоположности подходов являются не просто ограниченными или неистинными взглядами на один и тот же предмет, а гораздо в большей степени адекватными отражениями определенных этапов постоянно развивающейся и усложняющейся реальности взаимодействия государства и экономики.
6. Классическая школа и монетаризм, с одной стороны, и кейнсиан-ство с его современными продолжениями и модификациями, с другой, являлись и являются не только закономерными необходимыми этапами развития экономической мысли, но и этапами объективного формирования предмета — регулирующей роли государства в современных экономических системах. И монетаристская концепция, выделяющая «рамочные» функции государства, и кейнсианская, требующая принципиально большей активности государства в его воздействиях на экономику, сохраняют важное познавательное и практическое знамение и сегодня. Степень практичности этих ведущих направлений экономической мысли соответствует степени характера развитости государственности и масштабам и сложности экономических систем. Преимущества и возможности каждой из них раскрываются в своих характерных конкретно-исторических условиях.
7. Несколько особое место на магистральном пути развития экономической мысли занимает концепция социального рыночного хозяйства, которая в определенном отношении смыкает крайности монетаризма и кейнсианства. Эта концепция, относящаяся к определенной совокупности предпосылок и условий, обладает тем достоинством, что многие ее элементы чрезвычайно актуальны для нынешней исторической ситуации, сложившейся в современной России, ситуации системного кризиса как государственности, так и экономики.
8. Основным результатом и следствием государственного регулирования в России периода советской истории явилось практическое доведение регулирующих функций государства до абсурда командно-адмнист-ративной системы директивного, централизованного планирования.
Опыт такого управления и планирования со всей убедительностью показал, что эта система координации не в состоянии решать проблемы многообразной индустриальной экономики, а способна лишь к решению строго ограниченных, локальных задач ценой неимоверных усилий, не разбираясь в средствах и не считаясь с затратами.
9. Разрушив прежнюю систему государственного регулирования и координации экономической деятельности в ходе реформ, мы, однако, не создали новую, что и явилось главной причиной неудачного итога реформирования, приведшего в настоящее время страну к кризисной ситуации во всех областях общественной жизни. Поэтому задача, перед которой российское общество стояло в начале переходного периода, воспроизводится заново, но уже с учетом целого ряда отягчающих решение этой задачи обстоятельств.
10. Основной методологической предпосылкой создания нового, соответствующего сложившимся историческим реальностям типа государ* ственного регулирования экономической деятельности является формирование представления о регулирующих функциях государства как о системе, имеющей внутреннюю структуру, иерархию целей, средств и приоритетов и представляющую собой динамически развивающееся органическое целое.
11. Состав и структура форм и функций государственного регулирования экономики как системы входит в целостный комплекс общественных функций государства и подчиняется уровню общенациональных целей обеспечения национальной безопасности и достижения национального благосостояния. По отношению к этим целям госрегулирование экономики выступает решающим средством в статусе подсистемы. Иерархия регулирующих функций государства сама имеет уровень целей, средств, более или менее приближенных к реализации целевых функций, и инструментальный уровень, включающий конкретные инструменты осуществления государственной экономической политики.
12. Фундаментальным характером в системе государственного регулирования экономики обладают направления его деятельности по стимулированию динамичного экономического роста и созданию баланса экономических интересов в стране, призванное сделать существующий общественный строй устойчивой, равновесной и вместе с тем развивающейся системой, учитывающей коренные цели развития страны и долговременные интересы населения в целом.
13. Конкретная реализация фундаментальных направлений экономической деятельности государства осуществляется через системообразующую функцию создания и поддержания конкурентной среды. Осуществление конкурентной политики является наиболее сложным и трудно реализуемым звеном государственной регулирующей деятельности в переходных экономиках, связанным с характером самого трансформационного процесса. Поддержание конкурентной среды равнозначно обеспечению эффективного функционирования рыночного механизма координации, поэтому оно образует исходную и основную экономическую, в собственном смысле слова, регулирующую функцию государства в рыночном хозяйстве. Вокруг деятельности государства по созданию и поддержанию конкурентной среды вращается весь спектр как собственно экономических, -гак и институциональных и инфраструктурных обеспечивающих и регулирующих функций.
14. Инструментальный уровень регулирующих экономическую сфе-^ ру функций государства дифференцируется на административные и экономические методы регулирования, прямые и косвенные. Определенному сочетанию этих методов соответствуют три модели регулирования: императивная, индикативно-информационная и экономико-параметрическая. Последняя модель наиболее предпочтительна для переходных, трансформационных экономических систем, хотя и трудно достижима в их условиях незавершенности институциональных и инфраструктурных формообразований.
15. Разработка концептуальных основ новой целостной системы государственного регулирования для современной России предполагает всесторонний учет конкретности нынешней исторической ситуации, главной особенностью которой является протекание трансформационного процесса в обстановке жесточайшего кризиса, охватившего практически все сферы общественной жизни, что позволяет характеризовать этот процесс как системный. В связи с этим одним из методологических условий понимания конкретности ситуации становится выяснение природы и специфики кризисов вообще, их места и роли в развитии общества.
16. Фаза кризиса выступает как наиболее сложный, противоречивый и вместе с тем совершенно необходимый период в динамике любой системы вообще и тем самым любого общества, государства и экономики. Кризис завершается либо переходом системы в качественно новое состояние, либо ее гибелью и переходом к другой системе. Особенностью экономических кризисов является способ выхода из них через увеличение масштаба инвестиций и расширение спроса на потребительские товары и услуги, которые инициируют обновление основного капитала, базисные инновации, глубокие изменения техники производства и обмена. Государство при этом практически всегда выступает как инициатор и двигатель антикризисных программ. Понимание кризисов не как аномалий, а как необходимых моментов цикличного развития инициирует прогнозные исследования, завершающиеся принятием определенного варианта системы рекомендаций по выходу из кризиса на основе прогноза.
17. Наиболее существенной чертой, определяющей глубину и тяжесть современного российского кризиса, является кризис государственности, среди разных измерений которого выделяются слабость государства и кризис федерализма. Поэтому исходным и решающим условием позитивных сдвигов по преодолению всех негативных последствий кризисной ситуации, дошедших до критической черты, может быть только преодоление слабости государственной власти и органов управления. Ключ к возрождению и подъему России находится сегодня в государственно-политической сфере. Вне этого условия никакой эффективности регулирующих функций государства в экономической области не удастся добиться.
18. При условии воссоздания сильного, активного государства, способного принимать принципиальные решения и последовательно добиваться их выполнения, становится реальной и осуществимой задача формирования целостной системы государственного регулирования экономики и социальной сферы, основными элементами которой станут:
— разработка стратегии экономического и социального развития страны на длительную перспективу, учитывающей коренные национальные интересы и обеспечивающей их баланс среди разных групп и слоев населения;
— первое место в этой стратегической программе принадлежит стимулированию динамичного экономического роста через повышение инвестиционной активности;
— проведению активной промышленной политики, ориентированной на приоритетное развитие отраслей научно-технического прогресса, и осуществлению рациональной структурной политики, обеспечивающей оптимальное соотношение экономических форм, должно соответствовать содействие отечественным производителям, стремящимся к инновациям и повышению конкурентоспособности продукции, принятие государством мер по контролю за движением капиталов, вытеснению теневой экономики и борьбе с криминалом в хозяйственной и финансово-кредитной сферах.
Список литературы
- Абалкин J1. И. Роль государства и борьба с экономическими догмами. 1998, № 9.
- Абалкин Л.И. Перспективы экономики России на исходе XX века.//Эконо-мист, 1996, № 12.
- Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики.//Вопросы экономики, 1997. № 6.
- Агапова Т. Макроэкономика. М. 1997.
- Адуков А. Реформирование экономики и взаимодействие центра и регионов РФ. //Вопросы экономики. № 6, 1996 г.
- Алклычев А. Политика цен и воздействия на экономические процессы.// Экономист, 1998, № 5.
- Андрианов В. Государственное регулирование и механизмы саморегулирования в рыночной экономике.//Экономисг. № 5, 1996.
- Ахмедуев А. Предпринимательство в регионе, условия развития и государственное регулирование.//Экономист. № 12, 1994.
- Байбаков Н. «Государство должно обозначить границы своей ответственности.». // Экономист, 1999. № 8.
- Бем Ф. Свобода конкуренции и свобода картелей. В кн.: Концепция хозяйственного порядка. Учение феодолиберализма. М., 1997 г.
- Б им А. С. Экономическая политика в условиях кризиса государственности и неопределенности реформаторских стратегий. Вопросы экономики. № 9, 1993.
- Бим А. С. Социальные и политические проблемы современных экономических реформ в России. «Общество и экономика», № 1, 1993.
- Богданов А.А. Тектология, Всеобщая организационная наука. Кн. 1. М.: Экономика, 1989.
- Бокарева Л. О стратегии государственного регулирования экономики.// Экономист, 1993, № 7.
- Бугаян И.Р. Малый бизнес: роль в мировой экономике и значение для России. Юсновные проблемы становления и развития системы местного самоуправления в городах АГЮР. Росгов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1996.
- Бузгалин А.В. Переходная экономика. М.: Таурус, 1994.
- Бузгалин А.В., Колганов А. И. Введениё в компаративистику. М.: Тау-рус, 1997.
- Бурак П. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка.//Российский экономический журнал. № 2, 1996.
- Бхадури А., Ласки К., Левчик Ф. Переход от командной к рыночной системе: что не получилось и что теперь делать? (Русское изд.). Вена, 1993.
- Валентей С.Д. Российские реформы и российский федерализм//Федера-лизм, 1996. № 1.
- Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве.//Мировая экономика и международные отношения, 1992, №№ 10, 11.
- Вардомский Л., Самбурова Е. Предпринимательство в России: региональные различия.//Проблемы теории и практики управления. № 2, 1996.
- Введение в рыночную экономику. Под ред. А .Я. Лившица, И. Н. Никулиной. М.: «Высшая школа», 1994, гл.: 4, 7, 18, 19.
- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
- Водяно А. Новые инструменты государственного регулирования инвес-тиций.//Проблемы теории и практики управления. № 5, 1996.
- Вольский А., Черномырдин В. Государственное регулирование: больше, разумнее, честнее.//Экономика и жизнь. № 9, 1994.
- Высоков В.В. Муниципальное хозяйство в переходной экономике.//Ос-новные проблемы становления и развития системы местного самоуправления в городах АГЮР. Росгов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1995.
- Гайдуков В. Конструктивная региональная политика в условиях кризисной экономики.//Проблемы теории и практики управления. № 2, 1996.
- Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
- Глазьев С. Как добиться экономического роста?//Российский экономический журнал. № 5−6, 1996.
- Глазьев С. Экономике управляемый режим производства и роста.// Проблемы теории и практики управления. № 1, 1996.
- Горланов Г. В. Проблемы взаимодействия федерального центра и регионов. В кн.: Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровни. М., 1997.
- Граждан В. От чего зависит действенность государственного управле-ния.//Проблемы теории и практики управления. № 1, 1996.
- Губанов С. Перспектива переход к государственно-корпоративной экономике. 1998, № 6.
- Гусев А.К. Инвестиционная деятельность в регионах России.//Вопросы экономики. № 3, 1995.
- Гусева К., Федотов А. Повышение инвестиционной активности и региональной стратегии структурных преобразований.//Экономисг. № 2, 1994.
- Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979.
- Дж. Стиглиц. Куда ведут реформы (к десятилетию начала переходных процессов). Вопросы экономики, 1999- № 7.
- Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель: Пер. с англ. СПб.: Автокомп, 1992.
- Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика./Пер. с англ. СПб. 1994.
- Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика./Пер. с англ. М.: 1997.
- Евсеенко А.В., Некротовский К. В. Управление конкуренцией при формировании рыночной экономики. ЭКО. 1997. № 9.
- Дудкин В. Саморегулирование и регулирование рыночной экономики. 1998. № 5.
- Елецкий Н.Д. Государство и проблема социальных приоритетов в период формирования рынка. В кн. Формирование и механизм функционирования рыночной экономики. Материалы научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1995.
- Зяблик Н.Г. Государство и малый бизнес. М.: Наука, 1987.
- Игнатов В.Г. Эффективные технологии государственного и муниципального управления необходимое условие укрепления российской государственности. В кн. «Проблемы теории и форм управленческих технологий», Майкоп — Ростов н/Д, 1990 г.
- Игнатова Т.В. Концептуальные подходы к оценке эффективности административных реформ. В кн. «Проблемы теории и форм управленческих технологий», Майкоп Ростов н/Д, 1990 г.
- Игнатова Т.В. Эффективность структурной политики в переходный период. В кн. «Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России», 1999.
- Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881.
- Илларионов А. «Мифы и уроки августовского кризиса». Стр. 4. Вопросы экономики. 1999. № 10.
- Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. соч. в 10 томах. Т. 1. М., 1993.
- Ионов М. Роль государства в экономике.//Экономист, 1995. № 8.
- Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. М.: 1978.
- Клименко А. Экономические функции государства в период рыночной реформы. Вестник Московского университета. № 6, 1993.
- Кокин Ю.П. Социальное партнерство: предпосылки, противоречия и условия формирования в России. В кн.: Государственное регулирование экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровни. М., 1997.
- Кондратева Т.К. Государственное регулирование экономики на первом этапе перехода к рынку .//Вестник Московского университета. Серия 6 «Экономика», 1994, № 6.
- Коржов Г. В. Экономическая безопасность России. М.: ВНИИ ВС. 1996.
- Корнай Я. Путь к свободной экономике: Пер. с англ. М., 1990.
- Королев И. Мировая экономика после финансового кризиса.//Мировая экономика и международные отношения, 1998. № 7.
- Коротюк Е.В. «Генезис регулирующей роли государства» в кн. Роль государства в экономике: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.
- Краус В. «Социальное рыночное хозяйство». Издание фонда Людвига Эрхарда, 1989.
- Кушлин В. Государственное регулирование экономики: цели, теоретические модели, практика.//Экономисг, № 2, 1995.
- Ламперт X. Социальная рыночная экономика: германский путь: Пер. с нем. М.: Дело, 1993.
- Лексин В., Мильнер Б., Швецов А. Экономические отношения и управления в условиях федерализма.//Вопросы экономики. № 9, 1994.
- Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения.//Российский экономический журнал. № 2, 1996.
- Лившиц А. Государство в рыночной экономике (краткий спецкурс).// Российский экономический журнал, 1992: № 7, 10, 11, 12- 1993: № 1.
- Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей./Пер. с англ. М.: 1992.
- Лубнев Ю. Государственное регулирование экономики. Курс лекций, 1997.
- Львов Д. Научно обоснованная альтернатива была и есть //Российский экономический журнал. 1995 г., № 5−6.
- Магомедов Ш., Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики.//Экономист, 1999. № 8.
- Мазаев В., Шишкин С. Формирование правового поля хозяйственной деятельности.//Российский экономический журнал. № 5−6, 1996.
- Макарова Н., Беденков А. Социально-экономическое положение регионов России.//Вопросы экономики. № 3, 1995.
- Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: «Республика», 1992, т. 1, гл. 2,6- т. 2, гл. 33, 34.
- Макконнелл К., Брю С. Экономикс./Пер. с англ. М.: 1992.
- Маколи М. Становление новой российской государственности. Опыт прогноза. Политические последования. № 3, 1993 г.
- Мамедов О.Ю. Основы экономической теории. Краткое учебное пособие Росгов-на-Дону, Изд-во РГУ, 1993, лекция 12.
- Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1−3.
- Мовсесян А. О стратегии государственного регулирования экономики. 1998, № 10.
- Модин А. Организационные функции государства в процессе движения к рыночной экономике.//Российский экономический журнал, 1993, № 1.
- Мэнкью Н.Г. Макроэкономика: Пер. с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
- Нахамкин А. Модель регулирования рыночной экономики.//Российский экономический журнал. № 12, 1993.
- Нестеренко А. Государство и рынок в посткоммунистической экономи-ке.//Мировая экономика и международные отношения, 1993, № 10.
- Нестеренко А. Становление рынка и роль государства.//Мировая экономика и международные отношения, 1993. № 10.
- Нешев С. Государственное регулирование конкуренции в переходный период.//Проблемы теории и практики управления. № 3, 1996.
- Ноздрань Н. Трансформация российской экономики как циклический процесс.//Вопросы экономики. № 10, 1996.
- Ойкен В. Основные принципы экономической политики: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1995.
- Ольсевич Ю.Я. Трасформация хозяйственных систем. М.: ИЭ РАН 1994.
- Осадчая И. Эволюция кейнсианства в условиях «консервативного сдвига» .//Мировая экономика и международные отношения, 1990, № 9.
- Осипов Ю.М. Российская реформация и государство. Вестник Московского университета. № 3, 1993.
- Пайда Г., Мамедов О. Архитектор макроэкономики Кейнс.//Библиотека экономических спецкурсов. Ростов-на-Дону. 1997.
- Папава В. Роль государства в современной экономической системе.// Вопросы экономики, 1993. № 11.
- Плышевский Б. Условия восстановления государственного регулирования экономки.//1998, № 6.
- Ппов В. «Динамика производства при переходе к рынку: влияние объективных условий и экономической политики». Вопросы экономики, 1998 г.
- Попова В. Роль государства в современной экономической системе. Вопросы экономики. № 11, 1993.
- Попов В. «Уроки валютного кризиса в России и в других странах». Воп• росы экономики, 1999. № 6.
- В. Путин. Россия на рубеже тысячелетия. Российская газета. 31 декабря 1999 г.
- Роль государства в экономике. Учебное пособие. По ред. В. Н. Овчинникова, О. С. Белокрыловой. Ростов н/Д, 1997.
- Россер Г. Уроки для возникающих в Восточной Европе рыночных экономик. Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы./ Пер. с англ. М.: РГГУ, 1994.
- Россия на пути к 2000 году. Вопросы экономики. № 1, 1997.
- Самсон И. Придет ли Россия к рыночной экономике?//Вопросы экономики. 1998. № 8.
- Самуэльсон П. Экономика. М.: «Апгон», 1992, т. 1, гл. 9, 10.
- Синягов А. Государственное управление при формировании рыночных отношений .//Экономист, № 9, 1994.
- Скопин А. Региональная политика и экономическая безопасносгь.//Воп-росы экономики. № 1, 1995.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: Пер. с англ. М.: Соцэкгиз, 1962.
- Соколинский В., Исалова М. Экономическая политика России: проблема выбора.//Мировая экономика и международные отношения, 1995. № 4.
- Солодовникова И. Экономические механизмы государственного регулирования инвестиционной деятельности.//Проблемы теории и практики управления. № 6, 1995.
- ИЗ. Соррос Дж. Кризис мирового капитализма: открытое общество в опасности. 1999.
- Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М.: Издательство МГУ — инфра-М, 1997.
- Студенцов В. Государство и естественные монополии//МЭиМО, 1995. № 9.
- Супян В. Государственная поддержка предпринимательства в США (региональный аспект).//Проблемы теории и практики управления. № 3, 1994.
- Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепций.//Мировая экономика и международные отношения, 1998. № 10.
- Туган-Барановский М. Избранное: Периодические промышленные кризисы: История английских кризисов. Общая теория кризисов.119. «Философия. Политика. Экономика». Академия развития, Ярославль, 1997.
- Хавина С. Многообразие типов смешанной экономики за рубежом.// Вопросы экономики, 1993, № 1.
- Шахмалов Государство и экономика. М.: 1999.
- Швыков Ю.М. Государственное регулирование экономики.//Экономист, 1996. № 8.
- Шишков Ю. Экономическая роль государства в современном мире.// Экономист, 1999. № 1.
- Шпилько Г. Теории и методы регулирования капиталистической экономики. М.: 1975.
- Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государ ственной поддержки.//Российский экономический журнал. № 5−6, 1996.
- Экономика. Под ред. Булатова А. С. М.: Издательство «БЕК», 1995.
- Эрхард JI. Благосостояние для всех: Пер. с нем. М.: Начало-Пресс, 1991.
- Юданов А. «Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие».
- Яковец Ю. Циклы. Кризисы. Прогнозы. 1999.
- J. Tobin Keynes and the Modern World. Combridge, 1983.132. «Setting National Priorities. The 1984 Budget» Washington. 1983.
- World Bank. The State in a Changing World. World development report. Washington: D.C., 1997.1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- Закон города Москвы «О порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 16 октября 1996 года. № 23. Деловая Москва сегодня. № 1, 1997.
- Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления». /Российская газета. 1 сентября, 1995.
- Постановление главы администрации области от 10 мая 1994 года № 120 «Об утверждении региональной программы поддержки малого предприни мательства».